Кто такой ирод по библии. Царь ирод великий и ужасный

В один из жарких и душных дней 4-го года новой, едва начавшейся эры, территорию крепости Иродион, находившуюся в 15 км от Иерусалима, заполнили тысячи людей. Взоры всех были устремлены в сторону поднятого над землёй золотого ложа, на котором покоилось мёртвое тело того, кто в течение почти сорока лет правил Иудеей, вызывая в подданных ужас, смешанный с восхищением. Это был царь Ирод Великий, имя которого стало в наши дни неким фразеологизмом, означающим жестокого и безжалостного человека.

Предки будущего царя

По своему рождению Ирод Великий не принадлежал ни к одному царскому роду. Его отец, которого звали Антипатр, был лишь высокопоставленным чиновником, занимавшим пост римского наместника в Идумее - небольшой территории на юге Израильского нагорья. Когда-то в давние годы она была населена языческими племенами идумеев (от них и пошло название местности), к которым принадлежал дед будущего царя Ирода - отец Антипатра.

В конце I века до н. э. Идумея была завоёвана евреями, и, выразив лояльность к победителям, а главное, приняв их веру - иудаизм, благоразумный дед был поставлен править всеми своими соотечественниками. От него власть со всеми причитающимися привилегиями унаследовал его сын Антипатр - отец будущего царя Ирода.

Благоразумный Антипатр

Надо заметить, что этот самый Антипатр унаследовал от своего предка не только власть, но и обострённое политическое чутьё, сопряжённое с полнейшей беспринципностью. Как тот в своё время легко отрёкся от религии предков и, приняв веру иудеев, вступил с ними в сотрудничество, так и он не замедлил выразить поддержку римлянам, захватившим в 63 году д. н. эры Иерусалим. Заслужив, таким образом, милость у римского полководца Помпея, он был поставлен наместником всей Иудеи.

В 49-45 гг. д. н. эры Рим был охвачен гражданской войной, вспыхнувшей между двумя претендентами на пустовавший в то время императорский трон - видным военачальником Помпеем и его конкурентом Юлием Цезарем. Как высокопоставленный чиновник, Антипатр обязан был публично выразить поддержку одному из них. Это был выбор, от которого зависела вся последующая карьера, а возможно, и жизнь. Угадав внутренним чутьём будущего победителя - Юлия Цезаря, он поддержал именно его, предав, таким образом, своего прежнего благодетеля Помпея.

Придя к власти, новый император щедро отблагодарил всех своих сторонников, в числе которых был и Антипатр. Отныне он приобрёл титул прокуратора Иудеи, за спиной которого, мощными рядами стояли непобедимые римские легионы. Свою власть он делил лишь с одним человеком - тогдашним царём Гирконом II, исполнявшим одновременно и обязанности первосвященника.

Тетрарх Галилеи

В 73 году д. н. эры у Антипатра родился сын - будущий царь Ирод Великий. Когда тому исполнилось 25 лет, отец без труда выхлопотал ему у царя должность тетрарха (губернатора) Галилеи - северной и весьма крупной провинции Иудеи. Уже в самом начале своей карьеры молодой чиновник отличился, жестоко подавив восстание местных жителей, поднятое ими под предводительством своего вождя Хизкии.

Жители Галилеи пытались покончить с ненавистным им римским владычеством, но Ирод Великий (так его стали величать потомки) всегда помнил, из чьих рук он получил власть и золото. Разгромом и последующей казнью «галилейских мятежников» тетрарх ещё более возвысился в глазах своих римских хозяев, но в то же время заслужил ненависть иудеев.

Ключевым моментом, изменившим ход всей дальнейшей жизни Ирода, стало происшедшее в 40 году до н. э. нашествие на Галилею парфян - жителей Парфянского царства, древнего государства, располагавшегося к юго-востоку от Каспийского моря. Не в силах оказать им сопротивление, тетрарх бежал сначала в Иерусалим, а затем в Идумею. Оказавшись, таким образом, в безопасности, он тем не менее не успокоился, а решил воспользоваться сложившейся ситуацией и извлечь пользу даже из нашествия иноземцев.

Перед римским сенатом

С этой целью беглый тетрарх отправился в Рим. Поскольку его путь пролегал через Египет, он не упустил возможности получить аудиенцию у царицы Клеопатры, что впоследствии ему весьма пригодилось. Прибыв наконец в столицу величайшей в то время империи мира, Ирод Великий прежде всего заручился поддержкой консула Марка Антония. У него он снискал расположение, передав нежное послание от египетской царицы, с которой тот был в близких отношениях.

Далее, имея на своей стороне столь влиятельного союзника, Ирод без особого труда смог убедить сенат в том, что вина за оккупацию Галилеи целиком лежит на царе Гиркане II, своей пассивностью и бездействием позволившем врагу одержать столь лёгкую победу. Единственным же выходом из создавшейся ситуации он видит смещение нерадивого правителя и назначение его самого на вакантное место.

Сенаторы отнеслись благосклонно к его доводам, но, согласно их решению, прежде чем начать царствовать, он должен был (при их поддержке, разумеется) освободить Иудею от захватчиков. Войска ему в тот момент не дали, но щедро снабдили деньгами, на которые, прибыв в Птолемаиду (нынешний израильский город Акко), Ирод Великий собрал армию, состоявшую из наёмников, а также еврейских беженцев с оккупированных территорий.

