Устный счет: техника быстрого счета в уме. Примеры раскладывания чисел на более простые

Устный счет. Сборник упражнений. 3 класс. В 2 ч. Самсонова Л.Ю.

5-е изд., перераб. и доп. - М.: 2016 - Ч.1 - 64с., Ч.2 - 48с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. В сборнике представлены устные упражнения по основным темам 3 класса. Стандарты второго поколения большое внимание уделяют дифференциации обучения, поэтому, определяя задания для устного счёта, ориентируйтесь на возможности каждого ученика класса. Воспользовавшись материалами книги, вы сможете в процессе обучения активизировать мыслительную деятельность учащихся и развивать у них интерес к математике, память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух и быстроту реакции. Пособие предназначено для педагогов начальной школы и родителей.

Часть 1.

Формат: pdf

Размер: 7,8 Мб

Смотреть, скачать: drive.google ; Rghost

Часть 2.

Формат: pdf

Размер: 6,6 Мб

Смотреть, скачать: drive.google ; Rghost

ЧАСТЬ 1.
Предисловие 4
Повторение изученного во 2-м классе 6
Умножение и деление на 4 14
Умножение и деление на 5 22
Умножение и деление на б, 7 30
Умножение и деление на 8, 9 37
Внетабличное умножение и деление 45
Приложение 53

ЧАСТЬ 2.
Предисловие 4
Числа от 1 до 1000. Нумерация 5

(устные приёмы вычислений) 12
Сложение и вычитание от 1 до 1000
(письменные приёмы вычислений) 19
Умножение и деление (устные приёмы вычислений) 26
Умножение и деление (письменные приёмы вычислений) 33
Повторение 40

Устная работа на уроках математики в начальной школе имеет большое значение. Среди её видов можно выделить так называемые устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название «устный счёт».
Как пишет опытный педагог О.П. Зайцева в своей статье «Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и развития личности ребёнка»: «Важность и необходимость устных упражнений доказывать не приходится. Значение их велико в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ребёнка. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала даёт учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер».
В сборнике представлены устные упражнения по основным темам 3-го класса. Количество заданий увеличивается по мере изучения учебного материала.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке математики необходимо выделять 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой. Определяя количество заданий для устного счёта, ориентируйтесь на возможности своего класса.

Устный счет используется на уроках математики в 3 классе.

Просмотр содержимого документа
«Устный счет и устные вычисления»

Устный счет и устные вычисления

1. Выполни сложение устно:

2. Выполни вычитания устно:

3. Выполни сложение двузначных чисел устно:

4. Выполни вычитания двузначных чисел устно:

Тема: "Устное решение текстовых и логических задач"

1. В кинозале находятся 78 кресел. Для проведения концерта принесли ещё 67 кресел. Сколько кресел стало в кинозале?

2. Вчера туристический автобус проехал 120 км, а сегодня проехал ещё 140. Сколько километров проехал туристический автобус за 2 дня?

3. Коля за весь день собрал 230 кг картофеля. А его брат собрал на 30 кг больше. Сколько кг собрал брат Коли? Сколько они собрали вместе?

Найдите разность чисел устно:

1. Уменьшаемое равно 78 вычитаемое 45.

2. Уменьшаемое равно 23 вычитаемое 15.

3. Уменьшаемое равно 47 вычитаемое 11.

4. Уменьшаемое равно 72 вычитаемое 37.

5. Уменьшаемое равно 123 вычитаемое 75.

6. Уменьшаемое равно 218 вычитаемое 45.

Найдите сумму чисел устно:

1. Первое слагаемое 52, второе слагаемое 49.

2. Первое слагаемое 82, второе слагаемое 62.

3. Первое слагаемое 172, второе слагаемое 93.

4. Первое слагаемое 179, второе слагаемое 129.

5. Первое слагаемое 22, второе слагаемое 349.

Карточки с заданиями по теме «Табличное умножение и деление»

3 класс

Карточка №1

1 вариант

9 * 9 = 39 + .. 82 – 28 = . * .

7 * 9 = 100 - .. 45 + 27 = . * .

4 * 9 = 6 * . . * 8 46

Карточка №1

2 вариант

Вставьте пропущенные числа так, чтобы получились верные равенства и неравенства:

6 * 9 = 39 + .. 92 – 38 = . * .

8 * 9 = 100 - .. 35 + 28 = . * .

4 * 6 = 8 * . 63 . * 8

Ответы 1 варианта:

9 * 9 = 39 + 42 82 – 28 = 6 * 9

7 * 9 = 100 - 57 45 + 27 = 9 * 8

4 * 9 = 6 * 6 6 * 8 46

Ответы 2 варианта:

6 * 9 = 39 + 15 92 – 38 = 7 * 8

8 * 9 = 100 - 28 35 + 28 = 9 * 7

Карточка №2

1 вариант

1) Выпишите те выражения, значения которых делятся на 8:

90 – 66 6 + 13

100 – 37 42 - 27

38 + 18 81 – 49

2) Выпишите только верные равенства:

6 * 8 = 49 8 * 5 = 40

72: 8 = 9 63: 7 = 8

2 вариант

1) Выпишите в 1 столбик те выражения, значения которых делятся на 8:

82 – 26 58 + 15

90 – 26 32 – 17

2) Выпишите во 2 столбик только верные равенства:

8 * 9 = 72 8 * 4 = 34

45: 8 = 5 42: 7 = 6

Ответы 1 варианта:

90 – 66 = 24 8 * 9 = 72

38 + 18 = 56 42: 7 = 6

Ответы 2 варианта:

82 – 26 = 56 8 * 9 = 72

90 – 26 = 64 42: 7 = 6

Карточка №3

1 вариант

Наберите числа 68, 72, 73, 82 в виде суммы произведений:

Карточка №3

2 вариант

Наберите числа 64, 75, 80, 83 в виде суммы произведений:

Ответы 1 варианта:

7 * 8 + 4 * 3 = 68

6 * 9 + 3 * 6 = 72

7 * 7 + 6 * 4 =73

8 * 5 + 7 * 6 = 82

Ответы 2 варианта:

7 * 4 + 6 * 6 = 64

6 * 8 + 3 * 9 = 75

5 * 9 + 5 * 7 = 80

7 * 9 + 4 * 5 = 83

Карточка №4

1 вариант

2 вариант

1) В одном из числовых выражений поменяйте знак действия так, чтобы получилась цепочка круговых примеров. Запишите примеры в правильном порядке следования, вычислив их значения.

2) Какое частное больше и во сколько раз?

3) Какое произведение больше и на сколько?

Ответы 1 варианта карточки №4:

81: 9: (27: 9) = 3

7 * 9 - (8 * 7) = 7

Ответы 2 варианта карточки №4:

72 – 9 54 + 10

56: 7: (32: 8) = 2

9 * 9 - (5 * 9) = 36

Карточка №5

1 вариант

(30: 6 * 9 – 39) * 4: 8

(.. : 7 * 9 – 18) * 9 = 81

2 вариант

1) Вычислите и найдите правильный ответ среди чисел 1, 3, 13, 14, 17.

2) Вычислите значение числового выражения:

(48: 6 * 9 – 69) * 8: 4

3) Вставьте пропущенное число так, чтобы получилось верное равенство:

(.. : 7 * 8 – 25) * 9 = 63

Ответы 1 варианта карточки №5:

54: 9 + 56: 8 = 13

48: 6 – 49: 7 = 1

42: 7 + 72: 9 = 14

(30: 6 * 9 – 39) * 4: 8 = 3

(21: 7 * 9 – 18) * 9 = 81

Ответы 2 варианта карточки №5:

81: 9 + 64: 8 = 17

45: 5 – 36: 6 = 3

54: 6 + 56: 7 = 17

(48: 6 * 9 – 69) * 8: 4 = 6

(28: 7 * 8 – 25) * 9 = 63

Карточка №6

1 вариант

Составьте задания для одноклассников, используя числа 3, 6 , 7, 8, 9, 24, 36, 81:

    Увеличить. в. раз.

    Увеличить . на . .

    Уменьшить. в . раз.

    Уменьшить. на . .

    Во сколько раз больше . чем . ?

    На сколько меньше. чем. ?

    Делимое. , делитель . , чему равно частное?

    Уменьшаемое. , вычитаемое. , чему равна разность?

    Первый множитель . , второй множитель . , чему равно произведение?

