Веселый классный час для старшеклассников. Классный час для старшеклассников "любовь - загадачное слово"

10 класс
11 класс

Легко ли старшеклассникам (10 класс , 11 класс) взрослеть в школе? Пожалуй, нет. Да, они стремятся к этому, стремятся стать скорее самостоятельными, взрослыми, уважаемыми. Вот только способы самовыражения и показной взрослости могут быть совсем неверными. Несколько скорректировать их могут классные часы в старших классах . Школьная программа, авторитет учителя и родительское воспитание - одно. Их не всегда достаточно. А вот классный час для старшеклассников , грамотно составленный и увлекательно проведенный позволит скорее и правильней адаптировать подростков, возможно, направить или дать ответ на многие неведомые, актуальные или же запретные темы.

Примечательно то, что многие ученики считают классные часы абсолютно ненужными, однозначно необязательными или же скучными и не интересными. Причина кроется в том, что мероприятие разработано и проводится несколько неверно. Зачастую классный час для старшеклассников посвящается исключительно показателям и обсуждению успеваемости или же поведения. Предлагаются темы, которые им скучны, неактуальны, из которых, как говориться «они выросли» проходят по одному и тому же сценарию. Учителя чрезвычайно загружены, а классное руководство - это не только организационная и действенная форма воспитания и общения. Это еще и отчетность, ответственность, время. Причем время здесь довольно существенный фактор. Чтобы провести интересный, яркий и полезный классный час в школе, готовиться придётся не менее двух дней:

  • подбор темы для старших классов
  • разработка сценария
  • поиск и обработка возможной информации по теме
  • подготовка яркой презентации
  • планирование времени (важно тему раскрыть, но не затянуть)
  • разработка и планирование дополнительных элементов (конкурсы, викторины, игровые элементы, диспут) для старших классов

Сомнительно, что у учителя найдётся столько времени на подобную полноценную подготовку в школе. Но выход всегда есть - можно бесплатно скачать полноценный готовый сценарий классного часа для старшеклассников, подборку актуальных и интересных тем, презентаций. Их легко несколько скорректировать под себя, а можно оставить и без изменений.



10 класс

Каждый год перед классным руководителем встает непростая задача планирования воспитательной работы на учебный год. 10 класс не является исключением. Важно правильно распланировать классные часы в 10 классе и подобрать...

Жить или проживать.
«Будьте не мертвые, а живые души» (Гоголь)
1. Сообщение темы занятия
Прослушайте песню С. Копыловой «Леонардо да Винчи»
­ Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (появляется тема урока) .
­ Различается ли смысл двух слов: жить и проживать? (Жить = быть где­то, с кем­то,
ради кого­то. Проживать = существовать = плыть по течению = жить даже не ради себя.
Жить­ это уметь не только брать, но и отдавать, попытка найти себя и непосредственно
реализация возможностей, проживать ­ существовать, жить без цели, попусту тратить
своё время и силы. Жить ­ с определённой целью, проживать свою жизнь ярко,
действовать.)
2. Целеполагание
­ Какова цель нашей встречи по озвученной теме? (Как быть живыми душами, а не
мёртвыми или как прожить жизнь достойно).
­ Какие задачи поставим на этом уроке? Начнём с того человека, который послужил
прообразом добра и зла в человеке для Леонардо да Винчи и для всех нас. Он был
счастлив? Когда? Какой будет наша первая задача?
1. Как нужно жить, чтобы быть счастливым?
­ Что могло случиться, что человек потерял свой образ и превратился в Иуду?
(могли случиться неприятные жизненные обстоятельства, которые сломали
человека). Какой будет вторая наша задача?
2. Как сделать так, чтобы обстоятельства не выбили человека из
жизненного русла?
Смотрим на первую, вторую задачу и какая ещё напрашивается?
3. Формула достойной жизни.
­ Как прожить жизнь достойно?
Сегодня мы поставили перед собою три задачи, согласны ли вы, чтобы они стали
планом нашей работы на уроке?
2. Работа по теме занятия по первому пункту плана (работа в группах)
3. Ребятам даны притчи и каждая группа, делает по своей притче вывод: как нужно
жить, чтобы быть счастливым

1 Группа. У одной женщины было два сына. Старший продавал зонтики.
Младший красил такни. Когда светило солнце, у старшего сына никто не
покупал зонтики, а когда шел дождь, у младшего сына не сохли ткани. Жизнь
у женщины была печальной и беспросветной.
Однажды она встретила мудрого человека, и он дал ей совет. С тех пор, когда
светило солнце, она радовалась за младшего сына, который успешно сушил
свои ткани, а когда шел дождь, она радовалась за младшего сына, у которого
все покупали зонтики. И жизнь заладилась…
2 группа. Шёл снег. Две снежинки, взявшись за руки, летели к земле. Одна из
них весело сказала:
- Как хорошо лететь, наслаждаться полётом!
- Мы не летим, мы просто падаем, - грустно отвечала вторая.
- Скоро мы встретимся с землёй и превратимся в белое пушистое
покрывало!
- Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас растопчут.
- Мы станем ручьями и устремимся к морю. Мы будем жить вечно! -
сказала первая.
- Нет, мы растаем и исчезнем навсегда, - возразила ей вторая.
Наконец им надоело спорить. Они разжали руки, и каждая полетела навстречу
судьбе, которую выбрала сама.
3 группа.
­ Первые две группы рассказали о мысленном отношении к жизни, а третья
притча? (о добрых делах)
­ А может доброделание быть смыслом жизни человека?
­ Обязательно ли иметь в жизни смысл?
­ Смысл жизни. В чем он?
Этот вопрос задавали философы, политики, поэты… Этот вопрос рано или поздно
задает себе каждый человек.
­ Посмотрим, в чем видели смысл жизни философы, публицисты, поэты:
«Человек живет, чтобы действовать». Сторонниками этой концепции выступают
М.Монтень, Ж.­Ж.Руссо, П.А.Гольбах, Фейербах, Спенсер.
«Смысл жизни в служении высшему» видели Декарт и Спиноза. Самопознание и
самосовершенствование ­ вот истинная цель жизни человека.

В ХХ веке получает развитие парадигма«Смысл жизни ­ в самореализации».
Особенность подхода заключается в том, что человек оказывается должным сам
выработать свой смысл жизни и «сделать себя».
В отличие от других парадигм она обусловливает постоянное творчество человека,
направленное на становление собственной индивидуальности. Если до этого личность
воспринималась как данность, то философия Нового времени считает личность
сотворенной, созданной самим человеком. Личность не ищет смысл, а вырабатывает
его. Этой парадигмы придерживались Н.А.Бердяев, В..Соловьев, С.Н.Трубецкой,
Л.А.Шестов, а также И.Кант, Фихте.
«Увеличивать добро в окружающем нас мире. А добро -это счастье всех людей, это
уме
ние видеть и ощущать прекрасное» Эта точка зрения Д.С. Лихачева.
Смысл жизни в служении людям. Может быть, великое счастье в том, чтобы
чувствовать, что моя жизнь где­нибудь и каким­либо образом действует на благо
другой жизни?
Подумайте, ведь поэты, философы, музыканты, изобретатели, художники, учителя,
врачи, инженеры в своей жизни делятся с людьми тем, что умеют и любят: умением,
талантом, чувством.
­ Смысл жизни –это то, что придает ей ценность?
­ А что придает жизни ценность?
­ Как же правильно должны быть расставлены приоритеты вы узнаете из притчи
«Философия жизни».
ФИЛОСОФИЯ жизни (Автор неизвестен)
Профессор философии взял большую жестяную банку, заполнил ее доверху большими
осколками камней до пяти сантиметров в диаметре, и спросил у студентов, полная ли
банка.
«Конечно, полная», - ответили студенты.

Тогда профессор взял ящик с мелкой галькой, насыпал ее сверху на камни и слегка
потряс банку. Галька провалилась в свободное пространство между камнями.
Студенты засмеялись.
После этого профессор взял пакет с песком и высыпал песок в банку. Несомненно,
песок тоже просочился в те щели, которые еще остались между камнями и галькой.
- Эта банка, как жизнь человека, - сказал профессор, - сначала мы должны
наполнить ее самыми крупными камнями, - это самые важные цели в нашей жизни, без
которых мы не можем существовать: любовь, вера, семья, интересная профессия,
воспитание детей. Галька - это менее важные цели, но необходимые для комфорта.
Например, свой дом, машина, дача. Песок - это наши повседневные заботы. Если мы
сначала насыпаем в банку песок, места для камней и гальки уже не останется. Тогда
наша жизнь будет состоять только из повседневной суеты, но мы не достигнем самого
важного и нужного. Необходимо учиться сосредоточивать наши усилия на важных
вещах, без которых жизнь теряет смысл, например, воспитание детей. Иногда мы
уделяем много времени зарабатыванию денег, уборке, стирке, готовке, общению с
соседями, но при этом у нас не хватает времени на наших детей, это; значит, мы
заполняем свою банку песком, забыв о крупных камнях.
­Подумайте, как вы будете строить свою жизнь. Запишите дела и цели в три колонки:
«крупные камни», «галька» и «песок».
Затем проанализируйте, каким делам сейчас вы посвящаете больше времени, и почему.
Итог работы по первой задаче.
­ Сделайте вывод о том, как нужно жить, чтобы быть счастливым?
Работа по второму пункту плана.
Высказывание Ницше на слайде: «Тот, кто имеет ЗАЧЕМ жить, может вынести любое
КАК».
­ Как вы понимаете это высказывание?
Обсуждение в группах. Для помощи предлагаются группам вопросы.
Смогу ли я вынести тяжелые жизненные обстоятельства? Какой мне нужно иметь
смысл жизни, чтобы «вынести любое как»? Можно ли чего то достичь в жизни без
преодоления трудностей? Если иметь смысл жизни, можно ли не отчаиваться в любых
обстоятельствах? Какой именно смысл жизни может помочь «вынести любое КАК»?
Чем для личности грозит потеря смысла жизни?
Вывод по второй задаче.

