Талант и гениальность проявляются. Может, все же патология? Влияние социальной среды на одаренность

Развитие способностей проходит нелинейно, выделяют три уровня их развития: одаренность, талант, гениальность.

Человек, способный к различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей, обусловливающим широкий диапазон интеллектуальных возможностей, высокий уровень освоения деятельности и своеобразие общения.

Определение. Одаренность - высокий уровень выраженности способностей, обеспечивающий возможность успешного выполнения деятельности.

Таким образом, одаренность составляет первый уровень развития способностей, которым обладают многие дети в начале развития благодаря своим индивидуально-психологическим особенностям и задаткам.

Следующий уровень выраженности способностей характеризуется понятием ``талант"".

Определение. Талант - это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

Талант проявляется в конкретной деятельности и, как правило, возникает и развивается у той доли одаренных детей, которые начинают активно обучаться и заниматься деятельностью, способствующей раскрытию их таланта. Если в таланте задатки соединяются со склонностями, то у ребенка возникает побуждение продолжать заниматься деятельностью, в которой он успешен. Однако этого может и не произойти и тогда талант оказывается невостребованным социальной ситуацией или самим человеком; при дальнейшем же развитии таланта возникает высший уровень проявления способностей - гениальность.

Определение. Гениальность - высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры.

Талантливые люди часто встречаются в различных сферах деятельности, они с успехом реализуют себя, а вот гениальность - исключительная редкость, это нашло выражение в высказывании «гении рождаются раз в сто лет».

Таким образом, в процессе развития и совершенствования способностей лишь единицы людей достигают высшей точки их развития, поэтому одна из задач дифференциальной психологии - как можно раньше выявлять одаренных детей, чтобы продолжить их специальное обучение и воспитание с целью дальнейшего развития способностей.

Творческий уровень в свою очередь делится на следующие уровни:

    одаренность;

  • гениальность.

Одаренность это качественно своеобразное сочетание способностей, дающих человеку возможность успешно заниматься одним или несколькими видами деятельности.

Термин «Одаренность» многозначен. Одаренность может быть общая и специальная. Общую иногда называют умственной. Диапазон специальных одаренностей достаточно велик.

Когда говорят про одаренность, чаще всего имеют в виду детей, поскольку говорить об имеющихся возможностях применительно к деятельности взрослого человека несколько поздновато, пора превращать их в талант.

Талант это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных в их совокупности, позволяющий создавать в деятельности человека оригинальные результаты, отличающиеся принципиальной новизной.

Большинство талантливых людей обладали несколькими высоко развитыми способностями. Лермонтов и Пушкин рисовали, химик Бородин писал музыку и т.д.

Гениальность это высший уровень развития способностей, который позволил личности достичь таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры, имеют историческое значение и создают новые направления в науке, искусстве, технике.

Гениям характерна работа в большом количестве направлений, где они и создают свои произведения (Леонардо да Винчи, М.В.Ломоносов).

Для гения характерно:

1)работа в разных направлениях науки и искусства и создание абсолютно новых открытий и произведений искусства;

2)высокая производительность труда (продуктивность их колоссальна);

3)обширные знания научного и творческого наследия, т.е. гений схватывает, выделяет суть из всего того, что было открыто до них;

4)гений всегда творчески перерабатывает основные идеи, концепции предыдущих поколений и при необходимости очень жестко отбрасывает устаревшие идеи и концепции. Он всегда может доказать свою точку зрения, объяснить почему отбрасывает. Непризнанные гении не могут убедить народ в своей правоте, не признают никаких авторитетов и часто отрицают без знания глубины вопроса.

5)результаты творчества гения должны помогать прогрессу человечества (чтобы откинуть «злого гения»). Но этот признак не обязателен.

Развитие способностей.

Все теории способностей можно свести к трем группам:

1.Наследуемость способностей. Уже в генном аппарате передается тот или иной уровень или область способностей. (Гальтон)

2.Приобретенность способностей. Зависимость возникновения способностей и степень ее развития от способа обучения.

3.Соотношение природного и приобретенного. Способности формируются и развиваются в деятельности.

Любые задатки, прежде чем развиться в способности должны пройти большой путь развития. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов:

1.Происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей.

2.Идет становление задатков небиологического плана.

3.Складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность.

Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываясь друг на друга.

Рубинштейн С.Л. говорил, что развитие способностей совершается по спирали : реализующиеся возможности, которые представляют способности одного уровня, открывают возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня.

Развитие способностей находятся в прямой зависимости от конкретных приемов, методик, направленных на формирование соответствующих навыков, умений и передаче знаний. Наиболее эффективным путем развития способностей является развитие личности ребенка, его потребностей, интересов, уровней притязаний и т.д., т.е. воздействие на целостную личность ребенка. Необходимо учитывать сензетивные периоды, благоприятствующие становлению тех или иных способностей. Большинство способностей начинают свое развитие в дошкольном возрасте.

Требования, предъявляемые к деятельности, развивающей способности: а) творческий характер деятельности, б) оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, в) должная мотивация и г)обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Мастерство, талант и гениальность

Введение

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему таланта и гениальности.

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы.

Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной.

Почему же у одних получается все очень хорошо, а другие, как ни стараются, не могут достичь таких же результатов.

Объектом исследования являются такие психологические понятия как талант, гениальность.

Что отличает гения от других людей? Чем талант отличается от гениальности? Что такое мастерство.

Цель работы - изучить особенности мастерства, условия появления, развития и раскрытия таких сторон человеческой психики как талант и гениальность.

Цель реализуется через следующие задачи:

Дать общую характеристику способностей человека;

Изучить общее понятие одаренности, ее особенности и виды;

Изучить теоретико-психологические основы таланта;

Раскрыть общее понятие гениальности, сходство гениальных людей с помешанными;

Диапазон способностей человека очень широк - от умственной отсталости до высокой степени одаренности.

Реальная практика свидетельствует о том, что умственные, творческие способности людей не равны и отличия эти проявляются уже в детстве.

Именно этот период жизни человека является самым благоприятным, потому что идет узнавание мира и сначала не произвольно развиваются некие способности, а потом уже и родители, и педагоги помогают их развивать.

