Полное имя цицерона. Гибель Марка Туллия Цицерона (Marcus Tullius Cicero)

Марк Туллий Цицерон (рожд. 3 января 106 год до н. э. - смерть 7 декабря 43 год до н. э.) - древнеримский политический деятель, оратор, философ, консул.

Детство и юность

Марк Туллий Цицерон родился 3 января в поместье поблизости Арпина. Род его принадлежал к сословию всадников. Цицерон получил хорошее воспитание под руководством своих родителей. Потом отец привез его и младшего брата Квинта в Рим, где имел собственный дом, и отправил учиться в общественную школу к самым лучшим греческим учителям. В те времена в Риме жил греческий поэт Архий, занимавшийся объяснением богатым римлянам произведений греческой поэзии.

Отец Цицерона не побоялся издержек, чтобы доверить своего много обещавшего сына этому наставнику, и 15-ти летний мальчик до такой степени сильно пристрастился к поэзии, что не без успеха пробовал в ней свои силы. Его юношеские стихотворения являлись опытами, которые вели Цицерона к настоящему его призванию - красноречию, в котором он впоследствии отличался таким необыкновенным искусством.

В 16-ти летнем возрасте с Цицерона, по римскому обычаю, было публично снято детское платье, и он был облачен в мужскую тогу. Во время этого торжества его сопровождали все друзья и клиенты семьи на форум, а оттуда в Капитолий, где им было получено торжественное посвящение. С этого времени Цицерон начал заботиться о том, чтобы приобрести те познания, которые необходимы для занятия государственных должностей.

Обучение

К таким наукам относилось красноречие и всестороннее знание государственного устройства и римского права. Римское право Цицерон изучал под руководством замечательных знатоков, обоих Сцевол, авгура и жреца, слушая их беседы с огромным вниманием. Вместе с тем он с большим рвением занимался риторическими упражнениями. Каждый день Цицерон читал, писал или переводил что-то и, если знакомился с каким-либо замечательным произведением, то всякий раз повторял вслух все содержание и порядок развития основной мысли книги или перед самим собой, а еще чаще перед собранием своих друзей; это он делал до самого преклонного возраста.

Такого рода усиленные занятия прерывались только на самое короткое время, когда Цицерон в 89 году участвовал в походе во время союзнической войны. По окончании похода Цицерон тотчас же вновь принялся за свои ученые занятия и обратил особое внимание на философию. Философию вначале преподавал Цицерону эпикуреец Федр, потом академик Филон, а под конец стоик Диодот. Цицерон изучал произведения великих греческих философов и старался усвоить себе их взгляды на богов и мир, на назначение человека, на сущность души, на правду и справедливость, на добродетели и пороки, на законы, нравы и обычаи, на государственные учреждения и воспитание.

Он занимался сравнением их учений между собой, вступал в беседы об изучаемых предметах с опытными людьми и выслушивал их разъяснения многих трудных мест в творениях других писателей. Благодаря такому способу, Цицерон в скором времени приобрел искусство говорить целыми часами изящно и связно, не подготавливая заранее своих речей. Он не прерывал и письменных занятий и таким образом одновременно смог достичь замечательного искусства как в письменном, так и в устном изложении своих мыслей.

Для того, чтобы практически подготовиться к занятиям красноречием, Цицерон каждый день приходил на судебные заседания, где мог слушать обвинительные и защитительные речи. Образцом в судебном красноречии он избрал знаменитого адвоката Гортензия. После такой подготовки Марк Туллий Цицерон решился в конце концов сам выступить публично в качестве защитника.


Он выступил адвокатом некоего Росция из Америя. Он был обвинен в отцеубийстве, и всем было известно, что за обвинителями скрывается любимец Суллы Хрисогон, который за бесценок купил имущество убитого. Цицерон в своей речи не побоялся заклеймить всесильного Хрисогона, и юношу оправдали. Остерегаясь преследования со стороны Суллы, молодой оратор вместе с братом уехал в Грецию и Малую Азию. Здесь он осмотрел достопримечательности знаменитых городов, посетил известнейших, ораторов и философов, провел шесть месяцев в Афинах и ежедневно упражнялся с самыми искусными и опытными греческими учителями в философских беседах и обыкновенных разговорах; при этом он так хорошо научился говорить по-гречески, что в нем почти не замечали чужеземца.

Там же Цицерон свел дружбу на всю жизнь с римским всадником Титом Помпонием, который в течении многих лет занимался науками в Афинах и имел прозвище Аттика. На обратном пути Цицерон посетил остров Родос. Там он был удостоен величайшей похвалы своему искусству. В те времена на Родосе жил один из известных учителей красноречия, Молон.

Цицерон начал посещать его школу. Когда он явился, учитель задал ему тему для речи без предварительной подготовки. Цицерон тотчас стал говорить и в изложении и развитии темы высказал такое изобилие мыслей, такое редкое изящество выражения и такую благородную плавность и благозвучность речи, что, когда он закончил, зала огласилась громкими рукоплесканиями. Лишь один Молон оставался сидеть безмолвно на своем кресле, и это беспокоило молодого оратора. Но когда один из учеников спросил Молона о причине его молчания, тот ответил: «Ты меня сильно огорчил, Цицерон; твои предки отняли у нас свободу, достояние и власть, но оставили нам славу искусства и ума. Ты же уносишь с собою за море и эту славу».

Начало политической карьеры

Тем временем умер Сулла. Цицерон вернулся в Рим и начал заниматься адвокатской деятельностью, пока не достиг столь желанного 31 года, возраста, когда он, по римским законам, получил право добиваться звания квестора, самой низшей государственной должности. Для того, чтобы народ мог ознакомиться с кандидатами, эти кандидаты на протяжении какого-то времени расхаживали среди народа, приветствовали каждого гражданина его именем (при этом пользовались услугами рабов, которые знали в лицо всех граждан) и дружеским пожатием руки просили подать за них голос в день выборов. Они ходили в белой тоге, которая называлась «тога кандида», отсюда и название «кандидат», дожившее доныне.

Цицерона, которого уже давно полюбили за его речи, был выбран огромным большинством голосов на одну из 20-ти квесторских должностей, которые раздавались каждый год. Каждый проконсул и каждый претор получали к себе в провинцию такого квестора, и Цицерону по жребию выпала Сицилия (в 76 г. до Р. X.). Своим бескорыстием, справедливостью и обходительным обращением Цицерон заслужил там такое всеобщее расположение, что при отъезде города Сицилии избрали его своим патроном (покровителем) в Риме.