    Увеличить 6 в 7 раз.

    Увеличить 8 на 9.

    Уменьшить 36 в 9 раз.

    Уменьшить 81 на 9.

    Во сколько раз больше 9 чем 3?

    На сколько меньше 24 чем 8?

    Делимое 24, делитель 3, чему равно частное?

    Уменьшаемое 36, вычитаемое 9, чему равна разность?

    Первый множитель 9, второй множитель 3, чему равно произведение?

Карточка №6

2 вариант

Составьте задания для одноклассников, используя числа 4, 5 , 7, 8, 9, 18, 45, 72:

    Увеличить. в. раз.

    Увеличить . на . .

    Уменьшить. в . раз.

    Уменьшить. на . .

    Во сколько раз больше . чем . ?

    На сколько меньше. чем. ?

    Делимое. , делитель . , чему равно частное?

    Уменьшаемое. , вычитаемое. , чему равна разность?

    Первый множитель . , второй множитель . , чему равно произведение?

    Увеличить 8 в 7 раз.

    Увеличить 7 на 9.

    Уменьшить 45 в 5 раз.

    Уменьшить 72 на 9.

    Во сколько раз больше 8 чем 4?

    На сколько меньше 18 чем 9?

    Делимое 72, делитель 8, чему равно частное?

    Уменьшаемое 45, вычитаемое 9, чему равна разность?

    Первый множитель 8, второй множитель 4, чему равно произведение?

Карточка №7

1 вариант

1) Используя числа 3, 7, 8, 9, 18, 36, 64 составьте верные числовые выражения к данному заданию. Вычислите значения выражений.

.. + . * . ..

.. - . * .

.. : . * .

.. : . + . * .

Ответы 1 варианта:

18 + 8 * 9 – 36 = 54

18: 3+ 3 * 9 = 33

2 вариант

1) Используя числа 4, 6, 7, 8, 16, 42, 56 составьте верные числовые выражения к данному заданию. Вычислите значения выражений.

.. + . * . ..

.. - . * .

.. : . * .

.. : . + . * .

Ответы 2 варианта:

42 + 6 * 8 – 16 = 74

16: 4 + 8 * 4 = 34

Просмотр содержимого презентации
«Математика. Устный счет. 3 класс»

Устный счет 3 класс


  • Прочитай названия видов работы
  • Кликни мышкой по нужному заданию
  • После выполнения задания кликни по солнышку в правом нижнем углу слайда.

Деление

Вычитание

Сложение

Задачи

Геометрический материал

Умножение


15: = 15


5 · 9 =

3 · 9 =

2 · 5 =

4 · 3 =

4 · 8 =

3 · 3 =

6 · 9 =

2 · 9 =

3 · 8 =

5 · 9 =

7 · 3 =

4 · 6 =

1 · 0 =

9 · 9 =


245 + 15=

131+ 10=

50 + 19 =

177 + 13 =

34 + 56 =

163 + 0 =

39 + 101 =


245 - 15=

131- 10=

50 - 19 =

177 - 13 =

84 - 56 =

163 - 30 =

391 - 101 =


Витя купил в магазине 4 карандаша по 9 рублей каждый и 3 ручки по 10 рублей одна. Сколько денег потратил Витя на покупку?

У Алика было 359 рублей. Он купил 6 альбомов по 15 рублей каждый. Сколько денег у Алика осталось? Первый множитель 7, второй множитель 8. Чему равно произведение?




За 4 дня туристы прошли 31 км пути.

Три дня они преодолевали по 8 км. Сколько км прошли туристы за четвёртый день?





Задачи на тему: "Устный счет. Примеры"

Дополнительные материалы
Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания. Все материалы проверены антивирусной программой.

Обучающие пособия и тренажеры в интернет-магазине "Интеграл" для 3 класса
"Математика за 10 минут", мультимедийное учебное пособие для 1-4 классов
Пособие "Математика. Интерактивная энциклопедия для начальной школы"

Устный счет

1. Выполни устно операцию сложения.

15 + 37 = 84 + 66 = 35 + 58 = 29 + 63 =
74 + 12 = 59 + 25 = 48 + 33 = 26 + 43 =
57 + 14 = 25 + 73 = 87 + 6 = 64 + 19 =
45 + 21 = 17 + 32 = 38 + 45 = 12 + 78 =
14 + 34 = 22 + 58 = 43 + 46 = 65 + 22 =
21 + 45 = 11 + 93 = 67 + 38 = 34 + 59 =

2. Выполни устно операцию вычитания.

93 - 34 = 74 - 66 = 96 - 78 = 69 - 19 =
62 - 37 = 59 - 44 = 78 - 38 = 79 - 58 =
99 - 78 = 65 - 65 = 87 - 43 = 81 - 32 =
45 - 24 = 76 - 26 = 35 - 18 = 94 - 39 =
82 - 47 = 72 - 44 = 84 - 58 = 92 - 78 =
77 - 68 = 85 - 35 = 77 - 63 = 89 - 42 =

Устное решение текстовых и логических задач

1. В кинозале расположено 78 кресел. Для проведения концерта принесли ещё 67 кресел. Сколько кресел стало в кинозале?

2. Вчера туристический автобус проехал 120 км, а сегодня - 140 км. Сколько километров проехал туристический автобус за 2 дня?

3. Коля за день собрал 230 кг картофеля, его брат Иван собрал на 30 кг больше. Сколько кг картофеля собрал Иван? Сколько кг картофеля собрали оба брата?

Выполни устно операцию вычитания

1. Уменьшаемое - 78 вычитаемое - 45.

2. Уменьшаемое - 23 вычитаемое - 15.

3. Уменьшаемое - 47 вычитаемое - 11.

4. Уменьшаемое - 72 вычитаемое - 37.

5. Уменьшаемое - 123 вычитаемое - 75.

6. Уменьшаемое - 218 вычитаемое - 45.

Выполни устно операцию сложения

1. Первое слагаемое - 52, второе слагаемое - 49.

2. Первое слагаемое - 82, второе слагаемое - 62.

3. Первое слагаемое - 172, второе слагаемое - 93.

4. Первое слагаемое - 179, второе слагаемое - 129.

5. Первое слагаемое - 22, второе слагаемое - 349.

Ольга Васильевна Узорова, Елена Алексеевна Нефёдова

Математические диктанты. Числовые примеры. Все типы задач. Устный счет. 3 класс

© Узорова О. В., Нефёдова Е. А.

© ООО «Издательство АСТ»

Предисловие

Материал пособия поможет сформировать навыки устного счёта по базовым темам программы по математике для 3 класса. Диктанты распределены по четырём разделам:

«Повторение изученного в 1–2 классах» (с. 4);

«Табличное умножение и деление» (с. 31);

«Внетабличное умножение и деление» (с. 184);

«Деление с остатком» (с. 208).

Каждый диктант представлен в двух вариантах и состоит из пятнадцати заданий – это не только простые примеры на сложение, вычитание, умножение и деление, но и задачи. Если решение задачи требует более трёх действий, по усмотрению учителя допускается записывать условия и некоторые промежуточные действия с ответами в самой работе или на черновике.

Работа над ошибками, размещённая после диктанта, может быть использована непосредственно по назначению или как дополнительный материал для урока.

Устный счёт – предметный навык, необходимый для решения не только учебных, но и практических задач. К тому же выполнение предлагаемых заданий развивает логическое и математическое мышление, память и внимание.

Пособие можно использовать на уроках математики для объяснения и закрепления изученного материала, для контроля знаний, в качестве заданий для отдельных учеников, а также для занятий дома.

Повторение изученного в 1–2 классах

Диктант 1

Вариант 1

1. Увеличь 14 на 17.

2. Уменьши 19 на 12.

3. Какое число надо увеличить на 8, чтобы получить 27?

4. Найди сумму чисел 9 и 7.

5. Найди разность чисел 22 и 8.

6. Запиши число, которое меньше 35 на 7.

7. От какого числа надо отнять 6, чтобы получить 33?

8. Гриша решил 18 примеров, а Витя – на 4 примера больше. Сколько примеров решил Витя?

9. Напиши самое маленькое и самое большое однозначное число.

10. В одном отрезе 7 м материи, а в другом на 15 м больше. Сколько метров материи в двух отрезах?

11. К 22 прибавь 2 десятка.

12. Уменьши 28 на 17.

