Описание колизея. История создания Колизея в Риме

В день, когда официально открыли Колизей в Риме (а это событие произошло в 80 г. н.э.), на арене погибло более двух тысяч гладиаторов и было убито около пяти тысяч животных. А по самым скромным подсчётам, за всю историю этого уникального памятника архитектуры, здесь погибло более полумиллиона человек и не менее миллиона хищников.

Когда смотришь на эту достопримечательность, попросту перехватывает дух: она до того огромна, что её размеры не могут не поражать. А потому понимаешь: амфитеатр Флавия действительно является новым чудом света.

Расположена эта грандиозная достопримечательность в столице Италии, в Риме, между Палатниским, Цилиевским и Эсквилинским холмами (точно узнать, где находится Колизей, можно сверившись с картой города). Возведён Колизей был неподалёку от Золотого дворца Нерона, вместо озера, в котором некогда плавали лебеди.

Появление

История Колизея в Риме, самого настоящего храма смерти, начинается в шестьдесят восьмом году, когда один из самых жестоких правителей древнего мира, Нерон, покончил с собой, вследствие чего началась Гражданская война, длившаяся около двух лет, в результате которой императором стал Тит Флавий Веспасиан.

Оказавшись у власти, новый правитель сразу же решил перестроить центр Рима, уничтожив всё, что могло напоминать людям о его предшественнике.

Сделать это почти удалось: остался лишь дворец бывшего правителя, площадь которого вместе с находящимся возле него парком занимала около 120 га – и вопрос с ним надо было как-то решать. Это было сделано довольно оригинальным способом: в самом здании Веспасиан решил разместить различные учреждения, а пруд, находящийся возле дворца, приказал засыпать, и на его месте возвести уникальную достопримечательность – амфитеатр невиданных в свете размеров.


Хотя его задум народ воспринял на «ура», память о Нероне искоренить все же не удалось: несмотря на то, что официально новая арена именовалась амфитеатром Флавия, народ назвал его Колизей (от лат. слова громадный, колоссальный) – в честь огромной 35-ти метровой бронзовой статуи, которая при жизни Нерона находилась в вестибюле Золотого дворца, а потом была установлена недалеко от построенного храма смерти.

Строительство

Чтобы построить Колизей, много времени не понадобилось – на строительные работы ушло около девяти лет. Задействовано при этом было более 100 тыс. рабов, которых специально привезли в Рим из Иудеи (на карте эта страна находится на восточном побережье Средиземного моря). Были приглашены профессиональные строители, архитекторы, инженеры, скульптуры – словом, все, кто мог понадобиться для того, чтобы здание выглядело как можно помпезней и величественней.

Несмотря на то, что возведение будущего храма смерти продвигалось довольно быстро, получилось так, что Колизей в Риме возводили при трёх правителях: Веспасиан лишь год не дожил до окончания строительных работ, поэтому строительство завершал его сын, император Тит. Когда он умер, второй сын Веспасиана, взошедший на престол после смерти брата, Домициан, достроил к этой достопримечательности ещё один ярус, предназначенный для бедных людей, рабов и женщин (в основном это были стоячие места).


Несмотря на высокую скорость работ, это чудо древнего мира оказалось настолько качественным и добротным, что не только активно использовалось по назначению более пятисот лет, но и смогло неплохо сохраниться до наших дней (если бы люди не растаскивали камни для сооружения других зданий, скорее всего, выглядело бы сейчас намного лучше).

Внешний вид

Несмотря на то, что древние историки утверждали, что в амфитеатре могли одновременно пребывать около 70 тыс. зрителей, современные исследования показали, что римский Колизей вмещал не более 50 тыс. чел. (что тоже немало, особенно по тем временам). Памятник архитектуры изначально имел три этажа, а высота стен составляла около 50 м, а фундамент здания – 13 м.

Храм смерти был возведён в форме эллипса, а в его центре находилась арена такой же формы, окружённая со всех сторон трибунами, протяжённость наружного эллипса превышала 520 м, длина арены составляла – 86 м, ширина – 54 м.

Стены храма были возведены из каменных или мраморных блоков известкового туфа, который привозили из Тиволи (этот город на карте расположен в 24 км в северо-западном от Рима направлении). При возведении внутренних стен также применяли кирпич и туф. Мраморные и каменные Блоки были соединены тяжёлыми стальными тросами.

При постройке Колизея в Италии впервые было задействовано решение, которое применяют при возведении спортивных арен и в наши дни: было предусмотрено восемьдесят входов/выходов, через которые зрители могли полностью заполнить здание за четверть часа, а покинуть – в течение пяти минут. Четыре входа были предназначены для представителей высшей аристократии, а остальные зрители попадали в римский Колизей из-под арок нижнего яруса, каждая из которых была помечена латинскими цифрами (всего их было 76 и от каждого вела лестница), после чего по ступеням поднимались наверх.

Зрительные ряды с каменными скамьями располагались вокруг арены. Самый нижний ряд предназначался для императора, членов его семьи и весталок – их места находились с северной и южной стороны арены (там были наилучшие места). Также здесь имели право находиться сенаторы. От арены элитный ряд отделял высокий парапет, гарантировав, таким образом, зрителям полную безопасность.


Над императорским рядом находилось три этажа, каждый из которых был предназначен для зрителей определённой категории:

  1. Первый ярус имел 20 рядов и предназначался для городских властей, а также лиц из сословия всадников;
  2. Второй этаж состоял из 16 рядов – здесь имели право находиться лишь те, кто имел римское гражданство. От третьего яруса его отделяла высокая стена;
  3. Последний этаж был построен для людей низшего сословия, и чтобы им было лучше видно происходящее на арене, находился на более крутой поверхности;
  4. Над третьим этажом располагался портик, на крыше которого находились матросы: время непогоды они натягивали над зданием огромный тент, который должен был защитить зрителей от стихии.

Жизнь амфитеатра

Кроме гладиаторских боёв и травли животных, здесь проходили также морские сражения. Для этого слуги снимали с арены деревянный настил, под которым были расположены комнаты для гладиаторов общей площадью около шести акров. Во время военно-морских сражений эти помещения при помощи специальной системы заполнялись водой (интересно, что в этих боях принимали участие даже галеры).


Этот храм смерти на протяжении четырехсот лет являлся для римлян и гостей города своеобразным развлекательным центром, где они могли с раннего утра и дотемна смотреть на кровавые гладиаторские бои, травлю зверей и сражения на воде. Так, продолжалось до 405 года, пока император Гонорий не велел запретить гладиаторские бои, как несоответствующие христианскому учению.

Травли зверей запрет не коснулся – и жестокие представления длились ещё около столетия (до смерти Теодориха Великого в 526 г., короля остготов, которому удалось завоевать весь Аппенинский полуостров). После этого для Колизея настали тяжёлые времена.

Крушение

Развал Римской империи, многочисленные набеги варваров постепенно привели Колизей к разрушению, которое усугубило мощнейшее землетрясение, потрясшее Италию в середине XIV века (особенно сильно пострадала южная сторона этой достопримечательности).

После этого с одним из самых значительных памятников архитектуры древнего мира поступали просто по-варварски, так как начали использовать его камни для строительства других построек – сначала брали уже отпавшие камни, а затем начали их специально выламывать. Разрушали достопримечательность не только простые люди, но и священники: папа Павел II, кардинал Риарио и другие брали отсюда камни для постройки своих дворцов. Мало того, Климент IX даже превратил бывший амфитеатр в завод для добывания селитры.

Вторая жизнь амфитеатра

И лишь в середине XVIII ст. это чудо древнего мира получило шанс на возрождение: папа Бенедикт XIV в память о замученных христианах, что нашли здесь свою кончину, решил установить на арене огромный крест, а вокруг него – ряд алтарей, которые бы напоминали про муки и смерть Иисуса Христа, таким образом, бывшая арена смерти была превращена в самый настоящий храм. Современные учёные утверждают, что согласно последним исследованиям, мнение о том, что здесь казнили христиан, не соответствует действительности и является мифом.


