Неаполь туристический. От Кастель Нуово до галереи Умберто

Символ Неаполя-замок Нуово

Кастель-Нуово (Castel Nuovo; собств. «новый замок»), также Маскио Анджоино (Maschio Angioino), — замок, возведённый королём Карлом Анжуйским на взморье в Неаполе в связи с переносом столицы его владений из Палермо. Строительство началось под присмотром французских военных инженеров в 1279 году и продолжалось три года.

В работы были вложены немалые средства, но самому королю разместиться в резиденции со всеми удобствами помешала Сицилийская вечерня (национально-освободительное восстание сицилийцев против Анжуйской династии). Первым монархом, который поселился в Кастель-Нуово вместе со своим двором, стал преемник и сын Карла I — Карл II. Кстати, въехали они в еще недостроенный замок в 1282 г., а все работы были завершены двумя годами позднее.

Жизнь в Кастель-Нуово была насыщенной, причем как политическая, так и духовная. Во время правления Карла II в замке проводились совещания и собрания; здесь Папа Римский Целестин V отрекся от тиары, а на его место конклав избрал Бонифация VIII. Согласитесь, не в каждом дворце хоть единожды происходили такие события.

При нём и его преемниках Кастель-Нуово оставался средоточием политической жизни Южной Италии. Здесь отрёкся от тиары Целестин V и был избран его преемник Бонифаций VIII.


Триумфальная арка Альфонса V

Правивший после Карла II Роберт Анжуйский по прозвищу Мудрый занялся дальнейшим обустройством замка. Он укрепил старые помещения и построил новые, расширил территорию дворца и украсил его. С восхождением на трон Роберта Мудрого Кастель-Нуово стал культурным центром Италии.

Король был знаменит тем, что покровительствовал наукам, искусству и поэзии. Известные литераторы того времени — Петрарка и Джованни Боккаччо — высоко ценили Роберта Анжуйского, считая его самым высокообразованным монархом. Роберт, в свою очередь, как знаток и ценитель литературы, сблизился с Петраркой, произведения которого вызывали у него искреннее восхищение.

После различных улучшений, произведённых при короле Роберте, замок был разорён войсками Людовика Венгерского. Королева Джованна отстроила укрепления и выдержала в замке осаду венгерской армии.

После ещё нескольких осад король Альфонс V велел укрепить замок на случай пушечного обстрела. При нём же над воротами появилась триумфальная арка с изображением его вступления в город — первое произведение ренессансной архитектуры в Южной Италии.

Через несколько десятков лет для замка наступили трудные времена: в 1347 г. он был разграблен и сожжен армией короля Людовика Венгерского. Восстанавливала Кастель-Нуово внучка Роберта Анжуйского — Джованна I, королева Неаполя, но еще долгие сто лет замок неоднократно подвергался осадам и нападениям, пока не был окончательно разрушен в череде войн за престол, которые вели так называемые «истинные анжуйцы» и «анжуйцы-арагонцы».

Новая эпоха для Кастель-Нуово наступила, когда на смену Анжуйской династии пришла Арагонская в лице Альфонсо д’Арагона. Взошедший в 1442 г. на престол Неаполя, он для начала, памятуя о многочисленных нападениях, укрепил замок на случай пушечных обстрелов.

А в 1443 г. по его распоряжению начались масштабные работы по восстановлению замка, которыми руководил Гильермо Сагрера. Именно тогда Кастель-Нуово принял тот облик, который сохранился до наших дней.

В 1494 году Кастель-Нуово вновь осаждали неприятельские армии (на этот раз французские). После перехода неаполитанской короны к испанским Габсбургам те бывали в Неаполе только наездами и, как правило, останавливались в этом замке.

1 октября 1805 года замком овладела русская эскадра под предводительством Дмитрия Сенявина. Городской совет Неаполя продолжал заседать в средневековом Зале баронов (где был изобличён заговор баронов) до 2006 года.

Замок представляет собой в плане трапецию, восточная сторона которой немного неровная.

Как мы можем видеть, по углам замка располагаются мощные круглые башни, вершины которых представляют собой платформы с зубцами и машикули (навесные бойницы, располагающиеся в верхних частях стен и башен средневековых укреплений).