13. Я задумал число, вычел его из 23 и получил 8. Какое число я задумал?

14. Володя собирает машинки. У него есть 7 пластмассовых машинок, а металлических на 2 больше. Сколько всего машинок у Володи?

15. В начале учебного года Вася купил тетради. Из них 12 в клеточку, а в линеечку на 4 меньше. Сколько всего тетрадей купил Вася?

Вариант 2

1. Увеличь 37 на 29.

2. Уменьши 28 на 15.

3. Какое число надо увеличить на 7, чтобы получить 53?

4. Найди сумму чисел 8 и 6.

5. Найди разность чисел 46 и 9.

6. Запиши число, которое меньше 53 на 8.

7. От какого числа надо отнять 9, чтобы получить 49?

8. Утром из мешка взяли 8 кг картошки, а вечером на 9 кг больше. Сколько килограммов картошки взяли из мешка вечером?

9. Найди разность самого маленького двузначного числа и самого большого однозначного числа.

10. На холме растёт 15 берёз, а рябин на 7 больше. Сколько всего деревьев на холме?

11. К 46 прибавь 3 десятка.

12. Уменьши 57 на 11.

13. Я задумал число, вычел его из 39 и получил 22. Какое число я задумал?

14. В одной комнате 11 стульев, а в другой на 5 меньше. Сколько всего стульев в двух комнатах?

15. На столе 15 яблок, а груш на 8 больше. Сколько всего фруктов на столе?

Работа над ошибками

1. 1) Увеличь 26 на 56.

2) Увеличь 48 на 35.

3) Увеличь 67 на 24.

2. 1) Уменьши 66 на 23.

2) Уменьши 89 на 45.

3) Уменьши 97 на 56.

3. 1) Какое число надо увеличить на 9, чтобы получить 87?

2) Какое число надо увеличить на 7, чтобы получить 74?

3) Какое число надо увеличить на 6, чтобы получить 35?

4. 1) Найди сумму чисел 8 и 7.

2) Найди сумму чисел 9 и 8.

3) Найди сумму чисел 5 и 7.

5. 1) Найди разность чисел 43 и 7.

2) Найди разность чисел 44 и 6.

3) Найди разность чисел 55 и 8.

6. 1) Запиши число, которое меньше 46 на 9.

2) Запиши число, которое меньше 51 на 5.

3) Запиши число, которое меньше 62 на 6.

7. 1) От какого числа надо отнять 9, чтобы получить 37?

2) От какого числа надо отнять 5, чтобы получить 54?

3) От какого числа надо отнять 8, чтобы получить 72?

8. 1) Утром из бочки взяли 6 вёдер воды, а вечером на 7 вёдер больше. Сколько вёдер воды взяли из бочки вечером?

2) От куска одному покупателю отрезали 12 м клеёнки, а второму покупателю на 18 м больше. Сколько метров клеёнки отрезали двум покупателям?

3) Для ремонта купили 15 банок зелёной краски, а белой на 9 банок краски больше. Сколько всего банок краски купили?

9. 1) Напиши самое маленькое однозначное число.

2) Напиши самое большое однозначное число.

3) Напиши самое большое двузначное число.

10. 1) В зале 15 пейзажей, а портретов на 6 меньше. Сколько всего картин в зале?

2) У мастера 12 схем для отечественных телевизоров, а для импортных на 8 схем больше. Сколько всего схем у мастера?

3) В одном альбоме 37 фотографий, а в другом на 23 фотографии больше. Сколько всего фотографий в альбомах?

11. 1) К 33 прибавь 3 десятка.

2) К 44 прибавь 4 десятка.

3) К 11 прибавь 1 десяток.

12. 1) Уменьши 69 на 38.

2) Уменьши 48 на 14.

3) Уменьши 57 на 15.

13. 1) Я задумал число, вычел его из 45 и получил 12. Какое число я задумал?

2) Я задумал число, вычел его из 67 и получил 9. Какое число я задумал?

3) Я задумал число, вычел его из 23 и получил 5. Какое число я задумал?

14. 1) На выставке 25 глиняных игрушек, а деревянных на 24 игрушки больше. Сколько всего игрушек на выставке?

2) В вазе 17 шоколадных конфет, а карамелек на 9 конфет больше. Сколько всего конфет в вазе?

3) Ваня прочитал 6 волшебных сказок, а сказок о животных на 9 больше. Сколько всего сказок прочитал Ваня?

15. 1) В одном доме 12 подъездов, а в другом на 4 подъезда меньше. Сколько всего подъездов в этих домах?

2) На одном участке 13 кустов смородины, а на другом на 7 кустов меньше. Сколько всего кустов смородины на двух участках?

3) У Вадима 14 белых голубей, а серых на 6 голубей больше. Сколько всего голубей у Вадима?

Диктант 2

Вариант 1

1. Увеличь 60 на 9.

2. Уменьши 56 на 6.

3. Сколько не хватает 19 до 24?

4. От какого числа надо отнять 44, чтобы получить 15?

5. Найди разность чисел 47 и 9.

6. Найди сумму чисел 30 и 34.

7. Сколько будет 100 без 37?

8. Первое слагаемое 55, второе 22. Найди сумму.

9. К 64 прибавь 3 десятка.

10. На первой полке 30 книг, на второй 39 книг. На третьей столько, сколько на первой и второй вместе. Сколько книг на третьей полке?

11. На сколько 35 меньше 41?

12. Увеличь 44 на 13.

13. Уменьши 22 на 8.

14. В шахматном наборе 32 фигуры. Валя играет с Денисом. Денис «съел» у Вали 3 фигуры, а Валя «съела» у Дениса 5 фигур. Сколько всего фигур осталось на доске?

15. Коля и Слава играют в солдатики. У Коли армия состоит из 44 солдатиков, а у Славы на 11 игрушечных бойцов больше. Сколько всего солдатиков участвует в игре?

Вариант 2

1. Увеличь 50 на 11.

2. Уменьши 49 на 9.

3. Сколько не хватает 17 до 26?

4. От какого числа надо отнять 37, чтобы получить 12?

5. Найди разность чисел 56 и 8.

6. Найди сумму чисел 40 и 44.

7. Сколько будет 100 без 56?

8. Первое слагаемое 88, второе 11. Найди сумму.

9. К 43 прибавь 4 десятка.

10. На клумбе 12 нарциссов и 9 пионов, а георгин столько, сколько нарциссов и пионов вместе. Сколько георгин на клумбе?

11. На сколько 65 больше 46?

12. Увеличь 33 на 26.

13. Уменьши 34 на 9.

14. В наборе русских шашек 24 шашки. Рита играет с Владиком. Владик «съел» у Риты 4 шашки, а Рита у Владика – 6 шашек. Сколько всего шашек осталось на доске?

15. Миша и Дима бросают шишки в цель. Миша попал 34 раза, а Дима – на 12 раз больше. Сколько всего раз попали в цель оба мальчика?

Работа над ошибками

1. 1) Увеличь 70 на 8.

2) Увеличь 80 на 7.

3) Увеличь 90 на 6.

2. 1) Уменьши 75 на 5.

2) Уменьши 37 на 7.

3) Уменьши 98 на 8.

3. 1) Сколько не хватает у 25 до 32?

2) Сколько не хватает у 54 до 63?

3) Сколько не хватает у 69 до 74?

4. 1) От какого числа надо отнять 25, чтобы получить 46?

2) От какого числа надо отнять 16, чтобы получить 74?

3) От какого числа надо отнять 56, чтобы получить 37?

5. 1) Найди разность чисел 67 и 9.

2) Найди разность чисел 47 и 8.

Материал пособия поможет сформировать навыки устного счёта по базовым темам программы по математике для 3 класса. Каждый диктант представлен в двух вариантах и состоит из пятнадцати заданий – это не только простые примеры на сложение, вычитание, умножение и деление, но и задачи. Работа над ошибками, размещённая после диктанта, может быть использована непосредственно по назначению или как дополнительный материал для урока. Пособие можно использовать на уроках математики для объяснения и закрепления изученного материала, для контроля знаний, в качестве заданий отдельным ученикам, а также для занятий дома.

Из серии: Академия начального образования

* * *

компанией ЛитРес .

Табличное умножение и деление

Диктант 7

Вариант 1

1. Какие числа надо перемножить, чтобы получить 12?

2. Сколько будет, если взять 2 раза по 5?

3. Сколько будет: 5 троек?

