Морская фуражка как называется. Из истории армейского и флотского головного убора

Помните текст известной песни? Той самой, в которой моряк едет домой на побывку. Помните? У него ещё и грудь в медалях, да и ленты в якорях. Давайте попробуем разобраться почему именно в состав морской формы входит бескозырка и почему эта форма настолько отличается от форм других родов войск.

Кто-то может сказать, раз носят, стало быть того требует УСТАВ, служите, а не задавайте глупые вопросы. На самом же деле всё намного интересней. Ведь не зря же на день военно-морского Флота, все, кто причастен к морю одевают не только тельняшки, но и матросские бескозырки, ведь именно они символизируют причастность человека к флотской службе, к хождению на кораблях по морям. Все эти люди гордятся своей жизнью на кораблях, своей службой и до конца жизни будут хранить как память для детей и внуков свою морскую бескозырку, которую украшают ленты с якорями.

Первые бескозырки

Большой и довольно тернистый путь прошёл головной убор моряков, прежде чем превратился в ту самую, привычную всем бескозырку. Давайте попробуем его проследить.

Изначально мореманы обзавелись мягкой шляпой с полями. Шляпы эти валялись, как и валенки из шерсти. Ввели эту шляпу в состав флотской формы в самом начале XVIII века. Это был очень удобный и простой головной убор. Моряки, с такой шляпой, больше походили на крестьянина. Более ста пятидесяти лет такие уборы входили в состав форменной одежды. Конечно были и некоторые изменения.

Окончание девятнадцатого века, ознаменовалось вводом на флоте, по указу императора Павла I - гренадёрок. Это очень громоздкий убор. Такая шляпа, была примерно тридцать сантиметров высотой. Был введён ещё один головной убор - кивер. И он тоже был неудобен. Представьте, что вы носите на голове небольшое ведро, которое расширяется ко дну. Вот и представьте, как такое убранство на голове мешало матросам, выполнять их основную задачу, стесняя их движения.

Примерно в начале XIX века, появляется и первая фуражка. В составе войсковых соединений, вводится должность фуражира. Это специальный человек, который должен запасать фураж для конных войск. Носили такие фуражиры — фуражные шапки, которые выглядели как колпак с острым верхом. Примерно по центру он был перегнут пополам и походил своим видом на современную пилотку.

Ленты на бескозырках

Шло время, фуражная шляпа меняла покрой и постепенно становилась похожей на бескозырку наших дней. С 1811 года эта фуражка становится повседневной, как в армии, так и на флоте. А вот крепить ленты на свои фуражки моряков научили средиземноморские рыбаки, которым родные и близкие давали ленты. На лентах вышивались молитвы, когда те уходили в море, на своих парусных суднах. Изначально лентами подвязывали волосы, с надеждой, что теперь то высшие силы будут их оберегать.

На военных кораблях моряки ленты не носили до 1806 года. Традицию носить ленты, заложили моряки английского капитана Брисбена, во время осада голландской крепости.

Есть у лент и практическая сторона. Ей можно закрепить фуражку на ветру и сохранить её. Если на воде находили фуражку - это говорило о том, что её владелец погиб.

На русском же флоте ленты впервые вводятся в 1857 году. До того времени прорезались лишь буквы и цифры, их закрашивали, либо под них подкладывали сукно жёлтого цвета.

Современные морские традиции в отношении бескозырок

В наше время с морских лент убрали названия кораблей. Их заменили на безликие названия флота, а то и просто словом «ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ». Но многие матросы стараются выделиться из общей серой массы остальных и на форменной одежде начали появляться значки с наименованиями кораблей. Начальство прикладывало все силы, чтобы искоренить эти неуставные значки, но традиция продолжала жить. Появились «дембельские» ленты. Их заказывали нелегально и одевали уходя в запас.

Так продолжается старая традиция. Живёт, несмотря на всяческие усилия командования.

Кто сказал, что шляпа капитана -это головной убор, который носят только моряки? Сегодня капитанская фуражка -это модный аксессуар, который станет отличным дополнением к наряду.

Капитанка это сленговое название фуражки капитана. Настоящая капитанская фуражка является элементом униформы и регламентируется различными приказами.Капитанки как правило только копируют настоящую морскую фуражку и не имеют ничего общего с аутентичными фуражками.

