Почему наступают зима, весна, лето, осень? Рассказ учителя с элементами беседы.

Описание:

Тема. Солнце. Смена времен года.

Цель . Раскрыть значение солнца для всех живых организмов; объяснить, почему бывает смена времен года; учить творчески мыслить, развивать умения анализировать, делать выводы, работать в группах; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир» 1 класс, иллюстрации с изображением времен года, солнца, сундучок, наглядный материал, музыкальное сопровождение , микрофон.

Ход урока

І Организационный момент

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

Каким должен быть наш урок?

Что вы ожидаете от урока? (технология «микрофон»)

ІІ Актуализация опорных знаний

Что такое природа?

Воздух, земля и вода – все Природа.

Природа – это я. И ты – это Природа.

Какой бывает природа? Что относится к живой природе? А что - к неживой? Что заметили интересного ваши глазки, когда вы шли в школу?

ІІІ Определение темы урока. Постановка учебных задач.

Отгадайте, о чем пойдет речь на уроке.

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все...

Правильно, это солнце, которое так редко заглядывает в окошко осенью и зимой.

Какие учебные задачи поставим перед собой на уроке? На уроке мы узнаем, почему бывает тепло и холодно, какое значение имеет солнце для живых организмов.

ІV Изучение новой темы

1. Рассказ учителя с элементами беседы

В волшебном замке жил Год. Имел он 4-х дочерей. Они были очень разными по - своему характеру. Одна была очень холодная, морозная и суровая. За это ее не все любили. Она всегда старалась подчинить себе других сестер, потому что была самой старшей.

За ней шла вторая сестра: веселая, жизнерадостная, скромная. Все считали, что ее теплый взгляд поможет растопить любые снежные горы. Ее любили за доброту, безграничную нежность, веселый смех.

Помладше была девочка, которая сильно любила тепло, солнышко, море. Девочка была ласковой, горячей, жизнерадостной, солнечной.

Четвертая часто грустила, плакала, печалилась, скучала. Временами очень нелегко было понять ее резкую смену настроения. Она то смеялась заразительно, то начинала горько плакать.

Догадались, кто эти сестры? (Зима, Весна, Лето, Осень)

Задумайтесь, почему после зимы приходит весна, на смену весне - лето, за летом – осень, а потом снова наступает зима?

Почему летом жарко, зимой холодно?

А весной и осенью?

Смена времен года зависит от высоты солнца над землей. Зимой, говорят, солнце светит да не греет. Солнце низко над землей. Весной оно поднимается выше. Летом солнце высоко, а осенью с каждым днем все ниже и ниже.

Если б не было Солнца, Земля окунулась бы в темноту. Закройте глаза – темно. А чтобы стало светло и солнышко заглянуло в класс, давайте вместе позовем его: «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко…»

2. Беседа.

В какое время года солнце греет сильнее? В какое время года бывает холоднее всего? В какое время года день длинный, а когда – короткий?

3. Вывод.

Самое теплое время года тогда, когда солнце высоко поднимается на небо и долго продолжается день. Когда это бывает? (летом)

Самое холодное время года, когда солнце низко над землей и день короткий. Когда это бывает? (зимой)

Между зимой и летом какое время года? (весна). Это такая пора, когда солнце поднимается выше, чем зимой. Природа начинает оживать.

Между летом и зимой… (осень). Это такое время года, когда солнце опускается ниже над землей, чем было летом, природа замирает, готовится к зиме.

4. Просмотр 4 пейзажей в разные времена года.

Что общего на этих картинах?

Какие изменения произошли в природе, изображенные на картинах?

5. Познавательная минутка.

Солнце – центральное небесное светило Солнечной системы, имеет форму гигантского раскаленного круга, который излучает свет и тепло.

Что вы знаете про Солнце? (сообщения учеников)

V . Физминутка

Под песню «Я на солнышке лежу» выполняем движения

V І. Продолжение работы над темой урока

1. Работа с учебником.

Что не может жить без Солнца? Из чего видно, что на рисунке утро? День? Вечер?

