Сравним результаты первого кризиса со вторым. Логические ошибки

1. Основными задачами разговорной речи не могут быть:

1) выражение личного отношения к явлениям, событиям

2) выражение общепринятого отношения к явлениям, со­бытиям

3) доминирование информации о событии над его эмоци­ональной оценкой

4) доминирование эмоционально-оценочного начала в со­общении

5) создать условия для спонтанного использования язы­ковых средств

ограничить доверительные и свободные отношения в процессе общения

2. Для разговорной речи не характерно:

1) ориентированность на нормы литературного языка

2) полное небрежение нормами литературного языка

3) выразительное интонирование

4) значительная роль эмоционально-экспрессивной лек­сики

6) экономия речевых средств

3. Закон экономии речевых средств в разговорной речи подразумевает:

1) ограничение лексики только разговорными словами

2) использование словосочетания вместо одного слова

3) использование одного слова вместо словосочетания;

4) сужение круга книжных слов, терминов

5) использование слов, значения которых конкретизиру­ются в ситуации

4. Для синтаксиса разговорной речи не характерно:

1) сложные предложения с последовательным присоеди­нением придаточных

2) простые предложения, часто неполные

3) нарушение порядка слов

4) недопустимы пропуски членов предложения

5) употребление слов-предложений

6) лексические повторы, вводные слова

5. Разговорная речь образованных людей:

1) постоянно нарушает нормы литературного языка

2) в целом соответствует нормам литературного языка

3) близка книжной речи

4) предполагает отступления от норм в целях коммуни­кативной целесообразности

5) разрушает единство литературного языка

6. Отметьте слова с пропущенной буквой Ё:

2) ш__ковая терапия

3) пирог с алыч__й

4) искаж__нное изображение

5) реч__нка

7. Вставьте пропущенные гласные:

1) впеч___тление

2) чест___любивый

3) эксп___римент

4) из___скать резервы

8. Вставьте, если нужно, пропущенные согласные:

1) безмол___ствовать

2) беспреце___дентный

3) ал___юминий

4) вол___ейбол

9. Отметьте предложения, где не допущена ошибка в употреблении деепричастных оборотов:

1) Получив признание широких масс, книгу решено было переиздать.

2) Не пройдя и километра, он обнаружил, что тропинка заросла травой.

3) Подходя к дому, мне стало страшно от мысли, что там могло что-то случиться.

4) Безделье - это понятие относительное, а уж, сидя дома, его не бывает.

5) Перенеся тяжелую операцию, солдат был спасен.



10. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) взыскать материальный ущерб

2) удовлетворять современным потребностям

3) предпринять меры

4) заслужить уважение

5) выражать опасения

11. Отметьте предложения, где не допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова.

1) Сравним результаты первого кризиса со вторым.

2) Клюв лесного рябчика не отличается по окраске от рябчика обыкновенного.

3) Вся поверхность земли представляла зелено-золотистый океан.

4) Воспитанники нашего спортивного клуба выступили лучше, чем все другие клубы.

5) Каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств

выражения

12. Отметьте предложения без тавтологии:

1) Герой целеустремленно стремится к намеченной цели.

2) Чистое помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление.

3) Юрий Гагарин, который является первым космонавтом, является и примером для современной молодежи.

4) Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки.

5) Грохотавшие орудия оглушали своим грохотом.

13. Отметьте предложения, в которых необходимо поставить запятую перед союзом как:

1) Снова стало слышно ___ как ручей гремит на дне пропасти.

2) Ни в чем так не проявляется народный характер___ как в песне и пляске.

3) Искусство ___ как жизнь: оно неисчерпаемо.

4) В стихах Пушкина собраны ____ как в магическом кристалле, все необыкновенные качества русской речи.

14. Отметьте слова, где суффикс произносится ["он] :

1) заговоренный

2) оцененный

3) ободренный

4) повторенный

5) починенный

15. Найдите соответствия видам планов речи и их признакам:


ТЕМА 6 «ФРАЗЕОЛОГИЯ И ЛЕКСИКОЛОГИЯ»

(Версия № 3)

Москва, 2016

В каком слове ударение падает на первый слог?

· квартал

· оптовый

· эксперт

· средства

В каком слове ударение падает на второй слог?

