Когда день железнодорожника в ссср. День железнодорожных войск

День железнодорожника в РФ отмечают ежегодно в первое воскресенье августа. Основан он в честь всех сотрудников железнодорожного транспорта. Этот праздник отмечают во многих странах мира. День железнодорожника действительно очень важный и значимый праздник для Российской Федерации.

О профессии

Железнодорожники ежедневно занимаются обеспечением регулярного движения поездов по рельсовым путям. Они поддерживают и развивают инфраструктуру. Каждый работник причастный к этой профессии, имеет специальное профильное образование. Так можно стать управляющим движением состава, проводником вагона, монтажником, сотрудником, выполняющим различные ремонтно-строительные работы. Безусловно, наиболее престижным трудом считается регулирование процесса перевозок. Эти сотрудники занимаются планированием загрузки транспорта, его графиком движения, ремонтом и обслуживанием полотна, подвижного состава и т. п.

История

В Российской империи первый транспортный путь был проложен между Москвой и Петербургом, во времена царствования Николая I. На первом паровозе можно было совершить увлекательное путешествие в Царское село.

Существует ряд знаковых дат для железнодорожников. Так, например, первой датой празднования Дня железнодорожника была выбрана дата 06.07.1896 года. Как раз в день рождения царя Николая I. В этот праздничный день работники отдыхали. А в зале Павловского вокзала был организован радушный прием железнодорожников для торжественных мероприятий.

После того как случилась Революция 1917 года, об этом празднике забыли практически на 20 лет. И только лишь в 1935 году, когда был перевыполнен план, инициативная группа передовиков решила возродить столь важное торжество.

Указом Совета Министерства праздник должен был проводиться в конце июля и назывался он Днем служащих железнодорожным путям. Позже, было решено перенести торжество на выходные дни.

Какого числа День железнодорожника в странах бывшего СССР?

Праздник железнодорожников считается не только российским, но и международным, ведь его празднуют в различных странах как бывшего СССР, так и всего мира.

  • В Белоруси этот праздник приходится на первое воскресенье августа и отмечается с 1995 года.
  • В Азербайджане ежегодно отмечают праздник 13 октября.
  • В Казахстане этот праздник переименовали в День работников транспорта и связи и празднуют его в первое воскресенье августа. Современное название торжество начали использовать с 2001 года.
  • В Киргизии с 1994 года День железнодорожника празднуется каждый год в первое воскресенье августа.
  • В Латвии праздник отмечают 5 августа. Эта дата выбрана не случайно: в этот день в 1919 году была основана Латвийская железная дорога.

  • В Литве этот праздник отмечают 28 августа, потому как в 1860 году, приблизительно в этот день были завершены строительные работы по созданию пути Вильнюс-Динабург. Кроме того, 6 июля литовцы празднуют еще один праздник - День независимости Литовских железных дорог.
  • В Узбекистане праздник железнодорожника приходится на первое воскресенье августа.
  • В Украине принято отмечать этот праздник 4 ноября.
  • В Эстонии датой празднования считается 21 августа. Связано это с тем, что в 1876 году в этот день прибыл первый поезд из Таллина в Тарту.

Когда отмечают День железнодорожника в других странах

Кроме стран бывшего СССР, праздник железнодорожника отмечают и другие страны всего мира:

  • В Болгарии празднование этого дня приходится на первое воскресенье августа, потому как август 1888 года считается месяцем создания Болгарских государственных железных дорог.
  • В Польше День железнодорожника приходится на 25 ноября.
  • В Венгрии с 1961 года этот праздник отмечают ежегодно во второе воскресенье июля.

  • В Чехии поздравления с Днем железнодорожника можно услышать в четвертую субботу сентября. Здесь проводятся различные мероприятия: парады паровозов, гонки дрезин, велосипедные рейды железнодорожников и другие не менее интересные события.
  • В Сербии праздник отмечают 12 мая, потому как это дата формирования Железных дорог Сербии.
  • В Боснии и Герцеговине празднование приходится на 15 апреля.
  • В Хорватии 5 октября отмечают День Хорватских железных дорог, начиная с 1990 года. А 15 апреля празднуют Международный день железнодорожника.
  • В Словении дата праздника приходится на 2 июня. Это связано с тем, что в 1846 году на территорию Словении прибыл первый паровоз.

