От чего зависит поведение людей и как им можно управлять? От чего зависит поведение человека.

Члены трудового коллектива выглядят на одно лицо пока их плохо знаешь. В действительности, люди - крайне индивидуальны. У них резко различаются отношения к другим людям, работе и жизни, отношение к своим обязанностям, степень ответственности, правдивость, реакция на замечания, на трудности в работе, темперамент. Характер, поведение многих подчиненных могут и не устраивать мастера. Однако, обычно в отделе кадров нет очереди отличных работников, стремящихся трудиться именно на данном участке. Значит надо сделать хорошими работниками тех, кто работает сегодня. Для этого мастеру необходимо разобраться в их характере, особенности поведения в полной мере использовать положительные черты характера и помочь изменить те черты, которые мешают человеку стать отличным работником. Но для этого мастеру важно понимать - от чего же зависит поведение людей. Кстати, специалисты - психологи утверждают, что нет плохих или хороших характеров, а есть плохо или хорошо воспитанные люди.

Поведение людей в сравнительно малой степени зависит от наследственности и в решающей степени - от их социального опыта, от сформировавшихся с детских лет представлений об окружающем мире, о взаимоотношениях с людьми, о нормах поведения. Сложные системы нервных связей, формирующиеся в коре головного мозга, отвечающие этим представлениям и нормам, складываются при многократном повторении ситуаций, при большом влиянии норм и традиций семьи, в которой воспитывался человек, его окружения, тех людей, с которыми он общался. Любая информация, которую человек получает от окружающего мира, подсознательно сопоставляется с этими системами нервных связей, соответствующим образом перерабатывается и в таком переработанном виде поступает в те части коры головного мозга, где мы сознательно принимаем решение. Таким образом, человек не воспринимает явления окружающего мира с точностью объектива фотоаппарата. Он оценивает любые явления, основываясь на тех представлениях, которые сформированы в подсознании. В подсознании формируются: во-первых - потребности, характеризующие то, что необходимо человеку для жизни, определяющие условия, в которых он хотел бы жить и работать. Во-вторых - ценности, определяющие значимость тех или иных потребностей, к чему надо особенно стремиться и чего следует избегать. Характер и соотношение этих ценностей определяют поступки людей. Люди обычно воспринимают сложившиеся у них ценности, как естественную, общую норму поведения и принимают людей с другими понятиями за чудаков и неумных людей.

На основе сложившихся ценностей формируются и некоторые другие системы в подсознании - мотивации: почему люди выполняют ту или иную работу. Характер работы и ее качество будет резко различаться в зависимости



от того, какие из мотиваций окажутся преобладающими.

И в жизни, и во время работы людям приходится неоднократно сталкиваться с определенными повторяющимися ситуациями. Постепенно в подсознании формируются, работающие в полуавтоматическом режиме, программы поведения в определенной ситуации, так называемые установки. Работа по установкам позволяет быстро, без особых раздумий выполнять ту или иную работу. Формирование эффективных установок на выполнение основных видов деятельности - характерная черта высококвалифицированных опытных работников. Однако, в зависимости от ценностей и мотивов поведения, установки могут быть разными. Так, при выполнении ремонтных работ для одного, естественно, важно сделать все наилучшим образом, для другого характерна установка - сделать кое-как, только чтобы не ругали; третьему кажутся совершенно несообразными требования убрать за собой мусор.

Очень серьезно влияют на поведение людей формирующиеся у них стереотипы - своеобразные упрощенные образы, позволяющие на уровне подсознания просто и быстро оценивать людей, события, что хорошо и что плохо (в зависимости от ценностей данного человека).

Так, например, у работников предприятий, отличающихся невысокой культурой производства, может сформироваться представление о том, что мастер, требующий точного соблюдения правил технической эксплуатации - придира, бюрократ, бездушный формалист.

