Конспект занятий по автоматизации звука л. Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука л
Задачи:
Образовательные:
- закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.
Коррекционные:
- развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;
- обогащение и расширение словарного запаса;
- закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.
Оборудование :
- кубики-символы для артикуляционной гимнастики, набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка, фигурки из бумаги героев мультфильма «Лунтик».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сегодня нам принесли письмо. От кого — догадайтесь сами. Даю подсказку: он — герой мультфильма. У него много друзей.
Игра «Да-нетка».
(дети задают вопросы, пытаясь определить героя)
Да, это Лунтик. Посмотрим, что в конверте. Да здесь какая-то карта. Лунтик пишет,что он заблудился и найти его можно только с помощью этой карты и заданий, которые к ней прилагаются.
А вот и первое задание.
2. Артикуляционная гимнастика.
Подружка Лунтика, Мила, не умеет выговаривать звук –Л-, но очень хочет научиться. Давайте ей поможем. Но сначала повторим все, что знаем об этом звуке.(складываем из кубиков профиль звука).
Повторяем упражнения:
- Заборчик
- Чистим зубки
- Качели
- Пароход
- Произносим изолированно –Л-Л-Л
Вы молодцы. Справились с первым заданием. И получаете первую подсказку. (4 шага прямо)
Дети, встав из-за стола делают 4 шага и ставят указатель в этом месте.
3. Автоматизация звука [Л] в слогах.
Чтобы получить вторую подсказку, нужно помочь пчеленку собрать нектар с цветков. (По дорлжке летим до ромашки… колокольчика… клубники.., проговаривая слоги)
- ла-ла-ла
- ала-ала-ала
- лу-лу-лу
- улу-улу-улу
- лы-лы-лы
- ылы-ылы-ылы
- ло-ло-ло
- оло-оло-оло
Дети, ваполнив задание, получают следующую подсказку и передвигают указатель.
4. Формирование навыка звукового анализа.
Чтобы получить новую подсказку, необходимо вместе с Кузей разложить яблоки по лукошкам.
- 1 — слова, где Л в начале слова.
- 2- слова, где Л в середине.
- 3- слова, где Л в конце слова.
5. Игровой прием ТРИЗ “вхождение в картину”.
Мы с вами на лужайке вместе с Милой, Кузей и Пчеленком. Закройте глаза и представьте: Светит солнышко, расцветают цветы, поют птицы, летают бабочки.
(музыкальное сопровождение)
Логопед: “Продолжите предложения:
Я ощущаю руками…(холодный мокрый снег, нежные клейкие листочки и т.п.)
Я слушаю….(пение птиц, звон ручья, звон капели)
Я чувствую запах… (Цветов, свежести, влаги, листьев)
6. Автоматизация звука [Л] в предложениях.
Ребята, гусеницы как всегда вредничают. Они перепутали предложения, которые сочинил пчеленок. Помогите их распутать.
- Салат ел Милу.
- Салазки везут Славу.
- Пол упал на стул.
- Футбол уехал на папу.
- Лопатка взяла Лолу.
- Ладони вымыли Клаву.
- Кукла купила Лушу.
- Лук полол Милу.
- Белый платок надел Аллу.
7. Физкультминутка.
А теперь давай прогуляемся по волшебной полянке.
«Любим с Лунтиком играть –
Как кузнечики скакать,
И как пчелки полетать.
На цветочки тихо сели.
Мы вздохнули и уснули».
Ребенок выполняет упражнения:
- скачет на двух ногах;
- машет руками;
- садится на корточки;
- руки под щеку.
8. Развитие фонематического слуха.
Ну, а теперь давайте зарабатывать следующую подсказку. Жабе Клаве и Миле Нужно собрать картинки, которых есть звук -Л-
(произносят слова: Клава скакала, скакала, ….. увидала.) Получают очередную подсказку.
9. Развитие творческих способностей.
Из собранных слов составляют рассказ (метод каталога).
Цель : научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.
В структуру большой группы сказок входят следующие составляющие: положительный и отрицательный герой, зло, причиненное отрицательным героем, борьба положительного героя с этим злом. На помощь и одному, и другому герою могут приходить друзья или волшебства.
Пошел гулять (путешествовать, смотреть…)… Куда?
Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?
Где наши друзья стали жить?
Что стали делать?
Справившись с заданием, получают последнюю подсказку: 4 шага вправо. Находят Лунтика со сладким сюрпризом.
