Кто сидел в петропавловской тюрьме. Трубецкой бастион Петропавловской крепости

Пройдя через Никольские ворота за Никольскую куртину, вы увидите Кронверкский пролив, на противоположном берегу которого во всей своей мощи предстает здание оборонительного арсенала. Справа и слева от здания арсенала, у концов металлических решеток, хорошо видны два небольших гранитных моста. Правый мост переброшен через исток окружающего кронверк рва, левый - через его устье. Небольшой пирамидальный купол, который можно увидеть за арсеналом, стоя у Никольских ворот, венчает здание, построенное до революции для Народного дома императора Николая II Петербургским городским попечительством о народной трезвости.

Это здание - ближайшее к крепости памятное ленинское место: В. И. Ленин дважды - в 1917 и 1919 годах - выступал в нем с большими речами. Справа от кронверка стоит здание Ортопедического института; слева от кронверка видны сооружения и постройки Ленинградского зоопарка. При выходе из Никольских ворот слева от вас будет бастион Зотова. Его правый плечевой угол и начало отходящего от этого угла орилиона восстановлены в том виде, какой они приобрели по окончании перестройки этого бастиона из земляного в каменный. В частности, здесь восстановлена сортия.

Вдоль правого фаса бастиона Зотова вы можете пройти к неширокому проезду в батардо, соединяющему исходящий угол этого бастиона с полуконтргардом, прикрывающим его левый фас. Пройдя через этот проезд, вы вскоре окажетесь между Васильевской куртиной (в центре которой находятся Васильевские ворота) и расположенным внутри Алексеевского равелина полуциркульным в плане двухэтажным зданием (в этом здании, построенном в 1893-1895 годах, до революции размещался архив канцелярии и нескольких главных управлений Военного министерства). Отсюда хорошо видны находящиеся правее Васильевских ворот бастион Трубецкого и батардо этого бастиона. За батардо - Нева, на противоположном берегу которой стоит Зимний дворец и высятся башня Главного Адмиралтейства и Исаакиевский собор. Вблизи собора и Адмиралтейства, возле памятника Петру I, 14 декабря 1825 года стояли отряды восставших...

Алексеевский равелин, бастион Зотова и бастион Трубецкого, находясь дальше всего от Петровских ворот, до революции являлись в крепости не только ее самой "непарадной", но и ее самой мрачной - преимущественно тюремной - частью. Характерно, что первоначальные названия бастионов Зотова и Трубецкого ни разу не менялись, в то время как из четырех остальных бастионов у трех названия были изменены на новые, "парадные", в те годы, когда на престол вступали Екатерина I , Петр II и Анна I .

На месте здания, где до революции размещался архив, в одноэтажном треугольном в плане - как и равелин - каменном Секретном доме (снесенном в 1893 году), находилась в 1797-1884 годах одна из самых страшных политических тюрем царской России. Название "Секретный дом" появилось у нее не случайно. "Последний декабрист" Д. И. Завалишин, морской офицер, близкий к организаторам восстания 14 декабря 1825 года, который пережил всех, кто участвовал в восстании или знал о его подготовке, писал о том, что Секретный дом представлял собой "крепость в крепости, или, по простонародному выражению, каменный мешок", так как попадавшие туда "известны были уже не под своими именами, а под номером комнаты, в которой содержались". Здесь находились в заключении, помимо декабристов, петрашевцы, народовольцы, анархисты. В Секретном доме в 1882 году скончался С. Г. Нечаев - человек, весь как бы сотканный из вопиющих противоречий.

Необычайно мужественный, полностью отдавший себя борьбе с царизмом, он обладал колоссальной энергией и столь редким талантом влиять на людей, что стал единственным заключенным Секретного дома, который сумел привлечь на свою сторону солдат охраны, согласившихся попытаться помочь ему бежать. На докладе об этом пораженный император Александр III мог написать лишь: "Более постыдного дела для военной команды и ее начальства, я думаю, не бывало до сих пор". Вместе с тем Нечаев был полностью лишен каких-либо моральных принципов, считал возможным идти на любую провокацию и любой обман. Его методы оттолкнули от революции многих, в том числе бывшего узника того же самого Секретного дома - знаменитого русского писателя Ф. М. Достоевского, арестованного за участие в собраниях петрашевцев. После того как методы Нечаева стали достоянием гласности на первом в России открытом политическом процессе, проходившем в Петербурге в 1871 году, Достоевский написал свой знаменитый роман "Бесы".

Нечаевские методы были осуждены и русским революционным движением в целом, а К. Маркс и Ф. Энгельс категорически отвергли как "казарменный коммунизм" проповедовавшийся Нечаевым строй, главными чертами которого должны были стать неограниченное господство кучки вождей и палочная дисциплина для всех остальных. Пройдя через Васильевские ворота, построенные в 1954 году по чертежам ворот, возведенных здесь в 1792-1794 годах и разобранных в середине XIX века, вы попадаете на узкую улочку между Васильевской куртиной и задней стороной Монетного двора. Если пойти по этой улочке налево, она приведет вас к внутреннему двору бастиона Зотова. В фасах этого бастиона и в его аппарели устроены казематы, до революции не раз служившие местом заключения подследственных по политическим делам. Так, в казематах бастиона Зотова находились в заключении во время следствия некоторые участники восстания 14 декабря 1825 года. О событиях, происходивших в этот день в Петербурге, напоминают три пушки у левого фаса. Орудия такого типа правительственные войска использовали при подавлении восстания.

Если же вы, пройдя через Васильевские ворота, пойдете по узкой улочке направо, она приведет вас к воротам находящегося внутри бастиона Трубецкого внешне ничем не примечательного двухэтажного здания. Это другая тюрьма Санкт-Петербургской крепости, пользовавшаяся не менее страшной славой, чем Секретный дом. Здание Арестантского отделения при Санкт-Петербургской крепости (как официально называлась эта тюрьма) было построено в 1870-1871 годах. В плане тюрьма представляет собой пятиугольник, повторяющий конфигурацию бастиона, внутри которого она построена. Четыре наружные стены здания выходят к внутренней стороне фасов и фланков и отстоят от них всего лишь на три-четыре метра; пятая наружная стена с воротами обращена к углу Монетного двора. Внутри тюрьмы - небольшой дворик, в центре которого - маленькая одноэтажная арестантская баня.

