Бой "дежнева". Дежнев (пароход)

Схема боя 2t «густа 1942 г. у Диксона. Красным цветом обозначены действия советских кораблей и артиллеристов, синим - немецкого тяжелого крейсера «Адмирал Шеер». Цифрами обозначены: 1 - остров Диксон; 2 - остров Новый Диксон; 3 - бухта Самолетная; 4 - остров Конус; 5 - порт Диксон; 6 - пароход *Ki ; 7-сторожевой корабль СКР-19, он Ж(пароход «Семен Дежнев»; 8 - направление стрельбы «С.Дежн *; 9 - маневры немецкого тяжелого крейсера «Адмирал Шеер»; 10 - огонь «Шеера».

Советский сторожевой корабль СКР-19 (бывший ледокольный пароход главного управления Сев-

«С.Дежнев», построенный в 1938 г. Он доставил грузы и должен был вывезти береговые батареи, установленные для обороны порта: 569-ю, с 152-мм армейскими пушками-гауби-цами; 226-ю, с морскими 130-мм орудиями и 246-ю зенитную. Поскольку вражеские корабли в Карском море не показывались, артиллерию решили переправить на Новую Землю, где создавалась база Беломорской военной флотилии. И потому к приходу «Дежнева» батареи демонтировали. Получив последнее сообщение с «Сибирякова», прибывший на сторожевике военком северного отряда флотилии В.В.Бабинцев и начальник морских операций Главсевморпути в западном секторе Арктики А.Минаев срочно обсудили сложившееся положение и стали...ждать приказа. А в порту стояли еще лесовоз «Революционер» и пароход «Кара», причем на последнем было от 250 до 540 т взрывчатки - как утверждали портовики, «он был доверху набит аммоналом». Здравый смысл подсказывал - немедленно убрать его подальше от порта, но...

морпути «С.Дежнев»): водоизмещение - 7330т; скорость -10,5 узлов; вооружение- четыре 76,2-мм, четыре 45-мм пушки, шесть 12,7-мм пулеметов; мощность силовой установки - 2500л.с.; дальность плавания - 5600 миль; длина - 104 м, ширина - 15 м, осадка - 6,3 м; экипаж - 122 человека. В 1946 г. возвращен владельцу и разоружен, в 1969 г. списан и продан на слом за граничу-

Немецкий тяжелый крейсер (до 1940г. броненосец) «Адмирал Шеер»: водоизмещение - 11700 т; скорость - 28 узлов; вооружение - шесть 280-мм, восемь 150-мм, шесть 88-мм орудий, восемь 37-мм зениток, восемь 533 мм торпедных аппаратов, два гидросамолета, одна катапульта; мощность силовой установки - 54000л.с.; бронирование бортов - 80 мм, палубы - 40 мм, башен главного калибра-140 мм; длина- 186м, ширина-20,7 м, осадка-5,8м; экипаж-1150 человек. В апреле 1945г. потоплен в Киле английской авиацией.

Рис. Рвузы БИКМУХАМЕДОВОЙ

нина с требованием отправить в море Лаптевых бомбардировщики на поиски рейдера, следом пришло распоряжение наркома ВМФ предпринять все возможное для защиты арктических коммуникаций. Затем и Головко велел привести в боевую готовность береговую оборону, Беломорскую флотилию, морскую авиацию, эсминцы и подводные лодки. В 20 ч он известил Главный штаб, что в Карском море находится не вспомогательный, как считалось, а тяжелый крейсер противника, что резко меняло ситуацию.

Меендсен-Болькен смирился с мыслью, что теперь караваны ему не настичь, но не рискнул бесславно закончить операцию и задумал перед уходом как следует «хлопнуть дверью», напав на один из советских портов. Выбор пал на Диксон, поскольку там находился мощный радиоцентр, большие запасы угля, туда стекались данные о движении судов, ледовой обстановке и погоде. Разгром Диксона имел бы катастрофические последствия для навигации в Заполярье.

Было решено подавить остатки береговой обороны (немцы знали, что батареи частично демонтированы), высадить десант. Ему предстояло захватить секретную документацию, а при отходе привести в негодность портовые сооружения.

Мне довелось беседовать с участниками тех событий, контр-адмиралом К.И.Степиным (тогда одним из офицеров «Дежнева»), капитаном дальнего плавания И.ГШнейдером (рулевым этого сторожевика) и старожилом Диксона М.П.Коршуновым. Судя по их рассказам и по воспоминаниям других ветеранов, дальнейшие события развивались следующим образом.

Первое время на Диксоне царило спокойствие. Две 152-мм пушки-гаубицы батареи лейтенанта Н.М.Корнякова и зенитки уже привезли на причал, морские орудия успели погрузить на баржу. Рядом с «Дежневым» стоял «Революционер», «Кара» была на внутреннем рейде и отлично просматривалась с моря.

Бабинцев и Минаев все еще не верили в нападение, тем более с одного поста наблюдения сообщили о неизвестном корабле, который полным ходом прошел проливом Вилькиц-кого в море Лаптевых. Этой ошибочной информации придали решающее значение и не стали вывозить население из поселков в тундру, подальше от моря. Только в 23 ч поступил приказ Головко о приведении береговых батарей в готовность. И лишь тогда Бабинцев, Минаев и командир «Дежнева» А.С.Гцдулянов поплыли на катере посмотреть, как бы побыстрее вернуть на место находящиеся на барже 130-мм пушки.

Но уже в час ночи 27 августа из поселка Новый Диксон заметили приближающийся 8-уз-ловым ходом боевой корабль. Объявили тревогу, и в 1 ч 25 мин старший помощник командира «Дежнева» С.А.Кротов (Гидульянов, повторяем, уплыл с начальством на катере) повел сторожевик к входному фарватеру, навстречу врагу; на причале же артиллеристы Корнякова и моряки «Революционера» грузовыми стрелами (других приспособлений не было) развернули пушки-гаубицы, не предназначенные для стрельбы по подвижным морским целям. Наскоро вооруженные ополченцы заняли позиции в Старом и Новом Диксоне, чтобы отразить атаку возможного десанта; женщин, стариков и детей, секретные документы спешно отправили в тундру.

В 1 ч 35 мин из-за полуострова Наковальня показался длинный силуэт немецкого крейсера. С «Дежнева», как и положено, запросили

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 10 " 9 6


Морской бой: «Дежнёв» против «Адмирала Шеера» . Посвящается подвигу моряков Северного флота в Великую Отечественную войну.

