Проект люди так не делятся. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Формирование толерантного отношения к детям с

ограниченными возможностями здоровья. Классный

час на тему "Люди так не делятся!"

формирование толерантности к детям и взрослым, имеющих ограниченные возможности

здоровья,

формирование способности к проявлению искренней заботы и дружбы.

Оборудование:интерактивная доска (или компьютер) для показа видеороликов, прихватка-

варежка кулинарная, зефир, наушники с плеером, маркер, повязка на глаза или шарф, школьная

доска, мел.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организационный момент

Вступительное слово:

–Все люди разные! Разных национальностей, разного вероисповедания. У кого- то светлые

волосы, у кого- то –темные. У кого- то голубые глаза, а у кого- то –зеленые. Кто- то очень хорошо

решает сложные задачи по алгебре, а кто- то красиво рисует.

У кого- то есть две руки и он может творить ими чудеса, про такого говорят «мастер на все руки».

Но к сожалению,бывает так, что у кого- то всего одна рука или их две,но одна рука почти не

может двигаться.

У кого- то есть тонкий музыкальный слух, а кто- то совсем не может слышать. Это говорит о том, что

все мы разные и у нас у всех разные возможности. И как сказал известный ученый А. Энштейн:

«Все мы гении. Но если судить рыбу по её способности лазить по деревьям, она проживёт всю

жизнь, считая себя дурой».

II. Основная часть

Просмотр социальныхроликов «Люди так не делятся»

После просмотра видеороликов педагог предлагает поиграть в следующие игры:

«Прихватки- варежки»(трудности мелкой/крупной моторики)

Попросите учеников надеть прихватки на обе руки. Дайте им маркер (ручку), с которого нужно

снять колпачок без помощи. Затем попросите их взять маркер в руку, которой они не пишут, и

написать свое имя на доске (листочке). Можно попросить перелистать страницы учебника. Дети

обычно мешкаются и неловко пытаются снять колпачок и потом пишут свои имена крупно и

неаккуратно на доске (листочке). Объясните им, что люди с ограниченными возможностями могут

иметь проблемы с навыками мелкой моторики, которые причиняют трудности с открытием

колпачка и написанием в маленьком пространстве или между мелкими линиями на бумаге. Вот

почему их тетрадки могут выглядеть по- другому и почему им нужно больше времени закончить

«Пойми меня…»(проблемы с речевым аппаратом)

Дайте каждому ученику большой зефир (или казинак, например) и попросите их положить его на

верхнюю часть языка, потом повернуться к своему соседу и сказать: «Привет, меня зовут _____ и

мое любимое мороженое _______» Проводя этот эксперимент, ученики обычно хихикают и

смеются над неуклюже звучащими словами. Затем cпросите учеников, было ли обидно пытаться

общаться с людьми, когда люди их не понимали.

Потом обсудите какие могут быть нарушения артикуляционного аппарата. Посоветуйте ученикам,

как они могут поощрять детей с ограниченными возможностями здоровья к общению, например:

Пожалуйста, говори помедленнее. Ты можешь мне показать, о чем ты говоришь? Повтори еще раз,

пожалуйста. Ты можешь написать, о чем ты пытаешься рассказать? Покажите ученикам любой

язык знаков, который они могут регулярно применять. Призывайте учеников соблюдать, не

прерывать, уважать время, которое необходимо их ровесникам на обдумывание и ответ. Спросите

их о чем- нибудь и подождите полных 10 секунд перед тем, как задать другой вопрос или дать

подсказку. Это даст им время на обработку информации и ответ.

«Наушники»(проблемы со слухом)

Попросите учеников надеть заглушающие наушники и отойти в дальний от вас угол комнаты.

Вас расслышать и сделать то, что Вы попросили. Покажите, чтобы они подходили к Вам ближе до

тех пор, пока не смогут Вас слышать. В большинстве случаев, им придется подойти прямо к Вам, и

даже тогда, они не всегда смогут слышать Вас. Объясните, что у многих детейс ограниченными

возможностями здоровья есть потеря слуха. Поэтому, всегда удостоверяйтесь, что Вы говорите с

таким человеком, у которого есть нарушение слуха, когда он находится близко к Вам и у Вас есть

зрительный контакт с ним, так как Вам это даст лучший шанс на коммуникацию.