10. Итог занятия. Рефлексия.
Мы с вами сумели найти заблудившегося Лунтика.
Давайте вспомним, кому мы сегодня помогали? Какие задания выполняли. Что понравилось? Ну а Лунтик и его друзья с вами прощаются. До новых встреч.
Бабкова Ольга Сергеевна,
учитель-логопед
МБДОУ д\с №6,
г. Рассказово Тамбовской обл.
Статьи по теме:
Конспект индивидуальной непосредственной образовательной деятельности по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, фразах «В гостях у Белочки»
Цель : автоматизация звука [Л] в слогах, словах, фразах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Уточнить правильную артикуляцию и произношение изолированного звука [Л];
Закрепить его чёткое произношение в слогах, словах, фразах,
Упражнять в образовании уменьшительно - ласкательной формы существительного, грамматически правильном построении фразы из отдельных слов;
Коррекционно-развивающие:
Закрепить навык выделения звука из ряда слов;
Развивать фонематический слух;
Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук
Продолжать работу над развитием внимания, памяти;
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать самоконтроль за речью, усидчивость, терпение при выполнении заданий.
Оборудование:
* графическая модель ёлки, белочки
*картинки к артикуляционным упражнениям для звука [Л];
* картинки (мячик, сорока, конверт, лодочка);
*массажный мяч;
* карта с предметными картинками: кукла, лопата, лук, лодка, яблоко, тарелка, малина, слон, лошадь, ель, волк;
* картинки музыкальных инструментов: балалайка, барабан, гармошка, колокольчик, ложки, дудочка;
* конверт;
* деревянные ложки;
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Мы сегодня поиграем? (поиграем)
Мы сегодня посчитаем? (посчитаем)
Заниматься тоже будем? (будем)
Помечтать мы не забудем? (не забудем)
А в «барашка» поиграем? (поиграем)
Пошутить мы не забудем? (не забудем)
И дружить мы крепко будем? (будем)
Вот сколько у нас интересных дел! (давайте их, посчитаем, ребёнок поочерёдно загибает пальцы, считая свои дела)
Логопед. Сегодня я приглашаю тебя в гости, а к кому ты узнаешь, если разгадаешь загадку:
Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле……………………….(Белка.)
Логопед: Она очень веселая и любит прыгать и играть. А с собой мы возьмем звук [Л], который поможет нам играть с Белочкой.
II. Основная часть.
1.Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Чтобы весело поиграть с белочкой, нам как следует подготовиться. Ну а с начало, необходимо вспомнить гимнастику, которую ты научился делать. Для того чтобы правильно произносить этот звук {Л}.
«Блинчик», «Вкусное варенье», «Качели», «Поймай мышку» (ребенок выполняет упражнения, картинки к которым показывает логопед.)
Логопед: Расскажи, как нужно правильно произносить звук {Л}. Где должен быть язычок?
Артикуляция {Л}: губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднят и упирается в альвеолы за верхние зубы, выдыхаемый воздух тёплый.
Логопед: Скажи, звук {Л} гласный или согласный? (согласный)
2. Автоматизация звука [Л] в слогах.
Логопед. Белка прыгнула на ветку. (см. приложение № 1) И увидела мячик. Она любит играть в мяч. Ты тоже можешь с ней поиграть:
Белка мячики кидает…
Белка слоги повторяет……
Бросай мяч и четко произноси звук [Л] в слогах (ЛА, ЛУ, ЛО, ЛЫ, АЛ, УЛ, ОЛ, ЫЛ).
Ребенок выполняет.
3. Игра «Найти звук в слове».
Белка прыгнула на другую ветку и увидела конверт. (см. приложение № 2)
Логопед. Давай посмотрим, что же в конверте. А в конверте картинки с музыкальными инструментами и задание: если ты отгадаешь, какой самый любимый инструмент у белки, то у тебя будет возможность сыграть на нем.
Итак, подсказка первая: в названии любимого инструмента белочки есть звук [Л].
Подсказка вторая: название моего любимого инструмента начинается со звука [Л].
4. Игра «Сыграй как я».
Логопед отбивает ложкой ритмический рисунок, а ребенок повторяет.
/ / /// и т.д.
5. Массаж пальцев рук пружинкой Су-Джок
Логопед: Молодец! А сейчас давай немного отдохнём и покатаемся на лодочки вместе с Белочкой. Ребёнок произносит (слоги) слова, надевая на палец массажную пружинку Су-Джок.