Уже через столетие крест и алтари были удалены, но о сохранности одного из величайших памятников архитектуры Италии заботиться не перестали: укрепили стены, грозившие падением, отремонтировали несколько внутренних лестниц.

В наше время реставрационные работы продолжаются и уникальный памятник архитектуры с каждым годом всё больше и больше рассказывает людям о былом величие. А потому к этой достопримечательности древнего мира, отыскав её на карте, со всех сторон света съезжаются люди посмотреть на чудо света, ставшее символом Италии, о котором местные жители говорят, что пока стоит Колизей, будет стоять и Рим.

История Колизея берет свое начало в I веке н. э. Она насыщена яркими событиями и фактами. Это грандиозное сооружение сохранилось до нашего времени практически в первоначальном виде. О самом Колизее, его богатой истории, интересных фактах и событиях будет рассказано в этой статье.

История Колизея

Колизей в переводе с латыни означает "колоссальный, громадный". Он также известен как амфитеатр Флавиев (династия римских императоров). Колизей является памятником древнеримской архитектуры и одной из многочисленных достопримечательностей, которыми известна Италия.

Он построен между Целиевским, Эсквилинским и Палатинским холмами. Возведение Колизея началось в 72 году (I век нашей эры). Во время правления основателя династии Флавиев. Спустя восемь лет, в 80 году, освятил амфитеатр, который возвели на месте пруда, относящегося к известному комплексу

Причины строительства

Если быть более точным, то история Колизея началась в 68 году. В тот год изменила присяге императору, поддержав мятежный Сенат. Это привело к тому, что Нерон после 14 лет диктаторства покончил с собой в загородном поместье близ Рима.

Его смерть привела к гражданской войне, которая длилась целых 18 лет. В 69 году война была завершена, победу в ней одержал Тит Флавий Веспасиан, основатель династии императоров.

Перед Веспасианом стала задача по реконструкции центра Рима, не только для того, чтобы его восстановить, но и для усиления собственной власти и культа, искоренения любого упоминания о своем предшественнике. Большой проблемой для строительства в Древнем Риме Колизея был дворец Нерона, который носил название Золотой дом. Сам дворец и прилегающий к нему участок занимал площадь в 120 га в самом центре Рима.

Веспасиан реконструировал большую часть зданий, а находящиеся рядом с дворцом озера засыпали, выстроив на их месте Колизей. Все это масштабное мероприятие было довольно символичным, ведь земля, которой пользовался Нерон, теперь стала служить простому народу.

История строительства

Античный амфитеатр возводили за счет средств, которые были получены после продажи военных трофеев. Как считают историки, для строительства и реконструкции всего комплекса зданий в Рим было доставлено более 100 тыс. рабов и взятых в плен солдат. Их использовали для выполнения самых тяжелых работ, например, при добыче травертина в карьерах римского пригорода Тиволи. Также они транспортировали камень из карьера в Рим, в среднем дорога составляла более 20 миль.

Большие группы архитекторов, строителей, декораторов и художников выполняли поставленные задачи, возводя античный амфитеатр. Однако императору Веспасиану было не суждено дожить до завершения грандиозного строения, он скончался в 79 году. Спустя год его преемник Тит освящал Колизей во время его открытия.

Общее описание

Как и все остальные амфитеатры Древнего Рима, амфитеатр Колизей построен в форме эллипса, в центре которого располагается арена такой же формы. Вокруг арены выстроены концентрические кольца с местами для зрителей. От всех остальных сооружений подобного рода Колизей отличается своими внушительными габаритами. Длина наружного эллипса Колизея составляет целых 524 метра, большая ось - около 188 м, а малая - почти 156 м. Арена амфитеатра достигает в длину около 86 м, а в ширину - почти 54 м, высота стен Колизея колеблется от 48 до 50 метров.

Основой конструкции являются 80 направленных радиально столбов, укрепленных стенами, а также несущие своды и перекрытия. Колизей настолько массивен, что для его возведения пришлось делать фундамент, достигающий 13 метров в толщину. Снаружи постройку отделали травертином, который доставляли из Тиволи.

Фасад амфитеатра

Архитектура Колизея величественна и грандиозна, она поражает своим великолепием до сих пор. В наружной стене амфитеатра, которая в высоту достигает почти 50 метров, находится двухступенчатый цоколь, а сам фасад здания поделен на четыре яруса. Три нижних яруса - это аркады (несколько одинаковых по размеру и форме арок, которые опираются на колонны или столбы). Этот прием в архитектуре был очень популярен в I веке нашей эры.

Арки самого нижнего этажа имеют высоту немногим более семи метров, а опоры, поддерживающие их, достигают в ширину почти 2,5 м, а в глубину - около 2,8 метра. Расстояние между опорами составляет 4,2 метра. Перед арками встроены колонны, имеющие дорический ордер, однако антаблемент (верхняя часть) создан в другом архитектурном стиле.

Интересный факт заключается в том, что 76 арок нижнего яруса из 80 были пронумерованы. Без номеров оставались четыре, которые находились на концах осей, они и являлись главными входами в Колизей.

Верхняя часть фасада

Колонны, находящиеся на втором ярусе амфитеатра Колизей, опирались на аттик (декоративная стена), который располагался над антаблементом начального яруса. Аркады второго яруса отличаются от аркад первого высотой колонн, а также тем, что они имеют не дорический, а ионический ордер. Антаблемент, аттик, который служил основой для колонн третьего ряда, также были меньше размером, чем на первом ярусе.

Высота арок на третьем ярусе чуть меньше, чем на втором, и составляет 6,4 метра. Главным отличием арок второго и третьего яруса было то, что в каждом проеме находилась статуя. На третьем ярусе стены были украшены пилястрами в коринфском стиле. Через каждую пару пилястр было сделано окно.

Название сооружения

Многие задают вопрос: "Почему Колизей назвали Колизеем?" Стоит отметить, что изначально он назывался Амфитеатр Флавиев, так как его возведением занималась эта династия императоров. Название Колизей это сооружение получило намного позже, оно появилось в VIII веке. Оно обозначает колоссальность этого амфитеатра, во всей Римской империи построек подобного размера не было.

Однако существует версия, что Колизей был так назван потому, что рядом с ним стоял колосс (статуя) Нерона. Она была сделана из бронзы и достигала в высоту 37 метров. В дальнейшем император Коммод переделал ее, заменив голову статуи. Сейчас уже сложно сказать, в честь чего был переименован амфитеатр Флавиев в Колизей, однако обе версии вполне состоятельны, и историки до сих пор не нашли им опровержения.

Предназначение Колизея

Колизей в Древнем Риме для простого народа и для патрициев являлся главным местом, где проводились различные увеселительные мероприятия. В основном здесь проходили бои гладиаторов, которые в то время пользовались огромной популярностью. Также здесь проводили звериные травли и навмахии (морские сражения). Для проведения морских боев арена Колизея заполнялась водой, после чего и начинались баталии.

Во время правления императора Макрина, в 217 году, здание Колизея серьезно пострадало от пожара. Но при следующем императоре, Колизей отреставрировали. В 248 году в этом сооружении император Филипп с большим размахом отпраздновал тысячелетие Рима. А в 405 году в Колизее гладиаторские бои были запрещены императором Гонорием. Связано это было с распространением христианства, которое впоследствии стало основной религией Римской империи. Здесь продолжали проводить звериные травли, однако после смерти императора Теодориха Великого, в 526 году, прекратились и они.

