Знаки которые помогут сохранить воздух чистым. Как защитить воздух от загрязнения? Забудьте о машине хотя бы на один день

БОУ" Цивильская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ №1" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Старший воспитатель Директор

М.Ю.Александрова __________Г.Е.Слепов

Приказ №____ от______

Конспект открытого воспитательского занятия в рамках года экологии

Цивильск 2017 г.

Цель: Формирование представления о воздухе, экологическое поведение, экологическую грамотности, бережное отношения к природе.

Обучающие:

    формировать знания об основных свойствах воздуха в процессе опытов;

    формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать;

    формировать знания о важности воздуха для всего живого на Земле;

Развивающие:

создать условия

    для личностного развития ученика,

    активизации самостоятельной деятельности и работы в группе;

    развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы;

Воспитательные:

    создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде;

    создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в паре, группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

Тип урока: урок-исследование.

Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (воздухом) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
Основной структурный элемент: постановка проблемы (значение воздуха в жизни человека, какими свойствами обладает «воздух»?) и поиск путей её решения.
Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез, их проверка (проведение экспериментов), анализ выдвинутых доказательств, наблюдение.

Межпредметные связи – окружающий мир, биология, география, ИЗО, русский язык

Учащиеся научатся:

    определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха,
    устанавливать значение воздуха для всего живого;

    анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воздух, называя ее существенные признаки;

    исследовать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воздуха.

Оборудование:

компьютер, проектор, экран, слайд шоу « кляксография», «уборка» оборудование для проведения опытов учениками:

1) сосуды с водой для исследования

3) коктельные трубочки для опыта « Воздух в одушевленном предмете»

4) губка для опыта «Воздух в неодушевленном предмете»

Ход занятия

I. Организационный этап. Мотивация

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться. Надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем занятии. Оно у нас сегодня необычное. На нем присутствуют гости. Поздоровайтесь и усаживайтесь удобнее, покажем гостям, как мы умеем общаться, думать, рассуждать. Предлагаю, используя прилагательные, назвать те качества, которые необходимо нам для плодотворной работы.

Напомните, что такое прилагательное?.

Ответы учащихся: Часть речи, которая обозначает признак предмета.

Педагог : На какие вопросы отвечают прилагательные?.

Ответы учащихся: какой?, какая?, какие?, какое?

Ответы учащихся . (серьезные, внимательные, сосредоточенные )

Педагог: Желаю нам дружно поработать, узнать много нового и полезного для себя.

Тему нашего занятия вы узнаете, выполнив задание

Индивидуальная работа : (на каждой парке лежит лист А4, на котором воском написана по 1 букве слова «Земля», «Воздух» педагог предлагает собрать из букв слово.

Инструкция к заданию :

У вас на столе лежит лист бумаги, стакан с окрашенной водой, кисточки. Возьмите кисточки и раскрасьте бумагу.
Прикрепите буквы на доску. (учащиеся вывешивают свои буквы и «собирают» слова.

Учащиеся читают ……

Педагог. Какие слова получатся, если поставить буквы в правильном порядке? Молодцы, правильно. Прочитайте получившие слова про себя, затем вслух.

О чем будем говорить на занятии?

Предлагаю вам сегодня поговорить том, что касается всех нас, не зависимо от возраста или национальности. Поговорим о планете Земля и ее богатствах. Также мы проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, вспомним, что нужно делать, чтобы сберечь жизнь всего, что нас окружает.

А к концу занятия мы все вместе « Украсим землю цветами» изготовленные вами раннее.

Звучит тихая спокойная музыка

Педагог: Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в мои слова:

«Мы закрываем глаза, и ничего не видим. Ничего раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это планета Земля. Жизнь начинается.

(Дети открывают глаза, поднимают головы. Вращается глобус.) .

Слайд 1(фото Планеты земля)

Педагог: Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» - чудеса, сотворен­ные природой и созданные руками человека. Твердили о семи чу­десах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес - единственном известном нам во Все­ленной. Это чудо есть сама наша планета вместе со своими составляющими. Богата наша Земля разными сокровищами

(демонстрация пластиковых бутылок 1-ая с землей, 2-ая с водой, 3-ая пустая)

Педагог: демонстрирует бутылки, дети перечисляют природные богатства. Что за сокровище внутри 3- ей бутылки?

Ответы учащихся: ……., воздух.

Педагог: Мы будем говорить о том, что никому не принадлежит и то же время он - достояние каждого. Ничто другое не является столь важным для жизни на Земле и в то же время так редко замечается, как окружающий нас атмосферный воздух.

Воздух - это жизнь растений,

Воздух - это жизнь животных,

Воздух - это жизнь человека,

Воздух - это бесконечность,

Воздух - это бесцветный океан,

Воздух - это газообразное вещество,

Воздух - это природное богатство,

Воздух - это то, что есть везде,

Воздух - это то, что есть во всем,

Воздух- это сама жизнь.