Только по достижении 36-ти летнего возраста возможно было получить следующую государственную должность - звание эдила. До этого времени Цицерон занимался ведением судебных дел. Из них самым знаменитым было дело против Верреса. Этот Веррес в качестве претора на протяжении 3-х лет по-разбойничьи грабил Сицилию: вывозил статуи из храмов, дорогие картины и ковры из домов частных лиц, брал взятки при всяком удобном случае. Жители Сицилии обратились к Цицерону, как к своему патрону, с жалобой на Верреса. Цицерон произнес в суде пламенную и убедительную речь, и Веррес, несмотря на то, что его адвокатом был сам Гортензий, вынужден был удалиться в изгнание.

В 69 году Цицерона избрали эдилом. Те кто состоял в этой должности обязаны были наблюдать за зданиями, улицами, рынками, общественными играми. Надзор за играми составлял довольно дорогостоящую обязанность. Кроме государственных затрат на представления, эдилы должны были расходовать и свои средства. Этим обстоятельством эдилы пользовались для приобретения себе популярности. Народ принимал это в соображение, и впоследствии эдилы вознаграждались или назначением на высшие должности, или предоставлением в управление богатых наместничеств. При этих расходах Цицерон придерживался середины между расточительностью и скупостью и на протяжении годичного исправления эдильской должности смог заслужить любовь и уважение сограждан.

Марк Туллий Цицерон произносит речь в сенате

Потом Цицерону довелось вновь выжидать еще 2 года, прежде чем получить право добиваться следующей должности - претора. В то время было 8 преторов, они были председателями судов и по своему сану занимали первое место после консулов. В этой судебной должности Цицерон имел возможность показать в лучшем свете как свою справедливость, так и свое знание законов. Всеобщее одобрение, заслуженное им в этой должности, увеличило его славу и облегчило его путь к консульству. Все свои свободные часы он посвящал защите своих друзей, когда их обвиняли в судах других преторов, каждодневными упражнениям в красноречии, ведению обширной переписки и слушанию знаменитых греческих ораторов, которые периодически посещали Рим и читали здесь свои лекции.

Наконец Марк Туллий Цицерон достиг 43-х летнего возраста, раньше которого никто не мог быть консулом. Уже за год до этого Цицерон в белой тоге начал неутомимо вращаться среди граждан, постарался снискать расположение наиболее влиятельных из них, а главным образом смог привлечь на свою сторону Красса, Помпея и Цезаря, этих трех могущественных лиц той эпохи.

В день выборов счастье благоприятствовало Цицерону, и он был выбран при первом же голосовании это был 63 год до н.э.

– В то же время, он раскрыл заговор, нацеленный на убийство его самого, а также на свержение Республики при помощи иностранного войска под руководством Луция Сергея Катилины. Цицерон добивается – объявления о введении военного положения, и выгнал Катилину из города четырьмя страстными речами, которые и сейчас являются лучшими образцами его риторического стиля.

Катилина сбежал и стал призывы к государственному перевороту, но Цицерон смог заставить его и его сторонников к публичному признанию своей вины перед Сенатом. Заговорщики были казнены без всякого суда, и это на протяжении долгих лет будет терзать Цицерона.

Конец политической карьеры Цицерона

60 год до н.э. – Цицерон отверг предложение войти в состав Первого триумвирата, в котором в то время находились Юлий Цезарь, Помпей и Марк Лициний Красс, потому как оратор был уверен, что Триумвират подорвет устои Республики.

58 год до н.э. – Публий Клодий Пульхр, народный трибун, издал закон, который грозил изгнанием любому кто бы убил римского жителя без суда. Потому Цицерона ссылают в греческую Трессалонику. Благодаря вмешательству новоизбранного трибуна Тита Анния Милона, Цицерона возвращают из ссылки.

57 год до н.э. – оратор вернулся в Италию. Заниматься политической деятельностью Цицерону более не разрешается, потому он принялся за философию.

Между 55 и 51 гг. до н.э. он написал трактаты «О ораторское искусство», «О государстве» и «О законах».

После смерти Красса Триумвират распался, и в 49 году до н.э. Цезарь со своим войском перешел реку Рубикон, вторгся в Италию. Здесь начинается гражданская война между Цезарем и Помпеем. Цицерон, хотя и неохотно, поддержал . Как на беду, в 48 году до н.э. войска Цезаря одержали победу, и тот стал первым римским императором. Цицерону он даровал помилование, но к политической жизни не допускал и близко.

Смерть Цицерона

44 год до н.э. – в мартовские иды, в результате заговора группы сенаторов, . И вновь началась борьба за власть, ключевыми фигурами в которой стали Марк Антоний, Марк Лепид и Октавиан.

Цицерон произносит речи, «филиппики», получившие свое название от имени греческого оратора Демосфена, которые призывали жителей Афин к восстанию против Филиппа Македонского и побуждали Сенат к поддержке Октавиана в его борьбе простив Марка Антония. Но Марк Антоний, Лепид и Октавиан пришли к соглашению разделить власть между собой, из чего следует, что каждый из них выдаст имена своих вероятных противников.

Цицерон попытался бежать в Италию – но, к сожалению, слишком поздно.

Марк Туллий Цицерон был убит 7 декабря 43 года до н. э. по приказу Марка Антония, при попытке побега в Италию.

Марк Туллий Цицерон краткая биография древнеримского политического деятеля, оратора, полководца и философа. Будучи выходцем из незнатной семьи, сделал благодаря своему ораторскому таланту блестящую карьеру

Цицерон родился 3 января 106 года до н. э. в городке Арпинум в семье всадника. Желая дать лучшее образование своим детям, отец перевозит их в Рим. На тот момент Цицерону было 15 лет. Здесь юноша занимался ораторским мастерством и проявил свой талант красноречия. Он обучался красноречию у знаменитых ораторов Марка Антония и Луция Лициния Красса, а также слушал выступавшего на форуме Публия Сульпиция.

Первое публичное выступление Марка Туллия состоялось в 81 или в 80 году до н. э. Оно было посвящено любимцу диктатора Суллы. Чтобы избежать возможных гонений оратор перебирается в Афины, сосредоточив свое внимание на изучении философии и риторики. После смерти Суллы Цицерон возвращается в Рим и начинает выступать защитником на судебных процессах.

После избрания его квестором 75 году до н. э., оратора отправляют на Сицилию, где он имелогромный авторитет благодаря честности и справедливости. Однако в Риме на этой никак не отреагировали.После участи в громком деле Верреса в 70 году до н. э. деятель стал известным человеком. После обвиняемый в вымогательстве покинул город и Марка Туллия избрали эдилом, а в 66 году до н.э. – претором.

В 63 году до н.э. оратора избрали консулом на выборах с соперником по имени Катилин. Как консул, Марк Туллий выступал против законопроекта о раздаче беднейшим гражданам земли и создания особой комиссии для этой цели.Его речи в сенате являются образцом искусства красноречия. Деятеля называли отцом отечества.

