Второй половине 50 х годов. Экономика ссср в послевоенный период

(этот материал я начала искать в интернете, но поняв, что ничего не выйдет, обратилась к учебнику, см.ниже)

Со второй половины 1953 г. по конец 50-х годов в СССР были проведены реформы, которые благотворно отразились как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа.

Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах.

Главная причина поражения реформ – они не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули ее основу – командно-административную систему. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом, номенклатурой.

Наиболее влиятельными политическими фигурами в руководстве стали Маленков, Берия и Хрущев. Равновесие являлось крайне неустойчивым.

Политика нового руководства в весенние дни 1953 г. была противоречивой, отражая противоречия в его составе. По требованию Жукова из заключения вернулась большая группа военных. Но продолжал существовать ГУЛАГ, везде висели прежние лозунги и портреты Сталина. Каждый из претендентов на власть стремился овладеть ею своим путем. Берия – через контроль над органами и войсками госбезопасности. Маленков – заявляя о стремлении проводить популярную политику повышения благосостояния народа, "заботиться о максимальном удовлетворении его материальных потребностей", призывая в "2-3 года добиться созидания в нашей стране обилия продовольствия для населения и сырья для легкой промышленности". Но Берия и Маленков не имели связей в среде высших военных руководителей, которые не доверяли им. Главное же было в настроениях партаппарата, который желал сохранения режима, но без репрессий по отношению к аппарату. Объективно ситуация сложилась благоприятно для Хрущева. Хрущев проявил в эти дни необычайную активность.

В сентябре 1953 г. Н.С. Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС. В печати стали появляться статьи о вреде культа личности. Парадоксальным было то, что их авторы ссылались на работы Сталина, заявляя, что он был противником культа. Начался пересмотр "Ленинградского дела" и "дела врачей". Были реабилитированы осужденные по этим делам партийные и хозяйственные руководители, медики. Но в это же время, в конце 1953 г. на шахтах Воркуты, находившихся в ведении еще существовавшего ГУЛАГА, были жестоко подавлены забастовки заключенных.

В августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о первоочередном внимании государства к благосостоянию народа через ускоренное развитие сельского хозяйства и производства предметов потребления. "Теперь на базе достигнутых успехов в развитии тяжелой промышленности у нас есть все условия для того, чтобы организовать крутой подъем производства предметов народного потребления". Предполагалось резко изменить инвестиционную политику, значительно увеличить финансовую "подпитку" отраслей нематериального производства, ориентированных на выпуск товаров для народа, обратить особое внимание на сельское хозяйство, привлечь к производству товаров народного потребления машиностроительные заводы и предприятия тяжелой промышленности. Так был взят курс на социальную переориентацию экономики, который достаточно быстро стал воплощаться в конкретные товары, деньги, жилье.

(Этот материал я попыталась выбрать из учебника Деревянко-Шабельникова. Ребята, было 20 страниц,.я старалась)

В 1953-1956 гг. (до XX съезда КПСС) в русле этой политики осуществле­ны следующие мероприятия:

Начался пересмотр «ленинградского дела»;

Ликвидирован ГУЛАГ;

В 1953 г. исключен из партии как враг народа, арестован и расстрелян Л. П. Берия;

В апреле 1954 г. МГБ преобразовано в Комитет государственной безо­пасности при Совмине СССР;

С сентября 1953 г. начался пересмотр решений бывших коллегий ОГПУ, НКВД и т. д. Для реабилитации невинных жертв репрессий создана спе­циальная комиссия под председательством П. Н. Поспелова. К началу 1956 г. были реабилитированы около 16 тыс. человек (в том числе А. С. Бубнов, С. В. Косиор, П. П. Постышев, А. В. Косарев, М. Н. Тухачевский и другие);

За фальсификацию дел были преданы суду некоторые бывшие руково­дители органов безопасности;

В печати началась критика культа личности И. В. Сталина.

Таким образом, было положено начало курсу на демократизацию жизни общества. Дело в том, что Л. П. Берия, Г. М. Маленков и Н. С. Хрущев в свое время находились в ближайшем окружении Сталина и были причастны к не­обоснованным репрессиям. В то же время они понимали необходимость вы­бора нового политического пути, восстановления законности и проведения некоторых реформ.

«Десталинизация» началась с реорганизации политического руководства: вместо двух органов в ЦК - Президиума и Бюро Президиума в соответствии с Уставом партии был создан Президиум ЦК КПСС. Для нового руководства курс на построение коммунистического общества был единственно верным. Представления о превосходстве социализма над капитализмом, преимуще­ствах плановой системы над рыночной являлись руководством к действию.

Хрущев с немалым риском для себя сумел сплотить все высшее руковод­ство против Берии и привлечь на свою сторону армию.

Хрущев, став в сентябре 1953 г. первым секретарем ЦК КПСС, получил су­щественно расширившиеся полномочия. Уже на июльском (1953 г.) Плену­ме ЦК отмечалась необходимость укреплять партийное руководство во всех звеньях и пресекать любые попытки выхода из-под партийного контроля ведомств и конкретных лиц.

На январ­ском (1955 г.) Пленуме ЦК КПСС Хрущев обвинил Маленкова в том, что тот не проявил себя «достаточно зрелым и твердым большевистским руководите­лем», «претендовал не только на руководство деятельностью правительства, но и на руководство Президиумом ЦК» и стремился к «дешевой популярно­сти» среди народа. Вспомнились и близкие отношения с Берией, и участие в «Ленинградском деле».

Хрущев, шагнув (под влиянием логики борьбы за власть) гораздо дальше Маленкова в либерализации общества, в развенчании Сталина, тем не менее не сумел сохранить некоторых важных начинаний Маленкова в социально- экономической сфере (М. М. Горинов, А. А. Горский, А. А. Данилов).

XX съезд партии. Попытки демократизации общественно-политической жиз­ни. До весны 1956 г. перемены в политической сфере советского общества были малозаметны. В 1954-1955 гг. было освобождено всего несколько ты­сяч политзаключенных. Некоторые перемены произошли в аппарате управ­ления, где развернулась борьба против бюрократических методов управле­ния. На регулярной основе стали работать Президиумы Верховных Советов союзных республик, была восстановлена роль Пленумов ЦК.

XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). На съезде обсуждались отчет о работе ЦК партии, директивы шестого пятилетнего плана народнохо­зяйственного развития. Из-за резко отрицательной позиции В. М. Молотова, К. Е. Ворошилова, Л. М. Кагановича и Г. М. Маленкова вопрос о Сталине не был поставлен.

В результате компромисса доклад «О культе личности и его последствиях» был зачитан на закрытом заседании съезда. В докладе содержались собранные комиссией П. Н. Поспелова сведения о мас­совых расстрелах невинных людей и о депортации народов в 30-40-е гг. Го­ворилось о репрессиях, пытках, гибели выдающихся людей, о письме В. И. Ле­нина к съезду и пренебрежении Сталина коллективным руководством, о тя­желом положении сельского хозяйства, о поражениях Красной Армии на начальном этапе войны. Оставаясь в плену идеологических догм, все эти со­бытия Хрущев объяснял исключительно личными качествами Сталина. Огра­ничившись критикой «культа личности», новое партийное руководство сохранило в неприкосновенности саму систему социалистического общества, закрыло на многие годы путь к реальной перестройке советского общества.

Значение этого беспрецедентного шага, на который решился Хрущев, было огромно. Свергнув Сталина с пьедестала, Хрущев снял вместе с тем «ореол неприкосновенности» с первой личности и ее окружения вообще. Си­стема тотального страха была во многом разрушена. Казавшаяся незыблемой вера в непогрешимость верховной власти сильно поколеблена.

XX съезд стал началом критического переосмысления мировой социалис­тической практики, развития международного коммунистического движе­ния. Процесс, начатый XX съездом, привел впоследствии к расколу практи­чески монолитного (исключение составляли лишь компартии Югославии и немногочисленные троцкисты) коммунистического движения. Образова­лись группы партий:

1) признающие некоторые «ошибки» Сталина и ориентирующиеся на КПСС;

2) не признающие критики Сталина и ориентирующиеся на Компартию Китая;

Основные направления курса на децентрализацию системы государственно­го управления и развития:

В январе 1957 г. намечены меры по некоторому расширению полномочий материально-финансовой базы местных Советов, преодолению в них бюро­кратизма и привлечению общественности к их работе;

Проведена реорганизация ВЦСПС. Вместо 47 отраслевых профсоюзов было образовано 23. Аппарат ВЦСПС и центральных комитетов профсоюзов уменьшился в 3 раза. Подавляющее большинство первичных профсоюзных организаций возглавляли не «освобожденные работники», а активисты. Рас­ширились права профсоюзов;

Всплеск общественной активности молодежи и оживление деятельности комсомола. Около 350 тыс. юношей и девушек выехали на освоение целинных земель. По «призыву» КПСС и комсомола около 300 ты с. представителей молодежи отправились на крупнейшие стройки. Курс Хру­щева на расширение международных контактов нашел отражение в образова­нии в 1956 г. Комитета молодежных организаций и в проведении в 1957 г. VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, что стало беспре­цедентным событием для закрытой страны;

Уделялось внимание развитию других общественных организаций, рабо­тавших под руководством местных Советов: уличные и квартальные комитеты, общественные комиссии содействия при домоуправлениях, бригады содей­ствия милиции, родительские советы при школах и домоуправлениях, сани­тарные дружины, советы клубов, попечительские советы при детских домах, советы ветеранов труда и др.

