Тест по литературе теплый хлеб. Какую историю рассказала бабушка Фильке

Выберите один правильный ответ:

    Из перечисленных элементов в живых клетках в наибольшем количестве присутствует:
    а) магний; б) азот; в) фосфор; г) углерод.

    Третичная структура транспортных белков и ферментов в процессе выполнения ими своих функций:
    а) не изменяется; б) изменяется; в) пе реходит во вторичную структуру; г) переходит в четвертичную структуру.

    При денатурации белков не происходит разрушения их:
    а) первичной структуры; б) вторичной структуры; в) третичной структуры;

г) четвертичной структуры.

    К полимерам относятся:
    а ) целлюлоза, сахароза, крахмал; б ) инулин, гликоген, рибоза; в) крахмал, ин улин, целлюлоза; г) кератин, лецитин, фруктоза.

    Функция иРНК:

а) входит в состав рибосом ; б) переносит аминокислоты ; в) хранение наследственной информации ; г) передача кода наследственной информации о первичной структуре белка.

    АТФ является важной молекулой в метаболизме, так как:
    а) она содержит высокоэнергетические фосфатные связи; +
    б) ее фосфатные связи очень легко образуются, но не легко разрываются;
    в) ее можно быстро получить из среды, окружающей организм;
    г) она исключительно стабильная.

    Белок, входящий в состав перьев, волос, рогов, ногтей:
    а) актин;
    б) кератин; + в) тубулин; г) миозин.

    Из нижеприведенных минеральных элементов не является необходимым для растений: а) калий; б) магний; в) кальций; г) свинец.

    Запасным питательным веществом грибов я вляется:
    а) крахмал;
    б) гликоген; в) инулин; г) целлюлоза.

    Плохо растворимое в воде вещество:

а) гепарин; б) глюкоза; в) витамин С; г) минеральные соли.

11. Какое вещество является гидрофильным:

а) липид; б) целлюлоза; в) сахароза; г) хитин.

12 . Органические вещества, обеспечивающие хранение наследственной информации -это:

а) белки; б) жиры; в) углеводы; г) нуклеиновые кислоты.

13 . Гидролиз крахмала до глюкозы осуществляет:

а) пепсин; б) амилаза; в) липаза; г) трипсин.

14 . Какое вещество изображено на рисунке?

а) ДНК, б) РНК, в) АТФ, г) белок

15. Белки, способные ускорять химические реакции, выполняют в клетке функцию:

а) гормональную; б) сигнальную; в) ферментативную; г) информационную.

16. Для участка ДНК АЦЦГАТТГГ укажите комплементарную цепь:

а) ААГГТЦАГТ; б) ТГГЦТААЦЦ; в) ТЦЦГТТАЦГ; г) ТГГЦАТТАЦ.

17. Гидролиз жиров до жирных кислот и глицерина осуществляет:

а) пепсин; б) амилаза; в) липаза; г) трипсин.

18. Укажите пару комплементарных нуклеотидов в молекуле ДНК:

а) А=Г; б) А=Т; в) А=У; г) А=Ц.

а) грибы; б) вирусы; в) бактерии; г) растения.

20. Выберите дисахарид:

а) сахароза; б) рибоза; в) глюкоза; г) крахмал.

Выберите нескольк о вариант ов ответа :

    Источником энергии для обмена веществ могут служить:
    а) белки; + б) жиры; + в) жирорастворимые витамины; г) углеводы; + д) минеральные соли; е) вода.

    Фосфорная кислота входит в состав веществ:

а) ДНК; б) белков; в) РНК; г) аминокислот; д) углеводов; е) АТФ.

    Полисахаридами являются:

а) гликоген; б) сахароза; в) целлюлоза; г) муреин; д) мальтоза; е) фруктоза.

    Липиды в живых организмах играют роль:

а) ферментативную; б) резервную; в) структурную; г) защитную; д) рецепторную; е) двигательную.

    В состав нуклеотида входит:

а) остаток фосфорной кислоты; б) аминокислоты; в) липиды; г) ферменты;

д) углевод рибоза или дезоксирибоза; е) азотистое основание.

Выберите с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора:

    По сравнению с внеклеточной средой в цитоплазме нейрона повышена концентрация ионов – I ) натрия, II ) калия, III ) кальция, IV ) хлора, V ) магния.


