Варяги история происхождения. Варяг — это кто? Загадки истории

Кто это – варяги? Известно о них то, что это определенная группа людей – то ли этническая, то ли профессиональная, которая некогда существовала на территории Северной Европы, на Руси и в Византии. Слово «варяги», кроме русского, присутствует и в древнескандинавском, и в греческом языках. Так кто это – варяги? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Нестор о варягах-норманнах

Вопрос, касающийся того, кто это – варяги, откуда они пришли на Русь, кем были по национальной принадлежности и по профессии, на сегодняшний день остается дискуссионным в исторической науке. Как правило, считается, что на Руси варягами звали выходцев из скандинавских стран, а также их соседей – славян, проживавших в районе Балтики.

Есть исторические сведения о том, что в Древнерусском государстве они жили в период с IX по XII век, а в Византии – с XI по XIII. Варяги были известны в качестве воинов-наемников и торговых людей.

В «Повести временных лет» («Несторова летопись») – наиболее раннем из сохранившихся до наших дней летописном документе XII века – они называются «варяги-русь». С ними связывается появление государства под названием «Русь». То есть здесь прослеживается приверженность так называемой норманнской теории, согласно которой варяги – это северные люди. Представителей этого народа русичи пригласили на царство. Так совершилось «призвание варягов».

Существуют и другие источники, которые указывают на близость понятия «варяги» с викингами из Скандинавии. В них указывается на то, что, начиная с XII века, слово «варяги» в русском языке заменяется словом «немцы». Есть ряд скандинавских и византийских документов, в которых сообщается о том, что некоторые из викингов в XI веке нанимались на службу в византийские войска, в том числе и в особый императорский отряд. Византийцы называли их «варанги», а скандинавы – «вэринги».

Другой взгляд – «славянский»


Другие же источники проповедуют славянскую теорию, говорящую о том, что Русь – это славянские народы, и Древнерусское государство, или Киевская Русь, появилось в процессе продвижения на юг с северных районов (начиная с первой половины IX века) «русского рода», который представлял собой объединение воинов-дружинников под предводительством новгородского князя.

Ему удалось подчинить себе ряд племен, среди которых: восточные славяне, прибалты, финно-угорцы. Кроме того, в зависимость от него попала часть племенных союзов, созданных восточными славянами.

Таким образом, отзывы о варягах, их происхождении и роли в образовании Древнерусского государства, о «норманнской» и «славянской» теориях со стороны исследователей характеризуются как неоднозначные. Обе теории являются спорными, так как ни одна из них не подтверждается достоверными, непротиворечивыми источниками. И поэтому история Руси не может быть реконструирована с достаточной степенью надежности.

Суть «варяжского вопроса»


Основными проблемами, а точнее комплексом проблем, по которому ученые расходятся в своем мнении, являются такие вопросы, как:

  1. Какова этническая принадлежность варягов как целого народа?
  2. Каково происхождение народа как общности, принадлежавшей одному из племен варягов?
  3. Какая роль принадлежит варягам в развитии государственности у восточных славян?
  4. В чем их значение в формировании древнерусской народности?
  5. Каково происхождение названия народа «русь»?

Над этими вопросами ученые продолжают биться и по сегодняшний день, но не могут прийти к единому мнению. При этом появляются новые сведения, делаются новые открытия. Далее рассмотрим краткую историю развития вопроса.

Варяги – все-таки кто это?


Приведем несколько взглядов ученых-историков на то, кем являлись варяги:

  1. Нестор в «Повести временных лет», рассказывая о призвании на правление варягов, рассматривает их как отдельный народ. Его он упоминает в числе других народов, таких как: норманны (норвежцы), свеи (шведы), англичане, готы. Само же племя Рюрика, которому (якобы) было предложено править славянским народом, ассоциируется с народом «русь». Таким образом, летописец рассматривает варягов и русь вместе, называя их «варяги-русь».
  2. Н.М. Карамзин говорил о варягах как о нескольких скандинавских народах. Этой версии придерживается большинство историков и сегодня.
  3. Существуют предположения о том, что они принадлежали к финнам, пруссам, балтийским славянам, варягам «руського» (что значит «соляного») промысла, находившегося на южном берегу озера Ильмень, что в Новгородской области.
  4. Также имеет место версия И. Эверса, согласно которой варяги разделялись на северных и южных. При этом первые вели свое происхождение от скандинавов, а вторые были прародителями казаков, вышедших из хазар. Это были так называемые славяне Великой степи, давшие начало правящему Русскому роду.

Версия А.Г. Кузьмина

Советский и российский ученый, историк и публицист, А.Г. Кузьмин, автор многих работ о происхождении Древней Руси, стоял на позиции антинорманизма. Он считал, что варягами были племена, которые населяли Вагрию. Их называли «вары», «вагры», «варины». Сегодня Вагрией называется полуостров, находящийся на востоке земли Шлезвиг-Гольштейн в Германии.

В Средневековье так именовались земли, распространенные по значительно более обширной территории. Как говорит «Славянская энциклопедия», Вагрия является историческим названием области, располагавшейся между Балтийским морем, островом Фемарн, реками Свентиной и Травой. С X века она подвергалась многочисленным разорительным набегам немецких феодалов, а в начале XII была ими захвачена.

По мнению А.Г. Кузьмина, после жителей Вагрии варягами стала называться вся совокупность славянских народов, которые проживали на южных берегах Балтийского моря, то есть от польского Поморья до самой Вагрии включительно. А еще позже так назвали и других жителей Европы, которые были подданными франкских королей.

Таким образом, однозначного ответа о происхождении варягов и их роли в образовании Русского государства на сегодняшний день не существует, но ученые продолжают свою кропотливую работу.

Восточный торговый путь


Морской и речной путь, пролегавший от Балтийского моря в Византию через восточную Европу в начале X – середине XIII века, назывался путем «Из варяг в греки», или «Варяжский путь», или «Восточный путь». Он являлся одним из водных путей, который контролировался представителями народов, проживавших на побережье Балтики. Оттуда он вел на юг, на восток Европы и в Малую Азию.

По мнению академика Д.С. Лихачева, эта торговая магистраль являлась важнейшей для Европы вплоть до XII века, до того момента, когда торговые связи между севером и югом переместились к западу. Из скандинавских стран на юг везли железо, оружие, амбру, изделия из кожи кита, моржовую кость, художественные товары.

А также изделия, которые являлись предметом грабежа, осуществляемого викингами на землях Западной Европы: ткани, драгоценности, утварь из серебра, французские вина. Из Византии поставлялось вино, пряности, ювелирные изделия, иконы, книги. Из Руси – меха, лен, воск, мед, смола, кожа, оружие, хлеб, изделия ремесленников, серебро в монетах.

