Простейшие. Общие черты простейших, многообразие

Известно около 70000 видов простейших, обитающих в воде и в почве. Некоторые из них поселяются в теле многоклеточных животных и в организме человека.

Общая характеристика простейших.

У всех простейших, независимо от того, являются они одноклеточными или колониальными организмами, каждая клетка может выполнять все функции живого организма. Она может самостоятельно перемещаться, питаться, перерабатывать пищу, дышать, выбрасывать наружу ненужные переработанные вещества, размножаться путем деления. Даже у колониального простейшего, чьи клетки связаны вместе, если осторожно отделить какую-нибудь клетку от колонии, она сможет жить самостоятельно, так как сохраняет все функции целого организма. Основу клетки простейших составляют ядро и цитоплазма с различными выростами и включениями. Известно около 70000 видов простейших.Таким образом, простейшие животные сочетают в себе функции клетки и самостоятельного организма.

Дизентерийная амёба.

К амебам относятся также фораминиферы - морские корненожки . Их тело, диаметром 0,1-1 мм, иногда до 20 см, заключено в раковину, часто известковую. Через устье и поры раковинок высовываются ложноножки в виде длинных переплетающихся нитей. Раковины фораминифер образуют значительную часть морских илов, морских осадков и пород. Из них образовались месторождения ценного строительного материала - известняка.

Лучевик.

Лучевики, или радиолярии , напоминающие крошечные звездочки, снежинки, колючие шарики или другие фигуры, тоже морские амебы. Они парят в толще воды. Причудливую форму придают им раковинки, состоящие из кремнезема. Скопления раковин вымерших лучевиков иногда образуют большие залежи. Их разрабатывают и используют для шлифовки и полировки металлов, для приготовления наждачной бумаги.

Инфузории.

Известно более 7000 видов инфузорий. Все они, как и инфузория-туфелька, во взрослом или молодом состоянии имеют многочисленные реснички, расположенные на поверхности тела, а также обладают своеобразным ядерным аппаратом - большим и малым ядрами. Большинство видов инфузорий обитает в пресной или соленой воде, питается бактериями, одноклеточными животными и мелкими водорослями. Некоторые инфузории живут в желудке жвачных млекопитающих, не причиняя вреда. Наоборот, они помогают им, способствуя перевариванию трудноусваиваемой пищи - клетчатки. Так, в желудке одной коровы общая масса инфузорий достигает 3 кг.

На Земле обитает более 2 млн животных, и список этот постоянно пополняется.

Наука, изучающая строение, поведение, особенности жизнедеятельности животных, называется зоологией.

Размеры животных колеблются от нескольких микрон до 30 м. Одни из них видны только в микроскоп, как, например, амеба и инфузории, а другие относятся к гигантам. Это киты, слоны, жирафы. Среда обитания животных самая разнообразная: это вода, суша, почва и даже живые организмы.

Имея общие черты с другими представителями эукариот, животные имеют и существенные отличия. Клетки животных лишены оболочки и пластид. Питаются они готовыми органическими веществами. Значительная часть животных активно двигается и имеет специальные органы движения.

Царство животных разделено на два подцарства: одноклеточные (простейшие) и многоклеточные.

Рис. 77. Простейшие: 1 - амеба; 2 - эвглена зеленая; 3 - фораминиферы (раковины); 4 - инфузория-туфелька (1 - большое ядро; 2 - малое ядро; 3 - клеточный рот; 4 - клеточная глотка; 5 - пищеварительная вакуоль; 6 - порошица; 7 - сократительные вакуоли; 8 - реснички)

Простейших делят на несколько типов, наиболее широко распространенные и значимые из них Саркодовые, Жгутиковые, Споровики и Инфузории.

Саркодовые (Корненожки). Типичным представителем саркодовых является амеба. Амеба - это пресноводное свободноживущее животное, не имеющее постоянной формы тела. Клетка амебы при движении образует псевдоподии, или ложноножки, которые служат также для захвата пищи. В клетке хорошо заметны ядро и пищеварительные вакуоли, которые образуются на месте захвата амебой пищи. Кроме того, имеется и сократительная вакуоль, через которую удаляются избыток воды и жидкие продукты обмена. Размножается амеба простым делением. Дыхание происходит через всю поверхность клетки. Амеба обладает раздражимостью: положительной реакцией на свет и пищу, отрицательной - на соль.

Раковинные амебы - фораминиферы имеют наружный скелет - раковину. Она состоит из органического слоя, пропитанного известняком. Раковина имеет многочисленные отверстия - дырочки, через которые высовываются псевдоподии. Величина раковин обычно небольшая, однако у некоторых видов она может достигать 2-3 см. Раковины отмерших фораминифер образуют на морском дне отложения - известняки. Там же обитают и другие раковинные амебы - радиолярии (лучевики). В отличие от фораминифер, они обладают внутренним скелетом, который располагается в цитоплазме и образует иголочки - лучи, часто ажурной конструкции. Кроме органического вещества в состав скелета входят соли стронция - случай в природе единственный. Эти иголки образуют минерал - целестин.

