Методы социальной психологии кратко. Наблюдение как метод социально – психологического исследования
Объект социальной психологии
– отдельно взятая личность из группы, малая, средняя или большая социальная группа, межличностное или межгрупповое взаимодействие.
Задачи социальной психологии
Ниже представлен список основных задач социальной психологии, но в действительности список гораздо шире, каждая отдельная задача содержит в себе еще целый ряд дополнительных задач:
- Изучение феномена взаимодействия людей, информационного обмена;
- Массовые психические явления;
- Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных структур;
- Механизмы социального воздействия на человека и его причастности к обществу, как субъекта социальной жизни и социального взаимодействия;
- Создание теоретических и практических рекомендаций для совершенствования взаимодействия людей и социальных групп:
- Дальнейшее развитие социальной психологии как многоуровневой системы знаний;
- Исследование и решение проблем в малых группах (иерархия, лидерство, манипулирование, межличностные отношения, конфликты и т.д.);
- Исследование и решение проблем в больших группах (нации, классы, союзы и т.д.);
- Исследование социально-психологической деятельности личности в коллективе.
Проблемы социальной психологии
Краткий список основных проблем социальной психологии:
- Внутригрупповые колебания;
- Ступени развития социальных групп;
- Внутригрупповое и межгрупповое лидерство;
- Психологические характеристики социальных групп;
- Общение и межличностные отношения в социальной группе;
- Межгрупповые социальные отношения;
- Психология больших, средних и малых социальных групп и средств массовой коммуникации;
- Массовидные социально-психологические явления (Массовое настроение, сознание, психическое заражение и т.п.);
- Адаптация человека и ее особенности в социальных средах;
- Управление социально-психологическими процессами.
- Более подробно в статье
Методы социальной психологии
Социальная психология использует методы общей психологии и социологии:
- анкетирование;
- интервьюирование;
- беседа;
- групповой эксперимент;
- изучение документов;
- наблюдение (включенное и не включенное).
Так же социальная психология имеет и свои специфические методы, например метод социометрии - измерение приватных взаимосвязей людей в группах. Основу социометрии составляет статистическая обработка ответов испытуемых на вопросы связанные с их стремлением к взаимодействию с членами определенной группы. Получаемые в результате социометрии данные называют социограммой (рис. 1), которая обладает специфической символикой (рис. 2).
Рис. 1. Социограмма . По данной социограмме можно выявить центральное ядро группы, то есть лиц с устойчивыми положительными взаимосвязями (А, В, Ю, И); наличие других группировок (Б-П, С-Э); лицо, пользующееся наибольшим авторитетом в определенном отношении (А); лицо, не пользующееся симпатиями (Л); взаимоотрицательные отношения (П-С); отсутствие устойчивых социальных связей (М).
Рис. 2. Символы социограммы .
История социальной психологии
Социальная психология как отдельная область психологии оформилась только к середине 19-го века, но период накопления знаний об обществе и человеке в частности начался задолго до этого. В философских трудах Аристотеля и Платона можно встретить социально-психологические идеи, французские философы-материалисты и социалисты-утописты внесли существенный вклад, а позднее труды Гегеля и Фейербаха. Социально-психологические знания до 19-го века оформлялись в рамках социологии и философии.
Первым этапом становления социальной психологии, как самостоятельной области психологической науки считается вторая половина 19-го века, но это была только теоретико-эмпирическая наука, вся деятельность заключалась в описании наблюдаемых процессов. Этот переходный период связан с появлением журнала по языкознанию и этнопсихологии в 1899 году в Германии, основанному Лацарусом Морицом (Lazarus Moritz, философ и писатель, Германия) и Хейманом Штейнталем (Heymann Steinthal, философ и филолог, Германия).
Первыми выдающимися личностями на пути развития эмпирической социальной психологии являются Уильям Мак-Дауголл (McDougall, психолог, Англия), Гюстав Лебон (Gustave Le Bon, психолог и социолог, Франция) и Жан Габриель Тард (Gabriel Tarde, криминолог и социолог, Франция). Каждый из этих ученых выдвигал свои теории и обоснования развития общества свойствами отдельной личности: У.Мак-Дауголл обосновывал инстинктивным поведением , Г.Лебон - с точки зрения , Г.Тард - .
1908 год считается стартовой точкой Западной социальной психологии, благодаря изданию книги «Введение в социальную психологию » У. Мак-Дауголла.
В 1920-ых годах благодаря опубликованным работам исследователя В. Меде (Walther Moede, психолог, Германия), который впервые применил математические методы анализа, начался новый этап в истории социальной психологии - экспериментальная социальная психология (Experimentelle Massenpsychologie). Именно В.Меде впервые зафиксировал существенное различие способностей людей в группах и в одиночку, например переносимость боли в группе, устойчивое внимание и др. Также важно открытие влияния групп в эмоциональной и волевой сферах человека.
Следующим значительным шагом в развитии социальной психологии была детализация методики массового социально-психологического эксперимента выдающимся психологом Гордоном Уиллардом Олпортом (Gordon Willard Allport, США). Данная методика повлекла массу экспериментальных работ, в основе которых была разработка рекомендаций по развитию рекламы, политической пропаганды, военного дела и многого другого.
У. Олпорт и В. Меде поставили точку не возврата в развитии социальной психологии от теории к практике. В частности в США социальная психология тесно сопряжена с бизнес сферой и является прикладной наукой. Широкомасштабные исследования профессиональной диагностики, проблем управления, отношений управляющего и работника и многого другого.
Дальнейшим знаковым событием в развитии методической области социальной психологии стала разработка и создание метода социометрии Якоба Леви Морено (Jacob Levy Moreno, психиатр и социолог, США). Согласно работам Морено, каркас всех социальных групп определяет синтонность (симпатия/антипатия) отдельных членов этой группы. Якоб Морено утверждал, что все социальные проблемы разрешимы при правильном разделении и объединении личностей в микрогруппы по их симпатиям, ценностям, поведению и влечениям (если деятельность удовлетворяет человека, он делает ее максимально хорошо).
Во всех направлениях западной социальной психологии базовым элементом является «клетка» общества - микросреда социума, малая группа, то есть средняя структура в стандартной схеме «Общество — Группа — Личность». Личность зависима от своей социальной роли в группе, от ее стандартов, требований, норм.
