Цеховая организация ремесла в средневековой европе. Взаимосвязь производственных цехов с другими группами помещений

Решение домашней работы по всеобщей истории за 7 класс.
Готовые ответы к заданиям рабочей тетради за 7 класс "История Нового времени. 1500-1800", авторов Юдовская А. Я. и Ванюшкина Л. М.
Страница содержит ответы к 1 главе тетради "Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.", в которую входят шесть параграфов. Можно найти решенные задания, заполненные контурные карты, таблицы и кроссворды.

Задание № 1.
Среди перечисленных ниже изобретений, сделанных человечеством, отметьте (подчеркните) те, благодаря которым в XV-XVI вв. смогли свершиться Великие географические открытия. Укажите их роль.
Ответ на задание:
Порох; шелк; каравелла; фарфор; винт; новые источники энергии ветряные мельницы, каменный уголь; компас; огнестрельное оружие; бумага; книгопечатание; ворот.
Каравелла обладала высокой маневренностью, малой осадкой, отличными мореходными качествами и обладала достаточной грузоподъемностью. Компас был необходим для определения местонахождения и прокладки курса. Огнестрельное оружие давало огромное преимущество европейцам над туземцами.
Книгопечатание способствовало распространению в Европе книг и карт.

Задание № 2.
Современники Великих географических открытий указывали, что каждый мореплаватель, отправлявшийся в экспедицию, должен был иметь при себе набор необходимых вещей. Эти предметы нарисованы ниже. Подпишите их и укажите, для чего они служили.
Ответ на задание:
1. Хронометр (часы) для определения времени;
2. Арбалет - холодное оружие дальнего боя;
3. Шпага - холодное оружие ближнего боя;
4. Астролябия и компас - астрономические приборы для ориентирования и определения точного времени;
5. Географическая карта - изображение земной поверхности.
Задание № 3.
Выберите правильный ответ. Впервые мушкет был применен:
Ответ: б) в 16 веке испанцами.

Задание № 4.
Заполните пропуски. О ком из великих мореплавателей этот рассказ?
Заполненный текст:
Жизнь Христофора Колумба полна легенд и загадок. Известно, что родился он в 1451 г. в итальянском городе Генуя в семье небогатого ткача. Неясным остался вопрос о его образовании. Одни исследователи считают, что он обучался в городе Павия, другие - что он был гениальным самоучкой. Известно, что в 70-80-е гг. XV в. он увлеченно занимался географией, изучал навигационные карты, работал над проектом открытия кратчайшего морского пути из Европы в Азию, рассчитывая попасть туда через Атлантический океан.
Для осуществления планов нужны были деньги и Христофор Колумб в поисках средств отправился к европейским королевским дворам. В Португалии «Совет математиков» отверг его проект как фантастический, несбыточным нашел его и английский король. Отказал в деньгах и испанский король, так как его советники заявили, что «шарообразная форма Земли образовала бы перед кораблем гору, через которую он не смог бы переплыть даже при самом попутном ветре». Время шло. Наконец в 1492 г. испанские короли Фердинанд и Изабелла подписали с Колумбом договор и снабдили деньгами для организации экспедиции. Началось тяжелое плавание.
В 1492 г. мореплаватель ступил на землю острова, который назвали Сан-Сальвадор, а затем были открыты еще два острова, которые носят названия Куба и Гаити.
В результате последующих трех экспедиций были открыты Пуэрто-Рико, Ямайка, побережье Южной Америки и Центральной Америки. До конца своих дней мореплаватель верил, что открыл новый путь в Индию. Открытый им материк носит имя другого исследователя и называется Америка. В 19 веке французский писатель Виктор Гюго писал: «Есть несчастные люди: Христофор Колумб не может писать своего имени на своем открытии...»

Задание № 5.
Объясните выражения: «Это страна, где «каждый крестьянин был рыбаком, а каждый дворянин - капитаном», «Этот человек - мешок с перцем», «Устав дырявые донашивать кафтаны... плыли покорить тот сказочный металл», «Корабль плыл по «морю Мрака». В каких случаях они применялись?
Объяснение:
Это страна, где «каждый крестьянин был рыбаком, а каждый дворянин - капитаном». Так говорили о Португалии и ее жителях, занятия большинства которых были тесно связаны с морем.
«Этот человек - мешок с перцем». Так называли очень богатого человека. В то время мешок перца ценился дороже золота и был мерилом достатка. «Устав дырявые донашивать кафтаны... плыли покорить тот сказочный металл». Основную массу завоевателей Нового Света составляли оставшиеся не у дел после реконкисты солдаты, разорившиеся идальго, бедняки. Все они стремились в новые земли за золотом.
Корабль плыл по «морю Мрака». «Морем мрака» европейцы называли Атлантический океан.

Задание № 6.
Выберите правильный ответ. Революция цен - это:
Правильный ответ: б) падение цен на золото и вздорожание всех других товаров.

Задание № 7.
Заполните таблицу «Великие географические открытия».
Причины Великих географических открытий. Представители каких слоев населения Европы были заинтересованы в открытии новых земель и цели, которые они преследовали. Последствия Великих географических открытий.
Задание № 8.
На контурной карте разным цветом нанесите маршруты наиболее важных экспедиций XV - середины XVII в., обозначьте их годы.

Задание № 9.
Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочитаете высказывание. Объясните его смысл.
БОГ, СЛАВА И ЗОЛОТО! Девиз первооткрывателей и покорителей новых земель (конкистадоров). «Бог» - обращение в христианство туземцев, «Слава» -за свои открытия получачи титулы и известность, «Золото» - жажда наживы.

Задание № 11.
Какие политические и экономические последствия имело установление абсолютизма в европейских государствах?
1. Формирование наций и национальных государств.
2. Создание государственной церкви или подчинение существующей.
3. Создание постоянных профессиональных армий.
4. Создание единой экономики (политика, налоги, системы мер, таможенных правил и т.п.)

Задание № 12.
Выскажите свое суждение, отличался ли абсолютизм от деспотической власти, если отличался, то чем.
При деспотии монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных. Абсолютизм способствовал единению государства и формированию единой нации, деспотизм - нет (примеры Персии и Османской империи). При абсолютизме сохранялись представительские институты, определенные гражданские права, чего не было при деспотизме. При этом главное сходство - неограниченная власть монарха - приобретаю разные формы даже в Европе, от классического во Франции и «мягкого» в Англии до деспотизма в Испании.

Задание № 13.
Проанализируйте приведенный ниже документ и заполните таблицу. Какие положения цехового устава положительно влияли на развитие производства в XIII-XIV веках, а какие отрицательно в XV веке.
Из устава цеха парижских ткачей.
Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своем доме два широких станка и один узкий. Каждый ткач в своем доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше, чем на 4 года службы.
Все сукна должны быть из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине.
Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа.
Подмастерья-ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола.

Положения цехового устава, положительно влиявшие на развитие производства в 13-14 веках:
1) ограничение производства
2) правовое положение ремесленников
3) требования к качеству продукции
4) требования к квалификации ремесленников

Положения цехового устава, отрицательно влиявшие на развитие производства в 15-16 веках:
1) ограничение производства
2) правовое положение работников
3) жесткое регламентирование рынка

Подумайте, существует ли связь между цеховыми правилами и формой развития мануфактурного производства. Ответ запишите.
Наибольшая связь существует со смешанной формой развития мануфактуры, когда отдельные элементы конечного продукта изготовляли мелкие ремесленники с узкой специализацией, а сборку осуществляли уже в мастерской предпринимателя.

Задание № 14.
Подъем торговли связан с развитием бирж. Подумайте, какая связь существовала между этими процессами. Почему развитие бирж относится к 16 веку?
Ответ на вопрос:
В 16 веке происходит значительное увеличение объема товарной массы и капитала, связанное с открытием новых земель. Все это требовало организации, где могли бы происходить крупные оптовые сделки, что дало толчок образованию бирж, где встречались купцы, банкиры, поставщики и заказчики. Биржи же способствовали росту международной и оптовой торговли.

