Эпиграф произведения Лескова «Старый гений
Анализ рассказа Н. Лескова «Старый гений»
В основе сюжета рассказа Николая Лескова «Старый гений» лежит ситуация, типичная, к сожалению, как для России 19-го века, так и для России сегодняшней. Богатый франт обманул старушку, не заплатив ей долг, и теперь у нее отбирают дом. Должностные лица не защищают старушку, уж слишком большие связи у должника. Хотя старушка и права по закону, «непреодолимое препятствие» возникает там, где нужно просто найти должника и вручить ему судебную бумагу.
Композиция произведения Н. Лескова «Старый гений» построена на рассказах ее самой наблюдателю. Художественными приемами являются ирония и сарказм, иногда создается эффект трагикомедии. Автор выступает в произведении рассказчиком, создав свой образ человека, который сочувствует старушке, дает ей немного денег, но тоже не верит, что она добьется правды.
Когда старушка уже совсем в отчаянии, появляется некий Иван Иваныч, который за немалый процент берется решить дело явно не очень законным способом. Что ему с успехом удается.
Идея рассказа Н. Лескова «Старый гений» - беззащитность слабого человека перед власть имущими людьми в бюрократическом государстве. Также идеей рассказа является мысль Лескова о том, что если Закон не защищает граждан, Закон нарушается. Гражданам приходится действовать самим, и на этом имеют свою долю хитрецы типа «старого гения».
Темы рассказа Н. Лескова «Старый гений» - тема бюрократии, тема «маленького человека», тема христианского человеколюбия и совести, а также отсутствия таковых у власть имущих лиц.
Образы рассказа Н. Лескова «Старый гений»:
В первую очередь интересен образ старушки. Это верующая женщина, она никому не желает зла, даже своему должнику. Она простодушна и непосредственна. Старушка не понимает, законов, по которым живут богатые франты и чиновники: «Как же ему нельзя вручить повестку, если его состояние намного больше, чем он нам должен?» - недоумевает она.
Образ «старого гения»: это «темная личность». О его гениальности можно говорить лишь с долей иронии. Это хитрый и опытный человек, бывший чиновник. Он просто додумался, на чем можно ловить мошенников, на которых ни Закон, ни совесть повлиять не могут.
Обидчика старушки он «прижал к стене» публичным скандалом на вокзале и приводом в полицию, помешавшим должнику уехать за границу с любовницей. Образ Ивана Иваныча в рассказе положителен, ведь только этому пройдохе удалось спасти старушку и ее семью от голода и холода.
Автор создает иронический ореол загадочности над «таинственным планом гения мысли» Ивана Иваныча. А план оказывается прост: любым способом затащить должника в полицию, поставить его в неловкое положение, чтобы полиция «заодно» вручила повестку.
Образ франта подается понемногу в мелочах. Он законченный эгоист, которого не трогают ни слезы, ни мольбы. Деньги и связи не оставили в нем ничего от морали, он намерен только развлекаться и жить за счет других. На франта можно повлиять, лишь помешав его планам публично. Такова и его богатая любовница, сбежавшая уже в начале драки на вокзале.
Об образе рассказчика было сказано выше. Образ «сербского сражателя», хулигана и выпивохи, тоже оказывается в рассказе положительным. Ведь он «исполнитель плана» спасения старушки. У этого солдата свои понятия о справедливости. Едучи в очередной раз устраивать драку, он уверяет старушку, что все будет «честно и благородно».
Также в рассказе есть сборный образ чиновников без имен. В Лесков очень остро и иронично показал типичные недостатки этого класса. Это бесполезность и нежелание применять имеющуюся власть либо лень и трусость ее применить, а также пустословие.
Николай Семенович Лесков Рассказ
«Старый гений»
Урок литературы в 8-ом классе
Учитель русского языка и литературы
Русова Ольга Викторовна
Цель урока
- выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе и их взаимосвязь с современностью
Задачи:
- Продолжить знакомство с творчеством Н.С. Лескова.
