Дуглас Бадер (Великобритания) - Великие летчики мира. Дуглас бадер - британский алексей маресьев

Английский летчик-ас времен Второй мировой, полковник британских ВВС. Одержал 20 личных побед и повредил 11 вражеских самолетов. Его судьбу иногда сравнивают с судьбой советского летчика Алексея Маресьева, ведь у Бэйдера также не было обеих ног.


Родился Дуглас Роберт Стюарт Бэйдер (Douglas Robert Steuart Bader) в 1910 году в Лондоне (St John"s Wood, London). Был он вторым сыном инженера Фредерика Робертса Бэйдера (Frederick Roberts Bader) и его жены Джесси (Jessie). Какое-то время в детстве он вместе с семьей жил в Индии (India), где работал отец, а позднее все семейство снова перебралось в Лондон, где Дуглас и окончил школу. Он вступил в Королевские ВВС (RAF) в 1928 году, а в 1930-м начал летать. Известно, что во время учебы он играл в регби и крикет, а все, что касалось летной теории и практики, давалось ему просто отлично.

В декабре 1931 года, во время тренировочных полетов на малой высоте, Бэйдер вместе со своим самолетом врезался в землю. Последствия оказались весьма мрачными – у Дугласа ампутировали обе ноги. Казалось бы, блестящая летная карьера, которая открывалась перед молодым пилотом, становилась призрачной. Однако сам Дуглас так не считал и легко сдаваться не собирался. Восстановившись после операции, он снова начал тренироваться. Впрочем, начальство его имело другое мнение по поводу его судьбы, и вскоре Дуглас Бэйдер был уволен из армии. Он не сдался и на этот раз и сделал все возможное (и даже невозможное), чтобы снова попасть в ВВС. Так, перед самым началом Второй мировой войны Бэйдеру удалось вновь восстановиться в армии. Он даже был допущен к полетам. Так началась его славная военная служба, и вскоре о нем уже рассказывали легенды. Дуглас был командиром истребительного авиакрыла, в 1940-м он летал под Дюнкерком (Dunkirk) во время Французской кампании (Battle of France), а позднее воевал в Битве за Британию (Battle of Britain). Именно под Дюнекрком он одержал и свою первую победу в воздушном бою.

Известно, что он прослыл "человеком без нервов" - он проявлял просто невероятное бесстрашие, иногда он просто насмехался над смертельной опасностью. Была ли в этом своеобразная защита, или Бэйдер действительно потерял свой страх во время того первого крушения – неизвестно. Но те, кто воевал вместе с Бэйдером, рассказывали, что даже на самое сложное задание он собирался словно на пикник – совершенно спокойно забирался в кабину своего самолета, прихватив с собой свою обязательную трубку, и был абсолютно безмятежен и спокоен, в то время как другие летчики пытались собраться, подбадривали друг друга и старались скрыть свой страх. А еще он прославился своей абсолютно безумной привычкой покурить в кабине трубку по дороге домой. Это было настоящим безумием, и именно такие детали рождали мифы о неуязвимости безногого летчика. Кстати, он был довольно строгим командиром, иногда язвительным, иногда слишком требовательным, но дисциплина и уважение к нему со стороны его подчиненных были просто безупречными. В копилке побед Дугласа Бэйдера было 11 поврежденных вражеских самолетов и 20 личных побед.

Его самолет был сбит над Францией в августе 1941 года, при весьма странных обстоятельствах - скорее всего, он стал жертвой огня союзников. Франция в то время была оккупирована немцами, и Бэйдер попал в плен, став одним из узников печально известного замка Колдиц (Colditz Castle). Освободился он только в апреле 1945-го, с приходом американцев. Кстати, существует история, как командование нашло возможность передать пленнику новые протезы, так как его старые пропали, когда самолет его был подбит.

