В чем заключается гуманизация образования. Сущность гуманизации: понятие и уровни

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Оно характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия.

Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования.

Важным аспектом модернизации современного отечественного образования можно считать наметившиеся (и в той или иной форме подтвержденные нормативными документами) тенденции, которые в научно-исследовательской и публицистической литературе принято связывать с понятиями "гуманизация" и "гуманитаризация". Эти понятия широко представлены в публицистической литературе, справочниках, словарях, нашли отражение в школьных учебниках (например, в учебных пособиях "Обществознание", "Человек и общество"), однако они до сих пор далеко не однозначно трактуются исследователями. Поэтому важно избежать терминологической подмены предмета и деятельности, которая достаточно часто приводит к смещению смысловых акцентов в педагогическом процессе и нивелирует значимость вышеназванных направлений в совершенствовании отечественного образования. Так, латинское слово "homo " в русских словарях переводится как "человек". Производные от него термины humanus и humanitas приводятся порой как слова-синонимы тождественные понятию "человечность", хотя можно выделить различные смысловые контексты. Термин "humanus " (гуманизм) со времен эпохи Возрождения соотносится с мировоззрением антропоцентризма, согласно которому человек мыслится центром мироздания. В указанном аспекте данное понятие отражает нравственный принцип отношений между людьми, в основе которого лежит забота о человеке, стремление к улучшению его жизни, обеспечение удовлетворения его потребностей, свободное развитие индивида, его природных задатков и способностей. В данном отношении понятие " человечность" близко по значению понятию "личность", благо которой становится основным критерием оценки деятельности социальных институтов.

Подобный интерес к личности человека, его внутреннему миру, интересам, устремлениям, самореализации находит отражение в гуманизации образования, в ее личностно-ориентированных технологиях.

При этом необходимо отметить, что личность может быть внешне высоко "образована", хорошо разбираться в вопросах естествознания, истории, этики, эстетики, политики, права и, тем не менее, утверждать в жизни антигуманизм, крайний эгоизм, зло, бескультурье, агрессию. Самоутверждение и самореализация подобной личности происходит за счет других, более гуманных и толерантных. В этом случае важно учитывать тот факт, что ребенок вступает в систему образования, уже имея некоторые устоявшиеся знания, убеждения, идеалы, ценностные ориентиры. Поэтому в образовании очень важно осознать, какого уровня культуры достигла та или иная личность; что она утверждает в своей жизни; к чему стремится и что не приемлет; какие собственно человеческие качества уже раскрыла и какие еще предстоит раскрыть в целенаправленном учебно-воспитательном процессе. Подобная позиция непременно предполагает усиление внимания к проблемам этического и эстетического воспитания, вовлечения в активный образовательный процесс детей, имеющих отклонения в психическом и физиологическом развитии, инвалидов детства, несовершеннолетних преступников и пр. Недаром еще в античной традиции использовалось понятие "humanitas " (человечность) как эталонная заданность, воплощенная в культуре деятельности, в состоянии некой эстетической и этической завершенности культурного развития индивида. Подобное состояние связывали с высшими проявлениями человеческих качеств в той искусственной среде, которую создавал сам человек своими мыслями, словами, поступками. Поэтому, на наш взгляд, принципиальное значение имеет разделение понятий "гуманизм" и "гуманитарность".

Гуманизм - это обращение к потенциалу лучших личностных качеств человека: духовной полноты, альтруизма, творческой активности, доброй воли, самоуправления, умения решать сложные практические задачи и пр. Он формирует выраженную индивидуальность в целом гармонично развитой одухотворенной личности.

Гуманизм чаще всего выступает как понятие философско-идеалогическое, как название философской системы, и поэтому его исследования предписывают компетенции философских наук. Гуманность же рассматривается чаще как психологическое понятие, в котором отражается одна из важнейших черт направленности личности.

Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра - человека. Если гуманизм - это система определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира, но и оценку своего места в окружающей действительности. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, то есть, по сути, ко всему миру в целом.

В психологическом словаре понятие "гуманность" определяется как "обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи". (Психология: словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М, 1990. - с.21.).

Следовательно, гуманность - это качество личности, представляющая собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности. Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований можно сформулировать закономерности гуманизации образования.

Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействия растущего человека с взрослыми и социальной средой. Психологические явления, отмечал С.Л. Рубинштейн, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. А.Н. Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместную деятельность, речевое и мыслительное общение).

Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную - ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.

Образование будет удовлетворять личные запросы, если оно, согласно Л.С. Выготскому, ориентировано на "зону ближайшего развития", то есть на психические функции, которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию.

Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре - стержневая линия гуманитаризации содержания образования.

Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявление их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшие условия конструирования новых учебных планов и программ.

Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.

Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обуславливает единство реализации деятельного и личного подходов

Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей.

Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.

Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся ощутить радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, в выявлении и развитии ее творческих возможностей.

Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности гуманистического образа жизни. Данный принцип требует такого уровня внутренней собранности личности, при которой человек не идет на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе. Личность сама может творить эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.

Что необходимо иметь в виду под ориентацией на ребенка? В чем состоят его возможности и психологические особенности, и какие из них мы должны учитывать в первую очередь? Или, может быть, всякое систематическое педагогическое воздействие ребенка стоит вовсе отменить, положиться на естественный ход его развития?

Источником психического развития является социальная среда, воплощающая особенности человеческого рода, который должен усвоить ребенок.

