Синонимические формы кратких прилагательных. Справочник по правописанию и стилистике

В некоторых случаях вызывает затруднение употребление параллельных форм кратких прилагательных. Как, например, правильно: ответствен или ответственен? Остр или остер?

Варианты в образовании краткой формы прилагательных мужского рода с суффиксами -ен и -енен обычно наблюдаются у


Раздел 3. Точность употребления морфологических единиц 203

прилагательных, имеющих несколько согласных перед суффиксом -енн- , напр.: искусств енный, естеств енный, ответств енный, безнравств енный и т. д. Интересно развитие этих форм. Более древней была форма с суффиксом -ен , она пришла из славянского языка. Затем появилась тенденция к употреблению форм с суффиксом -енен, в последние же десятилетия исследователи отмечают преобладание форм с суффиксом -ен : явствен , бессмыслен , свойствен , невежествен и др. Следует помнить, что краткие формы с суффиксом -ен являются нормой литературной речи, формы с суффиксом -енен воспринимаются как устаревшие. Но нужно различать краткие формы ответствен (краткое причастие: ответствен за проведение следствия, т. е. отвечает) и ответственен (краткое прилагательное: ом ответственен, т. е. добросовестный).

Вопросы для самопроверки

1. Вкакой функции полные и краткие прилагательные могут быть синонимичными? 2. Какие смысловые различия существуют между полными и краткими прилагательными? 3. Какова стилистическая окраска полных и кратких прилагательных? 4. В чем состоят грамматические различия между полными и краткими прилагательными? 5. Какие формы имеет сравнительная степень прилагательных? Каковы их образование и стилистическая окраска? 6. Каких ошибок следует избегать при употреблении сравнительной степени прилагательных? 7. Каково использование в речи превосходной степени прилагательных? 8. Что Вы знаете о синонимических формах кратких прилагательных?

Примерный план практического занятия

Теоретическая часть

1. Общее понятие о стилистических свойствах прилагательных.



2. Синонимия полных и кратких прилагательных.

3. Особенности образования и употребления форм степеней сравнения имен прилагательных.

Практическая часть

Задание 1. В примерах, взятых из обвинительных речей В. И.Ца-рева, употребите нужную, с Вашей точки зрения, форму прила-


204 Часть П. Функционирование языковых единиц в речи юриста

гательного. Обоснуйте свой выбор. Проверьте, совпал ли он с выбором, сделанным оратором. Подумайте, кто из Вас прав.

а) Содержание письма (такое, таково), б) Согласитесь, что такой способ хранения денег довольно (странный, странен), в) Совпадение не (случайное, случайно), г) Яд, которым отравляют рецидивисты психологию окружающей молодежи, (опасный, опасен), д) По счастливой случайности потерпевшая тогда осталась (жива, живая, живой), е) Поведение его было далеко не (безупречно, безупречное, безупречным), ж) Они являются (вменяемы, вменяемые, вменяемыми), з) Позиция государственного обвинения по вопросу определения подсудимым меры уголовного наказания за убийство двух женщин при отягчающих обстоятельствах и по совокупности совершенных преступлений (ясная, ясна) и (понятная, понятна), и) Такие рассуждения в корне (ошибочные, ошибочны), к) Не слишком ли (великий, велик) брак в работе педагогического коллектива? Не слишком ли (великие, велики) педагогические потери? Эти вопросы не праздные, л) Миссия нашей школы высоко (гуманная, гуманна), м) Широко (известный, известен) частный, но поистине характерный случай, н) Задача технадзора предельно (скромная, скромна): следить, чтобы подрядчик не отступал от проекта, о) Предлог (оригинальный, оригинален): он не желает, чтобы из «заработка» удерживали алименты на двоих детей, п) Васильев еще (молодой, молод), ему 35 лет. р) Исаева объяснила причину: он (пьяный, пьян), с) Вывод (ясный, ясен): общественность должна решительно пресекать злоупотребление алкоголем, т) Роль администрации и общественных организаций цеха была явно (пассивна, пассивная, пассивной), у) Подозрения в его причастности к убийству весьма (серьезные, серьезны).

Задание 2. Объясните правильность выбора ораторами кратких форм прилагательных. Можно ли заменить их полными формами?