Традиции

Со времен царской империи в этот знаменательный праздник поздравляли работников железных дорог. Именно в День железнодорожника мероприятия проводились разных масштабов. Во время празднования упоминали успехи и заслуги сотрудников или отдельных организаций в железнодорожной сфере. Столь важное событие всегда отмечали с размахом: были организованы обеды, концерты, благотворительные молебны в присутствии руководства.

В праздник Дня железнодорожника сотрудникам вручают специальные государственные знаки отличия. Во времена активного развития и строительства железных дорог накануне праздника было принято запускать новые поезда или открывать станции.

Ветеранов отрасли награждают ценными подарками и грамотами. На сегодняшний день железные дороги работают слаженно, эффективно и стабильно, внося весомый вклад в развитие инфраструктуры городов, регионов и государства в целом.

Празднование в наше время

Во всех регионах и городах Российской Федерации в День железнодорожника проводятся торжественные гуляния, концерты, обеды. В этот день принято вспоминать об истории развития железнодорожного транспорта, о памятных событиях, и заслугах работников.

Поздравления с Днем железнодорожника получают абсолютно все работники, которые связаны с РЖД. Это действительно масштабный праздник. Многие родные и близкие в знак благодарности подготавливают различные подарки: стихотворения, шуточные презенты, поздравления, всевозможную атрибутику с соответствующей символикой, игрушечные паровозы, открытки с Днем железнодорожника. Кроме того, часто подарки имеют цветовую палитру красного, серого и белого цветов, тем самым символизируя основные цвета РЖД.

Статистика

ОАО «РЖД» на сегодняшний день входит в мировую тройку лидеров среди железнодорожных компаний.

За 2016 год РЖД перевезла порядка 1,300 миллиардов пассажиров, из которых в дальнее следование отправлялись около 100 миллионов человек. В пригородном направление эта цифра составляет порядка 935 миллионов пассажиров. Суммарные доходы компании за 2016 год выросли более чем на 7% по сравнению с предыдущим годом и составляют более чем 2 триллиона рублей.

Варианты поздравления

Поздравить с этим чудесным праздником могут как взрослые, так и дети. Малыши любят рисовать паровозы, железную дорогу, вагоны. Взрослые же предпочитают открытки с поздравительным текстом. Например:

  • "Дорогие железнодорожники! Пусть всегда поезда, идущие в вашем направлении, везут с собой только радость, исполнение желаний и счастье. Пусть уходящие составы от ваших станций забирают с собой все печали и беды. Пусть в вашей жизни все будет прекрасно".
  • "Уважаемые сотрудники железных дорог! Поздравляем вас с этим знаменательным праздником. Пусть поезд благополучия и счастья везет вас по жизни, столь же плавной и ровной, как железная дорога. Чтобы вы как можно чаще видели яркий свет улыбок и слышали сигналы благодарности".

День железнодорожника действительно очень важный и значимый праздник для Российской Федерации. Развитие железных дорог, их отлаженная работа, необходимость в связях между городами и регионами, поддержание развитой инфраструктуры государства - это очень важная составляющая для экономики страны.

В этот день принято поздравлять каждого сотрудника, относящегося к железной дороге, будь-то машинист или работник, занимающийся строительными и монтажными работами, каждый из них достоин уважения за свой труд и вклад в развитие страны.

День Железнодорожных войск Российской Федерации отмечается каждый год 6 августа. Впервые установлен указом Президента РФ № 1040 от 19 июля 1996 года. В настоящее время устанавливается указом № 549 от 18 июля 2006 г., указ № 1040 потерял силу.

Он приурочен ко дню образования специальных воинских формирований для охраны и эксплуатации С.-Петербурго - Московской железной дороги.

6 августа 1851 года, вышло «высочайшее утверждение» императором Николаем I «Положения о составе управления С.-Петербурго - Московской железной дороги».

Согласно «Положения» было сформировано 14 отдельных военно-рабочих, две кондукторские и «телеграфическая» роты общей численностью 4340 человек, что и положило начало формирования первых военно-железнодорожных подразделений. Им было предписано поддержание в исправном состоянии железнодорожного пути, обеспечение бесперебойной работы станций охраны мостов и железнодорожных переездов.