Тема таланта и гениальности в психологии рассматривается достаточно широко. «…Чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность» (Ю.Б. Гиппенрейтер).

Способности

Общая характеристика способностей человека

В исследование способностей отечественной психологией внес большой вклад М.Теплов. Кроме того, теория способностей создавалась многими другими отечественными психологами: Выготским, Леонтьевым, Рубинштейном, Ананьевым, Крутецким, Голубевой

Теплов выделял 3 основных признака и несколько стадий способностей Теплов Б.М Способности и одаренность :

· индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

· особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

· особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения знаний и навыков.

Формирование и развитие способностей человека невозможно без овладения им продуктами человеческой культуры, без усвоения способностей многих поколений. Овладение достижениями общественного развития совершается через других людей.

Выделяют природные (или естественные) и специфические способности. Природные способности биологически обусловлены и связаны с врожденными задатками. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например - у обезьян (например: память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии). Эти способности формируются через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.

Развитие той или иной способности проходит в несколько стадий:

· Задатки

· Способности

· Одаренность

· Гениальность

Задатки - это лишь своеобразные анатомо-физиологические предпосылки к развитию способностей. Способности могут сформироваться из задатков только во время деятельности и при благоприятных условиях. Кроме того, всякий задаток многозначен, т.е. при различных условиях из него могут сформироваться различные способности .

Способность - это базовое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенной деятельности. Способности к нескольким видам деятельности присущи абсолютному большинству людей.

Одаренность связана с развитием способностей, но одновременно с этим независима от них. Б.М.Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Теплов Б.М Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий. - М.: изд-во Московского Университета, 1982. - 404 с.». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Т.е. для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определенными знаниями, умениями или навыками. Одарённость может быть специальной - то есть применимой к одному виду деятельности, и общей - к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. К признакам, которые говорят об одаренности, относят раннее развитие способностей или более выраженное по сравнению с другими членами этой же социальной группы.

Талант является способностью, присущей от рождения. Но раскрывается он постепенно, с приобретением определенных навыков или опыта.

Уже в детском возрасте могут проявиться первые признаки таланта в области музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и т.д. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Формирование и развитие таланта в значительной мере зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека.

Талант - высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность .

Гениальность - практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.

Психологические основы таланта

психология талант гениальность одаренность

Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в различных видах производства. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порой проявляется в страсти к выбранному делу.

Для проявления и развития таланта требуется высокая работоспособность, самоотдача человека, устойчивая мотивация (направленность личности), овладение знаниями и умениями в специальной области деятельности. Недаром большинство выдающихся ученых, писателей художников считают, что из их достижений 90% приходится на труд и только 10% -- на талант. Слово происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.

Современные учёные выделяют определенные типы талантов, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил восемь типов таланта, интеллекта:

· вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам);

· цифровой (характерен для математиков, программистов);

· слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды);

· пространственный (присущ дизайнерам и художникам);

· физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике);

· личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе);

· межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами);

· талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы). Гарднер Г. Рамки ума. - М.: Наука, 1980. - 250 с.

Талант и мастерство

При вскрытии таланта внутри среди шелухи и легенд обнаруживается мастерство. Мастерство заключается в знании возможностей инструмента и умением его применять, максимально настроив или подогнав параметры под реализацию стоящей перед мастером задачи - реализации идеи. И научиться этому мастерству может каждый. Каждый, обладающий развитым мозгом может стать скульптором, поэтом, художником, писателем, композитором - если будет не ленив.

Мастерство - есть совершенство в конкретном виде деятельности, требует большого и напряженного труда. Мастерство в большой степени связано с производительной деятельностью. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем. Уровень мастерства в процессе деятельности изменяется, развивается структура способностей человека, формируется его личность.

Так, каждый учитель может и должен владеть педагогическим мастерством, т. е. приобретаемыми и постоянно совершенствуемыми знаниями, навыками и умениями обучения и воспитания. А. С. Макаренко по этому поводу писал: «...можем ли мы строить воспитание всего нашего советского детства и юношества в расчете на талант? Нет. Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении».

Гениальность

Наивысшую ступень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается от талантливости общественной значимости тех задач, которые человек решает. Гений выражает передовые тенденции своего времени. Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества, «создавать эпоху». Гениальные люди -- это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век. Наполеон Бонапарт

Исключительные особенности гениальных людей

Что отличает гения от других людей? Чем талант отличается от гениальности? Увы, этого точно еще никто не определил.

Слово гений произошло от корня "ГЕН" - жизнетворящее начало. А слово "талант" произошло от двух корней "АНТ " - наследие (древних мудрецов АНТОВ, то есть ариев) и корня "ТАЛ " в данном контексте переводится как "ДУХ". То есть талант - это человек, который унаследовал творческий дух предков. А гений - это тот, кто вдохнул жизнь и вдохновение жизнью в целое поколение, а то и в несколько поколений.

Различие между обыкновенным человеком и гением состоит главным образом в большей или меньшей глубине принципов, на которых он основывает свои идеи: у большей части людей всякое суждение основано на частном случае; их ум не может охватить положений всеобщего значения; всякая общая идея для них темна. Давид Юм. Как говорится в одной шутке: «По мнению психиатров, психическими заболеваниями страдает каждый четвертый человек. Если трое ваших друзей в порядке, то значит, это - вы».

Спросил у гениальности талант;

Скажи, ну в чем твои заслуги,

Что так тебя возносят люди,

И боги курят фимиам?

Подумав, гениальность отвечала:

Я только лишь послушное дитя,

Совместный плод усердия и труда.

С того союза есть меня начало.

Имеются факты, противоречащие теории о том, что способностей гениев, да и просто талантливых людей можно добиться усиленными упражнениями. Умственно отсталая девочка с трёхлетнего возраста умела великолепно рисовать лошадей в разных позах и ракурсах. В отличие от обычных детей, которые проходят стадии от рисования «бяк-закаляк» и головастиков с палочками вместо рук и ног, она стала рисовать лошадей блестяще с того самого момента, как её пальчики стали держать карандаш. Не было ни обучения, ни упражнений. Известны дети, умеющие моментально рассчитывать дни недели любого месяца и года, ещё не овладев операцией деления, и научившиеся своей способности без помощи взрослых.