Психическое развитие происходит в процессе овладения человеческой культурой - орудиями труда, языком, произведениями науки и искусства и т.д., иначе происходить оно не может. Но ребенок овладевает культурой не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения с окружающими людьми. Воспитание и обучение - важнейшие формы такого общения, в которых оно происходит систематически и планомерно.

Таким образом, вопрос о необходимости систематического педагогического воздействия на ребенка решается вполне однозначно: оно необходимо, так как служит одним из основных путей передачи ребенку общественного опыта, человеческой культуры. Вне такой передачи психическое развитие вообще невозможно. Другое дело как, какими путями, в каких формах это воздействие осуществляется, чтобы ориентироваться на ребенка, учитывать его интересы и возможности и быть вместе с тем наиболее эффективным.

Итак, для того чтобы приобрести подлинно гуманистический характер не на словах, а на деле, воспитание должно осуществляться в основном через организацию и руководство детскими видами деятельности и обеспечивать наилучшие условия для развития в этих видах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста и имеющих непреходящее значение, - в первую очередь образных форм познания мира и социальных эмоций.

Реальный процесс психического развития ребенка включает гораздо более широкий круг психических свойств и способностей, которые необходимо учитывать при построении обучения и воспитания. Главное же - развитие каждого ребенка идет своим особым путем, в котором общие закономерности проявляются в индивидуальной форме. И если учет возрастных особенностей психологического развития является основой разработки общей стратегии, требует выявления и учета индивидуальных особенностей.

Гуманизация

ГУМАНИЗА́ЦИЯ -и; ж. Распространение и утверждение гуманистических принципов в какой-л. сфере общественной жизни. Г. законов. Г. общественного сознания.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "гуманизация" в других словарях:

    - (от франц. humaniser, от лат. humanus человеческий). Смягчение нравов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГУМАНИЗАЦИЯ от франц. humaniser; этимолог. смотр. следующ. слово. Смягчение нравов. Объяснение… … Словарь иностранных слов русского языка

    гуманизация - и, ж. humanisation f. Распространение в общественной, политической, международной и т. п. жизни взглядов, идей, проникнутых гуманизмом. Г. международных отношений. Мы равноправные участники мирового процесса гуманизации мирового сообщества,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 очеловечивание (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Гуманизация - Гуманизация ♦ Humanisation Мы рождаемся мужчинами или женщинами, мы становимся людьми. Этот процесс, одинаково важный как для вида, так и для каждого отдельного индивидуума, мы и называем гуманизацией. Это человеческое становление человека,… … Философский словарь Спонвиля

    гуманизация - humanizavimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Humanizmo idėjų, principų propagavimas, diegimas. kilmė pranc. humanisation atitikmenys: angl. humanization vok. Humanisation, f rus. гуманизация … Sporto terminų žodynas

    Ж. Распространение и утверждение в сфере общественной жизни идей, взглядов и убеждений, проникнутых гуманизмом [гуманизм I]; человеколюбие. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    гуманизация - гуманиз ация, и … Русский орфографический словарь

    гуманизация - (1 ж), Р., Д., Пр. гуманиза/ции … Орфографический словарь русского языка

    ГУМАНИЗАЦИЯ - усиление гуманистических начал в обществе, утверждение общечеловеческих ценностей, высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью … Профессиональное образование. Словарь

    Гуманизация - усиление гуманизма как реального основания жизнедеятельности людей, связанного с признанием самоценности каждого человека, приоритета общечеловеческих ценностей перед ценностями сословными и этническими, права личности на свободное развитие своих … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Книги

  • Искусство. Его основания и общественное значение , П. Ж. Прудон. Посмертное издание. Санкт-Петербург, 1865 год. Типография А. Головачева. Владельческий переплет. Сохранность хорошая. Пьер-Жозеф Прудон (1809 -1865) - французский политик, публицист,…

Гуманизация - это цель формирования личности, а гуманитаризация - это средство достижения этого.

Гуманизм - это любая система мировоззрения, где признаются ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

Гуманитаризация образования заключается в создании новой программы формирования и развития целостного духовного мира человека в условиях супертехногенной цивилизации XXI - го века.

Гуманитарная направленность предполагается во всех дисциплинах.

Гуманитаризация обучения выполняет роль иммунитета против супертехногенного разделения людей и против ухода их от естественного в виртуальное.

Образование в условиях гуманизации и гуманитаризации - это формирование личности человека, восприятие себя как части культуры.

Гуманизация направлена на создание таких методов, форм, содержания обучения и воспитания, которые обеспечивают раскрытие индивидуальности студента - его познавательных процессов, личностных качеств.

Основой педагогической технологии должны служить диалогичность, межпредметность, моделирование профессиональных ситуаций.

Задача преподавателя - найти индивидуальный подход, дать возможность студенту самостоятельно выбирать «траекторию своего движения» в обучении.

Составляющие компоненты образования

1. Гуманизация (как?) - путем педагогических технологий (педагогика сотрудничества и др.).

2. Гуманитаризация (чему?) - через содержание обучения:

  1. биомедицинская этика,
  2. валеология,
  3. ЗОЖ и индивидуального здоровья,
  4. специальные дисциплины,
  5. экология,
  6. развитие профессиональной направленности в учебном процессе,
  7. критика лженаучных направлений;
  8. правовые аспекты деятельности специалиста;
  9. рисковая медицина.

