Сингапурская система обучения в начальной. "сингапурская" методика обучения на уроках английского языка

Сегодня изучение иностранному языку – это не скучное сидение за учебниками и таблицами, а увлекательные занятия, которые можно проводить в самой разной форме. Уникальную систему уроков для школьников и организованных коллективов предлагает сингапурская методика обучения английскому языку. К слову, Сингапур – всемирно признанный лидер по эффективности школьного образования. Их методы преподавания отличаются умением сочетать работу в коллективе с индивидуальным подходом к каждому учащемуся. Как им это удается? Узнаем в сегодняшнем материале.

Урок, на котором используется сингапурская методика для изучения английского языка, по своему формату напоминает не традиционное школьное занятие, а интеллектуальную игру. Все занятие основывается на проведении командной работы с помощью строго установленных принципов.

Первый принцип – МЭНЭДЖ МЭТ (Manage Mat). Он отвечает за распределение учеников и управление полученными группами.

Для проведения занятия учебные парты соединяются по две, формируя своеобразный квадрат. Рассаженные за этим столом ученики, в количестве строго 4-ех человек, получают индивидуальные номерные и буквенные обозначения. Цифр, соответственно, четыре, а букв всего две: a и b.

Схема рассадки называется Numbered Heads Together – Пронумерованные для работы вместе головы . Смысл в том, что у каждого ученика есть две пары. Одна – это ученик + сосед, сидящий рядом (партнер по плечу), вторая – ученик + сосед напротив (партнер по лицу). Соответственно, по ходу занятия ученики работают в разных парах или обобщенной командой.

При таком подходе ребята самостоятельно изучают новый материал, при этом роль учителя по очереди берет на себя каждый из участников команды. Педагог же в данном случае исполняет только функции руководителя: следит за порядком, дает задания (команды) и подводит итоги урока.

Сингапурская методика обучения английскому языку – основные принципы

Итак, вся суть методики состоит в решении заданий, которые подаются определенными командами. Каждая из них предполагает свои условия и обстоятельства проведения задания. Всего насчитывается около 250 различных командных структур, или, как их еще называют, принципов. Мы рассмотрим только наиболее часто используемые из них.

ХАЙ ФАИВ (High Five)

Поднятая вверх ладонь руки, напоминающая известный жест «дай пять». Является сигналом для привлечения внимания и установления тишины в классе.

ДЖОТ ТОТС (Jot Thoughts)

Учитель задает общую тему. Задача учеников быстро записать по 4 слова на данную тематику, используя подготовленные заранее листочки. На 1 листе – только 1 слово. Очередность не соблюдается, каждый записывает и проговаривает слова в своем темпе работы. Таким образом, у каждой команды должен получиться список из 16 слов.

МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group)

Упражнение проводится под музыку. Все учащиеся, танцуя, перемешиваются.

ТИК-ТЭК-ТОУ (Tic-Tac-Toe)

Метод формирует критическое мышление и креативность.

Из подготовленной схемы ребята должны взять 3 слова и составить с ними предложения. При этом, все слова должны находиться в одном ряду по горизонтали, вертикали или диагонали.

ТЭЙК ОФ — ТАЧ ДАУН (Take off — Touch down)

Проверка «согласия-несогласия» учащихся с озвученным утверждением.

Кто согласен – встает, кто не согласен – садится. Метод можно использовать абсолютно для любых задач: выяснять, кто ответил, а кто нет, кто использовал один способ решения, а кто другой и т.д.

КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (Quiz-Quiz-Trade)

Раздаются карточки с подготовленными вопросами и ответами к ним. Учащиеся должны проверить знания друг друга, пояснить непонятые моменты и поменяться карточками.

СТЁ ЗЕ КЛАСС (Stir the Class)

Учеба в движении.

Учитель задает вопрос, команды записывают несколько ответов. Далее все встают из-за парт и задвигают стулья. Учитель засекает время, за которое учащиеся должны поменяться ответом с участником из другой команды. Если данный ответ, уже присутствует в списке команды, то он помечается галочкой. Если такого варианта не было – его просто дописывают ниже.

КЛОК БАДДИС (Clock buddies)

Соратники по часам.

Каждый ученик на листочках указывает время и человека, с которым он хотел бы пообщаться в данный момент. Так формируются пары, которые по команде учителя, встречаются и обсуждают определенные вопросы.

ТИМ ЧИР (Team Cheer)

Небольшая физкультурная разминка. Позволяет приободрить учеников и снять напряжение.

ТАЙМД ПЭА ШЭА (Timed-Pair-Share)

Работа в парах.

Ученики подробно делятся друг с другом своими мыслями и суждениями по указанным вопросам. Таким способом формируется развернутое мнение ученика по данной проблеме.

РАУНД ТЭЙБЛ (Round Table)

Выполнение письменной работы на листе бумаги. В данном случае вся команда работает по очереди на 1 листе.

СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ (Simultaneous Round Table)

Письменная работа выполняется одновременно. При этом у каждого участника команды свой лист, которым, по окончанию задания, он обменивается с соседом.

РЕЛЛИ РОБИН (Rally Robin)

Работа в паре. Обмен списком коротких ответов между двумя участниками.

Сингапурская методика обучения разговорному английскому языку имеет множество положительных сторон. Она помогает развить у учеников:

  • коммуникативные навыки;
  • критическое мышление;
  • умение работать в команде;
  • способность быстро решать поставленные задачи (на ответ дается не больше 30 секунд).

И, самое главное, такой метод проявляет индивидуальные знания, способности и качества ученика, не позволяя спрятаться «за спиной» соседа.

Из недостатков можно отметить нестандартную для русского человека схему проведения занятий и своеобразные английские команды. Но, такие мелочи можно легко заменить, взяв за основу преподавания только саму суть методики. Решать что лучше, а что хуже – только вам.

Успехов в совершенствовании знаний и до новых встреч!

Просмотры: 512

Сингапурская методика обучения.

Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.

Конаржевский Ю.А,

Система образования Сингапуре была создана практически с нуля и за 45 лет независимого существования государства достигла огромных успехов, выгодно выделивших ее на мировом уровне. Многие страны берут эту систему образования в качестве примера для развития собственной, поскольку в ней используются самые современные технологии.

Данные методы используется в школах Сингапура, он основан на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур как для академических целей, так и для классбилдинга (объединение класса), тимбилдинга (объединение команды) и т. д..

По словам специалистов компании Educare, программа состоит из пяти модулей: тенденции развития образования в XXI веке, развитие критического мышления у школьников, проблемное обучение, совместное групповое обучение, формирование инновационных педагогических коллективов . Система, которой обучали нас, задействует во время урока весь класс.. Это метод- позволяющие учить детей мыслить, высказывать свое мнение, постоянно быть активными.

Новые методы можно широко использовать для обучения детей младшего школьного возраста, так как она основана на разнообразных формах (структурах, упражнениях) обучения, на сочетании академического, занимательного, игрового материала. Очень большое внимание в этой системе уделено формированию скооперированной, заботливой команды (класса), где каждый умеет слушать, слышать и поддерживать своего партнера.