а) I , II ; б) I , IV ; в) II , V ; г) II , III .

    ДНК в клетках эукариот находится в – I ) цитоплазме, II ) ядре, III ) митохондриях,

IV ) лизосомах, V ) рибосомах:


а) I , II , III , V ; б) I , II , IV ; в) II , III ; г) II , V .

    В качестве транспортной формы углеводов живые организмы используют:
    I ) крахмал, II ) глюкозу, III ) гликоген, IV ) сахарозу, V ) мальтозу.


а) II , V ; б) I , IV ; в) II , IV ; г) II , V .

4. У живых организмов транспортную функцию выполняют белки:

I ) гемоглобин, II ) гемоцианин, III ) каталаза, IV ) глобулины, V ) эластин.

а) I , II , III , V ; б) I , II , IV ; в) II , III ; г) II , V .

Сопоставьте названия белков (А–Д) с их функциями в организме человека (1–5).

Белок

А. Трипсин

Б. Миозин

В. Гемоглобин

Г. Кератин

Д. Антитела

Функция

1. Структурная

2. Каталитическая

3. Защитная

4. Двигательная

5. Транспортная

Функция

1

2

3

4

5

Белок

Г Г

А А

Д Д

Б Б

В В

Установите соответствие между особенностями молекул углеводов и их видами:

Особенности молекул

Виды углеводов

1. Мономер

А - целлюлоза

2. Полимер

3. Растворяются в воде

Б - глюкоза

4. Не растворяются в воде

5.Входит в состав клеточных стенок растений

6. Входит в состав клеточного сока

Особенности молекул

1

2

3

4

5

6

Виды углеводов

Б Г

А А

Б Д

А Б

А В

Дано суждение, с каждым, из которых следует либо согласиться, либо отклонить.

    Органогенными химическими веществами являются: O , C , H , N . +

    В состав ДНК входит азотистое основание, сахар рибоза, остаток фосфорной кислоты. -

    Мономерами ДНК и РНК являются нуклеотиды. +

    Мономеры белков аминокислоты. +

    Липиды по отношению к воде относятся к гидрофильным веществам. -

    При расщеплении 1 г жира освобождается энергии 17,6 кДж. -

    Магний входит в состав хлорофилла. +

    Большинство ферментов являются белками. +

    РНК - двойной неразветвлённый линейный полимер. -

    Сахароза относится к дисахаридам, встречается только в растениях, где является основным транспортируемым веществом. +

Тест по сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» 5 класс.

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

1. Определите жанр произведения

а) сказка

б) быль

в) рассказ

а) П.П. Бажов

б) К.Г. Паустовский

в) В.В. Бианки

3. Тема произведения:

а) труд и взаимовыручка людей;

б) забота о животных;

в) человек и природа.

4. Главного героя зовут:

а) Филька

б) Федька

в) Панкрат

5. Действие происходит:

а) в деревне Озерки

б) в деревне Камешки

в) в деревне Бережки

6. Почему конь остался в деревне?

а) Его ранили.

б) Так захотел Панкрат.

7. Коня взял:

а) мельник Панкрат

б) мальчик Филька

в) старик из деревни

8. Конь начал ходить по дворам:

а) любил вкусно поесть

б) трудно было прокормить

в) любил гулять по деревне

9. Какая кличка была у Фильки?

а) «Ничего не знаю».

б) «Ну Тебя!».

в) «Ну Вас!».

10. Филька жил:

а) с родителями

б) с бабушкой

в) с мамой

11. Филька по характеру был:

а) молчаливый, недоверчивый

б) общительный, доверчивый

в) добрый, отзывчивый

12. Какой плохой поступок совершил Филька?

а) ударил коня по губам и закинул хлеб в снег

б) прогнал лошадь

в) ударил коня по губам и ничего не дал

13. Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?

а) началась метель.

б) было наводнение.

в) налетела вьюга.

14. Какую историю рассказала бабушка Фильке?

а) О том, как она обидела когда-то солдата.

б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.

в) О том, как люди обидели лошадь.

15. Филька осознал, что совершил отвратительный, злой поступок, когда:

а) обидел коня;

б) усилился мороз;

в) услышал рассказ бабушки.