Педагог: Ребята как вы думаете, воздух существовать без человека?

Ответы детей : может.

Педагог : А человек без воздуха?

Ответы учащихся : нет.

Педагог : Давайте, сначала вдохнем глубоко- глубоко, а затем задержим, выдох. Что вы почувствовали?

Ответы учащихся: ….

Педагог : Без пищи человек может продержаться несколько недель, без воды – несколько дней, а без воздуха всего несколько минут.

Игра «Живая или неживая природа»

Педагог называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте.

1. Стоит Антошка на одной ножке,
Его ищут, а он не откликается. (Гриб)
2. Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
3. Рассыпался горох
На семьдесят дорог.
Никто не подбирает:
Ни царь, ни девица,
Ни красная девица. (Град)
4. Много рук, а нога одна. (Дерево)
5. Личный кран имеет он,
Чтоб полить свои шесть тонн. (Слон)
6. Конь бежит, земля дрожит. (Гром)

Педагог : Напомните, пожалуйста, а какой он воздух?

Ответы учащихся : Чистый воздух не имеет запаха, не имеет цвета…

педагог вывешивает знаки свойств воздуха (перечёркнутый нос, рот, цвета, глаз).

Педагог : Не много ранее вы утверждали, воздух содержится везде, т.е в одушевленных предметах и не одушевленных предметах. Предлагаю вам это доказать. Делать это мы будем в необычном месте, в лаборатории. А кто из вас скажет, что такое лаборатория?

Ответы учащихся: это место, где работают ученые.

Педагог: какое-то время мы с вами сами станем учеными, а наш кабинет превратится в лабораторию. В лаборатории, ребята, надо соблюдать определенные правила:

Слайд «Техника безопасности»

    соблюдать тишину,

    не перебивать друг друга.

    не мешать друг другу,

    работать тихо, аккуратно, внимательно,

    брать предметы только с разрешения старшего научного сотрудника,

    без разрешения трогать оборудование и приборы,

    запрещается засовывать что-либо в нос, рот и уши,

    содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Педагог: Понятно? Хорошо! Теперь ребята наденьте шапочки и бейджики. В лаборатории нужно быть одетым соответствующим образом.

Педагог : Предлагаю исследоватьвоздух. Готовы? Тогда начнем!

Работа в группах

Опыт №1 «Воздух в неодушевленном предмете» проводят учащиеся 1 гр.

Педагог: Перед вами ком земли и емкость с водой. С их помощью прошу вас доказать, что воздух содержится в не одушевленных предметах. Подсказкой для вас послужит следующие слайд шоу, посмотрите на экран.

(Просмотр слайд шоу учащиеся на уроке сельхоз труд сеют семена растений).

Педагог : Закончили? Прокомментируйте, пожалуйста, свою работу. Сделайте вывод.

Ответы учащихся:

    Мы опустили ком земли, в воду;

    Немного подождали;

    Через некоторое время в воде появляются пузырьки.

    Это воздух выходит из предметов

    Вывод: В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Значит, воздух находится во всех предметах, которые нас окружают. Он вокруг нас.

Педагог: Именно по этому существует жизнь под землей.

Педагог: А есть ли он в одушевленном предмете. Докажите это нам на примере человека. В своей работе вы можете использовать емкость с водой и коктейльные трубочки.

У вас есть подсказка. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Совсем недавно мы с вами рисовали в техники «кляксография», вспомните, о чем говорили на этом занятии. Слайд шоу (занятие «кляксография»)

Работа в группах

Опыт№2 «Воздух в одушевленном предмете » проводят учащиеся 2 группы

Педагог: Ребятам 2 группы предлагаем доказать, что воздух есть и в одущевленных предметах, на примере человекас помощью коктельной трубочки и емкости с водой. Для вас также подготовлена подсказка. Посмотрите на экран. Ребята, прокомментируйте свою работу и сделайте вывод.

Ответы учащихся:

    Мы опустили трубочку в стакан с водой;

    Сделали вдох;

    И выдохнули в трубочку;

    На поверхности воды мы увидели пузырьки.

    Вывод : Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Значит, в человеке есть воздух.

Педагог : Поэтому же принципу работают музыкальные инструменты. Губная гармошка, дудочка, труба, флейта; саксофон, аккордеон. (демонстрация муз. инструментов) Возьмите в руки любой инструмент и подуйте в него.

Поместим нашу карточку к остальным. На доску вывешивается («изображение человека») . Продолжим исследовать воздух дальше.

А задумывались когда-нибудь, чистым ли воздухом Вы дышите? Этот простой опыт даст Вам представление о том, что воздух может быть загрязнен.

Опыт№3 «Воздух может загрязняться и исчезать» проводит педагог.

Педагог: Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т.е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.
Предлагаю включить в процесс исследования орган обоняния. Что это за орган?

Ответы детей: – нос.

Педагог: Понюхаем, что осталось в банке.

