И всю природу как туман. Послушайте стихотворение Тютчева Полдень

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

«Полдень» Фёдор Тютчев

Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.

Анализ стихотворения Тютчева «Полдень»

Пейзажная лирика — самая известная часть творчества Тютчева. «Полдень» представляет собой небольшую зарисовку, написанную между 1827 и 1830 годами. Произведение явно отсылает читателей к древнегреческой культуре. В конце стихотворения появляется Пан — бог дикой природы, пастушества, плодородия, скотоводства. Согласно мифологии, место его пребывания — великолепные долины и рощи Аркадии. Там он проводил время, веселясь в окружении нимф. В полдень уставший от забав бог ложился отдыхать. Вместе с ним засыпала и вся природа. Поэтому в тютчевском стихотворении «великий Пан в пещере нимф спокойно дремлет». Кстати, наступавшее в середине дня затишье древние греки считали священным, нарушать его не решался ни один пастух. В миниатюре «Полдень» Тютчева органично переплетается древнегреческая мифология с изображением русской природы. Эту интересную и странную особенность подметил еще Андрей Белый.

Для пейзажной лирики Тютчева чрезвычайно важным было одушевление природы. И дело здесь не только в использовании олицетворений, что вообще характерно практически для любой поэзии. Федор Иванович искренне считал природу одухотворенной. В рассматриваемом стихотворении подчеркивается это целым рядом словосочетаний — «полдень дышит», «река катится», «облака тают». Причем к каждому глаголу прибавляется одно-единственное наречие — «лениво». Отношение Тютчева к природе прекрасно выражено в более позднем стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» (1836). В этом произведении поэт утверждает, что в ней есть душа, свобода, любовь, язык.

«Полдень» — зарисовка удивительно точная и емкая. Всего в двух четверостишиях Федору Ивановичу удается передать читателю атмосферу душного полдня, когда ничего не хочется делать, когда лучшее времяпрепровождении — дремота. Пан в стихотворении характеризуется определением «великий», но образ его при этом лишен «литературного» привкуса. Возникает даже своеобразная интимность. Создается ощущение, что Тютчев самолично застал древнегреческого бога за полуденным отдыхом.

Стихотворения, включающие в себя описание пейзажей – это наиболее популярные произведения в творчестве поэта. «Полдень» был написан между 1827-1830 годами и имеет наклон древнегреческой культуры. В завершении стихотворения перед читателями предстает бог дикой природы и плодородия. Он обитал в прекрасных рощах, целыми днями развлекаясь с нимфами и отдыхая. Лишь в полдень вдоволь устав от утех, бог шел спать в пещеру. Одновременно с богом отдыхала вся земля и природа. Древнегреческие пастухи прекрасно ощущали внезапное затишье каждый день в полдень и искренне верили, что это время священно и тревожить покой богов никто не смел. В стихотворении подходяще проводится переплетение русской природы и древнегреческой культуры, выступая особенной изюминкой произведения.

Для описания пейзажей Тютчев максимально пользовался одухотворением природы. Это заключалось не только в применении метафор и олицетворений, характерных вообще для каждой лирики. Автор на самом деле принимал природу за живой элемент. В данном произведении это выделено о многих словосочетаниях. Например: «тают облака», « катится река »и т.д. Несмотря на то, что в стихотворении существует сонное царство природы, оно обогащено глаголами обозначающими состояние. Стоит заметить, что к глаголам добавляется наречие - «лениво »

Это произведение - природная картина, которая довольна, точна и содержательна. Отличительная особенность произведения заключается в применении эпитетов. Тютчев наделен удивительным углом зрения, что помогает ему нарисовать выразительный и яркий образ явлений природы. Лишь в нескольких четверостишиях Тютчев с легкостью преподносит читателям энергию и обстановку жаркого полудня, в котором хочется отбросить все дела и заботы, просто лечь в кровать расслабится и подремать. Бог Пан в произведении охарактеризовывается как величественное существо, но его образ получается немного «пресным» в художественной литературе. Возникает ощущение, что лирик лично мог знать бога природы и видеть, как тот наслаждался своим отдыхом в полдень.

Произведение «Полдень» ставит акцент над гармонией среди природных явлений и отлично рисует мифологию Тютчева. Его также упомянул в своей статье от 1850 года Николай Некрасов, по достоинству оценив природную лирику поэта. Он считал, что главное преимущество прозы Тютчева – это жизненное, величественное и точное описание природы.

Картинка к стихотворению Полдень

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Фета Сад весь в цвету

    Прочитав стихотворение Фетта «Сад весь в цвету» я считаю, что автор им хотел передать его настроение при нахождении в саду весной, и его размышления на различные темы. Тем самым он желал передать читателю то прекрасное чувство,

  • Анализ стихотворения Некрасова Ночь

    Время поделено на часы, часть из которых отводится дню, а другая – ночи. Если днем можно заниматься работой, то ночью обычно люди отдыхают, так как организм настраивается на расслабленность, собираясь набраться энергии во сне.

  • Анализ стихотворения Есенина Сорокоуст

    Прекрасное стихотворение, которое написал C.А.Есенин под названием “Сорокоуст”. Поэт написал его в 1920г. и он сразу попал в руки исследователей и предопределил тенденции этого времени и повлиял на развития и большой прогресс русской

  • Анализ стихотворения Пушкина Товарищам

    В России существовало учебное заведение как Царскосельский лицей, который был создан не без помощи Александра 1. А.С. Пушкин был зачислен в данный лицей в 1811 году. Учились в этом месте предпочтительно дети дворянского рода. Учебное

  • Анализ стихотворения Тютчев Весенние воды 5 класс по плану

    Тютчев был гениальным поэтом и писателем. Одно из его произведений было написано в 1830 году. В это время он был в Германии. Его стихотворение написано о пробуждении весны. Первый снег давным-давно сошел с полей,

Природа всегда присутствовала в творчестве Тютчева. Даже в стихотворениях, поднимающих иную тему, будь то философская или любовная, автор все равно навязчиво касался темы природы в сравнениях, в качестве фона, используя метафоры… Но в большинстве этих стихотворений Тютчева привлекали переломные моменты существования природы: время, когда один сезон года сменяет другой, когда поднимается заря, когда на небе появляются первые вечерние блики. В этих моментах он видел нечто особое: вроде бы они повторяются каждый день, но в то же время каждый раз они являются особыми, не похожими на то, что было вчера и будет впереди.

Такому же переломному моменту в течение времени посвящено и стихотворение Тютчева «Полдень». Точное время создания произведения не известно, но по подписям сделанным автором, по манере написания стихотворение принято относить к промежутку творчества поэта от 1927 до 1930 года.

Стихотворение, совсем небольшое по размеру, отсылает читателя к древнегреческой мифологии: в произведении упомянуто имя бога Пан и нимфы. Пан - бог дикой природы и плодородия, все свое время он проводил в обществе нимф. Нимфы - духи природы, прекрасные девы, жившие в лесах на деревьях, у родников и в горных пещерах. Пока Пан веселился с нимфами, все в природе росло, цвело, созревало. Как только Пан засыпал, то засыпала и природа.

В стихотворении Тютчева мифология Древней Греции органично соединилась с описанием русской природы. Природа показана живой, она «дышит». Прием олицетворения характерен для пейзажной лирики Тютчева. В данном произведении это подчеркивается рядом олицетворений, практически идущих одно за другим — «полдень дышит», «река катится», «облака тают». А каждому действию добавляется одно наречие — «лениво», намекающее на спокойствие пейзажа при мнимой быстротечности.

«Полдень» — зарисовка очень точная и значительная. Всего в двух четверостишиях Тютчеву удалось передать читателю атмосферу жаркого полдня, когда уже ничего не хочется делать, когда хочется лишь лежать и отдыхать. Маленькое стихотворение наполнено интимностью, непринужденностью и красотой, что заставляет прочитать его не один раз.

Композиционно стихотворение описывает сонный полуденный пейзаж, а в завершающих двух строках появляется упоминание о Пане, древнегреческом божестве долин и лесов, как олицетворении души природы. Древние греки полагали, что в полдень – священный час – все живое охватывает покой. Общность состояния покоя различных природных объектов (реки, облаков) передается в стихотворении с помощью лексемы «лениво»: лениво тают облака, лениво полдень дышит, лениво катится река. Дремота, как состояние покоя, охватывает всю природу и мифологическое олицетворение ее души – Пана. Тютчев спокойно вносит древнегреческие мифические божества – Пана и нимф – в русскую природу, подчеркивая этим единение и гармонию всего окружающего мира.

Верный своим пантеистическим воззрениям, Тютчев описывает природу как одухотворенное и одушевленное целое. Поэт использует прием олицетворения («полдень дышит», «река лениво катится»), а также с помощью метафоры («полдень дышит») вносит в стихотворение мотив дыхания, свойственный живому организму.

Короткое, состоящее из двух строф-четверостиший, стихотворение написано четырехстопным ямбом с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Поэт использовал для написания «Полдня» перекрестную рифмовку.

Знойная гармония природы изображена с помощью выразительных средств: метафоры («дышит полдень»), сравнения («И всю природу, как туман// Дремота жаркая объемлет»), эпитетов («полдень мглистый», «тверди пламенной и чистой», «дремота жаркая»), инверсии («катится река», «тают облака», «дышит полдень»), анафоры («Лениво дышит полдень мглистый// Лениво катится река»).

Отличительная черта потрясающе емкой миниатюры – удивительная точность и выразительность используемых эпитетов. Как художник, Тютчев обладает той особой остротой зрения, которая позволяет ему создать объемный образ природного явления с помощью неожиданных и метких эпитетов. Эпитет «лениво» раскрывает самую существенную черту знойной середины дня: «лениво тают облака», «лениво дышит полдень», «лениво катится река». Эпитет «полдень мглистый» поразительно точно передает картину раскаленного летнего воздуха, в котором висит какая-то дымка, мгла.

Хотя в миниатюре описывается состояние сонной дремоты природы, стихотворение парадоксально насыщено глаголами состояния (дышит, дремлет, тают, катится).

Более новые статьи:

Ф.И. Тютчев - поэт-философ, который отразил в своём твор­честве собственное отношение к миру, мирозданию, полагая, что всё сущее на Земле и в Космосе управляется мощной сози­дательной силой по имени Мировая Душа. Природа, по мысли Тютчева, часть этого мира, наиболее светлая, наиболее гармо­нично выстроенная.

Тема стихотворения - изображение южного пейзажа в жар­кий полдень где-то на берегах Адриатики. Вспоминается кар­тина Карла Брюллова «Итальянский полдень». Налицо близость тем: жара, томление в неподвижном воздухе, природное изо­билие. Почему природа может позволить себе быть «ленивой»? Потому, что она вечна, ей во времени нет предела, и силы её не­иссякаемы. Эта мысль отражает проблематику стихотворения.

Пан, божество лесов и полей, - олицетворение вечно живой, обновляющейся природы и вместе с тем её часть.

Вот почему стихотворение Ф.И. Тютчева «Полдень» - при­мер не только пейзажной, но и философской лирики.

Каков же лирический герой стихотворения? Это конечно же близкий по мироощущению самому поэту человек-мыслитель. Он в окружении изображённого пейзажа и как сторонний на­блюдатель вне его.

Описание безмолвного, напоённого солнцем пейзажа дано в ровных, спокойных тонах - под стать разлитому в природе настроению. Пафос стихотворения - спокойное созерцание грандиозной картины мироздания и размышления о ней (здесь «пафос» - чувство).

Описанный в стихотворении пейзаж, реальный, зримый, привычен. Он заключает в себе систему образов стихотворения: полдень, зной, медленные воды реки, лениво тающие облака и совершенно естественно возникающий на этом фоне образ древнего божества, олицетворяющего природу, - Пана.

Но почему так неспешно, лениво живёт природа? Почему же не тревожат её поиски, страсти, боли людские? А.С. Пушкин писал о предназначении «равнодушной» природы - «красою вечною сиять».

Не раз повторяющееся в стихотворении наречие «лениво» передаёт это состояние неподвижности, равнодушия и покоя.

Стихотворение написано двухстопным ямбом. Женская и мужская рифмы чередуются. Рифма перекрёстная. Ещё её определение - точная. Число одинаковых звуков, гласных и со­гласных, в рифмующихся словах максимальное.

Стихотворение содержит предложения с обратным порядком слов, инверсией. Автор добивается того, что слово звучит более ярко, оно более веско подчёркнуто логически.

Повторяющиеся звуки м, н, р, н (одна группа), а также т, д, б (вторая группа) придают строчкам мягкое для слуха звучание и являют собой пример аллитерации.

Перед нами маленький шедевр философской лирики Тют­чева, отражающий «пейзаж души» лирического героя.

Здесь искали:
  • тютчев полдень анализ
  • анализ стихотворения тютчева полдень
  • анализ стихотворения полдень

«Полдень» Ф.Тютчев

И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет.

Анализ стихотворения Тютчева «Полдень»

Пейзажная лирика — самая известная часть творчества Тютчева. «Полдень» представляет собой небольшую зарисовку, написанную между 1827 и 1830 годами. Произведение явно отсылает читателей к древнегреческой культуре. В конце стихотворения появляется Пан — бог дикой природы, пастушества, плодородия, скотоводства. Согласно мифологии, место его пребывания — великолепные долины и рощи Аркадии. Там он проводил время, веселясь в окружении нимф. В полдень уставший от забав бог ложился отдыхать. Вместе с ним засыпала и вся природа. Поэтому в тютчевском стихотворении «великий Пан в пещере нимф спокойно дремлет». Кстати, наступавшее в середине дня затишье древние греки считали священным, нарушать его не решался ни один пастух. В миниатюре «Полдень» Тютчева органично переплетается древнегреческая мифология с изображением русской природы. Эту интересную и странную особенность подметил еще Андрей Белый.

Для пейзажной лирики Тютчева чрезвычайно важным было одушевление природы. И дело здесь не только в использовании олицетворений, что вообще характерно практически для любой поэзии. Федор Иванович искренне считал природу одухотворенной. В рассматриваемом стихотворении подчеркивается это целым рядом словосочетаний — «полдень дышит», «река катится», «облака тают». Причем к каждому глаголу прибавляется одно-единственное наречие — «лениво». Отношение Тютчева к природе прекрасно выражено в более позднем стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» (1836). В этом произведении поэт утверждает, что в ней есть душа, свобода, любовь, язык.

«Полдень» — зарисовка удивительно точная и емкая. Всего в двух четверостишиях Федору Ивановичу удается передать читателю атмосферу душного полдня, когда ничего не хочется делать, когда лучшее времяпрепровождении — дремота. Пан в стихотворении характеризуется определением «великий», но образ его при этом лишен «литературного» привкуса. Возникает даже своеобразная интимность. Создается ощущение, что Тютчев самолично застал древнегреческого бога за полуденным отдыхом.

Николай Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты» 1850 года высоко оценивает пейзажную лирику Федора Ивановича. По его мнению, ключевое достоинство стихотворений Тютчева — живое, грациозное, пластически-верное изображение природы. В качестве одного из примеров Некрасов как раз приводит «Полдень».

«Полдень», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Полдень», написанное в конце 1820-х годов, между 1827 и 1830 годами, относится к мюнхенскому периоду творчества Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1836 году в журнале «Современник».

Стихотворение «Полдень» входит в дневную лирику Тютчева. Поэт воспевает в нем прелесть дня, приближаясь к античным представлениям о природе. В миниатюре, относящейся к пейзажной лирике, изображена картина жаркого летнего дня, когда небо раскалено, а утомленные солнцем природа и человек отдыхают, предаваясь «жаркой дремоте».

Композиционно стихотворение описывает сонный полуденный пейзаж, а в завершающих двух строках появляется упоминание о Пане, древнегреческом божестве долин и лесов, как олицетворении души природы. Древние греки полагали, что в полдень – священный час – все живое охватывает покой. Общность состояния покоя различных природных объектов (реки, облаков ) передается в стихотворении с помощью лексемы «лениво» . лениво тают облака, лениво полдень дышит, лениво катится река . Дремота, как состояние покоя, охватывает всю природу и мифологическое олицетворение ее души – Пана. Тютчев спокойно вносит древнегреческие мифические божества – Пана и нимф – в русскую природу, подчеркивая этим единение и гармонию всего окружающего мира.

Верный своим пантеистическим воззрениям, Тютчев описывает природу как одухотворенное и одушевленное целое. Поэт использует прием олицетворения («полдень дышит» . «река лениво катится» ), а также с помощью метафоры («полдень дышит» ) вносит в стихотворение мотив дыхания, свойственный живому организму.

Короткое, состоящее из двух строф-четверостиший, стихотворение написано четырехстопным ямбом с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Поэт использовал для написания «Полдня» перекрестную рифмовку.

Знойная гармония природы изображена с помощью выразительных средств . метафоры («дышит полдень» ), сравнения («И всю природу, как туман// Дремота жаркая объемлет» ), эпитетов («полдень мглистый» . «тверди пламенной и чистой» . «дремота жаркая» ), инверсии («катится река» . «тают облака» . «дышит полдень» ), анафоры («Лениво дышит полдень мглистый// Лениво катится река» ).

Отличительная черта потрясающе емкой миниатюры – удивительная точность и выразительность используемых эпитетов. Как художник, Тютчев обладает той особой остротой зрения, которая позволяет ему создать объемный образ природного явления с помощью неожиданных и метких эпитетов. Эпитет «лениво» раскрывает самую существенную черту знойной середины дня: «лениво тают облака» . «лениво дышит полдень» . «лениво катится река» . Эпитет «полдень мглистый» поразительно точно передает картину раскаленного летнего воздуха, в котором висит какая-то дымка, мгла.

Хотя в миниатюре описывается состояние сонной дремоты природы, стихотворение парадоксально насыщено глаголами состояния (дышит, дремлет, тают, катится ).

Стихотворение «Полдень», подчеркивающее гармонию всех природных явлений, прекрасно иллюстрирует тютчевскую мифологию природы.

Послушайте стихотворение Тютчева Полдень

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Полдень