Гора мышь родила похожие пословицы. Воображение против реальности

Сегодня в зоне особого внимания выражение «гора мышь родила», рассмотрим его историю, значение и толкование.

Происхождение

Фразеологизм очень старый, причем настолько, что следов его невозможно найти. Ясно одно: им пользовались еще древние греки. Известен он благодаря произведению Эзопа «Беременная гора». Но баснописец только лишь увековечил греческую пословицу, которая, видимо, к тому времени была уже хорошо известна.

Но первоначально история происхождения фразеологизма «гора родила мышь» такая. Был в Спарте царь, звали его Агесилай - великий полководец. У властителя была буквально мировая известность. Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда у египтян возникли трудности, они упросили великого полководца явиться к ним на помощь. Царь приехал, и войско его было огромно и величественно. Египтяне были под впечатлением, но когда сам царь выступил вперед, то кто-то из наблюдавших сказал: «Гора мышь родила!»

Все дело в том, что Агесилай был уже, мягко говоря, в возрасте, его физическая форма не потрясала воображения, а кроме того, он не любил внешнего эффекта роскоши, поэтому был плохо одет. Эту историю рассказал Плутарх. Ясно, что Эзоп старше Плутарха, но ведь Спарта как историческое явление значительно старше Эзопа.

Значение

Когда история известна, то о значении говорить легко и приятно. Смыслов у объекта исследования два:

  1. Так говорят о людях, которые много говорят, но мало или ничего не делают. Собственно, это мораль басни Эзопа.
  2. И так говорят об обманутых ожиданиях. Вспомним историю об Агесилае: египтяне думали увидеть громовержца Зевса в человеческом обличье или, на худой конец, Геракла, а им явился пенсионер в не самой лучшей форме.

Что ж, почти цитируя нашего прославленного футболиста Андрея Аршавина, скажем: их ожидания - это их проблемы. Необходимо, чтобы царь оправдал основные надежды людей и поддержал в военном смысле державу, а как он там выглядит - это дело десятое.

Несоответствие реальности ожиданиям в науке

Нужны, конечно, примеры. Представим, что человек долго и нудно всем рассказывает, какая у него будет научная работа, как она потрясет научное сообщество, короче говоря, речь идет о том, что после публикации диссертации или книги исследователь обретет мировую известность. Но, когда защита завершилась, оказывается, что ученый отстоял свое право на степень кое-как и еле-еле преодолел барьер. Многие, слышавшие эту историю, вспомнят выражение «гора мышь родила» и будут правы.

Феномен «беременной и рождающей горы» невозможен без публики

И хотя мы сказали чуть выше, что у выражения два значения, они все равно внутренне связаны друг с другом. Потому что говорить надо кому-то, а определенные ожидания возникают тоже на базе либо сказанного, либо сделанного. То есть человек, который играет роль источника волнения людей, сам нагнетает этот ажиотаж.

Если бы наш ученый из примера выше никому ничего не говорил о своей диссертации, а просто тихо-мирно защитился, то никто бы ему слова не сказал. Как мы помним, в басне Эзопа именно шум привлек зевак, а если бы шума не было, то и очевидцев тоже не набежало бы такое количество.

Воображение против реальности. Моральный вывод

Но не всегда так происходит, потому что люди - хвастуны. Когда человек о чем-то думает, то его завораживает сама идея, его пьянят образы, и вот он уже думает о лаврах, хотя самого объекта, благодаря которому он должен пожинать плоды, еще нет в реальности ни в каком виде. Чтобы воплотить замысел, необходимо потратить очень много времени и сил.

Моральный вывод выражения «гора мышь родила»: лучше ничего не говорить, пока проект находится на стадии разработки. Реальность сурова и может внести свои коррективы, поэтому лучше не обнадеживаться заранее и никому не рассказывать о том, что будет. Но понятно, что быть таким «аскетом» очень сложно. Кроме того, существует определенный род людей, психика которых устроена таким образом, что им непременно надо обо всем рассказывать миру. Что делать? Сдерживаться. Если человек овладеет подобной техникой, то сам себе скажет спасибо.

Итак, мы рассмотрели вопрос о том, что означает фраза «гора родит мышь».

Авторство крылатого выражения традиционно приписывается Эзопу, древнегреческому рабу-баснописцу, жившему за несколько веков до нашей эры. Труды самого Эзопа до нас не дошли. Да и историки глубоко сомневаются в действительности его существования. Все басни Эзопа известны в переложениях других авторов. Так и басня «Гора, задумавшая родить» («Mons parturiens»), знакома современным людям в переработке Гая Юлия Федра.