Ответы детей: Вывод: Остался воздух, которым неприятно вдыхать.

Педагог: Воздух загрязнился и исчез. Педагог вывешивает (картинка - зачеркнутый грязный воздух). Как вы думает, чем и как загрязняет человек воздух.

Ответы детей: Такие предприятия как, заводы, фабрики, электростанций загрязняют воздух – его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Так загрязняется наша земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет наша природа.

Педагог : Молодцы, люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека.

Педагог приглашает всех учащихся собраться в круг.

Рефлексия «Тонкая голубая нить»

Каждый учащийся берет в руки клубок голубой нитки, называется правило сохранения воздуха чистым, при этом постепенно разматывается клубок с нитью, а предыдущий продолжает ее держать. В результате образуется «паутина», символизирующая наши поступки, т.у.

Ответы детей:

1) Проветривать помещение,

2) Мыть пол,

3) Протирать влажной тряпкой пыль,

4) Сажать деревья,

5) Строить очистные сооружения,

6) Сажать комнатные растения,

7) В городах в летнее время специальные машины моют, поливают асфальт,

8) Создать автомобильные двигатели, работающие на электрической и даже солнечной энергии,

9) Не курить,

10) Создавать организаций по охране окружающей среды,

11) Сажать цветы.

Педагог: Все эти правила,как невидимые связи, которые поддерживают жизнь на планете. Педагог опускает глобус на «паутину» из синих нитей. Посмотрите, только если мы будем все вместе, только если каждый из нас будет соблюдать все эти правила, только тогда мы сможем сохранить нашу планету.

Учащиеся рассаживаются по своим местам

Состояние планеты Земля, и ее богатств зависит от нашего с вами отношения. Предлагаю вам очистку и сохранность чистого воздуха начать уже сейчас. Сегодня мы сделаем это на нашей маленькой планете, но, как только потеплеет, мы выйдем на школьный двор и посадим цветы во дворе школы, которые вы уже посеяли на уроке сельхоз труд.

Рефлексия.

Скажите, ребята, вам понравился урок?

Что вы узнали для себя нового?

О чем мы говорили на занятии? (о планете Земля, о воздухе, где он содержится).

Для чего нам чистый воздух?(Для того, чтобы жили животные, люди)

Педагог: Приглашаю всех желающих украсить нашу планету цветами, изготовленные нами ранее.

Под песню «Давайте сохраним» учащиеся прикрепляют цветы (Цветок лотоса является символом чистоты, целомудрия, раскрытия самого себя) к глобусу. Посмотрите, какая красивая у нас получилась планета!

Педагог: Спасибо вам, ребята, за совместную работу. Молодцы.

Не обязательно ехать добровольцем на край земли, чтобы помочь спасти планету. Мы любим дальние страны, поддерживаем агротуризм, уважаем работу волонтеров, но не забываем, как много можем сделать для защиты окружающей среды, не покидая собственного дома, города, страны.

Конечно, пока в нашей стране вырубают леса под коттеджные поселки и отстреливают с вертолетов животных, занесенных в Красную книгу, смешно всерьез говорить о сортировке мусора, экономии электроэнергии или отом, что старую технику нельзя просто отнести на помойку, потому что использовавшиеся при ее производстве сплавы и металлы будут разлагаться миллионы лет. Да и к тому же в России с ног собьешься, пока найдешь пункт приема стеклотары илипереработки батареек, которые в Европе есть при каждом супермаркете.

И все же придется нам начинать с себя – по-другому спасти планету не получится. Вот несколько практических советов, которые помогут нам сделать жизнь наших детей и внуков чуть-чуть лучше. А там, глядишь, и люди вокруг переймут ваши привычки. До Сингапура еще далеко, но первый шаг уже сделан.

ЭКОНОМ-КЛАСС

ВОДА

1

Принимайте душ

Изменив привычке нежиться в ванной и встав под душ, вы резко уменьшите потребление воды (до 100 л в день). Если же будете выключать воду, пока намыливаете голову, сэкономите еще 50. Используйте посудомоечную машину. По данным экспертной компании Intertek, там, где машине нужно 6,5 л воды, вы, когда моете посуду вручную, используете все 49.

2

Делайте паузы

Оставляя включенной воду, пока чистите зубы, вы расходуете впустую почти 500 л воды в месяц. К тем, кто любит бриться под «водный аккомпанемент», это тоже относится.

3

Содержите в порядке сантехнику

Текущий кран может «стоить» 20 л воды в сутки, а плохая изоляция бачка – до 400 л!

4

Не игнорируйте листовки в отелях

Сколько раз вы видели табличку в ванной своего номера, призывающую дважды подумать о необходимости замены полотенца ради экономии воды. Последуйте призыву! Отелям сети Hilton с 2010 года удалось сэкономить столько воды, что хватило бы на 1000 олимпийских бассейнов.

