Что делать если не можешь дать отпор. “Ты в курсе, что есть и другие точки зрения?”

Слыша слово «насилие», мы в первую очередь представляем агрессивного человека, применяющего силу к более слабому. Однако насилие может проявляться не только в виде физической агрессии, но и в форме психологического давления и принуждения. И многие психологи уверены, что эмоциональное и вербальное насилие куда более опасно для человека, чем физическое, так как оно калечит не тело, а психику и личность жертвы. Человек, регулярно подвергающийся психологическому насилию, постепенно теряет уверенность в себе и свое «Я» и начинает жить желаниями и установками агрессора, прикладывая усилия для достижения его целей.

Признаки и виды психологического насилия
Психологическое насилие, в отличии от физического, не всегда очевидно, так как оно может проявляться не только в форме крика, ругани и оскорблений, но и в виде тонких манипуляций эмоциями и чувствами человека. В большинстве случаев цель того, кто использует психологическое насилие — вынудить жертву изменить свое поведение, мнение, решение и поступить так, как того хочет агрессор-манипулятор. Однако следует отметить, что есть отдельная категория людей, что применяют психологическое насилие и давление для того, чтобы морально сломить жертву и сделать ее полностью зависимой от своей воли. Чтобы достичь своей цели, агрессоры применяют следующие виды психологического насилия:

И оскорбления, и ругань, и попытки приказывать и манипулировать — это психологическое насилиеУправление, приказы. Попытки занять доминирующую позицию и командовать другим человеком — одна из самых простых форм психологического насилия, и как ни странно, она довольно действенна. Многие люди, не имеющие прочных личностных границ, попросту не умеют говорить «нет» и ставить зарвавшегося «командира» на место, поэтому они предпочитают не идти на открытый конфликт с агрессором, а подчиниться его воле.
Вербальная агрессия — необоснованная критика, злые насмешки, унижения, оскорбления. Оскорбляя жертву, агрессор ставит цель морально унизить ее и возвыситься в собственных глазах за ее счет, а также — заставить оправдываться и делом доказывать, что оскорбления беспочвенны. Унижение и оскорбления является достаточно эффективным приемом манипуляции, так как человек, которого унижают, будет со всех сил стараться доказать собственную значимость и заслужить уважение в глазах агрессора (особенно если агрессор — значимый для жертвы человек).
Игнорирование и бойкот. Вид психологического насилия, при котором агрессор либо полностью игнорирует жертву, либо намеренно избегает обсуждать с ней значимые для нее вопросы. Игнорирование также является манипулятивным приемом, так как цель этого приема — заставить жертву изменить свое поведение / сделать что-либо, чтобы получить возможность снова нормально общаться с агрессором-манипулятором.
Манипулирование эмоциями и чувствами — это также психологическое насилиеДавление на чувство долга либо чувство вины. Этот вид психологического давления основывается на естественном желании человека быть хорошим и порядочным членом общества. Чувства вины и долга — «любимые» рычаги всех манипуляторов, так как вызвав эти чувства, можно заставить человека сделать то, чего он не сделал бы по своему желанию. Признаками манипуляций чувствами вины и долга являются взывания к стыду и совести, необоснованные обвинения в непорядочности, эгоизме и черствости и др.
Запугивание, шантаж, угрозы. Посредством этого вида психологического насилия агрессор стремится вызвать у жертвы страх и заставить ее действовать в угоду ему. Причем запугивание и шантаж могут осуществляться не только в форме явных угроз, но и в виде скрытого манипулирования – к примеру, агрессор может убеждать жертву, что таким образом заботится о ней и пытается защитить от отрицательных последствий.

Защита от психологического насилия
Психологическому давлению проще всего поддаются люди, которые не имеют прочных личностных границ и не умеют отстаивать собственные права. Поэтому, чтобы защититься от психологического насилия, нужно в первую очередь восстановить свои личностные границы, обозначив для себя свои права и обязанности в каждой из сфер жизни. Далее нужно действовать по ситуации в зависимости от того, какой вид психологического насилия применяет агрессор.