Задание № 15.
Заполните таблицу «Отличия мануфактуры от ремесленной мастерской».
Каковы были размеры предприятия, кто работал, какие орудия труда применялись, кому принадлежала продукция и существовало ли разделение труда?
Задание № 16.
Напишите сочинение на тему «Покупатели и продавцы на рынке». Ваша работа должна заканчиваться фразой: «Лучше иметь друзей на рынке, чем монеты в сундуке». При подготовке используйте текст и иллюстрации учебника (с. 37 и др).
Рано утром наш купец открыл свою лавку на городском рынке. Торговая он тканями Лавка занимала весь первый этаж дома. Сам он не стоя7 за прилавком, а только приглядывал за своими продавцами, рассыльными и поденными работниками, которых с утра был полон рынок и которые только и искали возможность заработать лишний пенни и брались за любую работу. Людской поток шумно наполняв городскую площадь. Купец заприметил своего знакомого дворянина, пробовавшего на своих землях разводить овец. Поприветствовав друг друга, знакомые перешли к делу Оказалось, что дворянину нужно было много ткани для праздника, который он устраивал. Но, к сожалению, в данный момент он испытывал трудности с деньгами и не мог расплатиться за ткань сразу. Выслушав дворянина, наш купец сказал: «Хорошо, я отпущу тебе ткань в долг.» Довольный дворянин промолвил: «И вправду говорят, лучше иметь друзей на рынке, чем золото в сундуке!»

Задание № 17.
В начале XVI в. в европейских странах уже существовали типографии, имевшие дорогое оборудование - станки, шрифты и т. д. Обычно даже в небольшой типографии работало около 30 человек, и каждый имел свою специальность - наборщик, печатник, корректор и др. К какому виду производства относится типография? Объясните почему. При ответе используйте рисунок.
Решение задания:
Типография представляет собой централизованную мануфактуру по следующим признакам: весь производственный процесс происходит в одном помещении, узкая специализация труда, широкое использование наемного труда, большое число работников, использование дорогого оборудования.

Задание № 18.
Как вы понимаете выражение «На бирже можно продать и купить ветер»? Запишите диалог продавца и покупателя.
Ответ на вопрос:
На биржах часто вели торговлю контрактами па поставку товаров в будущем, когда самого товара нет в наличии. Причем оплата производилась не только «живыми» деньгами, но и расписками (вексель). Продавец: «Продаю партию перца, которая придет через полгода!» Покупатель: «Покупаю, но расплачусь векселем».

Задание № 19.
Какие из перечисленных ниже положений являются признаками зарождения капитализма:
Ответы:
а) развитие мануфактур
в) увиличение числа наемных работников
д) рост числа предпринимателей.

Задание № 20.
Укажите, какие из перечисленных слоев населения относились к буржуазии:
Ответы:
а) купцы
б) банкиры
г) владельцы мануфактур

Задание № 21.
Выберите из предложенных ниже суждений те, которые помогут правильно ответить на вопрос о причинах развития мануфактурного производства(Ответы: а,в,г,д):
а) наличие свободной рабочей силы в лице освободившихся от крепостной зависимости крестьян и разорившихся мелких ремесленников:
б) появление первых механических машин, приводимых в движение энергией &ды; ер*
в) развитие морской торговли и рост городов увеличили спрос на изделия ремесла;
г) приток золота и серебра из Нового Света обеспечил купцам-прсдприниматс-лям необходимые денежные средства для организации мануфактур:
д) цеховые правила мешали применению технических изобретений в ремесленных мастерских:
е) правительства европейских стран насильно отправляли работать на мануфактуры нищих и бродяг.

Задание № 22.
Как вы думаете, почему авторы учебника рассказ о купцах Фуггерах назвали «Век Фуггеров»? Предложите свое название.
Ответ на вопрос:
В 16 веке ведущую роль в Европе играла империя Габсбургов, объединившая под своей властью пол-континента и пользовавшаяся неограниченной поддержкой папы. Фуггеры были кредиторами Габсбургов и римских пап. «Серые кардиналы 16 века».

Внимательно рассмотрите рисунок (с. 46 учебника). Какие выводы о занятиях Фуггера-купца и банкира вы можете сделать?
Ответ на вопрос:
Пользуясь расположением Габсбургов и римских пап, Фуггеры имели возможность беспрепятственно расширять сеть филиалов своего торгового дома в крупнейших торговых центрах Европы. Кстати, крах Фуггеров совпадает с крахом Габсбургов, когда в 17 веке Испания утратила главенствующее положение в Европе, а первенство в торговле переходит к Англии и Голландии.

Задание № 23.
О каком городе говорили в XVI в., что он «поглотил торговлю других городов» и стал «воротами Европы»:
Ответ: в)Антверпен

Задание № 24.
Установите соответствие между термином и его значением. В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.1. Фермер А. Денежная единица Нидерландов
2. Откупщик Б. Дворянский титул во Франции
3. Шевалье В. Крестьянин-предприниматель, использующий наемный труд и технику.
4. Гульден Г. Человек, бравший на откуп сбор какой-либо пошлины или налога
Д. Налог, который во Франции государство собирало с крестьян
Ответ на задание: 1-в, 2-г, 3-б, 4-а

Задание № 25.
Мода эпохи Возрождения сменилась испанской модой, затем законодательницей моды в Европе стала Франция. Рассмотрите рисунки и подпишите, к какому направлению европейской моды относится каждый из них. Объясните, в чем особенности представленных направлений моды.
а) мода эпохи Возрождения характеризовалась свободными нарядами, богато украшенными вышивкой и драгоценностями, появлением берета (рисунки 5, 7);
б) испанская мода - это дань чопорности и строгости, отказ от декольте, открытых рукавов (рисунки 6, 9);
в)венецианская мода - отдушина и бунт против испанской строгости, предвестница барокко (рисунок 3)
г)французская мода (рококо) - пышность, камзолы, жилеты, парики, фантастические прически дам, кринолины, открытое декольте, обилие кружев, воланов и узоров (рисунки 1, 2, 4, 8).

Задание № 26.
Как вы знаете, в XVI-XVII вв. в европейских странах существовали поваренные книги. Если бы вам предложили написать такую книгу, то какое меню на один день составили бы вы для крестьянской семьи, семьи бедного горожанина, семьи буржуа или богатой аристократической семьи?
Ответ на вопрос:
16-17 века, а) меню крестьянина: хлеб из ржи или овса, чечевичная похлебка или каша, лук, вода; меню бедного горожанина: чечевичная похлебка или каша (или овсяная), хлеб ржаной или овсяный, рыба, лук, вода; в) меню буржуа или аристократа: овощи, мясо, фрукты, рыба, вино, пряности. 18 век. а) и б) не изменились значительно, может только картофель начинал входить в обиход; в) меню зажиточных слоев населения дополнили чай, кофе, шоколад, белый хлеб, сахар.

Задание № 27.
Прочитайте отрывок из книги историка Н. М. Карамзина (1766-1826) «Письма русского путешественника» и подчеркните разным цветом черты средневекового города в тексте выделены красным цветом) и черты, присущие городам Нового времени (зеленым цветом). Составьте рассказ о повседневной жизни горожан в XVII-XVIII вв. Для ответа используйте текст учебника (§ 4-6) и иллюстрации.

Париж покажется вам великолепнейшим городом, когда вы въедете в него по Версальской дороге. Громады зданий впереди с высокими шпицами и куполами; на правой стороне река Сена с картинными домиками и садами ; на левой, за пространною зеленою равниною гора Мартр, покрытая бесчисленными ветряными мельницами... Дорога широкая, ровная, гладкая, как стол, и ночью бывает освещена фонарями. Застава есть небольшой домик, который пленяет вас кра-ертой архитектуры своей . Через обширный бархатный луг въезжаете в поля Елисейские, недаром названные сим привлекательным именем: лесок... с маленькими цветущими лужками, с хижинками, в разных местах рассеянными, из которых в одной найдете кофейный дом, в другой - лавку. Тут по воскресеньям гуляет народ, играет музыка, пляшут вёселые мещанки. Бедные люди, изнуренные шестидневною работою, отдыхают на свежей пьют вино и поют водевили...
...Взор ваш стремится вперед, туда, где на большой, осьмиугольной плошали возвышается статуя Людовика 15, окруженная белым мраморным балюстрадом . Подойдите к ней и увидите перед собою густые аллеи славного сала Тюильри, примыкающие к великолепному дворцу : вид прекрасный... Здесь гуляет уже не народ, как в полях Елисейских, а так называемые лучшие люди, кавалеры и дамы, с которых пудра и румяна сыплются на землю . Взойдите на большую террасу, посмотрите направо, налево, кругом: везде огромные здания, З^йки, храйы - красивые берега Сены, гранитные моста, на которых толпятся тысячи людей, сгучит множество карет - взгляните на все и скажите, каков Париж. Мало, если назовете его первым городом в свете, столицею великолепия и волшебства. Останьтесь же здесь, если не хотите переменить своего мнения; пошедши далее, увидите... тесные улицы, оскорбительное смешение богатства с нищетою; подле блестящей лавю^г ювелира - кучу гнилых яблок и сельдей; везде грязь и даже кровь, текущую ручьями из мясных рядов , - зажмете нос и закроете глаза.
...Улицы все без исключения узки и темны от огромных домов... Горе бедным пешеходцам, а особливо, когда идет дождь! Вам надобно или месить грязь на середине улицы, или вода, льющаяся с кровель ... не оставит на вас сухой нитки. Карета здесь необходима, по крайней мере для нас, иностранцев, а французы умеют чудесным образом ходить по грязи не грязнясь, мастерски прыгают с камня на камень и прячутся в лавки от скачущих карет.