Во дворике был также разбит сад для прогулок заключенных. Во дворик выходили только окна коридоров, а преднамеренно расположенные на разной высоте окна всех без исключения шестидесяти девяти одиночных камер и двух карцеров выходили к глухим бастионным стенам. В той части тюремного здания, которая обращена к углу Монетного двора, находились лишь служебные помещения. Это здание, не имеющее никакой архитектурно-художественной ценности, бережно сохраняется потому, что оно напоминает о многих выдающихся деятелях революционного движения в России. Сюда заключали как подследственных по особо важным политическим делам, так и "политических преступников, осужденных к лишению всех прав состояния и ссылке в каторжные работы".

Осужденные находились здесь более или менее длительный срок после вынесения приговора, до отправления их в другую тюрьму, к месту ссылки или на казнь. Главным средством бесчеловечного психологического давления на заключенных в тюрьме бастиона Трубецкого была их полная изоляция друг от друга в условиях строжайшей тишины в сочетании с непрерывным наблюдением за ними. «До вас,- вспоминал впоследствии знаменитый вождь и теоретик европейского анархизма, князь П. А. Кропоткин, попавший в эту тюрьму в первые годы ее существования,- не долетает ни единый звук, за исключением шагов часового, прокрадывающегося, как охотник, от одной двери к другой, чтобы заглянуть в дверные окошечки, которые мы называли "иудами". В сущности вы никогда не бываете один, постоянно чувствуется наблюдающий глаз,- и в то же время вы все-таки в полном одиночестве».

Перестукивание было единственным средством, при помощи которого заключенные пытались вступить в контакт со своими соседями. Но делалось все, чтобы лишить узников и этой возможности. Тяжелое впечатление производит демонстрируемая в одной из камер изощренная многослойная звукоизоляция тюремных помещений. Конструкция здания, усиленная охрана внутри и снаружи исключали возможность побега из этой тюрьмы.

Особенно тяжело чувствовали себя здесь женщины. Некоторые из них не выдерживали жестокости установленного режима и кончали жизнь самоубийством. Так, в 1897 году одна из заключенных, двадцатишестилетняя М. Ф. Ветрова подожгла на себе одежду, облив ее керосином из стоявшей в камере лампы, и через несколько дней скончалась от тяжелых ожогов.

В. И. Ленин писал: "Память об убитых и замученных в тюрьмах героях-товарищах удесятерит силы новых борцов и привлечет к ним на помощь тысячи помощников". Эти слова выбиты на мемориальной гранитной стеле, установленной во дворе тюрьмы, у ворот.

Ряд узников Петропавловской крепости оставили свои воспоминания, которые помогают нам понять, что они переживали, оказавшись отрезанными от всего мира, как пытались бороться с обстановкой, убивавшей не только тело, но и душу. Д. Д. Ахшарумов, один из участников собраний у М. В. Буташевича-Петрашевского, так вспоминал о своем пребывании в Секретном доме: "Главное, что желал бы я описать и разъяснить,- это мучительное душевное, болезненное состояние безвыходно и долго одиночно-заключенного, чувство жестокой темничной тоски, мрачные мысли, преследовавшие меня безотвязно, и по временам упадок сил до потери голоса и изнеможения. Я дни и ночи говорил сам с собою и, не получая ниоткуда впечатлений извне, вращался в самом себе, в кругу своих болезненных представлений". "Страшно хотелось,- писал узник тюрьмы бастиона Трубецкого, один из первых пролетарских революционеров А. С. Шаповалов,- разбить эти ненавистные стены, вырвать решетку и снова очутиться на воле. Но крепки стены. Толсты решетки. Зорка стража. Все бесполезно. Нельзя отсюда вырваться".

Один из организаторов убийства Александра II , исключительно смелый и находчивый и вместе с тем безукоризненно честный и очень скромный, М. Ф. Фроленко, проведший в Секретном доме два с половиною года и перенесший здесь вместе со своими товарищами жесточайшую цингу, сведшую многих из них в могилу, вспоминал: "Явилась особенная, обостренная боязнь за жизнь каждого, особенно за тех, про которых ничего нельзя было узнать... В каждом шорохе, в каждом необычном звуке чудилась мне смерть других, насилие, ужасы. Являлось неодолимое, мучительное желание проникнуть туда, дать умирающему хоть минуту провести с близким человеком... Среди гробовой тишины вдруг раздался отчаянный крик погибающего человека. За криком последовала короткая возня - борьба, и слышно было, как что-то тяжелое пронесли по коридору. Что такое? Бьют кого? Или сошел кто с ума? От сознания своего бессилия слезы заполнили глаза... Являлось желание ломать руки, кричать, неистовствовать, разбить себе голову... Но какая польза?". В 1883-1884 годах в тюрьме бастиона Трубецкого находилась замечательная русская женщина, член Исполнительного комитета партии "Народная воля" В. Н. Фигнер.

Спустя более четырех десятилетий она рассказывала в своих воспоминаниях: «Необычайность обстановки и положения, когда все привычное, внешнее обрывается и исчезает,- мышление, со всей силой возбуждения, обращается внутрь,- и мне, как, вероятно, большинству лиц, попадающих в тюрьму после долгой революционной деятельности и, благодаря ей, не имевших досуга для самоуглубления, пришлось впервые восстановить в памяти всю мою жизнь - с момента, когда появилось отчетливое сознание, и до последней минуты свободы; припомнить все влияния, все этапы развития моей личности, а затем обозреть годы участия в революционном движении с 76 по 83-й год. Эта напряженная сосредоточенная умственная работа по своей новизне и содержанию была увлекательна, интересна и плодотворна. Она запечатлена в записке, написанной мной вместо показаний; она сохранилась в архивах и помогла мне создать книгу "Запечатленный Труд" (один из интереснейших источников по истории общественной жизни России 1870-х - 1890-х годов. - К. Л.)».

В Петропавловской крепости находилось немало противников царизма, являвшихся в то же время яркими представителями русской культуры, стремление которых к творческой деятельности не смогли убить бесчеловечные условия одиночного заключения. Ф. М. Достоевский, находясь в Секретном доме, написал повесть "Маленький герой". Знаменитый литературный критик и автор многочисленных статей по экономическим и политическим вопросам, убежденный сторонник утопического социализма, Н. Г. Чернышевский, которого даже самые ярые его противники называли "существом с самою чистою душою", арестованный в 1862 году по обвинению в составлении антиправительственного воззвания, обращенного к русским крестьянам, пробыл в Секретном доме до своей гражданской казни в 1864 году.