3. Субъект обучения (кто?) - личность. Специалист нового типа: субъектность и общечеловеческие ценности, ценностные ориентации, выбор принципов деятельности, педагогика общения и др.

Гуманизация для студентов: студент оказывается перед проблемой выбора принципов деятельности и ценностных ориентаций.

Дегуманизация человеческого общения в результате компьютеризации; тенденция замены реального человеческого общения на виртуальное с помощью компьютерной техники (Е.Ю. Прокопьева, В.А. Сырецкая, 1996; Н.И. Колесникова, 1996;Е.Л. Юрасова, 1996; Т.Е. Корогодина, 1996; Н.Н. Билим, А.Г. Николаева, 1998; Л.В. Преснякова, 1998; Р.В. Сигнеева, 1998).

Требования государственного образовательного стандарта (ГОСа), предъявляемые к студенту - выпускнику, заключаются не только в формировании профессиональных знаний, умений и навыков, но и воспитании развитой личности будущего специалиста. Для этого необходимо создание оптимальных условий в ССУЗе, обеспечивающих формирование личности каждого студента. Эту сложную проблему решает гуманистическая педагогика (Е.В. Бурлакова, 1996; И.Ю. Куляскин, 1996; С.И. Назаркина, 1996; Т.А. Плотникова, 1996; Е.И. Тарутина, Г.В. Королева, 1996; А.И. Коваленко, 1998).

В условиях реформ и модернизации образования гуманистическую направленность педагогического процесса можно считать проявлением инновационной педагогики. Происходящие изменения в ориентации педагогического процесса обусловлены системой новых межличностных отношений и внутренней ее перестройкой. Главным положением гуманистической концепции является признание достоинств личности, ее прав и свободы выборов, на реализацию и дальнейшее развитие своих способностей, и создание для этого соответствующих благоприятных условий обучения (Н.Н. Билим, 1996; Л.М. Левентова, В.И. Воронкова, 1996; Л.В. Лихобабина, 1996; А.Г. Пусеп, 1996; И.А. Тихонова, 1996; В.Н. Турченко, 1996).

Гуманизм, как совокупность идей и ценностей, утверждает универсальную значимость каждой отдельной личности из всего человеческого бытия. Гуманизм, как система ценностных ориентаций и установок, приобретает значение общественного идеала. Гуманистическая педагогика представляет собой систему научных теорий и рассматривает воспитуемого в качестве активного, сознательного, равноправного участника педагогического процесса, который развивается в соответствии с его потенциальными способностями (Г.Ф. Лаптева, 1996; Е.А. Лапшин, Л.К. Аматняк, Л.Д. Якимова и др., 1996; Н.Г. Ничепуренко, Т.Г. Аксиненко, И.С. Алексеева, А.Г. Лозенко, 1996; Р.Г. Федина, 1996; В.М. Шарапутко, В.Г. Рябухин, П.П. Шахов, 1996).

Однако, несмотря на научную обоснованность идей гуманистической педагогики, ее принципы до сих пор еще на стали повсеместно прочным базисом для педагогических систем. Сохраняющиеся элементы авторитарной педагогики тормозят в определенной мере проникновение гуманистических идей в современный педагогический процесс. В то же время сторонники инновационного процесса создают теоретические предпосылки для изменения направленности педагогического процесса в сторону гуманизации и постепенно увеличивают темпы внедрения ее принципов в педагогическую практику. Мера гуманизации педагогического процесса определяется уровнем самореализации и самодеятельности личности, ее способностью к свободе выборов, ответственности, творчеству, активному познанию, культуре общения (А.И. Голубев, 1996; Б.М. Когут, Г.П. Шубина, 1996; Г.Т. Красильников, Г.В. Прокофьева, 1996; О.А. Мирошников, 1996; А.Г. Николаев, 1996).

Гуманистическая педагогика ориентирована на личность и в этой связи становится личностно-ориентированной педагогикой. Она отличается смещением приоритетов на развитие различных сфер личности обучаемого, направлена на формирование свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных, производственных и жизненных ситуаций, характеризуется образованием адекватных отношений между педагогом и обучаемым, требует обеспечения надлежащих условий для успешного достижения переориентации педагогического процесса.

Гуманизация обучения и воспитания создает оптимальные условия, в которых студент не может не учиться и не может учиться ниже своих потенциальных возможностей. Гуманистическая педагогика требует максимального приближения педагогов к обучаемым, обеспечения атмосферы комфорта, психологической «безопасности» и единой воспитательной среды в ССУЗе. Гуманистическая педагогика положительно коррелирует с уровнем развития обучаемых, но в то же время не исключает дисциплинарности и единых требования для студентов в ССУЗе.

Психолого-педагогические исследования последних лет показали первостепенное значение личностных качеств, характеристик и возможностей воспитуемых. На успешное формирование личностных качеств влияют такие важные характеристики, как направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные и производственные позиции, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возрастные характеристики, ни индивидуальные особенности личности, рассматриваемые изолировано от важнейших качеств будущего специалиста, не могут обеспечить должной базы для качественного личностно - ориентированного воспитания. При личностном подходе учет возрастных индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Студентов отличает возрастающее стремление к самостоятельности, чувство ответственности и гражданская позиция. Быстрые темпы формирования личностных качеств обучаемых требуют воспитывающих действий от педагогов, оперативной коррекции педагогического процесса, направленного на удовлетворение личностных и общественных потребностей. Понимание глубинных характеристик личности обучаемого по характеру его поведения очень сложно, требует больших усилий от педагога, не всегда удается и становится возможным в условиях педагогического сотрудничества.