Колизей в Средневековье

История Колизея в Средние века складывалась не лучшим образом. Нашествия варваров привели в упадок не только амфитеатр, но и сам Рим, постепенно Колизей начал разрушаться. В VI веке к амфитеатру была пристроена часовня, но религиозного статуса всему сооружению это не придало. Арену, где раньше сражались гладиаторы, стравливали зверей и устраивали морские сражения, превратили в кладбище. Аркады и сводчатые пространства были переделаны под мастерские и жилища.

С XI до XII века Колизей стал своеобразной крепостью для римской знати, которые оспаривали друг у друга право власти над простыми гражданами. Однако они были вынуждены уступить амфитеатр императору Генриху VII, а он в дальнейшем даровал его римскому народу и сенату.

Местные аристократы в начале XIV века устраивали в Колизее бои быков, с этого же времени сооружение начинает постепенно разрушаться. В середине XIV века мощнейшее землетрясение становится причиной обрушения постройки, больше всего пострадала его южная сторона.

Колизей в XV-XVIII века

Так как Колизей в то время не был одной из самых известных достопримечательностей мира, его постепенно начали использовать в качестве строительного материала. Помимо того что брали камень из обвалившихся стен, его специально вытаскивали и из самого Колизея. С XV по XVI век отсюда по распоряжению разных понтификов забирали камень для возведения венецианского дворца, палаццо Фарнезе и дворца канцелярии.

Несмотря на это варварство, значительная часть Колизея сохранилась, но часть сооружения была изуродована. Папа Сикст V хотел использовать уцелевший амфитеатр в качестве фабрики по производству сукна, а Климент IX сделал из Колизея завод по производству селитры.

Лишь в XVIII веке понтифики начали должным образом относиться к этому древнему величественному сооружению. Папа Бенедикт XIV принял Колизей под свою защиту и стал считать это местом памяти христиан, павших во время гонений со стороны Рима. В центре арены был установлен крест огромных размеров, а вокруг него расположили несколько алтарей в память пути Христа на Голгофу.

В 1874 году крест и алтари были убраны с арены Колизея, а новые понтифики продолжили заботу о сооружении. По их распоряжению амфитеатр не только держали в сохранности, но укрепили те стены, которые могли обвалиться.

Колизей сегодня

В настоящее время Колизей находится под защитой государства и круглосуточной охраной. Сохранившиеся обломки амфитеатра, где это было возможным, установили на свои места. Арену было решено исследовать, и на ее территории были проведены археологические раскопки. К удивлению, ученые под ареной обнаружили подвальные помещения. Предположительно их использовали в качестве своеобразных кулис для людей и животных, перед тем как они выходили на арену.

Невзирая почти на две тысячи лет и на тяжелые испытания, остатки Колизея без внутренней и внешней отделки и в настоящее время производят незабываемое впечатление на человека, оказавшегося здесь. Даже в этом состоянии довольно легко представить, каким именно был Колизей в свои лучшие времена. Монументальность архитектуры поражает своим масштабом, вместе с этим виден изысканный романский стиль. Колизей заслуженно считается одной из самых известных достопримечательностей мира.

Сегодня он продолжает постепенно разрушаться из-за дождевой воды и атмосферного загрязнения. Правительство Италии разработало программу по реставрации и сохранению этого удивительного памятника истории и архитектуры Древнего Рима. В ближайшее время она будет реализовываться. На этот период туристов, приезжающих сюда со всего мира, перестанут пускать в Колизей.

Это сооружение стало одним из символов Италии, так же как Пизанская башня или фонтан Треви. Колизей сегодня претендует на звание одного из новых чудес света. Среди традиционных семи известны следующие достопримечательности:

  • Пирамиды в Египте.
  • Статуя Зевса в Греции.
  • Храм Артемиды в Эфесе.
  • Мавзолей в Галикарнаке.
  • Колосс Родосский.
  • Александрийский маяк.
  • Висячие сады Семирамиды в Вавилоне.

Однако из всех перечисленных достопримечательностей до нашего времени сохранились лишь пирамиды. Об остальных можно узнать только из мифов и легенд. Колизеем же можно любоваться и сегодня, несмотря на то что этому сооружению почти 2 тыс. лет. Если вы окажетесь в Риме, то обязательно посетите этот уникальный исторический и архитектурный памятник.

Колизей или амфитеатр Флавиев – это памятник древнеримской архитектуры, который является наиболее известным и грандиозным сооружением Древнего мира из всех, что сохранились до нашего времени.

Территориально Колизей расположен в Риме, в ложбине между Палатинским, Эсквилинским и Целиевским холмами. Строительство амфитеатра длилось более восьми лет, оно началось еще в 72 году нашей эры при императоре Веспасиане, в уже в 80 году нашей эры Колизей был освящен императором Титом. Амфитеатр расположен на том месте, где был пруд, что относился к Золотому дому Нерона.

Как всем известно из курса истории, Колизей – это сооружение Древнего Рима, предназначение которого заключается в развлечении народа (гладиаторские бои, коррида). Он был рассчитан на 50 тысяч зрителей, не учитывая при этом помещений для персонала, животных и гладиаторов, а также комнат технического, инструментального и оружейного назначения.

Во время строительства Колизея было задействовано более ста тысяч пленных, что были захвачены после победоносной войны иудей и римлян. В качестве рабов они разрабатывали карьеры, в которых добывался травертин (известковый туф) – камень средней прочности, что применялся для возведения конструкций и облицовки Колизея. На строительство римского амфитеатра было добыто 100 тысяч кубических метров травертина.

Кроме этого рабы выполняли функции разнорабочих:

  • замешивали растворы;
  • транспортировали материалы;
  • проводили работы по обеспечению бригад высококвалифицированных строителей и различных специальных работников.

Архитектурно-конструктивные решения при строительстве Колизея

Если рассматривать Колизей с точки зрения архитектурно-конструктивных решений, то он является типичным проектом наряду с другими амфитеатрами Древней Греции и Древнего Рима.

Замечание 1

Колизей представляет собой эллипс, по окружности которого размещены зрительские зоны, а в центре находится арена. От других амфитеатров Колизей отличался габаритными и осевыми размерами.

Колизей имеет такие размерные характеристики:

  1. Габаритная длина эллипса составляет 524 метра.
  2. Большая ось достигает 188 метров.
  3. Малая ось составляет 155 метров.
  4. Длина арены достигает 86 метров.
  5. Ширина арены достигает почти 54 метров.
  6. Стены амфитеатра достигают высоты от 48 до 50 метров.

Фундамент Колизея имеет глубину закладки 9 метров, толщина его достигает 13 метров. На фундаменте расположена конструктивная основа несущих элементов в виде восьмидесяти несущих.

Замечание 2

Архитектура Колизея состоит из стен, колонн, пилястров, а также арок, что несут нагрузку от сводов перекрытия. Материалы, что использовались для строительства стен, фундамента и колонн, - это крупногабаритные блоки из мрамора или травертинового камня. При помощи стальных связей они соединены в конструктивные элементы.

Амфитеатр Колизей имел 80 входов, которые были обрамлены арками. Около 75 лестничных маршей служили в качестве обеспечения свободного и быстрого прохода к зрительным местам. Места для зрителей располагались по всему периметру на четырех ярусах.

В первом ярусе было двадцать рядов со скамьями, а на втором располагалось 16 рядов. Отличием третьего яруса был резкий уклон поверхности, который по периметру возвышался над остальными уровнями. Он имел портик, который опоясывал амфитеатр по всей окружности. Четвертый ярус был оснащен пилястрами (выступы из стен).

На случай плохих погодных условий Колизей был защищен тентом, что крепился к мачтам при помощи канатов. Они находились в верхней части стены.