На какой иллюстрации художник изобразил лето, осень, зиму, весну?

2 . Ассоциативный куст .

СОЛНЦЕ: лето, жар, день, море, жизнь, свет, тепло…

3. Групповая работа . Поделить детей на группы (по картинкам времен года, которые дети достают из сундучка):

«Зимушка-зима» и «Лето красное».

Задания группам: доказать, что солнце – это хорошо («Лето красное»)

Свет, тепло, растут растения, можно купаться, загорать…

Солнце может быть и плохо («Зимушка-зима»)

Можно получить солнечный удар, гибнут растения, лесные пожары….

4. Составление сказки

Каких друзей солнца вы знаете? Вспомнить их вам помогут загадки.

Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица. (Ветер)

Летит орлица по синему небу.
Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

Из-под снега расцветает,
Раньше всех
Весну встречает. (Подснежник)

Составим сказку про Солнышко и его друзей. Вспомните, как начинаются сказки.

Жило себе Солнышко. Днем оно по небу гуляло, а ночью ложилось спать в свою теплую постельку…

І Подведение итогов урока

  • - Понравился ли вам наш урок?
  • - Что больше всего запомнилось?
  • - Что было бы на земле, если б не было Солнца?
Растите здоровыми, счастливыми, радуйтесь жизни и улыбайтесь, как Солнышко.

Почему существуют времена года?

Смена времен года - вечное и неизменное явление природы. Причина его заключается в движении Земли вокруг Солнца.

Путь, по которому в космическом пространстве движется земной шар, имеет форму вытянутого круга - эллипса. Солнце находится не в центре этого эллипса, а в одном из его фокусов. Поэтому на протяжении года расстояние от Солнца до Земли периодически меняется: от 147,1 млн. км (в начале января) до 152,1 млн. км (в начале июля). Переход от тёплого времени года (весна, лето) к холодному (осень, зима) происходит вовсе не потому, что Земля то приближается к Солнцу, то удаляется от него. А ведь и сегодня так думают многие люди! Взгляните на приведенные выше цифры: в июне Земля находится дальше от Солнца, чем в январе!

Дело в том, что Земля, помимо обращения вокруг Солнца, вращается вокруг воображаемой оси (линии, проходящей черезСеверный и Южный полюса). Если бы ось Земли располагалась под прямым углом к орбите Земли вокруг Солнца, у нас не было бы времен года, а все дни были бы одинаковыми. Но эта ось наклонена по отношению к Солнцу (на 23°27"). В результате Земля вращается вокруг Солнца в наклонном положении. Это положение сохраняется круглый год, а ось Земли всегда направлена в одну точку - на Полярную звезду.

Поэтому в разное время года Земля по-разному подставляет солнечным лучам свою поверхность. Когда солнечные лучипадают отвесно, прямо, Солнце жарче. Если же лучи Солнца падают на земную поверхность под углом, то они греют земную поверхность слабее.


Солнце всегда стоит прямо на экваторе и в тропиках, поэтому жители этих мест не знают холодов. Там не так резко, как у нас, сменяются времена года, и никогда не бывает снега.

В то же время часть года каждый из двух полюсов повернут к Солнцу, а вторую часть скрыт от него. Когда Северное полушарие повернуто к Солнцу, в странах к северу от экватора - лето и день длинный, к югу - зима, а день короткий. Когда прямые лучи Солнца падают на Южное полушарие - здесь наступает лето, а в Северном - зима.


Самые длинные и самые короткие дни в году называются днями зимнего и летнего солнцестояния. Летнее солнцестояние наступает 20, 21 или 22 июня, а зимнее - 21 или 22 декабря. А еще во всем мире в каждом году имеются двое суток, когда день равен ночи. Это происходит весной и осенью, ровно между днями солнцестояния. Осенью это происходит около 23 сентября - это осеннее равноденствие, весной около 21 марта - весеннее равноденствие.


Между прочим...

В жарких странах тоже бывает смена времен года, она только выражается по-иному, не как у нас, в средних широтах.

