Конспект занятия. Составление синквейна

2.Важным средством активизации процесса обучения является рифма . Значение работы над рифмой стихотворных упражнений тесно связано с главной задачей первоначального чтения и письма – развитием фонематического слуха у школьников. Становление чувства ритма как раз и возможно на основе прочных фонематических представлений младших школьников, на основе их постоянного активного состояния и такой работы, которая строится на желании детей не только слушать, но и придумывать свои , пусть поначалу не совсем совершенные, рифмы . Подбирая их, как на музыкальные звуки на мало знакомом инструменте, школьники непроизвольно совершенствуют свой речевой слух, развивая через него чувство родного языка. Рифма привлекает детей забавной игрой слов и созвучий. К.И.Чуковский, прекрасный знаток детской речи, писал, что детей необходимо научить восприятию стиха. Незатейливые рифмовки, наряду с чтением настоящих стихов, создают речевую среду, при которой у детей пробуждается интерес к подлинной поэзии. Пробуждение это идет через постепенное развитие речевого слуха, чувства ритма, от игры в словесные рифмы до практических действий со стихотворными учебными текстами.

Цель рифмовок -«запоминалок»: дать возможность в процессе чтения запомнить наиболее часто употребляемые слова с двойными согласными.










Это пять строчек: первая рифмуется со второй и пятой, а третья с четвертой. Сюжетно лимерик выстроен так: первая строчка рассказывает о том, кто и откуда, вторая - что сделал или что с ним произошло, а далее - чем все закончилось. В каноническом лимерике конец последней строчки повторяет конец первой.




Вторая строчка - пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. > Третья строчка - записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме с" title="Первая строчка - записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. > Вторая строчка - пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. > Третья строчка - записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме с" class="link_thumb"> 14 Первая строчка - записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. > Вторая строчка - пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. > Третья строчка - записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. > Четвёртая строчка – здесь размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого автор характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. > Пятая строчка – это слово - резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное Вторая строчка - пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. > Третья строчка - записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме с"> Вторая строчка - пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. > Третья строчка - записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. > Четвёртая строчка – здесь размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого автор характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. > Пятая строчка – это слово - резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное"> Вторая строчка - пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. > Третья строчка - записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме с" title="Первая строчка - записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. > Вторая строчка - пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. > Третья строчка - записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме с"> title="Первая строчка - записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. > Вторая строчка - пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. > Третья строчка - записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме с"> Снег серебристый над землёй летает И ласково касается лица, И Год Дракона скоро наступает Назло всем предсказателям конца. Пусть этот зверь – зелёный и колючий – Приятен будет, как пушистый кот, В небесном зоопарке станет лучшим И лишь удачу на спине несёт.

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Большеелховский детский сад №1комбинированного вида»

Конспект

организованной образовательной деятельности по формированию

лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

В старшей группе компенсирующей направленности

Тема. Новый год. Составление синквейна.

Выполнила: Бояркина Е.А.

Учитель-логопед МБДОУ

«Большеелховский детский

сад №1 комбинированного вида»

2015 г.

Лексическая тема. Новый год.

Тема. Составление синквейна.

Цель: обучение детей составлению синквейна.

Коррекционно-образовательные задачи:

Закреплять знаний детей об особенностях праздника (наряжают ёлку; наряжаются в маскарадные костюмы; приходит Дед Мороз со Снегурочкой и дарят подарки; все веселятся, радуются);

Активизировать и расширять словарь детей по теме «Новый год»;

Закреплять в речи категорию творительного падежа существительных;

Упражнять в составление предложений с глаголами прошедшего времени и предлогом «на», распространение предложений определениями;

Упражнять в подборе слов-признаков, слов-действий.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать слуховое внимание;

Учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему;

Развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать умение работать в коллективе;

Создавать положительный эмоциональный фон радости, ожидания праздника.

Оборудование : игрушка-ёлка, новогодние украшения, Дед Мороз, Снегурочка, схема составления синквейна.

I. Орг. момент.

Практическое употребление в речи творительного падежа существительных.

Игра «Кем ты будешь?»

Логопед. Ребята, скоро у вас будет новогодний праздник. Расскажите, кем вы будите на празднике?

II. Постановка цели.

Логопед. Вам нравится новогодний праздник?

Почему вам нравится новогодний праздник?

III. Отгадывание загадки.

Красавица, какая.

Стоит, светло сверкая,

Как пышно убрана!

Скажите, кто она? (Новогодняя ёлка)

IV. Распространеиие предложений определениями.

Практическое употребление глаголов прошедшего времени и предлога «на».

Игра «Украсим ёлку»

(На столе ёлка)

Логопед. Посмотрите, эта ёлка готова к новому году?

Как помочь ёлочке подготовиться к празднику?

(Дети предлагают нарядить ёлку и по очереди вешают игрушки на ёлку)

Что ты сделал (а)? (Я повесил (а) шар.)

Куда ты повесил (а) шар? (Я повесил (а) шар на ёлку.)

Какой шар ты повесил (а) на ёлку? (Я повесил (а) на ёлку синий шар.) и т.д.

V. Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»

Перед нами ёлочка (пальцы в замок и выпрямить, большие пальцы соединены)

Шишки (кулаки)

Да иголочки (указательный палец вперёд)

Шарики (большой и указательный палец соединить)

Фонарики (вращать кисти рук)

Зайчики (средний и указательный пальцы вверх)

Свечки (ладони лодочкой и соединены, направлены вверх)

Звёзды (все пальцы раздвинуты и ладони вместе)

Человечки (средний и указательный пальцы «бегут»)

VI. Подбор слов-признаков.

Игра «Какой, какая, какие?»

Ёлка (какая?) – красивая, нарядная, зелёная, стройная ит.д.

Игрушки (какие?) – яркие, блестящие, серебристые, золотые, разноцветные и т.д.

Мишура (какая?) – блестящая, сверкающая и т.д.

Дождь (какой?) – блестящий, золотой, разноцветный, сверкающий т.д.

VII. Подбор слов-действий и слов-признаков.

1. Игра «Угадай кто?»

Логопед. Ребята, к нам спешат гости. Угадайте, кто они.

Улыбается, поёт, танцует, играет, кто она? (Снегурочка)

Пляшет, морозит, играет, веселит, слушает (стихи), дарит (подарки), кто он? (Дед Мороз)

2. Игра «Какой, какая?»

Дед Мороз (какой?) – добрый, весёлый, бородатый, старый ит.д.

Снегурочка (какая?) – красивая, добрая, милая, молодая, весёлая и т.д.

3. Игра «Что делает?»

Снегурочка (что делает?) - …

Дед Мороз (что делает?) - …

VIII. Составление синквейна.

1. Коррекция и совершенствование готового синквейна.

Логопед предлагает прослушать готовый рассказ-синквейн и разобраться, всё ли правильно?

(Дети вносят исправления после каждой строчки)

Снегурочка. Дед Мороз.

Злая, вредная. Маленький, молодой, грустный. Танцует, летает, свистит. Дарит, морозит, грустит.

Снегурочка очень вредная. Дед Мороз кушает подарки.

Птица. Гном.

2. Составление синквейна.

(Работа в группах)

Логопед предлагает разделится на две группы и составить рассказ-синквейн о Снегурочке и о Дед Морозе.

IX. Итог.

Оценка деятельности детей.

Логопед говорит, что рассказы детей им понравились.

Дед Мороз угощает детей конфетами.