Раньше вокруг крепости были расположены внешние укрепления, однако до наших дней они не сохранились. С трех сторон Кастель-Нуово окружен рвом, а с восточной стороны к замку когда-то подступало море. Каждая башня Кастель-Нуово стоит на основании в форме конуса. Три основания из пяти имеют усиления в виде ребер. Любопытно, что эти ребра разнообразной формы.

К примеру, у Золотой башни основание выглядит практически граненым, так как ребра имеют форму треугольников с тупыми углами. Треугольные ребра башни Св. Георга слегка наклонены и немного вогнуты, а небольшие ребра башни Беверелло идут по образующей конуса.

Полная высота башен ок.55 м. С трех сторон замок окружает ров, с востока к стенам замка некогда подступало море. Вокруг замка были расположены недошедшие до наших дней внешние укрепления.

По периметру замка на уровне контрэскарпа рва с западной и на высоте ок.20 м со стороны моря идет узкая платформа-цвингер. По парапету платформы расположены прямоугольные зубцы, в каждом втором зубце имеется крестообразная бойница. Эти зубцы с внутренней стороны П-образные. Основания башен имеют форму конуса. Три из них усилены ребрами.

Ко входу в замок, расположенному с восточной стороны, можно попасть по мосту, который ведет через ров. Мраморный портал Триумфальной арки, возведенной в 1453 г. в честь юбилея вступления Альфонсо на престол, оформлен весьма изящно, но по сравнению с рядом стоящими мощными башнями выглядит несколько неуместно.

Королевские покои Арагонской династии находились в северном крыле замка, а в южном жили придворные. Был у замка и свой комендант, жилье которого располагалось в узком западном крыле. Старейшей частью крепости считается Большая лоджия, где находились покои Роберта Анжуйского и маленькая капелла Св. Мартина. В центре восточной стороны размещена капелла Св. Варвары; между нею и северным крылом располагается большая башня с Залом баронов. Некогда он был тронным и главным пиршественным залом КастельНуово.

Вход в замок расположен с восточной стороны. Через ров к нему ведет мост. Украшенный статуями и барельефами мраморный портал триумфальной арки выглядит чужеродным рядом с защищающими его с двух сторон башнями.

Арка возведена в честь воцарения в Неаполе Альфонса I и состоит из нескольких ярусов. Нижний ярус украшен коринфскими колоннами и барельефом "Альфонс со свитой"; второй - фризом "Триумфальный вход Альфонса в Неаполь".

Третий также снабжен аркой с ионическими колоннами, а четвертый имеет четыре ниши с аллегорическими статуями: Умеренность, Сила, Справедливость и Милосердие. Венчает композицию полуциркульный фронтон с аллегориями двух рек и, над ним, статуя Архангела Михаила, покровителя христианских государей - воинов. Над этой аркой трудился ряд замечательных мастеров: Франческо Лаурана, Доменико Гаджини, Исайя де Пиза и Пьетро ди Мартино.

По периметру двора вдоль всех стен находятся здания. В узком западном крыле находилось жилье коменданта замка. В северном крыле располагались покои королей Арагонской династии и их ближайшего окружения. В южном крыле жили придворные рангом ниже, вдоль него с внешней стороны идет галерея с колоннами.

В центре восточной стороны расположена капелла св.Варвары. Южнее нее находится т.н. Большая лоджия, в которой находились покои короля Роберта Анжуйского и маленькая капелла св.Мартина. Это старейшая часть замка.

Зал баронов

Зал баронов имеет печальную славу: в 1486 г. король Фердинанд I, внебрачный сын Альфонсо Арагонского, ставший королем по завещанию отца, арестовал в этом зале баронов, заманив их на пир. Причиной заключения под стражу и последующей казни стал заговор, узнав о котором король решил наказать мятежников. Долгие годы спокойной жизни Кастель-Нуово были прерваны в 1494 г. нападением французской армии. Король Франции Карл VIII разграбил не только замок, но и весь Неаполь.