Для реализации гуманистического обучения и воспитания студентов в ССУЗе от педагогов требуется соблюдение следующих принципов:

  • постоянное изучение и точное знание индивидуальных особенностей (темперамент, характер, взгляды и др.),
  • диагностирование и познание реального уровня сформированности важнейших личностных качеств (образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни и труду, ценностные ориентации, жизненные и производственные планы и др.),
  • постоянное привлечение каждого воспитанника к адекватной для него и нарастающей по сложности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности,
  • своевременное выявление и устранение причин, не позволяющих достижение основной цели,
  • оперативное изменение тактики воспитания в случаях появления новых условий и обстоятельств,
  • максимальная опора на собственную активность личности,
  • сочетание воспитания с самовоспитанием личности,
  • ориентирование студентов в выборе целей, методов, форм самовоспитания,
  • развитие самостоятельности, инициативы, самодеятельности студентов,
  • организация и направление деятельности, ведущей к педагогическому успеху.

В медицинском ССУЗе имеются определенные особенности гуманизации клинической подготовки студентов, которая проявляется во многих аспектах деятельности будущего специалиста. Прежде всего, студенты соблюдают гуманное отношение к своим пациентам в случаях проведения различных методов диагностики и лечения. Предварительно в ходе формирования профессиональных У и Н они используют различного рода механические и биологические тренажеры. Диагностические и лечебные процедуры обучаемые выполняют с учетом охранительного режима пациентов. Манипуляции должны быть щадящими и по возможности атравматичными или малотравмирующими пациента. Гуманистическая направленность клинической подготовки студентов полностью совпадает с концепцией использования здоровьесохраняющих технологий обучения (диагностики и лечения). Однако навсегда удается соблюдать гуманистические принципы по отношению к обучаемым. Любой контакт, общение с больным могут быть небезопасными для здоровья обучаемого. Каждый раз, идя к больному, он подвергает себя риску, что оказывает глубокое воздействие на его эмоционально-волевую сферу и многие другие психические процессы. Это создает психолого-педагогическую основу для формирования многих личностных качеств обучаемого. Предполагается, что воспитанные на гуманных принципах будущие специалисты должны реализовать их в своей практической деятельности. Адекватный уровень подготовки будущих специалистов в медицинском ССУЗе делает их «безопасными» для больных. Специалист достаточно высокой квалификации не может нанести в той или иной мере ущерб здоровью своим пациентам и в этом проявляется один из гуманистических принципов его профессиональной деятельности.

Таким образом, гуманистические принципы играют значительную роль в системе клинической подготовки студентов в медицинском ССУЗе, определяют формирование личности будущего специалиста и профессионального его поведения, всецело воплощаются в последующем в различных сферах деятельности медицинского работника.

Ирина Янчишина
Консультация для педагогов «Гуманизация педагогики. Что это такое?»

Общеизвестно, что человека формирует совокупность отношений, в которые он вступает. Это могут быть отношения с государством, его законами, моралью, культурой, историей, отношения с родителями, сверстниками и другими людьми.

Характер этих отношений накладывает определенный отпечаток на растущего человека. И если в этих отношениях много бессердечия, насилия, лжи, унижения, зла, эгоизма – то все это станет принадлежностью ребенка.

Современное общество определяется именно такими отношениями. Они ведут к гибели общества и личности. Человечеству необходимо изменить характер отношений иначе это приведет к трагическому будущему человечества. Изменения должны идти по пути гуманизации отношений . Другого пути нет.

Гуманизация – это принцип мировоззрения, в основе которого лежат :

Убежденность в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию;

Требование свободы и защиты достоинства личности;

Идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов (и духовных и материальных) должно быть конечной целью общества.

Гуманистическое мировоззрение основывается на трех древних «парадоксах» . Современному человеку они могут показаться утопическими, но все же.

Истинная победа там, где никто не проигрывает, а выигрывают обе стороны; нельзя стремиться к победе над человеком. Единственный способ разрешения трудностей между людьми – это согласие (учение Будды) .

Чего не желаешь себе, того не делай другим людям; плати добром за добро и справедливостью за зло; строго соблюдай и строй свои отношения по образу семейных, регулируй отношения мудростью (Конфуций) .

Относись к ближнему как к самому себе (учение Христа) .

Гуманизация отношений должна начаться немедленно. Главная роль здесь принадлежит школе и педагогике .

Во-первых должен измениться взгляд на ребенка. Это не существо, подвластное воспитывающему, не пустой сосуд, который можно заполнить чем угодно. Его нельзя «делать каким-то» . Каждый ребенок имеет достаточный потенциал для успешного саморазвития. Ребенок всегда устремлен к лучшему, к доброму, к успеху. Ребенок – это субъект собственного развития, он самосилен. Он равен взрослому во многом : переживает такие же чувства, как взрослый. Он равен взрослому по интеллектуальным возможностям и лишь немного уступает в наличии жизненного опыта, но опыт – дело наживное.