Задание № 28.
Как вы понимаете выражение «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть»? Внимательно рассмотрите рисунки и вставьте в каждую подпись недостающее ключевое слово, помогающее определить социальное положение данной семьи.

Питание европейцев зависаю от имущественного положения.
а) ужин в семье буржуа
б) ужин в бедняцкой семье
в) ужин в знатной аристократической семье
Тестовые задания к § 1-6.

Задание № 1.

Выберите правильный ответ.
1.1. Крупнейшим европейским городом к началу XVII в. стал: в) Лондон
1.2 Место заключения сделок между банкирами, торговцами, негоциантами в XVI-XVII вв.: в) биржа
1.3. Средства, вкладываемые в производство для получения прибыли: в) капитал
1.4. Автор сочинения «О горном деле и металлургии в двенадцати книгах»: в) Георгий Агрикола
1.5. Основные черты Нового времени в XVI- XVII вв. - это:
в) развитие мануфактурного производства
д) рост торговли и товарно-денежного хозяйства
ж) численный рост буржуазии и усиление предпринимательской деятельности
з) рост влияния городов в экономической жизни Европы.

Задание № 2.
Согласны ли вы со следующими утверждениями?
2.1.1522 г. - начало первой экспедиции Христофора Колумба для поиска новых путей в Индию (нет).
2.2. Стюарты - французская королевская династия (нет).
2.3. Резиденция - место постоянного пребывания главы государства (да).

Задание № 3.
Установите соответствие между датой и событием. В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.1. 1492 год А. Начало экспедиции Магеллана
2. 1497 год Б. Начало экспедиции Васко да Гама
3. 1519 год В. Начало экспедиции Христофора Колумба
4. 1600 год
Ответ на задание: 1-в, 2-б, 3-а, 4

Задание № 4.
О ком идет речь?
Он родился в 1643 году и вступил на престол, когда ему не было еще пяти лет. Управление государством сосредоточилось в руках его матери и кардинала Мазарини...

Речь идет о короле Франции Людовике 14 де Бурбон, прозванном Король-Солнце.

Задание № 5.
Сгруппируйте по определенным признакам.
а) Франциск I; б) Генрих VIII; в) парламент; г) Людовик XIV; д) Генеральные штаты; е) Яков I Стюарт.
Вариант А(Монархи-представительская власть): А,Б,Г,Е - В,Д
Вариант Б(Франция - Англия): А,Г,Д - Б,В,Е

Задание № 6.
Задание с развернутым ответом.
Прочитайте текст документа и ответьте на вопросы.
Кольбер мэру и эшевенам Оксерра
Король приказал перенести мануфактуры кружев и саржи2 из Лондона в ваш город, где они и были учреждены. Но жители Оксерра до сих пор пренебрегали тем, чтобы посылать своих детей в дома, где были основаны эти мануфактуры, для того чтобы их детей там обучали...
Я убежден, что если вы наложите на них штраф, а с другой стороны, будете давать награды тем, которые выполняют свои обязанности, и предоставите им освобождение от налогов, как это было постановлено, то вы... докажете народу, что это является его подлинным интересом...
6.1. Как вы думаете, с какой целью могущественный Людовик XIV лично занимался такой «низменной» проблемой, как учреждение мануфактур?
6.2. Какой вывод о характере государственной власти и господствующем экономическом учении можно сделать на основе анализа данного текста.
6.3. Какое суждение о правах человека во Франции можно сформулировать на основе приведенного источника?

6.1. «Когда работаешь для государства - работаешь для себя. Благо одного составляет славу другого» (Людовик XIV).
6.2. При Людовике XIV во Франции абсолютизм достиг своего пика, а в экономике господствовала идея меркантилизма, убежденным сторонником которой был Кольбер.
6.3. «Праву подданных нет, есть одни обязанности» (Людовик XIV).

На каждом предприятии в соответствии с технологическим процессом выпуска продукции организуются производственные подразделения, формирующие его произ­водственную инфраструктуру, под которой понимается состав его производственных подразделений (участков, отделений, цехов), формы их построения, размещения, произ­водственных связей.

Сущность организации производства заключается в создании условий, обеспечивающих правильное ведение технологического процесса приготовления пищи.

Различают предприятия с цеховой структурой и бес­цеховой.

Цеховая структура организуется в предприятиях, работающих на сырье, с большим объемом производ­ства. Цехи подразделяются на: заготовочные (мясной, рыбный, овощной), доготовочные (горячий, холодный) и специализированные (мучной, кондитерский, кулинарный). Бесцеховая структура производства организуется на предприятиях с небольшим объемом производственной программы, имеющих ограниченный ассортимент вы­пускаемой продукции на специализированных предпри­ятиях (закусочных, шашлычных, пельменных, варенич­ных и др.).

В каждом цехе организуются технологические ли­нии. Технологической линией называется участок производства, оснащенный необходимым оборудованием для определенного технологического процесса.

На каждом предприятии выделяют две наиболее важные составные части: ос­новное производство, охватывающее все процессы, непосредственно связанные с вы­пуском готовой продукции, и вспомогательное производство, включающее процессы материального и технического обслуживания основного производства.

Производственная инфраструктура детского кафе «Лёвушка»:

1. Основное производство:

· Горячий цех

· Холодный цех

· Мясо-рыбный цех

· Овощной цех

· Мучной и кондитерский цех

2. Вспомогательное производство:

Моечная кухонной посуды

Моечная столовой посуды

Вспомогательное помещение для официантов

Прачечная

3. Помещения для потребителей:

Торговый зал

Вестибюль

Комната для родителей

Игровой зал

Гардероб

Туалетные комнаты

4. Складские помещения:

Помещение для приемки сырья и п\ф

Склад материально-технического оснащения и тары

Разгрузочная площадка

5. Административно-бытовые помещения:

Кабинет директора

Бухгалтерия

Кабинет зав. производством

Гардероб для работников

Душевая и туалетная комната

Комната для персонала

6. Технические помещения:

Электрощитовая

Производственная инфраструктура кафе также отражена на схеме 3.

Схема 3. Производственная инфраструктура кафе.

А) Помещения для потребителей:

1 – Вестибюль

2 – Гардероб для посетителей

3 – Туалетные комнаты

4 –Торговый зал

5– Комната для родителей

6 – Игровой зал

Б) Производственные помещения:

7 – Горячий цех

8 – Мясо-рыбный цех

9 – Овощной цех

10 – Холодный цех

11 –Кондитерский цех

В) Вспомогательные помещения:

12 – Моечная кухонной посуды

13 – Моечная столовой посуды

14 – Прачечная

15 – Вспомогательное помещение

Г) Складские помещения:

16 – Помещение для приемки

17 – Разгрузочная площадка

18 – Склад материально-технического оснащения и тары

Д) Административно-бытовые помещения:

19 – Кабинет директора

20 – Кабинет зав. производством

21 – Бухгалтерия

22 – Комната персонала

23 – Гардероб для персонала

24 – Туалетная и душевая комнаты

Все группы помещений взаимосвязаны между собой:

o взаимное расположение основных групп помещений обеспечивает крат­чайшие связи между ними без пересечения потоков посетителей и обслуживающего пер­сонала, чистой и использованной посуды, полуфабрикатов, сырья и отходов;

o следует стремиться к компактной структуре здания, предусматривая возмож­ность перепланировки помещений в связи с изменением технологии производства;

o компоновка всех групп помещений удовлетворяет требованиям СниПов, санитарным и противопожарным правилам;

o размещение производственных помещений и оборудования в них должно обеспечивать последовательность проведения технологического процесса производства и реализации продукции, а также соблюдение технологических, санитарных норм и правил.

o все производственные и складские помещения непроходные, входы в производственные и бытовые помещения – со стороны хозяйственного двора, а в торговые помещения - с улицы; они изолированы от входов в жилые помещения;

o компоновка торговых помещений производится по ходу движения посетителей: предусматривается возможность сокращения их передвижения и обеспечение эвакуа­ции людей в случае пожара.

Производственные помещения располагаются в наземных этажах здания и ори­ентируются на север и северо-запад. Холодильные камеры также размещены с ориентировкой на север. Состав и площадь производственных помещений определены Строительными нормами и правилами проектирования (СниП 2.08.02-89).

