Первобытное общество. Предмет этнографии (этнологии) и основные составляющие ее научные дисциплины

1

1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:10 баллов.

1.1.Согласно учению Маркса борьба классов является неопределимым злом , коренящемся в самой природе общества как организма;

1.2.Согласно учению Маркса борьба классов является позитивным фактором, обеспечивающим социальный прогресс до тех пор, пока существует классовое общество.

1.3. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом;

1.4.Согласно взглядам Руссо социальная революция – единственный надежный способ преобразования общества.

1.5. В "ноосферной" модели человеческой цивилизации основная роль отведена науке 1.6.Общие черты, присущие людям, позволяют применять ко всем понятие – человек.

1.7.К характерным чертам рыночной экономики относится бережное использование сырья и материалов.

1.8. Ислам – это религия, которая одновременно является мировой и монотеистической да

1.9.Для формационного подхода общественного развития характерно утверждение о приоритете духовной сферы жизни общества.

1.10. Религиозное сообщество, отвергающее ценности доминирующей культуры может быть определено как субкультура.
1


1.1.

1.2

1.3

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

1.9

1.10.

нет

да

нет

нет

да

да

нет

да

нет

нет

2.По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для перечней, приведенных ниже .(По 2 балла за каждую позицию, всего 8 баллов)

1.Опека, брачный договор, несовершеннолетний ребенок. - семейное право

2.Парламент, Федеральное собрание, Национальное собрание - органы законодательной власти

3.Ж.П.Сартр, А.Камю, К.Ясперс философы экзистенциалисты

Ими князь мой черноокий

В Русь святую поплывет". (Иван Козлов «Плач Ярославны»)


анимизм

тотемизм

фетишизм

магия

2,6

5

1,4

3

5. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в какой они идут в тексте. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте. 11 баллов.

«Что же мы видим, что нас поражает? Мы видим 6 , которая завладела и пользуется всеми просторами и всеми благами цивилизации. 17 , ее составляющие, существовали и раньше, но каждый из них занимал свое место – в 13 , в городе. Теперь они появились все вместе, массы внезапно стали видны. Раньше они занимали задний план сцены, теперь они вышли на авансцену. 6 – понятие количественное и видимое. Выражая ее в терминах 15 , мы приходим к понятию 4 массы. Всякое 16 – это 9 единство двух факторов: меньшинств и массы. Меньшинства - это 8 особого достоинства. Масса – это множество людей без особых достоинств. То, что раньше воспринималось как количество, теперь предстает перед нами как 19 , оно становится общим социальным признаком человека без 1 , безликого «общего типа».

6. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению , которое указано в таблице. 8 баллов

Ответ:


Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Пласт»

Социальная дифференциация

Страта - элемент социальной структуры, конструируемый на основании многомерной классификации и организуемый в иерархический порядок.

«Нахожусь в достатке»

Внешнеэкономические связи

Автаркия - политика экономического обособления, проводимая страной, регионом, направленная на создание изолированной, замкнутой, независимой экономики

«Корень»

Идеология

Радикализм - социально-политические идеи и действия, направленные на решительное изменение существующих институтов.

«Верный»

Власть

Лояльность - верность действующим законам, постановлениям органов власти

7. Установите лишний элемент в каждом ряду. Свой выбор объясните. 4балла.


    1. Производство- не относится к правомочиям собственности

    2. двухпартийная система -не является избирательной системой,

    3. модернизация -не относится к индивиду

    4. К.Маркс -не придерживался теории локальных цивилизаций)

8. Проанализируйте приведенные факты. В них содержится информация о действии политических норм. Их типы названы в таблице. К каким типам относится каждая из описанных норм. Впишите порядковые номера в соответствующие графы таблицы . 9 баллов.

9.При подготовке мультимедийной презентации по обществоведению компьютер дал сбой, и подготовленные слайды – изображения, суть философских теорий, в которых представлены философские направления XX века, оказались вперемешку в «корзине». Их необходимо систематизировать. Для этого их надо сопоставить и свести в таблицу. В первой колонке таблицы указаны философские направления XX века

За каждую правильную позицию 1 балл, всего 8 баллов.

10. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение .

максимальное количество 8 баллов

Юридические факты, проступок, правомерное, преступление, событие, действие, неправомерное, юридические акты.

11. Большинство понятий и терминов современного обществознания имеют греческие и латинские корни. Перед вами слова, полученные путем их буквального перевода на русский язык. Ваша задача назвать соответствующий русскому переводу научный термин.За каждую правильную позицию 1 балл, всего 10 баллов


  1. Философия

  2. Экономика

  3. Футурология

  4. Теология

  5. Аристократия

  6. Коррупция

  7. Социология

  8. Схоластика

  9. Олигархия

  10. Демагоги

12.Решите кроссворд. Дайте определение понятия, получившегося в выделенной вертикальной строке . Максимальное количество 11 баллов


По горизонтали . 1. Основное, исходное положение научной теории. 2. Возможность повелевать, распоряжаться действиями другого человека. 3 . Основной закон государства. 4 . Система исторически сложившихся норм, правил поведения. 5 . Глава государства в Российской Федерации. 6. Соглашение, устанавливающее взаимные обязательства. 7 . Нужда в чем-либо. 8 . Политическая организация, представляющая интересы тех или иных социальных групп. 9 . Изменение, рост. 10 . Представительный орган.

1. Принцип. 2. Власть 3. Конституция 4. Мораль 5. президент 6. Договор 7. Потребность 8. партия 9. Развитие 10. Парламент.

Полученное слово: патриотизм – любовь к Родине.

13.Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения двух обществоведческих понятий. Назовите их. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этом лингвистическом конструкторе вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр. Максимальное количество - 6 баллов

Организация, политика, индивидуальные особенности, выражающая интересы социальных групп , личность, обеспечивающая ей успех, объединение, активная часть общества, легкость овладения ею, участвующая в борьбе за власть, деятельность.

Политическая партия – организация, выражающая интересы социальных групп , активная часть общества, участвующая в борьбе за власть

Способности – индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ей успех в деятельности, легкость овладения ею.
14 Перед вами обработанные статистические данные, характеризующие роль 300 крупнейших отечественных агропредприятий в сельском хозяйстве России. Экономисты считают, что эти данные показывают преимущества крупного сельскохозяйственного производства перед мелкими. Используя цифровые данные и термины диаграммы, восстановите их аргументацию. Аргументация должна быть максимально полной.

Максимальное количество 15 баллов

Из диаграммы видно , что на долю 2% крупнейших агропредприятий приходится более 25% валового дохода и более 40% прибыли, получаемой в сельском хозяйстве. При этом доля прибыли у крупнейших предприятий выше доли валового дохода. Известно, что прибыль определяется разностью между доходом и расходом. Это значит, что расходы на производство единицы продукции у них меньше, чем у мелких производителей
15 Известный английский писатель Дж.Оруэлл обратил внимание на то, что «заповедь старых деспотий начиналась словами: «Не смей». В отличие от деспотий, тоталитарные режимы говорят человеку: «Ты должен».

В чем различия в требованиях деспотий и тоталитарных режимов? Что в них общего? Какая формула действует в отношении граждан при демократическом режиме? Максимальное количество 6 баллов.

1. Различия: деспотия запрещает человеку определенные действия, тоталитаризм требует от него определенные действия, тоталитаризм требует от него определенных поступков, апеллируя к долгу. Важно указать роль идеологии при тоталитарном режиме. 2. Общее: эти требования однотипны, поскольку навязывают человеку внешнюю волю, подавляя волю внутреннюю. 3. «Разрешено все, что не запрещено законом» («Ты имеешь право»). Важно употребление термина «общедозволенный порядок» (а не разрешительный).

В науках об обществе есть термины и понятия, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю или литературных персонажей, олицетворяющих собой то или иное общественное явление. Перед вами три таких термина. Максимальное количество 12 баллов

Укажите:


  1. Краткое определение термина

  2. Фамилию исторического деятеля или персонажа, кем он являлся.
1 .Прудонизм – философско-социологическая концепция П.Ж.Прудона, выступавшего за мелкую собственность , не связанную с эксплуатацией наемного труда, - за экономические реформы в сфере обращения, с помощью которых можно осуществить соц. революцию мирным путем на основе классового сотрудничества пролетариата и буржуазии.

