Основные сведения по истории россии. Проведение реформы государственной деревни, строительство превой железной дороги в Росси относиться к чьему правлению

1)
Новгород
2)
Киев
3)
Козельск
4)
Рязань
Что из названного было результатом внешней политики Ивана IV?
1)
присоединение Среднего и Нижнего Поволжья к России
2)
получение Россией выхода к Балтийскому морю
3)
объединение Украины с Россией
4)
вхождение в состав России Восточной Сибири
Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите век, к которому
относятся описанные в летописи события.
«И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие
называются шведы, а иные – норманны и англы, а ещё иные – готландцы, –
вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша
велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами".
И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь,
и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на
Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске».
1)
VIII в.
2)
IX в.
3)
X в.
4)
XI в.
Решающие сражения Северной войны произошли
1)
во второй половине XVI в.
2)
во второй четверти XVII в.
3)
в первой четверти XVIII в.
4)
в первой половине XIX в.
С каким из перечисленных событий связаны понятия «хутор» и «отруб»?
1)
изданием указа «о вольных хлебопашцах»
2)
введением военных поселений
3)
реформой государственной деревни П.Д. Киселёва
4)
аграрной реформой П.А. Столыпина

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!

Какое из перечисленных событий связаны с царствованием Николая 2? А)окончание строительства Сибирской железной дороги Б)декрет. об отделении церкви от государства В)Кровавое воскресенье Г) создание Дворянского Поземельного банка Д) восстание на броненосце Потемкин Тавричевский Е)восстание под руководством А.С.Антонова в Тамбовской губернии. УКАЖИТЕ ВЕРНЫЙ ОТВЕТ 1)АБД. 2)АВД. 3)БВЕ. 4)ВГЕ

В 1868-72 гг. в стране проходило бурное железнодорожное строительство.Транспортная сеть выросла с 2 тыс. до 22 тыс. км дорог. С какой целью в

1871 году была построена Риго-Орловская железная дорога?

В7. Установите соответствие между фамилиями деятелей русской культуры и сферами их деятельности. 1) Г. Державин А) театр 2) Р. Роко

Б) живопись

3) В. Баженов

В) техника

4) И. Ползунов

Г) литература

Д) архитектура

В9. Установите соответствие между фамилиями деятелей русской истории и их деятельностью:

1) С. Уваров

А) участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

3) Е. Канкрин

В) инициатор введения всеобщей воинской повинности

4) М. Скобелев

Г) начальник III отделения Императорской канцелярии

Д) инициатор денежной реформы в правление Николая I

В11. Определите какие из перечисленных ниже событий связанны с правлением Александра I:

1) открытие первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом

2) замена коллегий министерствами

3) Заграничный поход русской армии в Европу

4) составление Полного свода законов Российской империи

5) указ о «вольных хлебопашцах»

6) денежная реформа графа Е.Ф. Канкрина

Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ

Демонстрационный вариант

контрольных измерительных материалов единого

государственного экзамена 2012 года

по истории

подготовлен Федеральным государственным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ

Пояснения к демонстрационному варианту контрольных

измерительных материалов единого государственного экзамена

2012 года по ИСТОРИИ

При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2012 г. следует иметь в виду, что задания, в него включённые, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2012 г. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2012 г., приведен в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2012 г. по истории.

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к ЕГЭ.

Демонстрационный вариант

контрольных измерительных материалов

для проведения в 2012 году единого государственного экзамена

по ИСТОРИИ

На выполнение экзаменационной работы по истории даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 39 заданий.

Часть 1 включает 21 задание с выбором ответа. К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 12 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде слова (словосочетания) или последовательности цифр.

Часть 3 включает 6 заданий с развёрнутым ответом.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого Вами задания (А1–А21) поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.


Прочтите отрывок из исторического источника и укажите событие, о котором идёт речь.

«И начал тогда князь великий наступать. Гремят мечи булатные о шлемы хиновские. Поганые прикрыли головы свои руками своими. И вот поганые бросились вспять. Ветер рвёт в стягах великого князя Дмитрия Ивановича, поганые спасаются бегством, а русские сыновья широкие поля кликом огородили и золочёными доспехами осветили. Уже встал тур на бой!

