Понятия возникшие в 1920 1930. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

1929 г. в истории страны занимает особое место. В этом году произошло столько изменений во всех сферах жизни советского общества, что применяются различные термины для того чтобы определить суть происшедших событий. Одни называют случившееся тогда «революцией сверху», другие – «термидорианским переворотом». Сталин назвал 1929 г. – годом «великого перелома».

В области внутренней политики главным событием явилось завершение борьбы за власть в руководстве Ком­мунистической партии и установление в СССР ре­жима личной власти Сталина. После поражения «правых» к руководству страны пришли новые люди, лично преданные Сталину. Председателем СНК СССР стал В.М. Молотов, заместителем Сталина по партии - Л.М. Каганович, членом Политбюро - Г.К. Орджоникидзе.

Советское руководство на словах выступало сторонником соблюдения норм советской и партийной демократии, коллегиального руководства. В конце 20-х – первой половине 30-х гг. систематически проводились Съезды Советов, съезды и Пленумы Коммунистической партии. В 1936 г. была принята Конституция СССР, объявленная самой демократи­ческой конституцией в мире. Действительно, в этом документе были перечислены все права человека, сформулированы новые принципы судопроизводства. Был создан Верховный Совет СССР, который обладал законодательными функциями. В 1937-1938 гг. прошли всенародные выборы в Верховный Совет СССР и Верховные Советы союзных республик.

В то же время большие полномочия получили карательные органы Советского государства.

В начале 30-х гг. широко применялась практика проведения за­крытых судов, а также внесудебных расправ. Законодатель­ная основа подобного «судопроизводства» закладывалась в ходе начавшейся массовой коллективизации. Уже в конце 1929 г. по инициативе местных партийных и местных орга­нов стали создаваться «тройки» из первых лиц, включая на­чальника ГПУ, которые были фактически легализованы постановлением ЦИК и СНК от 1 февраля 1930 г. «О мерах по укреплению социалистического переустройства сельско­го хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством». Эта практика, когда судопроизвод­ство вершили «тройки», вскоре была распространена не только на кулачество, но и нэпмановские элементы города, лиц, служивших в царской и белой армиях, лиц, состояв­ших в различных политических партиях, представителей интеллигенции. С 1930 по 1933 гг. состоялись сфабрикованные про­цессы над Промпартией, трудовой крестьянской партией, меньшевиками, специалистами фирмы «Метро­политен-Виккерс».бактериологами, истори­ками, руководящими работниками пищевой промышлен­ности, совхозов, наркомата земледелия и т. д.

Поскольку поток осужденных постоянно увеличивал­ся в начале 30-х гг. была проведена реоргани­зация исправительно-трудовых учреждений, которые су­ществовали в Советской России и в 20-е гг. В 1930 г. они были переданы в ведение ОГПУ, и было создано Главное управление лагерей (ГУЛАГ) во главе с Г. Ягодой. ОГПУ СССР вершил не только дела политической направлен­ности, но в его ведение была передана милиция. Одновременно было ужесточено советское законодательства. В постановлении ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперативов и укреплении обще­ственной (социалистической) собственности» впервые в за­конодательном акте был использован термин «враг народа», к которым применялась высшая мера наказания или срок 10 лет с конфискацией имущества. 22 августа 1932 г. было принято новое постановление высших органов государст­венной власти «О борьбе со спекуляцией», в котором за указанное преступление выносился срок от 5 до 10 лет без права амнистии. В декабре того же года в стране был введен паспортный режим, отмененный Советской властью в 1923 г., который серьезно ограничивал свободу передвиже­ния для советских граждан, отдельные категории которых паспортов не получили вовсе. В марте 1933 г. органы ОГПУ получили право расстреливать людей без суда и следствия.

В июле 1934 г. был издан декрет, утверждающий принцип заложничества. В ноябре того же года были учреждены особые сове­щания НКВД, обладающие такими же полномочиями, что и прежние органы ГПУ. Наконец, 1 декабря 1934 г. в связи с убийством С.М. Кирова, был принят закон «О порядке ведения дел по подготовке или совершению террористических актов», который упро­стил судопроизводство по политическим делам и создал законодательную основу для раскручивания маховика ре­прессий.

В середине 30-х гг. было проведено 3 крупных по­литических процесса над верхушкой большевистского руководства, была разгромлена возможная оппозиция Сталину в Красной Армии, перетряхиванию были под­вергнуты руководящие кадры в промышленности, пар­тии, общественных организациях и т. д. Масштабы ре­прессий этого времени, видимо, никогда не удастся установить точно, а приблизительные подсчеты, имею­щиеся у разных авторов, расходятся в очень большом ди­апазоне. Количество заключенных в Советском Союзе в конце 30-х гг. определяется в пределах от 10 до 40 млн. человек.

Именно к концу 30-х гг. культ личности Сталина до­стиг своего апогея за весь предвоенный период. Его имя неизменно связывалось с многочисленными успехами в деле построения социалистического общества в СССР. На его авторитет уже никто не мог покуситься, ибо рядом с ним не было фигуры, не только равной Сталину по по­пулярности, но и даже близко стоящей по отношению к нему. Это позволило Сталину накануне второй мировой войны существенно сократить масштабы ре­прессий и наказать конкретных виновников «большого террора».

Уже в ходе третьего Московского процесса, который проходил в марте 1938 г., среди осужденных фигурировал Г. Ягода, бывший руководителем НКВД в 1934-1936 гг. В 1938 г. было начато частичное освобождение заключенных из ГУЛАГА. Это касалось прежде всего чле­нов партии и военнослужащих. В ноябре 1938 г. был рас­пространен секретный циркуляр о приостановлении даль­нейших арестов. В декабре 1938 г. был освобожден от должности наркома внутренних дел Н.И.Ежов и назначен новый - Л.П. Берия. Однако репрессии продолжались и в 1939-1941 гг., хотя и не в таком масштабе, как прежде.

Экономическое положение

В конце 20-х гг. произошла смена экономической стратегии страны. Вместо новой экономической политики стала проводиться в жизнь политика форсированной индустриализации. Первый пятилетний план развития народного хозяйства /1928/29 – 1932/33 гг./ разрабатывался и был принят с учетом принципов нэпа и в частности был рассчитан на сбалансированное развитие всех основных отраслей народного хозяйства. В 1929 г. Сталин заявил о необходимости пере­смотра заданий первого пятилетнего плана в сторону их существенного увеличения.

Для руководства экономикой были созданы новые органы управ­ления. В 1932 г. был ликвидирован ВСНХ, а вместо него сначала образовано 4 отраслевых наркомата, а к концу 30-х годов их количество возросло до 20. Нар­коматы со строгой вертикальной структурой подчинения, доходящей до каждого отдельного предприятия, были идеальной формой для внедрения в экономику административно-командных методов управле­ния..