После содержательного, увлекательного тренинга постепенно начала применять сингапурскую методику. Прежде всего рассадила учеников по четверо, разделив на группы, чередуя усваивающих учебный материал на разном уровне. Ребята должны работать в команде,в группе по четыре человека, в паре с партнером «по плечу», «по лицу» прослеживается в большинстве используемых учителями структур., при ответе на вопросы все высказывать устно или письменно свои мысли, помогать слабым. Никто не должен оставаться в стороне от игры. Наряду с закреплением изученного, освежением в памяти забытого, развитием речи это способствует воспитанию чувства уважения друг к другу, толерантности. Здесь нет лидеров, все равны. Такой метод нравится и самим ребятам. А учителям помогает правильно распределить время, на одном уроке проверить знания всех учеников. Но самое главное, на мой взгляд, заключается в том, что учитель вместе с учениками должен теперь посмотреть на образовательный процесс по-иному: преподавателю следует практиковаться в использовании новых структур, а самим учащимся - учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. Замечу: данная методика не требует изменения хода всего урока, она предусматривает применение лишь одного-двух элементов методики, которые вправе выбирать сам учитель. Причем их можно использовать и на классных часах, и на внеклассных мероприятиях, и даже на различных праздниках и вечерах. Использование обучающих структур сингапурской методики на различных этапах урока считаю приемлемым, когда идет повторение домашнего задания и закрепление темы: при общении со своими партнерами учащийся вынужден несколько раз повторить материал, что способствует его отработке и усвоению. Детям интересно. С большим удовольствием готовят они вопросы для своих одноклассников, общаются. Да и перемещение по классу во время урока, поиск партнера для сотрудничества оказывают положительное влияние на весь ход обучения.

Я вот уже несколько лет работаю в направлении проектной системы обучения. Поэтому из структур обучения выбрала близкую структуру «Конэрс», которая предусматривает разделение на группы по интересам. Пробовала работать и с «Раунд тэйбл». При этой письменную работу команда по очереди выполняет на одном листе. Структура «Таймд пэа шэа» заключается в том, что два участника за определенное время дают полные ответы. Остальные введем лишь после детального запоминания английских названий и методики, оттачивания алгоритма действия

На уроке изобразительного искусства на тему «Реальность и фантазия», где использовала структуру ЭЙ АЙ ГАРД (До и после) Сначала ученикам нужно было записать свои первые мнения о сказочном персонаже, Бабе Яге на листочке (это называется «До», то есть до объяснения новой темы). После же ее введения они вновь записывали свои мнения, но уже в столбик с надписью «После». Как правило, первые и последующие мнения отличаются. На своих уроках использую структуры КУИЗ КУИЗ ТРЭЙД (Опроси, опроси, поменяйся карточкой) и СТЕ ЗЕ КЛАСС (Собери как можно больше мнений учащихся класса). В практике преподавания похожие элементы использовались нами и ранее: это работа в парах, подготовка вопросов по тексту, опрос товарищей и т.д. Теперь они представлены в новой форме и имеют новые термины.

Обстановка на уроках способствует более успешному усвоению материала детьми. Работа в группах помогает ребятам мыслить творчески и реактивно, в общении они совместно решают поставленные задачи, находят и объясняют ошибки друг друга, выслушивают каждого участника в группе, с уважением относятся к его выбору и мнению. Применение Сингапурской системы обучения помогает раскрыться учащимся с новой стороны, так как главным на уроке сам ученик и его деятельность, а учитель- помощник, наставник.. Новые методы развивают личность каждого ученика, заставляет его думать, проявляться, позволяет изменять видение материала, повышает его эмоциональный уровень, а значит, и благотворно влияет на здоровье организма.

Создается такая рабочая обстановка, выйти из которой уже невозможно, да и не хочется, так она захватывает. Скучающих на таком уроке не будет никогда, потому что ученикам не придется только сидеть и писать.

Практика показывает, что новый метод развивает в ученике жизненно необходимые в наше время качества, такие как: коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность

Также уроки каждый раз проходят в новой интересной форме, используются так называемые «чиры» - специальные действия, движения и слова, с помощью которых ученики благодарят друг друга, поднимают друг другу настроение и заряжают позитивом на весь день.

Все новые структуры нужно использовать умеючи, чему нам еще и предстоит научиться. В этом проекте есть действительно очень хорошее рациональное зерно, которое нужно использовать в процессе обучения.

Своё выступление хочу завершить со словами немецкого педагога А,

«Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить , но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека.»

Сингапурская система образования имеет особую популярность. Ее основной плюс – плавное объединение традиций Западного и Восточного мира.

Благодаря внедренной относительно недавно британской модели образования высшие учебные заведения Сингапура способны конкурировать с известнейшими мировыми вузами. Так, Национальный университет Сингапура занимает 22 место в рейтинге наиболее престижных вузов планеты, а Наньянский технологический университет – 77-е.

Преимущество для студентов из других стран в том, что большинство университетских программ представлено на английском языке ввиду активного внедрения Сингапура в международное сообщество. Тем не менее встречаются также курсы на китайском, тамильском и малайском языках.

Сингапурское образования предполагает прохождение учениками 4 обязательных ступеней:

  • Детский сад для детей дошкольного возраста;
  • Начальная школа;
  • Средняя школа;
  • Профессиональное образование.

Профессиональное образование выпускники школ могут получить с 17 лет. Перед поступлением им необходимо сдать экзамены «О»-ступени, чтобы доказать свой уровень знаний и определить, в какие учебные заведения они имеют право поступать.

Школьный учебный год в Сингапуре делится на 2 семестра:

  1. Начало января – июнь;
  2. Июль – декабрь.

Университетский учебный год зависит от образовательной программы и вуза, в который поступает абитуриент.

Программы образования

Перед поступлением в вузы школьники обязаны пройти образовательный этап в заведениях преддипломного образования – младших колледжах и центральных институтах. Сеть младших колледжей хорошо развита в стране и предполагает получение профессионального технического образования и подготовки к подаче документов в вузы.

Обучение в младших и классических колледжах длится 2-3 года. Некоторые из них (Иннова-колледж, Национальный младший колледж) считаются достаточно престижными в качестве самостоятельной образовательной ступени. Их выпускники имеют престижные дипломы, с которыми можно дальше не поступать в университеты.


Система вузов в Сингапуре распределена следующим образом:

  • Технический университет;
  • Политехнические вузы;
  • Национальные вузы;
  • Независимые университеты.

Стандарты учебы:

  • Бакалавриат – 3-4 года;
  • Магистратура – 1-2 года;
  • Степень доктора – 2-5 лет.

Большинство занятий проходит в форме дискуссий и семинаров.

Баллы за экзамены выставляются следующим образом:

  • A1/A2 – самый высокий балл;
  • B3/B4 – хорошо;
  • C5/C6 – удовлетворительно;
  • D7 – удовлетворительно, минимально для зачета.