В ВВС он оставался до 1946 года, после чего уволился и начал работать в нефтяном бизнесе. В 1950-х вышла книга Пола Брикхилла (Paul Brickhill) "Reach for the Sky" ("Достичь небес"), в которой описывалась служба Бэйдера в Королевских ВВС и его боевая биография. Книга стала бестселлером. Надо заметить, что сам Дуглас не был в восторге от этой книги.

Он поднимался в небо на протяжении всей своей жизни, до самого конца 1970-х, а в 1976-м его произвели в рыцари, за его военные заслуги перед страной и активностью в помощи инвалидам.

Сэр Дуглас Бэйдер скончался от сердечного приступа 5 сентября 1982 года; на момент смерти ему было 72 года.

Из личной жизни Дугласа Бэйдера известно, что его первая супруга, Тельма (Thelma), умерла в 1971-м, была она заядлой курильщицей, и сгубил ее рак горла. Через пару лет, в 1973-м Дуглас женился вновь на Джоан Мюррей (Joan Murray), и они провели оставшуюся жизнь в деревне Марлстон в Беркшире (Marlston, Berkshire).

Дуглас Роберт Бэйдер (Douglas Robert Bader). Одержал 20 побед лично, 4 - в группе, имел 6 личные неподтвержденные победы, 1 - групповую, 11 самолетов повредил. Первая победа: 1 июня 1940 года. Служил в 222 и 242-й эскадрильях, командовал авиакрылом Тангмер; воевал во Франции, принимал участие в обороне Великобритании, в операции над Ла-Маншем. Летал на Spitfire и Hurricane. Попал в плен 9 августа 1941года. Награжден Орденом за Выдающиеся заслуги с почетной лентой и Крестом за летные боевые заслуги с почетной лентой.

Высокомерный, самоуверенный, консервативный и до безрассудства храбрый Дуглас Бэйдер был одним из наиболее известных летчиков-истребителей минувшей войны. Он закончил колледж Королевских ВВС в Крэнуэлле, играл за сборную RAF в крикет и регби. Но главное, он был замечательным пилотом и в 1931 году выступал в Хендоне в составе команды воздушных акробатов RAF. В декабре того же года, совершая полет на малой высоте, Бэйдер на своем "Бульдоге" врезался в землю. В результате тяжелого ранения ему ампутировали ноги и уволили из армии. Однако Бэйдер сделал все возможное и лаже невозможное для своего возвращения в строй, и уже накануне войны его вновь допустили к полетам. Он начал войну на "Спитфайре" в составе 19-й эскадрильи, затем, во время боев под Дюнкерком, его перевели в 222-ю эскадрилью, где он и одержал свою первую победу, сбив Bf.109.

В июле 1940 года Бэйдера назначили командиром основательно потрепанной в ходе Французской кампании 242-й эскадрильи, в которой служили, главным образом, канадцы. Дисциплина на тот момент в эскадрилье резко упала, однако с прибытием нового командира это подразделение скоро вновь стало грозной боевой силой. С самого начала Бэйдер был твердо убежден в том, что тактические принципы Истребительного командования не имеют особой практической ценности, а сражения в воздухе будут, преимущественно, подчиняться основам, заложенным еще в Первую мировую войну. Поэтому для себя он сформулировал несколько правил: "Тот, кто заходит со стороны солнца, пользуется фактором внезапности. Тот, кто занял господствующую высоту, контролирует поле боя. А кто сблизился с врагом первым, тот его и сбил".

Летая в составе эскадрильи из 12-й авиагруппы, которая находилась, в некотором смысле, на периферии "Битвы за Британию", Бэйдер имел возможность со стороны оценить ход боевых действий. Довольно скоро он заметил, что подразделения 11-й авиагруппы вылетают на перехват противника, как правило, поодиночке. В результате им приходилось сражаться при подавляющем численном превосходстве немцев. По предложению Бэйдера было сформировано т. н. "большое авиакрыло" вначале из трех, а затем из пяти эскадрилий, но на практике и это не принесло особого успеха. Правда, сам Бэйдер в течение "Битвы за Британию" записал на свой счет 11 сбитых самолетов противника.