Федр - другой легендарный раб-баснописец, только уже древнеримский. По преданию, жил в периоды царствования императоров Августа, Тиберия, Калигулы и Клавдия, то есть на рубеже старой и новой эры. Считается, что Федр первым из латинских писателей начал перекладывать на стихи прозаические байки Эзопа.

В самом древнем Риме, как сообщает «Литературная энциклопедия», басни Федра были известны крайне мало. Да и вообще, басенный жанр там был не в почете. В средние же, имя Федра забыли, а его труды утеряли. В средневековье были известны лишь прозаические басни, приписываемые некому Ромулусу.

Познакомил мир с творчеством Федра французский юрист, ученый и писатель Пьер Питу, который в 1596 году издал сборник его басен во французском городе Труа. Сборник стал ступенькой к созданию жанра новой европейской басни. Сюжеты из него использовали Лафонтен, Крылов и другие замечательные баснописцы. О том же, где Питу раздобыл рукописи малоизвестного поэта, жившего за полторы тысячи лет до его рождения, история скромно умалчивает.

Другие версии происхождения

Выражение «рожают горы, а родится смешная мышь» встречается в трактате Горация «Искусство поэзии» («Ars poetica»). Такими словами он осмеивает слабых рифмоплетцев, которые начинают свои вирши с высокопарных выражений. Порфирион, комментатор Горация, утверждал, что данное словосочетание - греческая пословица.

В качестве древнегреческой упоминает выражение в своих «Жизнеописаниях» Плутарх. В этом произведении Плутарх приводит рассказ о неком спартанском царе, пришедшем вместе со своими воинами в Египет помочь местному владыке. Множество людей, пришедших встретить прославленного героя, ожидали увидеть могучего богатыря. Но увидели уставшего тщедушного старика.

В русском языке выражение, судя по всему, ввел в обиход Василий Кириллович Тредиаковский. Во вступлении к своей поэме «Тилемахида, или Странствование Тилемаха сына Одиссеева», изданной в 1766 году, Тредиаковский написал: «пышутся горы родить, а смешной родится мышонок». Басню «Гора в родах», с сюжетом о горе, рождающей мышь, написал в 1806 году хорошо известный в начале 19 века литератор Александр Ефимович Измайлов.

Ты же мышь! – брезгливо поморщив хобот и закатив глаза, сказал Слон.
- Да, и что?! – спросила Мышь и оббежала Слона, разглядывая его со всех сторон.
- Ты маленькая, сера и зубы вон какие! Что ты хочешь от меня?
- Я подумала, что ты гора.
- Я не гора, я Слон!
- Теперь вижу. Носище и ноги короткие какие-то… Не гора.
Мышь, сделав еще один круг, побежала прочь. Побежала быстро, целеустремленно.
Слон сделал шаг и сразу догнал ее.
- А зачем тебе гора? – спросил он
- Хочу с ней поговорить.
- Но тут вообще нет горы. Это савана. Тут есть деревья, зебры, трава, большое оранжевое солнце и мы, то есть слоны. Горы нет. – сказал Слон, делая еще один шаг, тем самым опять обгоняя Мышь.
Мышь остановилась.
- А где она есть?
- Я думаю там, куда заходит солнце. И Слон хоботом показал на закат, который Мышь с земли не могла увидеть.
- Значит, ты сам ее не видел?
- Может и видел. Какая она?
- Большая, серая, сильная, старая, красивая, одним словом как… (Мышь на секунду задумалась) Ну как… Как гора!
- Тогда я знаю кто тебе нужен! Гора – это моя бабушка! Она все как ты сказала! Пойдем, я проведу тебя к ней!
Мышь внимательно посмотрела на Слона.
- Ты уверен? - спросила она.
- Абсолютно!
Слон без промедления поспешил в сторону высоких деревьев, отбрасывающих тонкую тень на золотую савану. Но тут же понял, что потерял из виду Мышь. Благо отошел он не далеко, поэтому быстро нашел ее в траве, осторожно взял хоботом и посадил себе на голову.
- Как красиво! – не удержавшись, воскликнула Мышь.
Начинался закат. Огромный, сияющий вертикальный диск солнца касался своим краем горизонтального диска земли и там где они соприкасались, разгорался волшебный пожар. Все вокруг укрывалось теплым бархатом.
Мышь как завороженная не могла оторвать взгляд от этого зрелища. Все что она видела до этого - темные норы, стебли травы, корни деревьев и ногти разных животных. Она смотрела, и сотни мыслей проносились в ее голове.
- Так вот почему птицы вьют гнезда! – неожиданно для самой себя вслух сказала Мышь.
- Вот кому они по вечерам поют свои самые красивые песни, кому посвящают свой талант! Вот почему цветы закрывают свои бутоны, погружая себя в траур. Вот почему утром появляется роса. Это слезы земли за солнцем!
Мышь говорила-говорила, и никак не могла успокоиться.
Слон слушал не очень внимательно, он никак не мог понять от чего пришел в восторг этот маленький, серый комочек ищущий гору.
- Это моя Бабушка – торжественно сказал Слон.
- Бабушка, эта Мышь ищет гору и по всем признакам гора это ты!
Бабушка рассмеялась громким добрым смехом.
- Зачем же маленькой мышке целая гора? – спросила она.
- Хочу задать ей вопрос – немного смущаясь, ответила Мышь.
- Какой же вопрос может быть у маленькой мышки к горе?
- Говорят, она меня родила – совсем смущаясь, сказала Мышь
Бабушка опять рассмеялась.
- «Рожают горы, а родится лишь смешная мышь»! Очень, очень интересно.
Мышь может родить только мышь, а гора вообще никого родить не может. Холодные ветра, камнепады и ледники, извечные приемные дети горы. Откуда ты взяла эту чушь?
- Услышала разговор Плутарха и Горация – мудрых филинов. Они спорили о чем-то, чуть не подрались и когда Плутарх уходил, то сказал Горацию что у того как всегда гора родила мышь!
- Глупая, серая мышка – Бабушка улыбнулась. – Не воспринимай все сказанное, а тем более этими задаваками буквально. Скорее всего, Горацио наобещал Плутарху с три короба, и как всегда дальше слов дело не зашло. Так что не волнуйся и иди домой.
Слон провел Мышь до самой норы. Было уже темно и дневной зной уступил место вечерней прохладе.
- Спасибо тебе, Слон – опустив глаза, сказала Мышь. – Спасибо за первый закат и за гору. Я бы тебя пригласила на чай, но у меня не убрано. А вот завтра у меня будет пирог. Так что если хочешь, приходи. – все так же не подымая глаз добавила Мышь.
- Обязательно приду! – моментально ответил Слон.
Мышь развернулась, помахала на прощанье и быстро юркнула в свою норку.
Слон, возвращаясь домой, всю дорогу говорил сам с собой.
- Вот она какая – Мышь! Маленькая, серенькая, а зубки какие! – и с лица его не сходила зачарованная улыбка.

Поговорка "гора родила мышь" означает жалкие результаты колоссальных проектов, приготовлений, деятельности, решений. Автором этого и ныне популярного фразеологизма считается легендарный древнегреческий поэт Эзоп, который жил около 7 века до Р.Х. Эта пословица впервые появилась в его поэме под названием "Беременная гора".

"Это было настолько давно, что даже старики не помнят те времена. Однажды в глубине большой горы люди услышали ужасный шум, который был похож на стон, и многие решили, что у горы начались родовые схватки. Множество путников прибыло к подножию горы, чтобы увидеть это чудо. Множество дней и ночей провели они подле горы, что бы ничего не пропустить, и спустя какое-то время гора родила мышь! Точно также бывает и с людьми, которые наобещают много, а делать ничего не станут! "

Это выражение дошла до наших дней благодаря неизвестной поэмы римского баснописца Федра (годы жизни ориентировочно 20 год до Р.Х - 50 год н. э.), который позаимствовал основную идею из поэмы Эзопа в своё произведение "Гора рожающая" (лат. "Mons parturiens")

"Гора рожала с ужасными стонами,
И всё вокруг будто застыло в оцепенении,
А на свет появилась всего лишь мышь.
Это написано для тех, кто много обещает, а выходит полная чушь"

Древнеримский поэт Квинт Гораций Флакк (годы жизни 65 год до Р.Х. - 8 год до Р.Х.) оказался солидарен с мнением Эзопа. Он написал в своём поэтическом послании всем баснописцам "Ars poetica" ("Искусство поэзии")

"Не стоит начинать, как киклический древний

"Будет ли тебе хорошо, от этих обещаний?
Станет рожать гора, а на свет появится смешная мышь"

(лат. "Nec sic incipies, ut scriptor cyclicus olim
«Fortunam Priami cantab(o) et nobile bellum».
Quid dignum tanto feret hic promissor hiatu?
Parturiunt montes, nascetur ridiculus mus")

Существует ещё один вариант происхождения данного фразеологизма. Помпоний Порфирион (начало 3 века н.э.) бывший римским грамматиком являлся в частности толкователем Горация. Он был убеждён, что известное выражение "гора родила мышь" - это старинная древнегреческая народная поговорка, появлению которой, послужила сказка о Зевсе, который испугавшись, что от родов горы Олимп последуют огромные неприятности для всех божественных сущностей, сделал так, что она родила маленькую мышку.