Работа по третьему пункту плана.
Предлагаю Вам побыть в роли психологов­экспертов, посмотрев видеоролик, дать
экспертную оценку проблеме (видеоролик «О жизни за 2 минуты»).
­ Последние слова за кадром, услышали? (я живу в ногу со временем)
­ Это как в ногу со временем, в вашем понимании? Важно жить в ногу со временем?
­ Счастлив этот человек? Почему? В чём проблема молодого человека.
Задание творческого характера
Предлагаются детям листы бумаги, маркеры. И проявив творчество нужно вывести
формулу достойной жизни по основным вещам в жизни.
(Я, ДРУЖБА, ЛЮБОВЬ, УДОВОЛЬСТВИЯ, УЧЁБА). Защита работ групп.
Рефлексия
Высказываем по цепочке
А) своё отношение к уроку
Б) личное открытие
В) доброе слово людям, особо отличившимся.
­ Как мы проживем данную нам свыше жизнь, чем наполним ее, зависит от нас самих.
Не подражайте другим, не старайтесь идти в ногу со временем, найдите себя и будьте
собой и живите полноценной жизнью!

5 Классный час для старшеклассников "Главное - ладить с самим собой"

Главное – ладить с самим собой

(классный час в форме психологического тренинга для старшеклассников)

Главное - ладить с самим собой.

Ф.-М. Вольтер

Цель: развитие самосознания обучающихся старших классов, умений и навыков самоанализа, рефлексии, активности, преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

Предварительная подготовка: разработка конспекта, подготовка наглядного демонстрационного и раздаточного материалов, аудиосредств.

Наглядный демонстрационный и раздаточный материалы: список-подсказка ролей, листы бумаги формата А4, доска, маркеры, карандаши, пастель, краски, губка для удаления записей на доске, аудиосредства, самоклеющиеся листочки, вырезанный из листа ватмана силуэт кувшина, который затонирован желтым цветом.

Количество участников: до 20 человек.

Ход тренинга:

1-я часть. Знакомство, разминка.

Упражнение «Имя и образ». (слайд 2)

Ведущий предлагает участникам занятия познакомиться, но не вполне обычным способом, необходимо назвать свое имя и тот образ, с которым оно ассоциируется у самого участника. Например: Наталья - облачко.

Упражнение «Я - телесное». (слайд 3)

Ведущий предлагает продолжить знакомство посредствам определения себя на уровне телесности, то есть участникам предлагается провести параллель между собой и своим телом, какой-то его частью и обосновать свой ответ. Например: Игорь - плечо. На меня можно положиться, я надежный, всегда могу подставить плечо.

Упражнение «Лесенка моих ролей». (слайд 4)

Ведущий предлагает каждому участнику тренинга отследить, кем он является, какие роли «играет» в жизни. Для этого необходимо посмотреть на список-подсказку, выбрать соответствующие роли и определить для самого себя, в каких из них ему наиболее комфортно, а какие вызывают некоторое смятение, чувство дискомфорта. Затем в течение 3 минут необходимо продумать, каким образом каждый участник сможет презентовать с помощью пантомимы ту роль, в которой ему на данный момент наиболее комфортно.

Список-подсказка: человек, мужчина, женщина, дочь, сын, ученик, ученица, друг, подруга, приятель, знакомая, племянник, племянница, возлюбленный, возлюбленная, лидер, тиран, жертва, наблюдатель, прохожий...

Затем участники презентуют свои наиболее комфортные роли.

Рефлексия на упражнение (по желанию участников).

Озвучивание ведущим правил работы в группе: (слайд 5)

Доверительный стиль общения;

Общение по принципу «здесь и теперь»;

Персонификация высказывания (от собственного лица);

Конфиденциальность всего происходящего в группе;

Недопустимость никаких оценок в адрес другого: «Мне не нравится, что сказал... Я считаю, что... не работал на занятии...»;

Активное участие во всех упражнениях;

Уважение к говорящему, принцип активного слушания.

Обсуждение правил и принятие их на время тренинга.

2-я часть. Основная.

Ведущий. Вот мы и определились с тем, какие роли играем в жизни, но что мешает нам быть успешными и чувствовать себя комфортно в других ролях? Возможно, что ответ на этот вопрос нам подскажет одна из притч. (слайд 6)

Открытые возможности

(Притча)

Как-то ночью одного человека посетил ангел и рассказал ему о великих делах, которые ждут его впереди: у него будут возможности добыть богатство, заслужить достойное положение в обществе и жениться на прекрасной женщине.

Всю свою жизнь человек ждал обещанных чудес, но ничего не происходило, и, в конце концов, он умер в одиночестве и нищете, да и уважения он так и не приобрел. Когда же он попал на небо, то у врат рая он встретил того ангела и заявил ему: «Ты обманул меня, пообещал богатства, уважение людей и красавицу жену. Я всю жизнь прождал, но этого так и не произошло...».

Ангел удивился: «Разве я обещал тебе все это? Я говорил о возможностях, которые были у тебя, но ты ими не воспользовался».

Человек нахмурил брови и стиснул зубы: «Ты лжец! Не было у меня никаких возможностей!».

Тогда ангел показал ему эпизоды из его прожитой жизни.

«Ты помнишь, однажды у тебя была рискованная идея, но ты побоялся, что она не сработает, да и то, что тебе ее осуществить не под силу. Ты не стал действовать, но через несколько лет такая же идея пришла в голову другому человеку, и сейчас он богат».

