Кузнецов н д конструктор. Кузнецов Николай Дмитриевич Nikolai Kuznetsov

Николай Дмитриевич Кузнецов (10 июня 1911, Актюбинск, Российская империя - 31 июля 1995, Москва, Российская Федерация) - советский генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей.

Действительный член АН СССР и РАН, дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1981). Лауреат Ленинской премии. В 1982 году присвоено звание почётного гражданина города Куйбышева.

Биография

Родился 23 июня 1911 г. в Актюбинске, в семье Дмитрия Матвеевича Кузнецова, по профессии рабочего-котельщика, и Марии Михайловны Кузнецовой, домохозяйки. Русский

Учился в школе крестьянской молодёжи. В 1926 начал работать слесарем. В 1930 закончил школу и поступил в Московский авиационный техникум, где учился на вечернем отделении, а днём работал слесарем-сборщиком. В 1933 поступил на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения ВВИА имени Н. Е. Жуковского, который закончил с отличием 16 ноября 1938. Темой его дипломного проекта был «Мотор четырёхтактный, карбюраторный, 28-цилиндровый с 4-рядной звездой, воздушным охлаждением, мощностью 1500 л. с. при 3400 об/мин на высоте 6000 м с двухскоростным приводным центробежным нагнетателем».

В апреле 1939 года вступил в члены ВКП(б) в парторганизацию академии, и вскоре был избран парторгом кафедры. 4 апреля 1941 года успешно защитил кандидатскую диссертацию по проблеме конструкционной прочности авиационных моторов. В период с июля по сентябрь 1942 года, в порядке стажировки, находился на фронте в должности старшего инженера 239-й истребительной дивизии 6-й воздушной армии. В октябре 1942 познакомился с Георгием Маленковым, который высоко оценил способности Кузнецова и направил его вскоре заместителем главного конструктора на Уфимский авиационный завод. Здесь он проработал с 1943 по 1949, сначала под руководством В. Я. Климова, затем, с 1 июля 1946 года, на должности главного конструктора. В 1949 переводится в Куйбышев, где возглавляет Государственный союзный опытный завод № 2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей, ныне названный его именем - Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова.

Семья

Первая жена - Сима, дочь Наталья.

Вторая жена - Мария Ивановна, дочь Татьяна, сын Николай.

Вклад в науку

Внёс большой вклад в развитие советской науки. Под руководством Кузнецова на предприятии было создано 57 оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов различного назначения и экранопланов, жидкостных реактивных двигателей для ракетно-космических комплексов, а также двигателей для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов.

Разработки

Авиационные двигатели

Разработанные ещё в Уфимском ОКБ двигатели турбореактивные РД-12, РД-14, РД-20, «028», «003С», «018», Р-130 («032»), «012», газовая турбина ГТ-30, газотурбинный двигатель ТВ-022 и его модификация ТВ-2. Н. Д. Кузнецов разработал и двигатели для стратегической авиации, и с начала 1950-х годов создаваемые на предприятии агрегаты стали именовать новой маркировкой «НК». Одним из первых таких турбовинтовых двигателей стал НК-12. Он и на сегодняшний момент является самым мощным турбовинтовым двигателем в мире. Двигателями НК-12 оснащались стратегический бомбардировщик Ту-95, транспортный самолёт Ан-22, пассажирский Ту-114 и их модификации.

Предприятием созданы НК-4, НК-14А, первый советский двухконтурный двигатель НК-6, НК-8, созданный для сверхзвуковых дальних бомбардировщиков НК-22, НК-25, НК-144, который использовался на советском сверхзвуковом пассажирском самолёте Ту-144, НК-26, один из самых мощных и крупных авиационных двигателей НК-32, базируемый на стратегических ракетоносцах Ту-160, и НК-321. В 1988 году был разработан турбореактивный двигатель НК-34 для установки на гидросамолётах, НК-86, НК-56, НК-64, НК-62, НК-63, двухконтурный НК-104, НК-105А, НК-110, НК-114, НК-44.



К узнецов Николай Дмитриевич - генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей, Генеральный конструктор Государственного союзного опытного завода №2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей в Куйбышеве (ныне Самарский научно-технический комплекс имени Н.Д.Кузнецова).