Нужно отметить, что долгое время граница между торговлей и грабежом на пути из варяг в греки была размытой.


С начала 9 века, с конца царствования Карла Великого, по берегам Западной Европы начинают рыскать вооружённые шайки пиратов из Скандинавии. Так как эти пираты выходили преимущественно из Дании, то они стали известны на Западе под именем данов. Около этого же времени и на речных путях нашей равнины стали появляться заморские пришельцы с Балтийского моря, получившие здесь название варягов.

Варяги

В 10 и 11 веках эти варяги постоянно приходили на Русь или с торговыми целями, или по зову наших князей, набиравших из них свои военные дружины. Но присутствие варягов на Руси становится гораздо раньше 10 века. Повесть временных лет знает этих варягов по русским городам уже около половины 9 века. Киевское предание 11 столетия склонно было даже преувеличивать численность этих заморских пришельцев. По этому преданию, варяги, обычные обыватели русских торговых городов, издавна наполняли их в таком количестве, что образовали густой слой в составе их населения, закрывавший собою туземцев. Так, по словам Повести, новгородцы сначала были славянами, а потом стали варягами, как бы оваряжились вследствие усиленного наплыва пришельцев из-за моря. Особенно людно скоплялись они в Киевской земле. По летописному преданию, Киев даже был основан варягами, и их в нём было так много, что Аскольд и Дир, утвердившись здесь, могли набрать из них целое ополчение, с которым отважились напасть на Царьград.

Время появления варяг

Смутное воспоминание нашей летописи как будто отодвигает появление варягов на Руси ещё в первую половину 9 века. Встречаем иноземное известие, из которого видим, что действительно варяги, или те, кого так звали у нас в 11 веке, стали известны Восточной Европе ещё в первой половине 9 века, задолго до того времени, к которому наша Начальная летопись приурочивает появление Рюрика в Новгороде. Упомянутые послы от народа Руси, не хотевшие из Константинополя возвратиться домой прежней дорогой, отправлены были в 839 году с византийским посольством к германскому императору Людовику Благочестивому и там по расследовании дела, по удостоверении их личности, оказались свеонами, шведами, то есть варягами, к которым наша Повесть причисляет и шведов. Вслед за этим свидетельством западной хроники идут навстречу тёмному преданию нашей летописи с византийского и арабского Востока известия о том, что уже в первой половине 9 века там хорошо знали Русь по торговым делам с нею и по её нападениям на северные и южные берега Чёрного моря.

Образцовые критические исследования академика Васильевского о житиях святых Георгия Амастридского и Стефана Сурожского выяснили этот важный в нашей истории факт. В первом из этих житий, написанном до 842 года, автор рассказывает, как Русь, народ, который “все знают”, начав опустошение южного черноморского берега от Пропонтиды, напала на Амастриду. Во втором житии читаем, что по прошествии немногих лет от смерти Святого Стефана, скончавшегося в исходе 8 века, большая русская рать с сильным князем Бравлином, пленив страну от Корсуня до Керчи, после десятидневного боя взяла Сурож (Судак в Крыму).

Другие известия ставят эту Русь первой половины 9 века в прямую связь с заморскими пришельцами, которых наша летопись помнит среди своих славян во второй половине того же века. Русь Вертинской хроники, оказавшаяся шведами, посольствовала в Константинополе от имени своего царя хакана, всего вероятнее хозарского кагана, которому тогда подвластно было днепровское славянство, и не хотела возвращаться на родину ближайшей Дорогой по причине опасностей от варварских народов – намёк на кочевников днепровских степей. Араб Хордадбе даже считает “русских” купцов, которых он встречал в Багдаде, прямо славянами, приходящими из отдалённейших концов страны славян.

Наконец, патриарх Фотий называет Русью нападавших при нём на Царьград, а по нашей летописи это нападение было произведено киевскими варягами Аскольда и Дира. Как видно, в одно время с набегами данов на Западе их родичи варяги не только людно рассыпались по большим городам греко-варяжского пути Восточной Европы, но и так уже освоились с Чёрным морем и его берегами, что оно стало зваться Русским и, по свидетельству арабов, никто, кроме Руси, по нему не плавал в начале 10 века.

Происхождение варягов

Балтийские варяги, как и черноморская Русь, по многим признакам были скандинавы, а не славянские обитатели южнобалтийского побережья или нынешней южной России, как думают некоторые учёные. Наша Повесть временных лет признаёт варягов общим названием разных германских народов, обитавших в Северной Европе, преимущественно по Варяжскому (Балтийскому) морю, каковы шведы, норвежцы, готы, англы. Название это, по мнению некоторых ученых, есть славяно-русская форма скандинавского слова «vaering» или «varing», значение которого недостаточно выяснено. Византийцы 11 века знали под именем норманнов, служивших наёмными телохранителями у византийского императора.

В начале 11 века немцы, участвовавшие в походе польского короля Болеслава на князя русского Ярослава в 1018 году, приглядевшись к населению Киевской земли, рассказывали потом епископу мерзебургскому Титмару, дописывавшему тогда свою хронику, что в Киевской земле несметное множество народа, состоящего преимущественно из беглых рабов и “проворных данов”. Немцы едва ли могли смешать своих соплеменников скандинавов с балтийскими, славянами. В Швеции находят много древних надписей на могильных камнях, которые говорят о древних морских походах из Швеции на Русь.

Скандинавские саги, восходящие иногда к очень древнему времени, рассказывают о таких же походах в страну Гардарик, как называют они Русь, то есть в “царство городов”. Самое это название, так мало идущее к деревенской Руси, показывает, что варяжские пришельцы держались преимущественно в больших торговых городах Руси. Наконец, имена первых русских князей-варягов и их дружинников почти все скандинавского происхождения. Те же имена встречаем и в скандинавских сагах: Рюрик в форме «Hrorek», Трувор – «Thorvardr», Олег по древнекиевскому выговору на «о» – «Helgi», Ольга – «Helga», Игорь – «Ingvarr, Оскольд – «Hoskuldr», Дир – «Dyri» и тому подобное. Что касается до Руси, то арабские и византийские писатели 10 века отличают её как особое племя от славян, над которыми она господствовала, и Константин Багрянородный в перечне днепровских порогов отчётливо различает славянские и русские их названия как слова, принадлежащие совсем особым языкам.