Жгутиковые. Эти микроскопические животные имеют постоянную форму тела и передвигаются с помощью жгутиков (одного или нескольких). Эвглена зеленая - одноклеточный организм, обитающий в воде. Ее клетка имеет веретеновидную форму, на конце ее находится один жгутик. У основания жгутика расположены сократительная вакуоль и светочувствительный глазок (стигма). Кроме того, в клетке имеются хроматофоры, содержащие хлорофилл. Поэтому эвглена на свету фотосинтезирует, в темноте питается готовыми органическими веществами.

После нескольких бесполых поколений в эритроцитах появляются клетки, из которых развиваются гаметы. Для дальнейшего развития они должны попасть в кишечник комара анофелеса. Когда комар кусает больного малярией, гаметы с кровью попадают в пищеварительный тракт, где происходит половое размножение и образование спорозоитов.

Инфузории - самые сложноорганизованные представители простейших, их насчитывается более 7 тыс. видов. Один из наиболее известных представителей - инфузория-туфелька. Это довольно крупное одноклеточное животное, обитающее в пресных водоемах. Ее тело по форме напоминает след туфельки и покрыто плотной оболочкой с ресничками, синхронное движение которых обеспечивает передвижение инфузории. У нее имеется клеточный рот, окруженный ресничками. С их помощью инфузория создает ток воды, с которым в «рот» попадают бактерии и другие мелкие организмы, которыми она питается. В теле инфузории образуется пищеварительная вакуоль, которая может перемещаться по всей клетке. Непереваренные остатки пищи выбрасываются наружу через специальное место - порошицу. У инфузории два ядра - большое и малое. Малое ядро принимает участие в половом процессе, а большое управляет синтезом белков и ростом клетки. Размножается туфелька как половым, так и бесполым путем. Бесполое размножение через несколько поколений сменяется половым. Далее (§ 58-65) рассматриваются многоклеточные организмы Царства животных.

| |
§ 56. Семенные растения § 58. Царство животных. Многоклеточные: губки и кишечнополостные

В детстве я думал, что отделить живое от неживого крайне легко. Однако, это не совсем так. В своём ответе я коротко расскажу вам о всех признаках живых систем.

Отличительные признаки живого и неживого

Организмы нашей планеты очень разнообразны и уникальны по-своему. Однако, существуют особые отличительные признаки, которые присущи абсолютно всем существам, причём не по отдельности, а все сразу. Среди этих признаков упомяну следующие.

  • Движение. Этот процесс просто разглядеть у большинства организмов. Вот только иногда движение может быть очень-очень медленным.
  • Раздражение и способность чувствовать. Все живые системы способны чувствовать воздействия на них со стороны окружающей среды, как и человек.
  • Рост.
  • Репродукция, то есть размножение. Способность создать потомство и передать ему свои генетические признаки.
  • Выделение. Следствием обменных реакций в организме становится появление отходов, которые потом благополучно выделяются. Выделение по-другому называется термином «экскреция».
  • Потребление питательных веществ, необходимых для жизни (белков, жиров и углеводов).

Ну и последний признак - все организмы состоят из клеток (либо из одной клетки, если это одноклеточное).


Морские звёзды очень медленно двигаются! Но всё же двигаются.

Совокупность признаков

Как я уже и сказал, все эти признаки должны быть вместе, то есть совокупностью. По отдельности некоторые из них можно встретить и в неживой природе. Придав ускорение какой-нибудь доске, вы установите, что она тоже движется, а разбив стекло, вы заметите, что оно «размножится». Поэтому для учёных отделение живых организмов от неживой природы может и не сложная работа, но требующая наблюдений.


Механизмы адаптации и борьбы за выживание

Ещё характерными чертами для живых существ являются борьба за выживание и адаптация к условиям окружающей среды. Природа предусмотрела всё, и эти механизмы отбирают лучших из вида, которые потом передают свои наследственные данные потомству. Эта тема довольно сложна, поэтому достойна отдельного рассмотрения.


Главное преимущество культивируемых клеток - это возможность прижизненного наблюдения клеток с помощью микроскопа.

Существенно, что при работе с культурами клеток в эксперименте используются здоровые клетки, и они сохраняют жизнеспособность в течение всего эксперимента. При опытах на целом животном состояние почек, например, можно оценить лишь в конце эксперимента, и к тому же обычно лишь качественно.