Декоративно-художественное оформление Колизея

Амфитеатр Колизей или Флавиев известен не только крупными габаритами, но и утонченным декоративно-художественным оформлением. Как уже было сказано ранее, он возводился из мрамора и травертинового камня, которые применялись для отделки помещения. Крупногабаритные облицовочные изделия использовались из травертина и мрамора использовались для оформления стен и облицовки напольных покрытий. Особое место принадлежало декоративно-мозаичной отделке.

На третьем ярусе археологами была обнаружена цветная штукатурка, также были найдены остатки облицовочных блоков из черного и красного камня. Можно предположить, что во времена Древнего Рима амфитеатр имел внутреннюю отделку, что выполнена в красной, черной и голубой цветовой гамме.

Рисунок 4. Архитектурно-конструктивные детали Колизея. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Архитектурно-конструктивные детали Колизея (арки, ниши и своды) были украшены лепниной. Частью художественного и декоративного оформления амфитеатра была роспись по штукатурке голубого цвета, что была имитацией неба.

Полуколонны и колонны, что украшали арки, были выполнены в традиционном римском стиле, однако они не имели каннелюр. Колонны были оснащены греческими капителями с дополнительным оформлением орденов (в зависимости от яруса).

Капители колонн на первом ярусе оформлялись в тосканском ордене. Капители колонн, что располагались на втором ярусе, выполнялись в ионическом ордене. А те колонны, что расположились на третьем уровне, были выполнены в коринфском ордене. Четвертый ярус был оснащен пилястрами, что также были оформлены в коринфском ордене.

Что касается отделки фасада Колизея, она выполнялась в виде кладки из облицовочных блоков и декоративно-архитектурных элементов из травертинового камня белоснежного цвета.

Рисунок 5. Конструкция амфитеатра Колизей. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Архитектура Колизея: история и главные секреты создания

Конструкция амфитеатра Колизей предельно экономична и рациональна: для его строительства понадобилось минимальное количество материалов. Но, несмотря на это, его зрители были обеспечены максимальным комфортом и удобством.

Колизей по праву считался самым совершенным по форме и конструкциям амфитеатром. Он воплотил в себе основные черты этого типа сооружения. Он является самым большим амфитеатром в мире (его продольная ось составляет 187,7 метров, а поперечная – 155,64 метра). Арена была ограничена высоким подъемом высотой 4 метра. Первые несколько лет арена амфитеатра затоплялась водой для проведения на ней морских сражений – навмахий.

Для знати были предусмотрены мраморные кресла, а также ложа, что были расположены на малой оси друг напротив друга. Это было императорское ложе, что было соединено подземным переходом с дворцом на Палатине, а также ложе городских властей.

Жесткий конструктивный каркас был опорой для зрительских мест. В его основе располагались 560 травертиновых пилонов, которые несли крестовые и цилиндрические бетонные своды. В радиальном направлении они были связаны бетонными стенами, что облицованы туфом. Бетонное ядро амфитеатра содержит в себе множество кирпичных арок, что выполняют функцию разгрузочных и образуют каркас сводов.

Радиальные стены образовали около 80 ячеек, что объединены внутренними кольцевыми коридорами, а также внешними галереями. Каждая имела свой вход и систему лестниц. Благодаря этому часть зрителей разбивалась на потоки по 600 человек, которые не пересекались между собой.

Огромные размеры Колизея усложняли задачу решения криволинейного фасада. Он членится тремя аркадными ярусами, в которых расположены небольшие прямоугольные окна и бронзовые декоративные щиты. В арочных проемах двух соседних ярусов расположены статуи, которые аркам форму оконных проемов, создавая тем самым праздничное настроение. Из-за этого возникает смысловое и эмоциональное восприятие ярусов Колизея, они моментально лишают амфитеатр однообразия.

Рисунок 6. Световое оформление амфитеатра. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

В последнем ярусе проходит ряд стройных мачт велария, опираясь на кронштейны, расположенные над уровнем окон. Этот легкий узор смягчает ощущение давящей тяжести, что производит на зрителя самый высокий ярус. Он создает естественный переход от горизонталей Колизея к воздушному пространству.

У зрителя пропорции амфитеатра Колизей формируют двоякое впечатление. Нарастающие снизу-вверх ярусы в очередной раз говорят о его колоссальной высоте и говорят о его грандиозности. Однако это впечатление усмиряется, когда зритель замечает это убывание по высоте.

Выступы пилястр и колонн, а также их пьедесталы и антаблементы изменили фактура массивной поверхности Колизея. Они придали амфитеатру рельефность, игру света и тени, что создавала впечатление ожившей статичной массы стены. Стройные членения зрительно делали фасад легче, а также зрительно приводили его масштаб в сочетание с фигурой человека.

Ордерные рамки, которые окружали каждую арку, позволили зрителю сразу отсчитать размеры Колизея и проникнуться гигантским масштабом этого величественного сооружения.

В то же время гармоничное и плавное удаление фасадных аркад в глубину, непрерывный мерный ритм аркадных ярусов, протяженность поясов стены, а также четкие линии их карнизов сильнее подчеркивали округлую форму амфитеатра.

Еще больше округлость Колизея подчеркивается широким кольцом, который объединяет все элементы и увенчан вынесенным карнизом. Архитектурная выразительность овального амфитеатра реализована благодаря преобладанию горизонтальных членений над вертикальными, которые придают сооружению утонченную стройность.

Замечание 3

Осознание этой круговой выразительности замкнутой аркады привело к тому, что в строительстве последующих амфитеатров уже не встречаются попытки усиления вертикального членения фасадов, как это было, например, в Вероне, Луцерии и Поле.

Этот крупнейший амфитеатр Римской империи с особой ясностью проявил своеобразный характер восприятия римлянами их любимого зрелища. Каждый, кто посещал Колизей, видел всех римлян, что пришли в амфитеатр. Зрелище было обрамлено непревзойденной архитектурной рамкой, которая вызывала у зрителя именно те эмоции и чувства, что были необходимы императорскому правительству: создание праздничности, доступность зрелища для огромных масс римлян, а также слияние их в одну массу для противостояния умирающим на арене гладиаторам. Наконец, спокойная масса Колизея служила символом незыблемости того строя, который дарил праздник римской толпе.

Колизей является одним из главных символов Рима. Грандиозное сооружение античного мира поражает современников своим масштабом, исторической значимостью и хорошо сохранившейся формой. Даже сегодня, находясь в самом Колизее, легко представить себе события прошлого, некогда разворачивающиеся на арене этого колоссального амфитеатра.

Название сооружения «colosseus» переводится с латинского как «огромный». Конечно, в 1 веке нашей эры это было действительно громадное творение архитектуры, ведь высота других зданий в основном не превышала 10 метров. Не удивительно, что с 7 июля 2007 года Колизей принадлежит к одному из семи «Новых чудес света».

История возникновения Колизея

Строительство Колизея или амфитеатра Флавиев (Amphitheatrum Flavium) было начато в 72 году нашей эры и заняло в общей сложности около 8 лет. Примечательно, что в его возведении приняли участие два императора династии Флавиев, в честь чего стадион и получил свое первоначальное название.

Император Веспасиан (Titus Flavius Vespasianus), при котором был заложен первый камень стадиона, правил Римской империей с 69 года нашей эры. Он финансировал восстановление многих сооружений, в том числе, Капитолия. А в 72 году император решил осуществить более грандиозный проект и построить самый большой в мире амфитеатр.

Место для будущего строения было выбрано не случайно. Колизей должен был затмить «Золотой Дом» (Domus Aurea) императора Нерона (Nero Clavdius Caesar), ранее находившейся у прохода к Форумам, и тем самым символизировать власть нового правителя. Как считают историки, строительными работами занимались не менее 100 000 рабов и военнопленных, которые были захвачены после войны с иудеями.

Когда в 80-м году нашей эры император Веспасиан умер, строительство Колизея пришлось на эпоху властвования его сына — императора Тита (Titus Flavius Vespasianus). Завершение работ было отмечено праздничной церемонией и освещено именем рода — Амфитеатр Флавиев.