Приближается дата 75-летия морского боя ледокольного парохода «Дежнёв» («СКР-19») с тяжёлым крейсером гитлеровского флота «Адмирал Шеер». Да, в Великую Отечественную войну фронтовики Красной Армии и Военно-Морского флота совершали массовый героизм при защите Отечества от немецко-фашистской агрессии. То, что произошло в Карском море 27 августа 1942 года, это событие вошло в летопись героических подвигов моряков Северного флота в Великую Отечественную войну. В статье рассказывается о героизме моряков сторожевого корабля «СКР-19». Это уникальный морской бой. Авторы статьи были лично знакомы с участником боя рулевым «СКР-19» краснофлотцем Иваном Григорьевичем Шнейдером. Впоследствии, после войны, он стал кадровым офицером ВМФ, капитаном 2 ранга, вырос до известного выдающегося командира парусных кораблей «Седов» и «Крузенштерн». В статье изложены сведения из «первых уст», из личных рассказов от И.Г.Шнейдера, а также из архива (Гатчина) об экипаже «СКР-19», героизме моряков, боевых походах уникального корабля. И.Г.Шнейдер оставил свои литературные воспоминания в газетных статьях, книгах в том числе под рубрикой «Рассказывают фронтовики 1941-1945».

Справка о сторожевом корабле «СКР-19» - «Дежнёв».

История сторожевого корабля, прослужившего более 30 лет в суровой Арктике, заслуживает, чтобы его незабвенно представляли в музеях, рассказывали в учебных заведениях ВМФ, писали исторические очерки о нём в целях патриотического воспитания молодого поколения... В 1935 году состоялась закладка грузопассажирского парохода ледового плавания на Адмиралтейском заводе. Его водоизмещение 7330 тонн, длина 104м, ширина 15 м, осадка 6,3 м, мощность паровой машины 2500 л.с., скорость хода 13 узлов, дальность плавания 5600 миль. При спуске на воду 22 мая 1937 года он получил имя в честь отважного русского землепроходца Семёна Ивановича Дежнёва. «Дежнёв» вошёл в состав Мурманского государственного морского пароходства. Основной задачей парохода было выполнять многоцелевые плавания в Арктике. Осенью следующего года состоялся

Первый арктический рейс. Он показал большие возможности парохода в суровой Арктике.. Поход был многообещающий. Но во время советско-финляндской войны пароход был зачислен в состав Северного флота как сторожевой корабль. Весной 1940 года он вновь возвратился в Мурманское пароходство. В ноябре 1940г. впервые выполнен рейс на о.Шпицберген, после чего эти рейсы стали систематическими. С началом Великой Отечественной войны корабль был укомплектоваан краснофлотцами, старшинами, мичманами и офицерами с боевых кораблей и с судов гражданского морского флота. Командный состав во главе с командиром А.С.Гидуляновым получили воинские звания: командир и механик - «старший лейтенант», помощник командира - «лейтенант», штурман и начмед - «младший лейтенант». Было произведено дооборудование военной техникой: установлены 4 артустановки калибра 76,2 мм, 4 зенитные установки калибра 45 мм, 6 пулемётов 12,7мм., в корме установлены устройства для сбрасывания глубинных бомб и постановки дымовых завес. Ставились дальномеры и визиры, необходимые для точной артиллерийской стрельбы. В сжатые сроки (в основном в ночные часы) сформированный экипаж был отработан по выполнению своих обязанностей по боевой тревоге и повседневным корабельным расписаниям. В дневные часы вместе с рабочими судостроителями моряки принимали участие в установке военной техники, изучение её устройства и правилам использования её в боевых условиях. 5 июля 1941 года произошло важнейшее событие на корабле: на построении личного состава по «Боьшому сбору» зачитан приказ командующего Северным флотом о вводе «Дежнёва» в состав Северного флота. Произведён торжественный подъём Военно-Морского флага. Корабль стал называться сторожевым кораблём с бортовым номером «19» и вступил в состав действующих боевых кораблей как «СКР-19». Командир корабля старший лейтенант А.С.Гидулянов выступил перед личным составом со словами, что ему понятны чувства тех моряков, кто хочет бить врага на сухопутном фронте. Они написали рапорта с просьбой отправиться на фронт. Однако командир всем желающим дал отказ, так как для «СКР-19» поставлена боевая задача и её следует хорошо выполнять, подчиняясь законам воинской дисциплины. Через несколько дней «Дежнёв» было не узнать: на палубе и надстройках стояли пушки и пулемёты, на борту боцманы старательно вывели название «СКР-19». В строю на подъёме Военно-Морского флага стояли 9 коммунистов, 62 комсомольца. Корабль 17 июля 1941 года отошёл от заводского причала, началась погрузка боезапаса, топлива, продовольствия и воды.

Создавшие кораблю боевую славу 1.Командир – старший лейтенант Александр Семёнович Гидулянов. 2.Старший помощник командира – лейтенант Сергей Александрович Кротов. 3.Комиссар – старший лейтенант Владимир Алексеевич Малюков. 4.Штурман - младший лейтенант Андрей Анатольевич Назарьев, он родился в Мурманске. Его отец был первым капитаном Мурманского порта. 5.Командир БЧ-2 лейтенант Константин Иванович Стёпин; 6.Командир БЧ-5 – техник-старший лейтенант Георгий Георгиевич Звягин. 7.Начальник интендантской службы капитан Борис Ануфриевский. 8. Военфельдшер Брен Юрий Борисович. 9.Гидрограф – Иван Фёдорович Котцов. 10. Прикомандированный на поход на о.Диксон полковой комиссар полковник В.В..Бабинцев.

Боцмансая команда: – Иван Петряев - главный боцман; Миша Балуков, Малыгин, Хрусталёв, Неманов, Костя Шпакович.

БЧ-1-4 Рулевые: 1.Командир отделения рулевых старшина 1 статьи Александр Транков. Рулевые: 2. Павел Ульянов. 3.Иван Шнейдер. 4.Юрий Гудин. 5.Штурманский электрик – Евгений Бочаров. Сигнальщики и радисты: 1.Командир отделения Андрей Лушев. 2.Матрос Чернов. 3.Василий Прокофьев. 4.Тимофей Васильев, Владимир Попов; Артитиллеристы: 1.Главный старшина Быков –комбат зенитной батареи. 2. Старшина 1 стаьи Александр Алимов - командир артиллерийского расчёта бакового 76 мм орудия; 3. Алексей Рябов – наводчик, он погиб от тяжёлых ран 13 августа 1941 года; 4. Старшина 2 статьи Александр Свиньин – командир второго бакового 76 мм орудия; 5. Семён Хомяков – заряжающий – погиб от ран 13 августа 1941 года; 6. Григорий Золотавин – трубочный; 7.Александр Карагаев – командир второго арт.расчёта. 8. Василий Андреев – наводчик. 9.Файзулла Хайрулин- подносчик патронов. 10. Гурген Тонунц – командир пулемётной группы; 12.Василий Шиляев. 13.Алексей Гапонов. 14.Василий Скребцов – пулемётчик, сбил «Юнкерс» в Белокаменке. 15. Старшина 2 статьи Алексей Гущин (сбил бомбардировщик 13.8.41г.). 16.Николай Русанов – командир планшетного расчёта. 17. Павел Васенин – командир зенитного орудия. 18. Верного Власик.19 Старшина 1статьи Иван Буров -дальномерщик; 20.Старшина 2 статьи Павел Максименко – дальномерщик-зенитчик; 21.Старшина 1 статьи Павел Ульянов. 22. Аркадий Борисихин; 23.Леонид Кацман 24.Михаил Пунанцев –подносчик патронов 25. Василий Лукьянов – командир зенитного расчёта.

