Общая характеристика согласных звуков русского языка. Согласных звуков

Согласные звуки — звуки речи, которые характеризуются следую-щими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из шума или из сочетания тона и шума, а во-вторых, при их образовании возникает препятствие на пути воз-душной струи.

С точки зрения акустики согласные звуки характеризуются или только шумом, или различными соотношениями тона и шума. По шка-ле сонорности (звучности) согласные делятся на сонорные (больше тона и меньше шума), звонкие шумные (больше шума и меньше тона) и глухие шумные (только шум).

С точки зрения артикуляции важнейшим признаком согласных звуков является наличие препятствия на пути воздушной струи. При образовании согласных напряжение локализовано (сосредоточено) в месте образования преграды. Сильная воздушная струя преодолевает преграду, образуя шумы, которые и составляют акустическую харак-теристику согласного.

Поскольку преграда является главной артикуляционной характе-ристикой согласных звуков, основные признаки согласных связаны с местом образования преграды и способом её преодоления.

Согласный мягкий звук — согласный звук, при образовании которого язык продвигается вперед и средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу. Этот артикуляционный жест является дополнитель-ной артикуляцией, которая сопутствует основной — месту и способу образования согласного звука.

Согласные в русском языке образуют 15 пар, противопоставлен-ных по твердости — мягкости: [б] — [б’], [в] — [в’], [г] — [г’], [д] — [д’], [з] — [з’], [к] — [к’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [р] — [р’], [с] — [с’], [т] — [т’], [ф] — [ф’], [х] — [х’]. Непарными мягкими являются звуки [ч’] и долгий [ш’] (на письме буква щ).

Мягким непарным согласным является также сонорный [j] (на письме буква и). Более того, мягкость согласного [j] нельзя счи-тать его дополнительной артикуляцией: данный звук образуется за счет сближения средней части спинки языка с твердым нёбом, т.е. эта работа органов речи — его основная артикуляция.

Согласный твердый звук — согласный звук, при образовании которого тело языка отодвигается назад, задняя часть спинки языка приподни-мается к мягкому нёбу. Это дополнительная артикуляция — движение, которое сопровождает основную артикуляцию — место и способ об-разования конкретного согласного звука. В русском языке 15 твердых согласных имеют парный мягкий звук , есть и непарные твердые согласные — [ж], [ш], [ц].

Согласный звонкий звук — согласный звук, в образовании которого наряду с шумом участвует голосовой тон, при этом шум преобладает над тоном. Колеблющиеся голосовые связки создают тон, на который наслаивается шум, образуемый различными преградами в полости рта. Звонкие согласные: [б], [в], [г], [д], [ж], [з]. Звонкие согласные имеют глухую пару, то есть если при произнесении звонкого согласного мы сохраним место и способ артикуляции, но произнесем звук без голоса (без работы голосовых связок), мы получим соответствующий глухой звук. В русском языке 11 пар согласных по признаку звонкости — глу-хости: 6 пар твердых согласных ([б] — [п], [в] — [ф], [г] — [к], [д] — [т], [ж] — [ш], [з] — [с]) и 5 пар мягких согласных ([б’] — [п’], [в’] — [ф’], [г"]-[к’],[д’]-[т’],[з*]-[с’]).

Согласный глухой звук — согласный звук, который образуется без го-лосового тона, то есть без участия голосовых связок. Струя воздуха на своем пути встречает препятствие, которое преодолевает с шумом. Таким образом, глухие произносятся с большим шумом, то есть с более энергичной воздушной струей, чем звонкие. Глухие согласные: [к], [п], [с,] [т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш] (на письме буква щ).

Некоторые глухие согласные имеют парные звонкие, то есть со-гласные, произносимые с участием голоса (см. Согласный звонкий). Однако среди глухих согласных есть звуки, которые не имеют парного звонкого: это [х], [х’], [ц], [ч’]. В школьной традиции непарным глухим считается и долгий [ш’], выглядящий на письме как щ, хотя некоторые носители русского языка до сих пор в ряде слов произносят долгий [ж’]: например, в словах дрожжи, вожжи, а также на месте букв зж в слове позже или на месте букв жд в слове дожди.

Согласный сонорный звук (сонант) — согласный звук, в образова-нии которого преобладает голос. Сонорные согласные, как и все согласные звуки, образуются с участием шумов, но шумы здесь минимальны. Эта особенность акустически сближает сонорные со-гласные с гласными звуками. Материал с сайта

Сонорные не только акустически, но и функционально близки глас-ным звукам: как и гласные, сонорные могут выполнять слогообразующую функцию. Так, например, благодаря слоговым сонорным мы можем про-изнести слова декабрь, джентльмен, корабль так, что у них будет по три слога, хотя в каждом слове есть только по два гласных звука.

При образовании сонорных звуков струя воздуха встречает пре-граду, но находит различные пути обхода этого препятствия: проходит через носовую полость ([м], [н]), или обходит смычку по бокам ([л]), или смычка многократно образуется и прерывается ([р]), что позволя-ет воздуху относительно свободно проходить сквозь полости рта или носа. Однако наличие преграды на пути воздушной струи создает не-значительные шумы, которые накладываются на основной тон звука.

Сонорный согласный й [j] по образованию похож на гласный и, однако при образовании согласного звука наблюдается большее су-жение на пути воздушной струи, что способствует образованию не-значительного шума, и имеется локализация мышечного напряжения в месте образования согласного.

В русском языке сонорными согласными являются звуки [м], [н], [л], [р], [j]. Согласные [л] и [р] — плавные, а [м] и [н] — носовые. Со-норные согласные не имеют глухой пары. Все сонорные согласные (кроме j) имеют мягкий парный согласный.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • какие буквы звонкие и какие мягкие
  • проектные работы мягкие и твердые согласные
  • согласный звук признаки
  • мягкий звонкий согласный звук

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ХАРАКТЕРИСТИКА СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Болычева Е.М.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ: КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ

При классификации согласных принято учитывать ряд признаков:

1) соотношение шума и тона (шумность / сонорность),

3) твердость / мягкость,

4) место образования,

5) способ образования.

Особо оговариваются свойства парности по глухости / звонкости и парности по твердости / мягкости.

ШУМНЫЕ И СОНОРНЫЕ, ГЛУХИЕ И ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Шумные и сонорные согласные различаются соотношением шума и тона.

К сонорным в русском языке относятся девять звуков: [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"], [j]. Как и у всех согласных, при артикуляции сонорных в ротовой полости создается преграда. Однако сила трения воздушной струи о сближенные / сомкнутые органы речи минимальна: воздушная струя находит относительно свободный выход наружу и шум не образуется. Воздух устремляется либо через нос ([м], [м"], [н], [н"]), либо в проход между боковыми краями языка и щеками ([л], [л"]). Отсутствие шума может быть связано с мгновенностью преграды ([р], [р"]) или с достаточно широким характером самой щели ([j]). В любом случае шум не создается и основным источником звука оказывается тон (голос), создаваемый колебанием голосовых связок.

В образовании шумных согласных ([б], [в], [г], [д], [ж], [з] и др.) основную роль играет, наоборот, шум. Он возникает в результате преодоления преграды воздушной струей. Тоновая составляющая звука является не основной и может либо вообще отсутствовать (у глухих согласных), либо дополнять основную (у звонких согласных).

Звонкие и глухие согласные различаются участием / неучастием тона (голоса) в образовании согласного звука.

Тон (голос) свойствен произношению звонких, их артикуляция предполагает обязательную работу голосовых связок. Звонкими, следовательно, являются все сонорные: [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"], [j]. Среди шумных согласных к звонким относятся следующие звуки: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [ж], [ж:"], [з], [з"].

[б] - [п] [б"] - [п"]

[в] - [ф] [в"] - [ф"]

[д] - [т] [д"] - [т"]

[з] - [с] [з"] - [с"]

[ж] - [ш] [ж:"] - [ш:"]

[г] - [к] [г"] - [к"]

Перечисленные звуки являются соответственно либо звонкими парными, либо глухими парными. Остальные согласные характеризуются как непарные. К звонким непарным относят все сонорные, к глухим непарным - звуки [ц], [ч"], [х], [х"].

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ СО ГЛАСНЫХ ПО ГЛУХОСТИ / ЗВОНКОСТИ

Обозначение глухости / звонкости согласных на письме.

Глухость / звонкость согласных остается самостоятельным, ни от чего не зависящим признаком в следующих положениях:

1) перед гласными: [су]д суд - [зу]д зуд, [та]м там - [да]м дам;

2) перед сонорными: [сл]ой слой - [зл]ой злой, [тл"]я тля - [дл"]я для;

3) перед [в], [в"]: [св"]ерь сверь - [зв"]ерь зверь.

В указанных положениях встречаются и глухие, и звонкие согласные, причем эти звуки используются для различения слов (морфем). Перечисленные позиции называются сильными по глухости / звонкости.

В остальных случаях появление глухого / звонкого звука предопределено его положением в слове или соседством конкретного звука. Такая глухость / звонкость оказывается несамостоятельной, «вынужденной». Позиции, в которых это происходит, считаются слабыми по указанному признаку.

В русском языке действует закон, по которому звонкие шумные оглушаются на конце слова, ср.: дэ[б]а дуба - ду[п] дуб, мб[з"]и мази - ма[с"] мазь. В приведенных примерах фиксируется фонетическое чередование согласных по глухости / звонкости: [б] // [п] и [з"] // [с"].

Кроме того, позиционные изменения касаются ситуаций, когда глухой и звонкий согласные оказываются рядом. В этом случае последующий звук воздействует на предшествующий. Звонкие согласные перед глухими обязательно уподобляются им по глухости, в результате возникает последовательность глухих звуков, ср.: лу[д]очка лодочка - лу[тк]а лодка (т.е. [д] // [т] перед глухим), готу[в"]ит готовит - готу[ф"т"]е готовьте (т.е. [в"] // [ф"] перед глухим).

Глухие согласные, стоящие перед звонкими шумными (кроме [в], [в"]), меняются на звонкие, происходит уподобление по звонкости, ср.: моло[т"]иґть молотить - моло[д"б]б молотьба ([т"] // [д"] перед звонким), про[с"]иґть просить - пру[з"б]а просьба (т.е. [с"] // [з"] перед звонким).

Артикуляционное уподобление звуков одной природы, то есть двух согласных (или двух гласных), называется ассимиляцией (от лат. assimilatio `уподобление"). Таким образом, выше была описана ассимиляция по глухости и ассимиляция по звонкости.

Обозначение глухости / звонкости согласных на письме связано с использованием соответствующих букв: т или д, п или б и т.д. Однако обозначается на письме только самостоятельная, ни от чего не зависящая глухость / звонкость. Звуковые признаки, которые оказываются «вынужденными», позиционно обусловленными на письме не обозначаются. Таким образом, фонетически чередующиеся звуки записываются одной буквой, действует морфематический принцип орфографии: в слове ду[п] дуб пишется буква б, как и в проверочном дэ[б]а дуба.

Исключением будет правописание некоторых заимствованных слов (транскри[п]ция транскрипция при наличии транскри[б"]ировать транскрибировать) и приставок на с /з (и[с]пульзовать использовать при наличии и[з]учиґть изучить). Графический облик таких примеров подпадает под действие фонетического принципа орфографии. Правда, в случае с приставками он действует не до конца, совмещаясь с традиционным: ра[ш:]евелить = ра[ш]шевелить расшевелить.

Традиционному принципу орфографии подчиняется выбор буквы в словарных словах типа во[г]зал вокзал, а[з]бест асбест. Их написание не зависит ни от проверки (она невозможна), ни от произношения.

ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.

При произношении мягких согласных ([б"], [в"], [д"], [з"] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.

При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.

Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:

К твердым непарным относят согласные [ц], [ш], [ж], а к мягким непарным - согласные [ч"], [ш:"], [ж:"] и [j].

Согласные [ш] и [ш:"], [ж] и [ж:"] не образуют пар, так как отличаются сразу двумя признаками: твердостью / мягкостью и краткостью / долготой.

Следует отметить, что звук [ж:"] редкий. Он возможен лишь в ограниченном круге слов: езжу, вожжи, дрожжи, брызжет, позже и некоторых других. При этом [ж:"] все чаще заменяется на [ж:].

Совершенно особое положение среди мягких согласных занимает звук [j]. У остальных мягких согласных поднятие средней части спинки языка к твердому нёбу является, как уже отмечалось выше, дополнительной артикуляцией. У согласного [j] указанная артикуляция основная, т.к. иных преград при произношении [j] не образуется. Поэтому звук [j] в принципе не способен иметь парный твердый.

Фонетические чередования согласных по твердости / мягкости. Обозначение твердости / мягкости согласных на письме. Буквы Ь и Ъ

Твердость / мягкость согласных как самостоятельный, а не возникший из-за позиционных изменений признак фиксируется в следующих сильных позициях:

1) перед гласными, включая [э]: [лу]к лук - [л"у]к люк, [но]с нос - [н"о]с нёс, пас[т эґ]ль пастель - пос[т" эґ]ль постель;

Парные мягкие согласные перед [э] произносятся в исконно русских словах, парные твердые - в заимствованных. Однако многие из таких заимствований перестали осознаваться как редкие: антенна, кафе, сарделька, стресс, пюре, протез и т. д. В результате в общеупотребительных словах стало возможно как твердое, так и мягкое произношение согласного перед [э].

2) на конце слова: ко[н] кон - ко[н"] конь, жа[р] жар - жа[р"] жарь;

3) у звуков [л], [л"] независимо от их положения: во[л]нб волна - во[л"]нб вольна;

4) у согласных [c], [с"], [з], [з"], [т], [т"], [д], [д"], [н], [н"], [р], [р"] (у переднеязычных)

В позиции перед [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"] (перед заднеязычными): гу[р]ка горка - гу[р"]ко горько, бб[н]ка банка - бб[н"]ка банька;

В позиции перед [б], [б"], [п], [п"], [м], [м"] (перед губными): и[з]бб изба - ре[з"]бб резьба;

В остальных случаях твердость или мягкость согласного будет не самостоятельной, а вызванной влиянием звуков друг на друга.

Уподобление по твердости наблюдается, например, в случае соединения мягкого [н"] с твердым [с], ср.: ку[н"] конь - ку[нс]кий конский, Испа[н"]ия Испания - испа[нс]кий (т.е. [н"] // [н] перед твердым). Пара ию[н"] июнь - июґ[н"с]кий июньский не подчиняется указанной закономерности. Но это исключение является единственным.

Уподобление по мягкости осуществляется непоследовательно в отношении разных групп согласных и соблюдается не всеми говорящими. Не знает отступлений лишь замена [н] на [н"] перед [ч"] и [ш:"], ср: барабб[н] барабан - барабб[н"ч"]ик барабанчик, гу[н]ок гунок - гу[н" ш:"]ик гонщик (т.е. [н] // [н"] перед мягким).

В соответствии со старыми нормами следовало говорить: л яґ[м"к"]и лямки, [в"б"]ить вбить; [д"в"]ерь дверь; [с"j]ем съем; [с"т"]енб стена. В современном произношении нет обязательного смягчения первого звука в указанных случаях. Так, слово ляґ[мк"]и лямки (аналогично тряґ[пк"]и тряпки, лб[фк"] и лавки) произносится только с твердым, остальные звуковые сочетания допускают вариативность произношения.

Обозначение на письме распространяется только на случаи самостоятельной, а не позиционно обусловленной твердости / мягкости парных согласных. На буквенном уровне мягкое качество звука [н"] в словах барабанчик и гонщик графически не фиксируется.

В отличие от глухости / звонкости самостоятельная мягкость парных согласных передается не буквой, соответствующей согласному звуку, а следующей за ней буквой: буквами и, ё, ю, я: лик, лёд, люк, лязг;

В современном языке буква е перестала обозначать мягкость предшествующего согласного. Комбинацию букв …те… нельзя прочитать, если не видишь, какому слову она принадлежит - тесто или тест.

2) на конце слова буквой мягкий знак: конь, жарь, пыль;

3) в середине слова перед согласным буквой мягкий знак: тьма, весьма, банька.

Самостоятельная твердость парных согласных передается такими средствами: буквами ы, о, у, а, э: лыко, лодка, лук, ласка, каратэ; в конце слова отсутствием мягкого знака: кон_, жар_, пы_л; в середине слова перед согласным отсутствием мягкого знака: т_ мин, с_ мотрит, бан_ ка.

Твердость / мягкость непарных согласных отдельного обозначения не требует. Написание и/ы, ё/о, ю/у, я/а после букв ш, ж, ч, щ, ц, соответствующих непарным, диктуется традицией: жизнь, цифра, цыпленок, ожёг, ожог, шутка, брошюра, чашка. То же самое касается и употребления / неупотребления буквы мягкий знак в ряде грамматических форм: рожь, замуж _, тишь, малыш_, вещь, товарищ_ , мочь, кирпич_ .

Обратите внимание, что название букв Ь и Ъ оказывается коварным. Буква «твердый знак» никогда не обозначает твердости, ее использование связано с разделительной функцией, т.е. с указанием на наличие [j] перед следующим гласным звуком: ст съест, а[д"jу]тант адъютант.

Функции буквы «мягкий знак» шире. Во-первых, она тоже может использоваться в разделительной функции, но только не после приставок: [вjэ]га вьюга, бу[л"jу]н бульон. В этом случае на мягкость согласного буква ь не указывает. Во-вторых, мягкий знак может по традиции писаться в ряде грамматических форм после букв, соответствующих непарным согласным (см. выше). Мягкости звуков при таком употреблении буква ь опять-таки не передает. И наконец, в ряде ситуаций буква ь обозначает мягкость согласных на письме. Эта функция распространяется на примеры с самостоятельной мягкостью парных согласных в конце слова и в середине слова перед согласным (см. выше).

МЕСТО И СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ

Место образования согласного звука - признак, показывающий, в каком месте ротовой полости воздушная струя встречает препятствие.

Эта характеристика дается с обязательным указанием активного (двигающегося) и пассивного (неподвижного) органов. Так, согласные, артикуляция которых связана с движением нижней губы, бывают губно-губными ([п], [п"], [б], [б"], [м], [м"]) и губно-зубными ([ф], [ф"], [в], [в"]). Согласные, образуемые при активном участии языка, подразделяются на переднеязычные зубные ([с], [с"], [з], [з"], [т], [т"], [д], [д"], [ц], [л], [л"], [н], [н"]), переднеязычные передненёбные ([ш], [ш"], [ж], [ж"], [ч"], [р], [р"]), среднеязычные средненёбные ([j]), заднеязычные средненёбные ([к"], [г"], [х"]) и заднеязычные задненёбные ([к], [г], [х]). Все перечисленные группы звуков отражены в таблице согласных (см. ниже).

Рассматривая таблицу (Приложение к публикации), обязательно произнесите приведенные в ней звуки. Работа собственных органов речи поможет вам понять, почему каждый звук помещен в ту или иную клетку.

Способ образования согласного - это характеристика, с помощью которой одновременно обозначается тип преграды в полости рта и способ ее преодоления.

Существует два основных способа образования преграды - либо полное смыкание органов речи, либо их сближение до расстояния щели. Таким образом, различаются смычные и щелевые согласные.

При артикуляции щелевых струя выдыхаемого воздуха выходит посередине ротовой полости, производя трение о сближенные органы речи: [ф], [ф"], [в], [в"], [с], [с"], [з], [з"], [ш], [шЇ"], [ж], [жЇ"], [j], [х], [х"].

Произношение смычных согласных включает момент полного затвора органов речи, когда выход воздушной струе наружу прегражден. Способ же преодоления смычки может быть разным, в зависимости от чего проводится дальнейшее деление на классы.

Смычные взрывные предполагают устранение преграды сильным и коротким толчком воздуха, который быстро выходит наружу: [п], [п"], [б], [б"], [т], [т"], [д], [д"], [к], [к"], [г], [г"].

У смычных аффрикат плотно примыкающие друг к другу органы речи не резко размыкаются, а лишь приоткрываются, образуя щель для выхода воздуха: [ц], [ч"].

Смычные носовые вообще не требуют нарушения смычки. Благодаря опущенной нёбной занавеске воздух не устремляется к месту затвора, а свободно выходит через носовую полость: [м], [м"], [н], [н"].

При образовании смычных боковых [л] и [л"] воздух тоже не соприкасается с преградой, обходя ее по своей траектории - между опущенной боковой частью языка и щеками.

В некоторых учебных пособиях носовые и боковые звуки описываются как смычно-проходные.

Смычные дрожащие характеризуются периодическим смыканием и размыканием органов речи, то есть их вибрацией: [р], [р"].

Иногда дрожащие рассматриваются не как разновидность смычных, а как отдельный, третий тип согласных наряду со смычными и щелевыми.

Фонетические чередования согласных по месту и способу образования. Фонетические чередования согласных с нулем звука

Место и способ образования согласных могут изменяться только в результате влияния звуков друг на друга.

Перед передненебными шумными зубные заменяются на передненёбные. Происходит позиционное уподобление по месту образования: [с] игрой с игрой - [ш ш]убой с шубой (т.е. [с] // [ш] перед передненебным), [с] игруй с игрой - [ш:" ч"]емпионбтом с чемпионатом (т.е. [с] // [ш:"] перед передненебным).

Взрывные согласные перед щелевыми и аффрикатами чередуются с аффрикатами, т.е. с более близкими в артикуляционном плане звуками. Осуществляется уподобление по способу образования: о[т]ыгрбть отыграть - о[цс]ыпбть отсыпбть (т.е. [т] // [ц] перед щелевым).

Во многих случаях позиционному изменению подвергается сразу несколько признаков согласных. Так, в приведенном выше примере с чемпионатом уподобление коснулось не только признака места образования, но и признака мягкости. А в случае по[д] игрой под игрой - по[ч" ш:"]екой под щекой ([д] // [ч"] перед глухим, мягким, передненебным, щелевым [ш:"]) произошло уподобление по всем четырем признакам - глухости, мягкости, месту и способу образования.

В примерах лё[г]ок лёгок - лё[х"к"]ий лёгкий, мяґ[г]ок мягок - мяґ[х"к"]ий мягкий, где [г] чередуется с [х"], а не с [к"] перед [к"], отмечается расподобление (диссимиляция) звуков по способу образования. При этом расподобление (диссимиляция) по этому признаку совмещается с уподоблением (ассимиляцией) по глухости и мягкости.

Помимо описанных выше явлений в русской речи может фиксироваться фонетическое чередование согласных с нулем звука.

Обычно не произносятся [т] / [т"] и [д] / [д"] между зубными, между [р] и [ч"], между [р] и [ц], не звучит также [л] перед [нц]. Итак, выпадение согласного представлено в следующих сочетаниях:

стл: счас[т"]ье счастье - счасливый счастливый, т.е. [т"] // ;

стн: мйс[т]о места - мйсный местный, т.е. [т] // ;

здн: уйз[д]а уезда - уйзный уйздный, т.е.[д] // ;

здц: уз[д]б узда - под узцыґ под уздцы, т.е. [д] // ;голлбн[д"]ец голландец - голлбнцы голландцы, т.е. [д"] // ;

рдц: сер[д"]йчко сердечко - сйрце сердце, т.е. [д"] // ;

рдч: сер[д"]йчко сердечко - сйрчишко сердчишко, т.е. [д"] // ;

лнц: су[л]нышко солнышко - сунце солнце, т.е. [л] // .

Сродни указанному явлению и выпадение [j]. Оно происходит, когда йоту предшествует гласный, а после следуют [и] или [ь]: мо моя - [маиґ] мои, т.е. [j] // .

Обратите внимание, что ни один фонетический феномен, связанный с уподоблением согласных по месту / способу образования или с фактом их замены нулем звука, на письме не обозначается. Согласно морфематическому (фонологическому) принципу русской орфографии позиционно чередующиеся звуки записываются одной буквой в соответствии с проверкой. Пример [ш] шубой записывается как с шубой, т.к. есть [с] игрой с игрой. Непроизносимый согласный в счасливый счастливый графически восстанавливается на основании проверочного счас[т"]ье счастье и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru.

Подобные документы

    Классификация гласных звуков английского языка по различным признакам. Правила артикуляции сочетаний звуков. Принципы классификации английских согласных. Сочетание взрывных согласных звуков с боковым сонантом. Сочетание согласных звуков с гласными.

    лекция , добавлен 07.04.2009

    Порядок системы годзюон. Сравнительный анализ фонетического строя и звукового состава японского и русского языков. Характеристика гласных и согласных, полузвонких и звонких звуков, их произношение. Долгота (количество) звуков, ее обозначение и значение.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2011

    Закон ассимиляции звуков по мягкости. Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости. Ослабление гласных в безударном положении. Роль ударения в русском языке. Выбор окончания у имен существительных. Стилистическая характеристика различных форм речи.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2012

    Изолированное употребление звуков. Особенности синтагматики фонетических единиц. Сочетаемость и качество звуков в потоке речи. Действие синтагматических законов. Позиционная мена и позиционные изменения гласных и согласных в русском литературном языке.

    презентация , добавлен 05.02.2014

    Особенности развития фонетического строя и консонантизма английского языка. Выпадение согласных в некоторых положениях. Палатализация заднеязычных согласных. Упрощение групп начальных согласных. Изменения в системе согласных в новоанглийский период.

    реферат , добавлен 19.12.2010

    Особенности английской фонетики. Звуковой и буквенный состав слова. Классификация гласных и согласных звуков. Транскрипционные значки и их произношение. Основные типы слогов. Постановка ударений в словах. Правила чтения гласных и согласных буквосочетаний.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2014

    Изменения и чередования гласных в разных языках, приводящее к изменению смысла слов. Трансформация согласных в ходе общения одного языка с другими, когда он воздействует или подвергается воздействию сам. Особенности сочетания согласных в разных языках.

    реферат , добавлен 06.09.2009

    Правописание звонких и глухих согласных. Прямая и косвенная речь. Языковая игра у М.Е. Салтыкова-Щедрина. Звуковые законы в русском языке. Оглушение звонких согласных. Обыгрывание лексической многозначности или омонимии. Принципы сочетаемости слов.

    контрольная работа , добавлен 15.08.2013

    Рассмотрение предмета изучения фонетики как научной дисциплины. Изучение классификации звуков речи в зависимости от акустических характеристик, гласных (по артикуляционным особенностям) и согласных (по месту образования и активному органу) звуков.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2010

    Сравнительная артикуляционная классификация гласных звуков в русском и английском языках; сонограммы и осциллограммы, форманты ударных и безударных гласных. Влияние фонетического окружения, позиции конца высказывания, редукции на длительность звуков.

Характеристику согласных составляют пять основных признаков: место образования, способ образования, уровень шума, участие или неучастие голоса, твердость-мягкость.

# Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается.

Это то место во рту, где воздушная струя встречает препятствие. Если активный орган нижняя губа, то согласные могут быть г у б н о-г у б н ы м и: [п, б, м] (пассивный орган - верхняя губа) и г у б н о-з у б н ы м и: [в, ф] (пассивный орган - верхние зубы). Если активный орган язык, то характеристика согласного зависит от того, какая часть языка - передняя, средняя или задняя - участвует в создании преграды и с каким пассивным органом - зубами, передней, средней или задней частью нёба - язык сближается или смыкается. Переднеязычные согласные бывают зубными: [т, д, с, з, н]когда передняя часть языка направляется к зубам, и передненёбными: [р, ш, ж, ч’], когда она направлена к передней части нёба. Среднеязычные одновременно всегда и средненёбные: . Заднеязычные либо средненёбные: [к’, г’, х\ у’], либо /задненёбные: [к, г, х, у].

" Способ образования согласного - это характеристика препятствия во рту на пути воздушной струи. Препятствие это бывает двух родов: либо полная смычка органов речи, либо щель между ними. Поэтому все согласные делятся на две группы: смычные и щелевые.

Щелевые (фрикативные - от лат. fricatio - "трение’) образуются в результате трения воздушной струи о края сближенных органов речи, представляющих узкую щель.

Щеле вые срединные образуются посредине сближенных органов речи: [в, ф, з, с, ж, ш, j, у, х]. При щ е л е в ьнх боковых воздух протекает сбоку ротовой полости, между боковой частью языка и зубами: [л, л’].^

Смычные согласные включают момент полного прекращения протекания воздушной струи через ротовую полость. В зависимости от характера преодоления смычки смычные делятся на взрывные, аффрикаты, носовые, дрожащие..

Взрывные согласные содержат в своем образовании два момента: сначала происходит полная Задержка воздушной струи и повышение в результате этого внутриротового давления, а затем резкое размыкание органов речи и прорыв воздушной струи в образовавшийся проход с характерным шумом. Таковы, например, [п, б, т, Д, к, г].

Аффрикаты (или смычно-щелевые, слитные) содержат, как и взрывные, тот же начальный момент - полную смычку органов речи. Но на последней фазе сомкнутые органы не резко размыкаются, а только приоткрываются, образуя щель для выхода воздуха. Таковы, например, [ц, ч’]. Они иногда обозначаются в транскрипции и иначе: [ц] - [тс], [ч’] - [тЧи5]. Такой способ обозначения указывает на неоднородность звука. Однако [тс] не равно [т] + [с] (как и [тТн’] не равно [т’] + [ш’]): [тс] - это один слитный звук, а [т] + [с] - два звука. По-разному произносятся слова о цепной и отсыпной: в первом случае звук [ц] (= [тс]), во втором случае ему соответствуют два звука. Такая же разница между словами о целевой - от солевой, о цыпке -■ отсыпке и т. п. Начальная и конечная фазы аффрикаты [тс] только напоминают звуки [т] и [с], но не совпадают с ними полностью. Таковы же и

другие аффрикаты: [дз, д’з’, дж, дДж’].

Носовые согласные характеризуются полным замыканием ротовой полости и одновременным опусканием нёбной (носовой) занавески (мягкого нёба, оканчивающегося язычком); воздух свободно протекает через носовую полость: [м, н].

Дрожащие образуются путем вибрации, дрожания кончика языка и смыкания и размыкания его с альвеолами: [р, р’].

/ _Л1о уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на с о н о р н ы е [р, л, м, н, j] и ш у м н ы е [б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч\ ш] и др. Интенсивность шума шумных согласных значительно выше, чем у сонорных. Объясняется это различиями в напряженности органов речи и в силе воздушной струи при произнесении сонорных и шумных согласных. Шумные образуются при большем, чем у сонорных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возникает преграда воздушной струе. Измерения интенсивности воздушной струи, выходящей из ротовой или носовой полости во время речи, показывают, что при произнесении сонорных согласных сила воздушной струи гораздо слабее, чем при произнесении шумных.

По степени интенсивности воздушной струи сонорные согласные стоят между гласными и шумными согласными.

* По участию голоса согласные делятся на две группы: произносимые с голосом (тоном) и без голоса. Голос возникает в результате того, что голосовые связки сближены и дрожат при прохождении струи воздуха. Так образуются звонкие согласные: [р, л, м, н, j, б, в, г, д, ж, з]. Разница между звонкими сонорными и звонкими шумными в том, что у звонких сонорных голос (тон) обычно преобладает над шумом, а у звонких шумных шум преобладает над голосом. Без голоса, при помощи одного только шума образуются глухие согласные: [к, п, с, т, ф, х, ц, ч\ ш]. При их произнесении голосовая щель раскрыта, а голосовые связки расслаблены.

По наличию и отсутствию голоса, т. е. по звонкости и глухости, согласные звуки образуют пары [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш] и др. Звук [ц] глухой. Но у него есть звонкая пара - звук [дз], который произносится на месте [ц] перед звонким согласным, например, в словах плацдарм, соцдоговор, спецзадание, Шпицберген, это отец был, конец года. Такую же пару составляют глухой [ч’]и звонкий [д’ж’]. В словах алчба, начбазы, лечь бы, мяч закатился^это дочь была произносится не [ч’], а его звонкий заместитель [д’ж’]. Он, как и [дз], появляется перед звонким шумным согласным. Звук, [у] составляет звонкую пару к [х] и произносится, например, в словах двухгодичный, сверхзвуковой, страхделегат, их было пятеро, мох зеленый, оглох бы, бухгалтер (бу[у]алтер).

У сонорных согласных звуков тоже есть звонкие и глухие пары: [р] - [р]. [л] - [л] и др. Глухие сонорные могут выступать, в частности, на конце слова после глухого согласного: мет [р], вих [р’], смыс[л], мыс[л’], пес[н’], кос[м]. Глухой [j] -пара звонкому [j] -возможен на конце слова, "особенно в эмоциональной речи: _/Отда[j]! Откро[}]\ Cro[j]!

; Твердые и мягкие согласные звуки отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией. При образовании мягких согласных тело языка концентрируется в более передней части, а при

В таблице в каждом квадрате слева - глухие, справа - звонкие, вверху - твердые, внизу - мягкие.

В таблице перечислены важнейшие признаки и основные звуки современного русского литературного языка, но, конечно, далеко не все. Если, например, сравнить начальные звуки слов сад и суд, дам и дум, таз и туз и т. п., то можно легко заметить разницу в их артикуляции. Согласные перед [а] произносятся без напряжения губ, а перед [у] согласные произносятся с округленными и вытянутыми губами. Мы еще только приготовились произнести слова суд, дум, туз, а губы уже приняли это положение. Такая дополнительная артикуляция называется лабиализацией (от лат. labium - Ѵуба’), а согласные звуки [с°], [д°], [т°] и т. п.- лабиализованными или огубленными. Эти звуки отличаются от [с], [д], [т] артикуляцией и на слух. (Можно эту разницу услышать, если начать произносить слово сад и остановиться после первого согласного, затем начать произносить слово суд, но произнести только первый согласный.) Но в русском языке лабиализация согласных всегда связана с их положением перед [у] или [о]. Исключений нет. Поэтому она в транскрипции обычно не отмечается.

Методическое примечание.

В начальной школе противопоставление согласных определяется только по признаку звонкость-глухость и твердость-мягкость. Кроме того, рассматриваются только основные согласные звуки - те, которые могут быть в позиции перед гласным. В связи с этим некоторые согласные оказываются непарными. Как всегда звонкие определяются звуки, обозначаемые на письме буквами л, м, н, р, й, как всегда глухие - звуки, обозначаемые буквами х, ц, ч, іц\ как всегда твердые - ж, ш, ц, как всегда мягкие - ч, щ. Поскольку некоторые звуки не учитываются, то это меняет характеристику остальных звуков.

Согласные звуки - это звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в органах произношения, где выдыхаемая из лёгких струя воздуха встречает различные преграды.

Согласные русского языка классифицируются по 5 признакам:

2) по месту образования;

3) по способу образования;

4) по наличию или отсутствию палатализации (по твёрдости - мягкости);

5) по наличию или отсутствию назальности.

Основными признаками согласных являются место и способ образования. Определить место образования согласного - это значит указать, в каком месте речевого аппарата происходит сближение или смыкание активного органа с пассивным. Определить способ образования согласного - это значит указать, каким образом создается преграда и как она устраняется. Важными признаками согласных являются также глухость - звонкость и твердость - мягкость.

Артикуляция каждого согласного складывается из одновременных работ разных произносительных органов. При этом основной работой является та, при которой возникает основной фокус, т. е. то место, где образуется шум. Так, звуки [п] и [б] называются губными, т. к. местом образования шума являются губы, звуки же [с] и [з] являются, соответственно, зубными и т. д.

Артикуляция, направленная на образование основного фокуса, называется основной .

Кроме основной, при образовании согласного может использоваться также дополнительная артикуляция, которая, не изменяя основного характера шума, придает ему специфический оттенок. Наиболее распространенной дополнительной артикуляцией согласных русского языка является палатализация (от лат. palatum - нёбо). Она выражается в напряжении и подъеме средней части языка к твердому нёбу. При помощи палатализации образуются мягкие (палатализованные) согласные.

Веляризация (от лат. vеlaris - задненёбный) - это дополнительная артикуляция, при которой в противоположность палатализации, образуются твердые согласные (например, русский твёрдый [л]). Артикуляция веляризации состоит в подъеме задней части спинки языка к мягкому нёбу. Дополнительной артикуляцией является также назализация (от лат. nasalis - носовой), т.е. с точки зрения артикуляционной - участие нёбной занавески при образовании носовых согласных ([н], [н"], [м], [м"]) в отличие от остальных звуков.

1. Классификация согласных по участию голоса и шума:

1) согласные сонорные , образуемые с помощью голоса и незначительного шума: [м], [н], [л], [р], [j];

2) согласные шумные , подразделяемые на шумные звонкие , образуемые шумом в сопровождении голоса: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [ж], [ж"], [з], [з"], [j], [γ], [γ"], [дз], [дж]; и шумные глухие , образуемые только с помощью шума, без участия голоса: [п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"], [ш], [ш"] (на месте щ), [х], [х"], [ц], [ч"].


Характерной особенностью системы согласных является наличие в ней пар звуков, соотносительных по звонкости-глухости. Соотносительность парных звуков заключается в том, что в одних фонетических условиях (перед гласными) они различаются как два разных звука, а в других условиях (в конце слова) не различаются и совпадают в своём звучании. Сравните: роза - роса и роз - рос [рос - рос ]. Соотносительный ряд звонких и глухих согласных представлен 12 парами звуком. Звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], [j] - внепарные звонкие, [х], [ц], [ч"] - внепарные глухие.

Таблица классификации согласных по звонкости-глухости

Звуки речи, состоящие только из шума, или из голоса и шума, которые образуются в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды, называются согласными.В составе согласных звуков русского языка имеется 37 звуковых единиц, каждая из которых в определенной позиции способна выполнять смыслоразличительную функцию:1) [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"];2) [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"];3) [х], [х"], [ж], [ш], [ц];4) [ч"], [ j ];5) [ш?"], [ж?"].Классификация согласных строится на противопоставлении одних признаков другим. В современном русском языке согласные звуки делятся по нескольким классификационным признакам (акустическим и артикуляционным):1) по участию голоса и шума;2) по месту образования;3) по способу образования;4) по наличию или отсутствию палатализации ("смягчения", от лат. palatum - небо).По акустическим признакам согласные различаются по степени участия голоса и шума. Все согласные русского языка делятся на сонорные (от латинского sonorus - звучные) и шумные.Сонорные характеризуются тем, что в составе этих звуков голос преобладает над шумом. В современном русском языке к ним относятся: [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], [ j ].Шумные согласные характеризуются тем, что их акустической основой является шум, однако есть шумные согласные, которые образуются не только с помощью шума, но при некотором участии голоса. Среди шумных различаются шумные глухие и шумные звонкие.Шумные звонкие образуются с помощью шума, сопровождаемого голосом. В современном русском языке к ним относятся: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [ж], [ ж?" ].Шумные глухие образуются с помощью шума, без участия голоса. При произношении их голосовые связки не напряжены и не колеблются. В современном русском языке к ним относятся: [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х], [ц], [ч"], [ш], [ ш?" ].Большинство шумных согласных русского языка противопоставляются по глухости - звонкости: [б] - [п], [б"] - [п"], [в] - [ф], [в"] - [ф"], [д] - [т], [д"] - [т"], [з] - [с], [з"] - [с"], [ж] - [ш], [г] - [к], [г"] - [к"]; не имеют парных звонких глухие согласные [ ш?" ], [ц], [х], [х"], [ч"]. По артикуляционным признакам исходными являются способ образования и место образования. 1. По месту образования шума, по тому, какие органы речи принимают участие в произношении, звуки делятся на губные и язычные.а) Губные согласные, при которых преграда образуется при помощи губ или нижней губы и верхних зубов. В русском языке губные делятся на губно-губные ([б], [п], [м], [б"], [п"], [м"]) и губно-зубные ([в], [в"], [ф], [ф"]).При образовании губных звуков активным органом является нижняя губа, а пассивным - или верхняя губа (губно-губные звуки), или верхние зубы (губно-зубные звуки).б) В зависимости от того, какая часть языка создает преграду, язычные согласные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные.В русском языке к переднеязычным относятся [д], [т], [н], [з], [с], [л] и соответствующие им мягкие звуки [д"], [т"], [н"], [з"], [с"], [л"], а также [ц], [ч"], [ш], [ ш?" ], [ ж?" ].В составе переднеязычных выделяются:1) зубные: [т], [т"], [д], [д"], [с], [с"], [з], [з"], [ц], [н], [н"], [л], [л"];2) небно-зубные: [ш], [ ш?" ], [ж], [ ж?" ], [р], [р"], [ч"].Разделение переднеязычных звуков на зубные и небно-зубные производится с учетом пассивного органа. Таким пассивным органом служат в данном случае или верхние зубы, или основание верхних зубов.Язычные звуки составляют большинство всех согласных звуков: переднеязычные образуются при участии передней части спинки языка; среднеязычный - при участии средней части спинки языка; заднеязычные - при участии задней части спинки языка.К среднеязычному звуку относится только [j].Заднеязычные звуки - это [г], [к], [х], [г"], [к"], [х"].2. По способу образования шума согласные делятся на:А) Взрывные (смычные), при произношении которых возникает полное смыкание органов речи, с силой преодолеваемой воздушной струёй. Это [б], [п], [д], [т], [г], [к] и соответствующие им мягкие варианты [б"], [п"], [д"], [т"], [г"], [к"].Б) Щелевые (фрикативные), при произношении которых органы речи смыкаются не полностью, в результате чего образуется щель, через которую проходит воздух. Щелевые согласные иначе называют спирантами (от латинского spiro - дышу). В русском языке это - [в], [в"], [ф], [ф"], [з], [з"], [с], [с"], [ж], [ ж?" ], [ш], [ ш?" ], [х].В) Аффрикаты при произношении этих согласных органы речи смыкаются, образуя преграду, которая затем разрывается воздухом, в результате чего образуется щель. При этом смыкание и разрыв мгновенные. Это звуки [ч"] и [ц]. При произношении звуков [ч"] и [ц] необходимо строгое сохранение двух моментов артикуляции: смычки и щели. Сначала происходит смыкание кончика языка с зубами (при звуке [ц]) или с передней частью нёба (при звуке [ч"]), затем воздух с легким взрывам размыкает органы речи, отчего образуется щель, через которую воздух с шумом выходит наружу, поэтому звук [ц] состоит как бы из слитых вместе звуков [т] и [с], а звук [ч"] - из слитых вместе мягких звуков [т"] и [ ш?" ].Г) Дрожащие согласные, или вибрирующие, при образовании которых активные органы речи вибрируют. В русском языке это звуки [р] и [р"].Д) Смычно-проходные согласные, при произношении которых органы речи полностью смыкаются, но не прерываются воздухом, так как воздух проходит через нос или рот. Это звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"]. Так, при образовании звуков [л] и [л"] передняя часть языка смыкается с верхними зубами, но между боковыми краями языка и боковыми зубами образуются щели, через которые выходит воздух. Поэтому звуки [л] и [л"] называют боковыми. При образовании звуков [м] и [м"] плотно смыкаются губы, а при образовании звуков [н] и [н"] язык плотно примыкает к верхним зубам; но взрыва не образуется, так как воздух, не разрывая сомкнутых органов речи, выходит через нос. Поэтому звуки [м], [м"], [н], [н"] называются носовыми.3. Большинство согласных звуков русского языка противопоставлены друг другу по признаку твёрдости-мягкости: [б] - [б"], [п] - [п"], [в] - [в"], [ф] - [ф"], [д] - [д"], [т] - [т"], [л] - [л"], [м] - [м"], [н] - [н"], [р] - [р"], [с] - [с"], [г] - [г"], [х] - [х"], [к] - [к"]: [но?с] - [н"о?с] - нос - нёс; [во?с] - [в"о?с] - воз - вёз; [ра?т] - [р"ат] - рад - ряд; [ста?л] - [ста?л"] - стал - сталь; [да?л] - [да?л"] - дал - даль; [бра?т] - [бра?т"] - брат - брать.При образовании мягких согласных к основному звукообразующему движению прибавляется сопутствующее ему дополнительное движение органов речи: средняя часть спинки языка поднимается вверх к твердому нёбу, как при звуке [j], вследствие чего согласный приобретает особое звучание, которое мы условно называем мягкостью. Не имеют пар и являются только твердыми: [ж], [ш], [ц], только мягкими: [ ж?" ], [ ш?" ], [ч"], [j].