Тест 13 биосфера ее структура и функции. Контрольное тестирование на тему "Биосфера"(10 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»


ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ

«БИОСФЕРА»

(теоретическая часть)

тесты в форме ЕГЭ

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

9 – 11 КЛАСС


подготовила

учитель биологии

Андреева Эльвира Юрьевна

Норильск – 2010

Вариант теста № 1

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.


С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Что представляет собой биомасса поверхности суши, почвы и мирового океана?

Вариант теста № 2

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

    или на выбор нескольких правильных ответов;

    задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

    задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.


Вариант теста № 3

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

    или на выбор нескольких правильных ответов;

    задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

    задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.
    заповедниках 3) заказниках биогеоценозах 4) природных парках

В1. Выберите несколько правильных утверждений. К газовой функции живого вещества относятся следующие процессы:А. возвращению молекулярного азота в атмосферу бактериямиБ. усвоение молекулярного азота атмосферы клубеньковыми бактериямиВ. способность накапливать в клетках хвощей и осок определенное веществоГ. процесс дыханияД. накопление йода в клетках морской водоросли ламинарииЕ. аккумулирование химических веществ в клетках организмов

Вариант теста № 4

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

    или на выбор нескольких правильных ответов;

    задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

    задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.
А1. Совокупность популяций разных видов, связанных между собой пищевыми и энергетическими связями, а также с факторами неживой природы, круговоротом веществ, длительное время обитающих на определенной территории, называют:
    экосистемой 3) биосферой ноосферой 4) видом
А2. В круговороте веществ наибольшую роль играют:
    абиотические факторы 3) живые организмы антропогенные факторы 4) биологические ритмы
А3. Основная причина сокращения числа видов на Земле в ХХ веке состоит в действии антропогенного фактора, так как он:
    ослабляет конкуренцию между видами изменяет среду их обитания способствует удлинению цепей питания влияет на сезонные изменения в природе
А4. Наиболее молодая из всех сфер Земли – биосфера, так как она возникла только с появлением:
    гидросферы 3) литосферы атмосферы 4) жизни на Земле
А5. Причина снижения плодородия почвы под воздействием человека - :
    применение удобрений 3) эрозия, засоление создание в степи лесополос 4) чередование выращиваемых культурных растений
А6. Биотехнологические методы производства продуктов питания более эффективны, так как они:
    более простые позволяют получить экологически чистую продукцию не требует специальных условий не требует квалифицированного труда
А7. Экосистему, созданную человеком для выращивания культурных растений, называют:
    биогеоценозом 3) биосферой агроценозом 4) опытной станцией
А8. В большинстве экосистем первоначальным источником органического вещества и энергии является:
    животные 3) грибы бактерии 4) растения
А9. Источником энергии для фотосинтеза у растений служит свет, который относят к факторам:
    непериодическим 3) абиотическим антропогенным 4) биотическим
А10. Живые организмы за время существования биосферы многократно использовали одни и те же химические элементы благодаря:
    синтезу веществ организмами 3) круговороту веществ расщеплению веществ организмами 4) постоянному поступлению веществ из Космоса
А11. Структурно-функциональной единицей биосферы является
    тип животного 3) царство отдел растения 4) биогеоценоз
А12. Причиной отрицательного воздействия человека на биосферу, проявляющейся в нарушении круговорота кислорода, является:
    создание искусственных водоемов 3) сокращение площади лесов орошение земель 4) осушение болот
А13. Какая функция живого вещества лежит в основе его способности аккумулировать химические элементы из окружающей среды?
    газовая 3) концентрационная окислительно-восстановительная 4) биогеохимическая
А14. В круговороте веществ и превращения энергии в биосфере наиболее активно участвует:
    кислород 3) климат живое вещество 4) тепло земных недр

В1. Выберите несколько правильных утверждений. В состав биосферы входят:А. растения Г. бактерииБ. биокосное вещество Д. биогенное веществоВ. живое вещество Е. косное вещество

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Каковы причины устойчивости биосферы?
С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Каковы основные функции живого вещества биосферы?