Позднее, после франко-испанской войны, Южной Италией завладела Испания, что положило начало долгому периоду ее владычества. Трон Неаполя впоследствии неоднократно переходил от одного претендента к другому. Замок не раз захватывали, в том числе и восставшие горожане. Однажды отметились и русские: в 1805 г. КастельНуово был захвачен эскадрой под командованием адмирала Дмитрия Сенявина. Это произошло во время войны Второй коалиции с Францией (Наполеоновские войны).

Между капеллой св. Варвары и северным крылом расположена большая башня, в которой находится Зал баронов, некогда тронный зал и главный пиршественный зал замка. Это квадратное в плане помещение со стороной 26 м. Высота его стрельчатого купола 28 м. К входу в зал и Северное крыло ведет большая каменная лестница.

Анжуйский в плане строительства уделял внимание не только замку. По распоряжению Роберта и его супруги Сансии Майоркской была построена церковь Санта Кьяра, задуманная как усыпальница королей Анжуйской династии.

Церковь возводил архитектор Гальярдо Примарио, а над росписями работал Джотто, которому позднее Роберт пожаловал титул придворного художника. Фрески работы Джотто находились не только в Санта Кьяре, но и в личной капелле короля — капелле Св. Варвары.

В одном из залов замка также были размещены фрески Джотто — серия «Девять героев». Они, к сожалению, не сохранились, но их красота настолько впечатлила Петрарку, что он упомянул о них в сонетах.

Латинская капелла

Церковь из души в чистилище

Начиная с 1990 г. в Кастель-Нуово находится Городской музей, куда вот уже 20 лет съезжаются туристы, чтобы восхититься редкими вещами и предметами культуры и быта. Осмотр замка обычно начинают с посещения Палатинской капеллы, строительство которой датируется XIV в. Она также известна как капелла Св. Варвары. Здесь можно увидеть уникальные скульптуры неаполитанского Возрождения и прекрасную живопись второй половины XIV — начала XVI в.

Привлекает внимание находящаяся в аванзале музея великолепная дверь, выполненная из бронзы и украшенная декоративными элементами. Что особо удивительно, так это пушечное ядро, застрявшее в ней. Своеобразной экспозицией можно назвать человеческие останки, найденные при раскопках в подвалах замка. Скелеты и кости видны благодаря прозрачному полу. Вместе с останками были обнаружены личные вещи погребенных — кольца, серьги, пара бронзовых шпор.

Новый замок - один из символов Неаполя, находится на площади муниципалитета, и до 2006 года в нем размещался городской совет Неаполя.

С этой стороны замок били морские волны, поэтому тут он высок особенно.

Анжуйский построил этот шедевр в связи с переносом столицы его владений из Палермо.

Строительство началось под присмотром французских военных инженеров в 1279 году и продолжалось всего три года. Поэтому "новый" он относительно. Архитектором проекта был Пьер де Шоль.

В плане замок образует неправильную трапецию. По периметру сооружение украшено высокими, круглыми, зубчатыми башнями высотой 55 м. Три башни главного фасада - Георгиевская, Средняя, Сторожевая. У восточной стены когда-то плескалось море у остальных стен имелся глубокий ров.

Рядом с замком строят большой торговый комплекс - убийцу других магазинов в городе. Все это для тех кто сходит с корабликов.

Замок впечатляет со всех сторон.

В начале 1282 года Карл был величайшим монархом Европы. Но он упустил из виду своих врагов, изгнанников из Сицилийского королевства, которые были недовольны его деспотичным правлением и переносом столицы в Неаполь.


Статуя Карла Анжуйского на фасаде королевского дворца в Неаполе. Фото (С) интернет

На Пасху 1282 года в результате народно-освободительного восстания, вошедшего в историю как Сицилийская вечерня не позволила основателю вселиться в замок. Город перешел под контроль сицилийцев.

Карл умер и правление королевством перешло к его сыну - Карлу II Анжуйскому, известному также как «Хромой». В ходе Сицилийской вечерни он был схвачен и находился в плену, его выпустили лишь в 1288 г., после чего он смог наконец увидеть свою резиденцию.

Замок быстро стал центром политической жизни города и королевства. Здесь отрёкся от тиары Целестин V и был избран его преемник Бонифаций VIII.

