Конспект урока по литературному чтению на тему "А.Измайлов "Кукушка", А. Крылов "Осёл и соловей"" (4 класс)

Тема урока : А. Е. Измайлов «Кукушка», «Лестница», И. А. Крылов «Осел и соловей»

Тип урока : урок усвоения новых знаний

Образовательная цель: учебно-информационные-сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя. Познакомить с баснями русских баснописцев; закрепить литературоведческие понятия «басня», «мораль», «баснописец», «олицетворение».

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целепологание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Ход урока:1. Настрой

2. Проверка домашнего задания.

На протяжении нескольких уроков мы читали произведения, которые объединены одной темой, какой? (Басни. Русские баснописцы.)

Что такое басня? (Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.)

Кого называют баснописцами?( Баснописцами называют создателей басен.)

Что осуждают и высмеивают баснописцы?(Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.)

Что такое ирония? (Ирония – тонкая, скрытая насмешка.)

В баснях используется аллегория. Что это такое?(Аллегория – это “иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка … )

Выразительное чтение подготовленной басни «Крестьянин в беде» И.А. Крылов

- Какую цель поставим перед собой на уроке? ( Познакомиться с новым произведением.Обсудить особенности нового произведения и определить его жанр, т.е. доказать или опровергнуть, что данное произведение является басней.)

3. Отгадайте загадку:

В лесу на дереве живёт,
Свои яички сносит.
Но, так как гнёзд она не вьёт,
Соседям их подбросит.
Идем мы в лес собрать букет
На солнечной опушке.
И сколько жить осталось лет
Мы спросим у …
(Кукушки)

О ком мы сегодня будем читать?

Что вам известно об этой птице?

Кукушки – перелетные птицы. Появляются у нас в лесах во второй половине апреля.

Сами кукушки гнезд не строят, а находят готовые гнезда других птиц.. Обычно кукушка откладывает 1 яйцо, которое такой же величины, как и яички в гнездах других птиц, то есть совпадают и размеры, и цвет. Потому-то хозяева и не видят подмены. Кукушонок появляется на свет первым и начинает выбрасывать других птенцов, пока не останется только он. Но утверждают, что бывают случаи, когда родители выкармливают и кукушонка, и оставшихся своих птенцов.

Взрослые кукушки истребляют насекомых-вредителей леса. Пищу их составляют личинки, мохнатые гусеницы, волоски которых при переваривании втыкаются в стенки желудка. Другие птицы из-за этого-то их и не едят, боятся. А кукушки очень их любят и много съедают, тем самым спасают лес Поэтому кукушка является полезной птицей.

Так, хотя яиц своих эта птица и не высиживает, но спасает наши леса.

Но все же, почему кукушка поступает именно так, а не высиживает птенцов сама?

Дело в том, что она совершает кладку каждого яйца с промежутком в несколько дней, а за лето откладывает до 15 яиц. Если бы она выращивала птенцов сама или даже в паре с самцом, прокормить такую ораву они не смогли бы. К тому же из-за большого промежутка между кладками в гнезде жили бы разновозрастные птенцы - самый старший уже вовсю кричит, а младший еще даже не вылупился. Нужно одновременно и насиживать яйца и кормить потомство. Разве возможно все успеть?

Кто автор этого произведения? (Александр Ефимович Измайлов)

Стр. 48 Рубрика «Обрати внимание»

4. Чтение басни учителем.

- Какое впечатление у вас после прослушанного произведения?

5. Самостоятельное чтение басни.

- Подумайте правильно ли кукушка оценила пение соловья и своё пение? (Кукушка неверно оценила своё пение и пение соловья: «По соловьиному и я петь научилась. Для вас, извольте, пропою точнехонько, как он».)

6. Анализ басни:

- Какие пороки людей показывает баснописец? Объясните.

(Баснописец показывает Пороки: невежество, глупость, самолюбование.)

- Подумайте, какие слова можно считать моралью этой басни. Прочитайте.

Поговорка: относись к людям так как бы ты хотел чтобы относились к тебе- не надо хвастаться и хвалить себя

Не нужно хвастаться выдуманными талантами, ведь на деле может оказаться, что кроме "ку-ку" ничего не умеешь

Баснописец показывает хвастливость самоуверенных людей.