Личный состав БЧ-5: 1.главный старшина Иван Садовничий – старшина трюмных, парторг БЧ-5; 2.старшина 2 статьи Матвей Астахов; 3.Николай Волчек (оба с эсминца «Карл Либкнехт»); 4.старшина 2 статьи Павел Фоменко; 5.сташина 2 статьи Иван Колесов; 6. Машинист Геннадий Майсюк (участник войны в Испании, ходил в Барселону на пароходе «Курск», всего совершил три рейса к берегам Испании. За эти опасные рейсы он получил орден «Знак Почёта»). 7. Моторист Стренилов. 8. Старшина котельных машинистов Заскалько. 9.Краснофлотец Андрей Кубряков –санитар. Он был одним из самых молодых моряков. Моряков породнил корабль, объединили опасности, общая тревога за судьбу Родины. Первые победы моряков «Дежнёва» были в Кольском заливе в июле-августе 1941 года. Война сразу же пришла в Мурманск. Вражеские самолёты ежедневно совершали налёты на столицу Заполярья. Но уже в те первые дни войны враг испытал удары североморцев. Наступил день, 17 июля, в который моряки «Дежнёва» вступили в бой. Очередная воздушная тревога в морском порту Мурманска. Наводчики-артиллеристы «Дежнёва» держат на прицеле воздушного немецкого разведчика над Кольским заливом. Орудия молчат, так как дистанция до самолёта велика, и он скрывается за сопками. Командир «Дежнёва» старший лейтенант А.С.Гидулянов принимает решение сниматься с якоря, чтобы не быть неподвижной мишенью. Вскоре прилетают «Юнкерсы», и они атакуют порт с разных сторон. Бомбардировщик нацеливается на «Дежнёв», который меняет ход, делает резкие повороты. Корабельная артиллерия и 76 мм пушки, и зенитные пулемёты, установленные на мостике, ведут огонь. Баковая 76 мм пушка под командованием командира расчёта Александра Алимова (наводчик Алексей Рябов, заряжающий Семён Хомяков, трубочный Григорий Золотавин) сбивают фашистский самолёт… После отражения налёта вражеской авиации «Дежнёв» встал на якорь в Кольском заливе в районе Белокаменки. Раннее утро. Команда ещё спит. На мостике несут боевую вахту старшина сигнальщиков Андрей Лушев и пулемётчик Василий Скребцов. Оба они слышат сначала отдалённый, а затем всё более приближающийся гул -самолёта. Андрей Лушев нажимает педаль колоколов громкого боя - «Боевая тревога!». Моряки ещё бегут на свои посты, а из-за сопок выныривают бомбардировщики. Самолёт точно идёт на «Дежнёв».

Хладнокровный краснофлотец Скребцов держит самолёт на прицеле и думает; «Вот подойдёт поближе – тогда..». Он длинной очередью прошивает бомбардировщик от носа до хвоста. На счету корабля второй сбитый фашистский самолёт! … А вражеские налёты на Мурманск продолжались. Один из них приносит третью победу «Дежнёву», но она омрачается горечью потерь… 13 августа корабль стоит у пирса, пополняет запасы для перехода в Архангельск. Отражаются налёты вражеской авиации. Пушки не смолкают. Один из бомбардировщиков находится под огнём орудия, которым командует старшина 2 статьи Алексей Гущин, Самолёт сбит. Но одна из сброшенных бомб разорвалась у основания деревянного пирса. На палубу и надстройки летели камни и брёвна. Тяжело ранены в бою артиллеристы Семён Хомяков и Алексей Рябов, они от ран скончались в госпитале.

«Дежнёв» в составе Северного отряда Беломорской военной флотилии

15 августа 1941г. «СКР-19» прибыл в Архангельск и вошёл в состав Северного отряда Беломорской флотилии. Он часто выполнял конвоирование транспортов, выполнял дозорную службу, доставлял в отдалённые островные гарнизоны различные военные грузы, охранял наши северные проливы, иногда выходил на зверобойный промысел. Кораблю ставились задачи по защите судоходства в Арктике и юго-восточной части Баренцева моря. Ему принадлежат выполненные работы по погрузке на корабль, доставке и выгрузке с корабля на необорудованное побережье и оказание помощи в установке артиллерийских батарей.

В августе 1942 года корабль после успешного выполнения боевого задания по доставке и выгрузке на необорудованный берег островов в Карском море артиллерийских установок возвращался в Архангельск. На рейде корабль встретил начальник штаба Беломорской флотилии контр-адмирал В.П.Боголепов. Он зачитал Приказ Командующего флотилией о поощрении моряков «Дежнёва» за доставку и выгрузку батареи на необорудованный берег. В Приказе такие слова, обращённые ко всем морякам флотилии: «Нужно выполнять боевые задания так, как выполняет экипаж на.СКР-19». Это есть оценка и добрая слава экипажу корабля. В один из августовских дней 1942 года в Архангельске на «Дежнёв» прибыл командующий Беломорской военной флотилией вице-адмирал Г.А.Степанов, По корабельной трансляции объявили: «Команде построиться на верхней палубе в парадной форме». Вице-адмирал Г.А.Степанов от имени Правительства вручал награды морякам «Дежнёва». Первым называется имя командира корабля Александра Семёновича Гуделянова, и командующий прикрепляет ему на китель медаль «За отвагу». Такую же медаль получают старшина 1 статьи Александр Алимов, старшина 2 статьи Алексей Гущин. Медалью «За боевые заслуги» награждены комиссар корабля Владимир Алексеевич Малюков, пулемётчик Василий Скребцов. Эти награды за сбитые самолёты в Кольском заливе… Командующий флотилией вице-адмирал Г.А.Степанов поздравил награждённых и весь экипаж корабля, пожелал новых боевых успехов. Недолго пришлось ждать очередного боевого задания. Морякам стало известно, что будет дальний длительный поход в районы суровой Арктики и к этому походу необходимо достойно готовиться. На корабль прибыл представитель вышестоящей власти полковой комиссар Северного отряда В.В.Бабинцев. Моряки его хорошо знали. Он часто приходил провожать в походы корабль. На этот раз он шёл вместе в дальний поход. С отходом от причала из Архангельска В.В.Бабинцев с моряками провёл информацию о целях похода на Новую Землю в Белушью и на о.Диксон.