В марте 1941 года его назначили командиром авиакрыла в Тангмере, и это очень скоро почувствовали все. Выше уже упоминалось о том, что именно Бэйдер внедрил построение "четыре пальца", и, кроме того, он внес гораздо больший вклад в развитие тактики боев при численном превосходстве противника, чем кто-либо другой. Сам Бэйдер предпочитал атаковать врага снизу и сзади.

"Занимая позицию для атаки сзади, получаешь вполне очевидные преимущества. Тебя не видят, зато ты, находясь чуть-чуть ниже противника, прекрасно видишь весь вражеский самолет, а не только его силуэт. И появляется масса возможностей, стрелять ли по бомбардировщику, или по его двигателям, или куда-то там еще. Именно снизу самолет наиболее уязвим, "Сто девятые" сбивать тоже не особенно трудно, хотя, конечно, тут все зависит от того, как ты маневрируешь. Немецкий летчик сидит над топливным баком, который имеет форму кресла пилота. Понятно, там есть бронирование и все такое, но, знаете ли, я вряд ли был бы спокоен, сидя на баке с горючим!"

На посту командира истребительного соединения Бэйдер показал себя с самой лучшей стороны, как в небе, так и на земле. Старше Мэлона на несколько месяцев, он был значительно более общительным человеком, чем "Сейлор". До некоторой степени излишне консервативный, Бэйдер не очень любил, когда ему возражали, но, тем не менее, круг его общения вовсе не напоминал отношения короля и свиты. Можно даже утверждать, что летчики авиакрыла в Тангмере жили одной дружной семьей

Главной отличительной особенностью Бэйдера как командира было его умение внушать уважение к себе. Он приучил своих подчиненных спокойно относиться к риску и допускать его только в разумных пределах. Так что не случайно его авиакрыло прозвали "автобусным маршрутом", на котором существовало правило: "У всех должен быть обратный билет".

В небе над Францией, накануне тяжелого боя, Бэйдер частенько отпускал в воздухе разные не относящиеся к делу реплики. Так, например, он мог заметить: "А этот салага, что летит восемнадцатым, может корчить рожи, правда?" Глаза летчиков округлялись от изумления, рты под кислородными масками растягивались в непроизвольную ухмылку, но напряжение спадало, и пилоты спокойнее ждали встречи с врагом. Еще одной запоминающейся особенностью Бэйдера была его привычка выкурить на обратном пути трубочку. Вообще-то ни один здравомыслящий человек не стал бы зажигать спичку в кабине "Спитфайра", но подобные манеры добавляли веса мифу о неуязвимости Бэйдера. Для тех же, кто никогда не летал в боевых условиях, подобные факты просто не поддаются пониманию.

Джонни Джонсон из 616-й эскадрильи писал: "Когда говорит командир и слышен его спокойный энергичный голос, мы отлично понимаем, что вот сейчас, здесь, в небе мы связаны такой близостью, какую редко когда удается почувствовать на земле. Невидимые нити доверия и товарищества объединяют нас, а Дуглас Бэйдер защитит и сохранит всех во время полета".

Конец карьеры Бэйдера наступил 9 августа 1941 года. В этот день он был сбит во время боевого вылета над Францией и попал в плен. Всего за время войны он уничтожил 20 самолетов врага лично и 4 в группе, а еще 18 повредил. Все его противники летали на Bf.109. Дуглас Бэйдер вышел в отставку в 1946 году, а умер в 1982 от сердечного приступа.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Дуглас Роберт Стюарт Бадер
англ. Sir Douglas Robert Steuart Bader