В условиях экономического кризиса, охватившего капиталистический мир в 1929 г., советской стране трудно было рассчитывать на получение внешних источников финансирования индустриализации. Приходилось рассчитывать только на внутренние источники накопления средств и прежде всего на сельское хозяйство. Форсированную индустриализацию и коллективизацию сельского хозяйства необходимо рассматривать как две стороны одного и того же процесса, направленного на ускорение темпов социально-экономического разви­тия. Не случайно начало массовой коллективизации также приходится на 1929 г.

В области промышленности новые показатели первого пятилетнего плана выглядели следу­ющим образом: по чугуну вместо 10 млн. т. было утвер­ждено 17 млн. т., по тракторам вместо 53 тыс. шт.- 170, по автомашинам вместо 100 тыс. шт.- 200.

Для того чтобы обеспечить выполнение производст­венных заданий, стоящих перед промышленностью, тре­бовалось в таких же размерах «подстегнуть» темпы разви­тия сельского хозяйства. В ноябре 1929 г. была поставлена задача форсировать темпы социалистического преобразования сельского хозяйства, а в январе 1930 г. был утвержден график коллективизации. В соответствии с ним к концу пятилетки в колхозах должно было находиться не 20, а 80-90% крестьянских хозяйств. Естественно, что до­стичь этого в столь короткие сроки можно было только путем насилия над крестьянином.

Итоги первой пятилетки можно рассматривать двоя­ко. С одной стороны, в области промышленности страна в 1928-1932 гг. переживала большой подъем. Если в 1928 г. в СССР было произведено 3,3 млн. т. чугуна, то в 1932 г.- 6,2 млн. т., по тракторам рост со­ставил с 1,8 тыс. шт. до 50,8 тыс. шт., по автомобилям - с 0,8 тыс. шт. до 23,9 тыс. шт. Зато в области сельского хозяйства произо­шел явный откат от результатов, имевшихся в конце нэпа. Если в 1928 г. страна производила 4,9 млн. т. мяса и сала, то в 1932 г. лишь 2,8 млн. т., соответственно по молоку показатели снизились с 31 млн. т. до 20,6, а по яйцу- с 10,8 млрд. шт. до 4,4. В резуль­тате массовой коллективизации было «раскулачено» поч­ти 15% крестьянства страны, причем его наиболее хозяйственного слоя. Завершение этого процесса привело страну к страшному голоду 1932-1933 гг., когда в мирное время умерло по разным подсчетам от 3 до 10 млн. человек. Индустриализация проходила за счет снижения жизнен­ного уровня городского населения, характерным показа­телем которого являлось существование в 1929-1933 гг. карточной системы снабжения населения.

Советское руководство сделало серьезные выводы из уроков первой пятилетки и на XVII съезде ВКП(б) при обсуждении показателей второго пятилетнего плана /1933 – 1937 гг./ курс на дальнейшее форсирование экономического развития страны был подвергнут существенной корректировке. В области промышленности были утверждены более реальные задания по ежегодному росту производства, а в сельском хозяйстве предусматривалось лишь закрепление достигнутого уровня коллективизации. Произошло некоторое ослабление ди­рективного давления на экономику, были реорганизованы органы управления ею.

Что такое культура? Существует много ответов на этот вопрос. В широком понимании культура - это всё, что создано разумом и руками человека. Есть культура материальная и духовная, культура труда, быта и т. д. Основной предмет нашего рассмотрения - «культура и время». Речь пойдёт в первую очередь о тех событиях, явлениях, людях культуры, которые ярко отразили свою эпоху в её идеях и ценностях, научных и технических достижениях, художественных памятниках.

В первые десятилетия XX в. в среде европейской интеллигенции возникли ощущения кризиса и распада окружающего мира, предчувствие близких перемен и даже конца существующего порядка вещей. Тогда русский философ Н. А. Бердяев написал сочинение с примечательным названием «Конец Европы», а немец О. Шпенглер - книгу «Закат Европы» (в буквальном переводе - «Закат западного мира»), которая приобрела широкую известность после мировой войны. В этих работах развенчивались рациональнооптимистические представления о европейской истории, вера в бесконечный прогресс и возрастающее благосостояние человечества. Взамен выдвигались идеи культурно-исторического круговорота, неизбежной смены культур.

В художественной культуре стали всё заметнее ослабевать позиции реализма, являвшегося высшим достижением XIX столетия. Возникшее на рубеже XIX-XX вв. новое художественное движение получило название, в котором подчёркивалась его современность, - модернизм. В нём были представлены разные течения и группы, не имевшие единой идейно-художественной программы. Общими были отход от традиций и идеалов прежнего искусства, а также поиск новых художественных форм и средств.

Особое место в художественной культуре конца XIX - начала XX в. занял стиль модерн (обратите внимание на различие понятий «модерн» и «модернизм») , который распространился во многих странах Европы (во Франции - под названием «ар-нуво», в Германии - «югендштиль» и т. д.). Он основывался на идее о том, что искусство создаёт прекрасное и привносит его в жизнь, которая сама по себе не слишком хороша и привлекательна. Одним из средств достижения этой цели считался синтез разных искусств: архитектуры, декоративно-прикладного искусства, живописи, графики и т. д. Мастера модерна широко использовали также сочетания элементов разных стилей: европейских и восточных, современных и традиционных. Особенно значительными оказались достижения модерна в архитектуре, где были созданы необычные по внешнему облику, изысканные, а иногда и вычурные здания с удобной внутренней планировкой. Однако при всей своей художественной выразительности модерн оставался стилем для избранных и вскоре уступил место другим течениям.


Наиболее смелые поиски новых художественных форм и выразительных средств вели так называемые авангардистские (французское слово «авангард» означает «передовой») течения и группы. Поэты здесь экспериментировали с формами и размером стиха (можно вспомнить, например, раннее творчество В. В. Маяковского), художники - с цветом и композицией картин. Живописцы не ставили своей задачей близкое к действительности отображение какого-либо объекта, их картины часто вообще не имели сюжета. Решающую роль играли видения, ощущения самого художника. Известными в этот период модернистскими течениями стали фовизм (в переводе с французского - «дикий»), примитивизм, экспрессионизм, кубизм, абстракционизм. На протяжении двух-трёх десятилетий они видоизменялись, перерастали в другие течения. Многие крупные мастера, чьи имена были связаны с отдельными течениями (например, А. Матисс - с фовизмом, М. Шагал - с примитивизмом, П. Пикассо - с кубизмом), на самом деле «не умещались» в эти тесные и довольно условные рамки. Они не подчинялись канонам того или иного течения, совершенствовали собственный стиль и манеру живописи, которые потом становились образцами. Заметным явлением в модернистских течениях начала XX в. стало творчество В. Кандинского, К. Малевича, Н. Гончаровой, Л. Поповой и других российских художников.