Горячий цех имеет удобную связь с заготовочными цехами, со складскими помещениями и удобную взаимосвязь с холодным цехом торговым залом, моечной кухонной посуды. Овощной цех располагается рядом со складом овощей, что облегчает доставку овощей и улучшает санитарное состояние производства. Кондитерский, мясной, холодный цеха размещены рядом со складскими помещениями и холодильной камерой.

Задание № 1.

Среди перечисленных ниже изобретений, сделанных человечеством, отметьте (подчеркните) те, благодаря которым в XV-XVI вв. смогли свершиться Великие географические открытия. Укажите их роль.

Порох; шелк; каравелла ; фарфор; винт; новые источники энергии - ветряные мельницы, каменный уголь; компас ; огнестрельное оружие ; бумага; книгопечатание ; ворот.

Каравелла обладала высокой маневренностью, малой осадкой, отличными мореходными качествами и в то же время была вместительным судном.
Компас необходим был для определения местонахождения и прокладки курса.
Огнестрельное оружие давало огромное преимущество европейцам над туземцами.
Книгопечатание способствовало распространению в Европе книг, карт.

Задание № 2.

Современники Великих географических открытий указывали, что каждый мореплаватель, отправлявшийся в экспедицию, должен был иметь при себе набор необходимых вещей. Эти предметы нарисованы ниже. Подпишите их и укажите, для чего они служили.

1. Хронометр (часы) для определения времени.
2. Арбалет - холодное оружие дальнего боя.
3. Шпага - холодное оружие ближнего боя
4. Астролябия и компас - астрономические приборы для ориентирования и определения точного времени.
5. Географическая карта - изображение земной поверхности.

Задание № 3.

Выберите правильный ответ. Впервые мушкет был применен:

а) в XV в. англичанами; б) в XVI в. испанцами;
в) в XVII в. французами; г) в XVIII в. швейцарцами.

Задание № 4.

Заполните пропуски. О ком из великих мореплавателей этот рассказ?

Жизнь Христофора Колумба полна легенд и загадок. Известно, что родился он в 1451 г. в итальянском городе Генуя в семье небогатого ткача. Неясным остался вопрос о его образовании. Одни исследователи считают, что он обучался в городе Павия, другие - что он был гениальным самоучкой. Известно, что в 70-80-е гг. XV в. он увлеченно занимался географией, изучал навигационные карты, работал над проектом открытия кратчайшего морского пути из Европы в Азию, рассчитывая попасть туда через Атлантический океан.
Для осуществления планов нужны были деньги,и Христофор Колумб в поисках средств отправился к европейским королевским дворам. В Португалии «Совет математиков» отверг его проект как фантастический, несбыточным нашел его и английский король. Отказал в деньгах и испанский король, так как его советники заявили, что «шарообразная форма Земли образовала бы перед кораблем гору, через которую он не смог бы переплыть даже при самом попутном ветре». Время шло. Наконец в 1492 г. испанские короли Фердинанд и Изабелла подписали с Колумбом договор и снабдили деньгами для организации экспедиции.
Началось тяжелое плавание.
В 1492 г. мореплаватель ступил на землю острова, который назвали Сан -Сальвадор, а затем были открыты еще два острова, которые носят названия Куба и Гаити .
В результате последующих трех экспедиций были открыты Пуэрто-Рико, Ямайка, побережье Южной Америки и Центральной Америки . До конца своих дней мореплаватель верил, что открыл новый путь в Индию. Открытый им материк носит имя другого исследователя и называется Америка . В 19 веке французский писатель Виктор Гюго писал: «Есть несчастные люди: Христофор Колумб не может писать своего имени на своем открытии...»

Подробнее о биографии Христофора Колумба можно прочитать .

Задание № 5.

Объясните выражения. В каких случаях они применялись?

Это страна, где «каждый крестьянин был рыбаком, а каждый дворянин - капитаном». Так говорили о Португалии и ее жителях, занятия большинства которых были тесно связаны с морем .
«Этот человек - мешок с перцем». Так называли очень богатого человека. В то время мешок перца ценился дороже золота и был мерилом достатка .
«Устав дырявые донашивать кафтаны... плыли покорить тот сказочный металл». Основную массу завоевателей Нового Света составляли оставшиеся не у дел после реконкисты солдаты, разорившиеся идальго, бедняки. Все они стремились в новые земли за золотом .
Корабль плыл по «морю Мрака». «Морем мрака» европейцы называли Атлантический океан .

Задание № 6.

Выберите правильный ответ. Революция цен - это:

а) резкое вздорожание золота и падение цен на все другие товары; б) падение цен на золото и вздорожание всех других товаров ; в) замена золотых и серебряных монет бумажными деньгами.

Задание № 7.

Заполните таблицу «Великие географические открытия».

Причины Великих географических открытий

Истощение ресурсов драгоценных металлов в Европе; п еренаселение районов Средиземноморья; с падением Константинополя турки-османы пе-рекрыли прежние торговые пути европейцев с Востоком; н аучно-техничес-кий прогресс в Европе (мореплавание, вооружение, астрономия, книгопеча-тание, картография и др.); с тремление к обогащению и славе.

Представители каких слоев населения Европы были заинтересованы в открытии новых земель

Монархи, д уховенство, д ворянство, к упцы, в оенное дворянство (оставшееся не у дел и без денег после завершения реконкисты).

Цели, которые они преследовали

Завоевание новых земель и расширение территорий; о ткрытие новых торго-вых путей; л ичное обогащение и слава; о бращение в христианство новых на-родов

Последствия Великих географических открытий

Изменение представлений о мире и людях; т олчок развитию наук; р асшире-ние торговли и формирование единого мирового рынка; на чало создания ко-лониальных империй; п оявление новых видов растений, в том числе пище-вых; р азвитие работорговли; у ничтожение европейцами древнейших циви-лизаций и народов, их культуры и знаний.

Задание № 8.

На контурной карте разным цветом нанесите маршруты наиболее важных экспедиций XV - середины XVII в., обозначьте их годы.


Задание № 9.

Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочитаете высказывание. Объясните его смысл.

БОГ, СЛАВА И ЗОЛОТО! Девиз первооткрывателей и покорителей новых земель (конкистадоров). «Бог» - обращение в христианство туземцев, «Слава» - за свои открытия получали титулы и известность, «Золото» - жажда наживы.

Задание № 10.

Напишите эссе, в котором выскажите свое мнение о том, как принцип «один монарх, один закон, одна религия» влиял на положение личности в абсолютистском государстве. Свою точку зрения аргументируйте. Для ответа используйте текст учебника, произведения художественной литературы, видео- и кинофильмы.

Эссе о Елизавете I Английской смотреть .

Задание № 11.

Какие политические и экономические последствия имело установление абсолютизма в европейских государствах?

1. Формирование наций и национальных государств.
2. Создание государственной церкви или подчинение существующей.
3. Создание постоянных профессиональных армий.
4. Создание единой экономики (политика, налоги, системы мер, таможенных правил и т.п.)

Задание № 12.

Выскажите свое суждение, отличался ли абсолютизм от деспотической власти, если отличался, то чем.

При деспотии монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных. Абсолютизм способствовал единению государства, формированию единой нации, деспотизм - нет (Персия, Османская империя). При абсолютизме сохранялись представительские институты, определенные гражданские права, чего не было при деспотизме. При этом главное сходство, неограниченная власть монарха, приобретало разные формы даже в Европе, от классического во Франции и «мягкого» в Англии до деспотизма в Испании.

Задание № 13.

Проанализируйте приведенный ниже документ и заполните таблицу. Какие положения цехового устава положительно влияли на развитие производства в XIII-XIV веках, а какие отрицательно в XV веке.
Из устава цеха парижских ткачей.
Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своем доме два широких станка и один узкий. Каждый ткач в своем доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше, чем на 4 года службы.
Все сукна должны быть из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине.
Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа.
Подмастерья-ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола.

Подумайте, существует ли связь между цеховыми правилами и формой развития мануфактурного производства. Ответ запишите.

Наибольшая связь существует со смешанной формой развития мануфактуры, когда отдельные элементы конечного продукта изготовляли мелкие ремесленники с узкой специализацией, а сборку осуществляли уже в мастерской предпринимателя.

Задание № 14.

Подъем торговли связан с развитием бирж. Подумайте, какая связь существовала между этими процессами. Почему развитие бирж относится к 16 веку?

В 16 веке происходит значительное увеличение объема товарной массы и капитала, связанное с открытием новых земель. Все это требовало организации, где могли бы происходить крупные сделки, что дало толчок образованию бирж, где встречались купцы, банкиры, поставщики и заказчики. Биржи же способствовали росту международной и оптовой торговли.

