Викторины по русскому языку для взрослых. Занимательная викторина по русскому языку

Использование различных викторин, в частности по русскому языку, как в учебном процессе, так и при организации досуга, помогает вызвать активный интерес к предмету, развивает сообразительность и живость ума у участников, расширяет кругозор, сплачивает коллектив, помогает с пользой и интересом провести время.

Викторина по русскому языку "Игра слов"

с вариантами правильных ответов

1. Игра «Колесо из букв» (смотрите рисунок). Необходимо найти и прочитать максимально возможное количество слов. Читать можно в обоих направлениях. За каждый правильный ответ начисляется балл.

Варианты ответов: колесо, кол, лес, лесок, око, сок, осел, село.

2. Задание второе. Назвать пословицы и поговорки, в которых упоминаются числительные. Какая команда или игрок назовет больше таких пословиц, побеждает.

Примеры ответов (подобных пословиц и поговорок в русском языке очень много):

Семеро одного не ждут. У семерых нянек дитя без глаз. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Вспомнить и назвать женские имена, которые пишутся и произносятся одинаково и слева направо, и справа налево.

Ответ: Алла, Анна, Ада, Аза и т. д.

4. Четвертое задание можно проводить на скорость выполнения. В словах «игра» и «веки» нужно переставить буквы таким образом, чтобы получились столицы близких к нам государств.

Ответ: Рига, Киев.

5. Кто назовет больше пословиц и поговорок о дружбе?!

Пример ответов:

Не в службу, а в дружбу. Нет друга, так ищи, а нашел – береги. Одной рукой и узла не завяжешь. Старый друг лучше новых двух. Для друга и семь верст не околица. Худой мир лучше доброй ссоры. И т. д.

6. Шестое задание викторины по русскому языку. Кто больше придумает слов, которые отличаются от заданного только на одну букву. Количество букв при этом остается неизменным. Заданное слово может быть любым, например «коза».

Примеры ответов: лоза, поза, кора, роза, доза, коса и т. п.

7. Следующее задание викторины звучит так. Вспомните и назовите как можно больше слов, характеризующих приятный аромат цветка. Или назовите наибольшее количество слов-синонимов к слову «ароматный».

Ответ: ароматный, душистый, благоухающий, пахучий, запашистый, благоуханный, духмяный и т. п.

8. Восьмое задание викторины по русскому языку заключается в следующем. Нужно назвать наибольшее количество слов, которые употребляются только во множественном числе, то есть не имеют формы единственного числа.

Пример ответов: ножницы, шахматы, очки, брюки, каникулы, чернила, будни и т. п.

9. Кто больше назовет слов, характеризующих такое время года, как зима.

Ответ: холодная, лютая, суровая, длинная, запоминающаяся, снежная, долгожданная и т. д.

Примечание: если викторина проводится как командная игра, можно дать участникам команд такие задания.

Задание для первой команды. За одну минуту написать как можно больше слов, характеризующих зиму.

Задание для команды номер два. За одну минуту написать наибольшее количество слов, характеризующих лето.

10. Последнее десятое задание нашей викторины по русскому языку состоит в следующем. Необходимо назвать и пояснить устойчивые выражения (фразеологизмы) со словом «рука». Побеждает в этом конкурсе тот, кто сможет вспомнить и объяснить больше таких выражений. Пример: выражение «руки не доходят» означает, что не хватает времени или сил, чтобы сделать намеченное.

Ответы: «из рук вон» - очень плохо, «руки чешутся» - очень хочется что-либо сделать, «правая рука» - самый хороший помощник, «рукой подать» - очень близко, «набить руку» - научиться чему-то определенному, приобрести какое-либо умение и т. п.

Таких устойчивых выражений существует очень много. Я привела в пример только некоторые. Оставляю место для вашего творчества, дорогие читатели.

Викторина по русскому языку для обучающихся 10 - 11 класса

Автор: Загвоздина Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МКОУ ШР "СОШ № 5" города Шелехова Иркутской области.
Данная викторина по русскому языку предназначена для обучающихся старшей школы (10-11 класс), занимающихся по учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной, но может полноценно использоваться в работе с другими современными учебниками. Она может быть проведена после уроков повторения по темам "Фонетика" и "Лексика".
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по изучаемым темам, пополнить лексикон старшеклассников, продолжить работу по формированию мыслительных операций.

Ход мероприятия.

Добрый день, гости и участники игры!
Я приветствую вас на викторине для старшеклассников. В игре принимают участие 2 команды (озвучить названия).
На экране представлено игровое поле с темами («Фонетика и орфоэпия», «Лексика», «Фразеология») и ценой вопроса (с увеличением цены вопроса (от 10 до 50) увеличивается и сложность задания). Вам пригодятся знания по русскому языку, которые уже приобретены на уроках, смекалка и логическое мышление, а также, конечно, умение работать сообща.
Задания выбирают по очереди, выполняют обе команды одновременно, но первой отвечает та, что делала выбор. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Подсчёт баллов мы доверим жюри, в составе которого … (представление членов жюри).
Кто же первый будет выбирать категорию? Тот, кто быстрее назовёт 10 букву алфавита (И).

«Фонетика и орфоэпия»

10 баллов.
Анаграмма – слово, образованное путём перестановки из всех букв исходного слова. Анаграммы «открыты» греческим поэтом Ликофроном в 3 веке до нашей эры. С тех пор привлекают внимание любителей слова. Вот и вам предстоит подумать и найти ответ.
Под седоком я мчусь как птица.
Но справа буква лишь одна
На левый край переместится,
Вмиг превращусь я в грызуна. (Рысак – крыса)
Кто по воде так быстро мчится?
Найди название ему.
Прочти иначе - превратится
Он в детский лагерь, что в Крыму. (Катер – Артек)
Читаем мы направо смело -
Геометрическое тело.
Прочтем же справа мы налево -
Увидим разновидность древа. (Куб – бук)
Случайно, может быть, катались
Когда-нибудь во мне и вы.
Мои колеса быстро мчались
По улицам былой Москвы...
Но если бы двум буквам место
Переменили вы во мне,
То я бы полетела с треском
В ночной небесной тишине! (Карета – ракета)
20 баллов.
18 век запомнился филологам изменениями в русской азбуке. Сопоставьте буквы Э, Ё и Й с теми, кто утвердил их в русской письменности (Пётр Первый, Н.М. Карамзин, Академия наук).
Пётр Первый (1708) - Э,
Академия наук (1735) – Й,
Н.М. Карамзин (1793) – Ё (по документам Петербургской академии наук (1783).
30 баллов.
Я думаю, что вы без труда узнали эти стихотворные строки и с лёгкостью назовёте произведение и его автора.
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка…

Латынь из моды вышла ныне:
Так, если правду вам сказать.
Он знал довольно по-латыни,
Чтоб эпиграфы разбирать…

Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала…

Уж тёмно: в санки он садится.

Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
им овладела понемногу…

Во времена Пушкина ударение в некоторых словах отличалось от современного образца. Найдите эти слова и назовите их в соответствие с современной нормой. (СчастлИвый, эпИграфы, мУзыка, темнО, англИйскому)
40 баллов.
Расшифруйте ребус (40 одёжек и все без застёжек) и отгадайте загадку (капуста).

50 баллов.
В 1 тысячелетии до н.э. на Земле жил народ, который историки назвали пра- или общеславянским. В языке праславян существовали сочетания ДТ (bredti) и ТТ (pletti). Мелькали века, проплывали тысячелетия, и в языке произошли изменения: оба сочетания превратились в одно – СТ. И в русском языке появились глаголы «бреСТи» и «плеСТи». Следы этого изменения и спустя 3000 лет мы находим в словах.
Поразмышляйте и установите, какое из праславянских сочетаний – ДТ или ТТ – было на месте СТ в следующих словах: меСТи, пряСТь, цвеСТи, краСТь, завиСТь, чеСТь, влаСТь, страСТь, пропаСТь.
ДТ
прясть – пряДу
красть – краДу
зависть – завиДую
власть – влаДею
страсть - страДаю
пропасть - пропаДаю
ТТ
мести – меТу
цвести - цвеТу
честь – чТу

«Лексика»