Бывают минуты, когда бываешь подлинно хороша внутренней особой красотою, которая, светясь изнутри, преображает лицо (В. И. Ц.). Внутренние побуждения, толкнувшие Васильченко к удару ножом, ясны и понятны: убрать с дороги потерпевшую (В. И. Ц.). Предстоит ревизия финансово-хозяйственной деятельности комбината. Неизбежны неприятности (В. И. Ц.). Данный факт показателен и в другом отношении: вот на какие командировки брал деньги Петров! (В. И. Ц.). А правда гласит: Цыгарова невиновна (А. С. Э.). В нашем обществе человек не одинок (Г. М. Ш.). Мать нужна была сыну, но матери сын не был нужен (Г. М. Ш.). И обвинение, и защита, и общественность едины в своих просьбах перед судом (Г. М. ПХ).

Задание 3. Ответьте, каковы функции сравнительной и превосходной степеней прилагательных в речах судебных ораторов. Отметьте случаи, в которых допущены ошибки в употреблении степеней сравнения.

Казалось бы, что может быть проще и яснее дела Евы Михайловны Лесиной? А между тем это дело еще раз подтверждает необходимейшую, важнейшую для правосудия мысль, что в суде нет и не может быть простых дел (Я. С. К.). Как гласит русская пословица, правда светлей солнца (А. С. Э.). Здоровое начало было в Калинове сильнее, чем вредное влияние «родных» и «близких» людей (Г. М. Ш.). Эти итоги (работы школы. - Я. И.) имеют самое прямое, самое непосредственное отношение к разбираемому в судебном заседании уголовному делу (В. И. Ц.). Население проявляет самый живейший интерес к


Раздел 3. Точность употребления морфологических единиц 205

разрешению участи юношей и подростков, сидящих сегодня на скамье подсудимых. Виноградов растоптал лучшие чаяния еще не окрепшей юности. Берутся маленькие авансы под зарплату. Потом эти авансы становятся все более крупными и важными. Он сразу вспомнил самые подробнейшие нюансы выдачи ста рублей. Для нас с вами интересы... государства, интересы... народа - превыше всего (В. И. Ц.).

Задание 4. Выразите мнение о степени важности данной темы в профессиональной деятельности юриста. Обоснуйте свою точку зрения.

Задание 5. Расскажите знакомым, допускающим ошибки в использовании степеней сравнения прилагательных, о нормах их употребления. Подумайте, как поступить, если подобные ошибки Вы заметили в речи преподавателей.

Задание 6. Представьте, что Вы должны опознать подозреваемого в совершении преступления по фотокарточке. Составьте портрет-ориентировку.

Ответы к заданию 1: а) таково, б) странный, в) не случайны, г) опасен, д) жива, е) не безупречным, ж) вменяемыми, з) ясна и понятна, и) ошибочны, к) велик, велики, л) гуманна, м) известен, н) скромная, о) оригинальный, п) молод, р) пьян, с) ясен, т) пассивной, у) серьезные.

имен прилагательных

189. Замените полные формы прилагательных краткими. Оп­ределите семантико-стилистические различия между ними. Ука­жите случаи синонимического употребления обеих форм.

Река спокойная, ребенок веселый, женщина больная, груз тяжелый, улица узкая, платье длинное, чай сладкий, человек справедливый, солдат смелый, лампочка яркая, заяц трусливый, медведь неуклюжий, лиса хитрая.

190.Установите, во всех ли случаях возможна без изменения значения замена полных форм прилагательных краткими; поясни­те, что препятствует этой замене.

Звонкий голос, звонкий согласный; белый снег, бе­лый свет; красный флаг, красное платье; круглый стол, круглая сирота; глубокая река, глубокая мысль; прямая дорога, прямая линия, прямой человек; скорый поезд; бедный человек; живой организм; глухой мальчик.

191.Объясните, почему в данных предложениях использова­ны краткие формы имен прилагательных. Возможно ли их заме­нить полными? Мотивируйте свой ответ.

1.Лиса ¾ хищник, в пище не очень разборчива. 2. Поваренная соль совсем не ядовита. 3. В делах он [русский народ] смекалист. 4. Мал золотник, да дорог. 5. Всякому мила своя сторона. 6. Отец горд успехами сына. 7. Богата народными талантами наша земля. 8. Материя первична, а сознание вторично. 9. Молод го­дами, да стар умом. 10. Теория без практики мертва, практика без теории слепа. 11. Небо красно от пожара. 12. Лицо сине от холода. 13. Астероиды, или малые пла­неты, слишком невелики по размерам и далеки от Зем­ли, чтобы можно было детально разглядеть их в оптиче­ский телескоп.