В Западной социальной психологии большое значение играет теория поля Курта Цадека Левина (Kurt Zadek Lewin, психолог, Германия, США), по которой на индивида постоянно влияют поле притяжения и поле отталкивания.
Концепции Западной социальной психологии основаны на психологическом детерминизме, не связанном с экономическими условиями. Поведение человека объясняется психологическими причинами : агрессивность, сексуальность и тд. Все концепции социальной психологии Запада разделяют на четыре направления:
- Психоаналитическое;
- Необихевиористское;
- Когнитивистское;
- Интеракционистское.
Направления социальной психологии
Психоаналитическое направление социальной психологии основано на концепции и социально-психологических взглядах Зигмунда Фрейда, на базе чего современными последователями создано несколько теорий, одна из которых выдвинута Уилфредом Рупрехтом Байоном (Wilfred Ruprecht Bion, психоаналитик, Англия), по которой социальная группа - макровид индивида, то есть особенности и качества групп, как у отдельных людей. Межличностные потребности = биологическим потребностям. Все люди обладают потребностью нравиться другим людям и желают присоединения к группе (потребность быть звеном). Лидер группы обладает функцией высшего регулирования.
Неофрейдисты социальной психологии ищут объяснения межличностных отношений в подсознании и эмоциях человека.
Необихевиористское направление социальной психологии основывается на фактах наблюдения, исключая специфические свойства поведения людей, теоретические материалы, сферы ценностей и мотиваций. В концепции необихевиористического направления поведение напрямую зависит от научения. По необихевиористическим суждениям организм адаптируется к условиям, но отвергается принцип преобразования этих условий, как результата деятельности человека. Главный необихевиористический тезис: генезис индивида определяется случайными подкреплениями его реакций . Одним из главных представителей необихевиористического направления является Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner, психолог и писатель, США), согласно его работам, состав поведения человека зависит от последствий этого поведения (оперантное обусловливание).
Одна из самых известных теорий необихевиористского направления - теория агрессии, в основе которой лежит гипотеза «агрессии-фрустрации» (1930 г.), согласно которой агрессивное состояние основа поведения всех людей.
У неофрейдистов и необихевиористов одинаковое трактование поведения человека, в основе которого лежит стремление к удовольствию, а все потребности и окружение человека не связывается с историческими условиями.
В основе когнитивистского направления социальной психологии (cognition — познание) лежат особенности познавательных процессов людей, которые являются основой социально-обусловленного поведения, то есть поведение основано на понятиях человека (социальных установках, взглядах, ожиданиях и т.д.). Отношение человека к объекту обусловлено его категориальным значением. Главный когнитивистский тезис: сознание определяет поведение .
Интеракционистское направление социальной психологии основывается на проблеме взаимодействия людей в социальной группе - интеракции , базируемые на социальных ролях членов группы. Само понятие «социальная роль » ввел Джордж Герберт Мид (George Herbert Mead, социолог и философ, США) в 1930-ых годах.
Представители интеракционизма Шибутани Тамотсу (Tamotsu Shibutani, социолог, США), Арнольд Маршал Роуз (Arnold Marshall Rose, социолог и политолог, США), Манфорд Кун (Manford H. Kuhn, социолог, лидер символического интеракционизма, США) и др. первостепенную значимость придавали таким социально-психологическим проблемам как коммуникация, референтные группы, общение, социальная роль, социальные нормы, социальный статус и др. Разработанный Гербертом Мидом и другими представителями интеракционизма понятийный аппарат, основательно распространен в социально-психологической науке.
Интеракционизм признает социальную обусловленность психики человека, как основы общения. В ряде эмпирических исследований, проведенных представителями интеракционизма, зафиксированы однотипные поведенческие проявления в сходных социальных ситуациях. Однако социальное взаимодействие интеракционистами рассматривается без конкретики в содержании процесса этого взаимодействия.
Проблема социальной психологии СССР и России
Исследования в области социальной психологии в 1920-ых годах основывались на биопсихологических позициях, что противоречило идеологии страны. В результате, работы в области социальной психологии и многих других отраслях психологии были запрещены, так как были восприняты в виде альтернативы марксизму. В России развитие социальной психологии началось только в конце 1950-ых годов. В результате этой «заморозки» в развитии социальной психологии, единая категориальная конкретика не сформирована, исследования ведутся на уровне эмпирики и описания, но несмотря на эти трудности социальная психология России обладает научными данными и применяет их в различных областях человеческой деятельности.
Книги по социальной психологии
Общая характеристика методов современной социальной психологии
Выше мы уже отмечали, что социальная психология долгое время существовала и развивалась главным образом как рассуждающая, теоретическая наука. Когда в социальной психологии стали организовывать и проводить эксперименты, то в ней начали использоваться разнообразные методы общей психологии с учетом, естественно, специфики изучаемых в ней явлений. Кроме того, на совокупность методов исследования, применяемых в социальной психологии, оказало влияние и специфическое положение данной науки между психологией и социологией. В ней стали гораздо шире, чем в других психологических науках, использоваться методы, заимствованные из социологии. Это, прежде всего, интервьюирование, анкетирование и контент-анализ. Но оказалось, что методов, заимствованных из других наук, включая и модифицированные, недостаточно для проведения полномасштабных социально-психологических исследований. Это побудило ученых к созданию и разработке собственных методов исследования, среди которых, в частности, оказались:
· аппаратурные методы, предназначенные для изучения взаимодействий и взаимоотношений в малых группах;
· стандартизированные методы наблюдения за групповой деятельностью.
Многие социальные психологи, особенно в нашей стране, стали создавать специальные приборы для проведения групповых экспериментальных исследований. В конечном счете, арсенал способов, используемых в современной социальной психологии, оказался весьма разнообразным. Он включает в себя такие основные группы методов, как: теоретические, опытные и экспериментальные. Вместе взятые, они отражают особое положение, занимаемое социальной психологией среди других наук, а также специфику тех проблем, которые в ней изучаются.
Следует также иметь в виду, что социальная психология -- это не только наука, но и разнообразная практика. Поэтому в ней используется большое количество методов практического воздействия на людей, социальные группы и массовидные явления психики. Такие практически ориентированные методы часто называют методами социально-психологического воздействия. Они также будут кратко обсуждены в конце этой главы.