Родился 10 (23) июня 1911 года в городе Актюбинске Тургайской области Российской империи (ныне город Актобе Республики Казахстан) в семье рабочего-котельщика на железной дороге и домохозяйки. Русский.

В 1923 году семья переехала на родину отца в село Семёновское Серпуховского уезда Московской губернии. Учился в школе крестьянской молодёжи, которую окончил в 1930 году. С мая 1930 года работал трактористом в колхозе "Маяк" Серпуховского района. В декабре 1930 года поступил на вечернее отделение Московского авиационного техникума имени Н.Н.Годовикова. В 1931 году перевёлся на вечернее отделение техникума, днём работал слесарем-сборщиком авиамоторного завода № 24 в Москве, с июня 1932 года - нормировщиком слесарно-сборочного цеха авиационного завода № 32 в Москве.

В январе 1933 года поступил на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского. Академию окончил с отличием в 1938 году, тема дипломного проекта: «Мотор четырёхтактный, карбюраторный, 28-цилиндровый с 4-рядной звездой, воздушным охлаждением, мощностью 1500 л.с. при 3400 об/мин на высоте 6000 м с двухскоростным приводным центробежным нагнетателем». Оставлен в адъюнктуре академии. Член ВКП(б)/КПСС с апреля 1939 года, был избран парторгом кафедры. В апреле 1941 года блестяще защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.

В начале Великой Отечественной войны оставлен в академии, преподаватель курсов переподготовки авиационных техников запаса, в октябре 1941 года эвакуирован с академией в Свердловск. В период с июля по сентябрь 1942 года - на фронте Великой Отечественной войны, старший инженер 239-й истребительной дивизии 6-й воздушной армии на Северо-Западном фронте (в порядке стажировки).

В октябре 1942 года отозван с фронта и назначен парторгом ЦК ВКП(б) в Особое конструкторское бюро на Уфимском авиационном заводе № 26, возглавляемое главным конструкторов В.Я. Климовым. Сумел найти общий язык с главным конструктором, известном своим непростым характером, более того - наряду с организаторской работой активно включился в решение технических проблем и быстро добился заметных результатов. В сентябре 1943 года по ходатайству В.Я. Климова назначен первым заместителем главного конструктора в этом же конструкторском бюро. С 1 июля 1946 года - в должности главного конструктора ОКБ авиационного завода № 29 в Уфе.

С 1949 - главный конструктор (с 1956 - генеральный конструктор) Государственного союзного опытного завода № 2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей в Куйбышеве (ныне Самарский научно-технический комплекс имени Н.Д.Кузнецова).

Под его руководством было создано 57 типов оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов различного назначения (в том числе для Ту-114, Ту-154, Ан-22, Ил-62, Ту-144) и экранопланов, жидкостных реактивных двигателей для ракетно-космических комплексов (в том числе для лунной программы Советского Союза), а также двигателей для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов, в том числе: РД-12, РД-14, РД-20, «028», «003С», «018», Р-130 («032»), «012», газовая турбина ГТ-30, газотурбинный двигатель ТВ-022 и его модификация ТВ-2, НК-4, НК-14А, первый отечественный двухконтурный двигатель НК-6, НК-8, НК-12, НК-22, НК-25, НК-26, НК-32, НК-34, НК-44, НК-56, НК-62, НК-64, НК-86, НК-93, НК-104, НК-105А, НК-110, НК-114НК-144, НК-321, НК-12СТ, НК-16СТ, НК-17, НК-18СТ, НК-36СТ, НК-37, модернизированный двигатель НК-38СТ и НК-40СТ и многие другие.

З а выдающиеся успехи в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Большое внимание уделял надёжности двигателей. Последние 15 лет жизни являлся председателем научного Совета по надёжности АН СССР (АН РФ).

З а выдающиеся успехи в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июня 1981 года Кузнецову Николаю Дмитриевичу повторно присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и второй золотой медали «Серп и Молот».