Противостояние любителю покомандовать
Любителям покомандовать нужно давать решительный отпор
Столкнувшись с любителем покомандовать и отдавать приказы, нужно задать себе два вопроса: «Обязан ли я выполнять приказы этого человека?» и «Что случится, если я не сделаю того, что он требует?». Если ответы на эти вопросы будут «Нет» и «Ничего плохого для меня», то самопровозглашенного командира нужно поставить на место примерно такой фразой: «Почему ты указываешь, что мне делать? Выполнение твоих приказов не входит в мои обязанности». Далее приказы и команды следует попросту игнорировать.
Практический пример: Сотрудники А и Б работают в одном кабинете на одинаковых должностях. Сотрудник А регулярно перекладывает на сотрудника Б часть своих обязанностей, не оказывая взамен никаких встречных услуг. В этом случае противостояние агрессору будет выглядеть следующем образом:
А: Ты как раз распечатываешь что-то, ну распечатай и мой отчет, а затем положи его в папку и отнеси в бухгалтерию.
Б: Разве я работаю здесь на должности твоего секретаря? В мои служебные обязанности не входит распечатка твоих документов и доставка их куда бы то ни было. У меня много работы, так что займись своим отчетом сам, и не отвлекай меня от дел, пожалуйста.

Защита от вербальной агрессии
Противостояние вербальной агрессииЦель человека, который кричит, оскорбляет и всячески унижает другого – заставить жертву смутиться, огорчиться, испытать стресс, начать оправдываться и др. Поэтому лучшая защита от вербальной агрессии – не оправдать ожиданий агрессора и прореагировать совсем не так, как он рассчитывает: пошутить, остаться равнодушным или пожалеть обидчика. Также эффективным способом защиты от такого психологического насилия является разработанный известным психологом М. Литваком метод «психологическое айкидо». Суть этого метода заключается в применении в любых конфликтных ситуациях амортизации – сглаживания конфликта путем соглашения со всеми утверждениями агрессора (как психиатр соглашается со всем, что ему рассказывает пациент).
Практический пример: Муж обзывает и пытается унизить жену каждый раз, когда у него плохое настроение. Защита от психологического насилия в таком случае может быть следующей:
М: Ты вообще ничего не умеешь! Ты отвратительная хозяйка, даже убирать в доме нормально не можешь, вон там под диваном перышко валяется!
Ж: Да, я такая неумеха, тебе со мной так тяжело! Наверняка ты умеешь делать уборку лучше, чем я, поэтому я буду благодарна, если в следующий раз ты поможешь мне убрать в доме.

Противостояние игнорированию
Игнорирование — это всегда манипуляция
Важно помнить, что намеренное игнорирование – это всегда манипуляция, поэтому поддаваться давлению манипулятора и пытаться задобрить его, чтобы он сменил гнев на милость, не следует. Человеку, склонному постоянно обижаться и «включать игнор» в ответ на любые не устраивающие его действия, нужно дать понять, что играть в молчанку – его право, но своим поведением он ничего не добьется.
Практический пример: Две сестры проживают в одной квартире отдельно от родителей. Младшая сестра (М) с детства привыкла манипулировать старшей сестрой (С). В случаях, когда М что-то не нравится, она начинает нарочно игнорировать С и утраивать ей бойкот. Противостояние психологическому давлению в подобных случаях следующее:
С: Я через неделю уезжаю в командировку на два месяца.
М: Ты не можешь уехать! Как я буду здесь одна? Мне будет скучно! Откажись от командировки!
С: Эта командировка важна для моей карьеры. А с тобой ничего не случится за эти два месяца. Ты не маленький ребенок – найдешь, чем себя развлечь.
М: Так значит? Тогда ты мне больше не сестра и я с тобой не разговариваю!
С: Хорошо, как хочешь. Можешь представить, что меня здесь нет – как раз и потренируешься пожить без меня.