Раньше тут плескалась вода. Взять такое укрепление было сложно, но русские справились. Об этом ниже))

Триумфальная арка Альфонса V имеет пять ярусов, украшена скульптурами и барельефами и увенчана статуей архангела Михаила.

Одна из скульптурных композиций изображает въезд короля Альфонса V Арагонского в замок.

Высота арки - 56 м.

После различных улучшений, произведённых при короле Роберте, замок был разорён войсками Людовика Венгерского. Королева Джованна отстроила укрепления и выдержала в замке осаду венгерской армии.

После ещё нескольких осад король Альфонс V велел укрепить замок на случай пушечного обстрела. При нём же над воротами появилась триумфальная арка с изображением его вступления в город — первое произведение ренессансной архитектуры в Южной Италии.

Силы природы также не смогли разрушить крепостных стен. Землетрясение 1456 года, разрушившее почти весь Неаполь, не нанесло замку даже малейших разрушений.

В 1494 году Кастель-Нуово вновь осаждали неприятельские армии (на этот раз французские). После перехода неаполитанской короны к испанским Габсбургам те бывали в Неаполе только наездами и, как правило, останавливались в этом замке.

В период франко-испанской войны (1635—1659) замку приходилось выполнять функции крепости. Впоследствии Новый замок стал резиденцией Карла III — испанского монарха.

В XIX веке укрепление использовалось как артиллерийский арсенал. Ныне в его стенах расположен городской музей.

1 октября 1805 года замком овладела русская эскадра под предводительством Дмитрия Сенявина. Городской совет Неаполя продолжал заседать в средневековом Зале баронов (где был изобличён заговор баронов) до 2006 года. Всех их пригласили и казнили.

Эта площадь напомнила мне Хрущева. Словно он рисовал... убери две башенки и район в Черемушках...

Дырка в воротах замка. В начале прошлого XX столетия легендарный Новый замок Неаполя получил статус исторического памятника.

Эти батальные сцены можно рассматривать часами.

Вход в крепость платный.

Достопримечательности: капелла святой Варвары, Большая ложа, капелла святого Мартина, зал Баронов. Последнее представляет собой квадратное помещение в башне, служившее тронным залом. Когда-то в нем король Фердинад I, зная о предстоящем покушении на него, арестовал мятежных баронов.

Они прекрасно вписаны в городской ландшафт между холмами и морем, построены по лучшим канонам военной архитектуры и помнят о бурной истории Неаполя. Рассказываем про 4 главных замка Неаполя.

Вконтакте

Кастель-делл’Ово

Легенда гласит, что римский поэт Вергилий спрятал в подземельях Кастель-делл’Ово волшебное яйцо. И не просто спрятал, а разработал хитрую систему.

Он положил яйцо в кувшин, наполненный водой, а кувшин поместил в железную клетку, подвешенную на перекладине. Пока яйцо оставалось целым, и крепость, и сам город выдержат любую беду.

Вот откуда произошло название замка; правда это не первое из его имён: как и пристало такому древнему сооружению, он успел переменить несколько названий. Место, где стоит крепость, - это небольшой островок Мегариде, на котором остановили свой выбор древние греки из Кум, основавшие здесь новый город Парфенопу (территория поселения также охватывала холм Монте-Экия к северу от островка).

В I в. до н.э. на этом участке построил свою роскошную виллу Луций Лициний Лукулл - римский военачальник, который прославился своими пирами. На вилле чего только не было: пруды с живой рыбой и садки, где разводили ядовитых мурен (древние римляне ценили их мясо), вишневые и персиковые деревья, завезенные из Персии и Турции. Вокруг были разбиты великолепные сады: территория виллы доходила до нынешней улицы виа Кьятамоне, и там же сохранились руины некоторых построек. Весь комплекс назывался «Замком Лукулла» (Castrum Lucullanum), и это название оставалось в употреблении вплоть до средневековья.

Впоследствии эта земля переходит в собственность императора, и в V в. н.э. Валентиниан III распоряжается возвести здесь первые укрепления. В средневековье сюда приезжают византийские монахи, которые строят на руинах виллы свой монастырь. А ещё позднее герцоги Неаполитанские распоряжаются разобрать укреплённую обитель, чтобы сарацины не устроили из неё свой аванпост.

