Страстная неделя – календарь и хронология событий. Притчи, упомянутые в стихотворении "На Страстной неделе"

З дравствуйте, дорогие наши посетители!

П еред Вами интересный и занимательный рассказ Антона Павловича Чехова, который посвящен воспоминанием страстной недели. Автор напитал его православным духом, царившим в дореволюционной России и отобразил глубокую детскую веру, жившую в его чистом отроческом сердце.

НА СТРАСТНОЙ НЕДЕЛЕ

И ди, уже звонят. Да смотри не шали в церкви, а то Бог накажет.

Мать сует мне на расходы несколько медных монет и тотчас же, забыв про меня, бежит с остывшим утюгом в кухню. Я отлично знаю, что после исповеди мне не дадут ни есть, ни пить, а потому, прежде чем выйти из дому, насильно съедаю краюху белого хлеба, выпиваю два стакана воды.
На улице совсем весна. Мостовые покрыты бурым месивом, на котором уже начинают обозначаться будущие тропинки; крыши и тротуары сухи; под заборами сквозь гнилую прошлогоднюю траву пробивается нежная, молодая зелень. В канавах, весело журча и пенясь, бежит
грязная вода, в которой не брезгают купаться солнечные лучи. Щепочки, соломинки, скорлупа подсолнухов быстро несутся по воде, кружатся и цепляются за грязную пену. Куда, куда плывут эти щепочки? Очень возможно, что из канавы попадут они в реку, из реки в море, из моря в океан… Я хочу вообразить себе этот длинный, страшный путь, но моя фантазия обрывается, не дойдя до моря.

Проезжает извозчик. Он чмокает, дергает вожжи и не видит, что на задке его пролетки повисли два уличных мальчика. Я хочу присоединиться к ним, но вспоминаю про исповедь, и мальчишки начинают казаться мне величайшими грешниками.

«На Страшном суде их спросят: зачем вы шалили и обманывали бедного извозчика? — думаю я. — Они начнут оправдываться, но нечистые духи схватят их и потащат в огонь вечный. Но если они будут слушаться родителей и подавать нищим по копейке или по бублику, то бог сжалится над ними и пустит их в рай».

Церковная паперть суха и залита солнечным светом. На ней ни души. Нерешительно я открываю дверь и вхожу в церковь. Тут в сумерках, которые кажутся мне густыми и мрачными, как никогда, мною овладевает сознание греховности и ничтожества. Прежде всего бросаются в глаза большое распятие и по сторонам его божия матерь и Иоанн Богослов. Паникадила и ставники одеты в черные, траурные чехлы, лампадки мерцают тускло и робко, а солнце как будто умышленно минует церковные окна. Богородица и любимый ученик Иисуса Христа, изображенные в профиль, молча глядят на невыносимые страдания и не замечают моего присутствия; я чувствую, что для них я чужой, лишний, незаметный, что не могу помочь им ни словом, ни делом, что я отвратительный, бесчестный мальчишка, способный только на шалости, грубости и ябедничество. Я вспоминаю всех людей, каких только я знаю, и все они представляются мне мелкими, глупыми, злыми и неспособными хотя бы на одну каплю уменьшить то страшное горе, которое я теперь вижу; церковные сумерки делаются гуще и мрачнее, и божия матерь с Иоанном Богословом кажутся мне одинокими.

За свечным шкафом стоит Прокофий Игнатьич, старый отставной солдат, помощник церковного старосты. Подняв брови и поглаживая бороду, он объясняет полушепотом какой-то старухе:

— Утреня будет сегодня с вечера, сейчас же после вечерни. А завтра к часам ударят в восьмом часу. Поняла? В восьмом.

А между двух широких колонн направо, там, где начинается придел Варвары Великомученицы, возле ширмы, ожидая очереди, стоят исповедники… Тут же и Митька, оборванный, некрасиво остриженный мальчик с оттопыренными ушами и маленькими, очень злыми глазами. Это сын вдовы поденщицы Настасьи, забияка, разбойник, хватающий с лотков у торговок яблоки и не раз отнимавший у меня бабки. Он сердито оглядывает меня и, мне кажется, злорадствует, что не я, а он первый пойдет за ширму. Во мне закипает злоба, я стараюсь не глядеть на него и в глубине души досадую на то, что этому мальчишке простятся сейчас грехи.