Классификация социально-психологических методов
Г.М. Андреева предлагает делить все методы социальной психологии на две основные группы: исследовательские методы и методы воздействия. Первые характеризуют социальную психологию как фундаментальную науку, а вторые представляют практическую социальную психологию.
Общая классификация методов, составленная с учетом сделанных в предыдущем разделе данной главы замечаний, выглядит следующим образом. Все методы исследования делятся на две основные группы: теоретические и эмпирические.
К теоретическим методам относят все способы, которые применяются при разработке и обосновании научных теорий. Сюда можно отнести такие методы, как:
1) обзорно-аналитический;
2) критический;
3) конструктивный.
Пользуясь первым, ученый изучает литературу по интересующему его вопросу, проводит обзор и анализ полученных другими учеными данных, имеющихся в опубликованной научной литературе, с целью их систематического описания и представления состояния дел в данной области научных знаний. При этом критический анализ сделанного другими учеными им не проводится, и вместо того, что уже сделано, ничего нового не предлагается, за исключением, возможно, новой классификации уже известных явлений!
Пользуясь вторым, специалист подвергает критическому анализу то, что сделано в науке, с целью выявления недостатков, имеющихся в проведенных исследованиях. Итогом критического анализа становится аргументированный перечень замечаний к проведенным исследованиям, к установленным в них фактам (закономерностям) и их общая критическая оценка.
Пользуясь третьим, ученый предлагает новое решение какой-либо проблемы и дает его теоретическое и/или экспериментальное обоснование.
Эмпирические методы включают в себя такие способы исследования, как:
· наблюдение;
· метод анализа документов и продуктов деятельности отдельно взятого человека или социальных групп;
· экспериментальные методы;
· математические методы.
В свою очередь, метод наблюдения включает в себя такие разновидности, как:
· открытое наблюдение;
· скрытое наблюдение;
· свободное наблюдение;
· стандартизированное наблюдение;
· стороннее наблюдение (наблюдение со стороны или внешнее наблюдение);
· включенное наблюдение.
Также и метод опроса включает в себя такие разновидности, как:
· устный опрос;
· письменный опрос;
· свободный опрос;
· стандартизированный опрос;
· открытый опрос;
· закрытый опрос;
· анкетный опрос.
К методам анализа документов или продуктов человеческой деятельности относят разнообразные способы, позволяющие изучать результаты человеческого труда, представленные либо в виде текстов (документов), либо в виде конкретных продуктов, принадлежащих людям или группам людей. В частности, контент-анализ -- это метод специального, целенаправленного, стандартизированного и содержательного изучения текстов (документов), в процессе которого выделяются и оцениваются признаки, характеризующие психологию того, кто создал данный текст (документ), или того, кто в нем упоминается.
Математические методы исследования -- это такие средства работы специалиста, которые позволяют представлять изучаемые в социальной психологии явления в численной форме или производить соответствующие количественные (математические) расчеты. Данные способы являются одними и теми же и в социальной, и в других областях психологии и, в свою очередь, делятся на две основные группы: методы математической статистики и методы математического моделирования.
Методы социально-психологического воздействия
К методам социально-психологического воздействия относятся те способы, посредством которых оказывается воздействие на психологию и социальное поведение отдельных людей или групп. Наиболее часто они применяются в СМИ, в процессе организации и проведения публичных выступлений, в рекламе, пропаганде, агитации, в промышленности, индивидуальной и групповой психотерапии.
В частности, в средствах массовой коммуникации, в практике организации и проведения публичных выступлений, рекламе, пропаганде, агитации применяются специальные способы воздействия, позволяющие формировать и изменять социальные установки людей.
В политической пропаганде и коммерческой рекламе применяют процедуры формирования образа политика -- имиджмейкерство; методы внушения и убеждения людей, их побуждения к покупке, приобретению того или иного товара.
В промышленности -- способы, направленные на оптимальную организацию совместной работы людей: групповая дискуссия, брейнсторминг (мозогвая атака).
Широкое применение в практике нашли методы индивидуальной и групповой психотерапии (психокоррекции). Среди них можно назвать различные способы модификации поведения (поведенческая психотерапия), «промывание мозгов», а также разнообразные способы групповой работы, к которым относят разновидности социально-психологического тренинга, включая тренинг ассертивности, Т-группы, группы встреч, гештальтгруппы, психодраму, группы телесной психотерапии и многие другие.
Лекция 1. Предмет и задачи социальной психологии
Социальная психология как область науки
Формирование предмета социальной психологии и ее теории
Связь социальной психологии с другими науками
Методология и методы социальной психологии
В процессе формирования предмета социальной психологии как науки можно выделить несколько периодов:
1. Накопление социально-психологических знаний в сфере философии и общей психологии (VI в. до н.э. - середина XIX в.).
2. Выделение описательной социальной психологии из философии, социологии и общей психологии в самостоятельную область знания (50-60-е годы XIX в. - 20-е годы XX в.).
3. Оформление социальной психологии как науки со всеми присущими ей атрибутами (20-е годы XX в.).
Своеобразной датой рождения социальной психологии считается 1908 г., когда одновременно появились на свет работы В. Мак-Даугалла и Э. Росса, в названия которых был включен термин “социальная психология”.
В настоящее время большинство ученых приходит к выводу, что социальная психология – это наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.
Процесс формулирования предмета социальной психологии можно рассматривать не только в хронологическом, но и в концептуальном, а точнее, в хронолого-концептуальном плане. Такой подход целесообразнее, так как позволяет рассмотреть процесс шлифовки предмета науки и во времени, и в рамках различных научных школ.
Первоначально социальная психология не могла точно обозначить свой предмет. Одни авторы, считая ее отраслью социологии, ограничивали социальную психологию задачами дополнительной психологической интерпретации изучаемых социологами явлений. Другие полагали, что социальная психология является частью общей психологии, а ее назначение сводится к привнесению социальных поправок в общепсихологическое знание. Третьи утверждали, что социальная психология - это промежуточное связующее звено между социологией и общей психологией. Такое толкование предмета социальной психологии нашло отражение в ее положении среди других наук. В частности, в США секция социальной психологии входит как в Американскую социологическую ассоциацию, так и в Американскую психологическую ассоциацию. Подобная ситуация сложилась и в отечественной социальной психологии. Все это говорит о том, что предмет социальной психологии однозначно до сих пор не определен.