В Индии зима - это время жестокой засухи, от которой страдает все живое. В это время дуют зимние муссоны - с суши на море. Весной, муссоны меняют направление, они начинают дуть с моря на сушу, приносят с собой влагу, обильную, напитывают влагой высохшую, жаждущую землю. Природа оживает. Наступает сезон дождей. А дожди там льют как из ведра - не отдельными струями, а сплошным потоком!

Мало отличаются друг от друга времена года на Крайнем Севере - в Арктике, или на Крайнем Юге - в Антарктике. Там всегда стоит зима. Настоящего тепла никогда не бывает, и снег только кое-где оттаивает сверху, обнажая мерзлую землю. Отличие зимы от лета заключается в количестве света, а не тепла. Весной и летом Солнце ходит по небу круглыми сутками, не опускается за горизонт, но лучи его хотя светят хорошо, а греют плохо: они падают косо, как бы скользят по поверхности.

И все же под высокими северными широтами бывает что-то похожее на наши весну и лето, кое-где даже распускаются скромные северные цветы, а на скалистых островах северных морей гнездятся морские птицы.

В Антарктике в это время зима, жесточайшие морозы и ветры. Стоит полярная ночь. Летом туда приходит солнце, и там оносветит день и ночь, но тепла от этого не прибавляется. В Южном полушарии под высокими широтами климат куда суровей, чем в Северном. Выше нуля температура никогда не поднимается.

Лариса Сосновских
Конспект по окружающему миру во 2 классе «Смена времён года»

Открытый урок окружающего мира . 2 класс . Смена времён года .

Цель : формирование общеучебных умений в процессе изучения временных изменений в природе .

Задачи :

1. Расширить и уточнить знания детей о временах года , объяснить причины смены времён года .

2. Развивать мыслительную, речевую деятельность, способность прогнозировать, планировать и оценивать результаты своей работы

3. Воспитывать коммуникативную культуру, взаимоуважение, интерес к окружающему миру .

Ход урока

1. Организованное начало урока.

Добрый день. Поприветствуйте друг друга и настройтесь на урок.

Дети хором произносят девиз :

Мы науки изучаем,

Об открытиях мечтаем.

Будем знанья получать,

Чтоб потом их применять.

Что вы ждёте от урока? (Мы хотим получить новые знания, радоваться новым открытиям) Слайд 1

Французский философ Ж. Руссо сказал :

«Вы талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

Я желаю вам уже сегодня убедиться в правильности этого высказывания.

2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

Отгадайте загадку :

На планете чудеса :

Океаны и леса,

Кислород есть в атмосфере,

Дышат люди им и звери. (планета Земля) Слайд 2

Сегодня мы продолжаем путешествовать вместе с нашей планетой и учиться вести самостоятельные исследования.

Давайте выстроим алгоритм нашего исследования. (На доске карточки со словами. Дети выстраивают в нужном порядке.)

ПОВТОРИТЬ

ОБОЗНАЧИТЬ ПРОБЛЕМУ

ПРЕДПОЛОЖИТЬ

СДЕЛАТЬ ВЫВОД

Выберите тот вывод, к которому мы пришли на прошлом уроке. Слайд 3

1. Ночь наступает, т. к. на небе появляется луна.

2. Планеты вращаются вокруг Солнца по воздействием закона всемирного тяготения.

3. День сменяет ночь потому , что Земля вращается вокруг своей оси и по-разному освещается Солнцем.

Земля вращается вокруг своей оси и происходит смена суток . А движется ли ещё как – нибудь наша планета? (Вокруг солнца )

Предположите, может ли это движение влиять на жизнь на планете? (Ответы детей)

Льдом закована река в крепкие оковы,

И пришел издалека к нам мороз суровый.

За окном звенят капели, первоцветы зацвели.

С юга прибыли в апреле гуси, утки, журавли.

Вот и лето подоспело зеленью леса одело.

Выросли грибы в бору, комары звенят в жару.

Птичьи стаи в октябре полетели к югу.

Там тепло, там в декабре не закружит вьюга.

Вновь декабрь к нам приходит, он снежинки хороводит.

К нам мороз опять вернулся, год закончен, круг замкнулся. Слайд 4

Как вы думаете, чему будет посвящён урок?

Тема нашего урока «Смена времён года »

Скажите почему времена года меняются ?

Ответы детей

Итак : у нас есть предположение, что смена времён года зависит от движения Земли вокруг Солнца .

Докажем или опровергнем нашу точку зрения с помощью учёных.

3. Совместное «открытие» знаний

Работа в группах.

Вашему вниманию предлагаются задания. Обсудите и скажите, каким образом ваши задания будут связаны с основным вопросом урока?

1группа (Летом тепло и день длиннее ночи, а зимой холодно и дни короче. Почему)

2группа (Наступил октябрь, а жители Австралии дружно стали покупать купальники. Почему?)

3группа (Жители Африки никогда не играли в снежки. Почему)

4группа (К нам мороз опять вернулся, год закончен, круг замкнулся. «Круглый год» Почему так говорят)

Слайд 5 с заданиями для групп

Нам нужно подробнее рассмотреть движение Земли вокруг Солнца .

Посмотрите отрывок и попробуйте дать ответ на вопрос задания.

(Астрономия для детей видеоролик) Слайд 6

Ответы дают 1 и 4 группа :

1 группа (При вращении земли вокруг Солнца в какое место на планете лучи попадают прямо, там и лето, а куда с наклоном, там зима)

4группа (Земля движется вокруг Солнца и все сезоны повторяются снова и снова)

Вот ещё научные наблюдения (Вращение Земли вокруг Солнца . видеоролик) Слайд 7

Ответы дают 2 и 3 группа :

2группа (в Австралии лето наступает в октябре. потому что материк находится в южном полушарии, На это влияет угол наклона земной оси)

3группа (Африка имеет высокие температуры и считается самым жарким материком. Причина этого - в географическом расположении континента : вся территория Африки находится в жарких климатических поясах)

4. Двигательная физминутка Слайд 8

5. Самостоятельное применение знаний.

Работа в группах.

Мы знаем, что времена года сменяют друг друга и почему так происходит.

Как действует вращение Земли вокруг Солнца на живую природу?

Выполните задания.

1 группа наблюдает за птицами (У. стр. 56)

2 группа - за растениями (У. стр. 56)

3 группа - за животными (Т. стр. 18)

4 группа – за человеком (коллаж)

Рассказы групп.

Общий вывод.

Жизнь природы изменяется по ___(сезонам) . Меняется время года , ___

(меняется) температура, соответственно___ (меняется) жизнь растений, животных и человека. Животные, растения и человек приспосабливаются к природным ___(изменениям, чтобы выжить. Слайд 9

Тогда ответьте на главный вопрос урока : Влияет ли движение Земли вокруг Солнца на жизнь на планете? (Да. Влияет)

Рефлексия

Какая работа помогла вам разобраться в этом сложном вопросе?

Кто уже знал об этом? Из каких источников узнали?

Где пригодятся знания?

Оценивание

Кто из ребят больше всех помог в «открытии» знаний?

Как работал ты?

Домашнее задание Слайд 10

1. Выполнить задания в тетради с. 18, №1, 2.

2. Узнать есть ли место на нашей планете, где бывает только ночь или день, зима или лето.

Слайд 11 Спасибо за внимание

Областная специальная коррекционная школа-сад с ЗПР

« Тема урока: Времена года. Смена времён года .»

Учитель: Дёмина Л.А

Тема урока « Смена времен года»

    ЗАДАЧИ:

    Сформировать в учащихся представление о смене времен года;

    Показать учащимся, что движение Земли вокруг Солнца - причина смены времен года на планете;

    Развивать в учениках наблюдательность, внимательность и исследовательские навыки;

    Продолжить развивать умение работы с учебником;

    Привить бережное отношение и любовь к природе.

