Желание отомстить. Как избавиться от желания отомстить

Говорят, что месть – это возвращенная боль. Нам делают больно, и мы, в ответ, вынашиваем планы и причиняем боль своему обидчику. И не всегда ответный удар мы соизмеряем с нанесенной обидой. Чаще нам хочется причинить еще большую боль, чем испытываем мы сами.

Вынашивая месть, мы надеемся, что, отомстив, своя боль ослабнет, нам станет легче, и жизнь снова будет радостной и полной надежд на лучшее. Но, сознательно причиняя кому-то боль, мы сами становимся жестокими, злыми, и фактически полностью разрываем отношения с обидчиком без возможности их восстановления. А если наша осуществленная месть превосходит причиненное нам зло, то обидчик вправе ответить тем же. И это замкнутый круг, в котором только растет количество боли и сделанного друг другу зла.

Даже если мы, обдумав все и рассудив, отказываемся от мести, случается так, что мы все равно стремимся причинить неудобства, огорчения своему обидчику, пусть неосознанно, пусть не специально. Мы пользуемся случаем, иногда действуем через кого-то. Только наша обида не уменьшается, а копится, и спокойствие не наступает все равно.

Случается же так, что кто-то пошутил в наш адрес, довольно едко, обидно. Сразу мы не успели или не сумели отреагировать, а царапина в сердце осталась. Вроде бы мы уговариваем себя, что не стоит обижаться, это просто неудачная шутка, можно и нужно простить. Но вдруг очередная наша острота в адрес этого шутника оказывается такой едкой и острой, то теперь дар речи теряет уже он.

А все потому, что мы не замечаем своих чувств, не позволяем себе их прожить и пережить. В итоге они накапливаются и потом находят для себя выход. Причем, мы не контролируем этот процесс, потому что вовремя не сумели заметить, что нам обидно или больно.

Так бывает и в отношениях двух вроде бы любящих друг друга людей. Какие-то мелочи, тем не менее, режущие слух, оставляют царапины в душе, но поначалу прощаются. А как иначе – это же любимый человек! Но со временем этих царапин накапливается столько, что они превращаются в одну большую рану. И тогда любая мелочь, не к месту сказанное слово, неудачная шутка вызовет настоящий взрыв боли, обиды, страданий.

Каким будет ответный удар, не знает никто. В таком состоянии соразмерить силу мести практически невозможно. Но ведь легче же не станет! Напротив, когда страсти остынут, и вы увидите, что натворили, станет страшно, ведь одним направленным ударом можно разрушить то, что строилось годами.

Значит, не мстить? Не отвечать болью на боль? Терпеть, пока хватит сил, разрушая себя изнутри? Но это не так-то просто сделать, а, кроме того, чувствуя постоянное унижение от собственной безропотности, оттого, что позволяешь себя обижать, ты теряешь самоуважение, чувство собственного достоинства – то есть, перестаешь быть личностью. Это и появившиеся комплексы, и рухнувшая вниз самооценка, и вечная ноющая, пусть и в глубине души, боль.

Все это не может не сказаться на отношениях, и, в первую очередь, на отношении партнера. Если мы сами не уважаем себя, откуда возьмется уважение к нам? Если мы позволяем с собой плохо обращаться, то зачем стараться делать нам хорошо? Если мы готовы все вытерпеть и проглотить любую обиду, то количество того, что нам еще предстоит терпеть, будет расти с каждым днем.

Не ждите, что ваш любимый однажды скажет, что понял, как он был несправедлив, как много горя он вам принес. Напротив, он привыкнет к такому отношению и будет даже удивлен, если однажды вы взбунтуетесь. Ведь он не считает, что делает что-то, что вас так уж обижает. Ему не приходит в голову, что он задевает важные для вас вещи, ведь вы терпите и проглатываете обиды.

Как же разорвать этот круг? Как научиться беречь себя и не вынашивать планы мести, в надежде, что однажды вы сумеете заставить обидчика понять, как плохо было вам, сумеете его самого почувствовать не меньшую боль?

Одни говорят, что нужно перестать мстить, не увеличивать количество зла в этом мире. Но, если бы это было так просто сделать, ведь даже отказ от обдуманной мести, от ответа на причиненную обиду, мало что значит, так как вы просто можете сорваться и неосознанно выплеснуть наружу все, что накопилось в душе. Даже, если вы уйдете, оборвав все отношения, ваша боль и обида все равно останется с вами.

Кроме того, во всех отношениях обязательно должен быть баланс. Если его нет, значит тот, кто слабее, страдает, испытывая давление. Если кто-то один все время отдает, а второй только пользуется и ничего не дает взамен, то гармония нарушается. Если один из партнеров уверен в том, что того, что он отдает, достаточно другому, а второй страдает от безответности своих усилий и непонимания близкого человека, то рано или поздно случится взрыв.

Не накапливайте свои обиды и страдания. Не будьте самоотверженно терпеливыми и всепрощающими. В самом начале отношений, когда люди еще влюблены друг в друга и готовы на самопожертвование, им легче понять боль и обиду близкого человека и скорректировать свое поведение, исправить сделанные ошибки и быть в будущем внимательнее.

Не носите в себе обиды, не копите – выскажите их вслух сразу, как почувствуете. Если человек вас любит, то он обязательно поймет вашу боль и пойдет навстречу. А если этого не случится, то вам нужно задуматься уже о том, что же вас связывает, и стоит ли продолжать лишенные гармонии и баланса отношения, в которых для вас столько боли.

Кроме того, причиненную вам боль нужно вернуть, но по адресу, открыто, и постараться сделать ее меньше, чем та, которую испытываете вы. Держать в себе боль нельзя, вы не выдержите этого. А, восстановив баланс, вы почувствуете облегчение от восстановленной справедливости.

Уменьшая боль, не делая месть смыслом жизни, не разрабатывая планов по полному моральному уничтожению обидчика, вы, тем самым, уменьшаете количество зла, и, рано или поздно, все стихнет, и вы сможете жить дальше. А, может быть, закончив обмениваться болью и обидами, вы поймете, что все равно любите друг друга, и начнете обмениваться уже любовью.