Образование военно-промышленного класса в городах

Эти варяги-скандинавы и вошли в состав военно-промышленного класса, который стал складываться в 9 веке по большим торговым городам Руси под влиянием внешних опасностей. Варяги являлись к нам с иными целями и с иной физиономией, не с той, какую носили даны на Западе, там дан – пират, береговой разбойник. На Руси варяг – преимущественно вооружённый купец, идущий на Русь, чтобы пробраться далее в богатую Византию, там с выгодой послужить императору, с барышом поторговать, а иногда и пограбить богатого грека, если представится к тому случай. На такой характер наших варягов указывают следы в языке и в древнем предании.

В областном русском лексиконе варяг – разносчик, мелочной торговец, варяжить – заниматься мелочным торгом. Любопытно, что, когда неторговому вооружённому варягу нужно было скрыть свою личность, он прикидывался купцом, идущим из Руси или на Русь: это была личина, внушавшая наибольшее доверие, наиболее привычная, к которой все пригляделись. Известно, чем обманул Олег своих земляков Аскольда и Дира, чтобы выманить их из Киева. Он послал сказать им: “я купец, идем мы в Грецию от Олега и княжича Игоря: придите к нам, землякам своим”.

Превосходная скандинавская сага о Святом Олафе, полная исторических черт, рассказывает, как этот скандинавский герой, долго и усердно служивший русскому конунгу Вальдамару, то есть Святому Владимиру, возвращаясь с дружиной на кораблях домой, был занесён бурею в Померанию, во владения вдовствующей княгини Гейры Буриславны и, не желая открывать своё звание, выдал себя за купца гардского, то есть русского. Осаживаясь в больших торговых городах Руси, варяги встречали здесь класс населения, социально им родственный и нуждавшийся в них, класс вооружённых купцов, и входили в его состав, вступая в торговое товарищество с туземцами или нанимаясь за хороший корм оберегать русские торговые пути и торговых людей, то есть конвоировать русские торговые караваны.

Города и окрестное население

Как скоро из туземных и пришлых элементов образовался такой класс в больших торговых городах и они превратились в вооружённые пункты, должно было измениться и их отношение к окрестному населению. Когда стало колебаться хозарское иго, эти города у племён, плативших дань хозарам, сделались независимыми. Повесть временных лет не помнит, как поляне освободились от хозарского ига. Она рассказывает, что Аскольд и Дир, подошедши Днепром к Киеву и узнав, что городок этот платит дань хозарам, остались в нём и, набрав много варягов, начали владеть землёю полян. По-видимому, этим и обозначился конец хозарского владычества в Киеве.

Неизвестно каким образом Киев и другие города управлялись при хозарах; но можно заметить, что, взявши в свои руки защиту торгового движения, они скоро подчинили себе свои торговые округа. Это политическое подчинение торговых районов промышленным центрам, теперь вооружённым, по-видимому, началось ещё до призыва князей, то есть раньше половины 9 века. Повесть о начале Русской земли, рассказывая о первых князьях, вскрывает любопытный факт: за большим городом идёт его округ, целое племя или часть его. Олег, отправившись по смерти Рюрика из Новгорода на юг, взял Смоленск и посадил в нём своего наместника: в силу этого без дальнейшей борьбы смоленские кривичи стали признавать власть Олега.

Олег занял Киев, и киевские поляне вследствие этого также признавали его власть. Так целые округа являются в зависимости от своих главных городов, и эта зависимость, по-видимому, установилась. помимо и раньше князей. Трудно сказать, как она устанавливалась. Может быть, торговые округа добровольной подчинялись городам, как укрепленным убежищам, под давлением внешней опасности; ещё вероятнее, что при помощи вооружённого класса, скопившегося в торговых городах, последние силой завладевали своими торговыми округами; могло быть в разных местах и то и другое.

Образование городовых областей

Как бы то ни было, в неясных известиях нашей Повести обозначается первая местная политическая форма, образовавшаяся на Руси около половины 9 века это – городовая область, то есть торговый округ, управляемый укрепленным городом, который вместе с тем служил и промышленным средоточием для этого округа. Эти области и звались по именам городов. Когда образовалось княжество Киевское, вобравшее в себя племена восточных славян, эти древние городовые области – Киевская, Черниговская, Смоленская и другие, прежде независимые, вошли в его состав как его административные округа, послужили готовыми единицами областного деления, установившегося на Руси при первых киевских князьях к половине 11 века.

Древняя Повесть о начале Руси делит восточных славян на несколько племён и довольно точно указывает их размещение. Может быть, области Киевского княжества 10 – 11 веков были политически объединившиеся племена полян, северян и прочих, а не промышленные округа древних торговых городов Руси? Разбор этнографического состава древних городовых областей даёт отрицательный ответ на этот вопрос. Если бы эти области имели племенное происхождение, сложились из племенных связей, без участия экономических интересов, каждое племя образовало бы особую область или, иначе говоря, каждая область составилась бы из одного племени. Но этого не было на деле: не было ни одной области, которая бы состояла только из одного и притом цельного племени.

Большинство областей составилось из разных племён или их частей, в иных областях к одному цельному племени примкнули разорванные части других племён. Так, Новгородская область состояла из славян ильменских с ветвью кривичей, центром которой был городок Изборск. В состав Черниговской области вошла северная половина северян с частью радимичей и с целым племенем вятичей, а Переяславскую область составила южная половина северян. Киевская область состояла из всех полян, почти всех древлян и южной части дреговичей с городом Туровом на Припяти. Северная часть дреговичей с городом Минском оторвана была западной ветвью кривичей и вошла в состав Полоцкой области. Смоленская область составилась из восточной части кривичей со смежной частью радимичей. Таким образом, Древнее племенное деление не совпадало с городовым, или областным, образовавшимся к половине 11 века. Значит, не размещением племён очертились пределы городовых областей.

По племенному составу этих областей нетрудно заметить, какая сила стягивала их. Если среди племени возникало два больших города, оно разрывалось на две области (кривичи, северяне). Если среди племени не оказывалось и одного такого города, оно не образовывало и особой области, а входило в состав области чужеплеменного города. Замечаем при этом, что появление значительного торгового города среди племени зависело от географического положения последнего: такие города, становившиеся центрами областей, возникали среди населения, жившего па главным речным торговым линиям Днепра, Волхова и Западной Двины. Напротив, племена, удалённые от этих линий, не имели своих значительных торговых городов и потому не составили особых областей, но вошли в состав областей чужеплеменных торговых городов. Так, не видно больших торговых городов у древлян, дреговичей, радимичей и вятичей; не было и особых областей этих племён. Значит, силой, которая стягивала все эти области, были именно торговые города, какие возникали по главным речным путям русской торговли и каких не было среди племён, от них удалённых.