Цицерон во время первого триумвирата отказался выступить с речью на стороне союзников и остался верен своим идеалам. Его оппонент, трибун Клодий, добился для него в апреле 58 года до н. э. изгнания. Дом оратора сожгли, а имущество было конфисковано. Деятель не раз задумывался о самоубийстве, однако Помпей вскоре добился возвращения Марка Туллия из ссылки.

По возвращению домой Цицерон не так активно участвовал в политической жизни. Больше времени он уделял адвокатской практике и литературе. В 55 году до н. э. был написан диалог «Об ораторе». Спустя год начал трудиться над трудом «О государстве». Когда разгорелась Гражданская война Цицерон пытался примирить враждебные стороны – Помпея и Цезаря, хотя считал, что приход к власти любого из них обернется плачевно для государства.

Попытка вернуться в политику была им совершена после смерти Цезаря в 44 году до н.э. Он еще надеялся восстановить республику. В противостоянии между Октавианом и Марком Антонием, Цицерон принимает сторонуОктавиана, решив, что им будет легче манипулировать. Оратор произнес 14 речей против Антония. После прихода к власти Октавиана, Марк Антоний включил Цицерона в список врагов народа. В результате неподалеку от Кайеты они выследили и убили его 7 декабря 43 года до н. э.

Цицерон

Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (3.1.106 до н. э., Арпинум, - 7.12.43 до н. э., близ Кайеты, современная Гаэта), древнеримский политический деятель, оратор, писатель. Из сословия всадников (См. Всадники). В политическую жизнь вошёл как «новый человек», всем обязанный лишь себе, своему ораторскому дару. Впервые выступил в 81-80 до н. э. с оппозицией диктатуре Суллы (См. Сулла); первый большой успех принесло ему участие в 70 в громком процессе против сулланца Верреса; первую политическую речь произнёс в 66 в поддержку Г. Помпея (См. Помпей). Вершина успехов Ц. -консульство в 63 (раскрытие им заговора Катилины (См. Катилина), ведущая роль в сенате). С образованием 1-го Триумвират а (60) влияние Ц. падает, в 58-57 ему даже пришлось удалиться в изгнание, затем поддерживать Г. Помпея и Цезаря (См. Цезарь) в 56-50; после их разрыва (в 49) Ц. пытался во время гражданской войны 49-47 выступить примирителем; с победой Цезаря (в 47) отошёл от политики. Лишь после убийства Цезаря в 44 Ц., преодолев колебания, вновь вступил в политическую борьбу как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14 речей - «филиппик» против М. Антония (См. Антоний). В 43, когда сенат потерпел поражение в борьбе со 2-м триумвиратом (М. Антоний, Октавиан Август , Лепид), имя Ц. было занесено в проскрипционные списки; погиб в числе первых жертв репрессий Антония и Октавиана Августа.

Политический идеал Ц. - «смешанное государственное устройство» (государство, сочетающее элементы монархии, аристократии и демократии, образцом которого Ц. считал Римскую республику 3 - начала 2 вв. до н. э.), поддерживаемое «согласием сословий», «единомыслием всех достойных» (т. е. таким блоком сенатского и всаднического сословий против демократии и претендентов на монархическую власть, какой сплотил Ц. против заговора Катилины). Человеческий идеал Ц. - «первый человек республики», «умиротворитель», «блюститель и попечитель» в эпохи кризисов, сочетающий в себе греческую философскую теорию и римскую политическую (ораторскую) практику. Образцом такого деятеля Ц. считал себя. Философский идеал Ц. - соединение теоретического скептицизма, не знающего истины, допускающего лишь вероятность, с практическим стоицизмом, неукоснительно следующим нравственному долгу, совпадающему с общественным благом и мировым законом. Ораторский идеал Ц. - «обилие», сознательное владение всеми средствами, способными и заинтересовать, и убедить, и увлечь слушателя; средства эти складываются в три стиля - высокий, средний и простой. Каждому стилю свойственна своя степень чистоты лексики (свобода от архаизмов, вульгаризмов и пр.) и стройности синтаксиса (риторические периоды). Благодаря разработке этих средств Ц. стал одним из создателей и классиков латинского литературного языка.

Из сочинений Ц. сохранились (не считая отрывков) 58 речей - политических (против Катилины, Антония и др.) и главным образом судебных; 19 трактатов (отчасти в диалогической форме) по риторике, политике («О государстве». «О законах»), практической философии («Тускуланские беседы», «Об обязанностях» и др.), теоретической философии («О пределах добра и зла», «О природе богов» и др.); свыше 800 писем - важный психологический документ, памятник латинского разговорного языка и источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.

Соч. в рус. пер.: Избр. соч., М., 1975; Речи, пер. В. Горенштейна, т. 1-2, М., 1962; Полное собрание речей, пер. под ред. Ф. Зелинского, т. 1, СПБ, 1901; Диалоги. О государстве. О законах, М., 1966; О старости. О дружбе. Об обязанностях, пер. В. Горенштейна, М., 1975; Письма, пер. и комментарии В. Горенштейна, т. 1-3, М.-Л., 1949-1951; Три трактата об ораторском искусстве, пер. под ред. М. Гаспарова, М., 1972.

Лит.: Утченко С. Л., Цицерон и его время, М., 1972; Цицерон. Сб. статей [под ред. Ф. Петровского], М., 1958; Цицерон. 2000 лет со дня смерти. Сб. статей, М., 1959; Буассье Г., Цицерон и его друзья, пер. с франц., М., 1914; Zielinski Th., Cicero im Wandel der Jahrhunderte, 3 Aufl., Lpz. - B., 1912; Kumaniecki K., Cyceron i jego współczesni, , 1959; Maffii М., Ciceron et son drame politique, P., 1961; Smith R. Е., Cicero the statesman, Camb., 1966.

М. Л. Гаспаров.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Цицерон" в других словарях:

    - (Cicero) Марк Тулий (106 43 до н.э.) рим. оратор и государственный деятель, теоретик риторики, классик лат. художественной и филос. прозы. Как философ сформировался под воздействием идей синкретической философии эллинизма, испытав влияние… … Философская энциклопедия

    ЦИЦЕРОН - ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (106^43 до н. э.), римский государственный деятель, оратор и писатель, впервые сделавший латинский язык полноправным средством выражения философских идей. Не будучи оригинальным мыслителем, основателем философской … Античная философия

    ЦИЦЕРОН Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    ЦИЦЕРОН - Марк Туллий (106 43. до н. э.) «Новый человек» из Арпины, Цицерон получил образование в Риме и Афинах. Быстро стал величайшим оратором своего времени. Будучи консулом, он подавил заговор Катилины, и это было лучшее время в его политической… … Список древнегреческих имен