В XII в. замок снова отстраивают под названием Arx Sancti Salvatoris, а в 1140 г., при Рожере II, он становится центральным элементом системы городских укреплений. Наряду с Кастель-Капуано он служит резиденцией короля, а в период правления Швабской династии в нём также располагаются казна, королевские палаты и государственная тюрьма. В XII в. анжуйцы проводят новый этап реставрации и перестройки, дабы здание лучше удовлетворяло потребностям королевской семьи.

В последующие столетия замок не раз оказывается в центре перипетий неаполитанской истории. Он становится свидетелем землетрясений и предательства, грабежей и обстрелов, не раз переходит из рук в руки и, конечно, постоянно перестраивается и модернизируется. Окончательный облик сооружение приобретает в XVI в., когда в связи с развитием артиллерии были модифицированы стены и башни. Постепенно замок утрачивает функции резиденции и становится исключительно военным сооружением, а также тюрьмой.

После объединения Италии рассматривалась идея снести замок и построить на его месте новый квартал, однако этот проект не был реализован. А после реставрации 1975 г. замок открыли для посещения; примечателен он тем, что здесь множество террас с прекрасными панорамными видами на город и на залив.

Кастель-Капуано

Кастель-Капуано ‒ второй в Неаполе по старшинству. Построили его норманны неподалёку от одноименных ворот в городских стенах.

Инициатором строительства выступил король Вильгельм I Злой: в XII в. он распорядился возвести крепость на месте некрополя древнеримской эпохи. Замок сочетает функции цитадели и резиденции. При Фридрихе II последняя становится преобладающей, и всё здание систематически перестраивается.

В XIII в. Неаполь переходит под власть Анжуйской династии; новый король строит для себя великолепную укреплённую резиденцию ближе к морю (Кастель-Нуово), но и прежнюю оставляет за собой. Именно в Кастель-Капуано в 1370 г. останавливается Франческо Петрарка, папский легат, прибывший в город по поручению Климента VI. Здесь же король Неаполя Карл III женился на Маргарите Дураццо, сыграв пышную и красочную свадьбу. Местному гарнизону тоже скучать не приходилось: замок осаждали то венгры, то арагонцы.

В XVI в. Кастель-Капуано становится зданием городского суда, который оставался здесь до недавнего времени. Архитекторы Фердинандо Манлио и Джованни Бенинказа перестраивают замок, перепроектируют интерьеры, а в подземельях обустраивают темницы с изощрённым пыточным оборудованием. Судебную власть в городе возглавлял королевский наместник (викарий), поэтому замок стали называть палаццо-делла-Викария. В 1857-58 гг. здание снова передлывают: оно обретает новый фасад, а балконы превращаются в окна.

После переделки залы замка украшают и расписывают тематическими фресками. В капелле-делла-Соммария сохранились росписи Педро Рубиалеса со сценами из Нового Завета (они датируются примерно 1547 г.). Более поздние фрески можно увидеть на сводах зала перед библиотекой и в зале судебного совета. Салон апелляционного суда расписал Антонио Каччапуото вместе с другими художниками конца XVIII в.; они украсили стены салона аллегорическими изображениями провинций королевства. Также примечателен зал с мраморными бюстами знаменитых неаполитанских адвокатов.

Кастель-Нуово (Маскьо-Анджоино)

В 1266 г. Карл I Анжуйский становится королем Сицилии и переносит столицу в Неаполь, где по его воле всего за три года возводят роскошный замок-резиденцию, который вместе с двумя другими крепостями формирует новый центр власти в городе.

Правда, первым королем, которому удалось в нем пожить, стал Карл II Хромой, успевший также модифицировать и украсить здание. Карл имел большое влияние на папу Целестина V, который отрёкся от Святого престола именно здесь (это случилось 13 декабря 1294 г.); «от великой доли / отрекся в малодушии своем» - писал о нём Данте Алигьери.

Следующую перестройку замка произвёл в XIV в. Роберт Анжуйский, превративший Кастель-Нуово в крупный культурный центр, где гостили Петрарка и Боккаччо. Джотто и другие известные художники были приглашены, чтобы расписать Палатинскую капеллу, тронный зал и другие помещения замка. А вот первое нападение на крепость совершили венгры, атаковавшие неаполь в 1347 г.; как и для других цитаделей, для Кастель-Нуово это был лишь первый эпизод продолжительного сериала, в котором были осады, штурмы и обстрелы.