За мирную ликвидацию государства и замену его договорными отношениями между отдельными производителями, группами.

Пьер-Жозеф Прудон – знаменитый французский мыслитель и экономист один из основателей теоретического анархизма.


  1. Маниловщина – беспочвенная мечтательность, пассивно-благодушное к действительности.
По имени Манилова, персонажа «Мертвых душ» Гоголя.

17. Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания. Обратите внимание имен мыслителей больше, чем высказываний

Максимальное количество - 6 баллов


Высказывания

Имена мыслителей

  1. «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого»

  2. «Богатство – не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться»

  3. «Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта…»

  4. «Государственная структура должна непременно учитывать традиции народа»

  5. «История до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов»

  6. «Люди должны получать прибыль пропорционально своим затратам и риску»

    1. А.И.Солженицын

    2. К.Маркс

    3. Наполеон Бонапарт

    4. И.Кант

    5. М. Бакунин

    6. Ж-Ж Руссо

    7. Ф.Вольтер

17.

Задания второго и третьего туров проверяются согласно тем рекомендациям, которые даны учащимся .
Общее количество баллов: 1 тур – 142 балла, 2 тур - 20, 3 тур – 10 баллов, итого – 172 балла.

Согласно международной договорённости, философия сестринского дела основывается на 4 основных понятиях: пациент как личность, сестринский уход как наука и искусство, окружающая среда, здоровье.

Ниже приведены определения терминов .

Пациент - человек (индивид), который нуждается в сестринском уходе и получает его.

Сестринское дело - часть медицинского ухода за здоровьем, специфическая профессиональная деятельность, наука и искусст-

во, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменяющейся окружающей среды.

Сестринское дело должно быть сконцентрировано на заботе о пациентах. Свои знания и навыки медицинская сестра использует для того, чтобы укреплять их здоровье.

Эта работа должна быть целенаправленной и систематической. Искусство сестринского дела заключается в том, чтобы воображение и творчество по уходу за пациентами сочетались с научным обоснованием. Искусство ухода жизненно важно для сохранения контакта с пациентом. Медицинская сестра должна уметь не только распознавать важные проблемы со здоровьем, но и понимать мысли, чувства человека.

Искусство ухода подразумевает также защиту пациента, если он не в состоянии самостоятельно принимать решения, что особенно важно для детей и людей пожилого и старческого возраста.

Осуществляя свои уникальные функции, медицинская сестра действует независимо (в рамках сестринского процесса), взаимозависимо (в составе бригады) и в зависимости от врача (выполняя его назначения). В разных странах параметры этих функций различны.

Одна из основных проблем сестринского дела - изменение подхода к пациенту. Это не просто человек, нуждающийся в сестринском уходе и получающий его, это личность. Медицинская сестра, разрабатывающая совместно с пациентом план ухода, может рассчитывать на успешную его реализацию только в том случае, если она понимает и учитывает, что общается с личностью с определён- ными биологическими, психологическими, социальными и духовными проблемами.

Медицинскаясестрадолжнабытьготовакцелостному(холистическому) подходу к человеку (рис. 1-1).

Окружающая среда - совокупность природных, социальных, психологических, духовных факторов жизнедеятельности человека.

Окружающая среда, по мнению американских специалистов, - «это все события, факторы и влияния, которым подвергается человек (или система), проходя через стадии развития. Всё то, что не является человеком, рассматривается как окружающая среда... »

Ещё Ф. Найтингейл считала окружающую среду важным фактором в предупреждении заболеваний. Некоторые теоретики сестрин-

Рис. 1-1. Холистический подход к здоровью на основе 5 основных аспектов

ского дела подразделяют её на физическую, социальную и культурную.

Физическая среда - это прежде всего материальный мир: воздух, вода, свет, звуки, климат. Загрязнённый воздух приводит к заболеваниям дыхательных путей, аллергии. Некачественная вода и продукты питания - спутники инфекционных заболеваний, отравлений химическими веществами (и воздух, и вода часто содержат канцерогенные вещества, т.е. вызывающие рак). Шум и свет способствуют развитию стресса, в некоторых случаях могут даже дез-

ориентировать человека. Анепосредственно сам шум при длительном воздействии приводит к снижению слуха. К физической окружающей среде относится и созданная человеком инфраструктура (здания, мосты, парки и т.п.). Среда обитания должна быть безопасной. В жилых и общественных помещениях уровни температуры окружающего воздуха, влажности, освещённости, яркости, звука, вибрации следует поддерживать в пределах допустимых значений.

Социальная среда - это семья, соседи, друзья, коллеги. Семья, как правило, играет главную роль в удовлетворении физиологических и социальных потребностей. Школа, коллеги, соседи, друзья заставляют каждого из нас выполнять определённые обязанности.

Культурная среда определяет поведение человека, его взаимоотношения, веру, а также язык, традиции, обычаи и манеру общения. Она может как изменяться, так и быть стабильной.

Последней основной составляющей сестринского дела является здоровье. Существует несколько его определений. Ниже приведено одно из них.

Здоровье - динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации.

Помимо определений 4 основных понятий, необходимо знать и значения других терминов, существенных для сестринского дела .

Человек - целостная, динамическая саморегулирующаяся биологическая система, совокупность физиологических, психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой.

Медицинская сестра - специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую работу.

Убеждения и ценности, на которых основывается сестринское дело, должны становиться важными также и для других работников системы здравоохранения. Они включают:

Уважение личности каждого человека; убеждение, что люди являются сложной целостностью (холизм);

Признание факторов, которые влияют на опыт человека в отношении здоровья и болезни;

Потребность укреплять и сохранять здоровье на протяжении жизни;

Убеждение, что люди имеют право на участие в принятии решений относительно получаемого ухода .

Именно эти убеждения и ценности сестринского дела заложены в его философии.

Этическими элементами философии сестринского дела являются этические обязанности, ценности и добродетель (совершенство).

Медицинская сестра, разделяющая принятую философию сестринского дела, принимает на себя следующие этические обязанности: говорить правду, делать добро, не причинять вреда, уважать права пациента, уважать обязательства других (членов бригады), держать слово, быть преданной своему делу, уважать право (пациента) на самостоятельность.

Этическими ценностями (на которых также основана философия), определяющими цели, к которым стремится медицинская сестра, являются профессионализм, здоровье, здоровая окружающая среда, независимость, человеческое достоинство, забота (уход).

Добродетель (совершенство) определяет личные качества, которыми должна обладать хорошая медицинская сестра. Добродетель - это черты характера, которые располагают человека к хорошим поступкам: сострадание, милосердие, терпение, целеустремленность.

Конечная цель сестринского дела - это помощь пациенту и/или его семье, но важнейшими средствами достижения этой цели являются забота, уход и выхаживание.

Если кто-то выбирает профессию медицинской сестры, он принимает на себя обязанность придерживаться тех ценностей, на которых основана философия сестринского дела. Этический кодекс медицинской сестры России, принятый в 1996 г. Ассоциацией медицинских сестёр России, отражает современные этические принципы, нормы и стандарты, обязательные в профессиональной деятельности медицинских сестёр .

Основными принципами ухода являются:

Обеспечение безопасности пациента;

Конфиденциальность;

Уважение к пациенту и поддержание его чувства собственного достоинства;

Общение;

Поддержание независимости пациента;

Обеспечение инфекционной безопасности .

Принимая философию ухода, медицинская сестра должна осуществлять уход в рамках этих принципов.

Философия сестринского дела предполагает очень конкретные обязательства перед пациентом. Так, в одном из отделений госпиталя в г. Лидс (Великобритания) философия ухода была сформулирована так:

«Наша цель:

Восстанавливать здоровье в тех случаях, когда это возможно.

Обеспечивать пациенту комфорт и поддерживать в нём чувство достоинства.

Поощрять независимость там, где это возможно.

Давать возможность пациенту раскрыть весь его потенциал.