Можно предположить, что гениальными становятся те личности, которые прошли некую переломную черту, критическую точку развития индивидуальности. Гении имеют право на свои недостатки. А у великих людей даже недостатки должны быть великими. Талант -- дар, над которым властвует человек; гений -- дар, властвующий над самим человеком. Джеймс Расселл Лоуэлл

Немного истории

Долгое время господствовало представление о божественном происхождении дара, определяющего индивидуальные различия людей. Так, например, еще Платон писал о том, что "...поэт творит не от искусства и знания, а от божественного предопределения". Но примерно в середине XIX века сформировалось другое понимание. Известный английский ученый Френсис Гальтон, вдохновленный трудами своего двоюродного брата Чарльза Дарвина, стал активно разрабатывать идею о том, что гениальный человек - "продукт гениального рода". Он внимательно проанализировал родословные выдающихся людей своего времени и прошлого и нашел ряд закономерностей, достаточно ясно указывающих, с его точки зрения, на то, что проявления одаренности зависят в первую очередь от наследственности.

Параллельно, правда, существовала и прямо противоположная точка зрения, согласно которой никакого дара (ни божественного, ни врожденного) вообще не существует. Эта идея нашла свое выражение в несколько странном термине "tabula rasa" (лат. "чистая доска"). Ребенок подобен "чистой доске", без всяких знаков и идей, и нет никакой, ни божественной, ни наследственной, предрасположенности к умственной или какой-либо другой деятельности. Несмотря на явную сомнительность, ощущавшуюся еще в пору своего зарождения, данная теория находит своих приверженцев и поныне.

Индивидуальные особенности способностей оказываются в разносторонности или односторонности их развития. Разносторонние способности имели М. Ломоносов, Д. Менделеев, Н. Бородин, Т. Шевченко и др. Например, М. В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию.

“Гений - человек одержимый, но он творец...”, - писал Н. А. Бердяев. Действительно ли гениальность всегда связана с безумием? На это тоже нет однозначного ответа.

В жизни гениальных людей бывают моменты, когда эти люди представляют большое сходство с помешанными, например усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям, бессознательность творчества и употребление особых выражений, сильная рассеянность и наклонность к самоубийству, а также нередко злоупотребление спиртными напитками и, наконец, громадное тщеславие.

Как ни жесток и печален такого рода парадокс, но, рассматривая его с научной точки зрения, можно сказать, что в некоторых отношениях он вполне основателен, хотя с первого взгляда и кажется нелепым.

О гениальных людях, точно так же как и о сумасшедших, можно сказать, что они всю жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества. Микеланджело постоянно твердил, что “его искусство заменяет ему жену”. Ван Гог считал себя одержимым бесом. У Гофмана была мания преследования и галлюцинации. Гоббс боялся оставаться в темной комнате, там ему мерещились привидения. Гончаров был ипохондриком, Врубель и Хармс лечились в психиатрических клиниках, Достоевский страдал эпилепсией и болезненной страстью к азартным играм, у Мандельштама был тяжелый невроз и попытки суицида. К гениальным безумцам относят Моцарта, Шумана, Бетховена и Генделя. У Анны Ахматовой была агарофобия - боязнь открытых пространств, Маяковский панически боялся инфекций, поэтому повсюду носил с собою мыльницу. По свидетельству очевидцев, у Льва Толстого бывали припадки, возможно эпилептические. Страдал припадками и Алексей Толстой, только уже не эпилептическими, а истерическими. В одном из таких истерических припадков он даже написал стихотворение, а когда очнулся, то не помнил, каким образом он его создал. У Рафаэля было видение (говоря медицинским языком - галлюцинация) образа Мадонны, который он и воплотил в своих произведениях. Галлюцинации переживали Крамской во время работы над картиной «Христос на распутье», Державин во время написания оды «Бог». Мопассан иногда видел у себя в доме своего двойника. У Глинки было нервное расстройство, доходящее до галлюцинаций.

Во сне или в так называемом сноподобном (сомнабулическом) состоянии творили Гете, Моцарт, Рафаэль, Кольцов. Вальтер Скотт продиктовал свой роман Айвенго в болезненном состоянии, а потом совершенно ничего об этом не помнил, кроме основной идеи романа, которая пришла к нему до болезни.

Установив такое близкое соответствие между гениальными людьми и помешанными, природа как бы хотела указать нам на нашу обязанность снисходительно относиться к величайшему из человеческих бедствий - сумасшествию и в то же время предостеречь нас, чтобы мы не слишком увлекались блестящими призраками гениев, многие из которых не только не поднимаются в заоблачные сферы, но, подобно сверкающим метеорам, вспыхнув однажды, падают очень низко и тонут в массе заблуждений.

Талант и аутизм детей

Тот или другой ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам. Существует множество видов и форм одаренности, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.

Понятие «талантливый ребенок» очень часто употребляют как синоним к понятиям «одаренный ребенок» или «вундеркинд» (в переводе с немецкого - чудесное дитя). Ребенок-вундеркинд может иметь некоторые общие черты с детьми, больными аутизмом. Соня Шаталова - известный в России уникальный ребенок, пишет стихи, у нее аутизм: «…Про гениальность. Она не сверхспособности и не сверхталант. Гениальность - это жизнь одновременно в реальности обыденной и в реальности Божией, иногда ещё в реальности какого-либо из тонких миров. Правда, у гениев часто бывают помощники из другой реальности, и это их поддерживает. Человек может перестать быть гением, если по каким-либо причинам перестаёт жить в иных реальностях и остаётся только в обыденной. Так часто случается с детьми. Или Господь перекрывает доступ в свою реальность, когда гений склоняется ко злу. Условием выживания гения является передача этих реальностей в обыденную жизнь. Любым способом, но если такой передачи нет, гений сходит с ума».