Происхождение названия

Считается, что второе название Колизей получил от огромной статуи жестокого императора Нерона, располагающейся перед ним, и носящей название «Колосс». Однако, это мнение не соответствует действительности. Colosseus был назван так именно из-за своих громадных размеров.

Расположение

Великолепное сооружение античной эпохи, свидетельствующее о могуществе Древнего Рима, располагается между тремя холмами: Палатином (Palatino), Кайлием (Celio) и Эсквилином (Esquilino). Он находится в восточной части Римского форума (Roman Forum).

Игры

Как известно, после того, как строительство амфитеатра подошло к концу, были организованы масштабные игры с участием гладиаторов и диких зверей, длящиеся в течение 100 дней. И далее, на протяжении многих лет, это великое сооружение служило главным развлекательным местом для горожан, где проводилось бесчисленное количество гладиаторских боев, морских сражений, казней, сражений животных, реконструкция исторический войн, а также представлений по мотивам древних мифов.

В первые столетия представления на стадионе были важнейшей частью жизни римлян. А его название – амфитеатр Флавиев — вплоть до 8 века напоминало горожанам о знаменитом императоре-основателе.

Колизей даже был выбран горожанами местом для празднования 1000-летия Рима, которое проходило в 248 году.

Девизом этого масштабного стадиона была известная фраза «Panem et circenses» («хлеба и зрелищ»). Всё, что нужно было людям, помимо еды, происходило здесь: кровавые бои и смертельные сражения.

Однако, не всех устраивала такая жестокость на арене. Впервые против кровавых представлений выступил монах Телемах в 404 г. нашей эры, когда во время соревнования он вскочил с трибуны и потребовал отмены боя. В ответ на это, зрители забили его камнями. Прошло еще немного времени, и уже в 523 году, когда Древний Рим окончательно обратился к христианству, император Гонорий Август (Flavius Honorius Augustus) запретил гладиаторские бои. Однако, сражения животных продолжались. После этого Колизей уже не пользовался такой популярностью, как раньше.

Разрушение и восстановление

Поскольку Колизей в те времена был очень популярным среди местных жителей, император Тит и его брат Домициан (Titus Flavius Domitianus), а также пришедшие им на смену императоры время от времени улучшали стадион.

Великое античное сооружение дважды в истории подвергалось большим разрушениям.

В первый раз значительный урон Колизею нанес пожар, который произошел в конце I века в эпоху властвования императора Макрина. При этом восстановлен стадион был уже во время правления императора Александра Севера (Marcus Aurelius Severus Alexandrus) в начале II столетия.

Второе существенное разрушение было причинено амфитеатру в 5 веке при нашествии варваров, после которого самое масштабное сооружение античной эпохи длительное время не использовалось и находилось в забвении.

Средневековье

В конце 6 века Колизей использовался в качестве памятного места ранних христиан, которые были обречены на тяжелую смерть. Таким образом, во внутреннем пространстве стадиона устроили святилище, а арену сделали кладбищем. В арках и нишах сооружения находились мастерские и торговые лавки.

Начиная с 12 века, Колизей переходил из рук в руки многих известных римских семей в качестве бастиона до тех пор, пока амфитеатр снова не вернули под государственную власть Рима. Так, в 1200 Колизей был передан знатной семье Франджипани (Frangipane). А в 14 веке стадион сильно пострадал от мощного землетрясения. В результате этого внешняя сторона с юга практически полностью обвалилась.

Постепенно такое древнее сооружение начинало всё больше разрушаться, а некоторые папы и известные римляне не гнушались использовать его элементы для украшения собственных дворцов в 15 веке. Так, в XV и XVI веках папа Павел II брал из Колизея материал для строительства своего венецианского дворца, Павел III - для возведения паллацо-Фарнезе, а кардинал Риарио – для дворца канцелярии. Многие зодчие стремились выломать бронзовые перегородки из сооружения.

В 16 веке римский папа Сикст V хотел открыть на стадионе завод по переработке шерсти. С начала 17 века в Колизее устраивались бои быков – развлечение, которое пришло на смену гладиаторским боям.

Колизею снова начали уделять внимание, но уже со стороны церкви, во времена папы Бенедикта XIV в середине 18 века, который своим указом велел превратить Колизей в католическую церковь. Трудно представить Колизей в виде церкви, учитывая всю жестокость и кровопролитие, происходившие на его арене, не правда ли? Но именно в честь тысячи жертв Колизея он и принял это решение.

После папы Бенедикта XIV традиции возрождения древнего памятники архитектуры продолжали другие римские папы.

Реставрация

В течение 19 века проводились строительные работы по раскопкам арены стадиона и реставрации фасада. Свой актуальный вид Колизей получил во время правления Муссолини (Benito Mussolini).

И только в 20 веке Колизей был полностью отреставрирован. Работы длились в течение 9 лет – ровно столько же, сколько потребовалось для его строительства. Возрожденный амфитеатр вновь был открыт как историческая достопримечательность 19 июля 2000 года.

В 2007 году организацией New Open World Corporation был проведен конкурс, в котором люди по всему миру участвовали в голосовании для выбора Новых семи чудес света. И первое место среди памятников истории занял Колизей.

Современное время

Пожалуй, самая длинная очередь из туристов выстраивается у входа в Колизей. Очередь простирается до самой арки Константина. При этом желание туристов со всего света увидеть этот древний монумент не зависит от сезона.

Помимо главного туристического места, отреставрированный и вновь открывшийся в 2000 году древний Колизей на сегодняшний день также выступает в качестве арены для проведения различных зрелищных массовых мероприятий и красочных шоу.

В настоящее время в Колизее проводятся увлекательные экскурсии, которые позволяют окунуться в античное время. Это грандиозное сооружение особенно красиво ночью, благодаря специальной подсветке.

Выступления на сцене Колизея

Конечно, внутреннее пространство стадиона в настоящее время частично разрушено, но до сих пор используются примерно 1500 мест для зрителей. На сцене Колизея выступали такие мировые исполнители, как Билли Джоел (Billy Joel), Элтон Джон (Sir Elton John), Пол Маккартни (Sir Paul McCartney), Рей Чарльз (Ray Charles) в 2002 г.

Колизей в кино и искусстве

Стадион часто используется в литературе, кино, музыке и компьютерных играх. Фильмы: Римские каникулы» (Roman Holiday) и «Гладиатор» (Gladiator). Компьютерные игры: Age of Empires, Assassins’s Creed, Civilization.

Архитектура Колизея

Вместительность Колизея была рассчитана на 50 тысяч зрителей. Имея форму эллипса, диаметр его овала составляет 188 м и 156 м, а высота насчитывает 50 м. Это сооружение было действительно самым масштабным в истории античного мира.

По данным ученых, актуальный Колизей – это только третья часть от прежнего амфитеатра. И 50 000 зрителей могли разместиться в начале нашей эры в этом амфитеатре совершенно свободно, при этом еще 18 000 посетителей располагались стоя.

Строительный материал

Облицовка фасада была осуществлена травертином, как и многие строения Древнего Рима. Из этого природного известняка выполнены основные концентрические и радиальные стены строения.

Добыча травертина велась рядом с Тиволи, который находится в 35 км от Рима. Первичной обработкой и доставкой камня занимались пленные, а окончательную обработку осуществляли уже римские мастера. Конечно, качество обработки этого строительного материала подручными материалами в 1 веке нашей эры удивляет до сих пор.

Соединение блоков производилось с помощью специальных железных скоб. Общее количество металла, потраченное на эти скобы – около 300 тонн. К сожалению, в Средневековье многие железные конструкции вытащили местные мастера, поэтому сегодня на их месте можно увидеть большие дыры. Конструкция Колизея из-за этого сильно пострадала, но тем не менее, величайшее сооружение всех времен до настоящего времени сохраняет свою форму.