Вариант теста № 5

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

    или на выбор нескольких правильных ответов;

    задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

    задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.
А1. В сохранении многообразия видов растений и животных в биосфере большое значение имеет:
    создание заповедников расширение площади агроценозов повышение продуктивности агроценозов борьба с вредителями сельскохозяйственных растений
А2. Замкнутый, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме служит причиной:
    саморегуляции 3) изменения экосистемы колебания численности популяции 4) устойчивости экосистемы
А3. Русский ученый В.И. Вернадский создал учение о:
    биогеоценозах 3) биоритмах ведущей роли живого вещества в биосфере 4) фотопериодизме
А4. Внедрение малоотходных технологий в промышленное производство позволяет:
    защитить биосферу от загрязнения повысить продуктивность агроценозов ускорить круговорот веществ в биосфере замедлить круговорот веществ в биосфере
А5. В хвойном лесу обитает множество видов, связанных между собой и с факторами неживой природы, поэтому его называют:
    биосферой 3) биосферой биогеоценозом 4) заказником
А6. Наибольшую роль в круговороте веществ играют(ет)
    абиотические факторы 3) антропогенные факторы ограничивающие факторы 4) живое вещество
А7. Изъятие человеком значительного количества биомассы из экосистемы делает круговорот веществ несбалансированным, что служит причиной:
    нестабильной экосистемы 3) саморегуляции в экосистеме стабильной экосистемы 4) увеличения численности популяции
А8. Масса живого вещества в биосфере очень мала, но она играет огромную роль в…
    создании литосферы 3) создании Мирового океана преобразовании вещества и энергии 4) образовании материков
А9. Отрицательные последствия воздействия человека на биосферу проявляются в:
    изменении атмосферного давления регулировании численности популяции промысловых животных сокращении биоразнообразия создании новых сортов растений и пород животных
А10. Изменение организмами в процессе жизнедеятельности среды обитания в экосистеме является причиной:
    круговорота веществ 3) возникновения приспособлений у организмов смены экосистем 4) возникновения новых видов
А11. Отходы промышленного производства – соли тяжелых металлов: свинца, кадмия – вызывают у людей отравления, рождение уродов, попадая в их организм:
    в процессе размножения 3) с вдыхаемым воздухом по цепям питания 4) со сточными водами
А12. Впервые название «Биосфера» было дано:
    К Линнеем 3) В.И. Вернадским Ж.Б. Ламарком 4) В.Н. Сукачевым
А13. Биосфера существует в основном за счет:
    космической энергии и внутрипланетарной тепловой энергии внутрипланетарной тепловой энергии космической энергии энергии Солнца
А14. Верхняя граница биосферы ограничена:
    высотой полета птиц 3) озоновым слоем высотой обнаружения спор 4) не имеет верхней границы

В1. Выберите несколько правильных утверждений. К функциям живого вещества в биосфере относятся:А. накопительная Г. концентрационнаяБ. окислительно-восстановительная Д. газоваяВ. проводниковая Е. окислительная

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Каково значение круговорота веществ в природе для существования биосферы? Приведите примеры.
С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Учение о биосфере.

Вариант теста № 6

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

    или на выбор нескольких правильных ответов;

    задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

    задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.
А1. Процесс периодического снижения численности популяции под воздействием экологических факторов до определенного предела и последующего ее повышения называют:
    биологическим ритмом 3) саморегуляцией круговоротом веществ 4) миграцией атомов
А2. Процесс разрушения редуцентами органических веществ до неорганических и возвращения их в окружающую среду – важное звено в:
    обмене веществ 3) круговороте веществ саморегуляции 4) сезонных изменениях в жизни организмов
А3. Массовая вырубка доминантных, средообразующих видов деревьев в лесу может привести к:
    усилению круговорота веществ 3) удлинению цепей питания возникновению цепей питания 4) смены экосистемы
А4. Кислотные дожди, которые образуются в результате загрязнения атмосферы оксидами азота и серы, приводят к:
    улучшению минерального питания растений гибели лесов в ряде регионов земного шара улучшению водного обмена у растений усилению фотосинтеза
А5. Фотосинтез и дыхание относят к функции живого вещества:
    окислительно-восстановительной 3) биогеохимической газовой 4) концентрационной
А6. Во многих странах мира созданы партии «зеленых», действия которых направлены на:
    охрану биосферы 3) охрану прав человека на чистый воздух отказ от применения любой техники 4) приостановку развития биосферы
А7. Экосистемы, в которых запрещен отстрел редких видов животных, сбор растений, называют:
    заказником 3) сообществом агроэкосистемой 4) лесопарком
А8. Большое видовое разнообразие, саморегуляция, сбалансированный круговорот веществ – это признаки:
    агроэкосистемы 3) нестабильной экосистемы устойчивой экосистемы 4) развития экосистемы
А9. В способности организмов превращать одни вещества в другие и образованием солей, оксидов состоит функция живого вещества:
    газовая 3) запасающая концентрационная 4) окислительно-восстановительная
А10. Биосфера как глобальная экосистема состоит из:
    биотических и химических компонентов биотических и мертвых компонентов живых и химических компонентов биотических и абиотических компонентов
А11. Живое вещество биосферы образованно совокупностью особей всех видов:
    животных, включая человека 3) растений и человека растений и животных 4) живых организмов, населяющих планету и человек
А12. Биогенная миграция атомов называется… круговоротом:
    биохимическим 3) биогеохимическим химическим 4) биологическим
А13. Все виды растений и животных и их природная среда охраняется в:
    заповедниках 3) заказниках
2) биогеоценозах 4) природных парках
А14. Несмотря на постоянное использование растениями неорганических веществ, поглощаемых из почвы, запас их в почве не иссякает, так как происходит:
    обмен веществ 3) круговорот веществ смена биогеоценозов 4) саморегуляция

В1. Выберите несколько правильных утверждений. К газовой функциям живого вещества относятся следующие процессы:А. возвращению молекулярного азота в атмосферу бактериямиБ. усвоение молекулярного азота атмосферы клубеньковыми бактериямиВ. способность накапливать в клетках хвощей и осок определенное веществоГ. процесс дыханияД. накопление йода в клетках морской водоросли ламинарииЕ. аккумулирование химических веществ в клетках организмов

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Назовите компоненты и границы биосферы.
С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Каковы причины устойчивости биосферы?

Ключ ответов к тестам по биосфере.

номер вопроса

Вариант 1

Максимальное количество баллов- 35

  1. Консументы разлагают органические остатки до неорганических соединений.

3. Роль продуцентов заключается в синтезе органических соединений из неорганических.

4. Растительноядные животные являются консументами 2-го порядка.

5. Млекопитающие и птицы являются теплокровными животными.

П. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1. При переходе от одного пищевого уровня к другому сохраняется не более:

A) 1 % энергии

Б) 10 % .

B) 90%
Г) 100 %

2. Часть биосферы, в которой проявляется деятельность человека, называется:

  1. литосфера
    Б) гидросфера
  2. биогеоценоз
    Г)ноосфера

3. Участок территории суши или акватории, где временно запрещается использование определенных видов природных ресурсов:

  1. заказник
    Б) заповедник
  2. национальный парк
    Г) памятник природы

4. Основную массу живого вещества биосферы составляют:

  1. животные
    Б)бактерии
  2. растения
    Г)планктон

5. В большинстве цепей питания конечным звеном являются:

  1. хищники
    Б) бактерии и грибы
  2. растения

Г) растительноядные животные

III. Перечислите и охарактеризуйте основные абиотические факторы. Как влияет на живые организмы недостаток и избыток влаги и света, повышенная и пониженная температура? Приведите примеры. (10 баллов)

IV. Назовите и охарактеризуйте части пищевой цепи. Приведите пример. Как изменяется количество энергии при переходе от одного звена пищевой цепи к другому? Объясните. (5 баллов)