В зарубежной социальной психологии каждая научная школа старалась по-своему определить ее предмет, исходя из собственного понимания вопроса. Своеобразный подход к выделению основной проблематики социальной психологии проявили представители таких научных направлений, как психология народов и масс, теория инстинктов социального поведения и групповой динамики, социал-дарвинизм и бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ, интеракционизм и когнитивизм, экзистенциальная психология и трансактный анализ и др.
В отечественной социальной психологии можно выделить несколько этапов, которые связаны с дискуссией о ее предмете. Наиболее остро эта дискуссия происходила в 20-е годы. В результате сформировалось псевдонаучное понимание социальной психологии. На судьбу отечественной социальной психологии повлияла точка зрения основателя и директора психологического института Г. И. Челпанова, предложившего разделить психологию на две части: социальную и собственно психологию. Социальная психология, по его мнению, должна разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология обязана оставаться эмпирической. В эти годы свое понимание предмета социальной психологии высказали представители коллективной реактологии и рефлексологии. Так, предмет коллективной рефлексологии определялся следующим образом: “Изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ, проявляющих свою соборную соотносительную деятельность как целое благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов”. Таким образом вопрос решен не был.
В 50-60-е годы вновь была развернута дискуссия о предмете социальной психологии. В это время имелись три подхода к решению этого вопроса. Представители первого понимали под социальной психологией науку о “массовидных явлениях психики”. Сторонники второго подхода видели в качестве основного ее предмета личность, а третьи пытались синтезировать два предыдущих, т. е. социальная психология рассматривалась ими как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Ни в одном учебнике по социальной психологии не было определения ее предмета.
В значительной степени затрудняло определение предмета социальной психологии и то обстоятельство, что она долгое время развивалась как описательная наука, в русле житейских представлений. Отсюда вместо четкого понятийного аппарата в социальной психологии сложился терминологический конгломерат на основе некритического заимствования из социологии, общей психологии и других наук. Все это затуманивает вопрос о предмете социальной психологии. Однако главная трудность связана с неоднозначным пониманием единицы анализа.
В психологии под единицей анализа подразумевается универсальное понятие, общая составляющая различных психических процессов. В общей психологии за единицу анализа берутся ощущение, образ и т. д. В социальной психологии к единице анализа относят различные явления. Одни ученые считают, что это совместная деятельность, другие - общение, третьи - личность и т. п. Универсальным понятием считается “взаимодействие”, в результате которого и образуются социально-психологические явления. По существу, они есть эффекты взаимодействия. И именно они выступают в качестве универсального понятия социальной психологии, единицы ее анализа.
Социально-психологические явления -это феномены, возникающие в результате взаимодействия субъектов (индивидов и общностей) в определенных условиях, отражающие их в различных формах, выражающие отношение к ним, побуждающие и регулирующие поведение людей, осуществляющие обмен сообщениями и переживаниями, а также способствующие организации как социально полезной, так и преступной деятельности.
К числу основных социально-психологических явлений относятся: общение, мнение и настроение, общность, стратификация, стереотип, конфликт, образ жизни и пр. Социально-психологические явления находят свое отражение в соответствующем понятийном аппарате, тезаурусе. Они классифицируются по различным основаниям: содержанию, устойчивости и т.д. Так, по содержанию они делятся на нормальные и деформированные. Критериями нормальных социально-психологических явлений выступают их позитивные, стабилизирующие влияния на состояние политики, экономики и общества, на жизнеощущения и деяния личностей. Что же касается деформации социально-психологических явлений, то их отличия состоят в негативных, дестабилизирующих, дезорганизующих влияниях. Это обстоятельство создает предпосылки для создания экстремальной социальной психологии.
В зависимости от субъекта возникновения различаются следующие социально-психологические явления: межличностные; групповые; межгрупповые; массовидные. Выделяются осознаваемые и неосознаваемые социально-психологические явления.
По степени устойчивости социально-психологические явления подразделяются на динамичные (например, различные виды общения), динамико-статичные (например, мнения и настроения) и статичные (например, традиции, обычаи). Обычно в динамике и статике рассматривались только групповые явления. Эта традиция восходит к школе “групповой динамики” К.Левина.
В качестве основного механизма возникновения социально-психологических явлений выступает общение. В результате его формируется личность, образуются малые группы и психология более широких общностей, а также происходят изменения различной степени сложности. Если иметь в виду механизмы возникновения и распространения социально-психологических явлений, то они подразделяются на умышленно создаваемые (слухи, различные группировки и т.д.), а также стихийно возникающие и распространяющиеся (мода и пр.).
К универсальным механизмам социально-психологических явлений относят:
Подражание - следование какому-либо примеру, образу;
Внушение - процесс воздействия, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации передаваемого содержания;
Заражение - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому;
Убеждение - метод воздействия на сознание личности;
Идентификацию - процесс объединения или, точнее, отождествления.
Именно эти механизмы лежат в основе социального научения и поведения. Яркое описание одного из механизмов социально-психологических явлений содержится в знаменитой сказке X. Андерсена о голом короле. Эта сказка - пример конформизма, с помощью которого совершается массовый обман. Боязнь быть не “как все”, получить наказание за несогласие с общим мнением сохраняет ложь и заставляет воспринимать ее как правду.
Таким образом,предметом социальной психологии является изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на макро-, среднем и микроуровне, в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях. Собственно говоря, это предмет только одной из частей социальной психологии - ее теоретической области. Предмет прикладной социальной психологии складывается из закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.
Социально-психологическую теорию нельзя представить без частных теорий, т. е. без таких теоретико-прикладных дисциплин, как политическая психология, этнопсихология, психология управления, экономическая психология, экологическая психология и др. Что же касается содержанияприкладной социальной психологии , то ее “ядро” образуют социально-психологическая диагностика, консультирование, воздействие и психотехнологии в социальной практике. В этом случае социально-психологическая теория является как бы стволом дерева социальной психологии, а ее ветвями, соответственно, - перечисленные отрасли.
Главная задача социально-психологической теории состоит в освещении основных характеристик социально-психологических явлений, объяснении причин и механизмов, построении прогнозов их развития, а также в научном раскрытии и обосновании существа приемов оказания социально-психологической помощи.