192.Объясните употребление выделенных форм прилагатель­ных в следующих предложениях:

1. Всякое слово без дела ничтожно и пусто (Демос­фен). 2. Есть два средства не чувствовать материальной нужды: одно ¾ умерить свои потребности, другое ¾ уве­личивать доход. Первое само по себе всегда нравствен­но, второе само по себе безнравственно (Л. Толстой). 3. Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом (М. Лермонтов). 4. Полдень раннего июня Был в лесу, и каждый лист, Полный, радостный И юный, Был горяч, но свеж и чист (А. Твардовский). 5. Всему ¾ неуловимое Свое дано в судьбе, И там наше любимое, Где верны мы себе (П. Лавров). 6. А теперь ты сильна и едина, Велика и, как птица, вольна, Ук­раина моя, Украина, Золотая моя сторона! (В. Лебедев-Кумач). 7. Совестно сказать глупому, что он глуп! Что Это надолго (Р. Рождественский). 8. Я узнал, что бес­смертен орел, ставший мертвою бронзой (Р. Рождест­венский). 9. Друзья мои, прекрасен наш союз! (А. Пуш­кин). 10. Идти неудобно ¾ улицы круты (Р. Рождес­твенский). 11. Гражданственность ¾ талант нелегкий (Р. Рождественский). 12. И были детские проказы Ей чужды (А. Пушкин). 13. В душе обида поражений Еще свежа, еще остра (А. Сурков). 14. Ты зла, твое смер­тельно жало (И. Крылов). 15. Идите, идите! Вы сильны душой, Вы смелым терпеньем богаты (Н. Некрасов). l6. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы (А. Пушкин).

193.Раскройте скобки, выберите нужную форму прилагатель­ного. Мотивируйте свой выбор. Укажите возможные варианты. (Слова, использованные авторами, см. на стр. 106.)

1. Как скоро стираются несчастья, страдания, а минуты восторга, блаженства вечно (живы ¾ живые, свежи ¾ свежие) в душе (А. Герцен). 2. Все эти вещи могут быть (по­лезны ¾ полезные ¾ полезными) людям, но могут также быть, как это и бывает по большей части, совершенно (бесполезны ¾ бесполезные ¾ бесполезными) или даже (вредны ¾ вредные ¾ вредными) (Л. Толстой). 3. Страш­ный уход Блока был (свеж ¾ свежий ¾ свежим) в памяти (К. Федин). 4. Я ведь не дурной человек, а только (слаб ¾ слабый, бесхарактерен ¾ бесхарактерный) (А. Островский). 5. Золотой народ мой сибиряки! (Молчаливы ¾ молчали­вые, грубоваты ¾ грубоватые) с виду, но (смекалисты ¾ смекалистые) и очень (инициативны ¾ инициативные) (В. Степанов). 6. О, сад мой! После темной ненастной и холодной зимы, опять ты (молод ¾ молодой, полон ¾ пол­ный) счастья (А. Чехов).

В каком случае полные и краткие формы прилагательных синонимичны? Чем различаются эти формы? Могут ли в функции однородных членов предложения употребляться полная и краткая формы прилагательных? Мотивируйте свой ответ.

Стилистические ресурсы имен прилагательных

Синонимия полных и кратких форм

Краткая и полная формы прилагательных могут выступать как синонимы только в предикативной функции (в роли сказуемых): книга интересная – книга интересна, девушка красивая – девушка красива . Между полными и краткими прилагательными могут быть стилистические, смысловые и грамматические различия.

1. Смысловое различие : некоторые краткие формы имеют иное значение по сравнению с полными: Ребенок очень живой – Дедушка еще жив. Комната была плохая. – Больная совсем плоха. Мальчик глухой от рождения. – Он глух к нашим просьбам .

Полные формы обычно обозначают постоянный, вневременной, абсолютный признак, не связанный с конкретной обстановкой, а краткие – недлительное состояние, временный признак, относительный, характерный для определенной ситуации: ноша тяжелая (всегда) – ноша тяжела (для кого-то), проход узкий – проход узок (для чего-то ). Он больной (здоровье слабое, надорванное), он болен (сейчас). Движения его спокойные (всегда, вообще). Но: она привлекательна (всегда). Отступления от этого правила могут быть в разговорном стиле: к раткие формы менее свойственны разговорной речи.

Многие прилагательные, выражающие постоянное свойство предметов, не употребляются в краткой форме: Цветы в вазе живые. Противоположная стена глухая . В то же время ряд предикативных прилагательных имеет только краткую форму: должен, намерен, рад, обязан и т.п. Совсем не употребляются в краткой форме названия некоторых цветов: голубой, коричневый, кофейный, кремовый, розовый, оливковый, сиреневый, фисташковый, шоколадный и др. В основном это прилагательные, обозначающие цвет не непосредственно, а через отношение к предмету. Краткая форма обычно не употребляется в роли именного сказуемого при обозначении погоды: погода прекрасная, вечер был холодный, дни теплые и т.д.