Культуры клеток представляют собой генетически однородную популяцию клеток, растущих в постоянных условиях. Более того, исследователь может изменять эти условия в определённых пределах, что позволяет ему оценивать влияние на рост клеток самых различных факторов - рН, температуры, концентрации аминокислот, витаминов и др. Рост может быть оценен в течение короткого периода времени либо по увеличению числа или размеров клеток, либо по включению радиоактивных предшественников в клеточную ДНК.

Эти реальные преимущества по сравнению с исследованиями на целых животных ставят клеточные культуры как экспериментальную систему в один ряд с культурами микроорганизмов.

Более того, при работе с культурами клеток существенные результаты могут быть получены при использовании очень небольшого числа клеток. Эксперименты, требующие для выяснения того или иного вопроса использования 100 крыс или 1000 человек, могут быть с равной статистической достоверностью поставлены на 100 культурах на покровных стёклах. Т. о. одна клетка может заменить целую клинику больных. Это является важным преимуществом, когда дело касается человека, и, кроме того, снимает многие этические проблемы, возникающими при необходимости использовать для эксперимента большую группу животных.

Поскольку клетки в культуре легко доступны для различных биохимических манипуляций, то при работе с ними радиоактивные предшественники, яды, гормоны и др. могут быть введены в заданной концентрации и в течение заданного периода. Количество этих соединений может быть на порядок меньше, чем при экспериментах на целом животном. Исчезает также опасность того, что исследуемое соединение метаболизируется печенью, запасается мышцами или экскретируется почками. При использовании клеточных культур, как правило, бывает нетрудно установить, что при определённой концентрации добавленное в культуру вещество находится в контакте с клетками в течение данного периода времени. Это обеспечивает получение реальных значений скорости включения или метаболизма исследуемых соединений.

Культура клеток используется в различных научных и практических областях:

Генетика
Способность клеток к росту в культуре привела к развитию следующих методов:

  • Клонирование
  • Хранение и слияние клеток
  • Получение и работа с мутантными клетками.
Иммунология
Гибридомная технология: клетки, синтезирующие интересующие ученых антитела, подвергают процедуре слияния с клетками миеломы, которые продуцируют антитела с неизвестной специфичностью.
Полученные гибридомы позволили наладить производство моноклональных антител: мышь иммунизируется неочищенным препаратом антигена и затем клетки её селезёнки гибридизуют с клетками миеломы. Среди полученных гибридных клеток найдётся по крайней мере одна, продуцирующая антитела, специфические к исходному антигену.

Биотехнология
Культуры клеток могут стать ценным источником гормонов и других секретируемых материалов. Культуры клеток уже сейчас оказываются важными продуцентами видоспецифического противовирусного агента интерферона.

Вирусология и трансформация клеток
Прогресс в области вирусологии в значительной степени обусловлен возможностью выращивать вирусы в культурах клеток.
В результате применения этих методов выяснилось, что вирусы способны не только инфицировать и убивать клетки, но могут также вызывать изменения в характере роста клеток - феномен, известный как вирусная трансформация клеток. Эти изменения, приводящие к появлению клеток, не реагирующих на своих соседей так, как это характерно для нетрансформированных клеток, вызывают особый интерес в связи с тем, что они могут помочь понять природу трансформации, поскольку сходные изменения, происходящие с клетками in vitro, играют определенную роль в индукции опухоли.
Так как в настоящее время большая часть вирусных заболеваний лечится путем введения антисыворотки, выращивание вирусов имеет важное значение как для идентификации вирусов, так и для их использования в получении вакцины.
Эти задачи решаются в основном с использованием клеточных культур.

Лабораторный практикум. Методика разведения и содержания культур простейших животных, и применение их в учебном процессе

Найти свободноживущих простейших в природе можно почти в каждом водоеме - в пруду, канаве, болоте, в прибрежных час-тях больших водоемов и т.д. Они встречаются в толще и на дне; на различных подводных предметах, на водных растениях, среди гниющих растительных остатков и в почве.

Мелкие размеры простейших затрудняют работу с ними. Од-нако их обилие в природе и легкая доступность, а также простота их содержания и разведения благоприятствуют работе с ними.

Живые культуры простейших необходимы учителю при изучении простейших, которыми начинается курс зоологии, при изу-чении клеточных форм жизни в разделе цитологии общей биологии, в кружковой работе и при выполнении учащимися внеклас-сных индивидуальных работ и экскурсий по изучению водной фауны. В процессе изучения культур простейших они знакомятся со свободноживущими одноклеточными организмами, учатся находить их в природе, содержать и разводить культуры простейших в лаборатории и у себя дома в качестве живого корма для некоторых мальков аквариумных рыб. Подробно знакомятся с их строением, образом жизни важнейших представителей прос-тейших, их размножением и взаимоотношениями с другими фор-мами, знакомятся с признаками классов и отрядов простейших.