Большой палец - ла-ла-ла, белка в лодочке плыла.
Указательный палец - ло-ло-ло, светит солнышко тепло.
Средний палец - лу-лу-лу, рада белочка теплу.
Безымянный палец - лы-лы-лы, песни Белочки слышны.
Мизинец- Дятел в лодочке сидел, вместе с Белкой песни пел.
Логопед: Молодец! Пора поиграть в игру с картинками.
6. Игра «Закрой картинку»
Белка прыгнула на другую ветку и увидела картинку. (см. приложение № 3)
Логопед: А картинка не простая, на ней изображены предметы, в названии которых спрятался звук «Л». Назови все предметы, изображённые на картинке, четко произнося звук «Л»,
Кукла, лопата, лук, лодка, яблоко, тарелка, клубника, слон, елка, лошадь, волк;
Логопед: А сейчас, назови картинки так, как называю их я (Логопед называет большие предметы, а ребенок маленькие: Например: кукла-куколка, и т.д.)
Логопед: А сейчас я предлагаю тебе закрыть картинки фишками. Если звук «Л» находиться в начале слова, картинку следует закрыть красной фишкой, если в середине слова - жёлтой, если в конце - зелёной.
III. Итог занятия.
Логопед. Молодец. Наше занятие завершается. Надеюсь, оно тебе понравилось. Какое задание больше всего было тебе интересным? Или вызвало затруднение?
Индивидуальное логопедическое занятие: «Автоматизация звука [л]. Русская народная сказка «Репка»
Назначение: занятие разработано для логопедов.(Ребенок с нарушением зрения (амблиопия) , ОНР 4 ур.ЦЕЛЬ: автоматизировать звук/Л/ в слогах, словах и предложениях.
Задачи: про¬изнесение звука [л].
- Упражнять в правильном произнесении звука [л] в слогах и словах.
-Закрепить навык выделения звука [л] из ряда слов.
-Продолжать учить образовывать приставочные глаголы.
-Упражнять в образовании антонимов
-Активизировать словарный запас, развивать логическое мышление.
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику и память.
Оборудование:
герои настольного театра «Репка», тарелка с горохом, пустая тарелка, зеркало.
Ход занятия:
стоит домик, фигурки спрятаны за домиком.
1. Организационный момент.
Отгадайте, с героями какой сказки мы сегодня встретимся на занятии:
Чтобы урожай собрать,
Дедушке пришлось позвать:
Бабку, внучку,
Жучку, кошку
Да еще мышонка-крошку.
Так в земле сидела крепко
Жёлтая большая... (репка).
2 . Артикуляционная гимнастика.
Проснулся дед (Ребенок ставит фигурку деда)
, открыл окно (упражнение «Окошко»)
и начал делать зарядку (упражнение «Качели»)
Выпил чашечку чая (упражнение «Чашечка»)
с вареньем(упражнение «Вкусное варенье»)
.Вышел дед в огород (упражнение «Забор»)
и решил посадить репку, начал ямку копать (упражнение «Лопата»)
.Начала репка расти (упражнение «Парус»).
Ребенок выполняет перед зеркалом упражнения.
2. Он ее поливал утром и вечером:
- л-л-л. (Обраща¬ет внимание ребенка на положение языка во время произне¬сения звука [л].)
Вокруг репки траву полол: -ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы, лэ-лэ-лэ, лу-лу-лу.
Землю рыхлил: ал-ол-ул, ол-ул-ыл, ул-ыл-эл, ыл-эл-ал.
А когда репка выросла, стал ее тянуть: пла-плы-плэ, кло-клу-клы, слэ-сла-слу.
Но вытянуть не может.
Ребенок повторяет за логопедом слоговые цепочки.
4.
Позвал дед... бабку
Бежит бабка, из кармана горошинки рассыпает, а из слов звук [л] теряет. Подбери горошинку и скажи слово правильно:
..ампа пи..а сто..
..ожка мы..о пена..
Ребенок перекладывает горох со стола в тарелочку и произносит слова.
Тянут они репку, а вытянуть не могут.
Ребенок ставит фигурку бабки за дедом.
Позвали... внучку.
А внучка перед зеркалом сидит, прихорашивается да у зеркала спра¬шивает: «Я милая?» А зеркало ей отвечает: «Милая». - «Я славная? Я веселая? Я послушная? Я смелая? Я ласковая?»
Что внучке ответило зеркало?