Выявлять все физиологические, социальные и духовные потребности пациента.

Планировать уход и обсуждать план ухода с пациентом и/или всей его семьёй.

Помните! Мы здесь для вас, говорите с нами в любое время, помогайте нам помогать вам».

В другом (онкологическом) отделении этого же госпиталя философия ухода была несколько иной:

«Наше отделение способно обеспечить высочайшие стандарты сестринского ухода, используя холистический подход.

Мы уверены, что вам будут предоставлены необходимые уход и внимание. Мы стремимся обеспечить вашу независимость.

Мы прибегаем к такому решению проблем, где мы совместно оцениваем и планируем уход для удовлетворения ваших потребностей.

Наша цель - дать вам и вашим родственникам возможность выбора сестринского ухода и содействовать решению спорных вопросов.

Мы надеемся на взаимную поддержку персонала и пациентов».

Во многих госпиталях текст философии ухода вывешен так, чтобы все его видели и могли с ним ознакомиться. В некоторых госпиталях пациенты и (или) их близкие обязательно получают на руки текст философии ухода данного лечебного отделения.

1.3. ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ?

В древнем мире люди были озабочены поддержанием своего здоровья гораздо больше, чем сегодня. Так, в Древней Греции достижение совершенства, основанное на идеале Платона, требовало здорового разума в здоровом теле. В работе «Республика» Платон утверждает, что «... в хорошо устроенном и развивающемся обществе у каждого человека... нет времени, чтобы тратить свою жизнь на болезни и лечение... Нет ничего более изнурительного, чем болезнь дома, а также в армии и в любом гражданском заведении» .

Известный врач Гален (201-131 до н.э.) считал, что здоровье в абстрактном понимании - это идеальное состояние, которого никто не достигает. Он рассматривал здоровье как состояние разумного (приемлемого) выполнения всех функций и отсутствие боли, даже небольшого недомогания.

Конечно, это достаточно старое определение здоровья, но профессионалы-специалисты ВОЗ и широкая общественность во многих странах мира и сегодня считают, что здоровье не является абсолютным качеством. Это понятие постоянно изменяется в процессе приобретения знаний и культурного развития. В 1946 г. ВОЗ определила термин «здоровье», как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не просто отсутствие заболевания или немощности». Исчерпывающего определения здоровья не существует, но следует помнить, что здоровье - это динамический процесс, который определяется субъективно и объективно; это умение заботиться о себе; это целостность личности с оптимальным функционированием организма в целом; это адаптация к стрессам, вызванным болезнью, смертью, разводом; процессы непрерывного роста и становления личности. Это цель, к которой нужно стремиться.

Под здоровьем А. Перри и П. Поттер понимают состояние, при котором человек использует во внешних условиях свои адаптационные возможности. Здоровье - это не только отсутствие болезни. Здоровый человек имеет хорошее самочувствие в рамках физического, психического, психосоциального и духовного аспектов .

В результате успехов в области медицинских технологий, а также информации и знаний, которые население получает через средства массовой информации, ожидания частью населения «лучшего здоровья» постоянно растут. Однако даже при таком положении некото-

Рис. 1-2. Модель непрерывности здоровье-болезнь

рые люди настаивают на том, что они «абсолютно здоровы», несмотря на достаточно серьёзное заболевание или нетрудоспособность. С другой стороны, человек с невыявленным заболеванием может доказывать, что он «нездоров», поскольку чувствует себя плохо.

Медицинская сестра должна уметь оценить состояние человека, его самочувствие и помочь ему укрепить здоровье или предупредить заболевание в рамках своей компетенции.

Существует много различных моделей, связанных с понятием «здоровье-болезнь». Одна из них рассматривает эту цепь как непрерывность (рис. 1-2).

Пациент (на рисунке - это точка) располагается вдоль непрерывной линии, с одной стороны которой - здоровье, с другой -

болезнь. Местонахождение точки (пациента) может меняться в зависимости от изменения его состояния в любой момент. На состояние здоровья человека могут оказывать влияние факторы риска различных заболеваний, настоящее и предшествующее состояние, его самочувствие в конкретный момент. Согласно этой модели здоровым считается человек, у которого нет болезни.

Самочувствие человека всегда субъективно. Так, например, болезненный от природы великий философ Иммануил Кант в своей работе «О власти души» писал, что воспринимает слабости и недуги своего тела так, как будто они его не касаются, он их просто игнорирует и ведёт себя как совершенно здоровый человек. Понятия «здоровье» и «болезнь» относительны. Вспомним, что ранняя потеря слуха, зрения, зубов прежде считалась естественным процессом старения. В настоящее время благодаря современным методам профилактики и лечения удаётся сохранить или восстановить их.

Многие люди через средства массовой информации узнают о новых медицинских технологиях и предъявляют более высокие требования к уровню своего здоровья. Некоторые, несмотря на достаточно серьёзное заболевание или даже нетрудоспособность, настаивают на том, что они «здоровы». Существуют и те, кто настаивает на том, что «нездоровы», хотя и не имеют никакого заболевания.

Другая модель здоровья - это модель «высокого уровня хорошего самочувствия», при котором используется наиболее полно потенциал всей жизни. Это возможно с учётом единства разума, тела и духа. Автор этого подхода (Данн Г.Л., 1959) полагает, что сестринский уход должен быть направлен на улучшение качества жизни независимо от тяжести заболевания пациента.

Многие утверждают, что того, кто чувствует себя хорошо и жи- вёт так, как считает наиболее целесообразным, можно считать «здоровым» даже при значительных физических и умственных отклонениях. Поведение человека обусловлено в значительной степени его отношением к своему здоровью или болезни, представлением ценности здоровья.

На рис. 1-3 представлена эта концептуальная модель здоровья, используемая в некоторых колледжах США(в частности, в штате Вирджиния). В основе этой концепции - человек, уникальное творение природы. Он изображён в центре диаграммы.

В следующем круге показаны жизненно важные (основные) потребности человека, которые необходимы для его роста и развития.

Рис. 1-3. Модель «высокого уровня хорошего самочувствия». ПД - повседневная деятельность.

Далее - повседневная деятельность, удовлетворяющая эти потребности, необходимые для поддержания физического, психического, социального и творческого благополучия (она расположена на линии здоровье-болезнь).

Внешний разорванный круг иллюстрирует социокультурную среду и природные условия (окружающая среда), которые влияют на человека и на которую сам он оказывает влияние и адаптируется к ней.

Линия, пересекающая по вертикали окружности, отражает непрерывность состояния здоровье-болезнь. На протяжении своей жизни человек постоянно изменяется и приспосабливается к различным стрессовым ситуациям. При этом он использует и физиологические, и психологические механизмы, позволяющие сохранить определённый уровень здоровья. Они обозначены линией стресс-адаптация. Уровни здоровья (от высокого до критического состояния и смерти) представлены за окружностью. Сестринский процесс, обозначенный треугольником, - деятельность, дающая возможность сестре осуществлять уход, поддерживая здоровье пациента на максимально возможном для него уровне, обеспечивающем достойное качество его жизни. Сестринский процесс осуществляется сестринскими технологиями ухода, при этом могут потребоваться консультации пациенту и членам его семьи по вопросам, связанным с поддержанием или восстановлением здоровья.

Уход и консультации будут успешными при условии сотрудничества всех людей, самого пациента и оказывающих ему помощь. Эти три элемента сестринского дела (уход, консультации и сотрудничество) расположены по углам равностороннего треугольника, поскольку их значимость для поддержания здоровья человека равноценна (см. рис. 1-3).

Профилактические мероприятия, как пассивные, так и активные, помогают людям оставаться здоровыми, предупреждать заболевания и травмы, способствовать сохранению и поддержанию здоровья. Они должны начинаться уже в перинатальном периоде (а в некоторых случаях до зачатия, когда проводится генетическое консультирование) и продолжаться в течение всей жизни, чтобы избежать или снизить воздействие факторов риска на здоровье человека.

В настоящее время во всем мире возрождается личная ответственность каждого человека за своё здоровье.

