ТПУ "Свиблово" и северо-восточная хорда. Проекты

Север и северо-восток Москвы: дефрагментация дорожной сети August 6th, 2013

Некоторое время назад я писал про Москвы. Продолжим тему обзором главных объектов Северного и Северо-восточного округов.

Приятный сюрприз: на севере и северо-востоке Москвы сейчас идет формирование не одного, а двух хордовых коридоров! Об одном из них, магистральной бессветофорной Северо-восточной хорде , хорошо известно. А вот локальной и светофорной хорде от Фестивальной улицы до улицы Малыгина (с перспективой продления до Малыгинского проезда) неизвестно даже местным жителям.

Синим Северо-восточная хорда, зеленым локальная хорда ул. Фестивальная – ул. Малыгина

Хорда большая, Северо-восточная

Северо-восточная хорда (бывшая Северная рокада) пройдет от платной трассы «Санкт-Петербург – Москва» до платной трассы «Москва – Ногинск». Ее трассировка полностью вдоль железных дорог (Октябрьской, МКМЖД, Казанской) - лучший возможный коридор для прохождения бессветофорный магистрали.

Схемы участков
Бусиновская развязка с МКАД

Участок Бусиновская – Фестивальная

Участок Фестивальная – Моссельмаш

Участок от Дмитровского шоссе до Ярославского шоссе

Участок от Ярославского шоссе до Открытого шоссе (через Лосиный остров) пока только проектируется, схемы нет.
Участок от Открытого до Щелковского шоссе

Участок от Щелковского до Измайловского шоссе
Участок от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе

Участок от шоссе Энтузиастов до МКАД

Сейчас активно строятся 2 участка: на севере (Бусиновская развязка и участок до Фестивальной улицы) и на востоке (участок от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе, раньше входил в титул Четвертого кольца). Остальные проектируются.

Хорда малая, безымянная

Эта хорда повысит связность местной сети, разорванной железными дорогами, и свяжет между собой САО и СВАО, Ленинградское, Коровинское, Дмитровское, Алтуфьевское шоссе и Енисейскую улицу. А в перспективе выйдет и на Ярославское шоссе.

Тем не менее, эта локальная хорда настолько малоизвестна, что у нее даже нет общепринятого названия! Раньше ее называли «северным дублером МКАД». Неудачный выбор: коридор соединит локальные улицы, которые останутся светофорными, какой уж тут дублер МКАД? В Адресной инвестиционной программе Москвы на 2013-2015 гг. эта дорога названа «магистралью от ул. Фестивальной до Алтуфьевского шоссе». Но и это неверно: коридор не заканчивается Алтуфьевским шоссе, а выходит на улицы Бибиревскую, Широкую и Малыгина, с перспективой продления до Малыгинского проезда. В общем, для ясности предлагаю называть ее магистралью от улицы Фестивальной до Малыгинского проезда.

Создать этот коридор позволят 3 путепровода с развязками – через Октябрьское, Савеловское и Ярославское направления железной дороги. На схеме ниже текущее положение дел.

Первый из них, между Фестивальной и Талдомской, уже строится.

Интересно, что строится он в рамках Северо-восточной хорды (точнее, по титулу Северной рокады, как она раньше называлась). Об этом некоторые противники хорд не любят вспоминать: этот факт не укладывается в идеологему «хорда рвет местную связность». Как видим, в данном случае бессветофорная Северо-восточная хорда местную связность не только не рвет, а даже повышает! В АИП Москвы на 2013-2015 гг. эта развязка называется "Участок автодороги Москва - Санкт-Петербург (Северная рокада), транспортная развязка на пересечении с Фестивальной ул." На ее строительство заложено 4100 млн рублей. Сроки 2012-2014 гг.

Второй путепровод будет строиться по отдельному титулу «Магистраль от ул. Фестивальной до Алтуфьевского шоссе с путепроводом с Савеловским направлением МЖД». На проектирование в Адресной инвестиционной программе заложено 200 млн, сроки проектирования 2014-2016 гг. На строительство заложено 2685 млн, сроки 2015-2016 гг. Схемы пока нет.

Третьего путепровода (через Ярославское направление ж/д) в АИП пока что нет. Но достраиваемый сейчас в рамках реконструкции Ярославского шоссе путепровод через Малыгинский проезд создает все предпосылки для включения и этого путепровода в АИП в ближайшие годы. Это покончило бы с изоляцией Ярославского района от остальной части Северо-восточного округа и разгрузило бы Ярославское шоссе от тех, кому надо не в центр, а в СВАО или САО.