16. Как Филька искупал свою вину?

а) Он не хотел меняться.

б) Накормил всех.

в) Рубил лед с ребятами у мельницы.

17. Когда заработала мельница?

а) вечером

б) она сломалась навсегда

в) на следующий день

18. О чем рассказывала сорока над плотиной?

а) О том, что она разбудила летний ветер.

б) О том, что Филька – плохой человек.

в) О том, что она самая болтливая.

19. Как Филька помирился с конем?

а) Попросил у него прощения.

б) Он принес ему свежего хлеба с солью.

в) Он покормил его морковкой.

20. О чем сказка «Теплый хлеб»?

а) О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми.

б) О злых колдунах

в) О путешествии на необитаемый остров

21. Какая пословица соответствует содержанию сказки?

а) Нет ничего отважнее, чем победа над собой.

б) Язык до Киева доведет.

в) Делу – время, потехе – час.

22. Значение слова «тёплый» в названии произведения:

а) обладающий теплотой, несущий теплом;

б) согревающий тело, сытный;

в) недостаточно горячий.

Игра к уроку литературного чтения по сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» для учащихся 3 класса


Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ОШ» Киквидзенского района Волгоградской области
Описание материала: Данная разработка игры предназначена для учащихся 3 класса и может быть использована учителем на уроках литературного чтения при закреплении знаний по произведению, а также во внеклассной работе по предмету.
Цель: Закрепление и обобщение знаний по сказке Паустовского «Теплый хлеб».
Задачи: развивать мышление, воображение, память, познавательные и интеллектуальные способности обучающихся;
воспитывать интерес к чтению произведений Паустовского.

Ход игры:

1 задание «Найди героя»
В задании представлен филворд, в котором нужно найти героев произведения.


Ответ: мельник, конь, мальчик, старики, бабка, женщины, ребята, сорока


2 задание «Узнай героя»
Работа со слайдом презентации:
Нажав на кнопку «вопрос», появляется вопрос, при нажатии на кнопку «ответ», появляется иллюстрация героя и слово-ответ. При нажатии на текст вопроса, исчезает вопрос, иллюстрация героя и слово-ответ.


1. Он был молчаливый, недоверчивый, его любимым выражением было: "Да ну тебя!" (мальчик Филька)
2. Мучная пыль навеки въелась в него. Она лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза. Человек этот был скорый на работу, сердитый. Ребята в деревне считали его колдуном. (мельник Панкрат)
3. Она была старая и опытная, жила в сенях у мельника Панкрата. Очень любила хвастаться, считала, что это ей одной удалось помирить коня с мальчиком Филькой. (сорока)
4. Его кавалеристы оставили в деревне Бережки, потому что он был ранен в ногу. (конь)
5. Героиня сказки, рассказавшая Фильке о том, как сто лет тому назад мужик из их деревни очень обидел солдата. После ухода солдата случилось несчастье, в округе сильный мороз заморозил колодцы, погибли птицы, леса и сады. (бабка)
3 задание «Викторина»
1. У кого жил конь в деревне, когда кавалеристы оставили его в Бережках? (у мельника Панкрата)
2. Какую работу выполнял конь у мельника? (возил глину, навоз и жерди, помогая Панкрату чинить плотину)


3. Почему конь ходил по дворам, побирался? (мельнику трудно было его прокормить)


4. Прозвище Фильки. (Ну Тебя)
5. Кто, по словам бабки, мог помочь мальчику исправить совершенное им зло. (мельник)
6. Как Филька мог исправить зло, которое он совершил по отношению к коню? (он должен был изобрести спасение от стужи)
7. Как поступил Филька, каково было его решение? (он решил собрать всех ребят деревни и рубить лед у лотка около мельницы)
8. Зачем нужно было рубить лед? (нужно было добраться до воды, без которой не могла работать мельница)
9. Кто помогал ребятам? (старики)
10. Сколько раз должен был мельник повернуть колесо, чтобы заработала мельница? (20)
11. Куда полетела сорока, услышав о беде? (на юг, к тёплому морю, чтобы разбудить в горах летний ветер, рассказать ветру про беду и попросить его прогнать мороз)


12. Как Филька помирился с конем? (он принес буханку свежего хлеба, разломил ее, посолил и протянул коню. Конь поначалу боялся есть хлеб, но когда мельник сказал, что мальчик не злой, вытянул шею и взял губами хлеб из рук Фильки)


4 задание «Что лишнее?»
В этом задании нужно, посмотрев на иллюстрации, определить, чем кормили люди коня, когда он приходил к ним во двор и стучал мордой в калитку, прося еды.


