Жанр темные аллеи бунин. "Темные аллеи" И. Бунина - тема любви в цикле

Сочинение по произведению на тему: Единство цикла рассказов И. А. Бунина « »

Книгу “Темные аллеи” принято называть “энциклопедией любви”. И. А. Бунин в этом цикле рассказов пытался показать отношения двоих с разных сторон, во всем многообразии проявлений. “Темные аллеи” - любимое детище писателя, создававшееся много лет. Здесь воплотились размышления автора о любви. Это была та тема, которой Бунин отдавал все свои творческие силы. Книга столь же многогранна, как сама любовь.

Название “Темные аллеи” взято Буниным из стихотворения Н. Огарёва “Обыкновенная повесть”. Речь в нем идет о первой любви, не завершившейся соединением двух жизней. Образ “темных аллей” пришел оттуда, но в книге нет рассказа с таким названием, как можно было ожидать. Это всего лишь некий символ, общее настроение всех рассказов.

Бунин считал, что истинное, высокое чувство не только никогда не имеет удачного завершения, но обладает свойством даже избегать брака. Писатель неоднократно повторял это. Он также вполне серьезно цитировал слова Байрона: “Часто бывает легче умереть за женщину, чем жить с ней”. Любовь - это накал чувств, страстей. Человек же, увы, не может постоянно находиться на взлете. Он непременно начнет падать именно тогда, когда достиг наивысшей точки в чем бы то ни было. Ведь выше самой высокой вершины не подняться!

В “Темных аллеях” мы не находим описания непреодолимого влечения двух людей, которое закончилось бы свадьбой и счастливой семейной жизнью. Даже если герои решили связать свои судьбы, в последний момент происходит катастрофа, нечто непредвиденное, что разрушает обе жизни. Часто такая катастрофа - смерть. Кажется, Бунину легче представить себе гибель героя или героини в самом начале жизненного пути, чем их совместное существование в течение долгих лет. Жить до старости и умереть в один день - для Бунина это вовсе не идеал счастья, скорее, напротив.

Таким образом, Бунин как бы останавливает время на высшем взлете чувств. Любовь достигает своей кульминации, но она не знает падения. Никогда мы не встретим рассказа, в котором повествовалось бы о постепенном угасании страсти. Она обрывается в тот момент, когда обыденность еще не успела губительным образом повлиять на чувства.

Однако подобные роковые исходы нисколько не исключают убедительности и правдоподобия рассказов. Утверждали, что Бунин говорил о случаях из собственной жизни. Но он не соглашался с этим - ситуации полностью вымышлены. Характеры же героинь он нередко писал с реальных женщин.

Книга “Темные аллеи” - это целая галерея женских портретов. Здесь встречаются и рано повзрослевшие девочки, и уверенные в себе молодые женщины, и почтенные дамы, и проститутки, и натурщицы, и крестьянки. Каждый портрет, выписанный короткими штрихами, удивительно реален. Остается только удивляться таланту автора, который умел в нескольких словах представить нам столь разных женщин. Главное - все характеры удивительно русские и действие практически всегда происходит в России.

Женские образы играют в рассказах главную роль, мужские - вспомогательны, второстепенны. Больше уделяется внимания мужским эмоциям, их реакции на различные ситуации, их чувствам. Сами же герои рассказов отступают на задний план, в туман.

Рассказы поражают также огромным разнообразием оттенков любви: простодушная, но нерушимая привязанность крестьянской девушки к барину, соблазнившему ее (“Таня”); скоротечные дачные увлечения (“Зойка и Валерия”); краткий однодневный (“Антигона”, “Визитные карточки”); страсть, доводящая до самоубийства (“Галя Ганская”); простодушная исповедь малолетней проститутки (“Мадрид”). Словом, любовь во всевозможных проявлениях. Она является в каком угодно облике: может быть поэтическим, возвышенным чувством, мигом просветления или, наоборот, непреодолимым физическим влечением без духовной близости. Но какой бы она ни была, для Бунина это лишь краткий миг, зарница в судьбе. Героиня рассказа “Холодная осень”, потерявшая жениха, любит его на протяжении тридцати лет и считает, что в ее жизни только и был тот , а все остальное - “ненужный сон”.

Во многих рассказах цикла Бунин описывает женское тело. Это для него нечто святое, воплощение истинной Красоты. Никогда эти описания не опускаются до грубого натурализма. Писатель умеет найти слова, чтобы описать интимнейшие человеческие отношения без всякой пошлости. Без сомнения, это дается лишь ценой великих творческих мук, зато читается легко, на одном дыхании.