«А еще был случай, когда большое землетрясение сотрясло город, много домов было разрушено, тысячи людей лежали под обломками, и ты мог бы помочь им выбраться из-под обломков, но ты испугался мародеров, а затем подумал, что есть другие, кто сделает это лучше тебя, профессиональнее. Если бы ты не сомневался, то люди бы за твою помощь стали тебя уважать, ведь ты мог бы спасти человеческие жизни».

«Ну и последнее. Ты помнишь ту красивую рыжеволосую женщину, которая тебе очень нравилась, и даже больше, ведь она не была похожа ни на одну другую, кого ты видел за прожитые годы. Однако и здесь ты подумал, что такая женщина никогда не захочет выйти за тебя, обычного человека, замуж, ты сам себе сказал: «Брось мечтать, какая она и какой я, красавица и чудовище».

Человек вспомнил все, кивнул, и в его глазах появились слезы.

Ангел же продолжал: «Да, мой друг, эта женщина любила тебя не за внешность, она стала бы твоей женой, с ней тебе посчастливилось бы иметь много прекрасных детей, с ней бы ты был по-настоящему счастлив всю свою жизнь».

Рефлексия чувств участников тренинга на услышанную метафору.

Ведущий особое внимание уделяет тому, по какой причине человек не смог добиться того, что было возможно.

Ведущий. Действительно, мы часто сомневаемся в своих возможностях, упуская шанс, а вот психологи говорят о том, что человеку мешают добиваться желаемого его комплексы. Что же такое «комплексы», откуда они появляются у человека и как ему их преодолеть, именно об этом мы и поговорим в следующей части нашего тренинга.

Упражнение «Ассоциации». (слайд 7)

Ведущий предлагает участникам тренинга высказать свои мысли по поводу того, что же такое «дискомфорт». (Все высказывания фиксируются на доске.) Затем ведущий обобщает высказывания группы.

Ведущий. Сегодня мы поговорим о том, как внешнее воздействие окружающей среды влияет на наше внутреннее состояние, каким образом внутреннее состояние человека может влиять на внешнюю среду, то есть на то, как внешнее и внутреннее взаимосвязаны. Пожалуйста, поднимите руку те, кому не знакомо чувство дискомфорта, кто ни разу не сомневался в себе, своем поведении? Как видим, таких среди нас немного. С чем связано состояние дискомфорта у человека? (Варианты ответов участников группы.)

Затем ведущий предлагает участникам тренинга разделиться на 3 подгруппы и обсудить, прослушав аудиозаписи их сверстников, которые испытывают чувство дискомфорта по тому или иному поводу. Каждая группа должна определить, что же в данной ситуации относится к внешней среде, что к внутренним ощущениям, установить между ними взаимосвязь и попробовать предложить свои варианты разрешения проблемы. (Если аудитория не имеет опыта коллективного анализа проблемных ситуаций, то можно сообща всей группой разобрать одну из ситуаций. Бывает, что группа достаточно хорошо сработалась, внутри группы выстроено пространство доверия и кто-то из участников готов предложить собственную ситуацию. Однако в этом случае ведущему необходимо предупредить остальных, что нужно быть тактичными при формулировке вопросов, не давать оценочных суждений в адрес заявителя проблемы, высказывания строить с позиции: «Я бы в такой ситуации сделал... Возможно, что помогло бы..., мне это помогает», а также ведущему необходимо оказывать поддержку участнику, заявившему о своей проблеме.)

Возможные ситуации.

1. Здравствуйте, меня зовут Ирина, мне 16 лет.

Я учусь в небольшой сельской школе, где все про всех знают и, как говорится, шила в мешке не утаишь. В классе у нас есть группа ребят, которые увлекаются таким молодежным направлением, как панк-рок. Среди них есть один парень, он мне очень нравится, но я не знаю, как ему об этом сказать, ну, чтобы он понял. Подруги говорят, что нужно быть раскованней, более смелой и самой назначить ему свидание. Но моя мама, с которой я очень близка, говорит, что девушке неприлично самой проявлять инициативу. Однако я бы сказала ему, но боюсь, что он только посмеется надо мной, ведь я не увлекаюсь панк-роком, у меня и прикид простоват.

2. Здравствуйте, меня зовут Филипп, мне 17 лет.

Дело в том, что я невысокого роста и по этому поводу очень переживаю. В нашей компании я самый невысокий, даже друзья отпускают по этому поводу остроты, подкалывают меня. Отец говорит, что маленький рост в жизни не помеха, но он-то сам высокий, а я - в деда. После школы я планирую поступать в академию МВД, так как хотел бы стать военным, но не будет ли мой рост причиной неудач в профессии, так как в личном плане он явно мне не помогает.

3. Здравствуйте, меня зовут Анжелина, мне 16 лет.

Я устала от серости, которая меня окружает. В нашем классе все просто глупы, их интересуют тряпки, косметика, дискотеки. Мне не с кем общаться, а ведь все, чего я хочу, - найти родственную душу. Наш классный руководитель говорит, что у меня завышенная самооценка, гордыня меня погубит. Хотя я не считаю себя особенной, у меня также есть свои интересы, хобби, я пишу стихи, увлекаюсь психологией, медициной, а с ними мне не интересно, я хочу уйти из школы и поступить в медицинское училище, возможно, там я найду друзей.