Противостояние психологическому давлению на чувство долга или вины
Противостояние психологическому давлению
Прочные личностные границы являются надежной защитой от давления на чувства вины и долга. Зная границы своих прав и обязанностей, человек всегда сможет определить, что он должен делать и за что несет ответственность, а что не входит в его обязанности. И если человек замечает, что его границы нарушают, ему следует прямо сообщить агрессору о пределах своей ответственности и обязанностей и дать понять, что манипуляция не удалась.
Практический пример: Одинокая мать (М) пытается запретить взрослой дочери уезжать работать в другой город, давя на ее чувство долга. Отпор в этом случае может быть таким:
М: Как ты можешь оставить меня одну? Я тебя вырастила, воспитала, а ты теперь хочешь уехать? Дети должны быть опорой для родителей в старости, а ты меня бросаешь!
Д: Я тебя не бросаю — я буду тебе звонить, приезжать в гости и помогать тебе деньгами. Или ты хочешь, чтобы я потеряла возможность устроиться на высокооплачиваемую работу и не смогла исполнить свои мечты?
М: Что ты такое говоришь? Конечно, я хочу тебе добра, но мне без тебя будет плохо!
Д: Мама, ты — взрослый человек, и я верю, что ты сможешь найти себе много интересных занятий. Я обещаю, что буду регулярно тебе звонить и часто навещать тебя.

Противостояние запугиванию
Шантаж, угрозы и запугиваниеСлыша от знакомого, родственника или коллеги фразы со смыслом «если ты не сделаешь чего-либо, то в твоей жизни случится несчастье» или «если ты не изменишь свое поведение, то я сделаю что-то плохое для тебя», нужно задать себе вопрос, реальна ли угроза. В случае, когда запугивание или угрозы не имеют под собой реальных оснований, шантажисту можно предложить воплотить его угрозу в жизнь прямо сейчас. Если же агрессор словесно угрожает Вашей жизни, здоровью или благополучию и Вы уверены, что он может выполнить угрозу, то лучше всего записать его слова на диктофон или видеокамеру и затем обратиться в полицию.
Практический пример: Сотрудник А не выполнил свою часть обязанностей по проекту и пытается путем запугивания заставить сотрудника В сделать его работу. Противостоять давлению в подобных случаях можно так:
А: Почему ты собираешься уходить, если работа над проектом еще не закончена? Если мы не закончим сегодня, начальник тебя уволит. Ты хочешь остаться без работы?
В: Я свою часть работы сделал. Я не думаю, что меня уволят за то, что я не делаю твою работу.
А: Начальнику без разницы, кто что делает. Ему нужен результат. Поэтому помогай мне, если не хочешь, чтобы тебя выгнали.
В: Ты думаешь? А зачем ждать до завтра? Давай пойдем к начальнику прямо сейчас и попросим его уволить меня за то, что я отказываюсь выполнять твою часть обязанностей.

Многие люди осознают, что против них используют приемы психологического насилия, однако не отваживаются давать отпор из-за страха испортить отношения с тем, кто любит командовать, манипулировать или оскорблять. В таких случаях нужно решить для себя, чем именно ценны такие отношения и не лучше ли вообще не общаться с агрессивным человеком, чем регулярно терпеть его оскорбления и поступать в ущерб себе, поддаваясь его шантажу и манипуляциям.

Почему мы не даем отпор тем, кто день за днем высасывает из нас энтузиазм и жизнелюбие и отравляет жизнь всем окружающим?

Почему мы не даем отпор тем, кто день за днем высасывает из нас энтузиазм и жизнелюбие и отравляет жизнь всем окружающим? Как научиться оказывать сопротивление негативным людям, не сорвавшись при этом? Как противостоять, не теряя контроля и не рискуя усилением конфликта?

Суть проблемы, по мнению известного психиатра, тренера агентов ФБР Марка Гоулстона заключается в том, что нам иногда проще сказать «да», чем вступать в конфликт и доказывать свою позицию. Но в долгосрочной перспективе такое решение принесет только неприятности. Что же делать? Вам нужна новая стратегия борьбы, уверен знаменитый психиатр.