Долгожданное воцарение

Освободив с их помощью большую часть территории страны, он подступил наконец к стенам Иерусалима, взять который имевшимися в его распоряжении силами было невозможно. Выручили Ирода римские сенаторы, издалека зорко следившие за ходом событий. В критический момент они выслали ему в помощь 11 легионов регулярной армии под командованием опытного военачальника Сосия.

Прибыв на место, они осадили Иерусалим по всем правилам военного искусства, и вскоре заставили его защитников сдаться. Среди прочих трофеев в руках победителей оказался правивший до той поры ставленник оккупантов царь Антигон и 45 его активных сторонников.

Так произошло воцарение в Иудее Ирода Великого, ставшего одним из самых известных исторических личностей древнего мира. Его имя неоднократно упоминается как в иудейском Священном Писании, так и на страницах Евангелия. О нём сообщают древние историки Иосиф Флавий, Аппиан и многие другие.

В их сочинениях нередко фигурирует также и жена Ирода Великого - Мариамна, приходившаяся внучкой бывшему царю и первосвященнику Гиркану II, смещённому в результате интриг её мужа. С ней он вступил в брак, чтобы обрести большую легитимность в глазах евреев, населявших страну.

Жестокий правитель Иудеи

Следует отметить, что правление Ирода Великого было отнюдь не безоблачным. Ему всё время приходилось лавировать между двумя полярными силами. С одной стороны, он должен был проявлять беспрекословное подчинение Риму, поскольку в тот период Иудея была, по существу, его дальней провинцией, а с другой - держать в беспрекословном повиновении местное население, подавляющее большинство которого ненавидело чужеземцев.

В результате покорный и подобострастный по отношению римским хозяевам царь Ирод Великий был жесток и беспощаден с собственным народом. Своё правление он начал с массовых казней защитников Иерусалима. По его приказу предали смерти даже царя Антигона, принадлежавшего к древнему и весьма уважаемому среди евреев роду Хасмонеев. Несмотря на множество петиций в его защиту, Ирод был непреклонен, и сверженный царь поднялся на эшафот вместе со своими приближёнными. Столь же бесчеловечными мерами укреплял он свой авторитет и в последующие годы.

Известно, что правитель Иудеи придавал большое значение внешним атрибутам своей власти. Одним из них стал воздвигнутый в 15 километрах от прежней границы Иерусалима дворец Ирода Великого - Иродион. Сейчас на месте искусственной горы, являвшейся его фундаментом, расположен национальный парк, а в те давние времена гигантское сооружение поражало взоры приезжих мраморными колоннами, роскошным амфитеатром и множеством всевозможных построек. Спроектировано оно было таким образом, что в случае войны могло использоваться как фортификационное сооружение. Для этого, кроме высоких стен, были предусмотрены различные тоннели и потайные ходы.

Превратности судьбы

Вскоре после воцарения Ирода Иудею ждала целая полоса тяжёлых испытаний. Началась она с землетрясения, происшедшего в 31 году д. н. эры, разрушившего многие иерусалимские здания и унесшего жизни 30 тыс. жителей страны. Не успели евреи пережить эту беду, как уже новая постучалась в их двери.

В тот же год Иудея подверглась нашествию с юга многочисленных арабских племён. Их неожиданное вторжение было следствием ослабления Рима, вызванного полыхавшей в нем гражданской войной и поражением, которое потерпел в морском сражении с Октавианом Августом главный покровитель Ирода - Марк Антоний. Арабы воспользовались этим и, предвидя возможность безнаказанных грабежей, вторглись в пределы недоступного им прежде государства. Спасти страну помогла лишь необыкновенная решительность и полководческий талант царя Ирода.

Приложив невероятные усилия и выдворив непрошенных гостей, он направил всю энергию на то, чтобы с наибольшей выгодой воспользоваться политическими переменами, происшедшими в Риме. Сразу после поражения своего недавнего патрона Марка Антония Ирод порвал с ним все отношения и начал засылать послов к Октавиану Августу. Его усилия не пропали даром: заняв вскоре императорский трон, новый покровитель обеспечил Ироду столь же прочное положение, как и его предшественник.

Царь - строитель Иерусалима

Ирод Великий, биография которого наполнена многими деяниями, оставившими след в памяти потомков, вошёл в историю и как выдающийся строитель. Толчок началу этой его деятельности дало землетрясение, о котором упоминалось выше. Чтобы ликвидировать его последствия и поднять из руин некогда цветущую страну потребовались самые энергичные меры.

Несмотря на то что недавняя война с арабами изрядно опустошила казну, Ирод нашёл средства, чтобы привлечь в столицу, где развернулись главные работы, многих иностранных зодчих. В результате этого архитектура вновь возводимых зданий во многом приобрела римские и греческие черты.

Главной же стройкой всей его жизни стала реконструкция Второго Иерусалимского храма, весьма обветшавшего за долгие века. Выполнением этого амбициозного проекта царь рассчитывал поднять свой авторитет среди евреев, относившихся к храму как к колыбели их религии и нации в целом. Кроме того, честолюбивому по натуре, ему не давала покоя слава царя Соломона, построившего Первый храм, и остаться в памяти потомков продолжателем его дела было сокровенной мечтой, которую лелеял в себе Ирод Великий.