Впереди него стоит роскошно одетая красивая дама в шляпке с белым пером. Она заметно волнуется, напряженно ждет, и одна щека у нее от волнения лихорадочно зарумянилась.

Жду я пять минут, десять… Из-за ширм выходит прилично одетый молодой человек с длинной, тощей шеей и в высоких резиновых калошах; начинаю мечтать о том, как я вырасту большой и как куплю себе такие же калоши, непременно куплю! Дама вздрагивает и идет за ширмы. Ее очередь.

В шелку между двумя половинками ширмы видно, как дама подходит к аналою и делает земной поклон, затем поднимается и, не глядя на священника, в ожидании поникает головой. Священник стоит спиной к ширмам, а потому я вижу только его седые кудрявые волосы, цепочку от наперсного креста и широкую спину. А лица не видно. Вздохнув и не глядя на даму, он начинает говорить быстро, покачивая головой, то возвышая, то понижая свой шепот. Дама слушает покорно, как виноватая, коротко отвечает и глядит в землю.

«Чем она грешна? — думаю я, благоговейно посматривая на ее кроткое красивое лицо. — Боже, прости ей грехи! Пошли ей счастье!»

Но вот священник покрывает ее голову епитрахилью.

— И аз, недостойной иерей… — слышится его голос… — властию его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих…

Дама делает земной поклон, целует крест и идет назад. Уже обе щеки ее румяны, но лицо спокойно, ясно, весело.

«Она теперь счастлива, — думаю я, глядя то на нее, то на священника, простившего ей грехи. — Но как должен быть счастлив человек, которому дано право прощать».

Теперь очередь Митьки, но во мне вдруг вскипает чувство ненависти к этому разбойнику, я хочу пройти за ширму раньше его, я хочу быть первым… Заметив мое движение, он бьет меня свечой по голове, я отвечаю ему тем же, и полминуты слышится пыхтенье и такие звуки, как будто кто-то ломает свечи… Нас разнимают. Мой враг робко подходит к аналою, не сгибая колен, кланяется в землю, но, что дальше, я не вижу; от мысли, что сейчас после Митьки будет моя очередь, в глазах у меня начинают мешаться и расплываться предметы; оттопыренные уши Митьки растут и сливаются с темным затылком, священник колеблется, пол кажется волнистым…

— И аз, недостойный иерей…

Теперь уж и я двигаюсь за ширмы. Под ногами ничего не чувствую, точно иду по воздуху… Подхожу к аналою, который выше меня. На мгновение у меня в глазах мелькает равнодушное, утомленное лицо священника, но дальше я вижу только его рукав с голубой подкладкой, крест и край аналоя. Я чувствую близкое соседство священника, запах его рясы, слышу строгий голос, и моя щека, обращенная к нему, начинает гореть… Многого от волнения я не слышу, но на вопросы отвечаю искренне, не своим, каким-то странным голосом, вспоминаю одиноких богородицу и Иоанна Богослова, распятие, свою мать, и мне хочется плакать, просить прощения.

— Тебя как зовут? — спрашивает священник, покрывая мою голову мягкою епитрахилью.

Как теперь легко, как радостно на душе!

Грехов уже нет, я свят, я имею право идти в рай! Мне кажется, что от меня уже пахнет так же, как от рясы, я иду из-за ширм к дьякону записываться и нюхаю свои рукава. Церковные сумерки уже не кажутся мне мрачными, и на Митьку я гляжу равнодушно, без злобы.

— Как тебя зовут? — спрашивает дьякон.

— А по отчеству?

— Не знаю.

— Как зовут твоего папашу?

— Иван Петрович.

— Фамилия?

— Сколько тебе лет?