При конфликте с негативными людьми не надо концентрироваться на своей агрессии, пишет в своей книге «Ментальные ловушки на работе» Марк Гоулстон. Лучше найдите принцип, который вы будете отстаивать. Таким образом вы сохраните внутреннее равновесие, станете увереннее и будете действовать с большей точностью.

Следуйте формуле:
Агрессия + принцип = убеждение;
Агрессия - принцип = враждебность.

Что происходит, когда вы применяете эту стратегию?
Во-первых, ваша агрессия находит выход - но, поскольку вы используете ее для воплощения своих принципов, разговор не скатывается в бессмысленный спор, в котором нет и не может быть победителей. К тому же, если вы исходите из принципа, на вас меньше всего давит мысль о том, что вы берете на себя ответственность за чужую халтуру. Чужая ответственность оказывается привязана в общему «закону» или принципу («Ты проехал на красный цвет»).

Во-вторых, когда ваш оппонент видит, что вы отстаиваете принцип, вместо того чтобы презирать вас и уходить в оборону, он сам начинает искать вашего одобрения. К тому же такое поведение наглядно демонстрирует негативной личности, что ей следует вести себя поаккуратнее - вы постовой, а на красный свет проскакивать нельзя. Если он нарушит правила, ему придется за это отвечать. За счет этого власть снова окажется в ваших руках.

«“Нет”, сказанное с глубокой убежденностью, лучше, чем “да”, сказанное только для того, чтобы обрадовать человека или, хуже того, чтобы избежать проблем».
Махатма Ганди

Как правильно противостоять негативной личности?

Основная идея в том, чтобы найти в негативной личности что-нибудь (что угодно!), что вы действительно цените. Наверняка есть какая-то хорошая черта или особенность, которую вы с неохотой, но признаете? Это может быть интеллект или честность, уверенность в себе, готовность доводить дело до победного конца. Используйте эту черту как рычаг - скажите негативному человеку, что хотите его поддержать (благодаря его талантам или способностям), но что он никак не облегчает вам эту задачу. Ваша цель - или убедить оппонента изменить свое поведение, или убраться из вашей жизни.

Необходимые шаги:
1. Возьмите лист бумаги, разделите его поровну на два столбца.
2. В левой колонке напишите имена всех негативных людей, которые высасывают из вас жизнь и с которыми вы страшитесь встречаться.
3. В правой колонке напишите имена всех тех, кто вдохновляет вас и придает сил.
4. Найдите принцип, который будете отстаивать.
5. Окажите сопротивление людям из левой колонки – продемонстрируйте свое сожаление тем, что вы начинаете радоваться их неудачам.
6. Поставьте себе задачу: в течение 30 дней как можно меньше времени проводить в обществе негативных людей и как можно больше – в компании людей позитивных. По завершении 30-дневного срока не останавливайтесь.

Одним из самых главных факторов стресса и неудач является общение с так называемыми ядовитыми людьми. Это те, кто постоянно подводит или обманывает вас, много требует, но ничего не дает взамен, склонен постоянно обвинять других и т.п. Марк Гоулстон предостерегает: держитесь подальше от ядовитых людей.

Как определить ядовитых людей в своем окружении?
1. Составьте список людей, играющих ключевую роль в вашей жизни.
2. Возле каждого имени напишите ответы на вопросы:
Могу ли я положиться на этого человека в практических вопросах?
Может ли он оказать мне эмоциональную или финансовую поддержку?
Быструю и добровольную помощь, когда у меня проблемы?
3. Если напротив чьего-то имени вы увидите много «нет», вам следует подумать, как изменить отношения с этим человеком либо вовсе разорвать их.
4. Затем составьте список людей, которые полагаются на вас. Ответьте на эти же вопросы, отмечая свои недостатки и признаки «ядовитого поведения» у себя. Нацельте себя на позитивные изменения.

5 4 177 0

Здоровые отношения в классе – это важная и трудная задача для учителя. Нужно выстраивать толерантное отношение одноклассников к внутреннему миру каждого поэтапно. Как оказывается, дело это не просто. И часто в учителя не остается времени заметить что-то неладное.

Так что же делать, если вас периодически обижают в школе?