И. А. Бунин в цикле рассказов “Темные аллеи” сумел отобразить множество граней человеческих отношений, создал целую плеяду женских образов. И объединяет все это разнообразие то чувство, которому Бунин посвятил большую часть своего творчества, - Любовь.

bunin/temnye_allei_2/

Если домашнее задание на тему: » Темные аллеи, Единство цикла рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 

СБОРНИК «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ« - ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЛЮБОВНЫХ ДРАМ. К теме любви И. А. Бунин обращался еще на самых ранних эта­пах своего творчества, в рассказах *Грамматика любви», «Легкое дыхание» и др. В 1888 году, говоря о важности этой темы, Бунин утверждал: «Любовь… вносит идеальное отношение и свет в буднич­ную прозу жизни, расшевеливает благородные инстинкты души и не дает загрубеть в узком материализме и грубо-животном эгоиз­ме». Со временем тема любви становится для Бунина одной из са­мых главных, ведущих тем творчества, достигая своей вершины в цикле рассказов «Темные аллеи», которые критика определила как «энциклопедию любви», или еще точнее - энциклопедию любов­ных драм. В каждом из рассказов («Темные аллеи», «Руся», «Ан­тигона», «Таня», «В Париже», «Галя Ганская», «Натали», «Чистый понедельник»; сюда же относят и написанный до «Темных аллей» рассказ « Солнечный удар ») показан момент высочайшего торжества любви, которую писатель понимает как самое прекрасное, самое вы­сокое чувство, на которое способен человек. В этих произведениях мы встречаем и возвышенные переживания, и противоречивые чув­ства, и неистовые страсти. Не случайно сам автор называл «Темные аллеи» «лучшей своей книгой», к которой смело можно отнести слова его же стихотворения:

Твой труд переживет тебя, поэт.

Переживут творца его творенья.

Живого не утратит выраженья

С тебя когда-то списанный портрет -

И станешь ты незримый, бестелесный,

Мечтою, мыслью, сказкою чудесной.

«Одним из последних лучей какого-то чудного русского дня» называл Бунина Г. Адамович. И действительно, многие видели в его произведениях волшебное сияние ушедшего светлого дня, который никогда не сможет повториться. Так, как писал Бунин, особенно о любви, теперь уже не пишут. Читая современные книги или жур­налы, мы редко испытываем то «блаженное замирание сердец», которое всегда происходит при чтении произведений великого пи­сателя. А вот современниками Бунина «Темные аллеи» далеко не сразу были поняты и восприняты, потому что это было «новое сло­во, новый подход к жизни», как говорил сам автор.

В цикле который включает в себя около сорока рассказов о люб­ви, в полной мере раскрывается чудесное умение писателя прони­кать в глубины человеческого сердца и внимательно исследовать все разнообразие и богатство проявлений чувства любви. В новеллах «Темных аллей» перед нами и своеволие любви, с ее непредсказуе­мой переменчивостью в настроениях любящих как преломление свободной сути любви, которая вне категорий добра и зла и которая сродни творческому вдохновению (рассказ «Муза»); и любовь как чувство, балансирующее на грани порочных соблазнов и святости («Чистый понедельник»); любовное чувство невинной девушки и «кокотки»; господина и крестьянки («Темные аллеи», «Таня»); и случайное дорожное приключение («Визитные карточки »); и любовь как вечное ожидание чуда, на мгновение мелькнувшего в жизни и утраченного («В Париже»).

По убеждению Бунина, именно любовь способна открыть чело­веку красоту окружающего мира, подарить ощущение полноты жизни. Любовь обостряет все чувства человека: зрение, слух, обо­няние, она перерождает саму душу. Сила любви - в духовной зна­чимости ее для человека, она превращает быт в бытие, существова­ние - в наполненную высоким смыслом жизнь. Только любовь может подарить человеку истинное счастье. Но, к сожалению, сча­стье не может длиться вечно. Ощущение счастья всегда ярко и не­долговечно. И потому любовь у Бунина всегда коротка и трагична. По мнению писателя, возникновение любовного чувства непостижи­мо, как случай, и неотвратимо, как смерть.

Любовь бунинских героев - естественная и драматичная, вели­чественная и вечная - является неотъемлемой частью мира, пре­красного и трагичного одновременно. Надежда, героиня рассказа «Темные аллеи», тридцать лет «все одним жила», но все же сумела сохранить не только светлое чувство в душе, но и себя как личность и многого добилась в жизни. А ее возлюбленный, Николай Алексе­евич, оставивший ее из-за предрассудков общества, после долгой разлуки признается, что все эти годы был несчастлив (его оскорби­тельно обманула жена, сын вырос негодяем). Надежда для него - «самое дорогое, что имел в жизни». Но она не прощает Николая Алексеевича, не может забыть обиду именно потому, что продолжа­ет любить. Итог их жизни печален: оба остаются в одиночестве, с затаенной обидой и несбывшимися надеждами.