И еще, очень часто ваш обидчик в глубине души понимает, что он причинил вам боль. Но по разным причинам он не может это признать открыто, повиниться, исправить свои ошибки. Отомстив, вы, тем самым, снимаете с него чувство вины. Он понимает, что наказан и не считает это наказание несправедливым. А дальше все зависит от вас: что пересилит – обиды или любовь, дружба, уважение…

Библия - Левит

Мстить или не мстить, вот в чем вопрос. Если я правильно понимаю Шекспира, то человек, который постоянно находится в состоянии выбора – это по-настоящему свободный человек. Но будучи свободным, он несет ответственность за свой выбор, соглашаясь принять те последствия, которые за ним последуют. Месть – это всегда выбор между желанием отомстить и возможностью простить. И надо сказать, что сделать этот выбор непросто. У каждого решения будут свои последствия – и положительные, и отрицательные. С одной стороны, чувство обиды, чувство злости, чувство ненависти, чувство несправедливости – вызывают у человека жгучее желание отомстить. А с другой, далеко не всегда месть необходима, поэтому можно простить того, кто когда-то причинил тебе вред, не ради него, а ради себя, ради своего будущего. В этой статье, дорогие друзья, мы с вами поговорим о том, что такое месть, в каких случаях она нужна, а в каких нет и как можно отомстить своим обидчикам, если вы решите это сделать.

Что такое месть?

Месть – это такие действия, к которым человек побуждается для того, чтобы навредить людям, которые ранее навредили ему. Побуждающим моментом являются такие чувства, как сильная обида, злость, ненависть, чувство несправедливости, а в некоторых случаях к мести людей побуждает и здравый расчет. Да, месть может быть не только оправданной, но и необходимой. Ниже вы узнаете почему. Вообще, если углубиться в понимание мести, то можно еще много всего интересного и полезного о ней узнать. В частности, можно сказать, что месть долго живет в человеке в виде глубокой обиды и чувства несправедливости, и эти чувства сидят в человеке до тех пор, пока он не отомстит. Это проблема исключительно психологического характера. При необходимости психолог может помочь человеку избавиться от тяжелых душевных ран и тогда этому человеку не нужно будет никому мстить, чтобы успокоиться и чувствовать себя комфортно. Но бывает, что люди мстят по убеждениям, считая месть своим долгом. А иногда бывает и такое, что человек долго носит в себе обиду, но мстить не планирует. Но в один прекрасный момент в его жизни абсолютно случайно возникает такая ситуация, когда он может отомстить своим обидчикам и он это делает – он пользуется появившейся возможностью и мстит. Так что месть может подогреваться чувствами, может руководствоваться разумными соображениями, а может и просто стать чистой случайностью. И довольно непросто вот так взять и сказать, что мстить нужно или не нужно, что это правильно или неправильно. В разных ситуациях решения могут быть разными. Давайте теперь посмотрим, когда нужно и можно мстить, а когда от мести лучше отказаться.

Зачем нужно мстить?

Вначале рассмотрим аргументы за то, чтобы мстить. Первое, чему способствует месть – это душевный покой, комфорт. То зло и тот вред, который нам причиняют другие люди, травмирует нашу психику, ранит нашу душу. И эти травмы переходят в глубокую душевную обиду, которая остается в человеке до тех пор, пока он или не отомстит своим обидчикам, или не простит их. Не будет покоя в душе человека, пока он не разберется со своими обидами. И если месть – это единственная возможность обрести покой, то в принципе, можно и отомстить, особенно если есть такая возможность. Месть может стать для человека своего рода восторжествованием справедливости, наказанием зла, компенсацией за причиненный ущерб, вред. В каждом человеке живет чувство справедливости, которое позволяет ему противостоять злу и бороться с ним. Оно толкает человека к мести, как к единственной возможности восстановить справедливость и обрести душевный покой. Если мы считаем, что все в этой жизни возвращается бумерангом, в том числе и зло, то почему бы нам самим этот бумеранг не запустить в обратную сторону, чтобы тот, кто причинил нам вред, боль, ущерб, зло – не получил в ответ то же самое?

В этом мире постоянной борьбы человек может прибегнуть к разным способам защиты, в том числе и к мести, которая является для его врагов отложенным наказанием. Прощать никто никого не обязан, это вопрос личного выбора. Те, кто говорят о том, что нужно прощать, а не мстить, не могут понять того, что значит жить с чувством злобы и обиды или униженным чувством собственного достоинства, когда человек перестает видеть в себе личность, когда теряет веру в себя, когда он застревает в прошлом и снова и снова испытывает боль, страдания, унижения от своих обидчиков, своих врагов. Эта боль разъедает его душу, обессмысливает его жизнь, делает заложником той ситуации, в которой ему был причинен моральный и/или физический вред, когда он понес какую-то утрату, с которой не может смириться. Сказать такому человеку, что нужно простить зло, значит призвать его это зло возвеличить и преклониться перед ним. Поэтому не стоит осуждать тех, кто желает отомстить своим обидчикам и врагам, чтобы просто снова начать жить, а не убиваться своей злобой и обидой. Если покоя в душе нет, если боль, обида, злость мешают жить нормальной жизнью, то человек вправе расквитаться с тем, кто когда-то этого покоя его лишил. Некоторые люди живут только ради мести, ибо ничего другого в их жизни нет, ради чего стоило бы жить. Может это и неправильно, но так есть.

Я считаю, что каждый человек вправе отомстить тем, кто причинил зло ему самому и всем тем, кто для него дорог. Не от того душа человека не может найти покоя, пока зло не будет наказано, что всем нам свыше предписано прощать тех, кто причинил нам вред. Поэтому каждый сам решает, с помощью чего он будет обретать душевный покой – с помощью мести или с помощью других способов очищения своей души от обид и излечения ее от ран, включая прощение. Это что касается психологической стороны данного вопроса.

Однако у этого вопроса есть еще и практическая сторона, которая делает месть необходимым для нашей жизни явлением. Дело в том, что месть – это такое наказание, которое может настигнуть каждого. Это действительно так – отомстить можно любому человеку, кем бы он не был. Мы все прекрасно знаем о том, что одни поступки людей нужно поощрять, чтобы люди стремились совершать их чаще, а другие необходимо наказывать, чтобы люди их не совершали. Обычно мы поощряем условное добро и наказываем условное зло, считая это не только справедливым, но и полезным для нашей жизни делом. Таким образом мы потворствуем добру и останавливаем зло. Это делает нашу жизнь более спокойной. Но если человек совершил плохой поступок в отношении других людей и не понес за него наказания, то с высокой степенью вероятности он совершит его в будущем снова. Безнаказанность порождает вседозволенность и это приводит к тому, что зла в нашем мире становится больше. Задача мести – остановить зло с помощью ответной агрессии. А точнее, с помощью страха. Когда агрессор боится наказания – он ведет себя более сдержанно. А если он все-таки решится на злой поступок, то понесет адекватное наказание в назидание другим. В данном случае одно зло уравновешивает другое зло. Месть здесь выступает в виде гарантии того, что зло непременно будет наказано, от кого бы оно не исходило.