Избиение младенцев

Своей известностью в наши дни царь Ирод во многом обязан эпизоду, подробно описанному в Евангелии от Матфея. Речь идёт о том, как от спешивших в Вифлеем волхвов Ирод услышал о рождении Иисуса Христа - нового царя Израильского. Поняв в буквальном смысле их слова и испугавшись, что у него появился конкурент, он вознамерился погубить новорожденного.

Однако, не зная точно, о ком именно они говорили и где его искать, он отдал приказ, беспрецедентный по своей жестокости. Ирод повелел убить в Вифлееме всех младенцев мужского пола вплоть до двухлетнего возраста, полагая, что в их числе непременно окажется и тот, кого он так опасается. Евангелист Матфей умалчивает о количестве жертв, но Священное Предание говорит о 14 тыс. убитых.

Это злодеяние затмило в памяти потомков всё хорошее, что сделал в своей жизни Ирод Великий. Младенцы, безвинно загубленные им, навеки создали царю репутацию злого гения еврейского народа, сделав его символом произвола и бесчеловечности.

Конец жизни великого царя

В последние годы жизни Ирод являл собой пример патологической жестокости, мстительности и подозрительности, выходившей порой за рамки здравого смысла. Так, однажды, на основании лишь пустых домыслов, были казнены сыновья Ирода Великого - Александр и Аристобул. В те дни его великолепный дворец погрузился в атмосферу всеобщего страха, при которой никто из его обитателей не знал, доживёт ли он до следующего дня.

Смерть Ирода Великого, последовавшая в 4 году уже новой эры, стала результатом тяжёлой болезни, мучившей его в последние месяцы. Желая оставить по себе добрую память, он незадолго до кончины приказал выплатить жалование всем своим воинам и тем, кто исполнял различные обязанности на государственной службе.

Позаботился он и о преемнике, назначив им Архелая - одного из своих сыновей, чудом избежавших отцовского гнева и поэтому оставшихся в живых. Его брата Антипу Ирод назначил тетрархом Галилеи - той самой области, где сам когда-то начинал правление.

Похороны почившего царя были обставлены с необычайной пышностью. Архелай покрыл тело отца драгоценной порфирой и поместил на золотом ложе, о котором упоминалось в самом начале рассказа. Вокруг него, склонив головы, замер почётный караул, состоявший из нескольких сотен фракийских, германских и галльских воинов, ещё недавно верой и правдой служивших своему господину. Согласно своей последней воле, Ирод Великий был похоронен на территории собственного дворца-крепости Иродион, где его могила была обнаружена в 2007 году израильскими археологами.

Ирод - имя нескольких иудейский царей или царьков идумейского происхождения. Главный из них - 1) Ирод Великий, основатель идумейской династии на иудейском престоле. Сын идумейского князя Антипатра, он обладал выдающимися военными и политическими дарованиями, которые выдвинули его в глазах римского правительства, доверившего ему еще в молодости управление Галилеей. Он оказал римскому правительству важные услуги подавлением разбойничества и своими ловкими интригами настолько сумел зарекомендовать себя перед Антонием и Октавием, что по их указанию назначен был царем всей Иудеи (в 40 г. до Р. Хр.). Во время последовавшей между Антонием и Октавием войны он умел так искусно лавировать между соперниками, что хотя в общем держал сторону Антония, однако после поражения последнего при Акциуме сумел вовремя заявить свое верноподданничество Октавию, который расширил его владения, присоединив к ним сев.-вост. обл. Палестины - Трахонитиду, Ватанею и Авранитиду, и сделал его вообще главой Сирии. Почувствовав под собой твердую почву, И. начал разыгрывать роль великого восточного монарха. Отличаясь любовью к строительству и некоторым архитектурным вкусом, И. восстановил из развалин и украсил великолепными зданиями несколько городов своей страны, придав им новые имена в честь своего верховного покровителя-властелина, кесаря Августа (Самарию он переименовал в Севастию - от греч. слова σεβαστός = Augustus, Стратонову Башню - в Кесарию). В самом Иерусалиме он восстановил древний замок, названный им Антонией, а также построил великолепные дворцы, сделавшиеся лучшим украшением города. Несмотря на это великолепие, евреи не любили И., так как видели в нем иноземца, римского ставленника и похитителя престола Давидова. В народе, отягощенном двойными налогами - в пользу римлян и в пользу пышного, любящего роскошь царя, - начался глухой ропот. Чтобы примирить с собой подданных, И. задумал удовлетворить их религиозному чувству и порешил построить новый храм, который бы своим величием превосходил даже храм Соломонов. Постройка действительно началась в самых грандиозных размерах, и храм был великолепен. С той же целью И. женился на Мариамне, внуке первосвященника Гиркана II, чтобы тем самым придать своей династии санкцию кровного родства с домом Давидовым. Но все было напрасно. Еврейский народ был непреклонен в своей ненависти к узурпатору, чему способствовали многие его меры. Так, он в возобновленных им городах строил театры и амфитеатры, заводил римские и греческие игры, задавал пиры с чисто языческими увеселениями и вообще вводил такие обычаи, которые, отличаясь совершенно языческим характером, могли внушать евреям лишь чувство ужаса и отвращения. Дело дошло до того, что сильная партия ревнителей закона, именно фарисеи, в числе 6000 чел., отказались принести ему присягу в верноподданстве и устроили заговор, грозивший И. низвержением. Эти факты ясно показали И. настроение народа, и он, видя невозможность примирения, задумал сломить оппозицию крутыми и жестокими м-рами. Он превратился в жестокого и кровожадного деспота, который беспощадно истреблял всех и все, в чем только его подозрительный взгляд видел признак крамолы. Так, он истребил почти весь дом Асмонеев, как потомков законных правителей еврейского народа, и не остановился даже перед умерщвлением Мариамны, хотя она была самой любимой из его десяти жен. Конец его царствования ознаменовался невообразимыми ужасами, которые завершились умерщвлением его собственного сына Антипатра. При таком настроении И. вполне понятен тот ужас, с которым он выслушал, по свидетельству св. Матфея (гл. II), от восточных волхвов весть о том, что родился истинный царь иудейский, поклониться которому они и пришли с далекого Востока. Первой мыслью И., по этому свидетельству, было умертвить новорожденного царя, а когда ему не удалось найти его, то он не остановился перед поголовным избиением грудных младенцев в Вифлееме (см.). Пораженный тяжкой болезнью, заживо съедаемый червями, он неистовствовал даже на одре смерти и дал приказ в самый день его смерти истребить всю еврейскую знать, собранную для того в цирк; но распоряжение его не было исполнено. Он умер через несколько месяцев после рождения Христа. Главный источник сведений о его жизни - Иосиф Флавий, воспользовавшийся трудами его придворного историографа Николая Дамасского («Иуд. древн.» кн. XV-XVII). Подробное изложение истории его царствования см. у Гретца, «Geschichte der Juden» (т. 3-е); на русск. языке у Лопухина, «Библ. история» (т. II, гл. LXVII и LXVIII), a также в блестящем посмертном этюде Э. Ренана, перев. в «Восходе» (апр. и май 1894 г.). 2) Имя И. сделалось родовым в его династии и его носили ближайшие его преемники. Сыну его И. Антипе, или Антипатру, досталась по завещанию четвертая часть его владений, именно Галилея и Перея. Подобно своему отцу, это был страстный строитель, основавший, между прочим, новый город Тивериаду (в честь имп. Тиверия), куда перенес свою резиденцию. Не обладая средствами отца и получая только 200 талантов дохода, он, однако, любил чисто языческую пышность, задавал великолепные пиры, о которых писали даже римские поэты. О связи его с женой своего брата Филиппа см.