Если мы представим себе восточных славян, как они устроились во второй половине 9 века, и сопоставим это устройство с древним племенным делением их, то найдём на всём пространстве от Ладоги до Киева восемь славянских племён. Четыре из них (дреговичи, радимичи, вятичи и древляне) постепенно, частью уже при первых киевских князьях, а частью ещё до них, вошли в состав чужеплеменных областей, а четыре других племени (славяне ильменские, кривичи, северяне и поляне) образовали шесть самостоятельных городовых областей, из коих ни одна, кроме Переяславской, не имела цельного, одноплеменного состава. Каждая вобрала в себя сверх одного господствующего племени или господствующей части одного племени ещё подчинённые части других племён, не имевших своих больших городов. Это были области Новгородская, Полоцкая, Смоленская, Черниговская, Переяславская и Киевская.

Итак, большие вооружённые города, ставшие правителями областей, возникли именно среди тех племён, которые принимали наиболее деятельное участие во внешней торговле. Города эти подчинили себе соплеменные им окрестные населения, для которых они прежде служили торговыми средоточиями, и образовали из них политические союзы, области, в состав которых втянули, частью ещё до появления князей киевских, а частью при них, и соседние поселения чужих безгородных племён.

Варяжские княжества

Образование этой первой политической формы на Руси сопровождалось в иных местах появлением другой, вторичной и тоже местной формы, варяжского княжества. В тех промышленных пунктах, куда с особенной силой приливали вооружённые пришельцы из-за моря, они легко покидали значение торговых товарищей или наемных охранителей торговых путей и превращались во властителей. Во главе этих заморских пришельцев, составлявших военно-промышленные компании, становились вожди, получавшие при таком перевороте значение военных начальников охраняемых ими городов. Такие вожди в скандинавских сагах называются конингами или викингами. Оба этих термина перешли и в наш язык, получив славяно-русские формы князя и витязя. Эти слова есть и у других славян, которые заимствовали их у германских племён Средней Европы. В наш язык они перешли от более близких к нам в древности скандинавов, северных германцев. Превращение варягов из союзников во властителей при благоприятных обстоятельствах совершалось довольно просто.

Известен рассказ Начальной летописи о том, как Владимир, одолев киевского брата своего Ярополка в 980 году, утвердился в Киеве с помощью призванных из-за моря варягов. Заморские его соратники, почувствовав свою силу в занятом ими городе, сказали своему наёмщику: “Князь, ведь город-то наш, мы его взяли; так мы хотим брать с горожан окуп – контрибуцию – по две гривны с человека”. Владимир только хитростью сбыл с рук этих назойливых наёмников, выпроводив их в Царьград. Так иные вооружённые города со своими областями при известных обстоятельствах попадали в руки заморских пришельцев и превращались во владения варяжских конингов. Таких варяжских княжеств мы встречаем на Руси несколько в 9 и 10 веках. Так являются во второй половине 9 века на севере княжества Рюрика в Новгороде, Синеусово на Белом озере, Труворочо в Изборске, Аскольдово в Киеве.

В 10 веке становятся известны два других княжества такого же происхождения, Рогволодово в Полоцке и Турово в Турове на Припяти. Наша древняя летопись не помнит времени возникновения двух последних княжеств, самое существование их отмечено в ней лишь мимоходом, кстати. Отсюда можно заключить, что такие княжества появлялись и в других местах Руси, но исчезали бесследно. Подобное явление совершалось в то время и среди славян южнобалтийского побережья, куда также проникали варяги из Скандинавии. Стороннему наблюдателю такие варяжские княжества представлялись делом настоящего завоевания, хотя основатели их варяги являлись обыкновенно без завоевательной цели, искали добычи, а не мест для поселения.

ВАРЯГИ

Древнерусское название выходцев из Скандинавии.


Слово варяги происходит от древнескандинавского varingr из var в значении ‘верность, порука, обет’. Со 2-й половины XII в. было вытеснено конкретными названиями отдельных скандинавских народов. Например, шведы стали называться свеи , норвежцы - мурманы .
На Руси IX–X вв. варяги были, в основном, воинами и купцами (см. ). В русских источниках они впервые упоминаются в легенде о «призвании варягов» из «Повести временных лет» , где говорится о том, что в 862 г. для прекращения междоусобиц некоторые племена восточных славян обратились к варягам с предложением занять княжеский (см. ) престол. Три брата - Рюрик, Синеус и Трувор откликнулись на призыв славян. Рюрик стал править в Великом Новгороде , Синеус - в Белоозере, а Трувор - в Изборске. Большинство историков считает, что Синеуса и Трувора на самом деле вообще не существовало (в переводе с древнешведского языка слова сине хус трувор означают ‘с домом и дружиной’). Однако эта легенда послужила исходным пунктом для создания в XVIII в. так называемой норманнской теории происхождения Русского государства, согласно которой варяги были основателями первого государства восточных славян - Киевской Руси. Против этой теории активно выступали многие русские ученые, среди них - М.В. Ломоносов , Д.И. Иловайский и др. Противники норманнской теории (антинорманисты) признают только то, что в основе легенды лежит реальный исторический факт вокняжения в Новгороде варяга Рюрика, заслуга которого состоит в том, что он положил начало первой правящей династии на Руси - Рюриковичей (см. , ).
В XIX - начале XX в. дискуссия между последователями разных концепций происхождения государства на Руси была очень популярна в образованных слоях русского общества, и так как варяги, безусловно, имели репутацию хороших воинов, один из лучших крейсеров Российской империи начала XX в. получил название .
Представление о варягах как о способных правильно и рассудительно действовать чужаках, не зависимых в своих решениях от уже сложившихся традиций и отношений, отразилось в русской разговорной речи. Варягом и сегодня называют человека, принятого на руководящую работу в какой-либо коллектив со стороны.
Стремление варягов захватить побольше добычи, не заботясь о дальнейшей судьбе тех мест, где они «кормились», также нашло отражение в русском языке. Варягом могут назвать человека, который живет, «наезжая» в чужие края за легким заработком. Варяги оставили след в некоторых географических наименованиях. Например, торговый путь, соединявший с Чёрным (см. ), называли путем из варяг в греки , а само Балтийское море до XVIII столетия именовалось Варяжским .
«Варяжские» (скандинавские по происхождению) имена (см. ) Глеб, Борис, Игорь, Олег и Ольга еще до принятия христианства вошли в русский именник, а позже, освященные церковной (см. ) традицией, были включены в Святцы как имена святых (см. ).
По данным «Повести временных лет», варяги (племя которых называлось русь ) дали свое имя народу и земле, которая стала называться Русской землей (см. ).
«Призвание варягов». Художник В.М. Васнецов. 1909 г.:

Рюрик, основатель Древнерусского государства. Гравюра XVIII в.:


Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Смотреть что такое "ВАРЯГИ" в других словарях:

    ВАРЯГИ - (от древнескандинавского vaeringjar), собирательное обозначение скандинавов в древнерусских источниках. Термин В. возник, видимо, в конце 9 начале 10 вв. На Руси в 9 1 й половине 11 вв. были наёмниками князей, занимались также торговлей на пути… … Русская история

    ВАРЯГИ - (от древнескандинавского vxringjar), в древнерусских источниках (до начала 13 века) собирательное обозначение скандинавов, воинствующих мореплавателей и купцов. Торговали по пути из варяг в греки, Волге и др. со странами Северной и Южной Европы … Современная энциклопедия

    ВАРЯГИ - (от др. сканд. vaeringjar) в русских источниках скандинавы, полулегендарные князья (Рюрик, Синеус, Трувор и др.), наемные дружинники русских князей 9 11 вв. и купцы, торговавшие на пути из варяг в греки … Большой Энциклопедический словарь

    ВАРЯГИ - ВАРЯГИ, варягов, ед. варяг, варяга, муж. Название норманского племени, из среды которого, по летописному рассказу, происходили первые русские князья (ист.). Призвание варягов. || перен. Иностранцы, пользующиеся такими политическими или… … Толковый словарь Ушакова

    ВАРЯГИ - ВАРЯГИ, ов, ед. яг, а, муж. 1. В Древней Руси: выходцы из Скандинавии, объединявшиеся в вооружённые отряды для торговли и разбоя, нередко оседавшие на Руси и служившие в княжеских дружинах. Путь из Варяг в Греки (древний великий водный путь по… … Толковый словарь Ожегова

    варяги - ов, ед. варяг, а, м., одуш. (… Словарь иностранных слов русского языка

    Варяги - Варяги, поздн. вареги, визант. варанги, скандин. вэринги(vaeringjar), арабск.грузинск. варанг, латинск, varingi. Этим именемобозначались первоначально выходцы из Скандинавии, отчасти дружинники,поступавшие в русскую и византийскую военную службу … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    варяги - – посторонние шофера, приехавшие на приработок. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь

    Варяги - (от др. сканд. vaeringjar норманны, служившие византийскому императору) в русских источниках выходцы из Скандинавии, полулегендарные князья (Рюрик, Синеус, Трувор), наемные дружинники русских князей 9 11 веков. Политическая наука: Словарь… … Политология. Словарь.

В русском языке до сих пор слово «варяг» употребляется иногда в нарицательном значении, имеющем некоторый шутливый или ироничный оттенок. Так называют посторонних людей, которых приглашают для помощи в каком-либо деле, а также тех, которые непрошеными гостями вторгаются в размеренную жизнь местных жителей и ведут себя уверенно и независимо. Соответствует ли этот запечатленный в народной памяти образ истинному значению слова? И кто же они, эти загадочные варяги?

Еще в IX веке в торговых поселениях восточных славян, а также на торговых путях, которые через их земли шли на Византию, начали появляться «заморские пришельцы с Балтийского моря» (иногда его еще называли Варяжским морем). Славяне называли этих заморских гостей варягами.

Многие ученые-историки считают, что варяги скорее всего были родом из Скандинавии. Они приходили к славянам торговать, но часто предводители славян и сами приглашали их в свои военные дружины, потому что варяги славились силой и храбростью. А воевать приходилось много. Славян со всех сторон окружали враждебные племена, которые набегами опустошали их земли, убивали людей, уводили скот. Кроме того, славянские племена и сами не ладили друг с другом, не было среди них мира и согласия. Конечно, славяне и сами отличались завидной смелостью и силой, а вместе с варягами они представляли собой очень грозную силу.

А потом произошло то, что известный русский историк Николай Михайлович Карамзин называет «удивительным и едва ли не беспримерным случаем». Славяне отправляют за море к варягам своих послов, чтобы они сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, идите княжить и владеть нами».

Кто же откажется от такого заманчивого предложения? Не отказались и варяги. Три брата: Рюрик, Трувор и Синеус — собрали многочисленную дружину и прибыли к славянам, чтобы править ими. Старший брат, Рюрик, отправился в Новгород, младшие же: Синеус — на Белое озеро, а Трувор осел в Изборске (сейчас это Псковская область).

Через два года Синеус и Трувор умерли, а Рюрик присоединил их земли к своим. Потом эти земли стали называться Новгородской Русью.

К этому времени относится и другое важное событие. Предание гласит, что двое варягов, которые тоже прибыли с Рюриком в Новгород, Аскольд и Дир, отправились со своими товарищами из Новгорода дальше в Константинополь искать счастья. По дороге они увидели на высоком берегу Днепра маленький городок и спросили: чей он? Им ответили, что его построили три брата, которые к этому времени уже скончались. И что жители этого городка живут спокойно, ни с кем не воюют, только платят дань хазарам. Этим городком был Киев. Аскольд и Дир завладели им и стали там властвовать, подчинив себе еще и окрестные земли. Так, по преданию, возникла еще одна Русь — Киевская, во главе с теми же варягами.

Кто такие варяги?

Сегодня ничего неизвестно об этнической принадлежности варягов, как и о местах их расселения. Впервые варяги упоминаются в "Повести временных лет" монаха Нестора. Само это название - варяги - известно только в связи с историей Древней Руси. В других источниках это название совершенно отсутствует. Возможно, по этой причине данные племена, которых русские люди называли варягами, и вызывают столько разных вопросов и толкований на сегодняшний день.

Варяги, по мнению Нестора, проживали на Скандинавском полуострове, из чего следует, что это были викинги. В летописи эта информация подтверждается словами: "В год 6367 (859) варяги из заморья взимали дань… и … в год 6370 (862) изгнали варяг за море и не дали им дани". Повесть временных лет. - // Древнерусская литература. - М., 1996. - С. 21. Слово "заморье" позволяет нам предположить, что территория варягов находилась на северном берегу Балтийского моря, т.е. на территории современной Швеции. С.М. Соловьев вслед за Н.М. Карамзиным отождествляет варягов с викингами - норманнами. А. Мазуров в статье "Образование Древнерусского государства" развивает эту версию и даже считает, что название Русь отнюдь не славянского происхождения, а "… скорее всего пришло с Севера и образовано от названия южного берега Швеции Руслаген". Энциклопедия для детей: Т. 5, ч. 1. (История Росси и её ближайших соседей). - М., 1995. - С. 137.