5. Энергоресурсы

Телевизор, DVD-проигрыватель, компьютер даже в спящем режиме тратят энергию. Педантичные немцы подсчитали, что в одной только Германии таким образом за неделю расходуется количество энергии, соответствующее выработке двух электростанций за ту же неделю. Поэтому или будьте внимательнее и на забывайте нажать на кнопку Off, или подключите приборы к розеткам с таймерами, которые сами регулируют подачу электроэнергии.

6

Выдергивайте зарядное устройство из розетки

Большинство зарядок для телефонов, планшетов, фотокамер, электронных игрушек потребляют энергию, даже когда прибор к ним не подключен, – в среднем 5 Вт в час, то есть 40 кВт в год.

7

Используйте естественное освещение

Это самый легкий способ экономить электроэнергию. Часто мы сами лишаем себя солнечного света, занавешивая окна слишком плотными шторами, загораживая мебелью или выкрасив стены в цвет, поглощающий свет.

8

Добавьте светильников

Люстры, торшеры, настольные лампы, бра... – доказано, что чем больше источников света в доме, тем больше вероятность, что вы будете включать только те светильники, которые вам действительно в эту минуту необходимы.

9

Одевайтесь дома теплее

Если вам холодно, наденьте свитер, а потом уже думайте, стоит ли включить обогреватель. Повышение комнатной температуры всего на 1 ºС увеличивает потребление электроэнергии до 10%.

10

Не экономьте на бытовой технике

Старому холодильнику необходимо вдвое больше электроэнергии, чем современному энергоэффективному. Покупая бытовую технику, обращайте внимание на маркировку: надпись «А++» говорит о том, что прибор потребляет минимум электроэнергии. Регулярно размораживайте холодильник: чем больше льда, тем больше энергии ему нужно.

11

Устраивайте большую стирку

Энергоэффективная стиральная машина экономит и электричество, и воду. Не запускайте ее ради одной пары джинсов (или хотя бы стирайте их в режиме экспресс-стирки или с меньшим количеством воды). И помните, что самый экологичный способ сушки белья – на веревке. Да-да, так, как это делают в Неаполе.

ЛЕС

12

Освойте интернет-банкинг

Оплачивая счета онлайн, вы не только сэкономите время, но и спасете дерево. А если вместо бумажных квитанций, выписок, распечаток станете пользоваться электронными, количество спасенных деревьев будет исчисляться тысячами.

13

Не распечатывайте письма

По оценкам экспертов, в Европе каждый год распечатывается примерно 700 млрд ненужных страниц. Старайтесь распечатывать только те документы, которые действительно нужны. Причем по возможности используйте обе стороны листа.

14

Экономьте на упаковке

Получать красиво упакованные подарки любят все. Но в большинстве случаев можно не рвать яростно бумагу, а аккуратно развернуть подарок и использовать упаковку повторно.

15

Посадите дерево

На следующий Новый год купите маленькую елочку в горшке (от 149 руб.), нарядите, поливайте в течение нескольких месяцев, а весной высадите в саду.

16

Покиньте мир экологично

Деревянным гробам есть альтернатива: гробы из ротанга. А можно вообще устроить похороны, используя только саван. Гробы из древесных плит, содержащих формальдегид, при сжигании выделяют ядовитые газы, а находясь в земле, вредят экологической системе – те же формальдегид и клей попадают в грунтовые воды. Уже существуют сертифицированные гробы для экологичного сжигания, а в некоторых странах проводится «зеленое» погребение в лесу или на лугу.

Продукты и стол

17

Пейте «арабику»

На плантациях растущего в тени аравийского кофейного дерева (сорт кофе «арабика»), согласно исследованиям , живет около 150 видов птиц. Если же кофейные деревья выращиваются на ярком солнце, количество его обитателей сокращается до 20–50 видов. Из-за спроса на дешевый кофе многие производители переключились на выращивание «солнечных» сортов, для чего используют большее количество пестицидов и удобрений. Вы можете защитить птиц, а также снизить использование химикатов, предпочитая «арабику».

18

Раз в неделю будьте вегетарианцем

Для того чтобы получить 500 г мяса, необходимо около 10 000 л воды: в 20 раз больше, чем для производства картофеля того же веса. Кроме того, животные, например коровы, вырабатывают огромное количество метана – газа № 2 в списке ответственных за парниковый эффект.

19

Покупайте рыбу со знаком MSC-cертификации

Сертификаты MSC дают преимущества рыбакам, которые действуют легально. Сама программа этой сертификации направлена на признание экологически рациональной рыбной ловли.

20

Поддерживайте отечественного производителя

Товары из супермаркета проделали огромный путь, чтобы оказаться к вам поближе. Чтобы сократить выделение углекислого газа всеми грузовиками, кораблями и самолетами, доставившими товар в ваш магазин, покупайте больше местных продуктов. И фермерам заодно поможете.