10 баллов.
Шарада – это загадка, в которой слово делится на несколько частей – отдельных слов. Вашему вниманию предлагаются две шарады. Приглашаю раскрыть их тайну.
Часть первая на земле остается,
Когда по ней кто-то пройдет.
Вторая – дается
Ошибками в долгом труде.
А словом охотник зовется,
Что зверя отыщет в тайге. (След – опыт)
Философ - первый слог шарады,
К нему союз прибавить надо,
Последний слог - местоимение.
Всё - в музыке произведение. (Кант – а – та)
20 баллов.
Подберите к словам антонимы так, чтобы первые буквы составили слово, имеющее отношение ко всем в этом зале (умница).
широкий – … (узкий)
твёрдый – … (мягкий)
старый – … (новый)
скучный – … (интересный)
дробный – … (целый)
неряшливый – … (аккуратный)
30 баллов.
Прочтите диалог из Интернета и ответьте: на каком лексическом явлении основан юмор данного отрывка (омонимия).
– Привет, люди! Хочется общения. Есть кто-нибудь?
– Да. Я.
– Один?
– Нет, его сын – Тор!!!
40 баллов.
А) В 19 веке один английский граф нанял для своего имения в Ирландии управляющего. Он был суровым человеком, часто наказывал крестьян и фермеров, а если у них не было денег, чтобы оплатить аренду, без жалости выгонял их. Люди, наслышанные о его жестокости, отказывались иметь с ним какие – либо дела. Соседи перестали с ним разговаривать, магазины перестали его обслуживать, а в церкви не садились рядом и не разговаривали с ним.
С тех пор наказание человека полной изоляцией именуется фамилией управляющего. Назовите фамилию управляющего (Чарльз Канингэм Бойкотт).
Б) В первой четверти 19 века жил в Москве немец Христиан Иванович. Был он человеком известным и уважаемым. Опытный врач, лейб – медик императора Александра I, профессор Московского университета, почётный член Петербургской академии наук. В 1828 году он открыл «Заведение искусственных минеральных вод». Со всей Москвы съезжались к нему князья, графы, старые барыни. Им он прописывал минеральные воды и обязательную прогулку в качестве радикального средства от болезни. По нескольку часов пациенты бродили по тропинкам парка в его лечебнице. В глазах простого люда, жившего неподалёку и наблюдавшего эту картину изо дня в день, всё это выглядело бесполезным времяпрепровождением. И они стали называть господ, шатающихся без дела, по фамилии врача – немца. Назовите фамилию доктора (Христиан Иванович Лодер).
50 баллов.
Все мы знаем, что русский язык – развивающееся явление. В нём с завидной регулярностью возникали, возникают и будут возникать новые слова. Мы обратим свой взор на неологизмы начала 21 века. По лексическому значению догадайтесь, о каких словах идёт речь.
Внештатный сотрудник, работающий без заключения договора (фрилансер).
Человек, ведущий сетевой журнал или дневник событий (блоггер).
Форма времяпрепровождения в виде посещения магазинов (шоппинг).
Автопортрет, снимок самого себя на фотокамеру (селфи).

«Фразеология»

10 баллов.
Нет на свете человека, который бы не знал, что такое конструктор. Забавная вещь! Из разрозненных деталей вдруг получается нечто удивительное: замок, автомобиль. Я предлагаю вам составить из отдельных слов фразеологизм.
а) принять сидячее положение;
б) предлог;
в) часть тела, соединяющая голову с туловищем. (Сесть на шею)
а) предлог;
б) незначительный по весу;
в) центральный орган кровеносной системы. (С лёгким сердцем)
а) предлог;
б) заявление об отстранении от участия в чём-нибудь;
в) орган зрения. (Для отвода глаз)
20 баллов.
Весёлый художник изобразил на рисунках фразеологизмы. Назовите их.


(Коломенская верста, дым коромыслом, козёл отпущения, всыпать по первое число).
30 баллов.
Назовите русские фразеологизмы, которые синонимичны европейским.
Английский: это еще все в воздухе, французский: это еще не в кармане, немецкий: это пока написано на звездах – (вилами на воде писано).
Английский: похожи как две горошины в стручке, немецкий: похожи как одно яйцо на другое – (похожи как две капли воды).
Французский: жить как петух в тесте, английский: жить в клевере, немецкий: жить как червячок в сале – (как сыр в масле кататься).
40 баллов.
Решите пропорции.

Викторина по русскому языку « О слово русское»

Мы точно не знаем, когда и как люди научились разговаривать. В одном из древнейших вавилонских мифов сказано: «Когда вверху не названо небо, внизу земля была безымянной» В мире существовал хаос. После победы над ним были названы словом небо, земля и всё, что на них находится»

В древности понимали значение слова так: что сказано, то осуществляется. Отсюда возникла вера в магическую силу слова. Слова могут спасти, могут исцелить, но могут и погубить. Слово может всё.

Ведущий: Писатель Лев Владимирович Успенский говорил: «Если есть в мире вещи, достойные названия чудо, то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них». Русскому слову и посвящается наша викторина, в которой участвуют 2 команды и 2 соперника.