V. Нарисуйте схему круговоротов азота в биосфере, снабдив соответствующими пояснениями. (10 баллов).

Вариант 2

I. Определите, верно ли данное утверждение. (5 баллов)

  1. Редуценты разлагают органические остатки до неорганических соединений.
  2. Длина пищевой цепи ограничивается потерей энергии на каждом пищевом уровне.
  3. Роль консументов заключается в синтезе органических соединений из неорганических.
  4. Растительноядные животные являются консументами 1-го порядка.
  5. При переходе от одного пищевого уровня к другому теряется 10 % энергии.

1. Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере на высоте около 20 км., так как там:

  1. мало кислорода
    Б) мало света
  2. низкая температура воздуха
    Г) располагается озоновый слой

2. Оболочка Земли, населенная живыми организмами, называется:

А) литосферой Б)биосферой В)атмосферой Г)гидросферой

3. Экология - это наука, изучающая:

  1. влияние загрязнения на окружающую среду
    Б) влияние загрязнения на здоровье человека
  2. влияние деятельности человека на окружающую среду
    Г) взаимоотношения организмов с окружающей средой

4. Биомассу биосферы составляют:

A) живые организмы

Б) полезные ископаемые

B) руды
Г) почва

5. В большинстве цепей питания начальным звеном являются:

А) хищники

Б) бактерии и грибы

В) растения

Г) растительноядные животные

  1. Перечислите и охарактеризуйте основные биотические факторы. Назовите типы взаимодействия популяций в биоценозеПриведите примеры. (10 баллов)
  2. Как происходит смена сообществ? Назовите виды сукцессии. Приведите примеры. (5 баллов)

V. Нарисуйте схему круговоротов кислорода в биосфере, снабдив соответствующими пояснениями. (10 баллов)

Вариант 3

Максимальное количество баллов - 35

I. Определите, верно ли данное утверждение. (5 баллов)

  1. К продуцентам относятся только зеленые растения.
  2. Редуценты обеспечивают разложение органических веществ до неорганических.
  3. Биосфера включает в себя всю литосферу.
  4. Биомасса - это совокупность всех живых организмов.
  5. Живые организмы значительно ускоряют глобальный обмен веществ в биосфере.

II. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1. Нижняя граница распространения растений проходит в гидросфере на глубине около 300 м., так как там:

  1. нет кислорода
    Б) нет света
  2. низкая температура воды
    Г) нет почвы

2. В тропической пустыне основным ограничивающим фактором является:

А)свет

Б) температура

В) влажность

Г) давление

3. Международный список редких и исчезающих видов называется:

  1. черным списком
    Б) красной книгой
  2. белыми страницами
    Г) памятником природы

4. В пищевой цепи на следующий трофический уровень переходит не более:

  1. 90 % биомассы
    Б) 50 % биомассы
  2. 10 % биомассы
    Г) 5 % биомассы

5. В большинстве цепей питания начальным звеном являются:

А) продуценты Б) редуценты

В) консументы 1-го порядка

Г) консу менты высших порядков

  1. На какие биомы делится биосфера суши и океана? Назовите основные биомы суши и океана, приведите примеры животных и растений. Чем отличаются биом и биогеоценоз? Чем отличается сообщество и экосистема? (10 баллов)
  2. Охарактеризуйте антропогенные факторы. Приведите примеры. Назовите основные меры охраны природы и сохранения видового разнообразия. (5 баллов)

V. Нарисуйте схему круговорота углерода, снабдив соответствующими пояснениями. (10 баллов)

Вариант 4

Максимальное количество баллов - 35

I. Определите, верно ли данное утверждение. (5 баллов)

  1. Любой живой организм - это закрытая система.
  1. Консументы.используют энергию, накопленную продуцентами.
  2. Липкие ловушки росянки являются приспособлениями к недостатку азота в почве.
  3. Отношения муравья и тли - пример межвидовой конкуренции.
  4. Взаимоотношения березы и подберезовика - пример симбиоза.

II. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1. Фактор среды, выходящий за пределы выносливости организма, называется:

  1. оптимальным
  2. ограничивающим

В) неблагоприятным

Г) летальным

2. В арктической пустыне основным ограничивающим фактором является:

A) свет

Б) температура

B) влажность
Г)давление

3. Участок территории суши или акватории, где полностью запрещаются все виды хозяйственной деятельности:

А)заказник

Б) заповедник

В) национальный парк Г) памятник природы

4. В пищевой цепи при переходе на следующий трофический уровень теряется не менее:

  1. 90 % биомассы
    Б) 50 % биомассы
  2. 10 % биомассы
    Г) 5 % биомассы

5. В большинстве цепей питания конечным звеном являются:
А) продуценты
Б) редуценты

В) консументы 1-го порядка

Г) консументы высших порядков

III. Дайте характеристику понятия «Биосфера». Назовите и охарактеризуйте функции, состав и границы биосферы. (10 баллов)

IV. Что такое биогеоценоз? Дайте определение. Охарактеризуйте структуру биогеоценоза. Приведите пример пирамид биомасс и численности. (5 баллов)

V. Нарисуйте схему круговорота воды, снабдив соответствующи ми пояснениями. (10 баллов)

Вариант 5

Максимальное количество баллов - 65

ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

  1. В экологии часто выделяют 3 группы факторов внешней среды: абиотические, биотические и антропогенные. Попробуйте дать характеристику деятельности человека не как отдельного
    фактора, а с точки зрения: А) отдельного биотического фактора и Б) фактора, изменяющего параметры абиотических факторов. Приведите примеры. (15 баллов)
  2. Насекомоядные растения являются продуцентами или консументами? Ответ поясните. (5 баллов)
  3. На основании анализа схем круговоротов азота, кислорода, углерода, серы, фосфора и т.п. составьте обобщенную схему круговорота элемента. Обязательно укажите резервную и активную стадии круговорота. (15 баллов)
  4. Что такое неполный биоценоз? Приведите примеры не менее 2-х вариантов такого сообщества. (5 баллов)
  5. Чем отличаются друг от друга пищевая цсш. и нищенни есть?
    Приведите примеры. В чем преимущества пищевой сети? (5 баллов)
  6. Исследования показали, что в Африке, в равных условиях двух национальных парков, на 1 кв. км саванны прекрасно живут и растут дикие животные биомассой 24 406 кг, а рядом, на таком же 1 кв. км саванны с трудом выживают домашние животные биомассой 5500 кг., т.е. почти в 5 раз меньше по весу. Попробуйте это объяснить. (5 баллов)
  7. Попробуйте объяснить, почему в смешанном лесу средней полосы лесной подстилки много, а в тропическом лесу ее почти нет. (5 баллов)
  8. Попробуйте объяснить, почему при сильном «цветении» воды (т.е. при массовом размножении одноклеточных водорослей) в озерах гибнет рыба. (5 баллов)
  9. Какие преимущества может давать животному узкая пищевая специализация? В чем ее недостатки? (5 баллов)