— Девятый год.

Придя домой, я, чтобы не видеть, как ужинают, поскорее ложусь в постель и, закрывши глаза, мечтаю о том, как хорошо было бы претерпеть мучения от какого-нибудь Ирода или Диоскора, жить в пустыне и, подобно старцу Серафиму, кормить медведей, жить в келии и питаться одной прочфорой, раздать имущество бедным, идти в Киев. Мне слышно, как в столовой накрывают на стол — это собираются ужинать; будут есть винегрет, пирожки с капустой и жареного судака. Как мне хочется есть! Я согласен терпеть всякие мучения, жить в пустыне без матери, кормить медведей из собственных рук, но только сначала съесть бы хоть один пирожок с капустой!

— Боже, очисти меня грешного, — молюсь я, укрываясь с головой. Ангел-хранитель, защити меня от нечистого духа.

На другой день, в четверг, я просыпаюсь с душой ясной и чистой, как хороший весенний день. В церковь я иду весело, смело, чувствуя, что я причастник, что на мне роскошная и дорогая рубаха, сшитая из шелкового платья, оставшегося после бабушки. В церкви все дышит радостью, счастьем и весной; лица богородицы и Иоанна Богослова не так печальны, как вчера, лица причастников озарены надеждой, и, кажется, все прошлое предано забвению, все прощено. Митька тоже причесан и одет по-праздничному. Я весело гляжу на его оттопыренные уши и, чтобы показать, что я против него ничего не имею, говорю ему.

Алена Бальцева | 31.03.2015 | 9559

Алена Бальцева 31.03.2015 9559


Предлагаем хронологию событий Страстной седмицы – последней недели перед Пасхой.

Страстная седмица – самая важная неделя Великого поста, когда верующие вспоминают последние дни жизни Иисуса Христа на этой земле. Для большинства христианского мира, который пользуется григорианским календарем, она уже наступила. В наших краях, где церкви по-прежнему отмечают праздники по юлианскому календарю, Страстная неделя начнется 25 апреля и закончится Пасхой 1 мая.

Страстной неделя называется потому, что в ее течение произошли «страсти» (то есть страдания) Иисуса Христа.

Страдания Христа, Его смерть и Воскресение – ключевой момент в христианстве, поэтому к Великой неделе верующие относятся с особым трепетом. Если для вас Пасха – это не просто повод собраться с родными за куличами, но праздник, который вы хотите встретить осознанно, эта статья для вас.

Предлагаем вам хронологию евангельских событий Страстной недели.

Вербное воскресенье, 24 апреля

Несмотря на то, что технически Страстная неделя начинается с понедельника, стоит упомянуть и о Вербном (или Пальмовом) воскресенье как кульминационном повороте последних дней жизни Иисуса Христа.

Вход Господень в Иерусалим, фреска Джотто, XIV в.

События

В последнее воскресенье перед Пасхой верующие отмечают Въезд Господень в Иерусалим. Согласно Евангелиям, в этот день Иисус Христос вместе со своими учениками торжественно въехал в главный для евреев город, сидя на осленке. Это стало исполнением ветхозаветных пророчеств и показывало, что он въезжает с миром.

Как описывает Евангелие, жители Иерусалима встречали Иисуса Христа как царя и долгожданного Мессию и устилали дорогу перед ним своей одеждой и пальмовыми ветвями. Именно поэтому воскресенье было названо Пальмовым.

В наших краях, где пальмы попросту не растут, экзотическим листьям нашли достойную замену – ветви вербы, которые как раз распускаются к Пасхе. Принято в этот день приходить в церковь с букетом из веточек, освящать их и хранить дома.

Великий понедельник, 25 апреля

Первый день Страстной седмицы, начиная с которого пост становится строже.

Проклятие смоковницы, Книжная миниатюра из арабского Евангелия XVII в.

События

Как пишут евангелисты, на следующий день после своего торжественного въезда в Иерусалим Иисус проклинает неплодоносную смоковницу. Эту историю вспоминают в церкви как предостережение всем христианам, чья вера не приносит доброго плода в виде искреннего покаяния, любви, милосердия.