Существование ценностей, установок, стереотипов намного облегчает и ускоряет деятельность людей в привычных условиях, позволяет не тратить времени на анализ ситуаций, в полной мере использовать прошлый опыт и накопленные навыки. Однако, если набор этот неудачен, если меняются условия работы, то привычные действия резко снижают эффективность работы. Так, например, каждый человек со средним или неполным средним образованием читает со скоростью 150 - 200 слов в минуту. Если он активно позанимается 1-1,5 месяца быстрым чтением, то может достигнуть скорости чтения 450 - 600 слов в минуту с тем же усвоением материала и меньшим утомлением. Однако, чтобы читать быстрее - на определенное время приходится читать медленнее. На время переучивания, изменения установки резко увеличивается расход нервной энергии, растет психологическая напряженность.



Причина этого в том, что у каждого грамотного человека в подсознании отработана программа чтения, программа расшифровки и идентификации набора значков, составляющего текст и перевода его в эмоциональные или физические образы. При переучивании эту сложную, быстро (автоматически) действующую программу приходится медленно, вручную, на уровне сознания разобрать на блоки и смонтировать новую, более эффективную автоматическую программу чтения. Сказанное справедливо для любой системы ценностей, любых установок и стереотипов, любых наборов мотиваций.

Отсюда следуют три важных для практической работы вывода:

1. Любой человек обладает своим индивидуальным набором потребностей, Ценностей, мотиваций, установок и стереотипов, который определяет его поведение и его направленность.

2. Этот набор обладает значительной стабильностью. Его изменение возможно, но требует времени и немалого расхода нервной энергии от каждого человека.

3. Если руководителю - мастеру удастся сформировать у своих подчиненных направленность на хорошее раскрытие своих возможностей в труде, установки на активную, самостоятельную, ответственную работу, то с такими людьми будет легко работать - отличная работа становится для них смыслом жизни, жизненной потребностью. Для этого нужна целенаправленная индивидуальная работа с людьми и необходимо хорошее понимание людей, изучение их характера, их интересов и слабостей. У мастера должна быть программа индивидуальной работы с каждым членом возглавляемого им коллектива. И в этой программе особое внимание уделяется созданию у людей потребности в изменении своего поведения, своего характера.

Есть два способа создания у людей такой потребности. Первый, хотя и не самый эффективный - страх. Если плохая, хотя и привычная, работа неизбежно повлечет за собой наказание или какие-то иные неприятности, то человеку приходится менять поведение. Страх - надежный способ добиться улучшения работы, в особенности, у малообразованных, плохо подготовленных, мало ответственных и эгоистичных людей. Поэтому, в арсенале руководителя наказание должно быть обязательно. В то же время возможности наказания не следует переоценивать. Под страхом наказания человека можно заставить изменить поведение, но невозможно убедить работать наилучшим образом, с полным использованием своих способностей. И чем сложнее и ответственнее задание, тем меньше будет отдачи от наказаний, от запугивания. Сложную и трудную работу хорошо выполняют только люди, лично заинтересованные в этой работе.

Гораздо лучше второй путь - использование глубокой потребности каждого человека к самореализации. Любой человек внутренне стремится к тому, чтобы его уважали, чтобы быть значимым и заметным. В то же время, каждый человек внутренне свой самый суровый критик. Каждый недоволен своей судьбой, своими успехами и своим внешним видом, своей речью и своими перспективами. Комплекс недовольства собой гнетет человека, лишает его веры в себя, в свою перспективу. Уровень психологического комфорта - разница между мерой самоутверждения и комплексом недовольства собой. И если человек чувствует, что, улучшая работу, он растет в глазах окружающих и, прежде всего, своего руководителя, то при этом уменьшается и комплекс недовольства собой. И тогда он горы свернет и не испугается никаких затрат нервной энергии, чтобы пойти по этому пути. Волевые люди сами найдут такой путь и пойдут по нему. Однако, по данным социологов, таких людей 4 - 8 % Остальным надо помочь сделать первые шаги к эффективной работе и самореализации.