Проблема таланта и гениальности стоит перед психологами в течение долгого времени и на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в полном объёме. Большинство теорий личности рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучение вопросов структуры одаренности, таланта и гениальности имеет очень большое значение, как для теории психологии, так и для решения конкретных психолого-педагогических задач современного образования. Как за рубежом, так и у нас в стране разрабатываются новые программы развития талантливых детей и подростков, дающие им возможности как можно раньше начать реализовывать свой потенциал. Но по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны только на основе твёрдой теоретической базы, после того как проблема будет всесторонне изучена и будет сформирована единая психолого-педагогическая концепция.

Библиография

1. Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: ИстНоваПресс, 2007. - 398 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Лениздат, 1999. - 215 с.

3. Анастази А. Дифференциальная психология: Психология индивидуальных различий. - М: Мысль, 1992. - 112с.

4. Артемьева Т. И. Методический аспект проблемы способностей. - М.: ЛигаПресс, 2008. - 369 с.

5. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: «Академия», 1996. - 496с.

6. Гарднер Г. Рамки ума. - М.: Наука, 1980. - 250 с.

7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: Нова, 2006. - 376 с.

8. Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей. - СПб: Питер, 2005. - 345 с.

9. Лебедева Е. Комплексный подход к проблеме диагностики одарённых детей // Журнал практического психолога. - 1998. - №8. - С. 14-20.

10. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. - М.: МПСИ, 2003. - 412 с.

11. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Просвещение, 1960. - 505 с.

12. Лейтес Н. С. Ранние проявления одаренности// Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 98- 107.

13. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.

14. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. Пособие. - СПб.: Питер, 2001. - 592с.

15. Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости // Вопросы психологии. - 1989 - №6. - С. 29-33.

16. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: «Академия», 2006. - 608с.

17. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

18. Общая психология: Учебник/ Под ред. Тугушева Р. X., Гарбера Е.И. - М.: Эксмо, 2006. - 592с.

19. Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: «плюс - минус». - 2000. - № 3. - С. 58-65.

20. Психология: Учебник/ Под ред. проф. К.Н. Корнилова, проф. А.А. Смирнова, проф. Б.М. Теплова. - М.: Учпедгиз, 1988. - 614с.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. Пособие. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720с.

22. Сорокун П.А. Основы психологии: Учеб. пособие. - Псков: ПГПУ, 2005. - 312с.

23. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Политиздат, 1961. - 503 с.

24. Теплов Б.М Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий. - М.: изд-во Московского Университета, 1982. - 404 с.

25. Узнадзе Д.Н. Общая психология. - М.: Смысл, 2004. - 413 с.

26. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

27. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Современные лонгитюдные исследования одарённости // Вопросы психологии. - 1994. - №6. - С. 134-139.

28. Щебланова Е.И. Неуспешные одарённые школьники: их проблемы и особенности // Школа здоровья. -1999. №3. - С. 41-55.

29. Слуцкий В.М. Одаренные дети: www.friendship.com.ru

30. http://psylist.net/difpsi/genials.htm

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика понятия одаренности, Отличительные черты способностей и одаренности. Виды одаренности: художественная, общая интеллектуальная и академическая, творческая. Сходство гениальных людей с помешанными. Исключительные способности и таланты гениев.

    контрольная работа , добавлен 25.12.2010

    Уровни и развитие специальных способностей, их взаимосвязь с возрастом. Особенности и виды детской одаренности, влияние социальной среды на ее формирование. Общее понятие гениальности, сходство гениальных людей с помешанными. Маттоиды по Ч. Ломброзо.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2011

    Определение и понятия способностей, их классификация, уровни развития и природа. Сущность и значение взаимодействия и взаимокомпенсации способностей, их взаимосвязь с задатками. Особенности проявления таланта и гениальности. Понятие одаренности.

    реферат , добавлен 17.05.2012

    Обзор природы способностей. Общая характеристика способностей человека. Раскрытие уровней развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Исследование индивидуальных различий в способностях. Теории способностей психологов Теплова, Рубинштейна.

    реферат , добавлен 29.03.2011

    Характеристика понятия "способности". Классификация и виды способностей человека. Формирование и развитие одаренности, таланта, гениальности. Организация экспериментального изучения психологических способностей будущих педагогов. Анализ результатов.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2016

    Общая характеристика способностей. Их классификация, особенности природных и специфических человеческих способностей. Понятие задатков, их отличия. Взаимосвязь способности и одаренности. Сущность таланта и гениальности. Природа человеческих способностей.

    реферат , добавлен 01.12.2010

    Роль гениев в истории. Понятие гения, сущность гениальности. Духовная история человечества. Теории возникновения гениальности. Особенности психики и склада души гениальных людей. Связь гениальности с помешательством. Трудности жизненного пути гениев.

    реферат , добавлен 22.05.2012

    Понятие и классификация способностей. Задатки человека как основа развития его способностей. Сущность и основные функции одаренности. Влияние социальной среды на одаренность. Технология работы с одаренными детьми. Талант как высокий уровень одаренности.

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Исследование понятия способности, одаренности, таланта и гениальности. Анализ психоэмоциональной сферы одаренного ребенка. Обзор основных особенностей познавательных психических процессов. Характеристика взаимоотношений одаренного ребенка с окружающими.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2013

    Одаренность и её компоненты. Определение понятий, видов, проявлений и признаков одаренности. Методы исследования показателей творческой одаренности. Особенности и виды детской одаренности, влияние социальной среды на ее формирование. Понятие гениальности.