Задание № 15.

Заполните таблицу «Отличия мануфактуры от ремесленной мастерской».

Вопросы для сравнения

Ремесленная мастерская

Мануфактура

Каковы размеры предприятий?

Малый размер предприятия

Большой размер предприятия

Кто работал на предприятии?

Мастер (владелец мастерской) и под-мастерья

Наемные рабочие

Какие орудия труда применялись?

Старые ручные станки

Широкое использование новых источ-ников энергии, усовершенствованных станков.

Кому принадлежали орудия труда и изготовленная продукция?

Мастеру

Владельцу мануфактуры

Существовало ли разделение труда?

Нет

Да

Задание № 16.

Напишите сочинение на тему «Покупатели и продавцы на рынке». Ваша работа должна заканчиваться фразой: «Лучше иметь друзей на рынке, чем монеты в сундуке». При подготовке используйте текст и иллюстрации учебника (с. 37 и др).

Рано утром наш купец открыл свою лавку на городском рынке. Торговал он тканями Лавка занимала весь первый этаж дома. Сам он не стоял за прилавком, а только приглядывал за своими продавцами, рассыльными и поденными работниками, которых с утра был полон рынок и которые только и искали возможность заработать лишний пенни и брались за любую работу. Людской поток шумно наполнял городскую площадь. Купец заприметил своего знакомого дворянина, пробовавшего на своих землях разводить овец. Поприветствовав друг друга, знакомые перешли к делу. Оказалось, что дворянину нужно было много ткани для праздника, который он устраивал. Но, к сожалению, в данный момент он испытывал трудности с деньгами и не мог расплатиться за ткань сразу. Выслушав дворянина, наш купец сказал: «Хорошо, я отпущу тебе ткань в долг.» Довольный дворянин промолвил: «И вправду говорят, лучше иметь друзей на рынке, чем золото в сундуке!»

Задание № 17.

В начале XVI в. в европейских странах уже существовали типографии, имевшие дорогое оборудование - станки, шрифты и т. д. Обычно даже в небольшой типографии работало около 30 человек, и каждый имел свою специальность - наборщик, печатник, корректор и др. К какому виду производства относится типография? Объясните почему. При ответе используйте рисунок.

Типография представляет собой централизованную мануфактуру по следующим признакам: весь производственный процесс происходит в одном помещении, используется узкая специализация труда, широко использовался наемный труд, большое число работников, использование дорогого оборудования.

Задание № 18.

Как вы понимаете выражение «На бирже можно продать и купить ветер»? Запишите диалог продавца и покупателя.

На биржах часто вели торговлю контрактами на поставку товаров в будущем, когда самого товара нет в наличии. Причем оплата производилась не только «живыми» деньгами, но и расписками (вексель). Продавец: «Продаю партию перца, которая придет через полгода!» Покупатель: «Покупаю, но расплачусь векселем».

Задание № 19.

Какие из перечисленных ниже положений являются признаками зарождения капитализма:

а) развитие мануфактур; б) крестовые походы; в) увеличение числа наемных работников; г) натуральное хозяйство; д) рост числа предпринимателей?

Задание № 20.

Укажите, какие из перечисленных слоев населения относились к буржуазии:

а) купцы ; б) банкиры ; в) наемные рабочие на мануфактурах; г) владельцы мануфактур .

Задание № 21.

Выберите из предложенных ниже суждений те, которые помогут правильно ответить на вопрос о причинах развития мануфактурного производства:

а) наличие свободной рабочей силы в лице освободившихся от крепостной зависимости крестьян и разорившихся мелких ремесленников;
б) появление первых механических машин, приводимых в движение энергией воды;
в) развитие морской торговли и рост городов увеличили спрос на изделия ремесла;
г) приток золота и серебра из Нового Света обеспечил купцам-предпринимателям необходимые денежные средства для организации мануфактур;
д) цеховые правила мешали применению технических изобретений в ремесленных мастерских;
е) правительства европейских стран насильно отправляли работать на мануфактуры нищих и бродяг.

Задание № 22.

В 16 веке ведущую роль в Европе играла империя Габсбургов, объединившая под своей властью пол-континента и пользовавшаяся неограниченной поддержкой папы. Фуггеры были кредиторами Габсбургов и римских пап. «Серые кардиналы 16 века».

Внимательно рассмотрите рисунок (с. 46 учебника). Какие выводы о занятиях Фуггера-купца и банкира вы можете сделать?

Пользуясь расположением Габсбургов и римских пап, Фуггеры имели возможность беспрепятственно расширять сеть филиалов своего торгового дома в крупнейших торговых центрах Европы. Недаром крах Фуггеров совпадает с крахом Габсбургов, когда в 17 веке первенство в торговле переходит к англичанам и голландцам.

Задание № 23.

О каком городе говорили в XVI в., что он «поглотил торговлю других городов» и стал «воротами Европы»:

а) Париж; б) Кельн; в) Антверпен ; г) Лондон?

Задание № 24.

Установите соответствие между термином и его значением. В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.

Задание № 25.

Мода эпохи Возрождения сменилась испанской модой, затем законодательницей моды в Европе стала Франция. Рассмотрите рисунки и подпишите, к какому направлению европейской моды относится каждый из них. Объясните, в чем особенности представленных направлений моды.

а) мода эпохи Возрождения характеризовалась свободными нарядами, богато украшенными вышивкой и драгоценностями, появлением берета (картинки 5 и 7);
б) испанская мода - это дань чопорности и строгости, отказ от декольте, открытых рукавов (картинки 6 и 9);
в) венецианская мода - отдушина и бунт против испанской строгости, предвестница барокко (картинка 3);
г) французская мода (рококо) - пышность, камзолы, жилеты, парики, фантастические прически дам, кринолины, открытое декольте, обилие кружев, воланов и узоров.

Задание № 26.

Как вы знаете, в XVI-XVII вв. в европейских странах существовали поваренные книги. Если бы вам предложили написать такую книгу, то какое меню на один день составили бы вы для крестьянской семьи, семьи бедного горожанина, семьи буржуа или богатой аристократической семьи?

16-17 века. а) меню крестьянина: хлеб из ржи или овса, чечевичная похлебка или каша, лук, вода б)меню бедного горожанина: чечевичная похлебка или каша (или овсяная), хлеб ржаной или овсяный, рыба, лук, вода. в) меню буржуа или аристократа: овощи, мясо, фрукты, рыба, вино, пряности.
18 век. а) и б) не изменились значительно, может только картофель входил в обиход. в) меню зажиточных слоев населения пополнили чай, кофе, шоколад, белый хлеб, сахар.

Задание № 27.

Прочитайте отрывок из книги историка Н. М. Карамзина (1766-1826) «Письма русского путешественника» и подчеркните разным цветом черты средневекового города в тексте выделены красным цветом ) и черты, присущие городам Нового времени (зеленым цветом ). Составьте рассказ о повседневной жизни горожан в XVII-XVIII вв. Для ответа используйте текст учебника (§ 4-6) и иллюстрации.

Париж покажется вам великолепнейшим городом, когда вы въедете в него по Версальской дороге. Громады зданий впереди с высокими шпицами и куполами; на правой стороне река Сена с картинными домиками и садами ; на левой, за пространною зеленою равниною гора Мартр, покрытая бесчисленными ветряными мельницами ... Дорога широкая, ровная, гладкая, как стол, и ночью бывает освещена фонарями . Застава есть небольшой домик, который пленяет вас красотой архитектуры своей . Через обширный бархатный луг въезжаете в поля Елисейские, недаром названные сим привлекательным именем: лесок... с маленькими цветущими лужками, с хижинками, в разных местах рассеянными, из которых в одной найдете кофейный дом, в другой - лавку. Тут по воскресеньям гуляет народ, играет музыка, пляшут веселые мещанки. Бедные люди, изнуренные шестидневною работою, отдыхают на свежей траве, пьют вино и поют водевили ... ...Взор ваш стремится вперед, туда, где на большой, осьмиугольной площади возвышается статуя Людовика XV, окруженная белым мраморным балюстрадом . Подойдите к ней и увидите перед собою густые аллеи славного сада Тюильри, примыкающие к великолепному дворцу : вид прекрасный... Здесь гуляет уже не народ, как в полях Елисейских, а так называемые лучшие люди, кавалеры и дамы, с которых пудра и румяна сыплются на землю . Взойдите на большую террасу, посмотрите направо, налево, кругом: везде огромные здания, замки, храмы - красивые берега Сены, гранитные мосты, на которых толпятся тысячи людей, стучит множество карет - взгляните на все и скажите, каков Париж. Мало, если назовете его первым городом в свете, столицею великолепия и волшебства. Останьтесь же здесь, если не хотите переменить своего мнения; пошедши далее, увидите... тесные улицы, оскорбительное смешение богатства с нищетою; подле блестящей лавки ювелира - кучу гнилых яблок и сельдей; везде грязь и даже кровь, текущую ручьями из мясных рядов , - зажмете нос и закроете глаза. ... Улицы все без исключения узки и темны от огромных домов... Горе бедным пешеходцам, а особливо, когда идет дождь! Вам надобно или месить грязь на середине улицы, или вода, льющаяся с кровель ... не оставит на вас сухой нитки. Карета здесь необходима, по крайней мере для нас, иностранцев, а французы умеют чудесным образом ходить по грязи не грязнясь, мастерски прыгают с камня на камень и прячутся в лавки от скачущих карет .