Несколько странную, на наш взгляд, версию мы встретили в современной работе "Киевская Русь", автором которой является Светлана Жук. Приведем её высказывание полностью. "Так или иначе, не подлежит сомнению, что варяги имеют много общего со скандинавами - северными людьми (норманнами или викингами). Название их, по мнению некоторых учёных, - славяно-русская форма скандинавского или германского слова waering, или warang, значение которого недостаточно ясно.

Имена первых русских князей-варягов и их дружинников почти все скандинавского происхождения. Те же имена встречаются и в скандинавских сагах: Рюрик - Hrekr, Трувор - Thorvardr, Олег (по древнекиевскому выговору на "о") - Helgi, женская форма Ольга - Helga, Игорь - Jngvarr, Аскольд - Haskuldr и др.

Как правило, варяги являлись к нам вооруженными купцами, направлявшимися в богатую Византию, чтобы там с выгодой послужить императору, с барышом поторговать, а иногда и поучаствовать в грабежах, если к тому представится случай". Жук С.М. Киевская Русь. - М., 2007. - С. 7. Мы видим здесь явно смешение нескольких версий: норманнской теории и мнения о том, что варяги были наёмными воинами. В дополнение к ним добавлено новое положение о варягах-купцах. Нигде в литературе ничего подобного мы не встретили. Причём сама С.М. Жук никаких серьёзных аргументов в пользу данного положения не приводит. Единственным доказательством служит факт, что Олег и его люди выманили Аскольда и Дира из Киева, назвавшись купцами. Однако это отнюдь не доказывает положения о том, что варяги занимались активно торговлей. К тому же другие исследователи этого не подтверждают. Что касается аргументов в пользу скандинавского происхождения варягов, то они типичны для норманнистов и вызывают очень много вопросов. Юрий Петухов, к которому современные маститые историки относятся довольно скептически, на это возражает: " Изначальное проживание русов в Скандинавии и Северной Европе сказывается и поныне. Современные, предельно германизированные в результате поздней германоязычной экспансии шведский, норвежский, датский языки можно отнести к германской группе языков с очень большой натяжкой (даже в тех словосочетаниях, что постоянно на слуху типа "Svenska bladet", "svensk-rysk ordbok", "historiska museum", мы чётко и ясно и видим и слышим русские (славянские) суффиксы, а отнюдь не германские "шведиш-русиш")". Петухов Ю.Д. Норманны - Русы Севера. - М., 2008. - С. 79. И, если мы внимательно вчитаемся в иностранные слова, приводимые обоими авторами, то поймём, что Ю. Петухов гораздо более прав в своих высказываниях, чем С. Жук. К тому же механическое смешение двух кардинально разных версий само по себе не является новым и исключительно верным взглядом на проблему.

Славянофилы считали, что варяги отнюдь не были скандинавами, они имели славянское происхождение и проживали по соседству с ильменскими словенами. Энциклопедия для детей: Т. 5, ч. 1. (История Росси и её ближайших соседей). - М., 1995. - С. 137. В.Н. Дёмин тоже считает, что варяги были соседями северных славянских племен и заселяли южное побережье Балтийского моря. Эти варяжские племена именовались Русью и это название впоследствии перешло на созданное государство восточных славян. Дёмин В. Что такое - Древнерусская литература? - // Хрестоматия по истории России. - / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина - М., 2004. - С. 10. Эту версию поддерживают многие исследователи, в частности современный ученый Н.И. Ходаковский в своей работе "Третий Рим" так же отмечает, что варяги жили к западу от ильменских словен, на южном побережье Балтики. Ходаковский Н.И. Третий Рим. - М., 2002. - С. 9-10.

Вопрос о местах проживания варягов мы рассмотрим чуть позднее. В данной главе нас интересует вопрос об этнической принадлежности этих племен.

Нам известно о варягах в связи с тем, что варяги по свидетельству опять-таки Нестора, уже завоевывали территорию северной Руси, т.е. восточнославянские племена, проживавшие на северорусских территориях, а так же племена чуди и меря. Более того, они были изгнаны объединившимися племенами, а позднее варяжский князь Рюрик был приглашен на княжение в Новгород. Повесть временных лет. - С. 21. Других фактов контакта восточных славян с варягами в каких-либо источниках не зафиксировано. Свидетельства Нестора совершенно не дают основания для отождествления варягов с викингами. Из многочисленных источников нам известно, что племена викингов были очень воинственны, агрессивны и имели прекрасное вооружение. Они совершали грабительские набеги, оставляя после себя только смерть и разрушения. Кровавая бойня была для них нормальным явлением, т.к. с детства каждый из них воспитывался как бесстрашный воин. После опустошительных набегов, которые напоминали смертоносный ураган, они убирались восвояси, нигде не задерживаясь надолго и не устанавливая своих порядков. Главной целью их набегов был грабеж, а не завоевание новых территорий и покорение населения. Подобная черта характерна для племен, находившихся на стадии военной демократии, т.е. в процессе формирования. Для этой стадии развития характерна военная агрессия против соседних народов с единственной целью - наживы. Княжеская власть в этот период переживает процесс своего становления, и власть еще не передается по наследству. Воины в качестве князя выбирают самого сильного и храброго воина, который не раз показывал себя в бою. Из всего этого следует, что о государственном объединении у таких племен говорить ещё слишком рано. Согласно К. Марксу, стадия военной демократии соответствует периоду разложения первобытнообщинного строя.

Управление завоеванными территориями требует от народа-завоевателя, прежде всего, определенного исторического опыта государственности. Вывозимые из завоёванных территорий богатства должны отправляться в государство завоевателей, иначе, зачем ещё нужно покорять другие народы? Однако нам хорошо известно, что государственные образования у викингов начинают формироваться только к XI-XII в. А Нестор описывает события VII - IX вв. Отсюда мы явно видим, что варяги никак не могли быть викингами. К тому же князья у викингов назывались конунгами, а самые бесстрашные воины - берсерками или берсеркерами. Эти названия довольно часто фигурируют в различных европейских источниках применительно к эпохе набегов викингов на Европу - конец X - начало XI вв. Но этих названий мы нигде не встречаем применительно к варягам. Приглашенный в Новгород Рюрик именовался князем, а не конунгом, и никаких берсерков с ним не было.

Опять-таки обратим внимание на период набегов страшных викингов, наводивших ужас на всю Европу. Это период конца X - XI вв. Рюрик же прибыл в Новгород в 862 году, т.е. во второй половине IX века, когда ни о каких викингах в Европе ещё никто ничего не слышал. Можно предположить, что в VIII-IX вв. такого этнического образования как викинги вообще ещё не существовало. Всё это совершенно не позволяет нам отождествлять варягов, с которыми пришлось иметь дело нашим далёким предкам, со скандинавскими викингами. Но кем же тогда были эти загадочные варяги, о которых по сей день не утихают бурные споры?