    На доске висят 4 иллюстрации, изображающие времена года.

    Учитель загадывает детям загадки.

Обернулась в лёд вода Слайд 6,7
Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

ЗИМА

Игры зимой

    1 “Катание с горки”

    2 “Лыжные соревнования”

    3“Коньки, хоккей”

    4 “Лепка снеговика

Что бывает зимой?

1.“Снежная….

2.“Солнечная…

3. “Иней…”

Я раскрываю почки Слайд 8,9
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.

ВЕСНА

Что бывает весной?

1. Сосульки

2. Почки, листочки

3. Подснежники

----

Я соткано из зноя Слайд 10,11
Несу тепло с собою
Я реки согреваю,
“Купайтесь!” - приглашаю.

ЛЕТО

Что бывает летом? Слайд 12,13

1. Зелень

2. Поляна

3. Бабочка

4. Еж

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.

Что бывает осенью?

1. Опавшие листья

2. Ветер

3. Запас еды

4. Урожай

5. Дождь

Изучение нового материала. 13,14

    Человеку издавна было интересно знать, почему летом тепло, а зимой холодно, почему летние дни длинные, а ночи короткие. По истечении времени, стало известно, что Земля вращается вокруг Солнца и одновременно вращается вокруг своей оси, по кругу справа налево (по часовой стрелке). Именно поэтому и происходит на Земле смена дня и ночи, а также смена времён года (рекомендуется показать визуально, с помощью глобуса и фонарика - очень эффективно!).

Если вообразить линию от Северного полюса к Южному, то мы получим основание, собственно на котором и держится Земля – это земная ось. Она наклонена к плоскости орбиты Земли под углом и направлена всегда на Полярную звезду. Оттого, что положение оси Земли наклонено постоянно в одном и том же направлении, Солнце освещает поверхность Земли по-разному.

Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит за 365 суток и 6 часов, а вокруг своей оси за 24 часа В связи с этим, на Земле и существует 4 времени года. Давайте их назовём (весна, лето, осень, зима). Если летом Северное полушарие повёрнуто к Солнцу, лучи падают прямо, мы оказываемся на хорошо освещенной поверхности Земли, соответственно с длинным днём и короткой ночью. В этот период начинается активный рост и размножение растительного мира. А зимой Северное полушарие, проходя по орбите, отворачивается от Солнца, солнечные лучи слегка касаются Земли, соответственно день короткий, а ночь длинная. Происходит затишье, природа спит. Когда лучи Солнца освещают Северное и Южное полушарие равномерно, там наступает осень и весна.

Ещё одним главным моментом является наличие таких дней, когда Солнце занимает самое высокое (низкое) положение над горизонтом.

22 марта и 22 сентября день равен ночи, это дни весеннего и осеннего равноденствия.

Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит за 365 суток и 6 часов. Мы знаем, что в году 4 времени года, в каждом по три месяца. Назовите их. Наши предки имели совсем другие названия месяцев, попробуйте, отгадайте, объяснив некоторые названия (сечень, лютень, берёзозол, цветень, травень, червень, липень, серпень, вересень, листопад, грудень, студень).

Физминутка.

Продолжается работа с развивающими играми.

VI . Подведение итогов

Как движется наша Земля?

Какая причина времен года?

Какие есть времена года?

Сколько дней в году?

Д.з нарисовать любое время года.

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

Тепловые пояса Земли

Цель: расширять знания учащихся о влиянии тепла на Землю.

Ход урока

I. Организационный момент.

Отгадайте:
Без него плачемся, а как появится - от него прячемся. (Солнце.)
Летом греет, зимой холодит. (Солнце.)
- Что произойдет с нашей планетой, если Солнце станет холодным? (На Земле станет темно и холодно.)
- Что произойдет с растениями и животными? (Они погибнут от сильного холода.)
- Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле? (Оно дает тепло и свет.)