Н. Г. Чернышевский создал в тюрьме широко известный роман "Что делать?", рисующий полные глубокого оптимизма картины счастливой будущей жизни, главной чертой которой является мирный, радостный и разумный труд, формирующий физически и нравственно совершенных людей. Этот роман оказал громадное влияние на революционную молодежь России 1860-х - 1870-х годов. В 1862 году в крепость был заключен один из самых решительных представителей развернувшегося в это время в России стихийного протеста против существующего строя, публицист и литературный критик Д. И. Писарев. На Крепостном острове он провел более четырех лет. Сопротивляясь отчаянию, нахлынувшему на него в одиночке, Писарев добился возможности не только писать, но и публиковать свои произведения еще до выхода на свободу.

Он создал в крепости больше половины своих работ, и именно здесь он выработал теорию "строгого и последовательного реализма", определяемого как "экономия умственных сил". Еще одной яркой личностью, бодрость духа и интеллектуальную энергию которой не сломил Секретный дом, был член организации "Народная воля" Н. А. Морозов. В Секретный дом Н. А. Морозов был помещен в 1882 году после суда, приговорившего его к пожизненному пребыванию в крепости. «В первое полугодие заточения в равелине,- вспоминал он,- нам не давали абсолютно никаких книг для чтения, а потом... стали давать религиозные. Я с жадностью набросился на них... Это была область еще совершенно неведомая для меня, и я сразу увидел, какой богатый материал дает древняя церковная литература для рациональной разработки человеку, уже достаточно знакомому с астрономией, геофизикой, психологией и другими естественными науками... Тогда же сложились у меня сюжеты и моих будущих книг: "Откровение в грозе и буре", "Пророки" и многие из глав, вошедших в I и II томы моей большой работы "Христос"».

После начала первой русской революции 1905-1907 годов в тюрьму бастиона Трубецкого заключили несколько видных русских ученых, писателей и общественных деятелей, пытавшихся не допустить совершившегося в Петербурге 9 января 1905 года расстрела мирной рабочей демонстрации. Одним из них был имевший уже мировую известность писатель М. Горький, составивший вечером 9 января воззвание "Ко всем русским гражданам и общественному мнению европейских государств".

Горький был выпущен на свободу через несколько недель, благодаря развернувшейся в России и за рубежом широкой кампании в его защиту. А. Франс писал в эти дни: "Дело Горького - дело наше общее. Такой талант, как Горький,- принадлежит всему миру. Весь мир заинтересован в его освобождении". В тюрьме Горький создал трагикомедию "Дети солнца", показывающую, как далека была от понимания действительных нужд народа русская "слепая, опьяненная не делом, а только красивыми словами и мыслями" интеллигенция. В 1907 году, после закрытия царскими властями выходившего в Петербурге с января 1906 года знаменитого журнала "Былое", посвященного истории русского освободительного движения (и опубликовавшего, кстати, много сведений об узниках "русской Бастилии"), один из его издателей, историк и литературовед П. Е. Щеголев более чем на два года был заключен в Петропавловскую крепость. В крепости он завершил свое большое исследование "Дуэль и смерть Пушкина".

Сегодня мы хотим продолжить рассказ про Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге, где мы не смогли пройти мимо экспозиции, рассказывающей об истории «Тюрьмы Трубецкого бастиона» , главной политической тюрьмы имперской России.

Тюрьма Трубецкого бастиона на план-схеме Петропавловской крепости.


Петропавловская крепость как место тюремного заключения стала использоваться через полтора десятилетия после ее основания. Здесь находилась Тайная канцелярия, ведавшая политическим сыском. Одним из первых ее узников 1718 году стал царевич Алексей. В XVIII веке здесь побывали создатель книги «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев, дипломат граф А.И. Остерман, фаворит Анны Иоанновны Э.И. Бирон, руководитель польского восстания Т. Костюшко, самозваная княжна Тараканова.

Неизвестный фотограф. Строительство тюрьмы в Трубецком бастионе. 13 июля 1870 года. ГМИ СПб.


Первоначально заключенные содержались в казематах крепости. В 1760-е годы на территории Алексеевского равелина было построено специальное тюремное здание - деревянный арестантский дом, а в 1797 году на его месте, по указу Павла I, отстроили новый одноэтажный каменный Секретный дом.

Тюремный коридор.


В XIX столетии Петропавловская крепость окончательно превратилась в главную политическую тюрьму России. Здесь содержались солдаты Семёновского полка, в 1820 году взбунтовавшиеся из-за назначения нового полкового командира; около 500 участников движения декабристов. Для размещения заключенных использовались куртины и бастионы крепости.

Неизвестный фотограф. Надзиратель в коридоре тюрьмы Трубецкого бастиона. 1918 года. Фотография. ЦГАКФФД.


В конце 1860-х годов комендант крепости Н.Д. Корсаков обратился в Главное инженерное управление с предложением приспособить под тюремные нужды казематы Трубецкого бастиона, и в 1870-1872 годах на месте разобранных внутренних стен и казематов Трубецкого бастиона и арестантского дома по проекту К.П. Андреева и М.А. Пасыпкина было построено новое здание тюрьмы, отвечавшее всем требованиям содержания заключенных. Тюрьма, официально называвшаяся «Арестантские помещения Санкт-Петербургской крепости», приняла заключенных в 1872 году.

К.П. Андреев, М.А. Пасыпкин. Проект наружного фасада здания тюрьмы для одиночного заключения в Трубецком бастионе. 1870.
Бумага, тушь, акварель. ГМИ СПб.


Двухэтажное пятиугольное здание включало камеры для одиночного заключения (сначала их было 71, позднее 69), подсобные помещения и квартиру смотрителя тюрьмы. Во внутреннем дворе, предназначенном для прогулок заключенных, построили баню, которые заключенные посещали поодиночке два раза в месяц.

Здание бани во дворе тюрьмы.


Все камеры были одинаковы -асфальтовый пол, высокое окно, с обязательной звукоизоляцией из двух слоев толстого войлока для предотвращения «переговоров арестантов посредством стука». Впрочем арестанты перестукивались, ударяя твердым предметом по оконной раме или стуча каблуком в пол.

Азбука для персетукивания.


Акустика в здании была такой, что позволяла слышать звуки. В камерах находилась деревянная мебель - кровать, стол и табурет, а по углам у дверей - чугунные умывальники и деревянные параши. Камеры отапливались - встроенные в стены печи имели топку со стороны коридора.