Капитанка это традиционный атрибут членов различных яхт-клубов или просто владельцев небольших судов на котором капитан может "ввести" свои знаки различия и геральдику. В морских туристических городах капитанки являются традиционным туристическим сувениром.

Немного истории появления морской капитанской кепки-фуражки

Практически каждый мужчина, будучи ребёнком, мечтал стать капитаном большого корабля. Если наступал момент счастья, и удавалось померить фуражку настоящего моряка, то предела счастью просто не было. Но стоит признать, что не каждому удавалось по фуражке определить чин военного человека. Изучив даже поверхностно историю появления головных морских уборов становится понятно, что с времён Великого Петра Первого и до наших дней данный головной убор видоизменялся не единожды. Например, капитанская фуражка в дореволюционном флоте появилась в далёком 1812 году. Это была тёмно- зелёная фуражка с тремя белыми кантами и лакированным чёрным козырьком. В 1884 году фуражка свой цвет изменила на чёрный и продержалась в таком виде до Февральской революции. Апрель 1917 года заменил фуражку на чёрную, мягкую, французского образца кепку с золотым шнуром и прямым козырьком. Что касается царской русской армии, то здесь заслугу появления фуражки можно полностью отдать Павлу I. В Российском флоте кепка фуражка была введена в 1796 году. На таких военных, форменных фуражках на тульях и околышах в обязательном порядке пришивалась или прикалывалась кокарда.

Море любят все. У некоторых оно ассоциируется с храбрыми капитанами. У некоторых - с невероятными путешествиями и дальними странами. Для кого-то главной ассоциацией является фуражка морская.

Такое приобретение позволяет человеку представить себя прямо на пляже под жарким солнцем на тёплом песке при плеске прибрежных ласкающих волн. Вобщем, найти такого человека, которого не привлекла бы фуражка морская, крайне сложно. Это замечательное напоминание о беспокойных волнах и солёном ветре. Люди, которые хотя бы раз видели море, всегда стараются окружить себя вещами такой тематики. Данный головной убор - одна из них.

Фуражка морская: немного истории

Итак, подробнее. Фуражка морская - идеальный вариант для тех мужчин, которые с самого раннего детства мечтали стать капитанами больших кораблей. Если вдруг такой головной убор примерить удавалось, счастью буквально не было предела.

А изменялась фуражка морская, начиная со времён Петра Первого, не единожды. В дореволюционном флоте этот аксессуар появился ещё в 1812 году. Головной убор был тёмно-зелёным, оснащённым чёрным лакированным козырьком и тремя белыми кантиками. Спустя семьдесят лет фуражка изменила свой цвет на чёрный. После Февральской революции атрибут преобразился в мягкую кепку французского образца с прямым козырьком и золотым шнуром. В русской царской армии фуражка появилась благодаря Павлу Первому.

Основные детали

Морская форма, конечно же, предполагает обязательное наличие данного головного убора. Он, в первую очередь, является серьёзным атрибутом власти над стихией, контролем судна, авторитетом среди подчинённых капитана.

Выдерживает самые разнообразные погодные условия. И фуражка, само собой, также становится верным попутчиком хозяина корабля.

К основным её элементам относятся кокарда, околыш, тулья, кант, рант и козырёк. Также атрибут должен иметь специальную вставку, изготовленную из стального обруча. Во время ношения она позволяет поддерживать и сохранять форму головного убора.

Большая популярность

Фуражка морская (белая) - излюбленный атрибут членов разнообразных яхт-клубов и хозяев маленьких судов. В портовых городах такая «капитанка» давно уже превратилась в традиционный туристический сувенир. Многие производители наносят на эти головные уборы и свои собственные знаки отличия. Изготавливаются фуражки, как правило, из хлопка и оснащаются нашивками с вышивками, сделанными на автоматических машинах. Кокарда украшается золотым шнуром и пуговицами с якорями. Само собой, стирать такие вещи необходимо только вручную.

Аксессуар популярен также и среди организаторов и участников морских вечеринок. Иногда их декорируют дополнительной металлической фурнитурой.

Напоследок

Будь то морская бескозырка или же другие вариации головных уборов для тех людей, кто каким-либо образом связан с флотом, данные вещи не перестают пользоваться огромным спросом. Рассмотрим основные модели.