· каталог

· километр

· ходатайство

· премирование

· документ

· оказать содействие

· отъявленный

· возложить ответственность

· в целях обеспечения сохранности

Какое слово или выражение неуместно в деловой письменной речи?

· подковерная борьба

· возникшие трудности

· ходатайствовать

· настоящим уведомляем

56. В каком варианте ответа нет речевых ошибок?

· У здания посольства собрались митингующие с транспарантами и микрофонами на русском и английском языках.

· Докладчик, пользуясь случаем, призвал финансистов более экономно тратить свои расходы.

· Лингвисты уверены, что позитивные изменения в жизни любой общности зависят от позитивного отношения к государственному языку.

· Вот о чём ещё нужно всем нам иметь в виду: практический интерес к русскому языку возрастает во всём мире.

57. В каком варианте ответа нет речевых ошибок?

· Сотрудники шли на любое поручение.

· Сравним результаты первого кризиса со вторым.

· Правовой статус гражданина определен в законодательном уровне.

· Гражданин представляет документы о соответствующих образовании и (или) профессиональной квалификации, об ученых степенях и ученых званиях, а также документы, связанные с прохождением обучения.

58. В каком варианте ответа нет речевых ошибок?

· Должностные обязанности заключаются в подборе и руководстве кадрами.

· Запрос был адресован не в прокуратуру, а в адрес городского Совета депутатов.

· В предшествующие месяцы мы много внимания уделяли поддержке финансовой системы.

· Вопреки сложившейся ситуации, которая сложилась сейчас.

59. Укажите верную словесно-числовую форму, соответствующую словосочетанию «…двадцатипроцентного сбора… :»:

· 20% сбора

· 20%-ого сбора

· 20-процентного сбора

· 20-типроцентного сбора

60. Укажите предпочтительный для деловой письменной речи вариант обозначения количества:

· при массе до 5 кг

· при массе до пяти кг

· при массе < 5 килограммов

· при массе до 5-ти килограммов

Прочитайте текст приказа.

В целях реализации Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Закона Краснодарского края от 28 июня 2007 года № 1270-КЗ «О дополнительных гарантиях реализации права на обращение в Краснодарском крае» приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок работы с обращениями граждан в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края (далее – Порядок).

2. Отделу экономической, правовой деятельности и государственного реестра Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края (далее – Управление) обеспечить:

б) размещение текста на официальном сайте Управления;

в) ознакомление гражданских служащих Управления с настоящим приказом.

3. Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Определите, какой из предложенных заголовков соответствует содержанию документа:

· О мерах по реализации Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Закона Краснодарского края от 28 июня 2007 года № 1270-КЗ «О дополнительных гарантиях реализации права на обращение в Краснодарском крае»

· О Порядке работы с обращениями граждан в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края

· Об утверждении Порядка работы с обращениями граждан в управлении государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края

62. Прочитайте документ. Укажите предлоги, которые должны быть употреблены на месте пропусков [А] и [Б].

Уважаемые учредители образовательных учреждений!

…[А] пп. 43, 44 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277, Государственная инспекция по надзору и контролю в сфере образования Пермского края осуществляет ведение реестра лицензированных образовательных учреждений и размещение его на сайте.

…[Б] представления в указанном реестре достоверной и своевременной информации обращаем ваше внимание на необходимость оперативного информирования Инспекции обо всех изменениях в сети образовательных учреждений (исключение из реестра юридических лиц, изменение статуса, проведение процесса реорганизации в форме слияния либо присоединения, приостановление деятельности).

· [А] – «В связи с …»; [Б] – «Для …»

· [А] – «В соответствии с …»; [Б] – «В целях …»

· [А] – «Согласно …»; [Б] – «Ввиду …»

· [А] – «Во исполнение …»; [Б] – «Вследствие …»

II. Тестовые вопросы на знание Конституции Российской Федерации и основ конституционного устройства Российской Федерации

В каком случае распускается Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации?

· После трехкратного отклонения представленных Президентом Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации

· В случае отставки Правительства Российской Федерации

· При избрании нового Президента Российской Федерации

· Если Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации выразила недоверие Правительству Российской Федерации

Гражданский служащий входит в состав конкурсной комиссии государственного органа. Его сын подал документы на участие в конкурсе на замещение вакантной должности специалиста в данном государственном органе. Что должен сделать гражданский служащий?