Боевой поход «Дежнёва» из Архангельска в Белушью и на остров Диксон

Военно-морские силы фашистской Германии к началу 1942 года расширили зону своего действия в Баренцевом и Карском морях и далее на восток в том числе в устья рек Оби и Енисея. Надводные корабли и подводные лодки врага стали проникать всё дальше и дальше на восток. Поэтому было принято решение нашего Правительства создать ВМБ на Новой Земле в знакомой морякам «Дежнёва» губе Белушья. Надо многое построить: причалы, жильё и мн. мн., что необходимо. На этот раз поход «Дежнёва» связан с доставкой нужных материалов в Белушью и затем следовать в Карское море с заходом на Диксон, где будут взяты для перевозки на Новую Землю две артиллерийские батареи. 16 августа 1942 года на выходе из Белого моря резко ухудшилась погода: шторм, снежные заряды. Однако в такую погоду безопаснее идти – шторм и снежные заряды – союзники «Дежнёва». Вскоре случилась неприятность в БЧ-5: вышел из строя паровой котёл, потекли трубки. Что делать? Среди моряков котельных машинистов нашлись смельчаки-добровольцы, которые решились лезть в пышущую жаром топку, несколько минут назад очищенную от горящего угля. Но ждать пока остынет топка? Нельзя. Потеря времени. Два старших котельных машиниста Иван Колесов и Павел Фоменко без колебаний заявили, что в топку полезут они. Для них принесли валенки, ватные брюки, фуфайки, шапки. Товарищи помогли им одеться. В два захода в топку смельчаки устранили неисправность с большой нагрузкой для своего здоровья. Через полтора часа второй котёл заработал. Мужественный поступок совершили моряки Иван Колесов и Павел Фоменко! Они подали пример образцового выполнения воинского долга. В таких людях – сила экипажа корабля. 19 августа вошли в Белушью, Трое суток выгружали привезённый груз. 22 августа 1942 года выход из Белушьей к о.Диксон., где у «Дежнёва» задача: доставить с Диксона батареи, которыми планировалось укрепить базу на Новой Земле. «Дежнёв» следовал на выполнение этой задачи. Когда корабль вошёл через Карские Ворота в Карское море и прошёл значительное расстояние, из «вороньего гнезда», расположенного высоко на мачте, поступил доклад сигнальщика Чернова: «Вижу судно, которое следует параллельным курсом». Это был лесовоз «Куйбышев». Догнав его, командиры с помощью мегафонов поприветствовали друг друга с пожеланиями счастливого плавания и до встречи на Диксоне. Однако их встреча больше никогда не состоялась, так как лесовоз был потоплен немецкой подводной лодкой. Экипаж полностью погиб. Через 2 часа после встречи с «Куйбышевым» были получены две радиограммы с «Сибирякова». В первой были слова: «…гонится за нами…принимаем бой…». Во второй: «…продолжаем…судно…» …На мостике «Дежнёва» воцарилась тишина. Все думали о гибели «Сибирякова» и надо быть готовым ко всему… … «Дежнёв» следовал прежним курсом и поздним вечером 25 августа 1942 года вошёл на рейд о. Диксон.

Бой в Карском море: «Дежнёв» против «Адмирала Шеера»

От автора: Германский крейсер «Адмирал Шеер»16 августа 1942 года вышел из Северной Норвегии с военно-морской базы Скоменфьорда в Карское море для выполнения операции «Вундерланд» (командовал крейсером капитан первого ранга Вильгельм Меедсен-Болькен). Ему были поставлены задачи: 1) уничтожить транспорты и караваны союзников, встреченные на пути к Таймыру; 2) высадить десант на Диксон в количестве 180 автоматчиков, захватить остров, базу, гидрометцентр и радиостанцию, добыть климатические карты и карты прохода коммуникаций и фарватеров; 3) уничтожить рыболовецкий флот и «закупорить» Карские ворота. С прибытиемм в Карское море «Адмирал Шеер» начал своё разбойничество-рейдерство. 25 августа 1942 года в неравном бою потопил советский дледокольный пароход арктического флота «Александр Сибиряков», который вышел из порта Диксон, выполняя рейс на Северную Землю. На борту находилось 104 человека (47 членов экипажа, 32 военнослужащих, 11 полярников, 12 рабочих, 2 офицера., 349 тонн грузов. Целью рейса была замена персонала, пополнение запаса полярных станций на Северной Земле и организация новой станции на мысе Молотова. На следующий день после выхода, 25 августа, направляясь по курсу к мысу Оловянный, ледокол встретил немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», который вёл поиск союзнических караванов в рамках операции «Вундерланд». Бой крейсера с ледоколом продолжался 43 минуты. Из двух шлюпок со спасшимися одну немцам удалось потопить. К оставшейся шлюпке был выслан катер для поиска возможных данных о караванах, ледовой обстановке, кодов и шифров. В шлюпке немецкими моряками были обнаружены 28 человек, из которых 18, включая капитана Качарава, радиста Шаршавина, руководителя планируемой полярной станции Золотова, были захвачены в плен. Оказавший сопротивление матрос Матвеев был расстрелян, несколько человек отказалось от эвакуации на немецкий крейсер, выпрыгнули за борт и остались в воде]. Около 15 часов ледокол начал быстро погружаться под воду, образуя воронку. Моряки «Адмирала Шеера» фотографировали эвакуацию и погружение «Александра Сибирякова. https://ru.wikipedia.org/wiki . . . . На о.Диксон к дню прибытия «Дежнёва» 26 августа 1942 года были демонтированы три артиллерийские батареи и приготовили их к вывозу на Новую Землю, в губе Белушья, где создавалась ВМБ. Командир А.С.Гидулянов и полковой комиссар В.В.Бабинцев на корабельном катере убыли на берег для согласования работ по демонтажу артиллерийских батарей и погрузки их на «СКР-19». Командир «Дежнёва» (СКР-19) перед уходом с корабля дал своему старшему помощнику С.А.Кротову подробный инструктаж. После схода с корабля на катере командира А.С.Гидулянова и полкового комисасара В.В.Бабинцева на Диксон срочно 26 августа поступил приказ восстановить демонтированные артиллерийские установки и приготовиться к бою. В наличии в гарнизоне Карской ВМБ Диксон имелось: 45 мм зенитная батарея (командир батареи лейтенант Кубышкин), 130 мм пушки были уже погружены на баржи (для Новой Земли) и доставить их на берег было трудно из-за погоды, а две 152 мм, которые находились на берегу, прислонили к скалам, направив на море, и использовали как временную огневую позицию. Кроме этого в порту находились вооружённое торговое судно «Революционер 76-мм и 45-мм орудию, два 20-мм автомата) и невооружённое судно «Кара» с грузом взрывчатки, создававшее дополнительную опасность в случае обстрела. Моряки «Дежнёва» привели в боевую готовность свой сторожевой корабль «СКР-19». Тоже самое выполнили моряки парохода «Революционер», стоящего у причала. Но вскоре после убытия с корабля А.С.Гидулянова и В.В.Бабинцева с острова Диксон сигнальщики доложили о входе в гавань купного надводного корабля. В это время «Дежнёв» под командованием старшего лейтенанта Кротова С.А., проявившенго разумную инициативу - принял решение на выход с рейда о. Диксон, чтобы не быть неподвижной мишенью. …