Верный ответ – свекольная ботва, черствый хлеб, морковь.
Лишнее – овес.

При нажатии в презентации на иллюстрацию, где изображен овес, иллюстрация исчезает.

Презентация на тему: Литературная игра по сказке Паустовского «Теплый хлеб»

    Жанр произведения :

    Тема произведения :

    :

    В предложении: - автор использовал :

    Предложение: содержит:

    Настоящее спасение от стужи было результатом :

    Идея произведения:

_________________________________________________________________________________________

Тест по сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». 5 класс.

1) Жанр произведения : а) рассказ; б) быль; в) сказка.

2) Тема произведения : а) труд и взаимовыручка людей; б) забота о животных; в) человек и природа.

3) Значение слова «тёплый» в названии произведения:

а) обладающий теплотой, несущий теплом; б) согревающий тело, сытный; в) недостаточно горячий.

4) Филька осознал, что совершил отвратительный, злой поступок, когда:

а) обидел коня; б) усилился мороз; в) услышал рассказ бабушки.

5) История старого солдата, рассказанная бабушкой, - это : а) быль; б) легенда; в) сказка.

6) Истории воина-инвалида и раненого коня объединяет сходство:

а) персонажей; б) портретов; в) сюжета.

7) В предложении: «В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная как невеста, розовыми венцами…» - автор использовал: а) олицетворение; б) сравнение; в) аллегорию

8) Предложение: «Ветер… понесся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом» содержит: а) метафору; б) аллегорию; в) олицетворение.

9) Настоящее спасение от стужи было результатом: а) совместного труда жителей; б) перемены направления ветра; в) осознания Филькой своей вины и примирения с конём.

10) Идея произведения:

а) добро всегда побеждает зло; б) нельзя обижать животных; в) любые трудности можно преодолеть

А) Его ранили.

Б) Так захотел Панкрат.

А) «Ничего не знаю».

Б) «Да ну тебя!».

В) «Все вы умные».

А) Началась метель.

Б) Было наводнение.

В) Случилось землетрясение.

А) Он не хотел меняться.

Б) Накормил всех.

А) Вечером.

Б) Она сломалась навсегда.

В) Летом, когда потеплело.

А) Попросил у него прощения.

В) Он покормил его морковкой.

Б) О злых колдунах

Б) Язык до Киева доведет.

1) Почему конь остался в деревне?

А) Его ранили.

Б) Так захотел Панкрат.

2) Какая кличка была у Фильки?

А) «Ничего не знаю».

Б) «Да ну тебя!».

В) «Все вы умные».

3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?

А) О том, как она обидела когда-то солдата.

Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.

В) О том, как закончилась война.

4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?

А) Началась метель.

Б) Было наводнение.

В) Случилось землетрясение.

5) Как Филька искупал свою вину?

А) Он не хотел меняться.

Б) Накормил всех.

В) Рубил лед с ребятами у мельницы.

6) О чем рассказывала сорока над плотиной?

А) О том, что она разбудила летний ветер.

Б) О том, что Филька – плохой человек.

В) О том, что она самая умная.

7) Когда заработала мельница?

А) Вечером.

Б) Она сломалась навсегда.

В) Летом, когда потеплело.

8) Как Филька помирился с конем?

А) Попросил у него прощения.

Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.

В) Он покормил его морковкой.

9) О чем сказка «Теплый хлеб»?

А) О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми.

Б) О злых колдунах

В) О путешествии на необитаемый остров

10) Какая пословица соответствует содержанию сказки?

А) Нет ничего отважнее, чем победа над собой.

Б) Язык до Киева доведет.

В) Делу – время, потехе – час.

ОТВЕТЫ: 1в; 2а; 3а; 4в; 5б; 6в; 7б; 8в; 9в; 10а.

ОТВЕТЫ: 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А, 7А, 8Б, 9А, 10А.