В 1443 г. король Альфонсо пригласил каталанского архитектора Гиллема Сагреру, чтобы он приспособил резиденцию под потребности своего великолепного двора. Началась масштабная реконструкция, в ходе которой были возведены новые круглые башни, способные лучше выдерживать обстрелы тогдашней артиллерии, а также триумфальная арка в стиле Возрождения работы Франческо Лаураны и других мастеров. Был переделан и расширен и тронный зал, утративший фрески Джотто. Зал превратился в единое огромное пространство с восьмиугольным куполом, полом из белой и голубой майолики, покрытой глазурью. Около 1487 г. Фердинанд I Арагонский пригласил в этот зал нескольких баронов, затеявших против него заговор, якобы чтобы отпраздновать свадьбу своей племянницы, а затем арестовал и казнил их; с тех пор это место прозвали «Залом Баронов».

Замок перестал служить резиденцией уже в XVI в., за исключением тех случаев, когда здесь останавливались испанские короли, приезжавшие в Неаполь с визитом. А в XVIII в., когда в городе начинают строить королевские дворцы, Кастель-Нуово полностью утрачивает эту функцию. Здесь обустраивают арсенал и складские помещения, а в XX в. здание изолируют от городской застройки: на месте снесенных бастионов появляется небольшая площадь с клумбами. Замок открыт для посещения. В нём работает городской музей, чья экспозиция располагается в нескольких залах, включая Палатинскую капеллу, Оружейную палату и выставочные залы с фресками, картинами и скульптурами на религиозные сюжеты, среди которых работы Баттистелло Караччоло, Фабрицио Сантафеде, Луки Джордано и Маттиа Прети.

Кастель-Сант’Эльмо

© StripedNadin / Shutterstock

Этот замок построен на месте, где прежде стояла норманнская башня, на высоте 250 метров над уровнем моря.

Первый замок здесь соорудили в XIV в. по по воле короля Роберта Мудрого. Испытания не заставили себя долго ждать: замок вскоре осадили войска Людовика Венгерского. Стратегическое положение замка делало его желанной добычей всякого, кто стремился взять город под свой контроль, так что несколько сотен лет он регулярно выдерживал осады и отстраивался заново. Как и другие городские замки, он использовался в качестве тюрьмы; среди знаменитых заключенных местных подвалов числится, например, философ Томмазо Кампанелла. В 1799 г. Кастель-Сант’Эльмо стал опорным пунктом восстания неаполитанских республиканцев, а в период борьбы за объединение Италии здесь останавливались многие яркие фигуры патриотического движения. Сейчас здесь работает музей Неаполя в XX в. 1910-1980; кроме того, именно из этого замка открываются самые эффектные панорамные виды на город.

Новый замок, или Кастель Нуово, построенный в 1266 году Карлом Анжуйским, является одним из символов Неаполя. Этот замок был построен на побережье в связи с переносом королевской резиденции из Палермо и стал своеобразным символом города для прибывающих с моря в Неаполь гостей. Возведение замка началось в 1279 году под контролем французских военных инженеров и длилось в течение трех лет. Вплоть до 1799 года замок был резиденцией короля.

В плане замок являет собой трапецию неправильной формы. Главный фасад образован тремя башнями, за двумя из которых расположена Триумфальная арка - прекрасный пример архитектуры эпохи Возрождения. Арка была построена в честь воцарения в Неаполе короля Альфонса I и имеет несколько уровней. На нижнем ярусе размещены коринфские колонны и изображающий короля со свитой барельеф. На фризе второго яруса изображен триумфальный вход Альфонса в Неаполь. На третьем ярусе в четырех нишах помещены статуи, символизирующие Умеренность, Силу, Справедливость и Милосердие. На фронтоне - статуя Архангела Михаила, покровителя христианских правителей-воинов.

За Триумфальной аркой расположен просторный внутренний двор, ведущий в Зал баронов, где проводятся заседания городского совета. Зал баронов "прославился" тем, что Фердинанд I Арагонский в 1486 году жестоко расправился в нем с восставшими баронами.