Есть люди, у которых напрочь отсутствуют такие чувства, как совесть, жалость, сострадание. Они живут по другим правилам, по другим законам, у них свои убеждения, свое понимание жизни. И от причинения вреда другим людям их останавливает только одно – страх. Он позволяет держать таких людей в узде. Тупой, примитивный животный страх – это единственное, что может сдержать зло, живущее в них. И чтобы этот страх в них пробудить – им нужно дать понять, что в случае совершения ими плохих дел, в случае причинения ими вреда другим людям – наказание их обязательно настигнет. Таким образом, месть – это своего рода закон жизни [принцип талиона], который призван карать зло. Око за око, зуб за зуб – это именно тот принцип, которые призван уравнять наказание с причиненным ущербом. Но этот принцип небезупречен, так как очень часто люди причиняют друг другу вред, совершенно не задумываясь о последствиях. Они, что называется, не ведают, что творят. И поэтому последующая месть в таких случаях – это часто не столько устрашение зла, сколько его раскручивание. Тут уже уместно вспомнить слова Махатмы Ганди, который сказал, что принцип “око за око” сделает весь мир слепым. Поэтому грань между необходимой местью и местью, порождающей цепную реакцию, очень тонка.

Тем не менее, в политике, спецслужбах, криминальном мире – месть имеет очень важное значение. Она является проявлением силы. Если ты можешь отомстить – тебя боятся, тебя уважают, с тобой считаются. Никакая агрессия, никакой причиненный врагом вред, никакое предательство не должны оставаться безнаказанными, иначе это будет проявлением слабости, которая, как вы знаете, провоцирует агрессора на проявление еще большей агрессии. Поэтому с этой точки зрения, месть – это не столько обида, сколько вполне практичное действие, практичность которого заключается в том, что ваши враги и недоброжелатели видят в вас силу и поэтому считаются с вами. Но несмотря на практичную сторону мести, она не всегда полезна и не всегда нужна. Давайте теперь посмотрим, в каких случаях от нее лучше отказаться.

Почему не надо мстить?

Теперь мы рассмотрим аргументы против мести. Все-таки, в одних ситуациях мстить можно и нужно, а в других, от мести лучше отказаться. Первый и основной аргумент против мести – это смысл. Вы должны просто понять, что вы получите и что потеряете, если будете кому-то мстить. Плюсы должны перевесить минусы. В некоторых ситуациях месть приводит к тому, что жизнь того человека, который отомстил, становится только хуже. И получается, что такая месть наносит вред не только обидчику, но и тому, кто мстит. И если это вред мстителя довольно существенный, то в такой мести нет никакого смысла. Да и просто важно всегда понимать – что вы получите, если отомстите, какую пользу вам ваша месть принесет. Если даже на душе у вас из-за этого легче не станет, по тем или иным причинам, то зачем вообще тратить на месть свою жизнь? Не надо думать о тех, кому вы мстите – думайте прежде всего о себе. Зло в этом мире все равно никуда не исчезнет, оно будет всегда, а вот ваша жизнь у вас вроде как одна, и разумнее прилагать усилия для того, чтобы сделать ее лучше, а не стремиться ухудшить жизнь другим.

Следующий момент – это ресурсы. Месть требует самых разных ресурсов, прежде всего временных. Чем качественнее ваша месть и чем сложнее вам отомстить человеку из-за его статуса и возможностей, тем больших ресурсов она от вас потребует. Конечно, всегда можно воспользоваться удобным случаем и отомстить человеку легко и быстро, без особых усилий, воспользовавшись его слабостью, проблемами, ошибками. Но рассчитывать на такие случаи, естественно, не приходится. Так что если мстить целенаправленно, обдуманно и эффективно, то потребуются определенные ресурсы. Учитывая это, можно сказать, что не всегда игра стоит свеч. Потому что те же самые ресурсы вы можете пустить на улучшение своей жизни и расширение своих возможностей, а не на бессмысленную месть. А имея большие возможности – вы обретете власть над людьми и при необходимости сможете расквитаться с теми из них, кто когда-то причинил вам вред. Так что в этом смысле лучшей местью вашим обидчикам и врагам будет ваш успех в жизни, который сделает вас сильным и главное счастливым.

Но еще более весомым аргументом против мести является ваше понимание того, что вы не должны и не обязаны мстить. Понимаете – не обязаны. Никто не вправе отговаривать вас от мести, и никто не вправе вас к ней призывать. Вы и только вы решаете, мстить вам или не мстить – это ваш личный выбор. Поступайте так, как вам хочется, как вам удобно и не думайте о чужом мнении на этот счет. Другие могут поступать так, как удобно и как нужно им, а вы поступайте так, как удобно именно вам. И если вы хотите кому-то отомстить, то задайте себе всего один вопрос: зачем вам это делать? Не почему, а именно зачем? То есть, не смотрите в прошлое – не поднимайте свои обиды и не используйте их в качестве мотивации к мести, от них вы можете избавиться другими способами – посмотрите в будущее и скажите, что даст вам ваша месть? Если вы видите в ней пользу для себя – мстите. Если нет – не нужно заставлять себя это делать.

Как отомстить?

Если вы приняли решили мстить тем, кто когда-то причинил вам какой-то вред, обидел, оскорбил, унизил вас, то тогда вам нужно понимать, как правильно это сделать. Отомстить обидчикам можно разными способами, в зависимости от того, кто именно причинил вам вред. Важно понимать главное: месть это блюдо, которое нужно подавать холодным, как гласит итальянская пословица. Чем более холодным будет ваш разум, тем серьезнее вы подойдете к этому делу и тем более успешной окажется ваша месть. Поэтому с местью ни в коем случае не нужно спешить. Время играет вам на руку. Чем дольше ваш обидчик будет оставаться безнаказанным, тем сильнее он расслабится и потеряет бдительность. А вы тем временем разработаете безупречный план мести, который затем воплотите в жизнь.

Месть также требует от человека гибкости. Если вы будете действовать прямолинейно, вы рискуете потерпеть неудачу, последствия которой могут быть такими, что вы вообще можете потерять все возможности отомстить. Поэтому ищете разные возможности отомстить – чем больше их будет, тем лучше. Изучите своего врага, найдите его слабые стороны, узнайте о том, что делает его сильным – высокое положение в обществе, надежные источники дохода, связи с влиятельными людьми, прочее. Все эти опоры можно и нужно будет пошатнуть, чтобы ослабить этого человека. Особенно важно узнать о том, что для вашего обидчика является самым ценным в жизни, самым дорогим, что он боится потерять – это та мишень, ударив в которую, вы гарантированно причините ему существенный вред, а значит, сможете отомстить. Обычно то, что для человека самое ценное в жизни – он тщательно скрывает и охраняет, так как в этом заключается его слабость. А вам надо эту слабость найти и нанести по ней удар. Это как кощеева смерть, которая запрятана в яйце – найдете яйцо, сможете победить кощея, то есть, отомстите своему обидчику.

Ваша месть необязательно должна быть зеркальной. Мстите так, как можете, а не так, как условно будет правильным отомстить. Ассиметричные действия часто намного эффективнее симметричного ответного удара, для которого у вас просто может не хватить ресурсов и возможностей. Так что за око, можно требовать не только око, а за зуб не только зуб. Вы также можете использовать в своих целях врагов своего обидчика. Для этого вам необходимо будет их выявить и затем либо вступить с ними в союз, по принципу: враг моего врага – мой друг, либо просто помочь им разными способами нанести вред вашему обидчику, например, тайно или открыто снабдив их полезной информацией о нем. Так вы сможете отомстить чужими руками. Имейте в виду, что чем более высокое положение в обществе занимает человек, тем больше у него врагов. И слабость этих врагов, как правило, заключается в их не сплоченности. Но если вы поможете им объединить свои усилия, то тогда они смогут справиться даже с очень могущественным человеком. Вообще, хочу заметить, что месть, осуществленная чужими руками – это самая лучшая месть. Стравить своих врагов друг с другом или натравить кого-то на своего обидчика, чтобы тот причинил ему вред, вместо того, чтобы вредить ему своими руками, значит успешно отмстить и остаться при этом чистым. В общем, вариантов мести может быть много. Поэтому всегда ищите именно такой вариант, который окажется наиболее удобным для вас. Неважно, как он будет выглядеть – месть необязательно должна быть красивой и условно справедливой – она должна осуществиться, чтобы вы о ней забыли.

Таким образом, друзья, если вы все-таки решитесь мстить, тогда подходите к этому делу творчески. Обязательно угомоните свои эмоции и включите голову, чтобы все сделать правильно и получить нужный вам результат. Используйте манипуляции, чтобы сделать месть скрытой и неожиданной, а также для того, чтобы использовать других людей, в том числе и врагов своего врага, в этом деле. Я не берусь судить, правильно это или нет, мстить другим людям – это ваш собственный выбор и вам его делать. Но вы должны понимать, что ответственность за этот выбор лежит на вас, а значит и с последствиями своего решения именно вы будете иметь дело. Вы можете отомстить, сделав для этого все возможное, но при этом ухудшить свою жизнь, что-то потеряв и в чем-то проиграв. А можете испытать глубокое и абсолютное удовлетворение от своей мести. Вам необходимо быть морально готовым к обоим этим последствиям.

Это чувство для человека как представителя биосферы в общем естественное — у наших «предков» оно возникло для защиты вида в целом и отдельной особи в частности. Но что собой представляет месть сегодня? Всегда ли смерть преступника становится реальным возмездием за содеянное? Почему нередко месть приводит к эскалации агрессии, а не к торжеству справедливости?

И как быть с жаждой мести в более конкретных ситуациях: если вы попали в ДТП, подверглись насилию или ваш спутник жизни кого-то предпочел вам?

В работе психотерапевта довольно часто встречаются жалобы такого плана: «Меня изнасиловали, и теперь я не могу жить спокойно, пока не отомщу насильнику»; «Жена подала на развод, а я ни о чем не могу думать, кроме мести ей за то, что она ушла от меня» ; «Пьяный водитель сбил на дороге мою дочь — только смерть негодяя примирит меня с тем, что произошло…» А зачастую и более масштабно: «В результате кризиса пропали все мои многолетние накопления, и мне хочется мстить всем, кто живет в одной со мной стране»; или «В Чечне погиб мой единственный сын, я не могу спокойно видеть ни одного чеченца — хочется убивать каждого!» А сегодня жажда мести принимает планетарные масштабы — кто кричит «мочи всех арабов», а кто — «бей всех американцев», ну и тому подобное…
Разумеется, я передаю не точные цитаты, а смысл многих и многих обращений. Но суть их одинакова: люди пережили тяжелую психологическую травму и теперь стремятся причинить «источнику» травмы ответный удар, испытывая буквально испепеляющую жажду мести.
Наверняка не ошибусь, предположив, что подобные чувства знакомы практически каждому человеку — увы, психологических травм в жизни бывает достаточно, и далеко не все люди склонны к безоговорочному всепрощению, что в общем-то естественно. Более того, и жажда мести совершенно естественна. И никаким разумом порой повлиять на ЭТУ жажду невозможно.

МЕСТЬ КАК ОНА ЕСТЬ

Человек, требуя возмездия для обидчика или что чаще, сам таковое возмездие совершая, просто выполняет определенную генетическую программу. А отсюда следуют, соответственно, два вывода. Первое — стыдиться стремления к мести, точно так же, как и стыдить за это кого-либо другого, совершенно неоправданно и бесполезно (достичь можно только обратного результата). И второе: но при этом чувство мести вызвано не возвышенными человеческими стремлениями (как полагают многие), а самыми настоящими инстинктами, доставшимися по наследству от наших самых далеких «предков». Поэтому месть — в общем-то чувство достаточно примитивное (или как еще говорят в таких случаях, «животное»), и характерна для человека не как для «царя природы», а как для части природы и конкретно части ее биосферы.

Именно поэтому об «истории» мести гораздо лучше скажут биологи, а точнее, этологи (этология — наука, изучающая поведение человека, продиктованное природой). С точки зрения этологии месть служила для защиты определенного вида особей от нападавших противников. Если в стаю, к примеру, обезьян вторгался хищник, остальные члены стаи нападали на агрессора и отбивали силой труп своей товарки, да еще и всем скопом причиняли «убийце» чувствительные телесные повреждения. Однако делали они это с единственной целью: не дать хищнику съесть представителя их вида, не допустить возможности закрепления у него рефлекса, что такая же особь, как они — это пища. Иными словами, после такой реакции (причем неоднократной) агрессор вполне мог сделать вывод, что с представителями данного вида лучше не связываться. Кстати, обратите внимание: такой способ защиты характерен только для стаи — сообщества с выраженной иерархией. Для стада животных (чем стая отличается от стада, можно посмотреть здесь) подобное поведение нехарактерно. В связи с чем, кстати, именно стадные животные (антилопы, овцы и т.д.) в основном и являются едой для хищников.
И точно так же человеческий обычай кровной мести основывается на той же самой программе предков: «представителей НАШЕГО вида (иными словами — нас) нельзя убивать». То есть получается, что стремясь к отмщению за кровь своих близких, человек в итоге… защищает сам себя. Свою, если хотите, будущую безопасность. И опять же, это стремление в принципе совершенно естественно.