«Чудо- художник»(проблемы со зрением)

Попросить одного из учеников завязать глаза и нарисовать мелом на доске дом- дерево и

человека. Можно попросить переписать левой рукой какое- нибудь предложение. Наверняка, это

получится смешной рисунок или текст. Затем объяснить детям, что многие люди с ограниченными

возможностями плохо видят или им трудно скоординировать свои движения.

Работа по группам составления эмблемы толерантности. «Мы вместе»

После игр ребятам предлагается послушать историю и посмотреть видеоролик омужчине,

живущем в Австралии.

«Ник Вуйчич родился4 декабря1982 года в городеБрисбене вАвстралии в

семьесербскихэмигрантов и обладал редкой генетической патологией–тетра- амелией: у

мальчика отсутствовали полноценные конечности–обе руки и обе ноги. Частично имелась

однастопа с двумя сросшимися пальцами, что позволило мальчику после хирургического

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА « Л юди так не делятся…» ГКОУ СКОШИ № 31 г. Москва, 6 А класс Руководители проекта: Воробьёва Элла Юрьевна Бабушкина Елена Николаевна

Цель проекта: П ривлечение внимание детей и взрослых к изучению проблемы толерантности Ф ормирование у детей и взрослых навыков толерантного отношения к людям-инвалидам, людям другой национальности, другой веры

Задачи проекта: 1.Проведение исследования среди детей и взрослых школы на предмет информированности о том, что такое толерантность и толерантен ли ты. 2. Подготовка информационных буклетов и социальных роликов «Люди так не делятся» для учащихся общеобразовательных школ. 3.Повышение информированности учащихся школ о безграничных возможностях детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. 4. Повышение социальной адаптации детей-инвалидов.

Актуальность Проекта: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.» (Б.Шоу) Только На первый взгляд от поступков и действий простого человека не зависит ход нашей жизни. Если каждый из нас хоть раз сделает шаг навстречу, жизнь пройдет не зря.

Толерантность tolerantia (латинский яз.)– терпеть, переносить; толерантность (русский яз.) – терпеть, переносить лишения. tolerant (французский яз.) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; tolerance (английский яз.) – готовность быть терпимым, снисходительным; k uan rong (китайский яз.) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; tasamul ’ (арабский яз.) – прощение, милосердие.

Генеральная ЮНЕСКО ноябрь 1995 год: «…. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.» (Декларация принципов толерантности)

интервью «Что такое толерантность?» 60% учащихся - впервые услышали это слово 20% взрослых (родители) – неправильно понимают значение этого слова

мы хотим, чтобы все знали, что……. толерантность – это сострадание, взаимопонимание, любовь и сопереживание

Предварительный просмотр:

Сопровождение презентации «Люди так не делятся»

(проект «Мир толерантности»)

1слайд

Тема нашего проекта «Люди так не делятся…» -

Руководители проекта: Воробьева Элла Юрьевна и Бабушкина Елена Николаевна. –

2 слайд

Чтение стихотворения – читают педагоги

3 слайд - выход ребят

Стоят вместе (высокий- низкий, толстый-худой, весёлый-грустный, в очках с палочкой, на коляске)

Мы хотим вам сказать, что все мы разные:

Мы говорим на разных языках

Мы по – разному смотрим на мир (в очках) и ощущаем его по разному (на коляске)

Мы по-разному чувствуем мир (в масках с эмоциями)

Но! Хотим вам сказать, что люди так не делятся!

Хотим вам сказать, что люди с ограниченными возможностями здоровья на самом деле - люди с БЕЗГРАНИЧНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Рассказать детям и взрослым о том, что важно уважать чужую точку зрения, разнообразие взглядов и мыслей людей.

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди…» (Б.Шоу)

Только на первый взгляд от поступков и действий простого человека не зависит ход нашей жизни.

Если каждый из нас хоть раз сделает шаг навстречу, жизнь пройдёт не зря.

Слайд

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это слово звучит во многих языках мира.

И нам это слово и всё, что с ним связано, стало интересным.

С 1995 года начинается история Международного дня Толерантности, который стал символом терпимости во всем мире. Провозглашение принципов толерантности состоялось в ноябре 1995 года на конференции ЮНЕСКО, и с тех пор каждый год 16 ноября во всём мире проходит международный день толерантности.

В ноябре наш класс принял участие в Международном конкурсе «Мир толерантности»

А недавно мы ездили на экскурсию в Центр толерантности, где узнали много важного и интересного.