Хрущев несколько ограничил привилегии работников аппарата. Он ликви­дировал систему сталинских «пакетов» - денежных сумм, которые тайно вручались высшим работникам аппарата, печати, научных учреждений сверх установленной зарплаты и не облагались налогами. неоднократно пытал­ся закрыть спецраспределитель (официально - «столовую лечебного пита­ния») для высшей номенклатуры, ограничить права на персональные маши­ны. Но большинство из этих начинаний успехом не увенчались и лишь вос­становили против Хрущева номенклатуру.

Для укрепле­ния правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство, принято Поло­жение о прокурорском надзоре. Расширялись законотворческие полномочия союзных республик. Дополнительными правами в экономической и полити­ческой сферах наделялись высшие структуры СССР и союзных республик. Не прекращалась работа по реабилитации жертв репрессий.

В конце 50-х гг. были сняты необоснованные обвинения с депортированных народов. Выселенные из родных мест чеченцы, калмыки, ингуши, карачаев­цы и балкарцы получили право вернуться на Родину. Восстанавливалась ав­тономия этих народов. С советских немцев сняты обвинения в пособничестве немецким оккупантам. Началась репатриация находящихся на спецпоселени­ях граждан Польши, Венгрии, Болгарии и других стран. Масштаб реабилита­ции жертв репрессий был велик.

Таким образом, в середине 50-х гг. была проведена некоторая либерализа­ция существовавшей в стране тоталитарной системы. Но предпринятые меры носили в целом переходный характер. Размах и направленность последую­щих шагов зависели от следующих факторов:

Действий Хрущева как реформатора;

Непосредственного расклада сил в руководстве;

Реакции общества на уже осуществленные меры и выдвинутые лозунги.

Проводимая Н. С. Хрущевым политика десталинизации, многочислен­ные перестройки в политической и экономической сферах вызывали расту­щее недовольство части партийно-государственного аппарата. Быстрый рост популярности Хрущева способствовал складыванию в руководстве антихру­щевской оппозиции, позднее названной «антипартийной группой. Их объединили не только боязнь дальнейших разоблачений, более консервативный в целом настрой и несогла­сие с Хрущевым по отдельным вопросам конкретной политики. Прежде всего членов группы сплачивали попытки Хрущева утвердиться в качестве едино­личного лидера - без «коллективного руководства». Осуществление его пла­нов означало бы политический крах как для всех бывших сталинских прибли­женных, так и для людей, выдвинутых им на ответственные партийные и го­сударственные посты.

На заседании Президиума ЦК в июне 1957 г. Молотов и Маленков неожи­данно поставили вопрос о смещении Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. 7 из 11 членов Президиума ЦК КПСС потребовали отставки Н. С. Хрущева. Они обвинили его в нарушении принципов «коллективного руководства» и установлении своего культа, в самочинных и необдуманных внешнеполитических действиях, в экономическом волюнтаризме.

Однако Хрущев отказался подчиниться и потребовал созыва Пленума ЦК. При поддержке членов обновленного ЦК, армии в лице Жукова и КГБ (И. А. Серов) уже 22 июня Пленум был созван. Он работал до 29 июня. На нем действия оппозиционеров были осуждены как фракционные. Все они, кроме Молотова, признали свои ошибки. Маленков, Каганович, Молотов и Шепилов выведены из состава ЦК и его Президиума. Булганину объявлен строгий выговор, а впоследствии он был снят с поста Председателя Совета Мини­стров и выведен из состава Президиума ЦК. Проявлением либерализации общества явилось то, что впервые за многие десятилетия в роли решающей инстанции выступил не узкий круг членов Президиума (Политбюро), а Пле­нум ЦК, главное - сами оппозиционеры, вопреки их опасениям, остались не только на свободе, но и в партии. Правда, они были удалены из Москвы: Мо­лотов направлен послом в Монголию, Маленков - директором Усть-Каме­ногорской, а затем Экибастузской электростанции. В Президиум ЦК были введены Л. И. Брежнев, Е. А. Фурцева, Ф. Е. Козлов и другие деятели партии и государства, поддержавшие Хрущева.

После устранения «оппозиции» были проведены перемены в составе выс­ших органов власти. В частности, освобожден от обязанностей Председателя Верховного Совета СССР К. Е. Ворошилов - его место занял Л. И. Брежнев.

Следующим актом политической борьбы было неожиданное смещение Жукова с поста министра обороны (во время его визита в Албанию). По-ви­димому, эта сильная и популярная в стране личность внушала некоторые опасения Хрущеву, мешала установлению его контроля над армией. Поэто­му, несмотря на отсутствие между ними конфликтов, Хрущев решил «под­страховаться». На пост министра обороны назначен маршал Малиновский, связанный с Хрущевым родственными узами.

Устранение консервативной (отчасти - просталинской) оппозиции и превращение Хрущева в единоличного лидера имело, как ни парадоксаль­но, весьма противоречивые последствия для судеб «оттепели». Лишившись оппозиции справа, Хрущев стал быстро «леветь»: именно с этого момента

берут начало знаменитые скачки «великого десятилетия» и громкие кампа­нии тех лет. В политической сфере демократизация была временно при­остановлена.

Формирование культа Хрущева. С 1958 г. он стал совмещать две должности: Первого секретаря ЦК партии и Председателя Совета Министров (главы правительства). Таким образом, с конца 50-х гг. Хрущев сосредоточил в своих руках высшую партийную и государствен­ную власть.

В 1959 г. внеочередной XXI съезд КПСС (созванный для принятия вместо провалившейся шестой пятилетки семилетнего народно-хозяйственного плана на 1959-1965 гг.) констатировал, что социализм в СССР одержал полную и окончательную победу. Отсюда следовал вывод о вступлении Советского Союза в период развернутого строительства коммунизма.

XXII съезд (1961) принял новую, третью, Программу партии - программу строительства коммунизма уже к 1980 г. Для этого предполагалось обогнать ведущие капиталистические державы по производству продукции на душу населения, добиться изобилия материальных и культурных благ, ликвидиро­вать тяжелый физический труд и т. п. В программе содержались задачи по резкому повышению благосостояния населения и широкой демократизации общества (но, разумеется, без введения политического плюрализма). Сделан вывод, что государство диктатуры пролетариата в СССР превратилось в об­щенародное государство. Осуществление программных задач намечалось на два ближайших десятилетия. Съезд принял новый устав КПСС, предусматри­вающий расширение прав партийных ячеек, введение системы ротации (об­новления) партийных постов, расширение общественных начал в партийной работе.

Конец 50-х гг. был ознаменован последним всплеском искреннего энту­зиазма и веры советских людей в построение светлого будущего

Таким образом, в общественно-политической сфере с середины 50-х до середины 60-х гг. наблюдались противоречивые тенденции. С одной сторо­ны, в стране протекал процесс политической демократизации. С другой сто­роны, продолжала существовать административно-командная система. Хру­щев не поднялся до осознания необходимости структурных изменений, не был готов к демократизации общественных институтов, реформированию общественной жизни.

В мае 1957 г., на собрании представителей колхозников, Хрущев выдвинул лозунг «Догнать и перегнать Америку!» (в основном по производству мяса и молоч­ных продуктов). 1957-1959 гг. отмечены серией административных реформ и кампаний («кукурузная», «мясная», «молочные рекорды»). В 1957 г. были ликви­дированы МТС, техника которых передавалась колхозам в собственность по­средством выкупа. Это привело к сокращению парка сельскохозяйственных машин и изъятию у колхозов значительных денежных средств. Прогрессив­ная реформа не была продумана до конца, так как колхозы и совхозы не име­ли достаточно средств для покупки техники.

Вторая реформа заключалась в новом укрупнении колхозов. Ее целью стало образование крупных объединений, которые могли бы в дальнейшем способ­ствовать индустриализации сельского хозяйства. Стремясь выполнить завы­шенные обязательства, руководители колхозов начинают наступление на приусадебное хозяйство (обрезают приусадебные участки, принуждают про­давать личный скот колхозу и т. д.). В марте 1962 г. было перестроено управле­ние сельским хозяйством. В районах появились колхозно-совхозные управ­ления (КСУ), в областях и республиках - аналогичные комитеты.