На той же самой программе основана уже наша человеческая «война за труп». Известно, что для воинов нет большего позора, чем оставить на поле брани своих мертвецов на поругание врагам. Но и это основано не на возвышенных человеческих чувствах, а на тех же программах предков: ни одного СВОЕГО не дать противнику на растерзание! История знает много примеров, когда кровопролитные сражения разгорались и продолжались только из-за того, что две воюющие стороны отбивали друг у друга труп убитого воина. С точки зрения логики в таких схватках нет никакого смысла, ибо в результате потери становятся все больше. Но тем не менее воины с обеих сторон продолжают отбивать у врагов все новые и новые тела своих соратников… Здесь становится явно видно, как месть из способа самосохранения переходит в способ самоуничтожения: агрессия накапливается по нарастающей, опасность для определенного вида становится все больше… И закономерно, что как только человек становится «человеком разумным» и начинает руководствоваться логикой, а не только генетическими программами, месть оказывается, извините за коммерческое выражение, невыгодной.
Наверняка это странно (если не сказать — больно) слышать тем, кто снедаем жаждой возмездия за близких или за свои какие-то беды: мол, я сделаю так же больно тому, кто причинил боль мне, успокоюсь и все дальше будет хорошо! Увы, хорошо не будет, и вот почему.

ФИЗИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Можно сказать, что в оценке человеческих страданий господствует своего рода «закон оптики»: свои несчастья нам как бы ближе, и поэтому кажутся «крупнее», а чужие все-таки дальше, поэтому кажутся «мельче». Да, те же этологи отмечают у людей сострадание как качество, свойственное лишь человекообразным, но когда инстинкт сострадания входит в противоречие с потребностью в самозащите — явно перевесит последняя! И это тоже вроде бы естественно, однако здесь как раз и начинается эскалация агрессии: вам сделали больно, вы сделали своему обидчику тоже больно (но не так как было больно вам, а ЕЩЕ больнее — именно такая боль кажется вам адекватной платой за ваше несчастье), а тот в результате свое страдание от ваших рук воспринял еще сильнее и наказал вас с еще большей интенсивностью, вы ответили ему еще более неадекватно, и пошло по нарастающей… Легко можно увидеть, что таким образом вы оба оказались в опасности. Причем в опасности, неадекватной совершённому проступку.

Особенно опасной становится месть тогда, когда ваш обидчик не чувствует за собой вины — а это встречается, к сожалению, сплошь и рядом. Ведь, строго говоря, чувство вины и так уже достаточная кара за содеянное: если, к примеру, неосторожный, но совестливый водитель задавил человека, то как минимум психологически он уже наказан ощущением себя как убийцы и только рад будет, если ему дадут возможность загладить свою вину в местах не столь отдаленных. Иные люди так переживают совершённый (часто без злого умысла) проступок, что чуть ли не сами лишают себя жизни или живут и мучаются все оставшееся время. Зачем им мстить? Они уже сами себя наказали. Но в том-то и беда, что гораздо чаще ваши обидчики не чувствуют за собой вины — а значит, любой ваш выпад в свой адрес сочтут необоснованным и сами начнут вам (по их мнению справедливо) мстить. Увы, еще одна проблема мести состоит в том, что с ее помощью вряд ли можно достигнуть «торжества справедливости», как того вроде бы хотят некоторые мстители: именно потому, что с точки зрения конкретного человека справедливость у каждого своя.
То есть опять же, стремясь к отмщению (особенно к отмщению тому, кто чувствует себя невиноватым) вы себя же подставляете под удар. Не говоря уже о том, что в случае кровной мести принято мстить не только конкретно обидчику, а ЛЮБОМУ из представителей его рода, и под удар подставляется целое общество — если конкретизировать, то чья-то чужая месть, особенно на общегосударственном уровне, однажды вполне может задеть лично вас.
Многие скажут: мол, после того, что произошло с нами или с нашими близкими, своя безопасность как бы уже и не важна: все мысли и чувства занимает жажда отомстить! И даже жить не стоит, если этого не сделаешь! Но если в эти слова вдуматься, а не расценивать их только с эмоциональной точки зрения — не много ли вы позволяете своему обидчику? Оказывается, он нанес вам не только душевную травму — даже если вы остались в живых, он фактически вас убил. Дистанционно и отсроченно. Ибо вы всю свою дальнейшую жизнь посвящаете только отмщению — а если это не удастся, сами готовы уйти из жизни. Не слишком ли это будет удобно для того, кто и так желал вам всяких неприятностей и даже частично сделал это?

Однако никто не говорит о том, что проступки должны оставаться безнаказанными! Если вновь вернуться «к детству всего человечества» — к поведению наших предков по Дарвину, то они нашли разумный компромисс между жаждой мщения и угрозой собственной безопасности вследствие неизбежной эскалации агрессии при мести: разные виды разделились территориально и не нарушали «границ» проживания другого вида. У человека с этим способом все гораздо сложнее: во-первых, для полного разделения элементарно не хватит пространства, а во-вторых (что главнее) — для развития прогресса и человечества в целом просто необходимо «межвидовое» общение, политика железного занавеса тоже не приводит ни к чему хорошему. И тогда человек создал способы решения проблемы — дипломатию (как средство сгладить намечающиеся конфликты) и законодательство (как средство остановить возможную агрессию цивилизованными и социально приемлемыми методами). И самая главная функция этих человеческих нововведений — именно предупредить агрессию, а не «закольцевать» ее. Чувство мести такого предупреждения не предполагает: мстить следует за что-то уже совершенное. Но для того, чтобы защищаться посредством мести, как минимум что-то болезненное для вас уже должно быть совершено!

Понятно, что после многочисленных терактов так и возникает детсадовское желание дать сдачи, да посильнее. Мол, они взрывают наши дома и самолеты — бей их, ребята, до последнего! И «детская реакция» возникает не потому, что у всех резко становится инфантильным интеллект, а именно потому, что сознание в аффекте страха отключено: размышлять и анализировать нечем. И взрослый человек становится подобен маленькому ребенку, у которого логика еще недостаточно развита: поступки детей определяются доминирующим действием бессознательного. А детская жестокость — самая отчаянная: ребенок не обременен никакими табу, не задумывается, что с ним будет завтра, и потому мстит противнику с особенной злостью. Так и взрослые люди, обезумевшие от страха (с обеих сторон, кстати), не задумываются о том, что в любом споре виноват тот, кто умнее, что месть — чувство непродуктивное, что жестокость порождает жестокость… Конечно, можно нагнетать страх в стане противника до бесконечности, но и это не самый разумный выход: если в сытой благополучной стране матери встают стеной, когда их детей отправляют на войну, то в атмосфере всеобщего страха и последующей немотивированной агрессии на «внешнего врага» обезумевшая от паники мама сама отправит сына «на бой кровавый»: мол, отомсти, сыночек, тому, кто взорвал наш дом…
Но тем, кто требует смерти для чеченских боевиков, исламских террористов и прочих фанатиков-шахидов, следует помнить: по канонам ислама погибший за веру попадает прямиком в «небесные сады Аллаха», где его ждут блага, о которых при жизни он и мечтать не смел. Иными словами, смерть такого террориста — награда для него, а не наказание. А если в качестве наказания заставить исламских фанатиков восстанавливать разрушенные ими храмы и дома «неверных»? То-то же…

…Итак, чувство мести наиболее сильно разгорается в тех случаях, когда по той или иной причине бессильны дипломатия и законодательство, когда у людей нет возможности защититься именно цивилизованными методами. Вот наиболее характерные примеры.

