Железнодорожная станция дебальцево, донецкая область.

Город Дебальцево, Донецкая область


Дебальцево - город областного подчинения, расположен в восточной части Донецкой области, в центре Дебальцево-Ивановского кряжа, который достигает здесь наивысшей точки - 334 метра над уровнем моря. Расстояние до областного центра - 76 км. Дебальцево - крупнейший железнодорожный узел страны.
Находится: Украина, Донецкая область.

Основан в 1878 году, как железнодорожная станция в связи со строительством Екатерининской железной дороги. До наших дней сохранилось здание железнодорожного вокзала, возведенное в 1879 г., теперь это памятник архитектуры.

Название связано с прилегающим селом Ильинкой, которое в 19 веке было даровано статскому советнику Илье Николаевичу Дебольцову за участие в подавлении восстания декабристов. Спустя некоторое время Ильинка получила свое второе неофициальное имя - Дебольцовка. Именно так она была указана на топографических картах 19 века, и станция, которую основали на северных границах имения Дебольцова, получила название Дебальцево.

В 1894 году поблизости от станции был сооружен механический завод. Он выпускал строительные фермы, пролеты железнодорожных мостов, вагонетки для узкоколеек.

В 1905 - 1908 гг. в Дебальцево Донецкой области были сооружены:

  • товарная станция,
  • два депо,
  • расширены вагонные мастерские.

В 1911 года население Дебальцева составило 20 тысяч человек. В поселке не было водопровода, мощеных улиц. Работали две небольшие больницы, амбулатория, церковноприходская, земская и железнодорожная школы.

Во время Февральской революции, Гражданской войны и до становления советской власти в 1919 году, город Дебальцево не раз переходил «из рук в руки». Вначале Гражданской войны Дебальцево был приграничным пунктом УНР. Далее в разные периоды в Дебальцево находились и донские казаки, и войска Деникина, и Красная армия, а во время правления гетмана Скоропадского, с апреля по декабрь 1918 года, австро-немецкие вооруженные силы.

В 1919 году наступление на Дебальцево развил бронепоезд «Власть Советам!», под командованием Л. Г. Мокиевской-Зубок. Во время боя за станцию она и погибла. Но после большевиков Дебальцево заняли войска Деникина. К концу 1919 года в Дебальцево была установлена советская власть.

В 1921 году Дебальцево получил статус уездного города Бахмутского (позже - Енакиевского) уезда.

Статус города поселок получил в 1938 году. К 1939 году население города Дебальцево выросло до 33 тысяч человек. В городе появились:

  • водопровод,
  • электричество,
  • был построен дворец культуры железнодорожников на 1200 мест,
  • был построен стадион,
  • открылся филиал Харьковского железнодорожного института.

В годы первых пятилеток железнодорожный узел и машиностроительный завод подверглись реконструкции. Завод стал выпускать сталеразливочные ковши, шлаковозы, чугуновозы, затворы доменных печей.

В 1970-х годах построены новые многоэтажные микрорайоны «Черемушки» (на северо-востоке города), имени 50-летия Победы и Восточный, в 1980-х также построен микрорайон «Фестивальный».

Микрорайоны и части города:

  • Микрорайон «Центральный» занимает центральную часть города. Здесь расположены основные административные учреждения - городской совет и исполнительный комитет, управление внутренних дел, городской узел связи и прочие. Также здесь расположен железнодорожный вокзал и локомотивное депо Дебальцево-Пассажирское (ТЧ-14).
  • Микрорайон «Черемушки» расположен на западе города. Построен район в 70-х годах на осушенных болотах. Состоит из четырех- и пятиэтажных домов. На микрорайоне находится Дебальцевский филиал Артемовского техникума железнодорожного транспорта, общеобразовательная школа № 4, детский сад № 4, отделение «Ощадбанка». На окраине микрорайона находится отделенческая больница станции Дебальцево.
  • Поселок имени Рязанцева - Народное название - «Рязань». Поселок назван в честь героя гражданской войны Ф. А. Рязанцева, расположен на юго-востоке Дебальцево. По его территории проходит автотрасса Знаменка-Луганск-Изварино. Застройка - частный сектор. Здесь расположена общеобразовательная школа № 2. Естественной границей на востоке является балка Соленая.
  • Заводской поселок - один из старейших районов города. Был основан в конце 19 века при механическом заводе. В советское время поселок был облагорожен и благоустроен. Заводской поселок застроен двух и пятиэтажными зданиями. В Заводском поселке расположены городская санитарно-эпидемиологическая станция, Центр культуры и досуга (бывший ДК завода), отделение Укртелекома, городская пожарная часть, детский сад и стадион «Авангард».
  • Поселок имени Толстова - восточная окраина города. Назван в честь А. Н. Толстого, советского писателя, который в рассказе «Морозная ночь» описал события на станции Дебальцево во время Гражданской войны. Состоит из индивидуальных построек. В этом районе находится Центральная городская больница и Холм Славы.
  • Микрорайон «Восточный» - один из самых «молодых» районов города. Микрорайон застроен типовыми пятиэтажными зданиями. По проекту в результате расширения должен был слиться с микрорайоном имени 50-летия Победы, но с упадком строительства это не удалось. Здесь находится школа № 1, детский сад, ПТУ. На микрорайоне «Восточный» был реализован пилотный проект отопления - построена электрокотельная.
  • Поселок имени Коняева носит имя героя двух революций Н. Н. Коняева, который 28 декабря 1917 года был застрелен на перроне вокзала станции Дебальцево. Постройки - частный сектор. Вытянут вдоль железной дороги. Здесь находится городской хлебозавод, а также ПЧ-5.
  • Микрорайон имени 50-летия Победы - район смешанной застройки. Многоэтажные постройки на севере района переходят в частный сектор. Северо-восточная оконечность Дебальцево. Микрорайон тесно связан с расположенными рядом предприятиями железной дороги. Здесь находятся общеобразовательная школа № 6, детский сад, военизированная охрана Донецкой железной дороги. Остановочный пункт «I площадка».
  • Микрорайон «Фестивальный» расположен на севере города. Микрорайон застроен многоэтажками. Молодой район Дебальцево. Здесь расположено множество предприятий железной дороги: вагонное депо сортировочное, асфальтовый завод, ПМС-9, метеорологическая станция, спорткомплекс «Мы», остановочный пункт "Колесный" и «Метеорологический».
  • Поселок «8 Марта» - прилегающий к железной дороги поселок. Один из наиболее отдаленных от центра районов. Северная окраина города. Частный сектор. Здесь находится школа № 7, детский сад, КРМЗ.
  • Поселок Октябрьский - северо-восточная окраина города. Наиболее отдаленный от центра район. Поселок ограничивается железнодорожными ветками на Чернухино и Луганск, а также автотрассой. Здесь находится локомотивное депо Дебальцево-Сортировочное (ТЧ-10). Остановочный пункт " 2 площадка".

Социальная сфера:

  • 2 больницы,
  • 16 детских садов,
  • 8 общеобразовательных школ,
  • 3 вечерние школы,
  • школа интернат,
  • 2 дворца культуры: Железнодорожников и имени 40-летия ВЛКСМ,
  • музыкальная школа,
  • три летних кинотеатра,
  • 2 стадиона,
  • дворец спорта «Локомотив»,
  • спорткомплекс «МЫ»,
  • Спортивная детско-юношеская школа (ДЮСШ),
  • 29 библиотек,
  • краеведческий музей (с 1966 года),
  • дом пионеров,
  • станция юных техников.

Достопримечательности города:

  • Дом науки и техники вагонного депо (улица Калинина)
  • Спортивный комплекс "Локомотив"
  • Городской центр культуры и отдыха (улица Заводская)
  • Железнодорожный вокзал (памятник архитектуры 19 века)
  • Памятник воинам-интернационалистам (улица Советская)
  • Памятник воинам-освободителям от немецко-фашистских захватчиков (Центральная площадь)
  • Памятник героям, погибшим в Великой Отечественной войне (поселок Заводской)

Знаменитые жители Дебальцева:

  • выдаю­щийся русский геолог Л. И. Лутугин - исследователь угольных ме­сторождений, создатель обзорной геологической карты Донбасса, за которую он был удостоен большой золотой медали на международ­ной выставке в Турине в 1911 году. В 1898 - 1914 годах в городе находилась его летняя штаб-квартира.
  • поэт Владимир Сосюра.
  • Борис Евдокимович Щербина - советский государственный и партийный деятель. Один из создателей нефтегазового комплекса в Западной Сибири. Член ЦК КПСС (1976 – 1990 гг.), кандидат в члены ЦК КПСС (1961 – 1976 гг.). Депутат Верховного Совета СССР 6 - 11 созывов.
  • Герой Украины Г. В. Кнышов.