Термин «самоуход» употребляется всё чаще, когда речь идет о деятельности служб здравоохранения, членов семьи, друзей, групп само- и взаимопомощи. Самоуход предполагает деятельность самого человека, направленную на удовлетворение его жизненно важных потребностей, в результате чего обеспечивается достаточный для него уровень здоровья.

Ещё Ф. Найтингейл в своих «Записках об уходе» (1859) писала, что уход за здоровым человеком - это «поддержание человека в состоянии, при котором болезнь не может наступить», а уход за больным - это «помощь страдающему от болезни человеку в его стремлении жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение».

На одной из конференций в 1988 г. в Великобритании, где рассматривалась программа ВОЗ «Здоровье для всех к 2000 году», уча-

стники напомнили, что задачи, стоящие перед здравоохранением, основаны на «...предпосылке, что здоровье - это не просто отсутствие заболевания, но и благоприятная возможность создать обстановку благополучия и реализовать возможности человеческого потенциала».

1.4. СЕСТРИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ

Этические элементы принятой философии и раньше считались незаменимыми для сестринской работы. Моральные и нравственные качества медицинской сестры всегда имели не меньшее значение в её профессиональной деятельности, чем практические навыки.

Специфика медицины, существенно отличающая её от других видов человеческой деятельности, заключается прежде всего в необходимости постоянного, каждодневного, ежечасного общения медицинской сестры с пациентом. При этом следует помнить, что человек, имеющий проблемы со здоровьем, по характеру мышления, глубине переживаний, силе психоэмоционального напряжения по отношению к самому себе и окружающим, как правило, существенно отличается от человека, у которого таких проблем нет. Болезнь, особенно хроническая, для многих людей представляет тяжёлую психическую травму, которая приводит не только к ухудшению физического состояния и самочувствия, но и к серьёзным сдвигам в психоэмоциональной сфере. Пациент, доверяющий медицинской сестре своё здоровье, а нередко и свою жизнь, хочет как можно скорее получить эффективную сестринскую помощь. Он должен быть уверен не только в высоком профессионализме медицинской сестры, но и в её порядочности, честности, доброте, милосердии, чуткости и отзывчивости. Поэтому уже с древних времен общество предъявляло высокие требования именно к моральным, нравственным качествам сестринского персонала. И медицинская сестра берёт на себя определённые моральные обязательства по отношению к пациенту, обществу, коллегам.