В тот же день Христос оплакивает Иерусалим, предвидя, что иудеи отвергнут и убьют Его. После – прогоняет из Иерусалимского храма торговцев, которые превратили религиозные обряды в прибыльный бизнес, а храм – в «логово разбойников».

В православных церквях в этот день также принято вспоминать ветхозаветную историю об Иосифе, который был продан родными братьями в рабство в Египет, а в результате от слуги «дорос» до правой руки фараона и впоследствии спас свою семью от голода. Иосифа рассматривают как прообраз Христа, который пострадал за Свой народ, чтобы спасти его.

Великий вторник, 26 апреля

Страстной вторник. Иногда называется Чистым вторником.

Мудрые и неразумные девы, Петер фон Корнелиус, XIX в.

События

Утром во вторник апостолы замечают, что проклятая смоковница засохла.

Христос проповедует в храме и обличает священников и старейшин. После наедине с учениками предсказывает Апокалипсис и Свое второе пришествие.

В тот день Иуда Искариот планирует предать Христа.

Во вторник Страстной недели в церквях читают слова Христа, сказанные Им в Храме:

О дани кесарю («кесарю – кесарево, а Богу – Божье»).
- О воскресении мертвых («Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых»).
- О самой главной заповеди («Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душою твоею, всем разумением твоим и всей крепостью твоею», вторая главная заповедь – «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»).
- Притча о 10 девах и т.д.

Великая среда, 27 апреля

События

События этого дня не описаны в Евангелии. В этот день Иисус не появлялся в Иерусалиме и находился в его пригороде – Вифании.

Предательство Иуды, Дуччо, XIII в.

В этот день верующие вспоминают о том, как Иуда Искариот предал Иисуса Христа, за что получил 30 серебренников. Также вспоминается о том, как одна из учениц Христа по имени Мария помазала Его ноги драгоценным маслом как предзнаменование того, что Ему предстоит вскоре умереть.

Великий четверг, 28 апреля

Страстной четверг, Чистый четверг, Чистый четверток.

Тайная Вечеря, фреска Леонардо да Винчи, XV в.

События

Тайная вечеря – Иисус отмечает еврейскую Пасху (Пейсах) с 12 Апостолами: умывает им ноги, устанавливает таинство Причастия, которое с тех пор проводится во всех христианских церквях.

Иуда Искариот выходит, чтобы организовать арест Христа. Иисус с оставшимися учениками отправляется помолиться в Гефсиманский сад, где просит Отца избавить Его от смерти на кресте («да минует Меня чаша сия»), но в итоге подчиняется Его воле. Этот момент еще называют борением в Гефсимании и молением о чаше.

Иуда поцелуем выдает Христа, которого тут же берут под стражу.

Апостолы от страха разбегаются, лишь апостол Петр издалека наблюдает за происходящим, а в результате за ночь Петр трижды отрекается от Иисуса, как Тот и предрекал.

В храмах читают отрывки из Евангелия о событиях этого дня. В народе Великий четверг получил название чистого, так как в этот день принято было делать генеральную уборку в доме накануне Пасхи и ходить в баню.

Великая пятница, 29 апреля

Несение креста, Иероним Босх, XV в.

События

Суд над Христом:

1. Первый допрос – перед священником Анной.
2. Второй допрос – перед синедрионом (верховным судом иудеев) и первосвященником Каиафой.
3. Третий допрос – снова перед синедрионом. Отречение Петра. Христа обвиняют в богохульстве и отправляют к римлянам.
4. Четвертый допрос – перед Понтием Пилатом, префектом Иудеи. Пилат не находит никакого преступления за Иисусом и отправляет его к Ироду, правителю Галилеи.
5. Пятый допрос – перед Иродом. Ирод просит Христа совершить какое-нибудь чудо, но тот не отвечает ему.
6. Шестой, последний допрос – снова перед Пилатом.