Также являлся заведующим кафедрой конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов (1969-1978), научным руководителем отраслевой научно-исследовательской лаборатории в Куйбышевском авиационном институте имени С.П.Королева (ныне Самарский государственный аэрокосмический университет).

В посёлке городского типа Управленческий Красноглинского района Самары благодаря усилиям Н.Д.Кузнецова создана развитая социальная инфраструктура: больницы, профилактории, базы отдыха, детский сад, ясли, стадион, лыжная база, парк. Открыт филиал Самарского государственного аэрокосмического университета имени С.П.Королева.

Депутат Верховного Совета РСФСР в период с 1963 по 1990 год, делегат XIX, XXII, XXIII, XXIV, XXV, XXVI, XXVII съездов КПСС.

Воинские звания: инженер-капитан (1938), инженер-майор (27.04.1942), инженер-подполковник (22.02.1944), инженер-полковник (16.05.1949), генерал-майор инженерно-технической службы (22.02.1963), генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (1968). Член-корреспондент АН СССР (1968), действительный член АН СССР (1974). Доктор технических наук, профессор (1960), почётный доктор Самарского государственного аэрокосмического университета имени С.П.Королева.

Лауреат Ленинской премии (1956), лауреат премии Совета Министров СССР (1984).

Жил в Москве. Умер 31 июля 1995 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве (участок 9-2).

Награждён пятью орденами Ленина (12.07.1957, 22.07.1961, 26.03.1979, 23.06.1981), орденом Октябрьской Революции (25.03.1974), орденом Красного Знамени (30.04.1954), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (2.07.1945, 11.03.1985), двумя орденами Красной Звезды (30.12.1943, июнь 1948), пятнадцатью медалями.

Почётный гражданин города Куйбышев (с 1991 - Самара, 17.06.1982). На пересечении улиц Победы и Ново-Вокзальной в Самаре в сквере установлен бронзовый бюст (1982).

В его честь названы Самарский научно-технических комплекс (ранее Государственный союзный опытный завод № 2, Завод № 276, Куйбышевский моторный завод, Куйбышевское научно-производственное объединение «Труд»), серия двигателей «НК» (Николай Кузнецов), стратегический бомбардировщик Ту-160 с бортовым номером 10, базирующийся на авиабазе в Энгельсе Саратовской области (9 августа 2008 года), МОУ Вечерняя сменная общеобразовательная школа № 10 Самары.

В посёлке городского типа Управленческий Красноглинского района Самары, на доме № 2 по улице Симферопольской, где жил Н.Д. Кузнецов, 31 июля 2001 года открыта мемориальная доска. 25 июня 2001 года там же торжественно открыт памятник. Авторы памятника - архитектор Н.А.Красько, скульптор М.К.Аникушин. 19 июня 2001 года улица Производственная переименована в улицу имени Академика Н.Д.Кузнецова.

Полтора десятилетия назад нашу страну потрясло сенсационное сообщение: одна из фирм США купила в Самаре партию ракетных двигателей, которые были изготовлены еще в 70-е годы и пролежали на складе четверть века. Вскоре выяснилось, что это были «движки», созданные куйбышевским конструктором Николаем Кузнецовым для советской лунной программы, но по ряду причин так и не побывавшие в космосе.

«Движки» из советского прошлого

К удивлению американцев, ракетные двигатели, несмотря на столь длительный срок хранения, показали очень высокую надежность и поразительную работоспособность. В частности, в 1996 году во время испытаний на стенде фирмы «Аэроджет» (город Сакраменто, США) одна из таких установок, изготовленная еще в 1972 году, безаварийно отработала за пять пусков 450 секунд вместо положенных по нормативам 140.

Проверку другого экземпляра НК-33 с тем же результатом провели на испытательном стенде самарского завода имени Фрунзе. После этого был окончательно решен вопрос о продаже за океан «залежалого товара». Даже не торгуясь, американцы купили большую партию советских двигателей НК-33 и НК-43 для их использования на коммерческих ракетах-носителях «Атлас», «Дельта» и «Кистлер».