Реформы 50-60-х гг. не улучшили положения в сельском хозяйстве, на­против, способствовали углублению кризиса: в 1963 г. впервые за всю исто­рию СССР зерно было закуплено за рубежом.

Причины кризиса сельского хозяйства:

1) нехватка средств на финансирование деревни.

2)отступление от по­литики бережного отношения к деревне

начав­шихся переменах в колхозном строе после ликвидации сталинской системы реп­рессий. Выдача паспортов крестьянам позволила им обрести свободу передви­жения и двинуться в города, где был гораздо более высокий уровень жизни.

В 1955 г. стал вос­станавливаться принцип приоритетного развития производства средств про­изводства, что нашло отражение в планах шестой пятилетки и семилетки (1959-1965 гг.). На рубеже 50-60-х гг. почти 3 / 4 общего объема выпускаемой промышленной продукции приходилось на долю группы «А» (производство средств производства). Высокими темпами развивались машиностроение и приборостроение. Продолжалась механизация производственных процес­сов в промышленности. Широкие масштабы приобрело капитальное строи­тельство.

Началась некоторая децентрализация руководства промышленностью, передача предприятий в республиканское подчинение, был упорядочен и со­кращен центральный аппарат. Другой столь же очевидной в середине 50-х гг. проблемой было возрастание роли научно-технического прогресса. XX съезд КПСС и состоявшийся в июле 1955 г. Пленум ЦК партии обратили внимание на необходимость улучшения внедрения в производство новейших достиже­ний науки и техники. Освоение космоса, химизация народного хозяйства и другие направления НТР были подкреплены крупными государственными программами.

Во второй половине 50-х гг. развитие промышленности страны поднялось на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отраслей и ви­дов производства. Вместе с тем жесткая, централизованная система управле­ния тормозила развитие промышленности. Качественные сдвиги в ее струк­туре потребовали изменения форм и методов руководства индустриальными отраслями.

В 1957 г. принят закон о перестройке управления промышленностью и строи­тельством. В соответствии с ним отменялась прежняя отраслевая система ру­ководства, осуществляемая через министерства и ведомства. Основной организационной формой управления стали Советы народного хозяйства - совнархозы. В стране создано 105 экономических районов на базе существую­щего административного деления. Все промышленные предприятия и строй­ки, расположенные на их территории, передавались в ведение местных совнар­хозов, кроме оборонных предприятий. Большая часть отраслевых министерств упразднялась. Предполагалось, что переход к территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и республик. Эффект реформы ока­зался непродолжительным. В целом он проявлялся до тех пор, пока новые органы управления не окрепли и не сложились в устойчивую систему. В результате проведения реформы управление промышленностью стало более сложным и менее квалифицированным.

Таким образом, реформы Хрущева в области сельского хозяйства и про­мышленности стимулировали децентрализацию управления экономикой. Однако они носили непродуманный характер, что сказалось на экономиче­ском и социальном развитии.

В социальной области были осуществлены мероприятия по повышению бла­госостояния народа. Для подростков устанавливался 6-часовой рабочий день. Для остальных рабочих и служащих он сокращался на два часа в субботние и предпраздничные дни. В июле 1956 г. принят Закон о государственных пен­сиях. В соответствии с ним размер пенсий для отдельных категорий граждан увеличился в 2 раза и более. Началось постепенное осуществление програм­мы повышения заработной платы низкооплачиваемым группам рабочих и служащих. Прекратился выпуск обязательных облигаций госзаймов.

Увеличились масштабы жилищного строительства. Ускорению его тем­пов способствовала индустриализация строительных работ, использование в домостроении сборного железобетона. Разработаны новые принципы застройки жилых микрорайонов, сочетающие жилые комплексы с культурно-бытовыми учреждениями. По существу, впервые в СССР было развернуто массовое жилищное строительство.

В 1958-1964 гг. проводилась реформа образования. Большинство выпуск­ников шло в вузы, но не хватало рабочих рук на производстве. В 1958 г. при­нят закон об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии сис­темы народного образования в СССР. Вводилось всеобщее среднее одиннад­цатилетнее образование, школа приобретала «политехнический профиль». После окончания восьмилетней школы все учащиеся, желающие получить среднее образование, должны были учиться либо в школе с политехническим профилем, либо в ПТУ или техникуме.

К концу 50-х гг. произошли изменения в социальной структуре общества, что отразила проведенная в 1959 г. Всесоюзная перепись населения СССР. Выросла численность жителей страны: в 1959 г. она составляла 208,8 млн.. че­ловек против 190,7 млн.. в 1939 г. Освоение природных богатств восточных районов привело к росту населения Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока. Доля горожан составляла 48%. Увеличилась численность рабочих в общем составе населения, сократился процент сельских жителей и колхозного крестьянства.

Начало 60-х гг. вскрыло серьезные проблемы в экономике, которая была в значительной степени вызвана необдуманными реформами и штурмовщи­ной. Правительство попыталось разрешить эти проблемы за счет трудящихся (почти на треть снижены тарифные расценки на производство и почти на столько же возросли цены на продовольствие). Это привело к нарастанию социальной напряженности: события в Новочеркасске, где в 1962 г. прошла демонстрация трудящихся, вызванная повышением цен на продукты и их де­фицитом. Демонстрация была подавлена властями. 1962 г. считается годом окончания «хрущевской оттепели».

Таким образом, в экономике и социальной сфере чувствовалось то, что руководство страны приступило к масштабной, долгосрочной работе, не имея продуманной программы. Кроме того, людям, которые находились на высших постах в руководстве страной, не хватало образования. Сам Хрущев, обладая живым умом и практической сметкой, тем не менее не мог даже гра­мотно писать и в отличие от Сталина никогда не занимался всерьез самообра­зованием.

Либерализация внешнеполитического курса. На XX съезде КПСС была сформулирована новая внешнеполитическая концепция: необходимость мирного сосуществования государств с различным государственным строем и много­вариантность путей построения социализма с одновременным подтверждением принципа «пролетарского интернационализма».

В документах съезда были сделаны выводы о возможности предотвраще­ния новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к социализму. Подчеркивалась верность Советского Союза принципам суверенитета и не-

зависимости во взаимоотношениях с государствами мира. В 1957 г. минист­ром иностранных дел СССР был назначен А. А. Громыко.

Основные направления внешней политики:

1) развитие отношений со странами «социалистического лагеря»;

2) новый курс в отношениях со странами Запада;

3) поддержка стран «третьего мира»;

4) СССР в борьбе за мир и разоружение.

Экономические отношения социалистических стран, в том числе коорди­нация их народно-хозяйственных планов, осуществлялись через СЭВ. После принятия ФРГ в НАТО в противовес этому блоку в 1955 г. была создана Орга­низация Варшавского Договора (ОВД) как военно-политическое объединение социалистических стран Европы.

Участниками Организации Варшавского Договора стали Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Орга­низация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по междуна­родным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объеди­ненные вооруженные силы и общее командование для руководства их дея­тельностью. Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет.

Серьезный кризис, вызванный про­цессом десталинизации в СССР, охватил в 1956 г. Польшу и Венгрию. В Польше советское руководство пошло на уступки, согласившись с про­граммой реформ, предложенных В. Гомулкой, - кризис разрешился мирно. В Венгрии вспыхнуло антитоталитарное, но также и антикоммунистическое и антисоветское восстание.

В конце 50-х гг. осложнились отношения с Китайской Народной Республи­кой. Руководство КНР отвергло просьбу СССР о размещении на ее территории советских военных баз. В ответ Советский Союз отказался от выполнения под­писанного ранее соглашения о сотрудничестве двух стран в области ядерной физики.

В начальный период хрущевской «оттепели» внешняя политика СССР ве­лась в условиях напряженной международной обстановки. С начала 50-х гг. в США действовал закон, в соответствии с которым получавшие от них по­мощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения с социалис­тическими государствами. Западные державы во главе с США продолжали создание военно-политических союзов

На протяжении 1954-1956 гг. были восстановлены дипломатические свя­зи с Австрией и ФРГ, подписано соглашение о прекращении состояния вой­ны с Японией, в сентябре 1959 г. Н. С. Хрущев встретился с Эйзенхауэром. Одним из главных вопросов отношений между Востоком и Западом остава­лась проблема Германии. Здесь по-прежнему не были урегулированы вопросы границ ФРГ, кроме того, СССР препятствовал включению ФРГ в НАТО. Обострившиеся отношения между ФРГ и ГДР привели к кризисной ситуа­ции. 13 августа 1961 г. на границе между двумя государствами была возведена так называемая Берлинская стена.