Опыт работы многих учителей биологии убеждает в том, что при изучении простейших учащимся доступно разведение инфузорий на различных питательных средах, наблюдение за образованием пищеварительных вакуолей при «подкармливании» их безвредными для них красками, проведение опытов, выясняющих характер поведения инфузорий в зависимости от действия на них различных раздражителей: кристалликов поваренной соли, ку-сочков бактериальной пленки, света, а также быстроту размножения инфузорий в зависимости от температуры окружающей среды.

Во всех случаях, когда это возможно, знакомство с животным, должно начинаться с рассмотрения его в живом виде. Рассмотрение живого животного по сравнению с изучением фиксированного имеет целый ряд преимуществ:

1. Изучающий видит естественную окраску животного, естественную форму тела, характерные позы, может наблюдать способ движения животного и его реакции на внешние раздражители.

2. Наблюдая живых животных, лучше всего можно понять один из важнейших принципов живого организма - единство формы и функции.

Различные свободноживущие простейшие - амеба, эвглена, инфузории (саркодовые, жгутиконосцы и инфузории) обитают нередко совместно. Поэтому наряду со специальными приемами работы имеется ряд общих условий при разведении простейших ряд общих правил:

1. Сбор простейших в природе непосредственно перед занятием ненадежен.

2. Раздаточный материал в нужном количестве и качествен-ном составе обеспечивается только культивированием, т.е. созда-нием условий, благоприятных для жизни и размножения прос-тейших.

3. Для получения сборной культуры простейших применяется только стеклянная посуда из прозрачного (не зеленовато-бутылоч-ного) стекла. Можно использовать любую стеклянную посуду банки, стаканы, простоквашницы, чашки Коха, чашки Петри ем-костью от 300 мл до 3-4 литров. Любая металлическая посуда непригодна из-за вредного влияния на животных металла, растворенного в воде, хотя бы даже в ничтожных дозах.

Вода. Водопроводная вода непригодна, т. к. она хлорированная. Ее можно применять только после дехлорирования, для чего ее оставляют в стеклянном сосуде в течение 7-10 дней для улетучи-вания хлора, время от времени перемешивая стеклянной палочкой. За это время она насыщается кислородом. Перед использованием воду профильтровать через бумажный складчатый фильтр, по ме-ре испарения добавляя свежую воду, сохраняя по возможности один, и тот же уровень.

Самая надежная вода для разведения простейших - это дождевая, талая, озерная, прудовая, предварительно подвергается кипячению, а затем фильтруется через густое шелковое сито пли бумажный складчатый фильтр.

Условия содержания культур. Развитие простейших во многом зависит от температуры воды и освещения:

1. Наиболее благоприятная температура в пределах 18-23°С, отрицательно влияет резкая смена температур.

2. Банки с культурой ставят вблизи окна, но защищают от не благоприятного воздействия прямых солнечных лучей (занавеска-ми, ширмой, картонной пластинкой).

3. Устранить всякую возможность загрязнения воды каким-либо химическим веществом.

4. Нельзя переносить банки с культурами с одного места на другое во избежание встряхивания жидкости.

5. Держать банки закрытыми стеклянными пластинками, что уменьшает испарение воды и загрязнение культуры пылью.

Питательная среда для простейших . Пищей простейших чаще всего служат бактерии, поэтому для культивирования бактерий готовят питательную среду, богатую бактериями. Используют обычно рисовые, почвенные и навозные настои.

1. Рисовый (пшеничный). В колбе с водой кипятят несколько минут зёрна риса или пшеницы, одновременно в колбе кипятят воду, затем остужают, фильтруют и помещают в чашки Петри (Коха) и в каждую помещают 5-6 зёрен.

2. Почвенный настой: 1/4 банки насыпают садовой (огородной) почвенной земли и на 3/4 сырой воды.

3. Навозный настой: 100г конского навоза, выдержанного в течение 10 дней в прохладном месте (в подвале), добавляют I литр кипятка при постоянном помешивании.

4. Смешанный настой: 100г. почвенной земли + 50г.навоза + 1 литр кипячёной горячей воды.

Питательные среды оставляют открытыми на 7-10 дней для развития в них бактерий.

Внесение в культуру простейших. Берут три банки и наполняют водой из разных водоёмов - канавы, лужи, пруда; на дно кладут ил, свежую и разлагающуюся растительность. Воду наливают через сетку из капроновой ткани, чтобы избавиться от хищных животных (рачков, червей), питающихся инфузориями, затем эту воду в количестве 200-500 мл прилить в сосуд с питательной средой.