В равных ли количествах Земля получает тепло? (Земля получает тепло в разных количествах.)
- От чего это зависит? (Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси, а она наклонена по отношению к орбите земли.)
- Что бы произошло, если бы ось располагалась под прямым углом к орбите? (На Земле не было бы никаких времён года, а во все дни года было бы одинаково тепло и светло.)
- Давайте рассмотрим вращение Земли вокруг своей оси, а поможет нам в этом теллурий - прибор для демонстрации годового движения Земли вокруг Солнца.
- Рассмотрите, как освещается северное и южное полушария земли. Какое значение имеет наклон земной оси? (Когда земной шар как бы больше подставляет солнечным лучам свое северное полушарие, тогда у нас лето, а в южном полушарии - зима.)
- Какие тепловые пояса вы знаете? (Жаркий, умеренный, холодный.)
- Рассмотрите, как солнечные лучи попадают на Землю (на с. 91). Какая часть Земли получает самое большое количество тепла? (Самое большое количество солнечного тепла получает экваториальная часть. Солнечные лучи падают прямо и сильно прогревают почву.)
- Какая погода на экваторе? (На протяжении всего года жарко, снег никогда не выпадает.)
- Эту территорию Земли называют тропическим поясом. Рассмотрите на карте, какие материки находятся в тропическом (жарком) поясе? (Африка, Южная Америка.)
- Как падают лучи на отдаленные от экватора участки Земли? Как они называются? (Между Северным тропиком и Северным полярным кругом находится северный умеренный пояс, а в южном полушарии, между Южным тропиком и Южным полярным кругом, - южный умеренный пояс. Здесь лучи Солнца падают наклонно.)
- Какой климат в умеренных поясах? (Здесь четко выражены четыре времени года: зима, весна, лето, осень.)
- Как солнечные лучи смотрят на холодные пояса? Назовите их. (К северу от Северного полярного круга расположен северный полярный пояс, а к югу от Южного полярного круга - южный полярный пояс. Солнце находится низко, лучи его как бы скользят по поверхности Земли.)
- Какой климат на холодном поясе? (Круглый год холодно, лето такое короткое, что лёд и снег не успевают растаять. Зимой Солнце по нескольку месяцев не появляется.)

Физкультминутка

Мяч
Мы кидали мяч друг дружке.
(Дети становятся парами лицом друг к другу,
имитируя броски мяча одного игрока другому.)
Мячик прыгал, как лягушка
(прыгают на месте).
Ускакал он вдруг куда-то
(делают прыжки вправо, влево).
Не найдут его ребята
(делают приседания, имитируя поиск мяча).

III. Закрепление изученного.

В каком тепловом поясе находится наша страна? (В умеренном.)
- В каком поясе могла зародиться история человечества? (В жарком тепловом поясе не надо заботиться о зимней одежде, об утеплении жилья, здесь круглый год плодоносят растения.)
- Какие современные страны расположены в умеренном поясе? (США, Канада, Россия, европейские страны.)
- Почему пояс назван умеренным? (Умеренные природные условия для жизни и развития человечества.)

IV. Итог урока.

Какие тепловые пояса вы знаете? (Холодный, умеренный, жаркий.)
- В каком поясе четко выражены четыре времени года? (В умеренном.)

Смена времен года

Цель: расширить знания учащихся о смене времён года, об изменениях, происходящих на планете.

Ход урока

I. Организационный момент.

Отгадайте:
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
(Глобус.)
- Что такое глобус? (Уменьшенная модель земного шара.)
- Что происходит, когда Земля делает полный оборот вокруг своей оси? (Смена дня и ночи.)
- Что произойдет на Земле, если Земля сделает оборот вокруг Солнца? (Смена времен года.)