Только в краткой форме употребляются некоторые прилагательные во фразеологических сочетаниях: все живы и здоровы, дело плохо, взятки гладки, руки коротки, мил сердцу, короток на расправу, совесть нечиста, у страха глаза велики и т.п. В других оборотах, наоборот, употребляются только полные формы: безвыходное положение, горячая пора, легкая рука и т.д.

2. Грамматическое (синтаксическое) различие : краткая форма, подобно глаголу, имеет способность синтаксического управления, т.е. может иметь при себе зависимые слова:болен ангиной, готов к отъезду и т.д.

3. Стилистическое различие:

1) краткие формы имеют оттенок категоричности, а полные – оттенок смягчения: Ср.: он хитер (категоричное утверждение) – он хитрый (смягченное); он умен – он умный

2) полные формы имеют книжный характер, краткие - межстилевой, чаще разговорный (при смысловом параллелизме форм).

В качестве однородных сказуемых выступают или только полные, или только краткие формы прилагательных: Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка… Утро было тихое, теплое, серое

При вежливом обращении на Вы возможна как краткая форма (Вы внимательны, Вы интересны), так и полная, согласованная в роде с реальным полом лица (Вы такой внимательный, Вы такая интересная сегодня).

Внутри кратких форм можно также отметить стилистическую неоднородность. Колебания наблюдаются в образовании краткой формы от прилагательных на – енный с предшествующими 2-мя и более согласными: безнравственный-безнравственен и безнравствен . От более древней формы на –ен , восходящей к стс, эта форма постепенно обретала окончание –енен . В ЛЯ наших дней в связи с действием тенденции к экономии языковых ресурсов происходит возврат к форме на –ен: беспочвен, медлен, воинствен. Эти формы считаются более употребительными в нейтральных стилях. Прилагательные, утратившие связь с глаголом и причастием, образуют краткую форму на –енен: откровенный – откровенен, сокровенный-сокровенный.

Синонимия степеней сравнения

Степени сравнения имен прилагательныхэкспрессивны по своей природе, т.к. выражают разную степень проявления признака: Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? Молчалин прежде был так глуп! Жалчайшее созданье!

Таблица 1. Стилистическая окраска форм степени сравнения прилагательных

Сравнительная степень :

Аналитическая (составная) форма сравнительной степени употребляется в основном в книжной речи: более (менее) трудный , простая форма в целом нейтральна: крепче, холоднее . Книжно-нейтральным характером отличаются формы бойче, звонче, смелее, веселее по сравнению с разговорными бойчее, звонче, смелей, веселей . Разговорный оттенок носят также формы с приставкой по-: побольше, посмелей. При наличии предлога возможна только сложная форма сравнительной степени: Эта температура характерна для более низких слоев атмосферы . При переносном значении прилагательного тоже употребляется сложная форма: более низкие поступки .

При сочетании с количественными наречиями формы сравнительной степени могут приобретать книжный или разговорный оттенок: значительно больше (книжн.) – гораздо больше (разг.), немногим лучше – чуть лучше . Разговорный характер имеют выражения живет лучше прежнего, устал больше вчерашнего и т.п., а также конструкции со словами всего и все: хуже всех, дороже всего.

Превосходная степень:

У превосходной степени простая форма, в том числе с приставкой наи-, имеет книжный характер, а сложная общеупотребительна: глубочайшие мысли – самые глубокие колодцы, строжайшая диета – самая строгая учительница и т.д.

Подчеркнуто экспрессивный характер имеет т.н. элятив – разновидность превосходной степени в простой форме, указывающий на большую степень признака без сравнения: милейший человек, пренеприятнейший случай . Форма элятива типична для книжных стилей: новейшие достижения, наилучший результат, кратчайший путь . Многие из них фразеологизировались или закрепились как термины: новейшая история, высшая математика .

Следует избегать плеонастических выражений типа самый способнейший студент . Подобные конструкции в худ. речи оцениваются как устаревшие

Синонимия прилагательных и существительных в косвенных падежах

Многие прилагательные в РЯ легко заменяются конструкциями с существительным в косвенном падеже, выполняющим роль определения: московские театры – театры Москвы, горный аул – аул в горах и пр. Они в целом совпадают по значению, хотя имеют стилистические и семантические различия. Конструкции с существительными в косвенных падежах обычно более экспрессивны и дают более точную характеристику предмета: с ловкостью обезьяны- с обезьяньей ловкостью; тонкие пальцы музыканта – тонкие музыкальные пальцы, лисьи повадки – повадки хитрой лисы, стол из карельской березы (но не березовый стол ).