Человек не волен в своей любви и потому, расставшись с люби­мым, всегда испытывает страдания. Чувства героев Бунина часто про­тиворечивы. Это противоречие и является источником драмы. Героев рассказа «Натали» разлучает двойственность поведения Мещерского, который разрывается между «такой мучительной красотой обожания Натали» и «таким телесным упоением Соней». Он не спо­собен сразу разобраться в своих чувствах, называя и то и другое любовью. Только время и разлука заставляют его осознать обман­чивость чисто физического влечения и возвышенность духовного, истинного обожания. К сожалению, понимание этого приходит слишком поздно. Счастливая любовь героев становится невозмож­ной из-за смерти героини.

Для Бунина любовь является единственной истиной, и если она погибает, то сама жизнь теряет смысл. Писатель не скрывает того, что любовь приносит не только радость, счастье, но и горе, разоча­рование, а порой и смерть. Во многих рассказах его книги любовь и смерть неразрывно связаны («Холодная осень», «Поздний час»). «Боже мой, какое это было несказанное счастье! - восклицает ге­рой рассказа «Поздний час». - Это во время ночного пожара я впер­вые поцеловал твою руку, и ты сжала в ответ мою, - я тебе никогда не забуду этого тайного согласия». Но его любимая умирает, остав­ляя в душе героя лишь боль и воспоминания о сладостных минутах счастья. В этом - бунинская концепция любви: настоящее чувство не может быть вечным.

И все же автор, на мой взгляд, противоречит себе. Да, с гибелью героев обрывается их счастье, разлука приносит страдания. Но любовь-то не погибает. «Разве бывает несчастная любовь? - спра­шивает героиня рассказа «Натали». - Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья? »

Бунин убежден: « Нет несчастной любви», потому что любовь спо­собна победить все преграды на свете, даже смерть. Любовь и жизнь героев неизбежно обрываются - то ли по какой-то роковой случайно­сти, как в рассказах « Руся»,« Генрих »,« В Париже »,« Натали »(« Лег­кое дыхание »), то ли по воле самого человека, как в « Темных аллеях » или «Чистом понедельнике». Финал многих рассказов - как гром среди ясного неба после яркой вспышки «блаженно-хмельного» сча­стья: «А через месяц… казачий офицер, некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская, застрелил ее на платформе вокзала, среди большой толпы народа, только что прибывшей с поездом» («Лег­кое дыхание»); «На третий день Пасхи он умер в вагоне метро» («В Париже»); «В декабре она умерла на Женевском озере в преждевре­менных родах» («Натали»); «Весной того же года я узнал, что она приехала домой с воспалением легких и в неделю умерла. Узнал и то, что это была ее воля - чтобы скрывали от меня ее смерть возмож­но дольше» («Лика»); «Вена. 17 декабря. Сегодня, в ресторане «Franzens-ring» известный писатель Артур Шпиглер убил выстре­лом из револьвера русскую журналистку и переводчицу многих со­временных австрийских и немецких новеллистов, работавшую под псевдонимом “Генрих”» («Генрих»).

Концовка ряда рассказов - самоубийство героя или героини («Зойка и Валерия», «Галя Ганская»).

И все же, как бы ни была коротка, а порой мгновенна любовь, ее свет озаряет всю оставшуюся жизнь героев, потому что в понима­нии Бунина любовь оказывается приобщенной к вечности. И не по­тому, что она от века повторяется во всех поколениях, а потому, что она не поддается исчезновению в сознании, во «внутреннем време­ни» и, значит, несет в себе какое-то высшее начало. Не случайно герои «Темных аллей» вторят друг другу: «Подобного счастья не было во всей его жизни…» («Руся»); «Он поцеловал ее холодную руку С той любовью, что остается где-то в сердце на всю жизнь…» («Ви­зитные карточки»); «Что это было? Пронеслось и скрылось. Но сер­дце в груди так и осталось стоять. И так, с остановившимся серд­цем, неся его в себе, как тяжкую чашу, я двинулся дальше* («По­здний час»).

Потеряв свою любовь, персонажи «Темных аллей» живут счаст­ливыми воспоминаниями а ней. Они возвращаются снова и снова в те места, где испытали «недоумение счастья», который раз пережи­вают в душе то «удивительное лето, которое уже целых двадцать лет тому назад было». Герои Бунина испытали любовь, а значит, они счастливы. Даже если это счастье - лишь воспоминание. Без люб­ви не может быть истинного счастья. Так, у героини рассказа «Чи­стый понедельник» в жизни есть все: комфорт, изящество, незави­симость, возможность наслаждаться жизнью, но в душе ее нет сча­стья и покоя. Именно поэтому она избирает путь служения Богу - уходит в монастырь в поисках высоких и светлых чувств, способ­ных заменить чувство любви.