Есть люди, которые выделяются из оощеи массы какими-то выдающимися личными качествами. Они совершили значимые поступки и даже подвиги. Такие личности являются идеалами для большинства членов общества.
Исследуя виды позитивного девиантного поведения, необходимо обратить внимание на следующее: во-первых, позитивных типов девиации значительно меньше, чем негативных. Во-вторых, они менее изучены социологами. Так или иначе, но к основным видам позитивного девиантного поведения относят гениальность и героизм, а к неосновным трудоголизм, сверхинтеллигентность, пунктуальность, граничащую с педантизмом.
Важно!
Среди социологов нет единства в понимании позитивного девиантного поведения. Существует мнение, что героизм и гениальность вообще нельзя относить к девиации. Подобного мнения придерживается социолог Т.И. Кандаурова и другие уважаемые ученые. Также нет единства в отношении оценки трудоголизма. В связи с этим в нашем учебнике представлена авторская точка зрения на те или иные типы человеческого поведения.
Начнем с гениальности , которая предполагает наличие таланта у человека, неких сверхспособностей, выделяющих его из общей массы. Возьмем, к примеру, гениальных поэтов, таких как А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Их талант есть не что иное, как просто умение красиво говорить и удачно складывать звуки в слова. Кроме способности четко излагать свои мысли, природа позаботилась о том, чтобы их дар восхищал окружающих, доставляя удовольствие от поэзии.
Природой закладывается умение не просто говорить, а говорить красиво, не просто петь, а поражать слушателей. Большинство людей в юности пытались писать стихи, но у С.А. Есенина это получалось значительно лучше, так как именно его природа наделила талантом.
В полном соответствии с разделением единого мира на чувственный и естественный талант как понятие имеет два содержания, активно используемые как в научной литературе, так и в широкой печати, и часто неразделяемые в понятийных конструкциях при анализе данного феномена.
Первое понимание подразумевает под талантом такое уникальное природное явление, которое позволяет сделать действия человека, их результаты интересными, привлекательными для общества и т.д. К ним часто применяется понятие «произведение» как признак талантливости. Данное понимание таланта чаще всего связывается с искусством, которое основано на эмоциональном восприятии, чувственном переживании. Последнее, в свою очередь, питается тем непонятным, но реальным ощущением удовольствия от восприятия, что и получило наименование талант.
Второе понимание: талант - это уникальное природное дарование, рождающее новые идеи, мысли, изобретения, открытия и т.д. Оно распространено среди ученых-естественников.
Так или иначе, но оба толкования таланта порождены социализацией, однако в разных формах. Они оказывают различное воздействие и на саму социализацию, осуществляя ее принципиально на другом уровне.
Существует мнение о том, что высокий интеллект — это показатель продуктивности, успешности, высокого уровня культуры, мудрости человека. Зачастую интеллект связан с одаренностью. Так, под интеллектуальной одаренностью понимается уровень развития и тип организации индивидуального ментального опыта, который обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, т.е. действии, связанном с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов к решению проблем, открытостью инновациям и т.д. По многим параметрам их уровень
является недостижимым для остальных. Поэтому одаренные люди воспринимаются как мудрые, успешные, во многом превосходящие окружающих.

Детская одаренность
Исследуя феномен гениальности, социологи останавливают свое внимание на таком явлении как появление вундеркиндов — детей с уникальными способностями. Считается, что одаренные дети — гордость своих родителей. У них все получается очень хорошо, быстро, правильно, ими все восхищаются, они подобны взрослым, что вызывает умиление у старших поколений. Однако судьба многих одаренных детей трагична. Дело в том, что характерной чертой вундеркиндов является одностороннее развитие. Достигнув невероятных высот, скажем, в области математики, ребенок может остаться беспомощным в других сферах жизни. Если с годами теряется и математический дар, то бывшего вундеркинда ждут многие неприятности и разочарования.

Противоречия гениальности
Вершин творчества часто достигают люди, раздираемые внутренними противоречиями. Их жизнь соткана из одобряемых и неодобря-емых девиаций, сомнений, душевных мук. Социологи обратили внимание на интересную закономерность: гениальность как разновидность позитивной девиации может уживаться в одном человеке с разного рода негативными девиантными проявлениями. Гений британской литературы Ч. Диккенс страдал от невроза навязчивых состояний — постоянно расчесывался, смотрел в зеркала и переставлял мебель. Он посещал лондонские морги, объясняя это своим желанием узнать больше о темной стороне жизни. Отец социологии О. Конт был человеком чрезвычайно неуравновешенным и страдал периодическими психическими недугами, хотя в целом его, несомненно, нельзя считать умалишенным. Серьезные жизненные неудачи компенсировались у него чрезвычайным самомнением и непреклонной верой в свою исключительную миссию. Чувство юмора и остроумие, по-видимому, были ему чужды. Из наших современников следует назвать математика Г. Перельмана, отказавшегося от международной премии «Медаль Филдса».
Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни. Причины реализации интеллектуального и творческого потенциала в противозаконных формах поведения различны. Криминалисты приводят данные, свидетельствующие о том, что большинство правонарушителей находится на определенной социально-психологической дистанции от общества и его ценностей. Эти граждане существуют в стороне и от общества, и от малых социальных групп (семьи, трудовых коллективов, друзей и т.д.) или существенно ослабили связи с ними. Такая ситуация определяет своеобразную мотивацию преступного поведения, специфику реагирования на жизненные ситуации.
Человек с высоким уровнем интеллекта и со способностями, превышающими среднестатистические, зачастую оказывается неприспособленным к повседневной, бытовой, приземленной жизни. Таким людям свойственно игнорирование реальности. Они относятся к обычному миру как к чему-то малозначимому, несущественному, и поэтому не принимают никакого участия во взаимодействии с ним. Все это ведет к повышенной тревожности, депрессивности и сложностям в адаптации, вследствие чего возможно совершение преступлений или правонарушений.
Люди с высоким интеллектом и творческими способностями далеко не всегда оказываются признанными в обществе. Они продуцируют нечто новое, а новое, как известно, всегда выступает отклонением от нормы, стандарта, шаблона поведения или мышления, вследствие чего воспринимается как аномалия, девиация. Непризнанность обществом также может быть толчком к совершению преступлений и правонарушений. В результате происходит переход с позитивной девиации на негативную.
В юридической практике известен ряд примеров, когда преступники обладали столь высоким интеллектом, что совершали «идеальные» убийства, не допуская при этом ни единой ошибки, так что правоохранительные органы в течение долгого времени оказывались бессильны. Ярким примером такого типа преступников можно считать американца Эдмунда Кемпера, который был серийным убийцей женщин, в том числе собственной матери. Он обладал феноменально высоким IQ: 148-153 в разные годы его жизни, тогда как считается, что IQ среднего человека близок к 100. Другой пример преступника с высоким интеллектуальным показателем — серийный убийца Роберт Модели, заключение которого продолжается по сей день. У преступника высокий уровень интеллекта, и многие полагают, что он гений. При этом Р. Модели любит классическую музыку, поэзию и вообще хорошо разбирается в искусстве. Друзья и члены семьи описывают его как доброго и высокоинтеллектуального человека.
Исследователями доказано, что высоким уровнем интеллекта обладают лица, совершающие компьютерные преступления. По данным одного из таких исследований из 78% киберпреступников имеют высшее образование и 21% IQ значительно выше нормы. Высокий уровень интеллекта и образования необходим им для написания программ, взлома компьютерных кодов и т.п.