Царь Ирод.

После смерти Антипатра власть в Иудее перешла к его старшему сыну Фессаилу, а младший сын Ирод управлял Галилеей. Вскоре сын Аристовула II Антигон бежал из Рима и с помощью парфян захватил Иерусалим. Своему дяде Гиркану II он обрезал уши, чем лишил его права по физическим недостаткам быть первосвященником. Фессаила он заключил в темницу, где тот покончил с собой. Но правитель Галилеи Ирод успел убежать в Рим. Сенат объявил его царем Иудеи и дал ему военную помощь. С помощью римских легионов Ирод овладел Иерусалимом, казнил Антигона и сделался единодержавным царем Иудейским. Это произошло в 37 году до Рождества Христова. Чувствуя непрочность своего положения на престоле, Ирод начал беспощадно истреблять весь род Маккавеев и даже членов Синедриона, которых он подозревал в недостаточной преданности его престолу. Его подозрительность и жестокость дошли до того, что он казнил свою любимую жену Мариамну, тещу и трех сыновей. Народ не любил Ирода Великого и с нетерпением ожидал рождения Мессии, наследника Давида, Который бы низверг этого кровожадного похитителя престола. За это Ирод ненавидел своих подданных и жестоко расправлялся с ними. И в такое-то время до царя дошел слух, что какие-то восточные мудрецы из далеких стран пришли в Иерусалим поклониться не ему, Ироду, а новорожденному царю Иудейскому, истинному Сыну Давида, звезда Которого взошла на востоке.

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Евангельские рассказы для детей автора Кучерская Майя

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

Ирод Со времён Антиоха IV в Иудее правила династия Хасмонеев, представители которой были одновременно царями и первосвященниками. В 63 г. до Р. Х. власть наследовал праправнук Маттафии Гиркан II. Он был человек медлительный, апатичный и мало способный к государственным

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

Царь Ирод Давным-давно жил один царь. Он был очень злой. Его звали Ирод.Он жил в городе Иерусалиме, в прекрасном дворце, украшенном золотом и драгоценными камнями.Как-то раз к Ироду пришли звездочеты и сказали:– В твоей стране родился Младенец. Он вырастет и будет Царем. Мы

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

8. И вышли царь Содомский, царь Гоморрский, царь Адмы, царь Севоимский и царь Белы, которая есть Сигор; и вступили в сражение с ними в долине Сиддим, 9. с Кедорлаомером, царем Еламским, Фидалом, царем Гоимским, Амрафелом, царем Сеннаарским, Ариохом, царем Елласарским, - четыре

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

37. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат понял, что Христос не имеет никакого намерения выступить в качестве претендента

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Иисус и Ирод 7 Ирод - правитель, услышав обо всем присходящем, пришел в полное замешательство, потому что одни говорили, что это Иоанн, воскрешенный из мертвых, 8 другие - что явился Илия, а некоторые - что ожил один из древних пророков. 9 Но Ирод говорил: «Иоанна я

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

Царь Ирод убивает пророка Яхию (Мк. 6:14–29; Лк. 9:7–9)1 В то время об Исе услышал и правитель Ирод a. 2 Он говорил своим приближённым:- Это пророк Яхия. Он воскрес из мёртвых, и поэтому в Нём такая чудодейственная сила.3 В своё время Ирод арестовал Яхию, связал его и бросил в

Из книги автора

Царь Ирод убивает пророка Яхию (Мат. 14:1-12; Лк. 9:7–9)14 Об Исе услышал царь Ирод b, поскольку имя Исы становилось всё более известным, и некоторые говорили:- Это пророк Яхия воскрес из мёртвых, и поэтому в Нём такая чудодейственная сила.15 Другие говорили, что это пророк Ильяс c.