Новый поворот к «холодной войне» произошел весной 1960 г., когда над территорией СССР был сбит американский разведывательный самолет.

Своей кульминации «холодная война» достигла осенью 1962 г., когда раз­разился Карибский кризис. В феврале 1962 г. США установили полную эко­номическую блокаду Кубы. Весной 1962 г. Правительство СССР приняло ре­шение о размещении на Кубе советских ракет с целью защитить Кубу от США, уменьшить преимущества США в ракетно-ядерном вооружении. Про­тивостояние достигло пика в конце октября 1962 г. В течение нескольких дней мир был на грани ядерной войны между СССР и США. Вывод советских ракет с Кубы, американских - из Турции и обязательство США не прибегать к военной интервенции против Кубы позволили преодолеть конфликт. Меж­ду президентом Д. Кеннеди и Председателем Совмина Хрущевым была уста­новлена на случай подобных кризисных ситуаций прямая телефонная связь.

в 1953 г. была создана советская водородная бомба.

В СССР осуществлены конкретные меры по разоружению: уменьшены военные расходы и числен­ность вооруженных сил, введен мораторий на испытания атомного и водо родного оружия. В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

Таким образом, в середине 50-начале 60-х гг. либерализация курса наме­тилась и во внешней политике. Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие личных контактов глав государств при­вели к кратковременному смягчению международной обстановки. Однако имперские претензии СССР вызвали ряд напряженных ситуаций как на За­паде, так и на Востоке


Похожая информация.


1. Последствия войны и новые тенденции

в развитии общества

1.1. Изменения в духовном климате общества. После 1945 г. происходили изменения в общественном сознании советских людей. Победа в войне породила надежды на ослабление политического режима, в том числе на вновь присоединенных территориях Прибалтики, Западных областях Украины, Белоруссии. Поколение советских офицеров, прошедших суровую школу войны и почувствовавших относительную самостоятельность и значение инициативы, ожидали демократизации общественной жизни. При этом надежды соединялись с энтузиазмом и чувством гордости за страну.

1.2.. Активизация деятельности радикально настроенной молодежи . Новый импульс времени проявился также в возникновении ряда антисталинских групп молодежи (в основном, студентов) в Москве, Воронеже, Свердловске, Челябинске. Их члены обвиняли Сталина в перерождении компартии, бюрократизации партийно-государственного аппарата. Участники челябинской молодежной группы приняли воззвание Манифест идейной коммунистической молодежи, в котором призывали своих сверстников к борьбе против существующего режима.

При этом молодежь сохраняла верность социалистическому выбору, коммунистическим идеалам, демократии. На этой основе создавался прообраз общественной силы, которая в будущем могла стать во главе процесса демократического обновления страны.

1.3. Изменения в структурах власти. В сентябре 1945 г. в СССР было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. В марте 1946 г. Совнарком СССР был преобразован в Совет Министров (председателем которого до 1953 г. являлся И.В. Сталин).

Прошли перевыборы в местные Советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР. В новом составе местных советов, их руководстве, не менявшемся в годы войны, появилось много фронтовиков. В работе советов нового созыва повысился демократизм, несколько усилилась коллегиальность. Впервые на основе прямых и тайных выборов были избраны народные судьи и народные заседатели.

В 1948 г. возобновилась деятельность съездов общественных и политических организаций (профсоюзов, комсомола, творческих союзов). После тринадцатилетнего перерыва в октябре 1952 г. состоялся ХIХ съезд ВКП(б). На съезде партия большевиков была переименована в КПСС.

1.4. Обсуждение проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП(б). В партийно-государственных структурах также зрело понимание необходимости перемен. В 1946-1948 гг. прошли закрытые обсуждения проекта новой Конституции СССР, в котором высказывались предложения о допущении наряду с государственной собственностью мелкого частного хозяйства крестьян и кустарей, о децентрализации экономической жизни, предоставлении больших хозяйственных прав на места, ликвидации специальных судов военного времени и военных трибуналов.

Аналогичные по направленности идеи высказывались в ходе обсуждения проекта Программы ВКП(б), работа над которой завершилась в 1947 г. В их числе были предложения по отказу партии от прямого руководства хозяйством, расширению внутрипартийной демократии, ограничению сроков пребывания на руководящих должностях и проведении альтернативных партийных выборов.

2. Сталинизм в общественно-политической жизни страны

Вся послевоенная политика властей строилась на противоречии между потребностью в перестройке и возможностью сохранить неизменным политический строй.

2.1. Противоречия социально-политического развития. Завершение войны и эйфории после первых месяцев победы вселяла надежду на либерализацию политического режима, однако уже в 1946-1948 гг. стало очевидным возвращение к политическим методам 30-х гг. Характерными шагами в этом направлении стали:

  • усиление уголовной ответственности за хищение государственного имущества до 25 лет заключения, а также за недоносительство и разглашение государственной тайны;

Создание в министерствах и ведомствах судов чести- общественных карательных органов для борьбы с проступками советских работников;

Репрессии в отношении репатриированных в СССР бывших советских военнопленных и угнанных в Германию мирных жителей (около 2 млн.), большинство из которых оказалось в лагерях или ссылках;

Репрессии в армии, возвращение к политике депортаций народов и т.д.

Обстановка железного занавеса (т.е. введение ограничений в области политических и гуманитарных контактов с зарубежными странами в условиях внешнеторговой государственной монополии), которая привела к борьбе с так называемым буржуазным влиянием в литературе и космополитизмом.

При этом некоторые надежды сохранялись, проводились отдельные преобразования в советской судебной системе и др.

С 1949 г. был свернут процесс обсуждения проектов новой Конституции и Устава партии, развернулись массовые репрессии, достиг своей высшей точки культ личности Сталина.

2.2. Апогей сталинизма. Сталинский политический режим полностью идентифицировался с советским социализмом, а решающая роль СССР в разгроме фашизма ассоциировалась пропагандой с именем Сталина. В результате возрос международный авторитет вождя, чему способствовал также всенародно отмечаемый в декабре 1949 г. юбилей Сталина 70-летие со дня его рождения. Ему удалось вновь усилить жесткий контроль над жизнью общества, опираясь на систему репрессивных органов. Сталин держал в напряжении и всю номенклатуру. Он периодически совершал перестановки в партийном аппарате. С конца 40-х гг. деятельность Политбюро была заменена системой троек, шестерок, пятерок (перед смертью Сталина это - И.В. Сталин, Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н.А. Булганин, Н.С. Хрущев ). Члены этих внеуставных органов партийной власти беспрекословно выполняли указания вождя.

2.3. Новый виток репрессий. Истребив в 20-30-е гг. ленинскую гвардию и часть новых партийно-советских кадров, Сталин оставлял за собой право и в дальнейшем подвергать репрессиям любого - независимо от занимаемого им места в партийно-государственной иерархии.

2.3.1. Репрессии распространились на военное поколение партийных, хозяйственных и армейских кадров . В 1949-1952 гг. был организован процесс по так называемому ленинградскому делу , в ходе которого были репрессированы руководители Ленинградской партийной организации, включая первого секретаря Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) И.С. Попкова , выходцев из Ленинградской партийной организации -председателя Госплана Н.А. Вознесенского , председателя Совета министров РСФСР М.И. Родионова и др.

Еще раньше в опале оказался маршал Г.К.Жуков, обвиненный в сколачивании группы недовольных генералов и офицеров, неуважении к Сталину.

2.3.2. Чтобы предварить выражение недовольства существующим режимом вновь оказалась востребована тактика создания образа врага народа. Для борьбы с влиянием Запада и космополитизмом в 1947-1949 гг. была использована идеология антисемитизма.Создание государства Израиль и первые попытки некоторых советских граждан выехать на новое место жительства вызвали резкую реакцию руководства партии.Опале подверглись ученые, композиторы, историки, писатели и обычные инженеры, которых выгоняли с работы, а многих арестовывали. С 1948-1952 г.г. был организован процесс по делу Антифашистского еврейского комитета (в состав которого входили многие выдающиеся деятели нашей культуры), сфабриковано дело врачей (1952-1953 г.).

2.3.3. Депортации народов. Активное неприятие социалистических идей и сталинского режима существовало в присоединенных к СССР перед войной Западных областях Украины, Белоруссии, Прибалтике. Здесь широкий размах приобрела деятельность различных национальных движений, до начала 50-х гг. велась вооруженная борьба против насильственной коллективизации и советизации. За участие в ней народы этих республик подверглись депортациям (в Западной Украине было выселено 300 тыс. человек; в Прибалтике - 400 тыс. литовцев, 150 тыс. латышей, 50 тыс. эстонцев).