«Темные аллеи» И. А. Бунина - великая книга о любви, пони­маемой как «некий высший напряженный момент бытия», который озаряет всю жизнь человека, с ее тайнами, загадками, противоре­чиями. Это книга о человеческой жизни, которая только тогда про­жита не напрасно, когда в ней была, пусть короткая, пусть траги­ческая, но настоящая любовь. И здесь вспоминаются строки стихот­ворения Бунина:

В апрельский день я от людей ушла,

Ушла навек покорно и безгласно -

И все ж была я в жизни не напрасно:

Я для любви не умерла.

Любовь в «Темных аллеях», как и в других произведениях пи­сателя, предстает как огромная, грозная сила, способная перевер­нуть всю жизнь и мировоззрение героя. Она трагична, но она дарит ему незабываемые минуты счастья, возвышая его, поднимая над миром житейской суеты, и запоминается на всю жизнь. Автор ут­верждает истинные духовные ценности, красоту и величие челове­ка, способного на большое, искреннее, страстное, всепоглощающее чувство. Он утверждает возвышенность, чистоту настоящей, идеаль­ной любви, которая всегда остается светлой и прекрасной, даже ког­да несет боль, разлуку или смерть. Неповторимые по своей душев­ной силе образы, глубокий психологизм писателя, проникновение в самые сокровенные тайны человеческой души, нежность и трепет­ность чувства, соединение, казалось бы, несовместимого, противо­положного - любви и ненависти, страдания и счастья, - вот то, что делает эту книгу И. Бунина настоящим шедевром русской и мировой литературы.

В апреле 1947 года И.Бунин писал о книге «Темные аллеи»: «Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое лучшее и самое прекрасное, что я написал в жизни». И сегодня вряд ли найдется человек, сердце которого не раскроется навстречу этому чуду, не захочет впитать в себя, ощутить каждую строчку, каждую эмоцию автора, научиться жить полной жизнью, по-настоящему, искренне переживать, радоваться и страдать, хра­нить в душе самые главные чувства и воспоминания. А это значит, что «Темные аллеи» можно назвать не просто энциклопедией люб­ви, ее можно назвать настоящей школой жизни.

Незабываемое в цикле рассказов И. А. Бунина "Темные аллеи"

Писательская судьба Ивана Алексеевича Бунина - судьба удивительная. При жизни он не был столь славен, как Горький, о нем не спорили, как о Л. Андрееве, не вызывал он столь разноречивых - где шумно-восторженных, а где безоговорочно осуждающих - оценок, как символисты. В литературных и читательских кругах с необычным единодушием он был признан Мастером.

Вторая мировая война застала Бунина в Париже. Бедность, равнодушие издательств тягостно переносились Иваном Алексеевичем. Вот как он сам говорит об этом: "Живу, конечно, очень и очень плохо - одиночество, голод, холод и страшная бедность..." Единственное, что спасает, - это работа. Да, создание цикла рассказов "Темные аллеи" было для Бунина в военные годы родником душевного подъема. Сам автор считал произведения сборника, написанные в 1937- 1944 гг., своим высшим достижением. Цикл рассказов "Темные аллеи" критика определила как "энциклопедию любви" или, еще точнее, - энциклопедию любовных драм. Любовь здесь изображается как самое прекрасное, самое высокое чувство.

В каждом из рассказов ("Темные аллеи", "Руся", "Антигона", "Таня", "В Париже", "Галя Ганская", "Натали", "Чистый понедельник"; сюда же можно отнести написанный до "Темных аллей" рассказ "Солнечный удар") показан момент высочайшего торжества любви. Все рассказы в сборнике сближает мотив воспоминаний о молодости и родине. Все они вымышлены, что не раз подчеркивал сам автор. Однако они все, в том числе ретроспективная их форма, вызваны состоянием души автора. "Какое удивительное время - молодость! Жизнь уходит быстро, и мы начинаем ценить ее лишь тогда, когда все осталось позади", - утверждает И. А. Бунин. Подобные моменты возвращения к самому яркому, сильному переживанию и воспроизведены в цикле.