Из книги автора

Царь Ирод убивает Иоанна Крестителя (Мк. 6:14–29; Лк. 9:7–9)1 В то время об Иисусе услышал и четвертовластник Ирод a. 2 Он говорил своим приближенным:- Это - Иоанн Креститель. Он воскрес из мертвых, и поэтому в Нем такая чудодейственная сила.3 В свое время Ирод арестовал Иоанна,

Из книги автора

Ирод Дается примерное время рождения Иисуса: Мф., 2: 1. …Иисус родился… во дни царя Ирода… Упоминание об Ироде сразу говорит нам о том, что время Маккавейского царства прошло. Много произошло в том веке, который прошел от момента окончания событий, описанных в Первой книге

Из книги автора

Ирод Антипа Описание важнейшей недели, проведенной Иисусом в Иерусалиме, данное в Евангелии от Луки, немного отличается в целом от описания у Матфея и Марка. Но Лука - нееврей, и, по-видимому, он стремился уменьшить степень участия языческого правителя Пилата в распятии

Из книги автора

Ирод Антипа Именно этот царь упоминается в Евангелиях (кроме истории Рождества) под именем Ирод. Речь идет об Ироде Антипе, одном из сыновей царя Ирода Великого, который правил Галилеей с 4 по 39 год н. э. С Римом он ладил и даже назвал свою резиденцию на Галилейском озере

Жизнь Ирода Великого, самого могущественного из всех иудейских правителей, проходила в постоянной борьбе за сохранение власти. Ирод знаменит своей беспощадной жестокостью и прекрасными дворцами и храмами, построенными на личные средства. Правителем его сделала бесконечная любовь и верность Риму. В 41 г. до н. э. он был назначен наместником территории, на которой десятки лет не прекращались военные действия и революции. Три года спустя он занял Иерусалим и взошел на трон Иудеи. Ирод понимал, что такая насильственная узурпация трона не прибавит авторитета в глазах местного населения. Иудеи признавали только тех правителей, в жилах которых текла еврейская кровь и которые вели свой род от ветхозаветного царя Давида. Мать же Ирода была набатеянкой, т. е. арабского происхождения, а евреи не терпели арабов. Род Давида, правивший Иудеей долгое время, прекратился со смертью Зоровавеля в 510 г. до н. э. После этого страна претерпела многовековое засилье иностранных правителей: ассирийцев, персов, греков из династии Селеквидов, и, наконец, попала под протекторат Рима. Все это время жители ожидали мессию, царя из рода Давида, который сможет доказать свое происхождение от великого царя. По всей вероятности, именно воодушевленные этой идеей хасмонеи (известные также под именем маккавеев) подняли восстание против греков в 167 г. до н. э. Хасмонейская династия утверждала, что является прямым потомком царя Давида через Хасмона.

Благодаря жестокости, с которой он расправлялся с неугодными Ирод вошел в Библейский канон как инициатор избиения младенцев. Избиение младенцев. Деталь внешней стороны алтаря из слоновой кости. 1090-1130 гг., Епархиальный музей Сан-Маттео, Салерно, Италия

Ирод взошел на трон Иудеи в 37 г. до н. э., положив конец правлению династии Маккавеев. Несмотря на то, что он был женат на одной из дочерей хасмонейского царя - Мариамне, для народа он оставался иноземным узурпатором. Народную любовь и повиновение Ирод заслужил с помощью своей немногочисленной, но эффективной армии, состоявшей из германских и галльских наемников. Он правил и подчинял железной рукой, которую поддерживал имперский Рим. Неудивительно поэтому, что в самом начале своего царствования он не вызывал радости и поклонения у своих подданных. Едва утвердившись на троне, он сразу же создал тайную полицию из верных людей, которая тщательно следила за недовольными, столь многочисленными в Иерусалиме. Результаты работы были впечатляющими - всего за месяц существования охранки около сотни недовольных просто испарились.

Храмовый семисвечник (менора). В правление Ирода был заново отстроен Храм в Иерусалиме, возведенный еще в V в. до н. э. В Храме была помещена новая освященная менора. На фото менора на барельефе арки Тита в Риме.

Дорогая сердцу еврейского народа Хасмонейская династия, по мнению Ирода, мешала населению обратить всю любовь на нового римского правителя. Поэтому он решил ее извести. Ожидая удобного момента, Ирод строил планы по устранению каждого из ее членов.

Первой жертвой стал любимец народа Аристовул III, семнадцатилетний брат второй жены Ирода Мариамны. Вначале царствования Ирод самолично назначил Аристовула великим первосвященником. Это назначение возродило надежду на то, что Хасмонейская династия никуда не делась и все еще остается в Иудее, поскольку в течение сотен лет функции первосвященника и царя были тесно связаны. Однако, вскоре Ирод сменил мнение, и Аристовул по удачной случайности утонул в бассейне. Народ был глубоко потрясен этой внезапной кончиной.

