Пятидневка в ссср с какого года. Эксперименты со временем в ссср

Говоря о реформах, которые революция принесла в Россию, упоминают и образование, и медицину, и, конечно, религию. Непременно говорится и о реформе календаря. Действительно, в январе 1918 года Россия перешла на григорианский календарь, догнав большую часть европейских стран. В этом был очевидный и ясный смысл – во-первых, юлианский календарь был неточен, во-вторых, самое передовое государство на земле не могло на 13 дней отставать от всего мира.

Однако менее известно, что этим реформы календаря не окончились. Пришлись они, однако, не на бурные годы первых лет революции, когда все традиции старого мира разрушались, а на относительно стабильный 1929 год.

В конце августа 1929 выходит постановление СНК СССР «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР ». В рамках этой идеи создается новый календарь. Год разделяется на 72 недели по пять дней в каждой. Еще пять дней остается на государственные праздники, ни в какие недели не входящие. Впервые опубликована эта система была в газете «За индустриализацию» 18 марта 1930 года в рамка постановления специальной правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны. Суть этой идеи заключалась в том, что работники предприятия или учреждения разбивались на пять групп (им присваивались цвета, всего пять), каждая из которых имела свой выходной день.

Идея, однако, приживалось с трудом. Вспомним, кстати, и «Золотого теленка» Ильфа и Петрова:

«Когда методологическо-педагогический сектор перешел на непрерывную неделю и, вместо чистого воскресения, днями отдыха Хворобьева стали какие-то фиолетовые пятые числа, он с отвращением исхлопотал себе пенсию и поселился далеко за городом».

Текст написан как раз в промежутке между 1929 и 1931 годом.

21 ноября 1931 года выходит новое постановление СНК СССР – «О непрерывной производственной неделе в учреждениях». Несмотря на название, постановление как раз разрешает «прерывную» рабочую неделю из шести дней. Пять рабочих дней теперь стали обязательны для всех, однако шестой – соответственно 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца – объявлялся выходным (в случае февраля переносилось на 1 марта). «Не влезающие» 31 числа так же стали рабочими.

Интересно, что дни этой шестидневной недели во многих календарях не имели названий – только номер.

Этот календарь работал, и работал достаточно долго – до лета 1940 года. Об этом упоминает в своих дневниках Елена Булгакова – из-за неработающего 18 числа паспортного стола у Булгакова возникают проблемы с получением документов для поездки за границу. Отсылки к нему встречаются и в «Возвращенную молодости» Зощенко:

«Во всяком случае, он регулярно бывает теперь в Детском раз в шестидневку, и счастье Лиды не поддается описанию».

Дни шестидневки возникают в титрах «Волги-Волги».

Введена эта система была и в учреждениях, и на предприятиях, исключая те, которые должны работать без выходных – общественные столовые, транспорт и т.п.

Однако она, конечно, оставалась сугубо городским явлением. В деревне никогда не было четкого графика работы, так что любые реформы трудовой недели или дня в сущности проходили там незамеченными. Большевистские нововведения никак не затронули людей, все еще живущих по религиозному календарю.

Разумеется, и пятидневная, и шестидневная неделя были во многом направлены против церкви и религиозности вообще. Они вовсе исключали воскресенья, наносили удар и по традициям мусульман и иудеев. Религиозный календарь (неважно, от Рождества Христова или от Хиджры) не мог совпадать с новым. В этом смысле календарную реформу 1929-31 годов можно рассматривать как доведения до абсолюта революционных порывов 20-х. Новая идеология к 1929 году ворвалась во все сферы традиционной жизни – имена святых заменялись именами мучеников революции или вовсе невиданными конструкциями, сомнению был подвергнут официальный брак, упразднена религия, менялись географические названия. Последним этапом таких изменений стала реформа самого времени.

В качестве незначительных элементов новой календарной системы можно рассматривать и еще два момента. Первый – отсчет дат от Октябрьской революции, чрезвычайно распространенный на календарях тех лет, но конечно совмещавшийся с традиционным счетом от начала Нашей эры.

Большевики, впрочем, не были новаторами в идее изменения календаря. Теми же идеями отчасти руководствовались и Юлий Цезарь, и Петр Великий, и уж совершенно те же мотивы были у французов во время их Великой революции. Во Франции, напомним, новый календарь продержался 13 лет, с 1793 по 1806 годы, пока его не отменил Наполеон – революционные идеи не вписывались в новую имперскую концепцию.

