Легко ли быть нравственным человеком. Легко ли быть нравственным

Мини-сочинение на тему "ТРУДНО ЛИ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ НРАВСТВЕННЫМ"

Ответы:

Царство мира, добра и взаимопонимания наступит только в обществе высоко нравственных людей. Понятие нравственности включает в себя правила поведения, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также соблюдение этих правил. Умение жить с другими людьми определяется нравственностью, то есть нормами поведения, определенными действиями, призванными выражать уважение, доброжелательность и внимание к человеку. Нравственный человек умеет выражать внимание внешними средствами, понятными всем. Он заботится о своем внешнем виде, опрятности и чистоте, помнит, что неряшливость, небрежность и невнимание к себе есть форма проявления неуважение к другим людям, пренебрежение их мнением; терпеливо выслушает говорящего, не перебивая его и проявляя интерес к его словам; не допустит унижения достоинства человека своими словами или действиями; использует общепринятые формы обращения с просьбой об услуге и сам выразит благодарность за нее

Что такое нравственность? С одной стороны, это очень сложный философский вопрос, требующий серьезных размышлений. А с другой, обычно мы довольно четко можем определить, нравственно поступил человек или нет. Что ж, давайте порассуждаем. Если глубоко копнуть, мы поймем, что с незапамятных времен источником нравственности служили священные писания. В христианстве именно десять заповедей Христа определяли моральный кодекс человека. Почему говорю в прошедшем времени? Наверное, потому что сейчас не так много верующих людей, религия уже не пронизывает все сферы человеческого бытия, как раньше. Кроме этого, по мере того, как развивается культура и человечество, в обществе появляются новые морально-этические нормы. Но все же что такое нравственность? Пожалуй, под ней стоит понимать духовные качества человека, которые основаны на высоких идеалах добра, долга, чести, справедливости и проявляются в отношении к другим людям и природе. Нравственность – это то, как сама личность оценивает свои поступки и поведение с точки зрения добра. Но ведь добро каждый понимает по-своему. То, что хорошо для одного, совершенно недопустимо для другого. И где же правда? Думаю, нравственность заключается как раз в том, чтобы видеть свои действия не просто допустимыми, но и благими для общества. Безнравственное поведение делает человека распущенным, этически безобразным и недостойным. Можно ли говорить о поступках детей с точки зрения нравственности? Боюсь, что нет, ведь понятие «добро» в нежном возрасте весьма туманно, ребенку попросту неинтересно анализировать свое поведение и смотреть на него под углом какой-то невразумительной нравственности. Детские поступки определяются единственным критерием – «нравится», «не нравится». И совершенно не факт, что, повзрослев, ребенок приобретет нравственные черты. Здесь уже многое зависит от воспитания и окружения. Первыми учителями нравственности для детей становятся родители и школа. Не думаю, что морали нельзя научиться. Напротив, можно и нужно. Человек учится всю свою жизнь, и речь идет не только о расширении кругозора, но и о самовоспитании, смене приоритетов, освоении новых ценностей.