Задание № 28.

Как вы понимаете выражение «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть»? Внимательно рассмотрите рисунки и вставьте в каждую подпись недостающее ключевое слово, помогающее определить социальное положение данной семьи.

Питание европейцев зависело от имущественного положения.
а) ужин в семье буржуа;
б) ужин в бедняцкой семье;
в) ужин в знатной аристократической семье.

Тестовые задания к § 1-6.

Задание № 1.

Выберите правильный ответ.

1.1. Крупнейшим европейским городом к началу XVII в. стал:
а) Аугсбург; б) Амстердам; в) Лондон ; г) Париж; д) Кельн.

1.2 Место заключения сделок между банкирами, торговцами, негоциантами в XVI-XVII вв.:
а) лавка; б) банк; в) биржа ; г) резиденция.

1.3. Средства, вкладываемые в производство для получения прибыли:
а) сокровища; б) деньги; в) капитал ; г) акции.

а) Тарталья; б) Якоб Фуггер; в) Георгий Агрикола ; г) Паоло Тосканелли.

1.5. Основные черты Нового времени в XVI- XVII вв. - это:
а) внедрение в жизнь великих изобретений Средневековья; б) использование новых источников энергии и передача ее механизмам; в) развитие мануфактурного производства ; г) укрепление цеховой системы; д) рост торговли и товарно-денежного хозяйства ; е) усиление закрепощения крестьян; ж) численный рост буржуазии и усиление предпринимательской деятельности ; з) рост влияния городов в экономической жизни Европы ; и) укрепление натурального хозяйства.

Установите соответствие между термином и его значением.


Кольбер мэру и эшевенам Оксерра
Король приказал перенести мануфактуры кружев и саржи2 из Лондона в ваш город, где они и были учреждены. Но жители Оксерра до сих пор пренебрегали тем, чтобы посылать своих детей в дома, где были основаны эти мануфактуры, для того чтобы их детей там обучали...
Я убежден, что если вы наложите на них штраф, а с другой стороны, будете давать награды тем, которые выполняют свои обязанности, и предоставите им освобождение от налогов, как это было постановлено, то вы... докажете народу, что это является его подлинным интересом...

6.1. Как вы думаете, с какой целью могущественный Людовик XIV лично занимался такой «низменной» проблемой, как учреждение мануфактур?
«Когда работаешь для государства - работаешь для себя. Благо одного составляет славу другого» (Людовик XIV).

6.2. Какой вывод о характере государственной власти и господствующем экономическом учении можно сделать на основе анализа данного текста.
При Людовике XIV во Франции абсолютизм достиг своего пика, а в экономике господствовала идея меркантилизма, убежденным сторонником которой был Кольбер.

6.3. Какое суждение о правах человека во Франции можно сформулировать на основе приведенного источника?
«Прав у подданных нет, есть одни обязанности» (Людовик XIV).

1. Заполните пропуски в логической схеме "Развитие предпринимательства в Новое время", вписав в прямоугольники соответсвующий цифры

1) Рост рынков и развитие мировой торговли

2) Возникновение нового типа промышленного предприятия - мануфактуры

3) Развитие бирж и банков

4) Великие географические открытия

5) Необходимость большого количества разных товаров

2. Проанализируйте приведенный ниже документ и заполните таблицу. Письменно ответьте на вопрос

Существует ли связь между цеховыми правилами и формами развития мануфактурного производства?

Отдельные элементы конечного продукта изготовляли ремесленники с узкой специальностью, а сборку осуществляли в мастерской предпринимателя

3.Заполните пропуски в таблице. Озаглавьте ее графы, сформулируйте и напишите ее название

Отличие мануфактуры от ремесленной мастерской

4. Сравните рассеянную и централизованную мануфактуры. Запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую - порядковые номера черт различия

1) Имеет место раздача предпринимателем сырья надомникам-ремесленникам и получение от них готового товара

2) Существует разделение труда

3) Осуществляются под одной крышей все операции по производству конечного продукта силами разорившися ремесленников

4) Является одной из ранних форм организации производства

5. Прочитайте определения и запишите понятия

1) Исключительное право на производство или продажу чего-либо - монополия

2) Место, где заключаются сделки купли-продажи - биржа

3) Средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли - капитал

4) Промышленное предприятие, основанное на ручном труде и разделении труда - мануфактура

5) Общественный строй, основанный на частной собственности, стремлении к прибыли, свободном рыночном хозяйстве и использовании наемного труда - капитализм

В 16 веке ведущую роль в Европе играла империя Габсбургов, объеденившая под властью пол-континента и имевшая большую поддержку папы. Фуггеры были кредиторами Габсбургов и римских пап

2) Рассмотрите рисунок (с. 49 учебника). Какие выводы о занятиях Фуггера - купца и банкира вы можете сделать? Запишите их

Фуггеры могли беспрепятственно расширять сеть филиалов своего торгового дома в крупнейших городах

7. Прочитайте текст документа и письменно ответье на вопросы

1) Как вы думаете, с какой целью могущественный Людовик XIV лично занимался такой "низменной" проблемой, как учреждение мануфактур?

"Когда работаешь для государства - работаешь для себя. Благо одного составляет славу другого" (Людовик XIV )

2) Какой вывод о характере государственной власти и господствующем экономическом учении можно сделать на основе анализа данного текста?

При Людовике XIV во Франции абсолютизм достиг своего пика, а в экономике господствовал меркантилизм

3) Какое суждение о правах человека во Франции можно сформулировать на основе приведенного источника?

"Прав у подданных нет, есть одни обязанности" (Людовик XIV )

Задание 1 . Среди перечисленных ниже изобретений, сделанных человечеством, отметьте (подчеркните) те, благодаря которым в XV-XVI вв. смогли свершиться Великие географические открытия. Укажите их роль.

Порох; шелк; каравелла ; фарфор; винт; новые источники энергии - ветряные мельницы, каменный уголь; компас ; огнестрельное оружие ; бумага; книгопечатание ; ворот.

Каравелла обладала высокой маневренностью, малой осадкой, отличными мореходными качествами и в то же время была вместительным судном.
Компас был необходим для определения местонахождения и прокладки курса.
Огнестрельное оружие давало огромное преимущество европейцам над туземцами.
Книгопечатание способствовало распространению в Европе книг, карт.

Задание 2 . Современники Великих географических открытий указывали, что каждый мореплаватель, отправлявшийся в экспедицию, должен был иметь при себе набор необходимых вещей. Эти предметы нарисованы ниже. Подпишите их и укажите, для чего они служили.

1. Хронометр (часы) для определения времени; 2. Арбалет - холодное оружие дальнего боя; 3. Шпага - холодное оружие ближнего боя; 4. Астролябия и компас - астрономические приборы для ориентирования и определения точного времени; 5. Географическая карта - изображение земной поверхности.

Нажми, чтобы увеличить

Задание 3 . Выберите правильный ответ.

Впервые мушкет был применен: а) в XV в. англичанами; б) в XVI в. испанцами; в) в XVII в. французами; г) в XVIII в. швейцарцами.

Задание 4 . Заполните пропуски. О ком из великих мореплавателей этот рассказ?