4. Запиши число, которое меньше 8 на 2.

5. Запиши число, которое меньше 8 в 2 раза.

6. Сколько пятёрок в числе 10?

7. Сколько четвёрок в числе 12?

8. Умножь 3 на 3.

9. В одном стручке 5 фасолин. Сколько фасолин в трёх таких стручках?

10. Для работы на пришкольном участке 15 мальчиков разделились на 3 равные бригады. Сколько мальчиков было в каждой бригаде?

11. Уменьшаемое 53, вычитаемое 36. Найди разность.

12. Я задумал число, умножил его на 4 и получил 8. Какое число я задумал?

13. На столе лежали ложки, вилки и ножи. Ножей было 4. Вилок было в 3 раза больше, чем ножей, а ложек на 3 больше, чем ножей. Сколько вилок и ложек лежало на столе?

14. На полке стояли книги. Книг в синих обложках было 3, книг в зелёных в 5 раз больше, а книг в серых столько, сколько книг в синих и зелёных обложках вместе. Сколько книг в серых обложках стояло на полке?

15. Мальчик должен расставить 15 стульев около трёх столов поровну. Сколько стульев он поставит у каждого стола?

Вариант 2

1. Какие числа надо перемножить, чтобы получить 14?

2. Сколько будет, если взять 3 раза по 4?

3. Сколько будет: 6 четвёрок?

4. Запиши число, которое меньше 7 на 3.

5. Запиши число, которое меньше 8 в 4 раза.

6. Сколько двоек в числе 8?

7. Сколько троек в числе 15?

8. Умножь 6 на 2.

9. В одной коробке 7 карандашей. Сколько карандашей в двух таких коробках?

10. 16 апельсинов поровну раздели между восьмью ребятами. По сколько апельсинов получил каждый?

11. Уменьшаемое 46, вычитаемое 29. Найди разность.

12. Я задумал число, умножил его на 3 и получил 15. Какое число я задумал?

13. На крыше сидели голуби, вороны и воробьи. Ворон было 7. Голубей было в 2 раза больше, чем ворон, а воробьёв на 4 больше, чем ворон. Сколько голубей и воробьёв было на крыше?

14. На полке 4 пакета вишнёвого сока, пакетов томатного сока в 3 раза больше, а пакетов яблочного сока столько, сколько пакетов вишнёвого и томатного вместе. Сколько пакетов яблочного сока стояло на полке?

15. В 3 вазы расставили поровну 21 цветок. Сколько цветков поставили в каждую вазу?

Работа над ошибками

1. 1) Какие числа надо перемножить, чтобы получить 12?

2) Какие числа надо перемножить, чтобы получить 16?

3) Какие числа надо перемножить, чтобы получить 18?

2. 1) Сколько будет, если взять 2 раза по 6?

2) Сколько будет, если взять 3 раза по 3?

3) Сколько будет, если взять 2 раза по 7?

3. 1) Сколько будет: 6 троек?

2) Сколько будет: 7 двоек?

3) Сколько будет: 5 четвёрок?

4. 1) Запиши число, которое меньше 10 на 2.

2) Запиши число, которое меньше 9 на 3.

3) Запиши число, которое меньше 6 на 2.

5. 1) Запиши число, которое меньше 10 в 2 раза.

2) Запиши число, которое меньше 9 в 3 раза.

3) Запиши число, которое меньше 6 в 2 раза.

6. 1) Сколько двоек в числе 10?

2) Сколько троек в числе 9?

3) Сколько четвёрок в числе 8?

7. 1) Сколько четвёрок в числе 16?

2) Сколько пятёрок в числе 15?

3) Сколько троек в числе 12?

8. 1) Умножь 4 на 3.

2) Умножь 3 на 2.

3) Умножь 5 на 2.

9. 1) В одной упаковке 6 фломастеров. Сколько фломастеров в трёх таких упаковках?

2) В одном наборе 4 заколки. Сколько заколок в трёх таких наборах?

3) В одной книге 6 листов. Сколько листов в трёх таких книгах?

10. 1) 21 гвоздику разделили на 3 равных букета. Сколько гвоздик в одном букете?

2) Между семью девочками разделили 35 киви. Сколько киви получила каждая девочка?

3) Разлили в 10 банок 30 л молока. Сколько литров молока в каждой банке?

11. 1) Уменьшаемое 73, вычитаемое 38. Найди разность.

2) Уменьшаемое 53, вычитаемое 16. Найди разность.

3) Уменьшаемое 84, вычитаемое 57. Найди разность.

12. 1) Я задумал число, умножил его на 3 и получил 9. Какое число я задумал?

2) Я задумал число, умножил его на 2 и получил 8. Какое число я задумал?

3) Я задумал число, умножил его на 4 и получил 12. Какое число я задумал?

13. 1) Бабушка сделала 6 блинчиков с вареньем, с творогом в 2 раза больше, чем блинчиков с вареньем, а с мясом на 2 блинчика больше, чем с творогом. Сколько блинчиков с творогом и с мясом сделала бабушка?

2) На празднике Ваня пустил в небо 5 красных шаров, синих в 3 раза больше, а зелёных на 3 больше, чем синих. Сколько синих и зелёных шаров пустил в небо Ваня?

3) Дети сделали 3 гирлянды, бумажных фонариков в 5 раз больше, а снежинок на 5 больше, чем фонариков. Сколько всего фонариков и снежинок сделали дети?

14. 1) На полке 4 словаря, задачников в 5 раз больше, а хрестоматий столько, сколько словарей и задачников вместе. Сколько хрестоматий на полке?

2) В концерте участвовало 6 мужских хоров, женских в 3 раза больше, а детских столько, сколько женских и мужских хоров вместе. Сколько детских хоров участвовало в концерте?

3) У бабушки 3 пачки грузинского чая, цейлонского в 2 раза больше, чем грузинского чая, а индийского чая столько, сколько грузинского и цейлонского чая вместе. Сколько пачек индийского чая у бабушки?

15. 1) Расставили поровну в 3 стакана 9 зубных щёток. Сколько зубных щёток в каждом стакане?

2) Вложили в 9 книг 18 закладок. Сколько закладок в каждой книге?

3) Разложили в 4 подарка 20 сюрпризов. Сколько сюрпризов в каждом подарке?

Диктант 8

Вариант 1

1. Уменьши 16 в 4 раза и увеличь в 5 раз.

2. Увеличь 7 в 2 раза и уменьши на 7.

3. Запиши самое большое двузначное число; запиши самое большое двузначное число с числом десятков 7.

4. Увеличь 50 на 3 десятка.

5. Уменьши 50 на 3 единицы.

6. Запиши число, большее 63 на 23.

7. Запиши число, в котором 3 единицы и 8 десятков.

8. Запиши число, меньшее 37 на 8.

9. Из 14 м материи швея сшила платье и 5 одинаковых рубашек. На одно платье пошло 4 м материи. Сколько метров материи пошло на одну рубашку?

10. В одном классе 28 учеников, а в другом на 2 ученика больше. Сколько учеников в обоих классах?

11. Увеличь 6 в 3 раза, а потом уменьши произведение в 2 раза.

12. Я задумал число, увеличил его в 3 раза и получил 15. Какое число я задумал?

13. Я задумал число, увеличил его на 7, а потом уменьшил на 2 и получил 8. Какое число я задумал?

14. Турист шёл 4 ч. Каждый час он проходил 5 км. Сколько километров прошёл турист?

15. В стакан с чаем кладут 2 куска сахара. На столе стоит 7 стаканов с чаем и лежит 17 кусков сахара. Сколько кусков сахара останется?

Вариант 2

1. Уменьши 18 в 3 раза, а затем увеличь частное в 2 раза.

2. Увеличь 8 в 2 раза, а затем уменьши произведение на 9.

3. Запиши самое большое двузначное число; запиши самое большое двузначное число с числом десятков 4.

4. Увеличь 40 на 4 десятка.

5. Уменьши 60 на 7 единиц.

6. Запиши число, которое больше 45 на 32.

7. Запиши число, в котором 5 единиц и 9 десятков.

8. Запиши число, которое меньше 45 на 9.

9. Из 22 кг жидкой стали отлили одну большую деталь и восемь маленьких. На большую деталь пошло 6 кг стали. Сколько килограммов стали пошло на одну маленькую деталь?