    I. Цицерон, Марк Туллий; Cicero, Marcus Tullius, 106 43 гг. до н. э., римский оратор, философ, политик. Родился в Арпине в Лациуме, происходил из зажиточной всаднической семьи. Вместе с младшим братом Квинтом (см. здесь же ниже Квинт Туллий… … Античные писатели

    См … Словарь синонимов

    Цицерон - Цицерон. ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (106 43 до нашей эры), римский оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 судебных и политический речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Marcus Tullius Cicero) Цицерон Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (106 43 до н.э.) Римский политический деятель, оратор, философ, писатель. Родом из Арпины. Образование получил в Риме и в Афинах. Довольно быстро стал величайшим оратором своего… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (Cicero) Марк Туллий (106 43 до н.э.) римский политик, философ, оратор. Римский эдил (69), претор (66), консул (63). Убит политическими противниками. Главные сочинения: ‘Тускуланские беседы’ в 5 книгах, ‘О государстве’ (54 51), ‘О законах’ (52),… … История Философии: Энциклопедия

    - (Cicero) Марк Туллий (106 43 до н.э.) римский политик, философ, оратор. Римский эдил (69), претор (66), консул (63). Убит политическими противниками. Главные сочинения: «Тускуланские беседы» в 5 книгах, «О государстве» (54 51), «О законах» (52),… … Новейший философский словарь

    МАРК ТУЛЛИЙ (Marcus Tullius Cicero) (106 43 до н.э.), римский оратор и философ. МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН ЖИЗНЬ Цицерон родился в Арпине, небольшом городе примерно в 100 км к востоку от Рима, 3 января 106 до н.э., в зажиточной семье местного всадника.… … Энциклопедия Кольера

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) – выдающийся деятель Древнего Рима. Он был философом, политиком, адвокатом, блестящим оратором, политическим теоретиком, а на пике своей карьеры стал консулом. Благодаря своим принципам и преданности республиканскому строю, нажил много могущественных врагов. Среди них можно назвать Гая Юлия Цезаря и Марка Антония. Его объявили врагом государства и казнили, но память об этом удивительном человеке пережила века. В наши дни Цицерона знают и помнят все, а его влияние на европейскую культуру превосходит влияние любого другого видного исторического деятеля.

Краткая биография Цицерона

Родился Цицерон в января 106 года до н. э. в городе Арпинуме (100 км к юго-востоку от Рима) в семье римского всадника. Его отец был зажиточным человеком и обладал хорошими связями в Риме. О матери Гельвии известно мало. Это была обычная жена обеспеченного римского гражданина. Она отвечала за ведение домашнего хозяйства и считалась бережливой хозяйкой. У Марка был младший брат Квинт Туллий Цицерон. Родился он в 103 или 102 году до н. э. Браться дружили всю жизнь и оба были убиты в 43 году до н. э. по решению второго триумвирата.

Отец Марка и Квинта рано стал инвалидом, а поэтому не смог сделать политическую карьеру. Свои несбывшиеся мечты он решил воплотить в сыновьях. В 91 году до н. э. он перебрался с семьёй в Рим, чтобы мальчики оказались в самой гуще политических событий и получили хорошее образование.

В то время под культурностью понималось знание не только латинского, но и греческого языка. И Марк, изучив этот язык, ознакомился с работами древнегреческих философов, поэтов и историков. Помимо этого, он перевёл много древнегреческих работ на латинский язык для широкой аудитории. Именно его образованность и дала возможность попасть в традиционный круг римской элиты.

Со слов Плутарха известно, что Цицерон был чрезвычайно способным учеником. Это дало ему возможность изучать римское право у самого Квинта Муция Сцеволы (один из самых популярных юристов Рима). Там он познакомился и подружился с сокурсниками Сервием Сульпицием Руфом и Титом Помпонием. Первый стал блестящим адвокатом, и Марк считал его выше себя в знании юридических вопросов. Сестра второго вышла замуж за Квинта, и Тит, по словам самого Цицерона, стал его вторым братом. С обоими друзьями он переписывался всю жизнь.

В то время существовали определённые правила для людей, стремящихся сделать карьеру. Они должны были пройти через военные и политические должности. В результате этого Марк Туллий Цицерон в 90-88 гг. до н. э. служил в армии Суллы, который по своим убеждениям был предшественником римских императоров. При нём была развязана Союзническая война, и в этот период Марк понял, что у него нет никакого вкуса к военной жизни. Он является интеллектуалом и тяготеет к философии, праву и риторике.

Свою карьеру юриста Цицерон начал около 83-81 гг. до н. э. Известность ему принесла защита в 80 г. до н. э. Секста Росция, обвиняемого в отцеубийстве. Запись речи Цицерона на этом судебном процессе сохранилась до наших дней. В то время отцеубийство считалось одним из самых ужасных преступлений, а обвинители Росция были любимцами Суллы. Поэтому защита молодого юриста была косвенным вызовом диктатору.

Росция оправдали, а Марк в 79 году до н. э. уехал в Афины, а затем на остров Родос, опасаясь гнева Суллы. Там он продолжил изучать философию и совершенствоваться в ораторском искусстве. В последнем виде деятельности он так преуспел, что впоследствии его стали рассматривать вторым оратором Древнего Мира после Демосфена.

Личная жизнь

В 78 году до н. э. умер Сулла, и Марк вернулся в Рим. В «вечном городе» он нашёл себе богатую жену по имени Теренция (98 г. до н. э. – 6 г. н. э.). Все говорили, что это брак по расчёту. Но хорошо известно, что браки по расчёту самые крепкие. Молодому Цицерону нужны были деньги, а его молодой жене нужен был муж с многообещающей политической карьерой. Интересы молодых людей совпали, и они прожили вместе 30 лет. На момент свадьбы Цицерону было 27 лет, а Теренции 18 лет. Плутарх характеризовал Теренцию как волевую и целеустремлённую женщину, принимавшую активное участие в карьере мужа.

В 45 году до н. э., незадолго до своей гибели, Марк Туллий Цицерон увлёкся молодой девушкой по имени Публилия, которой приходился опекуном. Последовал развод с женой, но связь с юным созданием продолжалась недолго. Зато знаменитый оратор очень любил свою дочь Туллию (79-45 гг. до н. э.). Когда она внезапно заболела и умерла, отец погрузился в состояние глубокой скорби, и даже враги соболезновали ему.

А вот сын Марк, родившийся в 65 году до н. э., пережил отца на много лет. Сам великий оратор хотел, чтобы сын стал философом, но тот тяготел к военной службе. Будучи юношей, он вступил в армию Помпея, а после поражения последнего был помилован Цезарем. Отец отправил сына в Афины, чтобы тот познавал основы философии, но отпрыск, избавившись от бдительного ока отца, стал пить и веселиться.