· Никаких действий предпринимать не нужно

· Вписьменной форме уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии конфликта интересов

· Сообщить сыну, что тот не может участвовать в конкурсе на данную должность

· Сообщить непосредственному начальнику и членам конкурсной комиссии о наличии конфликта интересов

Представителю нанимателя стало известно о том, что у одного из его подчиненных возникла личная заинтересованность, которая приводит к конфликту интересов. При этом он не счел нужным принимать какие-либо меры. Каковы последствия его бездействия в случае, если данное обстоятельство откроется?

· Представителю нанимателя будет объявлен строгий выговор

· Представитель нанимателя будет понижен в должности

· Представитель нанимателя будет отстранен от руководящей должности

· Представитель нанимателя будет уволен с гражданской службы

123. Ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются:

· постановлением Правительства Российской Федерации

· Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»

· Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами

· должностным регламентом

В какой момент гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, обязан представить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи?

· При поступлении на гражданскую службу

· В течение месяца после поступления на гражданскую службу

· В течение трех месяцев после поступления на гражданскую службу

· В течение года после поступления на гражданскую службу

148. Может ли банк использовать сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи в целях определения его платежеспособности при получении кредита?

· Не может

· Может при наличии письменного согласия гражданского служащего и членов его семьи

· Может при наличии письменного согласия представителя нанимателя

Может ли аттестационная комиссия по результатам аттестации гражданского служащего, приняв решение о несоответствии замещаемой должности гражданской службы, рекомендовать представителю нанимателя уволить гражданского служащего?

· Не может, так как аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы, а не в целях решения вопроса об увольнении с гражданской службы

· Может, так как гражданский служащий, не соответствующий замещаемой должности гражданской службы, подлежит увольнению

· Может, так как аттестация гражданского служащего проводится в целях выявления оснований для увольнения гражданских служащих с гражданской службы

· Может в качестве исключительной меры

159. Внеочередная аттестация гражданских служащих может проводиться:

· по соглашению сторон служебного контракта

· при совершении гражданским служащим дисциплинарного проступка

· после истечения срока пребывания в присвоенном классном чине

· при возникновении у представителя нанимателя сомнений в соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы

Может ли представитель нанимателя в связи со служебной необходимостью взамен дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого гражданскому служащему, имеющему ненормированный служебный день, компенсировать исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплатой как за сверхурочную работу?

· Не может

· Может, так как у представителя нанимателя в данном случае право выбора предоставить указанную гарантию или компенсацию

· Может, так как представитель нанимателя в данном случае исходит из интересов государства и финансовых возможностей

· Может с согласия гражданского служащего

163. Гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование:

· как в Российской Федерации, так и за ее пределами

· только в Российской Федерации

· только в Российской Федерации и других государствах – участниках СНГ

· в Российской Федерации, а также за ее пределами при условии наличия соответствующих международных соглашений

Государственным органом был объявлен конкурс по предоставлению субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям. В конкурсе приняла участие некоммерческая организация «Милосердие и забота».

Один из государственных служащих, участвующих в оценке конкурсных заявок и принятии решения о получении субсидий, ранее работал в указанной благотворительной организации, хотя на момент проведения конкурса не был связан с ней какими-либо финансовыми обязательствами.

Считая, что «Милосердие и забота» в наибольшей степени заслуживает поддержки, государственный служащий активно рассказывал о преимуществах этой организации и убеждал членов комиссии голосовать за нее.

В данной ситуации в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» :

· конфликт интересов отсутствовал, но имело место нарушение требований к служебному поведению

· конфликт интересов отсутствовал в случае, если благотворительная организация получила бы субсидию и в отсутствии поддержки со стороны гражданского служащего

· имела место ситуация конфликта интересов, поскольку гражданский служащий использовал свое должностное положение в целях получения материальной выгоды конкретной благотворительной организацией

231. В 2005 году А. была назначена на должность заместителя начальника отдела в территориальном органе федеральной службы. В 2009 году супруг А. был назначен на должность руководителя этого территориального органа.

По результатам проведенной проверки соблюдения требований к служебному поведению коррупционной составляющей во взаимодействии руководителя территориального органа и государственной служащей А. не выявлено (отсутствовали факты выплаты премий в повышенном размере, предоставления каких-либо льгот, преференций и т.п.).