Крепость Масада. Ирод построил укрепления на горе, расположенной недалеко от Мертвого моря. Крепостная стена протянулась на 1300 м, 37 сторожевых башен охраняли роскошный дворец, возвышающийся на трех платформах на самом пике скалы.

Следующим в ужасном списке числился престарелый бывший царь Гиркан II. Хитростью и лестью Ирод выманил его из Вавилона, где тот мирно доживал свой век. В Иудее Ирод поселил бывшего царя в собственном роскошном дворце, а через некоторое время обвинил в измене и предал суду. Совет приговорил Гиркана к смерти. Не сохранилось сведений каким образом приговор был приведен в исполнение, скорее всего узник был повешен. От династии Маккавеев остались жена Ирода - Мариамна, которую по свидетельствам он сильно любил, и ее мать - Александра, жившая вместе с дочерью в царском дворце. Ирод расправился с обеими стразу же после морской битвы при Акциуме (31 г. до н. э.), когда Клеопатра и Марк Антоний потерпели сокрушительное поражение. Ирод направился в Рим для принесения вассальной клятвы новому императору Октавиану Августу. Октавиан подтвердил права Ирода на Иудею, назвав того «царем-союзником и другом римского народа». Вернувшись Ирод тотчас обвинил супругу в неверности в его отсутствие. Он не стал слушать горячие заверения Мариамны в невиновсти и верности супругу и повелел отрубить ей голову. Мать царицы постигла та же участь. Из Хасмонейской династии не осталось более никого, кто мог бы претендовать иудейский престол.

Ирод восстановил прежний Храм Зоровавеля и сделал из него величественное и прекрасное сооружение. На фото новый Храм изображен на монете, отчеканенной при Бар-Кохбе 133 г. н. э. Еврейский музей. Нью-Йорк, США

И, тем не менее, как бы во искупление своих зверств, Ирод старался добрыми делами загладить вину перед еврейским народом. Иосиф Флавий сообщает, что спустя тринадцать лет после прихода к власти Ирода, на царство обрушился небывалый доселе голод. Стояла ужасная засуха, начиналась эпидемия чумы. В помощь нуждающимся Ирод отдал государственную казну, не оставив себе ничего. В царском дворце была собрана золотая и серебреная утварь, украшения и драгоценности. Золото было переплавлено и отправлено на караванах в Египет, где в обмен на него была закуплена пшеница. Организовывалась бесплатная раздача еды; мясники и булочники в обмен на щедрую плату из царского кармана обязаны были приносить пищу немощным и больным, всем, кто не в состоянии был самостоятельно передвигаться и обслуживать себя.

Чтобы еще более заслужить народную любовь, Ирод начал реставрацию храма Соломона. Бывшее помещение храма стало слишком мало для верующих, поэтому царь решил построить новое. В течение двух последующих лет не было недостатка в работе ни в щедрой плате за нее. Тысяча повозок была занята на перевозке камней, царские агенты завербовали около 15 000 рабочих. Новый храм стал притчей во языцах: «Кто не видел храма Ирода, не знает, что такое красота!» - говорили в Иудее. Монарх мог гордится своими многочисленными стройками: то тут, то там возводились новые амфитеатры, арки, акведуки, крепости и стены. В Иерусалиме были построены театр, амфитеатр и ипподром; башня Антония была расширена, а царский дворец полностью перестроен. Ирод играл роль Мецената - ко двору съезжались знаменитые философы, художники, богатые торговцы и актеры.

Хронология царствования Ирода Великого

Безусловно, не всем по душе пришлись нововведения царя. Ведь театры и прочая богема считалась проявлением язычества, а многие радикально настроенные евреи не могли без боли смотреть на языческие храмы. Особенно угнетало это фарисеев, известных ревнителей еврейского закона. В кругах священников и приближенных к Храму бродили антиримские настроения, посыпалось множество жалоб на нарушение Закона. Казалось Ироду не было никакого дела до недовольных, в своем новом городе - Кесарии он соорудил два языческих храма: один посвященный Октавиану Августу, новому цезарю, другой - богине Роме. Последняя являлась выразительницей всей мощи Римской империи. Для фарисеев подобные языческие дикости не могли компенсировать «хорошего поведения» царя во время голода, ни тот факт, что фарисеи были фактически назначены им как главенствующая сила на политической арене Иудеи.

Во время правления Ирода вспыхивали и мини-революции. Одна их них была названа «заговор десяти» и случилась примерно в середине царствования. Десять глубоковерующих людей, завербованных в строжайшем секрете вождями фарисеев, принесли торжественную клятву: бороться с царем, попирающим обычаи предков. Благодаря доносу, полиция арестовала заговорщиков до того, как они смогли предпринять что-либо. Царь приговорил их к смерти и они тотчас были казнены.

Ирод задумал построить столицу достойную его величия. Так появилась Кесария, город-порт (в настоящее время частично затопленный), в которой находился прекрасный царский дворец, театр и ипподром. Кесария Палестинская, современный вид.