Д. Р. С. Бадер на крыле Hawker Hurricane
Прозвище Dogsbody
Дата рождения 21 февраля (1910-02-21 )
Место рождения Сент-Джонс-Вуд , Англия
Дата смерти 5 сентября (1982-09-05 ) (72 года)
Место смерти
  • Лондон , Великобритания
Принадлежность Великобритания Великобритания
Род войск Королевские военно-воздушные силы
Годы службы 1928–1933, 1939–1946
Звание Полковник
Сражения/войны
Награды и премии
В отставке Консультант авиакомпаний
Дуглас Роберт Стюарт Бадер на Викискладе

Сэр Ду́глас Ро́берт Стю́арт Ба́дер (англ. Douglas Robert Steuart Bader ; 21 февраля 1910 - 5 сентября 1982) - полковник Королевских военно-воздушных сил Великобритании (КВВС), ас Второй мировой войны .

Потерял обе ноги в авиационной аварии, но продолжал летать и участвовал в боевых действиях. Одержал 20 личных побед, 4 в группе, 6 личных неподтвержденных, одну групповую неподтверждённую и повредил 11 самолётов противника .

Биография

Бадер вступил в Королевские ВВС в 1928 году и стал пилотом в 1930 году. В декабре 1931 во время тренировки по аэробатике в Редингском аэроклубе попал в аварию на самолёте Bulldog (воткнулся левым крылом в пашню) и потерял обе ноги. В полётном журнале за тот день Бадер записал: «Разбился, делая бочку над самой землёй. Плохо выступил». Хотя в 1933 году Королевские ВВС отправили Бадера в отставку, он продолжал летать .

Спасаясь из сбитого самолёта, он полетел в одну сторону, а один из его протезов , зажатый в кабине, в другую. Оказавшись на земле - примерно в тех же местах, где в 1917 году был смертельно ранен его отец, сапёр Королевских инженерных войск, - Бадер был схвачен и оказался в лагере. Германские власти попросили британцев сбросить пленнику запасной протез. Британский лётчик сбросил протез - и присоединился к коллегам, летевшим бомбить электростанцию Госнэ возле Бетюна; станцию спасла только плохая погода. Такая невежливость вскоре померкла перед неприятностями, которые доставлял Дуглас своим тюремщикам. Обращались с ним хорошо; почти каждый опытный офицер люфтваффе, которому случалось попасть в те края, считал своим долгом заглянуть к Бадеру и развлечь его. Но Дуглас тратил всё своё время и силы на подготовку побега. Побег ему удался - и не один раз, а несколько, пока отчаявшийся лагерный чиновник не пригрозил отобрать у него ноги. Угроза не возымела эффекта, и в конце концов Дугласа доставили в Колдиц .

Бадер побывал во многих лагерях для военнопленных, последним из которых стал лагерь в замке Колдиц , из которого лётчик был освобождён в апреле 1945 года американскими военными (1-я армия США). Сразу же после освобождения он отправился в Париж и потребовал себе «Спитфайр », но получил отказ.

Бадер покинул Королевские ВВС в феврале 1946 года и в дальнейшем работал в топливной индустрии. В 1950-х годах вышли фильм и книга про его жизнь и карьеру во время войны. Бадер был возведён в ранг рыцаря-бакалавра в 1976 году и продолжал летать до 1979 года. Он скончался 5 сентября 1982 года от сердечного приступа .

Правила существуют для того, чтобы умные ими руководствовались, а дураки им подчинялись.

Дуглас Бадер

Воспоминания современников

"Мы напряженно вглядывались в горизонт на востоке, надеясь увидеть 2 «Спитфайра», заходящие на посадку.

Когда мы вернулись в общежитие, то тоже молчали. Даже если командир крыла и остался жив, у него почти нет шансов избежать плена. Раньше мы как-то не думали о его протезах, только когда вместе плавали. Бадер хорошо держался на воде, так как его руки были исключительно сильными. В Тангмере мы видели в нем только командира и летчика-истребителя. В небе нас поддерживал его уверенный, веселый голос, хотя часто реплики были довольно язвительными. Иногда Бадер нас хвалил, иногда ругал, но всегда старался держать вместе во время боя. Он был самым хорошим тактиком среди нас. Сегодняшний день стал концом эпохи, быстро превратившейся в легенду.