10. Для украшения цветника использовали 23 кирпича, а камешков на 12 больше. Сколько всего кирпичей и камешков использовали для украшения цветника?

11. Увеличь 5 в 4 раза, а затем уменьши произведение в 2 раза.

12. Я задумал число, увеличил его в 3 раза и получил 21. Какое число я задумал?

13. Я задумал число, увеличил его на 9, а затем уменьшил на 7 и получил 7. Какое число я задумал?

14. Улитка ползла 6 мин. Каждую минуту она проползала 3 м. Сколько метров проползла улитка?

15. Картошку из шести мешков расфасовали в пакеты по 4 кг в каждый. Сколько килограммов картошки останется, если в мешке 30 кг картошки?

Работа над ошибками

1. 1) Уменьши 12 в 4 раза и увеличь в 3 раза.

2) Уменьши 6 в 2 раза и увеличь в 4 раза.

3) Уменьши 15 в 3 раза и увеличь в 2 раза.

2. 1) Увеличь 6 в 2 раза и уменьши на 8.

2) Увеличь 7 в 3 раза и уменьши на 5.

3) Увеличь 4 в 3 раза и уменьши на 7.

3. 1) Запиши самое большое двузначное число; запиши самое большое двузначное число с числом десятков 8.

2) Запиши самое большое двузначное число; запиши самое большое двузначное число с числом десятков 6.

3) Запиши самое большое двузначное число; запиши самое большое двузначное число с числом десятков 5.

4. 1) Увеличь 60 на 2 десятка.

2) Увеличь 20 на 5 десятков.

3) Увеличь 30 на 3 десятка.

5. 1) Уменьши 100 на 9 единиц.

2) Уменьши 50 на 8 единиц.

3) Уменьши 80 на 4 единицы.

6. 1) Запиши число, большее 42 на 24.

2) Запиши число, большее 63 на 25.

3) Запиши число, большее 53 на 33.

7. 1) Запиши число, в котором 4 единицы и 7 десятков.

2) Запиши число, в котором 6 единиц и 5 десятков.

3) Запиши число, в котором 9 единиц и 6 десятков.

8. 1) Запиши число, меньшее 42 на 4.

2) Запиши число, меньшее 53 на 6.

3) Запиши число, меньшее 64 на 8.

9. 1) Из 16 м материи портниха сшила платье и 3 одинаковые юбки. На одно платье пошло 7 м материи. Сколько метров материи пошло на одну юбку?

2) Из 20 м материи портниха сшила пальто и 5 одинаковых курток. На одно пальто пошло 5 м материи. Сколько метров материи пошло на одну куртку?

3) Из 25 мотков ниток бабушка связала платье и 3 одинаковых свитера. На одно платье пошло 10 мотков ниток. Сколько мотков ниток пошло на один свитер?

10. 1) У Наташи 16 шариковых ручек, а гелевых на 4 ручки больше. Сколько всего ручек у Наташи?

2) За летние каникулы Юра посмотрел 32 мультфильма, а детских художественных фильмов на 4 больше. Сколько всего фильмов посмотрел за лето Юра?

3) В багажном отделении 48 чемоданов, а больших сумок на 6 больше. Сколько всего чемоданов и больших сумок в багажном отделении?

11. 1) Увеличь 4 в 3 раза, а затем уменьши произведение в 2 раза.

2) Увеличь 9 в 2 раза, а затем уменьши произведение в 3 раза.

3) Увеличь 8 в 2 раза, а затем уменьши произведение в 4 раза.

12. 1) Я задумал число, увеличил его в 4 раза и получил 20. Какое число я задумал?

2) Я задумал число, увеличил его в 3 раза и получил 18. Какое число я задумал?

3) Я задумал число, увеличил его в 2 раза и получил 18. Какое число я задумал?

13. 1) Я задумал число, увеличил его на 8, а затем сумму уменьшил на 3 и получил 9. Какое число я задумал?

2) Я задумал число, увеличил его на 8, а затем сумму уменьшил на 4 и получил 10. Какое число я задумал?

3) Я задумал число, увеличил его на 6, а затем сумму уменьшил на 1 и получил 7. Какое число я задумал?

14. 1) Пешеход шёл 2 ч. Каждый час он проходил 3 км. Сколько километров прошёл пешеход?

2) Ящерица бежала 5 с. Каждую секунду она пробегала 8 м. Сколько метров пробежала ящерица?

3) Утка-кряква летела 10 мин. Каждую минуту она пролетала 2 км. Сколько километров пролетела утка-кряква?

15. 1) На столе стоит 6 стаканов с чаем, а в сахарнице 20 ложек сахарного песка. В каждый стакан с чаем нужно положить 3 ложки сахарного песка. Сколько ложек сахарного песка останется в сахарнице?

2) На столе стоит 6 ваз и лежит 33 цветка. В каждую вазу нужно поставить 5 цветков. Сколько цветков останется?

3) В альбоме 9 страниц, а в пакете 40 фотографий. На каждую страницу альбома нужно вставить 4 фотографии. Сколько фотографий останется?

Диктант 9

Вариант 1

1. Сколько раз в 18 содержится по 6?

2. От деления каких чисел можно получить 4? Приведите два примера.

3. Сколько раз по 5 содержится в 20?

4. Сколько раз надо взять по 10, чтобы получить 40?

5. Сколько раз по 3 десятка содержится в 6 десятках?

6. Считай семёрками до 21.

7. Сколько раз по 3 м содержится в 12 м?

8. Увеличь 3 в 7 раз.

9. Столяр сделал 16 ножек для стульев. Для скольких стульев он заготовил ножки?

10. Когда из ведра взяли 14 чашек молока, в нём осталось ещё 17 чашек. Сколько чашек молока было в ведре?

11. Сколько раз в числе 17 содержится по 8?

12. Рабочие должны поставить колёса на 5 автомобилей. Есть 25 колёс. Сколько колёс останется?

13. Четыре друга получили по комплекту из пяти учебников. Они положили учебники на стол, где уже лежало 9 книг. Сколько книг стало на столе?

14. У вилки 4 зубца. Сколько зубцов у четырёх вилок, если у двух из них отломано по зубцу?

15. Вася должен разложить 20 конфет поровну в 3 пакета. Сколько конфет он не сможет разложить?

Вариант 2

1. Сколько раз в числе 21 содержится по 7?

2. От деления каких чисел можно получить 8? Приведи два примера.

3. Сколько раз по 6 содержится в 24?

4. Сколько раз надо взять по 10, чтобы получить 60?

5. Сколько раз по 2 десятка содержится в 4 десятках?

6. Считай пятёрками до 30.

7. Сколько раз по 4 м содержится в 16 м?

8. Увеличь 4 в 6 раз.

9. На автомобильном заводе бригада рабочих устанавливает на легковые автомобили по 4 колеса. На сколько автомобилей установят 24 колеса?

10. Когда из коробки взяли 15 конфет, там осталось ещё 19 конфет. Сколько конфет было в коробке сначала?

11. Сколько раз в числе 24 содержится по 5?

12. Было 19 груш. 6 ребят взяли по 3 груши. Сколько груш осталось?

13. Вася купил по 6 ручек синего, чёрного и красного цветов. У мальчика уже было 7 ручек. Сколько ручек стало у Васи?

14. В мастерской 8 машин. У трёх машин сняли по 2 колеса. Сколько всего колёс осталось на всех машинах?

15. Митя хочет разложить 25 открыток в 6 конвертов поровну. Сколько открыток он не сможет разложить?

Работа над ошибками

1. 1) Сколько раз по 3 содержится в 21?

2) Сколько раз по 9 содержится в 18?

3) Сколько раз по 4 содержится в 16?

2. 1) От деления каких чисел можно получить 5? Приведи два примера.

2) От деления каких чисел можно получить 6? Приведи два примера.

3) От деления каких чисел можно получить 7? Приведи два примера.

3. 1) Сколько раз по 4 содержится в 20?

2) Сколько раз по 4 содержится в 24?

3) Сколько раз по 3 содержится в 24?

4. 1) Сколько раз надо взять по 10, чтобы получить 50?

2) Сколько раз надо взять по 10, чтобы получить 30?

3) Сколько раз надо взять по 10, чтобы получить 20?

5. 1) Сколько раз по 3 десятка содержится в 9 десятках?

2) Сколько раз по 2 десятка содержится в 6 десятках?

3) Сколько раз по 2 десятка содержится в 10 десятках?