Спустя несколько дней друзья заговорщиков вычислили предателя, поймали его и забили камнями, затем расчленили труп и бросили останки псам. Множество горожан были свидетелями ужасной сцены, но никто из них не донес властям. Ирод приказал подвергнуть пыткам женщин, наблюдавших за казнью доносчика, так полиции удалось узнать имена линчевавших. Несчастные были приговорены к смерти вместе со всеми своими семействами, в назидании будущим недовольным.

Еще одной попыткой против власти Ирода был ультиматум Терона, армейского офицера, возмутившегося решением царя устранить двоих своих сыновей от брака с Мариамной - Аристовула и Александра. Терон настаивал, чтобы Ирод оставил в покое своих детей, любимых народом. Очевидно, что Терон пытался наставить Ирода на путь истинный не только словами, но и делами. В скором времени царь узнал, что его новый цирюльник собирается перерезать ему горло во время бритья. Ирод выбрал триста по его мнению партизанов Терона, собрал их на арене одного из театров, а на верхних ступенях расположил отряд лучников. Рассказывают, что море крови растеклось по сцене, оно доходило до первых зрительских скамеек и поднималось все выше и выше. Ирод, увидев это, произнес: «Пусть это будет уроком моим врагам! Они, наверное, решили, что со временем я размяк!?»

Ирод был похоронен в мавзолее, который он приказал построить в своем укрепленном дворце в Иродионе, что в 12 километрах от Иерусалима.

В течение всего царствования фарисеи создавали Ироду много проблем. Эти духовные вожди еврейского народа не хотели принимать такого царя Иудеи, тирана, поклоняющегося Риму и устанавливающему здесь римские порядки, касалось ли это политики или религии.

В конце жизни Ирод, мучимый подозрениями и боясь новых заговоров, решил обязать народ принести ему клятву верности. Так он надеялся укрепить лояльность людей к себе. Большинство поданных принесли подобную клятву, однако, фарисеи решили открыто выразить свое несогласие с таким принуждением, около 6000 из них (среди которых по всей вероятности было и несколько ессев) категорически отказались присягать царю. Ничто не могло изменить их решения, они не собирались клясться в верности кому бы то ни было кроме Яхве, единственного царя Израиля и утверждали, что принесение подобной клятвы означает отрицание власти Бога. Чтобы напугать их Ирод приказал казнить несколько особенно упорствовавших, а затем обязал их выплатить крупный штраф, под угрозой тюремного заключения. Фарисеи платить отказались, и в городе поднялась волна беспорядков. Только вмешательство Деметрии Александры, супруги младшего брата царя Ферораса, смогло успокоить население. Горячая сторонница фарисеев, она самолично внесла необходимую для уплаты штрафа сумму.

Последний инцидент произошел незадолго до смерти монарха. Вдруг распространился слух о смерти царя. Два известных в столице фарисея решили, что пришло время провести серию очистительных акций в стране, начав, само собой, с Храма. Они убедили несколько молодых людей взобраться на главную арку Храма и сбросить с пьедестала массивную золотую статую орла, которую недавно установили по приказу царя. Ирод знал, что еврейские обычаи запрещают устанавливать идолов или статуи животных и хотел досадить священникам, которые постоянно должны были лицезреть языческую статую. Кроме того, в Законе было четко указано только на то, что нельзя воспроизводить лик Бога.

Спустившись с крыши вместе со статуей, молодые люди тут же принялись кромсать ее топорами на глазах у изумленных прохожих. Естественно, практически сразу же и молодые люди и оба фарисея были схвачены и брошены в тюрьму. В общей сложности около сорока человек было заключено под стражу. В результате поверхностного судебного процесса все были приговорены к смерти: два фарисея и трое молодых людей, разбивших статую были сожжены на костре, других просто отвели палачу, и он их обезглавил.

Мания преследования у Ирода прогрессировала: ему кругом мерещились заговоры, он даже начал подозревать членов семьи. Царь поклялся отомстить своему брату Ферорасу за то, что его жена выплатила долг фарисеев. Вначале Ирод удовлетворился тем, что сослал брата в его земли, однако, некоторое время спустя, Ферорас неожиданно скончался. По слухам ему что-то подмешали в пищу.

До настоящего времени не представляется возможным узнать действительно ли трое сыновей Ирода злоумышляли против него. Некоторые обрывочные сведения позволяют утверждать это, однако, Ироду было мало. Он намеренно подтасовывал факты, изыскивая подтверждения заговора и даже перспектива убийства собственных детей не останавливала его. Первыми жертвами стали сыновья от Мариамны - Аристовул и Александр. В общей сложности царь возбудил против них два процесса. Первый проходил в Риме, на нем присутствовал император. Оба царевича постарались хорошо организовать защиту в результате чего были полностью оправданы.

Род Ирода Великого

Примирение отца с сыновьями было недолгим. В ходе многочисленных полицейских рейдов и вылазок, имевших целью следить за царевичами, они вновь были арестованы. Теперь они предстали перед другим судом, состоявшему из именитых граждан. Суд сразу же приговорил их к смерти, и приговор был приведен в исполнении тотчас после казни с лучниками в театре, когда 300 человек были умервщлены одновременно. Старший сын Ирода, носящий имя своего деда - Антипатр, также был обвинен в заговоре с целью захватить трон. Сначала его заключили под стражу, а затем казнили, всего за пять дней до смерти отца.