Р.Т. стр 22 зад.2 – запишите мораль басни

7 . Моделирование обложки:

К какому жанру относится прочитанное произведение? Докажите.

Что еще есть у басни? (название и автор)

8. Хрестоматия 1 стр. 119 «Осёл и соловей» читает подготовленный ребёнок.

Какие пороки людей показывает И.А. Крылов?

Какова мораль басни?

Избави бог и нас от этаких судей

Осёл же совершенно не разбирается в пении, но оценивать Соловья считает возможным. За неимением слуха и понимания прекрасного, посчитал, что даже петух спел бы лучше. Крылов здесь передает абсурдность сложившейся ситуации и моралью в последней строчке басни подводит итог: браться судить о том, о чем даже не имеешь представления – глупо. Осел, сравнивая Соловья с Петухом, сопоставляет две совершенные противоположности, показывая нам отсутствие какого-либо вкуса.

Итог урока:- Удалось нам сегодня доказать, что мы читали басню?

С какими новыми баснями познакомились сегодня на уроке?

Что хотели нам показать баснописцы с помощью этих басен?

Какой урок вы для себя взяли?

Рефлексия. Дом. Задание стр. 47, хр1 стр.119 – 120 выраз. чтение, наизусть по выбору.

Кукушка рисунок

Читать текст басни Кукушка

"Послушайте меня -- я не совру",
Кукушка говорила птицамъ --
Чижамъ, щеглятамъ и синицамъ:
"Была я далеко, въ большомъ, густомъ бору;
Тамъ слышала, чего доселѣ не слыхала,
Какъ соловей поётъ.
Ужь не по нашему! Я хорошо пѣвала,
Да всё не то! Такъ сердце и замрётъ
Отъ радости, когда во весь онъ голосъ свистнетъ,
А тамъ защолкаетъ, иль тихо пуститъ трель:
Забудешься совсѣмъ и голова повиснетъ.
Ну что противъ него свирѣль?
Дивилась право я, дивилась...
Однако же не потаю:
По-соловьиному и я пѣть научилась.
Для васъ, извольте, пропою
Точнёхонько какъ онъ -- хотите?"
-- "Пропой --послушаемъ." -- "Чуръ не шумѣть -- молчите!
Вотъ выше только сяду на суку.
Ну, слушайте жь теперь: ку-ку! ку-ку! ку-ку!"

Кукушка хвастуна на память мнѣ приводитъ,
Который классиковъ-поэтовъ переводитъ.

Мораль басни Измайлова Кукушка своими словами

Хвастовство - плохое дело. Коль не умеешь, не надо говорить и хвалиться. Все равно со стороны видно, как обстоят дела на самом деле.

Герои басни

  • кукушка - хвастунишка
  • птицы

Несколько интересных Басен

  • Басня Эзопа Птицелов и Куропатка

    Текст и анализ басни Птицелов и Куропатка

  • Басня Измайлова Умирающая Собака

    Басня высмеивает скупость. Если всю жизнь только копить, то можно скрягой прослыть. И деньги часто не позволят купить здоровье. Нужно ценить не материальные ценности.

Тема урока : А. Е. Измайлов «Кукушка», «Лестница», И. А. Крылов «Осел и соловей»

Тип урока : урок усвоения новых знаний

Образовательная цель: учебно-информационные-сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя. Познакомить с баснями русских баснописцев; закрепить литературоведческие понятия «басня», «мораль», «баснописец», «олицетворение».

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целепологание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Ход урока:1. Настрой

2. Проверка домашнего задания.

На протяжении нескольких уроков мы читали произведения, которые объединены одной темой, какой? (Басни. Русские баснописцы.)

Что такое басня? (Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.)

Кого называют баснописцами?( Баснописцами называют создателей басен.)

Что осуждают и высмеивают баснописцы?(Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.)

Что такое ирония? (Ирония – тонкая, скрытая насмешка.)

В баснях используется аллегория. Что это такое?(Аллегория – это “иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка … )

Выразительное чтение подготовленной басни «Крестьянин в беде» И.А. Крылов

- Какую цель поставим перед собой на уроке? ( Познакомиться с новым произведением.Обсудить особенности нового произведения и определить его жанр, т.е. доказать или опровергнуть, что данное произведение является басней.)