Немногие тогда знали, что эта сделка стала своеобразным эпилогом советской лунной программы. Решение о ее закрытии было принято, когда стало ясно, что битву за Луну мы американцам проиграли. Уже готовые ракеты Н-1 разрезали на металлолом, а в ОКБ-276 , которое возглавлял Кузнецов, поступило распоряжение уничтожить все двигатели НК-33 , предназначенные для установки на Н-1 . Однако Николай Кузнецов приказ не выполнил, а распорядился припрятать «движки». В конце концов, именно эти силовые установки продали в США. В своем классе они и через 25 лет оставались лучшими в мире.

А началась история куйбышевских моторов почти сразу после войны, когда весь запад европейской части страны еще лежал в руинах. В Куйбышеве в это время началось строительство нескольких новых предприятий, в том числе, опытного завода № 2 в поселке Управленческом, где намечено было организовать производство газотурбинных двигательных установок — принципиально новых для СССР авиационных моторов.

Первое время опытным заводом № 2 руководили военные, но скоро им на смену приехал никому не известный молодой инженер. Долгие десятилетия этот человек был засекречен примерно так же, как Игорь Курчатов, Сергей Королев, Михаил Янгель, Дмитрий Козлов. Сейчас его имя, ставшее легендарным, известно всем. Это был Николай Кузнецов, впоследствии академик и дважды Герой Социалистического Труда.

У истоков предприятия

В Куйбышев Кузнецова направили в 1949 году — в поселок Управленческий, на должность главного конструктора нового секретного предприятия, которое организовали в апреле 1946 года на базе эвакуированного из Москвы завода № 145 им. Кирова.

Николай Кузнецов родился 23 июня 1911 года в городе Актюбинске Российской империи (ныне казахский город Актобе). Его отец Дмитрий Матвеевич по профессии был рабочим-котельщиком, мать Мария Михайловна — домохозяйкой.

В своем родном городе будущий конструктор окончил начальную школу, а завершил среднее образование уже в советское время в школе рабоче-крестьянской молодежи. Затем он учился на вечернем отделении Московского авиационного техникума, одновременно работая на заводе слесарем-сборщиком. В 1933 году Кузнецов поступил на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения Военно-воздушной академии имени Жуковского, который окончил с отличием в 1938 году.

Уже в то время молодой человек показал себя талантливым инженером, разработав для дипломного проекта оригинальную конструкцию авиационного мотора мощностью 1500 лошадиных сил, заинтересовавшую даже ведущих конструкторов страны. Перспективного выпускника оставили на институтской кафедре, и в апреле 1941 года он успешно защитил кандидатскую диссертацию.

С первых дней войны Кузнецов неоднократно подавал заявления с просьбой отправить его в действующую армию, однако у руководства были другие планы в отношении молодого кандидата технических наук. Он попал на Северо-Западный фронт летом 1942 года, но только на стажировку в качестве старшего инженера одной из дивизий 6-й воздушной армии. В октябре того же года Кузнецова вновь отправили в глубокий тыл, на Уфимский авиационный завод, где он проработал почти семь лет.

Так начиналась история предприятия, которое ныне именуется ОАО «Самарский научно-технический комплекс (СНТК) им. Кузнецова» , а до того называлось Государственным союзным опытным заводом № 2, заводом № 276, Куйбышевским моторным заводом и Куйбышевским научно-производственным объединением «Труд». Вот уже более 65 лет оно является одним из крупнейших в России предприятий по разработке и созданию авиационных и ракетных двигателей.

Лучшие в мире

Всего под руководством Николая Кузнецова на предприятии было создано 57 газотурбинных двигателей для самолетов и экранопланов, жидкостных реактивных двигателей (ЖРД) и других конструкций. Большинство разработок предприятия были первыми в мире или первыми в стране. Среди них первый в СССР и самый мощный в мире турбовинтовой двигатель; первый в стране и мощнейший на планете двухконтурный двигатель с форсажной камерой сгорания для сверхзвуковых самолетов; первый в мире серийный ЖРД, работающий по замкнутой схеме; первый в СССР трехвальный двухконтурный двигатель; первые в мире двигатели, использующие в качестве топлива жидкий водород и сжиженный природный газ. Этот перечень можно продолжать еще очень долго.