Найдите такого человека, с которым вы открыто можете говорить нам любые темы. В интернете, например. Попросите оценить ситуацию с другой стороны. Возможно, в этом взгляде вы сможете найти ответ. Как именно нужно поступать.

Попросите совета. Возможно, у него или нее тоже были подобные ситуации или этот человек знаком с таким видом поведения. Возможность делиться чувствами, а не держать их в себе, всегда очень помогает.

Первое, что нужно сделать для решения, это дать понять преподавателю, что вам неудобно в коллективе. Агрессивное поведение часто мешает сосредоточиться на учебе. То же самое и с насмешками или издевательствами.

В подобных ситуациях школьник едва ли способен вспомнить о главной цели школы – выучить математику, физику или правоведение. А лучше все вместе и на хорошем уровне.

Конечно, социализация в школьный период очень важный этап самостоятельного общения с миром людей. Но в первую очередь дети приходят в школу учиться научным дисциплинам, и некорректное поведение одноклассников помешает этому.

Прежде чем использовать те же средства, что и агрессоры, попытайтесь найти связь. Опять же, не стоит сразу давить своим статусом жертвы. Вряд ли это поможет найти хоть какой-то контакт.

Попытайтесь поговорить о чем-то общем. Проследите за компаниями в школьной столовой или на перемене, и попытайтесь стать частью разговора. Часто, школьники делятся в компании по интересам, и в одной из таких вы сможете найти людей для общения.

Старайтесь найти контакт с этими людьми. Так они смогут повлиять на других детей.

Вообще, старайтесь избегать подобных ситуаций в любой отрасли вашей жизни. Цените свои нервы.

Конечно, если налаживать связи никак не получается, и ваша личность остается объектом насмешек, вам придется научиться давать отпор. Но для решения ситуации есть так же и администрация школы или директор. Классный руководитель, в конце концов.

Часто, такое поведение учащихся просто остается за стенами школы. Поэтому и увидеть обидчиков сложно.

Если же администрация откровенно не хочет быть судьей конфликта, подумайте о переводе.

Не стоит показывать свой испуг или страх. Именно такой неуверенностью и пользуются обидчики в школьных коридорах.

Говорите про себя: «Я спокоен (на)», «я держу себя в руках». Контролируйте свой голос, почувствуйте, как вы говорите.

Конечно, необходимо будет дать понять, что вы готовы защищать свою личность. Но вы должны понимать это еще и внутри себя. Тогда эффект уверенности в себе будет виден точно.

Однако и переусердствовать с самоуверенностью не стоит. Старайтесь помочь, а не навредить еще больше.

Поймите, что дело не в вас

Сверстники могут считать длинный нос или уши странной формы чем-то неправильным. Поймите, что они имеют право так думать. Но помните также, что вы имеете такое же право иметь длинный нос или странные уши. И даже гордиться ними.

Если вы будете думать, что проблема конфликта в вас, то вы будете думать так всегда.

Но ваш «неправильный нос» – ваше личное дело. Не позволяйте вмешиваться в строение тела или характера другим.

Объясните людям, которые считают по-другому, что вы не будете оправдываться в своем физиологическом строении. Намекните, что все люди не идеальны. И обидчики – тоже.


Очень часто в нашей жизни происходят случаи, когда мы сталкиваемся или с откровенной злобой, или с хамством, или с колкостями и издевательствами. Жизнь могут отравлять постоянные нападки со стороны коллеги или какого-то знакомого, а иногда из себя может вывести агрессивное поведение на дороге, в очереди или в метро. И для некоторых из нас, тех, кто не умеет оперативно парировать, встает вопрос: «Как лучше себя повести: благородно удалиться или же дать сдачи едким словцом?» Главное – это научиться вести себя с обидчиком достойно, так, чтобы стыдно и обидно было ему, а не вам.