В 43 году до н. э., после убийства отца, присоединился к мятежным политикам Кассию и Бруту. Но в битве при Филиппах в 42 году до н. э. мятежники были разгромлены. Октавиан помиловал сына Цицерона и впоследствии сделал его авгуром. В 30 году до н. э. его выдвинули на должность консула. Именно сын Цицерона объявил в сенате о смерти Марка Антония, который был главным виновником казни великого оратора. Таким образом, сын косвенно отомстил за смерть отца. Позже его назначили проконсулом в Сирию и Фригию (римская провинция в Азии). Год смерти этого человека неизвестен.

Политическая карьера Цицерона

Политическая карьера Цицерона началась в 75 году до н. э. В 31 год он стал квестором, затем в возрасте 37 лет в 69 году до н. э. был назначен эдилом, а в возрасте 40 лет в 66 году до н. э. стал претором. В 43-летнем возрасте в 63 году до н. э. Марка избрали консулом. Это была высшая выборная должность в Римской республики.

Одним из проигравших кандидатов был Луций Сергий Катилина. Он выдвинул свою кандидатуру на следующий год, но понимая, что шансов у него нет, начал готовить заговор, чтобы захватить власть. Цицерон узнал о готовящемся заговоре и стал обличать Луция в своих речах. Всего было произнесено 4 речи против Катилины. Все они являлись образцом ораторского искусства. Катилина бежал из Рима, а его единомышленников арестовали, отвели в тюрьму и там задушили.

В 60 году до н. э. Гай Юлий Цезарь пригласил Цицерона стать четвёртым в уже существующем партнёрстве с Помпеем и Крассом. Но Марк отказался от предложения, заявив о своей верности Республике и демократии. После его отказа Цезарь, Помпей и Красс образовали первый триумвират, целью которого стал захват власти.

Марк Туллий Цицерон произносит речь в сенате

Однако отказ от союза с сильными мира сего оказался для Марка плачевным. Против него выступил такой могущественный оппонент как народный трибун Публий Клодий. В своё время Цицерон давал против него показания в суде, что и послужило причиной неприязни. В 58 году до н. э. Клодий добился принятия закона, который обрекал на изгнание должностное лицо, казнившее гражданина Римской республики без суда. В биографии Марка был такой момент, когда он участвовал в убийстве единомышленников Катилина. Их удушили без суда и следствия, хотя они являлись гражданами Рима.

Марку Туллию Цицерону никто не захотел помочь в этом щепетильном деле. И он вынужден был отправиться в изгнание, уехав в Фессалонику (Древняя Греция) в конце мая 58 года до н. э. При этом недвижимость и имущество великого оратора конфисковали. Но изгнание продолжалось чуть более года. Новый избранный народный трибун Тит Анний Милон, являвшийся сторонником Помпея, призвал сенат проголосовать за возвращение Цицерона. Все проголосовали «за», лишь один Клодий был против. И уже в августе 57 года до н. э. вернувшийся оратор был встречен ликующей толпой.

Конец политической карьеры и смерть

В «вечном городе» Марк Туллий оказался в сложном положении. Своим возвращением он был обязан Помпею, а, следовательно, должен был поддерживать триумвират, игнорируя интересы Республики и демократии. Это противоречило взглядам Цицерона, и он перестал заниматься политикой, сосредоточившись на юридической и литературной деятельности. Но не так-то просто было вырваться из мира интриг и борьбы за власть.

В 51 году до н. э. великого оратора назначили проконсулом в Киликию (Малая Азия), и тот отправился в далёкий край с величайшей неохотой. Там он добросовестно исполнял свои обязанности с мая 51 года до н. э. по ноябрь 50 года до н. э. Прибыв на место службы, новый проконсул обнаружил, что большая часть государственной собственности разворовывается. Воровство было пресечено, а деньги пошли на нужды города. Ему удалось разгромить разбойничьи племена, обосновавшиеся на горе Аманус, и за это легионеры стали приветствовать его как императора.

По возвращению в Рим Цицерон опять оказался в трудной ситуации. Началась борьба между Помпеем и Юлием Цезарем. Марк Туллий принял сторону Помпея, видя в нём защитника сената и республиканских традиций. В то же время он избегал открытого противостояния Цезарю и старался примирить политических противников, понимая, что если разразится гражданская война, то закончится она тиранией.

В конце концов, Марку Туллию пришлось сделать выбор и присоединиться к Помпею. Но тот был разгромлен в битве при Фарсале в 48 году до н. э. и бежал в Египет. После этого великий оратор приехал в Рим, и Цезарь простил его. Цицерону ничего не оставалось, как приспосабливаться к новой ситуации, надеясь, что Цезарь возродит Республику и её демократические институты. Но для него стало полной неожиданностью убийство Цезаря в 44 году до н. э.

Марка Туллия Цицерона не было в числе заговорщиков, но те относились к нему с симпатией. Сразу же после убийства диктатора Марк Юний Брут поднял окровавленный кинжал и выкрикнул имя Цицерона, прося, чтобы тот восстановил Республику. Великий оратор стал популярным лидером в период нестабильности, но республиканские принципы не восторжествовала.

В Риме быстро набрал силу ближайший сподвижник Юлия Цезаря Марк Антоний. Он стал неофициальным исполнителем общественной воли убитого диктатора. Брут и Кассий бежали из Италии, а Цицерон остался один на один с человеком, который ненавидел его. Причина ненависти заключалась в том, что во время подавления заговора Катилины был без суда и следствия убит отчим Антония. В этой смерти сподвижник Цезаря обвинял в первую очередь Марка Туллия.

Вскоре произошёл отрытый конфликт между Антонием и Цицероном. Случилось это на заседании сената 2 сентября 44 года до н. э. Великий оратор произнёс речь, обличающую сподвижника Цезаря. Назвал он её «филиппикой», намекая на речь Демосфена против политики Филиппа Македонского . В дальнейшем он произнёс ещё 3 «филиппики» и призвал сенат назвать Антония врагом государства. Авторитет великого оратора был так высок, что вокруг него объединилось множество авторитетных людей.

Марк Туллий также заручился поддержкой Октавиана, приходившегося приёмным сыном Цезарю. Тот считался наследником убитого диктатора и вначале поддержал Цицерона. В результате всего этого Марк Антоний уехал из Рима, а великий оратор стал главой Республики. Но политика – вещь непредсказуемая. В октябре месяце 43 года до н. э. Октавиан, Марк Антоний и Марк Эмилий Лепид создали второй триумвират. Его утвердило народное собрание Рима, и данный союз получил статус правового органа.

После этого сам великий оратор и все его сторонники были причислены к врагам государства. Легионы триумвиров вошли в Рим, а Цицерону ничего не оставалось, как бежать. Его поймали 7 декабря 43 года до н. э., когда рабы несли великого оратора от его виллы к кораблю, который должен был плыть в Македонию.

