Метод гирлянд случайностей и ассоциаций.doc - метод гирлянд случайностей и ассоциаций. Новичок в шахматах поспорил с двумя мастерами, что выиграет или сведет вничью партию хотя бы с одним из них, причем играть будет вслепую

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций является развитием метода МФО. Его автор — Генрих Язепович Буш . Посредством ассоциаций этот метод позволяет найти большое число подсказок для исследователя. От метода фокальных объектов он отличается тем, что дает большое число сочетаний фокального объекта со случайными. Расширение сочетаний понятий достигается использованием синонимов объекта .

Рассмотрим реализацию метода на примере, приведенном автором.

1.Определяем синонимы объекта. Объектом избран стул, чтобы предложить новые модификации мебельщикам. Возможная гирлянда синонимов: стул — кресло — табурет — пуф — скамейка .

2.Произвольно выбираем случайные объекты, образуем гирлянду из слов, выбранных наугад, например: электролампочка — решетка — карман — кольцо — цветок — пляж .

3.Составляем комбинации по первым двум шагам, объединяем каждый рассматриваемый объект с каждым случаем: стул с электролампочкой, решетчатый стул, стул с карманом, стул для пляжа, электрическое кресло, табуретка для цветов и т.д.

4. Составляем таблицу признаков случайных объектов.

Объект

Признаки случайных объектов

Электролампочка

Стеклянная, свето- и теплоизлучающая, электрическая, колбообразная, с цоколем, с электроконтактами, матовая, цветная

Решетка

Металлическая, пластмассовая, плетеная, сварная, кованая, гибкая, жесткая, крупная, мелкая, с одинаковыми или неодинаковыми ячейками из разных по материалу элементов

Карман

Передний, боковой, задний, наружный, внутренний, накладной, ложный, с молнией, для хранения документов, носовых платков, денег, письменных принадлежностей, зеркала, карманного фонаря, радиоприемника

Кольцо

Металлическое, деревянное, пластмассовое, витое, сплошное, надувное, эмалированное, с гальваническим покрытием, с орнаментом, с часами, с радиоприемником, для спортивных упражнений, кольцо Сатурна, для птиц

Цветок

Одноцветный, многоцветный, душистый, чашеобразный, пятнистый, автоматически поворачивающийся к солнцу, зонтичный, самораскрывающийся, полевой, горный, осенний, водяной, садовый, с шипами, симметричный, лекарственный, волосистый

Пляж

Морской, речной, солнечный, песчаный, галечный, гладкий, бугристый, узкий, широкий, длинный


5. Генерируем идеи путем поочередного присоединения к объекту и его синонимам признаков из таблицы. Например, если взять только признаки электролампочки, можно получить стеклянный стул, тепло излучаю шее кресло, колбообразный пуф и т.д.

6. Генерируем гирлянды ассоциаций. Поочередно из внесенных в таблицу признаков образуем цепочки ассоциаций.

7. Генерируем новые идеи. К элементам гирлянлы синонимов объекта поочередно присоединяем элементы гирлянд ассоциаций, например: стеклянный стул, кресло из стекловолокна, вязаный пуф, табуретка для бабушки, кресло для лечения ревматизма, кресло, защищающее от солнца, и т.д. В результате могут получаться гирлянды случайных ассоциаций, т.е. сочетания, лишенные рационального содержания.

8. Выбираем альтернативу. Принимается решение: достаточно ли гирлянд ассоциаций для отбора полезных (продуктивных) идей?

10. Отбираем оптимальный вариант. Решается, какой объект нужен для выпуска: например, элипсообразное пластмассовое кресло с зонтиком (для пляжа) со встроенными часами и радиоприемником.?


Пояснение. Поскольку ассоциации это отдаленные, не прямые взаимосвязи предметов и явлений действительности, возникающие в сознании на уровне ощущений, представлений, образов, установление этих связей зависит от субъективного опыта человека, его индивидуальных особенностей.

Цепочка (гирлянда) ассоциаций, создаваемая специально, позволяет представить (охватить) различные возможности, характеристики и функции объекта: эргономические, психологические, эстетические и др.

Покажем на примере, как создаются гирлянды ассоциаций. Электролампочка стеклянная. Что напоминает слово стеклянная? Может быть, волокно. Что оно напоминает? Кому-то плетение, вязание. У кого-то это ассоциируется с бабушкой, лечащей ревматизм на курортах юга, где от жары можно укрыться в тени, и т.д. Цепочка может быть такой: стекло — волокно — вязание — бабушка — ревматизм — курорт — юг и т.д. Если брать другие возможные сочетания объектов и признаков (а их около 100) и считать, что каждая гирлянда в среднем содержит 40 элементов, то их уже будет 4000.