E8 и F9 считаются неудовлетворительными баллами, недостаточными для зачисления предмета.

Условия для поступления

Подача заявок осуществляется не позднее, чем за 2 месяца до января (начала учебного года).

Выпускники 9-11 классов могут заявляться только на преддипломное образование в малые и классические колледжи. Университеты открыты только для русских студентов средних и старших курсов, а также – недавних выпускников.

Перечень необходимых документов

Все заявки на обучение регистрируются в програме SOLAR (Student`s Pass On-Line Application & Registration) . Требуемые данные:

  • ФИО абитуриента;
  • День, месяц и год рождения;
  • Национальность;
  • Желаемые сроки обучения.

После оформления заявления в SOLAR открывается доступ к заполнению формы 16 со следующими данными:

  • Паспортные данные абитуриента;
  • Документы родителей в случае, если они не являются гражданами Сингапура, но учатся, проживают или работают там;
  • Адрес вуза;
  • Фотография абитуриента.

Все документы должны быть переведены на английский.

Учебная виза

Все иностранные студенты Сингапура обязаны иметь студенческую визу. Ее можно оформить, обратившись в посольство Республики в своей стране.

Основные требования, при нарушении которых визу могут изъять:

  • Обучение должно составлять не менее 15 часов в неделю;
  • Студент должен присутствовать более, чем на 90% учебных часов.

Средняя длительность оформления визовых документов – 4 недели.

Стоимость обучения

Сингапурское образование считается относительно дешевым по сравнению с учебными программами других стран, но только для своих граждан. Иностранцам приходится платить намного дороже.

  • Бакалавриат – 10,5-31,5 тысяч долларов в год;
  • Магистратура – 15,5-42,5 тысяч долларов в год.

Кроме того, иностранным студентам приходится оплачивать сопутствующие сборы и расходы:

  • Заявка в иммиграционную службу о прибытии в страну;
  • Медицинская страховка;
  • Студенческие и административные сборы.

Стоимость обучения варьируется в зависимости от заведения и выбранного курса.


Можно ли получить образование бесплатно

Сингапурское министерство образования финансирует такие университеты как:

  • Сингапурский технологический институт;
  • Технологический университет Наньянг;
  • Наньянгский Политех.

На их официальных сайтах регулярно появляются стипендиальные программы, в которых предусмотрены бесплатные места для обучения иностранных студентов.

Стипендии и гранты для иностранцев

Стипендиальные программы в Сингапуре предоставляются такими организациями:

  • Министерство образования;
  • Конкретные университеты Сингапура;
  • ЕС, НАТО, ООН и др .).

На официальных интернет-ресурсах данных организаций можно ознакомиться с условиями бесплатного обучения или его частичной оплаты для иностранцев.

Кто может стать участником грантовой программы:

  • Студент старших курсов или недавний выпускник вуза;
  • Человек с владением английским на достаточно высоком уровне.

Кандидат на стипендию обязан:

  1. Показывать хорошую успеваемость;
  2. Активно участвовать в социальной и общественной жизни своего вуза/города/страны/другой страны;
  3. Показывать хорошие результаты в научной и исследовательской деятельности.
  • Таиланд;
  • Камбоджа;
  • Индонезия;
  • Мьянма;
  • Филиппины;
  • Вьетнам;
  • Лаос;
  • Бруней.

В среднем на 1 стипендиальное место претендует около 12 человек.

Особенности для программ стажировок и учебы по обмену

Сингапур предлагает иностранцам возможности стажировки и учебы по обмену. Чаще всего стажерами становятся будущие работники международных компаний с филиалами в Сингапуре. Чтобы устроиться по подобной программе, необходимо найти официальный сайт или офис такой компании и поинтересоваться возможными вариантами в административном отделе.

Варианты проживания студентов

Большинство высших учебных заведений не оборудовано кампусами и общежитиями для студентов – такими преимуществами обладают только крупнейшие вузы:

  • Национальный университет Сингапура;
  • Наньянский политехникум).

Месячная оплата номера в студенческом общежитии в среднем составляет около 500 долларов. Средняя арендная плата за квартиру для россиянина за этот же период — 1000-1200 долларов.

Возможно также проживание на бесплатной основе, если студент побеждает в грантовой программе. Деньги, полученные в ходе конкурса, практически полностью покрывают затраты на учебу и жилье в государстве.

Лучшие университеты страны

Ниже представлена информация о престижных высших учебных заведениях Сингапура.

Наименование вуза Оригинальное название Официальный сайт Краткое описание
Национальный университет Сингапура The National University of Singapore Крупнейший и старейший университет Сингапура. Предлагает разнообразные программы для изучения: технические, математические, филологические, социальные, естественные науки, искусствоведческие.
Nanyang Technological University Состоит из 4 колледжей и 12 школ, в которых преподают технологические науки, экономику и финансы, естественные науки, гуманитарные, искусствоведческие, социальные и информационные.
Наньянский политехникум Nanyang Polytechnic Включает в себя школы и курсы бизнеса, химии, физики и биологии, курсы для инженеров, информационных технологий, дизайна.
Темасекский политехникум Temasek Polytechnic Состоит из школ информатики и IT-наук, бизнеса, информационных, дизайнерских и социальных наук, курсов для инженеров.
Политехникум Нги Энн Ngee Ann Polytechnic Открыт для абитуриентов специальностей бизнеса, дизайна, продюсерства и кинопроизводства, естественных и социальных наук, информационных технологий, химии и физики.

Разноплановые отзывы об учебе

Алена: Методика обучения в Темасекском политехникуме не похожа на систему образования в родной стране. Каждое занятие больше похоже на дискуссию, обсуждение темы всеми учениками в аудитории, позволяющее самостоятельно прийти к выводам. Здесь хорошие лаборатории, много обучающих материалов и инвентаря – все это заинтересовывает, заставляя учиться. Основная проблема при этом – отсутствие времени на подработку.

Иван: Особенность Сингапурской технологии обучения в подкреплении теоретических знаний прикладными. Мы часто посещаем лаборатории. Но практикуемся не только в них, а еще и напрямую на производстве. Чтобы учиться хорошо, здесь нужно учиться постоянно. С одной стороны, это хорошо развивает навыки специализации. С другой – у студентов практически нет свободного времени.

Дарья: Для новичков английский язык в Сингапуре будет трудным в понимании – произношение отличается от британского и американского. Но тем, кто владеет им в достаточной степени, будет легко – английский считается государственным языком, поэтому на нем разговаривают практически везде.

Несмотря на относительно высокую стоимость курсов для иностранцев, Сингапур все равно считается более дешевым вариантом обучения в сравнении с известными мировыми вузами. При этом качество образования в стране находится на конкурентоспособном уровне.

