Понятие об осложненном предложении. Лекция: Понятие об осложнённом предложении

Осложненное предложение: 1) Связанное с основной частью (1 - с однородными членами; 2 - с обособленными членами: а) с уточняющими членами; б) с полупредикативными отношениями, обособленные определение (причастный, адъективный, субстантивный обороты), обособленные обстоятельства (деепричастный и субстантивный оборот)); 2) Не связанное формально с основной частью; 3) Со вставными и вводными конструкциями (вводные и вставные);4)С обращениями. Проблема: нет строгого определения понятия «осложненное предложение». Причины: сложность и неодн-сть самого объекта, степень разработанности синтаксич. Теории в целом.

Традиционная точка зрения (А.М. Пешковский): Осложнение - это стилистическая категория. Обособленные члены - это стилистическая надстройка в элементарном предложении. Позиция А.М. Пешковского имела практический выход в пунктуацию, поскольку позволяла обосновать постановку знаков препинания.

Современный подход определяется следующими факторами:- развитием идей семантического синтаксиса;- идеей структурной схемы предложения Что относится к понятию осложненного предложения?- предложения с однородными членами;- предложения с обособленными членами;- предложения с вводными и вставными конструкциями;- предложения с обращением. Осложнение в семантической структуре предложения (диктум и модус). Осложнение диктума. Сравните: я смотрю на звёзды. 2.Слушаюпение соловья.3.Соловей, поющий в ночи, былизумительно хорош. Признаки осложненного предложения по сравнению с элементарным: 1) всегда больше синтаксических позиций, чем в элементарном предложении; 2) разные типы синтаксических отношений между словами; 3) разные виды синтаксической связи; 4) формальные показатели организации предложений: - элементарное: морфолого-синтаксические (формы слов, простые предлоги); - осложненное: добавляются собственно синтаксические (порядок слов и интонация, союзы, частицы, служебные слова)5) расширение структуры предложения по принципу: - субординации (причастные, деепричастные обороты); - координации (введение однородных уточняющих и поясняющих членов).

Вводные структуры: 1) выражают модальную оценку: конечно ; 2) передают эмоциональную оценку: к несчастью ; 3) указывают на источник высказывания, на то, кому принадлежит мысль: по нашему мнению; 4) указывают на отношения между частями высказывания: к примеру, кстати, наконец, во-первых; 5) выполняют функцию привлечения внимания собеседника: видишь ли, простите, пожалуйста, вообразите; 6) указывают на способ выражения мысли: так сказать, иначе говоря, между нами); 7) указывают на обычность сообщаемого: по обыкновению, бывает.

Вставные конструкции Вставка - синтаксическое явление, которое выходит за рамки предложения. Она связана со структурой сложного предложения и текста, может быть предикативной и непредикативной. Вставные конструкции содержат дополнительные сообщения, попутные замечания и резко разрывают непрерывность синтаксических связей предложения. Как-то раз я рассказала ей, что еще в Петербурге один мой знакомый - она тоже его знала - считал ее самой интересной и очаровательной женщиной из всех, кого ему приходилось встречать в жизни (И. Одоевцева). Никитин был в состоянии любвеобильного блаженства (ему не жалко было бы отдать и рубашку) (Ю. Бондарев). Отличия от вводных конструкций : Связаны с содержанием высказывания в целом или отдельных частей.Не могут располагаться в начале предложения.

Интонация включения, паузы подчёркивают, что эти конструкции не являются строевыми элементами предложения, имеют самостоятельный характер.

Вставные конструкции не имеют модального значения, оценочной функции.

Цели и задачи урока:

образовательная: сформировать знания об осложнённых предложениях, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение; отработать умение различать простые, осложнённые и сложные предложения; повторить изученный материал по теме «Односоставные предложения»

развивающая: развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;

воспитательная: продолжить формировать у учащихся потребность к приобретению ЗУН, к самостоятельной работе;

Тип урока : объяснение нового материала;

Методы: аналитический, показательный, диалогический, алгоритмический;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе по теме «Понятие об осложнённом предложении»

Рычкова Наталья Станиславовна – учитель русского языка

Цели и задачи урока:

образовательная: сформировать знания об осложнённых предложениях, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение; отработать умение различать простые, осложнённые и сложные предложения; повторить изученный материал по теме «Односоставные предложения»

развивающая: развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;

воспитательная: продолжить формировать у учащихся потребность к приобретению ЗУН, к самостоятельной работе;

Тип урока : объяснение нового материала;

Методы: аналитический, показательный, диалогический, алгоритмический;

Оборудование урока : карточки, учебники литературы, презентация

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщение целей урока

II . Минутки повторения. Самостоятельная работа

Орфоэпическая работа (слайд) нач а ть, хоз я ева, докум е нт, дос у г, инструм е нт, катал о г

(Расставьте ударения)

Синтаксическая: (карточки)

1.Сегодня полнолуние.