Помимо травертина, также использовались кирпич, бетон и вулканический туф для строительства амфитеатра. Так, кирпич и бетон применялись для внутренних перекрытий и перегородок, а туф – для возведения верхних ярусов.

Конструкция

Конструктивно Колизей состоит из 240 больших арок, расположенных в три яруса по окружности эллипса. Стены сооружения выполнены из бетона и кирпича из терракоты. Общее количество терракотового камня, которое потребовалось для амфитеатра, – около 1 млн штук.

Каркас Колизея состоит из 80 пересекающихся стен, которые отходят во все стороны от арены, а также 7 концентрических стен, выстроенных по окружности арены. Непосредственно над этими стенами располагались зрительские ряды. Концентрические стены с внешней стороны состоят из четырех ярусов, причем в первых трех ярусах выполнены арки высотой 7 метров каждая.

Входы в Колизей

Еще одно новшество, используемое при строительство амфитеатра, — равномерное расположение большого количества входов по периметру сооружения. Этот прием применяют и в современное время при возведении спортивных комплексов. Именно за счет этого зрители могли пройти и покинуть Колизей всего за 10 минут.

Помимо 76 входов для обычных граждан, существовало еще 4 входа для знатных особ. Из этих 76 ходов также 14 предназначалось для всадников. Входы для граждан были отмечены порядковым номером. Центральный выход с севера предназначался специально для императора и сопровождающей его свиты.

Для посещения амфитеатра в Древнем Риме нужно было купить билет (табел) с номером ряда и места. К своим местам зрители проходили по вомиториям (vomitorium), которые находились под трибунами. По ним также можно было быстро выйти из Колизея в случае эвакуации. Система лестниц и коридоров была хорошо продумана, так что это исключало давку и возможность встречи представителя одного сословия с другим.

Колизей внутри

Внутри древнего сооружения находились сводчатые галереи, где зрители могли отдохнуть. Тут же торговали ремесленники. Кажется, что все арки одинаковые, но в действительности они расположены под разным углом и тени на них падают также по-разному.

Арки

Войти в амфитеатр можно было через арки, находящиеся на первом ярусе, а затем уже подняться на следующие ярусы по лестницам. Зрители рассаживались вокруг арены по периметру эллипса.

Ярусы

Первый ярус Колизея насчитывает 76 пролета, предназначенных для входа на стадион. До наших дней хорошо сохранилась римская нумерация над ними.

Помимо большого количества арок, отличительную особенность Колизея составляют многочисленные опоры разного стиля. Они служили не только для защиты от разрушения строения, но и облегчали вес всей конструкции.

В самом тяжелом нижнем ярусе размещаются полуколонны дорического ордера, на бетонном втором ярусе – колонны ионического стиля, на третьем ярусе находятся коринфские колонны с богато декорированными капителями.

Некоторые источники также говорят о том, что арки на втором и третьем ярусах были дополнены статуями, выполненными из белого мрамора. Хотя подтверждения этой версии нет, возможно, такое украшение было в проекте сооружения.

Веларий (навес из парусины)

На четвертом ярусе Колизея, который был построен немного позднее, находятся прямоугольные отверстия для каменных опор, на которых крепился специальный тент. Этот тент натягивался на 240 деревянных мачтах и предназначался для защиты зрителей от солнца и дождя. Управлением навесом занимались матросы, специально обученные для этого. Общая численность матросов для натягивания тента составляла несколько тысяч человек.

Места для зрителей

Места для зрителей в амфитеатре располагались по иерархии. Ближе всего к арене сидели император и его приближенные, выше – представители городской власти. Еще выше располагались трибуны римских воителей - maenianum primum, а далее – трибуны для состоятельных граждан (maenianum secundum). Затем следовали места для обычных людей. после которых рассаживались простые римские горожане. Однако, самые низшие сословия располагались еще выше, на последних рядах.

Отдельные места отводились для мальчиков с учителями, зарубежных гостей, солдат в увольнении.

Арена

Поскольку арена имела эллиптическую форму, то это не позволяло гладиаторам или животным избежать смерти или ударов, укрывшись в углу. Доски на полу легко убирались перед морскими сражениями. В подвале под ареной располагались камеры для рабов, а также клетки для животных. Также там находились служебные помещения.

У арены существовало два входа. Первый — «Ворота Триумфа» (Porta Triumphalis), предназначался для выхода гладиаторов и зверей на арену. Те гладиаторы, которые выигрывали сражение, возвращались через эти же ворота. А тех, кто проиграл, — уносили через «Ворота Либитины» (Porta Libitinaria), получившие имя в честь богини смерти.

Гипогей

Под ареной находилось глубокое подземное помещение (hypogeum). В современное время это помещение можно хорошо рассмотреть. Оно включает в себя двухуровневую систему клетей и тоннелей. Здесь содержались гладиаторы и животные.

Сцена была оснащена сложной системой поворотов и различных приспособлений для спецэффектов, многие из которых до наших дней не сохранились. Для поднятия гладиаторов и животных на арену использовалась специальная система лифтов, состоящая из 80 вертикальных подъемников. Там была даже обнаружена гидравлическая система, позволявшая быстро опускать и поднимать арену.

Гипогей связывала сеть подземных тоннелей с любыми точками амфитеатра, также существовало много ходов за пределами Колизея. Гладиаторов и животных доставляли из расположенных неподалеку бараков. Кроме того, в подземелье существовал специальный ход для нужд императора и весталок.

Рядом с Колизеем

Вблизи стадиона находилась школа гладиаторов — Ludus Magnus («Большой полигон»), а также школа Ludus Matutinus, в которой проходили тренировку войны в сражении с животными.

Как добраться до Колизея

Добраться до внушительного Колизея, расположенного неподалеку от Форума и арки Константина, можно по линии метро B, выйдя на одноименной станции Colosseo. Также до Колизея ходит трамвай номер 3, или многочисленные автобусы, которые курсируют по центру города – например, автобусы № 60, 75, 81, 85, 87, 117, 175, 271, 571, 673, 810.

Адрес Колизея: Piazza del Colosseo.

Часы работы

Время работы Колизея уменьшается на час в зависимости от пика туристического сезона и времени года. Амфитеатр открыт с апреля по сентябрь ежедневно с 9.00 до 19.00, с марта по апрель - с 9.00 до 17.00, с января по март – с 9.00 до 16.00, с октября по январь – с 9.00 до 15.00.

Не так давно на стадион можно было пройти даже ночью, но это наносило большой урон строению, поэтому было установлено время посещения только днем. Хотя ночью Колизеем можно полюбоваться с улицы – ведь он очень красиво подсвечивается.

Стоимость билета

Стоимость посещения Колизея составляет 12 Евро для взрослого, а для детей младше 18 лет, — бесплатно (по состоянию на 2019 год). За выставочные мероприятия придется заплатить еще 2 Евро. Для пенсионеров, школьников и студентов предусмотрены льготные билеты стоимостью 7,50 Евро. Билет является единым для посещения Римского Форума, Палатина и Колизея, действителен в течение двух суток со времени первого посещения.

Внимание, вы можете посетить Колизей бесплатно первое воскресенье каждого месяца!

В Колизее вы можете взять экскурсию на одном из основных европейских языков, которая проводится каждые полчаса. Цена экскурсии равняется 4,50 Евро.

Как купить билеты в Колизей без очереди

Если вы решите купить билет у входа в Колизей, то вам придется приехать очень рано, либо провести несколько часов в очереди. Для того, чтобы не стоять несколько часов в огромной очереди, можно выбрать более разумный вариант: купить единый билет за 12 Евро в кассах Палатинского холма, находящихся на улице Сан-Грегорио (Via di San Gregorio), дом 30, либо площади Санта-Мария-Нова (Piazza Santa Maria Nova), дом 53 (от Колизея всего 200 м), а также в кассах Римского Форума.