В данной ситуации:

· конфликт интересов отсутствует, поскольку А. была назначена на должность в территориальном органе федеральной службы до назначения ее супруга на должность руководителя

· конфликт интересов присутствует, но с учетом результатов проверки, показывающей отсутствие злоупотребления руководителем территориального органа своими полномочиями, государственные служащие могут продолжать замещать свои должности при постоянном контроле конфликта интересов со стороны комиссии по урегулированию конфликта интересов

· поскольку руководитель территориального органа обладает полномочиями по назначению (освобождению) сотрудников на (от) должности, утверждает должностные обязанности сотрудников и реализует ряд других функций по управлению кадрами, то имеют место отношения непосредственной подчиненности служащей А. и ее супруга, как следствие нарушено ограничение, связанное с государственной гражданской службой, один из супругов должен быть уволен из территориального органа федеральной службы

· конфликт интересов или нарушение ограничения, связанного с государственной гражданской службой, отсутствует, поскольку супруг служащей А. хотя и является руководителем территориального органа, но не является ее непосредственным начальником

232. Гражданская служащая К. замещает должность в Федеральной службе по охране окружающей среды. По совместительству К. занимается педагогической деятельностью в Институте природопользования. Служебная деятельность К. и содержание читаемых ею в институте дисциплин тесно связаны.

В этой ситуации:

· законодательство о гражданской службе соблюдается до тех пор, пока в процессе педагогической деятельности К. не использует служебную информацию, ставшую ей известной в связи с исполнением должностных обязанностей гражданского служащего

· законодательство о гражданской службе соблюдается, если представителю нанимателя по месту службы К. известно о ее работе по совместительству и факт работы К. по совместительству не вызывает возражений со стороны представителя нанимателя

· имеет место нарушение законодательства о гражданской службе, поскольку в процессе педагогической деятельности К. использует знания и опыт, приобретенные ею в рамках работы в Федеральной службе по охране окружающей среды

· имеет место конфликт интересов, поскольку для получения материальной выгоды в виде оплаты труда по основному месту работу К. использует знания и опыт, приобретенные ею в рамках работы в Федеральной службе по охране окружающей среды

В 2011 году гражданин поступил на гражданскую службу. В 2013 году супругой гражданского служащего совместно с ее родителями на условиях долевой собственности была приобретена квартира. Затраты супруги составили 2 млн. рублей, стоимость квартиры – 4 млн. рублей.

· Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2011-2012 годы составляет менее 2 млн. рублей

· Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2011-2012 годы составляет менее 4 млн. рублей

· Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2010-2012 годы составляет менее 2 млн. рублей

· Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2010-2012 годы составляет менее 4 млн. рублей

234. В феврале 2014 года ребенку гражданского служащего исполнилось 18 лет. При представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2013 год в марте 2014 года гражданский служащий не представил сведения в отношении данного ребенка. В этой ситуации:

· гражданский служащий не нарушал закон, так как на момент представления сведений его ребенок уже достиг совершеннолетия

· гражданский служащий нарушил требования закона, однако если проверка покажет, что его действия в целом были добросовестны, а не представление сведений вызвано заблуждением, то решением представителя нанимателя служащему может быть разрешено представить недостающие сведения, в том числе без применения к служащему мер ответственности за несвоевременное представление сведений

· гражданский служащий нарушил требования закона, однако если проверка покажет, что его действия в целом были добросовестны, а не представление сведений вызвано заблуждением, то решением представителя нанимателя служащему может быть разрешено представить недостающие сведения, при этом к служащему должно быть применено взыскание за несвоевременное представление сведений

· к гражданскому служащему должны быть применены меры ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений

V. Тестовые вопросы на знания и навыки в области информационно-коммуникационных технологий

КОМПЛЕКС ТЕСТОВЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ

(Версия № 3)

Москва, 2016

I. Тестовые вопросы на знание государственного языка Российской Федерации – русского языка. 3

II. Тестовые вопросы на знание Конституции Российской Федерации и основ конституционного устройства Российской Федерации. 17

III. Тестовые вопросы на знание законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации. 29

IV. Тестовые вопросы на знание законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. 43

V. Тестовые вопросы на знания и навыки в области информационно-коммуникационных технологий. 62

I. Тестовые вопросы на знание государственного языка

Российской Федерации – русского языка

1. Выберите вариант ответа, в котором во всех случаях на месте пропуска пишется буква А:

· демократический, составлять, антикаррупционный, сравнение

· возглавлять, лаконичный, отраслевой, траектория

· выращенный, провакационный, напр…вление, перс…нал

· предполагать, воплатить, пар…доксальный, неук…снительный

2. Выберите вариант ответа, в котором во всех случаях на месте пропуска пишется буква И:

· аналитический, избирательная, аукцион

· ц..ганский, прив…легия, запр…щать

· подчиненный, периферия, сочитание

· эквивалент, циничный, абонимент

Обращали ли вы внимание на то, как трудно иногда подобрать нужное , конкретно и точно выражающее нашу мысль слово . А ведь мы часто слышим, что богатства русского языка неисчерпаемы, что в его лексиконе десятки тысяч слов. Однако при этом наша речь бывает бедной, невыразительной, а высказывания неточными по смыслу.
Почему же так происходит? Очевидно, причиной тому - неумение (или нежелание) выбрать из множества похожих слов самое нужное, точно передающее нашу мысль. Ведь чем больше слов в языке, тем труднее в них разобраться, вот и берем мы первое попавшееся, а потом оказывается: выбор был неудачный, мысль выражена неясно, а то и совсем искажена.
Какова же природа возникновения подобных речевых ошибок ? Такие ошибки будто сами "просятся на язык", не случайно говорят: здесь "вкралась" ошибка. Чтобы этого не произошло, необходимо предупреждать ошибки. Для этого попробуем проанализировать те из них, которые появляются в речи в результате неточного выбора слова (стилисты в этом случае говорят о неправильном выборе лексического эквивалента ).

Слова необходимо выбирать в соответствии с их семантикой , то есть значением. Употребление слов без учета их семантики меняет значение высказывания. Приведем пример из школьного сочинения: "Аркадий, следовавший сначала за Базаровым, попал под влияние отца и дяди и отошел в сторону, обналичив тем самым свое слабое сердце и душу " (слово "обналичить" недавно появилось в языке и используется только в речи финансистов и банковских работников). Следовало использовать глагол "обнаружить", т. е. проявить, выказать. Как видим, неправильный выбор лексического эквивалента порой приводит к неуместному комизму, к абсурдности высказывания.
Неправильный выбор лексического эквивалента объясняется довольно просто: мы берем слова из определенной тематической группы, не утруждая себя анализом их точного значения . Эта небрежность и оборачивается неясностью высказывания, а иногда и полным абсурдом: "Татьяна любила свою няню - седобородую старушку ". Пример этот демонстрирует, что слово выбрано по ассоциации (седой - седобородый). Подобные ошибки можно назвать ассоциативными .

Еще Аристотель предостерегал от логических ошибок в речи. Он утверждал: "Речь должна отвечать законам логики ". Если мы употребим не то слово, может возникнуть алогизм (сопоставление несопоставимых понятий), например: "Речь героев Шолохова отличается от всех других героев " (следовало написать: от речи героев других авторов ). Такие ошибки в устной и письменной встречаются очень часто: "Сравним результаты первого кризиса со вторым " (надо: с результатами второго ) или "Если Пушкин любит свою Татьяну, то Вера оставляет Лермонтова равнодушным " (следовало: если Пушкин, то Лермонтов ; если Татьяна, то Вера ).
Неудачный выбор слова может привести и к подмене понятия , например: "Радушные хозяева накормили нас разнообразным подбором национальных блюд ". Что же ели эти гости? Национальные блюда или их "разнообразный подбор"?
Причина нелогичности высказывания иногда кроется в нечетком разграничении конкретных и отвлеченных понятий, родовых и видовых наименований . Так, неверно сформулирована мысль в предложении: "Русь пережила нашествие татаро-монгольского ига " (следовало сказать нашествие татаро-монголов , употребив конкретное существительное вместо отвлеченного ).
Часто приходится наблюдать употребление родового наименования вместо видового : "Катерина бросилась в водоем " (имеется в виду Волга ). Такая замена лишает речь точности и подчас придает высказыванию официальный, канцелярский оттенок: "Борис приехал в Калинов по вопросу о наследстве " ("по вопросу" - канцеляризм, придающий предложению оттенок официальности).
Таким образом, правильный, точный выбор слова - одно из непременных условий грамотности устной и письменной речи. Самый лучший способ избежать речевых ошибок, связанных с неправильным выбором лексического эквивалента , - обратиться к толковому словарю : (например, на сайте