Чрезвычайно перспективной конструкцией по сей день остается принципиально новый двигатель — винтовентиляторный НК-93 , который называют «двигателем XXI века», на десятилетия опередившим свое время. Даже повторить его уникальные характеристики до сих пор не удалось никому в мире.

Коллеги считают, что этот проект был главным детищем всей жизни Николая Кузнецова.

В июле 1957 года за выдающиеся успехи в создании новой авиационной техники указом президиума Верховного Совета СССР Николаю Кузнецову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Одним из самых известных направлений деятельности куйбышевских двигателистов стала их работа над жидкостными реактивными двигателями (ЖРД) для космических ракет, в которую предприятие впервые включилось в 1959 году, создав некоторые конструкции для межпланетных станций. Затем Кузнецов и его коллектив приняли участие в реализации пилотируемого лунного проекта, о драматичном финале которого было сказано выше.

К слову, главной причиной подключения ОКБ-276 к этой престижной программе стал конфликт между Сергеем Королевым и начальником ОКБ-456 Валентином Глушко, который отказался от участия в лунном проекте. Тогда Королев передал задание по двигателям в Куйбышев. Николай Кузнецов заказ принял, хотя прекрасно понимал, что за короткий срок его коллектив не сможет создать новый мощный двигатель для полета к Луне.

Конструктор решил проблему мощности оригинально и в своем стиле: он предложил поставить в основании первой ступени лунной ракеты сразу 24 двигателя НК-33 , уже готовых и хорошо освоенных. Сергей Королев это предложение принял, увеличив число «движков» до 30, чтобы они при одновременном действии развили тягу 4500 тонн, необходимую для выхода изделия на окололунную орбиту. В такой компоновке ракета Н-1 вскоре и была построена.

Хотя советская лунная программа, как уже говорилось, в итоге не была реализована, новаторские конструкторские решения Николая Кузнецова страна оценила по достоинству. В июне 1981 года ему повторно присвоили звание Героя Социалистического Труда.

Добрая память

Несмотря на огромную загрузку на предприятии, Николай Дмитриевич был еще и крупным государственным и общественным деятелем. В течение 30 лет он избирался депутатом Верховного Совета РСФСР и членом президиума Верховного Совета РСФСР. Ему присвоили звания почетного гражданина Самарской области и города Самары, он был также лауреатом Ленинской премии и действительным членом Академии наук СССР. Кроме звания Дважды Героя Социалистического Труда, Кузнецов был награжден одиннадцатью орденами.

В поселке Управленческий благодаря его поддержке местные власти за долгие годы смогли создать развитую социальную инфраструктуру: построить больницы, профилактории, базы отдыха, детский сад, ясли, стадион, лыжную базу, парк «Юность». Еще в 1962 году на средства предприятия Кузнецова здесь открылся второй в Куйбышевской области широкоэкранный кинотеатр, а затем был построен Дом культуры «Чайка».

После смерти Николая Дмитриевича 31 июля 1995 года в поселке Управленческий на доме № 2 по улице Симферопольской, где он жил, была торжественно открыта мемориальная доска, а неподалеку от этого места великому конструктору поставили памятник.

Еще раньше бронзовый бюст Кузнецова был установлен в сквере на пересечении улиц Победы и Ново-Вокзальной. В июне 2001 года улица Производственная в областном центре была переименована в улицу Академика Кузнецова.

Кузнецов Николай Дмитриевич

Nikolai Kuznetsov

(1850 - 1929)

Кузнецов, Николай Дмитриевич - живописец бытовых сцен и портретист. Родился в 1850 г., сын крупного землевладельца Херсонской губ. Учился в Академии Художеств (1876-79), во Франции и Германии (1880). В 1897-1920 жил и работал в Одессе. С 1920 жил за границей. Начал выставляться с 1881 г. на выставках товарищества передвижных художественных выставок. Два года состоял профессором-руководителем мастерской баталической живописи в Академии Художеств.

Товарищество передвижных художественных выставок, сыгравшее огромную роль в развитии русского искусства, давало художнику возможность среди прочего стать известным большему числу любителей живописи и способствовало во многих случаях устойчивому материальному положению. Поэтому оно было особенно притягательным для молодых художников, разделяющих основное положение товарищества — изображать правду российской жизни.