Тема 8. Способности иинтеллект

Предпосылки гениальности в работах В.П.Эфроимсона

Интеллектуальные способности

Теории множественности интеллектов. Концепция IQ

5. Интеллект в структуре индивидуальных свойств

Креативность

Способности, одаренность, талант и гениальность

Все уровни триады "одаренность-талантливость-гениальность" имеют отношение и к способностям, и к индивидуальности в целом. В дифференциальной психологии сложилась определенная традиция в изучении каждого из компонентов.Следует отметить, что указанная триада имеет отношение к феномену креативности , который также является предметом дифференциально-психологического анализа.

Долгое время «одаренность» считалась синонимом «способности». Однако, по мнению С.Л. Рубинштейна , которое он высказал еще в 1935 г., она определяется комплексом свойств личности.

Б.М. Теплов (1941) понимал одаренность как совокупность способностей. При этом он считал, что они не просто сосуществуют, но приобретают иной характер в зависимости от наличия и степени развития друг друга. Это качественно новое образование, а не сумма энного числа способностей. По eгo мнению, своеобразие понятий «oдapeнность» и «способности» обусловлено тем, что они рассматриваются сквозь призму деятельности, успех которой ими обеспечен. Поэтомунельзя говорить об одаренности вообще, а только об одаренности в какой-нибудь конкретной деятельности.

Итак, отечественные психологи считают: одаренность - это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности . (Ильин)

При этом, одаренность рассматривается чаще всего как компонент природных способностей (Теплов, 1986), проявляющихся в количественных и качественных характеристиках основных психических процессов. Развиваемая в школе дифференциальной психофизиологии концепция задатков как природных предпосылок способностей (Голубева, 1994), образует исходный, организмический уровень в исследованиях одаренности. Существование общего, безличностного или предличностного характера одаренности как важнейшего компонента индивидуальности считается сейчас практически общепринятым. (Либин)

Нартова-Бочавер отмечает, что одаренность понимают по-разному. Существует по крайней мере пять дефиниций , каждая из которых выделяет различные составляющие одаренности как комплексного феномена, являющегося объектом изучения психофизиологии, дифференциальной и социальной психологии. Одаренность можно понимать как 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности, 2) общие способности (в отличие от специфических), обусловливающие широту возможностей человека , 3) умственный потенциал ‑ интеллект, предполагающий широту обобщения, логичность (а не способности к искусствам), 4) совокупность задатков, природных данных, обеспечивающих начальный высокий уровень в какой-либо деятельности (наличие врожденных предпосылок), 5) талантливость (условия для успехов самого высокого уровня).


Одаренность показывает, благодаря каким начальным, структурным условиям возможно достижения высокого результата. Однако этот результат может быть и не достигнут.(Нартова-Бочавер)

А. Холодная (1990) выделяет шесть типов интеллектуально одаренных люд ей:

1) с показателем общего интеллекта более 135-140 единиц;

2) с высоким уровнем академической успешности;

3) с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей - показателей быстроты порождения идей и их оригинальности;

4) с высокой степенью успешности в выполнении тех или иных видов деятельности;

5) с экстраординарными интеллектуальными достижениями;

6) с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей.

Выделяются следующие особенности одаренных индивидов :

Сочетание яркого воображения с вниманием к деталям при объективной проверке идей;

Способность к нестандартному восприятию;

Интуиция, изобретательность, бессознательный разум;

Дивергентное мышление;

Любознательность;

Мужество;

Воображение;

Конкретность мышления;

Смелость;

Эстетическая чувствительность.

Несколько иные подходы к интеллектуальной одаренности у западных психологов.Согласно одним авторам , она представляет результат взаимодействия трех характеристик: способностей выше среднего, вовлеченности в задачу (наличия сильной мотивации) и креативности . Важна положительная Я-"концепция», ощущение себя способным выдавать новые идеи, теории, создавать нечто новое или же находить неизбитые решения проблем. При этом выдающиеся успехи достигаются в том случае, если названные выше характеристики проявляются в определенной деятельности.

Согласно другим авторам, возможность достижения исключительного успеха является результатом взаимодействия пяти факторов: двух факторов интеллекта,индивидуально-психологических способностей, характеристик окружения и случайности .

Западные психологи различают несколько видов одаренности : общая интеллектуальная; специфическая академическая; творческая: художественное и исполнительское искусство; психомоторная; лидерская; социальная.

Интеллектуальная одаренность характеризуется интеллектом «выше среднего». Она обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям. Выявлена корреляция между одаренностью и жизнеспособностью (в показателях активного долголетия).

Талант (от rреч«talanton »-вec, мepa , затем - ypовень способностей) одними психологами отождествляется с одаренностью, другими рассматривается как высокий уровень развития способностей, прежде вceгo специальных. При этом считается, что результаты деятельности талантливого человека должны отличаться оригинальностью, принципиальной новизной и направляться потребностью в творчестве. Такое мнение сложилось под влиянием тoгo, что признаки таланта у людей отмечаются в детстве именно тогда, когда дело касается искусства и математики. Однако вряд ли это справедливо по отношению к таланту, проявляемому в двигательной деятельности.

Талантливый (одаренный) спортсмен может считаться таковым не по результатам творчества, а по уровню и качеству исполнения действий и деятельности, носящих даже рутинный характер (например, в циклических видах спорта - беге, плавании, гребле и т.д.). Да и талант, проявляемый при изучении иностранных языков, также не связан с творческой активностью человека.