Начиная с русско-турецкой войны 1877-1878 годов, солдаты-железнодорожники вносили свой вклад в победы российского оружия. В годы Великой Отечественной войны железнодорожные войска вместе со штатскими железнодорожниками восстановили и построили более 120 тысяч км железных дорог, свыше 3 тысяч мостов.

Особенно возрастала роль железнодорожных войск в военное время. В годы Великой Отечественной войны железные дороги были одной из главных мишеней немецкой авиации и постоянно подвергались налетам. Но благодаря мужеству и искусству военных железнодорожников, в невероятно тяжелых условиях стальные магистрали быстро восстанавливались и работали практически бесперебойно. Протяженность железных дорог, восстановленных железнодорожными войсками в военное время, составила около 120 тысяч километров, а количество восстановленных после бомбежек мостов достигло трех тысяч.

В последнее время работы железнодорожным войскам РФ "подбрасывал" Северный Кавказ, где на участках дорог и в поездах неоднократно совершались террористические акты. И опять неизменно в короткие сроки воины-железнодорожники восстанавливали движение поездов. Они разминировали около 16 тысяч километров стальных магистралей, восстановили около 20 искусственных сооружений и более 70 стрелочных переводов, сопроводили около 1500 воинских и других эшелонов, перевезли свыше 150 тысяч человек личного состава ОГВ.

На сегодня российские железнодорожные войска имеют в боевом составе четыре корпуса с общей численностью около 55 тысяч военнослужащих.

Первое воскресенье августа – профессиональный праздник железнодорожников. Дата плавающая, поэтому ответ на вопрос: «Какого числа праздник», – ежегодно разный. День железнодорожника 2018 отмечают 5 августа.

Когда появился День железнодорожников

Приуроченный к дню рождения Николая I, праздник был учрежден приказом от 09.07.1896 и считается первым профессиональным днем в стране. Почему именно этот день? При Николае I стартовало строительство железных дорог. Праздник был с фиксированной датой – 6 июля – выходной день для железнодорожников. По традиции в зале Павловского вокзала проводили торжественный прием, а затем публика развлекалась.

После Революции о празднике забыли на 19 лет, а возродили традицию по инициативе работников железной дороги в 1936 году. Произошло это так. На приеме в Кремле сами работники выступили с инициативой отмечать трудовые успехи ежегодно. Правительство поддержало идею и была установлена дата профессионального праздника – 30 июля. Но поскольку дата приходилась на разные дни недели, то позднее День железнодорожника стали праздновать в ближайший выходной день.

РЖД сегодня

Железные дороги России – вторые по величине в мире. По общей длине железнодорожных путей наша страна уступает лишь США. Но зато протяженность электрифицированных магистралей России больше. На долю РФ приходится порядка 10% мирового пассажирооборота и 20% грузооборота. Отечественные железные дороги связаны с железнодорожными системами Восточной Азии и Европы, а через морские порты взаимодействуют с транспортными системами Америки.

Железнодорожный транспорт – основной элементом транспортной системы, обеспечивающий свыше 40% пассажирских и грузовых перевозок. Железные дороги интегрированы в общую транспортную систему РФ, обеспечивая потребности экономики и пассажиров в перевозках. По ним совершается регулярное круглогодичное движение, что позволяет перевозить большую часть грузов и пассажиров. Их значение определяется как внушительными расстояниями перевозок, так и недостаточным развитием транспортных коммуникаций в отдаленных районах ДВ и Сибири. Немаловажный факт: в нашей стране места добычи основных сырьевых ресурсов значительно удалены от пунктов их переработки, а также от портов. РЖД входит в тройку ведущих железнодорожных компаний мира.

Итоги работы ОАО РЖД за 2016 год:

Поздравления и мероприятия в День железнодорожника

Традиционно к профессиональному дню приурочено вручение наград (правительственных и ведомственных). К празднику планируется запуск новых объектов инфраструктуры. Сам День железнодорожника отмечают масштабно.

Традиционно проводят:

В городах, а особенно в крупных ж/д узлах, устраивают торжественные мероприятия: поздравляют виновников торжества, награждают грамотами, ценными подарками, проходят выступления творческих коллективов отрасли. Официальные лица поздравляют с экранов ТВ, транслируют передачи, концерты, посвященные Дню железнодорожника. Вспоминают вклад железнодорожников в победу в ВОВ. Машинист, путеец, инженер железных дорог – всегда уважаемые профессии.