Между двумя совершенно различными, несвязанными понятия­ми (словами) можно осуществить логическую связь, установить ассоциативный переход в четыре-пять этапов. Возьмем два, различных понятия—«древесина» и «мяч».Осуществим ассоциа­тивный переход: «древесина» — «лес», «лес» — «поле», «поле» — «футбольное», «футбольный» — «мяч». Или такие два понятия, как «небо» и «чай»: «небо» — «земля», «земля» — «вода», «вода» — «пить», «пить» — «чай».

Установлено, что число прямых ассоциативных связей любого понятия (слова) в среднем около десяти. Один ассоциативный шаг дает возможность выбора из 10 слов, второй — из 10 2 , третий — из 10 3 , четвертый—из 10 5 . Таким образом, каждый шаг на порядок увеличивает число связей данного понятия с другими понятиями по тем или иным признакам, что существенно расширяет возможности выбора идей решения.

Изобретательство связано с поиском отдаленных аналогов, пе­реносом знаний из одной области в другую, интерпретацией нового посредством известных понятий, поэтому в нем трудно обойтись без обходных слов, переносного смысла, метафорических выражений, которые вызывают новые ассоциации. Последние разделяют по сходству, контрасту, смежности и смыслу. Ассоциации по сходст­ву —это материал для эвристической аналогии; по контрасту — для эвристической инверсии; по смежности—для преобразования в пространстве и времени; по смыслу — для семантической интер­претации проблемной ситуации, установления причинно-следствен­ных связей между техническим объектом, его элементами, челове­ком, средой и т. д.

Для возникновения ассоциаций и генерирования идей можно использовать различные метафоры. Удобнее применять про­стые виды: бинарные метафоры-аналоги («колокольчик хохочет», «подковы бровей»); метафоры-катахрезы, содержащие проти­воречие («сухопутный моряк», «круглый квадрат»); метафоры-загадки («туман над лесом» — косынка).

Метафоры могут служить подсказкой для нахождения изобре­тательской идеи. Но их непосредственное использование требует ярко выраженных способностей к нешаблонному мышлению. Для облегчения этого процесса берут на вооружение прием интерпре­тации значения метафор в технических терминах. Одновременно с целью расширения пространства поиска идей и повышения степени их оригинальности прибегают к гирляндам метафор (ассоциаций), т. е. семантически взаимосвязанным цепочкам. Чаще всего приме­няют две их разновидности: а) концентрированные гирлянды (гроз­ди), различным образом выражающие одно и то же ключевое по­нятие; б) гирлянды последовательных метафор (ассоциаций), при генерировании которых предыдущая метафора является ключевым понятием для образования последующей.

Если одно ключевое слово «воздух», то гирлянда концентриро­ванных метафор может быть такой: «воздух»—«невидимая среда» (метафора-аналог)—«материальный дух» (метафора-катахре­за)—«что топором не перерубишь?» (метафора-загадка). Ин­терпретацией гирлянды служат понятия: вакуум, спирт, пневмо­транспорт, луч, тень, ветер, электричество и т. д. Приведенные понятия являются отдельными аналогами ключевого слова и ис­пользуются для его анализа в контексте задачи с целью нахожде­ния идеи решения.

Применение последовательных гирлянд метафор дает еще более отдаленные аналогичные (или противоположные) понятия. Пре­имуществом метафорического мышления является его высокий уро­вень оригинальности. Генерирование метафор требует приобрете­ния навыков, но легко поддается формализации.

Вопросы

  1. Чем отличается метод гирлянд ассоциаций от метода фокальных объектов?
  2. В чем сущность понятия гирлянда ассоциации?
  3. Назовите последовательность решения творческих задач методом гирлянд ассоциаций.

Метод гирлянд ассоциаций и метафор – эвристический метод тех. творчества, представляющий собой развитиеметода фокальных объектов .