Структура социально-психологической теории включает в себя следующие компоненты: 1) методологию; 2) феноменологию; 3) закономерности и механизмы; 4) теоретическое обоснование праксиологии (методики применения различных воздействий или их совокупностей с точки зрения их эффективности). Западная социальная психология более свободна от методологии, вместо которой она использует профессиональную “идеологию”.
Отечественная социальная психология имеет давние традиции, хотя и не всегда положительные, по взаимодействию с философией. В прошлом развитие социальной психологии тормозили чрезмерно жесткие рамки закостеневшей в своих догматах философии. Сейчас в области философии и социальной психологии ситуация кардинально изменилась.
В гуманитарных науках все большую популярность приобретает подход к социальным явлениям с позиций понимающей социологии и психологии. Как правильно подметил немецкий философ и историк культуры В. Дильтей, мало фиксировать социально-психологические явления, их нужно еще и “прочувствовать”, для того чтобы познать. Социальной психологии необходимо сотрудничество с социальной философией и социологией. В то же время ей не обойтись и без истории, точно так же, как нельзя понять и объяснить историю без социальной психологии.
Социальная психология имеет три уровня исследования: 1) экспериментально-эмпирический; 2) теоретический; 3) философско-методологический. На экспериментально-эмпирическом уровне осуществляется накопление эмпирического материала, необходимого для дальнейшего обобщения. На теоретическом уровне обобщаются результаты эмпирических исследований, создаются концептуальные модели социально-психологических процессов, совершенствуется категориальный аппарат науки. Философско-методологический уровень дает мировоззренческое обобщение результатов исследований, позволяет выделить новые аспекты влияния "человеческого фактора" на общественное развитие. Перечисленные уровни исследования отражают логику построения социально-психологического исследования, однако началом любого исследования является определение методологии научного поиска. В современном научном знании методология рассматривается в трех аспектах.
1. Общая методология - это некоторый общий философский подход, способ познания (для социальной психологии диалектический и исторический материализм). Общая методология формулирует наиболее общие принципы, которые применяются в исследованиях.
2. Частная (специальная) методология - это совокупность методологических принципов, применяемых к данной области знаний. Частая методология - тоже способ познания, но применимый для более узкой сферы знаний (например, принцип деятельности, принцип развития и др.).
3. Методология как совокупность конкретных методических приемов – этоконкретные методики, инструмент познания определенных социально-психологических явлений.
На основе методологических принципов исследователь выбирает адекватные подавленной задаче методы исследования , которые делятся на две группы: 1) методы сбора информации (наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, изучение документов); 2) методы обработки информации (корреляционный анализ, факторный анализ, построение типологий и др.).
Одним из самых старых, испытанных методов, используемым во всех науках, является наблюдение. Это научно целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Предметом социально-психологического наблюдения являются вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп людей в определенной социальной среде и ситуации. Основное преимущество наблюдения состоит в его естественности и возможности "охватить" явление в целом. К недостаткам наблюдения следует отнести его пассивность и невозможность познать причину явления. Его осуществление требует достаточно продолжительного времени. Наблюдение может применяться как самостоятельно, так и в комплексе с другими методами.
Эксперимент – один из основных методов исследования в социальной психологии. Он предполагает изучение причинно-следственных связей. В отличие от наблюдения это активный метод. Выделяют два основных вида эксперимента: лабораторный, который проводится в специальных условиях, и естественный, проводимый в реальных условиях. Для обоих видов существуют общие правила, выражающие суть метода, а именно: 1) произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также наблюдение за изменениями зависимых переменных; 2) выделение контрольной и экспериментальной групп. Кроме того, каждый вид эксперимента подчиняется специфическим правилам.
У опроса как метода социальной психологии существует несколько видов: 1) анкетирование (заочный опрос); 2) интервью (опрос лицом к лицу); 3) социометрия (некоторые ученые относят этот метод к естественным экспериментам). Преимущества опроса в относительной простоте методики, легкости обработки данных (в настоящее время с помощью ЭВМ) и возможности охватить за короткое время большое количество людей.
Среди всех видов опроса особо выделяется социометрия, направленная на исследование межличностных отношений. Основатель теоретической концепции социометрии Д. Морено. Социометрия – это система приемов, позволяющих осуществить количественное определение предпочтений, безразличий и неприятий, которые получают индивиды в процессе общения в группе.
Социометрия предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд поставленных вопросов, которые касаются деловых или личных отношений членов группы. Обобщенная картина выборов представляется социоматрицей, исходя из которой подсчитываются различные индексы (коэффициенты), отражающие параметры общения и взаимодействия в группе (например, величину социометрического статуса каждого члена группы, индекс групповой сплоченности, интегративности, референтности группы и др.). Картина отношений в группе представляется графически в виде социограммы. Индексы отражают только количественную сторону отношений, а мотивация выбора остается за пределами изучения.
Тесты и метод изучения документов в социальной психологии применяются реже, хотя они также достаточно информативны. Эти методы имеют самостоятельный статус, но могут применяться и в комплексе с другими. Изучение документов, как правило, осуществляется с помощью контент-анализа и направлено на познание продуктов человеческой деятельности. В социальной психологии чаще всего применяют личностные тесты.
При исследовании в социальной психологии выделяют следующие проблемы: 1) социально-психологические в больших группах (проблемы психологии классов, наций, закономерности распространения моды, слухов, проблемы массовых коммуникации и др.); 2) социально-психологические в малых группах (проблемы совместимости, межличностных отношений, восприятия и понимания человека человеком, положение лидера в группе и др.), а также в специальных (особых) группах: семье, бригаде, военном, учебно-воспитательном и других коллективах; 3) социально-психологические проявления личности в коллективе.
Социальная психология – отрасль психологической науки, изучающей закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные в включенностью в соц. группы, а также психолог. особенности этих групп. Она занимается (по Андреевой):
1.изучением межличностных отношений, которые пронизывают систему общественных отношений;
2.изучением закономерностей и деятельности людей в соц. Группах и даёт психолог. характеристику этих групп.