На протяжении столетий Новый замок был резиденцией Анжуйского и Арагонского дворов, пережил за это время несколько перестроек. В ходе реставрации в начале XX века замку был возвращен первоначальный облик.

Замок Кастель-Нуово

Кастель-Нуово – замок в Неаполе, который был построен по задумке Карла Анжуйского. Замок должен был стать его резиденцией в Неаполитанском королевстве.

Строительство началось в 1279 году и длилось три года. Работами руководил французский архитектор Пьер де Шоль. Замок сразу же стал политическим центром Неаполитанского королевства. Во время правления короля Роберта Мудрого замок был расширен и укреплен. Он стал также центром искусства. 1347 год – трагическая страница в истории крепости. Венгерский король Лайош I разгромил и сжег замок. В замке начались восстановительные работы по приказу королевы Джованны I, однако современный вид замок принял при короле Альфонсе V, который захватил власть в Неаполитанском королевстве. При нем вход в замок стала украшать триумфальная арка работы скульптора Франческо Луарана.

В 1823 году замок пережил последнюю реконструкцию, которая превратила его в артиллерийский арсенал. В начале XX века замок признали историческим памятником, что послужило началу восстановительных работ, которые должны были привести его в первоначальный вид.

Интересно отметить, что в Зале Баронов до 2006 года заседал городской совет Неаполя. В настоящее время крепость является музеем.


Кастель Нуово – средневековый замок и бывшая резиденция королей в Неаполе. Глядя на замок, кажется, что его каким-то чудом перенесли сюда из Франции или Испании. Так и есть, ведь он представляет наследие бурной истории Неаполя, который после падения Римской империи принадлежал разным иностранным монархам вплоть до XIX века.

Кастель Нуово примечателен тем, что в свое время был не просто фортификационным сооружением, но и центром королевской власти, резиденцией, где находился двор короля, а также гостеприимным местом для выдающихся людей своего времени. Хотя за долгую историю замка не обошлось без довольно кровавых событий, которые могли бы вдохновить Джона Мартина на отдельную главу «Игры престолов».

Сегодня замок – это Городской музей , в котором представлены работы художников и скульпторов-уроженцев Неаполя и юга Италии. Если вы хотите узнать больше о солнечном и немного сумасбродном Неаполе, то посещение Кастель Нуово должно стать обязательным пунктом вашей экскурсионной программы.

Экскурсии по и окрестностям с русскоязычным гидом. Для заказа => planmytrip@сайт, +7 910 476-34-33 (WhatsApp)

1. Где находится замок Кастель Нуово

Замок Кастель Нуово находится в самом сердце Неаполя, между Via Vittorio Emanuele III и набережной, рядом с палаццо Сан-Джакомо (муниципалитет) и Королевским дворцом. Ближайшая к дворцу станция метро: Municipio. От железнодорожного вокзала можно дойти за пешком за 40 минут, от морского причала – за 10 минут.

Адрес: Via Vittorio Emanuele III, 80133.

2. Когда и при каких обстоятельствах построен замок Кастель Нуово

Карл I Анжуйский

Замок Кастель Нуово построен в 1279-1284 гг. по приказу Карла I Анжуйского, основателя Анжу-Сицилийской династии Капетингов. Король значительно расширил свои владения в Провансе, Тоскане и на юге Италии, потому посчитал целесообразным перенести свою столицу из Палермо в Неаполь.

В Неаполе уже имелись крепости, в которых мог бы поселиться Карл I вместе со своей свитой. Но они не соответствовали его амбициозным планам создать комфортную, роскошную и вместе с тем хорошо укрепленную резиденцию рядом с морем для себя и своего двора. Однако скоропостижная кончина после Сицилийской вечерни (войны, стоившей Карлу I короны Сицилии) помешала ему хоть сколько-то оценить комфорт новой резиденции. Только его сын Карл II смог заселиться в замок, обжить и в полной мере ощутить его достоинства.

3. Почему замок называется новым, ведь он старый (построен в Средние века)?