Трудно описать словами качества истинного лидера, если сам человек их не имеет. Бадер обладал этим талантом в полной мере и во время каждого вылета демонстрировал, как им следует пользоваться. Он учил нас, демонстрируя подлинную отвагу, решительность, стойкость. Теперь он пропал, и мы должны были следовать по указанному им пути.".

(1982-09-05 ) (72 года) Сражения/войны
  • Французская кампания
  • Битва за Британию
    • День орла (англ.) русск.
    • Тяжелейший день (англ.) русск.
Награды и премии

Сэр Ду́глас Ро́берт Стю́арт Ба́дер (англ. Douglas Robert Steuart Bader ; 21 февраля 1910 - 5 сентября 1982) - полковник Королевских военно-воздушных сил Великобритании (КВВС), ас Второй мировой войны . Потерял обе ноги в авиационной аварии, но продолжал летать и участвовал в боевых действиях. Одержал 20 личных побед, 4 в группе, 6 личных неподтвержденных, одну групповую неподтверждённую и повредил 11 самолётов противника .

Биография

Бадер вступил в Королевские ВВС в 1928 году и стал пилотом в 1930. В декабре 1931 во время тренировки по аэробатике в Редингском аэроклубе попал в аварию на самолёте Bulldog (воткнулся левым крылом в пашню) и потерял обе ноги. В полётном журнале за тот день Бадер записал: «Разбился, делая бочку над самой землёй. Плохо выступил». Хотя в 1933 г. Королевские ВВС отправили Бадера в отставку, он продолжал летать .

В августе 1941 года Бадер был сбит над оккупированной Францией и захвачен в плен. Там он познакомился с Адольфом Галландом , известным немецким асом . Причины, по которым Бадер был сбит, до конца не выяснены, возможно, он стал жертвой дружественного огня .

Спасаясь из сбитого самолёта, он полетел в одну сторону, а один из его протезов, зажатый в кабине, в другую. Оказавшись на земле - примерно в тех же местах, где в 1917 г. был смертельно ранен его отец, сапёр Королевских инженерных войск, - Бадер был схвачен и оказался в лагере. Германские власти попросили британцев сбросить пленнику запасной протез. Британский лётчик сбросил протез - и присоединился к коллегам, летевшим бомбить электростанцию Госнэ возле Бетюна; станцию спасла только плохая погода. Такая невежливость вскоре померкла перед неприятностями, которые доставлял Дуглас своим тюремщикам. Обращались с ним хорошо; почти каждый опытный офицер люфтваффе, которому случалось попасть в те края, считал своим долгом заглянуть к Бадеру и развлечь его. Но Дуглас тратил всё своё время и силы на подготовку побега. Побег ему удался - и не один раз, а несколько, пока отчаявшийся лагерный чиновник не пригрозил отобрать у него ноги. Угроза не возымела эффекта, и в конце концов Дугласа доставили в Колдиц .

Бадер побывал во многих лагерях для военнопленных, последним из которых стал лагерь в замке Колдиц , из которого лётчик был освобождён в апреле 1945 года американскими военными (1-я армия США). Сразу же после освобождения он отправился в Париж и потребовал себе «Спитфайр», но получил отказ.

Бадер покинул Королевские ВВС в феврале 1946 года и в дальнейшем работал в топливной индустрии. В 1950-х вышли фильм и книга про его жизнь и карьеру во время войны. Бадер был возведён в ранг рыцаря-бакалавра в 1976 году и продолжал летать до 1979 года. Он скончался 5 сентября 1982 года от сердечного приступа .

Правила существуют для того, чтобы умные ими руководствовались, а дураки им подчинялись.

Дуглас Бадер

Фильмы

  • Достичь небес (англ. Reach for the Sky ) - художественный биографический фильм режиссёра Льюиса Гилберта , выпущенный в 1956 году .