… "Адмирал Шеер" появился на рейде Диксона в 01.05 ночи 27 августа 1942 года. Местный радиоузел Диксона открытым текстом объявил о появлении вражеского крейсера. Тогда комиссар В.В. Бабинцев пришел на помощь местным жителям в их организации, были вооружены два отряда ополченцев (пулеметы, винтовки, ручные гранаты). … … 27 августа 1942 года, 01.25 - «Дежнев» начал сниматься со швартовых, и постепенно набирая ход пошел по проливу Вега навстречу неприятелю. 1 час 35 минут. - из-за мыса бухты Хаймен показался немецкий рейдер. Командир БЧ-2 лейтенант

Расстояние до тяжёлого крейсера сорок пять кабельтовых (8 км.). Корабли идут навстречу друг к другу, расстояние между ними быстро сокращается. С «Дежнева» прожектором запросили опознавательные. «Адмирал Шеер» открыл огонь из всех орудий по побережью Диксона. Комадир крейсера хотел выявить огневые точки обороны и мощь советских орудий. Ледокольный пароход «Дежнёв» полным ходом шёл навстречу с врагом! Лейтенант Стёпин просит разрешения открыть огонь: «Нужно открывать огонь!» Но первым по «Дежнёву» открыл огонь «Адмирал Шеер». Когда дистанция до «Шеера» сократилась, «Дежнёв» также открыл огонь со всех артиллерийских установок.

Первые восемь - десять минут «Дежнёв» являлся наиболее важным объектом обстрела для "Шеера", вражеские артиллеристы сосредоточили на "Дежневе" огонь своих орудий. Приняв огонь на себя, «СКР-19» пошёл на сближение с крейсером, готовый затопить себя в фарватере, чтобы преградить путь врагу. За эти минуты сторожевой корабль имел четыре прямых попадания снарядов среднего калибра и много мелких, получил две пробоины ниже ватерлинии (подводные), наибольшая из которых оказалась размером 60 на 40 сантиметров. Разрывами вражеских снарядов на сторожевом корабле были выведены из строя трехметровый дальномер и пулемет ДШК, повреждены две пушки 45-мм калибра, убиты (и умерли от ран) семь человек (их именами названы острова в Северном Ледовитом океане), ранено двадцать два человека. И все-таки "Дежнев" не прекращал вести огонь по фашистскому рейдеру, ему отвечали пушки сторожевого корабля, с «Революционера» также открыли огонь, который немцами был охарактеризован как «быстрый и точный». Вскоре открыла огонь и батарея № 659, орудия которой были размещены на открытой позиции у причального пирса, и батарея Корнякова. «Дежнёв» поставил дымовую завесу, закрыв ею порт, и пока сам не отошел в Самолетную бухту продолжал огонь. . Более тридцати раненных долечивались в Норильске.. «Адмирал Шеер» получил сильный удар береговой батареи так, что начал манёвр для отхода. На «СКР-19» начался пожар, он уходит к Самолетной бухте, выпуская дымовую завесу, На пути к Самолётной бухте, на рейде, в командование кораблем вступил командир "Дежнева" А.С.Гидулянов, сменив тяжелораненого, однако не оставлявшего свой пост старшего помощника С.А.Кротова. Видя, что поврежденный корабль угрожающе кренится из-за пробоин в корпусе, командир Гидулянов принял правильное решение: он отвел "Дежнев" еще дальше в Самолетную бухту, к мелководью, и там посадил на грунт (чтобы избежать катастрофы из-за потери остойчивости), Корабль принял много забортной воды в пробоины, начал медленно погружаться. Но командир А.С.Гидулянов успел посадить свой корабль на прибрежную отмель.

После чего организовал переправу всех раненых на берег, в медицинский пункт. ---- «Адмирал Шеер» получил ещё один тяжёлый снаряд от береговой батареи и покинул зону огня. Фашистский корабль получил несколько прямых попаданий, и он не ожидал сопротивления и повернул на обратный курс. Обойдя Диксон с запада, немецкий крейсер обстрелял порт, радиостанцию на Новом Диксоне, поджег угольный склад на острове Конус. Здесь «Адмирал Шеер» снова подвергся обстрелу береговой батареи, на палубе начался пожар и крейсер вынужден был отступить. в 02:57 «Шеер» прекратил стрельбу и отошёл в направлении на Землю Франца-Иосифа. С острова состоялись переговоры с советским самолетом, находящимся на подлете к Диксону. Открытым текстом с острова запрашивали эскадрилью самолетов, а летчик ответил, что через 30 минут они прибудут. Самолетов не было: и лётчик, и остров блефовали. Но «Адмирал Шеер» воспринял игру всерьёз.

Оборона Диксона показала мужество и героизм, самоотверженность и решительность защитников острова. В результате надводные корабли врага у Диксона не появлялись, а операция «Вундерланд-2» 1943 года также закончилась неудачей. Гитлеровцы планировали доставить из северной Норвегии в устье Енисея отборные диверсионные части, которые бы на

Спецбаржах поднялись вверх по реке, захватив сибирские города, в том числе и Красноярск, и перекрыли бы Транссибирскую железнодорожную магистраль.

В1943 году немецкое командование предприняло очередную попытку заблокировать порт Диксон постановкой минных заграждений. 23-25 сентября 2 немецкие подводные лодки поставили на подходах к порту 48 донных мин с магнитными и акустическими взрывателями. Наблюдательные посты обнаружили одну из подводных лодок, после чего было проведено траление фарватеров. В течение первой половины октября удалось уничтожить минное заграждение противника и обеспечить безопасное движение транспортов и боевых кораблей.