Сочетания 2-х сущ-х вызывают отчетливое представление о двух предметах, что и придает им большую выразительность. Если прилагательные, всегда дающие качественную оценку предмета, указывают на устойчивый признак, то косвенный падеж существительного – лишь на отношения между двумя предметами, которые могут быть и временными.

В книжных стилях употребительны сочетания, в которых сущ-е в форме родительного падежа с определительным значением употреблены с прилагательными: товары первой необходимости, специалист высокого класса, изделие высокого спроса . Замена многих из них синонимическими конструкциями нецелесообразна, а часто и невозможна.

Т.о., при обращении к той или иной конструкции важно учитывать ее смысловые нюансы, а также стилистическую окраску, закрепляющую ее в определенной сфере употребления.

Употребление в современном русском литературном языке в роли определений только полной формы прилагательных исключает возможность синонимии краткой и полной форм в атрибутивной функции. Синонимическое их употребление возможно только при использовании обеих форм в роли с_к а зу_ем ото; ср.: (книга) полезная - полезна, (вопрос) неясный - неясен.

Однако далеко не всегда эти формы синопимичны. так как между полными и краткими прилагательными, входящими в составное именное сказуемое, помимо различия стилистического, не препятствующего синонимическому их сближению. существуют еще различия смысловое и грамматическое.

1. Смысловое различие находит свое выражение в том, что некоторые краткие формы прилагательных резко отличаются от соотносительных полных своими значениями; ср.: Совет очень хороший.- Юноша хорош собой; Комната была плохая.- Больная совсем плоха; Этот мальчик глухой от рождения.- Брат глух к моим просьбам.

В отдельных случаях прилагательные, выражающие постоянное свойство предметов или служащие терминологическими обозначениями признаков, не употребляются в краткой форме: Противопо-

"ч-ная стена глухая; Цветы в вазе живые. С другой стороны, индикативные прилагательные (должен, горазд, намерен, рад) встре- н1тся только в краткой форме. В краткой форме употребляются некоторые прилагательные во фразеологических сочетаниях: все живы и здоровы, взятки гладки, слаб здоровьем, мил сердцу, короток на расправу, у страха глаза велики и др. В других оборотах обычны полные прилагательные: положение безвыходное, пора горячая. рука легкая и др.

Кроме указанного выше основного лексико-семантического различия между полными и краткими прилагательными имеются и иные различия при их употреблении в предикативной функции.

В одних случаях это проявляется в том, что полные формы обоз-пачают пп с т п п п п ы и прнднпк. рп^вг°гт°1ТТ1^*~Р^т""тр", и грпт-кие -временный признак; ср.: Он больной (про человека со слабым здоровьем).- Он болен (про человека, только что заболевшего); Движения его спокойные (устойчивый признак).- Лицо его спокойно (временный признак). Ср. замечания А. А. Шахматова: «...форма прилагательного в сказуемом дает возможность различать в прилагательном два оттенка: рядом с нечленной формой прилагательное в сказуемом может являться ив членной форме: мать больна и мать больная, ногти у него грязны и ногти у него грязные; больна, грязны означают признак во времени (теперь, в настояли" время); больная, грязные означают признак постоянный, тесно впитавшийся с субстанцией»; «по-видимому, членные формы употреб-.ипотся там, где дело идет о постоянном свойстве предмета или лица:

он надежный, веселый, он сильный, он слабомощный, .кривой, косой, хромой, горбатый; он такой добрый, тарантас этот покойный. Обратно, когда свойство непостоянно, когда оно мыслится во временных условиях, употребляются нечленные прилагательные: он весел, будь добр, ты теперь покоен, он беспокоен, он нам нужен; он так добр» *.

Положение это не имеет категорического характера. Так, сочетание она привлекательна обозначает скорее «привлекательна вообще», чем-«привлекательна теперь». В предложении Каспийское море богато рыбой краткая форма (единственно возможная из-за наличия управляемого слова, см. ниже) обозначает постоянный признак, не приуроченный к определенному отрезку времени; такие конструкции встречаются в научной речи, в определениях и т. д.