Новый Храм Ирода. Реконструкция. Израильский музей. Иерусалим. Израиль

(40 — 1 гг. до н. э.), основатель идумейской династии Иродиадов. Известен масштабными строительными проектами в Иерусалиме и других частях Иудеи, включая строительство Второго Храма.

Происхождение и ранние годы

Дед Ирода Антипатр покорился Хасмонейскому иудейскому государству, принял иудаизм и сохранил за собой власть над Идумеей. Отец Ирода Антипатр Идумеянин активно поддерживал римскую экспансию (кульминацией которой было взятие Иерусалима Помпеем в 63 году до н. э.), надеясь ослабить евреев. В 47 году до н. э. Ирод получил римское гражданство. В 47 г. до н. э. отец назначил сына правителем , и Ирод жестоко подавил там восстание против отца. Опасаясь смертного приговора Синедриона за незаконную казнь повстанцев, Ирод бежал в Сирию, и получил должность римского чиновника, что обеспечило ему иммунитет в Иудее. В 43 г. до н. э. Антипатр II был отравлен, Ирод, заручившись поддержкой Рима, расправился с убийцами отца. В 37 г. до н. э. римский сенат утвердил Ирода царем Иудеи, но своих сил для захвата Иерусалима у Ирода было недостаточно и он обратился за помощью к Марку Антонию, который согласился послать в Иудею войска после окончания Парфянской войны. Пять месяцев длилась осада Иерусалим, после чего город пал под натиском армий Ирода и римлян. Захватив Иерусалим Ирод приказал казнить 45 членов Синедриона, сторонников , и превратил Синедрион в подконтрольный религиозный суд, где он мог сам назначать и смещать первосвященников. Во время правления Ирода процветало и практически вернулось к границам государства при царе Давиде. Ирод осуществлял масштабное строительство по всей стране, дворцы, ипподромы, амфитеатры, но важнейшим объектом было возведение Второго Храма. Другим гигантским проектом был Иродион, крепость, построенная в 23-20 гг. до н.э. на том месте, где Ирод выиграл важную битву. Иродион построили на рукотворной насыпной горе, высота сооружения составляла 8 этажей. Отношение еврейского народа к Ироду было отрицательным, они видели в нем выдвиженца Рима и человека, нарушившего ветвь Давида. Ирод решил жениться на Мариамне, внучке первосвященника Гиркана II, чтобы внешне восстановить связь с домом Давидовым. Это не помогло, возникла оппозиция со стороны зелотов. Ирод, не задумываясь, расправился с оппозицией и истребил весь дом Хасмонеев, не пощадив даже свою любимую жену Мариамну. В конце царствования Ирода миру явился Иисус Христос. Согласно Евангелию от Матфея, волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, не сообщили Ироду местонахождение младенца.

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.» (Мф.2:16).

Последние годы правления Ирода отмечены особой жестокостью. Уже смертельно больной Ирод приказал казнить своего наследника, сына от первой жены Дорис, уличенного в заговоре. Известно, что при утверждении приговора, римский император Август сказал:

«Быть свиньей такого человека лучше, чем быть его сыном!».

Перед смертью Ирод дал приказ в день своей смерти убить многих представителей еврейской знати, но это распоряжение не было выполнено. За четыре дня до смерти Ирод I завещал престол Архелаю, своему сыну от жены-самаритянки Малтаки и назначил при нем тетрархами Ирода Антипу и Ирода Филиппа. Тем не менее, согласно , хоронили Ирода пышно:

«После этого они занялись погребением царя. Архелай сделал все, чтобы погребение было как можно более великолепным: он даже вынес из дворца все царские украшения, чтобы их несли за телом. Погребальные носилки из чистого золота были украшены драгоценными камнями и убраны дорогим пурпуром. Тело Ирода было облачено в виссон, на голове его покоилась диадема, а поверх нее — золотой венец, в правую руку был вложен скипетр. За телом шли сыновья Ирода и все его многочисленные родственники, вслед за ними — телохранители, за ними — колонна фракийцев, германцы и галлы, все в полном боевом облачении. Далее шествовало войско при полном вооружении, сохранявшее боевой строй и ведомое военачальниками, за войском — 500 домашних рабов и вольноотпущенников, воскурявших благовония. Тело было пронесено на расстояние 70 стадиев до Геродиона, где во исполнение воли покойного царя и погребено. Так кончается история Ирода».

Фотогалерея






Годы жизни: 73-74 гг. до н. э–1 г. до н. э. (по другим данным 4 г. н.э.)

Полезная информация

Ирод I, наименование Великий было позже дано историками
в русском языке - Ирод от традиционной среднегреческой передачи
ивр. הוֹרדוֹס‎
транслит. Хо́рдос, Хо́рдус
лат. Herodus
греч. Ἡρῴδης
транслит. «Херодос»

Не путать

Часто Ирода I путают с Иродом Антипой, его сыном от самаритянки Малтаки, который правил Галилеей (1 г. до н.э. - 40 г.) во времена Иоанна Крестителя и Иисуса Христа.

Титул «Великий»

Присвоен историками Ироду после его смерти. Был ими обусловлен ловкостью Ирода-политика, грандиозными свершениями Ирода-строителя, а также роскошью двора Ирода-правителя.

Этот титул главным образом отличает Ирода от его наследников, носивших то же имя, но не содержит нравственной оценки этого правителя - порочного, коварного и жестокого.