ДЕЖНЕВ (пароход) ДЕЖНЕВ (пароход)

«ДЕЖНЕВ», ледокольный пароход. 27.8.1942 во время Великой Отечественной войны выдержал неравный бой в бухте о. Диксон с германским тяжелым крейсером «Адмирал Шеер» и совместно с береговой артиллерийской батареей заставил врага отойти.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ДЕЖНЕВ (пароход)" в других словарях:

    Ледокольный пароход. 27.8.1942 во время Великой Отечественной войны выдержал неравный бой в бухте о. Диксон с германским тяжелым крейсером Адмирал Шеер и совместно с береговой артиллерийской батареей заставил врага отойти … Большой Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Семён Дежнёв может значить: Дежнёв, Семён Иванович (ок. 1605 1673) выдающийся русский мореход, землепроходец, путешественник, исследователь Северной и Восточной Сибири. Семён Дежнёв (ледокольный пароход, 1915) (1915 1918) ледокольный… … Википедия

    Год основания 1914 … Википедия

    I Семён Иванович (р. около 1605 умер в начале 1673, Москва), русский землепроходец мореход. В начале 40 х гг. 17 в. участвовал вместе с М. Стадухиным и др. в походах по Крайнему Северу Сибири: был на Оймяконе, проплыл по Индигирке до… …

    В 1 й половине 1 го тыс. н. э. у народов Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии рабовладельческий строй находился в состоянии упадка. На смену ему шла новая общественно экономическая формация Феодализм. Феодальные отношения,… … Большая советская энциклопедия

    Расположена между 54° и 73° с. ш. и 103° и 171° в. д.; граничит на С Сев. Ледов. океаном, на З Енисейской губ., границей с которой служат pp. Илимцея, прит. Нижней Тунгуски, и Анабара, впадающая в Сев. Лед. океан; между этими реками границей… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    I. Географический очерк страны. II. Климат. III. Население. IV. Этнографический очерк населения Сибири. V. Землевладение. VI. Источники благосостояния сельского населения (земледелие, скотоводство, промыслы). VII. Промышленность, торговля и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Предыстория


Германия начала проявлять интерес к Северному морскому пути задолго до начала войны с Советским Союзом. Главнокомандующий Военно-морских сил Германии («Кригсмарине») дважды докладывал Адольфу Гитлеру о возможности установления морского сообщения между нацистским рейхом и Японией через СМП. В 1940 году по полярной трассе прошел немецкий вспомогательный крейсер «Комет». Несмотря на видимость радушного приема, немецкие моряки и разведчики не получили достаточного количества достоверных данных о состоянии пути, а также о портах и военных объектах СМП.

В течение двух лет германское руководство не возвращалось к этой теме. Лишь в мае 1942 года последовал приказ о разработке плана военной операции по установлению контроля над Северным морским путем. Документ был готов к 1 июля. В нем немцы предусмотрели, что главным препятствием станет не советский Военно-морской флот, а климатические условия Заполярья. Поэтому решили сделать ставку на внезапность и на максимальное использование средств разведки, в том числе авиационной. Главной действующей силой проекта стал тяжелый крейсер «Адмирал Шеер».

Командир крейсера капитан первого ранга Вильгельм Меендсен-Болькен получил задание прервать движение советских судов между островами архипелага Новая Земля и проливом Вилькицкого, а также разрушить полярные порты СССР. Тем самым немцы рассчитывали прекратить доставку грузов по СМП как минимум до 1943 года.

Еще одну цель подсказала союзник Германии - Япония. Из Токио поступила информация, что через Берингов пролив на запад по Севморпути прошел караван в 23 корабля, в числе которых значились и четыре ледокола. Такой арктический конвой действительно был. Он носил название ЭОН -18 (экспедиция особого назначения). В его составе на самом деле было два ледокола, шесть транспортных судов и боевые корабли Тихоокеанского флота - лидер «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъяренный». Их перегоняли на Северный флот. По расчетам нацистского командования, ЭОН-18 должен был подойти к проливу Вилькицкого в 20-х числах августа.
Нацистская операция по парализации движения на Северном морском пути как минимум до конца навигации получила красивое название Wunderland («Страна чудес») и началась 8 августа. В этот день в Карское море перешла немецкая подводная лодка U 601, она должна была разведать советские морские коммуникации и ледовую обстановку. Спустя примерно неделю в район островов Белый - Диксон проследовала U 251. Еще две подлодки - U 209 и U 456 - действовали у западных берегов Новой Земли и максимально отвлекали на себя внимание сил советской Беломорской военной флотилии (БВФ).

Для успешного проведения операции немцы сосредоточились на ее метеорологическом обеспечении. На острове Шпицберген была высажена партия метеорологов, использовались самолеты-разведчики. Правда, два из них были выведены из строя - на одном сломались моторы, а другой разбился у берегов Норвегии.

Тем не менее 15 августа немецкая подлодка U 601, находившаяся у Новой Земли, передала в штаб сводку о состоянии льдов. Она оказалась благоприятной, что позволило 16 августа крейсеру «Адмирал Шеер» начать поход к базам Северного морского пути. В районе острова Медвежий немецкий корабль встретил одиночное советское судно. Капитан «Шеера» приказал сменить курс, чтобы не провалить операцию.

К вечеру 18 августа немцы вошли в Карское море. Здесь крейсер встретился с субмариной U 601, получил самые свежие данные о состоянии льдов и утром 19 августа продолжил путь к острову Уединения. В пути германский корабль ждали серьезные испытания - ледяные поля, преодолеть которые он не смог. Как выяснилось впоследствии, немцы считали, что в этом районе существует маршрут вдоль западного берега Новой Земли, вокруг мыса Желания в направлении пролива Вилькицкого. Сутки потребовались «Шееру», чтобы понять эту ошибку. В течение всего дня бортовой гидросамолет «Арадо» находился в воздухе, главным образом решая задачи ледовой разведки. Вечером 20 августа крейсер отправился к побережью Таймыра, чтобы выйти к проливу Вилькицкого.

21 августа, когда «Шеер» преодолевал рыхлый лед, поступило сообщение от самолета-разведчика об обнаружении долгожданного каравана. Согласно донесению, в него входило 9 пароходов и двухтрубный ледокол. Суда находились всего в 100 километрах от крейсера, к востоку от острова Мона, и двигались встречным, якобы юго-западным, курсом. Это были корабли 3-го арктического конвоя - восемь сухогрузов и два танкера, шедших из Архангельска на Дальний Восток и в США. Никакой охраны в Карском море караван не имел и мог стать легкой добычей немцев. Однако «Шеер» упустил свой шанс - разведчик передал, что экспедиция идет на юго-восток, тогда как на самом деле суда двигались в восточном направлении. На крейсере решили дождаться каравана в районе «Банки Ермака», но напрасно - ни 21, ни 22 августа советские суда там так и не появились. Капитан «Адмирала Шеера» заподозрил неладное и приказал продолжить путь на восток. Однако время было упущено - конвой успел удалиться на значительное расстояние. Быстро двигаться крейсеру мешали плотный поток льда и туман, видимость не превышала 100 метров. Благодаря радиоперехвату немцам вскоре удалось установить координаты советского каравана, но его спас лед. 24 августа вблизи острова Русский крейсер «Шеер» попал в ледяной плен. «Мы не знали, что делать, кругом было белое поле, большие куски льда давили на крейсер, мы ждали, что он вот-вот треснет, как скорлупа», - вспоминал один из немецких моряков.

Помогла кораблю только перемена ветра - капитан Меендсен-Болькен смог вывести его на рыхлый лед и даже продолжил преследование советского конвоя. Однако сколько-либо значимой скорости достигнуть не получилось - иногда тяжелый корабль преодолевал за час всего два километра.