Все научные методы делятся на 2 группы:
Методы воздействия (методы соц. психологии, формирующие общественное и личное сознание);
Методы исследования (среди них методы сбора и обработки информации)
Андреева выделяет 2 группы методов социальной психологии:
1.методы сбора информации: наблюдение, чтение документов (контентанализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).
2.методы обработки информации (приемы теоретической и логической обработки данных; использование математической статистики).
Наблюдение – преднамеренное систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения
Предметом наблюдения в социальной психологии служат вербальные и невербальные акты поведения человека, группы, нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации.
Эксперимент предполагает активное вмешательство психолога в деятельность испытуемых. Цель создание наилучших условий для изучения социальных явлений и процессов. Может быть констатирующим. В этом случае изучаются необходимые социально-психологические явления. Формирующим. В процессе формирующего эксперимента развиваются требуемые качества испытуемых.
Метод анализа документов процесс осмысления информации из разнообразных источников (научных исследований, архивных материалов, документах).
Метод обобщения независимых характеристик выявление и анализ мнений о социально-психологических явлениях и процессах.
Анализ результатов деятельности в этом случае социально-психологические явления изучаются опосредовано.
Опрос метод, который дает возможность получить конкретные ответы испытуемых на заданные вопросы исследователя. Анкетирование делится на прессовое (вопросник публикуется в периодике), почтовое (анкеты рассылаются по почте) и раздаточное (личная раздача вопросов и сбор ответов).
Тестирование в этом случае испытуемые выполняют конкретные действия по специальному заданию исследователя.
Социометрия используется для диагностики симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между участниками группы или коллектива. Позволяет выявить структуру взаимоотношений в малых группах, позиции лидеров и аутсайдеров.
Частная методология социальной психологии нацелена на всестороннее исследование изучаемых явлений и процессов обычно использует следующие основные методы : наблюдение, эксперимент, метод анализа документов, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опросы, тестирование, социометрию.
Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным.
Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном – этого не требуется.
Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов.
Эксперимент может быть лабораторным , когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемых определяются инструкцией; естественным , когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим - когда изучаются лишь необходимые социально-психологические явления; формирующим - в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп.
Метод анализа документов обычно представляет собой процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях и процессах, которая содержится в различного рода источниках (документах, научных исследованиях, архивных материалах, научной, художественной и публицистической литературе). Наиболее продуктивным он становится тогда, когда опирается на методику контент-анализа .
Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей или различных источников.
Анализ результатов деятельности - метод опосредованного изучения социально-психологических явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности людей, в которых воплощаются их творческие силы и способности.
Опрос - метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя.
Он бывает письменным (анкетирование ), когда вопросы задаются на бумаге; устным , когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью , во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми.
Анкетирование делится на прессовое , когда вопросник публикуется в каком-либо периодическом издании, а читателям этого издания предлагается ответить на предлагаемые вопросы и прислать ответы в редакцию данного издания, почтовое , при котором анкеты рассылаются по почте согласно адресам подписчиков или адресной книге ДЭЗ, и раздаточное , предполагающее личную раздачу и сбор исследователем вопросов. Первый вид анкетирования наиболее дешевый, но и менее эффективный (3-5%). Второй предполагает уже 10-25% возврата анкет. А третий является наиболее предпочтительным, поскольку возврат анкет в этом случае приближается к 100%.
Тестирование - метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.
Социометрия - метод социальной психологии используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы и позволяющий выявлять: социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; формальных и неформальных «лидеров» и «отвергнутых» членов группы; наличие и связи между микрогруппами.
Социометрия предполагает проведение опроса всех членов группы с последующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социограммы (схемы взаимоотношений в группе).
Кроме основных социальная психология использует также дополнительные методы , к которым обычно относятся приемы и способы обработки и анализа результатов ее исследования (факторный и корреляционный анализ, различные методы моделирования, техники компьютерной обработки данных и др.).
Наконец, в социальной психологии применяются и аппаратурные методы (методики) исследований, предполагающее эффективное использование технических устройств - аппаратов, с помощью которых: а) создается определенная значимая ситуация, позволяющая выявить ту или иную характеристику исследуемого явления; б) снимаются показания о проявлении изучаемых характеристик и в) фиксируются и частично подсчитываются результаты исследования.
В современной социально-психологической диагностике разработано множество различных модификаций гомеостатических аппаратурных методик. Например, «Арка», «Эстакада», «Лабиринт», «Групповой ритмограф, групповой волюнтограф», «Сенсорный интегратор» и др. Все они предполагают решение групповой задачи лишь при условии взаимодействия, согласования действий членами группы, приспособления их друг к другу. Существуют также аппаратурные методики для замера реакции аудитории средств массовой информации на те или иные программы («Анализаторы программ») или для подсчета ответов в ходе автоматизированного анкетного опроса («Полуавтоматическая анкета»). Использование данных методик совместно с компьютерной техникой значительно повышает их эффективность .
Изучение социально-психологических явлений всегда осуществляется на основе специально разработанных программ исследования конкретных феноменов. Обычно она включает в себя следующие разделы, в которых:
1. формулируется главное направление исследования, определяются его объект и предмет, указываются цели и задачи (особое внимание при этом уделяется эмпирическому определение основных понятий, используемых в исследовании и выдвижению гипотез, разработке плана-графика исследования);
2. осуществляется выбор необходимых методов и методик изучения выбранного для анализа исследования; здесь же может иметь место и первичная апробация этих методик на небольшой пробной выборке (что же касается самостоятельно разработанных методик, то они, как правило, нуждаются в специальной предварительной апробации);
3. осуществляется сбор фактических данных, от которого зависят качество и надежность полученных выводов;
4. производится качественная и количественная обработка данных, осуществляется их интерпретация, имеет место формулирование выводов, практических рекомендаций, строится прогноз развития социально-психологических явлений на будущее.
В любом случае на заключительном этапе психолог, руководствуясь своей программой, доказывает или опровергает выдвинутые перед исследованием гипотезы, переходит к научным обобщениям, абстрагируясь от частностей, деталей, единичных фактов и наблюдений.
Особенности организационной стороны социально-психологического исследования (его программы), предшествующей установлению социально-психологического диагноза, зависят в значительной степени от уровня изучаемых явлений (макро-, среднего, микро- и личностного), от сферы, в которой наблюдается данное явление (социально-бытовая, политическая, производственно-экономическая и т.д.), а также от условий, в которых функционирует явление и находится объект изучения (нормальные, осложненные или экстремальные).