3. Отгадайте загадку:

В лесу на дереве живёт,
Свои яички сносит.
Но, так как гнёзд она не вьёт,
Соседям их подбросит.
Идем мы в лес собрать букет
На солнечной опушке.
И сколько жить осталось лет
Мы спросим у …
(Кукушки)

О ком мы сегодня будем читать?

Что вам известно об этой птице?

Кукушки – перелетные птицы. Появляются у нас в лесах во второй половине апреля.

Сами кукушки гнезд не строят, а находят готовые гнезда других птиц.. Обычно кукушка откладывает 1 яйцо, которое такой же величины, как и яички в гнездах других птиц, то есть совпадают и размеры, и цвет. Потому-то хозяева и не видят подмены. Кукушонок появляется на свет первым и начинает выбрасывать других птенцов, пока не останется только он. Но утверждают, что бывают случаи, когда родители выкармливают и кукушонка, и оставшихся своих птенцов.

Взрослые кукушки истребляют насекомых-вредителей леса. Пищу их составляют личинки, мохнатые гусеницы, волоски которых при переваривании втыкаются в стенки желудка. Другие птицы из-за этого-то их и не едят, боятся. А кукушки очень их любят и много съедают, тем самым спасают лес Поэтому кукушка является полезной птицей.

Так, хотя яиц своих эта птица и не высиживает, но спасает наши леса.

Но все же, почему кукушка поступает именно так, а не высиживает птенцов сама?

Дело в том, что она совершает кладку каждого яйца с промежутком в несколько дней, а за лето откладывает до 15 яиц. Если бы она выращивала птенцов сама или даже в паре с самцом, прокормить такую ораву они не смогли бы. К тому же из-за большого промежутка между кладками в гнезде жили бы разновозрастные птенцы - самый старший уже вовсю кричит, а младший еще даже не вылупился. Нужно одновременно и насиживать яйца и кормить потомство. Разве возможно все успеть?

Стр. 48 Рубрика «Обрати внимание»

4. Чтение басни учителем.

- Какое впечатление у вас после прослушанного произведения?

5. Самостоятельное чтение басни.

- Подумайте правильно ли кукушка оценила пение соловья и своё пение? (Кукушка неверно оценила своё пение и пение соловья: «По соловьиному и я петь научилась. Для вас, извольте, пропою точнехонько, как он».)

6. Анализ басни:

- Какие пороки людей показывает баснописец? Объясните.

(Баснописец показывает Пороки: невежество, глупость, самолюбование.)

- Подумайте, какие слова можно считать моралью этой басни. Прочитайте.

Поговорка: относись к людям так как бы ты хотел чтобы относились к тебе- не надо хвастаться и хвалить себя

Не нужно хвастаться выдуманными талантами, ведь на деле может оказаться, что кроме "ку-ку" ничего не умеешь

Баснописец показывает хвастливость самоуверенных людей.

Р.Т. стр 22 зад.2 – запишите мораль басни

7 . Моделирование обложки:

К какому жанру относится прочитанное произведение? Докажите.

Что еще есть у басни? (название и автор)

8. Хрестоматия 1 стр. 119 «Осёл и соловей» читает подготовленный ребёнок.

Какие пороки людей показывает И.А. Крылов?

Какова мораль басни?

Избави бог и нас от этаких судей

Осёл же совершенно не разбирается в пении, но оценивать Соловья считает возможным. За неимением слуха и понимания прекрасного, посчитал, что даже петух спел бы лучше. Крылов здесь передает абсурдность сложившейся ситуации и моралью в последней строчке басни подводит итог: браться судить о том, о чем даже не имеешь представления – глупо. Осел, сравнивая Соловья с Петухом, сопоставляет две совершенные противоположности, показывая нам отсутствие какого-либо вкуса.

Итог урока:- Удалось нам сегодня доказать, что мы читали басню?

С какими новыми баснями познакомились сегодня на уроке?

Что хотели нам показать баснописцы с помощью этих басен?

Какой урок вы для себя взяли?

Рефлексия. Дом. Задание стр. 47, хр1 стр.119 – 120 выраз. чтение, наизусть по выбору.