- Формировать ценностные ориентации учащихся.
- Воспитание правильного отношения к порокам общества;
- Привитие интереса к изучению нравственных ценностей;
- Совершенствование навыков пересказа, анализа текста
Николай Семенович Лесков (1831 – 1895)
Жизнь, пройденная без служения широким интересам и задачам общества, не имеет оправдания.
Н.С. Лесков
Факты биографии
Родился Лесков 4 (16) февраля 1831года в с. Горохово Орловской губернии.
Детские годы прошли в Орле и в маленьких имениях матери и отца в Орловской губернии. Воспитывался в основном в сельце Горохово в доме Страховых, богатых родственников по матери, куда был отдан родителями из-за недостатка собственных средств для домашнего образования.
После 1839 года, когда отец покинул службу, его семья - супруга, трое сыновей и две дочери - переехала в село Панино неподалёку от города Кромы. В августе 1841 года в десятилетнем возрасте Н. С. Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии.
В 1841–1846 учился в гимназии в Орле.
Братья Лесковы . Слева направо: Василий, Михаил, Николай, Алексей
Отец – Семен Дмитриевич (1789–1848) – происходил из духовного сословия, но пошел по гражданской части и дослужился до потомственного дворянства. Отец, был человек незаурядный, с широкими культурными интересами, любитель книг. Вспоминая о нем, Лесков писал: «У меня был отец большой замечательный умник и дремучий семинарист, в которого, однако, влюбилась моя мать, чистокровная аристократка».1
Мать – Марья Петровна, в девичестве Алферьева (1813–1886) – была дворянкой. Мать писателя, как и бабушка, придерживалась крепких религиозных традици й.
Марья Петровна Лескова, мать писателя. Фотография 1873 г., Киев .
Николай Лесков.
1860 год
Бросил гимназию, не доучившись, устроился мелким служащим в Орловскую палату уголовного суда. Служба (1847–1849) стала первым опытом знакомства не только с бюрократической системой, но и с неприглядными сторонами действительности В эти же годы пристрастился к словесности, хотя и не помышляя еще о писательстве.
Через два года перевелся в Киевскую казенную палату. Киев окрестил его счастьем, потому что живя у дяди Алфарьева - профессора медицины Киевского университета, он попал в среду молодых ученых. Стал много читать, ходил на лекции в университет. Овладел украинским и польским языками. Тут женился (1853 г.) на О. Смирновой. Брак был неудачным. В 1857 оставил казенную службу и поступил агентом в частную коммерческую фирму «Шкотт и Вилькинс», глава которой – англичанин А.Я. Шкотт (ок.1800–1860/1861) – был мужем тетки Лескова. Три года (1857–1860) провел в разъездах по делам фирмы, «с возка и с барки» повидал «всю Русь».
Н.С. Лесков. Фотография.
Наталья Петровна Константиновна, тетка
С 1860 начал печатать небольшие заметки в петербургских и киевских периодических изданиях. В январе 1861 переезжает в С.-Петербург. В поисках заработка сотрудничает во многих столичных газетах и журналах в «Отечественных записках», в «Русской речи» и «Северной пчеле». Его статьи и заметки посвящены в основном злободневным вопросам, посвященным быту провинциальной России; наиболее известные из них – «Леди Макбет Мценского уезда», «Житие одной бабы», «Воительница». Многие его произведения печатаются под псевдонимом М. Стебницкий.
С началом 70-х гг. наступает вторая половина деятельности Лескова, почти свободная от злобы дня. Крупный успех романа «Соборяне» позволил и читателям и самому автору определить главный его талант и призвание – видеть и показывать яркую колоритность самых серых, на первый взгляд, положений и слоев русского быта. Один за другим появляются превосходные повести и рассказы: «Запечатленный ангел», Очарованный странник», «Несмертельный Голован», составившие в «Собрании сочинений» Лескова особый том под общим заглавием «Праведники».