2.За окном очень тихо.

3.Газеты доставляют по утрам.

4.Смотрел на людей с ненасытным и добрым вниманием.

5.Цыплят по осени считают.

6.Ночи становятся долгими и тёмными и часто заставляют дрожать от холода.

7.Привлечённые светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

8. Там, на белых дорогах, не часто появлялись повозки.

9.На мой взгляд, решение верное.

10. О, милый мой, ты будешь царь земли родной!

Подчеркните грамматические основы, сделайте синтаксический разбор.

Какие виды предложений по наличию грамматических основ вам встретились? (односоставные и двусоставные)

Назовите виды односоставных предложений, которые вам встретились

Что отличает все эти двусоставные предложения? (их осложнённость)

III.Формулирование темы урока учащимися

Исходя из этого, определите тему урока («Понятие об осложнённом предложении»)

Чем могут быть осложнены предложения? (чтение правила стр.104 учебника)

Приведите свои примеры

Сформулируйте правило в виде схемы

IV.Закрепление изученного

Найдите в учебнике литературы примеры осложнённых предложений (работа в парах)

Проверка проделанной работы

V.Конструирование предложений по данным схемам

Составьте предложения по схемам

1. ____ _____

_____ ,

2. ________

ВВ.СЛОВО, …

… , ОБРАЩЕНИЕ, ….

VI. Дополни предложения

1.Весеннее солнце быстро … и … талые воды с полей.

2 …. , … туча растёт за рекою.

3. Прощай же, …., не забуду твоей торжественной красы.

4.Тучам, … ,не суждено было собраться в грозу.

5.Здравствуй, …. , ранней осени краса!

(плавит, гонит, большая, тёмная, море, видно, пёстрая осинка)

Устно дайте характеристику предложениям.

VII. Обобщение по уроку и выставление оценок

Время нашего урока подходит к концу, нужно подвести итог.

Над чем мы сегодня работали? Чем могут быть осложнены предложения?

VIII. Запись и объяснение домашнего задания

Термин «осложненное предложение» можно считать традиционным. В традиционном синтаксисе обычно описываются различные виды осложнения, но не определяется общее понятие осложненного предложения. И это совершенно закономерно: осложненное предложение и нельзя было определить обобщенно, поскольку под осложнением понимались очень разные синтаксические явления. К осложненным предложениям относили такие предложения, в которых имеются относительно самостоятельные синтаксические конструкции и обороты: обособленные члены предложения, уточняющие члены предложения, однородные члены, сравнительный оборот, вводные слова и другие вводные компоненты, вставки, обращения и некоторые другие. Не последнюю роль в том, что принималось во внимание при отнесении предложения к осложненному, играла пунктуация: если в простом предложении есть знаки препинания, значит оно осложненное.

Важную роль в развитии теории осложненного предложения сыграли многочисленные работы проф. А.Ф. Прияткиной, на которые мы и будем опираться в объяснении данного явления. Полное описание осложненного предложения содержится в учебном пособии А.Ф. Прияткиной «Синтаксис осложненного предложения». - М., 1990.

Прежде всего, надо определить отношение осложненного предложения к синтаксическим единицам - к простому или сложному предложению. С одной стороны, осложненное предложение может представлять собой очень сложное образование, насыщенное конструктивно и семантически не менее сложное, чем полипредикативное образование. Например: Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец мужеством в бою (К. Симонов). Предложение осложнено однородными членами с союзом «если не - так», бессоюзными рядами однородных членов и двумя пояснениями: «он, комиссар» и пояснительной конструкцией с обобщающим словосочетанием «всем другим». Другой пример:

С другой стороны, несмотря на конструктивную и семантическую сложность, осложненное предложение - это предложение с одним предикативным центром (в нашем примере «он должен был стать вровень»), осложнение происходит в пределах простого, монопредикативного предложения. Следовательно, вопрос об отношении данного явления к синтаксическим единицам решается однозначно: это предложение простое, а не сложное, грамматической полипредикативности, главного признака, отличающего сложное предложение от простого, в осложненном предложении нет.