Метод гирлянд ассоциаций и метафор включает следующие процедуры:

    определение синонимов объекта, в результате к-рого образуется гирлянда синонимов (напр., стол-бюро-парта-...);

    выбор случайных существительных, при помощи к-рых генерируется гирлянда случайных существительных (напр., карандаш-стул-...);

    комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных. Некоторые из комбинаций представляют идеи для решения задачи (напр., стол как карандаш-стол в виде стула-...);

    составление списка признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных (п.2). Эти списки являются гирляндами признаков (напр., карандаш: деревянный-автоматический-...; стул:...);

    комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд признаков, в результате чего могут появиться идеи для решения проблемы (напр., стол - деревянный (в виде дерева); автоматический (автоматическое увеличение);...);

    генерирование гирлянд свободных ассоциаций. Исходным началом служит каждый элемент гирлянды признаков. Кол-во гирлянд свободных ассоциаций равно числу всех элементов гирлянд признаков. Гирлянды свободных ассоциаций образуются при помощи многократной постановки вопроса "О чем напоминает слово...?". Ответ на вопрос, полученный на основе ассоциации, представляет собой новый элемент гирлянды, к-рый является исходным для повторной постановки вопроса (напр.: "О чем напоминает слово "зеленый"? - О "траве"; "О чем... "трава"? - О "поле"; "О чем... "поле"? - О "холоде" и т.д. Гирлянда ассоциаций содержит: трава - поле -холод...);

    комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд свободных ассоциаций, в результате чего появляются новые идеи решения проблемы;

    оценка необходимости продолжения ассоциаций, основанная на анализе всех полученных в пп. 1-7 идей и определении их достаточности. В последнем случае осуществляется переход к п.9, иначе с исходным началом элементов свободных ассоциаций генерируются (посредством свободных ассоциаций) вторичные гирлянды, элементы к-рых комбинируются с элементами гирлянды синонимов, в результате чего возникают новые идеи;

    оценка и выбор рациональных идей. Рекомендуется проводить при помощи классификации всех идей на нерациональные (непригодные, плохие), полурациональные (привлекательные), рациональные (хорошие). Нерациональные идеи отбрасываются; рациональные образуют ядро для выбора оптимального варианта, а полурациональные (которые чем-то привлекательны, но имеют видимые недостатки) снова анализируются, после чего включаются в список нерациональных или рациональных идей;

    выбор оптимального варианта. Этап, выполняемый при помощи некоторого метода оптимизации, напр., экспертных оценок.

Метод "Шесть шляп мышления"

Другие названия метода: "Метод шести шляп", "Шесть шляп де Боно"

Назначение метода

Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.

Цель метода

Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.

Суть метода

Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

План действий

    Пройти обучение принципам и применению метода, что позволяет запомнить правила, научиться использовать и сознательно применять их на практике.

    После этого использовать определенные "режимы мышления" для осознания, контроля и приспособления образа мышления при решении конкретных проблем.

    Надевая, снимая, сменяя шляпу мышления или только называя "шляпу", чтобы просто обозначить свое мышление, мы принимаем на себя определенную роль, на которую эта шляпа указывает.

Особенности метода

В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но, в конце концов, все они смешиваются и дают цветную печать. Метод шести шляп - это применение того же принципа в мышлении: попытка научиться уделять внимание разным аспектам мышления по одному за раз. В результате сочетание этих различных аспектов дает мышление в полном объеме.

Шесть метафорических шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления. Большее число шляп было бы громоздким и запутывающим. Меньшее - не адекватным.

Шесть шляп мышления предназначены для творческого и конструктивного мышления, которые дополняют оценочное и аналитическое.

Метод гирлянд ассоциаций и метафор.

Этот метод предложен советским исследователем Г.Я. Бушем. Его цель – обеспечить поиск решения творческих задач при дефиците информации. В этом случае одним из средств служит использование цепочек (гирлянд) ассоциаций и метафор, что позволяет совершить переход в новую область знаний, интерпретировать по-новому ранее разрабатываемые идеи. В качестве своеобразного информационного фонда выступает ассоциативная память разработчика.

Последовательность шагов метода.

1. Определение синонимов объекта и образование из них первой гирлянды – гирлянды синонимов.

2. Произвольный выбор случайных объектов. Любым способом, например, на память или из энциклопедического словаря выбирают несколько имен существительных, которые не обязательно должны обозначать технические объекты. Из отобранных слов образуют вторую гирлянду – гирлянду случайных объектов.

3. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов и гирлянды случайных объектов. Комбинацию составляют из двух элементов, соединив последовательно каждый синоним рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.

4. Составление перечня признаков случайных объектов.Определяют их признаки. При этом необходимо определить возможно большее число признаков в течение ограниченного

времени, например, за две-три минуты. Успех поиска в значительной степени зависит от широты охвата признаков случайных объектов. Целесообразно поэтому перечислять как основные, так и второстепенные, малозначительные признаки. Для удобства можно составлять таблицу признаков.