Железнодорожная станция Дебальцево, Донецкая область

Дебальцево (укр. Дебальцеве) — узловая грузовая и пассажирская станция Донецкой железной дороги, временно переданная в состав Южной железной дороги.

Находится в городе Дебальцево. На станции ранее находилось отделение Луганской таможни для грузовых и пассажирских поездов, пересекающих границу России и Украины.

Здание железнодорожного вокзала является одной из самых первых станционных построек. Он построен в конце XIX века и сохранившихся до наших дней, став символом города. Здание строилось по индивидуальному проекту и отличается оригинальностью конструкции.

С самого начала на месте нынешнего бытового корпуса Локомотивного пассажирского депо было построено деревянное здание вокзала Дебальцево. Строительство основной части современного вокзала (за исключением постройки кассового зала) длилось около 4 лет — с 1979 по 1983 год. В одном из залов дворца культуры железнодорожников был выставлен макет, отображавший строительство здание вокзала. Однако он до наших дней не сохранился.

В путеводителе «Спутник пассажира» (издан более ста лет назад коммерческим агентом Юго-Восточных дорог А. И. Радзевским) сказано:

«Дебальцево — громадное здание пассажирского вокзала красиво и резко выделяется среди пустынной степной местности. Большой зал 1 и 2 классов и отдельно для пассажиров 3 и 4 классов. Прекрасный буфет со всяко рода яствами и напитками, содержимый Касимовскими театрами — один из лучших на линии Юго-Восточных дорог».

Станция Дебальцево является узловым пунктом для дорог Донецкого каменно-угольного района: сюда сходятся поезда из Харькова через Купянск и Лисичанск и через Никитовку и Хацапетовку, из Ростова-на-Дону — через Зверево. Из Москвы через Миллерово — Луганск. Из Таганрога — через Харцызск, из Мариуполя через Ясиноватую.

В 1887 году на вокзале станции Дебальцево побывал русский драматург Антон Павлович Чехов. В письме родным А. П. Чехов изобразил схему, в центре которой нарисовал большой кружок, а от него в шести направлениях изобразил ветки, которые, в свою очередь расходились по направлениям.

В 1936 году к зданию вокзала была сооружена пристройка — кассовый зал.

В годы Великой Отечественной войны здание было сильно разрушено. За 1946—1953 годы восстановлено и введено в эксплуатацию частями. В таком состоянии он дошёл до наших лет.

Вокзал станции Дебальцево — вокзал 1-го класса островного типа. Двухэтажное здание общей площадью 2355,36 квадратных метров имеет 30 помещений.

На данный момент в ходу поезд 603/604 Ясиноватая - Луганск (11.00 в сторону Ясиноватой, 11.18 сторону Луганска), также по 2 пары пригородных на Фащевку, Мануиловку, Торез

Мемориальные доски, установленные на фасаде здания, информируют:

  • 1-го декабря 1878 года Дебальцевский железнодорожный узел вступил в строй
  • 16 декабря 1905 года боевые дружины железнодорожников отправились на помощь вооруженному Горловскому восстанию
  • 2 декабря 1917 года был расстрелян командир красногвардейского отряда калединцами.

В кассовом зале мемориальная доска говорит о том, что здесь, в стенах этого здания, родился метод компостирования билетов поездах.

Дебальцево-Сортировочная - узловая грузовая станция Донецкой дирекции Донецкой железной дороги, поэтому пассажирские перевозки по станции не осуществляются. Расположена в г. Дебальцево, Дебальцевский городской совет Донецкой области.

Дебальцево - один из важнейших транспортных узлов на Донбассе. На станции пересекаются такие линии:

  • Должанская - 119 км;
  • Луганск - 71;
  • Никитовка - 37;
  • Иловайск - 92;
  • Ясиноватая (через Монахово) - 69;
  • Ясиноватая (через Горловку) - 79;
  • Софина-Бродская - 60 км.

В результате ожесточенных боев вокруг Дебальцево станция была полностью разрушена.

Расписание поездов