И таким помощником может быть, прежде всего, мастер. Он может показать каждому ту работу, которую тот наилучшим образом может выполнить, отметить первые успехи, показать, что можно добиться большего. И если все это делать постепенно, с тактом, отмечая и неудачи, и показывая, как их можно преодолеть, то можно добиться коренного изменения человека, воспитать уверенного в себе, знающего и ответственного работника. Это непростой путь. Среди подчиненных много глубоко пассивных людей, задавленных комплексом неполноценности (особенно это относится к молодежи и бывшим заключенным). Кстати, грубость, бравирование своим безразличием к работе и любым замечаниям - это характерный признак глубокого неверия в себя и свое будущее. Именно для этой категории людей самоутверждение особенно важно, хотя первые шаги для них трудны, а срывы на первых порах неизбежны и к ним нужно быть готовым.

Возникает вопрос: "А стоит ли заниматься этой воспитательной работой? У мастера и так дел выше головы!". Дело в том, что мастер обычно перегружен из-за малой активности и несамостоятельности подчиненных, из-за их плохой подготовки. Изменение стиля работы и общей направленности подчиненных требует индивидуальной работы, но в результате будет воспитан трудовой коллектив, обеспечивающий качественно иные результаты, избавляющий мастера от принятия многих частных решений, освобождающий его от неприятностей и ненужной нервотрепки. Несколько большая работа сейчас даст огромную экономию времени в последующем. Если люди не могут поверить в себя при выполнении своей основной работы, они все равно будут искать пути к самоутверждению. Это может быть и противоправная деятельность, в которую так легко вовлекают иных подростков, пьянство - снятие критики, снятие комплекса внутренней неудовлетворенности создает у пьяного иллюзию временного самоутверждения.

«Ну что делать – такой вот он у меня уродился!» – с милой улыбкой разводит руками вызванная к директору школы мамаша, чей отпрыск ежедневно избивает хотя бы одного одноклассника – а то и двух-трех… Выражаясь научным языком, здесь мы имеем дело с бытовым преломлением биологизаторского подхода – проще говоря, с убеждением, что поведение человека целиком и полностью зависит от врожденных факторов… Именно в быту о ней чаще всего вспоминают те, кто не может справиться со своими детьми или учениками – очень уж объяснение удобное: против генов ничего не сделаешь! Чаще же эту теорию отвергают с порога: нечего на гены пенять – воспитывать надо лучше, да и самому за собой следить – тогда и с поведением все будет в порядке! А что же говорят ученые?

Скажем прямо: тот, кто ожидает от науки однозначного подхода, будет разочарован. Конечно, есть в нашем поведении вещи, которые в генах закодировать уж никак нельзя, ведь ген отвечает за синтез того или иного белка – никакой белок не определит непосредственно, надеваете ли вы рваные джинсы или строгий костюм, выражаетесь ли в стиле И. Тургенева или пересыпаете речь сленгом… но сам по себе ваш выбор и одежды, и манеры речи зависит от вашей склонности следовать моде и другим проявлениям группового давления, а шире – от склада характера… А склад характера может определяться синтезом белков?

А чем вообще определяется поведение? Если оставить за скобками бессмертную душу (которую по понятным причинам ученые исследовать не могут), то ответ будет однозначным: от построения нейронных контуров в нервной системе. И вот тут гены могут сыграть весьма весомую роль. Скажем, у насекомых существует ген, получивший название for – он имеет два варианта: мухи-дрозофилы с одним из них ищут пропитание активнее, чем с другим. Но он есть и у пчел: у одних он работает активнее – они собирают нектар, у других менее активно – они в ульях заботятся о молоди… Каким образом один ген так по-разному действует у разных насекомых – пока неизвестно, но влияние гена на поведение очевидно…

Иногда удается проследить влияние на поведение конкретных веществ, синтез которых, конечно, обусловлен генетически – но искусственно вводя их в организм даже высших животных, можно менять их поведение. Например, существует такое вещество – окситоцин. Когда в экспериментах подавляли его синтез у крыс, они переставали заботиться о детенышах, когда же его вводили крысам, у которых ни детенышей, ни «судьбоносных встреч» с самцами еще не было, те начинали заботиться о чужих детенышах, которые им обычно безразличны…

Но нас с вами, конечно же, в первую очередь интересует не поведение пчел, или мух или даже крыс, а поведение людей. Но наша физиология не так уж сильно отличается от физиологии других млекопитающих, а у того же окситоцина есть немало других аспектов влияния на поведение – скажем, опыты показали, что его введение в виде капель в нос делает человека более доверчивым, помогает ему лучше распознавать настроение других людей по выражению лиц – и это еще не полный список… представляете, как обрадуются предприниматели: распылите окситоцин в воздухе в банке – и любой, даже самый скептически настроенный посетитель с легкостью согласится, что кредит ему здесь предоставляют на самых выгодных условиях… С другой стороны, прописываем окситоциновые капли в нос «матерям-кукушкам» – и никаких брошенных детей… Разумеется, до такой практики пока далеко… пока!