1. Установите верность или ложность утверждений ("ДА" или "НЕТ") и занесите ответы таблицу:10 баллов. 1.1.Согласно учению Маркса борьба классов является неопределимым злом, коренящемся в самой природе общества как организма; 1.2.Согласно учению Маркса борьба классов является позитивным фактором, обеспечивающим социальный прогресс до тех пор, пока существует классовое общество. 1.3. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом; 1.4.Согласно взглядам Руссо социальная революция - единственный надежный способ преобразования общества. 1.5. В "ноосферной" модели человеческой цивилизации основная роль отведена науке 1.6.Общие черты, присущие людям, позволяют применять ко всем понятие - человек. 1.7.К характерным чертам рыночной экономики относится бережное использование сырья и материалов. 1.8. Ислам - это религия, которая одновременно является мировой и монотеистической да 1.9.Для формационного подхода общественного развития характерно утверждение о приоритете духовной сферы жизни общества. 1.10. Религиозное сообщество, отвергающее ценности доминирующей культуры может быть определено как субкультура. 1 1.1.1.21.31.4.1.5.1.6.1.7.1.8.1.91.10.нетданетнетдаданетданетнет 2.По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для перечней, приведенных ниже.(По 2 балла за каждую позицию, всего 8 баллов) 1.Опека, брачный договор, несовершеннолетний ребенок. - семейное право 2.Парламент, Федеральное собрание, Национальное собрание - органы законодательной власти 3.Ж.П.Сартр, А.Камю, К.Ясперс философы экзистенциалисты 4. Семья, государство, производство, образование. Общественные институты 3. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации: 4 балла 2.1. Несовершеннолетний Антон устроился на работу. В отдел кадров предприятия он принес трудовую книжку, паспорт, заявление, документы воинского учета, свидетельство государственного пенсионного страхования. Можно ли оформить с Антоном трудовой договор? Ответ обоснуйте.. Нет, т.к.все несовершеннолетние должны пройти предварительный медицинский осмотр и предоставить справку. 2.2 Некоммерческая организация, целью деятельности которой является оказание помощи детям - инвалидам, заключила договор купли - продажи алкогольной продукции с целью ее последующей перепродажи. Полученную от реализации алкогольной продукции прибыль решено распределить между участниками некоммерческой организации. Могла ли некоммерческая организация заниматься такой коммерческой деятельностью? Правомерно ли решение о распределении прибыли между учредителями? Обоснуйте ответ. Не имела права, т.к. она не соответствует целям деятельности данной организации. Распределять прибыль между участниками организации не имеют права. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Перед вами отрывки из литературных произведений различных жанров. Внимательно прочитав их, вы увидите, что в каждом нашли свое отражение ранние формы религий. Внесите названия этих религий в первую строчку таблицы, а во второй проставьте порядковый номер литературного отрывка, который им соответствует. 6 баллов 1. "Когда пяти-семи лет от роду девочка выпрядала свою первую нить... мать девочки припрятывала ее т приберегала до тех пор, пока девочка не станет невестой. И вот тогда-то готовя ее к таинству свадьбы, мать опоясывала ее этой нитью под всеми нарядами. Нить самого первого прядения была неприступным оберегом против порчи и сглаза, против нечисти, которая как считалось особенно опасна для новой семьи.. (М. Семенова "Мы - славяне!") 2. "Я медленно пошел по коридору, разглядывая забавные картинки на дверях лабораторий, и на углу встретил домового Тихона, который рисовал и еженощно менял эти картинки. Тихон был славный серенький домовик из Рязанской области, сосланный Вием в Соловец за какую-то провинность; с кем-то он там не так поздоровался или отказался есть гадюку вареную. Рисовал он превосходно, в стиле Бидструпа, и славился среди местных домовых рассудительностью и трезвым поведением". (А. Стругацкий, Б. Стругацкий. "Понедельник начинается в субботу".) 3. - Ну ладно, ладно... - протянул господин Шлитте. - Давайте посмотрим... Ювелир взял лупу и принялся разглядывать сквозь нее украшения. Ольга едва сдержала удивленный возглас. Из глаз немца исходило нечто пучка светло-синего сияния, лупа его увеличила и словно бы расширила, так, что драгоценности оказались в конусе синего света. ... Почему немец стал так уныл? Должно быть и в самом деле понял, что имеет дело с кладом, а значит не собьешь цену так, как на заведомо ворованное... (А. Бушков "Колдунья") 4. "Король махнул рукой, и паж поднес золотое блюдо, на котором лежало одно конопляное семечко. - Возьми это семечко, Алеша, - сказал король,- пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе не задали". (А. Погорельский "Черная курица, или подземные жители".) 5. Несколько славянских племён своим предком считали Волка и почитали его как божество. Согласно традиции, во время зимнего солнцестояния все мужчины этих племён надевали волчьи шкуры, чтосимволизировало превращение в волков. Это означало общение со звериными предками, у которых обычно просили силы и мудрости. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Языческий жрец, совершавший охранительные обряды, также одевался в звериную шкуру. (Сергей Алексеев "Мифология Славян") 6. В Путивле плачет Ярославна, Зарей, на городской стене: "Днепр мой славный! ты волнами Скалы половцев пробил; Святослав с богатырями По тебе свой бег стремил,- Не волнуй же, Днепр широкий, Быстрый ток студеных вод, Ими князь мой черноокий В Русь святую поплывет". (Иван Козлов "Плач Ярославны") анимизмтотемизмфетишизммагия2,651,43 5. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в какой они идут в тексте. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте. 11 баллов. "Что же мы видим, что нас поражает? Мы видим 6 , которая завладела и пользуется всеми просторами и всеми благами цивилизации. 17 , ее составляющие, существовали и раньше, но каждый из них занимал свое место - в 13 , в городе. Теперь они появились все вместе, массы внезапно стали видны. Раньше они занимали задний план сцены, теперь они вышли на авансцену. 6 - понятие количественное и видимое. Выражая ее в терминах 15 , мы приходим к понятию 4 массы. Всякое 16 - это 9 единство двух факторов: меньшинств и массы. Меньшинства - это 8 особого достоинства. Масса - это множество людей без особых достоинств. То, что раньше воспринималось как количество, теперь предстает перед нами как 19 , оно становится общим социальным признаком человека без 1 , безликого "общего типа". 6. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.8 баллов Ответ: Перевод латинского и греческого терминаОбщественные явленияТермины и их значения"Пласт" Социальная дифференциацияСтрата - элемент социальной структуры, конструируемый на основании многомерной классификации и организуемый в иерархический порядок."Нахожусь в достатке"Внешнеэкономические связиАвтаркия - политика экономического обособления, проводимая страной, регионом, направленная на создание изолированной, замкнутой, независимой экономики"Корень"ИдеологияРадикализм - социально-политические идеи и действия, направленные на решительное изменение существующих институтов. "Верный"ВластьЛояльность - верность действующим законам, постановлениям органов власти 7. Установите лишний элемент в каждом ряду. Свой выбор объясните. 4балла. a. Производство- не относится к правомочиям собственности b. двухпартийная система -не является избирательной системой, c. модернизация -не относится к индивиду d. К.Маркс -не придерживался теории локальных цивилизаций) 8. Проанализируйте приведенные факты. В них содержится информация о действии политических норм. Их типы названы в таблице. К каким типам относится каждая из описанных норм. Впишите порядковые номера в соответствующие графы таблицы.9 баллов. Правовые нормыКорпоративные нормыОбычаиНормы моралиСимволы и атрибуты1,43,756,82,9 9.При подготовке мультимедийной презентации по обществоведению компьютер дал сбой, и подготовленные слайды - изображения, суть философских теорий, в которых представлены философские направления XX века, оказались вперемешку в "корзине". Их необходимо систематизировать. Для этого их надо сопоставить и свести в таблицу. В первой колонке таблицы указаны философские направления XX века За каждую правильную позицию 1 балл, всего 8 баллов. Философия XX векаФилософское направлениеГлавный философский интересМыслителиФеноменологияIII4ГерменевтикаII2Аналитическая философияIV3ПостмодернизмI1 10.Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. максимальное количество 8 баллов Юридические факты, проступок, правомерное, преступление, событие, действие, неправомерное, юридические акты. 11.Большинство понятий и терминов современного обществознания имеют греческие и латинские корни. Перед вами слова, полученные путем их буквального перевода на русский язык. Ваша задача назвать соответствующий русскому переводу научный термин.За каждую правильную позицию 1 балл, всего 10 баллов 1. Философия 2. Экономика 3. Футурология 4. Теология 5. Аристократия 6. Коррупция 7. Социология 8. Схоластика 9. Олигархия 10. Демагоги 12.Решите кроссворд. Дайте определение понятия, получившегося в выделенной вертикальной строке. Максимальное количество 11 баллов По горизонтали. 1. Основное, исходное положение научной теории. 2. Возможность повелевать, распоряжаться действиями другого человека. 3. Основной закон государства. 4. Система исторически сложившихся норм, правил поведения. 5. Глава государства в Российской Федерации. 6. Соглашение, устанавливающее взаимные обязательства. 7. Нужда в чем-либо. 8. Политическая организация, представляющая интересы тех или иных социальных групп. 9. Изменение, рост. 10. Представительный орган. 1. Принцип. 2. Власть 3. Конституция 4. Мораль 5. президент 6. Договор 7. Потребность 8. партия 9. Развитие 10. Парламент. Полученное слово: патриотизм - любовь к Родине. 13.Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения двух обществоведческих понятий. Назовите их. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этом лингвистическом конструкторе вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр. Максимальное количество - 6 баллов Организация, политика, индивидуальные особенности, выражающая интересы социальных групп, личность, обеспечивающая ей успех, объединение, активная часть общества, легкость овладения ею, участвующая в борьбе за власть, деятельность. Политическая партия - организация, выражающая интересы социальных групп, активная часть общества, участвующая в борьбе за власть Способности - индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ей успех в деятельности, легкость овладения ею. 14 Перед вами обработанные статистические данные, характеризующие роль 300 крупнейших отечественных агропредприятий в сельском хозяйстве России. Экономисты считают, что эти данные показывают преимущества крупного сельскохозяйственного производства перед мелкими. Используя цифровые данные и термины диаграммы, восстановите их аргументацию. Аргументация должна быть максимально полной. Максимальное количество 15 баллов Из диаграммы видно, что на долю 2% крупнейших агропредприятий приходится более 25% валового дохода и более 40% прибыли, получаемой в сельском хозяйстве. При этом доля прибыли у крупнейших предприятий выше доли валового дохода. Известно, что прибыль определяется разностью между доходом и расходом. Это значит, что расходы на производство единицы продукции у них меньше, чем у мелких производителей 15 Известный английский писатель Дж.Оруэлл обратил внимание на то, что "заповедь старых деспотий начиналась словами: "Не смей". В отличие от деспотий, тоталитарные режимы говорят человеку: "Ты должен". В чем различия в требованиях деспотий и тоталитарных режимов? Что в них общего? Какая формула действует в отношении граждан при демократическом режиме? Максимальное количество 6 баллов. 1. Различия: деспотия запрещает человеку определенные действия, тоталитаризм требует от него определенные действия, тоталитаризм требует от него определенных поступков, апеллируя к долгу. Важно указать роль идеологии при тоталитарном режиме. 2. Общее: эти требования однотипны, поскольку навязывают человеку внешнюю волю, подавляя волю внутреннюю. 3. "Разрешено все, что не запрещено законом" ("Ты имеешь право"). Важно употребление термина "общедозволенный порядок" (а не разрешительный). 16 В науках об обществе есть термины и понятия, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю или литературных персонажей, олицетворяющих собой то или иное общественное явление. Перед вами три таких термина. Максимальное количество 12 баллов Укажите: 1) Краткое определение термина 2) Фамилию исторического деятеля или персонажа, кем он являлся. 1 .Прудонизм - философско-социологическая концепция П.Ж.Прудона, выступавшего за мелкую собственность, не связанную с эксплуатацией наемного труда, - за экономические реформы в сфере обращения, с помощью которых можно осуществить соц. революцию мирным путем на основе классового сотрудничества пролетариата и буржуазии. - за мирную ликвидацию государства и замену его договорными отношениями между отдельными производителями, группами. Пьер-Жозеф Прудон - знаменитый французский мыслитель и экономист один из основателей теоретического анархизма. 2. Маниловщина - беспочвенная мечтательность, пассивно-благодушное к действительности. По имени Манилова, персонажа "Мертвых душ" Гоголя. 17. Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания. Обратите внимание имен мыслителей больше, чем высказываний Максимальное количество - 6 баллов ВысказыванияИмена мыслителей1) "Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого" 2) "Богатство - не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться" 3) "Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта..." 4) "Государственная структура должна непременно учитывать традиции народа" 5) "История до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов" 6) "Люди должны получать прибыль пропорционально своим затратам и риску"a. А.И.Солженицын b. К.Маркс c. Д.Юм d. Наполеон Бонапарт e. И.Кант f. М. Бакунин g. Ж-Ж Руссо h. Ф.Вольтер17. 1- F 2 - D 3 - E 4 - A 5 - B 6 - C Задания второго и третьего туров проверяются согласно тем рекомендациям, которые даны учащимся. Общее количество баллов: 1 тур - 142 балла, 2 тур - 20, 3 тур - 10 баллов, итого - 172 балла.