Применение на уроках обучающих структур сингапурской методики обучения

Хурматуллина Ландыш Ильгизовна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №28»

г. Нижнекамск РТ

В этом году педагогам школ было предложено обучиться и начать вводить элементы сингапурской методики обучения на своих уроках. Данная работа осуществляется на основе внедрения программы профессионального развития «Преобразование обучения для XXI века» и направлена на выявление наиболее эффективных методик и образовательных технологий.

Изменилось общество, изменились дети, их потребности, интересы, ценности. Все это требует обновления системы образования, которое обозначено в новом стандарте. Сегодня, наверно, все учителя знакомы с нормативными положениями ФГОС, но как достичь обозначенного результата – проблема для учителя. Новый стандарт и примерная программа основное внимание обращают на усиление деятельностного подхода в обучении. Многим учителям предстоит серьезная перестройка в своей . Приходить в класс учителю теперь надо не для сообщения нового содержания, а с целью организации познавательной деятельности школьников по самостоятельному добыванию новых для них знаний. Только при таком подходе можно решить задачу формирования у школьников универсальных учебных действий и добиться личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

В соответствии с новым стандартом учащиеся по окончании начальной школы должны владеть не только предметными, но личностными и метапредметными умениями.

Начиная с 2014-2015 учебного года работаю над реализацией совместного проекта МО и НРТ с Сангапурской компанией Educare International Consultancy «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения, целью которого является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века. Применение обучающих структур даёт большие возможности для организации эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит групповая форма работы, работа в парах. В течение двух дней мы, учителя, изучали построение урока в соответствии с требованиями времени, активные структуры, способствующие еще более эффективному освоению учебной программы учащимися.

На время тренингов мы перевоплощались в учеников. Мы были не только слушателями, но и их активными участниками. Задания выполнялись в группах, и в парах. В форме тренингов и игр нам давали знания и навыки, позволяющие учить детей мыслить, высказывать своё мнение, постоянно быть активными. Главная особенность обучающих структур в том, что на уроке с их использованием не удастся отсидеться никому, каждого школьника спросят и каждого оценят. Центром класса будет являться ученик, а не учитель. Активные структуры призваны развивать в учащихся множество личностных качеств, которые должны помочь им во взрослой жизни.

Ученики сидят в командах по 4 и партнёры А и Б готовы к обсуждению с партёром по плечу и партнёром по лицу. Столы пронумерованы. Учитель может наблюдать за каждым учеником, передвигаться по классу и прослушивать обсуждение в командах. Существуют обучающие структуры для развития коммуникации и сотрудничества, критического и креативного мышления. У каждой структуры своё название. Например, структура Клок Баддис –увлекательный и быстрый способ создания пар для уроков кооперативного обучения. Отличный способ распределения учеников по парам, позволяющий им всегда работать с разными учениками. Детям раздаются нарисованные часы с пустыми пунктами для 5-12 «встреч» (в качестве шаблона можно использовать компас – стороны света, фигуры, гласные). Ученики записывают имена других учеников в пустые пункты напротив каждого часа, а также на это же время их имя будет записано в соответствующий пункт на листочке партнёров. Ученики передвигаются по классу на протяжении 2-5 минут и записывают одноклассников каждый час.

Если к концу выделенного времени остались ученики с незаполненными полями, найти пару всем классом. Если нет доступных партнёров, то ученик присоединяется к одной из пар. Сам процесс: ученики заполняют шаблон Клок Баддис. Прошу встретиться со своим партнёром, например в 12ч и задаю вопрос. Ученики обмениваются ответами, стоя и используя структуры для парной работы. Учитель вслушивается в дискуссии, чтобы понять чему ученики обучаются и что им непонятно.

Следующие структуры Таймд-Пэа-Шэа, Раунд Робин.

Эти структуры улучшают процесс обучения, создавая возможность для чёткого формулирования идей и ответов учеников посредством общения со своими одноклассниками. Всем ученикам дано одинаковое количество времени для выражения своих мыслей, развития навыков активного слушания и возможности обучения друг у друга.

Таймд-Пэа-Шэа – это эффективный метод устного обмена ответами мнениями на заданный учителем вопрос в парах. Ученики по очереди представляют свой ответ партнёру в течение определённого времени. В структуре Раунд Робин, ученики по очереди делятся устными ответами с членами своей команды. Учитель может выделить определённое количество времени на каждый ответ. Процесс: учитель задаёт вопрос, проблему, которая подразумевает развёрнутый ответ, даёт время на размышление и выделяет определённое количество времени на каждого ученика для обсуждения (определяется учителем в зависимости от сложности вопроса). В парах ученик А делится своим ответом. Ученик Б активно слушает. Если ученик А заканчивает до окончания заданного времени, ученик Б задаёт вопросы, чтобы ученик А продолжал отвечать. По истечению времени Ученик Б положительно комментирует ответ Ученика А. Ученики меняются ролями. В структуре Раунд Робин учитель задёт вопрос, проблему, которая подразумевает наличие нескольких ответов или решений и даёт время на размышление. Ученик объявляет номер ученика, который начинает делиться ответом первым. Ученики по очереди делятся своими ответами.

Конэрс – это сплочающее занятие, которое помогает ученикам узнать друг друга лучше и учит учеников с уважением относиться к различиям в их мнениях. Эта структура способствует чёткому выражению своего мнения. Процесс: учитель объявляет углы с одним из предложенных ответов в каждом. Обычно используется 4 угла, но может быть два и более, если того требует задание. Ученики молча думают, чтобы определиться в их выборе и написать его на листочке. Ученики расходятся по углам, в соответствии с выбранным ответом. В углах ученики находят пару или образуют группу из 4–х человек, чтобы обсудить почему они выбрали именно этот ответ, используя структуры Таймд-Пэа-Шэа или Раунд Роббин. Ученики учатся слушать своих товарищей, выражать своё собственное мнение и терпеливо ждать, проявлять уважение к мнению других учеников

Джон Тотс – обучающая структура, может использована для мозгового шторма или повторения пройденного материала. При выполнении данной структуры, задачей учеников становится заполнение центра стола листочками с разными идеями по изучаемой теме. Джон Тотс способствует развитию навыков активного слушания и вовлечения учеников в совместную работу, обучаясь и расширяя свои знания, опираясь на знания других. Процесс: у каждого ученика должны быть листочки бумаги (количество определяет учитель). Учитель называет тему и устанавливает количество времени на выполнение. Он даёт время на размышление перед выполнением. Ученики называют идею вслух, записывают её на листочке и кладут на центр стола словом вверх. Когда время на размышление заканчивается, ученики начинают генерировать максимальное количество идей, заполняя центр стола листочками. На одном листочке бумаги должна быть записана только одна идея или фраза. Ученики не должны класть листочки друг на друга. Когда отведённое время заканчивается, команда просматривает записанные идеи вместе. Идеи, сгенерированные при помощи структуры Джон Тотс могут быть использованы при составлении предложений, математических уравнений и т.д. Учитель также может попросить учеников зарисовать картинки для дальнейшего написания рассказа и т.д.