Все это, конечно, замечательно – но до какой степени может простираться влияние физиологии, нейрохимии на поведение? Ведь у человека над «базисом» нейрохимии «надстроено» много социального… правда, оно, как выяснилось, тоже опирается на фундамент генетически обусловленной нейрохимии. Например, генетически обусловлено такое поведенческое качество, как брезгливость – но, как выяснилось, оно замечательно коррелирует с таким качеством – уже чисто социальным – как степень консерватизма… проще говоря, если человека тошнит при виде неспущенной воды в унитазе – лучше не заводите с ним разговор об однополых браках (рискуете много интересного о себе узнать)…

И все же вывести здесь какие-то однозначные зависимости нельзя. Например, было выявлено сочетание генов, влияющее на склонность искать моральной поддержки у окружающих (то, что в народе называют «плакаться в жилетку»): люди с одним вариантом такого гена делают это чаще, с другим – реже… казалось бы, все ясно – но только до тех пор, пока дело касалось американцев. А вот у корейцев таких психологических различий не выявили – хоть один ген, хоть другой – «в жилетку» плачутся одинаково редко… Может, у корейцев есть какие-то другие гены, которые в любом случае «гасят» действие этого? Нет, все объяснилось гораздо проще: в корейской национальной традиции склонность «плакаться в жилетку» считается дурной чертой характера – в то время как в американском обществе это не осуждается. Есть генетическая предрасположенность к такому поведению – оно развивается, потому что ему не мешают. Там же, где такое поведение не встречает социального одобрения – оно не развивается даже при наличии генетической предрасположенности…

Вот почему то или иное генетически обусловленное качество нервной системы – не есть оправдание неблаговидных поступков и тем более – преступлений. Скажем, ученым давно известен один участок генома человека, носители которого более склонны к агрессии, чем те люди, у которых его нет. Что сделать с этими людьми – с рождения сажать в клетки или даже уничтожать? Или наоборот – прощать им любые поступки, раз уж у них «гены такие»? В действительности никто не делает ни того, ни другого – поскольку этот участок генома называется… внимание… Y-хромосома!

Школа призвана воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за своё поведение. Условия ускоренного социально-экономического развития страны, повышение интеллектуального и культурного уровня, достижения психолого-педагогической науки обусловливают необходимость воспитания дисциплинированного поведения начиная с 1 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

От чего зависит дисциплинированное поведение ученика на уроке.

Школа призвана воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за своё поведение. Условия ускоренного социально-экономического развития страны, повышение интеллектуального и культурного уровня, достижения психолого-педагогической науки обусловливают необходимость воспитания дисциплинированного поведения начиная с 1 класса.

Воспитание ответственности за своё поведение включает в себя развитие у школьников ценностного отношения к дисциплине и навыка саморегуляции поведения. Школьная дисциплина – это определённый порядок поведения школьников, обусловленный необходимостью успешной организации учебно-воспитательного процесса. Обычно выделяют внешнюю дисциплину и внутреннюю. Внешней дисциплиной называют послушание, повиновение и подчинение, в основе которых лежат внешние положительные и отрицательные санкции – поощрение и наказание. Внутренней дисциплиной называют способность школьника к торможению нежелательных импульсов, саморегуляции, самостоятельному управлению своим поведением. В основе её лежат усвоенные правила и нормы, выступающие как внутренняя потребность, устойчивая предрасположенность личности к дисциплинированному поведению.

Главное условие, обеспечивающее дисциплинированное поведение школьников на уроке, - тщательно разработанный урок. Когда урок хорошо построен, чётко спланированы все его моменты, если все дети заняты делом, они не будут нарушать дисциплину. Это бесспорно и всем известно. Психологический механизм данного явления достаточно прост: саморегуляция поведением становится частью интересной познавательной деятельности. Ребёнок регулирует своё поведение неосознанно: его привлекает ситуация интереса. Поэтому, как только урок становится неинтересным, дисциплинированное поведение исчезает.

Важным фактором, влияющим на дисциплинированное поведение школьников на уроке, выступает стиль отношений между учителем и детьми. Стиль отношений – это определённые содержание и форма отношений, складывающиеся в педагогическом процессе. Обычно выделяют три стиля отношений: авторитарный, демократический и либерально- попустительский. При авторитарном стиле учитель как бы стоит «над классом», он осуществляет единоличное управление поведением школьников.

При демократическом стиле учитель организует совместную с детьми деятельность, по управлению их поведением, он «внутри класса».

При либерально-попустительском стиле отношений учитель не управляет поведением школьников, находится как бы «в стороне от класса».

В реальной действительности учитель, организуя и регулируя дисциплинированное поведение школьников на уроке, использует различные методы управления поведением: убеждения, внушения, требования. При необходимости используются поощрения и наказания. Тем самым учитель вносит в свои отношения с детьми элементы всех стилей: авторитарного, демократического и либерально-попустительского. Использование того или иного стиля отношений зависит, с одной стороны, от профессионального опыта учителя, его личностных особенностей, с другой – от возрастных и индивидуальных особенностей школьников, от своеобразия урока. Однако при всём многообразии оттенков отношений складывающихся между учеником и учителем, признаки того или иного стиля доминируют. Самый распространённый в школьной практике – смешанный авторитарно- демократический стиль. Его носителем обычно является опытный учитель, хорошо владеющий всеми методами управления поведением – убеждением, требованием и внушением.

Данная статья посвящена анализу психологических механизмов целенаправленного или целеустремленного поведения.

Вы никогда не задумывались о том, почему мы принимаем то или иное решение? Чем обусловлено такое наше поведение? Ведь иногда мы и сами не можем объяснить себе: «почему я поступил именно так». Психологи утверждают, что смогли выделить определенные критерии целеустремленного поведения, которые касаются наших действий и решений направленных на достижение той или иной цели.

Исследователи А. Ньюэлл (учёный в области когнитивной психологии) и Г. Саймон (учёный в области социальных, политических и экономических наук) выделили следующие критерии целеустремленного поведения:

  1. Определение подцели .

Если, например, ваша цель закончить ВУЗ, то подцелями будут являться: выбор специальности; поступление в ВУЗ; далее – посещение пар, написание курсовых и т.п.

  1. Выбор средств достижения целей и подцелей.

На основе предыдущего примера, этот пункт будет включать в себя, например, выбор ВУЗа; темы для курсовой; выбор вариантов подготовки к парам – устные доклады, написание эссе, тезисов и пр.

  1. Избегание повторений .

За счет запоминания и удержания в памяти прошлых событий, мы способны достигать цели и подцели. Для этого нам необходимо избегать повторений, одинаковых действий.

  1. Насыщение.

Если мы достигаем состояния, сходного с желаемым, то завершаем действие на том основании, что цель достигнута.

Исходя из вышеописанных критериев, становиться понятно, что существует определенная «система целеустремленного поведения» , благодаря которой мы подсознательно достигаем тех или иных целей. Это своеобразный алгоритм, по которому эта система работает. Но почему мы подчиняемся этой системе?

Существует множество теорий о том, от чего зависит скорость достижения целей, в каких психологических состояниях мы находимся в те или иные периоды, что нас мотивирует, от чего зависит интенсивность нашего поведения и масса других. Объединяет их то, что все они рассматривают поведение человека как своеобразную хронологию – когда заканчивается предыдущее действие, начинается следующее. Так же важным моментом в данной ситуации являются параметры цели. Они оказывают существенное влияние на результаты действия. Эти параметры могут включать в себя, например, трудность цели или ее специфичность. Одним из параметров, на который хотелось бы обратить внимание, является внешние и внутренние цели . Внешние цели мы выполняем для кого-то, а иногда даже посредством кого-то, а вот внутренние цели – это наши желания, мы исполняем их сами перед собой, для себя.