Бунин пишет о незабвенном, что оставило глубокий след в человеческой душе. Нередко запечатлен самый момент воспоминания, грустного прикосновения к давно отшумевшей радости. Ее дает любовь, а сохраняет на всю жизнь особенная, чувственная память, заставляющая с годами по-иному воспринимать многое из того, что "осталось позади". Однако убеждение Бунина в чистоте, незамутненности, здоровой естественности любви осталось неизменным. Правда, порой в бунинском изображении любви преобладал "земной", чувственный характер, но это никогда не случалось за счет снижения главной, духовной значимости любви. Только в таком своем качестве она составляет самые лучшие мгновения жизни. "Любовь - высший судья в человеческих отношениях", - утверждает Бунин. О книге "Темные аллеи" автор написал в апреле 1947 г.: "Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое лучшее и самое прекрасное, что я написал в жизни". У Бунина надо учиться, как проникновенно, на самой высокой эмоциональной волне выражать самое необыкновенное и прекрасное чувство человека. Бунин не интригует сложным сюжетом, он пробуждает чувства лирическим монологом, исповедью. То, о чем он тоскует, давно стало историей, а то, как он умеет выразить чувство, - это наше нетленное духовное богатство. Эта грань духовного - незыблемость и вечность России.

Тема любви в рассказе Бунина «Темные аллеи»


  1. Вступление. Краткий биографический очерк.

  2. Основная часть. Тема любви в рассказе Бунина «Темные аллеи».

  1. «Все рассказы этой книги только о любви, о ее „темных" и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях» (Бунин)

  2. Анализ рассказа «Темные аллеи».

  3. "Темные аллеи" - вершина лирической прозы писателя, подлинная энциклопедия любви.

  1. Заключение. Оценка творчества Ивана Бунина.
Иван Алексеевич Бунин, один из известных и лучших писателей и поэтов в своей стилистике, первым из русских литераторов был номинирован на получение Нобелевской премии. Родился он в царской России, 10 октября 1870 года, в городе Воронеж, но его праху не суждено было упокоиться на русской земле, и ушел он из жизни, находясь в эмиграции, 8 ноября 1953 года, в Париже, Франция.

К началу 20-го века, Бунин стал одним из самых популярных писателей России. Его очерки и рассказы того времени, показывают экстремальную точность языка, тонкое описание природы, подробный психологический анализ, и виртуозное управление сюжетом. Хотя его демократические взгляды вызвали критику в России, они не превратили его в политически ангажированного писателя. Бунин еще в то время считал, что изменения были неизбежными в жизни России. Его желание сохранить свою независимость проявляется в его разрыве с писателем Максимом Горьким, и другими старыми друзьями, после революции 1917 года, которую он воспринимал как торжество низменных сторон русского народа.

Более чем шестидесятилетний путь Бунина в литературе можно разделить на две примерно равные части – дооктябрьскую и эмигрантскую. И хотя после катастрофических для писателя событий 1917 года он не мог не измениться, его творчество обладает высокой цельностью – редкое качество для русской литературы ХХ века. Тем больший смысл имеет приверженность Бунина национальному началу, стремление через него раскрыть всемирное содержание жизни. Писатель с мучительной пристальностью всматривается в национальные типы, издавна открытые русской литературой, изводит себя постоянным вопросом: кто же народ? Что же есть такое Россия? Какие именно моменты и стороны ее исторического развития оказываются определяющими для психического склада русского человека?

В 1933 Бунин стал первым русским лауреатом Нобелевской премии по литературе – «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в прозе типичный русский характер».

Томительная боль разлуки с Родиной и упрямое нежелание смириться с неизбежностью этой разлуки парадоксальным образом приводят к расцвету творчества Бунина периода эмиграции. Его мастерство достигает предельной филигранности. Почти все произведения этих лет – о былой России. Вместо вязкого ностальгического елея и «ресторанных» стонов о «Москве златоглавой» со «звонами колоколов» – иное ощущение мира. В нем трагичности бытия человека и его обреченности может противостать лишь неуничтожимый опыт личной памяти, русских образов и русского языка.

В эмиграции Буниным написано десять новых книг прозы, в том числе Роза Иерихона (1924), Солнечный удар (1927), Божье древо (1931), повесть Митина любовь (1925). В 1943 (полное издание – 1946) писатель издает вершинную книгу своей малой прозы, сборник рассказов «Темные аллеи» . «Все рассказы этой книги только о любви, о ее „темных" и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях», – сказал Бунин в одном из писем Н.А.Тэффи.

Цикл ностальгических историй – «Темные аллеи» (1943 г.), и сборник других рассказов, были одними из его последних великих работ.

Рассказ «Темные аллеи» был написан в 1938 году. Это небольшое произведение словно грустная нотка об ушедшей молодости, короткая вспышка памяти, вдруг проснувшееся воспоминание. Излюбленная тема писателя - тема любви – в основе повествования.

Сюжет – встреча двух людей, уже пожилых, проживших разные жизни. Но когда-то этих двоих связывала молодая горячая любовь. История, увы, тривиальная, описанная во многих произведениях: молодой помещик соблазняет и бросает красавицу горничную. Но необыкновенная поэзия слога Бунина, его умение передать очарование вещей простых, казалось бы, совсем обыденных, делают историю очень волнующей, свежей, впечатляющей.