Использование пословицы в литературе

"Губернатор московской губернии Ростопчин частенько хвастался, что вооружённые силы Москвы насчитывают семьдесят пять тысяч человек, в списках же стояла совсем другая цифра - двадцать пять тысяч, а на самом деле в распоряжении имелось около семи тысяч, готовых тотчас отправиться в армию! И на этих людей не было ни ружей ни обмундирования. Так гора родила мышь" ("Кутузов" Л. Раковский)

"Я начал с общественной деятельности и в итоге сделал вывод, что мне, как русскому реалисту, рекомендуется потихоньку смеяться над нашими маленькими глупостями и не спеша обучаться вместе с ленивой публикой азам строгой науки. Какое мощное начало и какой позорный конец! Гора родила мышь, так скорее всего подумает предвзятый читатель, и я не стану его разубеждать" ("Реалисты" Д. Писарев)

"Ладно, пишите, что нибудь не длинное, а я сразу же поставлю свою подпись. Только прошу вас сударь, покороче, я ненавижу бессмысленную писанину. - Адъютанты, долго совещались и наконец остановились на тексте, о котором можно сказать по простому, гора родила мышь" ("Жизнь адмирала Нахимова" Н. Зонин)

Гора родила мышь — ничтожные результаты грандиозных планов, приготовлений, решений, проектов, деятельности. Выражение, ставшее известной , приписывается знаменитому полу-легендарному древнегреческому баснописцу Эзопу, жившему примерно в седьмом веке до нашей эры, и его басне «Беременная гора»

«Давно это было, ещё во время Oно, когда в недрах огромной горы раздался страшный грохот похожий на стон, и все решили, что у горы начались схватки. Толпы народа прибывали со всех концов земли, чтобы только поглядеть на великое чудо, что гора произведёт на свет. Дни и ночи стояли они в трепетном ожидании и, наконец, гора родила мышь! Так и с людьми бывает — обещают много, а делают ничего!»

До нас дошло благодаря римскому поэту и баснописцу Федру (около 20 года до нашей эры - около 50 года нашей эры), повторившего мысль Эзопа в своей басне «Mons parturiens» («Гора рожающая»)

«Рожала гора с неслыханными стонами,
И вся земля томилась в ожидании,
А родилася мышь. Для тех написано,
Кто обещает много, а выходит вздор»

Мнение Эзопа поддерживал и древнеримский поэт Квинт Гораций Флакк (8 декабря 65 года до н. э. - 27 ноября 8 года до н. э.), написавший в своем стихотворном послании поэтам «Ars poetica» («Искусство поэзии») ,

«Не начинай, например, как древний киклический автор:
«Участь Приама пою и деянья войны знаменитой».
Что хорошего будет тебе от таких обещаний?
Будет рожать гора, а родится смешная на свет мышь»
(«Nec sic incipies, ut scriptor cyclicus olim
«Fortunam Priami cantab(o) et nobile bellum».
Quid dignum tanto feret hic promissor hiatu?
Parturiunt montes, nascetur ridiculus mus»)

Имеется и другая версия происхождения пословицы. Комментатор Горация римский грамматик Помпоний Порфирион, живший живший в начале III века нашей эры, утверждал, что «гора родила мышь» — древнегреческая народная пословица, чьим первоисточником является сказание о боге Зевсе, который убоявшись больших неприятностей от родов беременной горы Олимп, сделал так, чтобы она разродилась мышью.

Использование фразеологизма в литературе

- «Московский губернатор Ростопчин хвастался, что «московская военная сила» составляет семьдесят пять тысяч человек, по спискам же значилось лишь двадцать пять, а в наличии, готовых к отправке в армию, всего семь тысяч! И эти семь тысяч были без ружей и в лаптях. Гора родила мышь» (Л. Раковский «Кутузов» )
- «Начал я с общественной солидарности, а кончил тем, практическим заключением, что нам, русским реалистам, можно только осмеивать потихоньку наши мелкие глупости и медленно учиться вместе с нашею ленивою публикой самым элементарным истинам строгой науки. Какое торжественное начало и какой мизерный конец! Гора мышь родила, подумает читатель, и я никак не осмелюсь ему противоречить» (Д. Писарев «Реалисты» )
- «Хорошо-с, напишите что-нибудь покороче, я подпишу. Покороче, прошу, не терплю бесполезной писанины. - Адъютанты, скованные этим категорическим требованием, после долгих совещаний отвергли многие громкие начала и согласились на тексте, о котором можно сказать: поистине, гора родила мышь» (Н. Зонин, «Жизнь адмирала Нахимова» ).