Тик-Тэу-Тоу-цель этой структуры вовлечение учащихся в применение креативного мышления для выявления или создания связей между изучаемыми понятиями, фразами, формулами и т.д. вместо бездумного заучивания определений. Эта обучающая структура также способствует развитию навыков ведения диалогов и дебатов. Процесс: учитель раздаёт каждому ученику или команде набор карточек со словами или важными понятиями и т.д. Ученики пронумеровывают карточки от1 до 9. Ученик №2 смешивает карты и раскладывает их на столе по схеме 3 на 3. Ученики самостоятельно записывают предложения, используя 3 слова по вертикали, горизонтали или диагонали. Когда время заканчивается, ученики обмениваются предложениями с членами своей команды.

Стё зе Класс (в переводе с англ. означает «перемешать класс») – замечательная структура, которая помогает ученикам сконцентрировать своё внимание на изучаемой теме и получить огромное количество ответов за короткое время. Процесс: каждому ученику раздаются листочки бумаги и задаётся тема. Ученикам выделяется 30 сек., чтобы записать максимальное количество ответов на своём листе, пронумеровывая их. По завершению 30 сек. они должны прочертить горизонтальную линию после последнего ответа. По сигналу ученики встают, задвигают стулья и перемещаются по классу, собирая множество идей других учеников, отличающихся от их собственных. Если это новая идея, ученик записывает её в свой список после черты, продолжая нумерацию. Эта идея похожа на его собственную, он должен поставить галочку рядом с этой надписью на своём листочке. По истечению времени, ученики возвращаются на свои места, затем они могут сравнить списки, распределить предметы и т.д.

Инсайд-Аутсайд Сёкл – «внутренний и внешний круг». Ученики формируют круги, становятся в 2 круга по периметру кабинета. Ученики во внутреннем круге смотрят наружу, лицом к партнёру во внешнем круге. Учитель задаёт вопрос и даёт время подумать. Ученики из внешнего круга отвечают своему партнёру. Ученики меняются ролями. Теперь внутренний круг отвечает, а внешний слушает. Ученики двигаются дальше, чтобы поработать с новым партнёром.

Совсем необязательно использовать эти структуры каждый день. Начать можно с одного раза в неделю. На одном уроке допустимо использование не более трёх структур.

Использование обучающих структур сингапурского метода даёт возможность реализовать и развить свои способности ученику, формировать навыки коммуникативного общения и контролировать свои действия, делать выводы, приводит учащихся к взаимодействию с учебным материалом и взаимодействию ученика с учеником. С помощью взаимодействия ученика с учебным материалом мы способствуем возникновению ситуации, когда ученики работают на уроке больше, чем учитель! Именно ученики, обрабатывая информацию, размышляют над ней и создают связи с тем, что они уже знают. На таких уроках у обучающихся формируются коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность. Ученики от пассивности на уроках переходят к заинтересованным обучающимся.

Урок математики

Тема: Деление на 3

Цели: создать условия для формирования представлений о делении; способствовать развитию мышления, объяснительной речи, памяти, внимания, обогащать кругозор учащихся; способствовать воспитанию у детей самостоятельности, внимательному отношению к мнению других людей, трудолюбию, дружбы и взаимопомощи.

Формирование универсальных учебных действий

Регулятивные :

Учиться определять цель учебной деятельности под руководством учителя;

Составлять план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;

Работать по заданному плану, алгоритму;

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным в учебнике или учителем;

Выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

Подводить итог урока, делать выводы и фиксировать (устно) в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;

Познавательные :

Моделировать способы деления на 3 с помощью числового луча, предметных действий, рисунков и схем;

Конструировать каркасную модель треугольной пирамиды;

Осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, рабочей тетради и сведения, полученные от учителя;

Использовать различные способы кодирования учебной информации (схемы, таблицы, рисунки, краткая запись и математические выражения);

Коммуникативные :

Использовать простые речевые средства для общения на уроке;

Участвовать в диалоге и коллективном обсуждении;

Отвечать на вопросы учителя.

Личностные :

Элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности;

Адекватная оценка результатов своей учебы, понимания причин успеха или неуспеха;

Положительное отношение к учёбе в школе, к предмету математики;

Осознанное выполнение правил и норм школьной жизни;

Элементарные навыки этики поведения.

Оборудование: мультипроектор, ноутбук, карточки, учебные принадлежности.

Ход урока:

I .Организационный момент

Приветствую учащихся, проверяю готовность к уроку, общаюсь с дежурным учеником.

- ХАЙ ФАЙВ (дословно «дай пять» - сигнал тишины и привлечения внимания)

Поздоровайтесь со своим партнером по лицу и по плечу (действия: кулачками прикасаются друг с другом с партнёрами по лицу, а по плечу руками «дай пять»).

Ввожу в урок структуру из сингапурской методики КЛОК БАДДИС -«друзья по часам (времени)» обучающая структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия.

Ребята, а сейчас возьмите свои схемы КЛОК БАДДИС и назначьте четыре встречи (на 12, 3,6,9 часов) с друзьями, которые сидят за другими партами.

II . Устный счет

Читаю вслух задачу.

    Реши задачу – шутку :

Кошки

В комнате светлой четыре окошка

На каждом окошке сидело по кошке.

У каждой напротив сидели три кошки

И жадно лакали сметану из плошки.

Так сколько же кошек всего собралось?

Надеюсь, ответить тебе удалось?

(В комнате сидело четыре кошки).

Применяю структуру из сингапурского обучения КЛОК БАДДИС

Ребята, встретьтесь с партнёром, назначенным на 12 часов, спрашиваю например: участник под №1 стол№2

Какой ответ получился у твоего партнера? Какой ответ у тебя самого?

Ш Математический диктант:

Читаю задания, учащиеся выполняют в тетрадях:

7 увеличить на 8.

16 уменьшить на 9.

Найти произведение чисел 7 и 3.

12 разделить на 3.

Первое слагаемое 6, второе – 7. Найти сумму.

Встретьтесь с партнером, с которым вы назначили встречу на 3 часа, сделайте взаимопроверку тетрадей, пообщайтесь, поблагодарите друг друга.

IV . Работа с учебником.

Откройте страницу учебника, выполняем задание устно.

Выполни вычисления с помощью рисунков

3:3= , 12:3= ,

6:3 = , 15:3= ,

9:3= , 18:3= ,

(заранее пишу на доске, 1 ученик записывает только ответы для экономии времени; например: стол №3 участник под номером 4 выполняет на доске, затем проверяем, аналогично называю участника.)

Ребята, посмотрите на запись примеров, что вы заметили? (что все числа мы делили на 3)

Кто может сформулировать тему урока? (например: спрашиваю участника под №2 стол №5)

V . Сообщение темы урока

Делаю вывод из ответов детей и озвучиваю тему урока «Деление на 3». Закрепление.

VI . Работа по теме урока.

Ребята, продолжаем работать по учебнику, решаем задачу письменно, самостоятельно в тетрадях.