Еще один вариант — купить билет на официальном сайте заранее с фиксированным временем посещения.

Отель с видом на Колизей

Если вы хотите остановиться в отеле, расположенном прямо у Колизея, то выбирайте отель Mercure Roma Centro 4 звезды. Он был отреставрирован в 2013 году и славится своим комфортом и уютным интерьером. Этот отель пользуется заслуженной популярностью, ведь именно у этой гостиницы есть терраса с видом на Рим и амфитеатр Флавиев. А на крыше отеля есть бассейн.

Адрес: Via Labicana, 125.

Вы можете забронировать этот или любой другой отель на сайте hotellook.ru .

Экскурсии по Риму

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Рима?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте .

Колизей в Риме (он же амфитеатр Флавиев) – это самая большая арена за всю историю человечества и одна из самых знаменитых достопримечательностей во всём мире. Трудно найти человека, который никогда не слышал о Колизее.

В этой статье я расскажу самую интересную информацию об этом символе Римской империи и дам полезные советы путешественникам, которые хотят его посетить.

Интересная информация о Колизее:

  1. История создания амфитеатра : с чего всё началось, когда и кем он был построен, как долго шло строительство и сколько людей участвовало постройке.
  2. Как появилось название Колизея и как его называли первоначально
  3. Архитектура амфитеатра : как была устроена арена, размеры Колизея и сколько человек он вмещал человек
  4. Как проводились гладиаторские бои : сколько людей и животных погибло на арене за всю её историю, как римляне относились к гладиаторам, что за бои на воде проводились на арене
  5. : 7 самых любопытных
  6. Видео об амфитеатре – очень интересная передача от National Geographic

Полезная информация для путешественников, кто хочет посетить Колизей:

  1. Где находится Колизей на карте Рима и как до него добраться
  2. Часы работы и когда лучше посещать достопримечательность
  3. Как получить максимум впечатлений от посещения Колизея
  4. Виртуальный тур по достопримечательности

История создания Колизея в Риме

История амфитеатра крайне интересна, потому что это было не обычное строительство достопримечательности для увеселения народа, у этого места есть целая предыстория.

Предыстория строительства

Всё началось с правления императора Нерона. В первую половину царствования правитель показал себя с отличной стороны по отношению к народу. Он уменьшил налоги с 4,5% до 2,5%, успешно боролся с коррупцией и часто устраивал увеселительные мероприятия.

Но всё изменилось во вторую половину правления: Нерон после смерти своего наставника озлобился, наступил период деспотии и произвола. Начались гонения христиан, сотни необоснованных казней, а апогеем стал Великий пожар Рима в 64 году н. э.


К. Пилоти «Нерон смотрит на горящий Рим»

Если вкратце, то этот пожар полностью опустошил 4 из 14 кварталов Рима и нанёс огромный ущерб ещё 7. Тогда и поползли слухи о том, что это Нерон приказал сделать поджог .

Всё дело в том, что император давно хотел построить дворец в самом центре Рима, но там уже стояли жилые дома, лавки и исторические здания. Люди были против того, чтобы всё сносить, а пожар сильно помог бы императору.

К тому же за несколько дней до пожара Нерон уехал в городок Анций в 60 километрах от Рима.

Выглядело это очень подозрительно, а через несколько лет император всё-таки заложил дворец, который хотел возвести, но не закончил строительство до конца.


Дворец получил название «Золотой дом Нерона»

А не завершил из-за восстания против него.

Восстановление Рима после пожара, строительство дворца для Нерона, чума, которая прошла по городу в те годы – эти события буквально уничтожили веру народа в императора.

В 68 году н. э. поднялось восстание и, после неудачных попыток его остановить, Нерон покончил жизнь самоубийством.

Строительство Колизея в Риме

Спустя почти 2 лет гражданской войны на трон взошёл военачальник Тит Флавий Веспасиан. Одним из первых указов Веспасиана был разрушить дворец Нерона и построить то, что успокоит разгневанный народ – никому не нужны были новые восстания.

Этим успокоителем и стал Колизей.

Амфитеатр заложили в 72 году на месте, где располагался пруд Золотого дома Нерона. Для строительства привлекли 100 тысяч рабов, захваченных после войны с Иудеей. Кстати, именно в этой войне Веспасиан разрушил Иерусалимский храм, от которой осталась знаменитая Стена Плача.

Колизей строили 8 лет, с 72 по 80 год н. э.

Откуда появилось название Колизея

Первоначальное название было амфитеатр Флавиев в честь династии императоров Флавиев, которые заложили и построили Великую арену. Так его именовали больше 6 веков.

Современное название Колизей получил только в VIII веке . Наиболее правдивая теория гласит, что люди называли арену в честь 35-метровой скульптуры императора Нерона, выполненная в виде бога Солнца – Гелиоса.

Такая же статуя Гелиоса была среди 7 чудес Света, это был Колосс Родосский.

Отсюда и пошло: Colosso (Колосс) → Colosseo (Колизей).


Сегодня статуя давно исчезла, и никто не знает где она.


Зато сейчас возле амфитеатра можно увидеть первоначальный постамент статуи Нерона

Архитектура Колизея в Риме

Амфитеатр, как и другие подобные сооружения, представляет собой эллипс, в середине которого расположилась сама арена. Главное отличие Колизея от остальных амфитеатров в его размере и технологических инновациях, которые здесь применялись.

Размеры Колизея в Риме

Амфитеатр имеет овальную форму длиной в 188 метров и шириной – 156, а высота амфитеатра в наивысшей точке 50 метров – это примерно как 16-этажный дом. Для такой огромной конструкции, как Колизей, очень важно сохранять прочность, поэтому основным элементом в построении стали арки.

По своей структуре арка не даёт обвалиться конструкции и выдерживает очень большую нагрузку, к тому же так архитекторы экономили массу материала, транспортировка которого стоила немалых денег.

Колизей был и остается самым большим амфитеатром в мире.

Сколько человек вмещал Колизей

Главная особенность амфитеатра в I веке н. э. была его вместительность. Одновременно Колизей вмещал до 50 000 человек. Немногие стадионы и в наше время могут похвастаться такой вместительностью.

Вместимость даже стала поводом восхищений паломников и гостей Древнего Рима. Своим восторгом люди делились далеко за пределами Италии, что ещё сильнее увеличило известность арены.

Как проводились гладиаторские бои в Колизее

Ужасный факт: за всё время существования Колизея на его арене было убито около 1 миллиона животных и почти 500 тысяч людей.

Как только амфитеатр открылся, император провел праздник и объявил 100 дней гладиаторских сражений. За это время погибли более 9 тысяч животных и 2 тысяч человек.

Спустя 30 лет, император Траян провел 123 дня игр, в которых погибли ещё тысячи людей и животных.

Диких зверей везли сюда со всей Римской империи: от львов, тигров и медведей до лошадей, страусов, носорогов и крокодилов.

Спрос на животных за сотни лет существования Колизей был настолько велик, что некоторые звери полностью исчезли из естественной среды обитания. В итоге это приводило к вымиранию целых видов.


Однако не стоит сильно драматизировать события, которые происходили на арене. Для римлян эти представления были скорее как спорт, а гладиаторы для них были как спортивные звёзды для нас.

Многие гладиаторы шли на арену добровольно, чтобы обрести деньги и славу.

Морские бои в Колизее

Одним из самых захватывающих зрелищ были морские бои. Они проводились прямо на арене, предварительно заполненной водой.


Чтобы наполнить арену водой был построен водный канал к реке Тибр, в таком состоянии арена заполнялась максимум за день. Затем на воду спускали корабли и начинались кровавые битвы.