Композиция рассказа несложна, условно состоит из трех частей: остановка немолодого уже военного на постоялом дворе; неожиданная встреча с прежней, забытой уже, любовью; и в пути через несколько минут мысли военного, навеянные этой встречей.

Картина осеннего ненастья, дороги, залитой водой; описание мужика – кучера, вид постоялого двора – все это создает настрой унылой повседневности, обыденности. Все привычно, тоскливо для Николая Алексеевича. Узнав в хозяйке постоялого двора красавицу горничную, «он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел».

Короткий разговор вызывает необыкновенно сильный всплеск чувств в душе обоих. Тридцать лет назад… Целая жизнь… «Усталость и рассеянность его исчезли». Он виноват. Она не простила. «Сколько не проходило времени, все одним жила…простить я Вас никогда не смогла…»

Но и его наказала судьба женой «изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя»; сыном - негодяем «без сердца, без чести, без совести». Сейчас он стар, одинок. А она…сама себе хозяйка «ума палата. И все, говорят, богатеет, крута…», устроила сама свою судьбу.

Когда он уезжает по темной унылой дороге, его мысли вновь возвращаются в далекое прошлое, сладкие воспоминания бередят душу. «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…»

Любовь у Бунина всегда идет об руку с грустью, страданием, а порой и с трагедией. В этом рассказе нет трагедии, но есть несправедливость, разбитые неустроенные жизни, не обретенные к старости спокойствие и счастье, и уже ничего не вернуть и не исправить.

Любовь не учитывает разницу социального положения. Она дает сладкие мгновения, а затем уходит. Для Николая Алексеевича любовь потеряна навсегда. Разве мог он сделать женой Надежду? Нет. Он смог дать ей лишь мгновения счастья и страдание длиною в жизнь.

Рассказ «Темные аллеи» как светлый гимн любви, краткой, прекрасной, как неуловимая пора цветения шиповника, несущей горечь, но от этого еще более яркой и сладкой.

Таким образом, перед нами два героя. При всей социальной весомости и устроенности Николая Алексеевича, он не создает образа счастливого человека. Перед нами несчастный, одинокий, уставший от жизни человек. Надежда тоже одинока, но нет такого чувства, что жизнь Надежды не удалась, не сложилась, прошла впустую, нет ощущения уставшего от жизни человека. Она все также молода, красива, легка. Читая рассказ дальше, мы узнаем, что надежда всю жизнь любит и продолжает любить Николая Алексеевича. И именно любовь наполняет жизнь Надежды смыслом. Николай Алексеевич в свое время отказался от любви, испугался, сбежал, бросил её, предал любовь. И, однажды предав, он больше никогда не встретил и не ощутил чувства настоящей любви. И вот через много лет они вновь встречаются: Надежда все также любит, а Николай Алексеевич все понял, осознал и, может быть, готов вернуться. Но Надежда – не прощает и отвергает его. Почему? Да потому что настоящая любовь не прощает человеческих ошибок, и, раз ошибившись, отвернувшись от любви, человек обрекает себя на жизнь без любви, а, следовательно, без счастья. Такова и есть жизнь Николая Алексеевича.

Охватывая более шести десятилетий, творчество Бунина свидетельствует о постоянстве его художественной натуры. Поэтика зрелого Бунина-стихотворца – это последовательная и упорная борьба с символизмом. Хотя многие стихотворения 1900-х насыщены исторической экзотикой, путешествиям по древним культурам, т.е. мотивами, близкими «брюсовской» линии символизма, поэт неизменно «заземляет» эти яркие декорации конкретными природными или бытовыми деталями. Так, напыщенная картина гибели древнего героя в стихотворении После битвы уснащена совсем несимволистскими, слишком прозаическими, «осязательными» замечаниями о том, как ему Кольчуга / колола грудь, а в спину полдень жег. Сходный прием – в стихотворении Одиночество, где высокая эмоциональная тема, вынесенная в заглавие, по контрасту уравновешена заключительным выводом одинокого героя: Хорошо бы собаку купить.