Во-вторых, необходимо переосмыслить сущность процесса воспитания и его назначение. Негуманная , авторитарная педагогика утверждает , что воспитание – это формирование личности воспитуемого. Отсюда – обязательные программы воспитания и обучения, признание ребенка лишь объектом деятельности воспитывающего, «натаскивание» на соблюдение правил, на знания и умения. Такое воспитание никогда не давало положительных результатов. Ребенка делали каким-то, но не таким, каким он рожден быть. В таком деланье он терял свое человеческое лицо, становился зависимым, несамостоятельным, способным только повторять, но не творить, он становился как все, при том, что он уникален и неповторим от рождения.

Исходя из принципов гуманизма , воспитание было бы разумнее определить, как создание условий для развития ребенка и его максимальной саморегуляции.

Воспитание призвано помогать ребенку устанавливать собственные отношения, контакты с обществом, историей, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития, создаст сам себя по своему же образу и подобию. Это в высшей степени гуманно , так как человек счастлив только при ощущении личной свободы и неповторимости. Воспитывающий – это только помощник ребенка в его саморазвитии, это его мудрая опора, но не более. Если ребенок во многом равен взрослому, то общение с ним должно осуществляться как сотрудничество и строиться с учетом следующих требований профессионально-этического характера.

Требования к общению взрослого с ребенком :

1. НАДО УВАЖАТЬ В РЕБЕНКЕ ЧЕЛОВЕКА СО ВСЕМ ХОРОШИМ И ПЛОХИМ, ЧТО В НЕМ ЕСТЬ. Он достоин уважения за то, что равен нам и он для нас неразгаданная тайна; достоин уважения за тот трудный путь, который ему предстоит пройти в жизни. Уважать – значит понимать, поддерживать, верить.

2. КАЖДЫЙ РЕБЕНОК НЕПОВТОРИМ И ТЕМ ПРЕКРАСЕН. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок имеет право быть самим собою. Отобрать это «Я» или усреднить его, навязать ребенку кумира - значит совершить преступление против него. Мы, взрослые, не имеем на это право.

3. В ВОСПИТАНИИ НЕ НАДО СТАНОВИТЬСЯ «НАД РЕБЕНКОМ» , А ЕСЛИ И ПРИДЕТСЯ ЭТО СДЕЛАТЬ, ТО ТОЛЬКО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЕГО.

4. НЕОБХОДИМО РАБОТАТЬ С ДЕТЬМИ ТАК, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ РЕБЕНОК НАУЧИЛСЯ УВАЖАТЬ И ЦЕНИТЬ СЕБЯ. Уважение к себе появляется на волне успеха. Надо обеспечивать ребенку успех, победу (над трудной темой познания, надоевшим делом, опасным желанием) и т. д. Первая победа породит вторую, третью, пробудит в ребенке силы, которые раньше и не подозревались, и грани его возможностей значительно расширятся. Повседневная жизнь в маленьких победах – это крылья ребенка, несущие его к осознанию собственной значимости. Но настоящая победа достигается только в творчестве. Творчество, а не повторение, дает ребенку свободу, уверенность в себе, и своих силах. Творчество возвышает ребенка. Воспитатель гуманист обязан быть творцом и должен уметь разбудить жажду творчества в детях

5. В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОПУСТИМО ИСПОЛЬЗОВА-НИЕ ТОЛЬКО НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ГУМАННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ВОСПИТАНИЯ. Необходимо делать так, чтобы ребенок участвовал в делах, предлагаемых воспитателем, не из-за страха быть наказанным, получить неодобрение, а из-за желания добиться личного успеха, испытать удовольствие. При отборе методов и приемов воспитания важно помнить следующее :

Никогда не наказывать детей;

Не сравнивать детей друг с другом, не ставить друг другу в пример;

Не выставлять детей на позор (не отчитывать при всех, не заставлять просить прощения) ;

Не укорять детей;

Не жаловаться на них родителям;

Не стоять над душой, не надзирать за ними;

Не оскорблять;

Не приказывать, не требовать жестко;

Обеспечивать успех во всех делах и особенно в творчестве, через разумную дозу помощи;

Хвалить от души;

Верить и доверять безоговорочно;

Договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям,

Поощрять искренне.

6. НЕОБХОДИМО ПОСТОЯННО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ УХОД ЗА ДЕТЬМИ. Это значит заботиться о душевном равновесии каждого ребенка, о его настроениях, чувствах, переживаниях. Ребенок не должен жить в обстановке душевного дискомфорта, если мы хотим видеть его личностью.

Публикации по теме:

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно.

Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Сотрудничество создает условия для позитивного.

Консультация для педагогов «Что такое ФГОС дошкольного образования?» С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.

Консультация для педагогов «Использование художественного слова в организации режимных моментов детей 2–3 года жизни» Наблюдая за малышами, я заметила, что некоторые дети слышат не слова, а интонацию, доброжелательную, располагающую, вызывающую доверие.

Консультация для педагогов «Значение дидактической игры в жизни ребенка» «Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых, родителей и воспитателей.

Консультация для педагогов «Тьюторское сопровождение повышения квалификации молодых педагогов в МБДОУ» «Педагог – не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы» Клод Леви-Стросс. Мы не раз слышали о значимости сотрудничества.

Консультация «Народные игры как традиционное средство педагогики» Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьёзное.

Консультация для педагогов «Так что же такое толерантность?» Толерантность - это милосердие; Толерантность - это сострадание; Толерантность - это уважение; Толерантность - это доброта души; Толерантность.

Консультация «Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании детей» «Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Термин «музейная.