Художественная культура 1920–1930-х годов

Мировая война и последовавшие за ней события принесли миллионам людей тяжёлые испытания и потери, потрясли основы общественного устройства, дали толчок попыткам его революционного преобразования. В этот период выявились и противоречия, разделявшие людей, и общие для многих устремления к свободе и справедливости. Это не могло не отразиться в культуре последующих десятилетий.

В послевоенной литературе заметное место заняли писатели «потерянного поколения»: немец Э. М. Ремарк, американец Э. Хемингуэй, англичанин Р. Олдингтон и др. Они участвовали в войне и не могли забыть то, что увидели и пережили. Показывая жизнь своих героев на войне, они протестовали против страшного своей обыденностью истребления людей. При этом ставилось под сомнение то, во имя чего велась война. Об этом написал ещё в годы войны английский поэт Р. Брук: «И если я умру, подумай лишь о том, что где-то есть чужой земли частица, что стала Англией». Антивоенная направленность произведений писателей «потерянного поколения» вызывала разное отношение - поддержку со стороны одних людей и раздражение других. Так, нацисты использовали роман Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен» как повод для лишения писателя германского гражданства.


В отличие от писателей «потерянного поколения», у которых преобладало чувство сожаления об утраченных идеалах и ценностях, многие деятели европейской культуры увидели в бурных событиях первых десятилетий XX в. осуществление важнейших социальных и политических идей. Их привлекла активная борьба людей против неравенства и несправедливости, за социальное и национальное освобождение. Такие взгляды разделяли французские писатели А. Барбюс и Р. Роллан, немец Г. Манн, американец Т. Драйзер и др. Их герои не находили себе места в буржуазном обществе. Одни из них боролись против этого общества, как в романе А. Барбюса «Огонь», а другие, как Клайд Гриффит из «Американской трагедии» Т. Драйзера, стремились любой ценой пробиться в нём и погибали, не достигнув своей цели.


В литературе и искусстве данного направления заметно проявились характерные для новейшего времени черты - идеологизация и политизация культуры. Многие из принадлежавших к нему художников вступили в коммунистические партии, занимались политической и общественной деятельностью. Представители революционного искусства в разных странах объединялись в союзы и ассоциации, такие как «Рабочий совет по делам искусств» в Германии (1918-1919), «Левый фронт» в Чехословакии (с 1929 г.), «Союз пролетарского искусства» в Японии (1929-1934) и др.

Некоторые мастера культуры, не принадлежавшие к каким-либо идейно-художественным объединениям и политическим партиям, обращались к новым социальным идеям, считая, что они помогут преодолеть несправедливость и антигуманность существовавшего строя. В их числе был один из наиболее ярких и своеобразных писателей XX в. Б. Брехт.


Бертольт Брехт (1898–1956) родился в зажиточной семье. Уже в юности он пришёл к стихийному отрицанию бюргерского, буржуазного образа жизни, что нашло отражение в его первых пьесах. В зрелые годы Брехт занялся изучением марксистской литературы. События 1929 - начала 1930-х годов в Германии, свидетелем которых он стал, укрепили его в неприятии существовавшего общественного порядка. В 1933 г., после прихода нацистов к власти, он покинул Германию. Широкую известность принесли Брехту постановки его пьес «Трёхгрошовая опера», «Мать» и др. В них он отчасти использовал сюжеты произведений других авторов (пьесы английского драматурга XVIII в. Д. Гэя «Опера нищих» и романа М. Горького «Мать»), но создал оригинальные произведения с собственной идеей, стилем, языком. Они отличались динамичным действием, острыми диалогами, включали стихи-притчи, песни, лозунги и высказывания на злобу дня. Так, один из персонажей «Трёхгрошовой оперы», грабитель-налётчик, заявляет в своё оправдание: «Что такое отмычка по сравнению с акцией? Что такое налёт на банк по сравнению с основанием банка?» За парадоксом и насмешкой, к которым часто прибегал автор, скрывались «вечные вопросы» о жизни и смерти человека, его падениях и взлётах, мечтах и неудачах. Рядом с художником-смутьяном стоял художник-гуманист. Эта последняя черта особенно ярко проявилась в созданных Брехтом в конце 1930-х - начале 1940-х годов пьесах «Добрый человек из Сезуана», «Мамаша Кураж и её дети».

История первых десятилетий XX в. давала богатую пищу для особого литературного жанра - социальной фантастики. Авторы таких произведений пытались представить в придуманных ими обстоятельствах, вне реального места и времени события и модели общественных отношений, черты которых они наблюдали в окружавшем мире. В 1920 г. Е. Замятин написал фантастический роман «Мы», который стал одним из первых творений в жанре антиутопии (опубликован за рубежом в 1924 г.). Позже появились также относимые к этому жанру романы О. Хаксли «Прекрасный новый мир» (1932) и Д. Оруэлла «1984» (1949).

В романе «Мы» действие происходит в «математически совершенном Едином государстве». Жизнь героев, обозначаемых вместо имён «нумерами», жёстко регламентирована на производстве и в быту, в личных отношениях и развлечениях. Художественное творчество рассматривается в этом обществе как «государственная служба», а индивидуальное сознание считают болезнью. Герой Д-503 мечется между жёсткими правилами системы и человеческой потребностью в дружбе и любви. В финале он сообщает Благодетелю (верховному руководителю этого общества) о тех, кто не хочет подчиняться существующему порядку, о «врагах счастья», в том числе о любимой им женщине. Тем самым он обрекает их на пытки и смерть, но остаётся верен системе. В романе как будто предсказаны черты складывавшихся тогда тоталитарных обществ.

Ярким примером художественного пророчества явился роман чешского писателя К. Чапека «Война с саламандрами». В нём рассказана фантастическая история о том, как некие земноводные существа, вступив в контакт с людьми, постепенно захватывают всё большее «жизненное пространство», а затем с помощью полученного от людей оружия начинают войну, направленную на уничтожение человечества. Занимательное повествование с элементами блестящей пародии на тогдашнее общество вдруг становилось страшным из-за своего сходства с реальностью. Это впечатление усиливалось тем, что часть повествования построена в форме газетных репортажей, близких по содержанию к публикациям прессы тех лет. К. Чапек умер в 1938 г., незадолго до начала Второй мировой войны, в которой осуществилось многое из того, что он предрекал. В связи с этим нельзя не вспомнить слова А. П. Чехова: «Настоящий писатель - это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди».

В изобразительном искусстве 1920-1930-х годов , так же как в литературе, появились новые течения и реалистической и модернистской направленности. Одним из наиболее ярких проявлений новаторства в реалистическом искусстве стала мексиканская школа монументальной живописи, созданная художниками Д. Риверой, X. К. Ороско, Д. А. Сикейросом и другими.