  • Военно-морские летние фуражки - один из самых известных вариантов. Носят их также и на торговом флоте. Только в этом случае к ним добавляются «крабы» (кокарды) и не устанавливаются «дубки» на козырьке (за исключением капитанов). Изготавливаются они из лёгких материалов. Хотя бывают и исключения (всё зависит от желаний заказчиков). Первые, конечно же, в жаркое время года использовать намного удобнее. Они позволяют голове «дышать».
  • Фуражки гражданского флота обычно имеют козырьки, вышитые бронзовой канителью. Существуют зимние и летние модели, прекрасно защищающие голову от холода и жары. Идеально смотрятся с длинными пальто и о многом говорят!
  • Адмиральские фуражки выполняются из сукна с использованием верха с пружиной («аэродромом»). Козырёк вышивается канителью с позолотой. Этим адмиральская фуражка от обычной, в принципе, и отличается. Высота тульи оговаривается с будущим владельцем перед изготовлением. Общепринятый размер составляет шестьдесят пять миллиметров. Высший комсостав носит фуражки с большей тульей.
  • Курсантские военно-морские фуражки - классический фасон. От офицерских отличаются они более бюджетным вариантом, низкой тульей и кокардой под названием «орех». Очень часто такие головные уборы заказываются работниками гражданского флота. Естественно, с соответствующими козырьками и без белых кантов. Данная ностальгическая вещь напоминает о старых добрых традициях и царского, и советского флота. Великолепно смотрится с плащом и прочей форменной верхней одеждой. В торжественных случаях - аксессуар незаменимый для моряка.

У кого-то море ассоциируется с отважными капитанами, с романтикой, увлекательными путешествиями и дальними странствиями. Кто-то, приобретя фуражку моряка, представляет себя на пляже с тёплым песком под жгучим солнцем или же плеск ласкающих прибрежных волн. Одним словом трудно найти человека, которого не привлекал бы такой атрибут как фуражка капитана. Данный головной убор является прекрасным напоминанием об искрящемся солнечными бликами море, о солёном ветре и беспокойных волнах. Бесспорно, многие согласятся, что достаточно один раз видеть море, чтобы оно на всегда поселилось в памяти как самое незабываемое впечатление. Поэтому люди и стремятся окружать себя вещами морской тематики, украшать свой дом и дарить близким предметы, напоминающие о море. К таким предметам в первую очередь относится морская фуражка.

Немного истории появления морской капитанской кепки-фуражки

Практически каждый мужчина, будучи ребёнком, мечтал стать капитаном большого корабля. Если наступал момент счастья, и удавалось померить фуражку настоящего моряка, то предела счастью просто не было. Но стоит признать, что не каждому удавалось по фуражке определить чин военного человека. Изучив даже поверхностно историю появления головных морских уборов становится понятно, что с времён Великого Петра Первого и до наших дней данный головной убор видоизменялся не единожды. Например, капитанская фуражка в дореволюционном флоте появилась в далёком 1812 году. Это была тёмно- зелёная фуражка с тремя белыми кантами и лакированным чёрным козырьком. В 1884 году фуражка свой цвет изменила на чёрный и продержалась в таком виде до Февральской революции. Апрель 1917 года заменил фуражку на чёрную, мягкую, французского образца кепку с золотым шнуром и прямым козырьком. Что касается царской русской армии, то здесь заслугу появления фуражки можно полностью отдать Павлу I. В Российском флоте кепка фуражка была введена в 1796 году. На таких военных, форменных фуражках на тульях и околышах в обязательном порядке пришивалась или прикалывалась кокарда.

Купить кепку – фуражку. Основные элементы морской капитанской фуражки.

Настоящая фуражка «морского волка» - это в первую очередь атрибут власти над самой стихией и над ситуацией, полный контроль судна и авторитет среди подчинённых. Правильно изготовленная фуражка способна выдержать любые погодные условия и стать настоящим попутчиком хозяина корабля-капитана. К основным элементам фуражки правильно будет отнести: околыш, кокарду, тулью, рант, кант и козырёк. Если предстоит купить фуражку, то стоит знать, что она должна обязательно иметь армирующую вставку из упругого стального обруча, который во время ношения прекрасно поддерживает и сохраняет форму головного убора. Для наполнения тульи в основном используют ватные валики.