Камера в тюрьме Трубецком бастионе


Наиболее подробным из самых ранних описаний тюрьмы. Трубецкого бастиона является описание, сделанное Синегубом, заключенным сюда в декабре 1873 года в камеру № 54 во втором этаже. Он назвал ее большой: шагов десять по диагонали и поперек в пять-шесть шагов. Камера была такая высокая, что, даже встав на стол, можно было достать руками лишь до подоконника. Синегуб вспоминает, что солнечные лучи попадали в камеру лишь вечером, при заходе солнца, и только на подоконник. Таким образом, в камере было почти темно. Асфальтовый пол, выкрашенный желтой краской, был уже истерт ногами предшественника Синегуба. Керосиновая лампа горела в камере всю ночь, а глазок в двери камеры оставался на ночь открытым для наблюдения за заключенным. На летнее время внутренняя рама: выставлялась. На дворике перед тюрьмой была баня и клумбы. Во время пребывания в камере узники носили казенное белье и халат, а на свидание и на прогулки их водили в собственном платье.

Сергей Силыч Синегуб


Сергей Силыч Синегуб (1851 —1907) — поэт, участник кружка чайковцев, приговорённый по «делу 193-х» к 9 годам тюрьмы. Автор сборников «Стихотворения» (1906) и воспоминаний «Записки чайковца».
«Процесс ста девяноста трёх» («Большой процесс», официальное название — «Дело о пропаганде в Империи») — судебное дело революционеров-народников, разбиравшееся в Петербурге в Особом присутствии Правительствующего сената с 18 (30) октября 1877 по 23 января (4 февраля) 1878 года. К суду были привлечены участники «хождения в народ», которые были арестованы за революционную пропаганду с 1873 по 1877 год.

Прокладка из войлока от возможности перестукивания заключенных.


На втором этаже находилась квартира заведующего арестантскими помещениями, включавшая прихожую, кухню, кабинет, спальню, столовую, гостиную, коридор и туалет. Квартира имела несколько выходов: из кабинета на лестницу, ведущую в тюремный коридор, из прихожей на лестницу, по которой можно было спуститься во двор; два потайных выхода в тюремные коридоры из гостиной и спальни. В 1878 году на месте камер была устроена дополнительная лестница, чтобы обеспечить еще один выход из квартиры смотрителя, позволявший полностью исключить возможность встречи арестантов с с членами семьи заведующего или его посетителями.

Обыск и переодевание арестанта в приемной тюрьмы Трубецкого бастиона в 1890-е годы. Макет.


Специально для новой тюрьмы были разработаны правила, обеспечивавшие чрезвычайно строгий режим одиночного заключения, который исключал не только контакты узников друг с другом, но и с охраной, а также предусматривал круглосуточный надзор за арестантами. В коридорах постоянно дежурили по два унтер-офицера, строевой («присяжный») и жандармский, исполнявшие обязанности надзирателей. Они непрерывно следили за узниками: ходили по коридору, заглядывая в глазок двери, а также наблюдали друг за другом. Для приглушения звука шагов охранников на асфальтовые полы настилали просмоленные пеньковые маты. Наружная охрана тюрьмы осуществлялась особой Наблюдательной командой. За всю историю тюрьмы бежать из нее не удалось никому. Тюрьма Трубецкого бастиона отличалась образцовым порядком, на который ориентировались и при устройстве других тюрем в России.

Печи для отапливания камер в тюрьме Трубецкого Бастиона.


В описании Кропоткина тюремный режим в Трубецком бастионе требовал от заключенного полного молчания, но проводился не строго, и Кропоткин, несмотря на запрещение, мог петь в своей одиночке, пока это ему не надоедало. Далеко не сразу он получил возможность продолжать свои научные работы. Для этого потребовались хлопоты Географического общества и разрешение Александра II. В этой тюрьме Кропоткин закончил два тома своего географического исследования, из которых первый том был издан вскоре, а второй после побега Кропоткина остался в архиве III отделения до 1895 года, когда Русское географическое общество получило его и переслало автору в Лондон. Кропоткин отмечал в своих воспоминаниях страшную сырость в своей камере, обои были всегда такие мокрые, что казалось, будто их поливают каждый день водой. Для борьбы с сыростью так натапливали печь, что узнику приходилось испытывать от жары еще большие страдания, чем от сырости. Сырость и высокая температура вредно отражались на его здоровье тем более, что прогулки были очень короткие.


Князь Пётр Алексеевич Кропоткин (1842 — 1921) — русский революционер-анархист и учёный, географ, геоморфолог, историк, публицист из рода Кропоткиных. Создатель идеологии анархо-коммунизма и один из самых влиятельных теоретиков анархизма.

Неизвестный фотограф. Камера в тюрьме Трубецкого бастиона. 1918 (?). ЦГАФФД.


В 1879 году и без того строгие правила содержания узников были еще более ужесточены для пятнадцати членов организации «Земля и воля»: им было ограничено право на переписку, сокращено время свиданий и т. п. Таким образом их пытались вынудить к даче показаний. В ответ на действия администрации 5 февраля 1879 года заключенные подняли бунт, в результате которого находившаяся в камерах деревянная мебель была сломана. Заключенные были жестоко избиты тюремной охраной, на следующий день у них отобрали тюфяки, табуреты, крышки от параш. Узники объявили голодовку, продолжавшуюся пять дней, однако условия заключения улучшены не были. После усмирения бунта тюрьму переоборудовали: со стен была снята звукоизоляция, а деревянная мебель была заменена прикрепленными к стенам и полу металлическими кроватями и столами.

Неизвестный фотограф. Камера тюрьмы Трубецкого бастиона. Умывальник и унитаз. 1918 (?). Фотография. ГМИ СПб.


В 1904 году в тюрьме появилось электрическое освещение, включение и выключение электрических светильников в камерах осуществлялось надзирателями.

Неизвестный фотограф. Наружный вид тюрьмы Трубецкого бастиона. 1918 года(?). Фотография. ЦГАКФФД.


В 1897-1898 годах в здании тюрьмы были проведены городской водопровод и канализация, в связи с чем чугунные умывальники и параши в камерах заменили на фаянсовые раковины и унитазы, а в коридорах у каждой камеры установили по два чугунных водопроводных бачка, предназначенных для умывальника и клозета. С появлением водопровода отпала необходимость в водокачальне, находившейся на первом этаже. Помещение, где она была расположена, стало использоваться в качестве подсобного при кухне.

Коридор тюрьмы Трубецкого бастиона.


Многим заключенным в Петропавловской крепости разрешалось получать с воли книги, впоследствии они оставались в тюрьме.
«В крепости от нескольких поколений заключенных накопилась целая библиотека. Чернышевский, каракозовцы, нечаевцы — все оставили что-нибудь для следующих поколений заключенных. Было даже несколько книг, оставшихся от декабристов, и одна из них попалась мне, и я с чувством благоговения читал какое-то туманное мистически-философское сочинение, которое было в руках этих первых мучеников борьбы против самодержавия в нашем веке, отыскивая каких-нибудь следов — имен или разговоров — в старинной книге. Все книги были, между прочим, до того исчерчены ногтем, что трудно было до чего-нибудь добраться» , — вспоминал анархист князь П. А. Кропоткин.