С латинского яз.- терпение

С фр.яз.- терпимый

С исп.яз.- способность признавать мнение окружающих

С кит.яз.- быть великодушным

С англ.яз.- готовность быть снисходительным

С арабск.яз – умение прощать, сострадать

Это слово присутствует во многих языках мира.

- (взрослый) Ребята, а почему вам эта тема стала столь интересна?

1 р. – 16 ноября отмечается международный день толерантности и в этот день мы приняли участие в международном конкурсе «Мир толерантности»

2 р. – Недавно, мы ездили на экскурсию в Центр толерантности.

4 р. – Мы решили спросить у ребят и взрослых, а знают ли они, что такое толерантность?

Детям, родителям и учителям нашей школы мы задали несколько вопросов по теме «Толерантность»

И мы сделали вывод, что об этой важной теме надо рассказывать…

Слайд

Результаты интервью с ребятами и взрослыми

Слайд

Цветок толерантности

Мы рассказали вам об этом, и хотим рассказать другим детям и взрослым, что толерантность – это дружба, мир, любовь.

Одеваемся в любовь….. потеплее

За окошком с каждым днём холоднее,

И тогда простуда нам не подруга,

Отогреем мы сердцами друг друга.

Под пальто надеть неплохо бы нежность,

Вместе с шарфом повязать чувств безбрежность,

А перчатки утеплить добрым словом,

Чтоб к сердитости зимы быть готовым.

Одеваемся в любовь….это стильно,

Перед ней любая вьюга бессильна,

Она быть должна у всех в гардеробе,

Потому как на века будет в моде.

Мы рассказали вам о том, что такое толерантность. И хотим рассказать об этом другим детям и взрослым. Хотим, чтобы все знали, что толерантность – это сострадание, взаимопонимание, любовь и сопереживание.


Проблема, которую я сегодня озвучу, очень часто не видна здоровым людям, самостоятельно передвигающимся по крымским улицам. Это проблема инвалидов. Мы всегда очень много говорим о них, снимаем сюжеты и пишем статьи, преследуя достаточно корыстную и не совсем честную цель - во что бы то ни стало разжалобить зрителя и читателя. А вот похвастать реальными действиями и помощью инвалидам вряд ли можем.

Давайте посмотрим на наши города, поселки, села и основные инфраструктурные объекты в них - здесь все для здоровых людей. Мало у нас пандусов, кнопок вызова персонала, недостаточно специализированного транспорта, лифтов. Да что там говорить: все пропускные системы в органы власти, школы, детские сады, суды, милицию не оборудованы для передвижения людей с ограниченными возможностями, не говоря уже о кафе, ресторанах, местах досуга, пляжах….

Насколько это важно, могут знать только сами инвалиды, их родные и близкие. А давайте и мы, самостоятельно передвигающиеся, задумаемся о тех, кому это не дано. Они рядом с нами: оглянитесь, возможно, мы даже живем в одном подъезде, но не видим друг друга, потому что человек с ограниченными физическими возможностями - квартирный затворник и улицу видит лишь из окна.

Я помню нескончаемые круглые столы в Совете министров Крыма, где общественность проводила презентации своих рейдов, исследований, мониторингов, проектов на тему того, где и что на полуострове нужно благоустроить, чтобы особенным людям было проще жить. Но все это дальше разговоров не шло. Чиновники сетовали на нехватку средств, а если деньги и выделялись, то все делалось без учета истинных потребностей инвалидов. Так, согласно ответу исполнительного комитета Симферопольского горсовета на ремонт пешеходного перехода у магазина «Сельпо» выделено в 2012 году 57,159 тыс. грн, в 2013-м - 78,03 тыс. грн. А что мы видим на деле? Пандусные спуски возле «Сельпо» оборудованы так, что сами колясочники называют их «американскими горками». Были направлены обращения в Симферопольский горсовет с просьбой устранить недоделки и обустроить полноценные пандусные спуски в переходах на пл. Куйбышева и возле «Сельпо». Как вы понимаете, воз и ныне там.

На одном мероприятии, посвященном проблемам людей с ограниченными возможностями, я познакомилась с замечательной девушкой - она мама ребенка с ДЦП. И вот, что она мне рассказала.