Б. М. Теплов полагал, что талант мнoгocтopoнeн, и этому утверждению, казалось бы, есть доказательства. Как известно, многие поэты (М.Лермонтов, В.Жуковский, М.Волошин) неплохо рисовали. Грибоедов сочинял музыку, Шаляпин сам создавал эскизы костюмов тех драматических гepoeв, которых ему предстояло играть. Но назвать их выдающимися художниками, композиторами пока никто еще не решился. (Ильин)

Либин указывает на одаренность как симптомокомплекс наиболее общих предпосылок к развитию таланта. Соотношение одаренности и талантливости следует рассматривать как соотношение более общего и более специального. В этом случае одаренность есть фактор некоей общей способности к творчеству, а талант выступает в виде особого измерения в развитии специальных способностей.

Существенным представляется объяснение различий междуодаренностью и талантливостью с позиций генетически-возрастных изменений, когда первое выступает лишь в виде потенциального компонента, природной предпосылки, а второе - как актуализирующийся под воздействием средовых условий и жизненного опыта процесс .

Возможность достигнуть выдающихся результатов обусловлена не только уровнем развития общих и специальных способностей, но, прежде всего, их соотношением с другими индивидуальными свойствами (в первую очередь мотивационными факторами) и предоставляемыми средой возможностями (Гржибкова , 1988). В многомерных моделях таланта подчеркивается интерактивный характер взаимодействия между личностными предпосылками, когнитивными и эко-психологическими переменными (Heller , 1986).

Очевидной является связь таланта с особенностями личности . Концентрированное выражение эта точка зрения получает в концепции креативной активности личности (Богоявленская , 1983), согласно которой можно говорить о существовании особого симптомокомплекса (типа) свойств, благоприятствующих развитию таланта. Таковы, например, стремление выйти за пределы нормативной активности, что соответствует конструкту "поисковой активности" (Аршавский, Ротенберг 1976) и "поиску ощущений" (Zuckerman, I994). Данные многих других исследований также позволяют рассматриватьталантливость как переменную, связанную с личностным уровнем в структуре индивидуальных свойств.

Эффект гениальности представляется для многих исследователей творчества вовсе не поддающимся никаким схемам и измерениям. (Либин)

Гениальность рассматривается со времен И.Канта как высшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, открывает новую эпоху в своей области деятельности. Признается, что гениальность непредсказуема, не поддается никаким схемам и измерениям.(Ильин)

Попытки понять уникальность гения сродни попыткам понять неповторимость человеческой индивидуальности. Гений - это не просто = одаренность + талантливость. Простые арифметические ypaвнения неприменимы к оценке сложных систем. Гениальность можно понять, лишь обратившись к интегральному анализу ее носителя - индивидуальности тoгo человека, который считается гением (А.В. Либин).

Термин «гениальность» употребляется как дляобозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности, предполагая врожденную предрасположенность к продуктивной деятельности в той или иной области и достижение выдающегося результата. Гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связан с созданием качественно новых творений. Четко разграничивает гении и таланты формула: «Гений делает то, что должен, талант ‑ то, что может».

По Бюффону , гениальность заключается в необычайной мере выдержки. Уордсворт определил гениальность как акт обогащения интеллектуального мира каким-то новым элементом. Гете утверждал, что исходной и завершающей особенностью гения является любовь к истине и стремление к ней. Согласно Шопенгауэру , сутью гения является способность видеть общее в частном и беспрестанно «влекущее вперед изучение фактов, чувство подлинно важного». По Карлейлю , гениальность ‑ это необычайная способность преодолевать трудности. По Рамон-и-Кахалю ‑ это способность в период созревания идеи к полному игнорированию всего, не относящегося к поднятой проблеме, и доходящая до транса способность концентрации. По В.Оствальду ‑ это самостоятельность мышления, способность наблюдать факты и извлекать из них правильные выводы. По Люкка : «Если оценивать продуктивность объективно, а именно как превращение налично существующего в ценность, как превращение временного в вечное, то гениальность идентична наивысшей продуктивности, а гений ‑ продуктивен непрерывно, потому что именно творчество является его сущностью, именно превращение слова в дело». Следовательно, решающую роль в повышенной творческой отдаче играет вовсе не сверхнормальное дарование, а повышенное стремление к реализации, очень сильная установка, ведущая к непрерывным поискам самого себя . Гении нередко долго не находят ту область, в которой они наиболее одарены.Согласно определению оксфордского словаря, гений ‑ это природная интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему воображения, оригинального мышления, изобретения или открытия . Таким образом, главным в феномене гениальности оказывается повышенный тонус, способность концентрации, мощность жизненных сил (а изначальные способности приобретают не первостепенное значение). Поэтому не удивительно, что в поиске генетических предпосылок гениальности открываются особенности обмена веществ, гормонального баланса, приводящие к повышенной продуктивности.

К настоящему времени прослеживается четыре основных подхода, пытающихся объяснить феномен гениальности .

1. Патологические теории связывают гениальность с безумием, слабоумием, «расовой дегенерацией», упадком физиологических функций гениев. Традиция эта ведет начало от Аристотеля и Платона, отмечавших особенности бреда великих людей. В дальнейшем было показано, что уровень их психического здоровья действительно часто бывает далеким от нормы. По мнению В.Ланж-Эйхбаума, изучившего 800 биографий известных людей, патологическое состояние повышает эмоциональную сензитивность, ослабляет самоконтроль, приводя людей в состояние подавленности, что, в свою очередь, ставит их перед необходимостью гиперкомпенсации; все это вместе приводит к повышению креативности.

2. Психоаналитические теории заостряют внимание на мотивационных компонентах творчества, рассматривая его в качестве одной из психологических защит (сублимации). Согласно этому подходу, творчество является компенсаторным ответом на психологические или физиологические проблемы (Бетховен, Демосфен).

3. Теории качественного превосходства рассматривают гениального человека как изначально отличающегося от других, обладающего «креативным интеллектом» ‑ способностью порождать не только субъективно, но и объективно новое.

4. Теории количественного превосходства рассматривают гениальность как достижение верхнего предела способностей, которые изначально присущи многим, но обычно не получают мотивационного или образовательного подкрепления.