В 1881 г. читателям представлен знаменитый «Левша».
Прижизненные издания произведений Лескова
Скончался Николай Семенович Лесков 21 февраля (5 марта) 1895 г. в Петербурге от приступа астмы.
Похоронен на Волковом кладбище
Тридцать пять лет служил он литературе, стремясь всем сердцем искать лишь «правды и истины», давая всякой картине «освещение подлежащее и толк по разуму и совести». Лесков подошел к изображению жизни народа с такой стороны, с какой никогда не подходил ни один из русских писателей. В его творениях запечатлена вся глубинная Русь со своими праведниками, мастерами, «очарованными странниками» и «воительницами», которую он изобразил ярко, широко и светло, как она представлялась ему самому – большому, неповторимому художнику
Портрет Николая Лескова работы Валентина Серова, 1894
Памятник Н.С. Лескову
В старой части Орла в 1981 году открыт памятник писателю.
В центре - четырехметровая фигура писателя, отлитая в бронзе, - установлена на постаменте из полированного гранита. А вокруг, поднятые на высоту человеческого роста, оживают герои лесковских произведений .
У Лескова Россия – страна праведников, странников, умелых и талантливых людей, которые необразованны и непросвещенны. Он скорбит о том, что природный талант русского человека не сопряжен с образованностью.
« Литература – тяжелое поприще, требующее великого духа поприще. Я всю жизнь бился за место в ней и только под старость вижу признание обществом за мною некоторых прав» Н.С.Лесков
Герои Лескова
Рассказ «Старый гений»
Гений лет не имеет.
Он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы.
Ларошфуко
ВОПРОСЫ УРОКА
- Какие проблемы человека и общества
затрагиваются в рассказе?
- Можно ли их считать мелочами жизни?
- Только ли со временем Лескова может
быть связан случай, о котором рассказал
автор?
Темы рассказа Н. Лескова «Старый гений» - тема бюрократии, тема «маленького человека», тема христианского человеколюбия и совести, а также отсутствия таковых у власть имущих лиц. Идея рассказа Н. Лескова «Старый гений» - беззащитность слабого человека перед власть имущими людьми в бюрократическом государстве. Также идеей рассказа является мысль Лескова о том, что если Закон не защищает граждан, Закон нарушается. Гражданам приходится действовать самим, и на этом имеют свою долю хитрецы типа «старого гения».
Словарь
Пассаж - странный и неожиданный случай (устар.).
Вопиющий – вызывающий крайнее возмущение, совершенно недопустимый .
Франт – человек, любящий наряжаться, щёголь.
Парадокс
- Мнение, противоречащее здравому смыслу
- Странное, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание.
- Явление, кажущееся невероятным и неожиданным
Значение слова «гений»
- Высшая творческая способность.
- Человек, обладающий такой способностью.
- В древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, олицетворение добра.
(С.И. Ожегов)
Ключевые слова
маленькая старушка-помещица
неприятность
идти жаловаться
великосветский франт
денежные затруднения
рождество
старая приязнь
надо смазать
игра в кошку и мышку
тёмная личность
зверь травленый
гениальные мысли
страшная перспектива, могущественное родство
всё будет честно и благородно
тревожно осматривается
праздник стал светел и весел
- Какие чувства вызвало у вас прочитанное произведение?
- Какое историческое время переживают персонажи рассказа?
Глава 1.
- Почему старушка решила выручить из беды одного великосветского франта ?
2. Какие черты выделяет в ней автор?
Глава 2.
- Почему хлопоты старушки были безуспешны?
- Почему нельзя было приструнить должника?
- О чем это говорит?
Глава 3.
- Почему старушка не могла «мазать»?
2. Какой случай помог ей в решении трудной проблемы?
Глава 4.
- Почему старушка поверила Ивану Ивановичу?