Иногда внешние цели могут трансформироваться во внутренние и наоборот. Подобный вопрос изучал американский психолог Эдвин Лок. В своих экспериментах он просил испытуемых придумать новые способы применения разнообразных предметов. Например, как можно, кроме как по назначению, использовать ручку (орудие защиты, зубочистка, дырокол, палочка для игры на барабане, инструмент для поедания суши и т.п.). Это обычный тест на творческое мышление, но экспериментаторы ставили перед собой иные цели – по мере повышения сложности задания, они фиксировали результаты реакций испытуемых на сложность задачи. Результаты исследования показали, что после того, как цели становятся чрезмерно трудными, улучшение исполнения не происходит. Иначе говоря, участники эксперимента проявили некоторую умеренность, тяготение к «золотой середине»: если задание было слишком легким, то они намеревались сделать больше, чем требовалось, а если было слишком трудным - меньше, чем требовалось.

Объяснить этот факт можно с помощью так называемого «якорного эффекта» (эффекта привязки). Испытуемые сохраняли некоторую приверженность первоначальной, собственной цели.

Мы можем сделать вывод о том, что иногда наши поступки и действия на пути к целям зависят от неких внутренних «якорей», сформированных в процессе нашего развития, а возможно и навязанных кем-то другим (родителями, друзьями, СМИ, рекламой). Мы своими действиями как бы стараемся держаться на уровне. На том уровне, на котором видим себя, которому, якобы, соответствуем. Мы неосознанно выбираем то, как нам действовать, поступать, исходя из своеобразной внутренней картины мира . И не важно, есть ли у нас силы и способности справиться с более сложными задачами – мы будем «подгонять» свои действия под образец.

Поведение человека относится к совокупности физических действий и наблюдаемых эмоций, связанных с отдельными лицами, а также человеческой расы в целом. Некоторые виды поведения изменяются с возрастом. Хотя конкретные черты своей личности и темперамента могут быть неизменными, другие виды поведения будут меняться по мере взросления от рождения до совершеннолетия. На человеческое поведение сильно оказывают влияние социальное взаимодействие и культура, этика, власть, отношения, гипноз, убеждение и принуждение.

В социологии, поведение в целом включает в себя мероприятия, направленные на себя и других людей, и, таким образом, все основные человеческие действия. Поведение в этом общем смысле не следует путать с социальным поведением, которое являет собой более специализированные социальные действия, специально направленные на других людей. Приемлемость поведения в значительной степени зависит от социальных норм и регулируется с помощью различных средств социального контроля. Поведение человека изучается специализированными академическими дисциплинами: психиатрией, психологией, социологией, экономикой и антропологией.

Поведение человека включает в себя способы действий на основе различных факторов, таких, как генетика, социальные нормы, религия и отношение. Социальные нормы также влияют на поведение. В связи с конформистской природой человеческого общества в целом, люди испытывают давление определенных общественных правил. Различные типы поведения считаются либо приемлемыми, либо неприемлемыми в разных обществах и культурах. Мировоззрение человека может быть воспринято через религию и философию этого человека. Оно формирует то, как человек думает, и это, в свою очередь, приводит к различным способам поведения. Отношение может быть определено как степень, в которой человек имеет благоприятную или неблагоприятную оценку своего поведения.

Отношение является по существу отражением поведения в конкретных ситуациях. Таким образом, поведение человека в значительной степени находится под влиянием разнообразных факторов:

  1. Генетика.
  2. Социальные нормы.
  3. Творчество.
  4. Вера и культура.
  5. Отношения.

Отношение выражает благосклонность или немилость к человеку, месту, предмету или событию. Каждый человек имеет различное отношение к различным вещам. Отношение имеет много общего с сознанием, которое тоже очень влияет на поведение человека. Способ поведения человека во многом зависит от того, как он смотрит на ситуацию и чего ожидает от нее. Положительное отношение лучше, чем отрицательное, так как может принести отрицательные эмоции вызвать недовольство собой или болезни.