Увидев приближающихся преследователей, Марк Туллий приказал рабам поставить паланкин на землю и дождался, пока сотник Герений и трибун Попилий подойдут к нему. Он произнёс: «Нет ничего особенного в том, что вы хотите убить меня, но сделайте это должным образом». После этих слов великий оратор склонил голову и дал понять, что готов к смерти.

Согласно Плутарху, сотник Герений отрубил Цицерону голову и руки, которыми тот писал «филиппики». Отрубленные части тела были доставлены в Рим по приказу Марка Антония и прибиты на трибуне форума, с которой выступали ораторы. По словам греческого историка Диона Кассия жена Антония Фульвия вытащила язык изо рта мёртвой головы и воткнула в него несколько булавок, подчеркнув тем самым свою ненависть к великому оратору Древнего Рима.

Так закончил свою жизнь один из самых выдающихся людей древности Марк Туллий Цицерон. Современники характеризовали его как честного и глубоко порядочного человека. Он ратовал за демократию, но жил в то время, когда Римская республика начала неуклонно превращаться в империю. Данный процесс не нашёл понимания в душе великого оратора, и он стал жертвой политических интриг, заплатив за свои идеи и взгляды жизнью .

Cicero) Марк Туллий (106 до н. э., Арпин – 43 до н. э., близ Кайеты, современная Гаэта), римский оратор, писатель, политик. Происходил из сословия всадников, приобрел влияние как блестящий оратор, выступавший с судебными и политическими речами. В 63 г. до н. э. достиг вершины римской политической карьеры – стал консулом. Во время консулата способствовал раскрытию заговора Катилины, за что получил почетный титул «отец Отечества», однако, допустив казнь заговорщиков без суда, впоследствии отправился в изгнание. Во время гражданских войн защищал республику, с установлением диктатуры Цезаря удалился от политики. После убийства Цезаря (44 до н. э.) выступил как политический оратор с циклом речей «Филиппики» (в память о речах Демосфена) против одного из сторонников диктатора Антония, который приказал убить Цицерона: на Форуме выставили отрубленные голову и руку убитого, а жена Антония, Фульвия, проткнула булавкой язык самого красноречивого из римлян. Литературное наследие Цицерона помимо речей (их сохранилось 58) составляют 19 философских, риторических и политических трактатов и обширная корреспонденция (около 800 писем). Цицерон был создателем римской классической прозы, нормализатором литературного языка: именно в его сочинениях латинский язык стал тем образцом, на который ориентировались писатели последующих столетий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЦИЦЕРОН

Марк Туллий (3.01.106 - 7.12.43 до н.э.) - др.-рим. политич. деятель, оратор, писатель. Род. в Арпине (Лаций), принадлежал к сословию всадников. Впервые выступил с речами в 81 - 80 до н.э. при Корнелии Сулле на стороне оппозиции. Политич. карьеру начал после отречения Суллы, входя в правящее сословие как «новый человек», всем обязанный лишь себе, своему ораторскому дару (в 76 - квестор; в 70 - победа в громком процессе против сулланца Верреса; в 66 - претор; первая политич. речь в поддержку Гнея Помпея; в 63 - консул). Политич. Идеал Ц. - «смешанное гос. устройство» (госуд., сочетаю-щее элементы монархии, аристократии и демократии, образцом к-рого Ц. считал рим. республику 3 - нач. 2 вв. до н.э.), поддерживаемое в эпохи кризиса «первыми людьми», «правителями», «умиротворителями», «блюстителями и попечителями» госуд., сочетающ. в себе филос. теорию и политич. (ораторскую) практику; образцом такого человека Ц. считал себя. Практич. программой Ц. было «согласие сословий», «единомыслие всех достойных», т.е. блок сенатского и всаднич. сословий против демократии и претендентов на монархич. власть. Такой блок ему удалось сплотить в 63 против заговора Сергия Катилины, когда Ц. произнес три речи против аграрного закона Сервилия Рулла и знаменитые четыре речи против Катилины; это Ц. считал своей величайшей заслугой. Но блок распался тотчас, как миновала непосредств. опасность; с образованием 1-го триумвирата (60) политич. влияние Ц. стало падать, в 58 - 57 ему даже пришлось удалиться в изгнание, а затем, против воли, поддерживать Гнея Помпея и Цезаря; в 51 - 50 он - проконсул в Киликии. В гражд. войне 49 - 47 Ц. тщетно пытался посредничать между Помпеем и Цезарем; после победы Цезаря отошел от политики. После убийства Цезаря в 44 Ц., предвидя новую гражд. войну, пытался уехать в Грецию, но переубежд. своим другом Марком Юнием Брутом, возвратился в Рим, где вновь вступил в политич. борьбу как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14 речей - «филиппик» против М. Антония. После образования 2-го триумвирата в 43 имя Ц. было занесено в проскрипц. списки; погиб в числе первых жертв репрессий Антония и Октавиана Августа. Из соч. Ц. сохран. (не считая отрывков) 58 суд. и политич. речей, 19 трактатов (отчасти в диалогич. форме) по риторике («Об ораторе», «Брут», «Оратор» и др.), политике («О государстве», «О законах»), практич. философии («Тускуланские беседы», «Об обязанностях» и др.), по теоретич. философии («О пределах добра и зла», «О природе богов» и др.) и более 800 писем («К Аттику», «К близким» и др.), явл. ценнейшими источ. сведений об эпохе гражд. войн в Риме.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Цицерон