- Почему рассказчик поверил старушке и помог ей деньгами?
Глава 5.
- Каким образом старушка вернула свои деньги с процентами?
- Считаете ли вы праведником «сербского сражателя»?
3. Что заставило господина вернуть деньги с процентами?
Такими ли
вы представляли себе героев рассказа?
Иллюстрация И. Пчелко
Подведение итогов.
- Почему рассказ назван «Старый гений»?
2. В чем смысл эпиграфа к рассказу?
3. Какие проблемы общества затрагиваются в произведении?
Сделаем выводы
Неблагодарность – один из худших человеческих пороков
Из-за бездействия и равнодушия властей страдают от несправедливости простые люди
Отрадно, что им на помощь приходят такие же простые, но честные, порядочные и находчивые люди, как «гений Иван Иванович»
Нужно стремиться к тому, чтобы всем людям было хорошо
Алгоритм написания синквейна
Кто? Что?
1 существительное
Какой?
Что делает?
2 прилагательных.
3 глагола.
Что автор думает о теме?
Фраза.
Кто? Что?
(Новое звучание темы)
1 существительное
Синквейн
Лесков
Яркий, самобытный
Размышляет, убеждает, удивляет
Отражает драму души простого талантливого человека
Волшебник слова
Синквейн Русский человек
Простосердечный, умелый Творит, переживает, сочувствует Умом Россию не понять, в Россию можно только верить Талант
Домашнее задание:
- подготовить рассуждение на тему:«Кто виноват в страданиях героини»?
- писать из текста крылатые выражения, поговорки.
- Письмо должнику (старушке) Государь мой премилостивый! Я прошу Вас, не удивляйтесь! Вам пишет ученик 8 Д класса.... Я внимательно прочитал(а) рассказ Н.С.Лескова «Старый гений» и решил(а) написать Вам письмо.
Я………………………………………………………….
Источник шаблона для презентации:
Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21
г. Иваново
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
В основе сюжета рассказа Николая Лескова «Старый гений» лежит ситуация, типичная, к сожалению, как для России 19-го века, так и для России сегодняшней. Богатый франт обманул старушку, не заплатив ей долг, и теперь у нее отбирают дом. Должностные лица не защищают старушку, уж слишком большие связи у должника. Хотя старушка и права по закону, «непреодолимое препятствие» возникает там, где нужно просто найти должника и вручить ему судебную бумагу.
Композиция произведения Н. Лескова «Старый гений» построена на рассказах ее самой наблюдателю. Художественными приемами являются ирония и сарказм, иногда создается эффект трагикомедии. Автор выступает в произведении рассказчиком, создав свой образ человека, который сочувствует старушке, дает ей немного денег, но тоже не верит, что она добьется правды.
Когда старушка уже совсем в отчаянии, появляется некий Иван Иваныч, который за немалый процент берется решить дело явно не очень законным способом. Что ему с успехом удается.
Идея рассказа Н. Лескова «Старый гений» — беззащитность слабого человека перед власть имущими людьми в бюрократическом государстве. Также идеей рассказа является мысль Лескова о том, что если Закон не защищает граждан, Закон нарушается. Гражданам приходится действовать самим, и на этом имеют свою долю хитрецы типа «старого гения».
Темы рассказа Н. Лескова «Старый гений» — тема бюрократии, тема «маленького человека», тема христианского человеколюбия и совести, а также отсутствия таковых у власть имущих лиц.
В первую очередь интересен образ старушки. Это верующая женщина, она никому не желает зла, даже своему должнику. Она простодушна и непосредственна. Старушка не понимает, законов, по которым живут богатые франты и чиновники: «Как же ему нельзя вручить повестку, если его состояние намного больше, чем он нам должен?» — недоумевает она.
Образ «старого гения «: это «темная личность». О его гениальности можно говорить лишь с долей иронии. Это хитрый и опытный человек, бывший чиновник. Он просто додумался, на чем можно ловить мошенников, на которых ни Закон, ни совесть повлиять не могут.