1. Выберите из предложенного списка типы налоговых ставок:А) прямаяБ) регрессивнаяВ) косвеннаяГ) прогрессивнаяД) пропорциональная
2. Выберите из предложенного списка типы легитимности по Максу Веберу:А) рационально-легальнаяБ) тоталитарнаяВ) демократическаяГ) харизматическаяД) традиционная
3. Назовите обстоятельства, исключающие преступность деяния и уголовнуюответственность:А) беременностьБ) необходимая оборонаВ) обоснованный рискГ) алкогольное опьянениеД) исполнение приказа или распоряжения
4. Выберите из предложенного списка методы монетарной политикигосударства:А) изменение процентных ставок по кредитамБ) изменение ставок рефинансированияВ) изменение ставки налогаГ) изменение государственных расходовД) покупка или продажа государственных ценных бумаг
5. Что характеризует общество как динамичную систему?А) наличие общественных отношенийБ) сохранение связи с природойВ) наличие социальных институтовГ) самоорганизация и саморазвитие
6. Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, – этоА) выводы, полученные научным путемБ) суждения, лишенные субъективных оценокВ) исчерпывающее знание о предметеГ) экспериментально установленные факты
7. Развитие химии позволило создать новые, более эффективные лекарства, спасающие человечество от множества болезней. Какая функция науки проявилась в этом факте?А) объяснительнаяБ) прогностическаяВ) социальнаяГ) мировоззренческая
8. Верны ли следующие суждения об ответственности личности?1 - Ответственность предполагает предвидение последствий собственных поступков.2 - Ответственность предполагает оценку собственных поступков с точки зрения их социальной направленности.А) верно только первое суждениеБ) верно только второе суждениеВ) верны оба сужденияГ) оба суждения неверны
9. Необходимым условием развития рыночной экономики являетсяА) устранение неравенства доходов населенияБ) увеличение расходов государственного бюджетаВ) частная собственность на средства производстваГ) превышение предложения над спросом
10. Доход, получаемый собственником от денежных сбережений на личном счете, – этоА) банковский процентБ) прибыльВ) бонусГ) дивиденды

2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»)
2.1. Престиж- уважение к занимаемому человеком социальному положению, сложившееся в общественном мнении.________
2.2. Для расчетов уровня жизни по стране используется показатель ВНП в расчете на душу трудоспособного населения.___________
2.3. Приоритет интересов государства над интересами человека – обязательный признак гражданского общества.___________
2.4. Переход от «общества досуга» к «трудовому обществу» - общемировая тенденция._________
2.5. Религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.________
2.6. Новаторские предложения могут быть проявлениями девиантного поведения.________
2.7. Обобщенные итоги достижений человеческого познания являются основой обыденного мировоззрения человека.___________
По 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 7 баллов

3.1. Индуизм, синтоизм, конфуцианство, иудаизм.

3.2. Принятие новой конституции государства, выборы мэра города, проведение митинга с требованием осуществления государственных реформ.
____________________________________________________________________________________________


4.1. Дыхание, питание, общение, движение, воспроизводство рода.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.2. Вексель, облигация, деньги, акция, приватизационный чек
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Типы обществ
1. Аграрное общество
2. Индустриальное общество
3.Информационное общество
Текстовые фрагменты.
А. «Выборы через Интернет могут стать реальностью»,- сообщает информационное Росбалт
Б. По высказыванию всероссийского старосты М.И. Калинина - Морозовская стачка «…это первая стачка, которая приобрела политический оттенок, первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение».В. WEBMONEY ДЛЯ ВАС:
- Экономия времени и денежных средств.
- Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля.
Г. Эти племена, славяне и анты считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми. Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.
Д. Чрезмерные капиталовложения в тяжелую промышленность подорвали финансовую систему страны. Нехватка средств заставила государство прибегнуть к принудительным внутренним займам. В течение многих лет граждане СССР «подписывались на заем» в размере одно- двухнедельного заработка.
Е. А рыцари без ссор и беззлобно проводят остаток дня, соревнуясь между собой. Кто берет верх в той игре, которою развлекался, того Артур награждает каким-либо щедрым подарком. По истечении трёх первых дней этих празднеств, созываются все, кого он возвысил и кто ему подчинен, и он жалует их всевозможными милостями.
Ж. Наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни; наука становится массовым видом деятельности.
З. «Люди больше не связаны между собой кастами, корпорациями или родами и потому весьма сильно склоняются к тому, чтобы заниматься исключительно своими интересами и впасть в индивидуализм»
(А.де Токвиль)
1
2
3

6.1. В детскую поликлинику одного из районов Брянска подбросили маленького мальчика. Кто является его родителями и где они, установить так и не удалось.
Гражданином какого государства будет являться мальчик? Свой ответ обоснуйте.

6.2. 17-летний Константин Волков устроился на предприятие «Сфера». Он заключил трудовой договор, куда с его согласия было включено условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По окончании трех месяцев испытательного срока Волкова уволили, признав неудовлетворительными результаты испытания.
Правомерно ли увольнение Волкова? Свое мнение обоснуйте.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7
Семья гражданина N состоит из 6 человек. Бабушке 65 лет, она уже не работает; гражданину N 40 лет, он работает главным экономистом в банке; его жене 37 лет, она химик-технолог, но сейчас находится в отпуске по уходу за годовалым ребенком; сыну гражданина N
19 лет, он студент-отличник очного отделения государственного вуза и учится за счёт средств бюджета; дочке гражданина N 8 лет, она ученица 2 класса.
Назовите основные статьи дохода семьи гражданина N._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(2 балла)
8. Установите соответствие между видами юридической ответственности и отраслями права:
штрафа) гражданское право
взыскание неустойкиб) административное право
компенсация морального вреда
лишение специального права
дисквалификация
конфискация орудия совершения правонарушения
1 2 3 4 5 6
(6 баллов)

9. Заполните пропуски в рядах:
Право участвовать в управлении государством -….. право;
Право на жилище - …… право;
Право на неприкосновенность частной жизни …. право;
Партия, победившая на выборах и сформировавшая правительство -…..партия;
Партия, выступающая за коренное и насильственное переустройство общества…..партия;
6. Партия, предлагающая альтернативную правительственной программу общественного развития - ….. партия
баллов)
10.В тексте вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в единственном числе, прилагательные – в форме мужского рода. Одни и те же слова могут повторяться. Обратите внимание, что в списке есть слова, которые в тексте встречаться не должны.
«Что же мы видим, что нас поражает? Мы видим…, которая завладела и пользуется всеми просторами и всеми благами цивилизации. …., её составляющие, существовали и раньше, но каждый из них занимал своё место – в … , в городе. Раньше они занимали задний план сцены, теперь они вышли на авансцену. … - понятие количественное и видимое. Выражая её в терминах …, мы приходим к понятию… массы. Всякое … - это …единство двух факторов: меньшинств и массы. Меньшинства – это …особого достоинства. Масса – это множество людей без особых достоинств. То, что раньше воспринималось как количество, теперь предстаёт перед нами как …, оно становится общим социальным признаком человека без…, безликого, «общего типа». (Х. Ортега-и- Гассет, философ).
1.Индивидуальность. 2. Политология. 3. Партия. 4. Социальный. 5. Статичный. 6. Толпа. 7. Семья. 8. Личность. 9. Динамический. 10. Экономический. 11. Государство. 12. Страта. 13. Деревня. 14. Характеристика. 15. Социология. 16. Общество. 17. Индивид. 18. Признак. 19. Качество. 20. Класс.
(11 баллов)
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
«Разбойник с большой дороги, участвует ли он в шайке или грабит в одиночку, равно остаётся грабителем; и нация, затевающая несправедливую войну, есть не что иное, как большая шайка грабителей» (Б. Франклин).«Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом»(В.Г. Белинский).«Кто прощает преступление, становится его сообщником» (Вольтер).«Бизнес – это сочетание войны и спорта» (А. Моруа).«Демократия – это право делать неправильный выбор» (Дж. Патрик). «Кто не идёт в университет как в храм науки, тот идёт в него как в преддверие карьеры» (Д.И. Писарев).
(8 баллов)