5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Аналогично образуют перечень новых конструкций, получаемых путем поочередного присоединения к гирлянде синонимов признаков других случайных объектов.

6. Генерирование гирлянд ассоциаций. Из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируютгирлянды свободных ассоциаций. Для каждого отдельного при-

знака гирлянды могут быть практически неограниченной длины, поэтому генерирование следует ограничить по времени или по числу элементов гирлянды. Если генерирование гирлянды ассоциаций осуществляют в коллективе, то каждый его член занимается этим самостоятельно.

7. Генерирование новых идей. К элементам гирлянды синонимов технического объекта поочередно пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций. На этом шаге решают

вопрос, есть ли среди сочетаний синонимов технического объекта с элементами гирлянд ассоциаций достаточное число оригинальных и заманчивых идей. Если по предварительной оценке таких идей мало, можно продолжать образовывать гирлянды ассоциаций, начиная с какого-нибудь нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге.

8. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Генерирование новых вариантов решения задач на предыдущих шагах обычно дает достаточно большое множество вариантов, среди которых скорее всего найдутся приемлемые.

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций является развитием метода фокальных объектов. Этот метод, разработанный в нашей стране, помогает найти большое количество подсказок для развития и выявления идей новых, совершенно необычных товаров широкого потребления, расширения их ассортимента, предложить принципиально новые подходы к конструированию машин и оборудования с помощью ассоциаций.

Метод реализуется следующим образом.

Определяются синонимы объекта. Их последовательность (в произвольном порядке) образует первую гирлянду. Вторая гирлянда образуется из взятых наугад слов. К каждому слову составляется перечень его признаков. Генерирование идеи происходит путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Если при этом случайно возникает приемлемая идея (например, новой конструкции), то дальше можно не продолжать. В противном случае гирлянды ассоциаций генерируют из признаков случайных объектов. Затем к элементам гирлянды синонимов технического объекта присоединяют элементы гирлянд ассоциаций, что дает новый толчок генерации идей. После этого решают вопрос о необходимости продолжения генерирования гирлянд ассоциаций, оценивают и выбирают рациональные варианты идей. Завершается реализация метода отбором оптимального решения.

Анализ раздражающего слова

При использовании метода анализа раздражающего слова для нахождения решения группа выбирает по принципу случайности (например, открывая энциклопедии на любой произвольно выбранной странице; путем образования ассоциативных цепей) приблизительно 10-12 (преимущественно предметных) понятий, которые служат в качестве раздражающих слов для творческой конфронтации. Анализ раздражающих слов может быть приравнен к синектическому процессу без отчуждения.

Метод "ТИЛМАГ"

Метод "ТИЛМАГ" (трансформация идеальных элементов решения с помощью матриц образования по ассоциации и общности) заменяет процесс отчуждения классической синектики "рациональным" методом, призванным выделять для постановки проблемы плодотворные структуры в качестве раздражающих слов.

Метод "ТИЛМАГ" применяют по возможности в одной группе по

следующим этапам:

1. Анализ и определение проблемы.

2. Определение "идеальных" элементов потенциальных решений.

3. Уплотнение "идеальных" элементов до четких понятий.

4. Образование ассоциаций из попарного соединения "идеальных элементов".



5. Вывод решений из ассоциаций.

6. Попарная конфронтация ассоциаций и определение общих элементов понятий из каждой игры.

7. Вывод решений из обнаруженных общностей.

Этапы нахождения решений (5-й и 7-й) проходят по правилам мозговой атаки.

Метод контрольных вопросов

Метод контрольных вопросов при меняют для психической активизации творческого процесса. Цель этого метода - с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. Метод могут применять

как в индивидуальной работе, когда исследователь сам себе задает вопросы и ищет на них ответы, так и при коллективном обсуждении проблемы в процессе мозговой атаки. В практике изобретательства применяют вопросники, составленные А. Осборном, Э. Раудзенпом, Т. Эйлоартом, Д. Пирсаном, Г. Бушем и др. За рубежом широко распространен вопросник А. Осборна, включающий 9 групп вопросов:

1. Какое новое применение объекту можно предложить?

2. На какой другой объект похож данный объект и что можно скопировать?

3. Какие модификации можно получить путем вращения, изгиба, скручивания, поворота, изменения функций, цвета, формы, очертаний?

4. Что в техническом объекте можно увеличить (размеры, прочнасть, количество элементов и т. д.)?