Семинар-тренинг для педагогов «Что такое толерантность?» Цель: повышение сензитивности педагога к идеям ненасилия, толерантности как общечеловеческой ценности. Ход мероприятия: Никто не может.

Библиотека изображений:

Сегодня перед Россией стоит двуединая задача преодоления сырьевой ориентации экономики и перехода к экономике, основанной на научных знаниях. Ее решение невозможно без пересмотра господствующего в экономической и управленческих науках и практике факторного подхода к главной производительной силе - человеку.

Опыт становления в развитых странах экономики, основанной на научных знаниях, показывает, что этот процесс сопряжен, с одной стороны, с атомизацией человека, а с другой, - с возрастанием у него потребности в гармоничных межличностных отношениях, самореализации и саморазвитии в процессе труда и за его пределами. В условиях данного противоречия создается объективная основа для осознания человека как самоцели развития предприятия, а не только как фактора производства. В силу этого актуальность приобретает гуманизация в управлении персоналом - объективный процесс преодоления неразвитости человека в производстве.

Как это ни парадоксально, но растущее понимание необходимости глубокой гуманизации жизни нашего общества сочетается с отсутствием четкого представления о конкретном содержании этого понятия. В специальной литературе сегодня существует явный разнобой в толковании самого термина “гуманизация”. Поэтому, прежде чем приступить к исследованию гуманизации в производстве, представляется необходимым рассмотреть понятие гуманизации, провести его содержательный и этимологический (происхождение слова) анализ, выявить связь с другими близкими и пересекающимися понятиями.

Гуманизм - одна из фундаментальнейших характеристик общественного бытия и сознания, суть которой состоит в отношении человека к другим людям как к высшей ценности. Он проявляется в альтруизме, стремлении сеять добро, в милосердии, сострадании, желании помогать окружающим. Определение гуманизма как “совокупности” взглядов, выражающих достоинство и ценность человека, его право на свободное развитие, утверждающих человечность в отношениях между людьми, отражает только одну - субъективную сторону .

Самое главное состоит в практическом гуманизме - обеспечении реальных, достойных человека материально-технических, экономических, политических и культурных условий его жизнедеятельности, а также соответствующих объективных общественных отношений. Поэтому сущность гуманизма можно определить как совокупность объективных и субъективных отношений к каждому человеку как высшей самостоятельной ценности. Его основное проявление, реальное бытие - общественно-полезная деятельность, свободный труд, сознательно отдаваемый на пользу другим людям. Гуманизм, конечно, не только полезная деятельность, его суть в любых проявлениях заботы одного человека о благе другого. Быть антигуманистичным может быть не обязательно злой человек, а, например, вполне трудоспособный молодой человек, исполненный добрых чувств по отношению к окружающим, но живущий за счет других. Никак нельзя назвать гуманистичным строителя, бездумно возводящего плотины, угрожающие благополучию природы и человека, собственника или руководителя предприятия, заботящегося об увеличении прибыли, но не думающего о благе своих работников и об общественной полезности товара, или коммерсанта, пользующегося конъюнктурой рынка, чтобы непомерно взвинтить цены, а также ученого, равнодушного к тому, как будут использованы его научные результаты - во имя добра и созидания или во имя зла и разрушения.

Что же понимаемся под гуманизацией. Гуманизация - это распространение и утверждение в сфере общественной жизни идей, взглядов и убеждений, проникнутых гуманизмом .

Существует множество понятий «гуманизм». Рассмотрим только некоторые из них:

ѕ от лат. humanus -- человеческий, человечный, исторически изменяющаяся система воззрений, признающая человека как личность, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми ;

ѕ гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям ;

ѕ принцип мировоззрения, основанный на утверждении человеческого достоинства, признающий высшей целью общества всестороннее развитие человека, все более полное удовлетворение его потребностей ;

ѕ совокупность взглядов, признающих ценность человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей не зависимо от общественного положения .

Аналогичное положение наблюдается и в отношении понятия «гуманность», которое часто отождествляется с понятием «гуманизм». Гуманизм определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования, реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи» .

Рассмотрев понятие «гуманизм», дадим понятие гуманизации. Гуманизация - это усиление гуманистических начал в обществе, утверждение общечеловеческих ценностей, высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью .

Последние несколько лет принесли в организации и предприятия много новшеств. Появлялись новые методы в управлении, такие как "гуманизация труда", "групповые решения", "просвещение служащих”; преобладание индивидуального вознаграждения групповым (коллективным), экономического - социально-психологическим (благоприятный морально-психологический климат, повышение удовлетворенности трудом, использование демократического стиля руководства) и т.д.

К сожалению, на фоне этой бурной деятельности не изменилось главное - отношение: начальник - подчиненный. Совершенно не изменилась трудовая система, изначально не предназначенная для гуманного отношения к персоналу.

Стало быть, в контексте трудовой деятельности слово «гуманизация» может означать человеческое отношение к партнеру по бизнесу, исполнителю, сотруднику или даже конкуренту. И вот уже здесь начинаем чувствовать пределы понятия гуманизации применительно к трудовой деятельности. Если гуманно, то есть по-человечески, относиться к своим работникам, прислушиваться ко всем их потребностям, то дело может существенно затормозиться, а если гуманно учитывать потребности своих конкурентов, то можно просто стать банкротом. Поэтому на деле в бизнесе имеется существенное ограничение или полное отсутствие гуманизации: обман партнеров, использование людей в своих целях и пр. Исходя из прагматических представлений о некоторой нецелесообразности негуманного отношения, можно сказать, что оно чревато негативными последствиями не только для окружения бизнесмена, но и для него самого.