21

Не разогревайте духовку

Кулинарные книги твердят, что духовку нужно предварительно разогреть. Зачастую это требование можно проигнорировать. Если не собираетесь печь пироги, включайте духовку, когда ставите в нее блюдо. А лишние манипуляции с дверью духового шкафа даже выпечке не на пользу – так что всегда сначала оценивайте степень готовности через стекло.

22

Откажитесь от пластиковых пакетов

В мире используется от 500 млн до 1 млрд пластиковых пакетов ежегодно. Нет повода не верить исследованиям, в которых утверждается, что мелкие частички полиэтилена, попавшие в океан, уже начинают уничтожать цепочку питания! Отправляясь за покупками, берите с собой холщовую сумку.

Отходы и мусор

23

Сдавайте бутылки

Эта нехитрая, в общем-то, процедура на 20% уменьшает загрязнение воздуха и в два раза снижает загрязнение воды. Узнать, где располагаются пункты приема, можно на сайте .

24

Не выбрасывайте использованные батарейки

Батарейки содержат различные металлы, среди которых ртуть, свинец, кадмий, никель, медь, цинк, магний и литий. Если мы выбрасываем их вместе с простым мусором, все это попадает в почву. Одна батарейка загрязняет 20 м² земли. Поставьте дома урну для батареек, а когда она наполнится, сдайте их, например, в Музей Тимирязева .

25

Утилизируйте технику

В погоне за техническими новинками не забывайте правильно избавляться от устаревших моделей. Если продать старый телефон, например, не удалось, сдайте его в специализированный пункт приема .

26

Переходите на цифру

Не покупайте фильмы на DVD: диски изготавливают из пластика, который плохо разлагается. Но нет необходимости вообще отказываться от развлечений: посмотреть фильм в хорошем качестве легально можно в интернете. Вам в помощь iTunes и множество интернет-кинотеатров.

27

Покупайте товары из вторсырья

Это экономит и сырье, и энергию, а также сокращает количество мусора на планете. Ищите соответствующий знак на упаковке.

28

Экономьте посуду

На пикниках, например, одноразовая посуда выручает, но все же предпочтительно использовать бумажные, а не пластиковые стаканчики и тарелки. К тому же старайтесь их экономить. Вспомните, как часто вы брали на вечеринке чистый стакан потому, что не знаете, куда поставили свой.

29

Приучите ребенка к горшку

На одного младенца уходит пять-восемь тысяч памперсов, что соответствует 3,5 т мусора, который очень плохо перерабатывается. Не отказывайтесь от них – просто ускорьте процесс приучения малыша к горшку.

Автомобиль

30

Определитесь с размером

В городе с ограничением скорости 60 км/ч гоночная машина смотрится столь же неуместно, как Smart в песках Сахары.

31

Забудьте о машине хотя бы на один день

Благодаря совмещению бензинового и электродвигателя экономится до трети бензина, что скажется положительно также на состоянии вашего кошелька. В мире электромобилей становится все больше (арендуя авто, по возможности отдавайте предпочтение им) – увы, в России необходимой для них инфраструктуры пока не создано.

Исследователи Мичиганского университета подсчитали, что одинокий человек потребляет на 38% больше продуктов питания, на 42% больше упаковки, на 55% больше электричества и на 61% больше газа, чем один член семьи из четырех человек.

34

Выбирайте экоотели

В гостиницах Banyan Tree утилизируют пластиковые бутылки, в Soneva Resort на Мальдивах от воды в пластике вообще отказались. В отелях американской цепочки Element и вовсе предлагают гостям заряжать айфоны, крутя педали.

35

Сделайте вклад в разработку биотоплива

Летайте авиакомпаниями Finnair, United Airlines, Lufthansa, Virgin America – которые думают о том, как уменьшить выбросы углекислого газа в атмосферу.

Человечество на протяжении всего своего существования оказывало влияние на окружающую среду, и не всегда это влияние было положительным. Вначале негативное влияние человека на природу было не особенно заметным, но с ростом цивилизации и развитием технического прогресса роль антропогенного фактора в загрязнении окружающей среды стала стремительно возрастать.

Сегодня промышленные предприятия, автомобили, дымящиеся свалки бытовых отходов выбрасывают в атмосферу большое количество ядовитых веществ. Количество этих вредных выбросов постоянно увеличивается, поэтому проблема сохранения чистого воздуха становится все острее.

Первым серьезным шагом в направлении улучшения экологической обстановки в глобальном масштабе стал Киотский протокол, который предусматривает большие ограничения вредных выбросов в атмосферу в общемировом масштабе. Данный протокол на сегодняшний момент подписали 192 страны, в том числе и Россия.

У Киотского протокола есть приложение B, страны, подписавшие это приложение, обязуются не превышать определенные лимиты на выбросы ядовитых и парниковых газов. Если какая-либо из стран приложения B не использует предоставленные ей лимиты полностью, то она имеет право продать их как неиспользованные квоты. Также этот протокол предусматривает сокращение использования углеводородного сырья с постепенной его заменой на биотопливо. Это очень своевременное соглашение, прогнозы экологов говорят о том, что неумеренное сжигание углеводородного сырья может привести к тому, что через 50-70 лет на земле не останется практически здоровых людей.