В 1900-е годы в одной из камер второго этажа была оборудована часовня. Имеются сведения о том, что заключенным позволялось иногда присутствовать на службах в Петропавловском соборе. Большая часть заключенных находилась в положении подследственных, т. е. во время дознания и после суда — до приведения в исполнение приговора, однако в 1880-1889 годах здесь отбывали наказание приговоренные к каторге. Каторжный режим отличался особой строгостью.

Неизвсетный фотограф. Часовня, устроенная в одной из камер тюрьмы Петропавловского бастиона. 1918 (?). Фотография. ГМИ СПб.


В тюрьме Трубецкого бастиона содержались участники основных революционных организаций и движений: народники, социал-демократы, социалисты-революционеры (эсеры). В их числе: теоретик-анархист и ученый-географ князь П. А. Кропоткин; члены партии «Народная воля», участники подготовки убийства императора Александра II А. И. Желябов и В. Н. Фигнер; старший брат В. И. Ульянова (Ленина) А. И. Ульянов, личный друг К. Маркса и первый переводчик на русский язык «Капитала» Г. А. Лопатин; социал-демократ, миллионер и финансист партии большевиков А. Л. Парвус, видный теоретик марксизма, один из основателей советского государства Л. Д. Троцкий, писатель М. Горький, члены партии социалистов-революционеров, организаторы и участники ряда террористических актов Б. В. Савинков, Л. А. Стуре и многие другие.


Александр Ильич Ульянов


Александр Ильич Ульянов (1866—1887) — революционер-народоволец, один из организаторов и руководителей террористической фракции «Народной воли», старший брат Владимира Ильича Ульянова (Ленина). Арестован при подготовке покушения на российского императора Александра III; по приговору Особого присутствия Правительствующего сената был казнён через повешение.

Последними заключенными при царской власти стали солдаты лейб-гвардии Павловского полка, перешедшие на сторону восставших во время Февральской революции 1917 года. Доставленные в крепость 27 февраля 1917 года 19 зачинщиков неповиновения были освобождены 28 февраля восставшим гарнизоном крепости. Всего с момента открытия и до 1917 года через камеры тюрьмы Трубецкого бастиона прошли 2084 узника.

После победы Февральской буржуазно-демократической революции начался новый этап в истории тюрьмы Трубецкого бастиона. По распоряжению Временного правительства здесь были заключены бывшие царские министры, высшие чины полиции и армии, видные сановники и приближенные царской семьи, в частности фрейлина и близкая подруга императрицы А. А. Вырубова, всего 44 человека. Расследованием их деятельности занималась Чрезвычайная следственная комиссия, созданная Временным правительством 5 марта 1917 года. Заседания комиссии проходили в Зимнем дворце и в самом здании тюрьмы, в бывшей квартире заведующего. Секретарем комиссии был поэт А. А. Блок. Комиссия продолжала свою работу до прихода к власти большевиков, после чего была распущена.


Анна Александровна Вырубова (урожд. Тане́ева; 16 июля 1884, Санкт-Петербург — 20 июля 1964, Хельсинки, Финляндия) — ближайшая и преданнейшая подруга императрицы Александры Фёдоровны, мемуаристка. Считалась одной из самых горячих почитательниц Григория Распутина. После Февральской революции 1917 года Вырубова была арестована Временным правительством и, несмотря на инвалидность, несколько месяцев в тяжёлых условиях содержалась в Петропавловской крепости по подозрению в шпионаже и предательстве, после чего «за отсутствием состава преступления» была выпущена на свободу.

Неизвестный фотограф. Внутренний двор тюрьмы Трубецкого бастиона и здание бани. 1918(?). Фотография. ГМИ СПб .


В ночь с 25 на 26 октября 1917 года из Зимнего дворца в тюрьму Трубецкого бастиона были доставлены 18 министров свергнутого Временного правительства. На следующий день, по распоряжению Временного Революционного комитета, восемь «министров-социалистов» были освобождены. 29 октября в Петропавловскую крепость доставили более трехсот участников антибольшевистского «Юнкерского мятежа». Большинство арестованных были размещены в Трубецком бастионе. В ноябре 1917 - феврале 1918 года в тюрьме находились члены Центрального комитета партии кадетов: А. И. Шингарев, Ф. Ф. Кокошкин, князь П. Д. Долгоруков и другие; участники монархического заговора во главе с В. М. Пуришкевичем; группа членов «Союза защиты Учредительного собрания»; генералы В. Г. Болдырев и В. А. Черемисов, контр-адмирал Н. М. Григорьев; редакторы и сотрудники антибольшевистских газет, члены оппозиционных партий.

Приказом от 7 марта 1918 года народный комиссар юстиции постановил: «Трубецкой бастион как место заключения навсегда упразднить».
Однако с мая 1918 года тюрьма вновь стала служить по своему назначению. Здесь содержались заложники Красного террора, введенного большевиками после покушения на В. И. Ленина и убийства М. С. Урицкого 30 августа 1918 года. В Трубецком бастионе прошли последние часы жизни великих князей Николая Михайловича, Георгия Михайловича, Дмитрия Константиновича и Павла Александровича, расстрелянных в январе 1919 года на территории Петропавловской крепости.
В 1924 году тюрьма Трубецкого бастиона была окончательно закрыта и превращена в музей — филиал Музея революции. Экскурсии по музею нередко водили бывшие заключенные. В 1954 году тюрьма Трубецкого бастиона вместе с другими постройками Петропавловской крепости была передана Государственному музею истории Ленинграда, и в 1964 году здесь начала действовать экспозиция. И хотя все камеры достаточно однообразны, везде развешаны плакаты рассказывающие историю как самого учреждения, так и известных заключенных. Не так давно эти имена мы проходили на уроках истории, а теперь они постепенно исчезают из сознания.

В этом месте живёт история борьбы государства с желающими поменять его политическое устройство. Здесь содержались и ходоки в народ, и уже не такие безобидные народовольцы. А еще, это памятник того как быстро бывшие политические заключенные, расписавшие ужасы царских тюрем придумали свои совсем неужасные и добрые лагеря спецзаключения.

Трубецкой бастион - место заключения государственных преступников, заговорщиков, революционеров...

Это один из двух западных бастионов, построен в 1703г , сначала, как и вся крепость, был деревоземляным, затем, в 1708г был заложен каменный бастион. Надзор за строительством укрепления осуществлял сподвижник Петра I князь Ю.Ю.Трубецкой, по его имени и назван бастион.