Насильственно высылались и представители других народов (в частности, молдаване).

2.4. Идеология и культура в послевоенный период. В рамках сталинской политической системы власть продолжала осуществлять тотальный контроль над духовной жизнью народа, используя идеологический комплекс, в состав которого входили несколько основных компонентов.

2.4.1. Большой акцент делался на укрепление национально-патриотического чувства . В массовом сознании развивалось ощущение участия в новом великом деле - восстановлении разрушенной экономики и строительстве будущего своей страны, подчеркивалась вовлеченность советских людей в события всенародного и всемирного масштаба.

2.4.2. При этом пропаганда была направлена на всестороннее укрепление культа личности Сталина . Эта пропаганда пронизывала науку и образование, литературу и искусство.

2.4.3. В ходе борьбы с возникшими элементами свободомыслия были приняты постановления по проблемам литературы. Отдел агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) обвинил издательство Советский писатель в переиздании порочивших советскую действительность и государственный аппарат книг Двенадцать стульев и Золотой теленок. Постановления О журналах Звезда и Ленинград (1946 г.) содержали беспощадную критику творчества М.Зощенко и А.А.Ахматовой. Позднее появились аналогичные постановления: О журнале Крокодил (1948 г.), Огонек (1948 г.), Знамя (1949 г.). Итогом этого идеологического наступления стало закрытие ряда журналов, запрещение некоторых литературных произведений.

Атмосфера железного занавеса привела к борьбе против западного влияния в отечественной культуре, которую возглавил А.А. Жданов - член Политбюро, секретарь ЦК ВКП(б), отвечавший за идеологию. В результате были лишены возможности для нормальной работы выдающиеся деятели культуры - литераторы А.А. Ахматова, М. Зощенко за аполитичность и безыдейность, художники А. Осмеркин, Р. Фальк, А. Шевченко, П. Кориа, М. Сарьян и др.В 1948 г. Первый Всесоюзный съезд советских композиторов обвинил известных композиторов Д.Д. Шостаковича , С.С. Прокофьева, Н.Я. Мясковского, А.И. Хачатуряна в антинародности и формализме.

Давление на представителей советской интеллигенции вызвало кризис отечественной культуры в послевоенный период.

2.4.4. Лысенковщина в науке. После ареста в 1940 г. академика Н.И. Вавилова руководство сельскохозяйственной наукой в СССР, а с 1948 г. и всей биологической наукой было передано Т.Д. Лысенко . В августе 1948 г. на сессии ВАСХНИЛ Лысенко объявил все идеи и работы прогрессивных биологов вне закона, как лженаучные, отошедшие от дарвинизма и принадлежащие вейсманизму-менделизму-морганизму. Была запрещена генетика как наука. В результате деятельности Лысенко страна понесла колоссальные материальные потери. Вместо работы по выведению новых сортов селекционеры были вынуждены заниматься опытами по вегетативной гибридизации, переделке природы растений и даже их перевоспитанию. Была запутана система семеноводства и опытного дела, подорваны основы агрономии. В результате советская биология и сельскохозяйственная наука в целом значительно отстали от развития мировой науки.

3. Экономика СССР в послевоенный период

Экономическая политика советского государства развивалась так же противоречиво. Первоочередной задачей послевоенного времени стало форсированное восстановление советской экономики (в первую очередь тяжелой промышленности) и конверсия военного производства.

3.1. Источники восстановления и развития советской экономики . Западная Европа на эти цели получила по плану Маршалла 13 млрд. долл. В СССР главными оставались внутренние источники:

Централизованная экономика,

Репарации с Германии (в сумме 4,3 млрд.рублей),

Перераспределение средств из аграрного сектора в промышленный;

Сокращение расходов на социальную сферу;

Бесплатный труд узников ГУЛАГа и военнопленных;

Денежная реформа 1947 г. и государственные займы.

Кроме того, большую роль играл трудовой энтузиазм советских людей в деле строительства новой мирной жизни.

3.2. Положение в промышленности.

3.2.1. План реконструкции 1946 года. После войны среди ряда хозяйственных руководителей, экономистов проявилось стремление к реорганизации системы управления экономикой, к ослаблению сверхцентрализации и даже допущению элементов рыночных отношений (одним из сторонников подобных изменений выступал Председатель Совета министров РСФСР М.И. Родионов ). В плане восстановления и развития народного хозяйства страны на четвертую пятилетку (1946-1950 гг.), разработанном под руководством председателя Госплана СССР Н.А. Вознесенского, были заложены показатели, рассчитанные на определенную самостоятельность предприятий и отдельных отраслей промышленности. Планом предусматривалось достижение довоенного уровня производства к 1948 г., а к концу пятилетки его превышения на 48%.

Одновременно был восстановлен 8-часовой рабочий день, возобновлены отпуска, постепенно вводился свободный набор рабочей силы.

3.2.2. Денежная реформа. 4 декабря 1947 г. было принято Постановление Совета Министров СССР и ВКП(б) О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленые товары. Основные положения реформы включали в себя:

Выпуск денег нового образца 1947 г. (старые подлежали обмену в соотношении 10:1);

Переоценка вкладов граждан в сберкассах (до 3 тыс. руб. без изменения в номинальной стоимости; далее чем больше сумма, тем дешевле стоимость каждого старого рубля по отношению к новому);

Отменялась карточная система снабжения продовольствием и промышленными товарами;

Отменялись коммерческие цены и вводилась единые розничные цены.

Одновременно было принято постановление о предельных нормах отпуска товаров в одни руки (хлеб 2 кг, мясо 1 кг, мыло 1 кусок, керосин 2 л и т.д.). В целом, реформа сильно ударила в первую очередь, по крестьянам, которые хранили свои деньги не в сберкассах, а дома.

3.2.3. Ужесточение экономической политики. В целом план 1946 г. воспроизводил методы экономической политики 30-х гг. Сохранялась тенденция на преимущественное развитие отраслей тяжелой промышленности и прежде всего оборонных отраслей. В основе лежали административные методы управления экономикой, в силу чего партия продолжала тщательно контролировать хозяйственную жизнь как страны в целом, так и отдельных предприятий. Послевоенная реорганизация органов управления привела к усилению роли и значения исполнительной власти и партийного аппарата. Сохранялись принудительные методы управления рабочей силой. Нормы выработки были в несколько раз увеличены. Приток неквалифицированной рабочей силы привел к кризису в организации производства.

Его проявлением стал относительно низкий рост производительности труда (в среднем 6% в год за четвертую пятилетку).

В 1949 г. ситуация усугубилась. По указанию Сталина были определены новые показатели для основных отраслей промышленности, что вызвало крайнюю напряженность в экономике. Благодаря развернувшемуся процессу по ленинградскому делу появился повод обвинить главу Госплана СССР Н.А.Вознесенского в занижении показателей и приговорить его к расстрелу.

3.2.4. Конверсия . Составной частью экономической политики СССР послевоенного периода являлась конверсия, которая проводилась однако частично. В условиях начала холодной войны огромные средства продолжали вкладываться в развитие военно-промышленного комплекса, в частности, в реализацию атомного проекта, который курировал Л. Берия. Реализацию атомного проекта обеспечивала приборостроительная промышленность. Атомное оружие в СССР появилось в 1949 г. благодаря усилиям известных советских ученых- И. Курчатова, Ю. Харитона и др. В 1953 г. Советский Союз стал обладателем нового вида оружия - водородной бомбы (научными руководителями создания которой стали ученые Я. Зельдович, А. Сахаров ). После массовой демобилизации и сокращения армии с 11,4 млн. до 2,9 млн. человек ее численность вновь начала возрастать. Продолжалось техническое перевооружение армии, оснащение ее новейшими образцами. Прямые военные расходы поглощали в начале 50-х гг. около 25 % годового бюджета СССР.

3.2.5. Итоги развития промышленности. В целом, за годы четвертой пятилетки, несмотря на форсированные темпы реконструкции и официальные заявления о превышении промышленного производства довоенного уровня на 73% (при плане 48%), план в реальности был недовыполнен. Полностью восстановить экономику удалось лишь к 1953 г.

В то же время по отраслям тяжелой индустрии действительно были превзойдены показатели 1939-1940 гг. Было построено и восстановлено, часто из руин, 6200 предприятий, включая такие крупные объединения как Днепрогэс, Запорожсталь, Минский тракторный завод и многие другие.

В годы пятой пятилетки (1951-1955 гг.) сохранились те же тенденции на преимущественное развитие отраслей тяжелой индустрии в ущерб сфере народного потребления. Вследствие этого производство товаров широкого потребления в послевоенный период не соответствовало нуждам населения, хотя ассортимент этих товаров увеличивался, росло их приобретение (в числе радиоприемников, фотоаппаратов, мотоциклов).