Создатели школы были современниками и участниками мексиканской революции 1910-1917 гг. Это сформировало их отношение к жизни, к своему народу, идейные позиции. Д. Сикейрос подчёркивал: «Наш путь был иным, совсем иным, чем у художников европейского авангарда...» Начиная творческую деятельность, он и его товарищи так определяли свою главную задачу: «Создать монументальное и героическое искусство, гуманистическое и народное, ориентированное на наших великих мастеров прошлого и необычайную культуру доиспанской Америки!» Осуществлению этих намерений способствовала культурная политика первых послереволюционных правительств, которые придавали большое значение монументальной пропаганде идей и завоеваний освободительной борьбы народов Мексики. Молодые художники получали заказы на оформление административных и общественных зданий. На стенах и фасадах этих зданий появились монументальные росписи - фрески, отражавшие события истории и современности. Художники обличали войну, антигуманные стороны буржуазного общества, фашизм. В их работах сочетались эмоциональность, публицистичность и художественная выразительность. Темы, образы, символика фресок были глубоко национальны, мастера этой школы продолжали традиции искусства индейцев Мексики. Вместе с тем они выражали присущие всем людям чувства сострадания и гнева, потрясения и порыва к свободе. Новой для искусства того времени была и изобретённая художниками техника монументальной росписи.



Активная художественная позиция дополнялась у представителей этой школы политической деятельностью. В начале 1920-х годов был создан Синдикат революционных живописцев, скульпторов и гравёров, провозгласивший главной задачей искусства служение делу революции. Руководители Синдиката Д. Сикейрос, Д. Ривера, X. Герреро были избраны членами ЦК Мексиканской коммунистической партии. Издававшаяся Синдикатом иллюстрированная газета «Мачете» вскоре стала официальным органом компартии.

Значительные изменения произошли в 1920-1930-е годы в модернистском движении. Многие его представители, став свидетелями войны и социальных потрясений, стремились уйти от действительности, спрятаться в собственном мире. Считая жизнь жестокой, неуправляемой и бессмысленной, они решили, что искусство не должно отображать, объяснять и совершенствовать её. Более того, искусство иррационально (не подчиняется разуму). Эти идеи лежали в основе возникшего в 1920-е годы сюрреализма(«надреализма»). Его создатели утверждали, что творчество - это прежде всего отражение подсознательных ощущений художника.


Сюрреалисты чаще всего изображали на своих полотнах некие фантазии, беспорядочные сочетания тел и предметов, нередко нарочито искажённых, деформированных. Отрицание красоты и гармонии, антиэстетичность были характерными чертами данного стиля. В нём как будто завершился переход от разума к подсознанию, от поиска новых форм к хаосу. Сюрреалисты стремились потрясти, шокировать публику не С. Дали. Сон. 1937 г. только своим творчеством, но и эксцентрическим, антиобщественным поведением. Их идеолог А. Бретон заявлял: «Простейшее сюрреалистическое действие состоит в том, чтобы выйти на улицу с револьвером в руках и, сколько хватит сил, стрелять куда попало в толпу». Один из наиболее известных художников-сюрреалистов С. Дали во всеуслышание называл свой метод «критически-параноическим» (тем не менее в середине 1930-х годов сюрреалисты исключили Дали из своего кружка за «излишне академический» характер его живописи).

Культура в массовом обществе

Формирование в индустриальных странах в 1920–1930-е годы массового общества создало условия для широкого распространения художественной культуры. Положительным было то, что произведения искусства оказались более доступными для различных слоёв и групп населения, становились частью общественной жизни. Издержки, по мнению ценителей искусства, заключались в замене уникальных, высоких образцов серийной, ординарной художественной продукцией.

Новые веяния зримо проявились в этот период в искусстве, созидающем среду обитания людей, - архитектуре. Здесь выделились течения рациональной, конструктивистской архитектуры, широко распространившиеся во многих странах, в том числе в России.

Возникновение новых течений имело как технологические, так и социальные предпосылки. В технике строительства оно было связано с применением железобетонных конструкций, сплошного остекления стен и т. д. Социальный заказ состоял в потребности в широкой, массовой застройке городов. Если в довоенные годы архитекторы уделяли основное внимание проектированию административных зданий, банков, роскошных особняков, то теперь этот перечень пополнился проектами многоквартирных жилых домов, университетских и школьных городков, промышленных сооружений, стадионов.

Многие архитекторы занялись созданием жилых комплексов, в которых наряду с типовыми жилыми домами располагались объекты общественного и бытового назначения. В одних случаях это были окружённые парковыми зонами городки для представителей так называемого среднего класса, в других - кварталы для рабочих. Проекты жилых комплексов получили особую поддержку в Советском Союзе, где им придавалось идейное обоснование: подчёркивалось, что это «возможность создания единого могучего коллектива, объединяющего большинство общественных функций коммунальным путём». По таким проектам строились дома-коммуны, показательные жилые комплексы с магазинами, детскими садами, прачечными и т. д.

В рационализме и конструктивизме на первое место ставились простота, соответствие форм и внутренней планировки здания его назначению. Ярким представителем европейского рационализма был французский архитектор Ш. Э. Ле Корбюзье (1887-1965). Именно он сформулировал самый лаконичный манифест нового течения: «Дом - это машина для жилья». Постройки Корбюзье приподнимались над землёй на специальных опорных столбах, имели правильную геометрическую форму, продуманную планировку, «ленточные» окна, плоскую крышу, предназначенную для разбивки сада.




Фабрика в Роттердаме Арх. И. А. Бринкман и др. 1928-1930 гг.

Известную школу рационализма «Баухауз» создали немецкие архитекторы во главе с В. Гропиусом. Стиль «Баухауз» быстро приобрёл интернациональный характер.

В массовый вид искусства превратился в 1920-1930-е годы кинематограф. Это было время становления кино, каждый год приносил новые художественные и технические открытия. Одной из вершин мирового кинематографа в этот период явилось творчество выдающегося актёра и режиссёра Ч. Чаплина.

Чарльз Спенсер Чаплин (1889–1977) родился в Лондоне в актёрской семье и с юности пошёл по стопам родителей. Молодым актёром приехал в США, где начал ставить комедийные фильмы на одной из студий в Лос-Анджелесе. В 1919 г. совместно с несколькими актёрами и режиссёрами основал независимую кинокомпанию «Юнайтед артисте». Наиболее известные фильмы Чаплина: «Малыш» (1920), «Золотая лихорадка» (1925), «Огни большого города» (1931), «Новые времена» (1936). Их герой - маленький человек в шляпе-котелке, больших не по росту ботинках и с тросточкой. В нём удивительно уживались внешняя комичность, эксцентрические трюки и печаль одинокого человека, ищущего тепла и сочувствия. Наблюдая за его приключениями, зрители и смеялись, и плакали. Наверное, это и принесло Чаплину всемирное признание.