5. Что в техническом объекте можно уменьшить (уплотнить, сжать, ускорить, сузить, раздробить)?

6. Что в техническом объекте можно заменить (элемент, материал, привод и т. д.)?

7. Что в техническом объекте можно преобразовать (схему, компоновку, порядок работы и т. д.)?

8. Что в объекте можно сделать наоборот?

9. Какие возможны новые комбинации элементов объекта?

10. Отметим, что в этих вопросах содержатся рекомендации относительно апробирования того или иного эвристического приема (инверсия, аналогия, дробление, перенос, динамизации и т. д.) для решения поставленной задачи.

Вопросник по Т. Эйлоарту отличается тем, что в нем вопросы образуют определенный алгоритм действий для решения технической задачи. Такой метод приближается к направленному поиску по определенной программе.

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций является развитием метода МФО. Его автор — Генрих Язепович Буш . Посредством ассоциаций этот метод позволяет найти большое число подсказок для исследователя. От метода фокальных объектов он отличается тем, что дает большое число сочетаний фокального объекта со случайными. Расширение сочетаний понятий достигается использованием синонимов объекта .

Рассмотрим реализацию метода на примере, приведенном автором.

1.Определяем синонимы объекта. Объектом избран стул, чтобы предложить новые модификации мебельщикам. Возможная гирлянда синонимов: стул — кресло — табурет — пуф — скамейка .

2.Произвольно выбираем случайные объекты, образуем гирлянду из слов, выбранных наугад, например: электролампочка — решетка — карман — кольцо — цветок — пляж .

3.Составляем комбинации по первым двум шагам, объединяем каждый рассматриваемый объект с каждым случаем: стул с электролампочкой, решетчатый стул, стул с карманом, стул для пляжа, электрическое кресло, табуретка для цветов и т.д.

4. Составляем таблицу признаков случайных объектов.

Объект

Признаки случайных объектов

Электролампочка

Стеклянная, свето- и теплоизлучающая, электрическая, колбообразная, с цоколем, с электроконтактами, матовая, цветная

Решетка

Металлическая, пластмассовая, плетеная, сварная, кованая, гибкая, жесткая, крупная, мелкая, с одинаковыми или неодинаковыми ячейками из разных по материалу элементов

Карман

Передний, боковой, задний, наружный, внутренний, накладной, ложный, с молнией, для хранения документов, носовых платков, денег, письменных принадлежностей, зеркала, карманного фонаря, радиоприемника

Кольцо

Металлическое, деревянное, пластмассовое, витое, сплошное, надувное, эмалированное, с гальваническим покрытием, с орнаментом, с часами, с радиоприемником, для спортивных упражнений, кольцо Сатурна, для птиц

Цветок

Одноцветный, многоцветный, душистый, чашеобразный, пятнистый, автоматически поворачивающийся к солнцу, зонтичный, самораскрывающийся, полевой, горный, осенний, водяной, садовый, с шипами, симметричный, лекарственный, волосистый

Пляж

Морской, речной, солнечный, песчаный, галечный, гладкий, бугристый, узкий, широкий, длинный


5. Генерируем идеи путем поочередного присоединения к объекту и его синонимам признаков из таблицы. Например, если взять только признаки электролампочки, можно получить стеклянный стул, тепло излучаю шее кресло, колбообразный пуф и т.д.

6. Генерируем гирлянды ассоциаций. Поочередно из внесенных в таблицу признаков образуем цепочки ассоциаций.

7. Генерируем новые идеи. К элементам гирлянлы синонимов объекта поочередно присоединяем элементы гирлянд ассоциаций, например: стеклянный стул, кресло из стекловолокна, вязаный пуф, табуретка для бабушки, кресло для лечения ревматизма, кресло, защищающее от солнца, и т.д. В результате могут получаться гирлянды случайных ассоциаций, т.е. сочетания, лишенные рационального содержания.

8. Выбираем альтернативу. Принимается решение: достаточно ли гирлянд ассоциаций для отбора полезных (продуктивных) идей?

10. Отбираем оптимальный вариант. Решается, какой объект нужен для выпуска: например, элипсообразное пластмассовое кресло с зонтиком (для пляжа) со встроенными часами и радиоприемником.?


Пояснение. Поскольку ассоциации это отдаленные, не прямые взаимосвязи предметов и явлений действительности, возникающие в сознании на уровне ощущений, представлений, образов, установление этих связей зависит от субъективного опыта человека, его индивидуальных особенностей.