  • Иисуса избивают плетьми.
  • Пилат предлагает на этом отпустить Христа, но толпа требует распятия.
  • Пилат умывает руки и отправляет Христа на казнь.
  • Солдаты унижают Христа, «коронуют» Его терновым венцом и делят между собой Его одежду.
  • Иуда совершает самоубийство.
  • Иисус несет Свой крест на Голгофу (около 9 утра).

Отречение Петра, Карл Блох, XIX в.

Иисус на Кресте

  • На крест Иисуса вешают табличку, где вместо обвинения написано «Царь Иудейский».
  • Толпа оскорбляет Христа. Иисус просит Отца «простить им, ибо не ведают, что творят».
  • Иисус обещает раскаявшемуся разбойнику, распятому рядом, что тот будет с Ним в раю в тот же день.
  • Иисус поручает заботу о Своей матери Марии апостолу Иоанну.
  • В 3 часа дня становится темно.
  • Иисус умирает на Кресте.
  • Завеса в Храме, которая отделяла Святое святых, разрывается надвое (это понимают как символ смены Ветхого завета Новым).
  • Происходит землетрясение. Как описано в Евангелиях, мертвые воскресают и выходят из гробниц.
  • К закату солнца тело Христа хоронят в гробнице, вход в которую заваливают огромным камнем.

В Великую пятницу верующие придерживаются особо строгого поста. На церковных службах в этот день выносят плащаницу, которая символизирует ткань, в которую было завернуто тело Христа. Некоторые полностью воздерживаются от пищи до субботы.

Великая суббота, 30 апреля

Страстная суббота, греческая икона

События

О событиях этого дня из Евангелия известно лишь то, что иудейские старейшины убедили римлян приставить к гробнице Иисуса стражу, опасаясь, что ученики украдут тело и заявят о воскресении учителя.

В этот день в храмах читаются ветхозаветные пророчества о Христе. Также освящаются куличи и яйца.

Светлое Христово Воскресение, 1 мая

Пасха, Воскресение Христово.

Воскресение Христа, фреска Фра Анжелико, XV в.

События

  • Рано утром ученицы Христа (в православной традиции их называют «жены-мироносицы», т.к. они пришли к гробнице с миром – маслом для бальзамирования) находят Его могилу пустой. Ангел возвещает им о воскресении Иисуса.
  • Христос является Марии Магдалене и дает ей поручение рассказать о Его воскресении апостолам.
  • Иисус является двум ученикам по дороге в Эммаус.
  • Христос является изумленным ученикам (Фомы, которого позже прозовут неверующим, тогда с ними не было).

Пасха – центральный праздник в христианстве. Ее наступление начинают праздновать с вечера Великой субботы. А традиции празднования (христосование, обмен яйцами и т.д.) вам и так хорошо знакомы.

В стихотворении «На Страстной» описывается весна, пробуждение природы. Основная темапроизведения – изменения, которые происходят в окружающем мире и в душе человека. В стихотворении чувствуется напряженная борьба стихий ночи и дня, темноты и света, зимы и весны, что подтверждают средства контраста (ночная мгла – рань на свете; земля голым – гола – колеблется земли уклад). Особенные метафоры и эпитеты создают впечатление подвижности перемен, которые охватили весь мир (март разбрасывает снег; сады выходят из оград; вода буравит берега и вьет водовороты).

Прием психологического параллелизма – основной принцип построения произведения. Б. Пастернак показывает внешний мир параллельно внутреннему, поэтому напряженная борьба стихий происходит не только в природе, а и в душе лирического героя. Перед нами разворачивается символический пейзаж: деревья, сады, вода, лес, утро, март принимают участие в библейском сюжете про Страстную неделю. Это полная аллегория, с помощью которой автор утверждает мысль о том, что настоящая жизнь человека (как и жизнь природы) – всегда борьба добра и зла, жизни и смерти. Страдания Христа, его распятие и Воскресение должны напомнить каждому про его собственный выбор.