Сборная культура простейших ставится не позднее как за месяц до использования её на занятиях. Время от времени она просма-тривается, для чего берут пипеткой пробы из разных мест - со дна, из толщи воды, с поверхности плёнки, затем отмечают видовой состав простейших.

Ловить простейших в водоёме следует сачком из плотной мате-рии. Собирать их надо из различных участков водоёма-со дна, из толщи, с поверхности, и разместить в отдельные банки, снабдив их соответствующей этикеткой с указанием, где и когда взята проба, из какого водоёма и из какой его части (со дна, из толщи воды).

Культуры простейших, взятые летом и осенью, можно без боль-ших трудностей содержать в течение всего года, хотя простейших можно найти в природе и зимой - в иле на дне водоёма зарослей имеются цисты этих животных.

Исследование культур. Амебу и инфузорию трубача исследуют под лупой, а остальные под микроскопом.

Стёкла для препарата (предметное и покровное) должны быть чистыми и сухими, поэтому, приступая к работе, их надо хорошо протереть. Держать стекло следует двумя пальцами (удобнее всего большим и указательным) за его противоположные края, не касаясь пальцами поверхности стекла во избежание загрязнения его.

Пипеткой наносят каплю культуры на предметное стекло; держа покровное стекло указанным способом в несколько наклоненном положении, прикладывают нижний край его к предметному стеклу в основании капли и плавно опускают его на каплю.

Капля культуры не должна быть очень-большой, чтобы предметное стекло не плавало на ней. Излишнюю жидкость следуем оттянуть фильтровальной бумагой.

В случаях, когда фильтруют достаточно крупные объекты (амёба протеи, вольвокс, инфузория трубач) и есть опасность повредить их, накрывая покровным стеклом, то на жидким стекло из воска или пластилина делают небольшие «ножки», приподнимающее покровное стекло. Воск согревают между пальцами руки и царапают по нему каждым из четырёх углов покровного стекла, стекло кладут на каплю ножками вниз.

Разведение инфузорий. Обычно инфузорий разводят в искусственных условиях. Для кормления мальков чаще всего используют туфельку P. caudatum, размеры которой обычно колеблются от 0,1 до 0,3 мм.

Для разведения туфелек лучше всего брать чистую культуру инфузорий. Если невозможно приобрести чистую культуру, то можно развести её самому.

Туфельки встречаются почти в каждом водоёме. Добывают их таким образом: воду из водоёмов наливают в три стеклянные банки; в одну из них кладут взятые со дна веточки, гниющие листья и прочие разлагающиеся растительные остатки, в другую собирают различные растения (ряска, элодея), в третью - ил, взятый со дна. Таким образом, в трёх банках будут созданы различные условия для жизни туфелек. После заполнении водой банки нужно просмотреть и удалить из них всех ракообразных, насекомых и их личинок, так как большинство этих животных поедают инфузорий.

Летом можно также взять пробу со дна высохшего водоема, а зимой - грунт из-подо льда. Банки ставят на светлое место (не под прямые лучи солнца) при комнатной температуре и закрывают стёклами.

После того, как банки простоят 2-3 дня, их слегка встряхивают и просматривают на свет. При этом можно определить, много ли туфелек в сосуде и нет ли там её врагов - водных насекомых и ракообразных.

Взяв каплю из банки на предметное стекло, просматривают её с помощью микроскопа или лупы. Туфелек легко отличить от других животных по их быстрому плавному движению. Тело у них веретенообразное, напоминающее по форме подошву туфли.

Под малым увеличением микроскопа хорошо видно, как при движении вперёд они вращаются вокруг своей оси.

Инфузории часто массами скапливаются у кусочков органи-ческих остатков листочка или у поверхностной бактериальной плёнки, где они питаются бактериями. При неравномерном" осве-щении сосуда подавляющее большинство туфелек концентрируется у более освещенной стенки. В закрытом сосуде и вообще при недостатке кислорода в воде они держатся у поверхности.

Если размножение происходит недостаточно быстро, можно добавить в воду 1-2 капли кипячёного молока, но обычно через 2-3 дня инфузорий бывает вполне достаточно. В таком случае берут каплю воды у стенки, расположенной со стороны света, и тщательно просматривают её под микроскопом при малом увеличении.

Если в пробе не обнаруживается никаких животных, кроме туфелек, то культура пригодна для массового размножения. В противном случае большая капля воды с максимальной кон-центрацией инфузорий располагается на чистом стекле, а рядом с ней со стороны света располагается капля свежей отстоявшейся воды. Обе капли соединяются с помощью отточенной спички вод-ным мостиком; туфельки устремляются в сторону свежей воды и света с большой скоростью, чем все остальные микроорганизмы. Размножаются туфельки очень быстро, поэтому в начале для разведения нет необходимости в их больших количествах.