Объявляем 1 тур . Он называется «Красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Александр Иванович Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и опытных устах- красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» Докажите это. Итак, задание 1 тура для команд: Мудрость языка заключена в пословицах и поговорках. Надеемся, вы часто их используете в своей речи.

Продолжите пословицы.

Не гордись званьем –(гордись знаньем)

Какова пряха,(такова рубаха)

Сколько голов, (столько умов)

Повинную голову и (меч не сечёт)

Худой мир лучше (доброй ссоры)

Сядем рядком, (поговорим ладком)

На чужой роток(не накинешь платок)

Снявши голову, (по волосам не плачут)

Капитаны получают задание: подобрать к иноязычным пословицам синонимичные русские.

Делать из иглы вилы (делать из мухи слона)

Попасть с дождя в водосточную трубу (попасть к корабля на бал)

Жить как петух на откорме (жить как у царя за пазухой)

Попасть пулей в плетень (указать перстом в небо)

Колесовать бабочку (стрелять из пушки по воробьям)

И в хорошем огороде есть гнилые овощи (в семье не без урода)

Когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу(когда рак на горе свистнет)

Как заяц в ананасе (как блин в масле)

Как псу муха (как собаке пятая нога)

Промокший пудель (мокрая курица)

Размышления у парадного подъезда.

Птенец гнезда Петрова.

Счастливые часов не наблюдают.

Устами ребёнка глаголет истина.

Любви все возрасты покорны.

Откуда дровишки?

Дела давно минувших дней.

Покой нам только снится.

Ведущий: Объявляем 2 тур нашей викторины, который имеет такое название «Живой и настоящий»

Лев Николаевич Толстой говорил: «Русский язык - настоящий, сильный, где нужно - строгий, серьёзный, где нужно бойкий, живой»

Бойкость ума вам предстоит продемонстрировать в этом туре. Команда отвечает живо и бойко на вопросы.

1.Как написать слово глаз 3 буквами? (око)

2.Как написать сухая трава 4 буквами? (сено)

3.Какое местоимение может быть суффиксом? (то)

4.Какое наречие пишется с двумя мягкими знаками? (точь-в-точь)

5.В чём необычность фразы Около Миши молоко? (перевёртыш)

6.В каком глаголе содержится 100 отрицаний? (стонет)

7.Скакого звука начинается слово Ереван? (Й)

8. Назовите слово, начинающееся с 4 согласных (взгляд)

9.Назовите союз-принадлежность книжного стиля из 3 букв (ибо)

10. Назовите просторечный союз, замену если (коли)

(Задание для капитанов) «Живой и настоящий»

Вопросы 2 тура для капитанов.

1.Стоит дуб, на нём 12 гнёзд, в каждом гнезде по 4 яйца, в каждом яйце по 7 цыплят. Что это? (месяцы, недели, дни)

2. Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой, песенки поёт.(двери)

3. У двух матерей по пяти сыновей, все на одно имя (рука и пальцы)

4. Четыре брата одним кушаком подпоясаны, под одной шапкой стоят (стол)

Ведущий: Мы подошли к 3 туру нашего состязания, который называется «Краток и точен», потому что для всего в русском языке есть своё название, порой данное с такой меткостью, что только диву даёшься. Н.В.Гоголь как-то подметил, что «иное название ещё драгоценней самой вещи» Итак, ваша задача назвать словом то, что оно обозначает.

1. Словарный состав языка (лексика)

2.Слова, вошедшие в язык из определённого литературного или исторического источника (цитата)

3. Изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях(гротеск)

4.Слово, вышедшее из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали историзм)

5.То же, что и преисподняя (ад)

6. То же, что и жестокий мучитель (деспот)

7.То, на что надеются русские люди (авось)

8.Наука,изучающая языки и народное творчество.(филология)

Вопросы 3 тура для капитанов. Найти лишнее слово

1 актриса,зайчиха,корова,лисица (актёр,заяц,лис)

2 мука,перец,сахар, тюль,снег(ж.р)

3 блеять,мычать,мурлыкать,ржать(2 спряжение)

4 рагу,бра,купе,леди, такси (ж.р)

5 сани,кольраби,сливки,тиски (ед.ч)

6 запевала,плакса,актриса,сирота (ж.р)

Ведущий: Объявляем следующий 4 тур , названный нами «Богатый и могучий»

Русский язык один из богатейших языков мира. Известный писатель Константин Дмитриевич Паустовский, обращаясь к современникам, то есть к нам с вами, напоминает: «Нам дан во владение самый богатый,меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» Необходимо учиться владеть словом. Для этого мы обращаемся к произведениям разных писателей.

1. «Он уважать себя заставил» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

2. «Гений и злодейство- вещи несовместимые»(А.С.Пушкин «Моцарт и Сольери»)

3. «Краткость-сестра таланта»(А.П.Чехов)

4. «И пошли они, солнцем палимы» (Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»)

5. «Сквозь видимый миру смех и незримые миру слёзы» (Н.В.Гоголь)

6. «Не хочу учиться, а хочу жениться»(Д.И.Фонвизин «Недоросль»)

7. «Умом Россию не понять» (Ф.И.Тютчев)

8. «Много шума из ничего» (У.Шекспир)

9. «Много званных- мало избранных» (Библия)

10 « И дым отечества нам сладок и приятен» (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)

11. « Сражаться с ветряными мельницами» (Сервантес «Дон Кихот»)

12. «Зри в корень»(Козьма Прутков)

Вопросы 4 тура для капитанов

1 Дом сгорел дотла. Что такое тло? (дно)

2.Какой овощ испанцы назвали тартуфоли,т.е «поземные грибы», какое название этот овощ получил в России? (картофель)

3.Какой падеж в древнерусском языке назывался сказательным? Как его переименовал М.В.Ломоносов? (предложный)

4.Какое из имён- русское: Иван, Богдан, Фёдор?(Богдан)

5 Каким словом заменил М.В.Ломоносов ранее существовавшие термины одного и того же понятия: планты, былие, вегетабили.(растения)

6. Какие растения так назывались в древнерусских говорах: пустодуй, дурняшка, тропинник. (одуванчик, поганка, подорожник)

7 От каких слов образованы следующие слова: чаща, роща, пуща,хвощ?(часто, расти, пусто, хвост)

8. Какой город на Волге родился, три раза крестился? Перечислите все 3 названия города? (Царицын, Сталинград, Волгоград)

Ведущий: Мы пошли к завершающему 5 этапу нашего состязания: «Родной язык», именно поэтому мы должны любить его и беречь. Любовь к слову раскрывает многие загадки языка. Попробуем решить две из них.

1.В чём разница между предложениями, одинаков ли смысл?

Дед в лохматой шапке и подшитых валенках сидит на завалинке.

Дед, в лохматой шапке,в подшитых валенках, сидит на завалинке.

(Запятые во втором предложении поставлены для того, чтобы подчеркнуть, что данные сведения являются дополнительными, лицо, о котором говорится, известно нам. В первом предложении мы сообщаем о лице, неизвестном нам. Это единственные о нём сведения)

Что было написано на плакате?

….о…о …о….а…о…а!

(Добро пожаловать!)

Вопросы для капитанов.

1.Какое местоимение не имеет именительного падежа:

а)тебя б)него в)мне г)себя

2. В каком слове нет звука с (мягкого):

а)гвоздь б)тесьма в)удивиться г)улыбайся

3.В каком слове 4 звука:

а)шьёт б)лён в)поют г)ядро

4.Какое существительное не имеет форму мн. Числа:

а)фестиваль б)листва в)конкурс г)врач

5.Какое прилагательное не имеет степеней сравнения:

а)хромой б)белый в)грустный г)опрятный

6.Какой глагол имеет только форму несовершенного вида:

а)закрыть б)поспеть в)вить г)бедствовать

Ведущий: Пора подвести итоги. И помните, даже если вы не стали сегодня победителями, вы прикоснулись к сокровищам нашего языка. Это великое достояние, которое дано нам во владение.(стихотворение А.Ахматовой)

Викторина «В мире грамматики»

Цель:

Прививать любовь к родному языку;

Закреплять знания и умения, полученные на уроках;

Воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;

Развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;

Расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке.

Задачи:

Формирование интереса к нему как к учебному предмету,

Повышение общей языковой культуры

Ход викторины Вводный этап

Ведущий . - Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашей викторины. Сегодня у нас викторина по русскому языку. Главный гость сегодня - его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в нашей стране.

- Сегодня будут показывать свои знания и соревноваться 2 команды, учащиеся 8-9 классов:

«Острый ум» и «Любознайки».

Напоминаю правила игры.

1. На обсуждение вопроса даётся время.

2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.

3. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.

4. (каждый правильный ответ – 1 балл)

Представление команд

Название

Капитан команды

1 Конкурс. Разминка «Вопрос-ответ» (за каждый правильный ответ – 1б)

- Сколько букв в русском алфавите? (33).

Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (местоимения)

- Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)

- Сколько гласных букв? (10)

- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)

- Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)

2. Конкурс «Составь слово»

Ведущий: - Каждой команде раздаются карточки. В них зашифрованы названия животных. Необходимо поменять местами буквы, чтобы получилось слово.

КУТА – (утка)

ШАДОЛЬ – (лошадь)

НОКЬ – (конь)

СИНЬЯВ – (свинья)

КАШОК – (кошка)

ВЕЛ – (лев)

АСИЛ – (лиса)

ВЕДЬМЕД – (медведь)

3. Конкурс «Весёлая грамматика»

Ведущий. – Я сейчас буду называть словосочетания, вместо которых команды должны будут назвать одно слово – имя существительное.

(командам по очереди зачитываются словосочетания, за каждый правильный

ответ – 1б)

Например: весёлый человек – весельчак

А) Храбрый человек – храбрец

Б) Болтливый человек – болтун

В) Ленивый человек – лентяй

Г) Мудрый человек – мудрец

Д) Богатый человек – богач

Е) Сильный человек - силач

4. Конкурс «Половинки»

Ведущий: - Прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.

Любишь кататься, …. (люби и саночки возить).

Век живи, ….. (век учись).

Делу время, …… (потехе час).

Без труда не вытащишь …….(и рыбку из пруда).

Труд человека кормит, ………(а лень портит).

Под лежачий камень ……… (вода не течет)

5. Конкурс «Вертолина» (для капитанов команд)

Ведущий: - На листе вы видите слово из 6 букв .

Сколько различных слов - имён существительных - сумеете прочитать, столько баллов вы подарите своей команде.

6. Конкурс «Доскажи словечко». (Игра с болельщиками)

Ведущий: - Пока капитаны выполняют задние, вы можете помочь своей команде заработать дополнительные баллы.

1. Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал... (конем)

2. Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, ... (карандаш)

3. Кругла, рассыпчата, бела

На стол с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная... (картошка)

4. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть, без хруста,

Если я... (капуста)

5. Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед.

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня? ... (коньки)

6. По дороге наша Машенька идет,

За веревочку козу она ведет

А прохожие глядят во все глаза

Очень длинная у девочки... (коса)

7. В яме спит зимою длинной

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется... (медведь)

8. В черном поле заяц белый.

Прыгал, прыгал, петли делал.

След за ним был тоже бел

Кто ж этот заяц... (мел)

9. В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка

Кто же это? ... (мышка)

10. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь

Этот зверь лесной... (медведь)

7. Конкурс «Кто такой». Ведущий: - Каждой из команд необходимо подобрать к прилагательному подходящее по смыслу существительное. На размышление даётся 1 минута. Далее один из участников озвучивает правильный ответ. 1 команда. 2 команда Жадный ёж Ядовитая медведица Трусливый волк Пушистая змея Рогатый заяц Косолапая лиса Колючий олень Хитрая белка 8. Конкурс «Найди лишнее» Ведущий: - Каждой команде на карточках даны группы слов, среди которых спрятано лишнее. Его необходимо найти и объяснить, почему оно является лишним.

А). Дождь, снег, град, луна

Б). Тетрадь, книга, дневник, портфель

В). Увидеть, покрасить, краска, добежать

Г). Сад, садовник, всадник, садовый.

Д). Машина, трамвай, самолёт, автобус

Е). Столяр, садовник, грузовик, крановщик

9. Конкурс «Фразеологические обороты»

Ведущий по очереди зачитывает командам фразеологизмы, участники должны ответить и объяснить что же обозначает данный фразеологизм. За каждый правильный ответ – 1б.

10. Конкурс «Составь предложения из слов».

Ведущий: - Команды должны посовещаться и составить 1 предложение, используя все слова, записанные на карточке.

1 команда : дома, у, траве, утка, по, гуляла, дворе, во.

2 команда : у, гостим, бабушки, мы, лето, в, каждое, деревне.

10. Итоги. Награждение команд.

Ведущий : Надеемся, что сегодняшняя викторина не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще.

Ведущий: Итак, ребята наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать.

Подведение итогов. Награждение команд.