Чистый воздух - это ключ к долголетию, главным условием увеличения продолжительности жизни людей является решение проблемы загрязнения атмосферного воздуха. Гонконгские ученые на основе статистических данных доказали, что за 12 лет, прошедших с момента ужесточения требований по уменьшению содержания оксидов серы в выхлопах автомобилей, средняя продолжительность жизни увеличилась на 2 года.

Особенно важную роль в сохранении чистого атмосферного воздуха играют леса, не зря их называют легкими планеты. Именно они являются главным источником кислорода, поэтому необходимо бороться с бесконтрольной вырубкой лесов, беречь их от уничтожения. Сегодня в большой опасности находятся тропические леса. Каждую минуту площадь экваториальных тропических лесов сокращается на 23 гектара.

Большой вклад в загрязнение атмосферы вносят горящие свалки бытовых и строительных отходов, при горении они выделяют опасные для здоровья ядовитые вещества. Например, при горении древесностружечных плит выделяется фенол, формальдегид и прочие вредные компоненты. Чтобы максимально ограничить этот источник загрязнения, необходимо бороться с несанкционированными свалками, также необходим запрет на сжигание бытового мусора в черте города, не лишним будет запрет на сжигание опавшей осенней листвы. Один из главных путей решения данной проблемы - строительство современных мусороперерабатывающих заводов.

Одна треть от общего загрязнения атмосферы приходится на долю автомобильного транспорта. Количество автомобилей постоянно увеличивается, они сжигают огромное количество топлива, с выхлопными газами в окружающую среду попадает множество вредных веществ. В настоящее время разрабатывается много экспериментальных моделей электромобилей и автомобилей на солнечных батареях, но большинству этих моделей еще далеко до совершенства и они не могут пока играть заметной роли в решении проблемы загрязнения атмосферы. На данном этапе более действенный метод - это переход на новые стандарты топлива с меньшим количеством вредных веществ в выхлопах.

Еще один значительный шаг в решении проблемы сокращения вредных выбросов в атмосферу - модернизация производства с применением закрытого цикла и внедрением принципа безотходного производства, а там, где это по каким-либо причинам невозможно, строительство очистных сооружений нового типа.

Сохранение чистого воздуха - это одна из приоритетных задач современности, если мы сумеем сделать это сейчас, наши потомки будут нам благодарны.

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Отправить

Если рассматривать экологические проблемы, то одной из самых актуальных является загрязнение воздуха. Экологи бьют тревогу и призывают человечество пересмотреть своё отношение к жизни и потреблению природных ресурсов, ведь только защита от загрязнения воздушной среды позволит улучшить ситуацию и предотвратить серьёзные последствия. Выясните, как решить столь острый вопрос, повлиять на экологическую обстановку и сохранить атмосферу.

Природные источники засорения

Что такое загрязнение воздуха? В данное понятие входит внесение и попадание в атмосферу и все ее слои нехарактерных элементов физического, биологического или химического характера, а также изменение их концентраций.

Что загрязняет наш воздух? Загрязнение воздушной среды обусловлено множеством причин, и все источники условно можно разделить на естественные или природные, а также искусственные, то есть антропогенные.

Начать стоит с первой группы, к которой относятся загрязнители, порождённые самой природой:

  1. Первый источник – это вулканы. Извергаясь, они выбрасывают огромные количества мельчайших частичек различных пород, пепла, ядовитых газов, оксидов серы и других не менее вредных веществ. И хотя извержения происходят достаточно редко, согласно статистике, в результате вулканической активности уровень загрязнения воздуха значительно возрастает, ведь ежегодно в атмосферу выбрасывается до 40 миллионов тонн опасных соединений.
  2. Если рассматривать естественные причины загрязнения воздуха, то стоит отметить такую как торфяные или лесные пожары. Наиболее часто возгорания происходят из-за непреднамеренных поджогов человеком, который халатно относится к правилам безопасности и поведения в лесу. Даже маленькая искра от не полностью потушенного костра может спровоцировать распространение огня. Реже пожары обусловливаются очень высокой солнечной активностью, из-за чего пик опасности приходится на знойное летнее время.
  3. Рассматривая основные виды природных загрязнителей, нельзя не упомянуть пыльные бури, которые возникают из-за сильных порывов ветра и смешения воздушных потоков. Во время урагана или другого природного явления поднимаются тонны пыли, которые провоцируют загрязнение воздуха.

Искусственные источники

К загрязнению воздуха в России и других развитых странах часто приводит влияние антропогенных факторов, обусловленных деятельностью, которую осуществляют люди.