Вопросы для блицопроса по теме

  1. Что такое экология?
  2. Что такое внешняя среда?
  3. Что такое экологический фактор?
  4. На какие группы подразделяют экологические факторы?
  5. Перечислите биотические факторы.
  6. Перечислите абиотические факторы.
  7. Что такое оптимальный фактор?
  8. Приведите пример оптимального фактора.
  9. Что такое лимитирующий фактор?
  10. Приведите пример лимитирующего фактора.
  11. Что такое фотопериодизм?
  12. По какому признаку растение определяет, что пора сбрасывать листья?
  13. Назовите синоним слова биоценоз.
  14. Что такое цепь питания?
  15. Что такое пищевой уроень?
  16. Сколько процентов биомассы переходит на следующий пищевой уровень?
  17. Как называются организмы, производящие органические вещества из неорганических?
  18. Какие группы автотрофов вы знаете?
  19. Что такое гетеротрофы?
  20. Кто такие продуценты?
  21. Приведите пример продуцента.
  22. Кто такие консументы?
  23. Приведите пример консумента 1-го порядка.
  24. Приведите пример консумента 2-го порядка.
  25. Кто такие редуценты?
  26. Приведите пример редуцента.
  27. Что такое сеть питания?
  28. Назовите синоним слова «биогеоценоз».
  29. Что такое сукцессия?
  30. Какие виды сукцессии вы знаете?
  31. Приведите пример первичной сукцесии.
  32. Приведите пример вторичной сукцесии.
  33. Что такое биом?
  34. Перечислите биомы суши (переходящий вопрос для нескольких учеников).
  35. Перечислите биомы океана.
  36. Как называются обитатели дна?
  37. Как называются обитатели толщи воды?
  38. Что такое биосфера?
  1. Назовите границы биосферы в атмосфере, литосфере, гидросфере.
  2. Из каких частей, по Вернадскому, состоит биосфера?
  3. Что такое биомасса?
  4. Что такое косное вещество?
  5. Что такое биокосное вещество?
  6. Перечислите функции биосферы.
  7. Что такое круговорот вещества?
  8. Что такое активная стадия круговорота?
  9. Что такое заказник?
  10. Что такое заповедник?
  11. Что такое национальный парк?
  12. Что такое памятник природы?
  13. Что такое рациональное природопользование?

Тема № 13. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ

Вариант 1

I) 1-нет, 2-да, 3-да, 4-нет, 5-да; II) 1 б; 2 г; 3 а; 4 в; 5 б

Вариант 2

I) 1-да, 2-да, 3-нет, 4-нет, 5-нет; II) 1 г; 2 б; 3 г; 4 а; 5 в

Вариант 3

I) 1-нет, 2-да, 3-нет, 4-да, 5-да; II) 1 б; 2 в; 3 6; 4 в; 5 а

Вариант 4

I) 1-нет, 2-да, 3-да, 4-нет, 5-да; II) 1 б; 2 6; 3 б; 4 а; 5 б



БИОСФЕРА ЗЕМЛИ

Вариант 1

1. Укажите почвы, характерные для зоны степей.

А. Сероземы

Б. Красноземы

В. Черноземы

Г. Желтоземы

2. Круговорот веществ на Земле происходит в:

А. Литосфере, биосфере, атмосфере.

Б. Литосфере, биосфере, гидросфере.

В. Литосфере, биосфере, гидросфере, атмосфере.

Г. Биосфере, гидросфере, атмосфере.

Тайга. Антарктическая пустыня. Саванна.

А. Подземные воды

В. Мантию

Б. Экваториальный лес

В. Широколиственный лес

Г. Тундра

А. Для растительности пустынь характерно преобладание верблюжьей колючки.

Б. Для степей характерно отсутствие древесной растительности.

В. Во влажных тропических лесах произрастают лиственницы.

Г. В хвойных лесах преобладает травянистая растительность.

7. Разнообразие органического мира в океане зависит от:

А. Температуры водных масс

Б. Глубины

В. Сезона года

Г. Всех перечисленных причин

А. Бентос - это организмы, обитающие на дне.

Б. Почвы формируются при взаимодействии живых организмов, ветра, воды и горных

В. Самой ценной частью почвы являются минеральные соли.

Г. Растительная масса равномерно распределена по Земле.

I. Тропическая пустыня. II. Тундра.

Пингвины Песец Баобаб Мох Ландыш Саксаул Верблюд Белка Лемминг

(стрижи, лягушки, подзолистые почвы, торфяные почвы, березы, осоки).

Для природного комплекса «болото» характерны ____________________________ почвы. На болотах произрастают и водятся ___________________________________________________.

11. Если водные источники вашей местности бедны йодом, необходимым для нормальной жизнедеятельности организма человека, его можно восполнить потреблением:

А. Листвы плодовых деревьев.

Б. Сигарет.

Г. Морских продуктов.