В первой четверти XVIII века казематы Трубецкого бастиона использовались как арестантские камеры Тайной канцелярии. В 1718 году здесь содержался сын Петра I царевич Алексей Петрович, обвинённый в участии в государственном заговоре. Как ни странно, Алексей Петрович находился именно в Трубецком, не в Алексеевском равелине, хотя тот и называется "Алексеевским". Декабристы же находились в основном в Алексеевском равелине. В начале 1826 года часть казематов переоборудовали в камеры одиночного заключения для части участников восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года (Восстания декабристов). В 1870—1872 казематы были разобраны и затем перестроены под здание одиночной тюрьмы.

Идём туда...

Заходя внутрь, оказываемся в очень маленькой комнатке, где находится экспозиция из нескольких витрин с одеждой для заключённых. Там оказалось невероятное количество людей, все одиночные и сразу две экскурсии, так что снять удалось очень мало. Могу только сказать, что одежда кошмарная, это реально всё страшно вообще...

Верхняя одежда заключённого

Это обувь. Тут маленький формат, плохо видно: подошва, каблук - деревянные, остальное - грубая кожа.

Муляж: так происходило переодевание. У заключённого отнимались вся одежда и вещи, и выдавалась такая вот форма (см. выше).

Два этажа по 36 камер.

Вот это и есть первоначальный вариант, он более уютный:

Умывальник

Унитаз, по тюремному параша. Умывальник и унитаз выглядят очень аккуратно, но возможно это когда всё новое и чистое.

Трубецкого бастиона является описание, сделанное Синегубом, заключенным сюда в декабре 1873 года в камеру № 54 во втором этаже. Он назвал ее большой: шагов десять по диагонали и поперек в пять-шесть шагов. Камера была такая высокая, что, даже встав на стол, можно было достать руками лишь до подоконника. Синегуб вспоминает, что солнечные лучи попадали в камеру лишь вечером, при заходе солнца, и только на подоконник. Таким образом, в камере было почти темно. Асфальтовый пол, выкрашенный желтой краской, был уже истерт ногами предшественника Синегуба. Керосиновая лампа горела в камере всю ночь, а глазок в двери камеры оставался на ночь открытым для наблюдения за заключенным.

Стандартная камера более позднего варианта.

На стенах стенды с фотографиями и краткими историями узников каземата, все эти лица - лица умных и очень честных людей с просветлёнными глазами и словно рвущиеся в будущее. Сколько было там девичьих лиц - интеллигентных барышень идеалисток, мечтательниц, только что из гостиных, где звучали Шопен и Бетховен!

Я сделала небольшой коллаж из заснятого.

Кропоткин отмечал в своих воспоминаниях страшную сырость в своей камере, обои были всегда такие мокрые, что казалось, будто их поливают каждый день водой. Для борьбы с сыростью так натапливали печь, что узнику приходилось испытывать от жары еще большие страдания, чем от сырости.

Совершенно необычным и исключительным в истории Трубецкого бастиона было посещение Кропоткина в камере братом царя — великим князем Николаем Николаевичем, который пытался выяснить, как превратился князь Кропоткин в узника государственной тюрьмы. Николай Николаевич ушёл ни с чем.

Два года заключения превратили Кропоткина в совершенно больного человека, у которого не хватало сил подняться на второй этаж тюрьмы. Он погиб бы здесь, если бы не был переведен в военный госпиталь, откуда ему удалось совершить побег за границу.

В этой камере в разное время отбывали заключение Л.Троцкий и М. Горький.

В этой камере содержался Александр Ульянов.

Судя по некоторым сохранившимся записям бывших осуждённых - сначала обстановка в бастионе была получше, но в конце 1870-х годов в Трубецком бастионе произошли перемены в обстановке камер и тюремном режиме к худшему.

За нарушение правил поведения инструкция грозила наказанием розгами и даже шпицрутенами, уже отмененными в то время законом.

Вместо отобранного собственного белья и платья они получали белье, платье и обувь, введенные для каторжных арестантов. Пища должна была быть обыкновенная, арестантская (Утром выдавали кружку кваса вместо чая и два фунта хлеба плохого качества на весь день. Обед состоял из щей или горохового супа и второго блюда в совершенно недостаточном количестве и мало питательного по качеству. В результате такого питания у заключенных развивалась цинга), покупка питания на собственные средства запрещалась. Курение табака не допускалось. Запрещалось пользование книгами из библиотеки бастиона. По правилам, постель должна была состоять из войлока вместо матраца и подушки, набитой соломой. Угроза наказания: шпицрутенами, плетьми и розгами, число ударов шпицрутенами до 8000, плетьми до 100 и розгами до 400 ударов. За дисциплинарные проступки администрация могла назначать плети до 20 ударов, розги до 100 ударов и карцер от 1 до 6 суток на хлебе и воде. Правила сохраняли за арестантами право прогулок и как «милость» допускали обращение к духовнику и за врачебной помощью.

Между тем в бастионе всё же существует библиотека, однако она в разное время была то недоступна, то доступна не всем.

Рамер помещения примерно как наши квартирные ванные комнаты.

Страшны судьбы узницы, покончившей с собой - М.Ветровой и умершей от гнойного воспаления брюшины через 3 месяца после родов (результат бесчеловечного поведения врача при родах!) Г. Гельфман. Чуть позже умер и ребёнок, девочка, которой тоже было выдано грубое тюремное бельё!..

Это карцер. Там едва помещается кровать и вместо унитаза - просто что-то вроде дырки маленькой. Света вообще никакого.

Если я правильно поняла, то в лучшие годы там разрешалось посещать библиотеку и получать продукты от близких и друзей, появились снова матрасы и одеяла. по крайней мере так показано в музее, хотя статья, рассказывающая и о более жестоких условиях.

Типичная камера.

Вот такое невесёлое путешествие в прошлое.

После Революции пустующими камеры Трубецкого бастиона оставались недолго, но с 1924 г тюрьма становится музеем.

Трубецкой бастион (от французского - bastion) - пятиугольное фортификационное сооружение с двумя фасами и двумя фланками, возведён в 1703 году под руководством инженера В. А. Кирштенштейна, предположительно, по проекту, составленному инженером Ж. Г. Ламбером де Герэном при личном участии Петра I . Надзор за строительством укрепления осуществлял сподвижник Петра I князь Ю. Ю. Трубецкой , по имени которого бастион и получил своё название.