Утром 25 августа «Адмирал Шеер» утратил «дальнее зрение» - вернувшийся с разведки гидросамолет «Арадо» неудачно сел на воду и был разбит. Его пришлось расстрелять буквально в щепы из зенитной пушки. Происшествие с самолетом убедило немецкого капитана в том, что продолжать погоню нет никакого смысла, Меендсен-Болькен повернул крейсер в обратном направлении - на запад, к Диксону.

«Ворота Арктики» - так называют порт Диксон моряки. Еще до войны, когда главным видом топлива был каменный уголь, Диксон служил надежным прибежищем для судов, связующим звеном в системе Северного морского пути - незаменимой транспортной магистрали будущего. Сюда непременно заходили ледоколы и транспорты пополнить запасы топлива и пресной воды, надежно укрываясь от шторма и дрейфующего льда. Во время войны Диксон приобрел стратегическое значение: через него проходили конвои судов с важными грузами. А в 1943 году на полную мощность вышел Норильский горно-металлургический комбинат, который поставлял никель для брони танков Т-34. Знаменитая тридцатьчетверка внушала страх немецким солдатам. Поэтому первоочередной задачей для немецких подводных лодок была изоляция Норильска. В планы фашистов входило «заткнуть Енисей невидимой пробкой, которая надежно перекроет большевикам доступ к союзническим складам».

Мало кто мог представить, что война придет и сюда: уж слишком далеко от линии фронта находился этот небольшой поселок... Погода в Заполярье капризна и непредсказуема. Ясное небо, бледная летняя ночь, иногда с моря наползает мгла в виде почти неосязаемых взвешенных частиц влаги, оседающих на лице и одежде, закрывающих горизонт светлой пеленой. Такой была погода перед роковым 27 августа 1942 года.

СКР-19

За оборону Диксона командир СКР-19 Гидулянов и его помощник Кротов были награждены орденом Отечественной войны. СКР-19 после ремонта влился в состав Северного флота и до конца войны нес боевую службу, охраняя северные конвои союзников. А о жестоком неравном в бухте Диксон напоминает памятник его защитникам, героям Севера, морякам, навечно оставшимся в суровой Таймырской земле. Подумать только, такой гигант, вооруженный шестью 280-мм, восемью 150-мм, шестью 105-мм и восемью 37-мм пушками, восемью торпедными аппаратами и двумя самолетами, фактически ничего не смог поделать с двумя 152-мм орудиями, открыто стоявшими на причале о. Диксон, и четырьмя 76-мм орудиями на СКР «Дежнев».

В самом деле, что мог подумать командир фашистского рейдера о советских моряках, когда экипаж ледокольного парохода «Александр Сибиряков», вооруженного двумя 76-мм и двумя 45-мм пушками, ни секунды не раздумывая, вступает в бой с гигантом, имеющим 28 пушек и броню? Качарава, командовавший «Сибиряковым», и не думал о сдаче в плен. Гарнизон о. Диксон, моряки СКР «Дежнев» и парохода «Революционер» также вступили в бой. Потеряв 7 человек убитыми и 21 ранеными, получив четыре прямых попадания, моряки «Дежнева» продолжали сражаться. Находившийся тогда на Диксоне комиссар Северного отряда кораблей полковой комиссар В. В. Бабинцев, который потом осуществлял общее руководство боем, готовил отряд народного ополчения, вооруженный винтовками, ручными пулеметами, гранатами и батареей 37-миллиметровых польских трофейных пушек.

Героизм защитников Диксона заставил немцев отказаться от намеченной на осень 1942 года операции в Западной Арктике двух своих крейсеров под кодовым названием «Доппельшлаг» («Дуплет» или «Двойной удар»). Мало кто знает, что гитлеровцы планировали доставить из северной Норвегии в устье Енисея отборные диверсионные части, которые бы на спецбаржах поднялись вверх по реке, захватив сибирские города, в том числе и Красноярск, и перекрыли бы Транссибирскую железнодорожную магистраль.
Немцы в навигацию 1943 года создали напряженную минную обстановку на подходах к проливам, устьям сибирских рек, портам. В Карском море одновременно находилось до шести немецких субмарин. Они выставили 342 донные неконтактные мины. В конце августа подводная лодка U-636 поставила в Енисейском заливе 24 такие мины, прибор кратности которых был установлен на цифру 8. И 6 сентября на одной из них подорвался пароход «Тбилиси», шедший с грузом угля из Дудинки в Архангельск, и затонул. Очень сложно и опасно было уничтожать такие мины.

ФИРСИН Федосий Герасимович

Рассказ бывшего краснофлотца Фирсина Ф.Г. о поединке СКР-19 с тяжелым немецким крейсером «Адмирал Шеер», записанный ветераном Великой Отечественной войны Федором Андреевичем Рубцовым.

«Я родился 10 февраля 1913 года в с. Семечки Трубчевского района Брянской обл. в крестьянской семье. В 1930 году наша семья вступила в колхоз. Окончив курсы трактористов, я работал в МТС. 24 мая 1936 года был призван в ряды РККА и служил в отдельном эскадроне связи в 24-й кавалерийской дивизии г. Липель Белорусского военного округа. 1 декабря 1937 года демобилизовался и приехал на работу в г. Мурманск. С 1 января 1938 года до начала Великой Отечественной воины служил матросом на рыболовном траулере.

23 июня 1941 года прибыл на сборный пункт г. Мурманска и был зачислен на СКР-19 - ледокольный пароход «Дежнев», команда которого комплектовалась из моряков военного и тралового флотов. После боевой подготовки выполнял боевые задания командования. В августе 1942 года поступил приказ выйти в район о. Диксона Красноярского края и забрать тяжелые пушки в порту. Там 27 августа 1942 года около часа ночи и произошла встреча нашего корабля с немецким крейсером.
Бой шел недолго, но тяжело, жестоко. Противник был грозен. Команда крейсера состояла из 926 человек, наша - всего из 123. На вооружении крейсера находилось шесть 280-миллиметровых, восемь 150-миллиметровых орудий.

Когда я по боевой тревоге выбежал на верхнюю палубу, выстрелов еще не было, но все были встревожены. Вскоре я увидел: из-за острова по направлению к порту идет громадный корабль. Это был немецкий крейсер «Адмирал Шеер», потопивший 25 августа 1942 года восточнее Диксона наш пароход «Александр Сибиряков».


Гибель ледокольного парохода "А. Сибиряков"

Расчет 76-миллиметровой пушки, в котором я служил, приготовился к бою. Когда расстояние между портом и крейсером сократилось до четырех километров, враг открыл огонь по стоявшему на рейде транспорту «Революционер», пришедшему с лесом из Игарки и отшвартовавшемуся у причала недалеко от нас. Транспорт загорелся. Когда крейсер выдвинулся из-за острова, наш корабль попал в поле зрения немцев, и весь огонь перенесли на нас.