См. также

Напишите отзыв о статье "Бадер, Дуглас Роберт"

Примечания

Литература

  • Пол Брикхилл. . - АСТ , 2003. - 416 p. - (Военно-историческая библиотека). - ISBN 5-17-016653-2 .
  • Holmes, Tony. Hurricane Aces 1939-1940. - London: Osprey Publishing, 1998. - ISBN 978-1-85532-597-5 .
  • Jackson, Robert. Douglas Bader. - London: Littlehampton Book Services, 1983. - ISBN 978-0213168575 .
  • Ричард Брэнсон. Достичь небес. - Москва, 2012. - ISBN 978-5-91671-149-3 .

Ссылки

  • . Авиационная энциклопедия «Уголок неба». Проверено 24 декабря 2011. .

Отрывок, характеризующий Бадер, Дуглас Роберт

– Oh ca se voit bien. Paris!.. Un homme qui ne connait pas Paris, est un sauvage. Un Parisien, ca se sent a deux lieux. Paris, s"est Talma, la Duschenois, Potier, la Sorbonne, les boulevards, – и заметив, что заключение слабее предыдущего, он поспешно прибавил: – Il n"y a qu"un Paris au monde. Vous avez ete a Paris et vous etes reste Busse. Eh bien, je ne vous en estime pas moins. [О, это видно. Париж!.. Человек, который не знает Парижа, – дикарь. Парижанина узнаешь за две мили. Париж – это Тальма, Дюшенуа, Потье, Сорбонна, бульвары… Во всем мире один Париж. Вы были в Париже и остались русским. Ну что же, я вас за то не менее уважаю.]
Под влиянием выпитого вина и после дней, проведенных в уединении с своими мрачными мыслями, Пьер испытывал невольное удовольствие в разговоре с этим веселым и добродушным человеком.
– Pour en revenir a vos dames, on les dit bien belles. Quelle fichue idee d"aller s"enterrer dans les steppes, quand l"armee francaise est a Moscou. Quelle chance elles ont manque celles la. Vos moujiks c"est autre chose, mais voua autres gens civilises vous devriez nous connaitre mieux que ca. Nous avons pris Vienne, Berlin, Madrid, Naples, Rome, Varsovie, toutes les capitales du monde… On nous craint, mais on nous aime. Nous sommes bons a connaitre. Et puis l"Empereur! [Но воротимся к вашим дамам: говорят, что они очень красивы. Что за дурацкая мысль поехать зарыться в степи, когда французская армия в Москве! Они пропустили чудесный случай. Ваши мужики, я понимаю, но вы – люди образованные – должны бы были знать нас лучше этого. Мы брали Вену, Берлин, Мадрид, Неаполь, Рим, Варшаву, все столицы мира. Нас боятся, но нас любят. Не вредно знать нас поближе. И потом император…] – начал он, но Пьер перебил его.
– L"Empereur, – повторил Пьер, и лицо его вдруг привяло грустное и сконфуженное выражение. – Est ce que l"Empereur?.. [Император… Что император?..]
– L"Empereur? C"est la generosite, la clemence, la justice, l"ordre, le genie, voila l"Empereur! C"est moi, Ram ball, qui vous le dit. Tel que vous me voyez, j"etais son ennemi il y a encore huit ans. Mon pere a ete comte emigre… Mais il m"a vaincu, cet homme. Il m"a empoigne. Je n"ai pas pu resister au spectacle de grandeur et de gloire dont il couvrait la France. Quand j"ai compris ce qu"il voulait, quand j"ai vu qu"il nous faisait une litiere de lauriers, voyez vous, je me suis dit: voila un souverain, et je me suis donne a lui. Eh voila! Oh, oui, mon cher, c"est le plus grand homme des siecles