Ребенок отвечает с утвердительной интонацией.
Побежала внучка в огород, но по дороге на нее комары налетели. Хлопает она руками, ловит комаров, а когда услышит в слове-комарике звук [л], радостно кричит: «Поймала!» Помоги внучке, слушай внимательно слова: лодка-ложка-кош¬ка, палка-банка-балка, будка-булка-бурка, стол-стул- стук.
Ребенок ставит фигурку внучки.
Прибежала внучка в огород. Тянут репку, а вытянуть не могут.
6.Устали они, решили отдохнуть.
Пальчиковая гимнастика.
пальчиковое упражнение «Дед»-показать руками сверху вниз воображаемую бороду.
пальчиковое упражнение «Бабка»- показать, как подвязывают под подбородком угол¬ки платка.
пальчиковое упражнение «Репка».- двумя руками сверху вниз нарисуйте в воздухе круг с заостренным кончиком внизу - по форме репы.
пальчиковое упражнение «Бантик».- сложите пальцы обеих рук щепотью и соедините кончики пальцев в виде восьмерки.
пальчиковое упражнение «Собака». - средний, безымянный и большой пальцы вытяните, соедините подушечки - это «морда» собачки. Указательный па¬лец и мизинец поднимите вверх - это «уши».
пальчиковое упражнение «Кошка»- средний и безымянный пальцы соедините с боль¬шим так, чтобы получилось колечко - это «мордочка» кошки. Указательный палец и мизинец приподнимите - так торчат кошачьи ушки.
пальчиковое упражнение «Мышка» - кончики среднего и безымянного пальцев соеди¬нить с большим пальцем. Указательный и мизинец согнуть и прижать кончиками к среднему и безымянному пальцам.
Позвали они... Жучку
А Жучка и Кошка в это время спорят: Жучка говорит слово, а Кошка спорит с ней, помоги Кошке. Игра «Скажи наоборот»
Труд - лень. Легко - трудно.
Друзья - враги. Легко - тяжело.
Трудолюбивый - ленивый.
Старый - молодой. Сытый - голодный.
Лёгкий - тяжёлый.
Прибежали Жучка и кошка, но репку вытянуть не получается.
Ребенок ставит фигурки Жучки и Кошки за бабкой.
8. Позвали они тогда...мышку.
Игра «Доскажи словечко». Услышала мышка, что ее зовут. Логопед показывает на фигурке мышки.из дома …выбежала,
по дорожке... побежала.
Через мостик речку... перебежала,
к огороду... прибежала,
в калитку... забежала,
к деду близко... подбежала.
Ребенок ставит фигурку мышки за кошкой.
Потянули все вместе и вытянули репку!
Логопед вытаскивает макет репки.9. Итог занятия.
Вот и закончилась сказка. Как ты думаешь, почему репку вытянули?
Ребенок объясняет.(потому что тянули все вместе, помогали друг другу)
Алевтина Бобова
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука Л в слогах, словах»
Цели :
Образовательные :
1. Активизация звука в речи ;
2. Автоматизация звука в слогах , словах .
Коррекционно-развивающие :
1. Развитие фонематического восприятия;
2. Развитие дыхания;
3. Развитие мелкой моторики;
4. Развитие остроты зрения и аналитико-синтетической деятельности.
5. Развитие зрительных функций.
6. Развитие грамматического строя речи.
Оборудование :
Бумажный парус, предметные картинки, цветные палочки, зеркало.
План занятия .
Организационный момент.
1. Артикуляционная гимнастика :
упражнения для губ :
«улыбка» (счет до 10)
«трубочка» (счет до 10)
чередование «улыбка» -«трубочка» (до 5-и раз)
упражнения для языка :
«Почистим наши зубки»
«Парус»
«Кошка лакает молоко»
«Индюк - болтун»
2. Дыхательная гимнастика :
«Отправим парус на плавание»
«Попоем»
3. Определение положения органов артикуляции при звуке Л .
4. Характеристика звука Л .
5. Развитие фонематического слуха : узнавание звука на фоне слога и слова . Игра «Поймай звук » .
Построить из счетных палочек лодку.
7. Произношение слогового ряда .
10. Согласование существительного с числительным.
Подведение итогов
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед. Здравствуй, Радмир! Отгадай загадку :
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (лук)
Посмотри на картинки и внимательно послушай какой звук есть во всех словах ? лук, желудь, лыжи. (с каждым словом логопед выкладывает картинку)
Ребенок : Л
Логопед : Правильно! Сегодня мы с тобой будем произносить звук Л .