Цепочка (гирлянда) ассоциаций, создаваемая специально, позволяет представить (охватить) различные возможности, характеристики и функции объекта: эргономические, психологические, эстетические и др.

Покажем на примере, как создаются гирлянды ассоциаций. Электролампочка стеклянная. Что напоминает слово стеклянная? Может быть, волокно. Что оно напоминает? Кому-то плетение, вязание. У кого-то это ассоциируется с бабушкой, лечащей ревматизм на курортах юга, где от жары можно укрыться в тени, и т.д. Цепочка может быть такой: стекло — волокно — вязание — бабушка — ревматизм — курорт — юг и т.д. Если брать другие возможные сочетания объектов и признаков (а их около 100) и считать, что каждая гирлянда в среднем содержит 40 элементов, то их уже будет 4000.

Между двумя совершенно различными, несвязанными понятия­ми (словами) можно осуществить логическую связь, установить ассоциативный переход в четыре-пять этапов. Возьмем два, различных понятия—«древесина» и «мяч».Осуществим ассоциа­тивный переход: «древесина» — «лес», «лес» — «поле», «поле» — «футбольное», «футбольный» — «мяч». Или такие два понятия, как «небо» и «чай»: «небо» — «земля», «земля» — «вода», «вода» — «пить», «пить» — «чай».

Установлено, что число прямых ассоциативных связей любого понятия (слова) в среднем около десяти. Один ассоциативный шаг дает возможность выбора из 10 слов, второй — из 10 2 , третий — из 10 3 , четвертый—из 10 5 . Таким образом, каждый шаг на порядок увеличивает число связей данного понятия с другими понятиями по тем или иным признакам, что существенно расширяет возможности выбора идей решения.

Изобретательство связано с поиском отдаленных аналогов, пе­реносом знаний из одной области в другую, интерпретацией нового посредством известных понятий, поэтому в нем трудно обойтись без обходных слов, переносного смысла, метафорических выражений, которые вызывают новые ассоциации. Последние разделяют по сходству, контрасту, смежности и смыслу. Ассоциации по сходст­ву —это материал для эвристической аналогии; по контрасту — для эвристической инверсии; по смежности—для преобразования в пространстве и времени; по смыслу — для семантической интер­претации проблемной ситуации, установления причинно-следствен­ных связей между техническим объектом, его элементами, челове­ком, средой и т. д.

Для возникновения ассоциаций и генерирования идей можно использовать различные метафоры. Удобнее применять про­стые виды: бинарные метафоры-аналоги («колокольчик хохочет», «подковы бровей»); метафоры-катахрезы, содержащие проти­воречие («сухопутный моряк», «круглый квадрат»); метафоры-загадки («туман над лесом» — косынка).

Метафоры могут служить подсказкой для нахождения изобре­тательской идеи. Но их непосредственное использование требует ярко выраженных способностей к нешаблонному мышлению. Для облегчения этого процесса берут на вооружение прием интерпре­тации значения метафор в технических терминах. Одновременно с целью расширения пространства поиска идей и повышения степени их оригинальности прибегают к гирляндам метафор (ассоциаций), т. е. семантически взаимосвязанным цепочкам. Чаще всего приме­няют две их разновидности: а) концентрированные гирлянды (гроз­ди), различным образом выражающие одно и то же ключевое по­нятие; б) гирлянды последовательных метафор (ассоциаций), при генерировании которых предыдущая метафора является ключевым понятием для образования последующей.

Если одно ключевое слово «воздух», то гирлянда концентриро­ванных метафор может быть такой: «воздух»—«невидимая среда» (метафора-аналог)—«материальный дух» (метафора-катахре­за)—«что топором не перерубишь?» (метафора-загадка). Ин­терпретацией гирлянды служат понятия: вакуум, спирт, пневмо­транспорт, луч, тень, ветер, электричество и т. д. Приведенные понятия являются отдельными аналогами ключевого слова и ис­пользуются для его анализа в контексте задачи с целью нахожде­ния идеи решения.

Применение последовательных гирлянд метафор дает еще более отдаленные аналогичные (или противоположные) понятия. Пре­имуществом метафорического мышления является его высокий уро­вень оригинальности. Генерирование метафор требует приобрете­ния навыков, но легко поддается формализации.

Вопросы

  1. Чем отличается метод гирлянд ассоциаций от метода фокальных объектов?
  2. В чем сущность понятия гирлянда ассоциации?
  3. Назовите последовательность решения творческих задач методом гирлянд ассоциаций.