Похожие вопросы

  • Я хочу стать ветеринаром. Я просто обожаю животных, и люблю их, когда была маленькая тоскала бездомных животных домой, и кормила их) Но у меня есть одна проблема - Я ужасно боюсь крови, и не хочу лезть в собачий живот (Так вот мной вопрос: Всем ли ветеренарам нужно делать операции животным???
  • Коробка щелочных игрушек занимает 1/244 вагона поезда. В поезде 122 вагона. Сколько поездов понадобится, чтобы перевести партию из 64513 коробок игрушек?
  • 1. Числительное обозначает _______________________________________ 2. Составные числительные А) состоят из двух и более корней Б) состоят из двух и более слов 3. Укажите, где есть числительные: А) двойной удар Б) полтора метра В) первый дом Г) тридцатиградусный мороз 4. Определите, каким членом предложения является числительное Два брата весело шагали на рыбалку А) дополнение Б) обстоятельство В) подлежащее Г) определение 5. Исправьте ошибки, где это необходимо: А) Двое молодых людей шли вдоль реки. Б) Пятеро красивых девушек в ярких костюмах плясали у кромки поля. В) Шестеро щенят жалобно скулили в сарае. Г) К празднику во дворе залили пятеро ледяных горок. Д) Пришла весна, и в четырех берлогах проснулись четверо медведиц с четверыми медвежатами. 6. Вставьте пропущенные буквы, где необходимо: 1)Сем_летний, сем_надцатый, сем_десят, мил_ион 2)Один_адцать, восем_надцать, восем_десят пятый 7. Выполните морфемный разбор Шестеро девятерыми двое семидневный 8. Выделите числительные: Тройка, тройной, трое, трио, третий, трехкратный 9. В каком ряду все числительные сложные? А) 35, 678, 103 Б) 59, 8, 1457 В) 470, 1732, 14 Г) 50, 17, 500 10. Выделите собирательные числительные Седьмой, восьмеро, двенадцатого, шести, девятерых, пять девятых, оба, четвертом, троими, четырнадцать 11. Поставьте числительные в Тв.п 89 – 1643 – 7-й – Семеро – 12. Назовите числительные, которые имеют только две падежные формы. ______________________________________ 13. Составьте предложение, где бы числительное выступало в роли обстоятельства. Вариант 2 1. Числительные бывают (по разряду) ____________________________________ 2. Сложные числительные А) состоят из двух и более корней Б) состоят из двух и более слов 3. Укажите, где есть числительные: А) Тройка за ответ Б) Пятнадцатая школа В) дюжина яблок Г) двенадцатилетний мальчик 4. Определите, каким членом предложения является числительное Пять лет на солдатский плечах лежала война А) дополнение Б) обстоятельство В) подлежащее Г) определение 5. Исправьте ошибки, где это необходимо: А) Двое молодых людей шли вдоль реки. Б) Пятеро красивых девушек в ярких костюмах плясали у кромки поля. В) Шестеро щенят жалобно скулили в сарае. Г) К празднику во дворе залили пятеро ледяных горок. Д) Пришла весна, и в четырех берлогах проснулись четверо медведиц с четверыми медвежатами. 6. Вставьте пропущенные буквы, где необходимо: 1)Пят_десят, пят_надцатого, пят_надцат_летний,2)Мил_иард, сем_надцатый, сем_десятый. 7. Выполните морфемный разбор Десятеро одиннадцатый трое семерыми 8. Выделите числительные: Четверка, четверо, четверной, четырехкратный, четвертый 9. В каком ряду все числительные составные? А) 35, 678, 103 Б) 59, 8, 1457 В) 470, 1732, 14 Г) 50, 17, 500 10. Выделите порядковые числительные Седьмой, восьмеро, двенадцатого, шести, девятерых,пять девятых, оба, четвертом, троими, четырнадцать 11. Поставьте числительные в Тв.п 98 – 2365 – 9-й – Девятеро – 12. Назовите числительные, которые имеют только две падежные формы. ___________________________________ 13. Составьте предложение, где бы числительное выступало в роли определения.

«Я был зверь, а стал человек» - так спустя некоторое время после принятия святого Крещения сказал о переменах в самом себе святой равноапостольный князь Владимир. Эти его слова не стали самовосхвалением или же хвастовством, но в большей степени, наверное, даже радостным удивлением тому, как одно лишь движение души, один шаг навстречу Богу, пусть и путем сомнений, поиска и долгих размышлений, способны изменить не только жизнь, повседневность, отношение к самому себе и к другим, но и самого человека. Всего. Навсегда

Человеком можно стать, только по-настоящему осознав, насколько бесценна и важна для Бога жизнь каждого из нас. Человеком можно стать, увидев человека в другом. И не просто человека, но и его человеческое достоинство. Вот только умению этому надо учиться, учиться всерьез, не разграничивая людей по одним лишь нам понятным субъективным критериям. Все мы, несмотря на происхождение, пол, социальный статус, характеры, должности и зарплаты, на самом деле очень похожи в самом главном: мы рождаемся и умираем. Да, между двумя этими точками, мы - очень разные, мы проходим свой путь, непохожий ни на чей другой, но в самых главных и таинственных моментах жизни мы совсем не отличны друг от друга. Эти два важных дня в календаре всецело зависят от Бога. А то, что будет между ними и положенными нам годами, во многом зависит от нас. И тут очевидно, что жизнь, данная нам, должна быть все-таки чем-то большим, чем обычной чертой между датами на памятнике. Как это сделать?