Обидчика старушки он «прижал к стене» публичным скандалом на вокзале и приводом в полицию, помешавшим должнику уехать за границу с любовницей. Образ Ивана Иваныча в рассказе положителен, ведь только этому пройдохе удалось спасти старушку и ее семью от голода и холода.
Автор создает иронический ореол загадочности над «таинственным планом гения мысли» Ивана Иваныча. А план оказывается прост: любым способом затащить должника в полицию, поставить его в неловкое положение, чтобы полиция «заодно» вручила повестку.
Образ франта подается понемногу в мелочах. Он законченный эгоист, которого не трогают ни слезы, ни мольбы. Деньги и связи не оставили в нем ничего от морали, он намерен только развлекаться и жить за счет других. На франта можно повлиять, лишь помешав его планам публично. Такова и его богатая любовница, сбежавшая уже в начале драки на вокзале.
Об образе рассказчика было сказано выше. Образ «сербского сражателя», хулигана и выпивохи, тоже оказывается в рассказе положительным. Ведь он «исполнитель плана» спасения старушки. У этого солдата свои понятия о справедливости. Едучи в очередной раз устраивать драку, он уверяет старушку, что все будет «честно и благородно».
Также в рассказе есть сборный образ чиновников без имен. В Лесков очень остро и иронично показал типичные недостатки этого класса. Это бесполезность и нежелание применять имеющуюся власть либо лень и трусость ее применить, а также пустословие.
Н. С. Лесков «Старый гений».
Работа с текстом.
- Когда происходит действие рассказа ? (во 2-й половине 19 в.)
Глава 1-я. - Итак, с какой целью приехала маленькая старушка в Петербург? (у неё было “вопиющее дело”).
- Как вы понимаете значение слова “вопиющее ”? вызывающий недоумение, негодование, ,
- В чём же заключалось это “вопиющее дело”? (по своей сердечной доброте и простоте выручила великосветского франта, заняв ему пятнадцать тысяч).
Почему старушка решила выручить из беды “одного великосветского франта”? («чисто из одного участия, выручила из беды», «во имя старой приязни» к его матери))
- Какие черты характера выделяет в ней автор? («добрая старушка»
Бедная старушка вместе со своей увечной дочерью и внучкой вызывает жалость у читателя. Только помочь ей не представляется возможным. Обидчик, великосветский франт, обманом занял у бедняги огромную сумму денег. В результате и она сама, и ее семья могут лишиться единственного своего богатства - домика, в котором проживают.
- Разделите тетрадь на две колонки. В первую колонку запишите черты характера, действия старушки, во вторую – франта.
- Что решила предпринять старушка, чтобы избежать беды?
Глава 2.
- Почему хлопоты старушки были безуспешны?
- Почему нельзя приструнить должника? (« Было у него какое-то могущественное родство или свойство, что нельзя было его приструнить, как всякого иного грешника »)
- О чём это говорит?
- Как думаете, случалось ли такое раньше? Какие слова свидетельствуют об этом факте? (“ не вы первая, не вы и последняя”).
- Как старушка относится к должнику, к людям вообще? (чтобы и мне и всем другим хорошо было).
- Как она отзывается о франте? (он замотался, но человек хороший).
Глава 3 - Как вы поняли выражение “ надо смазать ” - с. 19?
- Что вышло из затеи старушки “ смазать ”?
- Какой смысл вложен во фразу “ В России невозможности нет ” (19 стр.)? (Фраза наводит на мысль о своеобразии загадочной русской души. Действительно, в России есть место всему – злодейству – посредством которого будет обижен беззащитный и несчастный, и одновременно – благородному делу, которое исправит положение бедняги)
- Мы впервые встречаемся со словом “гениальный”, из чьих уст звучит это слово? (Ивана Иваныча, “тёмной личности” стр. 20).