Вообще же и в романе о докторе Живаго, и в стихотворениях, написанных от его имени, отчетливо видна одна мысль, мысль о том, что наша судьба предрешена, ее нельзя изменить и нет смысла бороться со стихией. Эта мысль высказывается автором и в стихотворении «Гефсиманский сад»:

Но книга жизни подошла к странице,

Которая дороже всех святынь.

Сейчас должно написанное сбыться,

Пускай же сбудется оно. Аминь.

Может быть именно поэтому, из-за этой предрешенности Юрий Андреевич выступает в романе таким безвольным человеком. Возможно он просто понимает, что бороться со стихией бесполезно, что нужно просто покориться судьбе, ведь изменить ничего нельзя. Герой безропотно принимает то, что преподносит ему стихия, и не пытается удержать того, что она отнимает.

В стихотворениях Юрия Живаго присутствует, как ив романе, стихия страсти:

Сними ладонь с моей груди,

Мы провода под током.

Друг к другу вновь, того гляди,

Нас бросит ненароком.

(«Объяснение»)

И герой покоряется и ей тоже. Он дает закружить себя в эту круговерть, как бы желая посмотреть, куда его занесет. Он знает, что стихия страсти может погубить, но это сладкая гибель:

Ты – благо гибельного шага.

Когда житье тошней недуга,

А корень красоты – отвага,

И это тянет нас друг к другу.

И он, зная о возможной гибели, не пытается защищаться, спастись, это не его доля:

Мы брать преград не обещали,

Мы будем гибнуть откровенно.

Из этого стихотворения («Осень») мы видим, что герой прекрасно

понимает, что его несет стихия на погибель, но он сознательно подчиняется этому – «мы будем гибнуть откровенно».

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Борис Леонидович Пастернак – поэт-философ, вдумчивый художник, заинтересованно вглядывающийся в окружающую жизнь. Пытливый ум поэта хочет проникнуть в самую суть...
  2. В своем знаменитом романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак наделил главного героя недюжинными литературными способностями и от его имени создал цикл...
  3. В 18 лет Борис Пастернак влюбился в московскую красавицу Иду Высоцкую. Которая была завидной невестой, так как являлась дочерью состоятельного...
  4. Стихотворение «Степь» (1917) принадлежит к философской лирике Пастернака: дан не отдельный пейзаж, картинка природы, а целостный образ мироздания: Тенистая полночь...

На мой взгляд, неоспоримое достоинство стихов Бориса Пастернака на библейские темы – его умение вплетать библейские цитаты в стихотворный метр, почти не изменяя их. Поэтому, если у других поэтов мы видим что угодно – размышления, переживания, собственные рефлексии на библейские темы, то Пастернак – удивительно объективен.

Тексты Писания в его стихотворениях живут, как драгоценные камни в оправе – не теряя собственного блеска, они приобретают и что-то еще: настроение и те образы и идеи, над которыми размышляет поэт. В итоге и сам библейский сюжет, мимо которого легко пройти, потому что «я это уже много раз слышал», обретая новые краски, остается в сознании читателя.

Среди «Стихотворений Юрия Живаго» библейским сюжетам формально посвящены шесть – «На Страстной», «Рождественская звезда», «Чудо», «Дурные дни», «Магдалина I», «Магдалина II», «Гефсиманский сад». Но, поскольку в нашу задачу не входит академический анализ стихотворного цикла, мы выберем из них произвольно лишь те, которые соотносятся с идеями и настроением Страстной седмицы.

Великий Понедельник

Чудо

Он шел из Вифании в Ерусалим,
Заранее грустью предчувствий томим.

Колючий кустарник на круче был выжжен,
Над хижиной ближней не двигался дым,
Был воздух горяч, и камыш неподвижен,
И Мертвого моря покой недвижим.

И в горечи, спорившей с горечью моря,
Он шел с небольшою толпой облаков
По пыльной дороге на чье-то подворье,
Шел в город на сборище учеников.