«Меня зовут Александра Казакова, мне 25 лет. Я - мама особенного ребенка. Моя дочка Кирочка родилась почти 7 лет назад недоношенной, весом 960 г. Кирюшка сама не дышала, и с этого началась наша борьба за ее здоровье и полноценную жизнь. Она мужественно преодолевала все трудности, мотивируя меня на дальнейшую упорную борьбу. В год и четыре месяца нам был поставлен страшный диагноз - ДЦП. Осознание того, что болезнь неизлечима, пришло не сразу. Потом я впала в отчаяние, но все же попробовала бороться - люди с ДЦП прекрасно реабилитируются и все-таки могут стать полноправными членами общества. Я очень хочу, чтобы Кирюшка понимала, что она не такая, как все, но имела бы возможность быть, как все! Жить, как все! Именно это внутреннее убеждение стало для меня решающим - я должна помочь дочери и таким людям, как она. Может, именно у меня получится хоть немного изменить мнение окружающих об инвалидах и тем самым улучшить их жизнь. Я борюсь за их права!

Сейчас Кирюшке почти семь лет, мы не ездим на инвалидном кресле и, дай Бог, не будем, но передвигаемся по Симферополю на реабилитационной коляске. Трудности нас ждут буквально на каждом шагу. Я не могу представить, как человек с ограниченными возможностями может съездить, к примеру, на Центральный рынок за продуктами. Это просто нереально! Пройдитесь пешком с коляской и ребенком от Центрального рынка до пл. Куйбышева. Во-первых, это подземные переходы. Туда невозможно ни спуститься, ни подняться, нужно обходить несколько кварталов, чтобы найти «зебру». Дороги даже в таких оживленных местах, как Центральный рынок, практически не заасфальтированы. Колеса застревают в ямах. Только тут я толкаю коляску, а как инвалид самостоятельно выберется из западни? К примеру, чтобы попасть с ребенком от магазина «Сельпо» на противоположную сторону, ул. Карла Маркса, нам приходится идти на Пролетарскую, обходить целый квартал. И мы идем не по тротуарам - там припаркованы машины, а по трассе. Дальше по надземным переходам мы движемся в сторону пл. Куйбышева через Салгир. Возле здания МВД, не доходя до детского парка, есть светофор, там мы переходим дорогу и начинаем движение в обратную сторону. Идем к главпочтамту, там тоже есть надземный переход. Вся дорога занимает около часа! А знаете, почему? Потому что не установлены пандусы либо они просто не соответствуют ГОСТу - сделаны ради галочки. Даже в магазины, в административные здания трудно попасть - или двери узкие, или ступеньки. Теперь, думаю, всем понятно, почему инвалиды заперты в четырех стенах и практически обречены на одиночество.

Очень больно и страшно за жизнь моего ребенка, за жизнь этих людей! Только вместе мы сможем изменить мир к лучшему! Вы скажете, вас это не касается? Пусть это звучит грубо, но я тоже так думала, пока у меня не родился особенный ребенок. И лично я буду бороться до конца!»

Проблему инвалидов нужно решать в первую очередь, особенно если новое руководство республики намерено строить новый Крым, туристическую Мекку. Новый Крым должен стать комфортным и доступным для всех - и для жителей, и для гостей. И, главное, мы должны научиться понимать: инвалид - не инвалид… Люди так не делятся!

Екатерина Горелкина

«Люди так не делятся»

Классный час в З классе МБОУСОШ № 70 имени И.А. Леонова

Учитель: Смецкая Ольга Алексеевна,

учитель начальных классов

Цели: воспитывать толерантное отношение к людям с ОВЗ, демонстриро­вать возможности их включения в жизнь.

Задачи:

    уточнять значение слова «инвалид», знакомить с современной приня­той терминологией;

    демонстрировать условность понятия «ОВЗ»;

    приводить примеры преодоления ОВЗ: И.А. Леонов, Д. Гурцкая, М. Фелпс;

    предоставлять возможность рефлексировать чувства людей, отличаю­щихся от других, при отвергающем отношении к ним.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, гитара, жетоны, вазы - сосуды, презентация «Про-Шоу», разграничительная лента, видеокамера, раздаточный материал - текст песни «Ты здесь» Дианы Гурцкая, повязки на глаза, карточки для составления предложения, риторические вопросы для членов жюри, календари «Егорушка» с закладкой.

Предварительная подготовка: серия классных часов на тему «толерант­ность», тестирование «Толерантен ли ты», серия тренинговых занятий «Мы разные, но мы вместе», И.А. Леонов, биография - Ульяна, М. Фелпс, краткая биография - Андрей, «Егорушка» с.55

Ход занятия

    Организационный момент

    1. Приветствие. Настрой на активность и доброжелательность при выполнении упражнений. В нашем занятии будут игры с закры­тыми глазами, чтобы они состоялись, нужно будет честно дер­жать их закрытыми в течение игры. Кому нужны повязки, возьмите.