II. Формирование новых знаний.

Почему происходит смена времен года? (Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за год.)
- Давайте проведем опыт. Возьмем лампу и глобус, начертим на столе вытянутый круг. Он будет изображать путь Земли вокруг Солнца. В центре поставим лампу, которая будет изображать солнце. Выберем на потолке точку. Это - Полярная звезда, нацелим на нее северный конец земной оси.
Передвигаем глобус по кругу так, чтобы земная ось все время была направлена на Полярную звезду, а значит, на север.
Одновременно вращайте его вокруг оси с запада на восток. Посмотрите: как освещен глобус, то есть наша Земля?
Но не забывайте, что у земного шара нет ни оси, ни подставки.
- Теперь будем передвигать глобус по четвертям круга, как показано в учебнике (на с. 94), и узнаем, как освещается северное и южное полушария Земли, когда она движется по своей орбите вокруг Солнца.
- Посмотрите положение Земли на своей орбите 22 декабря.
- Почему выделили 22 декабря? (22 декабря - день зимнего солнцестояния.)
- Что необычного в этот день? (Это самый короткий день в году и самая длинная ночь.)
- Почему 22 декабря самый короткий день? (Солнце в полдень низко поднимается над горизонтом.)
- Посмотрите на северный полярный круг, какое там время года и время суток? (Лучи солнца совсем не достигают полярных областей, и так идет многомесячная полярная ночь.)
- Посмотрите на Южное полушарие. Какое здесь время года? (Оно освещено Солнцем, здесь лето.)
- Что происходит в Южном полушарии 22 декабря? (Самый длинный день и самая короткая ночь. На Южном полярном круге - полярный день.)
- Давайте сдвинем глобус на четверть круга. В какой позиции он оказался? (21 марта - день весеннего равноденствия.)
- Как Солнце осветило Землю? (Солнце осветило Землю пополам - от полюса до полюса.)
- Какое время года в Северном полушарии? (Весна.)
- Какое время года в Южном полушарии? (Зима.)
- Как вы понимаете выражение «день весеннего равноденствия»? (Это когда день равен ночи. В этот день Солнце встаёт точно на востоке и закатывается точно на западе.)
- Сравните положение Земли 23 сентября. Что происходит на Земле? (23 сентября - день осеннего равноденствия. Солнце освещает Землю ровно пополам от полюса до полюса. Только теперь в Северном полушарии наступает осень, а в Южном - весна. День также равен ночи.)
- Сдвинем глобус еще на четверть круга, на 22 июня.
- Какие изменения на Земле происходят 22 июня?
- Как освещена Земля? (22 июня - день летнего солнцестояния. Лучи Солнца хорошо освещают Северное полушарие, там идет полярный день, наступило лето. Южный полярный круг находится в тени. Здесь зима, лучи Солнца не достигают полярных областей, там идет полярная ночь.)
- Давайте еще раз воспроизведем вращение Земли вокруг Солнца и посмотрим, какие изменения происходят в районе экватора? (В районе экватора освещение не меняется.)
- Происходит ли смена времен года на экваторе? (На экваторе нет смены сезонов года, там день всегда равен ночи. Из-за обилия тепла здесь стоит вечное лето.)

III. Закрепление изученного.

Что вы узнали о значении чисел: 22 июня, 22 декабря, 21 марта, 23 сентября?
22 декабря - день зимнего солнцестояния;
21 марта - день весеннего равноденствия;
22 июня - день летнего солнцестояния;
23 сентября - день осеннего равноденствия.
- Каким бывает лето в разных тепловых поясах? (Самое жаркое лето в районе экватора.)
- Ближе к тропикам различают два сезона года - сухой сезон и сезон дождей. Рассмотрите рисунок (на с. 96). Какой тепловой пояс изображен? (Район экватора - жаркий пояс.)
- Какие сезоны года изображены? (На первом рисунке - сухой сезон, а на втором - сезон дождей.)
- Какие сезоны года в умеренных поясах? (В них четко различаются все четыре сезона года: зима, весна, лето, осень.)
- Какое лето в холодных поясах? (В северном и южном полярных поясах очень короткое лето и долгая холодная зима. А также многомесячные полярные дни и полярные ночи.)

IV. Итог урока.

Раскрасьте рисунки в тетради.
- Какое время года вы любите? Почему?
- Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)
- Запишите их на лепестках бумажного цветка.
- Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май.)
- Запишите их на лепестках.
- Назовите летние и весенние месяцы и запишите их.