Часто может иметь место и дополнительный этап, в ходе которого осуществляется уточнение проблемы, корректировка или смена методов или методик при неудовлетворительных результатах.
В целом наличие программы изучения сложных социально-психологических явлений позволяет достаточно обоснованно судить о компетентности его осуществления, дает возможность повторить его согласно изложенному в программе алгоритму и проверить полученные результаты.
Методики изучения конкретных социально-психологических явлений . Многообразие и сложность социально-психологических феноменов обусловливает и наличие большого количества методик их изучения. Вместе с тем их можно классифицировать в зависимости от конкретных классов социально-психологических феноменов, которые с их помощью исследуются.
Во-первых, различают методики изучения социальных отношений и взаимоотношений. К ним можно отнести:
Социометрию (методика нацелена на выявление статусно-ролевых отношений в малой группе);
Методику парных сравнений шкалы социальной дистанции Э. Богардуса;
Опросник межличностных отношений В. Шутца - А.А.Рукавишникова (методика построена на основетеории межличностных отношений, в которой делается попытка объяснить межличностное поведение индивида на основе трех потребностей: включения, контроля и аффекта);
Методику диагностики межличностных отношений Т. Лири (методика основана на изучении специфики доминирования - подчинения, дружелюбия - враждебности и других восьми более частных отношений);
Цветовой тест отношений (он предназначается для изучения эмоциональных - сознательных и бессознательных - компонентов взаимоотношений людей);
Фотодиагностику взаимоотношений;
Личностный ориентационный опросник В. Смекала - М. Кучера (он используется для выявления личностной, коллективисткой и деловой направленности людей);
Методику изучения нормативных предпочтений в группе О.И. Комиссаровой, ориентированную на выявление коммуникативных и деловых отношений;
Методику восприятия индивидом группы В.Е. Залюбовской, позволяющую определить: а) восприятие группы как помехи; б) восприятие группы как средство достижения тех или иных целей; в) восприятие группы как самостоятельной ценности;
Методику изучения взаимоотношений в группе (она построена на использовании 4-х факторной шкалированной анкеты, предполагающей оценку четырех видов взаимоотношений: социальной дистанции, дружбы, альтруизма и ответственности);
Методику изучения психологического климата в группе (она основана на применении биполярной шкалы взаимоотношений Ф. Фидлера - Ю. Ханина);
Методику количественной оценки групповой эмпатии (она построена на выявлении уровня переживаний членов группы в форме сопереживания, сочуствия, сострадания, сорадости, совосхищения);
Методику изучения сплоченности группы (методика нацелена на выявление и оценку: а) опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности; б) ценностно-ориентационного единства группы);
Аппаратурные методики диагностики межличностных отношений.
Во-вторых, различают методики изучения различных видов общения :
Методику измерения общей общительности людей И.В. Липсица (она предполагает изучение общительности с помощью специальных тестов «общительный ли Вы человек»;
Методику измерения потребности в общении Ю. Орлова - В. Шкурина, дающую возможность шкалировать потребность людей в общении;
Тесты М.Снайдера (данные методики позволяющие оценить в какой степени человек контролирует себя в общении с другими людьми);
Методику «Q-сортировка» Х. Зелена - Д. Штока (она позволяет определить место основных тенденций общения человека в реальной группе: общительность, необщительность, зависимость, независимость, принятие «борьбы» и «избегание борьбы»);
Методику изучения невербальных средств общения людей, строящуюся на использовании специальных тестов на измерение характерных средств невербального общения;
Методики «кадр за кадром», структурно-лингвистические, описания-рисунки (они позволяют превращать целостное, объемное, подвижное, разворачивающееся во времени невербального общение в плоское, фрагментарное, застывшее явление, поддающееся доскональному изучению);
Методику изучения уровня эффективности педагогического общения;
Аппаратурные методики изучения компетентности в деловом общении и делового обаяния людей.
Социально-психологическая диагностика, по сути дела, является фундаментом социальной психологии.
Без нее немыслимо построение социально-психологической теории и методологии, невозможно осуществить как эффективное консультирование заказчика (клиента), так эффективно воздействовать на изучаемый объект с помощью психотехнологий.
В-третьих, различают методики диагностики социальных конфликтов , включающие:
Методику изучения конфликтного взаимодействия К. Томаса;
Методику выявления внутриличностного конфликта Г. Келлера, позволяющую определить наличие конфликта в трех сферах: семейной, партнерской и производственной деятельности;
Методики определения внутриличностной конфликтности, основанные на изучении ценностных ориентаций по шкале Рокича и шкале депрессии;
Опросник определения индивидуального уровня агрессивности личности А. Баса - А. Дарки, позволяющий выявить различные формы агрессивных и враждебных реакций: физической, косвенной, вербальной агрессии, раздражительности, негативизма, обиды, зависти, подозрительности;
Методики изучения поведения личности в конфликте (основана на методике исследования фрустрационных реакций С. Розенцвейга);
Опросник оценки способов реагирования на конфликтные ситуации К. Томаса;
Опросник Б. Кросби - Д. Шерера, позволяющий определить индекс психологического климата в организации;
Методику «включенного конфликта» Ю. Баскиной, позволяющая выявить родительское отношение к ребенку у родителей из гармоничных и конфликтных семей;
Модульную методику межличностных конфликтов, включающая базовые и дополнительные шкалы для измерения межличностных конфликтов;
Ситуационные методы исследования конфликтов;
Качественные методы изучения межгрупповых конфликтов;
Аппаратурные методики моделирования конфликтов (М. Новикова и др.) .
В-четвертых, выделяют методики изучения национально-психологических особенностей людей , в которые обычно включают:
Этнопсихологический опросник Л. Дробижевой и Г. Старовойтовой, позволяющий выявить интересы, психологические предпочтения, обряды и обычаи представителей различных народов;
Методику выявления актуального этнопсихологического статуса личности А. Асмолова и Е. Шлягиной, дающая возможность зафиксировать степень выраженности и знака этнической идентичности личности, направленности и содержания ее авто и гетеростереотипов;
Региональную картотеку человеческих отношений (HRAF), представляющая собой систему обощения и хранения этнопсихологических данных;.