      Подведение к теме. Мне хотелось бы начать наше занятие с видеоролика, который каждый из вас видел. Длится он ровно 30 секунд. А вмещает в себя жизни 600 млн человек в мире, более 13 млн человек нашей страны, более 13 тысяч человек нашего города и более 13 человек нашей школы. И при этом касается каждого из нас. По­смотрите, пожалуйста, ролик, подумайте, какова тема нашего се­годняшнего занятия.

    Основная часть Актуализация проблемы .

    1. Кто попробует озвучить тему нашего занятия? О чем оно? Как назовем? Почему говорим на эту тему?

    1. Словарная работа.

Раз уж мы коснулись этого слова, я попрошу ученика, который работал со словарями, доложить о результатах его труда.

В современном обществе принято употреблять вместо слова «инвалид» определение «люди с ограниченными возможностя­ми здоровья», (аббревиация на доске, предложение «Инвалиды

Люди с ограниченными возможностями» на доске; разбор предложения по членам, завешивание второстепенных членов, анализ полученного предложения «Инвалиды - люди»). Как вы думаете, почему стало принято так говорить? От кого зависят ограничения наших возможностей?

2.3. Игра «Разные возможности»

Цель: дать почувствовать, что возможности каждого человека в чем-то ограничены, что у всех они разные.

Сейчас мы поиграем в игру «Разные возможности», а заодно подвигаемся. Нужно будет вставать в эту часть класса, если я го­ворю о ваших возможностях и в эту часть поля, если я говорю о том, что вне ваших возможностей. Ответы вы будете давать своим положением в том или ином поле, молча.

    ходить в школу

    учиться в школе на одни пятерки

    выполнять кувырок вперед

    заниматься каким-либо видом спорта

    выступать в соревнованиях по какому-либо виду спорта

    быть олимпийским чемпионом в каком-либо спорте

    посещать храм

    помогать другим участвовать в праздниках

Какие чувства у вас вызвало это упражнение? Что вас удивило? расстроило или порадовало? Были ли ситуации, когда все казались в одном поле? в другом? Как упражнение связано с темой нашего урока?

    1. Игра «Дыхание»

Цель: показать относительность понятия «ограниченные возможности»

Сейчас мы выполним упражнение «Дыхание». В этом упражне­нии по моему сигналу вы закроете глаза и задержите дыхание и в тот момент, когда уже не сможете терпеть и сделаете вдох, поднимите руку и откройте глаза.

Как разделиться на группы? нужно ли делиться на группы?

    1. Примеры преодоления ограниченных возможностей.

Майкл Фелпс

А сейчас вы увидите человека, который бы еще не поднял руку, - если бы играл с нами игру «Дыхание».

Есть Олимпийские игры, а есть Параолимпийские. Что это? Для чего они нужны?

В 2009 году в Международный Параолимпийский день, впервые проводимый в Москве, Оргкомитет Олимпиады «Сочи-2014» присвоил статус Посла «Сочи 2014», как человеку, популяризую­щему идеи Олимпийского и Параолимпийского движения в Рос­сии и мире Диане Гурцкая

Диана Гурцкая

Еще один пример расширения возможностей, уже из нашей страны. Посмотрите на экран, послушайте фрагмент песни, био­графию

Незрячая от рождения, Диана стала младшим, четвёртым ребенком в многодетной семье, у неё два брата и сестра. Старший брат Роберт - сейчас её продюсер. Окончила школу-интернат для не­зрячих и слабовидящих детей в Тбилиси. Одновременно убедила преподавателей музыкальной школы, что сможет учиться игре на фортепиано. В 10-летнем возрасте дебютировала выступлением в Тбилисской филармонии. Окончила эстрадное отделение мос­ковского Музыкального училища имени Гнесиных. Студентка Российской академии театрального искусства (ГИТИС). Диана представляла Грузию на международном конкурсе «Евровиде­ние 2008». Стала первой незрячей певицей из Восточной Европы, принявшей участие в Евровидении. Диана - одна.из создателей и председатель Фонда помощи незрячим и слабовидящим детям «По зову сердца», руководит которым муж певицы известный юрист Пётр Александрович Кучеренко. По инициативе Дианы Гурцкая в Москве Фондом проведён I Международный фести­валь «Белая трость: толерантность, равноправие, интеграция», участниками которого стали незрячие и слабовидящие юные ар­тисты из разных стран. Диана Гурцкая член Общественного Сове­та при Председателе Совета Федерации России, экспертного со­вета Фонда социального страхования РФ.

Награждена президентом Орденом Дружбы за «активную обще­ственную и благотворительную деятельность». Кавалер Ордена Чести Грузии. Заслуженная артистка Российской Федерации. Посмотрите: пред вами текст одной из первых песен Дианы. Прочитайте про себя, какие слова считаете главными? Очитайте выразительно. Какая будет музыка?

Самыми частыми словами в песнях Дианы являются «чувствую», «надежда». Почему?

Рефлексия опыта ограничения возможностей Упражнение «Ты здесь»

Цель: показать трудность жизни человека с ограниченными воз­можностями.

Упражнение очень простое. Вы будете свободно и спокойно двигаться по комнате. По команде (это будет звучащая под гитару песня) нужно быстро, не произнося ни звука и не толкаясь по­строиться в ровный круг, взяться за руки, поднять их вверх и дослушать фрагмент песни до конца.

А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Кто сомневается, что не сможет работать с закрытыми глазами, возьмите повязки.

Отснять на видеокамеру. Продемонстрировать, как это выглядело.

Какие чувства вызвало упражнение? Что испытали? Кто часто испытывает такие чувства в жизни? (акцент: слабость, беспомощность)

    1. Трансляция опыта ближайшего окружения

Скажите, пожалуйста, в нашей школе какой самый известный человек с ОВЗ?

Что помните из его биографии?

Подытожим.

Слабый, беспомощный - подходят эти слова к Ивану Антоновичу? Почему?

Многие люди с ОВЗ стали известными, знаменитыми: слепой поэт Эдуард Асадов, слепой и оглохший композитор Людвиг ван Бетховен, слепой философ и писатель Борхес, Демокрит, Мильтон, Прескотт, Джеймс Джойс, Салинас - все эти фамилии пред­стоит узнать вам в будущем, Стиви Уандер - известный слепой музыкант, под чью музыку я сейчас говорю. Но большинство лю­дей с ограниченными возможностями, да и вообще людей, не являются известными

Стиви Уандер был третьим из шести детей в семье. Когда Стиви было четыре года. Он родился недоношенным и ослеп из-за то­го, что в бокс было подано большое количество кислорода, что повлияло на то, что его «недоношенное» зрение так и не разви­лось

Глупо обижаться на судьбу, глупо ныть, а еще глупее - жалеть се­бя. Просто забудь о том, что твои глаза не видят, и живи как все - только намного лучше, намного интереснее.

Лула Мэй Джадкинс, мать Стиви Уандера Резерв

Мать старалась держать его дома, боясь, что слепой ребёнок не сможет постоять за себя на улицах города. Она понемногу учила его читать. Причём, по одним данным, делала она это по обыч­ному букварю (благодаря уникальной природной чувствительности пальцев Стиви, который стал различать на ощупь мельчайшие крупицы типографской краски); по другим всё же с помо­щью шрифта Брайля. Чтобы сыну не было скучно, она стала при­носить ему музыкальные инструменты: гармонику, барабаны. В это же время Стиви пел в церковном хоре. Своим первым инструментом он называет пианино. Одним из его кумиров детства был Рэй Чарльз, также лишённый зрения. По словам Стиви, для него, как и для всех незрячих, были очень важны тактильные ощущения, и то, что они сочетаются со звуками, вызывало огромный интерес.

Слепота не означает отсутствие видения. Блаженная Матрона Московская говорила: «Мне Господь все открывает».

    Подведение итогов

    1. Преломление через личный опыт.

Я буду вспоминать разные ситуации из жизни школы, класса. Ваша задача - узнать ученика на фото, вспомнить в каком мероприятии он участвует. Всегда ли побеждают те, кто принимает участие в разных видах деятельности?

Победа показывает, что человек может, а поражение - чего он стоит.

А вопросы к гостям написаны на бумажке.

Кто из этих людей имеет статус человека с ОВЗ? Кто имеет огра­ниченные возможности в рамках класса? школы? поселка?

    1. Нужно ли делить этот коллаж на группы? Завершение коллажа 2 на бумаге.

Затронул ли тебя урок?

Считаешь ли ты эту тему важной для себя?