Эмпирических доказательств верности какой-либо одной из перечисленных теорий пока не получено, и гениальность рассматривают как полидетерминированное явление. (Нартова-Бочавер)

Очень часто люди даже не задумываются над употреблением этих слов. Порой фраза "Он очень талантлив!" и "Он гениален!" становятся в один ряд. Так что же такое "талант" и "гениальность"? Попробуем разобраться в этих понятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Талант или гениальность?

Талантливых людей довольно много. Если у человека что-то получается лучше, чем у большинства других людей, говорят. что у него к этому талант, особенно если это что-то касается творчества. А вот гениальных людей единицы. Это те люди, которые открывают в какой-то области что-то совершенно новое, которым потом все человечество пользуется. А сумасшедшим у нас часто называют просто человека с нестандартным мышлением. Потому и гении и талантливые люди вполне могут в эту категорию попадать.

На поставленный вопрос, наверное, предполагалось получить однозначный ответ. Но вопрос изначально поставлен так, что однозначного ответа не получится. Это простая психологическая закономерность.
К этому нужно добавить еще и сомнительность начальной посылки, из которой автор темы пытается строить размышления. Все логические рассуждения, исходящие из ложной или сомнительной посылки, являются ложными по законам логики. Поэтому в своих рассуждениях необходимо больше внимания уделять базовым, изначальным знаниям и овладению умением непрерывного последовательного мышления. Не говоря уже о других формах мышления более высокого порядка.

Как правило, большинство людей не уделяют должного внимания именно этим отправным точкам мышления, пытаясь строить философские стены на песке, а не на прочном фундаменте.

Наша речь связана с мышлением, мышление отражает состояние сознания.
Те люди, которые способны мыслить, опираясь на надежный фундамент мышления и обладающие способностями мыслить большими мерностями (большей скоростью и объемностью), и являются людьми гениальными, по нашему представлению. Поскольку их мыслительные способности кажутся обычным людям чем-то сверхобычным. Однако вполне можно считать обычным именно мышление гениев. Но тогда мышление обычных людей требует соответствующей оценки, что не очень приемлемо для этих обычных людей.

На мой взгляд талант от гениальности отличается также, как наличие способностей отличается от результата их применения. Также, как обладание хорошим инструментом отличается от умения создавать этим инструментом качественный и востребованный результат деятельности. Но здесь разговор идет о свойствах мышления, поэтому разбираться в тонкостях этих различий необходимо, разбираясь в тонкостях мышления.

Добавьте к этому и то, что ярлык "гениальности" часто присваивается личностям, которые ценны для Социальной Системы как пример для подражания, а вовсе не как пример истинной гениальности. Также как современная христианская церковь причисляет к лику святых всех, кого ни попадя, лишь бы был известный страдалец. Истинные качества личности при этом не учитываются и не играют никакой роли. Значок "гениальности" навешивается тем, чьи действия идут на пользу Системе, а не тем, кто помогает человечеству на пути самопознания и истинно духовного развития. Другими словами, неплохо отличать "системные заказы" от истинной гениальности. Потому что истинно гениальные люди чаще всего системе не нужны и признаются гениальными только после смерти, когда перестают быть источниками социальной нестабильности.

Действительно, вкладывать душу в свою работу, выполняя ее гораздо лучше, чем другие, одержимость любимым делом - это и есть проявления таланта. Т.е., кроме выполнения работы что-то еще, что-то, что говорит людям о таланте. Но начинается все именно с применения способностей, применения способностей в деле - кто узнает о том, как я таланлива, если я ничего не буду делать?

Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью , а высшая степень способностей личности в определенной деятельности - талантом . О гениальности говорят, когда достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Таких людей за всю пятитысячную историю цивилизации было не более 400 человек. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода, но в уже определенной области знаний, за границу которой он не выходит.

Талант - определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта . Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил девять типов таланта, интеллекта:

  1. Вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам)
  2. Цифровой (характерен для математиков, программистов)
  3. Слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды)
  4. Пространственный (присущ дизайнерам и художникам)
  5. физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)
  6. Личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе)
  7. Межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами)
  8. Талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).
  9. Предпринимательский талант (мышление нового поколения, навязанного временем и деньгами).

Альтернативное определение: Талант - результат опыта работы в той или иной сфере деятельности. Необязательно появляется от рождения. Может проявиться в любое время. Так многие математики работают на гуманитарных специальностях. Например, ректор МГУ им М.В. Ломоносова Садовничий. Среди них есть удачливые писатели. Великий Джон Нэш в детстве не любил математику, но все-таки потом его назвали гением за достижения в теории игр.

Широко распространено мнение о гениальности Альберта Эйнштейна .

Гениальность (от лат. genius - дух) - практическое воплощение врождённого высокого уровня творческого потенциала личности относительно других личностей, признанное обществом. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых « шедеврами ». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.

Гениальность определяется как врождённые необычно высокие интеллектуальные способности к совершению изобретений и открытий, оригинальному мышлению, продуктивной деятельности, как наивысшая степень таланта. В отличие от большинства талантливых индивидуумов, гений создаёт качественно новые творения, достигает революционных интеллектуальных результатов.

Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Со времён эпохи Возрождения укоренилось общее представление о гениальности как особом роде вдохновения , побуждающего к новаторству в ремесле . С тех пор существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.

Однако существует значительный разрыв между гениями потенциальными, генетическими, и гениями признанными, реализовавшими свой потенциал:

Частота зарождения, исходя из реализации в исторически обозримые периоды (в оптимально развивающихся прослойках) определяется цифрой порядка 1:1000. Частота потенциальных гениев, развившихся настолько, чтобы так или иначе обратить на себя внимание в качестве потенциальных талантов, вероятно, исчисляется цифрами порядка 1:100000. Частота же гениев, реализовавшихся до уровня признания их творений и деяний гениальными, вероятно, даже в век почти поголовного среднего и очень часто высшего образования исчисляется величиной 1:10000000, что предполагает наличие в середине XX века приблизительно сотни гениев на миллиард жителей цивилизованных и не страдающих от всеподавляющей нужды стран. («Генетика гениальности», Владимир Эфроимсон научном и художественном творчестве. В большинстве случаев гениальность музыкантов (прежде всего, исполнителей) основана на врождённых и приобретённых свойствах организма, недоступных другим представителям данной сферы деятельности.