(Каждая подгруппа представляет свое видение ситуации: проблемы и ее разрешения.)

Рефлексия на работу с проблемными ситуациями по желанию участников.

Ведущий резюмирует данную часть тренинга, подводя аудиторию к тому, что ситуации могут быть как внешними, связанными с окружающими нас людьми, возникающими при взаимодействии, так и внутренними, которые связаны с неадекватным образом восприятия самого себя.

Упражнение «Кувшин моего внутреннего мира». (слайд 8)

Ведущий. Внутренний мир человека можно представить в виде кувшина. (На обратной стороне доски уже заранее прикреплен вырезанный из листа ватмана кувшин, который затонирован желтым цветом.) Что же находится в этом кувшине: отношение человека к самому себе; отношение к окружающему миру, к другим, а также те чувства и эмоции, которые человек испытывает в той или иной ситуации. Все это находится в постоянном взаимодействии, и если на одном из уровней происходит сбой, то это отражается на всех остальных его уровнях. Я предлагаю наполнить этот кувшин тем, что помогает человеку быть в гармонии с собой и другими, не зацикливаться на трудностях, уметь их разрешать, помогает получать от жизни удовольствие. Возьмите несколько самоклеющихся листочков и напишите то, что посчитаете необходимым, возможно, это будут чувства, эмоции, ценности, потребности все - что вы сами захотите. Как только вы заполнили листочки, то подойдите к доске и наклейте их на кувшин. (Время на проведение упражнения - 5-7 минут.)

Затем ведущий озвучивает содержимое кувшина.

3-я часть. Заключительная.

Упражнение «Цветочные фантазии». (слайд 9)

Ведущий. Ну, а теперь сядьте поудобнее, постарайтесь не скрещивать руки и ноги, положите руки на колени или опустите их вдоль тела. Мысленно внутренним взором пройдите по своему телу, почувствуйте, как оно расслабляется, появляется тяжесть в ногах, руках, постепенно эту тяжесть сменяет приятная усталость, ваше тело наполняется энергией, вы чувствуете легкость в ногах, руках, голове. Ваше дыхание спокойное, ровное, глубокое. Представьте себя на поляне среди цветов. Здесь можно увидеть любые цветы рядом: от самых экзотических и, возможно, очень привередливых в уходе, до самых обычных, полевых, радующих взгляд человека и не требующих от него чрезмерной заботы. Присмотритесь и выберите тот цветок, который больше всего понравился. Рассмотрите его повнимательней: какие у него лепестки, стебель, у него один цветок или это соцветие. Почувствуйте его аромат. Обратить внимание на то, что его окружает. Постарайтесь запомнить это, чтобы потом отобразить на листе бумаги... Сделайте глубокий вдох, выдох. На счет «три» вы откроете глаза и снова окажетесь в этой комнате. Раз..., два..., три. Не делайте резких движений, можно пошевелить шеей, пальцами рук, ног, потянуться.

Затем участники получают лист бумаги формата А4, краски, карандаши, пастель, чтобы нарисовать тот образ цветка, который они увидели на поляне. Рисование проходит под спокойную, плавную музыку. (Время на работу- 15 минут.) Затем все участники выкладывают свои рисунки в центр круга и, если есть желание, рассказывают о своих чувствах во время визуализации и рисования.

Рефлексия.

Ведущий предлагает участникам тренинга в заключение высказать свои ощущения от сегодняшнего дня, что понравилось, запомнилось. Возможно, что сегодняшнее взаимодействие кому-то помогло что-то новое в себе раскрыть и для себя узнать. Затем он благодарит участников тренинга за их активность и доверие.


Мой мир

Мой мир чудесен, полон красок,

Весны, веселья, красоты,

И запах здесь приятно сладок,

Благоухают в нем цветы.

А в небе облака летают,

Под солнцем ярко золотясь,

И словно дымка, быстро тают,

На слабом ветре шевелясь.

Пройдя немного стороною,

Услышишь как журчит вода,

А выйдешь узкою тропою,

Перед тобою вдруг река.

Она бежит, журчит, играет

И вся на солнышке блестит,

и камни на пути смывает,

Никто пред ней не устоит!

А ночью власть идет другая:

На месте солнышка - Луна,

Тихонько звезды огибая,

Плывет незыблемо она.

Приходит тишина немая,

Все спать легло уже давно,

Земля становится глухая,

И все вокруг черным-черно.

Весь мир уснул и крепко спит,

Но есть надежда на одно,

Что речка быстро побежит,

Что ветер чудно полетит,

Деятельность классного руководителя в старших классах школы особенно ответственна. Для того чтобы усилия учителя были результативны, ему необходимо учитывать множество факторов. Прежде всего особенности старшего школьного возраста. Старший школьный возраст, или ранняя юность, охватывает период развития детей от 15 до 17 лет, что соответствует возрасту учеников 9-11-х классов средней школы.