    1. Притча. «Пророк и длинные ложки» (восточная притча)

«Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его вол­новал вопрос об аде и рае, ведь в соответствии с этим он хотел пройти свой жизненный путь. «Где ад и где рай?» С этими сло­вами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел его через темные переулки в ка­кой-то дворец. Через железный портал вошли они в большой зал. Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом, который на Востоке называют «аш». По всему помещению распро­странялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с ху­дыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые были у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей ча­сти, в которую поместилось бы столько еды, что могло насытить человека, они были из железа и поэтому раскаленными от горячего супа. С жадностью голодные пытались ложками зачерпнуть себе еды. Но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но так как они были очень длинные, то даже самому сильному было не донести ложку до рта.

Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей. С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: «Это ад».

Они вышли из зала, и адский крик стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и те, которые Илья и его спутник видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое других, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил сле­дующий. Илья-пророк сказал спутнику: «Это рай!»

Эта история, хотя она и передается более тысячи лет из уст в уста, взята из жизни.

    1. Домашнее задание : «Егорушка», с.78, 134, узнать примеры пре­одоления ограниченных возможностей, кто сопровождал этих людей на пути преодоления.

Цель:

  • формирование толерантности к детям и взрослым, имеющих ограниченные возможности здоровья,
  • формирование способности к проявлению искренней заботы и дружбы.

Оборудование: интерактивная доска (или компьютер) для показа видеороликов, прихватка-варежка кулинарная, зефир, наушники с плеером, маркер, повязка на глаза или шарф, школьная доска, мел.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организационный момент

Вступительное слово:

– Все люди разные! Разных национальностей, разного вероисповедания. У кого-то светлые волосы, у кого-то – темные. У кого-то голубые глаза, а у кого-то – зеленые. Кто-то очень хорошо решает сложные задачи по алгебре, а кто-то красиво рисует.
У кого-то есть две руки и он может творить ими чудеса, про такого говорят «мастер на все руки». Но к сожалению, бывает так, что у кого-то всего одна рука или их две, но одна рука почти не может двигаться.
У кого-то есть тонкий музыкальный слух, а кто-то совсем не может слышать. Это говорит о том, что все мы разные и у нас у всех разные возможности. И как сказал известный ученый А. Энштейн: «Все мы гении. Но если судить рыбу по её способности лазить по деревьям, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой».

II. Основная часть

И сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы. Только постарайтесь отвечать честно. Подписывать анкету не нужно. (Приложение 1 )

После того, как ребята закончили отвечать на вопросы учитель предлагает посмотреть видеоролики о детях и взрослых с ограниченными возможностями.

Просмотр социальных роликов «Люди так не делятся» (Приложение 2 , Приложение 3 , Приложение 4 , Приложение 5 , Приложение 6 )

После просмотра видеороликов педагог предлагает поиграть в следующие игры:

«Прихватки-варежки» (трудности мелкой/крупной моторики)

Попросите учеников надеть прихватки на обе руки. Дайте им маркер (ручку),с которого нужно снять колпачок без помощи. Затем попросите их взять маркер в руку, которой они не пишут, и написать свое имя на доске (листочке). Можно попросить перелистать страницы учебника. Дети обычно мешкаются и неловко пытаются снять колпачок и потом пишут свои имена крупно и неаккуратно на доске (листочке). Объясните им, что люди с ограниченными возможностями могут иметь проблемы с навыками мелкой моторики, которые причиняют трудности с открытием колпачка и написанием в маленьком пространстве или между мелкими линиями на бумаге. Вот почему их тетрадки могут выглядеть по-другому и почему им нужно больше времени закончить работу.

«Карточки Бройля» – (приспособление, помощь)

Карточки Бройля раздаются детям, и просим их «прочитать» карточки. Они, конечно, не могут это сделать, только если мы не поможем и не покажем, что значат точки и знаки на карточках. И тогда мы говорим о том, как трудно может быть для детей с ограниченными возможностями читать слова на бумаге, поэтому им, может быть, нужна дополнительная помощь с чтением. Ученики могут иметь адаптированную помощь и занятия со специалистами.