Поисками нового и значительными достижениями были отмечены первые шаги советского кинематографа, обратившегося к темам большого социального звучания. Международную известность получили работы кинорежиссёра С. М. Эйзенштейна (1898-1948). Его фильм «Броненосец “Потёмкин”» включён киноведами в число десяти лучших фильмов всех времён и народов.

В конце 1920-х годов «Великий немой», как называли кино, заговорил (первый звуковой фильм вышел в США в 1927 г.). Звёзды немого кино, не обладавшие нужной актёрской техникой и голосовыми данными, уступили место новому поколению актёров, многие из которых пришли из театра. Игра актёров стала более естественной, понятной зрителям. Вместо прежнего музыкального сопровождения в фильмах зазвучала музыка, помогавшая раскрыть художественный замысел и подчеркнуть динамику действия. Музыку к звуковым фильмам писали многие известные композиторы. Одним из высоких образцов в этой области, получивших международное признание, стала музыка С. С. Прокофьева к кинофильму «Александр Невский» (1938).

Особый размах приобрело кинопроизводство в США. 1920-1930-е годы вошли в историю как «золотой век» Голливуда (этот киногород возник в предместье Лос-Анджелеса незадолго до Первой мировой войны). Он стал международным киноцентром с большими финансовыми и техническими возможностями. Сюда приезжали актёры и режиссёры из многих стран. Но почти неограниченные материальные возможности не давали абсолютной творческой свободы. Работа создателей фильмов жёстко регламентировалась договорами с киностудиями. Хозяева «фабрики грёз» (так называли Голливуд) хорошо знали, какой продукт они хотят получить.

В 1930 г. в Голливуде был принят обязательный для всех студий «Производственный кодекс». В нём говорилось:

«Каждый американский фильм должен утверждать, что образ жизни Соединённых Штатов - единственный и лучший для любого человека. Так или иначе каждый фильм должен быть оптимистичным и показывать маленькому человеку, что где-нибудь и когда-нибудь он схватит за хвост своё счастье. Фильм не должен выворачивать наизнанку тёмные стороны нашей жизни, не должен разжигать решительных и динамичных страстей».

Примечательной чертой культуры этого периода стало широкое распространение музыки. Она звучала по радио, в граммофонных записях. Отчасти это была классическая музыка - оперные и симфонические записи (в числе первых были сделаны уникальные записи великих оперных певцов Э. Карузо и Ф. И. Шаляпина). Появились симфонические оркестры на радио. Но особой популярностью пользовалась эстрадная, танцевальная музыка. Это было время расцвета джаза, возникшего в США, а затем распространившегося во многих странах. Основу его составляли ритмы негритянской народной музыки и импровизации. В эти же годы родился мюзикл - особый вид представления, в котором сочетались речь, пение и танцы.

Тоталитаризм и культура

Особое положение сложилось в 1920-1930-е годы в культуре стран, в которых утвердились тоталитарные режимы. Б. Муссолини, выступая в 1925 г. на съезде фашистской партии, заявил: «Мы хотим фашизировать нацию... Фашизм должен стать образом жизни. Должны быть итальянцы эпохи фашизма, как были, например, итальянцы эпохи Возрождения». Культура, так же как и другие сферы жизни общества, подпадала под контроль государства. В Италии были созданы государственная Академия и Национальный синдикат фашистского изобразительного искусства.

В Германии министерство народного просвещения и пропаганды, возглавляемое Й. Геббельсом, организовало Имперскую палату культуры, куда вошло семь секций (пресса, радио, кино, литература, театр, музыкальное и изобразительное искусство). Лица, не являвшиеся членами палаты, по существу, лишались права заниматься художественной деятельностью.


Нацисты вели «битву за культуру» с помощью самых жёстких методов. Уже с 1933 г. стали устраиваться выставки под римской цивилизации весьма выразительными названиями: «Признаки разложения в искусстве», «Выставка 1938 г. дегенеративного искусства», на которых произведения художников-модернистов объявляли «вырожденческими». Из германских музеев были изъяты почти 16 тыс. произведений иностранных мастеров: В. Ван Гога, А. Матисса, П. Пикассо, В. Кандинского, М. Шагала и других, а также немецких художников, чья манера не отвечала вкусам нацистов. Уничтожались скульптурные памятники, например работы Э. Барлаха, посвящённые павшим на войне. Их объявили «оскорбительными для национальных чувств немцев». В архитектуре под огонь критики попали рационалистские течения, была закрыта всемирно известная школа «Баухауз». По расовым соображениям запрещалась джазовая музыка (в СССР её не принимали по другой причине - как проявление чуждой буржуазной культуры).

Что предлагалось взамен изгонявшейся неугодной культуры? Прежде всего то, что отвечало господствовавшей идеологии. В искусстве воцарился монументализм, который должен был отразить величие нового общества и порождённого им «сверхчеловека».

Показательным сооружением стал архитектурный комплекс в Нюрнберге (площадью 30 кв. км), предназначенный для проведения нацистских съездов и празднований. Он включал Дворец конгрессов, стадион на 405 тыс. мест с высотой трибун свыше 80 м и др. Масштабам зданий соответствовали монументальные скульптуры героев германской истории, атлетов с «нордическими чертами».



В немецкой живописи, вытеснив модернистские поиски и «потоки подсознания», утвердился национально-романтический стиль. Предпочтение отдавалось темам «немецкая земля», «немецкий труд», «немецкая мать», «немецкий солдат - защитник Родины». Особое место в живописи и скульптуре заняли портреты и сюжетные картины, изображавшие вождей. Идеологи тоталитаризма не хуже американских кинодельцов представляли, какие возможности воздействия на людей таит в себе кино. Здесь также устанавливались каноны для пропагандистского документального кино и художественных фильмов, не исключая и предназначенные для массового зрителя развлекательные ленты.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

Новая экономическая политика (1921-1928 гг.)

НЭП – переход от командно-административных методов управления хозяйством к экономическим.

Причины введения:

Глубокий социально-экономический и политический кризис власти, вызванный значительным сокращением промышленного и сельскохозяйственного производства, разрывом экономических связей между городом и деревней, неурожаем 1920-1921 г.,

Массовые восстания в сельской местности, выступления в городах, в армии и на флоте (антоновщина – восстание крестьян Тамбовской и Воронежской губерний под руководством А. Антонова против продразверстки; восстание в Кронштадте в феврале 1921 г. под лозунгами «За Советы без коммунистов!» и «Власть Советам, а не партиям!». Требования: переизбрание Советов на основе свободных выборов, политические свободы, освобождение политзаключенных, прекращение насильственных конфискаций. Подавлено войсками под руководством М. Тухачевского),

Крушение идеи «введения» социализма и коммунизма путем ликвидации рыночных отношений,

Стремление удержать власть любой ценой,

Спад революционной волны на Западе.