Пушек тогда не существовало, поэтому в этих боях использовали тараны, луки и абордажи.

Короткое видео о том, как происходили морские сражения:

После распространения христианства схватки между гладиаторами запретили в 404 году. Но бои гладиаторов против животных проводились до конца VI века.

Когда бои прекратились, амфитеатр утратил первоначальное предназначение и впредь использовался как угодно: конюшни, склады, место для бездомных – всё это было на месте бывшей арены.

Почему Колизей разрушен

Главная причина разрушения Колизея в Риме – это неоднократные землетрясения и пожары.

Римляне хранили и берегли свой главный символ города, но после запрета гладиаторских боев в 404 году н. э. горожане начали терять интерес к арене.

Из-за крупных землетрясений в 442 и 486 годах в амфитеатре появились трещины, а в 1349 году после крупнейшего толчка обрушилась южная часть стены .

Так как арена давно уже не выполняла своих первоначальных функций, никому не интересно было восстанавливать амфитеатр.

Чтобы посмотреть какой Колизей был и какой стал, нажмите на желтый круг по центру и тяните влево или вправо

Существует ещё теория, что одной из причин разрушения стали варвары, которых забирали из родных земель драться на арене. В качестве возмездия они делали дыры в стене амфитеатра, чтобы разрушить главный символ великого Рима.

Звучит красиво, но вряд ли это было правдой.

А вот как выглядела арена тогда и как сейчас

Об амфитеатре можно говорить очень долго, но я выбрал 7 самых любопытных фактов, которые будут действительно интересны.

1. Посещение римского Колизея было совершенно бесплатно

В Колизей могли прийти 50 000 человек и никто не платил за это ни монеты. Однако были своеобразные билеты.

Зрители получали пронумерованные глиняные таблички в качестве билетов. На них указывался соответствующий раздел и ряд, куда они садились, в зависимости от их социального статуса. Ни за какие деньги раб не мог сесть среди знати.

Чтобы пройти внутрь архитекторы предусмотрели 76 входов для зрителей, все они были пронумерованы. Эти цифры можно увидеть и сегодня.


Ещё 4 входа были рассчитаны для императора и других важных особ. Эта система из 80 входов помогала амфитеатру пропускать горожан очень быстро, так что не было никаких давок и скоплений людей.

2. Не все события и игры заканчивались смертью

В Колизее составляли ежедневный график мероприятий, например:

  • Утром устраивали шоу с животными;
  • К вечеру проводили гладиаторские бои, но не всегда бились насмерть. Просто боролись или если дрались с оружием, то не добивали других гладиаторов;
  • Также здесь проводили военные парады, когда одерживали крупную победу над внешними врагами;
  • Устраивали музыкальные фестивали, показывали фокусы, собирались на песнопения, шутили, раздавали еду бездомным;
  • Организовывали спортивные соревнования.

Это напоминает современные стадионы, которые легко трансформируются и для футбола, и для концерта, и для катка, и для любых других мероприятий.

3. Колизей накрывался огромным тентом

Римляне не хотели останавливать представление из-за палящего солнца или непогоды, поэтому решили натягивать амфитеатр тентом. Но только представьте величину тента при размерах арены!

Тяните ползунок влево-вправо

Для натягивания таких огромных полотен использовались целые корабли на близлежащей реке Тибр. Канатами тент крепился к мачте корабля, и при движении судна полотно натягивалось.

Для поддержания навеса в натянутом состоянии применяли тросы, крепившиеся к каменным столбам вокруг Колизея.

4. Колизей построен без использования цемента

Да-да, при постройке не применяли никаких строительных растворов, которые бы скрепляли блоки камней. Вместо этого использовались металлические скобы и стержни.

Кстати, именно поэтому в разрушенной части так много дыр и отверстий – это следы стержней.


5. В Колизее впервые в мире сконструировали систему лифтов

Римляне поднимали на арену животных и гладиаторов, располагавшихся в подземном этаже.


В сочетании с системой лифтов создавали помещения-ловушки, которые делали выступления ещё зрелищнее: люди и дикие звери возникали на сцене словно из ниоткуда.


Эту ловушку восстановили по старым чертежам

6. Разрушенная стена Колизея использовалась для строительства других сооружений Рима

После землетрясения, обрушившуюся часть Колизея могли восстановить обратно. Но вместо этого жители города начали брать камень для своих нужд. Некоторые забирали по кирпичику, другие уносили столько, что строили целые дома. Больше всех брали правители и люди близкие к власти. Интересный факт, из камня бывшей арены к XV веку построили:

  • 23 больших аристократических дома;
  • 6 церквей;
  • Большинство строящихся на тот момент мостов.

Видео о Колизее

Видео от National Geographic, рассказывающая историю амфитеатра. Очень захватывающе и интересно, рекомендую к просмотру.

Где находится Колизей

Колизей находится в центре Рима, Италия. Точный адрес: Piazza del Colosseo, 1, Rome, Italy.

Колизей на карте Рима

Как добраться до Колизея в Риме

Добраться можно несколькими способами:

  • Метро . Линия B, станция Colosseo, увидите достопримечательность сразу при выходе из метро;
  • Автобус. Остановка Colosseo у номеров 60, 75, 85, 87, 175, 186, 271, 571, 810, 850;
  • Трамвай. Линия 3.

Билеты

Стоимость билетов в Колизей:

  • 12,00 €: обычная цена для взрослого;
  • 7.50 €: льготный, для членов Европейского союза от 18 до 25 лет;
  • Бесплатно для всех детей до 18 лет.

Билет действует 2 дня. По нему можно пройти ещё в Палатин и Римский Форум .

Каждое первое воскресенье месяца вход в Колизей бесплатный. Однако учтите, что в это время очереди куда больше обычного.

Время и часы работы Колизея в Риме

Время работы зависит от времени года: чем раньше садится солнце, тем раньше закрывается амфитеатр. Поэтому Колизей открыт каждый день в следующие часы:

  • С 08.30 до 16.30: с последнего воскресенья октября до 15 февраля;
  • С 08.30 до 17.00: с 16 февраля по 15 марта;
  • С 08.30 до 17.30: с 16 до последней субботы марта;
  • С 08.30 до 19.15: с последнего воскресенья марта по 31 августа;
  • С 08.30 до 19.00: с 1 по 30 сентября;
  • С 08.30 до 18.30: с 1 октября по последнюю субботу октября.

Пройти внутрь можно не позже, чем за час до закрытия.

Советую посещать амфитеатр рано утром, приходите к 8.10-8.15. Лучше прийти немного раньше, чтобы не встретить толпы туристов и не тратить часы вашего отдыха в Риме на очередь.

Как получить максимум впечатлений от посещения

Главная проблема при посещении Колизея, что вы рискуете не понять красоты амфитеатра и он останется для вас просто «грудой камня».


Поэтому есть 3 варианта, которые помогут с решением этой проблемы: индивидуальные экскурсии, групповые экскурсии и аудиогиды .

Конечно, есть вариант просто прогуляться по достопримечательности, но, честно – от этого никаких эмоций. Я, например, получаю впечатления в исторических местах только от осознания КАКОЕ это место, ЧТО здесь происходило. Это осознание как раз дают 3 варианта выше.

Так вот, если вы решили взять гида, то хочу порекомендовать:

  1. Индивидуальные экскурсии. Могу порекомендовать . Всегда отличные экскурсии
  2. Групповые экскурсии. К сожалению, не могу никого порекомендовать из-за того, что не люблю сам тип экскурсий.
  3. Аудиогид. Продаётся при входе в Колизей за 5-6 евро, есть бесплатный аудиогид , но он довольно небольшой, поэтому может показаться маловато.

Если не знаете, какой вариант гида для вас будет лучше, то переходите сюда .

Виртуальный тур по Колизею

Вращайте изображение для просмотра панорамы вокруг.