«Пойми меня…»

Дайте каждому ученику большой зефир (или казинак, например) и попросите их положить его на верхнюю часть языка, потом повернуться к своему соседу и сказать: «Привет, меня зовут _____ и мое любимое мороженое _______» Проводя этот эксперимент, ученики обычно хихикают и смеются над неуклюже звучащими словами. Затем cпросите учеников, было ли обидно пытаться общаться с людьми, когда люди их не понимали.
Потом обсудите какие могут быть нарушения артикуляционного аппарата. Посоветуйте ученикам, как они могут поощрять детей с ограниченными возможностями здоровья к общению, например:
Пожалуйста, говори помедленнее. Ты можешь мне показать, о чем ты говоришь? Повтори еще раз, пожалуйста. Ты можешь написать, о чем ты пытаешься рассказать? Покажите ученикам любой язык знаков, который они могут регулярно применять. Призывайте учеников соблюдать, не прерывать, уважать время, которое необходимо их ровесникам на обдумывание и ответ. Спросите их о чем-нибудь и подождите полных 10 секунд перед тем, как задать другой вопрос или дать подсказку. Это даст им время на обработку информации и ответ.

«Наушники»

Попросите учеников надеть заглушающие наушники и отойти в дальний от вас угол комнаты. Затем, тихим голосом попросите их что-нибудь сделать (например, три шага). Ученики не смогут Вас расслышать и сделать то, что Вы попросили. Покажите, чтобы они подходили к Вам ближе до тех пор, пока не смогут Вас слышать. В большинстве случаев, им придется подойти прямо к Вам, и даже тогда, они не всегда смогут слышать Вас. Объясните, что у многих детей с ограниченными возможностями здоровья есть потеря слуха. Поэтому, всегда удостоверяйтесь, что Вы говорите с таким человеком, у которого есть нарушение слуха, когда он находится близко к Вам и у Вас есть зрительный контакт с ним, так как Вам это даст лучший шанс на коммуникацию.

«Чудо-художник»

Попросить одного из учеников завязать глаза и нарисовать мелом на доске дом-дерево и человека. Можно попросить переписать левой рукой какое-нибудь предложение. Наверняка, это получится смешной рисунок или текст. Затем объяснить детям, что многие люди с ограниченными возможностями плохо видят или им трудно скоординировать свои движения.

После игр ребятам предлагается послушать историю и посмотреть видеоролик о мужчине, живущем в Австралии. (Приложение 7 )

«Ник Вуйчич родился 4 декабря 1982 года в городе Брисбене в Австралии в семье сербских эмигрантов и обладал редкой генетической патологией – тетра-амелией: у мальчика отсутствовали полноценные конечности – обе руки и обе ноги. Частично имелась одна стопа с двумя сросшимися пальцами, что позволило мальчику после хирургического разделения пальцев научиться ходить, плавать, кататься на скейте , серфинговой доске , играть на компьютере и писать.
Несмотря на физические недостатки, мальчик родился здоровым и, как только закон австралийского штата Виктория об инвалидах изменился, родители настояли на том, чтобы их сын стал посещать обычную школу.
В возрасте 10 лет после травли со стороны одноклассников он попытался покончить с собой. Его остановила мысль о том, сколько боли он может причинить своим родным.
С 1999 года начал выступать перед своей церковной группой и вскоре открыл некоммерческую организацию «Жизнь без конечностей» (англ. LifewithoutLimbs ), став проповедником.
В 2005 году Ник Вуйчич был номинирован на премию «Молодой австралиец года».
В 2009 году он снимается в фильме «Цирк бабочек » («The Butterfly Circus»), рассказывающем о человеке без конечностей Уилле и о его судьбе.
Он объездил более 45 стран, выступая в школах, университетах и других организациях. Участвует в телешоу и пишет книги. Его первая книга «Жизнь без ограничений» (Life Without Limits: Inspiration for a Ridiculously Good Life) вышла в 2010 году, в 2012 году была переведена на русский.
В настоящее время проживает в Калифорнии , США .
12 февраля 2012 года он женился, а 14 февраля 2013 года у него родился сын – Кейси Джеймс Вуйчич».

После просмотра педагог снова продолжает беседу:

– Ребята и в нашем городе есть дети и взрослые с ограниченными возможностями. Мамы таких детей стараются избегать людных мест. Гулять с малышами рано утром или вечером, потому что часто слышат оскорбительные слова, а также удивленные и брезгливые взгляды прохожих.

III Подведение итогов

– Я очень надеюсь, что после нашего урока, вы не останетесь равнодушными к проблемам таких людей, не будете смотреть на них с жалостью и насмешкой. И если кому-то понадобиться ваша помощь, вы не отвернетесь, а обязательно ему поможете, будь то маленький ребенок или взрослый человек. Ведь люди так не делятся!!!