Тогда князь великий Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь беспощадно, тоску на них наводя...»


Прочтите отрывок из донесения и укажите событие, о котором идёт речь:

«Генерал от инфантерии Дохтуров взял… в командование левый фланг после князя Багратиона, получившего к крайнему сожалению всей армии тяжкую рану и вынужденного через то оставить место сражения. Сей нещастный случай весьма расстроил удачное действие левого нашего крыла, доселе имевшего поверхность над неприятелем, и конечно бы имел самые пагубные последствия, если бы до прибытия генерала от инфантерии Дохтурова не вступил в командование генерал-лейтенант Коновницын».


Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1–В12) является слово (словосочетание) или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XIX в.

Вольные хлебопашцы, министерства, декабристы, бироновщина, земства , винная монополия.

Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.

Ответ: ___________________________.


Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Часть 3

Для записи ответов на задания этой части (С1–С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы C1–C3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует: вырабо­тан­ный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису…

Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность . Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.


ОДНОГО и выполните задания.

Укажите время жизни исторического деятеля (точное указание лет жизни не требуется). Дайте краткую характеристику основных направлений и результатов его деятельности (событий, достижений и т. п.).

Система оценивания экзаменационной работы

Часть 1

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.

Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

Часть 2

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны требуемые одно-два слова или последовательность цифр.

Полный правильный ответ на задания В1, В6, В9, В10, В11 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

Полный правильный ответ на задания В2, В3, В4, В5, В7, В8 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка – 1 балл; если допущено две и более ошибок или ответ отсутствует – 0 баллов.

Полный правильный ответ на задание В12 оценивается 3 баллами; если допущена одна ошибка – 2 балла, допущено две-три ошибки – 1 балл, допущено четыре и более ошибок или ответ отсутствует – 0 баллов.


Часть 3

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции

«XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует: вырабо­тан­ный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису…

Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.

Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».

Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые четыре направления.

Каковы итоги реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к таким итогам.

Баллы

элементы :

1) итоги , например:

– неудача в преодолении кризиса;

– распад СССР;

2) причины , например:

– ограниченность возможностей реформирования командной моде­ли экономики;

– отсутствие общественного согласия;

– сепаратизм союзных республик.

Итоги могут быть сформулированы иначе. Могут быть указаны другие причины

Сформулированы итоги, указаны две причины

Сформулированы итоги, указана одна причина

Только сформулированы итоги.

ИЛИ Только указаны 1–2 причины.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).

Баллы

Могут быть приведены следующие объяснения :

1) расположение города на берегу реки облегчало его торговые связи, поскольку в Древней Руси водные пути зачастую были более удобными, чем сухопутные;

2) расположение города на берегу (особенно высоком) реки делало его менее уязвимым для врагов в случае штурма;

3) город, расположенный на берегу реки, имел больше шансов успешно справиться с пожарами, поскольку большинство построек в Древней Руси были деревянными.

Могут быть приведены другие объяснения

Приведены три объяснения

Приведены два объяснения

Приведено одно объяснение

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

Ниже указаны две точки зрения на развитие России в XVII в. до начала реформ Петра I.

1) Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений Западной Европы.

2) Россия в XVII в. вступила в период модернизации и усваивала экономические, военные и культурные новшества из Западной Европы.

Какая из точек зрения представляется Вам более обоснованной? Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающих избранную вами точку зрения.

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) позиция выпускника : выбор первой или второй точки зрения;

(Позиция выпускника может быть сформулирована иначе.)

2) аргументы , например:

при выборе первой точки зрения может быть указано, что:

– Московское царство в XVII в. находилось в изоляция от мирового (европейского) рынка: в конце XVI в. в Архангельск приходило 20 кораблей в год, в конце XVII в. – 80; в Амстердам – сотни в день. Крупные мануфактуры основывались иностранцами;

– московская дипломатия не участвовала в европейских делах (постоянные контакты были лишь с Польшей и со Швецией);

– был слаб военный потенциал до середины 1710-х гг., оружие закупали за границей;

при выборе второй точки зрения может быть указано, что:

– происходило развитие государственных структур; появились бюрократия и единое для всей страны законодательство;

– началась «военная революция»: появились солдатские, драгунские и рейтарские полки; в Немецкой слободе служили офицеры-иностранцы;

– происходило «обмирщение культуры»: кризис средневекового сознания; появлялись новые (светские) сюжеты, темы и образы в литературе и искусстве.

Могут быть приведены другие аргументы

Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, приведены три аргумента, её подтверждающих

Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, приведены два аргумента, её подтверждающих

Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, приведён один подтверждающий её аргумент.

ИЛИ Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, аргументы не сформулированы, но без ошибок приведены не менее двух исторических фактов, иллюстрирующих события (явления, процессы), различные оценки которых даны в условии задания

Выражена только позиция выпускника.

ИЛИ Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, аргументы не сформулированы, но без ошибок приведён один исторический факт, иллюстрирующий события (явления, процессы), различные оценки которых даны в условии задания.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл


Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

1) Дмитрий Донской; 2) ; 3) ёв.

Укажите время жизни исторического деятеля (точное указание лет жизни не требуется). Дайте краткую характеристику основных направлений и результатов его деятельности.

В случае, когда в ответе правильно указано время жизни исторического деятеля или указание времени жизни отсутствует (критерий К1), а факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности (критерий К2), существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании выпускником эпохи, в которую жил исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по всем критериям выставляется 0 баллов).

Критерии оценивания

Баллы

Время жизни исторического деятеля

Правильно указано время жизни исторического деятеля (век и часть или десятилетия века; точного указания лет жизни не требуется).

ИЛИ Время жизни исторического деятеля в явном виде не указано, но приведённые выпускником даты событий, связанных с ним, свидетельствуют о знании времени жизни данного деятеля.

ИЛИ Правильно указан век, допущена неточность при указании одного из десятилетий века (или одной из дат лет жизни), когда жил исторический деятель.

В качестве правильного ответа может быть также засчитано верное указание лет (или периода) правления, активной государственной (военной и т. п.) деятельности

Указан только век, когда жил исторический деятель.

ИЛИ Допущены неточности при указании обеих хронологических рамок жизни исторического деятеля (в случае, если выпускник указал век и десятилетия века).

ИЛИ Время жизни исторического деятеля указано неправильно или не указано

Характеристика основных направлений деятельности и её результатов

Правильно указаны и охарактеризованы основные направления и результаты деятельности исторической личности

Правильно указаны основные направления и результаты деятельности исторической личности, при их характеристике допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.

ИЛИ Правильно указаны несколько направлений деятельности, без фактических ошибок дана характеристика только одного из них и результатов деятельности

Правильно указано и охарактеризовано только одно из нескольких направлений деятельности исторической личности, без фактических ошибок дана характеристика результатов деятельности.

ИЛИ Правильно указаны и охарактеризованы только основные направления деятельности личности.

ИЛИ Правильно указаны без характеристики основные направления деятельности личности, без фактических ошибок дана характеристика результатов деятельности.

ИЛИ Направления деятельности личности в явном виде не указаны, без фактических ошибок дана характеристика нескольких направлений и результатов деятельности

Правильно указаны только одно или несколько основных направлений деятельности исторической личности, при его/их характеристике допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.

ИЛИ Правильно указаны без характеристики одно или несколько направлений деятельности личности, при характеристике результатов допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.

ИЛИ Направления деятельности личности в явном виде не указаны, без фактических ошибок дана характеристика одного направления и результатов деятельности.

ИЛИ Направления деятельности личности в явном виде не указаны, дана характеристика нескольких направлений и результатов деятельности, при характеристике направлений (результатов) деятельности допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.

ИЛИ Правильно указаны одно или несколько направлений деятельности исторической личности. Без фактических ошибок приведены только частные исторические факты, относящиеся к жизни личности, но не характеризующие её деятельности. Правильно дана характеристика результатов деятельности.

ИЛИ Правильно дана только характеристика результатов деятельности

Правильно указаны(-о) только направления(-е) деятельности исторической личности, характеристика не дана.