В марте 1921 г. прошел X съезд РКП(б), который положил начало введению НЭПа.

Нэповская экономическая модель

Замена продразверстки продналогом (у крестьян оставались излишки, размеры налога сообщались до сева и оставались неизменными),

Либерализация экономической жизни при сохранении командных высот в руках партии-государства,

Возрождение товарно-денежных отношений,

Денационализация мелких и части средних предприятий,

Разрешались привлечение иностранного капитала, создавались концессии (предприятия с привлечением иностранного капитала), аренда земли, предприятий, ограниченное использование наемной рабочей силы,

Денежная реформа Сокольникова 1922-1924 гг. (червонец, обеспеченный золотом),

Отмена всеобщей трудовой повинности, разрешался наем рабочей силы, открывались биржи труда,

Введение сдельной формы оплаты труда,

Фабрики и заводы государственного сектора переводились на хозрасчет.

Кризисы НЭПа и их причины

    Кризис сбыта 1923 г.

    Товарный кризис и кризис хлебозаготовок 1925 г.

    Товарный кризис и кризис хлебозаготовок 1927-1928 гг.

    Некомпетентность основной части управленческого аппарата

    Ограничение крупного и среднего предпринимательства

    Ограниченность инвестиций в промышленность

    Курс на экономическую автаркию (экономический режим самообеспечения страны, в котором минимизируется внешний товарный оборот)

    Бюрократизм и чиновничья волокита

    Перекачивание средств из села в город

Противоречия НЭПа

Политическая монополия большевиков

Плюрализм форм собственности и хозяйственных укладов

Курс на строительство социализма в одной стране

Необходимость активизации внешнеэкономической деятельности, усиления контактов с внешним миром

Проведение индустриализации, создание мощного ВПК

Отсутствие инвестиций в промышленность из отечественных и зарубежных источников

Курс на построение общества социального равенства и социальной справедливости

Усиление социального расслоения. Формирование «новой буржуазии» (нэпманов) и «новой аристократии» (партийно-советской номенклатуры)

У лиц, негативно или скептически относящихся к СССР, есть мнение, что уровень жизни в СССР был ниже, чем в благословенном 1913-м году аж до 1950-х гг.

Фраза интересна

а) аномально высоким расхождением мнения с тем, как было на самом деле, и

б) тем, что как всякое уродство, прекрасно показывает идеологический источник данного мнения (в то время как идеологические источники правдоподобных мнений не так заметны и скрыты). В своём суждении автор следует либеральной идеологеме, что всякое общество может быть устроено только так, что индивиды частным образом зарабатывают себе денюжки, а затем из заработанной суммы оплачивают все свои «инфраструктурные расходы» - на образование, здравоохранение, на нейтрализацию разных жизненных рисков. Поэтому при капитализме главный показатель качества жизни - это доход в деньгах, и сторонник капитализма даже помыслить не может, что общество может быть устроено как-то иначе.

Социально-политический кризис 1920–1921 годов и введение нэпа привели к тому, что в партии большевиков начались дискуссии о роли и месте профсоюзов в государстве, о сущности и политическом значении нэпа. Появились фракции со своими платформами, противостоявшими позиции В. И. Ленина. Одни настаивали на демократизации системы управления, предоставлении профсоюзам широких хозяйственных прав («рабочая оппозиция»). Другие предлагали еще больше централизовать управление и фактически ликвидировать профсоюзы (Л. Д. Троцкий). Многие коммунисты вышли из РКП(б), считая, что введение нэпа означает реставрацию капитализма и измену социалистическим принципам. Правящей партии грозил раскол, что было, с точки зрения В. И. Ленина, совершенно недопустимо. На X съезде РКП(б) были приняты резолюции, осуждающие «антимарксистские» взгляды «рабочей оппозиции», запрещающие создание фракции и групп. После съезда была проведена проверка идейной устойчивости членов партии («чистка»), на четверть сократившая ее численность. Всё это позволило укрепить единомыслие в партии и ее единство как важнейшего звена в системе управления государством.

Главное политическое управление (ГПУ) следило за настроением всех слоев общества, выявляло инакомыслящих, отправляло их в тюрьмы и концлагеря. Особое внимание уделялось политическим противникам большевистского режима. В 1922 году ГПУ обвинило 47 арестованных ранее руководителей эсеровской партии в контрреволюционной деятельности. Состоялся первый крупный политический процесс при советской власти. Трибунал ВЦИК 12 обвиняемых приговорил к смертной казни, остальных - к различным срокам тюремного заключения. Осенью 1922 года из России было выслано 160 ученых и деятелей культуры, не разделявших большевистскую доктрину («философский пароход»). С идейным противостоянием было покончено. Насаждая большевистскую идеологию в обществе, Советское правительство нанесло удар по русской православной церкви и поставило ее под свой контроль, несмотря на декрет об отделении церкви от государства.

Укрепление единства партии, разгром политических и идейных противников позволили упрочить однопартийную политическую систему, в которой так называемая «диктатура пролетариата в союзе с крестьянством» на деле означала диктатуру ЦК РКП(б). Эта политическая система с небольшими изменениями продолжала существовать все годы советской власти.

Проблемы внутренней политики находились в центре внимания В. И. Ленина. Он написал ряд работ, названных советскими историками «политическим завещанием» В. И. Ленина. В них он сформулировал основные направления деятельности партии: индустриализация (техническое перевооружение промышленности), широкая кооперация (в первую очередь в сельском хозяйстве) и культурная революция (ликвидация неграмотности, повышение культурного и образовательного уровня населения). При этом В. И. Ленин настаивал на сохранении единства и руководящей роли партии в государстве. В «Письме к съезду» он дал весьма нелицеприятные политические и личностные характеристики шести членам Политбюро (Л. Д Троцкому, Л. Б. Каменеву, Г. Е. Зиновьеву, Н. И. Бухарину, Г. Л. Пятакову, И. В. Сталину). В. И. Ленин также предостерегал партию от ее бюрократизации и возможности возникновения фракционной борьбы, считая главной опасностью политические амбиции и соперничество Л. Д. Троцкого и И. В. Сталина.


Болезнь В. И. Ленина, в результате которой он был отстранен от решения государственно-партийных дел, а затем и его смерть в январе 1924 года, осложнили ситуацию в партии. Еще весной 1922 года был учрежден пост Генерального секретаря ЦК РКП(б). Им стал И. В. Сталин. Он унифицировал структуру партийных комитетов разных уровней, что привело к усилению не только внутрипартийной централизации, но и всей административно-государственной системы. И. В. Сталин сосредоточил в своих руках огромную власть, расставив в центре и на местах преданные ему кадры.