БИОСФЕРА ЗЕМЛИ

Вариант 2

1. Укажите почвы, характерные для лесной зоны.

А. Сероземы

Б. Красноземы

В. Черноземы

Г. Подзолистые

2. Поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода происходит под действием:

А. Атмосферных осадков

Г. Крупных животных

3. При помощи стрелок установите соответствие между животными, изображенными на рисунке, и природными зонами.

Тропическая пустыня. Арктическая пустыня. Тропический лес.

4. В состав биосферы включают:

А. Облака

В. Земную кору

Б. Всю атмосферу

Г. Всю гидросферу

5. Укажите цифрами последовательность смены природных зон от экватора к Северному полюсу.

А. Саванны

В. Тропические пустыни

Г. Арктические пустыни

6. Укажите два верных утверждения.

А. Для растительности степей характерно преобладание верблюжьей колючки

Б. Для влажных тропических лесов характерны лианы

В. В хвойных лесах преобладает травянистая растительность

Г. Для широколиственного леса характерны дубы и липы

7. Распространение природных комплексов на Земле зависит от:

А. Наличия водных объектов

Б. Особенностей горных пород

В. Количества осадков

Г. Всех перечисленных причин

8. Укажите верные утверждения.

А. Максимальное количество растительности приходится на влажные тропические леса

Б. Основным фактором формирования почвы является деятельность живых организмов

В. Нектон - это растительность осушенных участков реки

Г. Плодородие почвы - это ее способность обеспечивать питание растений

9. При помощи стрелок установите соответствие.

I. Антарктическая пустыня II.Тропический лес

Пингвины Морошка Айсберг Шимпанзе Попугай Лишайник Верблюд Лиана

10. Заполните пропуски, используя нужные слова

(травянистая, древесная, ковыль, береза, полынь, дуб, осина, саксаул).

Природный комплекс «лес» богат__________________________________________________ растительностью. Здесь можно встретить ___________________________________________, _______________________________________и ______________________________________.

11. Основным источником вредного угарного газа являются:

А. Камины

Б. Растения

Г. Выхлопные газы автомобилей.

«Биосфера». Вариант 1.

1.Живое вещество биосферы планеты - это совокупность всех

1- всех растений и животных 2- многоклеточных организмов

3- микроорганизмов 4-живых организмов

2.Границы биосферы определяются

1- условиями, непригодными для жизни 2- колебаниями положительных температур

3- количеством выпадающих осадков 4- облачностью атмосферы

3. В соответствии с представлениями В.И. Вернадского к биокосным телам относят

1- почву 2- полезные ископаемые 3- газы атмосферы 4- животных

4.Окислительно-восстановительная функция биосферы планеты связана

1- с эволюцией живых организмов 2- с климатическими условиями

3- с обменом веществ и энергии 4- с освоением организмами новых мест обитания

5. В состав биосферы входят

1- живое вещество и биокосные тела 2- живое и косное вещество

3- биокосное и косное вещество 4- живое и косное вещество, биокосные тела

6. Клубеньковые бактерии, используя молекулярный азот атмосферы для синтеза органических веществ, выполняют в биосфере функцию

1- концентрационную 2- газовую 3- окислительную 4- восстановительную

7. Основную часть биомассы океана составляют

1- растения 2- животные 3- грибы 4- бактерии

8.Основное отличие биосферы от других оболочек Земли заключается в том, что

1- в биосфере не происходят геохимические процессы, а только идет биологическая эволюция

2- для биосферы характерна только геологическая эволюция

3- геологическая и биологическая эволюция идут одновременно

4- биологическая эволюция оказывает сильное влияние на геологическую эволюцию

9. Вклад Л.Пастера в развитие представлений о развитии жизни на Земле заключается в том, что он

1- доказал существование самозарождения жизни 2- доказал невозможность самозарождения микроорганизмов 3- экспериментально доказал возможность биохимической эволюции 4- доказал невозможность возникновения жизни в воде

10. Какой процесс способствует неоднократному использованию растениями одних и тех же химических элементов, поглощаемых из почвы