Перечислим основные искусственные источники, вызывающие загрязнение воздушного бассейна:

  • Стремительное развитие промышленности. Начать стоит с химического загрязнения воздуха, вызванного деятельностью химических заводов. Токсичные вещества, выбрасываемые в воздушную среду, отравляют ее. Также загрязнение атмосферного воздуха вредными веществами вызывают металлургические заводы: переработка металлов является сложным процессом, предполагающим огромные выбросы в результате нагрева и горения. Кроме того, загрязняют воздух и мелкие твёрдые частички, образующиеся при изготовлении строительных или отделочных материалов.
  • Особенно актуальна проблема загрязнения воздуха автотранспортом. Хотя другие виды также провоцируют выбросы в атмосферу, но именно машины оказывают на неё наиболее значительное негативное воздействие, так как их гораздо больше, нежели любых других транспортных средств. В выхлопах, выделяемых автомобильным транспортом и возникающих во время работы двигателя, содержится масса веществ, в том числе опасных. Печально, что с каждым годом количество выбросов увеличивается. Все большее количество людей обзаводится «железным конем», что, конечно же, пагубным образом сказывается на окружающей среде.
  • Эксплуатация тепловых и атомных электростанций, котельных установок. Жизнедеятельность человечества на данном этапе невозможна без использования подобных установок. Они снабжают нас жизненно важными ресурсами: теплом, электричеством, горячим водоснабжением. Но при сжигании любых видов топлива происходит изменение атмосферы.
  • Бытовые отходы. С каждым годом покупательская способность людей растет, как следствие, увеличиваются и объемы вырабатываемых отходов. Их утилизации не уделяется должного внимания, а ведь некоторые виды мусора крайне опасны, имеют длительный период разложения и выделяют пары, отличающиеся крайне неблагоприятным воздействием на атмосферу. Каждый человек загрязняет воздушную среду ежедневно, но гораздо более опасны отходы промышленных предприятий, которые отвозятся на свалки и никак не утилизируются.

Какие вещества наиболее часто загрязняют воздух

Веществ, загрязняющих воздух, невероятно много, и экологи постоянно открывают новые, что связано со стремительными темпами развития промышленности и с внедрением новых производственных и перерабатывающих технологий. Но наиболее часто в атмосфере обнаруживаются такие соединения как:

  • Оксид углерода, который также называется угарным газом. Он не имеет цвета и запаха и образуется при неполноценном сжигании топлива при низких объёмах кислорода и пониженных температурах. Это соединение опасно и вызывает смерть из-за нехватки кислорода.
  • Углекислый газ содержится в атмосфере и имеет слегка кисловатый запах.
  • Диоксид серы выделяется во время сгорания некоторых серосодержащих разновидностей топлива. Это соединение провоцирует кислотные дожди и угнетает дыхание человека.
  • Диоксиды и оксиды азота характеризуют загрязнение воздуха промышленными предприятиями, так как наиболее часто образуются именно во время их деятельности, особенно при производстве некоторых удобрений, красителей и кислот. Также эти вещества могут выделяться в результате сгорания топлива или при эксплуатации машины, особенно при ее неисправности.
  • Углеводороды являются одними из самых распространённых веществ и могут содержаться в растворителях, моющих средствах, продуктах нефтепереработки.
  • Свинец также вреден и используется для изготовления батареек и аккумуляторов, патронов и боеприпасов.
  • Озон крайне токсичен и образуется во время фотохимических процессов или при эксплуатации транспорта и работы заводов.

Теперь вы знаете, какие вещества загрязняют воздушный бассейн наиболее часто. Но это лишь их небольшая часть, в атмосфере содержится масса самых разных соединений, и некоторые из них даже неизвестны учёным.

Печальные последствия

Масштабы влияния загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека и всю экосистему в целом просто огромны, и многие их недооценивают. Начать стоит с экологии.

  1. Во-первых, из-за загрязнённого воздуха развился парниковый эффект, который постепенно, но глобально меняет климат, приводит к потеплению и таянию ледников, провоцирует природные катаклизмы. Можно сказать, приводит к необратимым последствиям в состоянии окружающей среды.
  2. Во-вторых, всё более частыми становятся кислотные дожди, оказывающие негативное воздействие на всё живое на Земле. По их вине погибают целые популяции рыб, не способные жить в такой кислотной среде. Негативное влияние наблюдается при обследовании исторических памятников и памятников архитектуры.
  3. В-третьих, страдает фауна и флора, так как опасные пары вдыхают животные, также они попадают в растения и постепенно их уничтожают.

Загрязнённая атмосфера крайне негативно влияет на здоровье человека. Выбросы попадают в лёгкие и вызывают сбои в работе дыхательной системы, тяжелейшие аллергические реакции. Вместе с кровью опасные соединения разносятся по организму и сильно его изнашивают. А некоторые элементы способны провоцировать мутацию и перерождение клеток.

Как решить проблему и сохранить экологию

Проблема загрязнения атмосферного воздуха очень актуальна, особенно если учесть, что экология сильно ухудшилась за последние несколько десятков лет. И решать ее нужно комплексно и несколькими путями.