В мире господствует потребительское отношение ко всему и, увы, ко всем. Это означает, что и сам человек нередко видит и оценивает другого исключительно в свете материальной полезности или ненужности. Человек становится выгоден, он важен пока у него есть связи, средства, возможность влияния. За молодостью и красотой тоже порой не видят и не хотят видеть человека, глядя на него как на обертку. И многие от этого страдают, но страшно то, что есть и те, кто этим успешно пользуется. И повсюду только призыв взять, найти, купить, съесть… Заработать чтобы потратить? А потом снова зарабатывать? А если нет возможности зарабатывать столько, сколько хотелось бы тратить? Кредит, и уже работа на него… А потом потихонечку исчезает человек. Сначала как часть общества. Нет денег, лишился жилья, спился. Где он? Нет, не на помойке, а всего лишь вне нашего внимания и интереса. А ведь это - человек, самого главного достоинства у которого никто не отнимал. Да и не отнимет, потому что он дорог и важен Богу. В этом его главное достоинство и заключается. Поэтому так печально, что он не замечен нами. А ведь нам встречи с такими людьми посылаются именно для того, чтобы мы не забывали об этом. Никто и никогда никакой гарантии не даст, что крайняя нужда не посетит и нас. Такое ли хотим прозрение?

Христова истина явила князю Владимиру правду о его прежней жизни. Правду о том, сколько было не замечено людей; о том, что добывалось мечом и силой; о том, к чему приводили похоть и алчность, гнев и жестокость. Жизнь князя, обуреваемая страстями и инстинктами, была лишена человеческого достоинства. И вот под действием благодати Божией он обрел способность увидеть все неприглядное в себе и раскаяться, изменить свою жизнь. А это - очень важный шаг на пути становления человека.

Очень страшно потерять человека в себе самом. Потеря эта невосполнима. Христианство же учит тому, что залогом сохранения человеческого является способность думать не о себе. А еще лучше не думать о себе. Даже в мельчайших каких-то бытовых ситуациях, что, к сожалению, у нас редко получается. Христианство учит жертвенной любви, то есть такой любви к ближнему, когда ты как раз забываешь о себе ради другого. Все это узнал равноапостольный князь Владимир, когда учение Христа стало главным мерилом его жизни.

В нынешнем мире все чаще замечается движение противоположенное тому, о котором говорил святой Креститель Руси, - движение от человека к зверю. И это движение никого не удивляет, и, что особенно печально, совсем не страшит. Может быть потому, что мы человека привыкли все чаще замечать только в зеркале?

Об этом говорят многие, бьют в набат, но порой не видят, за что зацепиться, в чем искать спасения от этого пагубного движения, по какому пути устремиться прочь от края этой пропасти. А путь уже давно указан - Христом, и истинность этого пути засвидетельствована сонмом святых, подражать примеру которых призван каждый из нас.

Больше того, христианство учит и тому, что человек должен развивать свои добродетели непрестанно, то есть самое главное стремление христианина - не просто стать хорошим человеком в общепринятом смысле, но вернуть себе образ и подобие Божии. Христос принял на себя человеческую природу, как бы присвоил ее Себе, чтобы через Него эта природа получила способность вернуть образ Божий, утерянный Адамом. Христос открыл этот путь для каждого. Цивилизационный выбор, как сейчас принято говорить, сделал для нашей страны князь Владимир. А следовать ли этим путем, возвышаться ли до звания человека и от человека - к образу Божьему - выбор за нами.

Некоторые явления жизни можно назвать непроявленными. Поясним на примере. Пока не было курения, люди НЕ ЗНАЛИ, что они некурящие. То есть, курение как действие, с различными атрибутами есть. А не курения, как действия, нет. Поэтому и прямого слова нет. Иначе говоря, явление не курения непроявленное. Поскольку люди не курили по незнанию, а не исходя из нравственных принципов и разумного начала, то в их не курении не было ни силы, ни нравственности.