1. Артикуляционная гимнастика.
Но сначала мы посмотрим в зеркало на себя и сделаем упражнения для губ :
«улыбка» (счет до 10)
«трубочка» (счет до 10)
чередование «улыбка» -«трубочка» (до 5-и раз)
упражнения для языка :
1. «Почистим наши зубки» (рот открыт, ребенок водит кончиком языка по верхним зубам изнутри, сначала из стороны в сторону, затем по передним резцам сверху вниз).
Цель
2.«Парус»
Цель : учить удерживать кончик языка за верхними зубками.
Под счет взрослого :
«1,2,3,4, - можно парус поднимать» (ребенок удерживает кончик языка за верхними зубками) .
Под счет :
«1,2,3,4,5 – можно парус опускать» (язычок опускается, ротик закрывается)
3.«Кошка лакает молоко» .
Цель
Производим лакательные движения под счет :
«1,2,3,4,5 – мы как кошечки опять» .
После этого произносим вместе :
«1,2,3,4,5 - мы как мальчики опять» .
4.«Индюк - болтун»
Цель : вырабатывать умение загибать кончик распластанного языка вверх.
«Болтаем» широко распластанным языком по верхней губе, как бы поглаживая ее : «БЛ – БЛ – БЛ»
2. Дыхательная гимнастика :
Логопед. А сейчас отправим пароход на плавание (дуем на бумажный пароход, глубокий вдох через нос, выдох через рот)
Молодец! А теперь попоем. Сделай глубокий вдох через нос, рот закрыт. На выдохе поем И-И-И. Выдох через рот. Сначала поем тихо, потом громко. Затем то тихо, то громко.
3. Положение органов артикуляции при звуке Л
Логопед : А теперь посмотри в зеркало и погуди как пароход : л-л-л
(ребенок произносит)
Логопед : Что делают наши губы?
Ребенок : Губы в улыбке.
Логопед : Рот открыт или закрыт?
Ребенок : Рот открыт, расстояние между верхними и нижними зубами 1 палец.
Логопед : Где находиться кончик языка?
Ребенок : Кончик языка упирается изнутри в верхние зубки.
Логопед : Воздух у нас какой выходит?
Ребенок : Теплый.
Логопед : Где проходит воздух?
Ребенок : Посередине языка.
Ребенок : Да, живет.
Логопед : Молодец!
4. Характеристика звука Л
Логопед. Радмир, звук Л какой ? Гласный или согласный?
(ребенок : Звук Л согласный )
А он звонкий или глухой?
(ребенок : он звонкий)
Твердый или мягкий?
(ребенок : твердый)
А теперь скажи сам всю характеристику звука Ж .
(ребенок : звук Л-согласный , звонкий, твердый)
5. Развитие фонематического слуха
Логопед. Хлопни в ладоши, когда услышишь в слоге звук Ж .
ла, да, за, жи, оч, из, ло, уч, шу, лы, ца, са, ол.
Логопед. Услышишь слово со звуком Л- подними рисунок паруса, как будто в это время пароход гудит.
слова : КОНФЕТА,ЛОТО, ШАПКА, ЖЕТОН, УЛЫБКА, НОЖИ, ЗАЙКА, ЛУЖИ, ЩЕПКА, УЖИ, КОВШИК, КИНЖАЛ,ГЛОБУС ЗВЕЗДА, КАНИКУЛЫ.
6. Упражнение на развитие остроты зрения и аналитико-синтетической деятельности.
Построить из цветных палочек лодку.
7. Произношение слогового ряда
Логопед. Повторяй за мной, следи за произношением :
Ал-ал-ал – слишком мал Ла-ла-ла – вот дела!
Ол-ол-ол – вымой пол Ло-ло-ло – мне тепло
Ул-ул-ул – ветер дул Лу-лу-лу – на полу
Ил-ил-ил – траву косил Лы-лы-лы – мой полы
Ел-ел-ел – белый мел
Молодец!
8. Развитие анализа и синтеза.
Логопед. Перед тобой, Радмир, картинки перевернутые. Переворачиваешь картинку, называешь ее и говоришь, где стоит звук Л : в начале слова , середине, конце.
(желудь, баклажан, лыжник, стол)
9. Упражнение на снятие зрительного утомления.