Жизнь Христофора Колумба полна легенд и загадок. Известно, что родился он в 1451 г. в итальянском городе Генуя в семье небогатого ткача. Неясным остался вопрос о его образовании. Одни исследователи считают, что он обучался в городе Павия, другие - что он был гениальным самоучкой. Известно, что в 70-80-е гг. XV в. он увлеченно занимался географией, изучал навигационные карты, работал над проектом открытия кратчайшего морского пути из Европы в Азию, рассчитывая попасть туда через Атлантический океан.
Для осуществления планов нужны были деньги,и Христофор Колумб в поисках средств отправился к европейским королевским дворам. В Португалии «Совет математиков» отверг его проект как фантастический, несбыточным нашел его и английский король. Отказал в деньгах и испанский король, так как его советники заявили, что «шарообразная форма Земли образовала бы перед кораблем гору, через которую он не смог бы переплыть даже при самом попутном ветре». Время шло. Наконец в 1492 г. испанские короли Фердинанд и Изабелла подписали с Колумбом договор и снабдили деньгами для организации экспедиции.
Началось тяжелое плавание. В 1492 г. мореплаватель ступил на землю острова, который назвали Сан- Сальвадор, а затем были открыты еще два острова, которые носят названия Куба и Гаити .
В результате последующих трех экспедиций были открыты Пуэрто-Рико, Ямайка, побережье Южной Америки и Центральной Америки . До конца своих дней мореплаватель верил, что открыл новый путь в Индию. Открытый им материк носит имя другого исследователя и называется Америка . В 19 веке французский писатель Виктор Гюго писал: «Есть несчастные люди: Христофор Колумб не может писать своего имени на своем открытии...»

Этот рассказ о великом мореплавателе Христофоре Колумбе.

Задание 5 . Объясните выражения. В каких случаях они применялись?

Это страна, где «каждый крестьянин был рыбаком, а каждый дворянин - капитаном». Так говорили о Португалии и ее жителях, занятия большинства которых были тесно связаны с морем.
«Этот человек - мешок с перцем». Так называли очень богатого человека. В то время мешок перца ценился дороже золота и был мерилом достатка.
«Устав дырявые донашивать кафтаны... плыли покорить тот сказочный металл». Основную массу завоевателей Нового Света составляли оставшиеся не у дел после реконкисты солдаты, разорившиеся идальго, бедняки. Все они стремились в новые земли за золотом.
Корабль плыл по «морю Мрака». «Морем мрака» европейцы называли Атлантический океан.

Задание 6. Выберите правильный ответ.

Революция цен - это:
а) резкое вздорожание золота и падение цен на все другие товары; б) падение цен на золото и вздорожа ние всех других товаров ; в) замена золотых и серебряных монет бумажными деньгами.

Задание 7. Заполните таблицу «Великие географические открытия».

Причины Великих географических открытий * истощение ресурсов драгоценных металлов в Европе
* перенаселение районов Средиземноморья
* с падением Константинополя турки-османы перекрыли прежние торговые пути европейцев с Востоком
* научно-технический прогресс в Европе (мореплавание, вооружение, астрономия, книгопечатание, картография и др.)
* стремление к обогащению и славе
Представители каких слоев населения Европы были заинтересованы в открытии новых земель * монархи
* духовенство
* дворянство
* купцы
* военное дворянство (оставшееся не у дел и без денег после завершения реконкисты).
Цели, которые они преследовали * завоевание новых земель и расширение территорий
* открытие новых торговых путей
* личное обогащение и слава
* обращение в христианство новых народов
Последствия Великих географических открытий * изменение представлений о мире и людях
* толчок развитию наук
* расширение торговли и формирование единого мирового рынка
* начало создания колониальных империй
* появление новых видов растений, в том числе пищевых
* развитие работорговли
* уничтожение европейцами древнейших цивилизаций и народов, их культуры и знаний.

Задание 8. На контурной карте разным цветом нанесите маршруты наиболее важных экспедиций XV - середины XVII в., обозначьте их годы.

Нажми, чтобы увеличить

Задание 9. Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочитаете высказывание. Объясните его смысл.

БОГ, СЛАВА И ЗОЛОТО! - Девиз первооткрывателей и покорителей новых земель (конкистадоров). «Бог» - обращение в христианство туземцев, «Слава» - за свои открытия конкистадоры получали титулы и известность, «Золото» - жажда наживы.

Задание 10. Напишите эссе, в котором выскажите свое мнение о том, как принцип «один монарх, один закон, одна религия» влиял на положение личности в абсолютистском государстве. Свою точку зрения аргументируйте. Для ответа используйте текст учебника, произведения художественной литературы, видео- и кинофильмы.

Очень интересный пример представляет юность английской королевы Елизаветы I. Рожденная от второго брака Генриха VIII и Анны Болейн, она еще с младенчества пережила смерть матери, казненной по прихоти Генриха VIII. Не смотря на то, что она была английской принцессой, ее удалили от двора в провинцию, где она росла и воспитывалась. Так как она была не единственной претенденткой на английский престол, на протяжении всех этих лет ее жизнь подвергалась угрозе. Елизавета, как и ее предшественники, Генрих VIII и Эдуард VI (ее сводный брат), была протестанткой, но после смерти Эдуарда, к власти в Англии приходит ее старшая сестра Мария (от первого брака Генриха VIII ), которая была яростной католичкой. Мария жестко преследовала протестантов, за что получила прозвище Кровавая Мери. В ее правление Елизавета была заключена в Тауэр и чудом избежала казни. От нее требовали отречения от протестантизма и принятия католицизма. После смерти своей сестры она с помощью приближенных к ней членов Тайного совета стала королевой Англии. В Европе она была первой, кто в своем государстве проводила политику веротерпимости, не смотря на то, что была протестанткой и государственной религией был протестантизм.

Задание 11. Какие политические и экономические последствия имело установление абсолютизма в европейских государствах?

1. Формирование наций и национальных государств;
2. Создание государственной церкви или подчинение существующей;
3. Создание постоянных профессиональных армий;
4. Создание единой экономики (политика, налоги, системы мер, таможенных правил и т.п.).

Задание 12. Выскажите свое суждение, отличался ли абсолютизм от деспотической власти, если отличался, то чем.

При деспотии монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных. Абсолютизм способствовал единению государства, формированию единой нации, деспотизм - нет (Персия, Османская империя). При абсолютизме сохранялись представительские институты, определенные гражданские права, чего не было при деспотизме. При этом главное сходство, неограниченная власть монарха, приобретало разные формы даже в Европе, от классического во Франции и «мягкого» в Англии до деспотизма в Испании.

Задание 13. Проанализируйте приведенный ниже документ и заполните таблицу.

Из устава цеха парижских ткачей.
Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своем доме два широких станка и один узкий. Каждый ткач в своем доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше, чем на 4 года службы.
Все сукна должны быть из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине.
Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа.
Подмастерья-ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола.

Подумайте, существует ли связь между цеховыми правилами и формой развития мануфактурного производства. Ответ запишите.

Наибольшая связь существует со смешанной формой развития мануфактуры, когда отдельные элементы конечного продукта изготовляли мелкие ремесленники с узкой специализацией, а сборку осуществляли уже в мастерской предпринимателя.

Задание 14. Подъем торговли связан с развитием бирж. Подумайте, какая связь существовала между этими процессами. Почему развитие бирж относится к 16 веку?

В 16 веке происходит значительное увеличение объема товарной массы и капитала, связанное с открытием новых земель. Все это требовало организации, где могли бы происходить крупные сделки, что дало толчок образованию бирж, где встречались купцы, банкиры, поставщики и заказчики. Биржи в свою очередь способствовали дальнейшему росту международной и оптовой торговли.

Задание 15. Заполните таблицу «Отличия мануфактуры от ремесленной мастерской».

Вопросы для сравнения Ремесленная мастерская Мануфактура
Каковы размеры предприятий? Малый размер предприятия Большой размер предприятия
Кто работал на предприятии? Мастер (владелец мастерской) и подмастерья Наемные рабочие
Какие орудия труда применялись? Старые ручные станки Широкое использование новых источников энергии, усовершенствованных станков.
Кому принадлежали орудия труда и изготовленная продукция? Мастеру Владельцу мануфактуры
Существовало ли разделение труда? Нет Да

Задание 16. Напишите сочинение на тему «Покупатели и продавцы на рынке». Ваша работа должна заканчиваться фразой: «Лучше иметь друзей на рынке, чем монеты в сундуке». При подготовке используйте текст и иллюстрации учебника (с. 37 и др).

Рано утром наш купец открыл свою лавку на городском рынке. Торговал он тканями Лавка занимала весь первый этаж дома. Сам он не стоял за прилавком, а только приглядывал за своими продавцами, рассыльными и поденными работниками, которых с утра был полон рынок и которые только и искали возможность заработать лишний пенни и брались за любую работу. Людской поток шумно наполнял городскую площадь. Купец заприметил своего знакомого дворянина, пробовавшего на своих землях разводить овец. Поприветствовав друг друга, знакомые перешли к делу. Оказалось, что дворянину нужно было много ткани для праздника, который он устраивал. Но, к сожалению, в данный момент он испытывал трудности с деньгами и не мог расплатиться за ткань сразу. Выслушав дворянина, наш купец сказал: «Хорошо, я отпущу тебе ткань в долг.» Довольный дворянин промолвил: «И вправду говорят, лучше иметь друзей на рынке, чем золото в сундуке!»