Поскольку праздник отмечают летом, его часто проводят на природе: спортивные соревнования, пикники, игры, конкурсы. Причем в мероприятиях задействованы не только работники ж/д, но и их семьи, друзья.

Железная дорога - одна из самых важных транспортных систем государства. Она соединяет разные города и населенные пункты, обеспечивает связь с другими странами. Чтобы эта структура работала без перебоев, приходится задействовать труд огромного количества людей. Машинисты, инженеры, мастера по ремонту, проводники, работники вокзалов - перечислять можно долго. Все эти люди заслуженно празднуют День железнодорожника. Он всегда выпадает на первое воскресенье августа.

История праздника

День железнодорожника, отмечаемый ежегодно в первое воскресенье августа в ряде стран - бывших республиках Советского Союза, ведет свою историю еще из 19 века. В жизни каждой страны железные дороги всегда играют особую роль. Они были и остаются главной транспортной артерией, связывающей воедино города.

В 1896 году (28 июня) в России был подписан указ о том, что все работники, связанные с поездами и их движением, отныне имеют собственный праздник. Николай I, которого справедливо считали основателем железнодорожного направления, имеет прямое отношение к этой истории.

Именно в честь его дня рождения и выбрали дату празднования. Этот день сделали официальным выходным. Но когда пришла советская власть, традицию ликвидировали, как это произошло со многими вещами. А вернули ее лишь в 1936 году. Сразу под праздник отвели 30 июля, но в 1940 году правила еще раз поменяли, поэтому время торжества стало подвижным.

6 августа в России отмечается День железнодорожных войск Российской Федерации , утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 1996 № 1040 «Об установлении Дня железнодорожных войск».


История войск

История Железнодорожных войск берет начало 6 августа 1851 г., когда Николаем I было утверждено «Положение об управлении Санкт-Петербурго-Московской железной дорогой», согласно которому для ее охраны и эксплуатации должно было быть сформировано 14 отдельных военно-рабочих, две кондукторские и «телеграфическая» роты. Свое боевое крещение военные железнодорожники приняли в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Особым для Железнодорожных войск России событием явилась русско-японская война 1904-1905 гг. Она убедительно показала решающее влияние железных дорог как на ход вооруженной борьбы, так и на исход войны в целом.

В результате коренных изменений, происшедших в политической жизни страны, 27 января 1918 г. по решению ВЦИК Железнодорожные войска русской армии были расформированы. Однако Гражданская война быстро выявила настоятельную потребность в воссоздании военных железнодорожных подразделений. Поэтому в соответствии с приказом Реввоенсовета Республики № 41 от 5 октября 1918 г. в срочном порядке было сформировано 16 железнодорожных рот.


За время войны с 1918 по 1920 г. Железнодорожные войска восстановили и обеспечили эксплуатацию 22 тыс. км железных дорог, восстановили 3169 железнодорожных мостов. Они обеспечивали боевые действия Красной Армии в ходе военных конфликтов на КВЖД (1929 г.), в районе озера Хасан (1938 г.) и реки Халхин-Гол (1939 г.).


В ходе первой мировой войны военным железнодорожникам пришлось выполнять самые разнообразные работы – возводить заграждения, строить железные дороги, реконструировать их для увеличения пропускной способности, перестраивать узкоколейные железные дороги на широкую колею, развивать узлы и станции в станции снабжения, оказывать техническую помощь тыловым железным дорогам по ремонту верхнего строения пути и подвижного состава. Силами железнодорожных войск были построены бронепоезда, сыгравшие заметную роль в ходе войны. За годы Великой Отечественной войны железнодорожными войсками восстановлено и вновь построено свыше 120 тысяч километров железных дорог, 15 тысяч искусственных сооружений, 8 тысяч станций и разъездов, 2345 пунктов водоснабжения, проложено почти 71 тысяч км линий связи, обезврежено и уничтожено более двух миллионов мин и фугасов, около 60 тысяч неразорвавшихся авиабомб. Строительство железных дорог железнодорожными войсками Российской Федерации не прекращается и в мирное время.

После окончания Великой Отечественной войны Железнодорожные войска активно включились в решение задач по восстановлению, реконструкции и строительству новых железнодорожных магистралей. Только за 1946-1950 гг. Железнодорожными войсками было выполнено 37 млн. м3 земляных работ, построено 6230 км пути, капитально восстановлено 2632 моста.