Рассмотрим несколько эффективных мероприятий по профилактике загрязнения атмосферного воздуха:

  1. Для борьбы с загрязнением воздуха на отдельных предприятиях следует в обязательном порядке устанавливать очистные и фильтрующие сооружения и системы. А на особо крупных промышленных заводах нужно начать введение стационарных постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха.
  2. Во избежание загрязнения воздуха автомобилями следует переходить на альтернативные и менее вредные источники энергии, например, солнечные батареи или электричество.
  3. В защите атмосферного воздуха от загрязнений поможет замена горючих видов топлива более доступными и менее опасными, такими как вода, ветер, солнечный свет и прочие, не требующие горения.
  4. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения должна поддерживаться на государственном уровне, и уже есть законы, направленные на его защиту. Но также нужно действовать и осуществлять контроль в отдельных субъектах РФ.
  5. Одним из действенных способов, которые должна включать охрана воздуха от загрязнения, является налаживание системы утилизации всех отходов или их переработка.
  6. Для решения проблемы загрязнения воздуха следует использовать растения. Повсеместное озеленение позволит улучшить атмосферу и увеличить объёмы кислорода в ней.

Как обезопасить атмосферный воздух от загрязнений? Если всё человечество борется с ним, то есть шансы на улучшение экологии. Зная суть проблемы загрязнения атмосферы, ее актуальность и основные пути решения, нужно сообща и комплексно бороться с загрязнением.

Известно, что без пищи человек может прожить больше одного месяца, без воды - только несколько дней, а вот без воздуха - всего лишь пару минут. Так он необходим нашему организму! Поэтому вопрос о том, как защитить воздух от загрязнения, должен занимать первоочередное место среди проблем ученых, политиков, государственных деятелей и чиновников всех стран. Чтобы не убить себя, человечество должно принять срочные меры по предотвращению этого загрязнения. Заботиться о чистоте обязаны и граждане любой страны. Это только кажется, что от нас практически ничего не зависит. Есть надежда, что совместными усилиями все мы сможем защитить воздух от загрязнения, животных от - исчезновения, леса - от вырубки.

Атмосфера Земли

Земля - единственная из известных современной науке планет, на которой существует жизнь, что стало возможным благодаря атмосфере. Она и обеспечивает наше существование. Атмосфера - это в первую очередь воздух, который должен быть пригодным для дыхания людей и животных, не содержащим вредные примеси и вещества. Как защитить воздух от загрязнения? Это очень важный вопрос, который предстоит решить в ближайшем будущем.

Деятельность человека

В последние столетия мы нередко ведем себя крайне неразумно. Полезные ископаемые бездарно транжирятся. Леса вырубаются. Реки осушаются. В результате нарушается природный баланс, планета постепенно становится непригодной для жизни. То же происходит и с воздухом. Он постоянно загрязняется всяческими попадающими в атмосферу. Химические соединения, содержащиеся в аэрозолях и антифризах, разрушают Земли, грозя глобальным потеплением и катастрофами, связанными с этим. Как защитить воздух от загрязнения, чтобы жизнь на планете продолжалась?

Основные причины актуальной проблемы

  • Газообразные отходы заводов и фабрик, в бессчетном объеме выбрасываемые в атмосферу. Ранее это происходило вообще бесконтрольно. А на базе отходов предприятий, загрязнявших окружающую среду, можно было организовывать целые заводы по их переработке (как это делают сейчас, например, в Японии).
  • Автомобили. Сжигаемый бензин и дизельное топливо образуют которые улетучиваются в атмосферу, серьезно загрязняя ее. А если при этом учесть, что в некоторых странах на каждую среднестатистическую семью приходится по два-три авто, можно представить глобальность рассматриваемой проблемы.
  • Сжигание угля и нефти в теплоэлектростанциях. Электричество, конечно же, крайне необходимо для жизнедеятельности человека, но добывать его подобным способом - настоящее варварство. При сжигании топлива образуется множество вредных выбросов, сильно загрязняющих воздух. Все примеси поднимаются в воздух с дымом, концентрируются в тучах, проливаются на почву в виде От этого в значительной мере страдают деревья, которые предназначаются для очищения кислорода.

Как защитить воздух от загрязнения?

Меры по предотвращению сложившейся катастрофической ситуации давно разработаны учеными. Остается только следовать предписываемым правилам. Человечество уже получило серьезные предупреждения от самой природы. Особенно в последние годы окружающий мир буквально кричит людям о том, что потребительское отношение к планете необходимо изменить, иначе - смерть всего живого. Что нужно делать? Как защитить воздух от загрязнения (картинки нашей удивительной природы представлены ниже)?


По мнению специалистов-экологов, такие меры поспособствуют значительному улучшению сложившейся ситуации.

Приведенные в статье материалы могут быть использованы на уроке по теме «Как защитить воздух от загрязнения» (3 класс).