Период юности — это период самоопределения: социального, личностного, профессионального, духовно- нравственного. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть и каким быть, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего. Личность юноши и девушки складывается под влиянием совершенно нового положения, которое они начинают занимать по сравнению с подростком в обществе, коллективе. К концу старшего школьного возраста юноши и девушки обычно достигают известной степени физической зрелости. Завершается характерный для подросткового возраста период бурного роста и развития организма, наступает относительно спокойный период физического развития. Однако полная физическая и психическая зрелость наступает у юношей и девушек немного позже.

В этих условиях важность неформального, доверительного общения взрослых людей — учителя и старшеклассников — особенно очевидна. Помочь ребятам в ответе на интересующие их вопросы может классный час, или, как его иногда называют, час общения. Классный час проводится с различными воспитательными целями. Формы его также могут быть различными (мастерская общения, сократовская беседа, дебаты, интеллектуальная игра, защита творческих проектов и т.д.). Главное, чтобы на классном часе обсуждались волнующие ребят проблемы, происходил совместный поиск ответов на интересующие их вопросы, обеспечивалось целенаправленное деловое общение классного руководителя с обучающимися, была создана здоровая нравственная атмосфера, когда ребята не боятся ошибиться или быть непонятыми.

Практика воспитания показывает, что эффект классного часа значительно выше, когда он проводится регулярно, в специально отведенное время.

Успешному проведению классного часа способствует его тщательная подготовка, которая, как правило, включает следующие этапы:

Определение темы и формы классного часа.

Выбор места проведения классного часа, его оформление.

Создание инициативной группы учащихся.

Распределение заданий между творческими группами и отдельными участниками.

Приглашение гостей и специалистов.

Не всегда целесообразно придерживаться четкой структуры классного часа (вступление, основная часть, заключительная часть). Все зависит от конкретного содержания и формы проведения классного часа. Как правило, классный час проводит классный руководитель, но в старших классах в качестве ведущего вполне может выступить и подготовленный ученик. Важным залогом успеха классного часа является активное участие в нем всех учащихся. Чтобы классный час был по- настоящему «классный», учителю важно как можно чаще разнообразить его формы, проявлять творчество, стремиться, чтобы каждый последующий классный час не был похож на предыдущий.

Ниже представлены классные часы по интересующим старшеклассников проблемам. Разработки помогут классному руководителю организовать эффективное общение со старшеклассниками, сделать каждый классный час запоминающимся и полезным для ребят.

Разработки классных часов для 9-11 классов

Классный час для учащихся 10-11 класса по теме "Станислав Говорухин - титан Отечественного кинематографа!Автор: Каргаполова Татьяна Михайловна Пояснительная записка: Не так давно ушёл из жизни великий режиссёр - Станислав Говорухин. Он поставил много замечательных фильмов, имея свой собственный режиссёрский почерк. Он дружил с Владимиром Высоцким. Высоцкий играл главные роли в его фильмах: "Вертикаль" , "Место встречи изменить нельзя". Эти фильмы имели огромный успех. Этот классный час посвящён...

Мероприятие для учащихся старших классов. Дин Рид. Погасшая звезда.Автор: Каргаполова Татьяна Михайловна Пояснительная записка: Много лет уже прошло с тех пор, как погиб известный американский певец -Дин Рид. Его песни звучат до сих пор, их любят и дети, и взрослые. Его бархатный голос звучит с телеэкранов, с радио эфира и кино. Дети нашей школы - старшеклассники знают этого певца, поют некоторые его песни, учат наизусть. Поэтому мне хотелось в рамках классного часа подробнее рассказать об этом...

Классный час для старшеклассников. Тема классного часа: «Трудоустройство»Педагогические задачи: создать условия для обобщения знания о способах поиска работы. ПРЕДМЕТНЫЕ: учатся находить вакансии в различных источниках информации. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные УУД: самостоятельно разрабатывают образец объявления для СМИ с учетом конечного результата. Познавательные УУД: самостоятельно находит и выделяет необходимую информацию о вакансиях, используя компьютерные средства. Коммуникативные УУД: обес...

Классный час для старшеклассников по теме: «Бухенвальд – лагерь смерти»Автор: Каргаполова Татьяна Михайловна Пояснительная записка: много лет прошло с окончания 2-ой мировой войны, но люди никогда не забудут события тех страшных лет: тяжелые битвы, голод и холод, ленинградскую блокаду, концентрационные лагеря, где в ужасных условиях содержали узников. Мне хочется рассказать о лагере смерти в Бухенвальде. Этот материал предназначен для учащихся 10 – 11 х классов. В сценарии классного часа есть ве...

Сценарий классного часа для учащихся старших классов и студентов колледжа в форме песенного фестиваля.Будет интересен классным руководителям классов, где много творческих детей, организаторам. Автор Ткаченко Т. В. преподаватель Ингулецкого колледжа ГВУЗ "КНУ" Слова текста и песен автора. Цель Формировать благоприятный микроклимат в коллективе, дружеские взаимоотношения, развивать творческие способности детей, вызвать интерес к участию в общем проекте. Задачи - Воспитывать эмоции и чувства; -...