Предлагаем расширить понимание термина «гуманизация». Под ним подразумевается не только гуманное отношение к непосредственно окружающим людям (партнерам, коллегам, конкурентам и т.д.), но также к самому себе. Можно, таким образом, говорить об уровнях гуманизации: (1) субъектном уровне (отношение к себе) и (2) объектном уровне (отношение к другим). Последний уровень можно, в свою очередь, разделить на микроуровень (отношение к окружающим) и макроуровень (отношение к социуму). При необходимости в микроуровне можно выделить личностный уровень (отношение к своим близким) и деловой уровень (отношение к деловым партнерам). Данное деление на уровни представлено на рисунке 1.

Рис. 1

Оценивая пределы и перспективы гуманизации на этих уровнях, можно заметить, что они разные. Наибольшее «сопротивление» гуманизации мы встретим на объектном уровне, особенно на его «дальних» подуровнях. Напротив, гуманное отношение к себе и своим близким чаще всего не вызывает сомнений. Тем не менее, в некоторых «запущенных случаях» даже на самых «ближних уровнях» мы можем встретить негуманное отношение: невнимательное отношение к себе и связанных с этим проблемами (с физическим и психологическим здоровьем) и к окружающим.

Такое отношение к другим будет провоцировать разного рода конфликты как межличностные, так и внутриличностные (например, борьба с собственным чувством вины). И те, и другие требуют достаточно много сил и ресурсов как материальных, так и моральных, что неблагоприятно сказывается на здоровье.

Гуманизацию будем рассматривать как переход от отношения к человеку как объекта к личности, и в процессе управления персоналом должна опираться на:

1. Уважение;

2. Акмеологический или аксиологический подход в отношении к личности.

Гуманизация проявляется и в том, чтобы всему персоналу, независимо от статуса, ранга, занимаемой должности была предоставлена возможность общения с руководством, другими словами - обратная связь. Сотрудник имеет право попросить помощи не только у руководителя, но и у любого другого специалиста.

Мы считаем, что гуманизация должна состоять в том, чтобы сотрудник имел возможность выбора индивидуального темпа жизни на работе (темпа работы, уровня трудности, график работы) учитывая его биосоциальную сущность, способствующих его всестороннему развитию в вызывающих удовлетворенность трудом.

Чтобы за все время трудовой деятельности сотрудник имел возможность развивать свои способности до пределов, отпущенных природой.

Из выше перечисленных определений определим понятие «гуманизация» как процесс усиление человеколюбия, как в отношение окружающих, так и в отношение к самому себе; справедливости в экономической, общественной жизни признающих ценность человека как личности.

Гуманизация как основная функция управления персоналом отражает социальный характер менеджмента и роль человеческого фактора как субъекта и объекта менеджмента. Человек в системе менеджмента не только фактор производства и средство достижения цели, но и цель менеджмента. Поэтому функция гуманизации управленческих отношений и всей системы общественных отношений в условиях переориентации кадров российской экономики на рыночное мышление становится важной функцией менеджмента. В первую очередь гуманизация отношений касается этики деятельности, природы и механизмов воздействия морали как одной из сторон социальной деятельности человека, особой формы общественных отношений и сознания. Этика как система знаний обобщает и систематизирует принципы морали, формируемые в процессе развития общества, и представляет собой основу нравственного воспитания, формирования активной жизненной позиции. Этика менеджмента проявляется в деятельности фирм, предприятий, организаций, а также менеджеров, специалистов и всего персонала системы. Этика как отрасль знаний рассматривает человеческие отношения и поведение людей с точки зрения их соответствия общепринятым разумным нормам. Чаще всего под этическими требованиями подразумеваются правила поведения менеджера, предпринимателя, предъявляемые обществом к его стилю, деятельности, характеру общения с людьми, социальному облику .

Мы под гуманизацией будем понимать, одно из направлений управления персоналом, основанных на уважении и акмеологическом подходе; построения отношений, предполагающее создание условий максимально учитывающих биосоциальную сущность человека, способствующих его всестороннему развитию в вызывающих удовлетворенность трудом.

Гуманизация производства означает: постоянно улучшать условия и безопасность работников, укреплять их здоровье, создавать благоприятный социально-психологический климат в трудовом коллективе и делать все, что возвышает человека и раскрывает его способности. Ведь, человек - это ценность любой сферы производства, а не только фактор, способствующий высокой производительности. Для этого широко внедряются достижения эргономики - научной дисциплины, которая комплексно изучает человека (группу людей) в конкретных условиях его трудовой деятельности. Эргономика находит пути и методы для того, чтобы приспособить производственную среду к особенностям и возможностям человеческого организма. Она облегчает его адаптацию к усложняющимся условиям современной технологии, оптимизирует все компоненты системы "человек - техника - производственная среда". При этом учитывается, как воздействуют на физиологию и психику людей физические условия труда (температура, освещение, шум, вибрация, вентиляция и др.) и как влияет режим рабочего времени на биологические ритмы организма. Эргономика анализирует темп, тяжесть, нормирование и содержание индивидуальной и групповой деятельности, изучает характер и особенности оборудования, организацию рабочего места и системы контроля за трудом. В итоге растет производительность труда при улучшении здоровья людей.