Первоначально, как и вся крепость Трубецкой бастион был деревоземляным. 13 мая 1708 года в присутствии Петра I был заложен каменный бастион. Его строительство по проекту архитектора Доменико Трезини завершилось в 1709 году . В левом фасе и фланках были устроены двухъярусные казематы и потерна - туннель для безопасного сообщения между казематами. Правый фас бастиона был продолжен орильоном - выступом, защищающим его правый фланк, а под прикрытием орильона устроена сортия - потайным выход для вылазок десанта. В 1779-1785 годах по проекту инженера Р. Р. Томилова наружные эскарповые стены фасов и левого фланка облицевали гранитными плитами.

В первой четверти XVIII века казематы Трубецкого бастиона использовались как арестантские камеры Тайной канцелярии. В 1718 году здесь содержался сын Петра I царевич Алексей Петрович, обвинённый в участии в государственном заговоре. С 1724 года в бастионе располагались мастерские, склады и жилые помещения Монетного двора. В начале 1826 года часть казематов переоборудовали в камеры одиночного заключения для участников восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года (Восстания декабристов). В начале XIX века бастион находился в ведении Артиллерийского ведомства, а позже в нём были размещены нижние чины Инвалидной роты крепостного гарнизона. При этом часть казематов по-прежнему использовалась для содержания узников. В 1870-1872 годах внутренние валганговые стены бастиона и казематы разобрали, в горже по проекту инженеров К. П. Андреева и М. А. Пасыпкина построили здание одиночной тюрьмы Трубецкого бастиона , ставшее главной следственной тюрьмой России до 1918 года.

В 1924 году бастион был передан Музею Революции, а в 1954 году - Государственному музею истории Ленинграда (ныне - Санкт-Петербурга).

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Трубецкой бастион Петропавловской крепости" в других словарях:

    - … Википедия

    Меншиков бастион один из двух восточных бастионов Петропавловской крепости в Санкт Петербурге, обращённый в сторону Петроградского острова. С Государевым бастионом его соединяет Петровская куртина, а с Головкиным Кронверкская куртина. С востока… … Википедия

    Часть Петропавловской крепости, назван по имени сподвижника Петра I князя Ю. Ю. Трубецкого. С кон. 18 в. политическая тюрьма. В 1870 72 построено новое здание одиночной тюрьмы с особо жестоким режимом. С 1924 музей … Большой Энциклопедический словарь

    ТРУБЕЦКОЙ БАСТИОН, часть Петропавловской крепости в Санкт Петербурге; назван по имени сподвижника Петра I кн. Ю. Ю. Трубецкого. С конца 18 в. казематы использовались как политическая тюрьма. В 1870 72 построено новое здание одиночной тюрьмы с… … Русская история

    Один из 6 бастионов Петропавловской крепости, в юго западной её части (обращён к Неве). Сооружён в 1703 из земли и дерева под наблюдением князя Ю. Ю. Трубецкого (отсюда название), в 1709 перестроен в камне (в XVIII в. вооружён 52 орудиями) … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Часть Петропавловской крепости. Назван по имени сподвижника Петра I князя Ю. Ю. Трубецкого. С конца XVIII в. политическая тюрьма. В 1870 72 построено новое здание одиночной тюрьмы с особо строгим режимом. С 1924 музей. * * * ТРУБЕЦКОЙ БАСТИОН… … Энциклопедический словарь

    Фортификац. укрепление, пятиугольный юго зап. выступ Петропавловской крепости в Ленинграде. Назван по имени сподвижника Петра I Ю. Ю. Трубецкого. Сооружен в 1703. Первоначально земляной. Ок. 1740 закончены работы по сооружению кирпичных стен,… … Советская историческая энциклопедия

    Князь Юрий Юрьевич Трубецкой (1668 1739) представитель известного русского княжеского рода, сподвижник Петра I. Брат генерал фельдмаршала И. Ю. Трубецкого, отец генерал фельдмаршала Н. Ю. Трубецкого. Общий предок всех Трубецких, живших после 1750 … Википедия

    Государев бастион один из двух восточных бастионов Петропавловской крепости в Санкт Петербурге, обращённый в сторону Невы. С Нарышкиным бастионом его соединяет Невская куртина, а с Меншиковым Петровская куртина. С востока бастион прикрывается… … Википедия

    Один из двух восточных бастионов Петропавловской крепости в Санкт Петербурге, обращённый в сторону Невы. С Нарышкиным бастионом его соединяет Невская куртина, а с Меншиковым Петровская куртина. С востока бастион прикрывается Иоанновским равелином … Википедия

Тюрьма в Петропавловской крепости была построена в 1870-1872 гг. Это была главная следственная тюрьма для обвиняемых в политических преступлениях. В ней была создана строжайшая система одиночного заключения, целью которой была полная изоляция заключенного от внешнего мира и других арестантов. Через 69 одиночных камер и два карцера тюрьмы прошло более полутора тысяч заключённых до 1917 г. С 1924 года здесь музей, который рассказывает об истории тюрьмы и наиболее известных узниках.
Здание тюрьмы имеет пятиугольную форму и состоит из двух этажей.
Фото 1. Внутренний тюремный двор.
В тюремный двор поодиночке и в сопровождении двух жандармов выводили на прогулки заключённых. Прогулки длились от 10 до 30 минут и предоставлялись подследственным - ежедневно, а каторжанам через день или два. В центре двора - тюремная баня.

Фото 2. Баню мы порассматривали через окна, но фотографировать было сложно. Видели там раздевалку, парную и ванную комнату.

Фото 3. У входа.

Фото 6. В первом помещении тюрьмы (приёмной) охрана и заведующий тюрьмой принимали заключенного. Здесь у него забирали личные вещи, раздевали, обыскивали и затем облачали в казеную одежду. Заведующий заносил сведения о вновь прибывшем в журнал, зачитывал инструкцию о порядке содержания и отдавал распоряжение, в какую камеру поместить узника.

Фото 7. Большинство камер тюрьмы открыты, туда можно зайти, посидеть, всё потрогать. В некоторых камерах можно послушать воспоминания заключенных, нажав на кнопку на стене. Много камер в тюрьме идентичных, поэтому из всех 69 я фотографировала только неповторяющиеся.

Фото 8. Устройство звукоизоляции камер в 1872-1879 г.
Оно предназначалось для предотвращения переговоров арестантов посредство стука. Однако подобная предусмотрительность оказалась напрасной. Арестанты перестукивались, ударяя твёрдым предметом (например, расческой или пуговицей) по оконной раме или стуча каблуком в пол. Акустика в здании была такой, что позволяла слышать звук не
только из соседней камеры, но и из камер другого этажа. После бунта заключённых в 1879 г. звукоизоляцию со стен убрали.