И так углубился он в мысли свои,
Что поле в уныньи запахло полынью.
Всё стихло. Один он стоял посредине,
А местность лежала пластом в забытьи.
Все перемешалось: теплынь и пустыня,
И ящерицы, и ключи, и ручьи.

Смоковница высилась невдалеке,
Совсем без плодов, только ветки да листья.
И он ей сказал: «Для какой ты корысти?
Какая мне радость в твоем столбняке?

Я жажду и алчу, а ты – пустоцвет,
И встреча с тобой безотрадней гранита.
О, как ты обидна и недаровита!
Останься такой до скончания лет».

По дереву дрожь осужденья прошла,
Как молнии искра по громоотводу.
Смоковницу испепелило дотла.

Найдись в это время минута свободы
У листьев, ветвей, и корней, и ствола,
Успели б вмешаться законы природы.
Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог.

Повествование о бесплодной смоковнице – евангельское событие Великого понедельника. Однако поэт находит в этом сюжете свои акценты.

Во-первых, это – состояние природы. Началась Страстная – и весь мир замер в предчувствии грядущих событий. Не двигаются дым, камыш, Мертвое море. Настроение горечи поддерживает и запах полыни, внезапно возникающий то ли в округе, то ли в мешающемся сознании Христа (и ощущение здесь явно важнее вопроса о том, растет ли полынь в Палестине и может ли пахнуть в это время года).

Новое значение приобретает и сама смоковница, «обидная и недаровитая». У нее был шанс утешить Бога в Его страданиях. И вместо этого она дарит Ему встречу «безотрадней гранита».

Завершается стихотворение обращением, пожалуй, к главной теме недели. Грядущего Воскресения автор здесь не упоминает, но рассуждает о качествах чуда, подчеркивая его всесилие, независимость от наших настроений и неожиданность:

Когда мы в смятеньи, тогда средь разброда
Оно настигает мгновенно, врасплох.

Каким бы ни было наше настроение и состояние к концу Страстной седмицы, ее главное чудо обязательно случится.

Действие происходит с 19 по 26 марта 1815 г. во Франции, в течение последней перед Пасхой недели, в католическом календаре именуемой страстной. В основе романа лежат исторические события, связанные с возвращением Наполеона Бонапарта в Париж, бежавшего с острова Эльбы, где он находился в изгнании. Главным персонажем этого многопланового романа-эпопеи является молодой художник Теодор Жерико. В 1811 г. его отец, Жорж Жерико, с согласия сына, ненавидящего войну, нанял вместо него на службу в армии Наполеона рекрута. И несколько лет Теодор спокойно занимался живописью. Однако в 1815 г. он вдруг определяется в серые мушкетеры короля Людовика XVIII и таким образом включается в драматические события, охватившие Францию.

В казарме королевских войск на окраине Парижа рано утром получен приказ прибыть в столицу на Марсово поле, где днем король хочет провести смотр. Какое решение примет король - защищать Лувр и Париж по разработанному плану или уходить из столицы, поскольку Бонапарт очень быстро и практически беспрепятственно подходит к городу? Все обсуждают известие об измене «верного» маршала Нея, посланного королем преградить Бонапарту дорогу на Париж и перешедшего на сторону императора. Теодор Жерико задает себе и еще один вопрос - а что произойдет лично с ним, если и дальше генералы будут изменять королю, а королевские войска с обозами и оружием будут присоединяться к армии Наполеона? Может, бросить все, отсидеться в огромном доме отца, опять заняться живописью?. . Однако после кратковременного отдыха в своем парижском доме, несмотря на усталость, сомнения, дождь и слякоть, Теодор все-таки вовремя приезжает на своем любимом коне Трико к месту сбора.