Какие еще новые связки появятся в СВАО?
Будут наконец-то соединены между собой разорванные части проезда Шокальского . Сейчас всем приходится совершать перепробег 1,5 километра, к тому же проезжая через 2 загруженных перекрестка и метро Медведково.

Probok.net подавал это предложение в программе "Дорожные парадоксы" в 2011 году.

В АИП титул называется "Участок проезда Шокальского от Заревого проезда до ул. Грекова", на проектирование заложено 5 млн. на 2014 год, на строительство - 30 млн. на 2015 год.

Что дальше?
Прямо-таки напрашивается продление локальной хорды Фестивальная - Малыгинский на запад, в фактически изолированный от остальной Москвы Северо-западный округ. К сожалению, Фестивальная улица в районе Ленинградского шоссе упирается в Химкинское водохранилище, и напрашивающейся здесь связки с бульваром Яна Райниса нет даже в Генплане 2025. Будем следить за изменением и реализацией планов.

Северо-Восточная хорда соединит шесть столичных шоссе. По словам Марата Хуснуллина, основные работы по строительству Северо-Восточной хорды будут выполнены в следующем году

Магистраль дойдет до федеральной автодороги Москва – Ногинск – Казань.

Строительство двух участков Северо-Восточной хорды планируется завершить в этом году. Однако основной объем сдачи новой магистрали, связывающей шесть крупных московских шоссе, намечен на 2018-й. О подробностях этого проекта «ВМ» расспросила заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина.

В настоящее время продолжаются активные работы на участке от Измайловского до Щелковского шоссе, где в сентябре прошлого года уже открылось движение по эстакаде на пересечении с Щербаковский улицей и на пересечении с Ткацкой улицей.

Завершить работы на этом участке хорды планируется во втором квартале этого года, - сообщил Марат Хуснуллин.

По словам заммэра, до конца 2017-го будет построен участок Северо-Восточной хорды от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе.

Основные работы по строительству Северо-Восточной хорды будут выполнены в следующем году. Полностью магистраль будет готова в 2019 году, - рассказал глава столичного Стройкомплекса.

Северо-Восточная хорда должна соединить по периферии, минуя центр Москвы, городские районы на севере, северо-востоке и востоке. Предполагается, что магистраль пройдет от Бусиновской развязки до Фестивальной улицы, Дмитровского, Ярославского шоссе. Далее пересечет Открытое, Щелковское, Измайловское шоссе и выйдет к Измайловскому шоссе и шоссе Энтузиастов. Далее хорда пойдет до развязки Московской кольцевой автодороги с магистралью Вешняки – Люберцы, далее до границ с областью для соединения с федеральной автомобильной дорогой Москва – Ногинск – Казань.

Благодаря ее будущему вводу, в центре города будет серьезным образом снижена загруженность дорог. Жители прилегающих районов смогут быстро добираться до другого конца города, минуя заезд в центр. По предварительным подсчетам, запуск движения по Северо-Восточной хорде улучшит транспортную ситуацию на 20 процентов как в прилегающих районах, так и в городе в целом.

На 2018 год запланирована сдача одного из ключевых участков Северо-Восточной хорды – от шоссе Энтузиастов до Московской кольцевой автодороги. Строительство указанного участка позволит улучшить транспортную доступность Восточного и Юго-Восточного районов города. Также благодаря этой части магистрали автомобилисты получат удобный въезд и выезд из города на федеральную дорогу «Москва – Ногинск – Казань».

Ввод участка в эксплуатацию позволит перераспределить транспортные потоки и снизить нагрузку на основные магистрали города: шоссе Энтузиастов, Рязанский и Волгоградский проспекты, восток Московской кольцевой автодороги, - говорит Марат Хуснуллин.

Магистраль будет осуществлять пропуск автотранспорта в режиме непрерывного движения по 3 - 4 полосам в каждом направлении. Также благодаря созданию хордовых магистралей будут созданы новые маршруты наземного пассажирского транспорта. Для них предусмотрят выделенные полосы.

Как рассказали в столичном Стройкомплексе, строительство Северо-Восточной хорды, которая будет включать в себя ряд искусственных сооружений, находится в активной фазе, а на отдельных участках идет и вовсе с опережением сроков.

Город комплексно подходит к решению проблемы загруженности столичных дорог. Строительство хордовых магистралей является одним из самых масштабных и технологически сложных проектов развития транспортной инфраструктуры мегаполиса, - резюмирует Марат Хуснуллин. - Приоритетом Стройкомплекса является решение транспортных проблем столицы. Правительство города на эти цели направляет до 70 процентов средств адресной инвестиционной программы.