Задание 17. В начале XVI в. в европейских странах уже существовали типографии, имевшие дорогое оборудование - станки, шрифты и т. д. Обычно даже в небольшой типографии работало около 30 человек, и каждый имел свою специальность - наборщик, печатник, корректор и др. К какому виду производства относится типография? Объясните почему. При ответе используйте рисунок.

Типография представляет собой централизованную мануфактуру по следующим признакам: весь производственный процесс происходит в одном помещении, используется узкая специализация труда, широко использовался наемный труд, большое число работников, использование дорогого оборудования.

Задание 18. Как вы понимаете выражение «На бирже можно продать и купить ветер»? Запишите диалог продавца и покупателя.

На биржах часто вели торговлю контрактами на поставку товаров в будущем, когда самого товара нет в наличии. Причем оплата производилась не только «живыми» деньгами, но и расписками (вексель).
Продавец: «Продаю партию перца!»
Покупатель: «Когда будет товар?»
Продавец: «Через полгода пятьсот фунтов отборного перца.»
Покупатель: «Согласен купить всю партию.»
Продавец: «Как будете расплачиваться?»
Покупатель: «Векселем.»

Задание 19. Какие из перечисленных ниже положений являются признаками зарождения капитализма:

а) развитие мануфактур; б) крестовые походы; в) увеличение числа наемных работников; г) натуральное хозяйство; д) рост числа предпринимателей ?

Задание 20. Укажите, какие из перечисленных слоев населения относились к буржуазии:

а) купцы ; б) банкиры ; в) наемные рабочие на мануфактурах; г) владельцы мануфактур .

Задание 21. Выберите из предложенных ниже суждений те, которые помогут правильно ответить на вопрос о причинах развития мануфактурного производства:

а) наличие свободной рабочей силы в лице освободившихся от крепостной зависимости крестьян и разорившихся мелких ремесленников ;
б) появление первых механических машин, приводимых в движение энергией воды;
в) развитие морской торговли и рост городов увеличили спрос на изделия ремесла ;
г) приток золота и серебра из Нового Света обеспечил купцам-предпринимателям необходимые денежные средства для организации мануфактур ;
д) цеховые правила мешали применению технических изобретений в ремесленных мастерских ;
е) правительства европейских стран насильно отправляли работать на мануфактуры нищих и бродяг.

Задание 22. Как вы думаете, почему авторы учебника рассказ о купцах Фуггерах назвали «Век Фуггеров»? Предложите свое название.

В 16 веке ведущую роль в Европе играла империя Габсбургов, объединившая под своей властью пол-континента и пользовавшаяся неограниченной поддержкой папы. Фуггеры были кредиторами Габсбургов и римских пап. «Серые кардиналы 16 века».

Внимательно рассмотрите рисунок (с. 46 учебника). Какие выводы о занятиях Фуггера-купца и банкира вы можете сделать?

Пользуясь расположением Габсбургов и римских пап, Фуггеры имели возможность беспрепятственно расширять сеть филиалов своего торгового дома в крупнейших торговых центрах Европы. Недаром крах Фуггеров совпадает с крахом Габсбургов, когда в 17 веке первенство в торговле переходит к англичанам и голландцам.

Задание 23. О каком городе говорили в XVI в., что он «поглотил торговлю других городов» и стал «воротами Европы»:

а) Париж; б) Кельн; в) Антверпен ; г) Лондон?

Задание 24. Установите соответствие между термином и его значением. В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.

1 2 3 4
В Г Б А

Задание 25. Мода эпохи Возрождения сменилась испанской модой, затем законодательницей моды в Европе стала Франция. Рассмотрите рисунки и подпишите, к какому направлению европейской моды относится каждый из них. Объясните, в чем особенности представленных направлений моды.

а) мода эпохи Возрождения характеризовалась свободными нарядами, богато украшенными вышивкой и драгоценностями, появлением берета (рисунки 5, 7);
б) испанская мода - это дань чопорности и строгости, отказ от декольте, открытых рукавов (рисунки 6, 9);
в) венецианская мода - отдушина и бунт против испанской строгости, предвестница барокко (рисунок 3);
г) французская мода (рококо) - пышность, камзолы, жилеты, парики, фантастические прически дам, кринолины, открытое декольте, обилие кружев, воланов и узоров (рисунки 1, 2, 4).


Нажми, чтобы увеличить

Задание 26. Как вы знаете, в XVI-XVII вв. в европейских странах существовали поваренные книги. Если бы вам предложили написать такую книгу, то какое меню на один день составили бы вы для крестьянской семьи, семьи бедного горожанина, семьи буржуа или богатой аристократической семьи?

XVI-XVII века.
а) меню крестьянина: хлеб из ржи или овса, чечевичная похлебка или каша, лук, вода;
б) меню бедного горожанина: чечевичная похлебка или каша (или овсяная), хлеб ржаной или овсяный, рыба, лук, вода;
в) меню буржуа или аристократа: овощи, мясо, фрукты, рыба, вино, пряности.
XVIII век.
а) и б) не изменились значительно, может только картофель входил в обиход;
в) меню зажиточных слоев населения пополнили чай, кофе, шоколад, белый хлеб, сахар.

Задание 27. Прочитайте отрывок из книги историка Н. М. Карамзина (1766-1826) «Письма русского путешественника» и подчеркните разным цветом черты средневекового города (выделено в тексте красным) и черты, присущие городам Нового времени (выделено в тексте зеленым). Составьте рассказ о повседневной жизни горожан в XVII-XVIII вв. Для ответа используйте текст учебника (§ 4-6) и иллюстрации.

Париж покажется вам великолепнейшим городом, когда вы въедете в него по Версальской дороге. Громады зданий впереди с высокими шпицами и куполами; на правой стороне река Сена с картинными домиками и садами ; на левой, за пространною зеленою равниною гора Мартр, покрытая бесчисленными ветряными мельницами ... Дорога широкая, ровная, гладкая, как стол, и ночью бывает освещена фонарями . Застава есть небольшой домик, который пленяет вас красотой архитектуры своей . Через обширный бархатный луг въезжаете в поля Елисейские, недаром названные сим привлекательным именем: лесок... с маленькими цвету-щими лужками, с хижинками, в разных местах рассеянными, из которых в одной найдете кофейный дом, в другой - лавку. Тут по воскресеньям гуляет народ, играет музыка, пляшут веселые мещанки. Бедные люди, изнуренные шестидневною работою, отдыхают на свежей траве, пьют вино и поют водевили ... ...Взор ваш стремится вперед, туда, где на большой, осьмиугольной площади возвышается статуя Людовика XV, окруженная белым мраморным балюстрадом . Подойдите к ней и увидите перед собою густые аллеи славного сада Тюильри, примыкающие к великолепному дворцу : вид прекрасный... Здесь гуляет уже не народ, как в полях Елисейских, а так назы-ваемые лучшие люди, кавалеры и дамы, с которых пудра и румяна сыплются на землю . Взойдите на большую террасу, посмотрите направо, налево, кругом: везде огромные здания, замки, храмы - красивые берега Сены, гранитные мосты, на которых толпятся тысячи людей, стучит множество карет - взгляните на все и скажите, каков Париж. Мало, если назовете его первым городом в свете, столицею великолепия и волшебства. Останьтесь же здесь, если не хотите переменить своего мнения; пошедши далее, увидите... тесные улицы, оскорбительное смешение богатства с нищетою; подле блестящей лавки ювелира - кучу гнилых яблок и сельдей; везде грязь и даже кровь, текущую ручьями из мясных рядов , - зажмете нос и закроете глаза.
...Улицы все без исключения узки и темны от огромных домов... Горе бедным пешеходцам, а особливо, когда идет дождь! Вам надобно или месить грязь на середине улицы, или вода, льющаяся с кровель ... не оставит на вас сухой нитки. Карета здесь необходима, по крайней мере для нас, иностранцев, а французы умеют чудесным образом ходить по грязи не грязнясь, мастерски прыгают с камня на камень и прячутся в лавки от скачущих карет .

Задание 28. Как вы понимаете выражение «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть»? Внимательно рассмотрите рисунки и вставьте в каждую подпись недостающее ключевое слово, помогающее определить социальное положение данной семьи.
Питание европейцев зависело от имущественного положения.


а) ужин в семье буржуа

б) ужин в бедняцкой семье

в) ужин в знатной аристократической семье