Не вписался в нее - уже на советской почве - и наш революционный календарь.

26 июня 1940 года, когда принимается указ президиума Верховного совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Преимущественно он посвящен вопросам трудового законодательства, но в кратком втором параграфе говорится: «Перевести во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях работу с шестидневки на семидневную неделю, считая седьмой день недели - воскресенье – днем отдыха». Так буднично и незаметно заканчивается целая эпоха советской жизни.

Почему это происходит? Конечно, сыграла свою роль и экономическая целесообразность, но думается, не только она. Меняется сама концепция политики СССР , как внутренняя, так и внешняя. Из единственной коммунистической, революционной страны в кольце врагов, Советский союз превращается по воле Сталина в великую, но обычную державу, своего рода империю. Эта империя уже участвует в мировой политике, заключает пакты с европейскими державами (и не только о мире, как в Брест-Литовске 1918, но и о взаимопомощи и союзных действиях), участвует в европейских войнах. В такой стране и календарь нужен «нормальный». Это возвращение семидневки и слова «воскресенье» в обиход – один из звоночков той новой политики, которая продолжится разрешением деятельности РПЦ и восстановлением погон в 1943 году и тостом «за здоровье русского народа», преобразованием наркоматов в министерства и многим другим. Словом, это был безусловный отход от революционной политики и эстетики к политике и эстетике Советской империи.

Константин Михайлов

Сове́тский революцио́нный календа́рь - календарь, попытка ввести который была осуществлена начиная с 1 октября 1929 года в СССР. Однако с 1 декабря 1931 года этот календарь был частично отменён. Окончательно возврат к традиционному календарю был осуществлён 26 июня 1940 года.
Во время действия советского революционного календаря параллельно в некоторых случаях использовался и григорианский календарь.

История

Советский революционный календарь с пятидневной неделей был введен с 1 октября 1929 г. Главной его целью было уничтожить христианский семидневный недельный цикл, сделав воскресенья рабочими днями. Однако несмотря на то, что выходных дней стало больше (6 в месяц вместо 4-5), такой искуственный ритм жизни оказался нежизнеспособен, он противоречил и бытовым привычкам, и всей устоявшейся народной культуре. Поэтому революционный календарь под давлением жизни постепенно менялся в сторону традиционного, который был восстановлен в 1940 г. Происходила эта календарная реформа следующим образом.

26 августа 1929 года Совет Народных Комиссаров СССР в постановлении "О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР" признал необходимым с 1929-1930 хозяйственного года (с 1 октября) приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство. Переход на "непрерывку", начавшийся с осени 1929 г., был закреплен весной 1930 г. постановлением специальной правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны, которым был введен единый производственный табель-календарь.

В календарном году предусматривалось 360 дней, и соответственно 72 пятидневки. Каждый из 12 месяцев состоял ровно из 30 дней, в том числе февраль. Остальные 5 или 6 дней (в високосном году) были объявлены "безмесячными каникулами" и не входили ни в один месяц и ни в одну неделю, зато имели собственные имена:

– День Ленина, следовавший за 22 января.
– Дни труда (два), следовавшие за 30 апреля.
– Индустриальные дни (два), следовавшие за 7 ноября.
– В високосные года, добавочный високосный день следовал за 30 февраля.

Неделя в СССР в 1929–1930 гг. состояла из 5 дней, при этом они были разделены на пять групп, названных по цветам (жёлтый, розовый, красный, фиолетовый, зелёный), и каждая группа имела свой собственный выходной день в неделю.

Пятидневка приживалась с исключительным трудом – фактически это было постоянным насилием также и над привычным биологическим ритмом жизни людей. Поэтому большевики решили слегка отступить.

Постановлением СНК СССР от 21 ноября 1931 г. "О прерывной производственной неделе в учреждениях", с 1 декабря 1931 г. пятидневная неделя была заменена шестидневной неделей с фиксированным днём отдыха, приходящимся на 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца (1 марта использовалось вместо 30 февраля, каждое 31 число рассматривалось как дополнительный рабочий день). Следы этого видны, например, в титрах фильма «Волга-Волга» («первый день шестидневки», «второй день шестидневки»…).