1- корневое давление 2- фотосинтез 3- саморегуляция 4- круговорот веществ

11. .В преобразовании биосферы главную роль играют

1- живые организмы 2- биоритмы 3- круговорот минеральных веществ 4- процессы саморегуляции

12. Энергия, необходимая для круговорота веществ, вовлекается из космоса

1- растениями в процессе фотосинтеза 2- гнилостными бактериями

3- клубеньковыми бактериями 4- организмами гетеротрофами

13. Производители органических веществ в биосфере - это

1- продуценты 2- редуценты 3- консумент ы 1 порядка 4- консументы 2 порядка

14. Наибольшей продуктивностью в биосфере

1- обладают участки, занятые сушей 2- обладают участки, занятые океаном

3- не обладают ни суша, ни океаны (равны по продуктивности) 4- обладают различные участки, в зависимости от их месторасположения

15.Биосферу называют открытой системой, потому что она

1- значительно изменяется во времени 2- состоит из структурных элементов- биогеоценозов 3- связана с космическим пространством обменом веществ и энергии

4- способна к саморегуляции и обладает устойчивостью

«Биосфера». Вариант 2.

1. .Биосфера охватывает целиком

1- атмосферу 2- литосферу 3- гидросферу 4- атмосферу и гидросферу

2. В биосфере

1- биомасса животных во много раз превышает биомассу растений

2- биомасса растений во много раз превышает биомассу животных

3- биомасса растений равна биомассе животных

4- соотношение биомасс растений и животных меняется с течением времени

3.Биосфера – это система, объединяющая

1- живые организмы 2- геосферы земли

3- живые и неживые природные системы 4- планеты Солнечной системы

4. Какой процесс жизнедеятельности у некоторых простейших животных обеспечивает выполнение ими концентрационной функции в биосфере

1- размножение 2- рост 3- питание 4- движение

5. .Отсутствие какого газа в первичной атмосфере ограничило развитие жизни

1- водорода 2- кислорода 3- азота 4- метана

6 . Коацерваты, по теории А, И. Опарина, - предшественники клеточных форм жизни, выбеите признак, который отсутствовал.у коацерватов.

1- концентрирование химических элементов 2- воспроизведение молекул, входящих в их состав 3- разделение крупных капель на мелкие 4- обмен веществ с окружающей средой

7 .Согласно гипотезе панспермии, жизнь

1- возникла в результате биохимической эволюции 2- создана сверхъестественным образом 3- занесена на планету из космоса 4- возникла многократно в результате

самозарождения

8. Использование кислорода в процессе дыхания и выделение им кислорода в процессе фотосинтеза, свидетельствуют об их участии

1- в создании органических веществ 2- разрушении органических веществ до минеральных 3- в образовании цепей питания 4- в круговороте веществ

9.За счет фотосинтеза, происходящего в клетках растений, все живые организмы обеспечиваются

1- кислородом 2- минеральными солями 3- гормонами 4- ферментами

10.. Первичными консументами в биосфере являются

11. Решению проблемы устойчивого развития биосферы способствует

1- сокращение численности ряда видов 2- вселение новых видов в сообщества

3- уничтожение вредителей с/х культур 4- устранение загрязнения окружающей среды

12. Главную роль в биологическом круговороте веществ играют (-ет)

1- пищевые взаимоотношения организмов 2- распространение живых организмов на планете 3- жизнедеятельность всех организмов планеты 4- борьба организмов с неблагоприятными условиями

13. Биосферу называют динамичной системой, потому что она

1- образована экосистемами 2- не является саморегулирующейся системой 3- изменяется во времени 4- связана с космическим пространством обменом веществ и энергии

14. Благодаря растениям и некоторым бактериям произошло накопление в атмосфере земли

1- водорода 2- углекислого газа 3- кислорода 4- азота

15. Кто из ученых впервые высказал предположение о составе первичной атмосферы

1- С. Миллер 2- А.И Опарин 3- Ф Реди 4- Л.Пастер