Классный час с элементами тренинга по подготовке к ГИА для учащихся 9 классаЦель: выявление проблем девятиклассников, связанных с подготовкой к ГИА и поиск путей их решения Задачи: - развивать навыки группового взаимодействия при решении проблем; - формировать позитивную мотивацию на обучение в 9 классе; - активизировать навыки целеполагания; - создать систему подготовки к успешной сдаче ГИА. (слайд 2) Здравствуйте, уважаемые девятиклассники. Сегодня мы проведем тренинг, который поможет вам оп...

Классный час по теме: "Возвращение на пьедестал" «Истинно, следует воздать должную честь и благодарность графу Муравьёву - Амурскому как преобразователю Восточной Сибири и приобретателю для России Амура» (Р. К. Богданов) Цель: формирование преставления об истории создания памятника графу Муравьёву- Амурскому; Задачи: рассказать о значении деятельности графа Муравьёва – Амурского в истории России; воспитывать у учащихся желание узнавать и изучать историю своего края, знакомиться с известным...

Конспект классного часа для учащихся 9 класса: Что такое ВИЧ и СПИД?ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) - это возбудитель, вирус поражает определенные клетки иммунной системы человека, защищающие организм от различных инфекций, и приводит к полному разрушению иммунной системы и развитию СПИДа. СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) - это комплекс заболеваний, которые развиваются в результате разрушения вирусом (ВИЧ) иммунной системы человека. Вирус может жить в организме человека многие г...

Час памяти, посвящённый великой женщине - Паше АнгелинойАвтор: Каргаполова Татьяна Михайловна (1913 – 1959) Пояснительная записка: Наша страна славится великими женщинами и их подвигами. Они много сделали для развития нашей страны. Есть среди женщин великие композиторы – Александра Пахмутова, есть великолепные певицы: Алла Пугачёва, Ирина Аллегрова и т.д., есть поэтессы: Юлия Друнина, Ольга Берггольц, но есть женщины, которые прославились своими трудовыми подвигами. Среди этих женщин – Паша А...

Ни я, ни кто другой не может пройти эту дорогу за вас, вы должны пройти ее сами.

Уолт Уитмен

Цель: Нравственное воспитание старшеклассников. Форма: Сократовская беседа.

Ход классного часа

Ведущий: Мы собрались здесь для сократовской беседы. Главное в ней — слово, мысль, логика. Много веков назад великий мыслитель Сократ вместе со своими учениками обсуждал различные проблемы. Говорили в основном ученики, Сократ задавал вопросы и вставлял логические связки. Они сидели на камнях среди голых скал. Высказанные ими тогда мысли живы и по сей день. Потому что эти мысли честные, справедливые, умные. Сегодня мы вновь попробуем стать учениками Сократа. Правила сократовской беседы (лучше правила записать на доске):

1. Не могу молчать.

2. Уважай ближнего своего.

3. Платон мне друг, но истина дороже.

4. Заговори, чтобы я тебя увидел.

Сократовская беседа предполагает диалог. Приготовьтесь быстро отвечать на вопросы. Начинается любая беседа с разминки, цель которой — разговориться, активизировать мысли.

Напоминаю, на разминке вы можете отвечать с юмором, не всегда серьезно. (Отвечать на разминке должен каждый.)

Вопросы:

1. Какое у вас сейчас настроение?

2. Какое настроение у вас бывает чаще?

3. С какими людьми предпочитаете иметь дело?

4. Как вам кажется, что вы будете делать через пять лет? Десять лет?

Вам постоянно говорят все вокруг — вы уже взрослые. Шаг за шагом вы входите в самостоятельную жизнь. Пришел тот момент, когда не школа, не учителя и даже родители, а вы сами должны определить многое в своей жизни, сделать выбор жизненного пути, нести ответственность за это, разбираться и отвечать на вопросы, которые ставит перед вами жизнь.

Несколько дней назад вам было предложено ответить на ряд вопросов. Среди них был такой:

Как бы вы хотели построить свою дальнейшую жизнь?

У вас в руках ответы, посмотрите, может, что-нибудь добавите.

Прочитав ваши ответы, внимательно прослушав их сейчас еще раз, мы попытались обобщить, и вот что получилось (ведущий зачитывает вслух).

Каждый из нас мечтает о яркой, красивой жизни.

Объясните, что вы вкладываете в определение «яркая, красивая, благополучная жизнь». (Наиболее часто повторяющиеся ответы записать на доске.)

Это может выглядеть так:

Из ваших высказываний мы делаем вывод, что вы выделяете три направления в жизни, которые для вас значимы: семья, работа, друзья.

Сегодня большее внимание мы уделим вашей будущей профессии.

У Ч. Дарвина есть слова: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, счастье само вас отыщет».

Согласны ли вы с этими словами? Какие аргументы вы можете привести «за» и «против»?

Чем вы собираетесь заниматься после окончания школы?

Чем вы руководствуетесь в своем выборе?

(Желательно продолжить работать со схемой на доске и под первой колонкой записать ответы ребят. Например: способности и интересы, материальные возможности, престиж, семейные традиции.) Но выбор в конечном счете делать вам самим.

Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы не ошибиться в жизненном выборе? (Ответы записать на доске и обсудить.)