Marcus Tullius Cicero) – римский политический деятель, выдающийся оратор и писатель I в. до Р.Х., принадлежавший к сословию всадников. Родился в Арпине в 106 г., умер в 43 г. до Р.Х. Впервые выступил с речами в 81 – 80 гг. в правление Суллы на стороне оппозиции. Политическую карьеру начал после отречения Суллы от власти; благодаря своему ораторскому дару сумел войти в правящее сословие Римской республики. В 76 г. Цицерон стал квестором, в 70 г. одержал победу в громком процессе против высокопоставленного взяточника и лихоимца Верреса, в 66 г. занял пост претора и выступил со своей первой политической речью в поддержку Гнея Помпея, и, наконец, в 63 г. стал консулом. Как политик Цицерон был склонен к компромиссам, его идеалом государственного устройства была «смешанная система», сочетающая элементы монархии, аристократии и демократии, прототип которой он видел в республиканском Риме III – начала II вв. до Р.Х. Практической программой Цицерона было «согласие сословий», «единомыслие всех достойных» (Concordia ordinum), то есть блок сенатского и всаднического сословий против охлократии и претендентов на монархическую власть. Такой блок ему удалось сплотить в 63 г. для противодействия заговору Сергия Катилины, когда Цицерон произнес 3 речи против аграрного закона Сервилия Рулла и знаменитые 4 речи против Катилины. Этот успех Цицерон считал своей величайшей заслугой перед республикой, но блок распался тотчас, как миновала непосредственная опасность. С образованием Первого триумвирата в 60 г. политическое влияние Цицерона стало падать, в 58 – 57 гг. ему даже пришлось удалиться в изгнание, а затем против своей воли поддерживать союз Гнея Помпея и Цезаря. В 51 – 50 гг. он занимал должность проконсула в провинции Киликия. В гражданской войне 49 – 47 гг. Цицерон тщетно пытался посредничать между Помпеем и Цезарем, и после победы Цезаря отошел от политики. После убийства Цезаря в 44 г., он, предвидя новую смуту, пытался уехать в Грецию, но, переубежденный своим другом Марком Юнием Брутом, возвратился в Рим, где вновь вступил в политическую борьбу как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14 речей, так называемых «филиппик» против Марка Антония. После образования Второго триумвирата в 43 г. имя Цицерона, по настоянию Марка Антония, было занесено в проскрипционные списки. В числе первых жертв репрессий Цицерон был убит мечом при попытке покинуть Италию. Литературное наследие Цицерона включает в себя 58 целиком сохранившиеся судебные и политических речи, а также 20 фрагментов из других речей, 19 трактатов по риторике, политике и более 800 писем, являющихся ценнейшим источником сведений об эпохе гражданских войн в Риме. Множество интересных исторических сведений содержат его сочинения, посвященные, так называемой, «практической философии»: «Тускуланские беседы», «Об обязанностях» и др., а также политические исследования: «О государстве» и «О законах». От поэтических произведений Цицерона сохранились только относительно небольшие фрагменты. Произведения Цицерона и его личность оказали значительное влияние на творцов европейской культуры.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЦИЦЕРОН

Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (3.I.106 - 7.XII.43 до н. э.) - др.-рим. политич. деятель, оратор, писатель. Род. в Арпине (Лаций), принадлежал к сословию всадников. Впервые выступил с речами в 81-80 до н. э. при Корнелии Сулле на стороне оппозиции. Политич. карьеру начал после отречения Суллы, входя в правящее сословие как "новый человек" (homo novus), всем обязанный лишь себе, своему ораторскому дару (в 76 - квестор; в 70 - победа в громком процессе против сулланца Верреса; в 66 - претор; первая политич. речь в поддержку Гнея Помпея; в 63 - консул). Политич. идеал Ц.- "смешанное гос. устройство" (гос-во, сочетающее элементы монархии, аристократии и демократии, образцом к-рого Ц. считал рим. республику 3 - нач. 2 вв. до н. э.), поддерживаемое в эпохи кризиса "первыми людьми", "правителями", "умиротворителями", "блюстителями и попечителями" гос-ва, сочетающими в себе филос. теорию и политич. (ораторскую) практику; образцом такого человека Ц. считал себя. Практич. программой Ц. было "согласие сословий", "единомыслие всех достойных" (Concordia ordinum), т. е. блок сенатского и всаднич. сословий против демократии и претендентов на монархич. власть. Такой блок ему удалось сплотить в 63 против заговора Сергия Катилины, когда Ц. произнес три речи против аграрного закона Сервилия Рулла и знаменитые четыре речи против Катилины; это Ц. считал своей величайшей заслугой. Но блок распался тотчас, как миновала непосредственная опасность; с образованием 1-го триумвирата (60) политич. влияние Ц. стало падать, в 58-57 ему даже пришлось удалиться в изгнание, а затем против воли поддерживать Гнея Помпея и Цезаря; в 51-50 он - проконсул в Киликии. В гражд. войне 49-47 Ц. тщетно пытался посредничать между Помпеем и Цезарем; после победы Цезаря отошел от политики. После убийства Цезаря в 44 Ц., предвидя новую гражд. войну, пытался уехать в Грецию, но, переубежденный своим другом Марком Юнием Брутом, возвратился в Рим, где вновь вступил в политич. борьбу как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14 речей - "филиппик" против М. Антония. После образования 2-го триумвирата в 43 имя Ц. было занесено в проскрипционные списки; погиб в числе первых жертв репрессий Антония и Октавиана Августа. Из соч. Ц. сохранились (не считая отрывков) 58 судебных и политич. речей, 19 трактатов (отчасти в диалогич. форме) по риторике ("Об ораторе", "Брут", "Оратор" и др.), политике ("О государстве", "О законах"), практич. философии ("Тускуланские беседы", "Об обязанностях" и др.), по теоретич. философии ("О пределах добра и зла", "О природе богов" и др.) и более 800 писем ("К Аттику", "К близким" и др.), являющихся ценнейшим источником сведений об эпохе гражд. войн в Риме. Соч.: Scripta quae manserunt omnia. Recognovit C. P. W. M?ller, Bd 1-10, Lpz., 1893-1923; (отд. произведения - в новых изд. в сериях "Collection Bud?" и "Loeb classical library"); в рус. пер.: Речи, (пер.) В. Горенштейна, т. 1-2, М., 1962; Полн. собр. речей, (пер. под ред. Ф. Зелинского), т. 1, СПБ, 1901; Диалоги "О гос-ве", "О законах", пер. В. Горенштейна, М., 1966; Письма, пер. и комментарии В. Горенштейна, (т.) 1-3, М.-Л., 1949-51; Три трактата об ораторском искусстве, пер. под ред. М. Гаспарова, М., 1972. Лит.: Цицерон. Сб. статей, (под ред. Ф. Петровского), М., 1958; Цицерон. 2000 лет со дня смерти. Сб. статей, М., 1959; Утченко С. Л., Цицерон и его время, М., 1972; Зелинский P. P., Цицерон, в кн.: Энциклопедический словарь Брокгауза - Ефрона, т. 75, СПБ, 1903; Буассье Г., Цицерон и его друзья, М., 1914; Zielinsky Th., Cicero im Wandel der Jahrhunderte, 3 Aufl., Lpz.-В., 1912; Kumaniecki K., Cyceron i jego wsp?lczesni, (Warsz.), 1959; B?chner, К., Cicero, Wiesbaden, 1962 (Studien zur r?mischen Literatur, Bd 2); Maffii M., Cic?ron et son drame politique, (P., 1961); Michel A., Les rapports de la rh?torique et de la philosophie dans l´oeuvre de Cic?ron, P., 1960; Smith R. E., Cicero the statesman, Camb., 1966. M. Л. Гаспаров. Москва.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Цицерон