Между тем время идет, а король не появляется. Слухи о предательствах, о бегстве аристократов, о Бонапарте, находящемся на подступах к Парижу, о нерешительности короля будоражат умы французов. Военным ничего не сообщают, но они вдруг видят карету короля. На большой скорости она удаляется от Лувра. Значит, монарх удирает, но куда, в каком направлении? Потом вдруг карета останавливается, король приказывает войскам вернуться в казармы, а сам возвращается в Лувр. В городе оживление, в некоторых кварталах завсегдатаи кафе уже пьют за здоровье Наполеона. Ходить по городу в форме королевского мушкетера опасно, но ведь не спать же в такую ночь?! Теодор заходит в кафе и своей формой чуть не провоцирует драку. К счастью, его старый знакомый Дьедонне, оказавшийся там, узнает Теодора и все улаживает. Дьедонне возвращается к императору, но он не забыл и Теодора, которого знает с детства и которому служил моделью для одной из картин. Бродя по Парижу, Жерико встречает и других знакомых. В голове его царит такая же неразбериха, как и во всем городе. Мысли сменяют друг друга. Думы о прошлом, настоящем и будущем родины чередуются с мыслями о живописи. Что лучше для Франции - король, Бонапарт или Республика? Почему он, художник Теодор Жерико, не бежит сейчас же в свою мастерскую? Ведь все, что он видел днем и видит сейчас, - это яркий свет в Лувре, где принимают посла Испании, и чернота ночи - все так и просится на полотно. Сейчас он мог бы работать не хуже своего любимого Караваджо.

Однако ноги несут его не домой, а к друзьям-мушкетерам, которые вместе с другими войсками покидают Париж и, вслед за уже выехавшим посреди ночи королем и его эскортом, отступают на север страны. Но куда именно, по какому маршруту - никто не знает, даже племянник короля, герцог Беррийский, задержавшийся ненадолго у своей возлюбленной Виржини, родившей ему на днях сына. Король назначил маршала Мезона главнокомандующим, но и тот не может ничего организовать - генералы поступают, как сами считают нужным. Неизвестно, где находится штаб, но известно, что 19 марта вечером весь его состав появился в канцелярии, потребовал себе жалованье и исчез. Не успели королевские войска отойти от Парижа, как часть их уже повернула назад: в Сен-Дени генерал Эксельманс, перешедший на сторону Бонапарта, переманил их. Преданные королю части 20 марта в непогоду и непролазную грязь добрались до города Бовэ, откуда только что уехал король и его свита. Но куда? В Кале, а потом в Англию? Можно только догадываться. А что суждено им - будет ли здесь дан бой, или отступление продолжится? Жители Бовэ побаиваются возвращения Бонапарта. Ведь тогда опять начнутся рекрутские сборы, кровавая дань войне, а их город и так уже почти полностью разрушен. Да и производство пострадает, кому тогда будет нужен их текстиль?

В Бовэ Жерико остановился на ночлег в доме вдовы-бакалейщицы Дюран. Ее дочь, шестнадцатилетняя Дениза, рассказала Теодору, что год назад у них квартировал молодой офицер Альфонс де Пра, который читал ей свои стихи и замечательно описывал Италию. Позднее Теодор узнал, что это был Ламартин. А в эту же ночь, на рассвете, супрефекту города привезли известие о том, что император Бонапарт торжественно водворился в парижском Лувре. В Бовэ военачальники и прибывшие туда утром принцы не могут скрыть своей растерянности: войска к городу еще полностью не подтянулись, а генерал Эксельманс, отправившийся их догонять, может вот-вот навязать бой. Значит, нужно, не жалея казенных денег, купить лошадей, как можно скорее дойти до порта Дьепп и отплыть в Англию, даже не имея на то прямых указаний короля, который по-прежнему не дает о себе знать.

В числе посланных за лошадьми находится и Жерико. Разговор с хозяином табуна непрост, но мушкетерам все же удается, благодаря своей напористости, купить лучших лошадей. Среди коней выделяется один, черной масти с белым пятном на задней ноге. С такими «белоножками» надо быть осторожным, уж очень они норовисты. Этого коня-красавца Жерико отдает Другу Марку-Антуану, который на пути к Бовэ лишился своего любимого коня. Но подарок оказывается роковым: через два дня конь, испугавшись неожиданного выстрела, понес нового хозяина, не сумевшего высвободить ногу из стремени.