3.3. Положение в сельском хозяйстве в послевоенный период оставалось чрезвычайно сложным. В 1946 г. в стране разразился голод и были введены хлебные карточки. Одновременно усилилось административное давление на колхозников. Размер обязательных поставок продукции колхозов государству постоянно возрастал, а цены на продукцию вплоть до 1953 г. оставались на довоенном уровне. В ходе наступления на личные хозяйства колхозники лишились части приусадебных наделов, переданных в колхозный фонд. Значительно повысились сборы и налоги на подсобные крестьянские хозяйства (на фруктовые деревья, скот, птицу) и реализацию их продукции. Налоги и принудительная сдача государству продукции (молока, мяса, яиц) делала такие хозяйства убыточными. Но именно благодаря им крестьяне могли выжить, прокормить себя и свою семью. Крестьянство в большей степени пострадало также от денежной реформы 1947 г.

С 1949 г. положение в деревне все более ухудшалось.Крестьянство продолжало жить без паспортов, подвергаться судебной ответственности за невыполнение трудовой нормы. В республиках Прибалтики в эти годы была проведена насильственная коллективизация, сопровождавшаяся раскулачиванием и многотысячными высылками.

К началу 50-х годов в стране фактически наступил аграрный кризис. При этом Сталин, все более терявший ощущение реальности, считал необходимым дальнейшее движение к превращению сельского хозяйства в государственное. В результате продолжилась политика укрупнения колхозов: их число с 1950-1952 гг. сократилось в 2,6 раза (с 252 тыс. до 94 тыс.).

4. Внешняя политика СССР

4.1. Укрепление статуса СССР как великой державы. После 1945г. Советский Союз стал признанной великой державой на международной арене. Число стран, установивших с ним дипломатические отношения, увеличилось с 26 в довоенный период до 52.

Превратившись в сверхдержаву, СССР подтвердил свое намерение решать крупные международные проблемы с США. Усилиями советских и американских дипломатов удалось создать такие основополагающие структуры политического и экономического порядка, как ООН, Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк и др. СССР получил место постоянного члена Совета Безопасности ООН (наряду с США, Англией, Францией, Китаем).

Благодаря участию СССРв послевоенные годы возникли международные общественные организации: Всемирный конгресса мира, Всемирная федерации демократической молодежи (ВФДМ), Международная демократическая федерация женщин (МДФЖ), Всемирная федерация профсоюзов (ВФП) и др.

4.2. Система двублокового противостояния в мире. Наметившееся после войны потепление международного климата оказалось недолгим. С 1946 г. произошло обострение международных отношений. Главной осью конфронтации стал конфликт между двумя сверхдержавами - СССР и США. Военно-политическое противоборство двух противостоявших друг другу политических сил определялось несколькими факторами, прежде всего:

Коренными различиями в социально-политическом строе, системе ценностей и идеологии,

Геополитическими интересами держав, их стремлением к расширению сфер влияния.

4.3. Начало холодной войны. Во внешенеполитической доктрине СССР И.В.Сталин считал необходимым создание военного противовеса США. В дальнейшем он вернулся к идее неминуемого кризиса капитализма, а с 1949 г. (и особенно под конец жизни), уверился в возможности дестабилизации капиталистической системы и приближения пролетарской революции на Западе.

Со своей стороны, руководство США стремилось к проведению политики с позиции силы, пыталось использовать для давления на СССР всю свою экономическую и военно-политическую мощь. В 1946 г. была провозглашена доктрина президента США Г. Трумэна ограничения коммунистической экспансиии, подкрепленная в 1947 г. доктриной экономической помощи свободным народам (план Маршалла) . Эти события означали поворот к холодной войне, что предопределило ухудшение международного климата и создавало угрозу военно-политических кризисов.

Ухудшение отношений с западным миром, а также возрождение имперских амбиций, толкали советское руководство к закреплению контроля над Центральной и Юго-Восточной Европой. В ответ на попытку США связать западные оккупационные зоны с западноевропейскими государствами экономическими и политическими соглашениями, СССР и под его давлением восточноевропейские страны отказались от участия в американской программе помощи (размер которой исчислялся 12, 4 млрд долларов), а в дальнейшем и в деятельности международных экономических организаций.

1949-1950 гг. стали апогеем холодной войны. Был создан военно-атлантический блок стран Запада - НАТО , а также ряд других блоков с участием США (АНЗЮС, СЕАТО и др.). В 1950-1953 гг. в ходе корейской войны произошло прямое военное столкновение между СССР и США.

4.4. Германская проблема . После войны в центре внимания государств-учатниц антигитлеровской коалиции была Германия. Созданный по решению Потсдамской конференции Контрольный Совет для управления Германией как единым экономическим целым оказался неэффективным. Совместного единого управления не получалось. Тогда США приняли решение о проведении в 1948 г. сепаратной денежной реформы в западных зонах оккупации и Западном Берлине (которая должна была дать немецкой экономике твердую валюту). СССР в свою очередь установил блокаду Берлина (до мая 1949 г.). В 1949 г. на основе западных зон оккупации была создана ФРГ.

Так развивался первый военно-политический кризис начавшейся холодной войны берлинский кризис 1948-1949 гг. Для СССР он имел тяжелые последствия: потеря международного доверия, ослабление позиций в Германии и Берлине, ускорение создания НАТО.

4.5. Борьба за укрепление безопасности. Важнейшим направлением внешней политики СССР в первые послевоенные годы стало обеспечение национальной безопасности страны. Этот процесс не ограничивался военными приготовлениями.

4.5.1. Политика по укреплению социалистического лагеря и его союзников. С 1945 г. по мере создания пояса безопасности на западных границах СССР происходило втягивание в его орбиту восточноевропейских стран. Была выдвинута идея объединения восточноевропейских стран по внешнеполитической, экономической, идеологической линиям.

Первая фаза в этом процессе заключалась в оформлении режимов народной демократии (в Румынии, Болгариии, Венгрии, Польше; вторая - в создании в сентябре 1947 г. Коминформа (совместного информационного бюро со штаб-квартирой в г.Белграде вместо распущенного в 1943 г. Коминтерна). От своих новых союзников И.В. Сталин требовал проведения политических и социально-экономических преобразований по советской модели, что породило немало противоречий. Отклонение от подобной установки в Югославии во главе с ее лидер И. Тито в 1948г. привело к разрыву дипломатических отношений с этой страной. Деятельность Коминформа не была успешной, так как западные компартии все более стремились занять самостоятельные позиции.

4.6. Помощь коммунистическим партиям и движениям. С 1950 г. СССР вынужден был начать субсидировать союзные государства. В 1945-1952гг. одних долгосрочных льготных кредитов было предоставлено на сумму 3 млрд. долларов. Материальная помощь оказывалась этим странам в том числе через Совет экономической взаимопопмощи (СЭВ), - межправительственную организацию, учрежденную в 1949 г..

В целях поддержки коммунистических партий Запада, а также рабочих и общественных организаций в разных странах мира постановлением ЦК ВКП(б) от 1952 г. при ВЦСПС был создан Фонд помощи левым рабочим организациям, средства в который поступали из отчислений коммунистических партий социалистического лагеря (при этом отчисления ВКП(б) составляли 50%).

5. ИТОГИ

5.1. Общественно-политическая обстановка в СССР в послевоенное десятилетие характеризовалась двойственностью .

5.2. С одной стороны, народ-победитель заслуженно ожидал значительных перемен и либерализации режима, с другой, происходило окончательное укрепление сталинизма , достигшего в этот период своего апогея.

5.3. Произошел возврат к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой.

5.4. Разрастание административно-бюрократической системы, ставка на экстенсивный путь развития и возвращение к методам довоенных репрессий, а также международная изоляция отрицательно сказались на жизни общества, привели к дальнейшему его отставанию от общецивилизационного ритма развития.

Внутренняя политика:

Многолетний вождь СССР И.В. Сталин умер 5 марта 1953 г. Среди его бывшего окружения развернулась борьба за власть, и поначалу лидеры смогли достичь договоренности о так называемом «коллективном руководстве». Председателем Совета министров был избран Г.М. Маленков, председателем Президиума Верховного Совета СССР – К.Е. Ворошилов, Секретариат ЦК КПСС возглавил Н.С. Хрущев. Помимо них большой властью в стране обладали Л.П. Берия (министр внутренних дел и госбезопасности), Н.А. Булганин (министр обороны) В.М. Молотов и Л.М. Каганович.