В других случаях различие между обеими формами прилагатель^ ного сказывается в том, что полное прилагательное обпаиачяйт а б-со;1Ю1^1_ый признак, не связандый-сконкретноНобстановкой, а краткою--^е~т-н-а^-и_д_ел^ьн ыЛ_признак, применительно к определенной ситуации; ср.: ноша тяжелая (безотносительно к тому, кто ее будет нести) - ноша тяжела ^например, для ребенка); комната низкая (признак вообще) - комната низка (для высокой мебели); сапоги велики, проход узок и т. п.-выражение излишка или недостаточности размера.

^Грамматическое (синтаксическое) различие в употреблении полной н краткой форм прилагательного в сказуемом находит свое выражение в том, что краткая форма обладает способностью сиптаксич[ескер»-уаравдЈния, тогда как полная, если она употреблена в именительном падеже, подобной способностью, как правило, не обладает.

Например, говорят: Он был болен ангиной, но нельзя сказать: «...больной ангиной* (ср.: готов к отъезду, склонен к простуде, русский народ богат талантами). Наличие управляемых слов при полной форме прилагательного может быть обосновано или отсутствием соответствующей краткой формы {...Река вся голубая от луны (М. Г.)], или стилистическим заданием - внесением просторечной окраски в высказывание 1- Это я только к тебе добрый (М. Г.); Слухом, земля полная (Ш.)1.

3. ^ т ил и г^и ческое различие между обеими формами качественных при^аТЗТеЯьных проявляется, во-первых, в оттенке категоричности, присущем кратким формам, и оттенке смягченного выражения, присущем полным формам; во-вторых, в книжном характере первых н межстилевом, чаще разговорном характере вторых.

Чтобы показать категоричность краткой формы прилагательного, А. М. Пешковский прибегнул к небольшому лингвистическому эксперименту - сопоставлению обеих форм в одном и том же текстовом окружении. Он приводит три однородные реплики из пьесы А. П. Чехова «Три сестры» (Ты, Машка, длая; Ты, Маша, глупая н О, глупая ты, Оля) и отмечает: «Все три реплики отнюдь не враждебны. Это - по-родственному, по-дружески. Но сказать ты зла, ты глупа есть уже оскорбление, и тем тоном, каким говорятся вышеприведен-

пые реплики у Чехова, это сказать нельзя. В частности, в данном контексте это было бы абсолютно невозможно. Здесь мы видим в крат-Другое отличие краткой формы прилагательного от полной в предикативной функции многие исследователи (Пешковский, Була-ховский, Гвоздев н др.) видели в «книжности» первой и «разговорности» второй; ср.: Его философские построения и выводы ясны и точны.- Ответы ученика ясные и точные. Однако н это положение, как и положение о постоянном признаке, выражаемом полной формой, н временном признаке, выражаемом краткой формой, не имеет абсолютного характера н в ряде лингвистических работ справедливо ставится под сомнение ". Дело в том, что в значительной части случаев отнесение кратких и полных прилагательных к различ-шш речевым стилям связано не только и не столько с самой их формой, сколько с другими условиями: семантикой прилагательного, его стилистическим «паспортом», лексическим составом н структурой предложения и т. д. Указанное положение верно для полярных случаев - подчеркнуто книжного н разговорно-просторечного упот-п^юния; ср.: Кто виноват? (Герц.).- Говори - кто виноватый? II. Между этими полюсами находятся целые пласты письменной и

11ой речи, в которых употребление обеих форм равноценно или, во 1^;" 1.ом случае, имеет трудноуловимые оттенки стилистического раз-.1111Я: И Капернаумов хром и косноязычен, и все многочисленнейшее чИство его тоже косноязычное. И жена его тоже косноязычная ^ст.).

" "^а, однако, исследует, что не встречаются случаи, в которых одна 11^ форм явно предпочтительнее, а иногда только она и уместна {эта требования неприемлемы, ответ неточен, девушка молода и красива и т. п.): Всякая сфера деятельности бесконечно разнообразна... (Бел.); Настоящая мудрость немногословна (Л. Т.); Наша речь преимущественно афористична... (М. Г.).

Книжный характер присущ полной форме прилагательного в тво-рппи.пом падеже: Схватка была короткой и страшной (Соб.); .).^ большой холодный зал в островновском курене был нежилым ^111 И связи с этим легко устанавливается синонимичность краткой II 11ь!;!пй форм в творительном падеже, в частности при полузнаме-1"1Н..1Ы1ЫХ глаголах-связках (ср.: был молод - был молодым; (.«алея известен - сделался известным): Несколько мгновений тавамя я неподвижным (Т.); И затем... оставался неподвижен в продолжение трех или четырех часов (Дост.).-При полузнаме-гагельных глаголах полный вариант в современном русском языке

Тема урока: Имя прилагательное. Синонимика полных и кратких прилагательных, степеней сравнения. Морфологический разбор

Школа: №7

Дата: 7.12.2016

ФИО учителя: Нургалиева А.Ж.