Например:

Талант (как высшая степень развития способностей): «Вообще говоря, талант — очень сложное, трудное понятие, и дело здесь не столько в способностях человека, сколько в том, что представляет собой человек как личность».

Обратите, пожалуйста, внимание на эти слова: обрести собственную судьбу, значит понять себя, свои склонности, интересы, остаться навсегда верным себе, своим идеалам, целям.

Целеустремленность:

«Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть» (А.С. Макаренко).

«Имей цель всей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, для минуты, жертвуя низшие цели высшим» (Л.H. Толстой).

Должны ли у человека быть жизненные цели?

Какие цели сейчас можете поставить перед собой вы?

Как вы добиваетесь поставленной цели?

Но чтобы достигнуть поставленных целей, конечно, необходимо трудолюбие.

Трудолюбие:

«Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта без упорной работы. И после успехов, достаточных для того, чтобы вскружить голову самому устойчивому молодому человеку, я продолжал учиться у кого только можно, и работал, работал, работал» (Ф.И. Шаляпин).

Юность — пора мечтаний, иллюзий, и очень хорошо, если это останется с вами.

Но встреча с реальной жизнью — это часто упорный труд, разочарования в любви, в любимом деле, профессии и, наконец, это разочарование в самом себе. К этому надо быть готовым, иначе человек может сломаться.

Вы себя в большей степени относите к пессимистам или оптимистам?

Мы разделились на группы оптимистов и пессимистов. Проведем деловую игру, которая так и называется «Оптимист и пессимист». Нам надо выбрать судью, объективного, беспристрастного, с трезвым, практичным взглядом на жизнь.

Вот вы говорили, что на ваш выбор профессии влияют материальные условия. Проанализируйте такую ситуацию: Александр мечтал стать журналистом-международником, но, к сожалению, после школы не поступил на факультет журналистики. Он не захотел поступать ни в какой другой вуз и решил трудоустроиться курьером в редакцию газеты.

Задание: Оптимисты должны найти положительные моменты в этой ситуации, а пессимисты — отрицательные.

Победят те, которые покажутся судье более убедительными.

Мы убедились, что в любой ситуации можно найти положительные и отрицательные моменты. Хочу прочитать слова Д.С. Лихачева из его книги «Раздумья»: «Нас интересует, какими качествами должен обладать выпускник... Разумным оптимизмом. Он должен уметь с готовностью и достоинством переносить все жизненные трудности, без которых не проживешь и без которых в конце концов жизнь была бы пустой».

Мы вновь вышли на личностные качества.

Послушайте отрывок из поэмы Фазу Алиевой «Сын»:

Ты, сын мой, должен помнить: оттого

Ржавеет даже новый лист железа,

Что в сырости лежит он бесполезно

И не находят дела для него.

Душе людской во много раз трудней:

И в дверь души, и в щели этой двери

Сто ржавчин и пороков лезут к ней...

Запомни три из них по крайней мере:

Во-первых, — зависть. Ты ее убей

В зародыше. И научись по праву

Безревностно ценить других людей,

Чтить их удачу, их успех и славу.

Второе — злость. Беги от чувства злого.

Сей доброту. Живи, других любя,

Суди себя, коль осудил другого,

Прости другого, коли простил себя.

В порыве злом, в решении крутом

Сдержись. И гнева своего не выдай.

Не нанеси нечаянной обиды,

Чтоб не пришлось раскаяться потом.

И третье — корень наших многих бед —

Убийца всех достоинств в человеке —

Безделье. И позорнее вовеки

Порока в людях не было и нет.

Не в праздном воздыханье на диване,

А в празднике полезного труда

Ищи свой смысл... И разочарованье

Не потревожит ум твой никогда.

Вам было предложено ответить на такие вопросы:

Какие человеческие качества помогают сделать правильный нравственный выбор?

Какие качества могут привести человека к безнравственному поступку?

Ваши ответы мы попытались обобщить, и вот что получилось (ответы на экране или на листе ватмана):

Какие человеческие качества вам особенно неприятны? Если можете, пожалуйста, объясните почему. Какими качествами должен обладать человек, чтобы вызвать ваше уважение?

Нравственной личностью человек становится только тогда, когда в душе его навсегда поселились совесть, ответственность и долг. Эти важнейшие нравственных качества взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой. Совесть — это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос и внутренний судья человека. К тому, как мы строим дом и прокладываем дороги, лечим людей и управляем страной, — к каждому поступку, который можно оценить с нравственной позиции, совесть имеет отношение. В жизни каждого наступает время, когда человек сам должен заботиться о нравственности... Должен сделать свой нравственный выбор:

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Ю. Левитанский

От того, каким будет этот выбор, зависит не только ваша жизнь, но и во многом жизнь тех, кто с вами рядом.

«Есть только одна подлинная ценность — это связь человека с человеком», — говорил А. де Сент-Экзюпери.

И прежде чем разрушить эту связь, подумайте, чтобы не ошибиться, сделав неправильный нравственный выбор.

Сегодня мы поставили перед собой важные вопросы и попытались все вместе найти на них ответы. Но хочется надеяться, что разговор, который мы начали сегодня, для вас на этом не закончится, он продолжится в ваших душах.