Аналогично с пьянством. Пока люди не пили, они не знали, что они непьющие. То есть, пьянство как действие, с различными атрибутами есть. А не пьянства, как действия, нет. То есть не пьянство – непроявленное событие. Но если непьющий – слабая позиция, поскольку можно не пить по незнанию, к примеру, или по строгим медицинским показаниям, то прямое слово «трезвенник» – сильная позиция, поскольку это уже осознанный выбор. Поэтому быть трезвенником – это нравственно.

Пока не было веры в бога, люди не знали, что они неверующие. И опять, неверующий – слабая позиция, например, кто-то не верит по незнанию в какого-нибудь бога. А вот атеист – сильная позиция, ибо это уже осознанный выбор: отказ от веры в сверхъестественное.

Таким образом, люди рождаются непьющими, некурящими, неверующими. Поскольку все это слабая позиция, то достаточно примера взрослых, чтобы ребенок воспринял курение, пьянство и веру в бога, как норму жизни. И опять остался на слабой позиции, но уже отрицательного знака. А так как в глубине души большинство людей понимают глупость подобного поведения, то единственное, что хоть как-то оправдывает их перед собой, так это то, что все так делают. И потому активно некурящие, активно непьющие и активно неверующие воспринимаются как нечто раздражающее, непонятное, подозрительное и вызывающее неприятие вплоть до ненависти. Быть на сильной позиции трудно. Это означает, кроме всего прочего, сопротивление своему окружению. Гораздо проще сдаться, что многие и делают. Как говорят японцы, «над нашими головами ходит меч — не высовывайся!»

Почему я ставлю на одну доску курение, пьянство и веру в бога? Потому что все эти стороны человеческой жизни связаны, во-первых, со слабостью человеческого духа, во-вторых, с нежеланием думать своей головой, в третьих, с постоянным желанием втянуть как можно больше людей в это занятие, в четвертых, с бизнесом, построенным на культивировании этих пороков, в-пятых, с навязчивой потребностью оправдать свое увлечение этими странными действиями, в-шестых, непросто с их абсолютной ненужностью, но и вредностью вплоть до самоуничтожения (предвижу возражения насчет религии: мол, она нужна! очевидно, имеется в виду ее психотерапевтическое действие? Так для этого есть прямые и так далее).

Хотя бы одна мировая проблема была решена с помощью вышеуказанных действий? Нет. Зато проблем, ими созданных, не счесть. И алкоголь, и никотин, и вера в бога ведут необъявленную войну против человечества. Причем, не только на уровне физическом. Алкомания, никотиномания и веромания вторгаются в информационную среду человека. Если первые две мании действуют на генетическом уровне, разрушая информационную структуру ДНК — основу человеческого здоровья, и частично воздействуя на поведение человека, то веромания стремится полностью подчинить человека себе. Очевидные факты реальной жизни словно выпадают из сознания верующего. Поступающая информация искажается, игнорируется верующим, вплоть до истеричного поведения последнего. Об экологических же последствиях оных увлечений надо вообще говорить отдельно.

Философия языка и небожественность заповедей

Мы далеко не всегда задумываемся о философии слова, его свойстве формировать мировоззрение, исходя из лингвистического значения. Аналогично написанному в первом пункте далеко не все слова имеют антонимы действия. Рассмотрим с этой точки зрения заповеди, объявленные божественными. Заметим, что слова: «убивец», «завистник», «вор» не имеют антонимов. Это означает, в частности, что Адам, не являлся убивцем, завистником и вором, исходя не из нравственных принципов, а исключительно из невозможности оных действий. Прямого указания на порядочность нет и быть не могло, ибо не было самих понятий позитивного поведения. Чтобы объяснить человеку, что он не должен убивать, надо было сначала продемонстрировать это действие. Возможно, поэтому Каин не был наказан, и даже основал какой-то город, потому что кто-то же должен был показать пример недостойного поведения? Чисто человеческий подход. Отнюдь не божественный. Или бог не знал прямых позитивных действий? И вместо принципа «делай так», принцип «не делай так»? Отголосок этого можно слышать в речи некоторых родителей оступившихся чад: «Мы не учили плохому!» Да мало просто не учить плохому. Надо учить хорошему.
Поэтому многие заповеди начинаются с отрицания: не убий, не укради, не пожелай… Почему запрет, а не утверждение: защити, подари, приумножь? Почему вместо сильной позиции осознанного действия слабая позиция не… не… не…? (Это означает, между прочим, что нравственность отнюдь не вложена в человека, ибо она требует работы человека над собой. И добро требует постоянной работы и действия. Интересную трактовку доброго человека я прочитала однажды: человек добр, когда не делает зла. Тогда самые добрые – это умершие. Они точно никакого зла не делают.)

Потому что заповеди были не даны богом, а написаны людьми, стремящимися к власти над себе подобными, потому что запрет намного проще позволения нравственного, требующего силы духа и осознанного понимания. Но если человек воспринимается, как раб, то только запреты. Не научение свободе действия, а удержание запретами. Поэтому заповеди не содержат понятия действия. Только бездействие. О да, конечно, еще Толстой писал, что покойный дурак лучше дурака беспокойного, да и вообще, заставь дурака богу молиться… Но получается, что заповеди изначально ориентированы на существа неразумные, нерассуждающие и жить своим умом неспособные. В итоге, к примеру, некоторые верующие отказываются идти в армию, потому что слабая позиция «не убий» не позволяет подняться им до сильной позиции защитника.

Так, как защитить ребенка от курения, пьянства, религиозности и других подобных явлений, еще не появившихся в полной мере, но дремлющих и ждущих своего часа, чтобы поработить человека? Первое — самим не быть примером подобного рабства. А второе — научить ребенка умению пользоваться свободой, умению ограничивать себя, умению видеть границы, за которыми начинается свобода другого человека, умению отвечать за собственные поступки, не перекладывая ответственность на других. Это труд человеческого ума индивидуума, ума коллективного, ума, созданного титаническим трудом предшествующих поколений. И души. Человеческой.

Трудно ли быть человеком?

И кто это - человек?

Регистрационный номер 0074195 выдан для произведения:

Трудно ли быть человеком?

И кто это - человек?

Ты знаешь. Мне довольно сложно ответить тебе на этот вопрос. Наверно нет. А может и да. Никто из нас не может с уверенностью сказать, что он человек. Да, не в смысле биологически. А морально и этически. Я даже о себе этого сказать не могу. Потому что не уверен. Понимаешь, если говорить с позиции моральной и интеллектуальной самодостаточности. То возможно я человек. Да неплохо разбираюсь в людях. Могу красиво говорить. Могу понять других. Даже наверно дать неплохой совет. Но дает ли мне это право назваться человеком. Ну не знаю. У меня неплохая работа. Любимая я даже бы сказал. Умею работать и зарабатывать. Могу учить других, познавать мир. Помогать им в этом. Но человек ли я? Не знаю. Странный вопрос, ты мне задал. Ты это умеешь. Почему каждый раз, когда я разговариваю с тобой, ты озадачиваешь меня? Даешь мне пищу для раздумий. Для того, чтобы я оценил себя и других. И главное - понял, зачем это. Многие годы я смотрю на тебя и думаю, может это ты и есть человек. Тот, на которого я должен походить. Или хотя приблизительно стать таким как ты. Может быть. Я постоянно думаю о многих вещах. И теперь с твоей подачи стал задумываться о Человеке. Интересно, если я подаю на улице калекам и бомжам, являюсь хорошим сыном, и верным братом. Хорошим мужем и настоящим отцом. Человек ли я? Достаточно ли этого? Достаточно ли верить в Бога и делать хорошие дела? Не знаю. Что-то слабо в это верю. Человек, по моему мнению - это огромная, даже гигантская личность, в которой сочетается множество качеств: умение любить, понять, простить, стать, быть, уметь. Уметь плакать и смеяться, быть сильным и слабым. Быть честным и немного вруном. Быть правым и где-то неправым. Делать ошибки и признавать их, а также уметь их исправить. Главное чтобы ты просто был самим собой. Со всеми слабостями и сильными сторонами. Просто собой, понимаешь?

Не уверен, что ответил на твой вопрос. Но задумался над ним. И стал больше смотреть на людей и на себя. Видеть со стороны, так бы сказал. А ведь со стороны виднее. А ты как думаешь, я человек? Молчишь… Ну да. И я помолчу. И еще подумаю.

Легко ли быть Человеком ?

План

1. Что нужно для того, чтобы стать человеком с большой буквы?

2. «Человек - это звучит, гордо!»

а) что значит быть человеком;

б) спешите делать добро.

3. «Ты рожден человеком, но Человеком должен стать».

Плохой ли, хорошей рождается птица - Ей суждено летать. Человеку же так не годится. Человеком мало родиться. Им еще нужно стать.

Э. Асадов

Говорят, что человеком не рождаются, а становятся. Что же нужно для того, чтобы стать настоящим человеком? Прочитать какие-то пособия, учебники? Может, есть специальные книги, которые помогут сформировать человека? Конечно, без чтения книг не обойтись. Чтение - важный путь познания жизни и людей. Именно книги являются источником духовного обогащения человека. Но чтобы стать человеком, нужно много работать над собой. И какие бы проблемы у нас ни возникли, как бы нам трудно ни было, нужно всегда оставаться человеком, всегда помнить о том, что рядом с тобой находятся люди, которых надо уважать. Каждый человек имеет право на уважение.

Человек не может жить один. Каждый день мы встречаемся друг с другом в школе, на улице. Мы смотрим друг другу в глаза, доверяем свои тайны, спорим, радуемся; бывает, огорчаемся. Это наша жизнь. Каждому хочется, чтобы с ним считались, прислушивались к его мнению, чтобы его уважали. Некоторые люди свои интересы, желания ставят выше других. Они могут унизить другого человека, посмеяться над ним. И при этом считают себя личностью. Но личностью называется не тот, кто способен на решительные поступки, не считаясь ни с кем, а тот, кто при всей своей решительности и силе характера не будет возвышать себя над другими людьми. И если человек не уважает другого человека, если он делает только то, что ему хочется, то настоящим человеком такую «личность» назвать нельзя. Быть настоящим человеком - это значит отдавать частичку своего сердца, души другим людям. Чтобы вокруг нас было больше добра, тепла, красоты. Чтобы в каждом человеке, с которым приходится нам общаться, осталось от нас и нашей души что-то хорошее. Милосердие и доброта должны всегда согревать нашу жизнь. Злой, равнодушный человек никогда не станет настоящим человеком, хотя он может достичь определенных высот в карьере.

В жизни больше всего ценится доброта. Добро начинается с малого - желания помочь своим близким: сказать доброе слово, поддержать, улыбнуться. Помните пословицу:«Доброе слово и кошке приятно»? Главное - не пройти мимо, не быть равнодушным, не отводить в сторону глаза и не делать вид, будто бы ты ничего не видел. Завтра понадобится тебе помощь. Наверное, любой добрый поступок оставляет след в нашей собственной душе, принося чувство удовлетворения.

В нашем непростом мире трудно быть настоящим человеком. Но без таких людей невозможно жить. Деньги, карьера, забота о своем благосостоянии делают людей жестокими, равнодушными, злыми. Кто-то озлобился из-за денег, кто-то вырос в семье, где не было любви и взаимопонимания. А у кого-то произошла трагедия. В жизни могут быть разные ситуации. И если мы не будем поддерживать друг друга, будем думать только о себе, наш мир превратится в сосредоточие зла. А ведь человек рождается для счастья, для того, чтобы реализовать себя, чтобы оставить свой след на планете Земля.

Настоящий человек - это честный, справедливый, благородный и бескорыстный человек, для которого понятие «совесть» стоит на первом месте. Это человек слова, на него всегда можно положиться. Такие люди нас никогда не подведут, с ними, как говорят, можно идти в разведку. Ведь часто бывает так, что мы что-то обещаем, а потом не выполняем, сославшись на нездоровье, забывчивость или какие-то свои проблемы. Для некоторых невыполненные обещания становятся привычкой, нормой поведения. Настоящий человек, если пообещал что-то, всегда выполнит, даже если это и очень трудно. А кто говорит, что стать человеком легко?

Стать настоящим человеком нелегко, потому что мы живем в непростом мире. В. Сухомлинский утверждал: «Ты рожден человеком, но Человеком должен стать». Мы можем обойтись без многого. Но доброта и милосердие, взаимопонимание и уважение, честность и порядочность - это то, на чем держится наша жизнь. Поэтому у человека не может быть иной цели, кроме как стремления стать настоящим человеком.