Фото 9. Умывальник в камере.

Фото 10. Обстановка камеры подследственного в 1872-1879 гг.
Первоначально стены тюремных камер были оклеяны обоями, под которыми скрывалась звукоизоляция. Под окном был укреплён желоб с ведёрком, куда стекала вода от таявшего на стёклах льда. В каждой камере находилась железная кровать с дощатым настилом, деревянный стол и табурет. У двери - параша и умывальник. В тёмное время суток помещение освещалось керосиной лампой, которая не гасилась и по ночам. Постель подследственного состояла из волосяного мартаса, шерстяного одеяла, двух простыней и двух перьевых подушках в наволочках. В камере разрешалось иметь личные вещи и продукты.

Азбука для перестукивания.
Перестукивание было единственным способом общения узников. Каждую букву выстукивали в 2 приёма - сначала номер строки, затем номер столбца. Перестукивание считалось нарушением тюремного режима и строго пресакалось охраной. В наказание узника мошли лишить свиданий, книг, перевести в другую камеру, где нет соседей, заключить в карцер. Но никакие суровые меры не могли заставить узников отказаться от перестукивания. Для них борьба за стук была борьбой за существование.

Фото 11. Обстановка камеры подследственного в 1880-е годы.
В 1879 г. все камеры тюрьмы были переоборудованы, а их стены оштукатурены и окрашены. Стол заменили вделанным в стену железным листом и устновили железную кровать, прикреплённую к полу и стене. (Потому что во время бунта в 1879 г. заключённые переломали всю деревянную мебель).

Фото 12.

Фото 13. Отбывавшие каторгу содержались в тех же камерах тюрьмы, что и подследственные, но обстановка была другой. Постель каторжанина состояла из войлочной подстили или соломенного матраса, соломенной подушки и грубого суконного одеяла. Постельного белья не было. Личные вещи, табак, гребёнку и мыло иметь не разрешалось. Выдавались лишь Библия и металлическая кружка.

Фото 14. Через квадратную форточку в двери подавали пищу.

Фото 15. Обстановка камеры подследственного в 1897-1917 гг.
В 1897 г. тюрьма Трубецкого бастиона была подключена к водопроводу: в камерах установили фаянсовые раковины и унитазы, в коридорах - сливные бачки. В 1904 г. в здание провели электричество и камеры стали освещаться светильниками, которые находились над столом.

Фото 16. Коридор тюрьмы. Слева можно увидеть печь.

Фото 17. Карцер.
На каждом их 2 этажей тюрьмы имелся карцер для наказания заключённых. По размерам он был меньше камеры. В нем находилась железная кровать, унитаз и вделанный в стену небольшой лист железа, заменявший стол. Помещение не отапливалось и в холодное время года промерзало. Для ужесточения наказания у узника могла отобрать постель, оставляя лежать на голой железной койке и практически лешая сна. Окно закрывали наглухо металлическим ставнем. Срок заключения в карцере составлял от 1 до 7 дней.

Фото 18. Тюремные надзиратели.

Фото 19. Вдоль стен на обоих этажах тюрьмы висят стенды с самыми известными её заключёнными.

Фото 20.

Фото 21. Тюремная библиотека.
Чтение было единственным официально разрешённым занятием узников Трубецкого бастиона. Книги приобретались тюремной администрацией на средства арестованных по их просьбам или же передавались родственниками. В библиотеке имелась научная и художественная литература, в т. ч. на иностранных языках, учебники и словари, периодические издания. Заведущий тюрьмой тщательно осматривал книгу перед выдачей и после возвращения, с тем, чтобы пресечь попытки заключенных общаться между собой с помощью пометок. На стенах помещения библиотеки до сих пор сохранились следы от книжных полок.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24. В углу каждой камеры висела икона.

Фото 25. Тюремная часовня.
Угловая камера №37 была холоднее других и при наличии свободных мест арестантов сюда не помещали. В начале XX в. в камере была устроена тюремная часовня, при этом стол и кровать оставались на своих местах. Здесь священники Петропавловского собора, в чьи обязанности входило посещение крепостных арестантов, исповедовали и причащали узников.
Облик часовни запечатлела единственная фотография, сделанная в 1918 г.

Фото 26. Приготовление пищи для арестантов в 1890е годы. Макет.
С 1872 г. на питание подследственных арестантов выделялось по 50 копеек серебром на человека. Утром и вечером заключённый получал по 2 кружки чая с французской булкой. Обед состоял из 3 блюд: щи или борщ с мясом, на второе - жаркое из мяса или дичи, на третье - сладкое. Кроме того арестанты могли приобретать продукты на собственные средства: молоко, булку, колбасу, сыр, сахар, закуски. Режим питания заключённых каторжников был более скудным: утром им выдавалась суточная норма хлеба (около 1 кг), соль и кипяток вместо чая, днем щи со 100 гр мяса и гречневая каша, вечером - остатки щей и квас. В апреле 1881 г. тюремный режим ужесточился, а питание заметно ухудшилось. И подследственные, и каторжане были уравнены, а норма кормовых денег помизилась до 30 копеек. Еда стала готовиться из недоброкачественных продуктов, мясо расхищалось. Последствия такого питания сказались на здоровье заключенных, в тюрьме свирипствовала цинга, распространялись лёгочные заболевания, возрасла смертность. Лишь с 1883 г. положение заключенных стало улучшаться. За приготовлением пищи стали следить, продукты брали свежие и в нужном количестве. Рацион каторжан заметно улучшился, теперь они стали получать 4 раза в неделю щи с мясом, а жаркое каждый день. Такое положение с питанием сохранялось до 1917 г.

В 1918 г. тюрьма Трубецкого бастиона вошла в систему мест заключения Петроградской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Одиночные камеры заполнялись арестованными - теперь в каждую помещали по 10-20 человек. Это были настоящие или мнимые "враги революции": бывшие царские офицеры и чиновники, священники и коммерсанты, професора и случайные обыватели, вся "вина" которых заключалась в принадлежности к непролетарским слоям населения. Шла Гражданская война, в Петрограде усиливался голод, и условия заключения были очень тяжелыми. Скудное питание и даже кипяток раздавали нерегулярно, однако, принимались передачи с продуктами, бельем, одеялами - без них людям приходилось спать на голом полу. Свидания и переписка запрещались. Прогулки либо запрещались, либо заменялись десятиминутным хождением по коридору. Иногда арестованных использовали на общественных работах. Тюрьма Трубецкого бастиона принимала арестантов еще до марта 1921 года.
Фото 27. На этом наше посещение Петропавловской крепости закончилось.