При разведении туфелек можно употреблять различные сосу-ды, наиболее удобны стеклянные банки. Наилучшей является вода с температурой около 26°С, достаточно хорошие результаты получаются при комнатной температуре, но сохранить культуру можно при гораздо более низкой температуре (4-10° С и даже ниже). Длительное содержание культуры при оптимальной тем-пературе приводит к их бурному размножению, а затем к быст-рому исчезновению.

Лучше всего при разведении инфузорий использовать трех-литровые банки. В одной из них отстаивается вода, доливаемая взамен убывающей, а в двух поддерживается культура инфузории. Из них по очереди берутся туфельки из мест их наибольшей концентрации с помощью резиновой груши со стеклянных наконечником.

Туфелек можно культивировать на банановой кожуре. Кожуру спелых неповрежденных бананов высушивают, а затем хранят в сухом помещении; сушеную кожуру промывают и в не большом количестве (1-3 см 3) помещают в культуру.

Наиболее простым является разведение туфелек на снятом сыром или кипяченом молоке. Молоко нужно добавлять по 1-3 капли в несколько дней (лучше меньше, чем больше). При образовании осадка на дне или мути на стенках сосуда банку следует вымыть, налить отстоянную воду и поместить в нее культуру туфелек. Необходимо всегда держать в запасе культуру тyфелек, которой можно заменить погибшую, т. к. культура на молоке очень нестойкая (особенно легко погибает при его избытке). В молочном растворе туфельки питаются размножающимися там в огромном (количестве молочнокислыми бактериями.

Можно разводить туфелек на сенном настое. Для этого в чистую кастрюлю или колбу кладут 10г лугового сена ни литр воды и кипятят в течение 15-20 минут. За это время погибают все простейшие и их цисты, но сохраняются споры 6актерий. После кипячения остывший настой фильтруют через воронку с ватой, разливают в сосуды и закрывают ватно-марлевыми тампонами. Через 2-3 дня из спор развиваются сенные палочки, служащие пищей для инфузорий. В таком виде в настои можно по мере необходимости добавлять культуру. Сохраняется он в течение месяца.

Туфелек можно разводить на сушеных листьях салата, помещенных в мешочек из марли, и на пекарских дрожжах.

Туфельки служат естественными санитарами пресных пол, уничтожающими бактерий.

Для получения чистой культуры необходимо освободи п. культуру от бактерий и взвешенных в воде органических частик Богатую культуру инфузорий помещают в цилиндр, сверху ил жидкость кладут вату и затем осторожно, на вату доливают свежую воду. Через полчаса большинство туфелек перемещают в свежую воду и вместе с нею их переносят грушей в сосуд отстоявшейся водой.

Эвглены - мелкие одноклеточные животные организмы, относящиеся к группе зелёных жгутиконосцев типа саркомастн лофоры. Так же, как для других представителей класса жгутиконосцев, для них характерно наличие жгутиков. У эвглен имеются особые органоиды - хроматофоры, содержащие хлорофилл, с помощью которого они, подобно растениям, синтезируют на свету углеводы из неорганических, веществ. Эта осо-бенность эвглен сближает их с растениями и в то же время выделяет эвглен как совершенно особый вид корма для мальков ряда рыб, в частности растительноядных.

Разведенке жгутиконосцев. Многочисленные виды рода Euglena часто встречаются в озерах, прудах, канавах и лужах. Многие из них населяют водоемы, богатые органическими ве-ществами. Особый интерес представляют эвглены, добытые в постоянных и временных лужах, они имеют то преимущество, что их можно сохранить в засушенном виде. Кроме того, они лучше поддаются культивированию па средах, составленных на дистиллированной воде, т. е. с определенным химическим составом.

В водоемах обитает много видов эвглен, отличающихся как по размерам, так и по форме тела. Наиболее часто встречается E. visidis - эвглена зеленая. Тело ее имеет веретеновидную форму, задний конец заострен. Спереди имеется жгутик, у его основания расположена ярко-красная стигма-глазное пятно. Снаружи эвглена покрыта оболочкой, внутри видны зеленые хроматофоры и бесцветные ядра парамила, представляющего продукт, ассимиляции.

Эвглен можно добывать в лужах с помощью водного сачка, но гораздо удобнее разводить их в культуре.

В качестве питательной среды можно использовать настой, на почве, взятой со дна водоема (в частности, пересохшего), где эти организмы обычны. Однако удобнее пользоваться специаль-ными средами: Кнопа и Бенеке.

Состав среды Кнопа: вода дистиллированная-1000 мл, MgSO 4 -0-25г, Ca(NO3) 2 - 1,0г, КНРО-0,25 г, КС1-0,12 г. FeCb - следы.