Все произведения Бунина – независимо от времени их создания – объемлются интересом к вечным загадкам человеческого существования, единым кругом лирико-философских тем: времени, памяти, наследственности, любви, смерти, погруженности человека в мир неведомых стихий, обреченности человеческой цивилизации, непознаваемости на земле окончательной истины. Время и память, едва ли не центральные темы европейской литературы XX в., задают перспективу всей прозы Бунина. Здесь, на Земле герои Бунина окружены таинственными стихиями, олицетворяющими величественные и недоступные человеческому пониманию начала бытия. Иррациональная стихия может завладевать и человеческими душами. Такова любовь. Любовь в прозе Бунина – загадочная и несовместимая с жизнью стихия пола, вторжение в обыденный мир потустороннего бытия, «солнечный удар», несущий с собой такое напряжение душевных сил, которое ни жизнь, ни человеческая личность не в состоянии вместить. А потому типичный бунинский финал любовного сюжета – гибель одного из героев (рассказ «Дело корнета Елагина» , «Темные аллеи» , «Митина любовь» , где самоубийство героя становится для него единственным избавлением и от «диктатуры пола», и от тривиальной обыденности жизни).

Теме любви И. А. Бунин посвятил значительную часть своих произведений, от самых ранних до последних. Сборник "Темные аллеи” стал воплощением всех многолетних размышлений писателя о любви. Он видел ее повсюду, поскольку для него это понятие было весьма широким.

«Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена», - эти

слова из сборника «Темные аллеи» (1937-1944) могли бы повторить все «герои-любовники» у Бунина. Эту книгу рассказов о любви, созданную в годы второй мировой войны, можно назвать энциклопедией любовных драм. «Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что написал я в жизни…» - признавался Бунин другу Телешову в 1947 году.

Рассказы Бунина - именно философия. Он видит любовь в каком-то особом свете. В то же время он отражает те чувства, которые испытывал каждый человек. С этой точки зрения любовь как раз не является неким особым, отвлеченным понятием, а наоборот, общим для всех.

Основной темой цикла становится уже не просто любовь, а любовь,

раскрывающая самые потайные уголки человеческой души, любовь как основа жизни и как то призрачное счастье, к которому мы все стремимся, но, увы, так часто упускаем.

"Темные аллеи” - произведение многоликое, разноплановое. Бунин показывает человеческие отношения во всех проявлениях: возвышенная страсть, вполне заурядные влечения, романы "от нечего делать”, животные проявления страсти. В свойственной ему манере Бунин всегда находит нужные, подходящие слова для описания даже самых низменных человеческих инстинктов. Он никогда не опускается до пошлости, ибо считает ее недопустимой. Но, как истинный мастер Слова, всегда точно передает все оттенки чувств и переживаний. Он не обходит стороной никакие стороны человеческого существования, у него не встретишь ханжеского умалчивания каких-то тем. Любовь для писателя - чувство вполне земное, реальное, ощутимое. Духовность неотделима от физической природы человеческого влечения друг к другу.

Бунин стремится в своих рассказах остановить мгновение, продлить цветение шиповника, ведь опадение цветов неизбежно.

В сборнике "Темные аллеи” вы не встретите ни одного рассказа, где любовь завершилась бы браком. Влюбленных разлучают либо родные, либо обстоятельства, либо смерть. Создается впечатление, что смерть для Бунина предпочтительнее, чем долгая семейная жизнь бок о бок. Он показывает нам любовь на ее пике, но никогда - при угасании, поскольку угасания и не бывает в его рассказах. Лишь мгновенное исчезновение яркого пламени волею обстоятельств.

Будет справедливо привести полностью это стихотворение забытого поэта, строки которого спустя столетие послужили камертоном последнего творческого всплеска Бунина:

Была чудесная весна!

Они на берегу сидели –

Река была тиха, ясна,

Вставало солнце, птички пели;

Тянулся за рекою дол,

Спокойно, пышно зеленея;

Вблизи шиповник алый цвел,

Стояла темных лип аллея.

Была чудесная весна!

Они на берегу сидели –

Во цвете лет была она,

Его усы едва чернели.

О, если б кто увидел их

Тогда, при утренней их встрече,

И лица б высмотрел у них

Или подслушал бы их речи –

Как был бы мил ему язык,

Язык любви первоначальной!

Он верно б сам, на этот миг,

Расцвел на дне души печальной!..

Я в свете встретил их потом:

Она была женой другого,

Он был женат, и о былом

В помине не было ни слова;

На лицах виден был покой,

Их жизнь текла светло и ровно,

Они, встречаясь меж собой,

Могли смеяться хладнокровно...

А там, на берегу реки,

Где цвел тогда шиповник алый,

Одни простые рыбаки

Ходили к лодке обветшалой

И пели песни – и темно

Осталось, для людей закрыто,

Что было там говорено

И сколько было позабыто.

"Темные аллеи" - вершина лирической прозы писателя, подлинная энциклопедия любви. В "Темных аллеях" можно найти все - и возвышенные переживания, и противоречивые чувства, и неистовые страсти. Но ближе всего Бунину была любовь чистая, светлая, подобная гармонии земли с небом. В "Темных аллеях" она, как правило, коротка, а порой мгновенна, но ее свет озаряет всю жизнь героя.