С 1931 г. число дней в месяце было возвращено в прежний вид. Но эти уступки не меняли главной цели календарной реформы: искоренение воскресенья. И ритм жизни они также не могли нормализовать. Поэтому с первыми признаками реабилитации русского патриотизма накануне войны Сталин решил также прекратить и борьбу с традиционной структурой исчисления времени.

Возврат к 7-дневной неделе произошел 26 июня 1940 г. в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР "О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений". Однако неделя в СССР начиналась с воскресенья, лишь в более поздние годы – с понедельника.

Нет лучшего развлечения для человечества, чем поиграться с этими 365 (или сколько там точно) днями обращения его планеты вокруг Солнца. То майя устанут считать годы вперед и нынешние пессимисты уже вопят - конец света! То римляне не могут разобраться с делением на месяцы и придумывают всякие иды, когда удобнее замочить Цезаря. А уж с названием месяцев в Греции и Риме творились сущие безобразия. Как-то сохранились до наших дней июнь, июль и август, названные в честь персон. А раньше чуть появится какой-нибудь удачливый полководец, так подхалимы спешат месяцы переименовывать. Были и александрий, и деметрий, и помпей… Но вроде устаканилось. Привыкли считать декабрь двенадцатым месяцем, хотя название переводится с латыни, как «десятый».
А уж революционеров хлебом не корми, дай над календарем поиздеваться. Якобинцы отменили прежние названия месяцев, ввели жерминаль, термидор и т.п. Как же, новая эра наступила. Эра продержалась 12 лет. Большевики тоже не заставили себя ждать с календарными реформами. Сначала лихо перешли с юлианского на григорианский календарь. И после 31 января 1918 года сразу наступило 14 февраля. Но это было правильно. Мировая революция на носу, а у нас со всем миром несовпадение. Но потом пошло нечто более непонятное.
С началом революционного движения одним из первых требований пролетариата было сокращение рабочего дня. Впервые в России законодательно был установлен 11,5 -часовой день в 1897 году. Большевики ввели давно чаемый -часовой день, 48-часовую неделю.
Но наступила индустриализация, первая пятилетка, интенсификация и пошли реформы. В 1929 году выходит постановление СНК о введении «пятидневки» с 1930-го. Год делился на 72 пятидневные недели, в конце каждой из которых был выходной день. Главный фокус заключался в том, что штат каждого предприятия делился на пять частей. И у каждой части рабочий год начинался в разные дни первой пятидневки. Получалось, что предприятие или организация работали вообще без выходных. При такой системе порядок дней недели терял смысл и понедельники со вторниками вообще исчезли. Вместо них «первый день пятидневки», «второй день пятидневки». Одной из целей реформы была антирелигиозная. Исчезли воскресенья у христиан, суббота у евреев, пятница у мусульман.
«Когда методологическо-педагогический сектор перешел на непрерывную неделю и, вместо чистого воскресения, днями отдыха Хворобьева стали какие-то фиолетовые пятые числа, он с отвращением исхлопотал себе пенсию и поселился далеко за городом». (И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок».)
Но путаница с делением трудовых коллективов на части, с распределением отпусков, со случаями отсутствия по больничному оказалась слишком большой. Если предприятия с непрерывным циклом производства и так не имели общих выходных, то зачем это нужно было в школе, в театре или в «Главупрбане»? В 1931 году пятидневку заменила шестидневка. 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца были общими выходными. 31 числа были рабочими, за отсутствием 30 февраля гуляли 1 марта. Но по-прежнему жили без воскресений и суббот. Только шесть праздников в году не зависели от нового порядка. Современному зрителю непонятно, что значит в фильме «Волга-Волга» титр «первый день шестидневки», а тогда всем было понятно.
Лишь 26 июня 1940 года снова возвращается семидневная неделя и дням возвращаются их прежние названия. Все встает на место.

Павел Кузьменко

Приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство. Переход на «непрерывку», начавшийся с осени 1929 года, был закреплён весной 1930-го постановлением специальной правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны . Этим постановлением был введён единый производственный табель-календарь . В календарном году предусматривалось 360 дней и, соответственно, 72 пятидневки. Остальные 5 дней было решено считать праздничными.