- Что он называет гениальным? (мысли в своём лбу).
- Прокомментируйте слова Ивана Иваныча: “ Нынешние ведь много тысяч берут, а мы сотни”?
- Почему старушка поверила Ивану Иванычу? (предчувствие стр. 21).
Глава 4. - Верил ли рассказчик, что старушке удастся вернуть свои деньги? (сомневался)
- Почему он помог ей деньгами? (пожалел стр. 22).
- Что было необходимо сделать, чтобы вернуть деньги? (вручить “какую-то” бумажку, которая могла спасти её дело)
- Чего стал с любопытством дожидаться рассказчик? («На какое ещё штукарство изловчаются плутовать в Петербурге» - с. 22).
- Как понимаете слова “штукарство”, “плутовать”?
- Как стилистически окрашены эти слова?
- Что значит “пассажный”? “пассажный гений”? От какого слова образовано? Что означает “пассаж”? странный и неожиданный случай (устар.).
Глава 5.
- Кто такой “ Сербский сражатель ”? (исполнитель плана, участник войн Сербии и Турции).
- Как он выглядел? (весь оборванный, а в зубах пипочка из газетной бумаги 23 стр.).
- Как он добился вручения бумажки должнику?
- Считаете ли вы гением человека, “ уладившего столь трудное дело ”?
- Как вы думаете, почему он решил помочь старушке?
- Приводит ли Лесков какие-либо подробности из его жизни?
- Чего добивается Лесков, называя его Иваном Ивановичем? В повести “Старый гений” Лесков показывает, как изобретательность одного человека помогла бедной беззащитной старушке. И в этом произведении русский национальный характер показан во всей своей красе. Ведь герой-чиновник, который смог придумать по-настоящему гениальный план, - это типичный русский человек. В повести его имя кажется слишком уж обыкновенным - Иван Иванович, и это является еще одним доказательством
- Что же это за человек? (обыкновенный, просто хороший и порядочный человек, пожалевший несчастную старуху, восстанавливает справедливость и возвращает и утраченную, было, веру в обязательное торжество добра, и неотвратимость возмездия за зло).
- Действительно. Бедный чиновник, который решился помочь старушке, показан в произведении очень скупо. Лесков практически ничего о нём не говорит. Не приводит каких-либо подробностей из его жизни, но, тем не менее, образ кажется вполне узнаваемым.
- Иронизирует ли автор, называя его гением?
Лескову не жаль для “пассажного гения” столь высокого определения, он не вкладывает в него никакой иронии. Гений покарал “злодейство”, и для автора важен не малый “масштаб” гениальности, а важна его высокая суть.
Человеческий талант, в чём бы он ни проявлялся, всегда вносит в жизнь светлое, жизнеутверждающее начало. Потому что связан, по Лескову, с духовной красотой и теплотой человеческого сердца.
- Почему “Старый гений”? Имеет ли значение возраст для гениев?
Он хорошо знал жизнь, инстинктивно понимал, что в скованном этикетом и чинопочитанием обществе подобные казусы неизбежны, и умел находить верные ходы для решения проблем
- Какие черты характера подчёркивает Лесков во Франте? Что он хотел этим сказать? (работа с таблицей).
- Как вы думаете, только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал читателям автор? И в наши дни можно часто видеть, как минимальное отступление от буквы закона лишает представителей власти права адекватно реагировать на те или иные преступления, а в суде могут оправдать заведомого преступника, если его адвокату удастся найти юридические уловки, согласно которым обвиняемый не может быть наказан, хотя в совершении им преступлений никто не сомневается.
Это противоречие хорошо видно на примере диалога из фильма «Место встречи изменить нельзя», где Жеглов, не имея фактических доказательств того, что Кирпич резал сумок в трамвае, подбрасывает ему кошелёк, а Шарапов, узнав об этом, сильно возмущается, призывая Жеглова действовать строго по закону. На что Жеглов, человек с раскованным мышлением, лаконично отвечает: « Вор должен сидеть в тюрьме !»