Бескозырка (фуражка-бескозырка) - форменный головной убор у фуражиров в русской армии, которая с небольшим видоизменением была введена в качестве форменного головного убора для моряков русского флота. Эта фуражка отличалась от современной бескозырки отсутствием ленты, тёмно-зелёным цветом и крупными пробивными номерами флотских экипажей на околышах.

История возникновения

Тарас Шевченко как солдат отдельного линейного батальона Русской армии в бескозырке, 1847 год.

В ноябре 1811 г. при императоре Александре I во всех частях флота в виде повседневного головного убора была введена бескозырка.

Бескозырка образца начала 20 века.

В начале XIX в. околыши матросских фуражек украшались буквами и цифрами, которые подкладывались желтым сукном.

Начиная с середины XIX в. в бескозырку добавлена деталь – белые канты, украшающие головной убор моряка и по сей день.

В 1857 г. клеенчатые шляпы матросов стали украшать первые ленты. В 1872 г. эти ленты появились на фуражках.

В 70-х гг. XIX в. вводится чёрная бескозырка. 19 августа 1874 г. для рядового состава экипажа были утверждены ленты, которые нормировались точным размером, формой букв. В 1923 г. на краснофлотских лентах утвердился шрифт наносимых букв.

В 1943 г. лента гвардейских кораблей появляется на бескозырках советских моряков. Она имеет особое значение, поскольку чередуются полосками оранжевого и черного цвета. Оранжевый цвет это цвет пламени, черный – цвет порохового дыма.

Стоит отметить тот факт, что лента на бескозырке имела практическое применение. В сильную ветреную погоду моряки удерживали бескозырку, обвязывая концы ленты вокруг шеи или зажимая ее зубами. Длина ленты составляла 160 см, больше чем у современных бескозырок.

Основные детали бескозырки

Черная бескозырка матросов и старшин ВМФ РФ.

Околыш - часть головного убора, плотный ободок, облегающий голову.

Тулья - основная, верхняя часть шляпы, шапки или фуражки (без полей,околыша, козырька и т.п.).

Выпушка - обшивка головного убора.

Лента на матросской бескозырке.

Белый - летний или парадный - чехол.

Кокарда - (от французского cocardes, «петушиные перья») - особый металлический или матерчатый знак на головном уборе в некоторых армиях, видах вооруженных сил и родах войск.

Современная бескозырка

Приказом от 1921 г. была утверждена бескозырка для матросов и старшин всех статей Советского флота и с тех пор практически не изменялась.

Изначально на ленте бескозырки выштамповывалось название корабля или флотского экипажа. В 1949 г., когда возник вопрос сохранения секретности названия кораблей, надписи заменили на название флотов.

Исключения составляли бескозырки экипажа легендарного крейсера «Аврора» . В конечном итоге оставили надпись «Военно-морской флот» . В настоящее время традиция указания на ленте названия корабля возвращается. На современном российском флоте бескозырка закрепилась за матросами и старшинами как головной убор парадной и парадно-выходной формы одежды.

Бескозырка зарубежных стран

Бескозырку у военнослужащих военно-морских сил США заменяет панамка белого цвета, без опознавательных знаков и традиционной российскому флоту ленточки. Американская «бескозырка» не подверглась каким-либо изменениям со времен второй мировой войны.

Это головной убор повседневной формы одежды, заменивший непопулярное кепи «Дональд Дак», названное так в ввиду сходства с головным убором диснеевского персонажа мультфильма.

В Великобритании нижние чины Королевского ВМФ экипировались бескозырками, на которых вышивалась надпись названия корабля, но так было до второй мировой войны.

После вступления Англии в войну, название корабля на ленточке околыша бескозырки сменилось надписью из трех букв «HMS», что расшифровывалось как «Корабль Его Величества» без названия корабля. Это объяснялось простой предосторожностью во время войны.

Аналогично поступили ВМС Германии , убрав надписи названия корабля с ленточек. Рядовые военно-морского флота носили синиие бескозырки, которые постепенно вышли из употребления и остались частью парадной формы, которая отличалась наличием белого чехла, поверх которого крепилась черно-бело-красная кокарда, выше пришивалась государственная эмблема – орел.

Ссылки

  • https://pilotka.org/content/blogcategory/19/45/ ".
  • https://paraparabellum.ru/uniforma/ ".