Состав среды Бенеке: вода, дистиллированная - 1500 мл, NHNO 3 - 0,3г, СаСl -0,15 г, КНРО- 0,15г, MgSCb - 0,15г. На этих питательных средах эвглены размножаются медленно. Необходимо добавление органических веществ. В качестве одно-го из них можно использовать бульон, приготовленный из мелко нарезанных кусочков мяса (без жира) с последующим фильтро-ванием через вату. Бульон можно хранить в стеклянной посуде в холодильнике. Эвглен можно разводить также в сенном настое, приготовленном для инфузорий.

Через 5-7 дней жидкость зеленеет из-за громадного количест-ва размножающихся в ней жгутиковых. В культуру следует раз в месяц наливать 1/4 л свежего раствора; содержать ее следует на свету. Благодаря положительному фототаксису эвглен, легко повысить их концентрацию, отбирая пипеткой хорошо заметную невооруженным глазом зеленую пленку, образующуюся на повер-хности воды в местах, наиболее ярко освещенных солнцем или пучком искусственного освещения. Полученных таким, образом, эвглен следует отделить от жидкости, процедив ее сквозь сито. Угасание культуры замечают по ее посветлению, а также по порошкообразному осадку на дне сосуда, являющемуся инцистированными эвгленами.

Разведение амеб. Амеба обыкновенная (A. proteus) -одна из самых крупных амеб, она достигает размеров в активном состоянии 0,2-0,5 мм. Амебы встречаются в мелких пресноводных водоемах - прудах, канавах, лужах, болотах, богатых гниющими растительными остатками, преимущественно в придонном слое воды или непосредственно в иле стоячих водоемов. Хорошо культивируется в лабораторных условиях в чашках Петри на настоях риса или березовых веток, еще лучше - в почвенном настое.

Амеба изучается в школе (6 класс). На занятиях рассматривают живых амеб. В теплое время года амеб можно собрать для занятий непосредственно в природе. Пробы из водоемов берут планктонным сач-ком, проводя им вблизи поверхности ила. Ил слегка взмучивается движением сачка и собирается в последний. Можно также опустить в воду отверстием вниз экскурсионное ведерко, четырехугольный аквариумный сосуд резко наклонить, выходящий воздух поднимет ил со дна, который и зачерпывают сосудом. Использование, материала возможно после того, как принесенная с водоема про-ба спокойно постоит несколько часов.

Амеб собирают также, осторожно соскабливая скальпелем, поверхностный налет на нижней стороне плавающих листьев водной растительности (кубышки, кувшинки, ряски).

Не представляет труда культивировать крупных амеб в лаборатории. Из подходящих водоемов (лучше всего из водоема, где водятся амебы) берут воду вместе с илом и гниющими остатками, затем фильтруют. Культура становится обильнее, если ее подкормить, для этого приготавливают сенной настой - нарезанное сено заливают водой и оставляют на 3-4 дня для развития сенных палочек, затем приливают профильтрованную из пруда воду.

Культура амебы развивается еще лучше на специально при-готовленных питательных средах: на рисовом, почвенном настое.

1. Профильтрованную прудовую воду разливают тонким слоем в чашки Петри, в каждую чашку закладывают 5-б зерен риса. Через несколько дней вокруг зерен образуется облачко - разво-дятся бактерии, которые служат пищей амебам. В подготовленные, указанным способом чашки вносят живых амеб, которые хорошо живут и размножаются. Если в лаборатории есть культура инфузорий тетрахимен, то раз в З-4 дня в чашки Петри следует добавлять понемногу живых тетрахимен, которые охотно поедаются амебами. Пересев культур следует проводить через 1,5-2 месяца.

2. Для приготовления почвенного настоя стеклянную банку наполнить на 1/4 огородной (садовой) почвенной землей и на 3/4 сырой водой, оставить на 7-10 дней открытой, чтобы в ней раз-вилось как можно больше бактерий, а затем на этой культуре

можно разводить амеб.

3. Навозный настой готовится из конского навоза, выдержан-ного в сухом прохладном месте (в подвале) в течение 10 дней. Около 100 г такого навоза постепенно заливать одним литром, кипятка при постоянном помешивании. Можно с успехом исполь-зовать смешанный настой: 100г почвенной земли + 50г навоза на 1 литр воды.

4. Лучшие результаты достигаются смесью почвенного настоя и настоя из молодых древесных веток (березовых). Одновременно с настоем на огородной почвенной земле готовится настой из молодых лиственных деревьев. Через 7-10 дней слить в один сосуд оба настоя в равных частях. Богатая микрофлора разовьется здесь через 5-7 дней. Питательную среду разлить в несколько чашек Петри (чашек Коха - кристаллизаторы) и заселить амебами, выловив их пипеткой из пробы, принесенной с водоема.

Полевые наблюдения: Учет почвенных беспозвоночных животных.