Папа принёс 9 бананов, по 3 банана в каждой связке. Сколько связок бананов принёс папа? Объясни и дорисуй схему к этой задаче. Реши задачу

Встретьтесь с партнером, назначенным на 6 часов, сравните свои задачи, выслушайте ответы друг друга, поблагодарите.

VII . Физкультминутка.

Использую структуру МИКС-ФРИЗ-ГРУП (обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой – либо вопрос.)

Вопросы после окончания музыки:

Объединитесь по столько: сколько будет 1 умножить на 3? (по три участника)

Объединитесь по столько: сколько в основании сторон у четырёхугольной пирамиды? (по четыре участника)

Объединитесь по столько: сколько будет 10 разделить на 2? (по пять участников)

VIII . Работа по теме урока.

Ребята, продолжаем работать по учебнику, решаем задачу в тетрадях.

Шнурок длиной 12 см разрезали сначала на 2 равные части, а потом каждую часть разрезали ещё на 3 равные части. Сколько всего частей получилось? Найди длину одной такой части.

Используя, ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН «встать сесть» обучающая структура для получения информация о классе (кто решил задачу одним способом, двумя, тремя), а также знакомства с классом аудиторией), проверяю решение задачи, благодарю за ответ.

IX . Итог урока .

Напишите свои впечатления об уроке на листочках «Лесенка достижений», оцените свою работу, встретьтесь со своим партнером, назначенным на 9 часов, поделитесь своей информацией, поблагодарите друг друга.

Подвожу итог урока, оцениваю работу учащихся, благодарю за работу.

X . Домашнее задание.

В России продолжаются попытки внедрить чуждые нам методики образования

Началось всё в 2011 году со знакомства генерального директора организации EduCare, президента профсоюза учителей Сингапура Майка Тирумана (на фото ) с руководством республики Татарстан при посредничестве журналистки Тины Канделаки, прокладывавшей в ту пору свой так и не сложившийся путь к посту министра образования России. Майк Тируман начал свою интервенцию в Россию со слов: «В чем разница между образованием в Сингапуре и в России? 20-25 лет отставания», – отставания, безусловно, на его взгляд, российского.

После запланированных масштабных тренингов 30 тысяч педагогов Татарстана должны были понять, как по-настоящему они должны обучать российских детей, чтобы «догнать Сингапур».

В 2013 году всё это уже претворилось в трехлетнюю программу «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан», в рамках которой действовали десять «тьюторов, способных самостоятельно обучать коллег новому подходу». Сейчас сингапурской моделью охвачен весь Татарстан, подготовлено 77 учителей-тьюторов и 346 тьюторов-методистов во всех районах республик, 200 тренеров-методистов обучили более 17 тысяч учителей.

«Высокоуровневый» сингапурский образец

До реформы 1979 года сингапурское образование состояло из элитарной английской школы и разрозненной сети национальных школ с родным языком обучения; при общем преобладании китайского населения, доминировали китайские школы, нередко финансируемые из материкового Китая.

Отец-основатель Сингапура Ли Куан Ю взял курс на «повышение качества» собственного населения и провозгласил: «Все должны учить английский, а родной язык должен стать вторым языком».

Это вызвало гневные протесты общественности и обвинения его в космополитизме, размывании национального самосознания, ведущего к утрате национальной идентичности и т.п., но так и не остановило процесс.

Для перевода всей системы образования на принципы билингвизма пришлось снизить стандарты устного и письменного английского, что привело к появлению сингапурского диалекта «singlish».

В 1979 г. в начальной и средней школе Сингапура ввели потоковое обучение – группирование школьников по способностям для того, чтобы дать каждому ребенку возможность окончить среднюю школу и трудоустроиться в дальнейшем в соответствии с видом его аттестата.

В 1992 г., когда выяснилось, что многие дети по окончании начальной школы не могут сдать переводной экзамен, для них ввели специальный технический поток, в котором больше учили английскому языку и совершенствованию технических навыков – затем они получали право поступать в Институт технического образования.

В 2004-08 гг. стало ясно, что поточная система в начальной школе уничтожает мотивацию – её отменили и заменили изучением предметов по собственному выбору младшеклассника и по рекомендации школы.

В средней школе потоки сохранили, но дали право ученику приналечь на учёбу и претендовать на переход в поток более высокого уровня.

Сейчас обучение в Сингапуре включает в себя трёхлетнее дошкольное, шестилетнее начальное и четырёхлетнее школьное.Все детские сады в Сингапуре – частные, зачастую – конфессиональные. Дошкольное образование продолжается с 3 до 6 лет: ясли, первый (K1) и второй (K2) год; в программу входят общение, родной язык (китайский, малайский или тамильский), английский, счет.

В начальной школе два этапа: основной (1-4 класс) и ориентационный (5-6 классы). В программе английский язык, родной язык, математика, основы гражданственности, рисование, музыка и физическая культура; с 3 класса вводятся естественные науки. По окончании обучения в начальной школе ученики сдают выпускной экзамен (PSLE), на основании которого учеников распределяют в среднюю школу.

Направления обучения в средней школе: специальное, «экспресс» (углублённый английский), академическое, техническое, а также интегрированная и профессиональная программа обучения. Продолжительность обучения – 4 года, по академическому профилю и интегрированной программе – 5-6 лет. Помимо обязательных школьных занятий ученики должны посещать дополнительные кружки актерского мастерства, спортивные секции и др.

По окончании специального и экспресс-направления после сдачи экзамена выдаётся аттестат о полном среднем образовании O-уровня (O-Level), дающий право на поступление в технологический или централизованный институт; после нормального академического и нормального технического профилей – аттестат о среднем образовании N-уровня (N-level) более низкого уровня, дающий право на поступление в колледжи, институты или политехникумы.

Сейчас на 5 миллионов жителей в Сингапуре приходится всего 350 школ; на одного педагога – более 40 школьников. Для успешного претворения новой программы была создана эффективная система продвижения по службе и поощрения учителей: вдвое сокращено их количество и пропорционально этому повышена зарплата.

Другими словами, для детей снижена планка требований и уровень достижений, для педагогов – увеличена нагрузка и зарплата.

Суть сингапурской методики

В основе методики лежит система корпоративного обучения доктора Спенсера Кагана, бывшего советского, а ныне американского специалиста. Тируман не скрывает, что в основу методики также заложены идеи известного русского психолога Льва Выготского и советских педагогов Давыдова и Эльконина; отечественные специалисты подчёркивают, что эти приёмы присутствуют и в методиках педагогов 90-х. гг. – «Драмогерменевтике» П.М. Ершова и социоигровой методике В.М. Букатова и Е.А. Ершовой.