КЛАСС: 10 «А»

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

Закрепления и обобщение знаний учащихся по теме , развитие практических навыков употребления прилагательных в устной и письменной речи , умений определить разряды, степени сравнения творческих способностей

Закрепления и обобщение знаний учащихся по теме ,развитие практических навыков употребления прилагательных в устной и письменной речи.

Цели обучения

Все учащиеся смогут:

Определять самостоятельные и служебные части речи;

Развивать устную и письменную речь;

Отвечать на простые вопросы;

Определять род, число, падеж имен существительных, прилагательных;

- формы сравнения прилагательных

Большинство учащихся будут уметь:

-давать им определения, определять их признаки;

Строить высказывания, объясняя выбор орфограммы;

- определять разряды прилагательных; формы сравнения прилагательных;

Определять их роль в предложении.

Некоторые учащиеся смогут:

Отвечать на вопросы;

Понимать и определять разряды прилагательных, формы сравнения прилагательных

Языковая цель

Учащиеся могут: р ассказать о частях речи, назвать их признаки, отвечать на вопросы по теме, мотивировать свой ответ

Ключевые слова и фразы: морфология, разряды, степень сравнения, самостоятельные и служебные части речи;

Предыдущее обучение

Имя существительное

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент . Приветствует учеников.

Ученики с помощью атомов и молекул объединяются в группы.

10 мин.

II. Проверка пройденного материала. Проверяет домашнюю работу по приему «Эврика».

-Практические задания на повторение:

1. Покажите род им.сущ-х с помощью прилагательных и глаголов пр.времени. Составьте предложения, употребив им.сущ. в ед.ч

Тюль, рояль, шампунь, туфли, рельсы, тапки.

Варианты:

На окнах висел красивый тюль. В зале стоял концертный рояль. Травяной шампунь стоил недорого. Узкая т у фля жала ногу. На шпалы лег тяжелый рельс. Правая тапка куда-то подевалась.

2. Составьте сс с данными словами, так чтобы было понятно, какого они рода.

Популярный конферансье, просторное фойе, широкая Лимпопо, вкусная брокколи, настоящий зубрила, ужасная неряха, маленький плакса, удобный диван-кровать, новая игрушка-трансформер.

Демонстрируют свои знания и умения.

15 мин.

Актуализация знаний. Постановка цели урока.

С какой частью речи согласуются существительные в ваших СС?

Что обозначают

Качественные

*могут проявляться в большей или меньшей степени

*имеют краткую форму

*имеют степень сравнения (уже- самый узкий, моложе- наиболее молодой, красивее-красивейший)

* могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком

* от них образуются сложные прилагательные путем повтора (синее-синее) *прилагательные с приставкой НЕ- (неблизкий)

*имеют синонимы(красивый-прекрасный)

Признак (качество) предмета, который бывает в большей или меньшей степени

Круглый, огромный, красный, прочный, вкусный, тяжёлый

Относительные

* Признак, выражающий отношение предмета к чему-либо

Признак предметов по материалу (деревянная ложка, серебряная ложка);

По времени: вчерашняя газета, майская гроза;

По пространству: приморский бульвар, подводная лодка;

По назначению: спортивная одежда, домашняя одежда

Лексических синонимов не имеют, но могут иметь синтаксические синонимы: деревянная – из дерева, приморский – около моря

В определенном контексте могут быть антонимы: вчерашняя – сегодняшняя

Утренняя (заря), приморский (край), деревянный (дом)

Притяжательные

Принадлежность предмета какому-либо лицу или животному

Отцов (костюм),

лисий (хвост)

Выборочный диктант .Выпишите предложения с именами прилагательными в соответствии с разрядом:а) качественные; б) относительные; в) притяжательные.К дому дорога никогда не бывает длинной. Мамино письмо обрадовало меня.Только тот человек ценный,кто смолоду работать привык. Согласие крепче каменных стен. Всегда имей доброе сердце,а дух мужественный. Рыбачьи лодки тихо покачивались на волнах у морского берега.

Распределить данные словосочетания по разрядам. Объясните свой выбор. Вставить пропущенные окончания, объяснить выбор.

Бел.. блузка, коровь.. молока, фарфоров.. посуду, соломенн.. крышей, воробьин.. писк, широк.. простора, лис.. хвост, декабрьск.. метель, о великолепн.. зрелище, вчерашн.. газета.