6. 1) Считай восьмёрками до 24.

2) Считай семёрками до 28.

3) Считай шестёрками до 24.

7. 1) Сколько раз по 3 м содержится в 18 м?

2) Сколько раз по 2 м содержится в 18 м?

3) Сколько раз по 3 м содержится в 27 м?

8. 1) Увеличь 3 в 6 раз.

2) Увеличь 2 в 7 раз.

3) Увеличь 3 в 8 раз.

9. 1) Столяр сделал 20 ножек для столов. Для скольких столов он заготовил ножки?

2) Поставили 18 кнопок на куртки по 3 на каждую. На сколько курток поставили кнопки?

3) На стройке работало 30 человек по 6 человек в бригаде. Сколько бригад работало на стройке?

10. 1) Когда из папки взяли 10 листов, в ней осталось 14 листов. Сколько листов было в папке сначала?

2) Когда из коробки взяли 16 кассет, в ней осталось 17 кассет. Сколько кассет было в коробке сначала?

3) Кода продали 56 билетов, в кассе осталось 17 билетов. Сколько билетов было в кассе сначала?

11. 1) Сколько раз в числе 19 содержится по 9?

2) Сколько раз в числе 22 содержится по 7?

3) Сколько раз в числе 17 содержится по 5?

12. 1) Нарезали 17 ломтиков сыра и разложили на хлеб по 3 ломтика. Сколько ломтиков сыра осталось?

2) У Вики 30 фотографий. Она приклеила по 4 фотографии на страницу. Сколько фотографий осталось у Вики?

3) Ученики второго класса сделали 46 закладок и раздали первоклассникам по 4 закладки каждому. Сколько закладок осталось?

13. 1) Было 12 кг гречневой крупы. Купили ещё 3 пакета по 2 кг. Сколько килограммов гречневой крупы стало?

2) В бочке 17 л воды. Налили в бочку ещё 4 ведра по 10 л. Сколько литров воды стало в бочке?

3) У Антона было 24 фломастера. Ему подарили ещё 2 пачки фломастеров по 6 штук. Сколько фломастеров стало у Антона?

14. 1) В пенале 6 ручек. Сколько синих ручек в семи таких пеналах, если в пяти пеналах по одной зелёной ручке?

2) В букете 5 гвоздик, белые и розовые. Сколько розовых гвоздик в шести таких букетах, если в четырёх букетах по одной белой гвоздике?

3) В столбике 8 примеров. Сколько примеров на вычитание в четырёх столбиках, если в трёх столбиках по одному примеру на вычитание?

15. 1) 47 деревьев должны посадить в 5 рядов. Сколько деревьев не смогут посадить в этих рядах?

2) 30 человек должны сесть поровну в 4 микроавтобуса. Сколько человек не смогут сесть в микроавтобусы?

3) 20 л варенья нужно разлить поровну в 6 трехлитровых банок. Сколько литров варенья не смогут перелить в банки?

Диктант 10

Вариант 1

1. Увеличь 6 в 4 раза.

2. Уменьши 28 в 4 раза.

3. Найди произведение чисел 6 и 8.

4. Найди частное от деления числа 56 на 7.

5. Произведение чисел 40. Один из множителей 5. Чему равен другой множитель?

6. Увеличь 8 в 8 раз.

7. Во сколько раз 36 больше 4?

8. Во сколько раз 36 больше 9?

9. Делимое 42, частное 6. Чему равен делитель?

10. На сколько 42 больше 7?

11. Умножь 8 на 6.

12. Раздели 49 на 7.

13. Я задумал число, умножил его на 9 и получил 54. Какое число я задумал?

14. В классе 32 ученика. Для подготовки к праздничному выступлению их разделили на 4 равные группы. Сколько учеников в каждой группе?

15. В танцевальном кружке 18 детей. Для участия в конкурсе они разделились на пары. Каждой паре нужен букет из трёх цветов. Сколько цветов потребуется для всего кружка?

Вариант 2

1. Увеличь 7 в 3 раза.

2. Уменьши 36 в 4 раза.

3. Найди произведение чисел 7 и 6.

4. Найди частное от деления числа 48 на 8.

5. Произведение 50. Один из множителей 5. Чему равен другой множитель?

6. Увеличь 5 в 9 раз.

7. Во сколько раз 32 больше 8?

8. Во сколько раз 36 больше 6?

9. Делимое 49, частное 7. Чему равен делитель?

10. На сколько 28 больше 7?

11. Умножь 7 на 5.

12. Раздели 54 на 6.

13. Я задумал число, умножил его на 6 и получил 42. Какое число я задумал?

14. 36 тарелок расставили поровну на 6 столов. По сколько тарелок поставили на каждый стол?

15. 27 стульев поставили возле нескольких столов, по 3 стула у одного стола. На каждый стол поставили по 2 блюда с салатами. Сколько блюд потребовалось?

Работа над ошибками

1. 1) Увеличь 7 в 4 раза.

2) Увеличь 6 в 3 раза.

3) Увеличь 8 в 2 раза.

2. 1) Уменьши 32 в 4 раза.

2) Уменьши 24 в 3 раза.

3) Уменьши 18 в 2 раза.

3. 1) Найди произведение чисел 5 и 7.

2) Найди произведение чисел 6 и 6.

3) Найди произведение чисел 3 и 8.

4. 1) Найди частное от деления 36 на 9.

2) Найди частное от деления 42 на 7.

3) Найди частное от деления 30 на 5.

5. 1) Произведение чисел 30. Один из множителей равен 5. Чему равен другой множитель?

2) Произведение чисел 45. Один из множителей равен 5. Чему равен другой множитель?

3) Произведение чисел 20. Один из множителей равен 5. Чему равен другой множитель?

6. 1) Увеличь 8 в 3 раза.

2) Увеличь 3 в 8 раз.

3) Увеличь 7 в 5 раз.

7. 1) Во сколько раз 36 больше 6?

2) Во сколько раз 45 больше 5?

3) Во сколько раз 27 больше 3?

8. 1) Во сколько раз 30 больше 6?

3) Во сколько раз 21 больше 7?

9. 1) Делимое 32, частное 8. Чему равен делитель?

2) Делимое 48, частное 6. Чему равен делитель?

3) Делимое 40, частное 8. Чему равен делитель?

10. 1) На сколько 32 больше 8?

2) На сколько 40 больше 5?

3) На сколько 21 больше 7?

11. 1) Умножь 9 на 6.

2) Умножь 8 на 4.

3) Умножь 6 на 6.

12. 1) Раздели 63 на 7.

2) Раздели 42 на 6.

3) Раздели 45 на 9.

13. 1) Я задумал число, умножил его на 5 и получил 45. Какое число я задумал?

2) Я задумал число, умножил его на 9 и получил 36. Какое число я задумал?

3) Я задумал число, умножил его на 8 и получил 48. Какое число я задумал?

14. 1) 40 огурцов разложили поровну в 5 банок. Сколько огурцов в каждой банке?

2) Купили 18 мячей. Их разложили в 3 сетки поровну. Сколько мячей в каждой сетке?

3) 20 рыбок пустили в 2 аквариума поровну. Сколько рыбок в каждом аквариуме?

15. 1) У Карины 30 закладок. Она их разложила по 5 штук в каждую книгу. А в каждой книге по 10 иллюстраций. Сколько иллюстраций в этих книгах?

2) В классе 24 ученика. Их рассадили парами за парты, на каждую парту положили по 4 мандарина. Сколько мандаринов потребовалось?

3) Купили 16 альбомов и карандаши. Их раздали ученикам по 2 альбома и по 6 карандашей каждому. Сколько карандашей получил каждый ученик?

Диктант 11

Вариант 1

1. Увеличь 7 в 3 раза.

2. Уменьши 27 в 3 раза.

3. Найди произведение чисел 5 и 7.

4. Найди частное чисел 54 и 9.

5. Произведение чисел 64. Один из множителей равен 8. Чему равен другой множитель?

6. Делимое 42, делитель 7. Чему равно частное?

7. Во сколько раз 24 больше 6?

8. Во сколько раз 24 больше 3?

9. Увеличь 20 на 3.

10. На сколько 32 больше 8?

11. Увеличь 6 на 8, а потом увеличь 6 в 8 раз.

12. Я задумал число, увеличил его на 4, а потом увеличил в 4 раза и получил 36. Какое число я задумал?