по своей сердечной доброте и простотеЗверь травленый
sensei - 12.05.2017
Анализ рассказа Н. Лескова «Старый гений»
В основе сюжета рассказа Николая Лескова «Старый гений» лежит ситуация, типичная, к сожалению, как для России 19-го века, так и для России сегодняшней. Богатый франт обманул старушку, не заплатив ей долг, и теперь у нее отбирают дом. Должностные лица не защищают старушку, уж слишком большие связи у должника. Хотя старушка и права по закону, «непреодолимое препятствие» возникает там, где нужно просто найти должника и вручить ему судебную бумагу.
Композиция произведения Н. Лескова «Старый гений» построена на рассказах ее самой наблюдателю. Художественными приемами являются ирония и сарказм, иногда создается эффект трагикомедии. Автор выступает в произведении рассказчиком, создав свой образ человека, который сочувствует старушке, дает ей немного денег, но тоже не верит, что она добьется правды.
Когда старушка уже совсем в отчаянии, появляется некий Иван Иваныч, который за немалый процент берется решить дело явно не очень законным способом. Что ему с успехом удается.
Идея рассказа Н. Лескова «Старый гений» — беззащитность слабого человека перед власть имущими людьми в бюрократическом государстве. Также идеей рассказа является мысль Лескова о том, что если Закон не защищает граждан, Закон нарушается. Гражданам приходится действовать самим, и на этом имеют свою долю хитрецы типа «старого гения».
Темы рассказа Н. Лескова «Старый гений» — тема бюрократии, тема «маленького человека», тема христианского человеколюбия и совести, а также отсутствия таковых у власть имущих лиц.
Образы рассказа Н. Лескова «Старый гений»:
В первую очередь интересен образ старушки. Это верующая женщина, она никому не желает зла, даже своему должнику. Она простодушна и непосредственна. Старушка не понимает, законов, по которым живут богатые франты и чиновники: «Как же ему нельзя вручить повестку,... если его состояние намного больше, чем он нам должен?» — недоумевает она.
Образ «старого гения»: это «темная личность». О его гениальности можно говорить лишь с долей иронии. Это хитрый и опытный человек, бывший чиновник. Он просто додумался, на чем можно ловить мошенников, на которых ни Закон, ни совесть повлиять не могут. Обидчика старушки он «прижал к стене» публичным скандалом на вокзале и приводом в полицию, помешавшим должнику уехать за границу с любовницей. Образ Ивана Иваныча в рассказе положителен, ведь только этому пройдохе удалось спасти старушку и ее семью от голода и Холода.
Автор создает иронический ореол загадочности над «таинственным планом гения мысли» Ивана Иваныча. А план оказывается прост: любым способом затащить должника в полицию, поставить его в неловкое положение, чтобы полиция «заодно» вручила повестку.
Образ франта подается понемногу в мелочах. Он законченный эгоист, которого не трогают ни слезы, ни мольбы. Деньги и связи не оставили в нем ничего от морали, он намерен только развлекаться и жить за счет других. На франта можно повлиять, лишь помешав его планам публично. Такова и его богатая любовница, сбежавшая уже в начале драки на вокзале.
Об образе рассказчика было сказано выше. Образ «сербского сражателя», хулигана и выпивохи, тоже оказывается в рассказе положительным. Ведь он «исполнитель плана» спасения старушки. У этого солдата свои понятия о справедливости. Едучи в очередной раз устраивать драку, он уверяет старушку, что все будет «честно и благородно».
Также в рассказе есть сборный образ чиновников без имен. В Лесков очень остро и иронично показал типичные недостатки этого класса. Это бесполезность и нежелание применять имеющуюся власть либо лень и трусость ее применить, а также пустословие.
(Пока оценок нет)