С 1953 по 1965 г. Железнодорожными войсками было построено 1720 км железных дорог на целине. Большой объем работ по строительству железных дорог был выполнен в Монгольской Народной Республике, где было введено в эксплуатацию 950 км главных и станционных путей от Улан-Батора до китайской границы.


В 70-х годах ХХ века (до начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали) войска принимали участие в строительстве железнодорожных линий Тюмень – Тобольск – Сургут, Ивдель – Обь, Абакан – Тайшет, Суоярви – Юшкозеро и других. Руками военных железнодорожников в эти годы было также построено свыше 5 тысяч км вторых путей, подъездные пути внешнего транспорта к строящимся автозаводам ВАЗ и КамАЗ.

Одной из важнейших строек Железнодорожных войск по праву считается строительство восточного участка Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. С 1974 по 1989 г. было построено 1277 искусственных сооружений, уложено 1466 км главных и 443 км второстепенных путей.

Основные объекты послевоенных лет: шахты Западного Домбаса и Запорожья; вторые пути: Москва-Харьков-Ростов, Харьков-Лозовая-Славенская, Грязи-Лиски-Ростов; Ленинградский и Мурманский узлы; восстановлены и реконструированы железнодорожные линии Москва-Ленинград, Москва-Смоленск, Москва-Брянск-Киев. В настоящее время железнодорожные войска решают вопросы технического прикрытия и эксплуатации стальных магистралей.

В настоящее время железнодорожные войска решают вопросы технического прикрытия и эксплуатации стальных магистралей. Мобильные, хорошо оснащенные железнодорожные войска вносят достойный вклад в развитие железных дорог нашей страны.

Командование железнодорожными войсками всегда уделяет особое внимание повышению уровня подготовки личного состава к выполнению задач мирного и военного времени, обеспечению бесперебойной доставки и охраны военных грузов, живучести железных дорог, высокой боевой и мобилизационной готовности. Опыт, накопленный за историю существования железнодорожных войск, свидетельствует о способности Железнодорожных войск успешно решать самый широкий круг задач. Личный состав настойчиво овладевает новыми методами и современными технологиями, проявляет высокий уровень ответственности при выполнении задач государственной важности.

Железнодорожные войска сегодня

Современные условия ставят перед Железнодорожными войсками все новые задачи. В соответствии с требованиями времени и внедрением все более сложной техники уровень подготовки личного состава неуклонно повышается, а ее методика постоянно совершенствуется.

В Железнодорожных войсках с недавнего времени практикуется получение военнослужащими срочной службы дополнительного профессионального образования. Наиболее актуальными задачами сегодня являются техническое переоснащение, подготовка личного состава и качественное комплектование Железнодорожных войск, совершенствование методов управления и обеспечение социальных гарантий военнослужащих.

Особого внимания заслуживает анализ действий Железнодорожных войск в Чеченской Республике, где ими был выполнен значительный объем работ по восстановлению функционирования железнодорожной сети региона. Обеспечивалась бесперебойность воинских перевозок, ритмичность доставки грузов для восстановления экономики республики. Была проверена на практике готовность частей Железнодорожных войск к выполнению восстановительных работ при попутных разрушениях и воздействиях диверсионных групп противника на железнодорожные объекты.


С начала проведения контртеррористических операций силами Железнодорожных войск обезврежено более 2 тысяч взрывоопасных предметов, проведено сплошное разминирование на 17 тыс. км железнодорожных путей. Только в текущем году было сопровождено более 600 единиц подвижного состава, перевезено более 2 тысяч человек личного состава. За успешное выполнение специального задания в период с 1999 г. по настоящее время более 820 военнослужащих Железнодорожных войск награждены государственными наградами. Анализ действий Железнодорожных войск в Чеченской Республике убедительно свидетельствует, что в восстановлении железных дорог в боевых условиях Железнодорожным войскам альтернативы нет.

Солдаты - железнодорожники вносили неоценимый вклад в строительство железных дорог во все времена – и в эпоху царей, и в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, и в послевоенное время, восстанавливая разрушенное хозяйство страны.

На протяжении своей истории многое в оснащении, тактике и оперативном искусстве Железнодорожных войск изменялось, однако неизменными остаются верность военных железнодорожников долгу и преданность Отечеству.