13. Делимое 48, делитель 6. Найди частное.

14. В книжный магазин пришли 6 учеников. Каждый купил по 4 тетради. Сколько всего тетрадей было куплено?

15. Гена купил 7 тетрадей в клетку, а тетрадей в линейку в 2 раза больше. На сколько больше тетрадей в линейку он купил? Реши задачу, не выполняя вычислений.

Вариант 2

1. Увеличь 8 в 4 раза.

2. Уменьши 56 в 7 раз.

3.

4. Найди частное чисел 63 и 9.

5. Произведение чисел 42. Один из множителей равен 7. Чему равен другой множитель?

6. Делимое равно 36. Делитель 9. Чему равно частное?

7. Во сколько раз 54 больше 6?

8. Во сколько раз 27 больше 3?

9. Увеличь 50 на 2.

10. На сколько 56 больше 7?

11. Увеличь 8 на 7, а затем увеличь 8 в 7 раз.

12. Я задумал число, увеличил его на 5, а затем сумму увеличил в 6 раз и получил 48. Какое число я задумал?

13. Делимое 63, делитель 7. Найди частное.

14. В доме 6 диванов, на каждом по 5 подушек. Сколько всего подушек на диване?

15. Митя проиграл 9 шахматных партий, а выиграл в 2 раза больше. На сколько больше партий Митя выиграл, чем проиграл? Реши задачу, не выполняя вычислений.

Работа над ошибками

1. 1) Увеличь 9 в 3 раза.

2) Увеличь 7 в 4 раза.

3) Увеличь 8 в 5 раз.

2. 1) Уменьши 54 в 9 раз.

2) Уменьши 64 в 8 раз.

3) Уменьши 24 в 3 раза.

3. 1) Найди произведение чисел 6 и 7.

2) Найди произведение чисел 5 и 8.

3) Найди произведение чисел 7 и 8.

4. 1) Найди частное чисел 48 и 6.

2) Найди частное чисел 63 и 9.

3) Найди частное чисел 32 и 8.

5. 1) Произведение чисел 63. Один из множителей равен 9. Чему равен другой множитель?

2) Произведение чисел 48. Один из множителей равен 8. Чему равен другой множитель?

3) Произведение чисел 24. Один из множителей равен 4. Чему равен другой множитель?

6. 1) Делимое 49, делитель 7. Чему равно частное?

2) Делимое 56, делитель 8. Чему равно частное?

3) Делимое 54, делитель 9. Чему равно частное?

7. 1) Во сколько раз 24 больше 6?

2) Во сколько раз 36 больше 6?

3) Во сколько раз 36 больше 9?

8. 1) Во сколько раз 24 больше 4?

2) Во сколько раз 24 больше 3?

3) Во сколько раз 28 больше 4?

9. 1) Увеличь 30 на 5.

2) Увеличь 10 на 2.

3) Увеличь 40 на 8.

10. 1) На сколько 16 больше 8?

2) На сколько 27 больше 9?

3) На сколько 42 больше 6?

11. 1) Увеличь 5 на 8, а затем увеличь 5 в 8 раз.

2) Увеличь 6 на 7, а затем увеличь 6 в 7 раз.

3) Увеличь 7 на 9, а затем увеличь 7 в 9 раз.

12. 1) Я задумал число, увеличил его на 2, а затем сумму увеличил в 6 раз и получил 54. Какое число я задумал?

2) Я задумал число, увеличил его на 3, а затем сумму увеличил в 4 раза и получил 28. Какое число я задумал?

3) Я задумал число, увеличил его на 5, а затем сумму увеличил в 7 раз и получил 63. Какое число я задумал?

13. 1) Делимое 36, делитель 4. Найди частное.

2) Делимое 42, делитель 6. Найди частное.

3) Делимое 49, делитель 9. Найди частное.

14. 1) В пяти классах по 6 настенных карт. Сколько всего карт в этих классах?

2) По маршруту едут 6 маршруток. В каждой маршрутке 9 человек. Сколько всего человек в маршрутках?

3) У Вали 10 монет по 5 руб. Сколько рублей у Вали?

15. 1) Купили 3 скатерти, а клеёнок в 2 раза больше. На сколько больше клеёнок, чем скатертей, купили?

2) В мастерской 5 тисков, а пил в 3 раза больше. На сколько больше пил, чем тисков, в мастерской?

3) В хоре 4 мальчика, а девочек в 4 раза больше. На сколько больше девочек, чем мальчиков, в хоре?

Диктант 12

Вариант 1

1. Увеличь 9 в 5 раз.

2. Уменьши 72 в 8 раз.

3. Найди произведение чисел 3 и 8.

4. Найди частное чисел 36 и 6.

5. Один множитель 8, другой 4. Найди произведение.

6. Делимое 63, делитель 9. Чему равно частное?

7. Во сколько раз 7 меньше 28?

8. Во сколько раз 32 больше 4?

9. На сколько 32 больше 8?

10. Для новогодней ёлки дети сделали 6 гирлянд. В каждой гирлянде было по 7 снежинок. Сколько снежинок вырезали дети для этих гирлянд?

11. Во сколько раз 6 меньше 54?

12. Во сколько раз 72 больше 9?

13. Я задумал число, увеличил его на 5, а потом в 5 раз и получил 40. Какое число я задумал?

14. Гриша ставит на каждый стол по 8 тарелок. Всего столов 7, а тарелок 60. Сколько тарелок останется?

15. На странице написаны две строки. На каждой строке по 6 слов, в каждом слове по 7 букв. Сколько всего букв?

Вариант 2

1. Увеличь 7 в 8 раз.

2. Уменьши 49 в 7 раз.

3. Найди произведение чисел 6 и 7.

4. Найди частное чисел 42 и 6.

5. Один множитель 3, другой 9. Найди произведение.

6. Делимое 56, делитель 8. Чему равно частное?

7. Во сколько раз 5 меньше 45?

8. Во сколько раз 36 больше 9?

9. На сколько 54 больше 6?

10. В лестнице 9 ступенек. Сколько ступенек в семи таких лестницах?

11. Во сколько раз 4 меньше 28?

12. Во сколько раз 81 больше 9?

13. Я задумал число, увеличил его на 8, а затем сумму увеличил в 8 раз и получил 72. Какое число я задумал?

14. Служитель зоопарка даёт каждой белочке по 6 орешков. Всего белочек 8, а орешков 53. Сколько орешков останется?

15. В комнате 2 стола, на каждом столе по 4 книги, в каждой книге по 7 закладок. Сколько всего закладок?

Работа над ошибками

1. 1) Увеличь 9 в 6 раз.

2) Увеличь 7 в 5 раз.

3) Увеличь 8 в 9 раз.

2. 1) Уменьши 48 в 8 раз.

2) Уменьши 36 в 6 раз.

3) Уменьши 64 в 8 раз.

3. 1) Найди произведение чисел 5 и 8.

2) Найди произведение чисел 3 и 9.

3) Найди произведение чисел 4 и 7.

4. 1) Найди частное чисел 56 и 7.

2) Найди частное чисел 49 и 7.

3) Найди частное чисел 36 и 6.

5. 1) Один множитель 8, другой 7. Найди произведение.

2) Один множитель 6, другой 9. Найди произведение.

3) Один множитель 7, другой 4. Найди произведение.

6. 1) Делимое 27, делитель 3. Чему равно частное?

2) Делимое 28, делитель 4. Чему равно частное?

3) Делимое 30, делитель 5. Чему равно частное?

7. 1) Во сколько раз 6 меньше 24?

2) Во сколько раз 4 меньше 32?

3) Во сколько раз 8 меньше 48?

8. 1) Во сколько раз 49 больше 7?

2) Во сколько раз 63 больше 9?

3) Во сколько раз 64 больше 8?

9. 1) На сколько 49 больше 7?

2) На сколько 24 больше 6?

3) На сколько 64 больше 8?

10. 1) В доме 5 окон. Сколько окон в шести таких домах?

2) На торте 9 кремовых розочек. Сколько кремовых розочек на трёх таких тортах?

3) В подъезде 4 лифта. Сколько лифтов в пяти таких подъездах?

11. 1) Во сколько раз 9 меньше 63?

2) Во сколько раз 6 меньше 18?

3) Во сколько раз 4 меньше 12?

12. 1) Во сколько раз 24 больше 3?