В период с 2011 по 2016 годы в Москве построено около 12,5 процента от всей существовавшей улично-дорожной сети города – свыше 527 километров дорог.

Мэр Москвы Сергей Собянин 2 октября осмотрел ход строительства участка Северо-Восточной хорды от шоссе Энтузиастов до МКАД. Закончить данный участок планируется в 2018 году.

Бессветофорная магистраль

Трасса участка Северо-Восточной хорды от шоссе Энтузиастов до МКАД, которую построят в 2018 году, пройдет от существующего участка хорды на пересечении с шоссе Энтузиастов, далее – с северной стороны Рязанского направления МЖД до выхода на кольцевую дорогу.

На этом участке магистраль будет бессветофорной с тремя полосами движения в каждом направлении благодаря пяти эстакадам.

Новый участок Северо-Восточной хорды от шоссе Энтузиастов до МКАД в будущем позволит перераспределить транспортные потоки и снизить нагрузку на вылетные магистрали – Рязанский проспект, шоссе Энтузиастов и Щелковское шоссе, а также на восточные секторы МКАД и ТТК. Кроме того, новая магистраль значительно улучшит транспортную ситуацию в юго-восточном и восточном частях города, а также упростит въезд в Москву для жителей районов Косино-Ухтомский и Некрасовка и жителей подмосковных Люберец.

В перспективе новый участок хорды обеспечит вход в Москву дублера федеральной трассы "Москва – Казань".

Пешеходная доступность

Рядом со станцией метро "Выхино" построят новый подземный переход. Он будет находиться под Северо-Восточной хордой и позволит попасть в подземку со стороны Вешняков. Помимо местных жителей, им будут пользоваться те, кто приезжает к станции "Выхино" на наземном транспорте.

Кроме того, при строительстве хорды реконструируют еще два существующих подземных перехода – в районе железнодорожных платформ Плющево и Вешняки.

Эко-хорда

Для того, чтобы местным жителям не мешал звук автомобилей, вдоль трассы установят шумозащитный трехметровый экран. Конечно, машины будет слышно, но не сильнее, чем те, которые ездят по улицам района.

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Шумозащитными экранами от хорды защитят Кусковский лесопарк.

Еще при проектировании участка хорды увеличили расстояние от магсистрали до границ лесопарка. Это должно уберечь природно-исторический объект от возможного влияния строительства. Также на этом отрезке планируется ограничить скорость движения.

Кроме того, рядом с трассой планируется высадить более 200 взрослых деревьев, 1800 кустарников, устроить 134 тысячи кв м газонов и 500 кв м цветников.

С Востока на Север за полчаса

Вся Северо-Восточная хорда будет длиной порядка 35 км. Она пройдет от новой трассы М11 "Москва – Санкт-Петербург" до Косинской эстакады – развязки на пересечении МКАД с магистралью Вешняки-Люберцы. Трасса соединит между собой крупные автомобильные магистрали города: МКАД, шоссе Энтузиастов, Измайловское, Щелковское, Открытое, Ярославское, Алтуфьевское и Дмитровское шоссе.

Тем самым Северо-Восточная хорда обеспечит диагональную связь между севером, востоком и юго-востоком столицы, снизив примерно на четверть транспортную нагрузку на центр, ТТК, МКАД и вылетные магистрали. Фактически хорда станет дублером МКАДа и Третьего транспортного кольца (ТТК).

Северо-Восточная хорда подробная схема 2019 – последние изменения строительства магистральной развязки в Перово и Выхино неизменно зацепят Вешняки и могут поставить под угрозу существование пешеходных и велосипедных дорожек в транспортном узле «Ботанический сад». Последние новости о строительстве хорды уже не пестрят заголовками о протестах и задержанных - люди смирились с вырубкой леса в Кусково, закрытием сквера и угрозой потери ряда культурных объектов. В то же время, новый проект позволит избавиться от пробок и соединит между собой Измайловское, Щелковское Алтуфьевское и Дмитровское шоссе, многократно улучшив логистику города. Основное противостояние происходит между городскими жителями-пешеходами, а также водителями-предпринимателями. Учитывая большой объем бюджетных средств и значительную экономическую выгоду, которую получит Москва после сдачи в эксплуатацию северо-восточной хорды, у людей, которые защищают экологию и зеленые насаждения практически нет никаких шансов повлиять на ситуацию.