Чтобы определить осложненное предложение как особое синтаксическое явление, надо установить, к какому синтаксическому аспекту относится понятие «осложнение», какой синтаксический аспект имеется в виду. Существует осложнение семантическое, т.е. семантическая полипропозитивность: предложение является семантически осложненным, если содержит более одной пропозиции. Сравним два примера: 1) Ее новое платье было всеми замечено. - 2) Ее смущение было всеми замечено. В первом предложении одна пропозиция, заключенная в предикативной конструкции и неприсловном распространителе: «платье было всеми замечено» («замечено» - предикат, «всеми» - субъектный актант, «платье» - объектный актант). Во втором предложении две пропозиции: кроме той, которая является общей с первым предложением (заключенной в предикативной конструкции), есть вторая, выраженная предикатным словом «смущение» и распространяющей это слово словоформой «ее»: «ее смущение» - она смутилась. Таким образом, второе предложение семантически осложненное, но формально-синтаксического осложнения здесь нет, в формально-синтаксическом отношении оно ничем не отличается от первого предложения. Сопоставим с приведенными предложениями еще одно: Смутившись, она замолчала. В этом предложении две пропозиции («она замолчала», «смутившись» - она смутилась), т.е. предложение семантически осложненное, полипропозитивное, а кроме того, здесь есть осложнение формально-синтаксическое, которое проявляется в синтаксическом отношении дополнительной предикативности: деепричастный оборот находится в двустороннем отношении - он относится не только к сказуемому («замолчала» - почему? - смутившись, потому что смутилась; связь деепричастия с глаголом-сказуемым - примыкание), но и к подлежащему, и это отношение оформляется интонационным выделением. Другой пример: На столе лежали цветы и подарки. В этом предложении нет семантического осложнения, предложение содержит одну пропозицию, заключенную в предикативном ядре: предикат «лежали», субъектный актант - «цветы» («подарки»), обстоятельственный актант - на столе». В формально-синтаксическом отношении это предложение следует считать осложненным: здесь есть особые синтаксические отношения - координативные, выраженные сочинительным союзом «и». Рассмотрим еще один пример: По-моему, вы ее не любите. В предложении есть вводное слово, интонационно выделенное. Традиционно предложения с вводными словами считаются осложненными. Действительно ли это так? Для чего употребляется вводное слово? Оно выражает модусное значение, которое относится к семантическому аспекту высказывания, передавая отношение говорящего к содержанию высказывания (в данном случае авторизация, представление говорящим высказывания как «своего», совмещается с персуазивностью, выражением некатегоричности). В грамматическом, формально-синтаксическом аспекте вводное слово «по-моему» никакой роли не играет.

Осложненное предложение:

1)Связанное с основной частью (1 – с однородными членами; 2 – с обособленными членами: а) с уточняющими членами; б) с полупредикативными отношениями: обособленные определение (причастный, адъективный, субстантивный обороты), обособленные обстоятельства (деепричастный и субстантивный оборот));

2)Не связанное формально с основной частью;

3)Со вставными и вводными конструкциями (вводные и вставные);

4)С обращениями.

Проблема: нет строгого определения понятия «осложненное предложение».

Традиционная точка зрения (А.М. Пешковский):

Обособленные члены – это стилистическая надстройка в элементарном предложении.

Позиция А.М. Пешковского имела практический выход в пунктуацию, поскольку позволяла обосновать постановку знаков препинания.

Современный подход определяется следующими факторами:

– развитием идей семантического синтаксиса;

– идеей структурной схемы предложения.

Что относится к понятию осложненного предложения?

– предложения с однородными членами;

– предложения с обособленными членами;

– предложения с вводными и вставными конструкциями;

– предложения с обращением.

Осложнение в семантической структуре предложения (диктум и модус).

Осложнение диктума.

Признаки осложненного предложения по сравнению с элементарным:

1) всегда больше синтаксических позиций, чем в элементарном предложении;

2) разные типы синтаксических отношений между словами;

3) разные виды синтаксической связи;

4) формальные показатели организации предложений:

– элементарное: морфолого-синтаксические (формы слов, простые предлоги);

– осложненное: добавляются собственно синтаксические (порядок слов и интонация, союзы, частицы, служебные слова);

5) расширение структуры предложения по принципу:

– субординации (причастные, деепричастные обороты);

– координации (введение однородных уточняющих и поясняющих членов).