ИЛИ Основные направления и результаты деятельности исторической личности не указаны, приведены только факты, относящиеся к жизни и/или деятельности личности.

ИЛИ Все основные исторические факты приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл ответа

Максимальный балл

Решите тест пожалуйста(Кто что сможет)
A1. Годы 1497, 1581, 1597, 1649-й отражают основные этапы
1) борьбы России за выход к морю
2) образования Российского централизованного государства
3) борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость
4) закрепощения крестьян
A2 Современниками были
1) Дмитрий Донской и Андрей Курбский
2) Иван IV и Ермак Тимофеевич
3) Василий III и Иван Калита
4) Иван III и Сергий Радонежский
А3 Кто из названных лиц были выдающимися деятелями XVI в.?
1) А. Ф. Адашев, митрополит Макарий
2) A. Л. Ордин-Нащокин, патриарх Никон
3) Г. А. Потёмкин, Феофан Прокопович
4) И. И. Шувалов, Иосиф Волоцкий
A4К XVII в. относится
1) учреждение Сената
2) введение «Табели о рангах»
3) отмена местничества
4) создание Земских соборов
A5 Что из названного относилось к причинам возникновения Смуты в Российском государстве в начале XVII в.?
1) пресечение династии Рюриковичей
2) распад государства на удельные княжества
3) начало созыва Земских соборов
4) приход к власти боярского правительства - «семибоярщины»
A6Что из указанного относится к предпосылкам возвышения Москвы в XIV-XV вв.?
1) независимость от Золотой Орды
2) отсутствие сильных соперников в борьбе за первенство
3) поддержка Москвы Ливонским орденом
4) дальновидная политика московских князей
A7Что из названного относится к последствиям Куликовской битвы?
1) снятие ордынского ига
2) прекращение уплаты дани Орде
3) закрепление за Москвой роли центра объединения
4) отказ Орды от набегов на русские земли
A8 Кто из князей повелел возвести стены Московского Кремля из красного кирпича и пригласил в Москву итальянских мастеров Аристотеля Фиораванти, Алевиза Нового и др.?
1) Иван Калита
2) Иван Грозный
3) Дмитрий Донской
4) Иван III
A9 Прочтите отрывок из сочинения историка Н. М. Карамзина и укажите исторического деятеля, к которому относится эта характеристика.
«Иоанн, рождённый и воспитанный данником степной Орды, сделался одним из знаменитейших государей в Европе; ... без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом... силою и хитростью восстанавливая свободу и целость России, губя царство Батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские...»
1) Иван III
2) Иван IV
3) Иван Калита
4) Иван Красный
A10 Кто из названных лиц руководил подготовкой Свода законов Российской империи 1832 г.?
1) М. М. Сперанский
2) П. Д. Киселёв
3) Е. Ф. Канкрин
4) А. А. Аракчеев
A11 Проведение реформы государственной деревни, строительство первой в России железной дороги относятся к царствованию:
1) Николая I
2) Александра I
3) Николая II
4) Александра II
A12 Почему в XVIII в. в России усилилась крепостная зависимость крестьян?
1) происходило массовое бегство крестьян за границу
2) возросло потребление дворянством продуктов сельскохозяйственного производства
3) формировалась система дворянских привилегий
4) возросла зависимость дворянства от монархической власти
A13 Прочтите отрывок из указа и укажите, кто из государей был его автором.
«... ныне от Рождества Христова доходит 1699 г., а будущего генваря с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век: и для того доброго и полезного дела, указал великий государь, впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».
1) Михаил Фёдорович
2) Алексей Михайлович
3) Пётр I
4) Павел I
A14 Кто из названных общественных деятелей был членом организации «Народная воля» ?
1) А.И. Желябов
2) В.Г. Белинский
3) К.С. Аксаков
4) Н.Г. Чернышевский
A15 Что из названного относится к результатам внутренней политики Александра III?
1) учреждение независимых, гласных судов
2) рывок в развитии тяжёлой промышленности
3) введение временнообязанного состояния
4) начало деятельности земств