passes et a venir. [Император? Это великодушие, милосердие, справедливость, порядок, гений – вот что такое император! Это я, Рамбаль, говорю вам. Таким, каким вы меня видите, я был его врагом тому назад восемь лет. Мой отец был граф и эмигрант. Но он победил меня, этот человек. Он завладел мною. Я не мог устоять перед зрелищем величия и славы, которым он покрывал Францию. Когда я понял, чего он хотел, когда я увидал, что он готовит для нас ложе лавров, я сказал себе: вот государь, и я отдался ему. И вот! О да, мой милый, это самый великий человек прошедших и будущих веков.]
– Est il a Moscou? [Что, он в Москве?] – замявшись и с преступным лицом сказал Пьер.
Француз посмотрел на преступное лицо Пьера и усмехнулся.
– Non, il fera son entree demain, [Нет, он сделает свой въезд завтра,] – сказал он и продолжал свои рассказы.
Разговор их был прерван криком нескольких голосов у ворот и приходом Мореля, который пришел объявить капитану, что приехали виртембергские гусары и хотят ставить лошадей на тот же двор, на котором стояли лошади капитана. Затруднение происходило преимущественно оттого, что гусары не понимали того, что им говорили.
Капитан велел позвать к себе старшего унтер офицера в строгим голосом спросил у него, к какому полку он принадлежит, кто их начальник и на каком основании он позволяет себе занимать квартиру, которая уже занята. На первые два вопроса немец, плохо понимавший по французски, назвал свой полк и своего начальника; но на последний вопрос он, не поняв его, вставляя ломаные французские слова в немецкую речь, отвечал, что он квартиргер полка и что ему ведено от начальника занимать все дома подряд, Пьер, знавший по немецки, перевел капитану то, что говорил немец, и ответ капитана передал по немецки виртембергскому гусару. Поняв то, что ему говорили, немец сдался и увел своих людей. Капитан вышел на крыльцо, громким голосом отдавая какие то приказания.
Когда он вернулся назад в комнату, Пьер сидел на том же месте, где он сидел прежде, опустив руки на голову. Лицо его выражало страдание. Он действительно страдал в эту минуту. Когда капитан вышел и Пьер остался один, он вдруг опомнился и сознал то положение, в котором находился. Не то, что Москва была взята, и не то, что эти счастливые победители хозяйничали в ней и покровительствовали ему, – как ни тяжело чувствовал это Пьер, не это мучило его в настоящую минуту. Его мучило сознание своей слабости. Несколько стаканов выпитого вина, разговор с этим добродушным человеком уничтожили сосредоточенно мрачное расположение духа, в котором жил Пьер эти последние дни и которое было необходимо для исполнения его намерения. Пистолет, и кинжал, и армяк были готовы, Наполеон въезжал завтра. Пьер точно так же считал полезным и достойным убить злодея; но он чувствовал, что теперь он не сделает этого. Почему? – он не знал, но предчувствовал как будто, что он не исполнит своего намерения. Он боролся против сознания своей слабости, но смутно чувствовал, что ему не одолеть ее, что прежний мрачный строй мыслей о мщенье, убийстве и самопожертвовании разлетелся, как прах, при прикосновении первого человека.