(лат. Cicero) Марк Туллий, род. в 106 до н. э. в Арпине (Самний), убит в 43 до н. э. близ Формий, рим. оратор, политич. деятель и писатель. Ц. происходил из сословия всадников, довольно рано прибыл в Рим, где получил превосходное образование, особенно в риторике, философии, праве. Еще при Сулле выступал оратором в процессах с политич. подоплекой (первая сохранившаяся речь за Квинкция–81 до н. э.), затем в целях совершенствования своего образования в 79–77 до н. э. совершил поездку в Грецию (в Афинах завязал дружеские отношения с Аттиком, на Родосе учился у Молона). Его ораторские успехи расчистили ему дорогу к политич. деятельности, поэтому, несмотря на сопротивление нобилитета «новому человеку» (homo поvus), он избирался на государств, должности в возрасте, минимально разреш. для их занятия: в 75 стал квестором в Сицилии, в 69–курульным эдилом, в 66 - претором, в 63 до н. э. - консулом. Во время своего консулата Ц. добился крупнейшего политич. триумфа благодаря подавлению заговора Каталины. Якобы незаконная казнь главарей заговора впоследствии сыграла роль в судьбе самого Ц. По предложению Клодия в 58 до н. э. он был изгнан и, хотя уже через год получил возможность вернуться с почетом, его политич. влияние пострадало. В последующие годы он написал свои важнейшие труды по риторике и философии государства, с 51 принял управление пров. Киликия. В начале гражданской войны Ц. после безуспешных попыток примирения примкнул к Помпею, но придерживался умеренной политики и в 47 до н. э. был прощен Цезарем. Последующие годы вынужд. политич. бездеятельности дали Ц. возможность вплотную заняться философскими сочинениями (46–44 до н. э.). После убийства Цезаря он еще раз выступил на политич. арене и пытался восстановить прежние республиканские порядки. В качестве вождя сенатской партии в 14 филиппиках (названных в подражание речам Демосфена) Ц. энергично нападал на Антония, который после образования Второго триумвирата добился внесения Ц. в проскрипционные списки; 7. 12. 43 до н. э. Ц. был убит. Лит. наследие Ц. охватывает риторич., философские сочинения, речи и письма. Риторич. и философские сочинения Ц. изданы еще при жизни его другом Аттиком, речи - вольноотпущенником Тироном, который привел в порядок наследие Ц. и подготовил к изданию часть его корреспонденции. Из речей Ц. 57 сохранились полностью (судебные, сенатские и речи к народу), примерно столько же утрачено. В ранних речах, в которых он соперничал с Гортензием, Ц. склоняется к азианистской манере, но уже в речах против Верреса (70 до н. э.) проявляется его собств. стиль; для него характерны отсутствие иноязычных слов и вульгаризмов, обильное, но не чрезмерное употребление риторич. украшений, выделение крупных, отчетливых в логич. и языковом отношении и ритмически оформл. периодов, суверенная сдержанность, применение всех видов стиля, смотря по необходимости; образцом ему служил Демосфен.

Начиная с процесса против Верреса, Ц. считался непревзойд. мастером рим. красноречия. Он перерабатывал свои речи для изданий, кроме непосредственно судебных и политич., что способствовало распространению его славы как оратора. Из его риторич. сочинений большое значение имеют прежде всего 3 книги: «Об ораторе» (55 до н. э.), в которой Ц. рисует идеальный образ всесторонне образованного оратора-философа, «Брут» (46 до н. э.), история рим. красноречия, «Оратор» (46 до н. э.), где Ц. разрабатывает вопрос о лучшем стиле и теоретически обосновывает собств. идеал. К философским трудам Ц. обращался лишь во время вынужд. политич. бездеятельности. В ранних (56–51 до н. э.) произведениях по философии - «О государстве» (сохранилось лишь во фрагментах) и «О законах» (не завершено) Ц., являясь сторонником основополагающих философских трудов Платона, рисует картину образцового государства с наилучшим законодательством, осуществл. в рим. конституции (комбинация консулата, сената, народного собрания), одновременно идеологически обосновывает привилегии нобилитета. Политич. и личные невзгоды (победа Цезаря, преждеврем. смерть любимой дочери Туллии) подтолкнули Ц. к более интенсивным, чем прежде, философским занятиям, причем в нем созрело решение изложить на лат. яз. всю греч. философию, чтобы сделать ее доступной для своих соотечественников в Риме. Этот план осуществился в 46–44 до н. э. («О пределах Добра и Зла», «Тускуланские беседы», «О природе богов», «Об обязанностях»). Не предпринимая самостоятельных исследований, он подбирал в греч. философии теории, казавшиеся ему разумными и полезными (в особенности труды академиков Филона из Лариссы и Антиоха из Аскалона, а также стоика Посидония), и излагал их в популярной форме (диалоги). В обширной корреспонденции Ц. сохранилось 4 собрания писем, систематизированных по адресатам, благодаря которым мы можем познакомиться с его личными мыслями и чувствами. Кроме того, эти письма являются бесценным источником по обществ., политич. и культурно-историч. отношениям того времени. Однако осн. заслуга Ц. не относится к сфере политики, как это он считал сам. Не понимая историч. ситуации, Ц. стремился отстоять господство нобилитета (к нему он сам не принадлежал), угрозу которому создавали изнутри коррупция, а извне - требования популяров; отсутствие твердой позиции в борьбе за власть привело его к политич. крушению. В сравнении с этим значение Ц. в сфере языка и литры недооценивается. Благодаря своим речам, а также риторич. и философским сочинениям Ц. стал создателем классич. лаг. художеств, прозы, которая в последующие времена считалась образцовой. Его философские труды знакомили с греч. философией не только современников, но и потомков в средневековье и новое время. Глубоко убежд. в значении греч. культуры для образования человека, Ц. употреблял слово «humanitas» в смысле «образование», подразумевая, что человеком можно стать лишь благодаря образованию. Влияние Ц. было уже в античности чрезвычайно велико. Он неизменно занимал важнейшее место в том историч. наследии, которое античност ь оставила римлянам. Через 120 лет после смерти Ц. Квинтилиан положил начало «цицеронизму», в котором речи Ц. провозглашались образцом, а идеал стиля и образования настойчиво пропагандировался. Довольно скоро значение Ц. оценили первые христиане, например Лактанций, которого вследствие подражания рим. автору именовали христианским Ц. Иероним упрекал себя в том, что он являлся приверженцем Ц. («Ciceronianus»), а не Христа («Christianus»). Августин относил знакомство с цицероновским диалогом «Гортензий» (утрачен) к решающим событиям своей жизни. Петрарка, восторж. почитатель Ц., немало способствовал окончательной победе цицеронизма, так что подражание стилю Ц., которое сопутствовало изучению его произведений, стало целью гуманизма. В период неогуманизма 18 в., когда были как бы заново открыты греч. оригинальные произведения, Ц. утратил свое преимуществ, положение в области влияния античной культуры.

рис. Цицерон (портрет времен ранней императорской эпохи, Флоренция).

Отличное определение

Неполное определение ↓