Н.Д Кузнецов. Портрет работы Павла Брюллова

1876 г. Бум., кар.

Частное собрание

Возможно, и это способствовало тому, что выпускник Академии художеств (1876—1880) Николай Дмитриевич Кузнецов уже в 1883 году становится членом товарищества.

Николай Кузнецов с дочерью Марией

В меру известный и талантливый художник овладел многими видами живописного мастерства. Его бытовые картины, не несущие особой обличительной нагрузки, представляют собой живописные фрагменты из жизни крестьян средней полосы России.

В.М.Васнецов Голова борца портрет Н.Д. Кузнецова

Х., м., 30x35 см

Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств, Нижний Тагил

Его пейзажи или действо на фоне природы отмечены хорошим рисунком, продуманной композицией, тщательным выполнением.

Многие портреты известных деятелей культуры Н.Д. Кузнецов писал по заказу П.М. Третьякова.

И.Е.Репин Портрет Н.Д.Кузнецова

Х., м., 1884 г.

Национальный музей в Белграде, Сербия

Он же послужил Репину моделью для картин «Искушение Христа» (Дьявол), «Николай Чудотворец останавливает казнь» (палач), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (казак с повязкой на лбу).

С 1897 по 1920 год художник жил в Одессе. Умер Н.Д. Кузнецов в эмиграции в городе Сараево, входящего в те времена в Сербское государство.

О.Э.Браз Портрет Н.Д. Кузнецова

1897 г. Х., м.

Из картин Кузнецова более других обращали на себя внимание: "Объезд владений", "Малороссиянка, отдыхающая на траве" (или "В праздник"), "Охота с борзыми", "После обеда", "Ключница", "Стадо свиней" (все 6 в Третьяковской галерее), "Прогулка в деревне" (у г. Хайновского, в Киеве), "Старый помещик", "Стадо волов" (у г. Терещенко, в Киеве), "Мировой посредник", "Натаскивание собак", "Спящая девочка" и портреты естествоиспытателя А.О. Ковалевского (в музее Александра III), И.Е. Репина, В. Васнецова, графа М.М. Толстого, П. Чайковского (в Третьяковской галерее), госпожи Терещенко, Шаляпина и др.

_______________________

Кузнецов Николай Дмитриевич (1850 - 1929)

Украинский художник. Родился в с. Степановка, Херсонская губерния.

В 1875 брал уроки живописи у художника Ф. Мальмана в Одессе. В 1876 - 1880 был вольнослушателем Петербургской АХ у П. Чистякова.

За время учёбы получил три серебряные медали.

В 1880 - 1895 жил в своём имении в с. Степановка, регулярно бывал в Москве и Петербурге.

В конце 1980-х сблизился с Е. и С. Мамонтовыми, стал участником Абрамцевского художественного кружка. В 1895 - 1897 жил в Петербурге, в 1897 - 1919 - в Одессе.

Много путешествовал, посетил Францию, Германию, Австрию, Италию.

Член и экспонент ТПХВ (1881 - 1917, член с 1883), ТЮРХ (1890 - 1919, член-учредитель). Участвовал во Всемирных выставках в Париже (1889, 1900; серебряные медали), Чикаго (1893), Осеннем салоне в Париже.

С 1895 - действительный член АХ, в 1900 «за известность на художественном поприще» удостоен звания академика. В 1895 - 1897 - профессор-руководитель мастерской батальной живописи Высшего ХУ живописи, скульптуры и архитектуры при АХ. В 1897 - 1919 жил в Одессе.

Экспонировал работы в Салонах В. Издебского (1909 - 1910) и на выставке одесского О-ва независимых художников (1917). В 1920 поселился в Королевстве СХС (Сербов, Хорватов и Словенцев). Участвовал в Выставке русской живописи в Бруклинском музее в Нью-Йорке (1923) и Выставке Объединённых русских художников в Королевстве СХС (1929). Портретист, пейзажист, мастер жанровой картины.

Работы хранятся в ГТГ, ГРМ, Одесском ХМ, Национальном музее в Белграде и многих других.