Вводные структуры:

1) выражают модальную оценку: конечно ;

2) передают эмоциональную оценку: к несчастью ;

3) указывают на источник высказывания, на то, кому принадлежит мысль:по нашему мнению;

4) указывают на отношения между частями высказывания: к примеру, кстати, наконец, во-первых;

5) выполняют функцию привлечения внимания собеседника:

видишь ли, простите, пожалуйста, вообразите;

6) указывают на способ выражения мысли:

так сказать, иначе говоря, между нами);

7) указывают на обычность сообщаемого:

по обыкновению, бывает.

Вставные конструкции

Вставка – синтаксическое явление, которое выходит за рамки предложения. Она связана со структурой сложного предложения и текста, может быть предикативной и непредикативной. Вставные конструкции содержат дополнительные сообщения, попутные замечания и резко разрывают непрерывность синтаксических связей предложения.

Как-то раз я рассказала ей, что еще в Петербурге один мой знакомый – она тоже его знала считал ее самой интересной и очаровательной женщиной из всех, кого ему приходилось встречать в жизни (И. Одоевцева). Никитин был в состоянии любвеобильного блаженства (ему не жалко было бы отдать и рубашку) (Ю. Бондарев).

Отличия от вводных конструкций :

1. Связаны с содержанием высказывания в целом или отдельных частей.

2. Не могут располагаться в начале предложения.

Интонация включения, паузы подчёркивают, что эти конструкции не являются строевыми элементами предложения, имеют самостоятельный характер.

1. Вставные конструкции не имеют модального значения, оценочной функции.


Цели урока: Понять, что такое осложнённое предложение. Узнать, какие синтаксические конструкции могут осложнять предложение. Отработать умение различать простые осложнённые и сложные предложения. Повторить изученный материал по темам «Неполные предложения», «Типы односоставных предложений»


Орфоэпическая разминка. Оптовый, общо, торты, каталог, свекла, договор, водопровод, цепочка, хаос, щавель, цемент, танцовщица, феномен, форсац, фарыор, приданое, ломоть, баловать, бармен, дремота, жалюзи, кедровый, квартал, закупорить, звонить, красивее, крапива, коко Юш


Проверьте!!! Опт Овый, общО, т Орты, катал Ог, свЁкла, догов Ор, водопров Од, цеп Очка, х Аос, щав Ель, цем Ент, танц Овщица, фен Омен, форс Ац, фары Ор, прид Аное, лом Оть, балов Ать, б Армен, дрем Ота, жалюзИ, кедр Овый, кварт Ал, зак Упорить, звон Ить, крас Ивее, крап Ива, коко Юш




ПРЕДЛОЖЕНИЕ – основная синтаксическая единица, которая содержит в себе законченное высказывание. ПРОСТОЕ СЛОЖНОЕ Содержит одну грамматическую основу Содержит две и более грамматических основы ПРИМЕР: Зал украшали красные шары. Зал украшали красные шары, а зелёные и оранжевые шары свисали с потолка вестибюля. НИЧЕМ НЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРИМЕР: Здание украшали красные, зелёные и оранжевые шары


Предложение считается осложнённым, если в его составе есть выделенные знаками препинания (а в устной речи интонацией) слова, обороты, конструкции. Предложение может быть осложнено: ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ОБОСОБЛЕННЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТ- ВАМИ ПОВТОРЯЮ- ЩИМИСЯ СЛОВАМИ ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ, СЛОВОСОЧЕТА- НИЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ОБОСОБЛЕН- НЫМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ ОБРАЩЕНИЯМИ ОБОСОБЛЕННЫМИ ДОПОЛЕНИЯМИ ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ ОБОСОБЛЕННОЙ ЧАСТИЦЕЙ МЕЖДОМЕТИЕМ 8


Упражнение Пусть сосны и ели всю зиму торчат, В снега и метели закутавшись спят. 3. Как сладко дремлет сад тёмно-зеленый, Объятый негой ночи голубой, Сквозь яблони, цветами убеленной, Как сладко светит месяц золотой! 9




В далёком детстве с особой радостью встречали мы весною журавлей, возвращавшихся на свою родину. (Повеств., невоскл., прост., двусост., полн., распростр., осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом) Услышав их голоса, доносившиеся с высокого неба, мы оставляли наши игры и, подняв головы, глядели в голубую небесную высь. (Проанализируйте предложение самостоятельно) 11


Задание: объясните знаки препинания в данном тексте, определите, чем осложнены простые предложения. Как часто мы браним осень, называем ее скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо. Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени еще не тускнеет. Оно, заворожив многих художников, продолжает согревать нас на их полотнах. 12


Домашнее задание: Составить устное монологическое высказывание на тему «Осложнённое предложение», пользуясь составленным на уроке опорным конспектом и материалом §39. Упражнение