Методику множественной идентификации В. Петренко, предназначенная для изучения этноспецифических приоритетов представителей конкретных национальных общностей;
Методики изучения этнических стереотипов;
Методику шкалирования этноцентризма Д. Левинсона, ориентированная на выявление своеобразия отношения к своей этнической общности;
Шкалу социальной дистанции Э. Богардуса, выявляющая приоритет социальных отношений у представителей этнических общностей;
Методику «подбора черт» и «свободного описания» А. Катца и У. Брэйли, с помощью которой выявляются типичные характеристики национальной психологии;
Методику исследования направленности интересов, ценностных ориентаций и социальных установок В. Водзимской, ориентированная на изучение энтоспецифических предпочтений;
Этноадаптированный опросник самоотношения личности В. Столина (он позволяет охарактеризовать самоотношение представителя конкретной этнической общности как чувство в адрес собственного «я»;
Этноадаптированную методику измерения локуса контроля Е. Бажина - Е. Голынкина, дающий возможность оценить чувство ответности, готовности к активности и переживания «я» представителя конкретной этнической общности;
Опросник для измерения мотивации одобрения С. Марлоу, ориентированный на выявление особенностей национального поведения людей;
Алаптированный опросник для оценки мотивации к достижению цели К. Томаса, позволяющий изучить своеобразие разнообразных социально- и индивидуально-психологических качеств представителей различных этнических общностей;
Методику выявления импульсивности-целеустремленности В. Лысенкова, с помощью которой может быть осуществлена оценка существенных для каждой нации диспозиций личности;
Методики выявления национально-психологических особенностей людей с использованием семантического дифференциала;
Опросный лист для руководителей многонационального коллектива В. Крысько, дающий возможность оценить знаний, умения и навыки управления межнациональными отношениями .
В-пятых, различают методики изучения семейных отношений , которые включают:
Методику PARI Е. Шефера и Р. Делли (предназначена для изучения отношений родителей, прежде всего матерей, к разным сторонам семейной жизни и выполнению своей семейной роли);
Методику «Типовое семейное состояние» (выявляет три типа семейных отношений: неустойчивый, конструктивный и деструктивный);
Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (ориентирован на изучение особенностей данного типа семьи;
Методику «Нормативное сопротивление» (позволяет диагностировать состояния противодействия членов семьи друг другу);
Тест «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана (предназначен для диагностики внутрисемейных отношений с точки зрения ребенка);
Тест-опросник удовлетворенности браком В. Столина, Т. Романовой, Г. Бутенко (предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности - неудовлетворенности браком, а также степени согласования-рассогласования браком у той или иной социальной группы);
Методику изучения супружеских отношений в смешанных браках В. Левкович (предназначена для выявления специфики отношений между разноэтническими супругами .
В-шестых, существуют методики социально-психологической диагностики личности , к которым обычно относят:
Методику выявления «осознанности жизненных целей» личности (позволяет оценить глубина и осознанность жизненных целей человека);
Методику определения деловых и коммуникативных предпочтений личности (исследует качества человека по 3 шкалам: коммуникативных и деловых предпочтения и шкале неискренности;
Методику диагностирования эмоциональной направленности личности Б. Додонова (позволяет изучить 10 видов ее потребностей);
Методики исследования мотивации достижения и аффилиациии А. Мехрабиана и М. Магомед-Эминова (применяются для диагностики мотивов стремления к успеху и мотивов избегания неудачи);
Методики «Карта интересов» и «Дифференциально-диагностический опросник» Е. Климова (используются для исследования интересов и профессиональной ориентации личности);
Методику изучения личностного дифференциала (позволяет выявить определенные характеристики личности, относящиеся к ее самосознанию и межличностным отношениям);
Методику косвенного измерения системы самооценок (предназначена для вскрытия не вполне вербализированных или неосознаваемых особенностей самооценки);
Методики «Кос» (используются для выявления коммуникативных и организаторских способностей личности через различные ситуации поведения);
Методики диагностики психологической наблюдательности личности («Поведенческий портрет», «Список личностных черт» А. Эткинда, «Рисунок эмоций» В. Лабунской);
Шкалу одиночества Д. Рассела, Л. Пепло и М. Фергюссона (выявляет одиночество как следствие тревожности, социальной изоляции, депрессии, скуки);
Тест М. Люшера (позволяет понять направленность личности у или иную деятельность, ее функциональные состояния и настроения, а также наиболее устойчивые черта личности);
Опросник САН (предназначен для оперативной оценки самочуствия, активности и настроений людей) .
В-седьмых , различают методики изучения массовидных и других социально-психологических явлений , в состав которых обычно включают:
Методики изучения социальной удовлетворенности людей (основываются на учете престижа их профессий людей, уровня образования и дохода);
Методики диагностики качества и образа жизни в обществе (основаны на анализе показателей культуры образа жизни, социального благополучия);
Методики оценки репутации (основана на существующем в каждом обществе своеобразном разделении множества профессий, статусов, позиций и оценки их с точки зрения значимости, престижа);
- «самооценочный» метод классовой идентификации (ориентирован на выявление реального или мнимого имущественного и социально-психологического самочувствия представителей различных конфессиональных групп);
Семи- и девятиклассные шкалы оценки социальной стратификации (основаны на применении кластерного анализа для анализа уровня дохода, тесноты связей этого показателя с перечнем профессий и уровнем образования, статусом и т.п.);
Методики изучения общественного мнения и общественных настроений (строятся на выявлении отношения различных слоев общества к событиям, фактам, представляющим социальный интерес, наиболее значимым для людей, для удовлетворения их потребностей в самосохранении, потреблении, общении, самовыражении и т.д.);
Методики изучения политического лидерства (представляют собой соединение различных технологий анализа отношения общества к конкретным политическим лидерам и использования специальных тестов для выявления наиболее предпочтительных для общества их психологических характеристик);
Методики «Профиль организационных характеристик» Р. Лайкерта и «Шкала организационных парадигм» Л. Константина (предназначены для выявления лидерства, группового взаимодействия и сотрудничества, мотивации, коммуникации, процесса принятия решений в ходе управления);
Методики изучения социально-психологического климата (позволяют выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компонент отношений в обществе) .