В литературе справедливо отмечается, что наряду с понятием "социальное управление" все большее признание в общественных науках получает понятие "социальные технологии". Возникает потребность технологизации самого процесса социального управления, где субъективное воздействие переводится в объективное содержание, в изменение качества объекта.

Таким образом, научное познание и научное управление достигают таких высот, когда возможно не только понимание общих закономерностей и тенденций общественного развития, но и их подробное описание, вплоть до каждой практической операции, отдельного этапа, формы, средства и метода практической деятельности людей. Становится возможным не только прогнозирование, но и реализация прогнозных данных через поэтапное решение ряда социальных задач. А.Н. Леонтьев, рассматривая понятие операции как способа действия, при помощи которого осуществляются практические или познавательные цели, подчеркивал, что "действие как элемент деятельности соотносится с целью, операция же соотносится с условиями действия, с орудиями труда; она -- форма действия". Цель действия, таким образом, обусловлена не только наличием условий, но и самой деятельностью, определяемой в свою очередь способами, приемами поэтапного ее формирования.

Научная организация всех видов деятельности получает свои "жизненные права" как возможность. Однако, чтобы превратить возможность в действительность, необходима инновационная технология социальной деятельности, которая предполагает :

1) создание научно обоснованной социально-технологической модели, отражающей процесс целенаправленного преобразования определенного общественного явления или его формирования с учетом требований стратегического решения, специфических и необходимых свойств, связей, отношений этого явления с другими, поэтапное его формирование, выработку основных средств, методов, приемов, форм;

2) выделение промежуточных целей, жестко взаимоувязанных; рассмотрение пространственной и временной расположенности операций; техническую и материальную оснащенность и др.

Таким образом, социально-технологическая теоретическая модель воплощает в себе сплав обществознания, естествознания и технического знания. Последние преломляются в социально-технологическом знании в специфической форме -- посредством использования кибернетики, математической логики, теории игр, теории решений, социальной информатики и др.

Однако речь идет не о механическом перенесении производственных технологий на общественную жизнь, а о проектировании и внедрении в организацию человеческой деятельности специфических технологий, соотносимых с закономерностями общественного развития.

Обществу далеко не безразлично, какова управленческая ориентация технологии социальной деятельности: гуманистическая или ригористическая (инструментальная).

Только "гуманизация" норм, средств, приемов ориентирует работника на сознательное, творческое выполнение задания, формируя тем самым стремление к конечному результату -- сделать качественнее, больше, быстрее.

"Инструментализация" нормы, ориентируя на подчинение лишь волевому давлению, может "затушевать" главную цель. Поэтому очень важным является сочетание управленческих, социально-технологических решений с углублением демократии, расширением самоуправления, вследствие чего и возможна самореализация творческого потенциала личности. Социально-технологический подход в управлении ни в коей мере не устраняет инициативы управленческой деятельности и творчества людей. Его задача -- придать организации всей деятельности осознанный, научно обоснованный характер.

Итак, можно констатировать, что социальные технологии -- это своеобразный механизм соединения знаний с условиями их реализации в управлении.

Следует указать на различие понятий "реализация знаний" и "технологизация знаний". Реализация знаний -- это родовое понятие технологизации, процесс материализации, объективации любых знаний. Технологизация знаний связана с реализацией не любых знаний, а только тех, которые объективируются в организационно-технологической стороне человеческой деятельности, прежде всего в управлении. Наряду с понятием "технологизация знаний" мы используем понятие "интеллектуализация социальной деятельности и процесса управления", подчеркивая тем самым развитие всех общественных отношений на научной основе, исключение бюрократического администрирования, волюнтаризма и субъективизма, использование АСУ, информационно-логической техники, повышающей надежность отношений управления, ограничивающих влияние нежелательных дестабилизирующих факторов.

Вместе с тем было бы неверно полагать, что, опираясь только на социальные технологии, можно сразу решить все экономические, социальные, политические и духовно-нравственные проблемы. Для разработки и реализации социальных технологий прежде всего требуются соответствующие объективные условия (в том числе материально-технические средства) и достаточно зрелый субъективный фактор (не только в плане возможностей познания механизма действия законов общественного развития). Речь идет о высоком уровне экономического, нравственного и политического сознания людей; трудовой и исполнительской активности населения, дисциплине, настойчивости и инициативе, творческом подходе к делу, воле, стремлении изменить ситуацию к лучшему, осознании пагубности разрушительных технологий и необходимости перехода к технологиям созидания. Особое значение приобретает наукоемкость технологии, связанная с интеллектуализацией труда, ростом интеллектуальной собственности.

Поэтому, рассматривая происходящие в современном обществе изменения, многие ученые (Э.А. Араб-Оглы, Г.Н. Волков, В.П. Марахов и др.) большое внимание уделяют анализу процесса превращения науки в один из ведущих факторов изменения трудовых функций человека, в непосредственную, производительную силу общества. И действительно, наука выступает как самостоятельный тип труда, приобретающий все более массовый характер. В самой общей форме эту тенденцию можно охарактеризовать как растущую технологизацию знаний и интеллектуализацию общественного труда. Производство и применение постоянно обновляющихся знаний становятся важнейшим фактором устойчивого развития всех сфер общественной жизни .

Таким образом, необходимы новые производственно-экономические, социально-политические условия для обеспечения гармонического развития технологических отношений. Поэтому неизбежно усиление роли человека как субъекта выработки научно обоснованных технологий социальной деятельности.