Итак, первое, с чего нужно начать, - это научиться контролировать свои эмоции. А они у нас могут быть следующие: растерянность, подавленность или агрессия . Берите себя в руки и четко говорите про себя: «Нельзя показывать свою растерянность и убегать в кусты», «Я могу пересилить себя и не показать подавленность, «Я не должен молчать с мокрыми глазами или красными ушами», «Я не буду показывать свою злость и раздраженность, будто меня действительно задели за живое, и не позволю, чтобы обидчик торжествовал». Вам будет проще это сделать, если вы будете представлять при этом своего оппонента в каком-то жалком или смешном виде: злой гном, тявкающая собачонка. Или же посадите его в аквариум и представьте, что он шлепает губами, как раздувшаяся рыба-шар, а вы ничего не слышите, зря старается.

Второй момент – это уметь дать достойный отпор. «Школа злословия» - не такая уж гадкая вещь. Только «злословить» нужно уметь не примитивными обидными и всем известными словами, а красиво и с юмором, чтобы свою «честь мундира» сохранить, а другого оставить без аргументов. Не стоит отвечать хамством на хамство, хотя в некоторых случаях именно это и помогает, но об этом позже.

Если вы периодически сталкиваетесь с проблемой «ненаходчивости» в нужной ситуации, то заготовьте несколько фраз и аргументов заранее: универсальных и по ситуации. Что это значит: первые подходят в любой ситуации и любому человеку, а вторые следует заранее обдумать, если вы наперед знаете, что велика вероятность того, что по такой-то или такой-то теме наверняка пройдется ваш постоянный обидчик.

Например, нагрубил вам какой-нибудь очередной чиновник в нашем процветающем бюрократическом аппарате, скажите: «Я вижу по вам, что у вас проблемы с женщинами, но я-то тут причем, мне всего лишь справка была нужна». Или рявкнул кто-то в общественном месте, ответьте: «По вам видно, что вам трудно живется, но зачем на мне злость срывать». Конечно, так следует делать, если вам терять нечего, кроме собственного лица, так уж лучше уйти победоносно и не портить себе настроение неудачей.

А вот если вы, приходя на работу с новой сумкой, новой или же готовя новый доклад, ждете очередной неминуемой критики, подготовьтесь заранее. Продумайте, на что именно, на какой нюанс и в каком ключе может быть направлена эта критика, заготовьте опровержение, доказательства и ту «точку», которая будет поставлена после вашей реплики. Можно даже посоветоваться с кем-то из знакомых и близких: как они видят эту ситуацию, что бы они сказали на вашем месте, как бы парировали.

И третий пункт – когда и кому можно хамить и вообще нужно ли это делать? Конечно, учиться плохим манерам – не самое добропорядочное дело. Но, к сожалению, в нашей сегодняшней действительности появляется все больше и больше таких субъектов, от поведения которых нужно уметь себя защищать. И, увы, зачастую действуют на них только те же способы «общения», что применяют они сами.

Итак, для начала хорошенько прикиньте, а стоит ли вообще что-то говорить обидчику. Порой люди бывают агрессивными и могут дойти до применения физической силы вне зависимости от пола и . Так что иногда лучше тихо удалиться и не искать приключений на всем нам знакомое место.

Если же «злодей» просто обыкновенный хам и не представляет опасности, а уходить униженным и оскорбленным совсем не хочется, то ответьте ему в том же духе, не стесняйтесь. Просто сконцентрируйте всю свою злость, негодование и вылейте на него эмоции одним махом. Можно даже парой-тройкой емких слов. Неприлично? Подумайте, а он прилично себя вел, когда говорил вам примерно то же самое? Так что не стесняйтесь лишний раз, и если ситуация позволяет: тверже голос, суровее лицо и ответный «выстрел». Поверьте, после такого «выхода» негативных слов уйдет и весь ваш негатив. Порой лучше выпустить пар, а не копить внутри себя обиду и злость, не чувствовать себя целый день растоптанным и униженным.

Учитесь контролировать себя, свои эмоции и находите силы для достойного и эффектного отпора в зависимости от ситуации и тех людей, которые пытаются вас обидеть. И вы увидите – во многом жизнь станет проще и спокойнее. Ведь самое главное - не переносить свою обиду на близких и ни в чем не повинных людей, а уметь дать по заслугам тому, кто в этом реально виноват.