ВЫ ПОПАЛИ В ДТП

— спровоцированное другим участником движения, причем тот был с точки зрения дорожных правил откровенно виноват, нанес вашей машине (а то и вам) существенные повреждения (как минимум материальные) — и либо скрылся, либо всячески отрицает свою вину и отказывается компенсировать ущерб. Те, кто побывал в подобных ситуациях (а их, к сожалению, все больше), знают: оформление дорожно-транспортного происшествия часто выливается в бумажную и временнУю волокиту, в которой нервы потреплют прежде всего вам; эта волокита может повлечь для вас более значимые материальные потери, чем устранение последствий аварии; а порой вас стремятся сделать чуть ли не соучастником происшествия. Страховые компании нередко затягивают выплату компенсации до последнего, организуют ремонт так, как выгодно им, а не вам, или еще на уровне договора ставят множество мелких препон для выплаты. Не говоря уже о том, что подавляющее большинство лихих дорожных происшествий, где «крайними» оказываются другие, совершается разудалыми водителями именно из-за чувства безнаказанности и вседозволенности. И тот, кто так или иначе поставил вас под удар, как правило, не чувствует за собой никакой вины…

Таким образом, если пострадавший в ДТП не защищен на правовом уровне, ему остается только руководствоваться инстинктами — так, как умеет. Иногда — схватил монтировку и начал дубасить по стеклам машины обидчика (не задумываясь о том, что тот может в ответ начать так же дубасить по его машине, а то и по нему самому). Успел записать номер сбежавшего — покупает за большие деньги базу данных ГИБДД (обратите внимание, каким устойчивым спросом она пользуется!), разыскивает виновника самостоятельно и воздействует на него как получится… И даже если не получилось сделать ничего — придется мучиться неудовлетворенной жаждой возмездия. И жизнь оказывается отравленной еще долгое время после происшествия, когда вроде бы и последствия происшествия все устранены.
Конечно, человеком движет в общем-то полезная программа: «не оставлять проступка безнаказанным, чтобы не допустить повторения». Но в том-то и проблема, что выполнение данной программы логически, на уровне законодательства — не его головная боль, а государства. А если оно не в состоянии в таких случаях защитить своего гражданина, он начнет защищать себя сам. И в результате государственные мужи на разных уровнях начинают сетовать на растущий уровень агрессии в стране в общем и на дорогах в частности.

ВЫ ПОДВЕРГЛИСЬ НАСИЛИЮ

— причем вашему насильнику удалось как минимум скрыться, а то и вообще остаться безнаказанным. Увы, очень многие жертвы насилия вообще не заявляют в правоохранительные органы о случившемся — из чувства стыда, из боязни «двойного изнасилования», а то и вообще зная заранее, что все равно это все бесполезно (на эти темы подробно говорится в материале о сексуальном насилии). Но в результате после всего пережитого жертва зацикливается на одном: самостоятельно отомстить насильнику (а чаще всего — его именно убить).
Здесь пора сказать, что стремление отомстить именно убийством — признак страха жертвы: страха того, что иными способами предотвратить повторение нападения невозможно. Кстати, все реже и сами насильники оставляют свои жертвы в живых — они тоже боятся (собственно, из-за страхов своих они и идут на насилие, об этом тоже уже говорилось) — боятся возмездия, в том числе со стороны жертвы или ее близких.

И позвольте уж одно тематическое отступление: я (как специалист- психотерапевт и человек) принадлежу к сторонникам отмены смертной казни. Поскольку смертная казнь — это признак СЛАБОСТИ ВСЕГО ГОСУДАРСТВА. Огромная страна боится, что не сможет справиться с одним преступником, не сможет предотвратить рецидив его преступлений. Проще его убить — и как говорится, с плеч долой. Но пожизненное наказание, которое предлагается как альтернатива, в плане возмездия может быть гораздо тяжелее: как говорится, жизнь-то сохранили, но вот какой образ жизни придется потом вести человеку? Иным легче умереть, чем всю жизнь провести за решеткой — и таким образом государство даже как бы идет преступникам навстречу в этом вопросе… Не говоря уже о том, что многие кровавые преступления, за которые положена «высшая мера наказания», есть не что иное, как определенный вариант суицида (а чаще — суицидально обусловленного поведения). Человек не в силах сам наложить на себя руки — так он идет и убивает другого, зная, что за это убьют его самого. Если за подобные преступления полагалась бы жизнь, только в постоянной несвободе — не было бы многих убийств…
Увы, людям, пострадавшим от рук убийцы, а точнее, их родственникам, сложно это понять и принять. По тому же «закону оптики в человеческих страданиях» им кажется, что только смерть станет достойным искуплением греха убийцы и возмездием за их потерю! Но если вы хотите именно НАКАЗАТЬ вашего обидчика — почему бы не заставить его ПОЖИЗНЕННО работать, в том числе и на вас? И даже если вы возразите, что он будет есть на ваши налоги — почему бы не сказать себе, что вы плАтите за то, чтобы этот человек жил и постоянно мучился?
Конечно, опять же — пока наше государство не в состоянии отладить систему ТАКИХ пожизненных наказаний, смертная казнь многим кажется оправданнее.

Но вернемся к ситуации пережитого насилия. Вернее, к стремлению убить насильника. Многие уверены, что именно такая месть станет своеобразным излечением от душевной травмы. Здесь можно вспомнить нашумевший фильм «Ворошиловский стрелок» — мол, все произошло именно так! Но замечу, что в фильме все произошло так не по законам человеческий психологии, а по воле авторов. И этот фильм по своей сути состоит как бы из двух частей. Первая часть — о том, как легко порой происходят насилия, о «двойном изнасиловании» и о том, как могут избежать наказания виновные — вот это, увы, суровая правда жизни. Но с того момента, как дедушка у добрых рэкетиров покупает винтовку, а добрый милиционер его укрывает — начинается красивая сказка. Ибо в реальной жизни дедушка скорее всего оказался бы за решеткой, а внучка как минимум осталась бы жить одна и стала еще более беззащитной… Фильм хорош как раз тем, что во весь голос заявляет: агрессия, особенно, неадекватная, часто оказывается лишь способом защитить себя и близких, если правовая система на это не способна. А вот что нередко бывает результатом для самого мстителя — хорошо показано в другом фильме, «Палач».
Желание мстить связывает руки прежде всего самому мстителю. Когда это превращается в смысл жизни, поверьте, не выходит ничего хорошего именно для вас. К примеру, может статься, что даже реализованное ваше желание убить насильника может не привести к желанному результату излечения от травмы. Чувство вины, возникшее в результате пережитого насилия, поверьте, не зависит от физического существования насильника. Более того, его смерть, так или иначе спровоцированная вами, вполне вероятно добавит вам со временем еще одно чувство вины.

Но и к философии всепрощения я тоже не призываю.
И если невозможно наказать насильника правовыми методами, то лучшая «месть» — суметь жить дальше независимо от него (в том числе чтобы он и подумать не смел о повторном нападении на вас, да и на других тоже), обрести счастье вопреки тому, что он хотел вас сломать. Если хотите, ему назло. А вот как конкретно добиться этого — увы, в каждом отдельном случае это отдельный разговор.

Кстати, еще важный момент: если вы задались целью лишить жизни своего обидчика — то имейте в виду, что вы как минимум можете быть привлечены к уголовной ответственности сами — за самосуд.
Те, кто знаком с мои материалом об изнасиловании, могут возразить, что, мол, доктор сам посоветовал насильника убивать, если нет другого выхода… Однако в упомянутом материале речь шла о самой ситуации насилия, да еще и о такой, когда вы не в состоянии иначе защитить свое здоровье и жизнь (и оставшись в живых, вы получаете хотя бы возможность доказать, что не превышали пределов необходимой обороны). Но когда вы делаете это через некоторое время после события — уголовное дело против вас практически гарантировано.

У ВАС РАЗЛАД В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

— в частности, ваш муж (жена) объявил(а) о своем желании уйти к другой (другому) и либо сделал(а) это фактически, либо подал(а) на развод официально… Здесь, конечно, правовая система бессильна. Да и не нужна: никакого антиобщественного поступка ваш спутник жизни вроде бы не совершил. Однако именно потому тут все еще парадоксальнее…
По своей природе человек не может легко пережить, что его «отвергли». Поэтому если супруги оба друг другу опротивели — это в чем-то сложнее, а в чем-то и проще: по крайней мере, оба хотят расстаться. А если один супруг подал на развод, а второй не согласен? И говорит: «Развода не дам!» Неужели так приятно жить вместе с тем, кто хочет убежать от тебя даже по суду? Иногда ситуация становится просто комичной. Скажем, подает на развод муж, жена не согласна. Но в суде ответчица вначале выливает на своего супруга реки грязи, выдает бурю отрицательных эмоций… а заканчивает так: «Граждане судьи, мой супруг сволочь, бабник и подлец — заставьте его со мной жить!!!»
Нередко причина такого поведения — опять пресловутая жажда мести, пусть и совершенно неразумной и невыгодной. Одна женщина прямо так и говорила: «Я развода ему не дам! Чтобы он стал счастливым отдельно от меня? Нет уж! Я всю жизнь ему отравлю!» Логики, согласитесь, никакой. Ну, будет она отравлять жизнь мужу, но сама-то в это время не на отдельном облаке будет жить, а в той же напряженной отравленной атмосфере. И каждый день видеть около себя ненавистного супруга, которого надо мучить и мучить… Конечно, на первых порах это ей может доставлять удовольствие. Однако через некоторое время такая жизнь наверняка станет в тягость… И получится, что супруга как бы сама себе жизнь отравила, а вовсе не своего мужа.

Кстати, подобное поведение гораздо чаще является не актом мести (хотя называется вслух именно так), а следствием имеющегося у человека скрытого психологического садомазохизма: по тем или иным причинам ему приятно и комфортно жить именно в отравленной, напряженной, конфликтной атмосфере, постоянно мучить супруга и мучиться лично… Но признаться в этом даже себе порой бывает невозможно (как минимум потому, что это стремление — тоже из области бессознательного), и проще всего объяснить свое поведение именно жаждой возмездия. И уж просто обязан сказать, что подобные садомазохистские проявления «псевдо-мести», как и реальное желание отомстить за уход, с равной частотой встречаются как у жен, так и у мужей.

Вообще бывают случаи, когда месть супругу (даже давно ушедшему в другую семью) становится вообще образом жизни, этому посвящены все мысли и желания, на это тратится куча денег и времени… Особенно выражено это бывает тогда, когда «мстителю» самому не удалось обрести собственное счастье (а хотелось), и желание испортить ушедшему супругу его новую счастливую жизнь становится не столько актом мести как наказания, сколько следствием зависти (об этом чувстве у нас еще речь впереди). И получается: вместо того, чтобы позаботиться о собственном счастье, время и силы тратятся на то, чтобы испортить чужое счастье. То есть там, где могло бы быть две счастливых семьи (вместо одной неудачной) — получается ни одной. Плюс к тому много покореженных судеб и масса психологических проблем. А если у таких враждующих супругов общие дети, для которых счастье мамы и папы по отдельности гораздо комфортнее, чем их вечное противостояние, а то и перманентная психологическая драка? (Смотрите по этому вопросу материалы «Бинуклеарная семья» и «Счастливые дети разведенных родителей»).

Кстати, задумайтесь, а чего в результате вы хотите добиться с помощью вашего возмездия тому, кто покинул вас? Даже если на сегодняшний момент его и мучает какое-то чувство вины за то, что он бросил вас, то с помощью ваших мстительных действий он(она) от этого чувства благополучно избавится: «Ну надо же, как же я вовремя оставил(а) этого человека!» То есть ваш бывший спутник все больше обретает уверенность в правильности совершенных действий; и если на первых порах еще мог(ла) где-то сомневаться — а не вернуться ли назад, то теперь, скорее всего об этом вообще не помышляет. К тому же при такой мести чем больше даешь, тем больше и получаешь — ответная реакция может быть столь же агрессивной, да еще и подкрепленной собственной правотой.
И опять же лучшая «месть» (если уж вам угодно так это называть) тому, кто отверг вас — полное равнодушие к его(ее) существованию и умение сделать свою жизнь счастливой независимо от этого человека. Разумеется, речь здесь идет вовсе не о том, чтобы в первые дни после разрыва обзаводиться новым партнером из числа первых попавшихся — такие скоропалительные действия, как правило, счастья не приносят.

ПОСТСКРИПТУМ

…И заканчивая наш большой и трудный разговор о сути мести, позвольте привести одно письмо из моего Виртуального кабинета.

«Моя подруга как-то призналась, что не может разобраться во мне: то ли я пофигистка, то ли равнодушная, то ли циничная. А все потому, что я не стала мстить одной нашей общей знакомой, сделавшей мне гадость. Лично я считаю, что я не Господь Бог, чтобы учинять ей разборки и учить жизни — от этого ведь она лучше не станет! Я просто вычеркнула ее из своей жизни, без всякой мести. А знакомые обвиняют меня в этом. Одна вообще заявила, что я — амеба бесхребетная. Вообще-то мне все равно, что они говорят. Я в себе разобраться хочу! »

Ответ на это письмо я дал примерно следующий:
«Месть — чувство непродуктивное, и в первую очередь оно не приносит пользы самому «мстителю». Ведь нередко, делая гадости своему врагу, мы попутно портим жизнь сами себе.
Да, чувство мести для человека (как представителя биосферы) — в общем закономерное, причем бессознательное и логикой не управляется. Но если быть не просто человеком, а человеком разумным, не всегда следует идти на поводу у собственного бессознательного — и в результате нагнетать напряженность и вокруг вас лично, и в обществе в целом.
Поэтому вы проявили не бесхребетность, а зрелость и даже мудрость, отказавшись от мести. А если уж вести речь каком-то «отмщении» — то для иных то, что вы погнушались в принципе реагировать на их гадкие выходки, может быть весьма чувствительным «наказанием». Особенно если человек делает гадости затем, чтобы спровоцировать неадекватную реакцию других и добивается своего рода «славы Герострата». Самое худшее для него — когда на него и на его эскападу просто не обратили внимания.
Так что вы поступили очень по-взрослому. А ваши знакомые, которые этого не поняли, по сути еще дети.
Кстати, известное выражение «отойди ото зла — сотворишь благо» тоже говорит не о всепрощении, а о позиции так называемого разумного эгоизма — ведь благо в этом случае будет прежде всего для вас!»

«Ничего, придет время, и тебе все вернется!», «Будет и на моей улице праздник! Еще узнаешь, по чем фунт лиха!», «Дай только время, я этого так не оставлю!» — знакомая психология мести, не правда ли? Или вот еще перл «Бог все видит! Тебе воздастся!» Бог, возможно, видит, а вы не задумывались, что он еще и слышит ваши мысли – которые бесследно для вас никогда не пройдут. Чувство мести убивает в первую очередь того, кто его испытывает! Задумайтесь, или, может быть, одумайтесь…

Для начала, чтобы понять, с чем имеем дело, предлагаю прояснить, что такое месть? Это действие в отплату за причиненное зло, возмездие за что-нибудь. Казалось бы, благородный поступок – наказать человека за злодеяние. Но не все так красиво, как хотелось бы!.. Человек так устроен, что склонен приукрашивать буквально все, даже однозначно жуткие вещи. Для чего? Предположу, что одна из причин – отвести от себя внимание. Психология мести – весьма хитроумный механизм.

Допустим, вы решили отомстить кому-то за нанесенное вам оскорбление. Во-первых, далеко не каждый воспылает жаждой мести в ответ на унижение. Есть много других разумных способов уладить ситуацию: уйти от неприятного разговора, выяснить, по какой причине в ваш адрес прозвучал нелестный отзыв, в конце концов, рассмеяться и сказать «ну ты даешь!» Но в вас бурлит праведный гнев, толкающий к действию. Невольно возникает вопрос: «Откуда столько эмоций взамен на оскорбление?» Ведь, по сути, это просто слова, не больше. Вместо того, чтобы разбираться в собственном внутреннем мире, почему зло не обошло вас стороной, вы мечтаете воздать обидчику должное!

Чувство мести возникает по разным «причинам»: начиная серьезными (предательство, моральное или физическое унижение, убийство, любовный треугольник, детские обиды) и заканчивая парадоксальными вещами – не так посмотрел, наступил на ногу, задел самолюбие. Вам не кажется странной такая психология желания мести?.. Создается впечатление, что человек выжидал, когда обстоятельства послужат спусковым крючком. Он уже БЫЛ ГОТОВ к мести, и только ждал удобного момента, чтобы ее проявить. По-простому, нужен повод! Не будешь же проявлять свою психологию мести без причины, люди не поймут и осудят. А в случае «крючка» ваши действия оправданы! В первую очередь, вы оправдаетесь перед самим собой – не будет грызть совесть, ведь я поступил в ответ на зло!

Замечали, что по-настоящему творческие люди не озабочены желанием мести, их пространство полностью занято другими мыслями и вибрациями. Психология мести зарождается там, где вырождается собственное «я». Что проще: признаться, что я испытываю ненависть, неприязнь к людям, или выместить накопленный годами (а возможно и веками) негатив на первого попавшегося «козла отпущения»? Ничего не скажешь – весьма благородно! Кстати, обратите внимание на слова: месть и выместить. Они одинаковы по сути! Отец может выместить плохое настроение на детях, директор – на сотрудниках. Получается, негатив мести уже заложен в человеке, до ее «видимой причины». Полагаю, теперь психология мести понятна.

Как справиться с желанием отомстить?

Спросите себя, кому вы хотите отомстить и за что? Перечислите этих людей, вспомните их поступки по отношению к вам. И ответьте первое, что придет на ум:

  • с какой целью вы хотите отомстить? («Доказать, что я прав!» — а с чего вы взяли, что кто-то нуждается в ваших доказательствах. «Не оставлять же его безнаказанным!» — другими словами, причинить зло человеку, тогда – чем вы лучше?)
  • представьте, что испытаете, когда ваше чувство мести найдет выход? Будьте честны с собой. Удовлетворение, восторг, злорадство, утешение? Посмотрите на себя со стороны – зло приносит вам удовольствие?..
  • какие выгоды получите, когда отомстите? Здесь отвечайте сами, без подсказок.
    И, главное, что почувствуете после того? Не допускаете, что станет скучно… и захочется повторить?..

Психология мести изворотлива и прекрасно маскируется под благородством и достоинством. Никто откровенно не признается, что его темная душа живет желанием мести, НЕ ВАЖНО кому и за что.

Единственный способ как справиться с местью – посмотреть на себя без прикрас, ответить на: «Кто я такой? И чего я хочу от жизни?» Иначе… «Жизнь, словно эхо, возвращает то, что посылаешь. Пустота порождает пустоту, злоба - злобу. Месть, словно бумеранг, находит того, кто ее послал. Нанося беспорядочные удары, рано или поздно поймешь, что бьешь самого себя». (с)