Такая система не могла долго существовать. Несмотря на заверения в «монолитности» руководства, в июне 1953 г., на заседании Президиума ЦК КПСС был арестован Л.П. Берия и вскоре расстрелян по приговору Верховного суда. Устранение Берия способствовало укреплению позиции Н.Х.Хрущева, который привел на пост председателя КГБ своего сторонника И.А. Серова. Получив большинство голосов в руководстве коммунистической партии, он в январе 1955 г. снял с поста председателя правительства Г.М. Маленкова. Окончательно Н.С. Хрущев утвердился в качестве единственного лидера страны после смещения в июне 1957 г. со всех руководящих постов членов так называемой «антипартийной группы» – В.М. Молотова, Г.М. Маленкова и Л.М. Кагановича.

XX съезд КПСС, состоявшийся в феврале 1956 г. а точнее доклад на нем Н.С. Хрущева «О культе личности Сталина», в котором он критиковал прежнего вождя, стал причиной начала процессов раскрепощения общественного сознания, отхода от прежних стереотипов, перестройки жизни на новый лад. Начинается период так называемой «оттепели» – времени расцвета творческой мысли общества, дискуссий о дальнейших путях развития страны, становления духовной оппозиции властям.

Однако разоблачение «культа личности» не привело к коренному переустройству советской системы. Незначительные изменения строя, сформировавшегося в предыдущие годы, не носили коренного характера и не затрагивали основ государства – всевластия партийных органов и их тотального контроля над жизнью общества.

Расцвет социализма – «ОТТЕПЕЛЬ».

1. 1953 год – амнистия.

Среди мер по частичной либерализации жизни общества следует выделить в первую очередь процесс реабилитации жертв политических репрессий, начатый уже в апреле 1953 г., вскоре после смерти Сталина. Из лагерей и мест ссылки смогли вернуться домой миллионы ни в чем не повинных граждан.

2. 1956 год – 20 съезд, разоблачение культа личности Сталина докладом Хрущева, за это его не принимал народ, но удерживаться у власти ему помогал Г. К. Жуков.

Значение съезда: возобновление репрессий невозможно, уход от Сталинской эпохи, движение за демократический социализм, раскрепощение общества, развитие общественной мысли.

3. Критика Сталина, его реформ.

4. Прекращение репрессий.

5. Установление демократических отношений в партии.

6. Была провозглашена 7-летка (вместо 5-летки), развитие легкой промышленности (пищевой, текстильной), жилищное строительство («хрущевки»).

Еще одной характерной чертой этого времени стало введение элементов самоуправления в различных структурах общества, передача некоторых законодательных и судебных функций из центра на места, положение об обязательном обсуждении кандидатур на выборные должности.

В хозяйственной сфере одной из наиболее значительных реформ стала попытка перехода от отраслевого к территориальному принципу управления промышленностью. В мае 1957 г. были образованы Советы народного хозяйства (Совнархозы), заменившие собой часть министерств. Таким образом, управление промышленностью от центра было частично передано союзным республикам. На первом этапе реформы выросли темпы роста национального дохода, были сэкономлены значительные средства за счет уменьшения бюрократического аппарата. Однако в силу ограниченности предпринимаемых мер определяющей тенденцией стало восстановление прежней системы правления.

В период «оттепели» вырос уровень жизни советских граждан, особенно жителей города. Был принят ряд законов и постановлений о повышении зарплаты, сокращении рабочего дня, введении пенсий для колхозников. Произошел прорыв в жилищном строительстве – за счет удешевления и массовости производства только в годы семилетки жилищный фонд страны вырос на 40 %.

7. Изменения в сельском хозяйстве:

Крестьяне получили паспорта;

Повышены цены на сельскохозяйственную продукцию, увеличение зарплаты крестьянам;

Распространение дачно-огороднического хозяйства;

Распущены МТС (машинно-транспортные станции), своя техника в колхозах;

Освоение целины (Казахстан);

Кукурузная реформа (провалилась, не подходит климат).

8. Мощный технологический прорыв:

1957 год – первый искусственный спутник;

Первая атомная ЭС (Обненская);

Первый атомный ледокол («Ленин»).

Период середины 50-х – первой половины 60-х гг. ознаменовался заметным подъемом экономики СССР. За счет проводимых реформ, а также на волне трудового энтузиазма возникли новые отрасли промышленности, быстро развивались уже имеющиеся. К середине 50-х гг. относится начало научно-технической революции в СССР, позволившей освоить многие важные направления народного хозяйства. За годы семилетнего плана (1959–1965) были удвоены основные фонды промышленности, мощность электростанций, построено около 5,5 тыс. крупных предприятий.

В то же время рост производства продукции легкой промышленности и сельского хозяйства был незначительным. Это объяснялось в первую очередь недостаточным финансированием и грубым административным диктатом со стороны руководящих органов.

Внешняя политика:

В 1955 Хрущёв предложил политику мирного сосуществования социализма и капитализма, как альтернативу ядерной войне. На 20 съезде в 1956 ее подтвердили и предложили создание «пояса мира», системы коллективной безопасности и разоружения. В странах Восточной Европы начинаются восстания за социализм с человеческим лицом. Советские войска выведены из Австрии. Сокращена армия СССР. Впервые в советской истории состоялись международные встречи: с американским президентом (Эйзенхауэр), визит в Китай (президент Маудзедун).

1955 – мирный договор между ФРГ и СССР. Заключение Варшавского договора о создании военного союза (ОВД) СССР, ГДР, Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Албании и Болгарии.

1956 – соглашение СССР и Японии о прекращении состояния войны, восстановлены дипломатические и торговые отношения. Суэцкий кризис – Англия и Франция пошли против Египта, СССР помог Египту одержать победу.

1958 – соглашение СССР и США о сотрудничестве в области культуры, экономики.

1959 – победила социалистическая революция на Кубе, ставшей одним из самых надежных партнеров СССР.

1961 – обострились отношения с Китаем, в 1962 – с Албанией (вышла из ОВД), в 1968 – с Чехословакией. Недовольство советской политикой в отношении стран социалистического блока назревало и прорывалось в Венгрии, Польше, ГДР.

Берлинский кризис 1961 года (возведение Берлинской стены для раздела ФРГ и ГДР)

1962 год – Карибский кризис (о. Куба) - СССР начал размещать оружие на Кубе, Америка объявила СССР блокаду, т.е. возникла угроза ядерной войны, СССР согласился вывести ракеты при условии ненападения США на Кубу.

В период правления Хрущёва была начата подготовка «Косыгинских реформ» - попытки внедрения в плановую социалистическую экономику отдельных элементов рыночной экономики.

19 марта 1957 г., по инициативе Хрущёва, Президиум ЦК КПСС принял решение о прекращении выплат по всем выпускамоблигаций внутреннего займа, то есть, в современной терминологии, СССР фактически оказался в состоянии дефолта. Это привело к значительным потерям в сбережениях для большинства жителей СССР, которых сами же власти до этого десятилетиями насильно заставляли эти облигации покупать. При этом надо отметить, что в среднем в год на принудительные подписки по займам у каждого гражданина Советского Союза уходило от одной до трёх месячных зарплат.

В 1958 г. Хрущёв начал проводить политику, направленную против личных подсобных хозяйств - с 1959 года жителям городов ирабочих посёлков было запрещено держать скот, у колхозников личный скот выкупался государством. Начался массовый забой скота колхозниками. Эта политика привела к сокращению поголовья скота и птицы, ухудшила положение крестьянства. В Рязанской области имела место афера по перевыполнению плана, известная как «Рязанское чудо».

В 1960-х положение в сельском хозяйстве усугубилось разделением каждого обкома на промышленный и сельский, что повлекло за собой плохие урожаи. В 1965 году, после его ухода на пенсию, эта реформа была отменена.

«Хрущёв был не тот человек, который позволил бы кому-либо формировать за него внешнюю политику. Внешнеполитические идеи и инициативы били из Хрущёва ключом. „Доводить до ума“, обрабатывать, обосновывать и оформлять должен был министр со своим аппаратом» (А. М. Александров-Агентов).

Экономи́ческая рефо́рма 1965 года в СССР - реформа планирования и управления народным хозяйством Советского Союза, осуществлённая в 1965-1970 годы. В СССР известна как Косыгинская реформа (разг.), на Западе как реформа Либермана .

Реформа характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. Количественные результаты «хрущёвской индустриализации» выглядели солидно: к 1965 национальный доход СССР увеличился на 53 % по сравнению с 1958, производственные фонды выросли на 91 %, продукция промышленности на 84 %, сельского хозяйства на 15 % (вместо запланированных 70 %). Реальные доходы населения выросли на одну треть. Были введены зарплаты и пенсии колхозникам. Частично была решена жилищная проблема.