Логопед. А сейчас мы отправим в плавание нашу лодку. Волна в море будет качать ее то вправо, то влево, то поднимать вверх, то опускать вниз. Ты внимательно следи за лодкой, чтобы с ней ничего не случилось, хорошо?
Выполнение упражнения :
Исходное положение – сидя.
1. 5 колебательных движений глазами по горизонтали : справа – налево, затем слева – направо.
2. 5 колебательных движений глазами по вертикали : вверх – вниз и вниз – вверх.
3. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек.
10. Согласование существительного с числительным
Логопед. Давай посмотрим на эту картинку. Что это? Давай посчитаем. (Логопед выкладывает пять цифр и рисунок стола перед ребенком)
Ребенок. Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов.
11. Образование глаголов прошедшего времени первого лица единственного числа.
Логопед. Поиграем в игру «Яканье» . Я начну, а ты скажешь так, как будто ты это уже сделал.
Я встаю – я встал. Я пишу - …
Я сажусь – я … Я ставлю - …
Я рисую - … Я поднимаю - …
Я падаю -. Я покупаю - …
Подведение итогов
Логопед. И так, Радмир, какой звук мы с тобой сегодня произносили? Чем занимались на занятии ?
(отвечает)
Ты сегодня молодец! До свидания!
Тема: «Автоматизация звука [Л] в предложении»
Цели:
- развивать навык правильного произнесения звука [Л];
- развивать грамматический строй речи;
- развивать навык составления предложений;
- развивать навык звукового анализа;
- развивать артикуляционную моторику.
Ход занятия
I. Организационный момент
Артикуляционная гимнастика по схеме-подсказке:
- иголочка
- качели
- лошадка
- змейка
- молоточек
- пароходик
- вкусное варенье
Ребенок по схеме называет упрежнение и выполняет его у зеркала.
II. Основной этап
. Игра «Найди пару».
Логопед предлагает ребенку познакомиться с героем занятия, девочкой, которую зовут Мила.
Логопед просит ребенка найти пары слов на картинке, назвать их и объяснить, по какому принципу он их объединил. Образец: Лошадь и лама - животные.
Молоток и пила - инструменты.
Стол и стул - мебель.
Без лампочки лампа не сможет освещать комнату.
Без весла на лодке нельзя плыть.
. Игра «Где спрятался звук [Л]?»
Используя это же пособие, логопед просит назвать слова, в которых звук [Л] стоит в начале слова, затем в конце, в середине.
Звук [Л] стоит в начале: лошадь, лама, лампочка, лампа, лодка.
Звук [Л] стоит в конце: стол, стул.
Звук [Л] стоит в середине: пила, молоток, весло.
Логопед предлагает ребенку помочь Миле сделать покупке в магазине одежды, выбрав только те слова, в которых есть звук [Л].
Ответ должен начинаться со слов: «Мила купила…»
Мила купила платок, футболку, блузку, платье, лосины, колготки.
После выполнения задания, логопед просит ребенка назвать одежду, которую Мила оденет летом, в теплую погоду. Затем, ребенку предлагается назвать более теплую одежду.
Логопед рассказывает ребенку, что у Милы много игрушек и ей нужно помочь придумать имя, каждой. Главное условие - в имени должен быть звук [Л]. Ответ должен начинаться со слов: «Мила назвала куклу…»
Мила назвала куклу Ланой, Аллой, Ладой.
Мила назвала гнома Володей, Павлом, Кириллом, Данилой.
После выполнения задания, логопед предлагает ребенку помочь Миле навести порядок в комнате и расставить игрушки по местам.
Пример: «Мила поставила куклу Аллу на полку, а гнома Володю посадила на стул»
. «Мини-текст по цепочке»
Логопед рассказывает ребенку историю про Милу, используя схему-подсказку.
Из-за облаков показалось солнышко. Мила взяла лопату, грабли и посадила фиалки. После этого Мила вымыла ладони мылом и вытерла их полотенцем. Девочка утомилась, села на стул отдохнуть.
После своего рассказа логопед задает ребенку вопросы:
- Какие цветы посадила Мила?
- Мила посадила фиалки.
- Какая погода была нас улицу?
- Выглянуло солнышко.
- Чем Мила вымыла ладони?
- Мила вымыла ладони мылом.
- Что потом сделала Мила?
- Мила села отдохнуть на стул.
После ответа на вопросы логопед просит ребенка самостоятельно рассказать историю про Милу, используя схему-подсказку.