Олимпиада школьников по обществознанию. 10-11 классы.
Критерии оценивания
Выберите верный ответ (один или несколько):
Ответы на тесты
Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ Б, Г, Д А, Г, Д Б, В, Д А, Б, Д Г
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 №10 № 10
Ответ В В В В А А
По 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 10 баллов
2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:
2.1-да
2.2-нет
2.3-нет
2.4-нет
2.5-да
2.6-да
2.7-нет
По 1 баллу за каждую позицию, всего 7 баллов
3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.
3.1. – Национальные религии. 3.2. – Проявления политической деятельности.
По 2 балла за каждый правильный ответ, всего 4 балла
4. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.
4.1. – Общение – социальная потребность, остальное – первичные (физиологические) потребности человека.
4.2.Деньги, все остальное – виды ценных бумаг.
По 1 баллу за указанное лишнее понятие и до 2 баллов за объяснение, всего 6 баллов.
5. Соотнесите исторический тип общества с фрагментами, его характеризующими.
По 1 баллу за каждое верное соотнесение, всего 8 баллов.
1 Г,Е2 Б,Д,З
3 А,В,Ж
6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:
По 1 баллу за верный ответ и до 2 баллов за обоснование, всего 6 баллов.
6.1.Мальчик является гражданином РФ. (1 балл) По закону «О гражданстве РФ» ребенок, родившийся на территории РФ, если оба его родители неизвестны, является гражданином РФ. Т.н. «принцип почвы». (2 балла)
6.2. Нет. (1 балл). По Трудовому кодексу РФ для лиц, не достигших 18 лет, испытательный срок при приеме на работу не устанавливается. (2 балла). Всего 6 баллов.
7. Пенсия, пособие по уходу за ребенком, стипендия, заработная плата.
(2 балла)
8 1-б, 2-а, 3-а, 4-б, 5-б, 6-б
По 1баллу за каждый верный ответ, максимальный балл-6
9. 9.1 –политическое, 9.2 – социальное,9.3 – личное, 9.4 - правящая, 9.5 – революционная, 6.6 – оппозиционная (по 2 балла – всего 12 баллов);
10- 6, 17,13, 6, 15, 4, 16, 9, 8, 19, 1. (По 1 баллу за каждое верно вставленное слово – всего 11 баллов);
11.
Критерии оценивания ответа задания 11
К1 Смысл высказывания раскрыт – 3 балла. Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа свидетельствует о его понимании - 1 балл. Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании - 0 баллов.
К2 Представлена собственная позиция с аргументацией - 2 балл. Представлена собственная позиция без пояснения -1 баллСобственная позиция не представлена - 0 баллов.
К3 Суждения и аргументы раскрывается с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал - 3 балла.Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений - 1 балл. Суждения и аргументы не приведены - 0 баллов.
Максимальный балл за эссе- 8 баллов.
Итого за работу-80 баллов

«Народ всегда прав», «Весь народ ошибаться не может», «Глас народа — глас божий» — все эти выражения, как аксиомы, не требующие доказательств. Но на самом деле всё наоборот: история — это цепочка ошибок групп людей, стран и целых народов.

«Заблуждение не перестает быть заблуждением от того, что большинство разделяет его.» - Лев Толстой.

1. Рабство

На фото: 100 долларов США с изображением негров-рабов, 1862 год.

Возьмем самое простое — устройство государства «тогда и сейчас». Собственность в виде людей есть на Земле до сих пор, а до второй половины 19 века воспринималось большинством как нормальное положение. И существовало во вполне развитых странах того времени, признаное народом и властью, как в России и США. Реально рабство на протяжении последних 5000 лет существовало почти повсюду. А считаться чем-то диким в развитых странах только последние 100 лет.

2. Иисус Хритос

«Распни, распни Его!», картина Михая Мункачи, 1881 год.

Народ Иерусалима демократическим путем, почти единогласно, решил послать на крест Христа и освободить разбойника Варраву, когда прокуратор Понтий Пилат дал им сделать такой выбор, да еще и явно намекал на то, что именно Иисус заслуживает милосердия. Народ ничего не хотел слышать.

3. Заблуждения об окружающем мире

Один из самых очевидных примеров неправоты большинства на протяжении всей истории является наука. Например, от начала времен до Средневековья (да и позже) почти во всех известных исторических источниках говорится, что у народов было представление о Земле, как о плоскости. То, что планета круглая стало понятно большинству по историческим меркам сравнительно недавно.

3. Падение Западной Римской империя

«Падение Римской империи», картина Томаса Коула, 1841 год.

По большому счету Римская империя пала от косности народа. Люди не хотели ничего не менять и верили, что государство, объединившее в своих границах разные народы, с различными религиями, традициями, языками, но живущее по правилам одного народа и, к тому же, построенное на рабском труде, может существовать вечно.

Однако, верность народа традициям империи и нежелание адаптироваться под меняющееся течение истории привело величайшее государство в истории человечества к краху.

Римская империя — одно из последних примеров того, где можно формально признать роль именно народа в доведении своего государства до ручки. После, на долгие века, миром правили короли, цари, султаны и императоры.

4. Первая мировая война и Россия

Патриотическая демонстрация в 1914 году.

Когда Россия вступила в Первую мировую войну в августе 1914 года страну охватил небывалый патриотический подъем. Он был реально небывалым. Достаточно вспомнить, что иностранное название столицы — Петербург был изменено на русское — Петроград. Императора Николая II, после долгих лет скептического отношения к нему в отдельных слоях общества, теперь обожали все.

Плакат тех времен.

Первые дни войны в историографии получили название священного единения. Тысячи людей уходили на фронт добровольцами, например поэт Николай Гумилев, писатель Владимир Вересаев и другие. На улицах городов происходили патриотические манифестации, которые, заметим, никто не организовывал сверху. Демонстранты несли лозунги «Крест на святую Софию!», «Победа России и славянству!» и тому подобные.

Даже самые яркие провокаторы и обличители общества – футуристы – выступали с патриотическими стихами. Так, Владимир Маяковский стал автором стихотворения «Мама и убитый немцами вечер».

Этот же народ, захлебывавшийся от патриотизма и любви к царю, спустя менее чем три года, уничтожил Российскую империю.

5. Третий Рейх

Германский народ в 30-е годы ХХ века.

В июле 1932 года национал-социалисты собрали 37 % голосов на выборах в Германии - больше всех остальных партий. 30 января 1933 года глава партии — Адольф Гитлер стал рейхсканцлером. Уже 14 июля 1933 года все партии, кроме нацистской, были запрещены. Это простота политической системы, теория расового превосходства, расизм, антисемитизм, подавление всего, что не нравится большинству, вкупе с военными и экономическими успехами так приглянулись немецкому народу, что он обожал фюрера и нацистскую идеологию вплоть до мая 1945 года.

Только проигрыш в войне помог немцам понять, что они способствовали уничтожению людей в до этого невиданных в истории масштабах, в том числе и самих немцев.

6. Фашистская Италия Муссолини

Мусоллини на митинге в Риме.

Примерно тоже, что и в Германии произошло в Италии, только раньше. Кстати, именно Италия была фашистским государством, в то время как Германия — нацистским. 24 марта 1929 прошли выборы в парламент которые показали, что Италия добровольно принимает фашизм. К власти пришел Бенито Муссолини — человек, который и придумал фашизм.

Фашизм = это смесь, которая объединила тоталитаризм, национализм, антикоммунизм, антикапитализм и антилиберализм в корпоративное государство. Корпоративное гос-во отличает высокий уровень контроля государства над всеми жизненно-важными сферами.

У Мусоллини вообще почти не было серьезной оппозиции в Италии, даже когда не проводились против нее репрессии. Просто его очень любил народ. Тем более, что он постоянно говорил о величии Италии, как продолжателя дела Рима, и тратил большие денежные суммы на престижные международные проекты.

В результате Италия оказалась среди проигравших Вторую мировую войну стран. Правда, она избежала участи Германии, не подвергнувшись таким разрушениям. Отчасти и потому что собственно Муссолини был смещен от власти еще в 1943 году.

7. Сталин в СССР

Советский Плакат времен правления Сталина.

Сталин не приходил к власти в результате свободного волеизъявления граждан, но кто скажет, что у Сталина был низкий рейтинг среди совестких людей? Народ его боготворил. То что это было так говорит хотя бы тот факт, что это во многом до сих сохранилось. Что в результате?