После смерти Сталина (март 1953г.) были осуществлены изменения в составе руководства КПСС и Советского правительства. Секритариат ЦК партии возглавил Хрущев-известный партийный деятель, многие годы руководивший крупнейшими парторганизациями страны. Руководство страны провозгласило курс на демократизаци жизни общества. Прекратилось следствие по делу врачей, были освобождены из заключения участники мингрельского дела. Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по преодолению культа личности Сталина. Основная роль в ней принадлежала Хрущеву, избранному в сентябре 1953г. на пост первого секретаря ЦК КПСС. В печати началась критика культа личности Сталина. Проводились реорганизация структуры и обновление кадров в органах внутренних дел и госбезопасности. Осуществлялась работа по реабилитации жертв репрессий, для проведения которой была создана специальная комисия. Большое значение в начавшейся либерализации общественно-политической жизни имел 20 съезд КПСС (февраль 56г). На закрытом заседании съезда выступил Хрущев с докладом “О культе личности и его последствиях”. В докладе содержались сведения о массовых расстрелах людей и о депортации народов в 30-40гг. Причины массовых репрессий связывались с культом личности Сталина, с негативными чертами его характера, с отступлениями от марксистско-ленинского понимания роли личности в истории. После окончания работы съезда проходило чтение доклада на собраниях партийных организаций. Публичное осуждение культа личности Сталина, разоблачение преступлений сталинского режима вызвали глубокие перемены в общественном сознании, разрушение системы страха. Во второй половине 50гг. продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. Расширялись законотворческие полномочия союзных республик. Дополнительными правами в экономической и политической сферах наделялись высшие гос-венные структуры СССР и республик. Не прекращалась работа по реабилитации жертв репрессий. Проводимая Хрущевым политика десталинизации, многочисленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. По мнению многих руководителей страны, разоблачение культа личности Сталина вело к падению авторитета СССР и Комунистической партии на международной арене. Однако открытое сопротивление части партийных и гос-венных руководителей политике реформ завершилась провалом. После устранения оппозиции были проведены перемены в составе высших органов власти. Хрущев стал совмещать 2 должности: первого секретаря ЦК партии и главы правительства. Под его руководством был подготовлен проект новой программы КПСС. Она нашла положительный отклик в стране, вызвала массовый трудовой подъем населения. Однако ухудьшение экономического положения, непоследовательность и непродуманность продолжавшихся в стране преобразований вели к росту оппозиционных настроений в обществе. Новации во внутренней политике вызывали неудовлетворенность многих социальных групп. Часть партийно-хозяйственного аппарата проявляла растущее недовольство нестабильностью общества и мероприятиями по перестройке партии, в частности, реорганизацией партийных комитетов по производственному принципу.

Общественно-политическая и социальная жизнь в Беларуси

В истории страны промежуток времени после смерти Сталина (5 марта 1953 г.) и до отставки Н.С. Хрущева в октябре 1964 г. называют десятилетием политической "оттепели", периодом относительной демократизации жизни общества. В эти годы активизировалась общественная и культурная жизнь. Однако эти преобразования носили не глубинный, а скорее косметический характер и не затрагивали основ существующего строя.

После ХХ Съезда КПСС (1958 г.) в БССР начался процесс реабилитации жертв сталинских репрессий. С 1953 по 1963 гг. было реабилитировано 5 619 человек. Среди них партийные, государственные и общественные деятели В.Г. Кнорин, Н.Ф. Гикало, Н.М. Голодед, А.Г. Червяков, И.П. Уборевич и др. Однако к реабилитации отношение руководства страны было сложным. Например, до 1988 г. власти не соглашались на партийную реабилитацию Д. Жилуновича, В. Ластовского, В. Игнатовского и др. С приходом к власти Л.И. Брежнева реабилитация была почти прекращена. С 1972 по 1988 гг. было реабилитировано только 169 человек.

Общественно-политическая жизнь тех времен была сложной и противоречивой, отражала борьбу двух тенденций: демократической и консервативной. Процесс либерализации, который затронул разные сферы общественной жизни, начался, прежде всего, с демократизации. Стали регулярно созываться съезды и пленумы ЦК КПСС и партийных организаций союзных республик. По важнейшим вопросам развития народного хозяйства начали созываться совещания.

В эти годы партийную организацию Беларуси возглавляли К.Т. Мазуров, П.М. Машеров, Совет Министров - Т.Я. Киселев, Верховный Совет - С.О. Притыцкий, Н.А. Сурганов. Все они много сделали для развития экономики, культуры, улучшения материального благосостояния народа, имели свои взгляды на решение тех или иных проблем, пользовались уважением народа.

В деятельности Компартии Беларуси, советов, профсоюзов, комсомола расширялась коллегиальность и предпринимались попытки по широкому привлечению к работе в них рядовых членов. Однако коренных изменений в их деятельности не произошло. Экономические преобразования были также направлены на расширение хозяйственных прав союзных республик. Только в 1956 г. в распоряжение правительства БССР было передано 356, в 1957 г. - более 500 предприятий. 11 марта 1957 г. Верховный Совет СССР принял закон, согласно которому республики могли самостоятельно решать вопросы областного и районного административно - территориального устройства. Уже в 1959 г. было изменено административно-территориальное деление БССР.

В 1962 г. была изменена структура руководящих партийных органов Беларуси. Они были разделены на промышленные и сельские. Был создан единый контролирующий орган - Комитет партийно-государственного контроля. В Беларуси было создано 12 обкомов, 25 горкомов, 23 комитета по промышленным зонам и 77 - по производственным колхозно-совхозным управлениям. По такому принципу были разделены советские, комсомольские, профсоюзные и общественные организации. Эта структура не оправдала себя и в 1964 г. была ликвидирована.



В октябре 1961 г. на ХХII съезде КПСС была принята новая партийная программа, которая поставила цель уже через 20 лет построить коммунизм в СССР и обеспечить народу самый высокий жизненный уровень. Политический авантюризм на уровне руководства КПСС порождал недоверие народа к партии как руководящей силе, дискредитировал идею коммунизма как таковую. В партии растет формализм, фразерство, лозунги заменяют реальные дела. В руководстве народным хозяйством набирает силу авантюризм, некомпетентность, кампанейщина.

Политикой Хрущева была недовольна партийная бюрократия. Старая номенклатура не могла простить разоблачение культа личности Сталина. Военные круги были недовольны сокращением вооруженных сил, деятели науки и культуры - грубым вмешательством в их творчество. Крестьянство не могло согласиться с политикой правительства в сельском хозяйстве. Несмотря на это, период "оттепели" был мощным ударом по тоталитарной системе.

Началом нового этапа советской истории явился октябрьский (1964) пленум ЦК КПСС, который освободил Н.С. Хрущева от занимаемых должностей и избрал первым секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежнева, который сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Повышение руководящей роли партии объявлялось универсальным средством решения всех экономических и социальных проблем. Партия объявляет курс на стабилизацию общества. В политической лексикон вводятся новые понятия: "развитой социализм", "развивающийся социализм", "зрелый социализм". Из общественно -политической литературы, докладов, материалов съездов и пленумов исчезают недостатки, проблемы. Действительность лакируется на фоне нарастающих экономических трудностей.

В этих условиях в стране назревает недовольство населения. Представители интеллигенции начали выступать с критикой Системы. Высшее политическое руководство все делало для того, чтобы покончить с политической оттепелью, резко усилилась цензура. В 1969 г. ЦК КПБ принял решение любые отклонения от официальных установок осуждать. Под борьбу с инакомыслием была подведена статья 67, которая предусматривала за агитацию или пропаганду с целью дискредитации власти, распространение, производство и хранение литературы такого содержания - наказание лишением свободы на срок от шести месяцев до семи лет с высылкой на срок от двух до пяти лет. Людям, которые осмелились, открыто выступать против нарушений прав человека, несправедливости, высказать недовольство проводимой политикой клеился ярлык "диссидента" и они подвергались преследованиям властей.

Авторитет партии сильно пошатнулся, а ее престарелые руководители вызывали раздражение у народа. Экономические проблемы настолько разрослись, что стали угрожать существующей Системе. Общество ждало перемен.

Следует сказать, что в 60-70-е гг. было определенное повышение материального благосостояния населения. Были приняты меры по повышению заработной платы, улучшению пенсионного обеспечения. Устанавливались государственные пенсии колхозникам. В 1960 г. рабочие и служащие переводились на сокращенный рабочий день. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Увеличилось количество предприятий бытового обслуживания. В 70-е годы были пересмотрены ставки и оклады на производстве. Среднемесячная зарплата рабочих и служащих составила 173 рубля в месяц, оплата труда колхозников - 154 рубля в месяц. Однако инфляционные процессы в 10-й и 11-й пятилетках привели к повышению розничных цен. В лексику советского человека прочно вошло понятие "дефицит", который нужно "достать". Обострились проблемы жилья, здравоохранения, продовольственная, экологическая и ряд других.