10.02.1910-5.09.1982

Подполковник Дуглас Бадер, весна 1941 года.

В России малоизвестным является тот факт, что в рядах Королевских ВВС (RAF) сражался летчик с судьбой, близкой судьбе советского летчика – Алексея Маресьева - у Дугласа Роберта Стюарта Бадера не было обеих ног. Дуглас Бадер родился 10 февраля 1910 года в Лондоне. Катастрофа произошла 14 декабря 1931 года на аэродроме Вудли. Демонстрируя пилотаж на сверхмалой высоте, Бадер врезался в землю. В результате полученных ранений правую ногу ему ампутировали выше колена, левую - на 6 дюймов ниже колена. Бадер оправился от тяжелых ран и еще более тяжелых операций, но был уволен из рядов Королевских ВВС.

Все попытки Бадера вернуться в авиацию до начала Второй мировой войны оканчивались неудачей. Ему это удалось только после ее начала и 27 ноября 1939 года он совершил первый самостоятельный полет на учебном самолете.

Бадер не только возвращается в строй. За достаточно короткий период Бадер сбивает 22 немецких самолета (подтвержденные победы), что выводит его в ряды лучших британских асов того времени.

Подполковник Дуглас Бадер становится командиром истребительного авиакрыла и разработчиком тактики массированного использования истребительной авиации. Он вводит в своем крыле вместо устаревшего и неуклюжего клина-тройки гибкие и эффективные тактические единицы - пару и четверку. То есть, он не только блестящий пилот, но и выдающийся командир.

Стороннему наблюдателю могло показаться, что Бадер начисто лишен нервов. Этот человек в черном летном костюме и бело-голубом шарфе спокойно забирался в кабину, совал трубку в карман, словно готовился поехать на пикник

Новые «Спитфайры Vb», получаемые вместо старых Mark II. Vb имели более высокую скорость и скороподъемность, а самое главное - в каждом крыле было смонтировано по 20-мм пушке. Это привело в восторг всех, кроме Бадера. Совершенно неожиданно он превратился в твердолобого консерватора. Бадер утверждал, что пушки - это плохое решение, потому что пилоты будут стремиться открывать огонь с большой дистанции, вместо того чтобы постараться подойти ближе. На сей раз он ошибался. Однако ничто не могло переубедить его. Почти вся эскадрилья уже пересела на новые самолеты, однако Бадер упрямо отказывался пересесть на новый самолет. Принятое распределение было совершенно правильным -командир должен летать на самом тихоходном самолете, потому что именно он задает скорость соединения, и остальные летчики должны иметь возможность свободно держаться рядом с ним, не насилуя свои моторы. Не все командиры крыльев поступали так, хотя здесь поведение Бадера было совершенно правильным. Наконец он пересел на новый самолет, но... на «Спитфайр Va», вооруженный пулеметами!

Если быть точным, то восторг английских пилотов по поводу установки пушек мягко говоря преувеличен. Швейцарская 20-мм пушка "Испано-Сюиза", производящаяся по лицензии в Англии и США обладала низкой надежностью. Раннее отпирание затвора нередко приводило к прорыву пороховых газов при выстреле и отрыву гильзы. К тому же запас патронов на ствол составлял всего 60 шт.

В последнем бою с большой группой истребителей противника в самолет Бадера врезался «мессер» и просто отрубил хвостовое оперение своим винтом.

Бадер попал в плен и до конца войны уже не воевал.

Узнав о плене Истребительное Командование нашло возможность сбросить Бадеру новые протезы - старые были повреждены при покидании самолета.

Интересен звонок Уинстона Черчилля по этому поводу в штаб Истребительного Командования:

«Дуглас!»

«Да, сэр».

«Я узнал из газет, что вы устроили братание с противником, сбросив протез попавшему в плен летчику».

«Да, сэр, вы можете назвать это братанием. Однако мы сумели сбить 11 вражеских самолетов, потеряв всего 6 или 7 своих. Поэтому я надеюсь, что вы поймете - дело того стоило».

Ответом было невнятное хмыканье, и телефонную трубку повесили.

Вызывает восхищение боевой дух Бадера, который после освобождения из плена, пытается раздобыть «Спитфайр», чтобы успеть совершить еще хотя бы пару вылетов. Поэтому вполне заслуженной наградой ему стало командование воздушным парадом над Лондоном в честь победы.

В феврале 1946 года Бадер уходит в отставку и возвращается на работу в компанию «Шелл», где продолжает летать по всему свету. При этом он неоднократно посещает госпитали для ветеранов войны. В 1976 году королева Елизавета II возвела Бадера в рыцарское достоинство за его деятельность в пользу инвалидов, «многих из которых вдохновил его личный пример».

Полковник сэр Дуглас Бадер скончался 5 сентября 1982 года от сердечного приступа во время турнира по гольфу в Айршире.