Замок Кастель-дель-Ово

Уже во время постройки замок стали называть новым (Castrum Novum), чтобы отличить его от более старых замков, уже имевшихся в Неаполе – Кастель-дель-Ово (Castel dell’Ovo – «замок яйца») и Капуано (Capuano). Второе название Кастель Нуово – Маскио Анджоино (Maschio Angioino, что переводится как «анжуйский донжон»).

4. Место притяжения для выдающихся личностей

Кастель Нуово, особенно в Средние века и эпоху Возрождения, как королевская резиденция привлекал выдающихся личностей своего времени, которые посещали Неаполь в качестве гостей королевского двора или с официальным визитом. С реди тех, кто бывал в Кастель Нуово, помимо неаполитанских, арагонских и испанских монархов, – автор «Декамерона» Джованни Боккаччо, художник Джотто, создавший для замка цикл фресок (большая часть из них не сохранилась), поэт Петрарка.

5. Триумфальная арка замка Кастель Нуово – выдающийся пример искусства эпохи Возрождения


После поражения Анжуйского королевства новыми владельцами замка стали арагонские короли. Король Альфонс V Арагонский перенес свою столицу, как когда-то Карл I Анжуйский, из Барселоны в Неаполь. Он восстановил и значительно укрепил замок, сильно пострадавший в предыдущих войнах. Замок получил трапецевидную форму с 5 мощными циллиндрическими башнями.

По заказу Альфонса V в 1443 году была создана Триумфальная арка – входной портал в замок, украшенный барельефами и скульптурами, изображающими триумфальный въезд короля в Неаполь. Триумфальная арка считается одним из выдающихся примеров искусства эпохи Возрождения на юге Италии.

6. Зал баронов в Кастель Нуово

Руководителем работ по перестройке замка при Альфонсе V Арагонском, новом хозяине замка, стал талантливый архитектор Гильермо Сагрера . Для главного зала замка Сагрера создал уникальный каркасный потолок с отверстием посередине (окулюсом). Зал, в котором находится потолок, получил название «Зал баронов » , что связано с довольно кровавым событием в истории Неаполя.

Именно в этом зале король Фердинанд I, внебрачный сын Альфонса V, устроил западню для баронов, недовольных его правлением . Сюжет «Игры престолов » : король сделал вид, что простил заговорщиков и пригласил их в знак примирения на свадьбу внучки. Пока те пировали, он приказал страже закрыть двери, арестовать и затем казнить мятежников. Так бароны повторили судьбу гостей на печально известной «красной свадьбе» Джорджа Мартина.

7. Палатинская часовня


При входе во внутренний двор замка взгляд сразу упирается в массивное здание часовни с круглым готическим окном «роза». Постройка относится к XIV веку, массивный мраморный портал появился на столетие позже. Джотто и его ученики расписали часовню фресками на сюжеты из Ветхого и Нового Завета. К сожалению, до наших дней сохранились только небольшие фрагменты.

8. Крокодиловая яма

Под Палатинской часовней находится пространство, которое прозвали «крокодиловой ямой». Во времена правления Арагонской династасии яму использовали как хранилище для зерна, но так же и как тюрьму для приговоренных к смерти преступников. Однажды преступники стали таинственным образом исчезать, хотя выбраться из ямы было невозможно.

Как гласит легенда, в яме затаился крокодил, которого привезли на корабле вместе с пшеницей из Египта. Он охотился на беспомощных пленников, утаскивая их израненные трупы в свое логово, невидимое для стороннего взгляда. Крокодил подъедал заодно и надоевших любовников королевы Иоанны Арагонской, которых она сбрасывала в секретный люк. В итоге от хищной рептилии-каннибала решили избавиться, выманив ее из логова тушей целой лошади.

9. Стоимость посещения и время работы музея в Кастель Нуово


«Поклонение волхвов» (1519 г., художник Марко Кардиско)

До 1815 года Кастель Нуово оставался резиденцией королей Неаполя, Арагона, Испании, после чего в замке разместили артиллерийский арсенал.

В наши дни в Кастель Нуово находится Городской музей (Museo Civico). На первом этаже выставлены картины и скульптуры XV-XVIII вв., в основном созданные по заказу церкви неаполитанскими и калабрийскими художниками.