Заместитель командира корабля лейтенант Кротов дал команду отойти от причала для лучшего маневрирования и меньшей уязвимости команды и корабля. Как только отошли, четыре русских орудия открыли сосредоточенный огонь. Дальномерные посты наблюдали попадание по корме, центральной и носовой частям вражеского корабля. Пулеметчики также начали обстрел крейсера, но огонь пулеметов из-за большого расстояния был неэффективен, поэтому его вскоре прекратили.

Одновременно с нами по крейсеру вела огонь 152-миллиметровая пушка береговой батареи Корнякова. Две другие пушки этой батареи уже были демонтированы - их готовили к отправке.

Возле бортов «Дежнева», на палубе, рвались вражеские снаряды, осколки разлетались по кораблю. Лейтенант Кротов был ранен, но продолжал командовать и управлять кораблем до конца боя.

Один из вражеских снарядов, пробив выше ватерлинии левый борт, пронзил трюм и вышел через правый борт.

Вражеский корабль стал отходить за остров и прекратил огонь, но у нас отбоя боевой тревоги не объявили: враг мог снова предпринять какие-то действия, и мы должны были оставаться готовыми к любым неожиданностям.

Крейсер врага обошел остров и из-за северо-восточной оконечности снова открыл огонь по порту и зданию диксонской радиостанции.

Нам крейсер не был виден, и артиллерия «Дежнева» в это время огонь не вела. Но 152-миллиметровая пушка береговой батареи, развернувшись, открыла огонь. Позже «Адмирал Шеер» быстрым ходом ушел от Диксона.
В этом бою расчету нашего орудия пришлось тяжело. В строю остался лишь один человек. Осколками вражеского снаряда в живот был смертельно ранен командир расчета А. М. Карагаев, осколками разорвало пополам Ф. Х. Хайруллина, тяжело ранило М. Курушина и пулеметчика Н. Волчека. Мне разбило правую ногу и правую руку.

Рассчитывать на скорую помощь не приходилось - все были заняты у орудия, вели огонь по врагу. Теряя последние силы, я пополз к пушке на правый борт. Меня увидели, оказали первую помощь и отнесли в лазарет. Хотя потерял много крови, все помню хорошо. Кругом стоял страшный грохот от разрывов снарядов противника и наших пушек.

В этом бою наш корабль, получив 542 пробоины, причем две из них размерами полтора на два метра, остался в строю. Всего наши пушки выпустили по врагу 38 76-миллиметровых и 78 45-миллиметровых снарядов.

Закончился бой, подошел от берега катер, и раненых перенесли на него. Часть легкораненых оставили лечиться в корабельном лазарете. Катер пришвартовался у причала, нас погрузили на автомашину и отвезли в больницу. В больнице я сразу потерял сознание, очнулся через сутки».
Тяжелораненым были нужны кровь и опытный хирург. Командование корабля по радио связалось с диксонскими врачами, обратилось в окружной комитет партии в Дудинке с просьбой о срочной помощи. На четвертые сутки гидросамолет доставил из Норильска известного хирурга В. Е. Родионова и медицинскую сестру Д. И. Макухину.

СКР-19 ушел в Дудинку, где кораблю был сделан ремонт в рекордно короткий срок.

После выписки из норильской больницы, в которой долечивались раненые диксонские моряки, 27-летний Федосий Герасимович получил инвалидность - раненную в бою ногу пришлось ампутировать. Работал в Норильске до 1949 года. С 1956 года жил в Красноярске-45.

Использованы материалы:
http://sc19.ru/museum/letopis_krasnoyrsk/til/dicxon/index.php
http://pobeda.krskstate.ru/oborona/part2_17

Ледокол «Семен Дежнев» является последним в серии из 14 кораблей проекта 97А, которая была построена на Адмиралтейском ССЗ в Ленинграде, СССР, в период с 1961 по 1971 год. Ледокол назван в честь российского мореплавателя Семёна Дежнёва, который стал первым известным мореплавателем, прошедшим по Берингову проливу, соединяющему Северный Ледовитый океан с Тихим и разделяющему Азию и Северную Америку, Чукотку и Аляску, причём сделал это за 80 лет до Витуса Беринга, в 1648 году.

Головным судном данного проекта является «Василий Прончищев» (введен в строй 30 декабря 1961 года, списан в в 1989 году).

Ледокол был заложен 30 марта 1971 года, строительный номер 782. Спущен на воду 31 августа 1971 года. 28 декабря 1971 года был передан флоту, ответственным сдатчиком являлся В. М. Мокеев. Первоначально принадлежал Балтийскому морскому пароходству. На судне установлены Генераторы постоянного тока и гребные электродвигатели, приводящие во вращение на два кормовых и один носовой винт. Это оборудование было изготовлено на «Электросиле».

Ледокол работает в акватории морского порта Санкт-Петербург, обеспечивая проводку по морскому каналу от причалов порта до Приёмного буя.

В 1999 году прошёл капитальную модернизацию, в результате которой были установлены три новых голландских двигателя дизель-генераторов, обновлено навигационное оборудование.

В настоящее время ледокол принадлежит ФГУП «Росморпорт» и входит в состав флота Северо-Западного бассейнового филиала.

Продолжает работать в водах Финского залива по проводке транспортных кораблей из порта Санкт Петербурга.

Ледокол «Семен Дежнев» («Semyon Dezhnev») IMO: 7119446, флаг Россия, порт приписки Большой порт Санкт-Петербург, был построен 26 декабря 1971 года, строительный номер 782. Судостроитель: Адмиралтейский ССЗ, город Ленинград, СССР. Владелец: ФГУП «Росморпорт», Россия. Оператор: Северо-Западный бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт», Россия.

Символ класса РС: KM(*) LL4.

Основные характеристики: Тоннаж 2315 тонн, дедвейт 1092 тонны, водоизмещение 3147 тонн. Длина 68,49 метра, ширина 18,289 метра, высота борта 8,32 метра, осадка 6,05 метра. Скорость хода на чистой воде 14,0 узлов. Автономность плавания 20 суток. Экипаж 33 человека.

В феврале 2006 года ледокол был снят с текущей работы для спасения терпящих бедствие рыбаков. Лодка с двумя людьми была обнаружена в районе маяка Островной (западнее Лужской губы).

Экипаж судна участвовал в решении крайне тяжелой ледовой ситуации зимы 2010-2011 года, когда в ожидании проводки находилось более 100 судов единовременно.

В начале 2012 года ледокол попал на новостные ленты в связи с первой ледовой проводкой года. 19 января появилось сообщение о том, что в процессе выполнения ледовой проводки ледокол потерял ход и заблокировал вход в порт. Позже со стороны администрации порта поступило сообщение о том, что остановка была плановой и не помешала заходу судов в порт.

В зимнюю навигацию 2015-2016 года по каналу морского порта Большой порт Санкт-Петербург.