Л.Н. Гумилев, а вслед за ним и С. Лесной считают, что варяги не были неким этническим образованием, само название - варяги - сборное. Варяги, по их мнению, были наёмными воинами, чьей единственной работой была война. "… В летописи

(Нестора - прим. авт.) речь идет об уплате наёмным варяжским отрядам за службу (и об этом сохранились в исландских сагах данные, что варяги заключали погодные контракты, и имеются даже указания на суммы, уплачиваемые Русью простым воинам варягам, а так же их начальникам). Русь платила жалованье наёмным войскам, которые обеспечивали её мирное существование ("мира деля"), ибо при наличии постоянного войска никто не решался напасть на Русь в расчёте на лёгкую добычу". Лесной С. Откуда ты, Русь? Крах норманнской теории. - М., 2007 - С. 21. Подобная версия содержится и в работе доктора философских наук XIX в. Егора Классена. Классен Е. Древнейшая история славян. Выпуски 1-3. 1854-1861. - Спб.: "Ленинградское издательство", 2011. - С. 121-127.

Однако в работе С. Лесного нет ссылок на используемые им источники, что уже само по себе вызывает сомнения. Кроме того, вполне возможно, что в указанных исландских сагах фигурирует название не варяги, а викинги, которых действительно нанимали на службу европейские правители, о чем существует большое количество сведений. Что же касается русских, т.е. славянских князей, то мы нигде не встретили упоминания о том, что князь Владимир или Ярослав Мудрый, например, держали при себе наёмные войска и платили им за службу.

Во всех учебниках истории подробно расписываются победы первых русских князей. Нет необходимости перечислять все эти блестящие походы Олега, Святослава и других русских правителей. Вряд ли эти победы были бы возможны с наёмными войсками, ведь, как известно, наёмники работают за деньги и рисковать своими жизнями зря не будут. Более того, возможно автор не понял, о какой Руси идет речь. Дело в том, что Русью называли себя не только восточные славяне, но и западные. Например, у Аполлона Кузьмина в его интереснейшей работе "Начало Руси" читаем: "… плотно населенный остров руссов - это не Скандинавия и не Готланд. Ряд подходящих по размерам островов имеется у южного и восточного берегов Балтики". Кузьмин А.Г. Начало Руси. Тайны рождения русского народа. - М.: Вече, 2006. - С. 178. Таким образом, налицо возможное неверное толкование источника. К тому же в летописи Нестора чётко говорится о том, что варяги какое-то время управляли северными русскими землями, а впоследствии были призваны в Новгород так же для управления, т.е. новгородцы приглашали князя в первую очередь как правителя. Но начальники, чья единственная профессия - это война, не могут заниматься хозяйственной и политической жизнью целого народа, расселённого на достаточно обширной территории. Да и сами новгородцы, люди обстоятельные и серьёзные, вряд ли бы захотели, чтобы ими командовали как военным отрядом.

Новгородские земли процветали за счёт развития ремесла и торговли и, конечно же, им необходим был правитель, который будет умело управлять хозяйством народа, защищать его интересы и, если нужно, с оружием в руках.

В те времена князь сам возглавлял свое войско в походах против врагов, что кроме управления давало русским людям ещё и надежную защиту. Рюрик явился в Новгород со своей дружиной, т.к. в те далёкие времена дружина и князь составляли, как бы, единое целое и были связаны личными отношениями, основанными на боевом товариществе. Дружина была лично предана своему князю. Простой воин-наемник не мог иметь собственную дружину (выделено нами). Однако вопрос, с кем пришёл Рюрик на Русь, по сей день вызывает многочисленные споры.

Нестор повествует о том, что Рюрик прибыл вместе со своими братьями: Синеусом и Трувором, которые тоже сели править в городах. Повесть временных лет. - С. 19. При этом летопись не сообщает о том, кто же ещё прибыл вместе с Рюриком.Н.М. Карамзин и С.М. Соловьев так и передают эту версию.Л.Н. Гумилев считает, что древняя летопись была неправильно переведена, из-за чего исказился и смысл. Он утверждает, что в летописи написано: "Рюрик сине хус трувор". На современном языке это означает: "Рюрик с домом и дружиной". Гумилёв Л.Н. От Руси до России. - М., 2006. - С. 26-27. Таким образом, Рюрик прибыл со своей семьёй и дружиной.

Мы уже отмечали, что в те времена князь и его дружина являлись одним целым. Каждый князь имел свою дружину и ходил с ней в походы. Новгородцы не имели правителя-князя на тот момент, а значит и военной силы тоже не имели, кроме народного ополчения. Но народное ополчение - это непрофессиональное войско, которое нуждается в организации, обучении и управлении со стороны профессиональных воинов. В связи с этим не вызывает сомнения факт прибытия Рюрика в Новгород вместе со своей дружиной. Более того, в последующем никаких сведений о братьях Рюрика нигде не содержится. Первые русские цари именовали себя Рюриковичами, стараясь подчеркнуть свое древнейшее и высокое происхождение. Факт существования двух других династий, равных Рюриковичам, не мог остаться незамеченным. Отсюда мы делаем вывод о том, что Рюрик действительно прибыл в стан ильменских словен со своей семьей и дружиной, и никаких братьев при нем не было. Однако, почему же обстоятельные и серьезные новгородцы послали своих послов за князем именно к варягам? Да по той простой причине, что варяги были русскими племенами, родственными новгородским словенам, и разговаривали с ними на одном, древнерусском, языке. В работе русского исследователя конца XIX - начала XX - го века Александра Красницкого четко указывается на то, что варяги были родственными новгородцам племенами: " Вече согласилось с Гостомыслом. Призвать князей из-за моря, от варягов - россов, решено было окончательно". Красницкий А.И. Варяги (трилогия).Т. 1: В дали веков; Гроза Византии (ч. 1,2): Романы /М.: Мир книги, Литература, 2009. - С. 91. Ни в одном из источников мы не встретили упоминаний о том, что прибывший Рюрик общался со славянами через переводчика. Славяне и варяги свободно общались друг с другом, прекрасно друг друга понимая. Что же касается норманнов или викингов, то их язык был явно не славянский. Современные потомки викингов - это датчане, шведы и норвежцы. Вряд ли мы их поймем без соответствующего перевода. Древний же русский язык современный русский человек в общих чертах понять сможет, учитывая даже то, что большинство из употребляемых тогда слов, давно забыты. Более того, современные русские люди могут без переводчика общаться как с поляками, болгарами, так и с другими потомками древнеславянских племен, т.к. их языки развивались на одной основе. Возможно, викингов и варягов славяне называли одним словом. Т.к. эти два названия созвучны друг с другом. А может быть, слово варяг действительно произошло от слова ворог или враг . Если учесть, что славянам пришлось освобождаться от власти варягов, то, вероятно, какое-то время они действительно считали варягов своими врагами-завоевателями. И отсюда название конкретных завоевателей перекочевало на весь этнос. Названия викинги, как мы уже показали, в VII-IX вв. славяне не знали, поэтому название варяги или враги перенеслось на викингов гораздо позднее, а именно в конце X-XI вв. Именно в этот период времени викинги-скандинавы действительно пытались совершать грабительские походы на северные русские земли и зарекомендовали себя на Руси как злейшие враги. Но походы эти оказались, по всей видимости, достаточно краткосрочными. Очевидно, на это были свои причины.