Оборудование: ловушки - банки с отвесными краями (можно использовать пластиковые баночки изпод майонеза, сметаны или стеклянные банки 0,5л), 7% раствор уксусной кислоты, лопатка, ситечко, 2 банки 1 - 2л для сбора насекомых.

Ловушки (обычно по 10 штук) закапывают в почву на наиболее типичном участке изучаемой экосистемы на расстоянии 1 - 1,5м друг от друга. Баночку закапывают таким образом, чтобы ее края были чуть ниже поверхности земли. На дно банки (на 2-3см) наливается фиксирующая жидкость (7% раствор уксусной кислоты). В дневнике делается запись о времени установки ловушек и их количестве. Проверка ловчей линии проводится обычно раз в сутки. При проверке попавшие в ловушки насекомые собираются в отдельную банку. Извлечение насекомых из фиксирующей жидкости может проводиться или пинцетом, или путем фильтрации жидкости из ловушки через ситечко, с которого оставшиеся насекомые перекладываются в отдельную банку. После проверки в дневнике делается запись о времени проверки, погодных условиях и количестве проверенных ловушек. Ловушки до краев наполнившиеся водой (например, после дождя) считаются нерабочими. Например, в линии из 10 ловушек, через сутки оказалось не залитыми водой только 9 ловушек. Таки образом, обилие насекомых в оставшихся банках будет равно 9 ловушко-суткам. Сбор насекомых еще через сутки при всех работающих ловушках, даст в сумме с первым 19 ловушко-суток. Пересчет обилия насекомых обычно производится на 10 ловушко-суток. Т.е. если за 19 ловушко-суток в баночки было поймано 190 экземпляров муравьев, то их обилие составляет 100 особей на 10 ловушко-суток.

Так же как и для птиц, определение насекомых и др. беспозвоночных требует определенного навыка. При этом определение большинства насекомых до вида часто бывает под силу только специалистам энтомологам. Поэтому для характеристики этой группы животных можно ограничиваться определением собранных экземпляров до более крупных таксонов - отрядов или семейств. Обычно, представители одного семейства насекомых характеризуются сходными экологическими функциями в экосистемах, что позволяет рассматривать их как единый компонент биоценоза. Например, подавляющее большинство представителей семейства жужелиц - хищники, листоеды - растительноядные и т.д. В приложении даны краткие иллюстрированные таблицы для определения основных отрядов и семейств насекомых.

Изучение животного населения водоема

Роль зоопланктона в трансформации энергии и биотическом круговороте веществ, определяющем продуктивность водоемов, очень велика. В большей части озер основной поток энергии идет через планктон. При решении общих и частных вопросов, связанных с проблемой изучения продуктивности зоопланктонных сообществ, необходимы достоверные данные по численности и биомассе составляющих сообщество видовых популяций, а при определении продуктивности особое значение имеют точные данные по возрастному составу популяций массовых видов, индивидуальной массе животных, их плодовитости и длительности развития отдельных стадий. Для получения этих данных необходимы длительные наблюдения на водоемах.

Методика проведения долговременных и кратковременных исследований, а также степень обобщения могут сильно различаться. Однако существуют жесткие принципы сбора, обработки и оценки результатов, обеспечивающих достоверность данных, полученных при исследованиях различной длительности.

Оборудование: Стандартная количественная сеть Джеди (диаметр верхнего кольца - 18см, нижнего - 2 см) из газа №49-56 {для сбора ракообразных) или №64-70 (для лова коловраток); качественная сеть Апштейна: сачки для планктона; планктоночерпатель; банки (0,251; формалин; микроскоп; предметное и покровное стекла; пинцет; ванночка; пипетка; камера Богорова.

С помощью сети производят отбор проб фито- и зоопланктона на поверхности и глубине до 2-3метров. Для определения качественного состава берутся по две пробы с каждого горизонта (интервал составляет 50см). Пробы можно обрабатывать как в живом, так и в фиксированном виде. Для фиксации используют формалин или 70% спирт.

Возраста... школьников ... организаций в размере, обеспечивающем содержание ... деятельности инновационных предприятий, созданных на базе ...

  • В 2003 году путем реорганизации детский сад «Брусничка»

    Документ

    Элективные курсы , групповые и индивидуальные занятия, предметы школьного компонента (технология в 7 классе, исследовательская деятельность в... и учащихся. На базе школы в летнее время работает пришкольный лагерь с дневным пребыванием. В 2008 году в нем...

  • E-mail megion_sch2@ сайт

    Документ

    Ведения спецкурсов, элективных курсов , для проектной и исследовательской деятельности школьников . Реализация регионального компонента... Мегиона было принято решение создать волонтёрские отряды в общеобразовательных школах. С декабря 2008 года