Различное понимание принципов и методов социалистического строительства, личные амбиции Л. Д. Троцкого, Л. Б. Каменева, Г. Е. Зиновьева и других представителей «старой гвардии», обладавшей значительным большевистским дооктябрьским стажем, их неприятие сталинских методов руководства - всё это вызвало оппозиционные выступления в Политбюро партии, в ряде местных партийных комитетов, в печати. Теоретические разногласия о возможности построения социализма или в одной стране (В. И. Ленин, И. В. Сталин), или только в мировом масштабе (Л. Д. Троцкий) сочетались со стремлением занять в партии и государстве руководящее положение. Сталкивая политических противников и умело интерпретируя их высказывания как антиленинские, И. В. Сталин последовательно устранял своих оппонентов. Л. Д. Троцкого в 1929 году выслали из СССР. Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев и их сторонники были репрессированы в 1930-х годах.

Задачи восстановления и развития народного хозяйства, укрепление советского политического строя и обороноспособности потребовали решение вопроса о форме государственного устройства. В августе 1922 года была образована комиссия для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения. И. В. Сталин, возглавлявший Народный Комиссариат по делам национальностей РСФСР, разработал план «автономизации». В соответствии с ним предусматривалось включение в состав РСФСР Украинской, Белорусской и Закавказских республик на правах автономии. С Бухарской и Хорезмской Народными Республиками и Дальневосточной Республикой (ДВР) предлагалось сохранить прежние, договорные отношения. Этот план ущемлял суверенные права народов, и потому большинство партийно-государственных руководителей республик высказались против него. В октябре-ноябре 1922 года после обсуждения вопроса о форме государственного объединения была принята идея В. И. Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.

Первый всесоюзный съезд Советов 30 декабря 1922 года утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами. На съезде был избран ЦИК СССР. Исполнительную власть вплоть до принятия Конституции нового государства должен был осуществлять Совнарком РСФСР. В июле 1923 года II сессия ЦИК приняла Конституцию, которая была утверждена в январе 1924 года II съездом Советов СССР. Формой государственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного выхода из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сношения с иностранными государствами, осуществление внешней торговли, руководство транспортом и почтово-телеграфной связью входили в функции союзных ведомств. Устанавливалась структура и объем полномочий высших органов власти и управления. Верховным законодательным органом становился Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между съездами - двухпалатный Центральный исполнительный комитет (ЦИК): Союзный Совет и Совет Национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. При СНК были сформированы общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан. Общесоюзному ЦИК предоставлялось право издания декретов и постановлений, обязательных для исполнения во всех республиках. Между сессиями ЦИК вся полнота законодательной, исполнительной и распорядительной власти передавалась его президиуму. На верховные общесоюзные органы возлагалось определение основ народнохозяйственных планов, утверждение государственного бюджета, установление единой денежной системы. Их ведению подлежали разработка гражданского, уголовного и трудового законодательства, установление общих принципов развития в области просвещения и здравоохранения. Президиум ЦИК имел право решать возникающие между союзными республиками спорные вопросы. Он мог отменять постановления республиканских властей в случае их несоответствия Конституции СССР. При Совнаркоме учреждалось Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и терроризмом. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик. Столицей СССР объявлялась Москва. В области избирательного права неизменными остались принципы Конституции РСФСР 1918 года, отдававшие преимущество рабочему классу по сравнению с крестьянством. Сохранялась многоступенчатость выборов и открытая система голосования при избрании депутатов в Советы. По-прежнему были лишены избирательных прав эксплуататорские элементы и служители религиозных культов. После принятия Конституции СССР в 1924–1925 годах было проведено национально-государственное размежевание в Средней Азии. На территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской Народных Республик образовались Узбекская и Туркменская Союзные Социалистические Республики. В 1929 году в союзную республику была преобразована Таджикская АССР. Все вновь образованные республики вошли в состав СССР. Проводилась работа по уточнению границ Союзных Республик в Закавказье, Средней Азии и др. Так, Белорусской ССР передавалось несколько районов Витебской, Гомельской и Смоленской областей РСФСР, заселенных преимущественно белорусами. В процессе преобразования Таджикской автономии к ней отошел Ходжентский округ Узбекской ССР, население которого состояло в основном из таджиков. Не всегда достаточно продуманное национально-государственное размежевание, проведенное в 1920-х годах, породило очаги будущих межнациональных конфликтов.

Форсированная индустриализация ухудшила жизненный уровень населения. Высокие цены на продукты сельского хозяйства делали их труднодоступными для значительной части городских жителей, получавших низкую заработную плату. Ухудшение материально-бытовых условий населения, перебои с продовольствием обостряли социальную напряженность в обществе. Положение усугублялось участившимися срывами в области хозяйственного развития. Не выполнялись планы капитального строительства. Падала производительность труда. Ухудшалось качество производимой продукции. Всё это усиливало критические настроения людей по отношению к проводимой политике. Силовая коллективизация, сопровождаемая раскулачиванием, вызвала вооруженные выступления крестьянства. Только в январе - начале марта 1930 года состоялось свыше 2000 антисоветских выступлений в деревне. Уменьшение норм снабжения хлебом по карточкам (1932 год) привело к массовым демонстрациям протеста в городах и рабочих поселках. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Сталин объяснял причины общественных противоречий и кризисных явлений в экономике происками «классовых врагов».

Чрезвычайщина, превратившаяся в метод построения нового общества, встречала противодействие части партийно-государственного аппарата. Против применения чрезвычайных мер при проведении коллективизации выступил член Политбюро ЦК Н. И. Бухарин. Использование средств административного и экономического нажима на крестьянство не были поддержаны членами Политбюро ЦК А. И. Рыковым и М. Л. Томским. В целях социалистического строительства они предлагали использование принципов нэпа. Не нашло одобрения с их стороны утверждение И. В. Сталина о неизбежности обострения классовой борьбы по мере продвижения к социализму. Однако большинство партийных лидеров расценило взгляды противников официального политического курса как ошибочные. Н. И. Бухарин и М. Л. Томский были выведены из состава Политбюро ЦК, А. И. Рыков освобожден от обязанностей председателя Совнаркома. В руководстве страной всё более утверждались авторитарные подходы. В категорию «врагов народа» попали многие ответственные работники Госплана, ВСНХ, наркоматов. Виновниками срывов промышленных планов были объявлены хозяйственники и инженеры, прежде всего, представители старых (буржуазных) специалистов. В конце 1930 года по делу «Промпартии» была привлечена к суду и осуждена группа научно-технической интеллигенции во главе с директором научно-исследовательского Теплотехнического института Л. К. Рамзиным. За принадлежность к Трудовой крестьянской партии - несуществовавшей политической организации - на скамье подсудимых оказались ученые-экономисты Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов и другие. «Вина» ученых заключалась в том, что их взгляды на проводившуюся коллективизацию отличались от официальных. Аресту подверглась группа бывших деятелей партии меньшевиков, а также бывшие царские генералы и офицеры, служившие в Красной армии. Расширение масштабов репрессий сопровождалось нарушением законности. ЦИК СССР принял несколько постановлений, ставших основой проводимых беззаконий. Создавалось особое совещание - внесудебный орган в системе госбезопасности. Решение им вопросов об основании и мерах репрессий не подлежало контролю. На таком же принципе строили свою работу и другие внесудебные неконституционные органы - «тройки» и «двойки» НКВД. Устанавливался новый порядок ведения дел о террористических актах. Их рассмотрение проводилось в десятидневный срок без участия защиты и обвинения. Одним из теоретиков права, подводивших «научную базу» под произвол 1930-х годов, был первый генеральный прокурор СССР А. Я. Вышинский.