Миллионы погибших непонятно за что, уничтожение крестьянства как класса, голод, репрессии против целых народов, развязанная Вторая мировая, на которой погибло 27 миллионов советских людей и нанесение генофонду нации и его социально-общественным устоям такого ущерба от которого страна не оправится, скорее всего, никогда.

Только одна цифра: по подсчетам некоторых демографов, если бы не сталинские репрессии и война, население Советского Союза к началу 90-х годов составляло бы примерно 600 млн человек.

8. Культурная революция в Китае

Танец лояльности Мао, в исполнеии 5-летней девочки. Такие ритуалы должны были выполнять истинные борцы с ревизионизмом.

Культурная революция в Китае времен правления Мао Цзэдуна, пожалуй, самый массовый политический психоз в истории человечества. Просто потому что китайцев очень много. Коммунистический лидер с помощью культурной революции в середине 60-х втянул миллиардную страну по сути во внутри партийную разборку.

Суть культурной революции заключалась в том, что Мао провозгласил абсурдный тезис о «классовой борьбе при диктатуре пролетариата» и «борьбе с ревизионизмом». Проще говоря, он обвинил своих противников в отходе от истиного коммунизма и с помощью народных масс устроил грандиозную чистку.

«Революция» длилась 10 лет и именно тогда популярность в народе Мао достигла своего пика. Более того, по сути эпоха «революция» стала примером правления в стране ликующей гопоты.

Так 26 июля 1966 года учащихся всех школ и университетов отпустили на шестимесячные каникулы, которые способствовал разгулу молодёжи и пополнению рядов хунвэйбинов дополнительными 50 миллионами несовершеннолетних учащихся.Мао фактически отдал власть бандам революционной молодежи, которая творила полный беспредел. Последствия привели к тому, что погибло кучу народу, воцарился культ личности Мао, а Китай был отброшен в своем развитии на десятки лет.

9. Пол Пот в Камбодже


Карта Камбоджи (Кампучии) из черепов.

Пол Пот (наст. имя Салот Сар) лидер «красных кхмеров», а затем правитель Камбоджи — страны в Юго-Восточной Азии граничащей с Лаосом и Вьетнамом. Кхмеры бились с королевским режимом и поддерживающим его американским военным контингентом. Вначале это была кучка прокоммунистических фанатиков, вдохновленная войной во Вьетнаме,между США и Северным Вьетнамом.

Но затем его стали поддерживать беднейшие крестьяне, составляющие подавляющее число населения страны и красные кхмеры одержали военную победу, которой от них никто не ожидал — взяли столицу страны Пномпень.

Население Пномпеня вышло приветствовать «освободителей», свергнувших лонноловский режим, но никто не подозревал, что новая власть начнёт «очищать» города. Практически сразу после взятия столицы все жители 2,5 миллионного Пномпеня в течение 72 часов были выселены из столицы. Сотни тысяч людей, в том числе стариков, инвалидов и беременных женщин, заставили двинуться пешком в долгий путь в условиях самого жаркого тропического сезона. Десятки тысяч были расстреляны в дорог, еще больше погибло уже в сельской местности.

Отряды красных кхмеров при помощи кувалд и ломов уничтожали по всей стране автомобили, электронику, промышленное оборудование и строительную технику. Уничтожались даже бытовые приборы: электробритвы, швейные машинки, магнитофоны, холодильники.

За первый год своего правления Пол Поту удалось полностью разрушить всю экономику страны и все ее политические и социальные институты.

И это лишь небольшой эпизод за 3,5 года правления красных кхмеров. Правление Пол Пота, сопровождавшееся массовыми репрессиями и голодом, привело к гибели, по разным оценкам, от 1 до 3,5 млн человек в Камбодже. По самым скромным оценкам, погиб КАЖДЫЙ СЕДЬМОЙ. А по нескромным - 40% населения.

Характерно, что нашлось немало камбоджийцев, которых вполне устраивало положение дел при красных кхмерах. Ведь как приятно осознавать, что у соседа штаны ничуть не лучше твоих; легко жить, когда не надо ни о чем задумываться; тяжкая ноша свободы выбора снята с твоих плеч, а ты знай-расчищай тростник да пой про священную ненависть трудящихся.

Обезумевших красных кхмеров выгнали из большей части страны только иностранцы — вьетнамцы, которые вошли в Пномпень в 1979 году. Но до конца 90-х годов кхмеры воевали с «буржуями» на севере страны. Сам Пол Пот умер только в 1998 году. За несколько месяцев до смерти он успел дать интервью для гонконгского журнала «Фар истерн экономик ревью», где сказал, что « все, что он делал, он делал из любви и жалости к людям« , и категорически отказался признать вину в геноциде своего народа, напирая на то, что все это выдумки врагов.

Многие в Камбодже до сих пор считают Пол Пота великим лидером — сильная рука, особый путь, не давал страну на поругание врагам..

10. Популистские режимы в развивающихся странах. Например, Венесуэла и Беларусь

Александр Лукашенко, мальчик Коля и Уго Чавес

«Популизм» — политическая стратегия, когда харизматичный лидер напрямую апеллирует к широким массам, минуя какие-либо посреднические политические институты. Особую неприязнь у популистов вызывают политические партии: популисты никогда не полагаются на них, а если и создают какую-либо партию, то она служит лишь их личным интересам.

Классики популизма — это Уго Чавес в Венесуеле и Александр Лукашенко в Белоруссии.

На президентских выборах 1998 года Уго Чавес набрал 57% голосов. Основным лозунгом предвыборной кампании нового президента было обещание заменить несправедливый порядок новым демократическим строем, отвечающим нуждам людей. В реальности это выражалось в создании образа врага из США, на происки которых сваливались неуспехи в стране, разделении страны на «большинство» из простых людей и оппозиционное меньшинство из образованных и обеспеченных граждан, а также трата бюджета, который во многом формировался за счет добычи нефти, на всё возрастающие социальные нужды малопроизводительного «трудового населения».

Чавес пробыл у власти в общей сложности почти 13 лет, сейчас страну возглавляет его идейный приемник — президент Мадуро. Буквально в этом месяце в небольшой стране, продавшей нефти на 114 милилардов долларов, были введены карточки на продовольствие.

Александр Лукашенко победил на выборах президента Белоруссии в 1994 году. Это были последние честные выборы главы государства в этой стране и народ выбрал Лукашенко за обещания борьбы с коррупцией и последствием мелких и непоследовательных либеральных реформ, начатых в стране в начале 90-х. По сути Лукашенко пообещал народу возврат в СССР, что те с энтузиазмом приняли.

Телевизионный образ Лукашенко всегда был симпатичен простым людям. Если его показывают во время правительственной встречи, он всегда ругает министров за плохую работу; если он едет в регионы, то всегда посещает заводы или колхозы и общается с рабочими и крестьянами, выслушивает их проблемы и на месте отдает администрации приказ «всё решить». Он приобрел имидж спортивного человека: играет в хоккей, катается на лыжах и любит большой теннис. Президент позиционирует себя в качестве простого человека, который посвятил жизнь служению своему народу.

Здесь надо отметить, что режим Лукашенко не был бы возможен без поддержки властей России, которые традиционно опасается интеграции бывших западных республик СССР в Европу и в, конечном, счете НАТО. Российские субсидии белорусской экономике в виде снабжения дешевыми газом и нефтью, которые правительство использует на внутреннем рынке, а также экспортирует их – но уже по более высоким ценам – европейским потребителям и использует доходы для поддержания режима.

Как и Венесуэла (лишь с тем отличием что в Венесуэле нефть своя, а в Белоруссии чужая), Беларусь является государством-рентополучателем и полностью зависит от цен на энергоресурсы.

Недаром все кризисы в экономике Белоруссии совпадают с кризисами в экономике России. И если в РФ настанут тяжелые времена, то режим в Белоруссии и ее народ пострадает даже больше, чем собственно россияне.

Исторический опыт свидетельствует, что чем дольше такого рода режимы находятся у власти,тем более тяжелый и затяжной кризис ждет народы таких стран в будущем.

В конце одна цитата: «Мнение большинства не всегда верно. Ни миллиард мух, ни два, ни три, ни даже больше не убедят меня, что говно – это вкусно».- Иосиф Египетский.

, .