Так, жители улиц Аносова и Плющева, которые пожаловались на вырубку деревьев и загаженные детские площадки, получили от чиновников совет совсем уехать из Москвы, если им так важен свежий воздух. Действительно, жить в этих районах столицы хотят многие желающие, даже если им предложат дышать вместо воздуха исключительно выхлопными газами. Такова судьба большинства мегаполисов не только в России, но и за рубежом. Каменные джунгли вытесняют зеленые насаждения - на эту тенденцию можно повлиять только, если ограничить доступ автомобильного транспорта в столицу. Но это означало бы убытки и проблемы со снабжением, чего власти не хотят.

На Северо-Восточной хорде подробной схеме 2019 видно, что дорога действительно необходима при существующей транспортной ситуации. Однако, людей вполне можно понять, учитывая, что по ряду вопросов с ними даже не были проведены публичные слушания. Изменения, которые внесли в проект, очень незначительны, поэтому говорить о достижении компромисса не приходится. В настоящее время в усадьбе Кусково продолжают дежурить активисты, все ждут начала вырубки деревьев в заповедном участке. Примечательно, что весьма грустная участь ожидает и жителей близлежащих домов, ведь через их район начнет ходить большегрузный автотранспорт, выбросы которого даже сложно себе представить. Получится ли сохранить парк Кусково - большой вопрос, но единого фронта активистов по этому вопросу не наблюдается, несмотря на петицию и большое количество обращений. Небольшую же кучку разогнать может даже два наряда полиции.

После того, как была опубликована Северо-Восточная хорда подробная схема 2019 и начались протесты, по спорным направлениям работы были приостановлены, но это вряд ли означает отказ от строительства. Скорее, это попытка усыпить бдительность наиболее активных граждан и провести быструю вырубку, после которой уже невозможно будет чего-то доказать, а протесты потеряют смысл.

Власти решили нанести ещё один шрам на тело Москвы - построить Северо-Восточную хорду. Пока готов только проект планировки будущей трассы, давайте же посмотрим, как освоят очередные миллиарды рублей.

01. Общий вид участка:

02. Относительно всего участка:

03. Ну а теперь детальнее, приготовьте фантазию, пойдём от Ярославки, ибо трассировку через национальный парк (!!!) почему-то не вложили в проект:

04. Мимо Ботанического сада:

05. Владыкино:

06. Разделение (или наоборот схождение - смотря как смотреть) СВХ и СЗХ:

07. Сечения нескольких мест:

08. ТПУ по ходу движения:

09. Характеристики:

Удивительно, но даже ни одного под/надземного перехода, звучит как-то неправдоподобно.

10. А теперь социально-экономическое обоснование. Хотя в каком месте тут имеется в виду социально - не ясно, я вижу только экономические расчёты, ни социального эффекта, ни транспортного эффекта в перспективе:


11. Хотя вру, транспортные расчёты есть, уже сейчас подсчитано, где в будущем будут пробки:

Что сказать... мне почему-то захотелось выпить с горя. Но если в случае с Северо-Западной хордой, которая шла по обычным улицам, и из которых решили сделать подобие шоссе, несмотря на жителей, где мне хотелось ещё всех ответственных сослать в Северную Корею, то тут только выпить. В отличие от СЗХ, эта хорда в большей части идёт вдоль и по пром.зоне:

Видимо из-за этого и не будет внеуличных переходов, также не предусмотрен общественный транспорт на хорде.

НО по сути эта дорога распределяет весь трафик с М11, только если М11 - дорога платная, эта будет бесплатной, то есть активно будет стимулировать автомобилепользование, а также будет распределять огромный поток машин по городу, к примеру, если раньше житель Химок или иного Подмосковья в сторону Твери, поехали бы в город на электричке или общественном транспорте, то теперь поедет на машине. Также монструозные развязки явно не украсят город и не разгрузят вылетные улицы. Хотя, есть крохотный шанс, что после ввода этой хорды, наконец-то, можно будет закрыть северо-восточный участок Третьего кольца, превратив его в нормальную улицу.

В любом случае, вместо вкладывания денег в общественно-полезные проекты (да хотя бы на связывание УДС между районами), эти пойдут на дороги и пробки. Зато Серый кардинал доволен - строители смогут осваивать бюджет ещё пару лет.

PS 20 августа, в четверг, в Останкино, Ростокино и еще 3 районах пройдут слушания по этому проекту, предлагаю жителям озаботится сейчас этим.

Посмотреть презентации можно