Прежде всего, викинги проникали на Русь через Белое море, согласно официальной версии, что явно для них было проблематичным из-за погодных условий. Большую часть года северные моря находятся подо льдом, что не позволяло викингам задерживаться надолго и уходить вглубь русских территорий, не смотря на всю привлекательность русских земель. Оставаться длительное время на вражеской территории было крайне опасно. Отсюда и молниеносность грабительских набегов. Кроме того, думается, что в русских землях викинги встретили серьезный военный отпор. Военной мощи русских побаивались даже в Византии, не говоря уже о соседних более мелких государственных образованиях. И русские князья могли дать очень серьезный отпор непрошенным гостям. Очевидно, что мощное военное сопротивление русских, неуступавших по силе, храбрости и вооружению викингам, стало важнейшим фактором, не позволившим викингам совершать грабительские набеги на Русь в течение длительного времени и продвинуться далеко на юг по русским полноводным рекам. Более того, в первые века формирования Древнерусского государства русичи сами частенько совершали грабительские налеты на своих соседей и имели огромный опыт в таких делах. Так что задать хорошую трепку наглым викингам для них большого труда не составляло. Европа же страдала от набегов викингов в течение очень долгого времени, что было для неё настоящим бедствием.

С.М. Жук в работе "Киевская Русь" утверждает: " В 862 г… они (новгородцы - прим. авт.) отправились к варяжскому племени, носившему, по мнению летописца, название "Русь" (подобно тому, как другие варяжские племена назывались шведами, норманнами, англами, готами)". Жук С.М. Указ. соч. - С. 9-10. Как видим, автор не просто разделяет шведов и норманнов, относя их к разным варяжским племенам, но и причисляет сюда же и англов, и готов. При этом в работе идёт ссылка на "Повесть временных лет". Но почему-то ни один сколько-нибудь серьёзный исследователь ничего подобного в "Повести" не нашёл. Ссылок на другие источники в работе С. Жук не содержится. Что ещё для нас довольно удивительно относительно указанной работы, так это то, что она отредактирована научным редактором, кандидатом исторических наук, господином Д.А. Ванюковым (выделено нами).

Таким образом, после столкновения с грабителями-викингами, русские автоматически перенесли название варяг-враг на них, что, вероятно, и внесло путаницу в прочтение "Повести временных лет" разными исследователями. Но варяги-викинги X-XI вв. и варяги, с которыми контактировала Русь в VII-IX вв. - не одни и те же племена и народы (выделено нами).

Мы утверждаем, что и варяги VII-IX вв. и ильменские словене являлись русскими племенами и имели общее происхождение, но со временем расселившимися по разным территориям.

В пользу версии о том, что варяги были русскими, высказываются и многие современные исследователи. В частности В.Н. Дёмин, В.Н. Назаров и В.Ф. Аристов в своей замечательной книге "Загадки Русского Междуречья" делают выводы, основанные на глубоком лингвистическом анализе русских имён. "… В различных вариантах стихотворной легенды само имя героя звучит по-разному: например Ягор (Йагор) или даже Ёгор (Йогор). Это наводит на мысль, что первоначально имя Егор могло звучать как Игорь и, следовательно, по своим исходным корням имена Егор и Игорь тождественны, причем последнее имеет исконно русское происхождение, а не является переиначенным скандинавским Гюрги или Ингваром (как на том вот уже более двухсот лет настаивают историки-русофобы и этимологи-норманнисты)". Дёмин В.Н., Назаров В.Н., Аристов В.Ф. Загадки Русского Междуречья. - М.: Вече, 2008. - С. 59. Выше мы уже приводили аргументы норманнистов, основанные так же на якобы лингвистическом анализе всё тех же имён.

В этой же работе мы встречаемся с ещё одной очень интересной версией о происхождении русского народа и правящей династии Рюриковичей от римлян и римского императора Августа Октавиана. "Последний, якобы после разгрома войск Антония и Клеопатры в Египте, направил сводника своего и сподвижника по имени Прус на берега реки Вислы и Балтийского моря, где тот стал властителем, а вверенные ему земли получили название Пруссии. В роду Пруса спустя девять столетий и появился князь Рюрик, который по совету новгородского правителя Гостомысла приглашен царствовать на Русь и положил начало первой великокняжеской династии". Там же - С. 53-54. Мы не будем анализировать эту версию, т.к. это тема уже совершенно другого исследования и выходит за рамки данной работы. Мы ещё вернемся к данной цитате в следующей главе, но в связи с другой проблемой. Здесь же для нас важно подтверждение нашей версии о том, что варяги, пришедшие на Русь, и викинги-норманны - это совершенно разные этносы, не имевшие друг к другу совершенно никакого отношения.

Стоит отметить ещё одну очень интересную версию в данной связи. Её приводит Аполлон Кузьмин, цитируя высказывание некоего исследователя Н.Я. Марра о том, что "норманны и русы одно и то же, одинаково не имеющие ничего связывающего исключительно с севером Европы, когда речь идёт о руссах, ничего исключительно германского, когда речь идет о норманнах". Но далее автор сокрушается: "Весьма глубокая и, к сожалению, совершенно неразвитая мысль". Кузьмин А.Г. Указ. Соч. - С. 175. Возможно, если бы эта мысль была более развита, то и выводы можно было бы сделать гораздо более глубокие.

Из всего вышесказанного ясно лишь то, что норманны - это не скандинавы. Но подводя итоги нашим рассуждениям, мы с уверенностью можем утверждать, что варяги, о которых писал Нестор в своей "Повести временных лет" в сюжете о призвании их на Русь, не просто не были скандинавами по своему происхождению. Более того, они были русскими и составляли с русскими северными племенами в IX веке по сути один этнос и имели общее происхождение, как и общий язык.