Деятельность И. В. Сталина вызывала резкое недовольство старых партийцев. Группа московских партработников («Союз защиты ленинизма») во главе с М. Н. Рютиным обратилась с манифестом «Ко всем членам ВКП(б)». В нем предлагалось отстранить И. В. Сталина от должности Генерального секретаря ЦК и внести коррективы в систему управления народным хозяйством. В 1932 году участники группы были арестованы, обвинены в попытке реставрации капитализма и расстреляны. Насаждение методов произвола и беззакония создавали в стране обстановку страха, подозрительности, взаимного недоверия друг к другу. В середине 1930-х годов начались репрессии против старых партийцев, не согласных с установившимися методами руководства страной. Поводом для массовых репрессий послужило убийство 1 декабря 1934 года С. М. Кирова, первого секретаря Ленинградского горкома и обкома партии, члена Политбюро ЦК ВКП(б). Согласно официальной версии, убийство было совершено по поручению подпольной троцкистско-зиновьевской группы в целях дезорганизации руководства страны. К высшей мере наказания приговорили несколько партийно-государственных работников, хотя их участие в покушении на С. М. Кирова не было доказано. В 1937 году по делу так называемого параллельного антисоветского троцкистского центра к суду была привлечена группа ответственных работников наркоматов тяжелой и лесной промышленности. В их числе находились Ю. Л. Пятаков (в прошлом - один из участников оппозиции И. В. Сталину) и Г. Я. Сокольников. Они обвинялись, ко всему прочему, в попытках подорвать экономическую мощь СССР, во вредительстве, в организации аварий на предприятиях, в преднамеренном срыве государственных планов. Тринадцать обвиняемых были приговорены к расстрелу и четверо - к тюремному заключению. Попытку воспрепятствовать беззакониям предпринял нарком тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе. Вместе с сотрудниками наркомата он проверил дела группы «врагов народа», занятых на строительстве предприятий тяжелой промышленности, и доказал их невиновность. В 1936 году по вымышленному обвинению в антисоветской деятельности и шпионаже (дело об антисоветском «объединенном троцкистско-зиновьевском центре») осудили бывших лидеров партии - Г. Е. Зиновьева, Л. Б. Каменева и др. Репрессии коснулись командных кадров Красной армии (М. Н. Тухачевский, И. Э. Якир, И. П. Уборевич, А. И. Егоров, В. К. Блюхер). В 1938 году был сфабрикован еще один политический процесс по делу «антисоветского правотроцкистского блока» (Н. И. Бухарин, А. И. Рыков и др.). Подсудимых обвиняли в намерении ликвидировать существующий в СССР общественный и государственный строй, реставрировать капитализм. Добиться этой цели они якобы предполагали средствами шпионской и диверсионной деятельности, путем подрыва экономики страны. Все эти акции прошли с нарушением норм правосудия и завершились расстрелом осужденных.

Культ личности И. В. Сталина был вызван многими факторами, в т. ч. отсутствием в стране демократических традиций, во многом сохранившейся монархистской психологией масс, порождающей иллюзию мудрости и непогрешимости вождя, атмосферой страха в условиях репрессий и политических процессов. Укреплению веры народа в И. В. Сталина способствовали также подлинные и мнимые (распропагандированные) успехи социалистического строительства. Культ И. В. Сталина насаждался его ближайшим окружением, делавшим на этом быструю политическую карьеру,- К. Е. Ворошиловым, Л. М. Кагановичем, В. М. Молотовым, Г. М. Маленковым, Н. С. Хрущевым, Л. П. Берией.

5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов утвердил новую Конституцию СССР. Она зафиксировала характерные черты сформировавшейся в стране административно-командной системы. Советский Союз провозглашался социалистическим государством. В Основном Законе были отражены перемены в национально-государственном устройстве СССР, появление новых союзных и автономных республик и областей. В связи с ликвидацией Закавказской союзной федеративной социалистической республики возникли самостоятельные республики: Армянская, Азербайджанская и Грузинская ССР. Казахская АССР и Киргизская АССР были преобразованы в союзные республики. Общее число союзных республик, непосредственно входящих в состав СССР, возросло до 11. Подтверждалась добровольность государственного объединения советских социалистических республик. Политическую основу страны составляли Советы депутатов трудящихся. Изменялась структура государственной власти: ее высшим законодательным органом становился Верховный Совет, состоявший из двух палат (Совета Союза и Совета Национальностей). В число его задач входило утверждение состава правительства СССР. Расширялись обязанности общесоюзных наркоматов в области законодательства, народнохозяйственного развития, укрепления обороноспособности страны. Одновременно были неоправданно сужены права некоторых республиканских органов власти, в частности, в законодательной сфере. Социальная основа государства декларировалась как союз рабочих и крестьян при сохранении диктатуры пролетариата. Однако на практике это выражалось в диктатуре ВКП(б), ее аппарата. Социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства объявлялись экономической основой СССР. Эта собственность существовала в двух формах: государственной (шахты, заводы в промышленности, совхозы на селе) и колхозно-кооперативной. В связи с ликвидацией бывших эксплуататорских классов и частной собственности были внесены изменения в избирательную систему. Отменялись ограничения избирательного права для сельского населения. Упразднялись система многоступенчатости выборов в государственные органы власти и открытое голосование. Конституция законодательно зафиксировала всеобщие, тайные, равные и прямые выборы в Советы всех уровней. Гражданам СССР гарантировались права на труд, отдых, образование, материальное обеспечение в старости. Труд объявлялся обязанностью каждого способного к нему гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». Провозглашалась свобода отправления религиозных культов. Одновременно вводилась свобода антирелигиозной пропаганды.

Изменения в экономической и политической жизни обусловили изменение в социальной структуре общества: выросла численность рабочего класса и население городов, исчезли такие социальные группы, как кулаки и батраки, появилась новая социальная категория сельского населения, работающая в колхозах - «колхозники».