Карточки (4 ученика)

Образование форм степеней сравнения прилагательных

Способ образования

Изменение

Сравнительная степень прилагательных

Простая сравнительная степень*

Суффиксы: -ей, -ее -е** -ше**

Сильн-ей, сильн-ее Выш-е Тонь-ше

Неизменяемая форма

Составная

сравнительная

Более/менее + прилагательное в положительной форме***

Более высокий. Менее высокий. Более высок.

По числам,

Превосходная степень прилагательных

Простая превосходная степень

Суффиксы: -ейш--айш

Главн-ейш-ий

Высоч-айш-ий

По числам, родам

и падежам

Составная

превосходная

1)Прилагательное
в простой сравни
тельной степени +
всего/всех

2)самый/наиболее

/наименее +прилагательное в
положительной
форме

1) Выше всех.
Лучше всего

высокий, наиболее
высокий, наименее высокий

1 Неизменяемая форма

2) По числам, родам

и падежам

Закрепительные упражнения:

    От данных прилагательных образуйте прилагательные в сравнительной и превосходной степени:

Трудный-

Прекрасный-

Честный-

Аккуратный-

Близкий-

Яркий-

    Образуйте степени сравнения от прилагательных высокий (выше, более высокий, высочайший, самый высокий), печальный (печальнее, менее печальный, печальнейший, самый печальный), мелкий (мельче, более мелкий, мельчайший, самый мелкий), тихий (тише, менее тихий, тишайший, самый тихий).

Полные и краткие прилагательные:

Полные прилагательные

    Изменяются по родам, числам и падежам, согласуясь с существительными

Краткие

    Не склоняются (в старину склонялись: спросил красну девицу, ответил добру молодцу, на добра коня садяся, белу свету не видать)

    Склоняются по числам, а в ед.ч – по родам: мил-мила-мило- милы.

    В односложной основе ударение переходит: б е лый- бел а, глупый-глупа, н о вый-нов а , дорог о й-д о рог, дорог а , д о рого, молод о й-м о лод-м о лодо-молод а , веселый-в е сел-в е село-весел а .

В предложении краткие прилагательные обычно являются сказуемыми. Красна речь поговоркою. Легко перо, да на крышу не закинешь.

Упр. №293 (2006г, 2010г)

Упр.№275 (2014г)

Всякому мила своя сторона.

Суффиксальный способ образования имён прилагательных

Качественные

Относительные

Упр.№297 -1часть (2006г,2010г)

Упр.№279- 1 часть (2014г)

Физминутка. Закрыли глаза, представили, что вы в зимнем лесу любуетесь красотой окружающего пейзажа. Какие прилагательные вы услышали, в какой степени они употреблены?

Чистейшего снега, И, пухом легчайшим

Белейшего снега На солнце блистая,

Зима отряхнула Пустила гулять

На рощу с разбега. По лесам горностая.

Конкурс грамотеев «Исправь ошибки»

Шел я, значит, в новом пальто по улице Каштановой аллее. В кафе спешил – есть здеся рядом хорошая кафе. Люблю черное кафе, особлибо с пирожным. Захадю, ложу свой вещи на окно и иду к прилавку, очередь занимать. Народу набежало! Вот уже моя очередь подошла, теперя я крайний, гляжу – мама родная! –а вещи- то мой, которые я на окно поклал, сперли! Расстроился я. Теперя уже ничего не хочу – ни кофе, ни морожена, ни жевачки.

(Ответ: Шел я как-то в новом пальто по Каштановой аллее. А кафе спешил, есть здесь рядом хорошее кафе. Люблю черный кофе, особенно с пирожным. Захожу, кладу свои вещи на окно и иду к прилавку очередь занимать. А людей немало собралось. Вот уже моя очередь подошла; смотрю – боже мой! –а вещи, которые я на окно положила, украли. Расстроился я. Теперь уже ничего не хочу – ни кофе, ни мороженного, ни жевательной резинки

10 мин.

    Закрепление урока. Предлагает ученикам тест

    Контрольные вопросы для закрепление урока

Что называется именем прилагательным?

Как изменяется имя прилагательное?

Перечислите разряды имен прилагательных.

Расскажите о степенях сравнения имен прилагательных.

Ученики демонстрируют свои знания.

Тест на соответствие

5 мин.

V. Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Проводит рефлексию.

Оценивают работу своих одноклассников .

Дерево Блоба

стикеры

2 мин.

VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

Упр.№297 -2часть (2006г,2010г)

Упр.№279- 2 часть (2014г)

Записывают домашнюю работу в дневниках.