Список литературы


  1. Айхенвальд Ю. Н., Силуэты русских писателей, в. 3, 3 изд., М., 1917;

  2. Бунин И.А. Рассказы / Сост. и авт. сопровод. текстов Анна Саакянц. – М.: Мол. гвардия, 1987, с. 469-474.

  3. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста.– М.: Академический Проект, 2004. – 464 с.

  4. Бабореко А. К., И. А. Бунин. Материалы для биографии (с 1870 по 1917), М., 1967;

  5. Боровский В. В., Бунин, в его кн.: Литературно-критические статьи, М., 1956; Батюшков Ф. Д., И. А. Бунин, в кн.:. Русская литература XX века. 1890-1910. под ред. С. А. Венгерова, [кн. 7], М., [б. г.]; Горбов Д., У нас и за рубежом, [М.], 1928;

  6. Литературный энциклопедический словарь/ Под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г.Андреев, Н.И.Балашов, А.Г.Бочаров и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1987, - 752 с.

  7. Под открытым небом. Стихотворения, М.. 1898: Собр. соч., т. 1-5, СПБ. 1902-09; Полн. собр. соч., т. 1-6, П., 1915; Собр. соч., т. 1-12, [Берлин], 1934-39;

  8. Михайлов О. Н., Иван Алексеевич Бунин. Очерки творчества, М., 1967;

  9. Ильин И. Творчество И.А. Бунина. // О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин, Ремизов, Шмелев. – М., 1991. – С. 27.

В бунинский сборник «Темные аллеи» вошли рассказы, созданные в период с 1937 по 1944 годы. Большая часть из них была создана в период Второй мировой войны, в период оккупации юга Франции, где жил писатель, итальянскими, а затем немецкими войсками.

Однако несмотря на тяжелую мировую обстановку, голод и разруху, Бунин избирает для всех рассказов отстраненную от всех этих катаклизмов тему – тему любви. Именно данная тематика, присутствуя в каждом рассказе и являясь концептуальной, объединила все сорок из них в единый цикл.

Сам писатель считал «Темные аллеи» лучшим своим творческим детищем. Что и небезосновательно: четыре десятка рассказов сборника повествуют, казалось бы, об одном ― о любви, однако в абсолютно каждом из них представлен свой неповторимый оттенок этого чувства. В сборнике встречаются и возвышенная «небесная» любовь, и любовь-увлечение, и любовь-страсть, и любовь-безумие, и любовь-похоть. И это неслучайно, ведь в авторском понимании любовь – это бесконечно сложное чувство, «темные аллеи» человеческой жизни.

И все же при всем многообразии оттенков любви, запечатленной в рассказах цикла, в ней имеется одна преобладающая черта. Это сравнение силы любви с непреодолимой силой стихии, вместить которую дано не каждому. Любовь, созданную Буниным на страницах «Темных аллей», вернее всего будет сравнить с грозой – могущественной, но кратковременной стихией, которая, вспыхивая в душе, сотрясает ее до основания, но в скором времени исчезает.

Оттого во всех рассказах сборника любовь обрывается на драматической либо глубокой меланхолической ноте – расставания, смерти, катастрофы, резиньяции. Так, умирает при родах Натали, едва ее любовь достигает своего рассвета («Натали»), офицер пускает себе пулю в лоб, узнав об измене жены («Кавказ»), у русского парижанина, встретившего на склоне лет тепло и ласку, в вагоне метро случается разрыв сердца («В Париже»), подруга романиста, Генрих, погибает от руки своего прежнего любовника на пороге новой жизни («Генрих») и т.д.

На первый взгляд все эти развязки неожиданны, на многих читателей они производят впечатление удара ножом, как будто писатель, не зная, что делать со своими героями, насильственно обрекает их на печальное окончание их любовных историй. Но внутренне такие финалы совершенно оправданы, поскольку в понимании писателя, простым смертным не дано долго жить в атмосфере этого внеземного чувства. Истинное чувство, по Бунину, всегда трагично.

Объединяет рассказы цикла также и то, что в большинстве из них Бунин использует мотив памяти: воспоминаний об однажды вспыхнувшей страсти, о невозвратном прошлом. Бунин описывает то, что кажется ему самым главным и почти невесомым в воспоминаниях о прошлом: волнение любви, то трепетное напряжение человеческого существа, от которого весь видимый мир вдруг становится ослепительно-звонким и неповторимым. В памяти у героев цикла остается лишь то, что было срезано на лету, что не успело снизиться и сохранило чудесную яркость подъема.

Таким образом, рассказы, вошедшие в цикл «Темные аллеи», объединяет то, что в каждом из них Бунин с большой изобразительной силой говорит о разнообразии ликов любви и о огромной силе этого чувства.