Методика представляет собой набор структур (тезисов и формул) – тринадцать основных, всего около двухсот пятидесяти. По требованию компании «Educare» педагог должен использовать только английские названия структур, которые весьма своеобразны: «мэнэдж мэт» (управление классом, распределение учеников в одной команде из 4-х человек: кто сидит рядом, а кто – напротив, как оппонент, как им общаться); «хай файв» (концентрация внимания на поднятой ладони учителя); клок баддис («друзья по времени»); «тэк оф – тач даун» («встать – сесть»); «джот тост» («запишите мысль»); «тик – тэк – тоу» (составить предложение с обязательными словами в схеме); «сте зе класс» («перемешай класс», ученикам разрешается свободно бродить по классу); «конэрс» (распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам); «сималтиниусс раунд тейбл» (все четыре члена группы выполняют письменные задания, а по окончанию передают их по кругу соседу на проверку); «куиз – куиз – трейд» («опроси – опроси – обменяйся карточками»); «таймд пэа шэа» (два участника обмениваются полными ответами по заданию по времени); «микс пэа шэа» (произвольное передвижение под музыку с образованием случайных пар и обсуждение темы в коротких (релли робин) или в полных ответах); «микс фриз групп» (смешивание учащихся под музыку), «тим чир» (время разминки).

На время урока имена отменяются – детей нумеруют (структура Numbered Heads Together, «пронумерованные головы, работающие вместе»), разбивают на четвёрки, сажают лицом к лицу, каждая группа получает задание и шумно его выполняет.

Новый материал изучается детьми самостоятельно, каждый из детей по очереди играет роль учителя, потом педагог подводит итоги – считается, что это формирует у школьников командный дух и самостоятельность.

Структуры выхолащивают суть работы педагога, который больше не должен составлять планы, искать пути донесения информации, а лишь подобрать подходящие модули для урока и сгруппировать их в различных комбинациях, нацеленные на взаимодействие «ученик – ученик» и «ученик – учебный материал», но не на модель «педагог – ученик».

Важно также понимать, что дети «натаскиваются» на автоматизм выполнения действий по иноязычной команде.

Оценка образования

Для мотивирования российского образования на очередную модернизацию сингапурские реформаторы приводят результаты исследований, проведённых по инициативе Международной ассоциации по оценке учебных достижений (IEA). Это – исследования PISA, PIRLS и TIMSS, которые «позволяют выявить особенности обучения чтению, математике и естественнонаучным предметам в начальной, основной и средней школе и оценить качество общего образования с точки зрения приоритетов в образовании, разработанных «международным сообществом».

Организационно за проект международного тестирования отвечает бостонский колледж Chestnut Hill (Массачусетс, США), задания готовят в центре данных в Гамбурге (Германия); в России сбор данных при активном участии Минобрнауки РФ и Рособрнадзора проводит Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования.

Основные выводы, к которым пришли американские, австралийские, немецкие, голландские и японские исследователи, составляющие организационное ядро проекта, это то, что в мировом образовании лидирует группа стран Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона (Япония, Южная Корея, Сингапур), а российские школьники «не имеют существенных различий в общеобразовательной подготовке со своими сверстниками в большинстве развитых стран мира, но испытывают затруднения в применении знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме».

Исходя из «приоритетов в образовании, разработанных международным сообществом», результаты России в сравнении с остальными странами, на которые опирается господин Тируман, выглядят не лучшим образом.

Так, по итогам 2011 г. (средний балл TIMSS – 500) – чтение, 4 класс: Гонконг-Китай – 571, РФ – 568, Сингапур – 567; математика, 8 класс: Сингапур – 606, Корея – 605, Гонконг – 602, Тайпей-Китай – 591, Япония – 585, Северная Ирландия – 562, Бельгия – 549, Финляндия – 545, Англия – 542, РФ – 542; математика, 8 класс: Корея – 613, Сингапур – 61,1 Тайпей-Китай – 609, Гонконг-Китай – 586, Япония – 570, РФ – 539 и т.д.

Чему нас хочет научить господин Тируман

Майк Марияппа Тируман, генеральный директор Educare International Consultancy Limited, президент Singapore Teachers Union (STU) не жалеет сил и денег, колеся по России с докладами, выступлениями, презентациями на тему: «Думающие школы, обучающаяся нация», в которых разъясняет, насколько отличаются «пассивные ученики индустриального века» от эталонных «заинтересованных обучающихся XXI века».

Его выкладки гласят, что современное российское образовательное пространство регрессивно, детство должно быть компетентным, поэтому взрослые детям не нужны, и в целом повторяют «дорожную карту» скандально известного ювенального форсайт-проекта «Детство-2030» (2010 г.).

По мнению Майка Тирумана, «роль учителя как передатчика готовых знаний изжила себя. Необходимо научить школьника думать самостоятельно. Педагог становится фасилитатором (обеспечивающим групповую коммуникацию), он помогает детям добывать знания самостоятельно. При традиционном обучении весь фокус приходится на учителя, тогда как нужно перенести фокус на ученика. Именно школьник говорит, делает, презентует, а не учитель».

В частности, в детских садах Сингапура не стоит задача обучать детей игре – считается, что дети сами этому научатся, но зато они вместе с педагогами «создают проекты» и «развиваются под наблюдением» (в том числе, под видеозапись); главное достижение на этом этапе – способность детей задавать вопросы и …спорить.

Сегодня идеальный ученик «по-тирумански» - это высококвалифицированный пользователь сети интернет, предприимчивый и инициативный, умеющий учиться без учителя, способный по условному знаку и заученной команде к смене вида деятельности, направленности интересов и активности.

Образование «по-сингапурски» – это технологичное производство интеллектуального продукта под определённый заказ.

Но самый главный признак сингапурской модели – кастовое образование.

Каждому – по способностям

Планируя новую систему образования, руководство Сингапура подходило к процессу крайне утилитарно: никаких лишних расходов. Создавалась так называемая «меритократическая» система («власть достойных»), для чего реализовывалась политика крупных вложений в развитие «человеческих ресурсов» посредством образования, подготовки и переподготовки рабочих и учащихся.

В инструкциях Минобра Сингапура тех лет говорилось, что «в школах должен царить кастовый дух», главный лозунг призывал: «Отсортировать народ и выбрать лучших, с кем и идти дальше». В итоге сложилась модель: образование – это инвестиции в формирование навыков (компетенций) для производства рабочей силы.

Соответственно этому и определились приоритеты сингапурского образования: конкурентоспособность; определение ключевого сектора экономики на данном этапе; формирование у школьников именно тех навыков, которые сейчас необходимы для производства; обучение – только базовым дисциплинам; специализация – отсроченная, в зависимости от спроса.

Получение академических знаний и духовно-нравственное воспитание в качестве главной цели заявлены не были.

Глобальное образование

Основное требование информационного общества – образование должно отвечать «требованиям глобальной экономики» (так называемая «экономика знаний»), что привело к созданию Единой мировой (глобальной) образовательной системы, основанной на единых образовательных стандартах.

Всемирный Банк как один из заказчиков глобальной образовательной политики нацелен на интернационализацию образования, создание единого образовательного пространства (Болонская система), оптимизацию инфраструктуры образовательной сферы, организацию системы «независимого контроля качества знаний» (ЕГЭ, PISA, PIRLS, TIMSS), интеграцию национальных образовательных систем образования в мировую систему высшего образования.

Идеальным продуктом такой Глобальной образовательной системы должен стать работник, обладающий базовыми навыками заданного уровня (письмо, счёт, чтение), определённым складом мышления, способный чётко и адекватно выполнять поставленные задачи, социально адаптивный, готовый легко переучиваться и перепрофилироваться.

Другими словами, международному рынку нужны смышленые и выносливые исполнители с исходными навыками не выше среднего уровня, которые способны по условному сигналу менять профессиональную и жизненную программу.

Реакция системы образования

Образовательная среда – место, где творческие амбиции становятся профессиональным двигателем: всегда найдутся педагоги, готовые ухватить новинку и сделать что-то, что может удивить коллег.

В Татарстане учителя уже показывают открытые уроки и отчитываются в использовании в своей работе структур «раунд тэйбл», «классбилдинг», «тимбилдинг», «конэрс», «таймд пэа шэа», «эй ай гард», «куиз куиз трейд», «сте зе класс» и т.п., а также «чир» - специальных упражнений, с помощью которых ученики «благодарят друг друга, поднимают друг другу настроение и заряжают позитивом на весь день».

Из отзывов российских учителей:

«Сингапурская система – это для Сингапура, хватит нам экспериментов в образовании. Сколько можно с ног на голову все переставлять. Сначала из школьной программы уберут классиков русской литературы, потом будем не уроки проводить, а играть, деля детей на группы по цвету глаз, по длине волос, по цвету рубашек. Раньше группы были по умственным способностям – это был главный критерий. Из этой новомодной системы можно взять на вооружение только отдельные элементы для проведения игр, соревнований».

«Группы по 4 человека, смена дислокации групп не один раз за урок, самостоятельный поиск информации. Так это ж мой прошлый урок. Только Сингапур ни при чём. «Драмогерменевтика» Ершова и «Социоигровая методика» Букатова, вполне себе русских педагогов».

«Есть такой жест, который применяется в сингапурской методике, который называется «хай фай»: рука педагога поднимается ввысь, уста произносят эти два слова. Бугульминские учителя сочли, что жест похож на «Хайль Гитлер!», и разбомбили эту методику в пух и прах. Руссовед школы сказала, что применение данного жеста в стране, победившей фашизм, выглядит богохульственно».

«Уроки даём. Проверяют. Советуют. Пронумеровали столы. Напечатали 1.2.3.4. Дети у нас – "партнёры по плечу". Нет имён – взамен №1, № 2...»

«В понедельник буду давать урок по этой системе. Душа не лежит к этой ерунде не только у меня, но и у детей. Согласна с коллегами – жест "хай фай" нельзя применять в нашей стране. Разбирая роман Замятина "Мы", говорим о "нумерах". Вот мы и дожили до этих №1, №2. Как бороться с системой?»

«А зачем "хай фай", когда есть просто метод поднятой руки?
Он наш, и не нужен Сингапур!»

Продвижение в России

В России помимо Татарстана сингапурскую методику пытались в 2013 г. внедрить в Удмуртии.

В 2014 г. продвижением программы занялся один из агентов изменений российского образования Московский институт образовательной политики «Эврика», который организовал поездку российских педагогов в Сингапур с посещением адвентистской школы, а затем провёл ряд семинаров с сингапурскими специалистами на своей базе в Москве.

В 2015 г. полигоном для сингапурских испытаний стала образовательная система Тюмени.

Также в 2015 г. в Москве на конференции МГО профсоюза и АНО «Профзащита» на тему: «Перспективы развития современных образовательных систем. Что можно сделать сегодня?» – Майк Тируман провёл презентацию сингапурской модели и призвал внедрить её не только в Москве, но и во всей России.

В 2016 г. в поддержку сингапурской модели как единственно верного пути для российского образования выступила Высшая школа экономики (ВШЭ).

Принципы сингапурской методики уже вошли в Федеральные Государственные стандарты (ФГОСы) для начальной школы, и только неповоротливость образовательной системы (сродни армейскому: «Получив приказ, не спеши его выполнять – жди отмены») не позволяет пока нам прочувствовать их во всей красе.

Русский вариант сингапурского кастового образования на основе портфолио детей в 2015 году в пилотном режиме в программе «Модернизация детского движения в Забайкалье» попытался ввести в систему образования Фонд Кудрина по поддержке гражданских инициатив; в 2017 г. предполагалось распространить эту систему на всю Россию.

Почему это продвигается

Если абстрагироваться от конкретного государства и попробовать понять причины навязывания России инородной методики, то картина складывается интересная.

Есть заказчик новой системы образования («экономики знаний») – Всемирный банк. Есть транснациональный заказ – выращивание производительной силы с определёнными когнитивными (умственными) и поведенческими характеристиками: нужны послушные, выносливые и исполнительные – тот самый «служебный человек», о котором не так давно рассказывал в Совфеде директор института Курчатова Михаил Ковальчук.

Групповая методика, на которой базируется сингапурская модель, приучает ученика к работе исключительно в команде, когда действует коллективный разум и нивелируется критичность индивидуума.

Исключение из процесса образования учителя как «детоводителя», имеющего доступ к формированию мировоззренческих и ценностных установок ученика, делает обучаемых инертной массой, которая может быть легко управляемой и моделируемой извне.

Замена педагогов интернет-технологиями создаёт систему незримого управления массами в нужном контексте, неконтролируемого создания новых поведенческих стереотипов и формирования чуждых мотиваций.

«Компетентностный подход», ставший базовым критерием в современных европейских образовательных программах, банально скрывает в себе привычное для нас формирование навыков, но при этом означает замену этими навыками прежних академических знаний.

Непрерывность образования, о которой сейчас говорят всё настойчивее, означает вовсе не возможность для пенсионера научиться компьютерной грамотности, но – способность работника по первому требованию законодателя оперативно переучиваться и кардинально менять профессию или вид деятельности.

«Экономика знаний» означает дифференцированный подход к материальным затратам на образование, поэтому новая идеология предполагает, что тратить деньги можно только на тех, кто отработает затраченное, а объём вложений должен определяться перспективностью завтрашнего работника; всё это может развиваться только в ситуации кастового образования.

Итак, сингапурская методика – единый образовательный стандарт системы Глобального образования, призванный унифицировать национальные образовательные системы, установить для них потолок развития и узаконить кастовое образование.

Прикрывая свои истинные намерения мешаниной из старых советских методик и теорий (а ничего нового Запад до сих пор не сочинил), называя это своим прорывом и уличая Россию в косности и отсталости, подтверждая эти оценки результатами рейтингов, которые сами придумали и сами же оценили, транснациональные заказчики новой реальности целенаправленно уничтожают традиционное образование.

Россия – большая страна, и применив к ней эту методику, можно через какое-то время получить неограниченный объём дешёвой производительной, а попросту, рабочей силы – послушной, исполнительной и неприхотливой.

Людмила Аркадьевна Рябиченко – председатель Межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество»

Специально для Столетия