2) Во сколько раз 72 больше 8?

3) Во сколько раз 56 больше 7?

13. 1) Я задумал число, увеличил его на 6, а затем сумму увеличил в 6 раз и получил 48. Какое число я задумал?

2) Я задумал число, увеличил его на 4, а затем сумму увеличил в 7 раз и получил 49. Какое число я задумал?

3) Я задумал число, увеличил его на 3, а затем сумму увеличил в 5 раз и получил 40. Какое число я задумал?

14. 1) В каждый альбом кладут по 10 фотографий. Всего альбомов 7, а фотографий 73. Сколько фотографий останется?

2) На каждую полку ставят по 5 книг. Всего полок 3, а книг 20. Сколько книг останется?

3) В каждую коробку кладут по 9 песочных пирожных. Всего коробок 6, а пирожных 56. Сколько пирожных останется?

15. 1) В двух квартирах по 3 окна. На каждом окне по 4 комнатных растения. Сколько всего комнатных растений на окнах?

2) В трёх домах по 3 подъезда. В каждом подъезде по 4 лифта. Сколько всего лифтов в этих домах?

3) В двух подъездах по 5 этажей. На каждом этаже по 4 квартиры. Сколько всего квартир в этих подъездах?

Диктант 13

Вариант 1

1. Увеличь 4 в 8 раз.

2. Уменьши 49 в 7 раз.

3. Найди произведение чисел 3 и 7.

4. Найди частное чисел 36 и 6.

5. Один множитель 9, другой 7. Найди произведение.

6. Делимое 35, делитель 5. Найди частное.

7. Во сколько раз 7 меньше 21?

8. Во сколько раз 16 больше 4?

9. На сколько 36 больше 9?

10. От пристани отплыли 6 лодок. На каждой лодке было по 4 весла. Сколько вёсел было на этих лодках?

11. Делимое 63, частное 7. Найди делитель.

12. Делимое 48, делитель 8. Найди частное.

13. Первый множитель 7, произведение 42. Найди второй множитель.

14. В течение недели Витя читал книгу по 9 страниц в день. За это же время Коля прочитал на 15 страниц больше Вити. Сколько страниц прочитал Коля за неделю?

15. В классе 30 учеников. 2 ученика больны. Остальные дети разделились на равные группы по 4 человека для участия в праздничных конкурсах. Сколько групп получилось?

Вариант 2

1. Увеличь 7 в 6 раз.

2. Уменьши 48 в 8 раз.

3. Найди произведение чисел 4 и 9.

4. Найди частное чисел 35 и 5.

5. Один множитель 8, другой 7. Найди произведение.

6. Делимое 63, делитель 9. Найди частное.

7. Во сколько раз 9 меньше 27?

8. Во сколько раз 42 больше 6?

9. На сколько 45 больше 5?

10. По дороге едут 7 машин. В каждой по 3 пассажира и шофёр. Сколько всего человек в машинах?

11. Делимое 72, частное 9. Найди делитель.

12. Делимое 32, делитель 4. Найди частное.

13. Первый множитель 6, произведение 36. Найди второй множитель.

14. В течение шести дней Толя рисовал по 4 рисунка в день. За это же время Рома нарисовал на 18 рисунков больше Толи. Сколько рисунков нарисовал Рома за 6 дней?

15. Садовник собрал под яблоней 39 яблок. 3 яблока он съел, а остальные разделил поровну между четырьмя детьми. По сколько яблок получил каждый ребёнок?

Работа над ошибками

1. 1) Увеличь 4 в 9 раз.

2) Увеличь 7 в 8 раз.

3) Увеличь 3 в 6 раз.

2. 1) Уменьши 81 в 9 раз.

2) Уменьши 48 в 6 раз.

3) Уменьши 64 в 8 раз.

3. 1) Найди произведение чисел 4 и 8.

2) Найди произведение чисел 5 и 9.

3) Найди произведение чисел 6 и 3.

4. 1) Найди частное чисел 28 и 4.

2) Найди частное чисел 18 и 3.

3) Найди частное чисел 42 и 6.

5. 1) Один множитель 2, другой 8. Найди произведение.

2) Один множитель 3, другой 9. Найди произведение.

3) Один множитель 4, другой 7. Найди произведение.

6. 1) Делимое 15, делитель 5. Найди частное.

2) Делимое 45, делитель 5. Найди частное.

3) Делимое 25, делитель 5. Найди частное.

7. 1) Во сколько раз 7 меньше 28?

2) Во сколько раз 7 меньше 42?

3) Во сколько раз 7 меньше 56?

8. 1) Во сколько раз 24 больше 8?

2) Во сколько раз 24 больше 4?

3) Во сколько раз 72 больше 9?

9. 1) На сколько 81 больше 9?

2) На сколько 72 больше 8?

3) На сколько 63 больше 7?

10. 1) Маша нарисовала 5 цветков. На каждом цветке по 6 лепестков. Сколько лепестков нарисовала Маша?

2) В четырёх домах по 8 подъездов. Сколько подъездов в этих домах?

3) В пяти одинаковых наборах по 3 формочки. Сколько формочек в этих наборах?

11. 1) Делимое 15, частное 5. Найди делитель.

2) Делимое 54, частное 9. Найди делитель.

3) Делимое 64, частное 8. Найди делитель.

12. 1) Делимое 63, делитель 9. Найди частное.

2) Делимое 14, делитель 2. Найди частное.

3) Делимое 18, делитель 3. Найди частное.

13. 1) Первый множитель 9, произведение 36. Найди второй множитель.

2) Первый множитель 8, произведение 48. Найди второй множитель.

3) Первый множитель 7, произведение 21. Найди второй множитель.

14. 1) В течение недели Олег решал по 8 примеров в день. За это же время Кирилл решил на 16 примеров больше. Сколько примеров решил за неделю Кирилл?

2) В течение трёх часов один рыбак ловил по 7 карпов в час. За это же время второй рыбак выловил на 9 карпов больше. Сколько карпов выловил за 3 ч второй рыбак?

3) За 4 ч один садовод вскапывал по 2 сотки в час. За это же время второй садовод вскопал на 3 сотки больше. Сколько соток вскопал за 4 ч второй садовод?

15. 1) Купили 40 пряников. Съели 4 пряника. Остальные пряники разложили на тарелки по 6 пряников на каждую. Сколько тарелок потребовалось?

2) Было 20 платьев. 4 платья решили постирать. Остальные повесили по 2 платья на вешалку. Сколько потребовалось вешалок для платьев?

3) С ёлки сняли 30 шариков. 2 шарика разбились. Остальные разложили в коробки по 7 шариков. Сколько коробок потребовалось?

Диктант 14

Вариант 1

1. Найди произведение чисел 8 и 4.

2. Найди частное чисел 27 и 9.

3. Увеличь 8 в 5 раз.

4. Уменьши 48 в 6 раз.

5. Во сколько раз 63 больше 7?

6. Во сколько раз 7 меньше 28?

7. Запиши только ответы:

6×7 36:4 47+19 58+8

8×5 49:7 52–33 80–7

3×9 54:9 70–18 28+17

8. Какое число надо увеличить в 7 раз, чтобы получить 56?

9. Какое число надо уменьшить в 6 раз, чтобы получить 5?

10. Какое число надо увеличить в 9 раз, чтобы получить 72?

11. Какое число надо уменьшить в 7 раз, чтобы получить 8?

12. Какое число надо увеличить на 6, чтобы получить 48?

13. Я задумал число, вычел из него 29, а потом разделил на 4 и получил 9. Какое число я задумал?

14. У пяти мальчиков по 9 яблок и ещё 22 яблока лежат рядом в ящике. Сколько всего яблок?

15. Оля испекла 5 пирожков, Маша – 3 пирожка, а бабушка испекла пирожков в 4 раза больше, чем Оля и Маша вместе. Сколько пирожков испекла бабушка?

Вариант 2

1. Найди произведение чисел 7 и 9.

2. Найди частное чисел 56 и 8.

3. Увеличь 7 в 5 раз.

4. Уменьши 36 в 6 раз.

5. Во сколько раз 49 больше 7?

6. Во сколько раз 3 меньше 18?

7. Запиши ответы:

8×8 18:2 34+17 47+9

9×5 63:7 66–19 50–13

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Математические диктанты. Числовые примеры. Все типы задач. Устный счет. 3 класс (Е. А. Нефедова, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром -