Передовой человек - рассказ Зощенко. Истории рассказы

Фото: Scott Griessel/Rusmediabank.ru

Некоторые женщины не решаются принимать гостей. Свое жилище кажется им для этого непригодным. Часть из них беспокоятся, что в квартире беспорядок. Другие считают обстановку дома слишком бедной. Третьи переживают из-за неприятного запаха. Четвертые вовсе испытывают неловкость из-за членов семьи, проживающих с ними на одной территории.

Такие хозяйки мечтают, что со временем они начнут регулярно устраивать в домашней обстановке. Только для этого нужно непременно сменить квартиру, сделать ремонт, приобрести новую мебель. Денежных средств на реализацию задуманного не хватает, но хочется верить, что «другая жизнь» когда-нибудь непременно настанет.

Некоторые из дам настолько привыкают держать свой дом «закрытым», что приходят, в конце концов, к выводу: можно обойтись и без гостей. Не обманывают ли они себя? Стоит ли откладывать на потом полноценное общение с друзьями?

Зачем нужны гости

Не секрет, что когда образуется семья и рождаются дети, молодые родители уже не могут свободно встречаться с друзьями на нейтральной территории. Приятельские отношения в возрасте «30+» зачастую держатся именно на визитах друг к другу. Знакомым, которые регулярно зовут вас на ужин, может быть обидно, что они не получают ответного приглашения. Ведь организовать хороший вечер не так-то просто, а потому хлебосольным хозяевам самим хочется время от времени побыть в роли гостей.

Если вы в данный период жизни увлечены построением успешной карьеры, то знаете: для достижения амбициозных целей нужно постоянно заводить и поддерживать выгодные связи. Опытные регулярно устраивают вечеринки у себя дома.

Вероятно, вы согласитесь, что принимать гостей время от времени просто необходимо. Но что делать, если «место проживания» не такое, как хочется, и его стыдно «показать людям»? Наши советы помогут изменить ситуацию, выход из которой, на первый взгляд, найти очень сложно.

Не слушайте сплетниц

Многие из нас боятся устраивать званые ужины после того, как услышат «милые» беседы приятельниц о других хозяйках: «У Лены в квартире так грязно. Она, похоже, убирает раз в году», «Настя положила слишком много майонеза в салаты. Меня мучает изжога». Становится некомфортно при мысли о том, что будут говорить гости о вас и вашем жилище. В подсознании просыпается «внутренний ребенок», который испуганно ждет «наказания за плохую уборку комнаты».

Как бы то ни было, всем угодить невозможно. Если гости сочли «уровень обслуживания» у вас дома не слишком высоким, это их проблема. Пусть подруги перемывают вам косточки, если им хочется.

Не забывайте о том, что дамский «щебет» за чашкой кофе, как правило, не представляет собой обмена реальными мнениями. Это общение «ради процесса». Вдоволь наболтавшись, собеседницы вскоре забывают, о чем они разговаривали. Для них не имеет никакого значения, сколько пыли лежит под вашим диваном.

Сделайте квартиру удобной для себя

Вы не можете знать наверняка, что думают о вашем жилище другие люди. Поэтому, приводя квартиру в порядок, не пытайтесь подогнать ее внутреннее убранство под общепринятые стандарты. Обустраивайте «семейное гнездо», ориентируясь, главным образом, на свои вкусы и предпочтения.

Японский специалист по наведению порядка, утверждает: дом – это живой организм, обладающий душой; если вы дарите ему свою любовь, он отвечает взаимностью. Эксперт рекомендует провести процедуру полного «расхламления» квартиры. Важно выбросить все вещи, которые больше не доставляют радости членам семьи. В доме должны остаться только самые любимые предметы быта. Для каждой вещи необходимо найти место, где она будет «отдыхать».

Пусть предметы, которыми вы особенно гордитесь, «красуются» на виду. Речь идет не о дорогостоящих интерьерных «штучках», а о вещах, отражающих вашу индивидуальность. На стенах гостиной выигрышно смотрятся, например, картины, нарисованные или вышитые руками хозяйки.

Очень оживляют атмосферу дома комнатные растения. Причем их даже не обязательно покупать. Великолепные цветы и деревья можно вырастить из семян, косточек или из срезанных отростков.

Не оправдывайтесь перед гостями

Привычка стесняться своего жилища, по-видимому, имеется в той или иной степени у каждой русской женщины. Чем еще объяснить нашу общую склонность оправдываться перед гостями за то, что дома беспорядок?

Представьте себя в роли «посетительницы» чужой квартиры. Вам нужны были бы извинения хозяйки за то, что в ванной, например, стоит таз с бельем? Понравится ли убеждать взволнованную женщину, что вас все устраивает? Не стоит портить дружескую встречу. Рассказывайте о себе только в положительном ключе и держитесь с достоинством.

Если во время вечеринки дома присутствует «неудобный» родственник (таким может быть, например, дядя-алкоголик или излишне авторитарный родитель), не теряйтесь. Пригласите его поучаствовать в застолье. Почтительно представьте члена вашей семьи гостям, непременно по имени-отчеству. Расскажите историю, характеризующую его с положительной точки зрения. Постарайтесь не показывать на людях ваши напряженные взаимоотношения.

Если кто-либо из гостей отпускает критичное высказывание в адрес вашего жилья или родственников, не принимайте этих «правил игры». Вежливо дайте понять, что считаете такое замечание не вполне уместным.

Как накрыть хороший стол при скромном бюджете

Еще одна причина, по которой многие хозяйки стесняются приглашать гостей – это опасения, что им не удастся накрыть хороший стол. Все-таки приготовление праздничного меню требует серьезных финансовых затрат.
В некоторых случаях можно попросить гостей, чтобы каждый принес что-нибудь к столу. Но не всегда этикет это позволяет. Чаще приготовление пищи ложится целиком на плечи хозяев.

Однако хороший стол можно «сотворить» из ничего. Необязательно тратиться на икру и колбасную нарезку. Даже люди, которые привыкли питаться в ресторанах, порадуются обычной селедке, овощам с дачного огорода, тертой моркови с чесноком, салату оливье.

Торт можно не покупать, а испечь собственноручно, что значительно сократит денежные траты. Шоколадные конфеты экономнее купить не в коробке, а на вес. Сок можно заменить домашним компотом.

Конечно, серьезной статьей расходов остается алкоголь. Качественные напитки стоят недешево. В некоторых случаях можно попросить гостей, чтобы каждый принес то, что он сам будет пить. А может быть, среди ваших родственников есть хороший врач? Некоторым представителям этой профессии пациенты время от времени дарят «бутылку» в благодарность за хорошую работу. У таких медиков дома образуется целая коллекция алкогольных напитков, которую некуда ставить. Они будут рады отдать вам несколько бутылок безвозмездно, чтобы слегка расчистить собственное домашнее пространство.

Как принимать богатого гостя

Состоятельные люди отлично понимают разницу в вашем финансовом положении. Если один из них соглашается прийти к вам в гости, значит, этот факт его не смущает: «владелец миллионов» готов к тому, что интерьер квартиры будет скромным, а на стол не подадут черную икру.

Если «VIP-гость» принимает непростую ситуацию как данность, то почему бы и вам не последовать его примеру? Кто сказал, что маленькая квартира покажется богатому человеку «ужасной»? Вы точно знаете, что он всегда жил в роскоши и не понимает вашего положения?

Если все же вы пока не можете решиться позвать в дом своих состоятельных знакомых, «потренируйтесь» вначале на их детях. Пригласите мальчиков и девочек из богатых семей поиграть со своим ребенком. Дети не думают о стоимости мебели и штор. Их привлекает возможность позаниматься с самыми обычными, но не своими, игрушками, а еще больше -– с домашними животными.

Когда в вашем доме веселая компания отлично проводит время – это праздник. Не стоит воспринимать , как тяжелую обязанность. Торжественный ужин – это хороший повод облачиться в элегантное платье, сделать прическу и почувствовать себя красавицей. Не зазорно и самой спокойно посидеть за столом, выпить любимого вина и полакомиться праздничными закусками. Относитесь к себе уважительно, и вы заметите, что чаще получаете от гостей вовсе не критику, а искренние комплименты.

Обычные люди устраивают званые вечера в день своего рождения или, скажем, на первое мая, а товарищ Ситников устроил вечеринку пятого мая, в день печати.

Пятого мая товарищ Ситников пригласил своих друзей и приятелей на пирог.

Пирог был с капустой. Хороший пирог. Сочный. Гости, приятно удивленные, со вкусом жевали, слушая хозяйские разговоры.

Я все-таки передовой человек, - говорил товарищ Ситников, польщенный общим вниманием. - Иные люди на пасху приглашают гостей, а мне пасха вроде бы и не праздник. Ей-богу. Мне подавайте что-нибудь этакое значительное, культурное, например, день печати. Так сказать, торжественный день книги… Вроде, как, значит, праздник книги и науки…

Гости с огорчением поглядывали на хозяина. Он явно мешал им кушать и плохо действовал на пищеварение.

Ей-богу, - говорил хозяин. - Тысячи людей проходят мимо этого праздника. Шутя, так сказать, проходят. А мне этот праздник выше всего. Мне, дорогие товарищи, даже не сам праздник дорог, мне, товарищи, книга дорога, печать.

Еще, знаете ли, покойная моя мамаша спрашивала, бывало: «Отчего это ты, Вася, так книгу любишь?» А я, знаете ли, мальчишка, щенок, от горшка два вершка - отвечаю: «Книгу я, мамаша, оттого люблю, что это печать и, так сказать, шестая держава…»

Да уж что говорить, - вздохнул кто-то из гостей, - конечно, большой это праздник.

Еще бы не большой! - воскликнул хозяин. - Книга! Что может быть драгоценней, товарищи? Конечно, малокультурный человек книгу и бросит куда попало, и стакан и тарелку на нее поставит…

Один из гостей, прожевывая пирог, сказал:

Это верно… Я вот знал… Родственник… Комод у него, знаете ли, без ножки… Он книгу заместо ножки подложил…

Видали! - с болью сказал хозяин. - Видали, какое чучело. Под комод! И ведь, наверное, сукин сын, хорошую, занимательную книгу подложил? Ну, подложи словарь немецкий или французский, так ведь нет… Ах, товарищи, далеко нам еще до настоящей культуры. Долго нам еще ждать культурного отношения к книге. Не скоро дойдет это до массы. Я вот, дорогие товарищи, вспоминаю одну историю. На фронте было. В армии. Бывало, придем куда-нибудь - и ну громить библиотеки. Листья летят, переплеты летят - ужас… Я помню, товарищи, спас одну книгу.

А пришли мы в какой-то фольварк. Богатый фольварк - диваны, книги, зеркала. И вижу я: рассматривают красноармейцы одну книжку. Сидят кучей и рассматривают. А книжища этакая огромная и с картинами - «Вселенная и человечество».

Увидел я, что книжка эта в опасности, стал просить и умолять красноармейцев.

Братцы, говорю, на черта сдалась вам эта книжка! Отдайте, говорю, ее мне.

Ну, за пачку махорки отдали. Взял я ее, положил бережно в мешок и всю, знаете ли, войну, всю кампанию берег ее пуще глаза…

И что же? - спросили гости с любопытством.

Ну и ничего, - сказал хозяин. - Привез эту книжку домой. Замечательная книжка. Ей цены прямо-таки нет. Какие рисунки в красках! Бумага какая!.. Да вот я вам покажу.

Хозяин встал из-за стола и пошел в соседнюю комнату. Гости нехотя двинулись за хозяином, дожевывая на пути.

Вот, - сказал хозяин, - обратите внимание! Некоторые картинки я даже вырезал оттуда и вставил в рамки.

Хозяин показал рукой на стены.

Действительно: вся комната была увешана иллюстрациями из книги «Вселенная и человечество». Некоторые иллюстрации были вставлены в черные скромные рамки и придавали всей комнате уютный и интеллигентный вид.

Восхищенные гости, осмотрев картины, пошли в столовую докушивать пирог с капустой.

Найдите пожалуйста несколько художественных средств(метафора,эпитет и т.д).

Обычные люди устраивают званые вечера в день своего рождения или, скажем, на первое мая, а товарищ Ситников устроил вечеринку пятого мая, в день печати.
Пятого мая товарищ Ситников пригласил своих друзей и приятелей на пирог.
Пирог был с капустой. Хороший пирог. Сочный. Гости, приятно удивленные, со вкусом жевали, слушая хозяйские разговоры.
- Я все-таки передовой человек, - говорил товарищ Ситников, польщенный общим вниманием. - Иные люди на пасху приглашают гостей, а мне пасха вроде бы и не праздник. Ей-богу. Мне подавайте что-нибудь этакое значительное, культурное, например, день печати. Так сказать, торжественный день книги… Вроде, как, значит, праздник книги и науки…
Гости с огорчением поглядывали на хозяина. Он явно мешал им кушать и плохо действовал на пищеварение.
- Ей-богу, - говорил хозяин. - Тысячи людей проходят мимо этого праздника. Шутя, так сказать, проходят. А мне этот праздник выше всего. Мне, дорогие товарищи, даже не сам праздник дорог, мне, товарищи, книга дорога, печать.
Еще, знаете ли, покойная моя мамаша спрашивала, бывало: «Отчего это ты, Вася, так книгу любишь?» А я, знаете ли, мальчишка, щенок, от горшка два вершка - отвечаю: «Книгу я, мамаша, оттого люблю, что это печать и, так сказать, шестая держава…»
- Да уж что говорить, - вздохнул кто-то из гостей, - конечно, большой это праздник.
- Еще бы не большой! - воскликнул хозяин. - Книга! Что может быть драгоценней, товарищи? Конечно, малокультурный человек книгу и бросит куда попало, и стакан и тарелку на нее поставит…
Один из гостей, прожевывая пирог, сказал:
- Это верно… Я вот знал… Родственник… Комод у него, знаете ли, без ножки… Он книгу заместо ножки подложил…
- Видали! - с болью сказал хозяин. - Видали, какое чучело. Под комод! И ведь, наверное, сукин сын, хорошую, занимательную книгу подложил? Ну, подложи словарь немецкий или французский, так ведь нет… Ах, товарищи, далеко нам еще до настоящей культуры. Долго нам еще ждать культурного отношения к книге. Не скоро дойдет это до массы. Я вот, дорогие товарищи, вспоминаю одну историю. На фронте было. В армии. Бывало, придем куда-нибудь - и ну громить библиотеки. Листья летят, переплеты летят - ужас… Я помню, товарищи, спас одну книгу.
А пришли мы в какой-то фольварк. Богатый фольварк - диваны, книги, зеркала. И вижу я: рассматривают красноармейцы одну книжку. Сидят кучей и рассматривают. А книжища этакая огромная и с картинами - «Вселенная и человечество».
Увидел я, что книжка эта в опасности, стал просить и умолять красноармейцев.
- Братцы, говорю, на черта сдалась вам эта книжка! Отдайте, говорю, ее мне.
Ну, за пачку махорки отдали. Взял я ее, положил бережно в мешок и всю, знаете ли, войну, всю кампанию берег ее пуще глаза…
- И что же? - спросили гости с любопытством.
- Ну и ничего, - сказал хозяин. - Привез эту книжку домой. Замечательная книжка. Ей цены прямо-таки нет. Какие рисунки в красках! Бумага какая!.. Да вот я вам покажу.
Хозяин встал из-за стола и пошел в соседнюю комнату. Гости нехотя двинулись за хозяином, дожевывая на пути.
- Вот, - сказал хозяин, - обратите внимание! Некоторые картинки я даже вырезал оттуда и вставил в рамки.
Хозяин показал рукой на стены.
Действительно: вся комната была увешана иллюстрациями из книги «Вселенная и человечество». Некоторые иллюстрации были вставлены в черные скромные рамки и придавали всей комнате уютный и интеллигентный вид.
Восхищенные гости, осмотрев картины, пошли в столовую докушивать пирог с капустой.


В предложенном для анализа тексте М.М. Зощенко поднимает проблему обывательщины. Именно над ней он и размышляет.

Эта проблема социально-нравственного характера не может не волновать современного человека.

Писатель раскрывает эту проблему на примере товарища Ситникова, который пригласил гостей, таких же обывателей как и он, на пирог в честь Дня всероссийской печати, ведь для него этот праздник был важнее, чем день рождения.

Мы видим высокомерие товарища Ситникова и его бахвальство, низкий уровень культуры речи, как он на словах строит из себя интеллигента, им не являющегося. Ситников говорит о том, что для него дороги и значимы книги, что "малокультурный человек книгу спокойно бросит куда попало, стакан на неё поставит", и один из гостей, соглашаясь с Ситниковым, рассказывает о том, как его родственник использовал книгу в качестве опоры для комода вместо сломанной ножки. Реакция на это у Ситникова была следующая: "- Видали?! - с болью воскликнул хозяин. -Видали, какое чучело! Книгу под комод! И ведь, наверное, сукин сын, хорошую книгу подложил. Ну, подложи словарь французского или немецкого, так ведь нет... Таких людей, прямо, расстреливать нужно...".

А также писатель показывает нам, как Ситников рассказывал своим гостям историю "спасения" им одной книги: он не дал солдатам использовать "книжищу с картинками "Вселенная и человечество"" на завертку, берег всю войну, но не прочитал её: вынесенной из этой книги пользой оказалось не расширение кругозора, открытия для себя чего-то нового, а украшение интерьера иллюстрациями: "Книжке цены нет.

Какие картины в красках, какая бумага.

Вот, - сказал хозяин, некоторые картинки я даже вырезал и вставил в рамки.

Действительно: вся комната была увешена иллюстрациями из книги "Вселенная и человечество", а некоторые иллюстрации были вставлены в черные скромные рамки и придавали всей комнате уютный и интеллигентный вид". Товарищ Ситников сам себе противоречит: говорит о бережном обращении с книгой, но сам же в полной мере относится к тем, кто использует книги не по назначению, а для удобства в быту, к тем, кого он осуждает и кого он хочет расстрелять, ничем от них не отличаясь.

Я полностью согласна с позицией автора и также считаю, что проблема обывательщины состоит в том, что ее представители стремятся поступать как все, но одновременно желают казаться лучше других. На примере Ситникова понятно, что его увлечение книгами нельзя назвать увлечением литературой. Если бы он по-настоящему увлекался литературой, то есть на самом деле читал книги, сменил бы свое окружение.

Данная проблема находит отражение в художественной литературе. Например, в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Чиновники уездного городка стремились к собственному материальному благополучию с помощью взяточничества и казнокрадства и никак не улучшали жизнь горожан. Испугавшись возмездия, они приняли пустого и глупого проезжавшего Хлестакова за ревизора, но, узнав, кто он на самом деле, не могли понять, особенно городничий, как могли повестись на обман, когда сами всех обводят вокруг пальца. Обывательщину мы видим как и в лице Хлестакова, так и в лице чиновников городка. Например, Хлестаков рассказывает о том, как он сначала был начальником департамента, потом министром, затем фельдмаршалом и тому подобное. Понятно, что чиновники принимают его рассказ за чистую монету, но Хлестаков сам уверовал в собственное вранье. Или же городничий, мечтающий о генеральстве, карьере в Петербурге благодаря свадьбе дочери и ревизора, ловкой взятке, вовремя ввернутой лести. Представители хлестаковщины являются типичными обывателями, претендующими на большее, но не прикладывающими к этому усилий, видя свой смысл жизни в легкой наживе.

Другим примером художественной литературы может служить рассказ А.П. Чехова "Ионыч". На протяжении всего рассказа Дмитрий Ионович Старцев постепенно превращается в Ионыча из-за среды обывателей, в которой он находится, и черт характера, бывших у него. Земский врач, когда-то мечтавший о любви, пользе окружающим, стал забывать свои мечты под влиянием обывателей, с которыми он жил и работал бок о бок, начал прислушиваться к общественному мнению. Печальные последствия этого видны в конце произведения, где Старцев из увлеченного жизнью юноши превращается в человека средних лет, ничем не выделяющегося и не проявляющего ни к чему интерес, кроме обогащения.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: мы видим последствия такого образа жизни, как обывательщина: человек не расширяет свой кругозор, его уровень духовного развития остается неизменным, все силы подчиняются низменным собственническим и эгоистическим интересам.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

В молодости, во время жизни в России, Иван Сергеевич обычно жил в своём имении Спасское-Лутовиново, а зимой показывался в столицах. В Москве в то время жил его дядя Пётр Николаевич Тургенев, который часто устраивал званые вечера. На этих вечерах появлялась племянница хозяина, молоденькая миловидная Елизавета Алексеевна Тургенева. У этой юной особы среди немногочисленной прислуги была дворовая девушка Феоктиста, которую все называли Фетиской. В чертах её продолговатого смуглого личика проглядывало что-то невыразимо привлекательное, симпатичное. Иногда она так взглядывала, что оторвать от неё глаза было невозможно. Стройности она была поразительной, руки-ноги маленькие, походка гордая, величественная, словно она была совсем других кровей, чем дворня… Барыня Елизавета Алексеевна одевала её как барышню.

В один из своих приездов в Москву Иван Сергеевич заглянул как-то к кузине, увидел Фетиску и… был поражён в самое сердце. Он стал бывать в этом доме очень часто и всё более убеждался в своём чувстве. В одном из рассказов Тургенева есть такие слова: «Когда одна горничная входила при нём в комнату, он готов был броситься к её ногам и покрыть её бесчисленными поцелуями». Немного нужно было думать в дореформенное время богатому помещику, чтобы додуматься до прозаической мысли: «А что, если я куплю эту девочку?»

Довольно скоро романтически настроенный Иван Сергеевич повёл с кузиной откровенный разговор и, несмотря на положительный ответ, весьма озадачен был суммой, которую та назвала. Дворовые девки продавались тогда за 25, 30, самое большее за 50 рублей, а тут, поторговавшись, сошлись на 700 рублях – цена при здравом уме немыслимая! Деньги были отданы, и Фетиска, обливаясь слезами, перебралась к Ивану Сергеевичу. Тургенев сразу признался, что очень любит её и постарается сделать счастливой. Она же стеснялась и сторонилась его, потому что для неё он был только новый барин. Накупив Фетиске дорогих нарядов, белья из тончайшего полотна, Иван Сергеевич отправил Фетиску в Спасское. И вскоре поехал туда сам. Прошёл год, вполне идиллический, но затем Иван Сергеевич заскучал. Предмет страсти всё больше его разочаровывал. Фетиска ничего не знала и знать не хотела, так же как учиться читать, писать и слушать музыку. Все усилия развить это прелестное создание, расширить её кругозор ни к чему не привели. Интересовали её только соседские дрязги и сплетни. Скоро она забеременела и родила девочку, которую назвали Полиной. Оставив маленькую дочку на попечение мамаши, Тургенев отправился в Париж, поближе к семейству Виардо, музыке, искусству – к жизни, отвечающей его нравственным и эстетическим запросам. Позже он привёз подросшую Полину в Париж, в её воспитании участвовала Полина Виардо, дал образование, выдал замуж за богатого француза. Он делал всё, что положено хорошему отцу, но духовно близкой дочь ему так и не стала.

Из воспоминаний Николая Берга, 1883