Неделя

Оставшиеся пять или шесть дней предлагалось объявить так называемыми «безмесячными каникулами», они не входили ни в один месяц и ни в одну неделю, зато имели собственные имена:

  • День Ленина, следовавший за 30 января (по другим источникам - после 22 января)
  • Дни труда, 2 дня, следовавшие за 30 апреля
  • Индустриальные дни, 2 дня, следовавшие за 7 ноября
  • в високосные годы - добавочный високосный день ; следовал за 30 февраля

Этот не воплотившийся в жизнь проект очень похож на подобный же проект постоянного (стабильного) календаря .

Фактический вариант месяца с пятидневной неделей

  • Все месяцы сохраняли привычное число дней
  • В календаре «пропущены» (отсутствовали) следующие дни:
    • 22 января (то есть 21 января - первый день пятидневки, а 23 - второй день пятидневки)
    • 1 и 2 мая (то есть май начинался сразу с третьего числа)
    • 7 и 8 ноября (то есть после 6 ноября шло 9 ноября)
    • 5 декабря (с 1936 по 1940)

На самом деле указанные дни существовали, но не являлись «днями пятидневок». Календарь являлся табелем в прямом смысле слова, в нём содержались только рабочие дни без праздников. Выходные не указывались, поскольку у каждого работника он был свой («список выходников» в тот или иной день на предприятии). В «цветном» варианте пять общевыходных дней обозначались красными звёздами.

Если бы было принято решение, 29 февраля могло бы также не входить в число дней табеля-календаря, тогда табель-календарь остался бы совершенно неизменным для любого года. Однако смысл табеля-календаря был именно в том, чтобы распределить рабочие дни в табеле по пятидневкам, сделать работу предприятий непрерывной, а не в неизменности его. Обычно каждый день пятидневки имел цвет, который должен был запомнить каждый работник.

Спорная особенность

Неизвестно, являлось ли 29 февраля выходным днём или нет, поскольку календарь с пятидневками введён в конце 1929 года, а ближайший високосный год - 1932-й.

По первому варианту 29 февраля не входило в число дней отдыха или праздников, являлось обычным рабочим днём .

Однако табель-календарь на 1930 и 1931 годы полностью совпадает и при этом выглядит более стройно, чем традиционный календарь: 1 января в эти три года всегда приходится на первый день пятидневки, а 31 декабря - на пятый (последний) день пятидневки.

В 1932 году юридически из-за 29 февраля год должен был бы закончиться не пятым, а первым днём пятидневки (31 декабря сдвигается на один день вперёд).

Чисто теоретически, предположительно - если бы пятидневка продолжала существовать и было бы принято решение о том, чтобы 29 февраля считать нерабочим днём, - табель-календарь остался бы в неизменном виде . 1 января всегда бы приходилось на первый день пятидневки, а 31 декабря - на пятый день пятидневки.

В реальности с введением шестидневки с 1 декабря 1931 года календарь действительно стал неизменным. Однако вместо праздничных дней - рабочие дни (тридцать первые числа месяцев) стали вненедельными, как бы дополнительными, рабочими днями, но печатались в табелях-календарях, поскольку были рабочими. Праздничные дни также перестали пропускаться в табелях-календарях.

Просьба внести в комитет по рынку труда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) поправку о 60-часовой рабочей неделе поступила не от работодателей, а от рабочих коллективов, сообщил бизнесмен Михаил Прохоров, который возглавляет комитет, в интервью газете "Комсомольская правда ".

В большинстве случаев труд человека измеряется рабочим временем. Трудовое законодательство чаще всего использует такие единицы измерения, как рабочий день (смена) и рабочая неделя.

Дальнейшее уменьшение продолжительности рабочего времени было предусмотрено Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г.. "О повышении социальных гарантий для трудящихся". В соответствии с этим законом продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю .

Продолжительность ежедневной работы составляет 8 часов, 8 часов 12 минут или 8 часов 15 минут, а на работах с вредными условиями труда - 7 часов, 7 часов 12 минут или 7 часов 15 минут.

В апреле 2010 года российский бизнесмен Михаил Прохоров предложил изменить трудовое законодательство и ввести 60-часовую рабочую неделю вместо 40-часовой. В ноябре 2010 года бюро правления РСПП утвердило поправки к ТК, которые встретили яростное сопротивление со стороны профсоюзов. Однако позже документ должен был быть отправлен на рассмотрение российской трехсторонней комиссии с участием работодателей, профсоюзов и правительства.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников